Лучшие произведения купера. Пенталогия о Кожаном Чулке. Возвращение в Америку

Если бесспорной заслугой Ирвинга и Готорна, а также Э. По было создание американской новеллы, то основоположником американского романа по праву считается Джеймс Фенимор Купер (1789—1851). Наряду с В. Ирвингом, Фенимор Купер — классик романтического нативизма: именно он ввел в литературу США такое сугубо национальное и многоликое явление, как фронтир, хотя этим не исчерпывается открытая Купером читателю Америка.

Купер первым в США начал писать романы в современном понимании жанра, он разработал идейно-эстетические параметры американского романа теоретически (в предисловиях к произведениям) и практически (в своем творчестве). Он заложил основы целого ряда жанровых разновидностей романа, прежде вовсе не знакомых отечественной, а в отдельных случаях и мировой художественной прозе.

Купер — создатель американского исторического романа: с его "Шпиона" (1821) началось освоение героической национальной истории. Он зачинатель американского морского романа ("Лоцман", 1823) и его специфически национальной разновидности — романа китобойного ("Морские львы", 1849), впоследствии блестяще развитых Г. Мелвиллом. Купером же разработаны принципы американского приключенческого и нравоописательного романов ("Майлс Уолингфорд", 1844), романа социального ("Дома", 1838), сатирического ("Моникины", 1835), романа-утопии ("Колония на кратере", 1848) и так называемого "евро-американского" романа ("Понятия американцев", 1828), конфликт которого строится на взаимоотношениях культур Старого и Нового Света; он стал затем центральным в творчестве Г. Джеймса.

Наконец, Купер — первооткрыватель такой неисчерпаемой области отечественной беллетристики, как роман фронтира (или "роман границы") — жанровой разновидности, к которой относится, прежде всего, его пенталогия о Кожаном Чулке. Следует, впрочем, заметить, что куперовская пенталогия — своего рода синтетическое повествование, ибо вбирает в себя также черты исторического, социального, нравоописательного и приключенческого романов и романа-эпопеи, что вполне соответствует действительному значению фронтира в национальной истории и жизни XIX столетия.

Джеймс Купер родился в семье видного политического деятеля, конгрессмена и крупного землевладельца судьи Уильяма Купера, славного потомка тихих английских квакеров и суровых шведов. (Фенимор — девичья фамилия матери писателя, которую он добавил к собственной в 1826 году, обозначив таким образом новый этап своей литературной карьеры). Через год после его появления на свет семья переехала из Нью-Джерси в штат Нью-Йорк на необжитые берега озера Отсего, где судья Купер основал поселок Куперстаун. Здесь, на границе между цивилизацией и дикими неосвоенными землями прошли детство и раннее отрочество будущего романиста.

Он получил домашнее образование, занимаясь с нанятым для него преподавателем-англичанином, и в возрасте тринадцати лет поступил в Йель, откуда, несмотря на блестящие успехи в учебе, был через два года выдворен за "вызывающее поведение и склонность к опасным шуткам". Юный Купер мог, например, привести в аудиторию осла и усадить его в профессорское кресло. Заметим, что эти проделки всецело отвечали нравам, царящим на фронтире, и самому духу фронтирского фольклора, но, разумеется, шли вразрез с представлениями, принятыми в академической среде. Педагогически перспективной оказалась мера воздействия, избранная строгим отцом: он немедленно отдал пятнадцатилетнего шалопая-сына матросом на торговое судно.

После двух лет исправной службы Джеймс Купер поступил гардемарином в военный флот и еще три года бороздил моря и океаны. Он ушел в отставку в 1811 году, сразу после женитьбы, по требованию своей юной супруги Сьюзен Августы, урожденной де Ланси, из хорошего нью-йоркского семейства. Вскоре после этого от инсульта, полученного во время политических дебатов, скончался его отец, оставив сыну приличное наследство, и Купер зажил спокойной жизнью сельского джентльмена-сквайра.

