Лиотар, жан этьен. Жан этьен ленуар Швейцарский живописец жан этьен



Бельгийский механик, изобретатель двигателя внутреннего сгорания.
Родился в местечке Мюси-ля-Виль (Бельгия). Большую часть жизни посвятил исследованиям в области механики, электротехники и химии. Юношей пешком пришел в Париж, чтобы поступить в Политехническую школу и стать инженером. Не сдав экзамены, работал официантом в кафе. Затем устроился на предприятие “Мариони” (Marioni), выпускавшее входившие тогда в моду среди не богатых парижских ремесленников покрытые драгоценными металлами медные копии известных ювелирных украшений. Сделал несколько изобретений, на которые не взял патентов. Найдя удачный способ гальванопластического покрытия круглых предметов, оформил на него патент и выторговал у хозяина процент за его использование.


Газовый мотор Ленуара (рисунок 1864 г.)

Получив постоянный доход и познакомившись с работами Дени Папена и Сади Карно , смог, наконец, заняться конструированием двигателя. Потратив несколько лет, изготовил рабочий экземпляр, работавший на светильном газе с зажиганием от электрической искры. 24 января 1860 г. запатентовал его.


Серийный двигатель Ленуара

В 1862 г. построил в Париже первую безлошадную повозку. По всей вероятности, на ней был установлен запатентованный ранее двигатель. В годы Франко-Прусской войны участвовал в обороне Парижа 1870 г. и за проявленный героизм получил французское гражданство. Жан Этьен Ленуар официально признан изобретателем двигателя внутреннего сгорания.

Лиотар Жан Этьен

(Jean-Etienne Liotard) —

швейцарский художник

Отец художника — Антуан Лиотар родился в семье французских протестантов, был ювелиром, но после 1685 года по религиозным причинам бежал из маленького французского городка Монтелимар в Швейцарию. В Женеве и родились братья-близнецы Жан-Этьен и Жан-Мишель.
Жан-Этьен Лиотар был тринадцатым ребенком в семье французского купца. Жан-Этьен и Жан-Мишель оказались художественно одаренными детьми и с ранних лет проявляли интерес к рисованию и живописи.

В юности Жан-Этьен учился у миниатюриста Даниэля Гарделя, затем в 1725 году Лиотар, опять же вместе с братом, отправился в Париж. Здесь они продолжили образование в студии гравера и миниатюриста Жана-Баттиста Массе.

Но именно в годы странствий по Италии художник открывает для себя пастель, которая станет его любимой техникой и прославит имя Лиотар на всю Европу.
Лиотар написал картину «Давид в храме», которая была удостоена премии Парижской Академии художеств. Критики предполагали, что художник займется историческим жанром, но академики и коллеги убедили, что его призвание — портретный жанр.
Портреты Лиотара отличаются большим разнообразием. В одних ощутима связь со стилем рококо, с присущей ему любовью к нарядным и сложным костюмам, к обилию мягких струящихся тканей, изяществу грациозных поз и движений. Таковы портреты «Мадам Эпине», «Читающая девушка», «Мадам Боэр», «Шоколадница». В других, более многочисленных портретах преобладает стремление к объективной и точной характеристике.
Это видно в портретах Марии Терезии, маршала Морица Саксонского, жены художника, мадам Коньяр («Дама в кружевах»). Люди в этих портретах даны, как правило, крупным планом и приближены к зрителю, ничто не отвлекает в них внимания от главного — от лица. Художнику явно импонируют такие черты характера, как энергичность, активность, уверенность в себе.

Последние годы жизни художник провел в Конфиньоне, близ Женевы. Он пишет натюрморты, за которые впоследствии будут бороться коллекционеры и музеи. Умирает Лиотар в 1789 году, не дождавшись Великой Французской революции, разрушившей старый порядок и принесшей ему на смену новые ценности, в том числе — в искусстве. Брат-близнец художника Жан-Мишель, разоренный революцией, умрет в 1796 году в нищете.

