Лучшие картины Франсиско Гойя – любовь и боль великой души. Картины гойя Франсиско гойя картины с названиями и описанием

Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де, испанский живописец, гравер, рисовальщик. С 1760 учился в Сарагосе у Х.Лусана-и-Мартинеса. Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772). С 1773 художник работал в Мадриде, в 1776–1791 выполнил для королевской мануфактуры свыше 60 гобеленов с насыщенными по цвету и простыми по композиции сценами повседневной жизни и народных развлечений (“Зонтик”, 1777, “Игра в пелоту”, 1779, “Игра в жмурки”, 1791, – все в Прадо, Мадрид).

С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (“Семья герцога Осуна”, 1787, Прадо, Мадрид; портрет маркизы А.Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон). В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 - директор ее живописного отделения), в 1799 - “первый живописец короля”. Одновременно в творчестве Гойи нарастают черты трагизма, неприязнь к феодально-клерикальной Испании “старого порядка”. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов “Капричос” (80 листов с комментариями художника, 1797–1798); смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф.Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (“Маха одетая” и “Маха обнаженная”, обе - Прадо, Мадрид).

С удивительной силой обличения запечатлел художник надменность, физическое и духовное убожество королевской семьи в групповом портрете “Семья Карла IV” (1800, Прадо, Мадрид). Глубоким историзмом, страстным протестом проникнуты большие картины Гойи, посвященные борьбе против французской интервенции (“Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде”, “Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года”, обе –около 1814, Прадо, Мадрид), философски осмысляющая судьбы народа серия офортов “Бедствия войны” (82 листа, 1810–1820).

В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме “Кинто дель Сордо” (“Дом глухого”), стены которого расписал маслом. В созданных здесь сценах (ныне в Прадо, Мадрид), включающих невиданно смелые для своего времени, остродинамичные изображения многоликих масс и устрашающие символико-мифологические образы, он воплощал идеи противостояния прошлого и будущего, бесконечно-ненасытного дряхлого времени (“Сатурн”) и освободительной энергии юности (“Юдифь”). Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов “Диспаратес” (22 листа, 1820–1823). Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине “Похороны сардинки” (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов “Тавромахия” (1815).

С 1824 Гойя жил во Франции, где писал портреты друзей, осваивал технику литографии. Искусство Гойи повлияло на формирование многих художественных явлений 19 века. Его воздействие ощущается в творчестве Жерико, Делакруа, Домье, Эдуард Мане. Влияние его творчества на живопись и графику имело общеевропейский характер и сказывается вплоть до современности.

Франсиско Гойя, ставший в последствии известнейшим портретистом эпохи испанского романтизма, родился в 1746 году в горном селении Фуэндетодос, где и прошло его раннее детство. Франсиско не получил достаточного образования, он обучался азам грамоты в школе при церкви и всегда писал с ошибками.

За то, он очень преуспел на художественной ниве, оставив потомкам нетленные творения. Благодаря его поистине волшебной кисти, каждый может окунуться в жизнь испанского общества конца ХVII – начала ХVIII столетий, увидеть лица прекрасных дам и знатных грандов, членов королевской семьи, а также бесподобные сценки из жизни простого народа.

Творческий путь художника был долог и тернист. С четырнадцатилетнего возраста Франсиско обучался живописи в мастерской Лусана-и-Мартинеса в Сарагосе. Затем обстоятельства вынудили начинающего художника покинуть родные места и перебраться в столицу страны – Мадрид. Здесь он дважды, в 1764 и 1766 годах, пробовал поступить в академию изящных искусств, но попытки оказались неудачными. Преподаватели не смогли разглядеть зарождающийся талант и по достоинству оценить уровень художественного мастерства молодого провинциала из Сарагосы. В Мадриде Франсиско приходилось зарабатывать себе на хлеб мытьём посуды в таверне «Ботин».