Писателем он стал, как гласит семейная легенда, совершенно случайно — неожиданно для домашних и для него самого. Дочь Купера Сьюзен вспоминала: "Мать моя была нездорова; она лежала на кушетке, а он читал ей вслух свежий английский роман. Видимо, вещь была никчемная, потому что после первых же глав он отшвырнул его и воскликнул: "Да я бы сам написал тебе книгу получше этой!" Мать рассмеялась — до того абсурдной показалась ей эта идея. Он, который терпеть не мог писать даже письма, вдруг засядет за книгу! Отец настаивал, что сможет, и правда, с ходу набросал первые страницы истории, у которой еще не было названия; действие, между прочим, происходило в Англии".

Первая вещь Купера — подражательный роман нравов "Предосторожность" вышел в 1820 году. Сразу вслед за этим писатель, по его словам, "попытался создать произведение, которое было бы чисто американским, и темой которого была бы любовь к родине". Так появился исторический роман "Шпион" (1821), принесший автору широчайшую известность в США и в Европе, положивший начало развитию американского романа и, наряду с "Книгой эскизов" В. Ирвинга, самобытной национальной литературе в целом.

Каким же образом создавался американский роман, в чем заключался "секрет" куперовского успеха, каковы были особенности авторской техники повествования? Купер положил в основу своего творчества главный принцип английского социального романа, вошедшего в особую моду в первые десятилетия XIX века (Джейн Остин, Мэри Эджворт): бурное действие, свободное искусство создания характеров, подчинение сюжета утверждению социальной идеи. Оригинальность же куперовских произведений, созданных на этой основе, заключалась, прежде всего, в теме, которую он нашел уже в своем первом не подражательном, а "чисто американском романе".

Тема эта — Америка, совершенно не знакомая тогда европейцам и вечно привлекательная для патриотически настроенного отечественного читателя. Уже в "Шпионе" наметилось и одно из двух основных направлений, в которых Купер в дальнейшем разрабатывал эту тему: национальная история (главным образом, Война за независимость) и природа США (прежде всего, знакомые ему с юности фронтир и море; мореплаванию посвящено 11 из 33 куперовских романов). Что касается драматизма сюжета и яркости характеров, то национальная история и действительность давали для этого не менее богатый и более свежий материал, чем жизнь Старого Света.

Абсолютно новаторской и непохожей на манеру английских романистов была стилистика нативистского повествования Купера: сюжет, образная система, пейзажи, самый способ изложения, взаимодействуя, создавали неповторимое качество эмоциональной куперовской прозы. Для Купера литературный труд был способом выражения того, что он думал об Америке. В начале его творческого пути, движимый патриотической гордостью за молодое отечество и с оптимизмом смотревший в будущее, он стремился исправить отдельные недостатки национальной жизни. "Пробным камнем" демократических убеждений для Купера, как и для Ирвинга, явилось длительное пребывание в Европе: нью-йоркский литератор в зените мировой славы, он был назначен американским консулом в Лионе. Фенимор Купер, воспользовавшийся этим назначением, чтобы укрепить здоровье и познакомить дочерей с итальянской и французской культурой, пробыл за границей дольше положенного срока.

После семилетнего отсутствия он, уезжавший из США Джона Квинси Адамса, вернулся в 1833 году, как и Ирвинг, в Америку Эндрю Джексона. Испытав потрясение от разительных перемен в жизни его страны, он, в отличие от Ирвинга, стал непримиримым критиком джексоновской вульгаризации широкой демократии фронтира. Произведения, написанные Фенимором Купером в 1830-е, снискали ему славу первого "антиамериканца", которая сопутствовала ему до конца жизни и послужила причиной многолетней травли со стороны американской прессы. "Я разошелся с моей страной", — говорил Купер.

Писатель умер в Куперстауне, в полном расцвете творческих сил, хотя непопулярность его как "антиамериканца" омрачала блестящую славу певца родной земли.

Читайте также другие статьи раздела "Литература XIX века. Романтизм. Реализм" :

Художественное открытие Америки и другие открытия

Романтический нативизм и романтический гуманизм

  • Специфика американского романтизма. Романтический нативизм
  • Романтический гуманизм. Трансцендентализм. Путевая проза

Национальная история и история души народа

История и современность Америки в диалогах культур

  • Джеймс Фенимор Купер. Биография и творчество

Купер (Cooper) Джеймс Фенимор (15.9.1789, Бёрлингтон, штат Нью-Джерси, — 14.9.1851, Куперстаун), американский писатель. Едва будущему писателю исполнился год, его семья перебралась на берега озера Отсего, к истокам реки Саскуэханны; там юный Джеймс впервые услышал суровые легенды об индейских войнах. Учился в Йельском колледже, откуда был изгнан за озорство. В 1808 году поступил во флот. Свою первую книгу опубликовал в 1820 году. Это был роман под названием "Предостережение", не снискавший успеха у публики.

