Лучано паваротти биография кратко. Лучано Паваротти – великий итальянский тенор. Смотреть что такое "Лучано Паваротти" в других словарях

Признанный лучший мировой тенор прожил длинную насыщенную жизнь, в которой было место не только для музыки, но и для любви. Первая жена Лучано Паваротти Адуа Верони прожила с ним много лет, родив певцу трех дочерей, но она была не единственной женщиной в личной жизни маэстро.

За тридцать пять лет семейной жизни Адуа, которая вышла замуж за Лучано, когда они были совсем молоды, была наслышана о многочисленных романах мужа, но старалась относиться к слухам не слишком серьезно.

Она была близка с супругом и, по свидетельству многих, да и самого Паваротти, именно первая жена заставила его всерьез заняться музыкой и оперным искусством. Однако долгая семейная жизнь, наличие трех детей не остановили великого тенора, когда он решил уйти от Адуи и жениться во второй раз.

С Николеттой Мантовани он познакомился, когда ему было пятьдесят восемь, а ей - двадцать четыре года. Она пришла устраиваться на работу в его фонд и после личного знакомства с Лучано тут же была принята.

На фото - Адуа Верони

Огромная разница в возрасте не стала препятствием для того, чтобы через пять лет они поженились. Их семейная жизнь складывалась прекрасно, вторая супруга тенора родила ему еще одну дочь Аличе, ставшую для Лучано четвертым ребенком. Однако из-за того, что Паваротти с молодой женой смотрелись, в лучшем случае, как отец с дочерью, они старались как можно меньше вместе появляться на публике, чтобы не становиться мишенью для шуток.

До встречи с Паваротти Николетта не занималась музыкой, окончила биофак университета в Болонье по двум специальностям - энтомолог и специалист по ландшафтному дизайну. Когда она только познакомилась с Лучано, то даже представить не могла, что когда-нибудь он будет ее мужем. Паваротти часто бывал в фонде, они познакомились ближе, и Николетта чувствовала, что нравится маэстро, но ответного чувства не испытывала.

На фото - Паваротти с первой женой

Она знала, что Лучано женат, воспитывает трех дочек, к тому же, до нее доходили слухи о его многочисленных романах, и Мантовани не собиралась становиться его очередной любовницей, однако не смогла устоять перед его обаянием. Их сближение произошло во время поездки в Нью-Йорк, где у Паваротти были запланированы гастроли. Вернувшись оттуда, Николетта уже не могла представить своей личной жизни без Лучано.

Их роман длился почти десять лет, в течение которых Паваротти несколько раз просил развода у своей первой супруги. Первая жена Лучано Паваротти рассматривала его роман с Николеттой, как очередную интрижку, и не спешила давать согласие на развод. Только в 2002 году маэстро официально разошелся с Верони и стал мужем Николетты Мантовани, и в этом же году она узнала, что беременна.

На фото - Лучано Паваротти и Николетта Мантовани

Их семейная жизнь продлилась пять лет - в 2007 году Лучано Паваротти умер от рака поджелудочной железы, а спустя четыре года у Николетты появился другой мужчина - Филиппо Вернасса. Дочь Николетты и Лучано Аличе поначалу восприняла его в штыки, но постепенно Филиппо нашел с ней общий язык.

Luciano Pavarotti – итальянской оперный певец с лирическим тенором, мягким и серебристым тембром с большой подвижностью и певучестью звука. Паваротти считается одним из наиболее выдающихся оперных исполнителей второй половины 20-го века. Для его вокального мастерства характерна легкость извлечения звука, высокая индивидуальность, а также безграничное тепло и жизнерадостность.

Лучано Паваротти родился в 1935 году на севере Италии в городе Модена, его отец был пекарем и увлекался пением, а мать работала на фабрике, выпускающей сигары. Семья Паваротти была небогатой, но певец всегда с теплотой отзывался о своем детстве. В 1943 году из-за войны семья была вынуждена переехать в соседнюю деревню, и здесь Лучано заинтересовался фермерской жизнью.