После провала, Гойя отправляется в Рим за новыми впечатлениями и возвращается на родину лишь в 1771 году. Два года, с 1772 по 1774, он трудится в монастыре Аула Ден, расписывая монастырскую церковь картинами из жизни Девы Марии.

В возрасте 27 лет Франсиско заключает очень выгодный для себя брак – женится на Хосефе Байеу, сестре придворного художника Байеу. Благодаря протекции шурина, получает заказ от королевской гобеленовой мануфактуры, который он с удовольствием выполняет, рисуя красивых испанских девушек с кавалерами, озорных детишек, принаряженных селян. Со своей женой Гойя прожил 39 лет и за это время написал всего один её портрет. Из родившихся в этом семейном союзе детей выжил один только мальчик, который так же, как и его великий отец, выбрал стезю художника. Франсиско Гойя не отличался супружеской верностью, у него было множество романов и с аристократками, и с простолюдинками. Но главной любовью его жизни была герцогиня Альба, с которой он забывал о существовании всех других женщин.

Выходец из семьи ремесленника и обедневшей аристократки, Франсиско Гойя, благодаря своему таланту и трудолюбию удалось сделать головокружительную карьеру и стать придворным художником сначала короля Карла III, а после его смерти в 1788 году – Карла IV. Широко известна его картина «Семья Карла IV», где в композиции присутствует автопортрет самого художника.

Во время освободительной борьбы испанцев против французских поработителей Франсиско Гойя откладывает в сторону кисть и берет в руки резец, чтобы посредством офортов «Бедствия войны» отразить все присущие войне ужасы.

Мрачным пятном в творческой коллекции Гойи являются «Чёрные картины». Предыстория появления картин следующая. В 1819 году художник приобрёл двухэтажный домик под Мадридом, известный как «Дом Глухого». Предыдущий владелец так же, как и Гойя, был глухим (художник потерял слух после тяжелой болезни и сам чудом остался жив). Прямо на стенах дома Гойя написал 14 очень необычных и зловещих картин, самая жуткая из которых – «Сатурн, пожирающий своего сына».

В 1824 году художник, утративший милость короля Фердинанда, покидает Испанию и до своей кончины проживает во французском городе Бордо. Старость Гойя скрасила Леокадия де Вейс, которая ради глухого пожилого художника бросила своего мужа. В возрасте 82 лет Франсиско Гойя, в сознании которого переплелись и тёмные, и светлые миры, уходит в вечность, оставив нам свои противоречивые, но очень талантливые работы. Самые известные из них – двойное полотно «Маха одетая», под ней как бы спрятана «Обнажённая маха», серия офортов «Капричос», портреты его возлюбленной Каэтаны Альбы.

Данную картину многие называют первым проявлением импрессионизма в живописи. Легкие мазки выстраиваются в образ прекрасной сидящей девушки, который поражает ценителей искусства своей необычностью. Так, на смену почти фотографической четкости и сосредоточенности на […]

Сотрудничая длительное время с Королевской шпалерной мануфактурой, художник на картонах писал маслом разные сюжеты, которые затем ткачи переносили на сотканные гобелены. Одной из таких картонных картин является и «Игра в жмурки». Живописная […]

Полотно принадлежит кисти испанского художника Франциско Гойи. Точная дата его создания неизвестна. Предполагается, что картина написана между 1812 и 1819 годом. Центральное место на ней отведено беснующейся толпе людей, несущей знамя с […]

В XVIII веке ситуация с испанской живописью была нелегкая. Засилье иностранщины проникло в искусство Испании, в его живопись. Власти, отдавая дань моде и политическим амбициям, выдвигали иноземных живописцев на лидирующие позиции и […]

Картина Франциско Гойи «Сбор винограда» была написана в 1786 году. В настоящее время произведение украшает Национальный Музей Прадо в Мадриде. Размеры полотна составляют целых 267,5 на 190,5 см. По стилю произведение можно […]

Гойя Франсиско

Гойя . Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (Francisco Josе de Goya) 1746-1828 г.г. - испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства времён эпохи романтизма . Гойя был очень плодотворным художником, замеченным ещё в молодости. Колоссальное трудолюбие позволило ему работать вплоть до глубокой старости и, за свою жизнь, он оставил нам множество прекрасных произведений. Точность его портретов позволяет нам увидеть облик испанской знати и взгляд художника на ряд исторических событий.