В 1826 году уехал в Англию, где провел сеть лет и ухитрился поссориться со всеми сколько-нибудь влиятельными литературными критиками. По возвращении в Америку оказалось, что и дома Купера недолюбливают за политические взгляды. Тогда он уехал в родовое поместье, где и скончался 14 сентября 1851 года, не дожив одного-единственного дня до своего шестидесятидвухлетия.

Мировую известность приобрёл циклом романов (пенталогия), объединённых Натти (Натаниэль) Бумпо, выступающим под именами: Зверобой, Следопыт, Соколиный Глаз, Кожаный Чулок, Длинный Карабин («Пионеры», 1823, русский перевод 1832; «Последний из могикан», 1826, русский перевод 1833; «Прерия», 1827, русский перевод 1829; «Следопыт, или Озеро-море», 1840, русский перевод 1841; «Зверобой, или Первая тропа войны», 1841, русский перевод 1848).

Большой интерес представляют также морские романы Купера — «Лоцман» (1823), «Красный корсар» (1828) и др. Начав с восхваления «американских свобод», он переходит во 2-й половине 30-х гг. к резкой критике американской действительности (социально-политическая сатира «Моникины», 1835, русский перевод 1953, и др.).

В антибуржуазной утопии «Кратер» (1847) выразился пессимизм Купера. Во многом связанное с просветитительной литературой 18 в. творчество Купера принадлежит к раннему периоду американского романтизма.

Наследие Купера вошло в золотой фонд детской литературы.

Джеймс Фенимор Купер

James Fenimore Cooper

Американский писатель

Родился 15 сентября 1789г. в Берлингтоне (шт. Нью-Джерси) в семье крупного землевладельца. Детство провел в приграничном Куперстауне, основанном его отцом, У.Купером.

Учится в Йельском университете.

1806-1811 - служит на флоте.

1811 - женится.

1820 - сочиняет для дочерей традиционный роман нравов «Предосторожность» (Precaution).

1821 - пишет исторический роман «Шпион» (The Spy), основанный на местных преданиях. В романе опоэтизирована эпоха американской революции и её рядовые герои. «Шпион» получает международное признание. Купер переезжает с семьей в Нью-Йорк, где вскоре становится видной литературной фигурой и лидером писателей, ратовавших за национальное своеобразие американской литературы.

1823 - выходит первый роман, в дальнейшем четвёртая часть пенталогии о Кожаном Чулке - «Пионеры, или Истоки Сусквеганны» (The Pioneers, or The sources of the Susquehanna).

1823 - роман «Лоцман» (The Pilot), первый из многочисленных произведений Купера о приключениях на море.

1825 - роман «Лайонель Линкольн, или Осада Бостона» (Lionel Lincoln, or The leaguer of Boston).

1826 - вторая часть пенталогии о Натти Бумпо, наиболее популярный роман Купера, название которого стало нарицательным, - «Последний из могикан» (The Last of the Mohicans).

1827 - пятая часть пенталогии роман «Прерия» (Тhe Prairie).

1828 - морской роман «Красный корсар» (The red rover).

1829 - роман «Долина Виш-тон-Виш» (The wept of Wish-ton-Wish), посвящённый индейской теме - сражениям американских колонистов XVIIв. с индейцами.

1830 - фантастическая история одноименной бригантины «Морская волшебница» (The water witch).

1831 - первая часть трилогии из истории европейского феодализма «Браво» (The bravo) - роман из далёкого прошлого Венеции.

1832 - вторая часть трилогии «Гейденмауэр, или Бенедиктинцы» (Heidenmauer, or The Benedictines) - исторический роман из времён ранней Реформации в Германии.

1833 - третья часть трилогии «Палач, или Аббатство виноградорей» (The headsman, or The Abbaye des vignerons) - легенда XVIII в. о потомственных палачах швейцарского кантона Берн.

1835 - критика американской действительности в политической аллегории «Моникины» (The Monikins), написанной в традициях просветительского аллегоризма и сатиры Дж.Свифта.

