Мал золотник да дорог значение пословицы. Значение пословицы «мал золотник да дорог. Почему "мал золотник, да дорог"

Красивая и яркая речь - важная характеристика личности. Тот, кто любит и знает родной язык, также черпает вдохновение из фольклора. Такого оратора хочется слушать. А людям со скудной речью, напротив, труднее завоевать авторитет в обществе. Народная мудрость собиралась веками и с таким трудом записывалась и передавалась между поколениями. А сейчас можно воспользоваться любым словарем фразеологизмов, чтобы установить значение пословиц. «Мал золотник, да дорог» - выражение, которое современному человеку так просто не расшифровать. Эта статья посвящена именно ему.

Происхождение слова «золотник»

Первая ассоциация, которая возникает со словом «золотник», - золото. И это совершенно верно, золотником в старину называли наименьшую меру веса, равную чуть более 4 граммов. Это была крошечная гирька, которой, в свою очередь, измеряли вес золота и серебра. Затем Русь перешла на метрическую систему расчетов, а золотник упразднили. Но следом появилась золотая монета с таким названием. Как вы понимаете, ценность тех денег была высока, поскольку они изготавливались из драгоценного металла.

А теперь установим значение пословиц. «Мал золотник, да дорог» - этой фразой подчеркивается достоинство чего-либо маленького размера, но очень важного по своему существу. Точно так же можно охарактеризовать человека, внешность которого не соответствует его реальным достоинствам: уму, доброте, умению помогать ближним и другим положительным качествам. Народная мудрость дает понять, что нельзя судить по обложке, составлять поверхностное мнение. Всегда можно копнуть глубже, чтобы установить истинную суть вещей.

Правильное употребление

Как понять «мал золотник, да дорог», вы уже точно уверены. Этимология фразы уходит корнями во времена, когда монеты чеканили из чистого золота. А теперь свой пассивный запас слов стоит привести в действие: разнообразьте беседы с друзьями, скучную переписку по электронной почте, общественные выступления пословицами, поговорками, фразеологизмами. Употреблять это выражение можно в любых обстоятельствах, кроме тех, которые требуют официально-делового стиля общения.

Не путайте значение пословиц. «Мал золотник, да дорог» В.И. Даль отнес к категории «Много-мало». То есть правильно использовать эту фразу можно в ситуации, когда речь идет о чем-то маленьком.

Синонимичные выражения

В словарях есть множество других имеющих аналогичное значение пословиц. «Мал золотник, да дорог» - так говорят про молодого человека, но при этом весьма перспективного. Эту пословицу без ущерба для смысла высказывания можно заменить следующей: «Мал соловей, да голос велик». В данной фразе тонко подмечено свойство этой певучей птицы выглядеть серой и ничем не примечательной. Еще есть пословица «Мал муравей, да горы копает». Муравей, золотник и соловей с виду небольшого размера, но это впечатление обманчиво.

Ложка дегтю в бочке с медом

Дёготь - тёмная густая жидкость с резким неприятным запахом.
Смысл: даже небольшое количество дёгтя испортит запахом целую бочку мёда.
Говорится с досадой от того, что незначительная, но неприятная мелочь испортила всё хорошее (дело, настроение, впечатление и т.п.).
Примеры из литературы:
1) На земле нет ничего совершенного, и как ни малы требования человека, судьба никогда вполне не удовлетворит его, даже испортит дело, если можно… Ложка дёгтю попадёт-таки в бочку мёда! (И. Тургенев, “Петушков”);
2) - Не хотелось бы мне портить праздничного настроения собравшихся, - начал Рогов. - Так сказать, ложка дёгтя в бочку мёда! - настороженно покривил губы Дробот (А. Волошин, “Земля кузнецкая”).

Лучше синица в руке, чем журавль в небе ” или “не сули журавля в небе, а дай синицу в руки

Синица - маленькая певчая птичка с пёстрым оперением, не улетающая на зиму в тёплые края.
Журавль - большая болотная птица с длинными ногами и шеей и крепким прямым клювом. На зиму улетает в тёплые края.
Смысл: лучше иметь хоть немногое, но сейчас, чем ждать лучшего или большего, которое ещё тебе не принадлежит и неизвестно, будет ли принадлежать.
Говорится в ответ на обещание чего-то лучшего или большего, когда не хотят рисковать и предпочитают остаться с тем, что имеют в данный момент.
Примеры из литературы:
1) Крайне было бы глупо променять сытные обеды, мягкие пуховики на беспокойную должность, управителя, нет лучше синица в руки, чем журавль в небе (Д. Григорович, “Просёлочные дороги”);
2) Старший сказал: “И пословица говорит: искать большого счастья - малое потерять; да ещё: не сули журавля в небе, а дай синицу в руки” (Л. Толстой, “Два брата”);
3) - Так, стало быть, это пустяки - одни только надежды. Нет, Павел Васильевич, на жизнь нельзя так смотреть: жизнь серьёзное дело, пословица говорит: “Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки” (А. Писемский, “Тюфяк”).

Любишь кататься, люби и саночки возить

Катание с ледяных гор всегда было и есть любимое зимнее развлечение детей. Под гору санки быстро катятся, а на гору надо взбираться самому и тащить за собой на верёвке санки. Спускаться с горы весело и приятно, а тащить санки вверх утомительно.
Смысл: за свои удовольствия надо расплачиваться (своим трудом, временем, деньгами). Говорится, когда возникают хлопоты, заботы, а иногда и неприятности, как следствие тех удовольствий, которые человек получал, не задумываясь над тем, что его ждёт потом.
Пример из литературы:
1) - Да чем же я виновата? - А! - Коли кататься любишь, люби и саночки возить… (Ф. Решетников, “Где лучше?”).