Гойя отличается смелым художественным новаторством от сторонников академизма. Постоянный интерес к гротеску, создание офортов высмеивающих социальные и религиозные порядки в обществе.

Всю жизнь, за свой талант и трудолюбие Франсиско Гойя признан в высшем свете. Постоянно пользуется покровительством представителей самых знатных семейств Испании. Хотя в юности он получил поверхностное образование (Гойя всегда будет писать с ошибками). Его плодотворное творчество на протяжении всей долгой жизни, постоянное стремление к знаниям и самосовершенствование продолжалось до самой поздней старости (невзирая на болезни), являя наглядный пример безграничного трудолюбия талантливого человека.

Картины Франсиско де Гойя:

Биография Франсиско Гойя:

1746 г. — Франсиско Гойя родился в Сарогосе, в семье среднего достатка. После рождения, семья переехала в деревенскую провинцию под Сарогосой, и прожили там до 1760 года. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана-и-Мартинеса.

В 1763 г. — участвует в конкурсе на лучшую копию гипсового Силена, но его работа не получает признания.

В 1764 г. — безуспешно пытался поступить в Академию Сан-Фернандо в Мадриде.

В 1766 г. — Гойя едет в Мадрид и опять участвует в конкурсе для поступления в Академию Сан-Фернандо, но опять проваливается. В Мадриде Гойя учится у придворных художников, изучая их работы. В том же году Франсиско Гойя переезжает в Рим.

В 1771 г. — участвует в конкурсе Пармской академии на картину по античной теме. На конкурсе его работу замечают, и он получает вторую премию Пармской Академии художеств. Гойя возвращается в Сарагосу и церковь дель-Пилар поручает Франсиско Гойя выполнить эскизы для капеллы архитектора Вентуры Родригеса и заказывает ему пробную роспись. Работа Гойи вызывает восхищение у коллегии священников.

1772 г. — Гойя приглашен расписать ораторий дворца Собрадиэль. Получает покровительство Рамона Пиньятелли.

1772-1774 гг. — он приглашен в картезианский монастырь Аула Деи (вблизи Сарагосы) и создаёт 11 больших композиций на темы из жизни Св. Девы Марии.

В 1773 г. — Гойе пришлось жениться на Хосефе (из-за её беременности), сестре Франсиско Байеу (придворный художник короля Карла IV и королевы Марии Луизы). Родившийся сын вскоре умер. Всего у Гойи с Хосефой родилось 5 детей, но выжил только один сын (Франсиско Хавьер Педро) который тоже стал художником. Добившись признания аристократии (с помощью Франсиско Байеу), Франсиско Гойя охладел к жене, но всё равно оставался в браке с Хосефой до её смерти в 1812 году.

В 1775 г. — Гойя переехал в Мадрид к Франсиско Байеу и работал у него в мастерской. В том же году Гойя получает первый придворный заказ охотничьи сцены во дворце Эскориал для принца Астурийского (будущий Карл IV).

В 1778 г. — Франсиско гравирует картины Диего Веласкеса в королевском дворце в Мадриде.

В 1779 г. — художник представляет королю 4 свои картины. И вскоре, Гойя уже претендует на место придворного художника, но получает отказ (из-за протестов его шурина Франсиско Байеу). К тому времени Гойя уже состоятельный художник.

В 1780 г. — Гойя заключает контракт на роспись купола собора дель Пилар. Этот контракт в конечном итоге приводит к конфликту между Франсиско и его шурином (которому он вынужден подчиняться в этом проекте). Совет священников втягивается в конфликт и заставляет Гойю подчиниться требованиям Франсиско Байеу. Из-за обиды Гойя долго не возвращался в родную Сарагосу.

