«Маленький принц» вопросы к сказке. Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц": описание, герои, анализ произведения «Все взрослые когда-то были детьми»

Подробное решение Страница / Часть 2 163-214стр. по литературе для учащихся 7 класса, авторов Петровская Л.К. 2010

1.Каким предстаёт перед вами Маленький принц? Какие у него представления о жизни, какие правила? Что он пытается понять, найти в путешествии по другим планетам? Что Маленький принц узнаёт о людях, встречаясь с хозяевами других планет?

Образ Маленького принца – образ человеческой души в идеале. Он воплощает в себе все лучшие черты, которые могут быть присущи человеку – открытость, чистота, возвышенность над материальным, мудрость. Вместе с тем, Маленький принц одинок. Его планета настолько мала, что там едва ли хватит места кому-то еще. А ведь по сути планета Маленького принца – символ внутреннего мира человека. С этой позиции особенный смысл приобретают слова Маленького принца: «Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Они характеризуют принца, как человека, способного очищать свои помыслы и наводить порядок, прежде всего в душе.

Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Маленький принц из сказки Сент-Экзюпери не мыслит свою жизнь без любви к нежным закатам, без солнца. «Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!» - говорит он лётчику. И немного погодя добавляет: «Знаешь... когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце...» Ребёнок ощущает себя частицей мира природы, к единению с ней он призывает взрослых. Малыш деятелен и трудолюбив. Он каждое утро поливал Розу, беседовал с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки...

В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь он и отправляется в свое путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними надеется понять и себя самого, и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало. Посещая последовательно шесть планет. Маленький принц на каждой из них сталкивается с определенным жизненным явлением, воплощенном в обитателях этих планет: властью, тщеславием, пьянством, псевдоученостью...

2.Где и как Маленький принц познаёт подлинную сущность отношений между людьми? Чему его учит Лис? Что в дружбе самое главное? Какие слова показались вам самыми важными в сказке?

Подлинную сущность отношений Маленький принц познает все же на земле. Он встречает лиса. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает наконец то, что искал. К нему возвращаются утраченные было ясность и чистота сознания. Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить. Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. «Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете... если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других...» Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения: приручать - значит создать узы любви, единения душ. Лис- дружба, и верный друг Лис учит Маленького принца верности, учит всегда чувствовать себя в ответе за любимую и за всех близких и любимых» «мы ответственны за тех, кого приручили».

Рисунки в книге выполнены самим автором и не менее знамениты, чем сама книга. Важно, что это не иллюстрации, а органическая часть произведения в целом: сам автор и герои сказки всё время ссылаются на рисунки и даже спорят о них. Уникальные иллюстрации в «Маленьком принце» разрушают языковые барьеры, становятся частью универсального визуального лексикона, понятного каждому.

ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1.Как повлияло знакомство с биографией Антуана де Сент-Экзюпери на чувство, с которым вы начали читать сказку? Что вы ожидали услышать в ней? Оправдались ли ваши ожидания? Какие эпизоды, картины и слова сказки остались в памяти?

Когда при чтении сказки вам было грустно? Где вы улыбнулись? Когда сказка иронична?

Было интересно прочесть о жизни этого писателя. Он не писал для детей и вначале казалось, что «Маленький принц» будет рассказом о жизни и приключениях какого-то принца из Марокко. Однако сказка получилась иной. Читать было очень интересно и сюжет был очень не обычным. Запомнились разговоры Принца с летчиком, а так же с Розой и Лисом.

При прочтении было немного грустно, жаль Маленького Принца, так как он был очень одинок. Было смешно читать про то, как принц встречал разных жителей на разных планетах. Здесь автор иронизирует над людскими пороками - стремление к власти, честолюбие, пьянство, любовь к богатству, глупость.

2.Как вы поняли посвящение в начале сказки? Так ли оно необходимо читателю?

Почему в сказке постоянно говорится о «странных взрослых»? В чём автор видит разницу между взрослыми и детьми? Можно ли считать «взрослость» только возрастным понятием? Почему Экзюпери так ценит детское восприятие мира?

Почему Маленький принц и лётчик быстро нашли общий язык и подружились?

Посвящение звучит необычно: сказка посвящена другу, когда он был маленьким. Возможно, автор имеет ввиду посвящение детству, в сказке пересекается мир взрослых и детей, автор как бы встречается с самим собой, только в детстве (недаром Принц узнает удава изнутри).

Противопоставление мира взрослых и детей отражается в словах автора:

«Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит».

