Львов. История Львова и его развития. Интересные факты о Львове

Национальный состав Львова по состоянию на 2001 год

По данным Всеукраинской переписи 2001 года население Львова составляло более 758 тысяч человек, то есть сократилось с 1989 года более чем на 57 тысяч человек. Почти одновременно с переписью, в декабре 2000 года специальное исследование населения города предпринял львовский Институт развития города. По данным этого исследования, в городе 51-52 % составляют женщины; около 48 % львовян проживали в зданиях советской или украинской постройки, около 40 % в зданиях австрийской и польской постройки, около 11 % - в частном секторе; 85 % относили себя к украинцам, 12 % к русским; 79 % общались на украинском языке, 20 % - на русском; рождённые во Львове составили большинство львовян - 56 %, рождённые в других населённых пунктах Галиции - ещё 19 %, выходцы из других западноукраинских областей - 3 %, выходцы из незападных регионов Украины - 11 %, выходцы из России - 4 %, других республик СССР - 3 %, Польши - 2 %;к верующим УГКЦ себя отнесли 45 % опрошенных, УПЦ (КП) - 31 %, УАПЦ - 5 %, УПЦ (МП) - 3 %, других христианских религий - ещё 3 %.

По данным львовского городского совета уровень безработицы во Львовской области в первом полугодии 2007 года составлял 7,8 %, средняя заработная плата во Львове - 236 долларов США.

Русские Львова

Во Львове проживает более 64 тысяч русских (8,9 %; перепись, 2001), крупнейшая русская и русскоязычная община на Западной Украине. По данным опроса, который проводил в декабре 2000 года Институт развития Львова, русскими назвали себя ещё большее число львовян - 12 %, русский язык в частном общении использовало 20 % опрошенных (украинский язык - 79 %). Русская община во Львове сложилась в основном в конце 1940-х годов, хотя русские эмигранты жили в городе ещё до присоединения Западной Украины к УССР, а первым известным выходцем из современной России был русский первопечатник Иван Фёдоров, издавший в 1572 году первую во Львове книгу - «Апостол», а затем первую в истории «Азбуку» на русском языке. Русские сыграли важную роль в послевоенной индустриализации города, в его науке, образовании и других сферах жизни.

Поляки Львова

Довольно многочисленное польское население появилось во Львове после завоевания города Казимиром Великим в 1349 году. Окончательно же Львов стал польским городом на границе ХV и ХVІ столетий, когда ими были ассимилированы львовские немцы, составлявшие до того времени большинство населения. В дальнейшем Львов был одним из наиболее значительных польских культурных центров, в том числе после разделов Речи Посполитой. Здесь работал польский институт «Оссолинеум», польскоязычный университет, множество выдающихся деятелей польской культуры. После событий 1918-1920 года принадлежность города к польской культуре поддерживалась патриотической пропагандой и мифом о «львовских орлятах».

Большинство поляков покинуло Львов в ходе обмена населением между Польшей и УССР в 1944-1947 годах. Те поляки, которые все же остались во Львове, оказались в сложных общественных условиях, они потеряли статус государственного этноса и превратились в малочисленное меньшинство, которое в 1959 году составляло лишь 4 % население города, уступая украинцам, русским и евреям. Город покинули поляки-представители управленческой, культурно-образовательной, научной и технической интеллигенции, духовенство, военные, высококвалифицированные рабочие. В результате у поляков, по данным переписей населения послевоенного периода, оказался наиболее низкий уровень образования из всех главных этнических групп. Среди оставшихся значительную долю составили поляки из смешанных семей, преимущественно женщины. В результате даже в 1989 году, через 45 лет после обмена населением, у польской общины была деформированная полово-возрастная структура населения: на 1000 полек приходилось примерно 600 поляков. среди поляков развивались процессы ассимиляции; в 1989 году около 40 % из них назвали родным языком украинский, 15 % - русский. В советский период во Львове постоянно действовали две польские школы - восьмилетняя № 10 и средняя № 24, функционировали два римско-католических костёла.

В конце 1980-х годов начался процесс организации национальных обществ и различных организаций поляков, в 1988 году был восстановлен выход старейшей польскоязычной газеты («Gazety Lwowskiej»). Среди части поляков, в особенности пожилых, продолжает использоваться львовский польский говор (gwara lwowska); в то же время в польской львовской речи ощутимы влияния украинского и русского языков - в морфологии, лексике, грамматике и во всех полных и частичных системах языка.

Евреи Львова

Евреи поселились во Львове вскоре после основания города примерно около 1256 года и долгое время представляли собой многочисленную и влиятельную национальную общину, которая дала миру многих известных деятелей науки и культуры. Кроме еврев-раббанитов в городе проживали караимы, переселившиеся приблизительно в тоже время из юго-восточной Европы и Византии. После завоевания Львова Казимиром III Великим в 1349 г. евреи стали пользовались привилегиями на равне с другими польскими еврейскими общинами. Переселение во Львов евреев ашкенази в частности из Германии, опредилило восточноевропейский характер городской общины. Вплоть до XVIII в. во Львове просуществовали две отдельные еврейские общины, городскую (в еврейском квартале Львова) и предместную. Эти общины пользовались разными синагогами, только кладбище являлось общим. На том же кладбище хоронили и караимов, проживающих отдельно в селении недалеко от Краковского предместья.

Накануне Холокоста около трети львовян были евреями (более 100 000), подавляющее большинство из которых не дожили до освобождения города Советской армией. До семидесятых годов ХХ в. в городе Львове проживало более 30 000 евреев. Современная еврейская община Львова значительно уменьшилась в результате эмиграции и, в меньшей мере, ассимиляции, и насчитывает около 2 000 человек. В городе работают еврейские организации и функционируют общины иудаистов.

Идентичность львовян

Львовская идентичность - общность между людьми на основе осознания существования определённых образцов поведения и ценностей, которые присущи всем «настоящим львовянам», а также признание этих ценностей своими и стремление вести себя как «настоящий львовянин». Согласно данным социолога В.Середы жители Львова идентифицируют себя прежде всего как украинцы (50 %), а уже потом как львовяне (23 %), при этом львовскую идентичность чаще ставят на первое место представители национальных меньшинств (русские, поляки, евреи). Эти две идентичности в сознании украинских жителей Львова не конкурируют, а наоборот, скорее объединяются: украинская идентичность является составной частью львовской идентичности.

Как указывает львовский историк Ярослав Грицак, образ Львова в сознании львовян состоит из двух элементов: европейскость Львова (принадлежность города к Европе как архитектурно, так и культурно) и образ Львова как «украинского Пьемонта» (акцент на национальном, преимущественно украинском, характере города). Образ Львова как европейского города, присутствующий в сознании его жителей, скорее является декларативным, ностальгической реконструкцией «золотого века», а не отражением новых европейских ценностей. Львов часто определяется как ведущая или как уникальная часть Украины, а жители Львова как последний оплот национальной идеи, и вместе с тем как сердце, как источник, из которого эта идея возродится, или уже возродилась. За пределами Львова его жителям часто приходится сталкиваться со стереотипным приписыванием им национализма только потому, что они со Львова, даже, если они самые принадлежат к одному из национальных меньшинств города. Однако в противовес этому определению появляется новая львовская идентичность, которая строится на представлениях о мультикультурном прошлом города.

Известные львовяне

В Львове родились, жили и работали известные деятели украинской, польской, немецкой, еврейской и русской истории и культуры.

поэты Иван Франко и Богдан-Игорь Антоныч; историки Михаил Грушевский, Юзеф Зиморович, Иван Крипякевич, Освальд Вальцер; актриса Соломия Крушельницкая; режиссёры Лесь Курбас и Анджей Жулавски; шахматисты Олег Романишин и Александр Белявский; писатели Мария Конопницкая, Габриела Запольская, Ежи Яницкий, Ванда Василевская, Леопольд фон Захер-Мазох, Бруно Шульц, Станислав Лем, Станислав Ежи Лец, Пётр Равич; кардиналы Любомир Гузар и Марьян Яворский; математики Стефан Банах и Рихард Эдлер фон Мизес; биолог Рудольф Вейгль, экономист Людвиг фон Мизес, музыканты Франц Ксавьер Вольфганг Моцарт, Стефан Ашкенази, Моррис Розенталь, Эмануэль Акс,Юрий Башмет, лингвист Ежи Курилович, философ Мартин Бубер, певица Анжелика Варум, Якоб Розенфельд (военный советник Мао Цзэдуна), Симон Визенталь, политик Григорий Явлинский, банкир Михаил Фридман, историки Меир Балабан и Шимон Ашкенази, журналист Матвей Ганапольский.