У отца Паваротти была небольшая коллекция с записями популярных теноров того времени – Enrico Caruso, Beniamino Gigli, Giovanni Martinelli и Tito Schipa. Они и стали основой для формирований детских музыкальных пристрастий Лучано, который в 9 лет начал печать с отцом в местной церкви.

После школы перед Паваротти встал вопрос выбора профессии, и увлеченный футболом юноша захотел стать вратарем, однако по настояния матери он пошел работать учителем. Лучано два года работал в начальной школе, но тяга к музыке дала о себе знать – он решил стать певцом. Отец Паваротти не был слишком рад такому выбору, потому что на его плечи ложилось содержание сына до 30-летнего возраста. Однако отец и сын пришли к соглашению – если Лучано не сможет к 30 годам выстроить карьеру певца, то он будет зарабатывать себе на жизнь сам, без участия родителей.

В 1954 году Паваротти начал учиться в Модене у тенора Арриго Пола, который не брал оплаты за свои уроки, потому что знал о бедности семьи ученика. В процессе занятий Лучано узнал, что он обладает абсолютным слухом. Результатом первых 6 лет обучения стали лишь несколько бесплатных концертов в небольших городках. Из-за нагрузки на связках певца появилось утолщение, и Паваротти даже подумывал о завершении карьеры.

В 1961 году Лучано Паваротти разделил победу на Международном конкурсе вокалистов с басом Дмитрием Набоковым, тогда же состоялся его дебют – партия Рудольфа в опере Пуччини «Богема». В 1963 году ту же партию он исполнил в «Ковент-Гардене» (Лондон) и Венской опере, а в 1965 году дебютировал в США – в театре Майами. С 1971 года начались регулярные выступления на фестивалях и гастроли, в 1974 году Паваротти приезжал в Москву вместе с театром «Ла Скала».

В 1990 году началась новая волна мировой славы Лучано Паваротти – он исполнил арию из «Турандота» Пуччини, и она стала темой трансляций футбольного чемпионата мира, который тогда проходил в Италии. Запись исполнения этой арии в Риме во время финального матча чемпионата стала самой продаваемой мелодией за всю историю музыки – этот факт попал в Книгу рекордов Гиннеса. Так проявилось одно из главных достижений Паваротти – он вынес оперную музыку на улицу к людям. В Лондоне послушать «трех теноров» (Лучано Паваротти, Хосе Каррерас и Пласидо Доминго) в Гайд-парке пришло 150 000 человек, а в Центральном парке Нью-Йорка – 500 000 человек.

При невероятной популярности за Паваротти также закрепилась слава в качестве «Короля отмен» - тенор обладал свойственной многим артистам непостоянной натурой, поэтому мог отметить выступления в последний момент, из-за чего организаторы несли большие убытки.

В 2004 году Паваротти в последний раз выступил в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке с партией Марио Каварадосси из оперы Пуччини «Тоска», после чего простился со своими зрителями. Это был аншлаг, и хотя голос тенора звучал слабее обычного, зрители устроили 11-минутную овацию. Последний раз тенор вышел на сцену в 2006 году в Турине, когда открывались 20-е Зимние Олимпийские игры.

Лучано Паваротти умер в 2007 году в своем родном городе Модена от рака поджелудочной железы, он похоронен семейном склепе, вместе с отцом, матерью и мертворожденным сыном.

10 выбрали

Сегодня ему исполнилось бы 76 лет, но особых торжеств не стал бы устраивать – маэстро планировал завершить карьеру оперного певца. Если бы была его воля, он позволил бы женщинам править миром, потому что считал их мудрыми, участливыми, добрыми…

Он всегда окружал себя женщинами. Возможно, сказывалась детская привычка – Лучано был первым сыном в семействе пекаря и работницы на фабрике сигар.

Его баловали, его любили, опекали. По большому счету своей карьерой Лучано обязан своей первой жене – Адуе Верони . Изначально Лучано не собирался становиться певцом. Его мечтой была карьера футбольного вратаря. Но… Адуя настояла, чтобы он подумал еще раз, прежде чем вставать на ворота.

И он подумал. И стал безропотно следовать советам своей возлюбленной. И преуспел.

