Людвиг ван бетховен был глухим. Был ли глухим Бетховен? Расцвет музыкальной карьеры

Жан Антуан Ватто (1684-1721) - Савояр с сурком

Савояр - житель Савойи (Франция), странствующий музыкант с шарманкой и дрессированными сурками.

Людвиг ван Бетховен - Сурок (1790)
Поёт Большой детский хор

"Сурок" - классическая песня Людвига ван Бетховена на стихи Иоганна Вольфганга Гёте (из пьесы "Ярмарка в Плундерсвейлере"). Песня исполняется от имени маленького савояра, зарабатывающего в Германии песнями с дрессированным сурком. В оригинальном тексте перемежаются немецкие и французские строки. В переводе на русский язык более всего известен вариант, имеющий очень мало общего с текстом Гёте - в сущности, ничего, кроме припева.
При прослушивании этой песни даже у несентиментальных людей на глаза наворачиваются слёзы. Как фортепианная пьеса эта песня используется во многих курсах обучения музыке. Я тоже играла её в детстве. Но вот чего я никогда не думала, так это того, что я доживу до такого времени, когда в моей стране будет множество бездомных людей и среди них дети. Они не ходят с шарманками и с сурками, но разве от этого их жизнь становится легче?

Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в Бонне. Точная дата рождения не установлена, известна лишь дата крещения - 17 декабря. Его отец Иоганн (1740-1792) был певцом, тенором, в придворной капелле, мать Мария-Магдалина, до замужества Кеверих (1748-1787), была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце, они поженились в 1767 году. Дед Людвиг (1712-1773) служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом,басом, затем капельмейстером. Он был родом из Мехелена в Южных Нидерландах, отсюда и приставка "ван" перед фамилией.

Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать его игре на клавесине и скрипке.
В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление мальчика. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой - на скрипке.

В 1780 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе. Он стал настоящим учителем Бетховена - Нефе сразу понял, что у мальчика талант. Благодаря Нефе, было издано и первое сочинение Бетховена - вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста.

После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось. Людвигу пришлось рано бросить школу.

В это время Бетховен начал сочинять музыку, но не спешил печатать свои произведения. Многое написанное в Бонне впоследствии было им переработано. Из юношеских сочинений композитора известны три детские сонаты и несколько песен, в том числе "Сурок".

В 1787 году Бетховен посетил Вену. Прослушав импровизацию Бетховена, Моцарт воскликнул:

Он всех заставит говорить о себе!

Но занятия так и не состоялись: Бетховен узнал о болезни матери и вернулся в Бонн. Она умерла 17 июля 1787 года. Семнадцатилетний юноша был вынужден стать главой семьи и взять на себя заботу о младших братьях. Он поступил в оркестр в качестве альтиста.

В 1789 году Бетховен, желая продолжить образование, начинает посещать лекции в университете.

После неудачной попытки учиться у Гайдна Бетховен выбрал себе в учителя Антонио Сальери.

Бетховен много работает и много пишет - его сочинения начали широко издаваться и пользоваться успехом. За первые десять лет, проведённых в Вене, было написано двадцать сонат для фортепиано и три фортепианных концерта, восемь сонат для скрипки, квартеты и другие камерные сочинения, оратория "Христос на Масличной горе", балет "Творения Прометея", Первая и Вторая симфонии.

В 1796 году Бетховен начинает терять слух. У него развивается тинит - воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах. По совету врачей он надолго уединяется в маленьком городке Хайлигенштадте. Однако покой и тишина не улучшают его самочувствия. Бетховен начинает понимать, что глухота неизлечима. В эти трагические дни он пишет письмо, которое впоследствии будет названо хайлигенштадтским завещанием. Композитор рассказывает о своих переживаниях, признаётся, что был близок к самоубийству:

Мне казалось немыслимым покинуть свет, раньше, чем я исполню всё, к чему я чувствовал себя призванным.

Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения.
Среди них:

Людвиг ван Бетховен - Соната N14 - Лунная соната (1800-1801)
Партия фортепиано - Мария Гринберг

Людвиг ван Бетховен - Соната N23 - Аппассионата (1803-1805)
Партия фортепиано -

В эти же годы Бетховен работает над своей единственной оперой "Фиделио". Эта опера относится к жанру опер "ужасов и спасения". Успех к "Фиделио" пришёл лишь в 1814 году, когда опера была поставлена сперва в Вене, потом в Праге, где ею дирижировал знаменитый немецкий композитор Вебер и, наконец, в Берлине.

Незадолго до смерти композитор передал рукопись "Фиделио" своему другу и секретарю Шиндлеру со словами: "Это дитя моего духа было произведено на свет в более сильных мучениях, чем другие, и доставило мне величайшие огорчения. Поэтому оно мне дороже всех…".

Людвиг ван Бетховен - Опера "Фиделио" в постановке Цюрихской оперы (2004)
Оркестр Цюрихской оперы
Дирижёр - Николаус Харнонкурт
Партия Леоноры (Фиделио) - Камилла Найланд
Партия Флорестана - Йонас Кауфманн

Rafał Olbiński - Fidelio
- Фиделио
Постер к опере Бетховена

В Хайлигенштадте композитор приступает к работе над новой Третьей симфонией, которую назовёт Героической.

Людвиг ван Бетховен - Симфония N3 (Героическая)
Дирижёр - К. Мазур (ГДР)
Гевандхауз-оркестр (Лейпциг - ГДР)

Изначально симфония была посвящена Наполеону Бонапарту, но потом, композитор разочаровался в его политике и отменил своё посвящение.

Бетховен - Симфония N5 часть1 (1803-1804)
Калининградский симфонический оркестр
Дирижер - Эдуард Дядюра

Симфония N5 до минор, op. 67, написанная Людвигом ван Бетховеном в 1804-1808 годах, - одно из самых знаменитых и популярных произведений классической музыки и одна из наиболее часто исполняемых симфоний. Впервые исполненная в 1808 в Вене, симфония вскоре приобрела репутацию выдающегося произведения.

Людвиг ван Бетховен - Симфония N5
Государственный академический оркестр Республики Беларусь
Дирижер - Михаил Снитко

В результате глухоты Бетховена сохранились уникальные исторические документы: "разговорные тетради", куда друзья Бетховена записывали для него свои реплики, на которые он отвечал либо устно, либо в ответной записи.

После 1812 года творческая активность композитора на время падает. Однако через три года он начинает работать с прежней энергией. В это время созданы фортепианные сонаты с 28-й по последнюю, 32-ю, две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл "К далёкой возлюбленной".
Много времени уделяется и обработкам народных песен. Наряду с шотландскими, ирландскими, уэльскими, среди них есть и русские.

Людвиг ван Бетховен - Шотландская застольная
Поёт - Народный артист СССР Максим Михайлов
Запись 1944 года

Но главными созданиями последних лет стали два самых монументальных сочинения Бетховена - "Торжественная месса"...

Телевизионная передача из цикла "Партируры не горят" - "Бетховен. Торжественная месса"
Ведущий передачи - Артём Варгафтик

Людвиг ван Бетховен "Торжественная месса" (Missa Solemnis)
Исполняет Городская капелла Дрездена (Staatskapelle Dresden), 2010
Дирижёр - Кристиан Тилеманн (Christian Thielemann)
Поют - Крассимира Стоянова, Элина Гаранча, Михаэль Шаде, Франц-Йозеф Селиг

И Симфония N 9 с хором.