1838 - памфлет «Американский демократ» (The Аmerican Demoсrat).

1839 - «История американского флота» (History of the Navy of the United States), свидетельствующая о прекрасном владении материалом и влюбленности в мореходство.

1840 - «Следопыт, или Озеро-море» (The Pathfinder, or The inland sea») - третья часть пенталогии о Натти Бумпо и роман об открытии Америки Колумбом «Мерседес из Кастилии» (Mercedes of Castile).

1841 - «Зверобой, или Первая тропа войны» (Deerslayer, or The first war-path) - первая часть пенталогии.

1842 - роман «Два адмирала» (The two admirals), рассказывающий эпизод из истории британского флота, ведущего в 1745г. войну с Францией, и роман о французском каперстве «Блуждающий огонёк» (Wing-and-Wing, or Le feu-follet).

1843 - роман «Вайяндотте» (Wyandotte) о американской революции в глухих уголках Америки.

1844 - роман «На суше и на море» (Afloat and Ashore) и его продолжение «Майлс Уоллингфорд» (Miles Wallingford), где образ главного героя носит автобиографические черты.

1845 - две части «трилогии в защиту земельной ренты»: Сатанстоу» (Satanstoe) и «Землемер» (The chainbearer).

1846 - третья часть трилогии - роман «Краснокожие» (Redskins). В этой трилогии Купер изображает три поколения землевладельцев (с середины XVIIIв. до борьбы против земельной ренты в 1840-е гг.).

1848 - роман «Дубовая роща» (The oak openings) - из истории англо-американской войны 1812г.

1847 - пессимизм позднего Купера выражен в утопии «Кратер» (The crator), представляющей собой аллегорическую историю США.

1849 - последний морской роман Купера «Морские львы» (The sea lions) о кораблекрушении, постигшем охотников за тюленями во льдах Антарктиды.

1850 - последняя книга Купера «Новые веяния» (The ways of the hour) - социальный роман об американском судопроизводстве.

"Морская волшебница" - самое романтическое произведение Фенимора Купера (1789 - 1851). В этом увлекательном романе перед читателем оживают своеобразные картины далекого прошлого, встают живописные фигуры людей XVIII века. Приключения и подвиги отважных и самоотверженных моряков с таинственной бригантины не оставят равнодушным читателей любого возраста.

Джеймс Купер - Блуждающая Искра

Драматическая борьба французского корсара-республиканца против превосходящих сил английского военного флота в последние годы XVIII века.

Творчество американского писателя Джеймса Фенимора Купера хорошо известно читателю, однако его морские романы, полные опасных приключений, известны далеко не каждому и представляют библиографическую редкость.
Роман "Блуждающий огонь" - увлекательная история о французском корсаре и английском фрегате.

"Браво" в высшей степени занимательный роман, в котором есть и любовная интрига, и приключения, и тайны, и интересные картины быта и нравов Венеции в далекие от нас времена. Повествование построено так, чтобы держать читателя все время в напряжении.

"В Венеции" в высшей степени занимательный роман, в котором есть и любовная интрига, и приключения, и тайны, и интересные картины быта и нравов Венеции в далекие от нас времена. Повествование построено так, чтобы держать читателя все время в напряжении.

Давно уже утвердилось и прочно держится странное заблуждение относительно пейзажей Америки: им всегда приписывают особенную грандиозность, чего на самом деле нет. Ни озера, ни реки, ни степи ее не поражают путешественника тем диким величием, которого обыкновенно ждут от них европейцы. Разве только одни нескончаемые леса Америки да ее глухие, непроходимые дебри оправдывали эту незаслуженную славу.

Творчество американского писателя Дж. Ф. Купера (1789 - 1851) хорошо известно современному читателю. Морские же романы его представляют библиографическую редкость. Роман "Два адмирала" (1842) повествует о событиях из истории морской войны между Англией и Францией в середине XVIII века.

Время и место действия романа - последняя четверть XVTI века, Северо-Американский континент.
История трех поколений семейства Хиткоутов - не просто ожесточенная борьба за право найти свое счастье на земле новой родины. Это - в миниатюре - история противостояния англоязычных поселенцев и коренных жителей штатов Массачусетс, Коннектикут и Род-Айленд, писавшаяся очень часто кровью; история, полная - в силу трагического переплетения судеб героев -...

