Люди холопского звания (по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"). Люди холопского звания в поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - вершина творчества Н. А. Некрасова. Это произведение грандиозно по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне - не странники- богомольцы. Они символ тронувшейся с места, очнувшейся России. Все люди, с которыми встречаются семь мужиков, разные. Разными были и крестьяне, о которых узнают странники. Н. А. Некрасов видит, как постепенно пробуждается в крестьянах сознание собственной силы. Но крестьяне не идеализируются, потому что поэт прекрасно осознает, что привычка покоряться в крестьянах так же велика, как и привычка властвовать в помещиках:
Не только над помещиком,
Привычка над крестьянином
Сильна.
Наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие, которые свыклись со своим бесправным положением, превратились в холопов по убеждению. Серия вставных сюжетов о силе крепостнических привычек в крестьянине открывается рассказанной Пахомом историей о Сидоре, который высылал барину оброк из острога. Дворовый князя Переметье- ва считает себя счастливым, потому что знает:
У князя Переметьева
Я был любимый раб,
Жена - раба любимая...
Он гордится тем, что сорок лет вылизывал тарелки и допивал из рюмок иностранное вино, что приобрел, как он считает, благородную болезнь - подагру - и молится:
Оставь мне, господи,
Болезнь мою почетную,
По ней я дворянин!
Дворовый князя Утятина Ипат и после царского указа считает себя холопом князя и сам растроган от своей преданности. Он не хочет вспоминать о том, как барин издевался над ним ради собственной забавы, но зато «не может барских милостей забыть». Себя он по-прежнему называет рабом недостойным, а барина - князюшкой. По-своему верна прежней жизни и вся Вахлатчина - крестьяне добровольно соглашаются делать вид, что на Руси ничего не изменилось. Прекрасно чувствует себя и мнимый бурмистр Клим Лавин. Его поступки - все та же холопская приниженность крестьянина, только вывернутая наизнанку. Он не брезгует никакими средствами, чтобы угодить и барину и миру. Влас дает ему точную оценку:
...Был Клим мужик: и пьяница,
И на руку нечист.
Работать не работает,
С цыганами вожжается,
Бродяга, коновал!
На его совести лежит смерть Агапа, единственного вахлака, над которым не довлела сила привычки. Так, постепенно, в поэму входит тема крестьянского греха.
Яков Верный - холоп примерный, обиженный жестоким помещиком, в отместку совершает тяжелый грех - кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать своих товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение людей о шпионах, Влас, один из самых уважаемых крестьян, замечает по адресу Егорки:
Ай служба - должность подлая!..
Гнус человек! - Не бить его,
Так уж кого и бить?
Но самый страшный, по мнению крестьян, грех совершает жадный староста Глеб, который за «горы золота» и вольную для себя сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе повествуется Игна-тием вслед за легендой Ионушки «О двух великих грешниках» и подтверждает мысль:
Велик дворянский грех!
Велик, а все не быть ему
Против греха крестьянского.

Нет греха тяжелее этого:
Все прощает бог,
А Иудин грех не прощается.
Ой мужик! Мужик! Ты грешнее всех,
А за что тебе вечно маяться!
Рассказ о старосте Глебе - предчувствие того, что вместо помещика власть в деревне постепенно начнет прибирать к рукам деревенский богатей. Гриша Добросклонов старается развеять горестные мысли крестьян, утверждая, что крестьянские грехи - лишь порождение крепостничества:
Змея родит змеенышей,
А крепь - грехи помещика,
Грех Якова несчастного,
Грех Глеба родила!
Конечно, в этом он прав. Но прав ли в том, что «Нет крепи - Глеба нового не будет на Руси»?
Крепостное право «калечит», делает из людей либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего - предателей. Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:
Добра ты, царска грамота,
Да не про нас ты писана...
Но крестьяне уже понимают, что путь к счастью - это путь активного противостояния злу. Великим пафосом предчувствия народного счастья наполнена знаменитая песня «Русь», которая вершит все сцены и картины поэмы. Русский богатырь с его бесконечным терпением - вечная загадка для Н. А. Некрасова, но поэт верит, что
Рать поднимается -
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

Янв 25 2011

Ни в ком противоречия,
Кого хочу - помилую,
Кого хочу - казню.

Вспоминает о былом помещик Оболт - Оболдуев. В условиях полной безнаказанности и бесконтрольного произвола складывались и правила поведения помещиков, их привычки и взгляды:

Закон - моё желание!
Кулак - моя полиция!
Удар искросыпительный,
Удар зубодробительный,
Удар скуловоррот!..

