Мадонны Карло Кривелли. «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо

Продолжим знакомство с творчеством великого мастера КАРЛО КРИВЕЛЛИ (1435-ОК.1494) .Он родился в Венеции и начальное обучение живописи прошел в известных мастерских Виварини и Якопо Беллини. Потом художник предпринял путешествие в Падую, где учился в художественной мастерской Скварчоне вместе со знаменитым Мантеньей.

Благовещение Карло Кривелли - один из признанных шедевров итальянской живописи конца XV века. Это большое красочное полотно, написанное в 1486 году в период творческой зрелости художника, вобрало в себя основные достижения искусства Возрождения. По своей стилистике оно напоминает позднюю итальянскую готику. Картина поражает своей особенной праздничной декоративностью, изысканностью рисунка, яркостью насыщенных цветов, строгостью организации перспективы.



На картине изображен богатый, густонаселенный квартал города Асколи. Точное перспективное изображение уводит взгляд в глубь работы, привлекая внимание к прекрасно нарисованным деталям второго плана.

А на переднем плане - непосредственно сцена Благовещения. Присутствие рядом с архангелом Гавриилом покровителя города Святого Эмигда и надпись под работой «LIBERTAS ECCLESIASTICA» (что значит «свобода церкви») говорит о том, что это полотно не только отображает один из главных моментов жизни Девы Марии, но и заявляет об административной автономии Асколи, его свободе от власти папского престола.

Святой Эмигд преклонил колена рядом с архангелом и показывает ему макет города, которому он покровительствует. Архангел заинтересованно смотрит на Святого, но его основная задача - передать Деве Марии Благую весть. Одна рука архангела поднята в благословляющем жесте, в другой - цветок лилии.

Фигура коленопреклоненного Гавриила находится перед окном комнаты Девы Марии, интерьер которой во всех подробностях можно рассмотреть через открытую дверь. Мадонна преклонила колена перед аналоем, на котором лежит открытая книга, руки молитвенно сложены на груди.

Луч солнца, падающий на ее голову, и голубь над ней говорят о ниспослании на нее Святого Духа.Дева Мария в роскошном красном платье богатой итальянки XV века, на плечи накинут зеленый плащ.


Фантазия живописца была неисчерпаема до такой степени, что некоторые объекты на картинах XV века до сих пор пытаются объяснить современные уфологи. Луч из облака, по их версии, явно говорит о том, что Кривелли или видел НЛО, или его придумал. Во всяком случае «Благовещение» художника постоянно фигурирует в статьях об инопланетянах.

На втором этаже над комнатой мы видим на балюстраде павлина, вазы с цветами, узорчатый ковер, пустую клетку, а птица из клетки свободно сидит на стержне, на котором висит клетка. Эта сложная скрытая символика вещей повседневного обихода заимствована художником у нидерландских мастеров. Интересно рассматривать каждый прекрасно написанный фрагмент по отдельности, но, соединенные вместе, они спорят друг с другом по значимости изображаемого.

Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа: «Идет божественный свет. Верующие знают, что был божественный свет. Время благовещения так же, как он был во время воскресения. Можно считать, что этот божественный свет идет от тарелки. Там, конечно, облака, похожие на летающую тарелку. Можно все что угодно придумать, и в этом нет ничего плохого».

По словам директора Эрмитажа, эта картина относится к тем шедеврам, в которых можно бесконечно искать темы для размышлений и фантазий. Приемами Ренессанса Карло Кривелли овладел в Падуе. На шестах сидят почтовые голуби: папская булла была доставлена в город именно голубиной почтой. Человек, стоящий над аркой, читает послание, только что принесенное птицей.

Эту картину в 2012 год привозили в Эрмитаж.

Происходил из семьи художников. Учился в Венеции и Падуе. Большую часть жизни провёл в Марке, Асколи-Пичено и в Далмации. Кривелли всегда подчёркивал своё происхождение - его работы подписаны «Карло Кривелли Венецианец» (Carolus Crivellus Venetus).