Мал золотник, да дорог

Золотник - старая русская мера веса, равная 4,26 грамма. Вышла из употребления после 1917 года, когда в стране была введена метрическая система мер, в основу которой положены метр (мера длины) и килограмм (мера массы). До этого основными мерами веса были пуд (16 кг) и фунт (400 г), в котором было 96 золотников. Золотник был самой малой мерой веса и употреблялся он, главным образом, при взвешивании золота и серебра.
Смысл: небольшой по величине, но ценный по своим качествам.
Говорится о том, кто мал ростом или молод, но имеет много достоинств, положительных качеств, а также о чём-либо небольшом по размеру, но очень важном по существу.
Примеры из литературы:
1) Ещё лучше и милее младший брат Иван Малый. Вот уж воистину мал золотник, да дорог. Иван Малый хоть ростом и не вышел, а работает за троих (Н. Мординов, “Весенняя пора”);
2) В нашем организме находится всего лишь 20-30 миллиграммов йода. Ничтожное количество, не правда ли? Но, как говорят, мал золотник, да дорог. Без этого микроэлемента жизнь невозможна (Я. Туракулов, “Большие беды маленькой железы”).

Похожие страницы:

1. Давши слово, держись, а не давши, крепись
2. За одного битого двух небитых дают
3. Кабы знал, где упасть, соломки бы подостлал
4. И швец, и жнец, и в дуду игрец
5. Кашу маслом не испортишь

На Главную

Оглавление [Показать]

Мал золотник да дорог

В разделе Лингвистика на вопрос как разьяснить пословицу мал золотник, да дорог заданный автором Mironova* лучший ответ это МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ. Одобр. Говорится, чтобы под¬черкнуть достоинства чего-л. маленького по размеру, кажущегося незначительным, но важного по существу, или кого-л. молодого, но перспективного. Золотник в пословице - старинная русская мера веса, равная примерно ‘/|00 фунта, т. е. 4,266 г. Золотником называлась и гирька tiiKoro веса. Золотник был самой малой мерой веса - его употреб-(1ИЛИ, главным образом, для взвешивания золота и серебра. Отсю-дп и еще одно значение слова - ‘мелкая мера веса золота’ (ср. на вес золота) . Слово золотник встречается в памятниках письмен- 1 ности уже в X-XI вв. В договорных грамотах оно обозначало и J золотую монету определенного достоинства и веса - около 1/741 фунта. Известны и другие варианты этой пословицы: Мал золот-1 ник, да увесист; Мал золотник, да золото весят; Мал золот- J ник, да дорог, и велик фунт, да бросит; Мал золотник, да дорог,| велика Федора, да дура. Ср. также некоторые эквиваленты в дру-ч гих языках: укр. Невелик червшчик, та дорогий; польск. DukatA maty, ale wazny; нем. Klein ist die Goldmiinze, gilt aber viel. Воз- J можно, они свидетельствуют о том, что древнейшим значением^ слова «золотник» в пословице является денежное, а «весовое» J появилось позднее. Ш У любого дурака, Феденька, дурости на весь мир хватит, i А ум - как золото.. . Талант не всякому дан. Мал золотник, да до- « рог. (Ф. Гладков. Повесть о детстве) . И хотя издание относится к миниатюрным - все семь томов умещаются на ладони, - оно оказалось весомым и богатым по содержанию. Верно говорится: мал золотник, да дорог! {Правда. 28.05.92). * Отец еще до той сце¬ны у ректора называл его, Сумаедова, только по имени-отчеству. В этом было намешано много: ирония, самоирония, почтение (возможно) , самоуничижение, вероятно, была и прямая насмеш¬ка, но было и подчеркивание ведущей, главенствующей роли сына в семье. Мал золотник, да добычлив, да дорог. (С. Есин. Со- Л глядатай) . Ср. : Велик пень, да дупляст; Велика Федора, да дура; Мала птич¬ка, да ноготок востер; Мал соловей, да голос велик; Мал муравей, да горы копает; Мал ноготок, да остер; Мала кобылка, да велик воз ве¬зет; Мал горшок, да угодник.
Источник: ссылка

2 ответа

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: как разьяснить пословицу мал золотник, да дорог

Ответ от Shewsky

Ответ от Владимир Егоров
не очень ценный по стоимости подарок, но от очень близкого, дорогого человека.

Ответ от Алла Андреева
ещё есть продолжение: Велика фигура, да дура)

Ответ от ^Nika^
только в этой поговорке есть указание на меру веса

Ответ от Lena1891 *********
О чём идёт речь в поговорке «мал золотник, да дорог» . Слово золотник в современном русском языке имеет два прямых значения. Кроме технического приспособления, используемого в паровых машинах или подобных механизмах, золотником называется русская мера веса, равная примерно 4 граммам, которая, впрочем, была упразднена вместе с пудами и фунтами после введения метрической системы. Название этой единицы происходило от другого золотника (или златника) — мелкой золотой монеты, имевшей хождение в Киевской Руси. Именно на примере этой маленькой денежки народная мудрость гласит о том, что не стоит судить о ценности чего бы то ни было по его размеру.
Кстати, как это часто бывает, вначале поговорка была несколько длиннее. У писателей XIX века её полный вариант: мал золотник, да дорог, велика Федора, да дура. В словаре у Даля имеется подобная пословица: мал золотник, да золото весят, велик верблюд, да воду возят — тут всё-таки подразумевается мера веса.

Ответ от Ѐита Чан-Жу-Тин
смысл в том что дело не в размере а в его ценности, неважно насколько большой или дорогой предмет а то насколько он важен

Ответ от Алина
Это разве пословица?…

Ответ от Диана Lоve
это не пословица. А пипец вопще

Ответ от Джонатан Мабре
Это пословица!

Ответ от Катя КОЗЫРЕВСКАЯ
не всегда бывает дорогим, что по размерам. Золото может быть мало, но оно всё равно будет очень дорого

Ответ от Настя Класс
Мал золотник да дорог - на вид неказистый, неброский, скромный человек (явление, действие, выражение) на поверку может оказаться очень интересным, ценным, ярким, важным, достойным внимания и уважения. Поэтому судить по внешнему облику, по тому, что на поверхности - дело неблагодарное, а иногда и вредное

2 ответа

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

У этого термина существуют и другие значения, см.

Золотник

Золотни́к - единица измерения массы русской системы мер.

Один золотник равен 96 долям, 0,333 лота, 4,266 грамма.

История

Название «золотник», вероятно, происходит от золотой монеты золотник, имевшей хождение в Киевской Руси и позднее. Золотник («златник») представлял собой маленькую золотую монету.

Первоначально это слово означало золотую монету, и именно в этом значении встречается оно в договоре 911 г. Киевского Князя Олега с Византией. В чисто метрологическом смысле золотник употребляется лишь в договоре, заключенном в 1229 г. Смоленским Князем Мстиславом с Ригой и Готландом. В золотниках измеряли количество чистого серебра или золота в монетах (т. н. золотниковая система проб).