Лиотар за более чем 60 лет творческой жизни создал огромное количество портретов. При этом, как пишут искусствоведы, он всегда стремился показать объективную и точную характеристику образа. Художник не скрывал недостатков своих героев, что противоречило эстетике стиля рококо, направленного на приукрашивание и даже лесть. Это «правдолюбие» Лиотара и отличает его от других французских портретистов XVIII века, например, Ватто и Буше. Некоторые критики даже ругали художника за отсутствие «элегантного стиля», при этом называя его пастельные портреты «изящными и нежными».

Ami-Jean de La Rive, 1758, Pastel on parchment,


Maria Christina, Duchess of Teschen

Portrait of the countess of Сoventry

Marie Antoinette of Austria, Future Queen of France

George, Prince of Wales

Marie Josèphe von Sachsen

Marc Liotard de la Servette, 1775, Pastel on paper,
Museum of Art and History, Ginevra

Portrait of Isaac-Louis de Thellusson, 1760, pastel on parchment,
Oskar Reinhart Foundation, Winterthur

" La Prima Colazione ", 1754

David Garrik, 1751, Pastel on parchment,
Collection Devonshire, Chatsworth. England

Portrait of a lady at the court Sun

Portret van Graaf Francesco Algarotti.

Francesco I D"Austria, 1744. Pastel on parchment,
Herzog Anton Ulrich-Museum. Brunswick

Portrait of Julie de Thellusson-Ployard

Marthe Marie Tronchin

Marie Charlotte Boissier

Madame Liotard and her daughter

Непонятные отношения были у Жана-Этьена и с его супругой. Набожная голландка, не особо красивая и не особо богатая, заставила мужа срезать легендарную турецкую бороду, а ведь примечательная внешность в течение многих лет была «фирменным знаком» художника, как и его самобытный стиль. Словом, если бы у Лиотара был продюсер, он бы не позволил свершиться такому безобразию. Но хотя Жан-Этьен и согласился срезать гениальную бороду под давлением жены, то превратить себя в домоседа не позволил и продолжал свои бесконечные путешествия ко дворам европейских монархов. Здесь легенды и историческая правда часто расходятся. Либо во время этих поездок личная жизнь Лиотара была куда более насыщенной, чем жизнь с супругой, либо он без устали работал, чтобы прокормить свою большую семью (у четы Лиотар было пятеро детей).

The Chocolate Girl

Во всяком случае, о несовпадении фактов и мифов свидетельствует и легендарная история создания знаменитой пастели «Прекрасная шоколадница», написанной в Вене в 1745 году. Кто скрывается за персонажем прелестной молодой девушки, аккуратно несущей на серебряном подносе чашку горячего шоколада? По одной из версий, на картине изображена камеристка Марии-Терезии, поразившая художника своей красотой. Другая версия истории напоминает сказку о Золушке. Девушку звали Анна Бальдауф, дочь обедневшего рыцаря, она служила горничной императрицы. При дворе ее и увидел молодой принц Дитрихштейн, и без памяти влюбился. Вопреки протестам своей семьи и аристократии, принц женился на Анне, а в качестве свадебного подарка заказал Лиотару портрет невесты в той самой одежде, в которой увидел ее впервые. И последний вариант: возможно, девушка работала в одной из венских кондитерских. Одним зимним днем туда зашел молодой принц, чтобы отведать горячего шоколада. Чашку с дымящимся напитком ему принесла красавица шоколадница, которую звали Анна Бальтауф. Принц влюбился в нее с первого взгляда и женился на ней. А ко дню свадьбы заказал придворному художнику Лиотару портрет невесты в образе прекрасной шоколадницы… Все три версии могли бы стать сценарием романтического фильма. Однако искусствовед Рене Лош, один из авторов биографии Лиотара, смеется, когда ее спрашивают об этой истории, и уверяет, что все это сказки: девушку звали вовсе не Анна Бальтауф, ни принц ни художник никогда в нее не влюблялись, и более того - Лиотар вообще не придавал никакого особого значения этой пастели и гораздо больше ценил… портреты своей супруги. Вот и разберись, где - правда, а где - легенда.