"Мадонна со свечой". 1490-92, 218 х 75 см. Пинакотека ди Брера, Милан

Сын венецианского художника, работы которого ныне не известны, Якопо Кривелли, жившего в приходе Святого Моисея. В 1444 году в документах есть упоминание о младшем брате Карло Витторио. Дата рождения Карло неизвестна. В 1457 году он достиг совершеннолетия, так как был осуждён в Венеции за прелюбодеяние, совершённое с Тарсией, женой моряка Франческо Кортезе, на полугодовое тюремное заключение и денежный штраф.
Документально подтверждённых данных об обучении Кривелли нет. Но, основываясь на его первой подписной работе, предполагают знакомство художника с современной падуанской школой, прежде всего Скварчоне, и влияние идей Ренессанса, с которыми Венецию познакомили Липпи и Донателло. Возможно, что Карло был учеником Антонио Виварини , Джованни д" Алеманьа и Бартоломео Виварини .
Два нотариальных акта (от 23 июня 1463 г. и 11 сентября 1465 г.) упоминают художника Кривелли - гражданина далматинского города Дзары. Вместе с ним там жил и работал брат Витторио.
В 1468 году переехал в Марки и работал там до своей смерти.


Поклонение пастухов, c. 1490, Музей изящных искусств Страсбурга

Автор картин на религиозные сюжеты в позднеготическом стиле, светских картин Кривелли почти не писал. Произведения отмечены чертами феодально-рыцарской культуры. Автор преимущественно богато декорированных алтарных картин с изящными мадоннами и нарядно одетыми святыми. Для произведений Кривелли характерны сложная символика, перенасыщенность композиции тщательно выписанными деталями, тонкость художественного письма. Большая коллекция его работ находится в Национальной Галерее Лондона. Кривелли был надолго забыт и открыт вновь лишь в 1950 году.
"Невозможно составить себе полное представление об итальянской живописи XV века без такого живописца, как Кривелли. Он принадлежит к числу самых гениальных художников всех времён и народов и не надоедает, даже когда «великие мастера» становятся скучными." (Бернард Беренсон. «История венецианской живописи»).
Сочетал в своём творчестве основные черты поздней готики и достижения ренессансной живописи. Мастерски владел перспективой. Обладал неисчерпаемой фантазией. Был замечательным колористом - яркие цвета его картин гармонично уравновешены и не производят впечатление пестроты. Его работы полны символов, которые не всегда поддаются расшифровке.

Святой Петр и Святой Павел. 1490 Дерево, темпера, 208 х 73 см Галерея Академии, Венеция


Святой Петр и Святой Павел (подробнее). 1490 Галерея Академии, Венеция

Блаженный Иероним и блаженный Августин c. 1490
Дерево, темпера, 208 х 72 см Галерее Академии, Венеция

Распятие с Девой и святым Иоанном Евангелистом. 1486.
218 х 75 см Пинакотека ди Брера (Милан, Италия)

Распятие, 1487. Институт искусств, Чикаго


Мертвый Христос при поддержке двух ангелов. 1485. Лувр

Сент-Жак-де-ла Марке. 1477. Лувр


Благовещение со св Эмидио 1486

Богоматерь с младенцем и святыми Франциском и Sebastian. 1491
Национальная галерея (Лондон, Великобритания)

Непорочное зачатие. 1492.
Национальная галерея (Лондон, Великобритания)

Мадонна делла Рондине. 1492
Алтарь из S. Франциск Zoccolanti, Matelica
Национальная галерея (Лондон, Великобритания)

Видение Блаженного Габриэле. 1489
Национальная галерея (Лондон, Великобритания)

Мертвый Христос,поддерживаемый двумя ангелами. 1470/75
Национальная галерея (Лондон, Великобритания)

Святая Екатерина Александрийская и святая Мария Магдалина. 1491
Национальная галерея (Лондон, Великобритания)

Святой Иероним и Св. Петр Мученик. 1476
Национальная галерея (Лондон, Великобритания)

Святой Петр и Святой Иоанн Креститель
Национальная галерея (Лондон, Великобритания)

Сент-Майкл и Сент-Люси
Национальная галерея (Лондон, Великобритания)

Святые Петр и Павел
Национальная галерея (Лондон, Великобритания)

Святой Фома Аквинский
Национальная галерея (Лондон, Великобритания)

Сент-Эндрю. Национальная галерея (Лондон, Великобритания)

Святой Франциск. Национальная галерея (Лондон, Великобритания)

Мадонна с младенцем
Национальная галерея (Лондон, Великобритания)

Иконостас Demidoff алтаря. 1476
Национальная галерея (Лондон, Великобритания)


Санкт- Мария Магдалина (подробнее), 1470
из Altarpolyptychon Сан-Франческо, Санта-Люсии

Санкт-Роха c. 1493 Группа, 40 х 12 см Собрание Уоллес, Лондон

Святой Георгий 1472 Дерево, темпера, 97 х 34 см Музей Метрополитен, Нью-Йорк


Мадонна с младенцем c. 1480 Музей Виктории и Альберта, Лондон


Мадонна с младенцем 1482 Пинакотека ди Брера (Милан, Италия)