Он добивался ее почти шесть лет, но жениться смог только после своего первого успеха. Он был настолько под впечатлением, что хотел оклеить купюрами стены их жилища. Естественно, Адуя не позволила так "хулиганить" новоиспеченному супругу.

Она вела его дела, преумножая их доходы, заключая выгодные контракты, следя за его здоровьем, рожая ему детей и балуя Лучано его любимыми сладкими булочками. И одновременно спускала ему с рук мелкие интрижки и излишнее женское внимание со стороны. Адуя мудро рассудила, что у любого гения есть слабые стороны и нельзя от него требовать безукоризненности во всем.

У них родилось трое дочерей – Лоренца, Кристина и Джулиана. А Лучиано так хотел сына…

Она появилась в его жизни, как одна из его секретарш. Их у Паваротти всегда было много. Но Николетта Мантовани нашла способ стать "любимой женой" этого "гарема". Говорят, она была хорошим психологом, что помогло ей выстоять против обрушившегося на нее негатива и проклятий, не только родить Лучано еще одну дочку и выйти за него замуж, но попытаться отсудить приличную долю наследства.

Николетту не любили. Только ленивый не обвинял ее во всех смертных грехах – от ближайших друзей Лучано до простых носильщиков в отелях, где они останавливались. Но она с завидным упорством рассыпалась в комплиментах Паваротти, его страстности и доброте. Лучано был счастлив. Возможно, он впервые в жизни задумался о простом человеческом счастье, ведь Адуя всегда считала, что главное для маэстро это… еда (и на первом, и на втором месте… и уж только потом – любовь: "Пусть развлекается, как хочет. Все равно в конечном итоге он выберет тарелку спагетти ").

А Лучано продолжал ездить с Николеттой на отдых, дарить ей изумруды и наслаждаться жизнью: "Может быть, ваши психологи имеют что-нибудь против человеческого счастья и радости? " Он любил слушать ее голос, часто просил читать вслух.

Они вместе переживали и радости и горести – из двух близнецов, которые должны были появиться на свет, выжила только маленькая Эллис .

После громкого и долгого развода, который длился практически столько же времени, сколько Лучано добивался руки Адуи, на Паворотти посыпались неудачи и неприятности. Но все это можно было пережить – ведь он был счастлив рядом со своей молодой женой. Если бы не здоровье… то у него пропадал голос, то ему просто нездоровилось. Пока в итоге врачи не диагностировали страшный диагноз – рак поджелудочной железы.

Близкие друзья утверждают, что после этого страшного известия Николетта буквально впала в нескончаемую истерию: как она будет без него? – он должен обеспечить ее и Эллис после своей смерти… и т.д. и т.п.

Она наняла целую армию американских адвокатов, которые еще при жизни тенора умудрились составить и заверить завещание в пользу Монтовани… Но после смерти Паваротти трое его дочерей от первого брака представили свой вариант завещания, написанный Лучано собственноручно (которое перевесило "американский вариант", напечатанный юристами на компьютере).

Лучано Паваротти не стало 6 сентября 2007 года, но, похоже, на похоронах искренне переживала утрату лишь маленькая Эллис, у которой просто не стало папы…

Лучано Паваротти – выдающийся оперный певец второй половины XX столетия. Лучано родился 12 октября 1935 года в итальянском городе Модена. Отец Фернандо Паваротти работал пекарем, но пение было его слабостью. Фернандо не стал профессиональным певцом лишь потому, что испытывал страх перед сценой. Мать Лучано Адель Вентури работала на табачной фабрике. В 1943 году с приходом в город фашистов семья перебралась на загородную ферму. Родители вместе с детьми увлеклись сельским хозяйством.

Маленький Лучано с ранних лет занимался музыкой. Первые концерты перед соседями и родственниками малыш начал давать уже в 4 года. Позднее вместе с отцом Лучано пел в церковном хоре. Дома мальчик постоянно прослушивал пластинки оперных певцов из коллекции отца, а в 12 лет впервые попал в оперный театр, где услышал выступление тенора Бенджамина Джили. Еще учась в школе Schola Magistrale, юноша взял несколько уроков вокала у профессора Донди и его жены.