Во Львове в XVI веке работал и похоронен - первопечатник России и Украины Иван Фёдоров. Во Львове жили и работали Бальзак, Шолом-Алейхем, Евгения Аксёнова-Гинзбург, Надежда Мандельштам. [Использованные материалы]

Большинство из которых, вероятно, составляли украинцы . Небольшое количество русских поселилось в восточной Галиции после подавления революции 1905 года в России; они жили и работали в основном в районе бориславских нефтепромыслов.

Вхождение Восточной Галиции и Западной Волыни в состав УССР в году привело к притоку русских - работников административных учреждений и силовых структур. В начале года в Восточной Галиции было около 20 тысяч русских в составе только городского населения . С началом Великой Отечественной войны большинство русских эвакуировалось перед отступлением частей Красной армии .

Во время немецкой оккупации во Львовской области действовали группа разведчика Николая Кузнецова , партизанские отряды Дмитрия Медведева , М.И. Наумова , М.И. Шукаева .

Участие в военных действиях в 1944-ом

Русские составляли значительную часть военнослужащих 1-ого Украинского фронта (находившегося под командованием Ивана Конева), которые освободили в июле-сентябре 1944 года территорию Львовской области. Первыми во Львов вступили танки 63-ей Челябинской гвардейской танковой бригады под командованием полковника М.Г. Фомичёва и автоматчики 29-ой гвардейской мотострелковой бригады полковника А.И. Фомичёва . 24 июля 1944 года первым прорвался в центр города и достиг магистрата танк «Гвардия». В боях на подступах к Высокому Замку погиб командир танка «Гвардия» лейтенант Александр Додонов, а механик-водитель танка Фёдор Сурков за эти бои получил звание Героя Советского Союза .

Командование фронта приняло меры, чтобы помешать отступающим немецким частям разрушить исторические и архитектурные памятники Львова. В практическом осуществлении этой задачи важную роль сыграл полковник Семён Алаев, заместитель командира 63-ей Челябинской бригады .

Послевоенная миграция и формирование русской этнической среды

Русское население Львовщины в основном сформировалось в течение - годов . При этом в области (в её нынешних административных границах, установившихся после присоединения Дрогобычской области 21 мая ) сосредоточилось более половины русского населения западноукраинских земель, а доля русских в населении стала большей, чем даже в соседних с РСФСР Сумской и Черниговской областях . Около половины русских прибывало из России , остальные - в основном из восточных областей Украины, а также из других союзных республик. Значительной была также миграция во Львов и область русскоязычного населения других национальностей, прежде всего украинцев из восточных областей Украины, евреев и белорусов. По официальным данным, в конце года во Львовской области находилось более 20 тысяч русских. Наиболее значительной была миграция в - годах. Она направлялась главным образом во Львов, в меньшей мере в Дрогобыч , а также в райцентры, где была наибольшей потребность в формировании органов власти, промышленных предприятий, научных и образовательных учреждений; приграничное положение обуславливало размещение многих военных частей. Привлекательность Львовской и Дрогобычской областей (и в первую очередь Львова) для переселения из восточных районов Украины и других республик СССР объяснялась существованием в - годах значительного свободного жилищного фонда, который образовался в результате репатриации поляков и уничтожения нацистами еврейского населения .

В январе 1951 года русские составляли 30,8 % населения Львова, по переписи 1959 года - 27,1 % (111 тысяч) . Доля русских среди населения Львова в 1959 году была наибольшей среди всех городов Галиции и больше, чем в Киеве , Виннице , Кировограде , Чернигове , Сумах , Полтаве . Поскольку значительную часть населения Львова представляли русскоязычные украинцы и евреи, в начале 1950-х годов русскоязычные граждане составляло в областном центре большинство . Как отмечает современный исследователь Роман Лозинский, «социальное поведение русскоязычных украинцев Львова имело (и сохраняет до сих пор) более существенные отличия от поведения основной части украинского населения города, чем поведение поляков, которые являются уже другой этнической группой. Почти все они - выходцы из не-галицийских областей и поэтому имеют другое вероисповедание, менталитет, культурные ориентации, семейные традиции и так далее» . Происходила языковая и частично этническая ассимиляция русскими меньших этнических групп.

Следующий всплеск миграции произошёл во второй половине 1950-х - начале 1960-х годов и был связан с освоением природных богатств края. В последующие десятилетия механический прирост практически остановился, при этом уже с начала 1970-х наметился отток русского и русскоязычного населения из области. Между и годами прирост русских во Львовской области происходил за счёт естественного движения .

Роль в модернизации области

Западные области Украины по состоянию на год оказались наименее развитым в промышленном отношении регионом Украины, но в них находились значительные запасы полезных ископаемых и избыток аграрного населения , что создавало достаточные предпосылки для развития промышленности . В то же время уничтожение евреев и отток поляков создали дефицит подготовленных кадров. Украинское население западноукраинских земель характеризовалось низким уровнем урбанизации и незначительностью доли интеллигенции и специалистов .

Из РСФСР в 1940-е - 1950-е годы были переведены почти все большие заводы Львова: например, из Ижевска - завод имени Ленина (ныне - ЛОРТА), из Саратова - завод телеграфной аппаратуры (ныне - ФТА), из Саранска - «Искра», из Горького - «Львовприбор» и «ЛАЗ» («Львовский автобусный завод»), из Москвы , Ленинграда и Александрова (Владимирская область) - рабочие и оборудование завода «Электрон» . Русские специалисты участвовали в запуске новых предприятий. В : паровозовагонный, электроламповый, кожевенный заводы, швейная и обувная фабрики. год: «Львовсельмаш», измерительных приборов, инструментальный, моторемонтный заводы, трикотажная, стеклозеркальная и макаронная фабрики. : механический завод оконного стекла, электроарматурный, завод газовой аппаратуры и водомеров. : завод автопогрузчиков, жиркомбинат, картонная фабрика . Всего к концу года во Львове было построено 25 новых заводов и фабрик, более 100 предприятий было реконструировано .

Русские занимали заметное место в научно-технической, образовательной, промышленно-производственной, военной, управленческой сферах общества. Особенно значительную долю в первые послевоенные десятилетия составляли русские среди специалистов образования и науки. Во Львов были переведены (из Харькова), военно-пехотное училище (из Кирова , позднее ставшее Львовским высшим военно-политическим училищем) . В первые послевоенные годы преподавательский состав Львовской политехники почти полностью состоял из направленных во Львов учёных и преподавателей. В 1944 году и последующие годы в политехнику были направлены академики Г.Савин, В.Сельский (геология), В. Порфирьев (геология), А. Харкевич (связь), К. Карандеев , профессоры Комаров, Андреевский и другие . В 1949-1950 учебном году во Львовском университете из 297 преподавателей 88 были русскими . В 1951 году во Львове был организован филиал Академии наук Украины, в котором работали также академики В. Соболев, С. Субботин (под руководством которых сформировалась львовская школа геологии и геофизики), Я. Вялов, учёные Я. Фаворов и Г. Зверева . Кроме того, недавние переселенцы из восточных частей страны составляли 85 % учителей Львова .

Квалифицированные русские рабочие и специалисты принимали участие в освоении природных ископаемых и промышленном строительстве во второй половине 1950-х и начале 1960-х годов: угольных месторождений Львовско-Волынского бассейна (только на шахты Червонограда было направлено более девяти тысяч рабочих и специалистов из Кузбасса , Караганды , Донбасса и Подмосковного угольного бассейна), залежей серы в Новом Раздоле , строительстве тепловой электростанции в Добротворе .