Девятая симфония впервые была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Известно, что Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали её прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора.

Людвиг ван Бетховен - 9-я симфония
Дирижёр - Павел Коган
Юбилейный концерт, посвящённый 60-летию Павла Когана
Запись сделана в Большом зале Московской консерватории

Павел Леонидович Коган - дирижер, академик Российской академии искусств, художественный руководитель и главный дирижер Московского государственного академического симфонического оркестра, народный артист России, лауреат Государственной премии РФ.

Людвиг ван Бетховен на стихи Фридриха Шиллера - финал 9-й симфонии - Ода "К радости"

Финал 9-й симфонии сегодня используется в качестве гимна Евросоюза.

Ода "К радости" (An die Freude) - написана в 1785 году Фридрихом Шиллером для дрезденской масонской ложи по просьбе его друга-масона Христиана Готфрида Кёрнера. Ода была изменена в 1793 и положена на музыку Бетховеном.
В 1972 году она была принята в качестве официального гимна Совета Европы, а с 1985 года - Европейских сообществ (Европейского союза с 1993 года).
В 1974 году на основе этой мелодии принят государственный гимн Южной Родезии "Звучите громче, голоса Родезии".

После смерти младшего брата композитор взял на себя заботу о его сыне. Бетховен помещает племянника в лучшие пансионы и поручает своему ученику Карлу Черни заниматься с ним музыкой. Композитор хотел, чтобы мальчик стал учёным или артистом, но его привлекало не искусство, а карты и бильярд. Запутавшись в долгах, он совершил попытку самоубийства. Попытка эта не причинила особого вреда: пуля лишь чуть оцарапала кожу на голове.
Бетховен очень переживал по этому поводу. Здоровье его резко ухудшилось. У композитора развивается тяжёлое заболевание печени.

Бетховен умер 26 марта 1827 года. Свыше двадцати тысяч человек шли за его гробом. На могиле прозвучала речь, написанная поэтом Францем Грильпарцером:

Он был художник, но также и человек, человек в высшем смысле этого слова… О нём можно сказать, как ни о ком другом: он совершил великое, в нём не было ничего дурного.

Документальный фильм из серии "Знаменитые композиторы", посвящённый Людвигу ван Бетховену

Бессмертная возлюбленная - художественный фильм производства Англии и США (1994)
Режиссёр и автор сценария - Бернард Роуз

В главной роли снялся Гэри Олдмен, который сам музицировал на экране: игра на фортепиано его хобби.

Вот что сказал о сюжете этого фильма его продюссер Брюс Дэйви:
"В общем-то это не хроника жизни, - это мистерия, это любовная история, и мы хотели показать его музыку, его семью и женщин в его жизни."

В 1822 году в вене ставили оперу «Фиделио». Друг композитора - Шиндлер - писал: «Бетховен пожелал на генеральной репетиции дирижировать сам…” Начиная с дуэта в первом акте стало ясно, что Бетховен ровно ничего не слышит! Маэстро замедлял ритм, оркестр следовал за его палочкой, а певцы «уходили» вперед. Произошло замешательство.

В Вене

Умлауф, который обычно дирижировал оркестром, предложил на минуту приостановить репетицию, не объясняя причин. Затем он обменялся несколькими словами с певцами, и репетиция возобновилась. Но снова началась сумятица. Пришлось опять сделать перерыв. Было совершенно очевидно, что продолжать под управлением Бетховена невозможно, но как дать ему это понять? Ни у кого не хватало духа сказать ему: “Уйди, бедный калека, ты не можешь дирижировать”.
Бетховен озирался и ничего не понимал. В конце концов Шиндлер подал ему записку: “Умоляю вас, не продолжайте, позже объясню, почему”. Композитор опрометью бросился бежать. Дома он в изнеможении бросился на диван и спрятал лицо в ладони. “Бетховен был ранен в самое сердце, и впечатление об этой ужасной сцене не изгладилось в нем до самой смерти”, - вспоминал Шиндлер.
Но Бетховен не был бы самим собой, если бы не взял реванш у несчастья. Спустя два года он дирижировал (точнее, участвовал “в управлении концертом”) своей Девятой симфонией. По окончании раздались овации. Композитор, стоя спиной к залу, ничего не слышал. Тогда одна певица взяла его за руку и обернула к публике. Бетховен увидел поднявшихся с мест рукоплещущих людей с восторженными лицами.

"Желудочная форма"

Проблемы со слухом появились у композитора в 28 лет. Врачи полагали, что причиной этому могло быть... заболевание брюшной полости. Бетховен часто жаловался на колики - “мою обычную болезнь”. К тому же летом 1796 года он переболел тяжелой формой тифа.
Такова одна из версий. Биограф Бетховена Э.Эррио говорит о других причинах глухоты: “Действительно ли она возникла около 1796 года из-за простуды? Либо ее причиной была оспа, усеявшая рябинами лицо Бетховена? Сам он приписывал глухоту заболеваниям внутренних органов и указывал, что болезнь началась с левого уха…”
Причинами назывались также грипп и сотрясение мозга. Но ни одна из них не объясняет особенность потери слуха у Бетховена.
Композитор обратился к врачам. Ему прописывали ванны, пилюли, миндальное масло. Даже такое мучительное лечение, как мушки на руки. Узнав, что “гальванизмом” якобы излечили глухонемого ребенка, Бетховен собирался этот метод испробовать на себе.
Между тем глухота развивалась и принимала стойкую форму. В одном из писем композитор приводит характерный признак: “День и ночь у меня беспрерывный шум и гудение в ушах”.
Глухоту Бетховена начали замечать окружающие. Первым оказался приятель Рис. В 1802 году он гулял с композитором в окрестностях села Гейлигенштадта недалеко от Вены. Рис обратил внимание Бетховена на интересную мелодию, кем-то исполнявшуюся на пастушеской свирели. Полчаса Бетховен напрягал слух и ничего не услышал. Рис вспоминал: “он сделался необыкновенно тих и мрачен, несмотря на то, что я его уверял, будто тоже ничего не слышу (чего в действительности не было)”.

Завещание для врачей

В Гейлигенштадте Бетховен находился с весны до осени 1802 года. Поехать туда рекомендовал лечащий врач Шмидт. Профессор надеялся, что жизнь в деревне поможет пациенту. Композитор находился в полном уединении среди живописной природы.
Здесь он закончил самое жизнерадостное свое произведение - Вторую симфонию. Напряженно работал над такими светлыми сочинениями, как соната ор. 31 №3 и вариации ор. 34 и ор. 35. Но тишина и чистый воздух состояния слуха не улучшили. Бетховена охватила смертельная тоска, особенно после истории с Рисом.
Находясь в удрученном состоянии, в октябре 1802 года он составил завещание. Текст был обнаружен в бумагах композитора после его смерти. В нем говорится: “О люди, считающие или называющие меня неприязненным, упрямым, мизантропом, как несправедливы вы ко мне!.. Шесть лет, как я страдаю неизлечимой болезнью, ухудшаемой лечением несведущих врачей. С каждым годом все больше теряя надежду на выздоровление, я стою перед длительной болезнью (излечение которой возьмет годы или, должно быть, совершенно невозможно)… Еще немного, и я покончил бы с собою. Меня удержало только одно - искусство. Вы, братья мои, Карл и… тотчас после моей смерти попросите от моего имени профессора Шмидта, если он будет еще жив, чтобы он описал мою болезнь; этот же листок вы присоедините к описанию моей болезни, чтобы люди хоть после моей смерти по возможности примирились со мною”.
Многие, впрочем, пока считали, что Бетховен просто рассеян.