В 1781 г. — Гойя наряду с Франсиско Байеу и Маэллой расписывают церковь св. Франциска Великого в Мадриде. Пишет "Проповедь св. Бернардина Сиенского в присутствии Арагонского короля" и там Гойя изобразил себя слева от святого.

В 1783 г. — пишет портрет графа Флоридабланки.

В 1784 г. — в Аренас-де-Сан-Педро, рисует младшего брата короля инфанта дона Луиса, его жены Марии Тересы Вальябрига и их архитектора Вентуры Родригеса.

В 1785 г. — Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель, которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет.

В 1785 г. — стал вице-директором Королевской Академи.

В 1786 г. — Гойя назначается королевским художником, получает заказ на серию картин для королевской столовой во дворце Пардо. Самые заметные работы в этой серии: "Весна" ("Цветочницы"), "Лето" ("Жатва") и "Зима" ("Снежная буря"). Позже, Гойя написал портреты графа Альтамира и короля Карла III.

В 1789 г. — умирает Карл III, и Гойя становится придворным художником Карла IV (а в 1799 г. - его первым живописцем).

В 1789 г. — у Гойи нет заказов из-за событий Французской революции. У испанского двора, пропал интерес к украшению дворцов. Страх революции вызывает гонения на образованных людей Испании, под которые попадает и Франсиско Гойя. В июле 1790 году его отсылают в Валенсию, но вскоре возвращается в Мадрид, где в придворных интригах возвращает себе прежнее положение. Но заказов всё ровно не много.

В 1793 г. — Гойя был тяжело болен (документы не сохранили диагноз), его разбил паралич и потеря слуха.

В 1795 г. — Гойя создал портрет герцога Альбы и его жены. Ходили слухи о взаимной страсти Гойи и герцогини Альбы, но прямого подтверждения им нет. В написанных портретах Альбы можно найти лишь намёки на возможную связь. Так же у Гойи есть рисунки герцогини Альбы (весьма едкие). Ещё есть небольшая картина, где Гойя изобразил Альбу и её дуэнью в вольной бытовой сцене.

В июле 1795 г. — умирает шурин Гойи Франсиско Байеу (которому он обязан началу карьеры). В том же году Франсиско Гойя избран директором отделения живописи в Академии Сан-Фернандо и получил хорошее жалование.

1796 г. — Гойя отправился вместе с королевским двором в Андалусию для почтения останков святого Фердинанда Севильского. Тогда же он пишет 3 больших полотна с новаторством в изображении жизни Христа. Появился "Санлукарский альбом" Гойи с его первыми этюдами.

В 1797 г. — Гойя написал картину "Герцогиня Альба в мантилье" изображённую в наряде махи (чёрная мантилья и юбка) с надписью на песке "Solo Goya" (Только Гойя). Герцогиня Альба к тому времени уже вдова. Из-за плохого самочувствия Гойя вынужден отказаться от должности директора отделения живописи в Академии Сан-Фернандо.

В 1798 г. — кроль Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида.

В 1799 г. — установлена в ризнице Толедского собора картина "Взятие Христа под стражу", которая признана за совершенную передачу ночного освещения. В том же году выходит знаменитая серия офортов Гойи "Капричос", высмеивающих социальные и религиозные порядки в обществе. (Знаменитая работа из этой серии "Сон разума рождает чудовищ"). Публикация "Капричос" заставляет вмешаться инквизицию и остановить продажи.

В 1799 г. — Гойю назначили первым придворным художником с жалованием в 50 000 реалов в год

1800 г. — написана знаменитая картина "Маха обнажённая".

1801 г. — Гойя закончил знаменитый "Портрет семьи Карла IV"

1802 г. — появилась картина "Маха одетая", на которой та же модель и в той же позе, что и в "Махе обнажённой". Вскоре умерла покровительница Гойи - герцогиня Альба, Гойя работал над эскизом гробницы для герцогини (сохранился рисунок).