Понятие «золотник» использовалось также для обозначения чистоты золота. Если, например, в золотой монете весом в 1 золотник (равен 96 долям) была 21 доля примесей от веса золотосодержащего сплава, а золота - 75 долей, то эту монету считали изготовленной из золота 75-й пробы или из «75-золотникового золота».

Соотношение с другими единицами

  • 1 пуд = 40 фунтов
  • 1 фунт = 32 лота = 96 золотников
  • 1 лот = 3 золотника

С 1899 года, в соответствии с «Положением о мерах и весах 1899 года», 1 фунт = 0,4095124 кг, следовательно, 1 золотник = 1/96 фунта ≈ 4,26575417 г.

Пословицы и поговорки

  • Болезнь входит пуда́ми, а выходит золотника́ми.
  • Мал золотни́к, да до́рог. - появление выражения связано с выпуском золотых монет в ходе денежной реформы Петра I весом в золотник
  • Мал золотник, да увесист .
  • Свой золотник чужого пуда дороже .
  • Слава приходит золотниками, а уходит пудами .
  • Мал золотник, да золото весит; велик верблюд, да воду возит .

Примечания

Ссылки

  • Каменцева Е. И., Устюгов Н. В. Русская метрология. - Изд. 2-е. - М.: Высшая школа, 1975. - 328 с. - Глава IV: Меры и денежный счёт периода Российской империи (XVIII в. - начало XX в.). // Библиотека Якова Кротова
  • Русская мера. М.: Издательский Дом «Экономическая газета», 2009. -ISBN 978-5-900792-49-1
О пословицах и поговорках

Как богат наш язык! И как мало мы вслушиваемся в нашу речь, речь своих собеседников… А язык – это как воздух, вода, небо, солнце, то, без чего мы не можем жить, но к чему привыкли и тем самым, очевидно, обесценили. Многие из нас говорят стандартно, не выразительно, тускло, забывая, что есть живая и прекрасная, могучая и гибкая, добрая и злая речь! И не только в художественной литературе…

Вот одно из свидетельств живописности, выразительности нашей устной речи. Ситуация самая обыкновенная – встреча двух знакомых, уже пожилых женщин. Одна к другой пришла в гости. «Батюшки, никак кума Федосья? – радостно восклицает Настасья Демьяновна, роняя из рук ухват. «Не мало ли вас, не надо ли нас?» - весело отвечает нежданная гостья, обнимаясь с хозяйкой. «Здорово, Настасьюшка!» «Здравствуйте, здравствуйте! Проходите да хвастайте!» - сияя улыбкой, отзывается Настасья.

Это не отрывок из художественного произведения, а запись беседы, свидетелем которой была известная собирательница народного творчества Н. П. Колпакова. Вместо обычных «Здрасьте!» - «Здрасьте!» - какой прекрасный диалог! И эти нестандартные выражения: «Не мало ли вас, не надо ли нас?» и «Здравствуйте, здравствуйте! Проходите да хвастайте!»

Мы говорим не только для того, чтобы передать собеседнику информацию, но выражаем свое отношение к тому, о чем ведем речь: радуемся и негодуем, убеждаем и сомневаемся, и все это – с помощью слова, слов, сочетание которых порождает новые оттенки мыслей и чувств, составляет художественные фразы, поэтические миниатюры… В школе нас знакомят обычно лишь с двумя видами красноречия: пословицами и поговорками .

Но есть еще и прибаутки . Это рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи. Например, «Мы люди близки: поедим из одной миски», «Ноги пляшут, руки машут, язык песенки поет» и другие.

К прибауткам относятся многочисленные шуточные приглашения войти, сесть за стол, ответы на них, приветствия. Прибаутки – это и выражения, характеризующие занятия, промыслы, свойства людей, выражения, содержащие шутливые оценки городов, сел, деревень, их жителей.

Родители, например, могут сказать о дочери: «Маша – радость наша!» или «Олюшка – одно горюшко». Раньше любили пошутить над жителями какой-либо местности. Рязанцев, например, поддразнивали за их «якающий» говор таким образом: «У нас в Рязани грябы с глазами: их бяруть – они бягуть, их ядять – они глядять».

Среди прибауток можно выделить, как их называли в народе, пустоговорки , обыкновенно рифмованные малопонятные выражения или наборы слов, не имеющие смысла. Например, говорили, закрепляя какой-нибудь договор: «Коли так, так так, перетакивать нечего, так таком и будет».

Есть приговорки . Это рифмованные речения, но, в отличие от прибауток, рассказывают они о чем-либо серьезном в жизни; приговорки связаны нередко с каким-либо действием, часто наставительны по своему характеру. Например, говорили, поучая нерадивых земледельцев: «Сей овес в грязь – будешь князь, а рожь – любит в пору да в золу».

Побасенки – поэтические миниатюры, в назидание, в поучение воспроизводящие какую-либо жизненную ситуацию. Побасенки часто представляют собой диалоги. Вот как изображается в одной из них лентяй: «Тит, поди молотить!» - «Брюхо болит!» - «Тит, поди кисель хлебать!» - «Где моя большая ложка?»

Побасенки ироничны, смешны, в отличие от прибауток и приговорок представляют собой более или менее развернутый текст, состоящий из нескольких фраз. Например, побасенка, вызывающая у нас невольно улыбку: «Федул, что губы надул?» - «Кафтан прожег». – «Можно зашить»… - «Да иглы нет». – «А велика ли дыра?» - «Один ворот остался».

Богато народное красноречие: прибаутки, поговорки, приговорки, побасенки, пословицы… Это все жанры устного народного творчества (вместе с загадками, скоро и чистоговорками), поэтического творчества, относящиеся к группе малых фольклорных жанров.

Пословицы и поговорки на практике часто путают. Да и сами два термина большинством воспринимаются как синонимические, обозначающие одно и то же языковое, поэтическое явление. Однако, не смотря на некоторые спорные, сложные случаи определения того или иного высказывания как пословицы или поговорки, в массе своей весь их фонд без труда может быть разделен на две части.