Профессиональный мизантроп

Бетховен знал, что обречен. В те времена, как, впрочем, и ныне, глухота почти не поддавалась лечению. Меняя врачей, он им не верил, но цеплялся за каждый шанс. Однако ни один не приносил исцеления.
Он все больше отдалялся от людей. “Моя жизнь жалка, - писал Бетховен, - уже два года я избегаю всякого общества”. Кому приятно разговаривать с глухим, которому в лучшем случае надо кричать на ухо? Приходилось расстаться и с надеждой завести семью - много ли девушек, желающих выйти замуж за глухого?
А ведь еще совсем недавно он был элегантным, общительным, светским щеголем. Столь пленительным в своем кружевном жабо. Он был талантливым музыкантом. Имел известность как композитор-новатор, чье творчество вызывало жаркие споры. У него были поклонники и поклонницы. Теперь приходилось уходить в себя и свое горе. Постепенно превращаться в человеконенавистника. Сначала мнимого, затем настоящего.
Самым страшным было то, что глухота отрезала путь к музыке. Казалось, навсегда. “Если бы у меня была другая специальность, то это бы куда ни шло, - говорит Бетховен в одном из писем. - Но при моей специальности это состояние ужасно; притом что скажут мои враги, которых не так уж мало!”
Бетховен всячески старался скрыть свою болезнь. Он напрягал остатки слуха, старался быть предельно внимательным, учился читать по губам и лицам собеседников. Но шила в мешке не утаишь. В 1806 году он пишет самому себе: “Пусть твоя глухота не будет более тайной, даже в искусстве!”.

Стальная воля

Почти все самое значительное композитор создал с ослабленным слухом и при полной глухоте.
За год до “Гейлигенштадтского завещания” он написал сонату до диез минор - “Лунную”. Через год - “Крейцерову сонату”. Затем погрузился в работу над знаменитой “Героической” симфонией. Потом были сонаты “Аврора” и “Аппассионата”, опера “Фиделио”.
В 1808 году у композитора почти не осталось надежд на возвращение слуха. Тогда появилось наиболее известное произведение - 5-я симфония. Ее идею Бетховен выразил словами: “Борьба с судьбой”. Средствами музыки композитор дал представление о своем душевном состоянии в последние годы. Его вывод: сильный человек может справиться с роком.
К 1814-1816 годам Бетховен оглох настолько, что полностью перестал воспринимать звуки. С людьми он общался при помощи “Разговорных тетрадей”. Собеседник писал вопрос или реплику, композитор их читал и устно отвечал.
Бетховен перенес и этот удар. Он создает пять значительных фортепианных сонат и пять струнных квартетов. Вершиной является написанная за два года до смерти “Эпическая” девятая симфония с одой “К радости”. Начинаясь трагически, симфония завершается светлыми образами.

Диагноз для гения

Существует несколько объяснений болезни композитора. Одно из них - версия Ромена Роллана и парижского врача Маража.
По мнению доктора, болезнь началась с левой стороны и была вызвана повреждением внутреннего уха, откуда исходят различные ответвления слухового нерва. Мараж пишет: “Если бы у Бетховена был склероз, то есть если бы он был внутри и снаружи погружен в слуховую ночь начиная с 1801 года, то, возможно, чтобы не сказать - несомненно, он не написал бы ни одного из своих произведений. Но его глухота, лабиринтного происхождения, представляла ту особенность, что, отделяя его от мира внешнего, она зато поддерживала его слуховые центры в состоянии постоянного возбуждения, производя музыкальные вибрации и шумы”.
Люди с больным лабиринтом нередко слышат восхитительную музыку. Однако они ее не запоминают и не могут воспроизвести. Бетховен обладал цепкой памятью, которая позволяла ему эту музыку сохранять в воображении. К тому же он владел профессиональными навыками для ее “аранжировки”. Воспроизводить музыку композитор мог на своем фортепиано со специальным резонатором. Он брал палочку в зубы, вставлял в инструмент и улавливал колебания.
Мараж приходит к выводу: “При заболевании нервного слухового аппарата прежде всего страдает восприятие высоких тонов… Наконец, следует указать на субъективные расстройства слуха в виде жалоб на шум и восприятие мнимых звуков, характерных для начальной стадии некоторых заболеваний слухового нерва. Иногда подобные шумы вызываются сосудистыми заболеваниями, аневризмами, спазмами вблизи слухового нерва”.
Можно предположить, что если бы не было глухоты, то не было бы и Бетховена. Отгораживая его от внешнего мира, глухота способствовала концентрации внимания - необходимого для творчества. В творчестве композитору, по его словам, также помогала добродетель. Ее он придерживался всю жизнь. А главное - он был убежден, что создан для работы, которая не по плечу другим.

1. Биография гения в режиме быстрой перемотки

Точная дата рождения Бетховена (Ludwig van Beethoven) - первая из загадок его биографии. Точно известен лишь день его крестин: 17 декабря 1770 года в Бонне. Ребенком он учился играть на фортепиано, органе и скрипке. В семь лет дал первый концерт (отец хотел сделать из Людвига "второго Моцарта").

В 12 лет Бетховен начал писать свои первые сочинения с забавными названиями вроде "Элегия на смерть пуделя" (предположительно под впечатлением от кончины реального пса). В 22 года композитор уехал в Вену, где и прожил до конца жизни. Он скончался 26 марта 1827 года в возрасте 56 лет, предположительно от цирроза печени.

2. "К Элизе": Бетховен и прекрасный пол

И эта тема окружена тайнами. Факт заключается в том, что Бетховен никогда не женился. А вот сватался неоднократно - в частности, к певице Элизабет Рёккель (Elisabeth Röckel, которой, как полагает немецкий музыковед Клаус Копиц (Klaus Kopitz), посвящена знаменитая ля-минорная багатель "К Элизе") и пианистке Терезе Мальфатти. О том, кем была неведомая героиня знаменитого письма "к бессмертной возлюбленной", ученые также спорят, сходясь на кандидатуре Антонии Брентано (Antonie Brentano) как наиболее реальной.

Правды мы не узнаем никогда: Бетховен тщательно скрывал обстоятельства своей личной жизни. Но близкий друг композитора Франц Вегелер (Franz Gerhard Wegeler) свидетельствовал: "В годы жизни в Вене Бетховен постоянно находился в любовных отношениях".

3. Непростой в быту человек

Неопорожненный ночной горшок под роялем, объедки среди партитур, всклокоченная шевелюра и заношенный шлафрок - и это тоже, судя по многочисленным свидетельствам, был Бетховен. Жизнерадостный молодой человек с возрастом и под влиянием недугов превратился в довольно непростого в повседневном обращении персонажа.

