Мадонны Рафаэля (42 картины). Мадонны рафаэля Мадонна с младенцем и иоанном крестителем рафаэль

Дерево, масло. 122 х 80 см. Музей Лувр, Париж

Так называемая «Прекрасная садовница», сейчас хранящаяся в Лувре, – одна из нескольких Мадонн, выполненных Рафаэлем во время пребывания во Флоренции (1504-1508). Хронологически она следует сразу за «Мадонной со щеглёнком» (Уффици, Флоренция). Композиция «Прекрасной садовницы» является зеркальным отражением «Мадонны в зелени » (Художественно-исторический музей, Вена). Картина была заказана Фабрицио Сергарди, нобилем из города Сиены. Рафаэль не завершил её, хотя «Прекрасная садовница» подписана и датирована. По преданию, она была закончена Ридольфо дель Гирландайо, но во время недавней реставрации были получены данные, противоречащие этому известию. Позже «Прекрасную садовницу» приобрел король Франции Франциск I . Эта картина известна в первую очередь своей гармонической и пропорциональной балансировкой поз фигур и высоким качеством представления всех элементов, – в частности, лица Богородицы, которое послужило моделью красоты для многих поколений художников.

Рафаэль. Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем (Прекрасная Садовница). 1507

«Прекрасная садовница» – кульминация всех флорентийских мадонн Рафаэля. Фигуры занимают в ней пространство с большой свободой, а персонажи связаны друг с другом глубоким чувством. Стоящий слева Спаситель, облокотившись на колено Мадонны, протягивает руку к её книге. Иоанна Крестителя (справа) можно узнать по жезлу с крестом наверху. Среди изображённых Рафаэлем луговых трав заметны фиалки (символ смирения Мадонны) и водосбор (символ грядущих Страстей Христовых).

Арка, создающая рамку картины, гармонично завершает композицию.

Название «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinière) впервые дал этой Мадонне Рафаэля в 1720 году французский знаток искусства Пьер Жан Мариетт. С тех пор это красивое имя упрочилось за ней, потеснив настоящее – «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем».

Рафаэль поставил дату создания «Прекрасной садовницы» в подоле мантии Богородицы, как он часто делал. Но не ясно, следует ли читать её римские цифры как 1507 или 1508 год.

В живописи Возрождения создавалось много картин по заказам церкви и частных лиц. Мадонна с младенцем на руках была излюбленной темой у художников. Ей поклонялись как иконе, а позже воспринимали как произведение искусства. Ниже представлена деталь произведения живописца Раннего Возрождения Фра Филиппо Липпи «Мадонна с младенцем и двумя ангелами».

Христианские традиции

Как в византийской иконографии, так и в живописи Возрождения центральным является образ Богоматери, которая держит на руках ребенка. Он всегда становится средоточием повествования о спасении. Первоначально Мадонна с младенцем писалась по канонам, которые определил Второй Никейский Собор 787 года. Уже начиная с XII столетия западная культура, а позже и живопись Возрождения не отказывались от того, что изображение Пресвятой Девы является иконой, но вводит на полотна атрибутику, которая придает им общечеловеческие символы.

На фото выше перед вами Мадонна с младенцем и святыми, ангелами, которая была написана в 1310 году Джотто. Эта картина совершила революцию для церкви Всех святых во Флоренции. Законы перспективы не соблюдены с безупречностью, Богородица изображена как простая грустная женщина, которая крепко прижимает к себе младенца. В этом образе, полном человечности, нет отстраненности или отчужденности. Джотто сделал первый шаг, без которого, возможно бы, задержалось Возрождение.

Ренессанс

В XV веке Мадонна с младенцем становится не только сакральным сюжетом. Ее образ заказывают художникам как светские люди, так и церковные власти. Эту тему разрабатывают по всей Италии, но особенно во Флоренции и Венеции. В Венеции эту тему любил Джованни Беллини. Великолепна его "Мадонна Брера", в которой свет льется сквозь фигуры Богородицы с Христом, пронизывая все полотно.

Рафалю Санти основную популярность принесли небольшие полотна, которые он создавал во Флоренции - Мадонны с пухлыми младенцами. Одну из его Мадонн вы видите выше. Мадонна с младенцем часто становилась сюжетом его картин. Однако Рафаэль создавал и большие алтарные образы. Примером является его работа, которая экспонируется в Метрополитен-музее.