Роман "Зверобой" - первая книга серии замечательного американского писателя Фенимора Купера, посвященной приключениям охотника Натаниэля Бумпо по прозвищу Зверобой. Среди героев романа индеец из племени могикан Чингачгук. Действие романа происходит в сороковые годы XVIII века.
Художник: Генри Брок.

Роман "Зверобой" - первая книга пенталогии замечательного американского писателя, посвященной приключениям охотника Натаниэля Бампо. В этом романе Купер обращается к юности героя. Жизнь Зверобоя (таково одно из прозвищ Натти Бампо) неотделима от жизни окружающих его лесов, рек, озер, от романтического мира индейских легенд. Здесь завязывается дружба Натти Бампо с отважным Чингачгуком.

(1789-1851) основоположник американского романа

Джеймс Фенимор Купер родился в семье крупного землевладельца, основавшего поселок на озере Отсего по течению реки Сасквеханна, по которой изредка проплывали пироги индейцев и где ночную тишину оглашал волчий вой и рев медведей. Здесь и будет происходить действие будущих романов Купера. Это было время, когда американцы двигались на запад, приобретая участки земли и изгоняя аборигенов. Отец будущего писателя был одним из лидеров федералистской партии, противником всяких демократических веяний. Джеймс любил и чтил отца, но не взгляды властного магната стали его убеждениями, а пламенные идеи французской революции.

Он был любознательным, но строптивым юношей: его исключили из Иельского колледжа, и отец, чтобы дисциплинировать сына, отдал его в матросы на торговое судно «Стерлинг». Впечатления от многотрудной матросской доли будут отражены в романе «Следопыт». Дослужившись до офицерского звания и получив после смерти отца поместье, Джеймс Купер поселился в Скародейле.

Здесь и был задуман роман «Шпион» о разведчике Гарви Берче, действовавшем во времена борьбы за независимость Америки от английского владычества.

Захватывающий сюжет, живость повествования, богатство фактического материала создали сплав исторического и авантюрно-приключенческого романа. Тайный агент на территории, еще занятой англичанами, Гарви Берч не может снять маску «горбуна» - разносчика товаров. Он обречен до самой могилы слыть врагом своей родины. Такова участь шпиона. У него не может быть личного счастья, но он выполняет задание президента, генерала Вашингтона. Горько и возвышенно звучат заключительные слова о нем: «Он умер, как и жил, преданным сыном своей родины и мучеником за ее свободу».

С 1823 г. Джеймс Фенимор Купер начинает печатать цикл-эпопею из пяти романов о судьбе первооткрывателей Америки: «Пионеры, или У истоков Сасквеханны» (в русском переводе - «Поселенцы»), вышедший в 1823 г., «Последний из могикан» (1826), «Прерия» (1827), «Следопыт, или Озеро-море» (1840), «Зверобой, или Первая тропа войны» (1841). Успех романов был потрясающим. Они рассказывали историю завоеваний и духовных потерь американского народа при освоении новых земель на Западе.

Пионерами издавна в Америке называли первых поселенцев в новых районах, первооткрывателей новых земель. Купер создавал многоактную драму о том, как был завоеван Запад. Впервые перед читателями предстал первопроходец, следопыт и охотник Натти (Натаниэль) Бампо, индеец Джон Могиканин или Чингачгук, чье племя когда-то владело этими землями. Это были романы о современной Америке, которые поднимали злободневные вопросы - о хищническом использовании даров природы, об обмане и ограблении индейского народа, о взаимоотношениях первопроходцев с молодым поколением, о губительной власти лицемерной цивилизации. Мир индейцев - это чистый родник, не замутненный ни корыстью, ни эгоизмом. Но ни смелость, ни доблесть благородного воина Натти Бампо, ни мужество «последнего из могикан» прекрасного юноши Ункаса не могут предотвратить гибель индейского народа под напором завоевателей.

В 1824 г. выходит роман «Лоцман» - начало серии его морских романов. Прототипом таинственного лоцмана был известный в XVIII веке легендарный американский мореход Поль Джонс, человек сказочной отваги, борец за независимость. В дерзновенной схватке с разъяренной морской стихией побеждает мастерство и мужество лоцмана, управляющего шхуной.