В своем "Гейлигенштадтском завещании", написанном в состоянии шока от осознания наступающей глухоты, Бетховен указывает именно на болезнь как на причину своего дурного характера: "О вы, люди, считающие меня злонравным, упрямым или мизантропичным - как вы несправедливы ко мне, ведь вы не знаете тайной причины того, что вам кажется. /…/ Вот уже шесть лет я пребывают в безнадежном состоянии, усугубленном невежественными врачами…"

4. Бетховен и классика

Бетховен - последний из титанов "венской классики". В общей сложности он оставил потомкам более 240 сочинений, среди них - девять завершенных симфоний, пять фортепианных концертов и 18 струнных квартетов. Он, по сути, заново изобрел жанр симфонии, в частности, впервые использовав в Девятой симфонии хор, чего до него никто не делал.

5. Единственная опера

Оперу Бетховен написал лишь одну - "Фиделио" . Работа над ней далась композитору мучительно, а результат до сих пор убеждает не всех. На оперном поприще Бетховен, как указывает российский музыковед Лариса Кириллина, вступал в полемику со своим кумиром и предшественником - Вольфгангом Амадеем Моцартом (Wolfgang Amadeus Mozart).

При этом, как указывает Кириллина, "концепция "Фиделио" прямо противоположна моцартовской: любовь - не слепая стихийная сила, а нравственный долг, требующий от своих избранников готовности к подвигу. Первоначальное название оперы Бетховена, "Леонора, или Супружеская любовь", отражает этот антимоцартовский моральный императив: не "так поступают все женщины", а "так должны поступать все женщины".

6. "Та-та-та-таааа!"

Если верить первому биографу Бетховена Антону Шиндлеру (Anton Schindler), сам композитор говорил о начальных тактах своей Пятой симфонии: "Так сама судьба стучится в дверь!" Более близкий Бетховену человек, его ученик и друг, композитор Карл Черни (Carl Czerny) вспоминал, что "тему симфонии C-Moll Бетховену навеял крик лесной птицы"… Так или иначе: образ "поединка с судьбой" стал частью бетховенского мифа.

7. Девятая: симфония симфоний

Интересный факт: при изобретении технологии записи музыки на компакт-диски именно длительность Девятой симфонии (более 70 минут) определила параметры нового формата.

8. Бетховен и революция

Радикальность представлений Бетховена о роли и значении искусства вообще и музыки в частности сделали его кумиром различных революций, в том числе и социальных. Сам композитор вел при этом вполне буржуазный образ жизни.

9. Прижимистая звезда: Бетховен и деньги

Бетховен уже при жизни был признанным гением и никогда не страдал от недостатка самомнения. Это отражалось, в частности, на его представлениях о размере гонораров. Бетховен охотно принимал заказы от щедрых и влиятельных меценатов, а с издателями порою вел финансовые переговоры в очень жестком тоне. Композитор был не миллионером, но весьма состоятельным человеком по меркам своей эпохи.

10. Глухой композитор

Бетховен начал глохнуть в возрасте 27 лет. Болезнь развивалась на протяжении двух десятилетий и полностью лишила композитора слуха к 48 годам. Новейшие исследования доказывают, что причиной стало заболевание сыпным тифом - распространенной во времена Бетховена инфекцией, которую часто переносят крысы. Однако, обладая абсолютным внутренним слухом, Бетховен мог сочинять музыку и будучи глухим. До последних лет жизни он не оставлял отчаянных - и, увы, безрезультатных, - попыток восстановить слух.

Смотрите также:

  • По историческим местам Бонна

    Первые шаги

    На этой фотографии запечатлен один из первых ключевых моментов в послевоенной политической истории Германии. В сентябре 1949 года Конрад Аденауэр был избран первым канцлером ФРГ и уже вскоре приступил к переговорам с верховными комиссарами западных держав-победительниц, чтобы добиться большего суверенитета для своего правительства.

  • По историческим местам Бонна

    "Путь демократии"

    Встречи Аденауэра и комиссаров проходили в гостинице на горе Петерсберг под Бонном, где находилась их штаб-квартира. На ближайшие 40 лет этому небольшому городу на Рейне предстояло стать временной столицей ФРГ - до официального воссоединения Германии 3 октября 1990 года. Правительство работало здесь еще дольше, до переезда в Берлин в 1999 году.

    По историческим местам Бонна

    Правительственный квартал

    Заглянуть в недавнее прошлое Бонна можно, совершив прогулку по маршруту "Путь демократии" (Weg der Demokratie). Большая часть исторических мест расположена в бывшем правительственном квартале. Около каждого из них установлены информационные табло. На фотографии - памятник Конраду Аденауэру (ХДС) на аллее, названной именем еще одного канцлера ФРГ - Вилли Брандта (СДПГ).

    По историческим местам Бонна

    Особый статус

    Прежде, чем отправиться на прогулку по маршруту, отметим, что Бонн сейчас является городом федерального значения. Это закреплено в особом законе. Здесь продолжает работать около 7000 правительственных чиновников, расположены главные офисы шести из четырнадцати министерств, некоторые ведомства, другие официальные учреждения и организации.

    По историческим местам Бонна

    Музей истории

    Отправной точкой "Пути демократии" служит Музей истории ФРГ (Haus der Geschichte der Bundesrepublik), расположенный напротив бывшего Ведомства федерального канцлера. Он был открыт в 1994 году и сейчас является одним из самых посещаемых музеев Германии - около 850 тысяч человек ежегодно. Среди экспонатов - этот правительственный "Мерседес".

    По историческим местам Бонна

    Первая остановка маршрута - Дом федерации (Bundeshaus). В этих зданиях на берегу Рейна находился парламент: бундесрат и бундестаг. Самая старая часть комплекса - бывшая Педагогическая академия, возведенная в 1930-х годах в стиле новой вещественности. В северном крыле академии в 1948-1949 годах был разработан Основной закон (Конституция) ФРГ.

    По историческим местам Бонна

    Первый зал

    Бундестаг первого созыва начал работать в бывшей Педагогической академии, перестроенной всего за семь месяцев, в сентябре 1949 года. Через несколько лет рядом возвели новое восьмиэтажное офисное здание для депутатов. В своем первом пленарном зале бундестаг заседал до 1988 года. Затем его снесли и построили на этом месте новый зал, который использовался до переезда в Берлин.

    По историческим местам Бонна

    ООН в Бонне

    Сейчас большинство бывших парламентских зданий в Бонне передано в распоряжение подразделений ООН, расположенных в бывшей столице ФРГ, - в частности, секретариата Рамочной конвенции об изменении климата. Всего в городе работает около тысячи сотрудников этой международной организации.

    По историческим местам Бонна

    Из стекла и бетона

    Следующая остановка - около нового зала пленарных заседаний бундестага, строительство которого было завершено в 1992 году. Последний раз депутаты собирались здесь на Рейне в июле 1999 года накануне переезда в берлинский Рейхстаг и новый парламентский комплекс на берегах Шпрее.

    По историческим местам Бонна

    Новый зал

    Пленарный зал сейчас не пустует. В нем регулярно проводятся разные встречи и мероприятия. Эта фотография сделана в бывшем бундестаге в июне 2016 года во время конференции Global Media Forum. Ее ежегодно проводит медиакомпания Deutsche Welle, редакционный комплекс которой расположен рядом. Напротив него построили международной конгресс-центр WCCB и большой пятизвездочный отель.