Социальные и демографические особенности

Структура занятости русских и украинцев во Львовской области
Доля занятых умственным трудом Доля занятых физическим трудом
русские украинцы русские украинцы
1959 56,5 % 13,3 % 43,5 % 86,7 %
1970 57,6 % 20,0 % 42,4 % 80,0 %
1989 57,9 % 29,4 % 42,1 % 70,6 %

В экономике Львовской области русские работали в основном в промышленности , транспорте , культуре , торговле и управлении . Русские также составляли большинство военных кадров; так, по данным года русскими были 59 % офицеров и 72 % генералов Прикарпатского военного округа.

В миграции 1940-х − 1950-х годов преобладали мужчины, в основном среднего возраста, количество людей пожилого возраста и детей было незначительным. Преобладание мужчин приводило к значительному количеству смешанных браков, эта тенденция закрепилась: даже в году во Львове 56 % русских, вступивших в брак, заключили его с представительницами других национальностей. Доля смешанных браков в сельской местности была ещё выше.

Как указывает исследователь Роман Лозинский,

…в конце 1980-х русская община Львова существенно отличалась от украинского или польского населения города. Среднестатистический русский во Львове был более образован… более прагматичен, более адаптирован к изменениям общественной ситуации, менее закомплексован. У него было лучше жильё (причём он жил в центральной части города) и более высокий уровень доходов. Даже стиль жизни они вели несколько отличный - русские больше занимались спортом, больше заботились о своём здоровье… Русская община во Львове была в несколько раз меньше украинской, но необычайно крепкой. Русское этнокультурное ядро, под которым понимаются коренные жители города в течение нескольких поколений, хотя и начало формироваться одновременно с новым послевоенным украинским… было более развито и структурировано .

Русский язык как родной среди основных национальностей Львовской области
1959 1970 1979 1989 2001
украинцы 1,7 % 2,7 % 2,6 % 2,0 % 0,4 %
поляки 4,0 % 5,5 % 6,6 % 7,1 % 2,8 %
евреи 80,7 % 82,3 % 87,3 % 86,6 % 62,2 %
белорусы 58,0 % 50,9 % 55,4 % 47,7 % 38,8 %

Уделялось внимание организации русской школы во Львове, райцентрах и городах областного подчинения. В конце советского периода, в / учебном году во Львове было 24 русских школы (из примерно ста средних школ города) и ещё 12 русских школ работало в населённых пунктах области.

Русский язык активно использовался в общении и в делопроизводстве партийных, государственных, силовых организациях, в сфере здравоохранения, высшего образования, некоторых видах услуг . Львовская научная элита 1950-х годов была в основном также русскоязычной .

Ментальность

Западноукраинский регион в целом отличается высоким уровнем украинского национального самосознания, безусловным преобладанием украинского языка и сравнительно мононациональным населением. По этим показателям Львов, в котором русское и русскоязычное население составляло в послевоенное время значительную долю, заметно выделялся. В то же время условия нахождения в иноэтничном окружении и социальные особенности русских способствовали формированию особого этнотипа русских в западных областях Украины, который отличался от этнотипа русских в восточных областях Украины и собственно России.

Во-первых, происходило сглаживание различий между представителями разных этнонациональных групп русского народа, укрепление общенационального самосознания и чувства принадлежности к одному народу. Во-вторых, происходило сближение между русскоязычными представителями различных национальностей. На эти процессы накладывалось распространение чувства принадлежности к единому советскому народу .

В советское время русское население Львова и городов Львовской области в значительно большей мере придерживалось «советских общественно-политических традиций», которые рассматривались как некая форма защиты своей собственной, отличной от окружающего населения, этнокультурной сущности. При этом происходил отход от собственно русских традиций. С конца 1980-х годов этот процесс начал осознаваться западноукраинской русской интеллигенцией, которая стала выступать за создание новых организационных, общественных и культурных форм, которые бы обеспечивали преемственность национальной культурной традиции и сосуществование с украинским населением на принципах взаимного уважения, полного признания гражданского равенства и взаимного обмена культурными завоеваниями обоих народов.

События 1990-1991 годов

Период после 1991 года

Изменения в численности и расселении

Согласно данным всеукраинской переписи населения 2001 года по сравнению с 1989 годом количество русских во Львове сократилось в 2 раза, в Стрыю - в 2,9 раз, в Самборе - в 3,1 раза, в Трускавце в 3,4 раза .

Сокращение численности русских происходило за счёт миграции за пределы области и превышения численности родившихся над количеством умерших. Так, в 1996 году из городов Львовской области выехало 4 896 русских: 2 048 в Российскую Федерацию, 157 в Израиль , 89 в США, 85 в Белоруссию , 2 524 в другие регионы Украины. В том же году во Львовскую область прибыло 2 002 русских . В целом ускорилось естественное сокращение численности русских за счёт низкой рождаемости и высокой смертности; в 1989 году число смертей над рождениями среди русских в области было выше на 321 человек, в 1994 - на 1 499 человек .

Кроме того, продолжалась миграция русских во Львов из других населённых пунктов области и галицких областей в целом.)

По данным переписи 2001 года наибольшие русские общины были на территориях следующих городских советов:

По данным переписи 2001 года русские были расселены по Львову неравномерно:

В целом доля русских была заметно выше в таких районах:

В тоже время доля русских среди всего населения была ниже в спальных массивах советского периода и, особенно, в районах частной застройки (бывших сёлах) и входящих в состав Львовского горсовета городе Винники , посёлках городского типа Рудно и Брюховичи .

Функционирование русского языка

Государственное дошкольное воспитание на русском языке было ликвидировано в начале 1990-х. В высших учебных заведениях по-русски преподаётся часть курсов для студентов русского отделения филологического факультета во Львовском университете и в Дрогобычском педагогическом институте, а также в филиале Православного Свято-Тихоновского богословского института .

Проповеди на русском языке произносятся в православной Свято-Георгиевской церкви (УПЦ Московского патриархата) и католическом костёле святого Антония . В течение всего периода независимости Украины во Львове несколькими издательствами (в частности «Ахилл», издательский дом «Цивилизация») публиковались книги на русском языке. Российские каналы доступны для подписчиков услуг кабельных сетей. Также доступен приём всеукраинских телеканалов и радиосетей, которые часть своих программ транслируют на русском языке.

Во Львове существовали несколько молодёжных музыкальных групп, которые исполняли песни на русском языке: «Нарвасадата», «VAFF», «Beattle juice», «DNK», «Без оценки» (панк) «Valeron» (блэк-метал), «Anesthesia» (metal), «Манускрипт» . В настоящее время песни на русском языке исполняют Вика Антонова и группы «NevidomeZadovolennya» (поп-рок), «Люстра Чижевского» и «Тостер» (панк).

В сельской местности русское население было подвержено языковой и, отчасти, этнической ассимиляции из-за небольшой численности и дисперсности в расселении. Во Львовской области было и остаётся довольно значительным число представителей других национальностей, считающих русский язык родным; переписью года таковых было зафиксировано около 18,5 тысяч человек.

Социальное поведение

После 1991 года несколько изменилась структура профессиональной занятости русских. так как к власти пришли силы национал-демократической и националистической ориентации, русские были вынуждены отойти от работы в органах государственной и муниципальной власти . В частном предпринимательстве русские чаще всего заняты в торговле, предоставляют услуги в посредничестве, информационных технологиях, а также юридические, медицинские, туристические и страховые услуги . В то же время традиционно много русских осталось работать в силовых структурах, науке и образовании, государственной медицине, спорте, железнодорожном и авиационном транспорте .

В 1990-х среди русских Львовской области выросла доля мононациональных браков (что происходит, когда этническая группа чувствует угрозу потери собственной идентичности) .

Электоральное поведение

Согласно данным социологических и политологических исследований русская община в первое десятилетие независимости Украины на Львовщине являлась опорой партий левой ориентации, хотя сторонников коммунистической идеологии и политики среди русских было немного . Поддержка левых партий русскими объяснялась памятью прошлого противостояния, отличиями возрастной и социальной структур, разъединённостью национальных общин и определённой отчуждённостью русских от общественной и политической жизни .