Писатель всегда был убежден, что детское видение мира более правильное, более человечное и естественное. Представляя окружающий мир глазами ребенка, автор заставляет и нас задуматься о том, что мир должен быть не совсем таким, каким его делают взрослые. Что-то в нем не так, неправильно, и, поняв, что именно, взрослые должны постараться исправить это.

Думаем, что они нашли общий язык, потому что летчик не забыл свое детство. Время, которое лётчик и принц - взрослый и ребёнок провели вместе, они открыли для себя много нового и друг в друге, и в жизни. Расставшись, они унесли с собой частички друг друга, они стали более мудрыми, узнали мир другого и свой, только с другой стороны.

3.Откуда явился на Землю герой сказки и почему он «принц»? Что вы узнали о Маленьком принце из его рассказов о своей планете? Каковы его жизненные правила? Был ли Маленький принц счастлив на своей планете? Почему? Что изменилось в его жизни с появлением розы? Как вела себя роза при прощании, почему? О чём заставляют задуматься отношения розы и Маленького принца?

Маленький принц немногословен - о себе и своей планете он говорит очень мало. Лишь понемногу, из случайных, мимоходом оброненных слов, летчик узнает, что малыш прилетел с далекой планеты, «которая вся-то величиной с дом» и называется астероид Б-612. Маленький принц рассказывает лётчику о том, как он воюет с баобабами, которые пускают такие глубокие и сильные корни, что могут разорвать его маленькую планету. Выпалывать нужно первые ростки, иначе будет поздно, «это очень скучная работа». Но у него есть «твердое правило»: «...встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Люди должны заботиться о чистоте и красоте своей планеты, сообща беречь и украшать ее, не дать погибнуть всему живому. Маленький принц из сказки Сент-Экзюпери не мыслит свою жизнь без любви к нежным закатам, без солнца. «Однажды я за один день видел заход солнца сорок три раза!» - говорит он лётчику. И немного погодя добавляет: «Знаешь... когда станет очень грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце...» Он ощущает себя частицей мира природы, к единению с ней он призывает взрослых. Малыш деятелен и трудолюбив. Он каждое утро поливал Розу, беседовал с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки... И всё же он чувствовал себя очень одиноким.

Роза была капризна и обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но «зато она была так прекрасна, что дух захватывало!», и он прощал цветку его капризы. Однако пустые слова красавиц! Маленький принц принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным. Роза - это символ любви, красоты, женского начала, Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты.

Когда он уезжал, Роза сказала ему:

«Я была глупая, - сказала она наконец. - Прости меня и постарайся быть счастливым.

И ни слова упрека. Маленький принц был очень удивлен. Он застыл, смущенный и растерянный, со стеклянным колпаком в руках. Откуда эта тихая нежность?

Да, да, я люблю тебя, - услышал он. - Моя вина, что ты этого не знал. Да это и не важно. Но ты был такой же глупый, как и я. Постарайся быть счастливым… Оставь колпак, он мне больше не нужен.

Но ветер…

Не так уж я простужена… Ночная свежесть пойдет мне на пользу. Ведь я - цветок.

Но звери, насекомые…

Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками. Они, должно быть, прелестны. А то кто же станет меня навещать? Ты ведь будешь далеко. А больших зверей я не боюсь. У меня тоже есть когти.

И она в простоте душевной показала свои четыре шипа. Потом прибавила:

Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти - так уходи.

Она не хотела, чтобы Маленький принц видел, как она плачет. Это был очень гордый цветок…»

Только после разговора с Лисом ему открылась истина - красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. «Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. - Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою Розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас...» Рассказывая эту историю о Розе, маленький герой признается, что ничего тогда не понимал. «Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод и ещё не умел любить!»

4.Почему Маленький принц отправился путешествовать? С кем он встретился на других планетах?

Каковы его жизненные «открытия»? А ваши? Подумайте, зачем автор использовал в своей сказке такой художественный приём, как путешествие героя.

Маленький Принц отправился в путешествие в поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь он и отправляется в свое путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними надеется понять и себя самого, и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало. Посещая последовательно шесть планет,

Во время странствий Маленький принц побывал на разных планетах: короля, честолюбца, пьяницы, бизнесмена, фонарщика и географа. Каждая из этих планет - символическая ступень «познания мира» .