«Мадонна с младенцем на троне со святыми»

Алтарь был заказан Рафаэлю для монастыря Сан-Антонио и завершен в 1504-1505 годах.

Мадонна с младенцем сидит на троне, Христос благословляет Иоанна Крестителя, который стоит у подножия трона. Трон также окружают святые Петр, Екатерина, Павел и еще одна святая, чье имя вызывает споры. Над Мадонной в изящном люнете в форме полумесяца живописец расположил Бога-Отца, который держит одной рукой весь земной шар, а другая поднята в благословляющем жесте. По обе стороны от него находятся ангелы, которые держат развевающиеся ленты.

Картины Леонардо

Это был удивительно разносторонний гений. Он проявил себя в самых разных областях не только искусства, но и знаний. Леонардо да Винчи очень быстро, всего за три года, сформировался как художник и скульптор. Рано начав работать, творец проявляет себя вполне оригинальным живописцем со своим направлением поисков и интересов. В первую очередь надо назвать «Благовещение» из галереи Уффицы, всем нам хорошо известную картину «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» из собрания Эрмитажа. Последняя первоначально называлась «Мадонна с младенцем».

Не стоит забывать о «Мадонне с гвоздикой» (1478-1480) из Мюнхенской пинакотеки. Картина "Мадонна с младенцем" Леонардо да Винчи, фотография репродукции которой демонстрирует великолепный колорит, предстает перед нами в нарядном одеянии из трех любимых цветов живописца: золотого, алого и синего.

Цвет наряда Марии сочетается с фантастической цепью синих гор на заднем плане. Голова молодой женщины гордо поднята, ее лицо совершенно невозмутимо. Лик слегка затемнен. Это нежное дымчатое покрывало на нем создает полное впечатление отрешенности. Любопытный момент: мать смотрит вниз, ребенок - вверх - между их глазами нет контакта.

В противоположность Марии младенец олицетворяет движение. Статика в сочетании с динамикой - так выглядит картина. Мадонна с младенцем Леонардо да Винчи, описание которой представлено выше, демонстрирует спокойствие молодой женщины, а также игривость ребенка: он неутомимо тянется к гвоздике - символу исцеления, покрытому тенью.

Миланский период

В Милане (в период зрелости) Да Винчи создал целый ряд произведений, одной из первых работ была «Мадонна в скалах», или «Мадонна в гроте». На картине присутствует Мадонна с младенцем. Подлинный холст находится в Лувре. Лондонский вариант дописывали по его наброскам ученики.

В картине, на которой изображена Мадонна с младенцем, Леонардо да Винчи через движение фигур, их пластику, повороты головы, выражение и обращенные взгляды стремится выявить внутренний драматургический смысл сцены. Художник во всем отступал от канонов и подходил к решению совершенно по-новому: Мадонна положила руку на тельце Иоанна Крестителя. Ангел же придерживает младенца Иисуса, который благословляет Иоанна и делает направляющий жест, в какую сторону надо послать благословение. Покой и нежность заполняют целиком эту сцену. Это создает контраст с пейзажем, который состоит из скальных пород и валунов. Все смягчено легкой дымкой, которой обволакивает Леонардо свою треугольную композицию. Существует несколько обаятельных в своей незавершенности эскизов сангиной к этому ангелу, который повернул свое лицо к зрителю на три четверти, но не смотрит на него.

«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом»

Это незаконченная, но очень необычная и нетрадиционная картина. Мадонна с младенцем Леонардо да Винчи была заказана монахами для церкви во Флоренции в 1508-1510 годах. Оригинальность заключена в том, что Мария сидит на коленях (чреве) своей матери Анны. При этом мать несколько крупнее своей дочери. Это тонкое, но различимое изменение в размерах, возможно, должно было подсказать зрителю старшинство святой Анны по возрасту, так как лица обеих женщин молоды и прекрасны.

В культуре живописи нет больше такого использования сюжета, чтобы одна женщина сидела на коленях у другой. Сама Пресвятая дева склонилась и хочет поднять младенца, играющего с овечкой (агнцем), которая символизирует предстоящие ему в будущем страдания. Мать хочет вернуть его в свое лоно. Марии тревожно за своего ребенка, она полна нежности и ласки к нему.