С 1803 до 1808 года Франсиско Гойя создаёт только портреты.

1808 г. — Испании была оккупирована французами. Восстание в Мадриде привело к партизанской войне. Новый король Фердинанд VII, собираясь в Байонну, поручает Гойе написать его портрет. Но он будет арестован вместе со всей королевской семьёй и художнику придётся дописывать портрет по памяти. Вместе со страной Гойя испытывает ненависть к войне и Наполеону I , что отражается в серии небольших картин.

1814 г. — Фердинанд VII отменил конституцию 1812 года. В Испании нависла обстановка диктатуры. Хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно, с него сняты все обвинения и возвращено жалование.

В 1818 г. — Гойя закончил большое полотно, изображающее двух святых покровительниц Севильи Хусту и Руфину в виде пышнотелых мах, для Севильского собора. Позже закончил картину "Последнее причастие св. Иосифа Каласанского" для церкви Эскуэлас Пиас в Мадриде. Подобное трудолюбие поражает, учитывая, что художнику уже 72 года!

В 1820 г. — Гойя тяжело заболел и перестаёт присутствовать в Академии.

В 1823 г. — Франсиско Гойя познакомился с Леокадией де Вейс, которая разводится с мужем и рожает дочь Росариту (к тому времени Гойе 77 лет). В 1824 году Гойя вместе с Леокадией и маленькой Росаритой выехал во Францию, позже перебрался к друзьям в Бардо. При этом - он продолжал писать картины и создавать литографии.

В 1826 г. — Гойя возвратился в Мадрид и за разрешением уйти на покой с сохранением жалования.

16 апреля 1828 года Франсиско Гойя умер в своих апартаментах в Фоссе де л"Интенданс в Бордо.

«Я – Гойя! Глазницы воронок мне выклевал ворон, слетая на поле нагое. Я – Горе». Так написал в своём знаменитом стихотворении Андрей Вознесенский, подтвердив существующее мнение о том, что современный человек воспринимает великого испанца, в первую очередь, как создателя мрачных, пугающих и трудно постижимых творений.

Между тем, Франсиско Гойя это не только голод и повешенные бабы. Прежде всего, он первый художник-модернист, изменивший классическое представление о композиции в живописи. Гойю справедливо считают связующим звеном между старым и новым искусством, наследником Веласкеса и предшественником Мане. В его картинах присутствуют как чувственность и ясность прошлых веков, так и плоский анти-иллюзионизм современной эпохи.

У Гойи не было любимого жанра. Он писал пейзажи и натюрморты. Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. Его кисти принадлежат яркие исторические полотна и картины, гениально передающие содержание библейских сюжетов. Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников. Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие. Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее ярко эта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, “Чёрных картинах”, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида.

В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем, известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого).

Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Рисунок выполнен Сейнт-Элмой Гаутьер в 1877 году. Дом Гойи – небольшое строение слева. Правое крыло было возведено после смерти художника.

К этому времени художник пережил череду личных трагедий: смерть жены и нескольких детей, разлуку с близкими друзьями, тяжёлую болезнь, которая стала причиной его глухоты. Поселившись за городом, в тихом месте за рекой Мансанарес, Гойя надеется обрести душевный покой и избежать сплетен вокруг его отношений с Леокадией Вайс, молодой красивой женщиной, которая на тот момент была замужем за богатым купцом Исидоро Вайсом.

Но непростая ситуация в стране, которую художник остро переживает, и тяжёлый сердечный приступ, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье и психику. У Гойи начинается депрессия. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника.

Существует множество объяснений тому, какой философский и символический смысл имеют росписи из «Дома глухого». Некоторые исследователи творчества Гойи считают, что «Чёрные картины» вообще не поддаются пониманию. Что такое эти фрески? Проекции кошмарных снов, запечатленные галлюцинации больного рассудка или зашифрованные пророчества грядущих бед, ожидающих, как самого Гойю, так и всё человечество? Однозначного ответа не существует.

Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю. Поэтому, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом.