Помимо пения Лучано занимался футболом и даже всерьез думал о карьере вратаря. Но после получения диплома о среднем образовании мать убедила сына выучиться на педагога. После получения профессионального образования Лучано Паваротти проработал в школе преподавателем начальных классов два года. В это же время Лучано начал брать уроки у Арриго Пола, а через два года – у Эттори Кампогаллиани. После принятия окончательного решения начать вокальную карьеру, Паваротти ушел из школы.

Музыка

В 1960 году Лучано после ларингита получил профессиональное заболевание – утолщение связок, которое привело к потере голоса. Паваротти, испытав фиаско на сцене во время концерта в Ферраре, решил покинуть музыку, но через год утолщение исчезло, а голос тенора приобрел новые краски и глубину.

В 1961 году Лучано побеждает на Международном вокальном конкурсе. Первую премию присудили сразу двум певцам: Лучано Паваротти и Дмитрию Набокову. Молодые вокалисты получили партии в опере «Богема» Пуччини в театре Реджио Эмилия. В 1963 году состоялся дебют Паваротти в Венской опере и Лондонском «Ковент-Гардене».


Успех к Лучано Паваротти пришел после исполнения партии Тонио в опере Доницетти «Дочь полка», с которой тенор выступил вначале в Лондонском королевском театре «Ковент-Гарден», а затем в итальянской «Ла Скала» и американской «Метрополитен-опера». Паваротти поставил своеобразный рекорд: спел подряд 9 высоких нот «до» на полной мощности голоса в арии Тонио с безупречной легкостью.


Сенсационное выступление навсегда изменило творческую биографию Паваротти. С новой звездой оперного небосклона заключил контракт импресарио Герберт Бреслин, который занялся продвижением тенора в лучших театрах мира. С 1972 года, помимо выступления в спектаклях, Паваротти начинает гастролировать с сольными концертами, в которые входят классические оперные арии, итальянские песни и концоны.


Помимо партий лирического тенора Эльвино в «Сомнамбуле» и Артуро «Пуританах» Беллини, Эдгардо в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти, Альфреда в «Травиате» и Герцога Мантуанского в «Риголетто» Верди, Лучано Паваротти осваивает и драматические роли Риккардо в «Бале-маскараде» Верди, Каварадосси в «Тоске» Пуччини, Манрико в «Трубадуре» и Радамеса «Аиде» Верди. Итальянский певец часто появляется с выступлениями на телевидении, участвует на фестивале «Арена ди Верона», делает записи известных оперных арий и популярных песен «Памяти Карузо», «О, sole mio!».

В начале 80-х годов Лучано Паваротти основывает международный конкурс вокалистов The Pavarotti International Voice Competition. В разные годы с победителями соревнования звезда сцены отправляется в гастрольные туры по Америке и Китаю, где вместе с молодыми дарованиями певец исполняет фрагменты из опер «Богемы», «Любовного напитка» и «Бала-маскарада». Помимо концертной деятельности Паваротти сотрудничает с Венской оперой и театром «Ла Скала».


Выступление Лучано в опере «Аида» сопровождается каждый раз долгими овациями и многократными поднятиями занавеса. Но не обходилось и без провалов: в 1992 году в спектакле «Дона Карлоса» Франко Дзеффирелли, который был поставлен в «Ла Скала», публика освистала Паваротти за исполнение роли. Сам тенор признавал собственную вину и больше в этом театре не выступал.


Новый виток международного признания итальянского тенора произошел в 1990 году, когда компания ВВС сделала заставкой трансляции Чемпионата мира по футболу арию «Nessun Dorma» в исполнении Лучано Паваротти, Хосе Каррераса. Видео для клипа было снято в римских императорских банях Каракаллах. Тираж распроданных записей стал самым большим за всю историю музыки, что зафиксировано в книге рекордов Гиннесса. Проект «Три тенора» оказался настолько успешным, что певцы выступали еще на открытии трех последующих Чемпионатов мира по футболу.