Как считает Вазари, Мария проста, скромна и смиренна. Она наслаждается, созерцая красоту своего сына. За своим земным потомством, ставшим впоследствии небесным, любовно, с легкой улыбкой на губах наблюдает Анна. Здесь использован один из любимых композиционных приемов Леонардо. Все фигуры вписаны в пирамиду. Иисус и Мария расположены на теплом золотистом фоне. За головой Анны виднеются голубоватые горные вершины и небо, которые по своей тональности вторят плащу, наброшенному на колени Мадонны. Серый цвет ягненка сопоставим с рукавом платья Анны. Все покрывает легкий флер сфумато.

Картина была написана на досках из тополя, которые в течение 500 лет покоробились. Реставрация в XXI веке прошла не слишком удачно: приглушенные краски Леонардо изменись на более яркие.

Шедевр да Винчи из Петербурга

В Эрмитаже экспонируется произведение «Мадонна Литта», которое имело прежде название «Мадонна с младенцем» (1491 г.). На холсте мы видим совсем молодую женщину, изображенную на фоне темной стены и двух симметричных арочных окон. Она грудью кормит ребенка и с нежной, чуть заметной улыбкой смотрит на сына. Колорит благороден и построен на сочетании красного, синего и золотого. Младенец одной рукой держит грудь матери, а в другой щегла, который являлся символом души христианина.

На этом мы заканчиваем рассмотрение картины «Мадонна с младенцем» Леонардо Да Винчи. Описание ее сделано выше.

Заключение

Мы надеемся, что образы Мадонны с младенцем дали нашему читателю представление о картинах эпохи раннего и позднего Ренессанса. Мы выбирали в основном те произведения, которые отсутствуют в отечественных музеях, за исключением одной работы из Эрмитажа.

Андреа Мантенья "Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и Марией Магдалиной" 1500 г. Холст, темпера. 1,36x1,14
Национальная галерея (Лондон) 18+

Эпоха Возрождения, пробудившая Европу от Средневековой спячки, стала временем величайшего духовного подъёма, временем важнейших открытий во всех областях человеческой деятельности. Эпоха зарождения капиталистических отношений требовали новых познаний в естествознании, гуманитарных и точных науках. «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности». (Ф. Энгельс)
Идея средневекового догматизма, что только Бог является высшей ценностью, менялась на мысль: «…Поскольку всё связано со всем и всё взаимно проникает во всё, то всё достойно быть предметом познания…» Естественно, что идеи способствующие разрушению сложившихся социальных отношений встречали мощнейший отпор и репрессии.
Свою картину «Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и Марией Магдалиной» Мантенья написал в семидесятилетнем возрасте, прожив по средневековым меркам долгую жизнь, будучи умудрённым человеком, вкусившим прелести отношений между художником, стремящимся познать для себя и открыть для других неизведанные тайны окружающего Мира и власть держащими, исповедующими ретроградские принципы. Вспомним Джордано Бруно и Галилея.
Ни в коей мере он не покушается на теорию сотворения мира. Для него Бог это единственный Творец, наделивший Землю растительностью и тварями земными, раскинувший защитный балдахин над матерью и ребёнком. Но он оставляет за собой право на особое мнение и как настоящий исследователь он пытается в картине проследить зарождение Жизни. Для него Богоматерь обыкновенная молодая женщина, явившая на свет дитя. Как всякая добрая мать руками она поддерживает и оберегает беззащитное тельце. Откинутая ножка младенца, обозначила место, от которого начался его земной путь. А выше мы видим, как пальчики ребёнка кольцом обхватили указательный палец матери. Дальше мы наблюдаем многочисленные плоды на лимонном дереве, а ещё дальше, ближе к правому краю картины на уровне соединяющей пряжки плаща Магдалины, за вечнозеленым растением проглядывают два облачка свидетельствующее, что для появления новой души нужны двое.
Образ Марии Магдалины олицетворяет Природу. На её одеяниях тугим узлом повязан пояс. Сама она одной рукой прикрывается краем плаща, оберегая свои тайны, а другая рука удерживает закрытый флакон с Миро для помазания – приз для познавшего её. И наконец, образ Иоанна Крестителя является образом художника, дознавателя и мыслителя, босыми ногами, ступающего на сухую землю. Его обнажённое тело едва прикрыто рубищем, опоясано стеблями, напоминающими терновый венок и готово моментально слететь под воздействием грубой силы. В его руке тонкий шест с крестом, на ленте которого написано об агнце, искупающим грехи мира. В Евангелие от Иоанна эти слова относятся к Иисусу Христу, но в данной картине Мантенья ввёл их для определения художника.