Во время своего путешествия Маленький принц встречается с различными взрослыми людьми. Здесь и властный, но добродушный король, который любит, чтобы все делалось лишь по его приказу, и важный честолюбец, желающий, чтобы все непременно почитали его. Попадается принцу также пьяница, которому стыдно, что он пьет, но который продолжает пить, чтобы забыть свой стыд. Мальчик удивляется, встретив бизнесмена, бесконечно считающего «принадлежащие ему» звезды, или фонарщика, включающего и выключающего свой фонарь каждую минуту и не имеющего времени на сон (хотя это занятие он любит больше всего на свете). Не может он понять и старого географа, который пишет огромные книги по рассказам путешественников, хотя сам не знает, что находится на его небольшой планете. А все потому, что он никуда не выходит, так как «слишком важная личность, чтобы шататься по свету».

Побывав на 6 планетах, Маленький принц отправляется на планету Земля. Он попадает в пустыню.

На планете Земля Маленький Принц встречает следующие персонажи:

Змея (Согласно мифологии, Змея - символ мудрости или бессмертия)

Цветок (Символ красоты)

Лис (Символ мудрости и знания жизни)

5.Почему самым важным событием в путешествии Малень-кого принца можно считать посещение планеты Земля? Какое впечатление произвела на него Земля сначала? Что испытал и понял Маленький принц на Земле? Какие жизненные истины открыл ему Лис? Какие истины он сам открывает лётчику, говоря о родниках в пустыне, о воде, которая «нужна и сердцу», о звёздах?

Потому что на земле он встречает Лиса, который открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы, о чем люди давно забыли и потому лишились друзей и потеряли способность любить.

Вначале земля показалась ему непростой планетой. «Люди занимают так много места». «…У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей» .

К пониманию простой мудрости о важности любви, дружбы и чистоты сердца, героя также приводит еще один персонаж – Змея – простой, но очень емкой характеристикой человечества в целом:

«А где же люди? - вновь заговорил наконец Маленький принц. – В пустыне все-таки одиноко... - Среди людей тоже одиноко, - заметила змея»

Кроме этого он встретил тысячи роз в саду и был поражен, так как думал, что его роза одна на свете. И принц расплакался, однако перед ним появился Лис.

Маленький принц завязывает трогательную дружбу с Лисом, «приручает» его, чтобы не быть одиноким.

Маленький принц приручает в пустыне лису, а на своей планете – розу. Приручить – это значит сделать узнаваемой одну лису среди тысячи лис. Приручить – значит связать себя с другим существом нежностью, любовью, чувством взаимной незаменимости, чувством ответственности. Приручить – значит уничтожить безликость и равнодушие отношения к живому. Особая ценность дружеского общения заключается в том, что человек приучается видеть в другом прежде всего его лучшие, достойнейшие стороны.

втор просит запомнить, что нужно быть в ответе друг за друга. Быть в ответе за всех: за детей, взрослых, стариков. За все живое. Именно в этом закон, именно в этом истина. Лис вовсе и не раскрыл перед принцем секрета. Он сам знал ее, эту истину, она жила в нем, как живет во всяком ребенке.

6.Помогли ли вам беседы Маленького принца с Лисом и лёт-чиком понять, что же является самым главным в жизни человека, в чём его счастье, как нужно жить?

Мы должны научиться заботиться о тех, кто рядом, жить в гармонии и слушать свое сердце, тем самым расширяя границы своей души.

На наш взгляд сказка не похожа на все остальные сказки, она очень особенна и своеобразна.

«Маленький принц» по жанровой принадлежности представляет собой сказку-притчу, где в аллегоричных образах раскрываются основные проблемы человечества: духовная слепота, черствость, невозможность открыть свое сердце миру и близким. К жанру сказки его можно отнести также основываясь на таких аспектах, как изображение фантастических событий, произошедших с главным героем, наличие сказочных персонажей (Роза, Лис, Змея) и универсальность, масштабность заложенных в данное произведение идей.

Сюжет сказки основывается на рассказе-воспоминании летчика, когда-то мечтавшего быть художником, но похоронившего свою мечту под воздействием «взрослого» окружения. Потерпев крушение в пустыне, летчик неожиданно встречает ребенка - Маленького принца, прилетевшего с другой планеты. В дальнейшем рассказывается о жизни принца на своей крохотной планете, его встреча с дивным, но капризным цветком Розой, и его путешествия по соседним планетам-астероидам, населенным различными взрослыми, олицетворяющими всевозможные пороки человечества, такие как тщеславие, пьянство, черствость. Автор умышленно не создает фантастичных монстров, так как эти персонажи сами по себе являются чудовищами с точки зрения человечности.