Русские организации

Основной русской организацией Львовской области оставалось Русское общество имени Пушкина , чьи отделения действовали в районах Львова, а также Стрые и Червонограде . В - его возглавлял Сергей Сокуров, в - - Валерий Провозин , в - - Владимир Кравченко, в - - Олег Лютиков, с - Олег Петров . С октября 1998 года издаётся газета «Русский вестник » (главный редактор - Станислав Шерешков).

Во Львове и области также действуют молодёжные организации: федерация скаутов «Галицкая Русь» , Русское молодёжное братство Львовской области , Русский молодёжный центр , .

Дополнение: персоналии и данные о численности

Русское население Львовской области ()
Административная
единица
Численность
русских
(тыс.)
Доля в
населении
г. Львов 64,6 8,9
г. Борислав 1,0 2,6
г. Дрогобыч 3,4 4,4
г. Самбор 1,2 3,3
г. Стрый 3,2 5,2
г. Трускавец 1,1 4,9
г. Червоноград 4,5 6,4
Бродовский район 1,0 1,6
Буский район 0,3 0,6
Городокский район 0,7 0,9
Дрогобычский район 0,2 0,3
Жидачевский район 0,5 0,6
Жолковский район 0,8 0,7
Золочевский район 0,5 0,7
Каменка-Бугский район 0,6 1,0
Николаевский район 1,4 1,5
Мостиский район 0,3 0,5
Перемышлянский район 0,1 0,2
Пустомытовский район 0,9 0,8
Радеховский район 0,2 0,4
Самборский район 0,4 0,5
Сколевский район 0,2 0,4
Сокальский район 1,0 1,0
Старосамборский район 0,4 0,5
Стрыйский район 0,5 0,7
Турковский район 0,1 0,2
Яворовский район 1,3 1,1
Львовская область в целом 92,6 3,6

Деятели русской культуры, науки, политики, спорта, родившиеся или длительное время жившие и работавшие во Львовской области:

  • Александр Аксинин - выдающийся художник-график;
  • Антоний (Масендич) - епископ Барнаульский и Алтайский Русской православной церкви (в 1994-2001) ;
  • Юрий Балуевский - первый заместитель начальника Генерального штаба России, генерал-полковник ;
  • Геннадий Батыгин - российский социолог, основатель «Социологического журнала» .
  • Юрий Башмет - знаменитый российский альтист и дирижёр;
  • Юрий Бирюков - исполняющий обязанности Генерального прокурора Российской федерации ;
  • Вадим Бероев - популярный русский советский киноактёр ;
  • Павел Бреславец - проректор Белгородской государственной сельскохозяйственной академии ;
  • Евгений Бочаров - российский киноактёр ;
  • Ангелина Булычёва - известная русская поэтесса Украины;
  • Василий Ваврик - русский писатель и поэт, галицко-русский общественный деятель, историк и писатель;
  • Анжелика Варум - популярная российская певица;
  • Роман Виктюк - известный российский театральный режиссёр ;
  • Виктор Вексельберг
  • Матвей Ганапольский - известный российский журналист, теле- и радиоведущий ;
  • Евгения Гинзбург (Аксёнова) - русская советская журналистка и известная мемуаристка;
  • Лариса Дабижа - русская поэтесса Узбекистана ;
  • Дмитрий Зербино - известный советский и украинский учёный-гематолог, член-корреспондент Академии наук Украины ;
  • Вера Камша - российская журналистка и писательница-фэнтезист ;
  • Сергей Киселёв - российский архитектор, вице-президент Союза московских архитекторов ;
  • Гарик Кричевский - известный исполнитель песен в стиле шансон ;
  • Игорь Клех - русский писатель и эссеист ;
  • Ирина Колмогорова - российский художник-график ;
  • Марина Курсанова - русская писательница и музыкант;
  • Илья Кутик - русский поэт;
  • Николай Куценко - русский писатель, автор романа о кубанских казаках ;
  • Евгений Малявин - бывший ректор Дальневосточного государственного рыботехнического университета ;
  • Александра Маринина - популярная русская писательница, выступающая в жанре детектива;
  • Александр Маслов - штурман-инженер, участник полёта в условиях планетарного фронта 27-28 декабря 1991 года, Герой Советского Союза ;
  • Симон Осиашвили - известный российский поэт-песенник ;
  • Юлия Остапенко - русская писательница, выступающая в жанре фэнтези;
  • Павел (Конюшкевич) - митрополит Тобольский и Сибирский Русской православной церкви ;
  • Пётр (Ратенский) - митрополит Московский, первый святой Московской Руси ;
  • Елена Полонская - российский астроном, новомученица Русской православной церкви ;
  • Анатолий Постолов - исполнитель авторской песни ;
  • Вадим Рождественский - советский и украинский спортсмен-ватерполист, тренер, чемпион мира по водному поло ;
  • Лариса Савченко - российская теннисистка, тренер женской сборной России по теннису;
  • Александр Свистунов - русский общественный деятель Украины;
  • Игорь Свешников - украинский советский археолог;
  • Сергий (Моисеенко) - деятель русского «альтернативного православия», архиепископ Царскосельский (Викарий Московской митрополии) Российской Истинно-Православной церкви ;
  • Николай Филатов - российский художник ;
  • Иван Фёдоров - русский и украинский первопечатник;
  • Михаил Фридман - российский предприниматель, олигарх;
  • Галина Черноба - оперная певица, заслуженный артист России и Украины ;
  • Виктор Чукарин - советский спортсмен-гимнаст, дважды абсолютный Олимпийский чемпион, также чемпион мира и СССР, тренер олимпийской сборной СССР по спортивной гимнастике, основатель львовской школы спортивной гимнастики ;
  • Лариса Шевченко - российская оперная певица, Народный артист СССР ;
  • Григорий Явлинский - известный российский политик и экономист.

Литература

  • Друзья мои, прекрасен наш союз! Русскому обществу им. А.Пушкина 15 лет. Редакционный совет: О.Ю. Лютиков (председатель), В.В. Кравченко, В.В. Провозин, Т.Я. Швецова, о. Николай Баранов, Д.В. Половникова. - Львов: Издательский дом «Цивилизация», 2003. - 10 с ISBN 966-7719-10-3
  • Лозинський Р.М. Етнічний склад населення Львова (у контексті суспільного розвитку Галичини). Львів, 2005. - 358 с ISBN 966-613-378-4
  • Провозин В.В. Наш Русский Дом, очерки. - Львов, Ахилл, 2003. - 308 с ISBN 966-7617-65-3
  • Провозин В.В. Путь к Русскому Дому. Очерки истории Русского общества им. А. Пушкина (1994-1999 г.г.) Львов: Издательский дом «Цивилизация», 2000. - 140 с.
  • Провозин В.В. Русский Дом, очерки. - Львов: Ахилл, 2002. - 136 с.
  • Провозин В.В. Русские во Львове: от конфронтации к диалогу // Русские Украины: прошлое, настоящее, будущее. Материалы международной научно-практической конференции (27 - 28 февраля 1998). Часть 1. - Киев, 1998. С. 188-191.
  • Свистунов А.Г. Во весь рост. - Львов, Издательский дом «Цивилизация», 1999. - 104 с ISBN 966-95560-5-8
  • Сокуров С.А. Очерки истории русского национально-культурного движения в Галиции (1988-1993 годы) - М.: "Клуб «Реалисты», 1999. - 68 с.
  • Терлюк І.Я. Росіяни західних областей України (1944-1996 р.р.) (Етносоціологічне дослідження). - Львів: Центр Європи, 1997. - 176 с.