Мадонна с младенцем и путти с символикой страсти, около 1460,
Верона, Museo ди Castelvecchio

Мадонна с младенцем ", 1470, Вашингтон, Национальная галерея


Мадонна с младенцем. 1470.
Фрагмент алтаря в Кьеза дельи Osservanti в Мачерата.
Кликабельно*

Мадонна с младенцем,ок. 1480. в музее Метрополитен в Нью-Йорке

Мадонна с младенцем " , 1480-1486, Пинакотека Civica, Анкона

Мария Магдалина.1484. Rijksmuseum , Амстердам


Плач над Мертвым Христос, 1485, Музей изобразительных искусств, Бостон.

Коронование Богоматери. 1493. Пинакотека ди Брера (Милан, Италия)


Триптих «Камерино». 1482. Дерево, темпера. Пинакотека Брера, Милан.


ДвА апостола, темперой и золотом на панели. 1470-5, Гонолулу Академии художеств

The Virgin Annunciate, Штеделя Франкфурт-на-Майне


Pieta. Музеи Ватикана, Ватикан


Жалость. 1470 Музей искусств, Филадельфия


Мадонна с Младенцем на престоле со святыми 1488 Государственные музеи, Берлин


Мадонна с Младенцем на престоле С. 1476. Szйpmыvйszeti Mъzeum, Будапешт


Мадонна с младенцем, Святой Франциск Ассизский 1471-72,
183 х 59,5 см (каждая) Musйes Royaux изящных искусств, Брюссель

Карло Кривелли (ок. 1435-ОК.1494) родился в Венеции и начальное обучение живописи прошел в известных мастерских Виварини и Якопо Беллини. Потом художник предпринял путешествие в Падую, где учился в художественной мастерской Скварчоне вместе со знаменитым Мантеньей. В 1457 году Кривелли окончательно покидает Венецию и отправляется в Дзару; там он жил до 1465 года, а потом навсегда обосновался в Марке. Именно здесь Кривелли стал признанным мастером и обрел большую мастерскую, в которой выполнял многочисленные заказы для церквей и монастырей.

Благовещение Карло Кривелли - один из признанных шедевров итальянской живописи конца XV века. Это большое красочное полотно, написанное в 1486 году в период творческой зрелости художника, вобрало в себя основные достижения искусства Возрождения. По своей стилистике оно напоминает позднюю итальянскую готику. Картина поражает своей особенной праздничной декоративностью, изысканностью рисунка, яркостью насыщенных цветов, строгостью организации перспективы.

На картине изображен богатый, густонаселенный квартал города Асколи. Точное перспективное изображение уводит взгляд в глубь работы, привлекая внимание к прекрасно нарисованным деталям второго плана. А на переднем плане - непосредственно сцена Благовещения. Присутствие рядом с архангелом Гавриилом покровителя города Святого Эмигда и надпись под работой «LIBERTAS ECCLESIASTICA» (что значит «свобода церкви») говорит о том, что это полотно не только отображает один из главных моментов жизни Девы Марии, но и заявляет об административной автономии Асколи, его свободе от власти папского престола.

Святой Эмигд преклонил колена рядом с архангелом и показывает ему макет города, которому он покровительствует. Архангел заинтересованно смотрит на Святого, но его основная задача - передать Деве Марии Благую весть. Одна рука архангела поднята в благословляющем жесте, в другой - цветок лилии. Фигура коленопреклоненного Гавриила находится перед окном комнаты Девы Марии, интерьер которой во всех подробностях можно рассмотреть через открытую дверь. Мадонна преклонила колена перед аналоем, на котором лежит открытая книга, руки молитвенно сложены на груди.

Луч солнца, падающий на ее голову, и голубь над ней говорят о ниспослании на нее Святого Духа. Дева Мария в роскошном красном платье богатой итальянки XV века, на плечи накинут зеленый плащ. На втором этаже над комнатой мы видим на балюстраде павлина, вазы с цветами, узорчатый ковер, пустую клетку, а птица из клетки свободно сидит на стержне, на котором висит клетка. Эта сложная скрытая символика вещей повседневного обихода заимствована художником у нидерландских мастеров. Интересно рассматривать каждый прекрасно написанный фрагмент по отдельности, но, соединенные вместе, они спорят друг с другом по значимости изображаемого. Тем не менее это эклектичное произведение - один из прекрасных примеров итальянской живописи конца XV века.