Лучано Паваротти популяризировал оперу. Его сольные концерты собирали до полумиллиона зрителей, которые приходили послушать тенора в живую в Центральном парке Нью-Йорка, в Лондонском Гайд-парке, на Марсовом поле в Париже. В 1992 году Паваротти создает программу «Паваротти и друзья», в которой участвуют помимо оперных певцом звезды эстрады , Шерил Кроу. В 1998 году Лучано Паваротти получает премию «Легенда Грэмми».

Личная жизнь

Еще учась в школе, Лучано познакомился со своей будущей женой Адуа Верони, которая также увлекалась пением. Вместе с Лучано девушка пошла работать учителем в сельскую школу. Молодые люди смогли пожениться в 1961 году, как только Паваротти начал самостоятельно зарабатывать на оперной сцене. В 1962 году у пары родилась дочь Лоренца, в 1964 году – Кристина, в 1967 году – Джулиана.


Брак с Адуа продержался 40 лет, но постоянные измены Лучиано вынудили супругу подать на развод. Паваротти за время музыкальной карьеры встречался с многими певицами. Наиболее известным романом 80-х годов была его связь с ученицей Мадлен Рени. Но в 60 лет тенор встретил девушку, которая подарила Лучано вторую жизнь.


Молодую особу звали Николетта Монтовани, она была на 36 лет младше маэстро. В 2000 году, после развода с первой женой, Паваротти делает предложение Николетте и строит для новой семьи просторный особняк. В 2003 году у пары родились близнецы – сын Рикардо и дочь Элис, но новорожденный мальчик вскоре умирает. Паваротти отдает все силы на воспитание маленькой дочки.

Смерть

В 2004 году Лучано ставят неутешительный диагноз – рак поджелудочной железы. Артист, взвесив все возможности, решается на проведение последнего прощального тура по 40 городам мира. В 2005 году выходит диск певца Тhe best, в который вошли лучшие номера, когда-либо исполненные Паваротти. Последнее выступление великого тенора состоялось 10 февраля 2006 году на туринской Олимпиаде, после чего Паваротти лег в больницу на операцию по удалению ракового образования.


Состояние Лучано улучшилось, но в августе 2007 года певец перенес пневмонию. Вернувшись домой в Мадену, артист скончался 6 сентября 2007 года. Смерть маэстро не могла оставить равнодушными его поклонников. В течение трех дней, пока гроб с телом Лучано Паваротти стоял в соборе родного города, круглосуточно шли люди, чтобы проститься с кумиром.

Дискография

  • The Essential Pavarotti - 1990
  • Pavarotti & friends - 1992
  • Dein ist mein ganzes Herz - 1994
  • Pavarotti & friends 2 - 1995
  • The Three Tenors: Paris - 1998
  • Christmas with Pavarotti - 1999
  • The Three Tenors Christmas - 2000
  • Donizetti Arias - 2001
  • Neapolitan and Italian Popular Songs - 2001

Италия

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Лучано Паваротти родился на окраине города Модена на севере Италии в семье Фернандо Паваротти - пекаря и певца, и Адель Вентури - рабочей на фабрике по производству сигар. Несмотря на то, что семья имела мало денег, певец всегда отзывался с любовью о своём детстве. Четверо членов семьи жили в двухкомнатном жилище. Вторая мировая война вынудила семью уйти из города в 1943 году . В течение последующего года они снимали одну комнату на ферме в соседней деревне, где Паваротти заинтересовался фермерством.

    Ранние музыкальные пристрастия Паваротти заключались в записях его отца, большинство из которых включали популярных теноров тех времен - Энрико Карузо , Беньямино Джильи , Джованни Мартинелли и Тито Скипа . Когда Лучано было около девяти лет, он начал петь со своим отцом в небольшом местном церковном хоре. Также в период молодости он провел несколько уроков с профессором Донди и его женой, однако не придавал им большого значения.

    После окончания школы Schola Magistrale Паваротти столкнулся с необходимостью выбора профессии. Увлекаясь футболом, он подумывал о спорте, хотел быть вратарём, но мать убедила его стать учителем. Впоследствии он преподавал в начальной школе два года, но в конце концов интерес к музыке взял верх. Осознавая весь риск, отец с неохотой согласился содержать Лучано до 30 лет, после которых, если ему не повезёт с карьерой певца, он будет зарабатывать себе на пропитание сам, теми способами, которыми сможет.