    По историческим местам Бонна

    С сентября 1986 года по октябрь 1992 года пленарные заседания бундестага, пока строили новый зал, временно проходили в бывшей водонапорной станции на берегу Рейна - Altes Wasserwerk. Это импозантное сооружение в неоготическом стиле было возведено в 1875 году. В 1958 году водокачку вывели из эксплуатации. Здание было куплено правительством и стало частью парламентского комплекса.

    По историческим местам Бонна

    Из Бонна в Берлин

    3 октября 1990 года, в день воссоединения страны, столицей единой Германии вновь стал Берлин, однако вопрос, где будет работать правительство, оставался еще открытым. Местом принятия исторического решения о переезде из Бонна стал пленарный зал в старой водокачке. Это произошло 20 июня 1991 года после острых десятичасовых дебатов. Перевес составил всего 18 голосов.

    По историческим местам Бонна

    Парламентская высотка

    Следующая остановка "Пути демократии" - высотное здание "Langer Eugen", то есть "Длинный Ойген". Так его прозвали в честь председателя бундестага Ойгена Герстенмайера, особо ратовавшего за этот проект. Рядом расположены белые корпуса Deutsche Welle. В этих зданиях должны были разместиться офисы парламента, расширившегося после воссоединения страны, но из-за переезда в Берлин планы изменились.

    По историческим местам Бонна

    "Тюльпановое поле"

    Офисный комплекс "Тюльпановое поле" (Tulpenfeld) возвели в 1960-х годах по заказу концерна Allianz специально, чтобы сдавать в аренду правительству. Дело в том, что ранее власти ФРГ приняли решение больше не строить новые здания в Бонне, так как город рассматривался в качестве временной столицы. Помещения здесь снимали бундестаг, различные ведомства и Федеральная пресс-конференция.

    По историческим местам Бонна

    Боннские редакции

    Этот снимок был сделан в зале Федеральной пресс-конференции в 1979 году во время визита министра иностранных дел СССР Андрея Громыко. По соседству с "Тюльпановым полем" на улице Дальманштрассе (Dahlmannstraße) располагались боннские редакции ведущих немецких СМИ и корреспондентские бюро зарубежной прессы и информационных агентств.

    По историческим местам Бонна

    Об этой резиденции немецких канцлеров мы уже рассказывали подробно в отдельном репортаже, который можно посмотреть по ссылке в конце страницы. В 1964 году первым хозяином канцлерского бунгало, построенного в стиле классического модерна, стал отец немецкого экономического чуда Людвиг Эрхард. Дольше других здесь жил и работал Гельмут Коль, возглавлявший правительство ФРГ 16 лет.

    По историческим местам Бонна

    Новое ведомство канцлера

    От канцлерского бунгало - рукой подать до Ведомства федерального канцлера. C 1976 по 1999 годы здесь располагались офисы Гельмута Шмидта, Гельмута Коля и Герхарда Шредера. На лужайке перед главным входом в 1979 году установили работу британского скульптора Генри Мура "Large Two Forms". Сейчас здесь расположен центральный офис министерства экономического сотрудничества и развития.

    По историческим местам Бонна

    Ранее офисы немецких канцлеров находись во дворце Шаумбург. Он был возведен в 1860 году по заказу одного текстильного фабриканта, позже куплен принцем Адольфом цу Шаумбург-Липпе и перестроен в стиле позднего классицизма. С 1939 года здание находилось в распоряжении вермахта, а в 1945 году перешло командованию бельгийских частей в оккупированной Германии.

    По историческим местам Бонна

    От Аденауэра до Шмидта

    В 1949 дворец Шаумбург стал местом работы первого федерального канцлера Конрада Аденауэра. Так выглядел его кабинет. Затем этот дворец вплоть до 1976 года использовали канцлеры Людвиг Эрхард, Курт Георг Кизингер, Вилли Брандт и Гельмут Шмидт. В 1990 году здесь были подписаны германо-германские соглашения о создании валютного, экономического и социального союзов.

    По историческим местам Бонна

    Соседнюю виллу Хаммершмидт, построенную в середине XVIII века, занимали немецкие президенты - до 1994 года, когда Рихард фон Вайцзеккер решил переехать в берлинский дворец Бельвю. При этом боннская вилла сохранила за собой статус президентской резиденции в городе федерального значения на Рейне.

    По историческим местам Бонна

    Музей Кёнига

    Первые страницы послевоенной истории ФРГ были написаны… в зоологическом музее Кёнига. В 1948 году в нем начал заседать Парламентский совет, в задачи которого входила разработка новой конституции. Также здесь в течение двух месяцев после избрания его канцлером, до переезда во дворец Шаумбург, работал Конрад Аденауэр. Эта фотография сделана во время посещения бывшего его кабинета Ангелой Меркель.

    По историческим местам Бонна

    Старая ратуша

    За свои столичные десятилетия Бонн видел много политиков и государственных деятелей со всего мира. Одним из пунктов их обязательной программы было посещение городской ратуши для того, чтобы оставить запись в Золотой книге почетных гостей. Эта фотография была сделана на парадной лестнице во время визита в ФРГ Михаила Горбачева в 1989 году.

    По историческим местам Бонна

    Многие главы государств, посещавшие Бонн, останавливались в отеле Петерсберг, где мы начали репортаж. Он служил гостевой правительственной резиденцей. Здесь жили Елизавета II, император Акихито, Борис Ельцин, Билл Клинтон. Этот снимок сделан в 1973 году во время визита Леонида Брежнева, севшего за руль только что подаренного ему "Мерседеса" 450 SLC. В этот же день он его помял на боннской дороге.

    По историческим местам Бонна

    P.S.

    Наш репортаж подошел к концу, но "Путь демократии" не заканчивается. Маршрут далее проходит мимо министерств на берегу Рейна, офисов парламентских партий и парка Хофгартен. Он был местом митингов, собиравших более 300 тысяч человек. Например, в 1981 году здесь протестовали против размещения американских ядерных ракет на территории Западной Германии.


Список различных музыкантов, имеющих проблемы со слухом, статья подтверждает информацию о том, что проблема потери слуха у музыкантов стоит очень остро.

УХУДШЕНИЕ СЛУХА У ИЗВЕСТНЫХ МУЗЫКАНТОВ И ПЕВЦОВ

1. Нил Янг

Он выпустил 30 своих альбомов и участвовал в создании еще большего количества в сотрудничестве с другими музыкантами, каждый раз демонстрируя высочайший профессионализм. Такие пьесы, как «Ohio», «Heart of Gold», «Cowgirl in the Sand», принесли Нилу Янгу оглушающий успех, сделав его чрезвычайно популярным. Но практически все это время Нил страдал тиннитусом – заболеванием, для которого характерно ощущение звона, шума в ушах, и которым часто страдают звезды рок-музыки.

2. Оззи Осборн

Оззи, будучи вокалистом и основателем одной из самых знаменитых групп хэви-метал – «Black Sabbath», сделал блестящую карьеру в истории рок-музыки. Кроме того, он стал главным организатором фестиваля Ozzfest, в рамках которого проводятся самые потрясающие концерты мирового масштаба. Однако, по причине многолетней концертной деятельности, в особенности учитывая тот факт, что речь идет о таком жанре, как хэви-метал, Оззи Осборн в последние годы сталкивается с серьезными проблемами со слухом.