A Lady pouring Chocolate

Как бы там ни было, созданное Лиотаром произведение искусства поразило современников и продолжало удивлять на протяжении веков. У портрета шоколадницы оказалось не меньше поклонников, чем у самой модели. А у легендарной истории было не менее легендарное продолжение. В 1881 году в Европу приехал глава американской компании Walter Baker Company - познавать таинства приготовления сладкого напитка. В Дрезденской галерее ему бросилось в глаза изображение прекрасной молодой камеристки, подающей к столу шоколад в фарфоровой чашке. Генри Пирсу настолько понравилась пастель и романтическая история ее создания, что он решил сделать изображение фирменным знаком своей компании. Самое примечательное, что «Прекрасная шоколадница» стала одним из первых логотипов в истории экономики. Кстати, теперь знаменитую пастель использует в качестве логотипа популярная в Москве сеть кофеен «Шоколадница». Да-да, опрятная прелестная служанка с подносиком - пастель того самого Лиотара



La liseuse /Прекрасная читательница

Portret van een jong meisje, waarschijnlijk Caroline Russell

Children blowing bubbles

Marie Adalaide

Portrait of a Young Woman

В восточном костюме

Federica Sofia

Lady Ponsonby in costume veneziano

Maria Frederike van Reede-Athlone

Швейцарский художник Жан Этьен Лиотар, «Шоколадница» которого является жемчужиной собрания Дрезденской картинной галереи, за свою долгую и счастливую жизнь (1702-1789) создал около 400 работ. «Гольбейн пастели» (так называли Лиотара коллеги, признавая тем самым его безусловный талант) не писал плохих работ, однако шедевром мировой живописи стало именно названное в начале статьи полотно.

Фотографическая точность изображения

Что значит «Гольбейн пастели»? Работы величайшего немецкого художника Младшего славятся портретным сходством и ювелирной выработкой рисунка. Но он писал маслом, а пастель прославил Лиотар. «Шоколадница» - самое известное полотно, выполненное в этой манере. Все картины швейцарского художника отличаются фотографической точностью, мельчайшей выработкой каждой детали. Один из искусствоведов сравнил Лиотара с древнегреческим художником Зевксисом, известным тем, что, желая доказать свое превосходство над мастером реализма Парразием, нарисовал такой виноград, на который тут же слетелись птицы, чтобы склевать его.

Совершенные и хрупкие

Таким же виртуозом был и Лиотар. «Шоколадница» относится, по мнению этого искусствоведа (М. Алпатов), к тем шедеврам, в которых присутствует чудесный обман зрения. Об этом произведении написано очень много, в том числе и потому, что выполнено оно в манере, встречающейся гораздо реже, чем акварель, гравюра, и тем более масляная живопись. Художники прибегали к пастели реже из-за ее хрупкости и подверженности разрушению при мельчайших неосторожных движениях, потому что связующих веществ в исходный материал - пасту (поэтому «пастель») - добавляли крайне мало. Отсюда и не устаревающая свежесть красок на полотнах, выполненных в этой манере (материалы, добавляемые в масляные краски, темнеют). А пастельные произведения осыпаются и разрушаются при транспортировке. Со временем авторы таких картин пришли к выводу, что лучше всего они сохраняются под стеклом, опирающимся на паспарту - картонную окантовку полотна, на котором работа выполнена. В этом случае стекло не прикасается к рисунку. Но эти хрупкие произведения отличаются завораживающим сиянием, бархатистостью и специфической мягкостью.

Свободный, вальяжный, загадочный…

В этой-то манере и писал Лиотар. «Шоколадница» - самое знаменитое и лучшее, по мнению многих специалистов, произведение, выполненное пастелью, хотя сам художник ничем не выделял его из всего созданного ранее. Талантливый и удачливый, он слыл мастером, рисующим царствующих особ и красавиц. Жан Этьен был обеспечен и мог позволить себе заниматься только любимыми делами - рисованием и путешествиями. Лиотар был абсолютно свободен и в жизни, несмотря на наличие пятерых детей, и в творчестве. Он был экстравагантен и загадочен, ему покровительствовали королевские дома Европы.