Отмена крепостного права “ударила одним концом по барину, другим по мужику”. К условиям жизни нарастающего капитализма барин приспособиться не может и не желает, - неизбежным становится запустение усадеб и разорение господ. Без всякого сожаления говорит поэт о том, как “по кирпичику” разбираются господские дома. Сатирическое отношение Некрасова к барам сказывается и в тех фамилиях, которыми он наделяет их: Оболт - Оболдуев, Утятин - “Последыш”. Особенно выразителен в поэме князя Утятина - “Последыша”. Это барин, который “весь век чудил, дурил”. Жестоким деспотом -крепостником остаётся он и после 1861года.Совершенно не зная своих крестьян, “Последыш” отдаёт нелепые распоряжения по вотчине, приказывает на “вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтобы жили в ней, плодилися и правили тягло!” Мужики хохотом встречают этот приказ, так как “той вдове - под семьдесят, а жениху - шесть лет!” Глухонемого дурака “Последыш” назначает сторожем, пастухам приказывает унимать стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина. Нелепы не только приказы “Последыша”, ещё более нелеп и странен он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права.

Карикатурен и его внешний облик:
Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные
И -разные глаза:
Один здоровый светится,
А левый - мутный, пасмурный,
Как оловянный грош!

Жестоким самодуром -угнетателем показан и помещик Шалашников, “воинскою силою” покорявший собственных крестьян. Ещё более жесток управляющий немец Фогель. При нём “настала каторга корёжскому крестьянину -до нитки разорил!” - говорит Савелий. Мужики и барин - непримиримые, вечные враги. “Хвали траву в стогу, а барина в гробу”, - говорит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть крестьянину, - вот тот вывод, к которому с железной последовательностью проводит Некрасов читателя поэмы.

Поэма “Кому на Руси жить хорошо” - вершина творчества Некрасова. Это грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне - не странники -богомольцы. Они символ тронувшейся с места, очнувшейся России. Все люди, с которыми встречаются семь мужиков, разные: одни счастливые, другие нет; бедные и состоятельные; бунтари и “рабы”. О последних хочется поговорить отдельно.
Наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие, которые свыклись со своим бесправным положением, холопы по убеждению. Яков Верный холоп примерный. Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает самоубийством у барина на глазах. В поэме Некрасов создаёт и образы холопов не только по положению, но и по своей психологии. Такой и дворовый князя Переметьева, который счастлив, вылизывая тарелки и допивая из рюмок иностранное вино.

У князя Переметьева
Я был любимый раб,
Жена -раба любимая…
Он молится:
“Оставь мне, господи,
Болезнь мою почётную,
По ней я дворянин!”

Близки к холопам Клим и Ипат - люди князя Утятина. Один называет себя рабом, недостойным, а барин а - князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов:

Был Клим мужик: и пьяница,
И на руку нечист.
Работать не работает,
С цыганами вожжается,
Бродяга, коновал!

Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать своих товарищей -крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение людей о шпионах, Влас, один из влиятельных крестьян, замечает по адресу Егорки:

Ай, служба -должность подлая!..
Гнусь ! - Не бить его,
Так уже кого и бить?

Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. о крестьянском грехе повествуется Игнатием вслед за легендой Ионушки “О двух великих грешниках”. Рассказ даётся в подтверждение мысли:

Велик дворянский грех!
Велик, а всё не быть ему
Против греха крестьянского.

Грех предательский - самый тяжёлый грех: Всё прощает бог,

А Иудии грех не прощается.
Ой, мужик! Мужик! Ты грешнее всех,
А за что тебе вечно маяться!

Для чего же Некрасов показал столько типов крестьян -холопов? Крепостное право “калечит”, делает из людей либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего - предателей. Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:
Добра ты, царская грамота,

Да не про нас ты писана… Явление “холопство”, если так можно выразиться, можно встретить и в наше время. Большинство таких людей - “холопы” по психологии. “Холопство” пока не искоренено и существует повсюду.

“Кому на Руси жить хорошо” является поэмой эпопеей. В центре ее - изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течении двадцати лет, собирая материал для нее “по словечку”. Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена - помешала смерть поэта.

Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в заглавии произведения: “Кому на Руси жить хорошо” - проблема счастья.

Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” начинается с вопроса: “В каком году - рассчитывай, в какой земле угадывай”. Но не трудно понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет ввиду реформу 1861 года, по которой “освободили” крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу.

Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении. Этот мотив голодной жизни крестьянства, которого “тоска -беда измучила” звучит с особой силой в песне, названной Некрасовым “Голодная”. Причем поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту.
Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названием тех мест, откуда родом крестьяне -правдоискатели: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, деревни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа. “Мужицкое , - с горечью восклицает поэт, - дырявое с заплатками, горбатое с мозолями!” Как и прежде, крестьяне - люди “досыта не едавшие, несолоно хлебавшие”. Изменилось только то, что теперь их вместо барина драть будет волостной. С нескрываемым сочувствием относится к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием. В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина “искать правду”, но не все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа:

Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!

В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского “праведника”. Яким живет той же трудолюбивой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непокорным нравом. Яким честный труженик с большим чувством собственного достоинства. Яким и умен, он прекрасно понимает, почему крестьянин так убого, так плохо живет. Это ему принадлежат такие слова:

У каждого крестьянина
Душа, что туча черная,
Гневна, грозна - и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается.

Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не кончает жизнь самоубийством. Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельствует о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства.
Но лишь в главе “Савелий - богатырь святорусский” крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с немцем -управляющим носит пока стихийный характер, но такова была действительность крепостного общества. Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими их имений.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Помещики и “люди холопского звания” (по поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”) . Литературные сочинения!

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» -
вершина творчества Некрасова. Это произ-
ведение грандиозное по широте замысла,
правдивости, яркости и многообразию типов.
Сюжет поэмы близок к народному сказу о
поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в
путь крестьяне - не странники-богомольцы.
Они символ тронувшейся с места, очнувшей-
ся России. Все люди, с которыми встречают-
ся семь мужиков, разные: одни счастливые,
другие нет; бедные и состоятельные; бунтари
и «рабы». О последних хочется поговорить
отдельно.
Наряду с крестьянами, осознающими ужас
рабской жизни, были и такие, которые свык-
лись со своим бесправным положением, хо-
лопы по убеждению. Яков Верный - «холоп
примерный». Обиженный жестоким поме-
щиком, Яков в отместку кончает жизнь само-
убийством у барина на глазах. В поэме Не-
красов создает и образы холопов не только
по положению, но и по своей психологии. Та-
ков дворовый князя Переметьева, который
счастлив, вылизывая тарелки и допивая из
рюмок иностранное вино:
У князя Переметъева
Я был любимый раб,
Жена - раба любимая…
Он молится:
Оставь мне, Господи,
Болезнь мою почетную,
По ней я дворянин!
Близки к холопам Клим и Ипат - люди
князя Утятина. Один называет себя рабом не-
достойным, а барина - князюшкой. Другому
дал оценку сам Некрасов:
Был Клим мужик: и пьяница,
И на руку нечист.
Работать не работает,
С цыганами вожжается,
Бродяга, коновал!
Среди крестьян встречаются и такие, кото-
рые за деньги способны предать своих това-
рищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов.
За службу в полиции его избивали во всех
деревнях, где он появлялся. Выражая об-
щее мнение людей о шпионах, Влас, один из
влиятельных крестьян, замечает по адресу
Егорки:
Аи служба -должность подлая!..
Гнусь человек! - Не бить его,
Так уж кого и бить?
Жадный староста Глеб сжигает завеща-
ние об освобождении восьми тысяч душ. Рас-
сказ о крестьянском грехе повествуется Иг-
натием вслед за легендой Ионушки «О двух
великих грешниках». Рассказ дается в под-
тверждение мысли:
Велик дворянский грех!
Велик, а все не быть ему
Против греха крестьянского.
Грех предателя - самый тяжелый грех:
Все прощает Бог, а Иудин грех
Не прощается.
Ой мужик! мужик! Ты грешнее всех,
И за то тебе вечно маяться!
Для чего же Некрасов показал столько
типов крестьян-холопов? Этим он дает по-
нять, что крепостное право «калечит», дела-
ет из людей либо подхалимов, либо горьких
пьяниц и разбойников, а хуже всего - пре-
дателей. Реформа 1861. года не улучшила по-
ложение народа, и недаром крестьяне гово-
рят о ней:
Добра ты, царска грамота,
Да не про нас ты писана…
На примере семи правдоискателей, от-
правившихся в путь в поисках счастья, и
других героев поэмы Некрасов показывает,
что большинство крестьян все же не стало
холопами. В этих людях пробуждается про-
тест против своего нищенского положения,
и они не смирятся с такой участью. Недаром
поэт написал с надеждой:
Ратш подымается -
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая.