3. Фил Коллинз

Еще до образования труппы «Genesis», участие в которой принесло ему мировой успех, Фил Коллинз уже успел сделать внушительную карьеру в качестве солиста. Но в прошлом году он объявил о своем уходе со сцены, причем привел несколько причин этого решения, среди которых назвал серьезные нарушения слуха – следствие концертной деятельности.

4. Will.i.am

Will.i.am произвел большой фурор в мире музыки – и как основатель и участник знаменитой группы «Black Eyed Peas», и как музыкальный продюсер. Он выпустил большое количество успешных альбомов, таких как «Monkey Business» и «Elephunk». Однако, согласно его собственным заявлениям, у него появились проблемы со слухом – иногда он испытывает болезненные шумовые ощущения, которые перемежаются моментами полной глухоты.

5. Брайан Уилсон

В отличие от вышеупомянутых музыкантов, слух которых пострадал, в основном, по причине концертной деятельности, Брайан Уилсон страдал этим дефектом с самого рождения – он практически не слышал на правое ухо. Невзирая на этот недостаток, ему удалось записать один из самых успешных своих альбомов – «Pet Sounds» (The Beach Boys), что стало настоящим событием в его музыкальной карьере.

6. Джефф Бек

Его музыкальная деятельность весьма разнообразна, он преуспел в таких жанрах, как хэви-метал, электронная музыка и прогрессивный рок. Джефф Бек занимает 14-ую строчку в сотне самых лучших гитаристов в истории музыки в списке, составленном изданием «Rolling Stone», однако и он страдает таким заболеванием, как тиннитус.

7. Эрик Клэптон

Эрик Клэптон – единственный музыкант, который трижды был включен в Зал Славы рок-н-ролла. Его талант стал залогом успеха таких групп, как «The Yardbirds», «Cream» и «Derek & The Dominoes» (в «The Yardbirds» он играл вместе с Джеффом Беком и Джимми Пейджем – тем самым, который впоследствии основал легендарную труппу «Led Zeppelin»). Но немногим известно, что в то время как прославленный рокер сочинял мелодии, большинство из которых навсегда останутся в истории музыки, он страдал непрекращающимся тиннитусом, а также наркотической и алкогольной зависимостью.

8. Пит Тауншенд
Гитарист группы «The Who» Пит Тауншенд – автор песен «My Generation», «Won’t Get Fooled Again» и «Pinball Wizard». Но желание заработать славу самой шумной рок-группы в мире стало причиной того, что все ее участники начали страдать частичной потерей слуха, причем у Пита эта проблема проявилась в большей степени, нежели чем у остальных музыкантов. Несмотря на все эти трудности, коллектив продолжает с успехом гастролировать, собирая десятки тысяч фанатов во время своих концертов.

9. Людвиг Ван Бетховен
Один из величайших композиторов всех времен и народов родился в 1770 году и уже в возрасте 30 лет начал терять слух. К 1814 году он полностью оглох, что, однако, не помешало ему продолжать сочинять музыку: к примеру, свою 9-ую симфонию Бетховен написал, будучи уже абсолютно глухим. Ученые до сих пор не могут установить причину его глухоты, но выдвигают гипотезу о том, что в организме великого композитора скопилось слишком большое количество свинца. Часть исследователей полагает, что причиной недуга стала привычка Бетховена обливаться по ночам ледяной водой для того, чтобы сохранять бодрость.

10. Пол Гилберт
Гитарист Пол Гилберт дает полезные советы всем музыкантам и любителям музыки, чтобы они не последовали его примеру. Участие Пола Гилберта в таких группах, как «Racer X» и «Mr. Big», а также сольная карьера гитариста означали, что ему часами приходилось играть на гитаре каждый день. Он дал сотни концертов и записал более 30 альбомов. И во время всего этого Пол Гилберт не предпринимал никаких мер безопасности, чтобы защитить свой слух. Напротив, он настолько любил музыку, что всегда включал ее на полную громкость. Сегодня Пол Гилберт страдает высокочастотной потерей слуха и постоянным тиннитусом. Поэтому он испытывает трудности с пониманием, когда вокруг него говорят люди.

11. Дима Билан
Дима Билан, почувствовав, что у него возникли проблемы со слухом, обратился к медикам, которые ему сообщили, что многие музыканты с этим сталкиваются. И для того, чтобы окончательно не оглохнуть, Диме нужно принять определенные меры, например, сменить музыкальное оборудование. Сейчас певец готовится выступить с симфоническим оркестром, и ему пришлось заказать уникальные колонки и мониторы, которые подходят именно для его слуха, и не будут негативно влиять на здоровье.

12. Григорий Лепс
У Лепса в последнее время появились проблемы со слухом. И, конечно, мы все прекрасно понимаем, что оказываем ему медвежью услугу. Певец и раньше на каждом концерте получал на свои барабанные перепонки повышенное давление – чуть ли не под 100 децибел, а теперь и вовсе – 110 – 120. Это все равно что стоять в метре от работающего отбойного молотка. По медицинским показателям такой шум не рекомендуется терпеть больше 10 минут. А Григорий поет почти по три часа и все это время подвергает себя серьезной опасности.

13. Пол Стэнли
Пол Стэнли (Paul Stanley), 59-летний фронтмен KISS, состоит в десятках благотворительных обществ, занимающихся проблемами людей с внешними недостатками, глухих и глуховатых. Ему эти беды знакомы не понаслышке: музыкант страдает от деформации ушных раковин и с детства глух на одно ухо. А «пропускная способность» второго была благополучно испорчена многолетней любовью к громким экстремальным звукоизвлечениям. Обращаясь к посетителям метал- и рок-концертов, он, как Минздрав, предупреждает: вы тоже в зоне риска.

14. Крис Мартин
Оказывается, что музыкант уже 10 лет страдает от шума в ушах. Мартин считает, что причиной этого послужило его увлечение музыкой в детстве. В частности то, что он слушал музыку через наушники на высокой громкости. Сейчас фронтмену Colplay приходится петь громче, а также пользоваться специальными ушными мониторами для того, чтобы слышать инструменты, но при этом не превышать допустимую громкость, чтобы окончательно не испортить свой слух.
“Вроде ухудшения не наблюдается. Но очень жаль, что я не позаботился о своих ушах раньше”, – прокомментировал Мартин.
Музыкант даже присоединился к новой кампании “Action On Hearing Loss”, лицами которой являются также тугоухие и страдающие от звона в ушах Гэри Ньюман и рэпер План Б.

15. Пит Тоунсед
Множество известных музыкантов, вроде участника группы The Who Пита Таунсенда, страдают от частичной глухоты и тиннитуса, которые, как полагают врачи, были вызваны слишком частым прослушиванием чрезмерно громких звуков.

16. Джон Иллсли
Бас-гитарист John Illsley имеет существенную потерю слуха как результат воздействия повреждающего уровня децибел. John Illsley – бас-гитарист Dire Straits признался, что его более чем 30% потеря слуха явилась неминуемым следствием постоянных турне 1976-1992 гг.
Illsley беспокоится о разрушительном влиянии громкой музыки на молодое поколение, и он хотел бы, чтобы уровень звука, особенно в клубах, делали меньше, что является, с точки зрения Illsley крайне необходимым, так как его старший сын James, 27 лет, уже страдает от тиннитуса.