Фрески первого этажа

В длинной вытянутой комнате нижнего этажа, в простенках, находилось семь фресок, которые были выполнены в одном стиле и представляли собой законченную композицию.

По обе стороны от входной двери размещались два портрета: предположительно, самого мастера и его экономки Леокадии Вайс, ставшей, впоследствии, хозяйкой дома.

Портрет Леокадии, находившийся с левой стороны, изображает молодую элегантную женщину, которая стоит, прислонившись к могильной ограде.

Что означает могила? Возможно, Гойя хотел показать, что Леокадия ждёт смерти своего мужа, который мешает ей стать законной женой художника. Или это могила самого Гойи и портрет говорит о мрачных предчувствиях, которые им овладели?

Справа от двери расположились «Два старика».

Старик с длинной бородой, напоминающий фигуру с рисунка Гойи «Я всё ещё учусь», скорее всего, изображает самого живописца. Вторая фигура, это демон его вдохновения или инфернальный искуситель, который вынужден кричать глухому художнику в ухо, чтобы тот его услышал.

В углублении над дверью, – «Две старухи, едящие из общей посуды». На эту фреску обращают мало внимания, но она имеет большое значение для всей композиции. Изображённые на ней фигуры, не только едят, но и указывают на какое-то место вне пространства картины. Куда направлены их пальцы?

Может быть, художник пародировал самого себя, намекая на написанные им когда-то портреты герцогини Альбы?

Но скорее всего, старухи указывают на Гойю, как бы напоминая ему о старческой немощи и скорой смерти.

На противоположной к входной двери стене Гойя написал две, разделённые окном картины, ставшие впоследствии наиболее известными среди его современных почитателей: «Сатурн, пожирающий своих детей» и «Юдифь, отрубающая голову Олоферну», которые так же, как и фрески у входной двери являются изображениями Гойи и Леокадии, но символическими.

Отождествив себя с Сатурном, Гоя выразил свой страх за сына Хавьера, которого он боялся погубить неправильным воспитанием, ревностью или несправедливым гневом. Уродливое языческое божество, съедающее собственного ребёнка, это эмоциональная метафора неизбежного столкновения отцов и детей.

В образе Юдифь, олицетворяющем власть женщины над мужчиной, нашли своё отражение переживания Гойи, связанные с его старением и угасанием сил. Очевидно, что отношения с Леокадией усиливали это горькое чувство.

Слева от «Леокадии», на большой продольной стене между окон, находился огромный фриз «Шабаш ведьм» или «Большой козёл». Напротив него на правой стене – фриз “Паломничество к св. Исидору”, изображавший ежегодное народное гуляние, устраиваемое в Мадриде.

Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Но, судя по всему, художника интересовала не магия, как таковая, а суеверия, существовавшие в то время в испанском обществе. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления. Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст. Её содержание направлено против роялистов и духовенства, получивших значительную власть после поражения испанской революции.

“Паломничество к св. Исидору” мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. Для участников паломничества праздник одного из самых почитаемых в Испании святых всего лишь повод, для того чтобы выпить и покуражиться. Тем не менее, тьма, которая окутывает идущую толпу, и испуганные лица паломников придают картине мрачное настроение. Чтобы усилить драматизм происходящего, в правый нижний углу фрески Гойя поместил фигуру монаха, который с горечью и скорбью наблюдает за процессией. “Паломничество к св. Исидору” невольно хочется сравнить с другой, наполненной светом и радостью работой Гойи “Праздник в день Св. Исидора”, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин».

Фрески второго этажа

В комнате второго этажа было восемь пригодных для росписи простенков, но Гойя использовал только семь из них. Направо от входной двери находилась загадочная «Собака», на длинной левой стене «Атропос» или “Мойры” и «Поединок на дубинах», на противоположной правой – «Асмодея» и «Прогулка инквизиции», на стене напротив входа и слева от окна располагались “Читающие”, справа – “Смеющиеся женщины”.