«Маленький принц» появился на свет в 1943-м году, в Америке, куда Антуан де Сент-Экзюпери сбежал из оккупированной нацистами Франции. Необычная сказка, одинаково хорошо воспринимаемая как детьми, так и взрослыми, оказалась актуальной не только в период Второй мировой войны. Сегодня ей по-прежнему зачитываются люди, пытающиеся найти в «Маленьком принце» ответы на вечные вопросы о смысле жизни, сущности любви, цене дружбы, необходимости смерти.

По форме – состоящая из двадцати семи частей повесть, по сюжету – сказка, рассказывающая о волшебных приключениях Прекрасного принца, покинувшего из-за несчастной любви родное королевство, по художественной организации – притча – проста в речевом исполнении (по «Маленькому принцу» очень легко учить французский язык) и сложна в плане философского содержания.

Главная идея сказки-притчи – утверждение истинных ценностей человеческого бытия. Главная антитеза – чувственное и разумное восприятие мира. Первое – характерно для детей и тех редких взрослых, которые не утратили детской чистоты и наивности. Второе – прерогатива взрослых людей, прочно укоренившихся в мире созданных ими же самими правил, зачастую нелепых даже с точки зрения разума.

Появление Маленького принца на Земле символизирует рождение человека, приходящего в наш мир с чистой душой и любящим сердцем, открытым для дружбы. Возвращение сказочного героя домой происходит путём реальной смерти, наступающей от яда пустынной змеи. Физическая смерть Маленького принца воплощает в себе христианскую идею о вечной жизни души, которая может отправиться на Небо, только оставив на земле свою телесную оболочку. Годовое пребывание сказочного героя на Земле соотносится с идеей духовного роста человека, учащегося дружить и любить, заботиться о других и понимать их.

Образ Маленького принца основан на сказочных мотивах и образе автора произведения – представителе обнищавшего дворянского рода, Антуана де Сент-Экзюпери, носившего в детстве прозвище «Король-Солнце». Маленький мальчик с золотистыми волосами – это душа так и не выросшего автора. Встреча взрослого лётчика со своим детским Я происходит в один из самых трагичных моментов его жизни – авиакатастрофе в пустыне Сахара. Балансирующий на грани жизни и смерти автор узнаёт историю Маленького принца во время ремонта самолёта и не просто разговаривает с ним, но и идёт вместе к колодцу, и даже несёт своё подсознание на руках, придавая ему черты реального, отличного от него персонажа.

Взаимоотношения Маленького принца и Розы – аллегорическое изображение любви и разности её восприятия мужчиной и женщиной. Капризная, гордая, прекрасная Роза манипулирует своим возлюбленным до тех пор, пока не теряет власть над ним. Нежный, робкий, верящий в то, что ему говорят, Маленький принц жестоко страдает от ветрености красотки, не сразу понимая, что любить её нужно было не за слова, а за дела – за тот чудесный аромат, который она ему дарила, за всю ту радость, что она приносила в его жизнь.

Увидев на Земле пять тысяч Роз, космический путешественник приходит в отчаяние. Он чуть было не разочаровывается в своём цветке, но вовремя встретившийся ему на пути Лис объясняет герою давно забытые людьми истины: о том, что смотреть нужно сердцем, а не глазами, и быть в ответе за тех, кого приручили.

Художественный образ Лиса - аллегорическое изображение дружбы, рождающейся из привычки, любви и желания быть кому-то нужным. В понимании животного друг – тот, кто наполняет его жизнь смыслом: разрушает скуку, позволяет видеть красоту окружающего мира (сравнение золотистых волос Маленького принца с пшеничными колосьями) и плакать при расставании. Маленький принц хорошо усваивает данный ему урок. Прощаясь с жизнью, он думает не о смерти, а о друге. Образ Лиса в повести также соотносится с библейским Змеем-искусителем: впервые герой встречает его под яблоней, животное делится с мальчиком знанием о самых важных жизненных основах – любви и дружбе. Как только Маленький принц постигает это знание, он тут же приобретает смертность: на Земле он появился, путешествуя с планеты на планету, а вот уйти с неё может только путём отказа от физической оболочки.