17. Бари Алибасов
Знаменитый российский продюсер Бари Каримович Алибасов, который стал знаменит на все СНГ благодаря основанию музыкальной группы «На-На», рассказал журналистам о своей трагедии. Как оказалось, он практически полностью оглох и теперь, о его словам, не может наслаждаться новыми произведениями своих подопечных.
«У меня есть и другие недостатки, однако теперь я еще и практически оглох. Я на самом деле очень плохо слышу. Лишь одно ухо может различать звуки, и то оно слышит на 30%. Это итог моей трудовой деятельности, так как я был барабанщиком, а гитарист всегда стоял слева от меня – это было во времена выступления в группе «Интеграл». Левое ухо – нулевая слышимость, правое ухо –30%», – рассказал о своей трагедии Бари.

18. Бедржих Сметана (1824 – 1884)
Карьера Бедржиха Сметаны и творческий потенциал процветали. Но в один прекрасный момент все закончилось - Сметана тяжело заболел. Из-за почти полной потери слуха он был вынужден оставить свой пост дирижера в Национальном театре, где впервые были поставлены многие из его произведений, и уехать из Праги, но музыку он писать продолжал.

Ссылки:
http://www.blf.ru/blog/post_1372401102.html
http://www.radugazvukov.ru/information/blog.php?page=..
http://www.7d.org.ua/?news=showbiz&id=12525
http://womendraiv.ru/3470-grigoriy-leps-teryaet-sluh…
http://www.hitkiller.com/vokalist-kiss-o-potere-sluxa..
http://coldplayfan.ru/kris-martin-ispytyvaet-problemy..
http://www.medikforum.ru/news/health/treatment/9993-z..
http://www.ssluha.ru/index.php?type=special&p=art..
http://telegraf.com.ua/zhizn/zhurnal/1296063-bari-ali..
http://www.intoprague.ru/бедржих-сметана-композитор-р..

Бетховен запомнился нам не только, как один из величайших композиторов за всю историю человечества, но также и за то, что значительную часть своих гениальных творений он создал, будучи абсолютно глухим.

Когда и почему Бетховен начал терять слух?

Сразу отметим, что Людвиг не родился глухим . Более того, слепым и немым он также не был (по поводу «слепоты» — Бетховена в этом плане часто путают с Бахом ).

Подобно всем остальным эпизодам биографии Бетховена, его глухота (а точнее, причины ее развития) также вызывает вопросы и множество споров со стороны разных биографов.

В частности, в интернете Вы можете найти значительное количество гипотетических причин глухоты Бетховена. По данным самых разных биографов, что только ни влияло на потерю слуха у великого композитора: от неврологических нарушений и внутреннего отита (лабиринтита) до отравления свинцом и сифилиса.

Наверное, одни только инопланетяне не были замешаны в развитии у композитора данного заболевания. В любом случае все эти гипотетические причины не имеют никакого значения , ибо на самом деле ни один, даже самый лучший биограф или мед-эксперт, не знает, от чего именно Бетховен стал глухим.

Даже на сегодняшний день потеря слуха является огромной проблемой не только для больного, но и для лечащего его врача — ведь причин заболевания может быть огромное количество. Один только этап диагностики может стать настоящей головоломкой для врача — и это при нынешних медицинских технологиях. Ну а на тот момент о правильной диагностике причин потери слуха и, тем более, о методах лечения глухоты не было даже и речи!

Поэтому вопрос «почему великий Бетховен потерял свой слух?» не имеет и не может иметь правильного ответа и, скорее всего, никогда его не получит.

Если же все-таки попытаться сузить круг гипотетических причин глухоты Бетховена, то наиболее «адекватной» версией является аномальный рост у композитора кости внутреннего уха (отосклероз ), который, в свою очередь, мог быть следствием болезни Педжета (однако это тоже под вопросом).

Помимо причины глухоты композитора сомнения также затрагивают и примерную дату , когда именно Бетховен начал осознавать, что теряет свой драгоценный слух.

Если же усреднить данные разных биографов, то можно точно предположить, что первые признаки ухудшения слуха Людвиг начал замечать в период с 1795 по 1800 годы — тогда ему было 24-29 лет, соответственно. Однако, судя по письмам самого Бетховена, мы можем точно сказать, что первые признаки потери слуха он начал замечать как минимум с 1796 года .

Бетховен скрывал свою глухоту

К 30 годам Людвиг уже завоевал признание венской публики, уже сочинив шесть струнных квартетов, первую симфонию, пару фортепианных концертов, а также прославился, как сильнейший пианист Вены. Согласитесь, неплохая перспектива для молодого музыканта!

Однако параллельно с этим Людвига все сильнее и сильнее доставал посторонний звон в его ушах. Естественно, набирающего популярность композитора это явление волновало чрезвычайно сильно.

Известно, что в первое время Бетховен скрывал эту проблему от людей даже из самого близкого окружения. Однако в конце концов он не выдержал и в письме от 1 июня 1801 года рассказал о своем недуге своему очень хорошему старому другу — скрипачу Карлу Аменде .

Текст не будем цитировать дословно, но смысловое содержание было примерно таким:

«Самое драгоценное, чем я владею — это мой слух. И он совершенно испортился. Когда ты был со мной, я уже чувствовал симптомы, но ничего о них не говорил. Теперь они стали намного хуже ...».

Стоит отметить, что по содержанию письма было понятно: композитор все еще имел надежду на излечение от данного недуга. Бетховен также попросил Аменду держать это в секрете.

Ну а 29 числа этого же месяца Людвиг посылает письмо другому другу — Вегелеру , который к тому времени уже был серьезным врачом. Это письмо было примерно похожим в плане содержания, как и предыдущее. Людвиг также пожаловался Вегелеру, что не слышит высокие ноты инструментов и голоса вокалистов.

Ну а через несколько месяцев, 16 ноября 1801 года, композитор снова написал Вегелеру письмо, где пожаловался на врачей, которые, по его мнению, совсем не пытались останавливать стремительно развивающееся ухудшение его слуха. Некоторые врачи, по мнению Людвига, практиковали на нем какие-то странные и устаревшие методы лечения. Врачи, кстати говоря, сочли недуг Бетховена не отдельным заболеванием, а следствием других болезней композитора, связанных, в основном, с органами брюшной полости .

В свою очередь, последние начали всерьез беспокоить Людвига после перенесения им тяжелой болезни (судя по всему, тиф) в 1797 году. А, вообще, о первых болях в брюшной полости и в груди Бетховен упоминает еще в том самом письме его другу Шадену, в котором он жаловался о своем душевном и физическом состоянии после смерти матери, .

Действительно, здоровье у Бетховена было слабым сразу по разным направлениям. В течение жизни он страдал целым ансамблем заболеваний: желчно-каменной болезнью, расстройствами желудка, болезнями легких и так далее. Чаще всего именно эти болезни врачи и считали причиной ухудшения слуха. Поэтому, их методы лечения, в основном, сходились к лечению именно болезней органов брюшной полости , не уделяя сильно много внимания основной проблеме — потере слуха.

Хотя сам Бетховен, очевидно, тоже верил в эту причинно-следственную связь, он все же очень скептически относился к самим методам лечащих его врачей и время от времени посылал письма профессору Вегелеру, советуясь с ним по разным вопросам медицинского характера. Ну а с навещавшими его врачами он постоянно ссорился.