Загадочная модель

По одной из версий, красивая девушка, изображенная на картине, - Анна Бальдауф, дочь обедневшего рыцаря. Дворянское происхождение позволяло ей быть горничной при дворе императрицы Австрии Марии-Терезии. Там ее красоту и грацию заметил художник. По другой, более романтичной версии, князь Дитрихштейнах, посетив был пленен красотой официантки с первого взгляда. Он женился на ней, вопреки воле семьи, а на свадьбу подарил своей Золушке ее портрет в том наряде, в котором увидел Анну впервые. Подарок был царским, поскольку Лиотар был придворным художником, и работы его стоили очень дорого. Существуют и другие версии о позировавшей модели.

Очаровательная простота

Картина пленительна, она завораживает, несмотря на то что сюжет ее более чем прост. После вычурных полотен, скажем, того же Ватто, на которых изображались кокетливые дамы и кавалеры, одинокая фигура девушки, несущей поднос с вдоль белой стены, смотрелась неожиданно просто, естественно и чарующе. Полотно размером 82,5 х 52,5 выполнено на пергаменте пастелью, которой в совершенстве владел художник Лиотар. «Шоколадница», написанная в поражает филигранной точностью предметов - фартук девушка только-только достала из комода, на нем видна малейшая складочка, сама подательница шоколада, кажется, дышит, а шоколад пахнет.

Наглядное пособие по физике

В шоколаднице прелестно все - маленькая ножка, спина прямая, но не напряженная, девушка не измождена худобой, но стройная. Замечательно выписан костюм, чудесно подобраны цвета. И ведь надо учитывать, что фоном служит только белая стена - никакого тебе бюстика или кадки с цветами. Но особый восторг у ценителей живописи с момента появления картины и до наших дней вызывает лакированный китайский поднос в руках у девушки, на котором стоит стакан с водой и чашки с шоколадом. Картина ценна еще и тем, что на ней впервые запечатлен знаменитый имеющий свою долгую и замечательную историю. Но стакан из наполненный водой, выписан так, что, по свидетельству специалистов, ярко демонстрирует на границе двух прозрачных сред (закон Снеллиуса). Это одна из лучших похвал, которую заслужил Ж. Э. Лиотар. «Шоколадница» считается не портретом, а жанровой сценкой.

Старейшая торговая марка США

С момента написания судьба благоволит к этому произведению - оно очень растиражировано и невероятно популярно, в том числе и в наши дни. Этим похвастаться может не любое произведение XVIII века. В чем тут дело? С 1765 года полотно находится в картинной галере Дрездена, а спустя 120 лет ее увидел при посещении знаменитого музея хозяин старейшего американского концерна Bakers Chocolate, который занимался производством этого продукта. Генри Л. Пирс был очарован тем, что нарисовал Жан Лиотар. «Шоколадница» становится фирменным знаком компании. La Belle Chocolatiere («Прекрасная шоколадница») - логотип, утвержденный через два года, вошел в историю как первая и самая старая торговая марка в США и одна из старейших в мире.

Широкий и никем не превзойденный жест СССР

В Советском Союзе эта картина стала особенно популярной, когда в 1955 году Дрезденской галерее волей Н. С. Хрущева возвращались картины, полученные страной в виде военных трофеев.

Большинство отреставрированных лучшими советскими мастерами шедевров перед отправкой выставлялись со 2 мая по 20 августа, и люди со всех концов необъятной страны спешили попрощаться с картинами, среди которых было знаменитое полотно, которое создал Жан Этьен Лиотар, - «Шоколадница».

Швейцарский художник французского происхождения, живописец-пастелист, график, гравёр и теоретик искусства. Жан-Этьен Лиотар (и его брат-близнец Жан-Мишель, получивший впоследствии известность как гравёр и офортист) родился в Женеве в семье ювелира. Родители были французскими протестантами, вынужденными покинуть родину.