Примечания

  1. http://www.ukrcensus.gov.ua/rus/results/general/nationality/lviv/
  2. Терлюк І.Я. Росіяни західних областей України (1944-1996 р.р.) (Етносоціологічне дослідження). - Львів: Центр Європи, 1997. - С.22.
  3. http://www.ukrcensus.gov.ua/rus/results/general/nationality/lviv/
  4. http://www.refstar.ru/data/r/id.8590_1.html
  5. http://web.archive.org/web/20071211134128/http://www.russia-hc.ru/rus/history/calendar/calendar.cfm?kid=625&op=view
  6. Каргалов В.В. Русские воеводы XVI-XVII веков. - М.: Вече, 2005. - С.55.
  7. Верещагинъ В.А. Старый Львовъ. СПб., 1915. С.52.
  8. Общее население Восточной Галиции составляло 4 116 848 человек.
  9. Лозинський Р.М. Етнічний склад населення Львова (у контексті суспільного розвитку Галичини). Львів, 2005. С. 172.
  10. http://www.mochola.org/russiaabroad/ruspress.htm
  11. http://ukrstor.com/ukrstor/paszaeva_oczerk-5.html#5
  12. То есть, меньше 0,1 % от всего населения Восточной Галиции, которое составляло 5 053 186 человек.
  13. Лозинський Р.М. Етнічний склад… С.178.
  14. Терлюк І.Я. Етнодемографічна ситуація в західних областях України у 1944 році // Вісник Львівського університету. Серія: Історія. - 1993 - Вип. 29. С.84.
  15. http://svr.gov.ru/smi/2001/kzv20010728.htm
  16. http://www.ravnenie-na-pobedu.ru/regions/32/veterans/destiny/medvedev.html
  17. http://revolution.allbest.ru/history/00000642_6.html
  18. http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HISTORY/PARTISAN.HTM
  19. Краснознамённый Прикарпатский. Краткий исторический очерк. Львов: Издательство «Каменяр», 1976. С. 52.
  20. Терлюк І.Я. Росіяни… С.25.
  21. http://whp057.narod.ru/drogo.htm
  22. Терлюк І.Я. Росіяни… С.53. Больше всего прибывало русских из Москвы, Ленинграда, Московской, Воронежской, Курской, некоторых поволжских областей и Краснодарского края. См. Лозинський Р.М. Етнічний склад населення Львова (у контексті суспільного розвитку Галичини). Львів, 2005. С. 196.
  23. По подсчётам харьковского историка А.Круглова, еврейская община в пределах современных административных границ Львовской области в 1941 году составляла около 380 тысяч человек (из которых около 302 тысяч человек были уничтожены во время Шоа) и являлась самой крупной среди всех областей Украины: примерно 260 тысяч евреев проживали в пределах собственно Львовской области (из них погибло около 215 тысяч человек) и около 120 тысяч в Дрогобычской области, позже включённой в состав Львовской области (из них погибло около 87 тысяч человек). Евреи на Украине. Учебно-методические материалы. Составитель И.Б. Кабанчик. - Львов, 2004. - с.214.
  24. Лозинський Р.М. Етнічний склад населення Львова… С. 196, 211.
  25. Лозинський Р.М. Етнічний склад населення Львова… С. 211-212.
  26. Лозинський Р.М. Етнічний склад населення Львова… С. 212.
  27. Лозинський Р.М. Етнічний склад населення Львова… С. 231.
  28. Терлюк І.Я. Росіяни… С.60.
  29. Терлюк І.Я. Росіяни… С.52.
  30. 27 января 1938 г. на заседании статистической комиссии «Наукового Товариства iм. Шевченка» во Львове д-р Владимир Огоновский выступил с докладом на тему «Национальная, социальная и профессиональная структура населения Львова по переписи населения 9.12.1931 г.» Среди жителей Львова людей, сознательно считавших себя украинцами, было всего лишь 7,8 %, но в подсчётах, проведённых д-ром В. Огоновским, за основу взят конфессиональный признак, и термин «украинцы» применяется ко всем греко-католикам, составлявшим 15,9 % всего населения Львова. Резюмируя рассмотренный статистический материал, докладчик пришёл к следующим выводам: «Украинцы во Львове - это, в основном, молодой, свободный (то есть, не состоящий в браке), наплывающий, не очень грамотный, преимущественно рабочий элемент. На 30.000 всех украинцев и украинок, которые зарабатывают во Львове, есть 9.700 слуг, 2.000 сторожей, 1.400 неквалифицированных рабочих и 9.000 квалифицированных рабочих и ремесленников. Кроме домашней прислуги, украинцы нигде не имеют относительно большого числа, а что касается 11 % в торговле, то там на 4.000 украинцев половина сторожа… Об интеллигентных профессиях и говорить нечего. Ещё в промышленности украинские рабочие и ремесленники играют некоторую роль, но как наёмная сила». Цитируется по: Соколов Л. «Кто сделал Львов украинским городом»
  31. Во Львов перевели подразделения и рабочих ведущих телевизионных заводов - Александровского (Владимирской области), Ленинградского имени Козицкого, московского «Рубина». В 1958 году был выпущен первый львовский телевизор «Львов» (на базе александровского телевизора «Призыв»). http://www.vtg.lg.ua/index.php?year=2006&id=265
  32. День за днём. Львов. 2001.С.5-6.
  33. Історія Львова в документах і матеріалах. Збірник документів і матеріалів. Київ: Наукова думка, 1986. - с.268.
  34. http://www.soldat.ru/spravka/voen_uch/
  35. В 1939 году во Львовской политехнике ещё не было ни одного профессора или доцента-украинца. Історія Львова в документах і матеріалах. Збірник документів і матеріалів. Київ: Наукова думка, 1986. - с.268.
  36. Лозинський Р.М. Етнічний склад… С.196.
  37. День за днём. Львов. 2001.С.6.
  38. Терлюк І.Я. Росіяни… С.90.
  39. Терлюк І.Я. Росіяни… С.57
  40. Лозинський Р.М. Етнічний склад населення Львова… С.242.
  41. Лозинський Р.М. Етнічний склад населення Львова… С.239-240.
  42. >http://operetta.odessa.net/russian/index.html
  43. Лозинський Р.М. Етнічний склад населення Львова... С. 235.
  44. Терлюк І.Я. Росіяни… С.47-48.
  45. Сокуров С.А. Очерки истории русского национально-культурного движения в Галиции (1988-1993 годы) - М.: "Клуб «Реалисты», 1999. - С.26.
  46. «В независимой Украине интересы русской и русскоязычной общин обеспечит национально-культурная автономия, которая будет построена на основах самоуправления, при содействии государства, и свободного развития связей с исторической родиной - Россией… равноправное участие русских в политической, государственной и культурной жизни необходимо для сплочения всех творческих сил народа, для выхода из кризиса нашей общей родины - Украины.» Совесть, 1991, № 5.

Львов - наиболее знаменитый город Западной Украины. На протяжении многих веков он был национальным, культурным и научным центром региона. Сегодня Львов считается одним из главных туристических городов Украины и одним из самых красивых городов Европы. Огромное количество туристов со всего мира приезжает сюда, чтобы погулять по старинным улочкам, выпить душистого кофе, познакомится с настоящим украинским колоритом и пообщаться с дружелюбным местным населением. Сегодня мы с вами рассмотрим историю Львова, наложившую неизгладимый отпечаток на его характер. Кроме того, мы узнаем, на что нужно обратить внимание туристам при посещении этого удивительного города.

История создания Львова

Львов располагается около западной границы Украины в предгорьях Карпат. Поселения на этом месте существовали еще с V века нашей эры. Позже они относились к Великоморавскому государству. К X веку на территории стали претендовать Польша и Киевская Русь. В XIII веке началась история возникновения Львова как полноценного города.

Населенный пункт был основан князем Данилой Галицким, сына которого звали Львом. Отсюда и пошло название города. Несколько позже Львов получил статус столицы Галицко-Волынского государства, а затем - административного центра Русского воеводства, Королевства Галиции и Лодомерии. Столицей Западно-Украинской народной республики город стал в 1918 году. Затем Львов был присоединен к Польше, но ненадолго.

Во время ВОВ, он был захвачен армией СССР, а затем - Германии. Когда война закончилась, Львов перешел к СССР. С 1991 года он является административным центром независимой Украины. Теперь поговорим подробнее о важнейших периодах в истории Львова.

Галицко-Волынское княжество

После долгих конфликтов с поляками и затяжных междоусобных войн представителей славянского княжества к середине XIII века на троне укрепился Даниил Галицкий - сын Романа Мстиславовича, впоследствии выдающийся политик и дипломат. Так началась история возникновения города Львова. Чтобы обеспечить своему государству надежную защиту, он построил несколько крепостей, одной из которых стала Львовская. Вскоре Даниил Галицкий принял из рук папских послов титул короля, который позже перешел к его наследникам.