При разграничении пословиц и поговорок необходимо учитывать: 1) их общие обязательные признаки, отличающие пословицы и поговорки от других произведений народного творчества 2) признаки общие, но не обязательные, сближающие и разделяющие их одновременно 3) признаки, дифференцирующие их.

К общим обязательным признакам пословиц и поговорок можно отнести: а) краткость (лаконичность) б) устойчивость (способность к воспроизведению) в) связь с речью (пословицы и поговорки в естественном бытовании существуют только в речи) г) принадлежность к искусству слова д) широкая употребляемость.

Это настолько очевидные признаки!

Пословицы и поговорки – это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие выражения.

В истории изучения пословиц и поговорок были попытки выявить какой-либо один, но различающий их признак.

Считали, что пословицы, в отличие от поговорок, имеют всегда переносный смысл, они многозначны. Однако, среди пословиц есть и такие, которые мы употребляем всегда в их прямом смысле, например,: «Делу – время, потехе – час», «Кончил дело – гуляй смело» и так далее. С другой стороны, поговорки могут быть многозначными, иметь переносный смысл. Мы говорим: «Он воду в ступе толчет», а ведь смысл этой фразы далек от прямого значения составляющих ее слов.

Некоторые ученые в качестве основного признака разграничения пословиц и поговорок выдвигают особенности их синтаксического построения. Пословица, считают они, всегда законченное предложение, а поговорка лишь часть его. В таком признаке есть свой резон. Действительно, пословицы представляют собой всегда предложение, поговорки же, в большинстве своем, вне контекста речи, лишь часть предложения. Но среди поговорок имеются и выраженные предложением, а в речи поговорки всегда употребляются или как предложение, или в рамках предложения. Например, поговорки «Куда ветер дует», «Уши вянут», «Язык лыка не вяжет», оформлены как предложения.

И еще два признака, которые обычно считаются свойственными только пословицам. Существует мнение, что для пословицы характерна двусоставность, двухчастность, тогда как поговорка всегда одночленна, неделима на части. Действительно, многие пословицы двучленны, но далеко не все. «Береги платье снову, а честь смолоду» - двухчастная пословица, а пословица «Яйца курицу не учат» - одночастная. Пословицы могут быть и трех -, и четырех – частными.

Нередко говорят о том, что пословицы, в отличие от поговорок, ритмически организованы. Но встречаются и такие, в которых ритма нет. Например, «Голь на выдумки хитра», «Хрен редьки не слаще», «В чужих руках ломоть велик». А вот ритмически организованные поговорки: «Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса», «И нашим, и вашим» и другие.

Итак, целый ряд признаков, на основе которых иногда стремятся разграничивать пословицы и поговорки (переносный смысл, синтаксическое построение, деление на части, ритмичность), не является обязательным для всех пословиц и тем более для поговорок. В то же время, характеризуя пословицы, они вовсе не чужды и поговоркам.

По каким признакам можно разграничить пословицы и поговорки? Это – обобщающий характер содержания пословиц и их поучительность, назидательность.

«Сии изречения людей, среди народа превосходных умом и долговременною опытностью, утверждаясь общим согласием, составляют мирской приговор, общее мнение, одно из тайных, но сильных, искони сродных человечеству средств к образованию и соединению углов и сердец».

первая половина 19 века профессор И. М. Снегирев

«Пословица – коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение».

вторая половина 19 века В. И. Даль

Поговорка лишена обобщающего смысла и поучительности. Поговорки ничего не обобщают, никого не поучают. Они, как совершенно справедливо писал В.И.Даль, «окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, без заключения, применения… Поговорка заменяет только прямую речь окольною, не договаривает, иногда и не называет вещи, но условно, весьма ясно намекает.»

Пословицы – это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, часто образные, многозначные, имеющие переносное значение изречения, оформленные синтаксически как предложения, нередко организованные ритмически, обобщающие социально-исторический опыт народа и носящие поучительный, дидактический характер.

Поговорки – это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, часто образные, иногда многозначные, имеющие переносное значение выражения, как правило, оформляющиеся в речи как часть предложения, иногда бывающие ритмически организованными, не обладающие свойствами поучать и обобщать социально-исторический опыт народа.

Пословица – суждение, в ней содержится какой-то определенный вывод, обобщение. Назначение же поговорки – как можно ярче, образнее охарактеризовать то или иное явление или предмет действительности, украсить речь. «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка» - народная мудрость.

Поговорки используются для образно-эмоциональной характеристики людей, их поведения, каких-то житейских ситуаций. Поговорка – цветочек более всего нужна для выражения эмоций - негодования, ненависти, восхищения, презрения… «Тощ как хвощ», «Глуп, как осел, как индейский петух, как осетровая башка», «Толст как бочка». Мы ненавидим двуличных людей и говорим: «Личиком беленок, а душою – черненок». О бессовестном: «У него совесть – дырявое решето», о бездушном: «Не душа, а только ручка от ковша».

Поговорки помогают выразить эмоциональное состояние, недовольство (или наоборот) в связи с какими-то действиями, поступками людей: «Ему говорить – что к стенке горох лепить», «Шипит как коленное железо», «Смотрит как волк на теля», «Вертится как сорока на колу», «Сидит как на иголках», «Надулся как индюк», «Шумит как ветер в пустую трубу», «Сказал – как узлом завязал», «Говорит – что рублем дарит», «Как сыр в масле катается».

Особенно заметно различие между пословицами и поговорками на примере сходных словосочетаний. Оценивая кого-нибудь как любителя чужого труда, мы говорим: «Он любит чужими руками жар загребать». В этой фразе использована поговорка «чужими руками жар загребать», в ней нет ни обобщения, ни поучения. Однако, мы можем, говоря об этом же, и поучать, и обобщать: «Легко чужими руками жар загребать». И это уже будет не цветочек-украшение, а ягодка-суждение.

Мы говорим: «И нашим и вашим», «Чудеса в решете», «Шито-крыто», «От чего сыр-бор разгорелся?», «В ступе воду толочь» - это поговорки.

Однако, те же словосочетания с некоторыми, но весьма важными изменениями легко превращаются в пословицы: «И вашим и нашим за копейку спляшем», «Чудеса: в решете дыр много, а вылезти некуда», «Шито-крыто, а узелок-то тут», «Разгорелся сыр-бор из-за сосенки», «В ступе воду толочь – вода и будет».