    Паваротти начал серьёзное обучение в 1954 году в возрасте 19 лет с тенором Арриго Пола в Модене , который, зная о бедности семьи, предложил давать уроки без оплаты. Занимаясь с этим педагогом, Паваротти узнал, что у него абсолютный слух. Примерно в это время Паваротти познакомился с Адуа Верони, которая также была оперной певицей. Лучано и Адуа поженились в 1961 году . Когда через два с половиной года Пола уехал в Японию, Паваротти стал учеником Эттори Кампогаллиани, который также учил подругу детства Паваротти, в дальнейшем также успешную певицу, сопрано Миреллу Френи . Во время обучения Паваротти работал сначала учителем в начальной школе, затем страховым агентом.

    Первые шесть лет обучения не привели ни к чему большему, чем нескольким бесплатным сольным концертам в маленьких городах. Когда на голосовых связках образовалось утолщение (складка), что вызвало «ужасный» концерт в Ферраре, Паваротти решил завязать с пением. Однако впоследствии утолщение не только исчезло, но, как певец говорил в своей автобиографии, «всё, что я выучил, пришло вместе с моим натуральным голосом, чтобы сделать звук таким, какого я так тяжело добивался».

    Карьера

    1960-1980

    Творческая карьера Паваротти началась в 1961 году с победы на Международном конкурсе вокалистов, которую он разделил с обладателем баса Дмитрием Набоковым . В том же году вместе с Дмитрием он дебютировал в Театре Реджио Эмилия, исполнив партию Рудольфа в «Богеме » Дж. Пуччини . Эту же партию он исполнил в 1963 году в Венской опере и лондонском «Ковент-Гардене ».

    Дебют Паваротти в Америке состоялся в оперном театре Майами в феврале 1965 года , когда он спел Эдгара в «Лючии ди Ламмермур » Гаэтано Доницетти вместе с Сазерленд . Тенор, который должен был петь в тот вечер, заболел и не имел дублёра. Так как Сазерленд была с ним в туре, она рекомендовала молодого Паваротти, хорошо знакомого с ролью.

    В последующие годы он пел в «Ковент-Гарден» партии Эльвино в «Сомнамбуле » Беллини , Альфреда в «Травиате» Верди , Герцога Мантуанского в вердиевском «Риголетто ». Партия Тонио в опере «Дочь полка » Доницетти, спетая в 1966 году , принесла Паваротти международную известность. После этого его стали называть «королём верхнего до». В том же году Паваротти дебютировал в миланском «Ла Скала », где исполнил партию Тибальда в «Капулетти и Монтекки » Беллини . Со временем певец стал обращаться к драматическим ролям: Каварадосси в «Тоске » Пуччини , Риккардо в «Бале-маскараде », Манрико в «Трубадуре », Радамес в «Аиде » Верди , Калаф в «Турандот ».

    В середине 1980-х годов Паваротти возвращается к сотрудничеству с Венской государственной оперой и Ла Скала. В Вене Паваротти исполняет Рудольфо из «Богемы» дуэтом с Миррелой Френи в роли Мими; Неморино - в «Любовном напитке»; Радамеса в «Аиде »; Рудольфо в «Луизе Миллер » ; Густаво в «Бале-маскараде»; в последний раз Паваротти выступает в Венской опере в 1996 году в «Андреа Шенье » (фр. «Andrea Chénier» ).

    В 1985 году на сцене Ла Скала Паваротти, Мария Кьяра и Лука Ронкони (итал. Luca Ronconi ) под руководством Маазеля исполнили «Аиду». Ария «Celeste Aida» в его исполнении была встречена двухминутными овациями. 24 февраля 1988 года в Берлине Паваротти устанавливает новый рекорд Книги Гиннесса : в Дойче Опера после исполнения «Любовного напитка» по просьбе зрителей занавес поднимали 165 раз. В этот год тенор снова поет в «Богеме» с Миррелой Френи в доме Оперы Сан-Франциско. В 1992 году Паваротти в последний раз появляется на сцене Ла Скала в новой постановке «Дона Карлоса» Франко Дзеффирелли. Это выступление было негативно оценено критиками и частью зрителей, после чего Паваротти в Ла Скала больше не выступал.