Первое письменное упоминание о городе датируется 1256 годом. Оно было обнаружено в Галицко-волынских летописях. Сегодня история города Львова на русском языке обычно начинается именно с этого года. Укрепляя границы своих владений, Данила Галицкий построил его по всем канонам того времени.

Львов состоял из трех частей: укрепленный город, околицы и пригород. Укрепления проходили в районе теперешней Княжьей горы. От Высокого замка город отделялся глубоким рвом и огромными валами с частоколом.

Торговый путь проходил через центральную часть поселения, мимо большого количества костелов и церквей. Они были построены из дерева. Поэтому до наших дней они простоять не смогли. Позже на этих же местах были возведены каменные храмы. Город развивался очень быстро и в 1272 году его наделили статусом столицы Галицко-Волынского княжества. С 1340 по 1349 гг., когда род Романовичей угас, Львовом правил Дмитрий Детько - представитель литовского князя Любарта.

Польша и Речь Посполитая

В истории Львова, кратко изложенной в этой статье, было много перипетий, особенно в период, когда город входил в состав Польши и речи Посполитой. В 1349 году Львов был захвачен польским королем Казимиром III Великим. Через 7 лет он получает Магдебургское право, что дает ему сильный толчок для развития.

В 1363 году армянская община основывает во Львове свою метрополию и возводит церковь. Вскоре польский король перенес центр города со старой площади Рынок и начал строительство южнее, вокруг новой площади Рынок. Большинство населения Львова было представлено немецкими колонистами. Однако некоторые окраинные улицы были заселены не католиками. Их жители были лишены мещанских прав во Львове. История улиц Русской, Армянской и Староеврейской началась именно в это время.

Выгодное расположение Львова в месте пересечения торговых путей идущих из Киева, Черного моря, Западной и Восточной Европы, портов Балтийского моря и Византии, стимулировали его быстрое развитие. В 1379 году Львов получил право на строительство складов, что резко увеличило его привлекательность для торговцев.

В 1387 году польская королева Ядвига захватила город и окружающие его земли. Находясь в составе Польши, а затем и Польско-Литовского государства, он был назначен столицей Русского воеводства. Оно включало в себя 5 староств, центры которых расположились в таких городах, как Львов, Санок, Холм, Перемышль и Галич.

На протяжении следующих веков Львов стремительно развивался, а его население росло. Вскоре он стал многонациональным городом, а также центром науки, культуры и торговли, с большим количеством вероисповеданий. Оборонные сооружения Львова постоянно укреплялись, и в результате он стал одной из главных крепостей Речи Посполитой.

В городе одновременно пребывали: православные епископы, 3 архиепископа (армянский, римско-католический и греко-католический), и 3 иудейские общины (караимская, предместная и городская). Во Львове жили поселенцы из разных уголков Европы: немцы, итальянцы, греки, англичане, шотландцы, и многие другие. В XVI веке в город приехали протестанты.

В начале XVII века, население города составляло порядка 30 тыс. жителей. Здесь работало несколько десятков цехов, в которых насчитывалось более сотни ремесленных профессий.

В 1649 году Львов осадили украинские казаки, главой которых был Богдан Хмельницкий. Им удалось захватить и уничтожить замок. После получения выкупа, казаки оставили город. В 1655 году в Польшу вторглась шведская армия, которая захватила ее большую часть и осадила Львов. Вынужденные отступать, шведы так и не взяли город. В 1656-м Львов был окружен трансильванской армией князя Дьердя Ракоци I. Но вновь тщетно.

В 1672 году город был осажден армией Османской империи во главе с Мехмедом Шестым. Львову вновь повезло - война закончилась до его взятия. Через 3 года за атаку города взялись крымские татары и турки. Однако королю Яну III Собескому удалось разбить их в битве, получившей название «Львовская» (24 августа 1675 года). В 1704 году во времена Великой северной войны Львов захватила и впервые за историю города разграбила шведская армия короля Карла XII.

Австро-Венгрия

В 1772 году, когда Польша впервые была поделена между Австрией, Пруссией и Россией, Львов перешел в состав Австрийской империи, которая позже станет Австро-Венгрией. Город был наделен статусом административного и политического центра самой отсталой провинции государства - Королевства Галиции и Владимирии.

В 1772-1918 гг. город назывался Лембергом. После его вхождения в состав Австрии, языком администрации стал немецкий, а основное количество управляющих должностей было занято немцами и чехами. Тем не менее, Львов продолжал оставаться центром русинской и польской культуры.

Культурный и экономический подъем в истории города Львов начался во второй половине XIX века, когда в городе были разработаны залежи нефти и построена железная дорога.

Когда началась первая мировая война, Львов взяли русские войска (сентябрь 1914-го). До средины июля 1915 года он выполнял функции центра Галицкого генерал-губернаторства, пока его снова не заняла австро-венгерская армия. Вскоре Николай II провозгласил воссоединение России с Галицией. Национальные политические, культурные и просветительские организации насильственно закрывались, а многие представители местной интеллигенции были высланы в Сибирь.

В 1915 году австрийская армия вновь вернулась в Галицию, и начался обратный процесс - преследование людей, подозревавшихся в симпатии к России. Таковых расстреливали, вешали или отправляли в концлагеря. Самым известным из лагерей был «Талергоф», расположенный около австрийского города Грац. По итогам войны, Австро-Венгрия распалась. Образовался ряд независимых государств: Польша, Чехословакия, Венгрия и другие. Активную борьбу за независимость начали и украинцы.

Польша

1 ноября 1918 года украинцы провозгласили Львов столицей ЗУНР (Западно-Украинской народной республики). За несколько дней небольшая группа украинских солдат взяла город под контроль. Когда ко Львову приблизились польские и украинские военные части начался конфликт, в результате которого украинцам пришлось оставить город. Тогда власти ЗУНР объявили всеобщую мобилизацию, а из солдат бывшей австрийской армии была сформирована УГА (Украинская Галицкая армия). Против украинцев также выступила польская армия, сформированная во Франции под командованием Галлера.

До средины лета 1919 года продолжалась польско-украинская война, в ходе которой УГА провела несколько неудачных наступлений. В результате межсоюзная комиссия, расположенная в Париже, приняла решение: до окончательного определения судьбы Львова оставить его под управление Польши. Позже Польша договорилась с Симоном Петлюрой о сотрудничестве. В обмен на то, что УНР не будет претендовать на Западную Украину, она пообещала оказать ей помощь в борьбе с наступающей Красной Армией и большевиками.

1919-1939 гг.

В 1920 году во время советско-польского противостояния Красная Армия под командованием Александра Егорова атаковала Львов. В июне 1920 года с северо-восточной стороны к городу пыталась пробиться 1-я Конная армия Буденного. Жители Львова хорошо подготовились к обороне. Они сформировали и полноценно укомплектовали два кавалерийских и три пехотных полка. Повсеместно строились оборонительные сооружения. На защиту города также прибыли 3 польские дивизии и 1 украинский полк.

16 августа после месяца упорных боев Красная Армия преодолела реку Западный Буг и, усилившись подразделениями красных казаков, принялась за штурм города. Ожесточенные бои принесли массу потерь обеим сторонам. Через 3 дня атака все-таки была отбита, и Красная Армия отступила. Львов получил польский орден «За мужество», который был главной военной наградой Польши. Позже его изображение появилось на польском гербе города. По факту подписания Рижского соглашения о мире, Львов относился к Польше и был столицей Львовского Воеводства. Он быстро восстановил позиции важнейшего научного и культурного центра страны.

Вторая мировая война

С началом Второй мировой войны в истории г. Львова началась темная полоса. В сентябре 1939 года Советские войска переправились через реку Збруч и спустя 5 дней подошли к городу. 26-28 октября в оперном театре состоялось народное собрание, по результатам которого была принята декларация об установлении на территории Западной Украины советской власти. В конце 1939-го в регионе начался массовый террор. В течение года немецкие колонии, которые действовали здесь с княжеских времен, были выселены в Германию. Позже начались расстрелы и ссылки. Репрессиям подвергались все, кто не поддерживал сталинскую политику. Когда фашисты напали на СССР, регулярные войска без боя оставили Львов. Перед отступлением органы НКВД уничтожали представителей интеллигенции и студентов, отбывавших заключение в местных тюрьмах.