Пословицы – это народная мудрость, свод правил жизни, практическая философия, историческая память. О каких только сферах жизни и ситуациях не говорят они, чему только не учат! Прежде всего, в них закреплен общественно-исторический опыт народа. Пословицы воспитывают в человеке патриотизм, высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни; они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. В них обобщен и житейско-бытовой опыт народа, формируется его нравственный кодекс, определяющий взаимоотношения людей в области семейных отношений, любви, дружбы. В пословицах осуждается глупость, лень, нерадивость, хвастовство, пьянство, обжорство, восхваляются ум, трудолюбие, скромность, трезвость и другие необходимые для счастливой жизни качества человека. Наконец, в пословицах – философский опыт осмысления жизни. «Вороне соколом не бывать» - ведь это не о вороне и соколе, а о неизменности сущности явлений. «Жгуча крапива, да во щах пригодится» - это не о крапиве, из которой действительно можно приготовить вкусные щи, а о диалектике жизни, о единстве противоположностей, о соотношении отрицательного и положительного. В пословицах подчеркивается взаимная зависимость и обусловленность явлений («От худой курицы худые яйца»), объективная последовательность событий («Не вдруг Москва строилась») и многое другое.

Народ очень точно охарактеризовал пословицы, отметив их связь с речью («Красна речь пословицей»), краткость («Есть притча короче носа птичьего»), особый склад («Не всякая речь пословица»), меткость («Пословица не мимо молвится»), правдивость («Пословица правду всем говорит»), мудрость («Глупая речь – не пословица»). Отмечено было и то, что в них выражалось общее, общенародное мнение, от которого ни кому не скрыться («От пословицы не уйдешь»), разъяснялось, что «на пословицу ни суда, ни расправы нет», даже если она говорит о неприятном, указывает на социальные язвы, семейно-бытовые пороки.

Пословицы и поговорки – древнейшие жанры устного народного творчества. Они известны всем народам мира, в том числе жившим давным-давно, до нашей эры – древним египтянам, грекам, римлянам.

Самые ранние древнерусские памятники литературы донесли сведения о бытовании пословиц и поговорок у наших предков. В «Повести временных лет», древней летописи, зафиксирован ряд пословиц: «Не идет место к голове, а голова к месту», «Мир стоит до рати, а рать – до мира» и других.

Некоторые пословицы, поговорки, неся на себе печать времени, сейчас воспринимаются уже вне того исторического контекста, в котором они возникли, и нередко мы их осовремениваем, не задумываясь над древним смыслом. Говорим: «Он подложил свинью», то есть сделал кому-то неприятное, помешал… Но почему «свинья» воспринимается как что-то отрицательное? Исследователи связывают происхождение этой поговорки с военной тактикой древних славян. Дружина клином, наподобие «кабаньей», «свиной» головы, врезалась в строй противника, рассекала его на 2 части и уничтожала.

Мы говорим: «Любит откладывать дела в долгий ящик», а «долгий ящик» - это специальный ящик, куда наши предки могли опускать просьбы, жалобы царю, но которые разбирались крайне медленно, долго, отсюда «долгий ящик». Когда плохи наши дела, говорим «Дело – табак». А поговорка идет от обычая бурлаков подвешивать к шее кисет с табаком. И когда вода доходила бурлакам до шеи, то есть становилось плохо, трудно идти, кричали: «Табак!»

Но, конечно, есть много пословиц, поговорок, исторические приметы которых видны и без особых комментариев, например, «Пусто, словно Мамай прошел», «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» и другие.

Ученые считают, что первые пословицы были связаны с необходимостью закрепить в сознании человека, общества какие-то неписанные советы, правила, обычаи, законы. Например, «Межа – и твоя, и моя» - о праве собственности на землю, «Сухой март, а май мокрый делают хлеб добрый» - подмеченная народная примета для земледельцев и другие.

Подавляющее число пословиц создано с воспитательной целью.

Новые пословицы создаются на месте старых. Этот процесс особенно хорошо заметен на примере пословиц, возникших в советское время. Так, например, «на трактор надейся, а коня не бросай» создана по образцу пословицы «На бога надейся, а сам не плошай» или «Учись, боец, командиром будешь» - «Терпи, казак, атаманом станешь» и так далее.

О творческих процессах, происходящих внутри самих пословиц и поговорок, говорит наличие среди них вариантов и версий. Например, «Дело не волк – в лес не убежит» имеет варианты: «Дело не медведь – в лес не уйдет», «Дела не голуби – не разлетятся» и так далее.

Одну и ту же пословицу можно варьировать и так и эдак и в результате получить версию – с другим смыслом. Например, «Тише едешь – дальше будешь» и версии: «Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь», «Тише едешь – никогда не доедешь».

Некоторые поговорки своим рождением обязаны самим же пословицам, другим жанрам устного народного творчества. Поговорка: «Голод не тетка», пословица: «Голод не тетка – пирожка не подсунет» и так далее.

Но более всего пословицы обязаны литературной басне, особенно басням И. А. Крылова. Кто не знает его пословиц! «А ларчик просто открывался», «А Васька слушает да ест» и другие.

Вообще литературные источники пословиц и поговорок значительны: «Счастливые часов не наблюдают» - А.С.Грибоедов «Горе от ума» или «Мы все глядим в Наполеоны», «Что пройдет, то будет мило», «Бойцы вспоминают минувшие дни» - А.С.Пушкин. «Одна ласточка не делает весны» - из басни Эзопа, «Привычка – вторая натура» - Аристотель и Цицерон, афоризм «Познай самого себя» приписывается Платону. Мы говорим: «Хорошо смеется тот, кто смеется последним», даже не подозревая, что эта пословица – из басни «Два крестьянина и туча» Ж. П. Флориана, французского писателя 18 века.

Разумеется, перенималось, запоминалось и употреблялось то, что было близким по духу. А поскольку пословицы и поговорки создавались всеми народами и произведения близки как по содержанию, так и по форме, то и процесс взаимствования не был трудным.

Все в пословицах и поговорках целесообразно, экономно, каждое слово на месте, а сочетания слов рождают новые повороты мысли, неожиданные образы.