Используемые материалы.

художник

Трудно сказать когда, кем и где написана эта картина . Ясно одно - принадлежит она одному из мастеров эпохи итальянского Возрождения и написана на доске, скорее всего пальмовой, темперными красками. Именно в Италии родилось и достигло наивысшего расцвета искусство Возрождения , здесь жили и творили титаны и гении , просто талантливые художники , потому что роль художника в это время стала особо значимой в обществе. В самом искусстве произошли глубокие изменения, сыгравшие роль в развитии всего европейского искусства. Прежде всего, оно стало наукой и обратилось к изображению реалистического образа.

произведение

Мадонна с младенцем - одна из самых распространенных тем итальянской живописи эпохи Возрождения. Материнство в Италии по праву считалось самым значительным, что есть в жизни. Но сама сцена в искусстве всегда трактовалась по-разному. В сцене с изображением Богоматери с младенцем Иисусом Христом, младенцем Иоанном Крестителем и Ангелом все еще гармонично спокойно - в период Возрождения все художники стремились к передаче гармоничной возвышенности образов. Лишь оберегающий жест сомкнутых рук Мадонны , вносящий легкую тревогу, выступают провозвестниками будущего знамённого события . Оттого в картине, несмотря на устойчивость композиции, все подвижно - композиционно художник создает активную диагональ снизу вверх из фигур Крестителя, Христа и Ангела. В картине нет немых статистов - каждое лицо вносит свою ноту в прочтение темы.

Образ Мадонны исполнен одновременно земной и небесной пленительности , но чувства ее глубоко спрятаны , чтобы не нарушать ясную гармоничность облика и сцены. Лик её - высокий чистый лоб, несколько удлиненный нос, небольшой рот со слегка приподнятыми уголками, близкий к типу знаменитой «леонардовской улыбки» - излюбленный итальянскими художниками образ идеально прекрасной женщины . Изображенный младенец выглядит не по возрасту серьезным .

Повествуя о библейском событии, неизвестный художник насыщает его достоверными подробностями, почерпнутыми из жизни . В проеме окна - горный пейзаж. Он должен напомнить об одном из самых «прекрасных открытий» эпохи Возрождения - перспективе . Новые средства художественной выразительности - линейная и воздушная перспектива , трехмерность объема, учение о пропорциях представляют, что Искусство в эпоху Возрождения - это, прежде всего, Наука .

Фигуры моделированы при помощи тончайшей светотени. Одеяние Мадонны традиционно красного цвета , но исполнено сложнейших переливов и переходов цвета. Тонкие переливы оттенков могут свидетельствовать о венецианском влиянии - автор мог происходить из Венеции или учиться там: «близость моря навевала текучие и подвижные формы, а не геометрические структуры. Венеция тяготела не столько к разуму сего строгими правилами, сколько к чувствам… »

Несомненно, картина - один из шедевров собрания Нижнетагильского музея искусств. Трудно сказать, как картина оказалась в Нижнем Тагиле, но известно, что заводовладелец Николай Никитич Демидов был активным собирателем , жил во Флоренции и мог приобрести картину и направить ее на Урал.

Лик молодой Мадонны прекрасен и задумчив, исполнен печали и покорности, величия и внутренней скорби, и тайной надежды. Её взгляд устремлён на рыжеволосого младенца Иоанна Крестителя , протягивающего Иисусу Христу небольшой изящный крест . Придерживая златовласого обнаженного младенца Христа, сидящего на коленах, Богородица сцепив прекрасные руки, словно ограждает сына от участи , замыкая ими круг и невольно отстраняя, отодвигая его от Крестителя, пытаясь уберечь от участие ему уготованной. Уберегает и Ангел , стоящий за спиной младенца Христа, который полуобернулся к нему, подняв пухлую ручку в благословляющем жесте с двуперстным знамением. Группа изображена таким образом, что ее контуры четко вырисовываются на фоне стены.