В роли сказочных чудовищ в повести Антуана де Сент-Экзюпери выступают взрослые люди, которых автор выхватывает из общей массы и помещает каждого на свою планету, замыкающую в себе человека и словно под увеличительным стеклом показывающую его сущность. Стремление к власти, честолюбие, пьянство, любовь к богатству, глупость – наиболее характерные черты взрослых людей. Общим для всех пороком Экзюпери выставляет деятельность/жизнь, лишённую смысла: король с первого астероида правит ничем и отдаёт только те приказы, которые могут выполнить его выдуманные подданные; честолюбец не ценит никого, кроме себя; пьяница не способен выйти из порочного круга стыда и выпивки; деловой человек без конца складывает звёзды и находит радость не в их свете, а в их стоимости, которую можно написать на бумаге и положить в банк; старик-географ погряз в теоретических умозаключениях, не имеющих ничего общего с практической наукой географии. Единственным разумным человеком, с точки зрения Маленького принца, в этом ряду взрослых выглядит фонарщик, чьё ремесло полезно для других и прекрасно по своей сути. Возможно, именно поэтому оно и теряет свой смысл на планете, где сутки длятся одну минуту, а на Земле уже вовсю работает электрическое освещение.

Повесть о мальчике, явившемся со звёзд, выдержана в трогательном и светлом стиле. Она вся проникнута солнечным светом, который можно обнаружить не только в волосах и жёлтом шарфике Маленького принца, но и в бескрайних песках Сахары, пшеничных колосьях, оранжевом Лисе и жёлтой Змее. Последняя сразу же опознаётся читателем как Смерть, ведь именно ей присуще могущество, большее, «чем в пальце короля» , возможность «унести дальше, чем любой корабль» и способность решать «все загадки» . Змея делится с Маленьким принцем своим секретом познания людей: когда герой жалуется на одиночество в пустыне, она говорит, что «среди людей тоже» бывает «одиноко» .

Недаром говорят, что всё гениальное просто. Эта фраза хорошо характеризует произведение Антуана де Сент Экзюпери, известное каждому с детства. Вряд ли найдется сегодня человек, который и не слышал ничего о «Маленьком принце». Этот простой, внешне незамысловатый текст, давным давно растасканный на цитаты, прочно вошел в массовую культуру общества. Почему? Вероятнее всего из-за своей простоты и доступности каждому. Но при всей простоте и вполне заслуженной популярности, язык не поворачивается назвать эту книгу «попсой» из-за того вульгарного и похабного значения, в котором сегодня принято употреблять это слово. За каждой фразой «Маленького принца», за констатацией простых истин, кроется невероятная философская глубина. Те, кто хорошо знаком с творчеством Экзюпери не будут спорить с тем, что этот французский летчик был глубоким философом, мудрецом и борцом за высшие ценности. Это он демонстрирует в «Цитадели» и в других своих произведениях. Однако большинству Экзюпери известен как автор «Маленького принца», и совершенно точно именно в этой сказке-притче квинтэссенция всего его творчества.

«Все взрослые когда-то были детьми»

В этой фразе автора выражается целая философия, пронизывающая произведение. Тема противопоставления «Взрослости» и «Детскости» одна из основных тем . И речь здесь, конечно же, идет не о биологическом возрасте. За этим противопоставлением скрывается сразу несколько антитез с глубоким философским содержанием, «Формальность» и «Творчество», «Замкнутость» и «Открытость», «Насущное» и «Вечное». Маленький принц — образ вечного ребенка, который живет в каждом человеке и который всё менее и менее проявляет себя, когда мы взрослеем, не в биологическом, а скорее в нравственном плане. «Взрослого» не интересуют вечные вопросы, его волнует сколько денег он заработал, сколько звезд на небе, и ему нужно справиться со злосчастной гайкой, чтобы починить самолет, ведь иначе, когда кончится вода, гибель неминуема. Но тут появляется маленький принц, который смотрит на всё с детской непосредственностью и ему совершенно непонятна важность гайки, для него важно другое. И стоит только задуматься об этом, как происходят чудеса. «Наверное я старею», - думает рассказчик, пытающийся починить самолет. Взрослые очень любят цифры — цифры это конкретное, поверхностное, символичное, не позволяющее проникнуть внутрь, «взрослые» живут этим вопросом «сколько» и совсем не задумываются о вопросе «Зачем». «Зачем нужна власть, если нет подданных», «Зачем нужно пить?», «Зачем нужно рисовать карты или ». Из всех «взрослых» вопросом зачем задается лишь фонарщик, понравившийся маленькому принцу больше других, и тот понимает, что включать и выключать фонарь нужно только потому, что так повелось. В детстве мы постигаем вечные ценности - любовь, дружба, ответственность. Для взрослых это уже просто слова, концепты, в них нет того глубокого смысла, который вкладывает ребенок.