В Германии еще в 1940-х годах было сформировано несколько украинских военных подразделений. Когда фашисты напали на СССР, во Львов пришло одно из таких подразделений - батальон «Нахтигаль», которым командовал Р. Шухевич. Произошло это 30 июля 1941 года. В тот же день украинские националисты организовали Национальное Собрание, на котором было провозглашено восстановление Украинского Государства. В Результате было сформировано украинское правительство, главой которого стал Ярослав Стецько.

22 июня 1941 года ОУН (организация украинских националистов) попыталась захватить тюрьму. Однако пограничники оттеснили ее представителей. Бои продолжались до 30 июня, когда немцы полностью заняли город. Фашисты выступили против независимости Украины, и 12 июня А. Гитлер отдал приказ арестовать всех представителей украинского правительства. Позже гестапо задержало и главного украинского националиста Степана Бандеру, который отказывался отзывать Акт независимости.

Сотни националистов были заключены в тюрьмах, и многие из них - расстреляны. Так начиналась кровавая гитлеровская оккупация. В районе Цитадели немецкие власти устроили концентрационный лагерь, в котором было уничтожено более 140 тыс. военнопленных, а также Яновский концлагерь, где уничтожали евреев, и Львовское гетто.

В период с 1942 по 1944 гг. во Львове действовало коммунистическое подполье получившее название «Народная гвардия имени Франка». Одному из его представителей - разведчику Николаю Кузнецову, удалось ликвидировать вице-губернатора дистрикта Галиция Бауэра, а также начальника канцелярии Шнайдера.

Немецкий террор во Львове продолжился до 27 июня 1944-го, когда в город вошла Красная Армия. 23 июля началась операция Армии Крайовой, которой командовал генерал Владислав Филиповский. Целью было утверждение польской власти и получение выгодных позиций на переговорах о границе между Польшей и УССР. На следующий день советские войска окружили город и через двое суток взяли его. После утверждения советской власти во Львове, руководство Армии Крайовой пригласили на встречу с командующими Красной Армии и взяли под арест НКВД.

СССР

Когда ВОВ закончилась, в истории города Львов начался переломный момент. Город стал частью Украинской Советской Социалистической Республики (УССР). Основная часть поляков, проживавших в городе, уехала в Польшу, главным образом в ее западную часть. Национальный состав Львова был изменен, так как много традиционных этнических групп (евреи, поляки и немцы) были или перевезены или уничтожены. Польский язык и все его региональные варианты постепенно выходили из употребления. Украинский язык стал преобладающим впервые в истории города Львова. На русском языке здесь также начали разговаривать, но не так массово.

На восстановление и развитие города из общесоюзного бюджета поступило 250 млн рублей. Со всей страны сюда направились высококвалифицированные специалисты и ученые. Из Ленинграда, Свердловска, Москвы и ряда других городов, во Львов поставляли стройматериалы, транспорт, оборудование и прочее.

Наряду с позитивными изменениями были и негативные, в частности началось подавление украинского национального движения со стороны советской власти и искоренение Украинской Греко-Католической церкви. Приходы последней были переведены в Православную Русскую церковь. Когда умер Сталин, советская политика стала более терпимой, и Львов утвердил свой статус важнейшего центра украинской культуры.

В 50-х и 60-х годах XX века Львов значительно вырос как географически, так и демографически. Сюда были перенесены многие известные завод и фабрики из Восточной Украины. К началу 80-х в городе действовало 137 крупных предприятий. На их мощностях выпускали разноплановую продукцию: от автобусов до кухонной утвари.

Не менее интенсивно в городе развивалась наука. К началу 80-х во Львове работало 3 института Академии Наук УССР, десятки научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов, 11 ВУЗов, а также отделения и филиалы академических учреждений. Важным событием для города стало создание в 1971 году Западного научного центра Академии Наук УССР.

В советское время Львов оставался важнейшим культурным центром. К концу 70-х здесь работало пять театров, около 40 кинотеатров, 46 дворцов культуры, цирк, филармония, 12 крупных музеев и более 350 библиотек.

Независимая Украина

В 1991 году СССР распался на независимые государства. Впервые в истории, Львов вздохнул свободно и стал авангардом националистических перемен того времени. В 1998-м исторический центр города а также собор святого Юра были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. 14 и 15 мая 1998 года во Львовском дворце железнодорожников проходил 6-й саммит глав центрально-европейских государств. На нем рассматривалась тема человеческого измерения общеевропейской и региональной интеграции, а также ее роль в строительстве новой Европы. В начале лета 2001 года город посетил Папа Римский Иоанн Павел II. Он отслужил мессу по латинскому обряду и поучаствовал в литургии византийского обряда.

Современный Львов

Рассмотрев кратко историю города Львова, познакомимся с его современным обликом. Сегодня Львов является компактным, довольно удобным для жизни городом. На территории в 171 км 2 проживает чуть менее 800 тыс. человек. По этнической принадлежности город смело можно назвать многонациональным. 70% населения приходится на украинцев, а остальные 30 делятся между русскими, поляками, евреями, армянами, немцами, чехами и представителями еще 83 национальностей.

С точки зрения туризма, Львов является самым популярным городом Украины и входит в рейтинг городов мира, которые обязательно нужно посетить. Благодаря удачному расположению и насыщенной событиями истории он стал буквально музеем под открытым небом. В городе насчитывается более 2 тыс. достопримечательностей, половина из которых является архитектурными памятниками Украины. Это иллюстрирует разные периоды истории Львова. Достопримечательности города в основном сосредоточены в его компактном центре. Но чтобы полноценно познакомится с ними понадобиться не одна неделя.

Если время и бюджет поездки ограничены, то акцент нужно сделать на главных изюминках «Львова»:

  1. Поездка на трамвае. Трамвайчики, виртуозно снующие по узким улицам Львова, считаются одним из его символов. Большинство маршрутов проходит через исторический центр города. Таким образом, за пару гривен можно быстро осмотреть основные памятники архитектуры города.
  2. Соборы. Во Львове находится множество костелов, храмов, соборов и церквей, посещение которых при желании можно уместить в одну прогулку.
  3. Осмотр города с Замковой горы или башни ратуши. С высоты птичьего полета Львов особенно красив.
  4. Дворики, многие из которых сохранили свой старинный облик, позволяют почувствовать душу города.
  5. Рестораны. Одной из главных современных «изюминок» Львова является богатый ассортимент тематических кафе и ресторанчиков. Едва ли не каждое заведение города является отдельной достопримечательностью и аттракционом для туристов.
  6. Кофе и шоколад. Эти два продукта считаются еще одним символом Львова.
  7. Лычаковское кладбище. Совершенно уникальным местом является величественные львовский некрополь, многие захоронения которого относятся еще к польскому и австро-венгерскому периодам в истории Львова.
  8. Экскурсии по городу. За небольшую плату здесь предлагают огромное количество увлекательных экскурсий, позволяющих не только полюбоваться достопримечательностями, но и послушать интересные истории про Львов.
  9. Даже в таком избалованном потрясающей архитектурой городе как Львов, здание оперного театра, не говоря уже о его роскошном интерьере, кажется чем-то особенным. Не зря ведь «Львовская опера» считается украшением всей Европы.
  10. Музеи. Львов - это не только город-музей, но и город музеев. Их здесь довольно много. Поэтому каждый может выбрать для себя наиболее подходящую тематику и подробнее познакомится с историей Львова. Фото, древние вещи и документы тому поспособствуют.

В заключение

Богатая история Львова, кратко изложенная выше, иллюстрирует насколько разносторонним и интересным является этот город. Не зря ведь многие туристы говорят, что поездка во Львов, равносильна поездке в Европу, только для нее не требуется визы. Львов - музей истории под открытым небом и кладезь западно-украинского колорита.

ОДНА ИЗ СТАРЫХ ЛЬВОВСКИХ УЛОЧЕК...