    Новую волну мировой славы Паваротти принесло исполнение арии «Nessun Dorma» из оперы Джакомо Пуччини «Турандот» в 1990 году. Компания ВВС сделала её темой своих трансляций Чемпионата мира по футболу в Италии . Эта ария стала такой же популярной, как поп-хит, и стала визитной картой исполнителя. Во время финала чемпионата «Три тенора» исполнили арию «Nessun Dorma» на территории древних бань Каракаллы в Риме, и копий этой записи было продано больше, чем копий какой-либо другой мелодии за всю историю музыки, что также зафиксировано в Книге рекордов Гинесса. Так Паваротти вынес оперу на улицу к людям. В 1991 году он сольно выступил в лондонском Гайд-парке , где собрал 150-тысячную аудиторию; в июне 1993 года в Центральном парке Нью-Йорка великого тенора собралось послушать более 500 тысяч человек, и более миллиона зрителей смотрели трансляцию по телевидению. В сентябре того же года состоялся открытый концерт на Марсовом поле в Париже для более, чем 300 тысяч слушателей. По традиции концерты «трёх теноров» также состоялись и на следующих чемпионатах мира по футболу в Лос-Анджелесе (1994) года, в Париже (1998) и Йокогаме (2002) .

    Одновременно с популярностью в профессиональных кругах шоу-бизнеса росла слава Паваротти как «Короля отмен». Будучи непостоянной артистической натурой, Лучано Паваротти мог отменить своё выступление в последний момент, причиняя тем самым значительные убытки концерт-холлам и домам оперы.

    В 1998 году Паваротти был награждён премией «Легенда Грэмми», которой награждали всего 15 раз с момента основания (1990 г.).

    Музыкальная деятельность

    Лучано Паваротти был одним из самых популярных у публики и признаваемых критикой оперных теноров XX столетия.

    На свои сольные концерты Паваротти собирал сотни тысяч слушателей. На одном из выступлений в нью-йоркском «Метрополитен Опера » зрители настолько были покорены красотой голоса певца, что занавес пришлось поднимать 165 раз . Этот случай был занесен в Книгу рекордов Гиннесса . 500 тысяч зрителей слушали его концерт в Центральном парке Нью-Йорка - такую аудиторию не собирал ни один из популярных исполнителей . С 1992 года Паваротти участвовал в благотворительных концертах «Паваротти и друзья». Благотворительный проект получил колоссальную известность благодаря участию рок-музыкантов Брайана Мэя и Роджера Тейлора (Queen ), Стинга , Элтона Джона , Боно и Эджа ( ), Эрика Клептона , Джона Бон Джови , Брайана Адамса , Би Би Кинга , Селин Дион , группы Cranberries , известных итальянских исполнителей, которые вместе с Паваротти и оркестром пели свои лучшие песни. Работать в этом проекте почитали за честь многие поп- и рок-музыканты. Альбомы, записанные проектом «Паваротти и друзья», стали сенсацией на рынке популярной музыки.

    Многие любители критиковали Паваротти за подобные эксперименты, заставляющие воспринимать серьезную музыку как развлечение, и во многих крупных театрах ходило выражение: «Оперу загубили три человека и все три - теноры». К проекту «3 тенора» можно, конечно, относиться по-разному, но не стоит забывать, что это была благотворительная акция, посвященная выздоровлению Хосе Каррераса, и именно благодаря «трем тенорам» Паваротти и Доминго - давние враги помирились и стали выступать вместе в серьезных «настоящих» спектаклях, таких, как «Плащ» Пуччини и «Паяцы» Леонкавалло в «Метрополитен Опера » в один вечер. Лучано Паваротти - легенда. Он произвел оперную революцию, и даже его самые непримиримые критики не будут спорить, что его имя навсегда останется синонимом красоты человеческого голоса.