Роман “Господа Головлевы” - злая сатира на дворянское сословие. С неумолимой правдивостью рисует Щедрин картину разрушения дворянской семьи, отражающую упадок, разложение, обреченность "Господа Головлевы" - это социальный роман из жизни дворянской семьи. Разложение буржуазного общества, как в зеркале, отразилось и в разложении семьи. Рушится весь комплекс нравственных “Господа Головлевы” - роман о семье, но, в первую очередь, это роман о подлинных и мнимых ценностях, о том, для чего живет человек на Земле. В “Господах Головлевых” автор исследует Творчество М. Е.Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии.
Среди огромного наследия сатирика особое “Господа Головлевы” - семейная хроника. С неумолимой правдивостью автор рисует картину разрушения дворянской семьи. Причины вырождения - социальные, а следовательно, речь идет о ...В сатире действительность как некое несовершенство противопоставляется идеалу как высшей реальности. Ф. Шиллер Салтыков-Щедрин - оригинальный писатель русской литературы, занимающий Тип пустослова (Иудушки Головлева) - художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. До этого в русской литературе, у Гоголя, Достоевского, встречались образы, отдаленно напоминающие Среди огромного наследия М. Е. Салтыкова-Щедрина наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки Все писатели через свои произведения пытаются донести до нас, читателей, собственные сокровенные мысли. Настоящий писатель, в силу своего таланта и особенностей внутреннего мира, происходящие Он был умен, честен, суров и никогда не замалчивал правды, как бы она ни была прискорбна... М. Горький Мне кажется, без писателя Салтыкова-Щедрина невозможно разобраться в политической Сказки Салтыкова-Щедрина обычно определяют как итог его сатирического творчества. И такой вывод в какой-то мере оправдан. Сказки хронологически завершают собственно сатирическое Особое место в русской литературе XIX века занимает творчество известного писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина. Вслед за Н. В. Гоголем он пошел нелегким путем сатиры. Его сатира едкая, часто

  • Реклама

  • Tags

  • Статистика

  • “Люди холопского звания” в поэме “Кому на Руси жить хорошо”

    /* ads 300x250 */

    Поэма “Кому на Руси жить хорошо” - вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне - не странники-богомольцы. Они символ тронувшейся с места, очнувшейся России. Все люди, с которыми встречаются семь мужиков, разные: одни счастливые, другие нет; бедные и состоятельные; бунтари и “рабы”. О последних хочется поговорить отдельно.

    Наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни , были и такие, которые свыклись со своим бесправным положением, холопы по убеждению. Яков Верный - холоп примерный. Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. В поэме Некрасов создает и образы холопов не только по положению, но и по своей психологии. Такой и дворовый князя Переметьева, который счастлив, вылизывая тарелки и допивая из рюмок иностранное вино.

    У князя Переметъева Я был любимый раб, Жена - Раба любимая... Он молится: Оставь мне, Господи, Болезнь мою почетную, По ней я дворянин! Близки к холопам Клим и Ипат - люди князя Утятина. Один называет себя рабом, недостойным, а барина - князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов: Бът Клим мужик: и пьяниц, И на руку нечист.

    Работать не работает, С цыганами вожжается, Бродяга, коновал! Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать своих товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение людей о шпионах, Влас, один из влиятельных крестьян, замечает по адресу Егорки: Аи служба-должность подлая!..

    Гнусь человек ! - Не бить его, Так уж кого и бить? Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе повествуется Игнатием вслед за легендой Ионушки “О двух великих грешниках”. Рассказ дается в подтверждение мысли: Велик дворянский грех! Велик, а все не быть ему Против греха крестьянского. Грех предательский - самый тяжелый грех: Все прощает Бог, А Иудин грех не прощается.

    Ой мужик! Мужик! Ты грешнее всех, А за то тебе вечно маяться! Для чего же Некрасов показал столько типов крестьян-холопов? Крепостное право “калечит”, делает из людей либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего - предателей.

    Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней: Добра ты, царска грамота, Да не про нас ты писана... Явление “холопства”, если так можно выразиться, можно встретить и в наше время . Большинство таких людей - “холопы” по психологии. “Холопство” пока не искорено и существует повсюду.

    /* ads 468 */
    Понравилась статья - » “Люди холопского звания” в поэме “Кому на Руси жить хорошо” ? Жми и сохраняй .