«Собака», самая странная и породившая множество толкований фреска, визуально разделена на две части, верхнюю и нижнюю.

Верхняя светло-жёлтая часть занимает основное пространство изображения, поэтому зрители обычно воспринимают её, как золотистое небо, раскинувшееся над коричневым зыбучим песком, из которого пытается выбраться собака. Её взгляд, направленный вверх, к загадочному тёмному участку, кажется обращением за помощью к высшим силам. Возможно, что именно так ощущал себя художник в тот непростой для него период: одиноким, погибающим в пучине нахлынувших на него бед и несчастий, но не теряющим надежды на чудесное спасение.

Расположенная на левой стене роспись, получившая название «Атропос», сюжетно связана с древнегреческой мифологией.

Атропос (Мойры)

Гойя изобразил богинь судьбы, Клото, Лахесис и Атропос в виде парящих в воздухе безобразных отталкивающих существ. В центре картины, в окружении богинь находится фигуры мужчины, со связанными за спиной руками, что, по всей видимости, означает бессилие человека перед ударами судьбы.

Находящийся рядом с «Атропос» «Поединок на дубинах» показывает двух, бьющихся насмерть мужчин, которые глубоко увязли в грязи и, поэтому, не могут покинуть место сражения.

Судя по тому, что мужчины очень похожи друг на друга, их бой символизирует гражданскую войну, бушевавшую в то время в Испании.

Занимающая первый правый простенок «Асмодея», наверное, самое труднообъяснимое произведение из всех, написанных художником на стенах «Дома глухого».

Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу. Видимо, персонажи фрески чувствуют себя незащищёнными от опасностей, которые таит в себе раскинувшийся под ними мир. Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. Женщина смотрит в противоположную сторону. Внизу, под летящими фигурами, видны французские солдаты, готовые вести прицельный огонь, и группа людей с лошадьми и повозками. Несмотря на пугающее и чрезвычайно тревожное настроение картина невероятно красива, благодаря наполняющему её золотистому фону, с синими и серебряными вкраплениями, на котором расположены два, не связанных между собой, ярко-красных объекта.

Следующая за «Асмодеей» «Прогулка инквизиции» имеет неясный сюжет и, возможно, была не закончена.

Композиция картины нарушена: внимание зрителя привлекает правый нижний угол, в котором находятся группа неприглядных персонажей с человеком в мантии инквизитора на переднем плане. Оставшуюся часть занимает мрачный горный пейзаж с неясными человеческими фигурами. У этой картины есть второе название – «Паломничество к источнику Сан-Исидро» и её часто путают с росписью, находящейся на первом этаже, которая имеет похожее название.

Разделённые окном «Читающие» и «Смеющиеся женщины» выполнены в одной стилистической манере и композиционно дополняют друг друга.

На «Читающих» изображена группа мужчин, которые с большим вниманием слушают человека, читающего вслух газету, лежащую у него на коленях. Некоторые исследователи творчества Гойи считают, что это политики, которые изучают посвященную им статью.

«Смеющиеся женщины» это своего рода парафраз «Читающих», где внимание двух смеющихся женщин сосредоточено на мужчине, который, по всей видимости, занят мастурбацией. Каков истинный смысл этого своеобразного диптиха? Наверное, художник хотел показать, что политические собрания, как и онанизм, занятие бесплодное, но доставляющее удовольствие.

Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. Существует предположение, впрочем, неоднократно опровергнутое, что автором фресок Кинта дель Сордо является не Гойя, а его сын Хавьер. Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника. Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя, имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию. Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным.

В настоящее время «чёрные картины», перенесённые со стен на холст, выставлены в музее Прадо в Мадриде. Несмотря на то, что порядок расположения картин не соответствует «Дому глухого» и целостность композиции нарушена, их воздействие на зрителя не уменьшилось. Мрачные и пугающие образы, созданные испанским гением, вызывают сильные и противоречивые чувства, заставляя восхищаться безобразным, восторгаться уродливым и наслаждаться отвратительным.