К сожалению, лекция о Карло Кривелли, еще одном великолепном венецианском живописце, почти не сохранилась. Мы составили ее из разрозненных записей Вадима Клеваева, но не можем удержаться, чтобы не опубликовать ее. Все-таки, работы мастера говорят сами за себя. Может быть, он и несколько перенасыщен в своей утонченности, но уж очень красив.

Св. Иероним и св.Августин. (фрагмент). ок. 1490. дерево, темпера. Галерея Академии, Венеция.

Карло Кривелли (1430/35-1495 гг.) - крупнейший представитель муранской школы. В живописи его увлекала ювелирная лепка предметов. В его творчестве сочетаются черты поздней готики и куртуазно-рыцарская утонченность. В орнаментальности, обилии цветов, фруктов, гирлянд ощущается влияние феррарской школы. Но при всей декоративности, работы Кривелли отличает страстная экзальтация. В деталях мастер передает массу достоверного, но в целом его композиции носят неправдоподобный характер. Кривелли упоминается в документах Венеции в 1457 г. Видимо, он был учеником муранской школы, затем попал под влияние падуанского мастера Франческо Скварчоне. Некоторое время Кривелли работает в Марке. Сюжеты его произведений исключительно религиозные. Творческая манера мастера складывается к 1440-м гг.

Мадонна с младенцем (Мадонна Страстей). 1480. Дерево, темпера. Музей Кастельвеккьо, Верона.

В «Мадонне» (сер.50-х гг. Музей Вероны) чувствуется влияние Скварчоне. Полуфигура Богоматери изображена за барьером (композиция, введенная Мантеньей). Пропорции фигуры совершенно нереальны. В композиции еще нет той изысканности, которая будет характерна для большинства зрелых работ мастера. Здесь присутствует и отличительная деталь почти всех произведений Карло Кривелли - массивная гирлянда из фруктов.

Мадонна с младенцем и святыми. 1488. дерево, темпера. Государственный Музей, Берлин.

В «Мадонне» из собрания Бенсон (Лондон) парчовое платье Богоматери ложится строгими готическими складками. Заостренные черты лица, длинные руки, худые костлявые пальцы, изощренность жеста – по этим признакам мы без труда узнаем женские образы Карло Кривелли. Младенец дан в активном движении – он словно шагает по коленям матери.
Для изображения «Магдалины» художник избирает узкий вертикальный формат. В ней та же изысканная манерность жестов, змеевидный орнамент волос, обилие драгоценностей. Кривелли увлекается передачей поверхности вещей, но, к сожалению, он несколько однообразен в этом – фактура предметов у него почти всегда одинакова.

Мадонна с младенцем. 1470. Дерево, темпера. Национальная галерея Искусства, Вашингтон.

Узкий вертикальный формат избран мастером для произведения «Мадонна на троне с младенцем». Ручки трона - в виде дельфинов. Здесь вновь появляется изображение тяжелой гирлянды из груш и яблок. Младенец тоже держит в руках огромное по своим размерам яблоко.Композиция «Мадонны» (ок. 1470 г., Нью-Йорк) выполнена по венецианской схеме: узкая спинка трона, покрытого тканью, пейзаж по бокам. Мастер увлекается оптическими иллюзиями, изображая трещину на парапете, муху. Изящество рук Богоматери преувеличенно. Вновь мы встречаем изображение огромных плодов в гирлянде.

Мадонна с младенцем. Ок.1476. Дерево, темпера. Музей Изящных искусств, Будапешт.

«Мадонна с младенцем» (ок. 1476 г., Музей Будапешта) носит те же типичные черты.
Редкий пример драматизма в творчестве Карло Кривелли – «Пьета» из собрания Бостонского музея. В этом произведении дана почти готическая экспрессивность отчаяния. Но чувство передано поверхностно.

«Пьета». 1485. Дерево, темпера. Музей Изящных искусств, Бостон.

В «Мадонне со святыми» (Галерея Брера, Милан) удивительная убедительность в передаче поверхностей сочетается с внутренней застылостью образов.

Триптих «Камерино». 1482. Дерево, темпера. Пинакотека Брера, Милан.

В «Благовещении» (1486 г., Лондон) - настоящее торжество натюрморта. В гладко-эмалевой живописи, в звучности красок, в любовании бытом чувствуется сильное влияние нидерландской школы. Сюжет просто задавлен обилием деталей. Но все предметы даны одинаково яркими, все они как будто сделаны из одного материала. В композиции нет целостной атмосферы, общего ритма.

«Благовещение со св.Эмидиусом». 1486. дерево, масло. Национальная Галерея, Лондон.