Обучение мальчик начал в Женеве у швейцарского художника Даниэля Гарделя, у которого усердно занимался рисованием, миниатюрной и эмалевой живописью, с большим искусством копируя произведения учителя. В 1723 г. Лиотар уехал в Париж и продолжил обучение в мастерской гравера и миниатюриста Жана-Батиста Массе. Его дружеские отношения с парижским художником Франсуа Лемуаном побудили его заняться портретной живописью и пастелью. Предполагают, что на окончательный выбор техники повлиял успех, которым в 1720-1721 гг. пользовались в Париже работы венецианской пастелистки Розальбы Карриеры.

Лиотар подчеркивает колористические качества пастели. Кроме ряда светлых, окрашенных в нежные тона произведений, где доминируют оттенки белого, среди работ художника имеются некие «фольклорные» турецкие сцены, а также портреты, контрастный, насыщенный колорит которых создается с помощью добавленных в пастельные мелки дополнительных пигментов. Однако и в них Лиотар избегает теней, его пастель не любит темноты, уклончивости и таинственности, не выносит ничего абсолютного и грубого.


Некоторое время Лиотар провел в Риме, где копировал произведения старых мастеров, среди них особо выделяя Корреджо. Затем он сопровождал сэра Уильяма Понсонби в его путешествиях по Востоку. Пять лет Лиотар провел в Константинополе, где в значительной мере перенял турецкие обычаи и даже костюм. Восток оставил глубокий след в жизни и творчестве художника. Ему открылись иные страны, нравы, обычаи. Впечатления от увиденного воплощены во множестве рисунков, исполненных карандашом и сангиной. Высокий уровень этих произведений с их сложной вязью штрихов, линий, узоров, красотой тона серебристого карандаша и красно-рыжей сангины, мастерство и свобода владения техникой сочетаются с документально точным воспроизведением увиденного.


Портрет археолога и теолога Ричарда Покока . 1738-39. Угольный карандаш, сангина. Лувр, Париж.





Молодая женщина в Константинополе вышивает, сидя на земле. Ок . 1738. Угольный карандаш, сангина. Лувр, Париж.





Портрет господина Леветта , английского купца, в костюме татарина. 1738-40. Угольный карандаш, сангина. Лувр, Париж.


Господин Леветт и мадемуазель Главани в турецких костюмах. 1740. Лувр, Париж.

Картина «Турчанка с тамбурином» представляет собой авторскую копию, сделанную маслом с пастели меньшего размера (Цюрих, Частная коллекция). В работе, сделанной маслом, художник расставляет несколько иные акценты и подчеркивает иные детали. Бархатистую поверхность пастели и ее преимущественно выбеленные краски можно считать теми средствами, с помощью которых элегантная парижская дама на портрете предстает в несколько идеализированном свете. Насыщенные тона турецкого костюма требуют гораздо более интенсивного цвета. Мерцающие оттенки, блеск золотой парчи, сверкающий шелк широких панталон - все в картине словно пропитано цветом и светом.

О технике пастели напоминают только телесные оттенки лица и рук. У женщины на картине холеное лицо француженки. Ее живописной позе соответствует роскошь костюма и окружающей обстановки. Выросшая из любопытства к восточной экзотике мода на все турецкое в эпоху рококо была очень популярна в Европе. Она не только стала темой картины Лиотара, но и предопределила манеру ее исполнения. Заметный контраст между стилем пастели и стилем масла в картине Лиотара указывает на то, что прекрасная, переодетая в турчанку модель желает, чтобы ее воспринимали именно как турчанку.

Лиотар посетил все великие европейские города, писал потреты папы римского Клемента XIII и императрицы Марии-Терезии в Вене. Портрет Марии-Терезии, написанный в 1744 г. и повторенный позже в технике эмали и миниатюре на кости, относится к числу лучших его работ. Императрица написана без идеализации, свойственной парадным портретам, в ней нет царственности и величественности. Она похожа на мать семейства с приятным, но простоватым лицом и большими руками.