Исторический контекст

Читая сказку «Маленький принц» мало кто может подумать, что написана она в 1943 году, в самый разгар катастрофы — мировой войны. На родине писателя, как он сам скажет в посвящении «холодно и голодно». Недаром книгу он посвящает своему другу, когда тот был ребенком, посылая ему в далекую военную Францию частичку детского тепла и непосредственности, ведь он так нуждается в утешении. Своей простой доброй сказкой автор как будто хочет показать, до чего довела взрослость, недопонимание, формализм и невнимание к самому дорогому, к тому что есть внутри нас. Люди убивают друг друга.

Важно, что сам писатель в тот момент, когда он создает это произведение, живет в Америке. Экзюпери не любил США и много раз честно в этом признавался. И не любил он эту страну как раз за её ненормальную гипертрофированную «взрослость», выражаясь философским языком Экзюпери. Америка — страна бизнеса, денег, страна цифр и карт, того, что так не понятно маленькому принцу, всё это наносное, ненастоящее. Уже тогда, в 40-е в Америке чувствовался этот дух «деловитости» в плохом смысле этого слова, ведь недаром ещё до этого английский классик Диккенс сказал, что миссия Америки — опошлить вселенную. Вероятно во «взрослости» Экзюпери очень много «американскости».

«Он раздавал только разумные приказы» Планета короля — один из самых интересных моментов книги. Здесь, в образе короля, наиболее ярко показана двойственность всех обитателей планет — взрослых персонажей, в которых есть что-то для того, чтобы вернуть в себе эту детскость, чтобы снова научиться чувствовать и понимать непреходящие ценности. Только почему-то они этого не замечают. С одной стороны король из книги Экзюпери — философствующий правитель, каких на самом деле не хватало истории, он не противоречит ходу событий, а лишь старается узаконить его. Ведь зачем повелевать то, что всё равно не будет исполнено? В среде литературоведов, рассуждающих о книге Экзюпери, встречалось даже сравнение короля с Кутузовым, который своей мудростью и осторожностью выиграл войну, наблюдая за ходом событий и умело их используя. Но у короля есть и другая сторона — власть ради самой власти. Король властолюбец и ему всё равно, есть ли у него подданные, для него самое главное лишь то, что он может править, а кем и зачем править — вот это не важно. А ведь это бич многих правителей. В соотношении двух сторон — с одной стороны власть ради себя самого, а не ради того кем ты правишь, а с другой стороны осознание необходимости этой власти и заботы о своих подданных. В этой теме, которую условно можно назвать «философией власти» Экзюпери снова проявляется исторический контекст, чувствуется боль тоталитарных режимов. Ведь что такое тоталитарный режим — это власть ради власти, это система в которой люди винтики, и в которой правителей мало волнует, способны ли эти люди выполнить его чаяния, подданные — это ресурс, а не инструмент, и уж тем более речи быть не может о «приказе полезном для подданного» (а король из сказки назначает маленького принца послом, понимая что ему важно продолжать путешествие). Тема авторитарных режимов тоже не могла не волновать Экзюпери, в 1936 году , в тот год, когда там началась гражданская война, приведшая к власти Франко, строки своей великой сказки он писал в годы мировой войны, развязанной немецким нацистским режимом.

Во фразе короля «Если я прикажу своему подданному полететь ласточкой, а он этого не сделает, кто будет в этом виноват?» целая глубокая политическая философия. И примечательно в этой теме то, что показывая двойственность феномена власти в образе короля и заставляя читателя задуматься о её сути, целесообразности и предназначении.

Экзистенциализм наоборот

В сказке очень много экзистенциальных моментов, вся сказка это философия бытия, она , о вечных ценностях, о том, зачем человек существует на этой земле. Ведь маленький принц не случайно появляется именно тогда, когда «взрослость» начинает побеждать над детскостью. В отличие от своих земляков, Ж. П. Сартра и А. Камю, не признававших ни дружбы, ни любви, и думавших о бесцельности существования, Экзюпери наоборот пытается возродить эти ценности, пытается вернуть культ искренности, дружбы и любви, показав что именно в них скрыт подлинный смысл существования. Это своеобразный экзистенциализм наоборот, это философия дающая утешение в том самом мире, в котором уже не во что верить, это история возвращающая утерянный смысл жизни.