Одной из последних и самых красивых картин Карло Кривелли является «Мадонна со свечой» (1492 г., Галерея Брера, Милан). В картине все словно цветет и переливается, но все элементы композиции очень декоративны. Мастер использует специфический узкий формат. Точка зрения дана резко сверху вниз – предметы как бы скатываются с поверхности.

"Мадонна со свечой". 1490-1492. дерево, масло. Пинакотека Брера, Милан.

О жизни Кривелли достоверно известно немногое. Вероятно, он родился в Венеции. Самая ранняя из сохранившихся датированных работ Кривелли — полиптих, выполненный им для церкви Сан Сильвестро в местечке Масса Фермана в провинции Марке(закончен в 1468). В 1490 принц Капуи Фердинанд пожаловал ему дворянский титул, вероятно, не за художественные достижения, а за его политические убеждения. В то время Кривелли жил в Асколи-Пичено.Для произведений мастера характерны орнаментальность, внимание к деталям, четкость и жесткость в трактовке форм и экспрессивность, близкая по духу к поздней готике.

Имя Карло Кривели(сына неизвестного венецианского художника Якопо) впервые упоминается в 1457 году при обстоятельствах его осуждения в Венеции за прелюбодеяние. Нет данных об образовании Карло, но если отталкиваться от его первой подписной работы(«Мадонна»), то прослеживается схожесть по декоративности и изобретательности со страстной падуанской живописью середины XV века, в которой еще чувствовалось преобладание Скварчоне, но уже и проглядывалась склонность к новшествам Ренессанса. Ренессанс был доставлен тосканцами(Липпи и Донателло) в Венето, предвосхищая появление Мантеньи.

Кривели, спустя некоторое время в 1465 году становится гражданином города Дзаре, а в 1468 году возвращается в область Марке, в которой художник создает полиптих для ц. Сан-Сильвестро в Масса-Фермана, несмотря на работу в различных городах он предпочитает остаться в этой области и встретить там свою смерть.

Карло Кривели был культурно изолирован несмотря на небольшие черты феррарской школы и отголоски фламандского влияния, которые были перенесены ко двору д’Эсте Рогиром ван дер Вейденом. Это повлияло на углубление мастера в развитие падуанских уроков, сочетая в себе нрав поздней готики и инновацию Возрождения. В Марке талантливый Кривели исполняет бесчисленные полиптахи, большинство которых в настоящее время находятся в различных музеях мира или стали реконструкциями в работах современных исследователей.

Структура готических композиций представляет собой неизменное использование золотого фона, который привносит архаический вид в сочетании с новаторским чувством формы, выполненном в духе эстетики.

В пластическом толковании рельефных фигур проявляется возрождение, это особенно заметно в их расположении в пространстве, они словно ищут новые перспективы. Ярким примером становятся сцены« Страстей». Творчество Карло не привязано к датам, известна датировка(1470 год) лишь произведения« Мадонна» из Мачераты.

Явной художественной зрелостью Кривели пронизан могучий трехъярусный алтарь из собора в Асколи(1473 год). Художественный шедевр соткан из утончённой пластической модуляции, композиционного ритма, скрупулезного изложения сюжетов и фантазии в совокупности с пышной элегантностью одежд и лёгких движений рук. Не менее значимой работой Карло Кривели является« Триптих» из ц. Санта-Лючия в Монтефьоре делль’Азо(часть неизвестного полиптиха).

Данные величественные произведения выказывают самобытный предел выразительных способностей мастера, за которым таится стилистический отход к более манерной и декоративной живописи. Например, «Мадонна со свечой», «Святые».Заключительным творением Кривели становится Коронование Марии с изображением« Пьеты» в люнете. Оно сильно перегружено по композиции. Пылающий экспрессионизм, который был характерен для предшествующих работ мастера на тему« Пьеты» сменяются сентиментальной интонацией полной неги, а также появлением овладевающими по своей правдивости фрагментов« натюрморта». Вторая половина творчества Карло также отмечена такими работами как: два алтаря из Нац. гал. в Лондоне, Св. Иакова, передача ключей апостолу Петру, знаменитое« Благовещение», Мадонна триптих, Экстаз блаженного Габриеля Ферретти, Алтарь Одони.

Витторе Кривелли(примерно в 1440 году Венеция — 1501 году Ферма) повторяя выбор брата Карло Кривели, в 1465 переезжает в Дзару, а после в область Марке, в которой он разворачивает обширную деятельность, временами сотрудничая и с сами братом.