Джеймс Купер открыл в стихии моря бездны эстетического очарования. Морской роман обогатил роман авантюрно-приключенческий и стал любимым жанром европейских и американских писателей XIX-XX веков: Эжена Сю, Майн Рида , Роберта Льюиса Стивенсона , Джека Лондона , Эрнеста Хемингуэя .

Весьма увлекательны и морские романы Купера: «Красный корсар» (1828) - в русском переводе «Красный морской разбойник», «Морская волшебница» («Пенитель моря»), «Мерседес из Кастилии» (1840), «Два адмирала» (1842), «Блуждающий огонек» (1842), «На суше и на море» (1844), его продолжение «Майлс Уоллингфорд» (1844) и «Морские львы» (1849).

География романов Джеймса Фенимора Купера необъятна. Взгляд писателя углубляется и в историю феодальной Венеции - роман «Браво» (1831), и в историю Германии времен Реформации - «Гейденмауэрили, или Бенедиктинцы» (1832), в русском переводе «Лагерь язычников».

Джеймса Купера осыпают почестями и преподносят медаль «За упрочение славы Республики» от общественности Нью-Йорка, где он живет с 1822 г.

В 1826 г. Купер едет с семьей в Европу. Это было самое славное время в жизни писателя. Он путешествует и живет в Англии, Италии, Германии, Бельгии. Жизнь в Париже во время Июльской революции стала для него истинной школой. Но возвращение на родину в 1833 г. принесло Куперу много разочарований: его поразил беззастенчивый цинизм и оголтелая жажда наживы в американском обществе. Он попадает в атмосферу враждебности из-за своих смелых выступлений, разоблачающих перерождение американской демократии в монархию денег. В публицистических статьях, романе «Моникины» (1835), «Домой» (1837) и «Дома» (1838) Купер бросает вызов буржуазному хищничеству, царству доллара.

Писатель живет в Куперстауне только на литературные труды, поскольку земля не приносит прибыли, и он пишет роман за романом, мечтая избавиться от кабалы издателей.

Джеймс Фенимор Купер написал 32 романа, свыше 10 томов описаний путешествий по Франции, Англии, Германии, Швеции, Швейцарии, несколько томов публицистики, «Историю флота США» и другие произведения. Он создал образцы исторического, морского, нравоописательного, авантюрно-приключенческого романов, романа-памфлета («Моникины») и утопического романа («Кратер»). Он первый создал роман-эпопею в американской литературе. Но с не меньшим основанием Купера можно назвать одним из родоначальников американского романтизма, противопоставившим естественность природы разлагающему влиянию цивилизации.

Бальзак называл Купера «американским историком», поскольку тот ставил важнейшие социальные проблемы: личность и общество, человек и природа, белые и краснокожие, цивилизация и «дикарь».

По словам Ж. Санд, Америка стольким же обязана Джеймсу Куперу в сфере литературы, сколько Бенджамину Франклину и Джорджу Вашингтону в науке и политике. Виссарион Григорьевич Белинский утверждал, что «литература Северо-Американских Штатов началась романом Купера».

В Куперстауне не нашлось средств на памятник писателю, и лишь спустя несколько лет после его смерти там была установлена статуя героя романов о Кожаном Чулке.