Евангелие от Экзюпери

Если произведение «Сто лет одиночества» называют библией от Гарсия Маркеса, то «Маленький принц» это точно Евангелие от Экзюпери, в сказке можно заметить немало христианских мотивов, в появлении маленького принца и его разговоре с летчиком явно просматривается тема спасения души. Маленький принц — предстает как мессия, как спаситель, пришедший на землю, чтобы вернуть ей утраченное, чтобы дать утешение и если это будет возможно - вернуть веру. Маленький принц погибает в конце книги — он погибает человеческой «взрослой» смертью от укуса змеи. Но умер ли маленький принц? Скорее всего он просто вернулся в свой мир, на свою планету, где он будет ухаживать за розой и любоваться закатом солнца. Рассказчик верит в то, что маленький принц не умер, он просто улетел, но он обязательно вернется, обязательно должно быть второе пришествие. И быть может, он действительно возвращается, возвращается в каждом из нас. Хотя, с того момента как Экзюпери писал эту сказку и после того как он остался в небе, однажды не вернувшись из полета, мир стал ещё более жестоким, «взрослость» всё больше берет в нас верх, а наносные ценности представляют большую важность, замещая в наших сердцах что-то вечное, мы уже не способны любить просто так.

Любить просто так

В завершение своего размышления о книге Экзюпери хочется вспомнить ещё пару цитат, ставших простыми истинами для каждого с детства. «Мы в ответе за тех, кого приручили» - слово приручить, у Экзюпери вовсе не имеет научного значения «одомашнить» или «присвоить», приручить — значит понять, познать, проникнуться, сделать частью себя. Это как раз о любви просто так, о дружбе ради самой дружбы, о духовной близости, которой так не хватает. О том же самом говорит и фраза: «Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь», - она звучит из уст Лиса, персонажа, который символизирует дружбу, настоящую и искреннюю, дружбу просто так. Экзюпери призывает нас жить сердцем, научиться чувствовать и впустить в себя этого маленького принца, это прекрасное настоящее, которое точно есть в душе каждого, его нужно просто увидеть, но не глазами, а сердцем.

Конечно же в этой короткой статье я затронул далеко не все, а лишь некоторые, наиболее важные для меня, моменты в философии А. Экзюпери. Напоследок сделаю ещё одно замечание. Всё, что было написано выше — это лишь моё понимание книги Экзюпери. Возможно, вы, прочитав, увидите в ней что-то другое. И это самое прекрасное, что есть в литературе, я считаю что формула «Этим автор хотел сказать то-то...» - самая главная ошибка литературоведения. Важно не то, что хотел сказать автор, а то, . И прекрасно, если каждый откроет в книге свои собственные смыслы, а не станет пересказывать хрестоматию, ведь самого главного глазами не увидишь. Я думаю, Экзюпери понравилось бы такое понимание литературы, ведь маленький принц живет в каждом из нас и он для каждого свой.