Пословицы приметны своим ладом да складом. Говорят: «Хороша пословица в лад да в масть». «В лад» - это значит меткость, а «в масть» - значит складно, в соответствии с законами красоты. Говорили: «Это молвлено ладно, хоть и не складно».

Употребляясь в речи, пословицы и поговорки строились по ее законам, не выходя за пределы предложения.

Пословица, поскольку в ней высказывалась мысль, суждение, всегда была предложением, поговорка же в большинстве случаев – частью предложения. В пословице всегда были подлежащее и сказуемое, а поговорка выступала чаще всего одним из членов предложения – подлежащим, сказуемым, определением, обстоятельством. Например, обстоятельством места: «к черту на кулички».

Поговорки интонационно, как правило, не делятся на части; среди пословиц большинство 2-х частных; немало 3-х и 4-х частных. Например,

Солнышко садится –

батрак веселится,

солнышко восходит –

батрак с ума сходит.

Соотношение между частями пословицы разнообразно по смыслу. Одни пословицы строятся на противопоставлении, антитезе: «Мужик да собака всегда на дворе, а баба да кошка всегда в избе».

Есть по принципу разъяснения: вначале рассказывается о чем-либо, затем дается объяснение. Например, «Пришлось на печи сидеть сватье: застала зима в легком платье».

Есть по принципу нанизывания: «Ходи – не шатайся, говори – не заикайся, ешь – не объедайся, стой – не качайся».

Поэтические миниатюры должны быстро, моментально воздействовать на ум, чувства людей, а потому в них очень активно используются самые разнообразные художественные средства. Пословицы нашли удачный способ передачи сложных понятий, представлений, чувств – через конкретные, зримые образы, через их сопоставление. Широко использование в пословицах и поговорках сравнений. Вот так, например, с их помощью выражаются такие абстрактные понятия, как «добро» и «зло»: «Худое – охапками, хорошее – щепотью», «Добро что клад ищут, а худо – под рукой». Или «счастье» и «несчастье»: «Счастье – вольная пташка: где захотело, там и село», «Счастье – на крыльях, несчастье – на костылях».

Излюбленными художественными средствами пословиц и поговорок являются метафора, олицетворение: «Хмель шумит – ум молчит», «Убил двух зайцев», «Ставит палки в колеса», «Подливает масла в огонь» и другие.

Наряду со сравнением иносказание – одно из любимейших художественных средств пословиц и поговорок, многие из которых целиком строятся как иносказания.

Имея в виду это, пословицы и поговорки четко распределяют по 3-м группам:

  1. не имеющие иносказательного, переносного смысла. Например, «Все за одного, один за всех», «Не хвали себя – есть умней тебя», «Умный себя винит, а глупый своего товарища», «Скучен день до вечера, коли делать нечего» и другие.
  2. те пословицы и поговорки, которые можно использовать и в прямом, и в переносном смысле. Например, «Любишь кататься, люби и саночки возить» можно сказать своему товарищу, катающемуся с горки, но чаще в иных случаях. Или «Куй железо, пока горячо» и так далее.
  3. имеющие только иносказательный, переносный смысл. «С волками жить – по-волчьи выть», «Надела свинья хомут и думает – лошадь», «Сколько утка не бодрись – лебедем не быть», «Кони верблюдам всегда снятся горбатыми» употребляются только в переносном значении.

Как никакой другой жанр фольклора, пословицы тяготеют к метонимии, синекдохе, помогающим в одном-единственном предмете или явлении или даже в их части увидеть многое, общее: «Один с сошкой, семеро с ложкой», «Сытое брюхо к ученью глухо».

Усилению впечатления способствуют гипербола, литота, в результате нередко возникают фантастические, невероятные картины: «У кого счастье поведется, у того петух занесется», «Из кожи вон лезут», «Дешевле пареной репы», «В трех соснах заблудился».

Часто используются такие художественные приемы, как тавтология («Здоровому все здорово», «От добра добра не ищут», «Слыхом не слыхано, видом не видано»), синонимия («И криво, и косо, и на сторону побежало», «Все люди, все человеки», «Не вор, не тать, а на ту же стать»).

Пословицы и поговорки любят играть именами. Нередко имена используются для «склада», рифмы, но есть ряд имен, за которыми узнается образ, характер. С именем Емеля связано представление о человеке – болтуне («Емеля – пустомеля», «Мели, Емеля: твоя неделя»), Макар – неудачник (»Зашлют, куда Макар телят не гонял», «На бедного Макара все шишки валятся»), а Иванушка – дурачок – человек себе на уме («Иванушка – дурачок – с виду простачок, себе на уме»).

Все художественные средства в пословицах и поговорках «работают» на создание их меткого, искрометного поэтического содержания. Они способствуют созданию эмоционального настроя у человека, вызывая смех, иронию или, наоборот, самое серьезное отношение к тому, о чем говорят.

Пословицы и поговорки не знают повествовательных интонаций. Они, как правило, восклицательные, нередко возникают на сближении несовместимых предметов, явлений, понятий («Спрашивай у мертвого здоровья!», «Шире, грязь, навоз идет!», «Дай бог нашему теляти да волка задрати!»)

Необходимость четко, ясно высказать суждение, приговор, сделать так, чтобы они были и назидательными и основывались на широком опыте, объясняет выбор для пословиц определенных типов предложений. Это часто обобщенно-личные предложения с активным использованием глаголов во 2-м лице единственного числа («Не учи щуку плавать»); мы видим нередко в пословицах глаголы в инфинитивной форме («Жизнь прожить – не поле перейти»). Для краткости часто избегают союзов, а потому по форме пословицы чаще всего бывают или простым предложением, или бессоюзным сложным.

Пословицы и поговорки давно стали неотъемлемой частью культуры речи. И часто мы используем народные афоризмы автоматически, не задумываясь об их значении и происхождении или вообще не зная о том, что употребленная фраза является пословицей. Одним из самых популярных крылатых выражений является фраза "мал золотник, да дорог". Значение этой поговорки, хоть и лежит на поверхности, непонятно подрастающему поколению. Постараемся разобраться, откуда пошла эта народная мудрость и какой она имеет смысл.

Что раньше называли золотником?

Чтобы понять смысл крылатого выражения, для начала необходимо разобраться с малознакомым словом "золотник". Это архаизм, вышедшее из употребления слово. Произошло оно от "златника" - золотой монеты, которую использовали в Киевской Руси и позднее.