КУПЕР Джеймс Фенимор (1789-1851), американский писатель. Сочетал элементы просветительства и романтизма. Исторические и приключенческие романы о Войне за независимость в Сев. Америке, эпохе фронтира, морских путешествиях («Шпион», 1821; пенталогия о Кожаном Чулке, в т. ч. «Последний из могикан», 1826, «Зверобой», 1841; «Лоцман», 1823). Социально-политическая сатира (роман «Моникины», 1835) и публицистика (памфлетный трактат «Американский демократ», 1838).
* * *
КУПЕР (Cooper) Джеймс Фенимор (15 сентября 1789, Берлингтон, штат Нью-Джерси - 14 сентября 1851, Куперстаун, шт. Нью-Йорк), американский писатель.
Первые шаги в литературе
Автор 33 романов, Фенимор Купер стал первым американским писателем, которого безоговорочно и широко признала культурная среда Старого Света, включая Россию. Бальзак, читая его романы, по собственному признанию, рычал от удовольствия. Теккерей ставил Купера выше Вальтера Скотта, повторив в этом случае отзывы Лермонтова и Белинского, который вообще уподоблял его Сервантесу и даже Гомеру. Пушкин отмечал богатое поэтическое воображение Купера.
Профессиональной литературной деятельностью он занялся сравнительно поздно, уже в 30-летнем возрасте, и вообще как бы случайно. Если верить легендам, которыми неизбежно обрастает жизнь крупной личности, свой первый роман («Предосторожность», 1820) он написал на спор с женой. А до этого биография складывалась вполне рутинно. Сын разбогатевшего в годы борьбы за независимости землевладельца, сумевшего стать судьей, а затем и конгрессменом, Джеймс Фенимор Купер вырос на берегу озера Отсего, милях в ста к северо-западу от Нью-Йорка, где в ту пору проходил «фронтир» - понятие в Новом Свете не только географическое, но в большой степени социально-психологическое - между уже освоенными территориями и дикими, первозданными землями аборигенов. Таким образом, с малолетства он стал живым свидетелем драматического, а то и кровавого роста американской цивилизации, прорубавшейся все дальше на запад. Героев своих будущих книг - пионеров-скваттеров, индейцев, фермеров, становившихся в одночасье крупными плантаторами, он знал не понаслышке. В 1803 в 14-летнем возрасте Купер поступил в Йельский университет, откуда был, впрочем, исключен за какие-то дисциплинарные провинности. Затем последовала семилетняя служба на флоте - сначала торговом, затем военном. Купер и далее, уже сделав себе громкое писательское имя, не оставлял практической деятельности. В 1826-1833 годах он занимал пост американского консула в Лионе, правда, скорее номинально. Во всяком случае, в эти годы он объездил немалую часть Европы, надолго оседая, помимо Франции, в Англии, Германии, Италии, Нидерландах, Бельгии. Летом 1828 засобирался было в Россию, однако этому плану так и не суждено было осуществиться. Весь этот пестрый жизненный опыт, так или иначе, отразился в его творчестве, правда, с разной мерой художественной убедительности.
Натти Бампо
Своей всемирной славой Купер обязан не так называемой трилогии о земельной ренте («Чертов палец», 1845, «Землемер», 1845, «Краснокожие», 1846), где старые бароны, земельные аристократы, противопоставлены алчным дельцам, не скованным никакими моральными запретами, и не другой трилогии, навеянной легендами и действительностью европейского средневековья («Браво», 1831, «Гейденмауэр», 1832, «Палач», 1833), и не многочисленным морским романам («Красный корсар», 1828, «Морская волшебница», 1830, и др.), и тем более не сатирам, вроде «Мониконов» (1835), а также примыкающим к ним по проблематике двум публицистическим романам «Домой» (1838) и «Дома» (1838). Это вообще злободневная полемика на внутриамериканские темы, ответ писателя критикам, обвинившим его в недостатке патриотизма, что действительно должно было его болезненно задеть - ведь позади остался «Шпион» (1821) - явно патриотический роман из времен американской революции. «Моникинов» даже сравнивают с «Путешествиями Гулливера», но Куперу явно не хватает ни свифтовской фантазии, ни свифтовского остроумия, здесь слишком явно проступает тенденция, убивающая всякую художественность. Вообще, как ни странно, Купер более успешно противостоял своим недругам не как писатель, а просто как гражданин, который при случае и в судебные инстанции мог обратиться. Действительно, он выиграл не один процесс, защищая в суде свою честь и достоинство от неразборчивых газетных памфлетистов и даже земляков, которые постановили на собрании изъять его книги из библиотеки родного Куперстауна. Репутация Купера, классика национальной и мировой литературы, прочно держится на пенталогии о Натти Бампо - Кожаном Чулке (называют его, впрочем, по-разному - Зверобоем, Соколиным Глазом, Следопытом, Длинным Карабином). При всей скорописи автора, работа над этим произведением растянулась, хотя с большими перерывами, на семнадцать лет. На богатом историческом фоне в нем прослежена судьба человека, прокладывающего тропинки и магистрали американской цивилизации и в то же время трагически переживающего крупные моральные издержки этого пути. Как проницательно заметил в свое время Горький, герой Купера «бессознательно служил великому делу... распространения материальной культуры в стране диких людей и - оказался неспособным жить в условиях этой культуры...».