Почему маленький принц умер?
Нет, даже не умер, а покончил жизнь самоубийством? Ведь он попросил желтую змейку его укусить? Он не хотел жить? Мы все читаем «Маленького принца» как сказку. Историю о том, как дети в шляпе способны увидеть удава, проглотившего слона… О том, как маленький мальчик всю жизнь искал любви. Но даже роза его не любила. Она требовала внимания. И он это понимал. Исполнял ее прихоти, почему? Потому что «мы ответственны за тех, кого приручили»? Тогда что же получается? Не любишь, но ответственен? Глупо! И маленький принц это понял, он понял, что без любви нет смысла. В сказке никто ни разу не говорит «Я люблю тебя». Никто. Все пытаются что-то делать, продолжать приносить пользу, наполнять свою жизнь отсутствующим смыслом. Но не любить! Отчего? Потому что боятся? Или не уверенны в себе? Или не кого? А может, потому что любовь, это и есть ответственность. Ответственность за того, кого любишь?
Но главное - он знал правду, он знал все как есть. У него не было двойного дна. Он сам был и маленькой планетой, и космосом вокруг нее. Он был всем, самой жизнью. Но где он теперь? "Зачем этот мальчик покончил жизнь самоубийством?"
Мы превратились во «взрослых». «Взрослые, - пишет Антуан де Сент-Экзюпери, - очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: "А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?" Они спрашивают: "Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?" И после этого воображают, что узнали человека». Мы превратились в таких «взрослых».
Мы стали «Королями», для которых все - поданные. Кто-то превратился в «Пьяницу», которому совестно, что он пьет, и он пьет, чтобы забыть, что ему совестно. Многие стали «Деловыми людьми», которым кажется, что они владеют звездами, хотя на самом деле в их ведении - одни закорючки. Некоторые живут как «Фонарщик» - когда-то они помогали людям, а теперь просто следуют привычке включать и выключать свет. Наконец, все взрослые стали «Географами» и больше «не отмечают цветы» на карте, потому что «цветы - эфемерны».
В нас проросли семена зловредных баобабов. «Если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься, - предупреждает Маленький Принц. - Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки». Вообще, это очень просто - встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету. Баобабы надо непременно выпалывать каждый день, как только их можно отличить от будущих розовых кустов. Молодые ростки у них почти одинаковые...»
Антуан де Сент-Экзюпери пишет о «планете», а речь идет о душе. Он говорит о розовых кустах, а рассказывает о внутреннем свете, он описывает баобабы, а предупреждает о темной стороне души. Эту чистую проповедь поняли не многие.. Антуан предупреждал - семена баобабов постоянно прорастают, они могут уничтожить душу. Наш внутренний свет едва брезжит. Какой-то мальчик не услышал, насколько «страшно важно и неотложно» бороться с тьмой внутри.
Зачем Маленький Принц покончил жизнь самоубийством?..
Слышащий да услышит, знающий… ответит…
И пробрало же меня!
«Мы ответственны за тех, кого приручили»... Это неправильно. Если ты пытаешься быть за кого-то «ответственным», но сам его не любишь, это не ответственность - это ложь. Мы ответственны не за тех, кто нас любит, а за тех, кого мы любим. Любовь - это сила. Кто любит - тот и отвечает. И тогда все правильно, потому что по-честному. А быть ответственным, не любя, это неправда.
- Правда - это точка, после которой начинается жизнь. Во лжи нельзя жить. Ложь помогает существовать, но она убивает жизнь. И это труднее всего - не врать самому себе. Знаешь, я давно спрашивала себя - чем мудрец отличается от святого? И теперь мне кажется, я поняла. Мудрый человек - это тот, кто знает правду о других людях, видит, что у них на сердце. Он - мудрый. А святой человек...

Главная мысль произведения «Маленький принц» Экзюпери легко определяется после прочтения.

Главная мысль «Маленький принц» Экзюпери

Автор в лице Маленького принца показывает нам что является главным и имеет смысл в жизни. Как научиться доверять друг другу, быть добрыми и понимать что мы в ответе за тех кого приручили, о том что мы должны помнить что мы все «родом из детства». Ведь Маленький принц сам проходил этот путь, познавал мир который находится вокруг него, и научилься слушать свое сердце.

«Любить - это не значит смот­реть друг на друга, это значит смотреть в одном направле­нии» - эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки. «Маленький принц» был написан в 1943 году, и трагедия Евро­пы во Второй мировой войне, воспоминания писателя о раз­громленной, оккупированной Франции накладывают свой от­печаток на произведение. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, жи­вую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художест­венным его осмыслением. Только художник способен увидеть сущность - внутреннюю красоту и гармонию окружающего его мира. Ещё на планете фонарщика Маленький принц замечает: «Когда он зажигает фонарь - как будто ещё рождается одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь - как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво». Главный герой говорит внутрен­ней стороне прекрасного, а не ее внешней оболочке. Человече­ский труд должен иметь смысл, а не просто превращаться в ме­ханические действия. Любое дело полезно лишь тогда, когда оно внутренне прекрасно.

Особенности сюжета «Маленький принц»

Сент-Экзюпери берёт за основу традиционный сказочный сюжет (Прекрасный принц из-за несчастной любви покидает отчий дом и странствует по бесконечным дорогам в поисках счастья и приключений. Он старается снискать славу и покорить тем самым неприступное сердце принцессы.), но переосмысливает его по-своему, даже иронически. Его прекрасный принц совсем ребенок, стра­дающий от капризного и взбалмошного цветка. Естественно, о счастливом финале со свадьбой не идет и речи. В скитаниях Маленький принц встречается не со сказочными чудовищами, а с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоисти­ческими и мелочными страстями. Но это только внешняя сто­рона сюжета. Несмотря на то что Маленький принц ребёнок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, кото­рых встречает на своём пути главный герой, намного страш­нее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц жертвует материальной оболочкой - он выбирает те­лесную смерть. В повести две сюжетные линии: рассказчика и связанная с ним тема мира взрослых людей и линия Малень­кого принца, история его жизни.