Молодой композитор даже и представить не мог, что потеряет чуть ли ни самое важное — его собственный слух. Но в конце концов он начал осознавать тяжесть и очевидную неизлечимость своей болезни и начал постепенно признаваться в этом самому себе.

Для любого человека такой недуг стал бы страшным ударом, но, учитывая, что Людвиг в то время уже «сложился» в качестве популярного композитора, для него это было двойным ударом.

Бетховен пытался сохранить свою проблему в тайне даже от представителей его близкого окружения в Вене. В первое время ему даже приходилось избегать различных общественных мероприятий, где его присутствие было бы очень важным. Людвиг боялся, что узнай об этом венская общественность, и его карьера пианиста потерпит крах (однако все равно в течение нескольких лет об этом узнают все).

Стоит отметить, что в вышеупомянутом письме Людвиг также сообщил своему старому другу, Вегелеру, более приятные новости, где рассказал о своих чувствах к одной милой девушке. В это время сердце Бетховена принадлежало его любимой ученице — Джулии Гвиччарди .

Именно ей Людвиг посвятит, наверное, самую известную из его сонат для ф-но, получившую номер «14» и уже позже прозванную в обществе «Сонатой лунного света» или " « .

Несмотря на то, что Джулия Гвиччарди была выше Бетховена по социальному статусу, композитор все еще мечтал приобрести известность, заработать много денег и „подняться“ до его уровня, чтобы жениться на ней.

Однако легкомысленная графиня нашла себе другого кумира — практически бездарного композитора Галленберга . Да и сам Бетховен, возможно, уже тогда начал понимать, что, даже если с материальной точки зрения он рано или поздно и „дотянется“ до социального статуса Джулии Гвичарди, то все равно, зачем этой девушке глухой супруг...

Людвиг уже тогда понимал, что глухота может не покинуть его до конца жизни. Ну а в 1803 молодая графиня выйдет замуж за Галленберга и уедет в Италию.

Гейлигенштадское завещание Бетховена

В 1802 году Людвиг по совету своего лечащего врача — профессора Иоганна Адама Шмидта , проживает в потрясающей своей живописностью местности — Гейлигенштадт , который в наше время является пригородом Вены, а тогда находился в северной части черты города. Из окон его дома открывался поразительный вид на поля и реку Дунай.

Видимо, профессор Шмидт считал, что Людвигу нужно лечить не сколько слух, сколько привести в порядок его душевное состояние, а также вылечить те самые заболевания органов брюшной полости. Скорее всего он полагал, что таким образом слух перестанет покидать композитора.

И вправду, Бетховен любил совершать долгие прогулки в живописных окрестных лесах Гейлигенштадта. Ему очень нравилась местная природа , он любил отдыхать в этой спокойной сельской атмосфере.

Однако лечение, может быть, и помогало в нормализации душевного состояния, но уж точно не останавливало прогрессирующую глухоту. Как-то раз Бетховен гулял по лесу недалеко от Гейлишенштадта вместе со своим другом и учеником, Фердинандом Рисом . Оба музыканта обратили внимание на пастуха, который играл на деревянном духовом инструменте (судя по всему, свирели).

Рис уже тогда заметил, что Людвиг не мог расслышать мелодию, которую играл пастух. При этом, по словам самого Риса, музыка была очень красива, но Бетховен ее не слышал. Пожалуй, это был первый случай, когда кто-то из близкого окружения Людвига узнал об этой проблеме самостоятельно, не от слов самого композитора.

Лечение, продолжавшееся с апреля по октябрь, к сожалению, так и не помогло Бетховену забыть о проблеме глухоты. Наоборот, чем дальше шло время, тем сильнее композитор осознавал, что от этой проблемы ему уже не избавиться.

Уже после смерти Людвига в 1827 году его друзья, Антон Шиндлер и Стефан Брёйнинг, найдут на столе в его доме документ, похожий на письмо его братьям. Данное письмо получило известность, как Гейлигенштадское завещание .

В этом письме от 6 октября 1802 года (с дополнением от 10 октября), оставленном своим братьям — и (только вместо имени Иоганна он оставил пробелы), Бетховен рассуждал о страданиях, вызванных глухотой. Также он просит людей простить себя за то, что не слышит их речи.

Оригинал »Гейлигенштадтского завещания" невозможно читать без глубочайшего сожаления, ибо оно насквозь пропитано жалостью и эмоциями отчаявшегося композитора, который на тот момент, возможно, находился на грани самоубийства.

Действительно, некоторые ученые посчитали Гейлигенштадтское завещание чуть ли ни предсмертной запиской. По их мнению, Людвигу просто не хватило мужества совершить самоубийство, а от самого письма он просто не успел избавиться.

Но другие биографы не находят никаких прямых мыслей Бетховена о попытке самоубийства, а видят лишь гипотетические размышления композитора о самоубийстве, как о бегстве от страданий, вызванных глухотой.

Сам Бетховен в этом письме четко дал понять, что в его голове на тот момент было столько новой и не поведанной миру музыки, что ради этого стоит жить.

Глухой композитор продолжает творить

Наверное, самым поразительным является тот факт, что, несмотря на прогрессирующую глухоту, Людвиг продолжал сочинять просто потрясающие произведения.

Даже когда глухота полностью победит его, несчастный Людвиг, топая ногами и завывая, будет писать красивейшую музыку которую он сам не сможет услышать физически, но эта музыка будет звучать в его голове. Во многом ему поначалу помогали специальные слуховые трубки (1816—1818), которые сейчас находятся в его родном доме-музее в Бонне (они изображены на заставке в начале статьи). Но композитор недолго их использовал, так как по мере развития глухоты смысл в их использовании уменьшался.

Не известно нам и точное время, когда именно Бетховен полностью лишился слуха. Большинство биографов склонны верить ученику Бетховена — великому композитору Карлу Черни , утверждавшему, что его учитель полностью потерял слух в 1814 году , а за пару лет до этого еще мог слышать музыку и речь.

Однако другие данные свидетельствуют о том, что в это время Бетховен все еще разбирал звуки, просто гораздо хуже, чем раньше, и поэтому вынужденно прекратил концертную деятельность .

Более тщательный разбор биографических источников позволяет говорить о почти полном наступлении глухоты у Бетховена в 1823 году — левое ухо тогда, судя по всему, слышало очень плохо, а правое — практически уже не работало.

В любом случае, после написания Гейлигенштадского завещания Людвиг продолжает жить дальше и сочинять музыку. Несмотря на свой недуг, а также на безответную любовь к графине Джулии Гвиччарди и последующее разочарование в ней (а также на другие неудачные романы, о которых мы поговорим в следующих выпусках), Бетховен продолжает свою композиторскую деятельность — в целом этот творческий период композитора биографы называют «Героическим» .

Ну а в последние годы Бетховен и вовсе пользовался специальными «разговорными тетрадями» (начиная с 1818), с помощью которых он общался со своими друзьями. Как правило, они писали в этих тетрадях какие-то вопросы либо реплики, а Людвиг отвечал на них — либо также письменно, либо устно (напомним, что немым Бетховен не был).

После 1822 года Людвиг, вообще, откажется от любого рода медицинской помощи для лечения его слуха, ибо в то время ему придется лечить совершенно другие болезни.

Другие периоды биографии Бетховена:

  • Предыдущий период:
  • Следующий период:

Вся информация о Биографии Бетховена