Портрет Марии-Терезии Австрийской. 1744. Пастель. Галерея Альбертина , Вена.

Там же он создал портрет Анны Бальдауф, служанки при дворе австрийской императрицы Марии-Терезии, известный также под названием «Шоколадница». Анна вышла замуж за принца Дитрихштейна, а портрет мог быть заказан Лиотару в качестве свадебного подарка.

Картина примечательна тем, что на ней изображен первый фарфор Европы - мейсенский. Характер жанровой сцены, гармоничное сочетание цветов, внимание к деталям. Лиотар считал, что пастель естественнее всего передает колорит и тончайшие переходы светотени в пределах светлых красочных тонов. Сложная живописная задача - показать фигуру в белом фартуке на фоне белой стены. В сочетании серо-сизой юбки и белого фартука с тенями и стальным оттенком воды звучит настоящая поэзия красок. Благодаря применению тонких прозрачных теней, художник добился совершенной точности рисунка, а также максимальной выпуклости и определенности объемов.


В качестве портретиста он работал в Венеции, Лионе, Париже и Лондоне, а затем навсегда вернулся в родную Женеву в 1757 г. Для произведений Лиотара характерен светлый колорит и любовь к деталям окружающего мира, где он почти не видит теней. Гладкие поверхности работ Лиотара свидетельствуют о том, что свой творческий путь он начинал как художник по эмали, миниатюрист.


Портрет Анны-Марии де Кюпи , прозванной мадемуазель Камарго . Ок . 1750. Угольный карандаш, сангина. Галерея Альбертина , Вена.






Мария-Фридерика ван Рид-Атлон . 1755-1756. Пастель. Музей Гетти , Лос-Анжелес .

Портрет Мари-Жюстин-Бенуа Фавар-Дюронсере . 1757. Пастель. Фонд Оскара Рейнхарта , Винтертур , Швейцария.

Повествуя о своих достижениях, художник особенно выделяет портреты Франсуа Троншена, представителя одной из старейших и богатейших женевских фамилий, и его жены.


Портрет Франсуа Троншена . 1757. Пастель. Частная коллекция.

Портрет мадам Троншен . 1758. Пастель. Лувр, Париж.

Портрет Марты-Марии Троншен . 1758-61. Пастель. Институт искусств, Чикаго.


Портрет Марты-Марии Троншен . Фрагмент. 1758-61. Пастель. Институт искусств, Чикаго.

Портрет четы Талассон . 1760. Пастель. Фонд Оскара Рейнхарта , Винтертур , Швейцария.

Портрет четы Талассон . 1760. Пастель. Фонд Оскара Рейнхарта , Винтертур , Швейцария.

Лиотар начал писать натюрморты с чайными и кофейными сервизами в последние два десятилетия своей жизни, когда возраст, смена вкусов и политических убеждений привели к снижению количества заказов на пастельные портреты, на которых он специализировался. Примерно с 1740 г. он иногда включал элементы натюрморта - фрукты и фарфор - в портреты.

Натюрморт с чайным сервизом. Ок . 1781-1783. Масло. Музей Гетти , Лос-Анжелес .

Ко времени написания «Натюрморта с чайным сервизом» в конце XVIII в. чаепитие было популярным как среди высшего класса, так и среднего сословия. Художник противопоставляет роскошную фактуру китайского фарфора и серебра более дешевому подносу из крашеной жести, имитирующему восточные лаки. Он добивается сильного визуального контраста, сочетая прозрачные и отражающие предметы с богато расписанной поверхностью.


Жан-Этьен Лиотар теоретически суммировал свой творческий опыт в «Трактате о принципах и правилах живописи», опубликованном в 1781 г. Талант Лиотара проявлялся не только в пастельных работах, но и в эмалевых, а также в гравюре на меди и живописи по стеклу. Но пастельные портреты занимают главное место в его наследии, отличаясь большим разнообразием.



Принц Уэльский, в будущем Георг III . 1758. Живопись по эмали. Королевская коллекция, Лондон.

Автопортрет. Ок . 1738-43. Живопись по эмали. Королевская коллекция, Лондон.