Пенталогия
Последовательность событий в этом первом на американской почве эпосе сбита. В открывающем его романе «Пионеры» (1823) действие происходит в 1793, и Натти Бампо предстает уже клонящимся к закату жизни охотником, не понимающим языка и нравов новых времен. В следующем романе цикла «Последний из могикан» (1826) действие переносится на сорок лет назад. За ним - «Прерия» (1827), хронологически прямо примыкающая к «Пионерам». На страницах этого романа герой умирает, но в творческом воображении автора продолжает жить, и спустя много лет он возвращается к годам его молодости. В романах «Следопыт» (1840) и «Зверобой» (1841) представлена чистая пастораль, беспримесная поэзия, которую автор обнаруживает в человеческих типах, и главным образом в самом облике девственной, еще почти не тронутой топором колониста природе. Как писал Белинский, «Купера нельзя превзойти, когда он приобщает вас к красотам американской природы».
В критическом очерке «Просвещение и словесность в Америке» (1828), облеченном в форму письма вымышленному аббату Джиромачи, Купер жаловался на то, что печатник в Америке появился раньше писателя, писатель же романтик обделен летописями и темными преданиями. Сам же он и компенсировал эту недостачу. Под его пером персонажи и нравы фронтира обретают невыразимое поэтическое очарование. Разумеется, Пушкин был прав, заметив в статье «Джон Теннер», что куперовские индейцы овеяны романтическим флером, лишающим их ярко выраженных индивидуальных свойств. Но романист, кажется, и не стремился к точности портрета, предпочитая правде факта поэтическую выдумку, о чем, кстати, иронически писал впоследствии Марк Твен в известном памфлете «Литературные грехи Фенимора Купера».
Тем не менее, обязательства перед исторической реальностью он ощущал, о чем сам говорил в предисловии к «Пионерам». Острый внутренний конфликт между высокой мечтой и реальностью, между природой, воплощающей высшую истину, и прогрессом - конфликт характерно-романтического свойства и составляет главный драматический интерес пенталогии.
С пронзительной остротой этот конфликт обнаруживает себя на страницах «Кожаного чулка», явно самой сильной вещи и в пенталогии, и во всем наследии Купера. Поставив в центр повествования один из эпизодов так называемой Семилетней войны (1757-1763) между англичанами и французами за владения в Канаде, автор ведет его стремительно, насыщает массой приключений отчасти детективного свойства, что и сделало роман любимым детским чтением для многих поколений. Но это не детская литература.
Чингачгук
Возможно, потому еще образы индейцев, в данном случае Чингачгука, одного из двух главных героев романа, получились у Купера лирически-размытыми, что важнее лиц для него были общие понятия - племя, род, история со своей мифологией, укладом жизни, языком. Именно этот мощный пласт человеческой культуры, в основе которого лежит родственная близость к природе, и уходит, о чем свидетельствует смерть сына Чингачгука Ункаса - последнего из могикан. Эта утрата катастрофична. Но не безысходна, что вообще не свойственно американскому романтизму. Купер переводит трагедию в мифологический план, а миф, собственно, не знает четкой границы между жизнью и смертью, недаром Кожаный Чулок, тоже не просто персона, но герой мифа - мифа ранней американской истории, торжественно и уверенно говорит, что юноша Ункас уходит лишь на время.
Боль писателя
Человек перед судом природы - вот внутренняя тема «Последнего из мокиган». Дотянуться до ее величия, пусть порой и недоброго, человеку не дано, но он постоянно вынужден решать эту нерешаемую задачу. Все остальное - схватки индейцев с бледнолицыми, битвы англичан с французами, красочные одежды, ритуальные танцы, засады, пещеры и т. п. - это только антураж.
Куперу было больно видеть, как корневая Америка, которую воплощает любимый его герой, уходит на глазах, подменяясь совсем другой Америкой, где бал правят спекулянты и проходимцы. Потому, наверное, и обронил как-то писатель с горечью: «Я разошелся со своей страной». Но со временем стало видно то, что не заметили современники-соотечественники, упрекавшие писателя в антипатриотических настроениях, расхождение - это форма нравственной самооценки, а тоска по ушедшему - тайная вера в продолжение, не имеющее конца.