--------======-------

ВЗЯТО ИЗ ВИКИПЕДИИ

Национальный состав Львова
по состоянию на 2001 год
Украинцы 639.000 (88,1 %)
Русские 64.600 (8,9 %)
Поляки 6.400 (0,9 %)
Белорусы 3.100 (0,4 %)
Евреи 1.900 (0,3 %)
Армяне 800 (0,1 %)
Всего 725.200

Данные без учёта населённых
пунктов, относящихся к городу

По данным Всеукраинской переписи 2001 года население Львова составляло более 758 тысяч человек, то есть сократилось с 1989 года более чем на 57 тысяч человек. Почти одновременно с переписью, в декабре 2000 года специальное исследование населения города предпринял львовский Институт развития города. По данным этого исследования, в городе 51-52 % составляют женщины; около 48 % львовян проживали в зданиях советской или украинской постройки, около 40 % в зданиях австрийской и польской постройки, около 11 % - в частном секторе; 85 % относили себя к украинцам, 12 % к русским; 79 % общались на украинском языке, 20 % - на русском; рождённые во Львове составили большинство львовян - 56 %, рождённые в других населённых пунктах Галиции - ещё 19 %, выходцы из других западноукраинских областей - 3 %, выходцы из незападных регионов Украины - 11 %, выходцы из России - 4 %, других республик СССР - 3 %, Польши - 2 %;к верующим УГКЦ себя отнесли 45 % опрошенных, УПЦ (КП) - 31 %, УАПЦ - 5 %, УПЦ (МП) - 3 %, других христианских религий - ещё 3 %.

По данным львовского городского совета уровень безработицы во Львовской области в первом полугодии 2007 года составлял 7,8 %, среднемесячная заработная плата во Львове - 236 долларов США.

Во Львове проживает более 64 тысяч русских (8,9 %; перепись, 2001), крупнейшая русская и русскоязычная община на Западной Украине. По данным опроса, который проводил в декабре 2000 года Институт развития Львова, русскими назвали себя ещё большее число львовян - 12 %, русский язык в частном общении использовало 20 % опрошенных (украинский язык - 79 %). Русская община во Львове сложилась в основном в конце 1940-х годов, хотя русские эмигранты жили в городе ещё до присоединения Западной Украины к УССР, а первым известным выходцем из современной России был русский первопечатник Иван Фёдоров, издавший в 1572 году первую во Львове книгу - «Апостол», а затем первую в истории «Азбуку» на русском языке . Русские сыграли важную роль в послевоенной индустриализации города, в его науке, образовании и других сферах жизни.[источник не указан 171 день]

Выступление польского детского хора в римско-католическом Кафедральном соборе

Довольно многочисленное польское население появилось во Львове после завоевания города Казимиром Великим в 1349 году. Окончательно же Львов стал польским городом на границе XV и XVI столетий, когда ими были ассимилированы львовские немцы, составлявшие до того времени большинство населения. В дальнейшем Львов был одним из наиболее значительных польских культурных центров, в том числе после разделов Речи Посполитой. Здесь работал польский институт «Оссолинеум», польскоязычный университет, множество выдающихся деятелей польской культуры. После событий 1918-1920 года принадлежность города к польской культуре поддерживалась патриотической пропагандой, культом героев, таких, как «львовские орлята».

Большинство поляков покинуло Львов в ходе обмена населением между Польшей и УССР в 1944-1947 годах. Они поселились прежде всего на т. н. «возвращённых землях» - территориях, отошедших к Польше после войны от Германии; институт «Оссолинеум» был переведён во Вроцлав. Те поляки, которые все же остались во Львове, оказались в сложных общественных условиях, они потеряли статус государственного этноса и превратились в малочисленное меньшинство, которое в 1959 году составляло лишь 4 % населения города, уступая украинцам, русским и евреям. Город покинули поляки-представители управленческой, культурно-образовательной, научной и технической интеллигенции, духовенство, военные, высококвалифицированные рабочие. В результате у поляков, по данным переписей населения послевоенного периода, оказался наиболее низкий уровень образования из всех главных этнических групп. Среди оставшихся значительную долю составили поляки из смешанных семей, преимущественно женщины. В результате даже в 1989 году, через 45 лет после обмена населением, у польской общины была деформированная половозрастная структура населения: на 1000 полек приходилось примерно 600 поляков. среди поляков развивались процессы ассимиляции; в 1989 году около 40 % из них назвали родным языком украинский, 15 % - русский. В советский период во Львове постоянно действовали две польские школы - восьмилетняя № 10 и средняя № 24, функционировали два римско-католических костёла.

В конце 1980-х годов начался процесс организации национальных обществ и различных организаций поляков, в 1988 году был восстановлен выход старейшей польскоязычной газеты («Gazety Lwowskiej»). Среди части поляков, в особенности пожилых, продолжает использоваться львовский польский говор (gwara lwowska); в то же время в польской львовской речи ощутимы влияния украинского и русского языков - в морфологии, лексике, грамматике и во всех полных и частичных системах языка.
Евреи Львова
Внесение во львовскую синагогу Бейс Аарон ве Исраэль нового свитка Торы (2007)

Евреи поселились во Львове вскоре после основания города примерно около 1256 года и долгое время представляли собой многочисленную и влиятельную национальную общину, которая дала миру многих известных деятелей науки и культуры. Кроме еврев-раббанитов в городе проживали караимы, переселившиеся приблизительно в то же время из юго-восточной Европы и Византии. После завоевания Львова Казимиром III Великим в 1349 г. евреи стали пользоваться привилегиями наравне с другими еврейскими общинами Польши. Переселение во Львов евреев ашкенази, в частности из Германии, определило восточноевропейский характер городской общины. Вплоть до XVIII века во Львове просуществовали две отдельные еврейские общины, городская (в еврейском квартале Львова) и предместная. Эти общины пользовались разными синагогами, только кладбище являлось общим. На том же кладбище хоронили и караимов, проживавших отдельно в селении недалеко от Краковского предместья.

Накануне Холокоста около трети львовян были евреями (более 100 000), подавляющее большинство которых не дожили до освобождения города Красной армией. До семидесятых годов XX века в городе Львове проживало более 30 000 евреев. Современная еврейская община Львова значительно уменьшилась в результате эмиграции и, в меньшей мере, ассимиляции, и насчитывает около 2 000 человек. В городе работают еврейские организации и функционируют общины верующих иудеев.

] Армяне Львова

В 1267 году Львов стал центром армянской епархии, а освященный в 1367 году армянский собор в этом городе - епархиальным. Во Львове в 1510 году армяне получили от польского короля Сигизмунда І разрешение судиться по своему собственному праву - уставу львовских армян, однако они не допускались в работу городского магистрата (в городском самоуправлении могли участвовать только католики). Важным центром армянской колонизации стал Каменец-Подольский (в XVI веке там было 300 армянских семей), где армяне имели свой магистрат. Поселения армян были в Киеве, Луцке, Галиче, Снятыне, со временем в Станиславове. После захвата Крыма Османской империей в 1475 году, многие крымские армяне переехали в эти северо-западные регионы Украины. В Галиции и на Подолье работали армянские типографии, а в 1618 Ованес Карматенянц издал «Альгиш Битики» («Молитвенник») - единственную в мире печатную книгу на армяно-кипчакском языке, который был письменным вариантом разговорного языка армян в Крыму и на Украине. После принятия частью армян унии (1630 год) с католической церковью, армяне в Речи Посполитой постепенно ассимилировались среди местного польского населения, а часть из них эмигрировала в Крым.

В первой половине XX века в Галиции насчитывалось 5,5 тысяч армянокатоликов по вероисповеданию, как правило польскоязычных. Они имели 9 приходских церквей, 16 часовен, монастырь сестёр-бенедиктинок во Львове. Львовская архиепархия армянокатоликов находилась в непосредственном подчинении папе римскому и просуществовала до конца Второй мировой войны, когда была уничтожена советскими властями.

В 1944 году крымские армяне были депортированы с полуострова наряду с греками, болгарами и крымскими татарами, однако им разрешили вернуться в 1960-е годы.

(ИНТЕРНЕТ - ЛЬВОВ - ВИКИПЕДИЯ)