Помимо монеты этим словом также называют техническое приспособление в паровых машинах, но пословица появилась гораздо раньше, чем были изобретены такие устройства, поэтому под словом "золотник" понимается именно денежная единица.

Происхождение крылатого выражения

Вес золотника (или златника) был равен 4,2 грамма, и его часто использовали как меру веса. Со временем широкое применение получила маленькая гирька, равная по весу этой золотой монете и унаследовавшая его название. Именно поэтому со временем слово "золотник" стало обозначать единицу измерения и активно использоваться аптекарями, ювелирами и кулинарами вплоть до ХХ века (в 1917 году в России ввели и стали использовать как основную международную систему единиц, или СИ).

Такая гирька использовалась, чтобы узнать количество чистого серебра, драгоценных камней или золотых монет, а так как даже небольшой золотой камешек был большой ценностью, со временем появилась эта народная мудрость.

"Мал золотник, да дорог": значение выражения

Используется в самых разнообразных ситуациях, в основном чтобы охарактеризовать не только человека, но и какой-то предмет. указывает на исключительные особенности и качества кого-либо или чего-либо, имеющего заурядный внешний вид. И именно за эти качества человека или предмет ценят.

Кстати, как и многие другие крылатые выражения, этот народный афоризм также имеет продолжение. Одним из вариантов считается "велика Федора, да дура, мал золотник, да дорог". Значение этой пословицы следующее: несмотря на молодость или небольшой рост, человек имеет множество достоинств.

А в книге В. И. Даля, в которой собрано большое количество русских пословиц и поговорок, указаны сразу несколько вариантов знаменитого афоризма:

  • "Мал золотник, да золото весят, велик верблюд, да воду возят". Очевидно, в этой версии знаменитой пословицы речь идет именно о мере веса и ценности предмета.
  • "Мал золотник, да дорог. Велик пень, да дуплист". А здесь подразумевается именно общепринятое значение: даже неказистый или небольшой с виду предмет может оказаться очень дорогостоящим и обладать высокой ценностью.
  • "Мал золотник, да увесист. И мал золотник, да дорог". В этом выражении идет речь именно о деньгах. Ведь на небольшой по весу золотник на Руси можно было приобрести много различных товаров.

Поговорки, схожие по значению

Существует множество сходных выражений по значению с "мал золотник, да дорог". Также широкое распространение получили такие аналоги, как "маленький, да удаленький" (или в старорусском варианте "маленек, да удалек") или "мал соловей, да голос велик".

Филолог, кандидат филологических наук, поэт, член Союза писателей России.
Дата публикации:12.12.2018


Как быть, если о Вас сказали: «Мал золотник, да дорог» ? Радоваться или обижаться? Слишком уж похоже на поговорку о клопе, который, хоть и мал, но… Синонимичны ли эти выражения? И нет ли в слове «золотник» какого-нибудь подвоха? Давайте разбираться вместе.

Значение выражения

Пословица «Мал золотник, да дорог» относится к человеку, животному или предмету, который не так прост, как кажется на первый взгляд.

Этой характеристикой хотят подчеркнуть необходимость, незаменимость кого-то или чего-то, несмотря на его внешнюю непритязательность, ненавязчивость, простоту. Так может назвать директор школы застенчивого учителя изобразительного искусства, пришедшего работать с детьми сразу после института. Молодой специалист, теряющийся в новом коллективе, наверняка разрумянится от похвалы и почувствует себя уверенней.

Если перейти на предметный мир, небольшим, но бесценным золотником легко сравнить нарисованную своими руками новогоднюю открытку, от всего сердца подаренную бабушке пятилетней внучкой. Такое трогательное приношение дорого отнюдь не из-за своей себестоимости! Бабушка долгие годы будет хранить подарок, сделанный с любовью, среди своих реликвий.

Иногда пословица употребляется и в ироническом смысле, но тут всё зависит от говорящего. У некоторых есть способность окрашивать иронией даже самые невинные фразы. Например, высокомерная кокетка, получив в подарок от небогатого поклонника скромный по цене кулон, купленный на половину его зарплаты, презрительно скривит губки и вздохнёт: «Что ж, мал золотник, да дорог». Впрочем, искренности такой оценки верить нельзя.

Происхождение пословицы

Существует две версии возникновения пословицы, одна из которых не исключает другую. Выражение возникло в бытовом купеческом обиходе и быстро распространилось на всё человеческое сообщество. Золотник – старинная русская мера веса, равная приблизительно 4,27 г.

Определяя ценность золота или серебра, его предварительно взвешивали. Даже крошечный кусочек драгоценного металла, весивший 1 золотник, считался огромным богатством. Скорее всего, так и родилась данная идиома.

Вторая версия связана со старославянским словом «златник», в результате появления полногласия в древнерусском языке перешедшего в «золотник». (По той же модели «врата» стали «воротами», «вран» – «вороном», «глас» — «голосом», а «млеко» – «молоком»). Златником называлась первая отчеканенная на Руси металлическая денежка. Очевидно, наши предки своевременно осознали пользу валюты и, славя бережливость, сложили о ней пословицу.

Синонимичные выражения

Сегодня смысл фразы настолько очевиден, что заменить её синонимом не составит труда. Выбирайте любой:

  • мала птичка, да голос звонок;
  • маленький, да удаленький;
  • мал горшок, да мясо варит;
  • невелик зверь, да лапист;

У иностранцев найдутся такие варианты:

  • маленький, но хороший (нем.);
  • маленькое идёт далеко (англ.);
  • из маленькой рыбки вырастет большая щука (фр.).

Если мы хотим подчеркнуть дополнительный оттенок значения, намекающий, что при внешней скромности и «малости» человек очень деловит и мастеровит, допустимо сказать: «Не боги горшки обжигают». Или по-английски: «Незаметные удары валят большие дубы».

И то, и другое будет правильно, потому что люди встречают по одёжке, а провожают по уму (или по делам). Внешность обманчива, не всё то золото, что блестит, но уж если вы нашли настоящую драгоценность, цените её, какой бы крошечной она ни казалась!

МАЛ ЗОЛОТНИК, ДА ДОРОГ

С давних пор на Руси так говорят о человеке или явлении, внешне не очень заметном, но имеющем множество скрытых достоинств, положительных качеств.