Жан-Этьен Лиотар и его «Прекрасная шоколадница»
К 270-летию создания знаменитой картины

«Шоколадница» может быть отнесена к чудесам обмана
зрения в искусстве, вроде гроздей винограда на картине
древнего художника, который пытались клевать птицы»
М. Алпатов. Академик искусствоведения

Кто не помнит одну из жемчужин Дрезденской галереи, изящную картину «Шоколадница», на которой изображена молоденькая венская красавица, грациозно несущая на подносе хрупкую фарфоровую чашку с новомодным шоколадным напитком и стакан чистой прозрачной воды? Написанная почти три века тому назад на пергаменте в технике пастели, картина поражает живописным мастерством и поэтической свежестью.
Автором «Шоколадницы» (другие названия - «Прекрасная шоколадница», нем.„Das Schokoladenm;dchen“, фр. „La Belle Chocolati;re“) является швейцарский художник Жан-Этьен Лиотар (1702 - 1789). Его считали одним из самых загадочных мастеров своего времени. Сохранилось множество легенд о его странствиях и приключениях.
Лиотар родился в Женеве в семье ювелира из французов-протестантов, которым когда-то пришлось эмигрировать в альпийскую республику. Склонность к рисованию он проявил еще в детстве. Любил рисовать портреты друзей, сцены из римской истории, увлекался миниатюрами и эмалевой живописью. Начав заниматься в мастерской у Гарделя, за несколько месяцев превосходит своего учителя. Лиотар виртуозно копирует полотна старых мастеров.
В 1725 году художник отправляется на три года в Париж, чтобы совершенствовать свою технику. Через несколько лет он оказывается в Риме, где создает множество пастельных портретов, в том числе папы Климента XII и ряда кардиналов, это послужило началом его известности в Европе.

Надо сказать, что у Жана-Этьена было два главных увлечения: живопись и тяга к странствиям, и многое в жизни художника складывалось из счастливых случайностей и обстоятельств, связанных именно с путешествиями. Однажды, благодаря знакомству со знатным англичанином, Лиотар совершает поездку на Восток (Мессина, Сиракузы, Мальта, Смирна, острова Делос и Парос), которая завершилось в Константинополе. Здесь художник «задержался» на целых 5 лет. Свои впечатления он воплотил в великолепных рисунках, в которых мастерство и свобода владения техникой (причудливая вязь узоров, линий, утонченные тона серебристого карандаша и красно-рыжей сангины) сочетались с документально точным воспроизведением облика персонажей, их костюмов, фактуры тканей и даже кроя одежды. Люди органично вписывались в пышное убранство помещений с обилием ковров, драпировок, столиков, ваз, подушек. Правда, его восточные красавицы иногда напоминали изысканных парижанок.
Вернувшись в Европу, Лиотар продолжал носить длинную бороду, халат и тюрбан, за что получил прозвище «художник-турок». Он постоянно переезжал из одной страны в другую, общался с интересными людьми, писал их портреты, оставив потомкам достоверный «...внешний облик давно исчезнувших с лица земли людей». Синтез декоративности французского рококо и ясности голландского реализма XVII века в творчестве художника, принес Лиотару большой успех.