Малый золотник в поговорке - это старинная русская мера веса, составлявшая чуть больше четырех граммов. Золотником называлась и гирька такого веса. Эта мелкая весовая мера издавна употреблялась на Руси для взвешивания тяжелого драгоценного металла - золота, вот почему она и была названа золотником - самой мелкой меркой веса золота. Именно поэтому буквальный смысл поговорки связан с малым, но Дорогим количеством, измеряемым, что называется, "на вес золота".

Древнейшими мерами веса были на Руси золотник и гривна. Именно эти меры имели отношение к денежным единицам. Одни ученые утверждают, что золотник Равнялся массе византийского золотого солида весом 4 г, откуда и пошла пословица: "Мал золотник, да дорог". В "Нумизматическом словаре" В. Зварича читаем: золотник - русская единица веса (около 4,226 г), составляет 1 / 48 гривенки, или 1 / 96 фунта. Наименование произошло от златника - древнерусской золотой монеты в 4,2 г.

В самом конце XVIII в., в 1792 г., была найдена в Киеве первая древнерусская монета. Ее обнаружили среди церковных привесок к иконам. Это - сребреник князя Ярослава Мудрого. А еще через несколько лет стала известна и первая золотая русская монета - златник князя Владимира.

На чем же основывается утверждение о том, что золото считается более ценным, чем, скажем, камень? В первую очередь на том, что золото - весьма редкий металл. Целую тонну породы надо перекопать, чтобы получить из нее в среднем 0,05 г золота. Его никто и никогда не смог создать искусственно. Использованию золота в качестве денег способствовала в немалой степени его прочность.

Сегодня нет нужды объяснять это крылатое выражение: "Мал золотник, да дорог". Оно распространяется не только на характеристику человека и на его дела, но и на другие предметы и явления.

Эти слова можно целиком отнести к одной редкой книге, изданной малым тиражом в 1946 г. в Свердловске. Называется этот сборник "Золото", а среди его авторов - П. Бажов, Д. Мамин-Сибиряк, В. Немирович-Данченко - писатель, брат известного театрального режиссера и теоретика. Сборник вышел в свет к 200-летию уральской золотопромышленности и в увлекательных очерках поведал о славных именах первооткрывателей уральского золота - Ерофее Маркове, Льве Брусницыне и других горняках. В сборнике - легенды, рассказы старателей, воспоминания геологов и очевидцев героического труда золотодобытчиков до войны и во время Великой Отечественной войны. Вот несколько фрагментов из этой необычной книги.

"В архивах треста "Миассзолото" хранится длинный перечень самородков, найденных за сто с лишним лет, - рассказывается в очерке Б. Рябинина "Миасс". - Редкий год обходится без такой находки. Наибольшее количество их дал район нынешнего Ленинского рудника.

Находка первого, известного по архивным данным, большого самородка относится к 1824 г. По официальной версии найден он был царем Александром I, приезжавшим в том году на Урал. Было-де так. По приезде на прииск царь пожелал "попытать счастья...". Ему дали в руки кайло. Выбрав место, он стал работать, и вдруг со второго или третьего удара к ногам царя упал золотой самородок.

Люди же старые рассказывают по-другому. Самородок был найден за несколько дней до приезда царя. И строго-настрого о том было приказано молчать. Самородок зарыли, а потом подвели к этому месту царя и он "нашел" его.

Самородок имел вес - 10 кг 124 г. Интересно вспомнить, что первые самородки, найденные в Березовске в сентябре 1800 г., о которых главный начальник Ярцев торжественно доносил канцелярии главных заводов, а потом они были отправлены в Эрмитаж, были весом: один - 25 золотников, другой - 53...".

Из очерка В. Немировича-Данченко "По Уралу":

"Обыкновенно здесь ежедневно (в Быньгове) промывается до 7 фунтов металла, но бывают особенно удачные дни. Так, например, в этом, 1875 г., было недавно три подряд: 15-го июня из 53 тысяч пудов земли вымыто 19 фунтов 70 золотников золота. 16-го июня из 49 тысяч пудов земли вымыто 26 фунтов 80 золотников. 17-го из 52 тысяч пудов вымыто 19 фунтов 32 золотника золота".

Вот уж, действительно, как говорили в старину: золото моем, а сами голосом воем!... Мал золотник, да дорог тем, что на его добычу тратятся огромные силы.

Из очерка Б. Рябинина:

"На Тыелгинский прииск попал в 1934 г. Здесь познакомился со стариком Павлом Перфильевичем Булдашевым... Утром 2-го февраля мы с директором прииска, парторгом и дедом Булдашевым были на собрании бригады, где единогласно решили отчислить 4 кг золота в фонд обороны страны на постройку самолета "Максим Горький". 50 рублей золотом выделили на покупку патефонов для местных школ. Дополнительно все подписались на заем и создали неприкосновенный фонд в 5 тысяч рублей золотом. Каждый сделал тресту заявки на хозяйственные и культурные товары...

Война перевернула всех. Hа рудниках вы встретите инвалидов, участников Отечественной войны. Они могли бы и не работать, но не хотят сидеть дома. И как работают! Именно из их числа особенно много занесено в списки лучших...

Нам рассказали случай, когда старатель в "День золота", организованный управлением треста, вывел на промывку сначала жену и дочь, потом подростка-сына и младшую дочь, потом приплелась туда же старуха-мать. Все намытое в тот день золото было принесено в контору треста и сдано в фонд обороны "на взятие" такого-то города, которым к тому, моменту овладела Красная Армия".

В этом сборнике один из очерков посвящен школьникам, открывшим под Миассом свой прииск.

У Вл. Даля мы найдем целую россыпь пословиц и поговорок, различных толкований и иносказаний, а также производных слов от "золотника". Однако я не нашел ни у него, ни в какой другой литературе еще одно использование этого слова: моя бабушка - Ольга Александровна Гришина, уроженка деревни под городом Серпуховом, которая, по ее словам, "училась за меру картох", не раз к случаю говаривала: "Три золотника куриного квохтанья!" И сейчас, раздумывая над смыслом этого образного выражения, я еще и еще раз восхищаюсь меткостью народного языка, острого и звучного, с большим юмором и едкой иронией охарактеризовавшего пустомелю, бездельника и фанфарона.