В 1745 году судьба занесла Жана-Этьена Лиотара в Вену, где в 1740 году императорский трон заняла 23-летняя Мария Терезия, старшая дочь императора Карла VI. Императрица оказала известному художнику теплый прием и поручила князю Дитрихштайну, человеку близкому ко двору, опекать гостя.
Вскоре Лиотар создает здесь свою Галатею – «Прекрасную шоколадницу» (82,5 ; 52,5 см). Непритязательность композиции, лёгкая атмосфера и почти фотографическая точность пастели, после условности и манерности, характерной для мастеров XVIII века, произвели на современников впечатление откровения. Пастель воспринималась ими как шедевр в одном ряду с работами Шардена и Вермеера, с их персонажами, углублёнными в свои повседневные занятия. Венецианский граф Альгаротти, знаток и любитель живописи в одном из своих писем писал о «Шоколаднице»: «Что же касается законченности работы, то можно сказать в одном слове: это Гольбейн пастели».
Шедевру Лиотара посвящено огромное количество статей и исследований, дающих подробное ее описание. Вот небольшая выборка из них: «...В этой простой жанровой сценке не происходит ничего особенного, но она пленяет поэтичностью восприятия жизни, большим живописным мастерством. ...Здесь все ласкает глаз - миловидная девушка с открытым, ясным лицом и легкой походкой, спокойные, гармоничные сочетания светлых цветов - белого, розового, золотисто-коричневого, серого. ...Девушка изображена на практически нейтральном фоне, образованном светлой стеной и полом.
Художник располагает ее левее центра картины, как бы давая героине возможность двигаться вперед. Направление ее движения подчеркивается жестом вытянутых рук, несущих изящный лаковый поднос, линиями пола. ...Разглядывая эту картину, восхищаешься тем, как виртуозно и точно переданы тонкость фарфоровой чашки (пастель впервые в европейском искусстве изображает недавно изобретённый мейсенский фарфор), стакан с прозрачной водой отражает окно, и преломляет линию верхнего края подноса.
Замечательно передана фактура бархата, шелка, кружев. Одни ткани падают тяжелыми упругими складками, другие, легкие и подвижные, переливаются разными оттенками цвета, мягко обволакивая фигуру. ...Цвета одежды «Шоколадницы» подобраны Ж.-Э. Лиотаром в мягкой гармонии: серебристо-серая юбка, золотистый корсаж, сияющий белизной фартук, прозрачная белая косынка и свежий шелковый розовый чепчик».

Достоверных сведений о том, кого художник изобразил в образе «Прекрасной шоколадницы» нет. В самой романтичной и самой красивой версии легенда о создании «Шоколадницы» звучит примерно так. Однажды в промозглый зимний день 1745 года князь Дитрихштейн заглянул в небольшую венскую кофейню, чтобы попробовать новомодный горячий шоколадный напиток, о котором в это время шло много разговоров. Приятный напиток считался еще и лечебным, а подавали его со стаканом воды. Обслуживала аристократа молодая официантка Анна Бальдауф, дочь обедневшего дворянина. Князь был настолько увлечен грацией и красотой девушки, что сразу влюбляется в нее. Чтобы знакомиться с Анной поближе, он отныне посещал кофейню почти ежедневно. Вопреки сильному сопротивлению придворного дворянства, еще в том же самом году Анна становится женой Дитрихштейна и австрийской княгиней. В качестве свадебного подарка молодожен заказал художнику Лиотару картину «Прекрасная шоколадница». Мастер создал шедевр, на котором изобразил Анну в костюме официантки-шоколадницы, воспев любовь с первого взгляда.

Круг жизни Лиотара замкнулся 12 июня 1789 года, когда «художник королей и красивых женщин» умирает, вернувшись на родину в Женеву. Он создал немало прекрасных работ, особенно пастелей, но в памяти потомков остался знаменит именно как автор «Шоколадницы».
С 1855 года "Шоколаднца" находится в коллекции знаменитой Дрезденской галереи.

Во время Второй мировой войны картина вместе с другими шедеврами была перевезена нацистами в крепостной замок Кёнигштейн над Эльбой в Саксонской Швейцарии, недалеко от Дрездена. Здесь в глубоком заминированном каземате в плоских сосновых ящиках сокровища из Дрездена были обнаружены советскими войсками. Это чудо, что они не были взорваны во время отступления немецких войск, уцелели и не успели погибнуть от холода и сырости.
В 1955 году пастель Лиотара демонстрировалась на прощальной выставке в Москве среди других немецких художественных трофеев перед возвращением ее в Дрезденскую галерею. Картины выставлялись со 2 мая по 20 августа 1955 года. Народ приезжал издалека, иногда днями выстаивая в очереди, чтобы увидеть легендарные сокровища, среди которых не затерялась и скромная «Шоколадница» Жана-Этьена Лиотара.