Линейная перспектива план конспект. Конспект урока по ИЗО "Правила линейной и воздушной перспективы" (6 класс). Повторение изученного материала

ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Цели: дать простейшие сведения о воздушной перспективе; учить применять правила воздушной перспективы в рисунке; развивать навыки работы кистью, умение различать оттенки одного и того же цвета, прививать художественный вкус.

Оборудование: слайды или репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень»; образец педагогического рисунка.

Словарь: воздушная перспектива.

Ход урока

I. Организационный момент.

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых,

И все, что вижу я вокруг, –

Все узнаю я от них.

Они по зову моему

Являются в нужде.

Зовут их Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

Р. Киплинг в переводе С. Я. Маршака

1. П р о в е р к а г о т о в н о с т и учащихся к уроку.

2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я:

а) расположить в порядке убывания разные по светлоте оттенки одного и того же цвета (6 карточек);

б) определить, какую карточку убрал учитель;

в) восстановить порядок переставленных учителем карточек.

3. С м а ч и в а н и е к р а с о к.

II. Сообщение темы урока.

Вы уже знаете, что предметы кажутся (и изображаются) тем меньше, чем они дальше. Это называется, как вы помните, линейной перспективой. Но для того чтобы нарисовать рисунок так, как видит его наш глаз, необходимо учитывать и воздушную перспективу. Что это такое? Давайте разберемся.

III. Сообщение теоретических сведений.

1. С в е д е н и я о в о з д у ш н о й п е р с п е к т и в е.

Слово «перспектива» в переводе с латинского perspicio – означает «ясно вижу», то есть способность правильно видеть. «Прежде всего надо научиться глядеть натуру – это самое основное и довольно трудное», – говорил Павел Петрович Чистяков, художник и педагог.

Еще в эпоху Возрождения гениальный художник и ученый Леонардо да Винчи подразделил теорию перспективы на три части: линейную перспективу – о законах зрительного сокращения предметов на плоскости; воздушную – о законах изменения цвета в зависимости от удаления предмета в глубину; законы потери отчетливости контуров предметов при удалении. Вот сегодня мы разберем законы двух последних перспектив.

2. З а к о н ы в о з д у ш н о й п е р с п е к т и в ы.

Между зрителем и предметом, на который он смотрит, – слой воздуха. Чем предмет дальше, тем слой воздуха толще. А воздух, хотя и кажется прозрачным, на самом деле таким не является. Ведь в воздухе много разных частиц, пыли. Поэтому, чем дальше будет расположен предмет, тем менее отчетливо будут видны мелкие детали.

Так, если мы смотрим на дерево, расположенное рядом с нами, мы видим все веточки, отдельные листочки. Если дерево находится далеко от нас, мы видим только его силуэт, ни веток, ни листьев разглядеть мы не сможем.

Кроме того, на переднем плане тень от дерева или дома будет выглядеть очень ярко, контрастно, а на дальнем плане – контраст между тенью и светом ослабляется.

Неполная прозрачность воздуха изменяет также цвет удаленных предметов.

Во-первых, с расстоянием ослабляется яркость цвета. Но чем дальше от нас цвет, тем он тусклее. Это нетрудно проследить на живой природе (лучше это сделать осенью, когда краски природы очень яркие). Посмотрите сначала на дерево, которое находится от вас на расстоянии 100–200 метров. Какого цвета у него листва? Если это осень, то желтого. Теперь переведите взгляд на дерево перед вами. Листва здесь тоже желтая. а теперь встаньте так, чтобы листва переднего дерева смотрелась на фоне удаленного. Вы увидите, что дальнее дерево хоть и желтое, но цвет его отличается от переднего.

Во-вторых, воздух не только непрозрачен, но он еще и не совсем бесцветен. Толстый слой воздуха принимает голубой оттенок. Яркий пример тому – голубое небо над нами. И второй пример – лес на горизонте. Из зеленого он превращается в сине-зеленый, синий или голубой, в зависимости от погоды.

Чтобы все это увидеть, нужно постоянно тренировать свое зрение, для того чтобы видеть разницу в оттенках. Если же вы все же не видите разницы, то все равно разделите по цвету передний, средний и дальний планы, исходя из совета П. П. Чистякова: надо рисовать то, что видишь, опираясь на то, что знаешь.

3. Б е с е д а п о к а р т и н е И. И. Левитана «Золотая осень».

1) Что изображено на картине?

2) Покажите линию горизонта.

3) Как изменяется цвет неба к горизонту?

4) Как изменяется цвет воды?

5) Как изменяется цвет листвы?

6) Как изображены деревья на переднем плане и как на дальнем?

IV. Актуализация знаний учащихся.

Применим новые знания, нарисовав по всем правилам воздушной перспективы рисунок «Горные вершины».

Э т а п ы в ы п о л н е н и я р и с у н к а.

1. Намечаем линию горизонта.

2. Рисуем карандашом очертания гор, начиная с ближайших.

3. Разведем водой синюю краску, добавив чуть-чуть красной, и закрасим небо, помня, что ближе к горизонту – светлее.

4. Добавляем в разведенную краску еще синего и закрашиваем горы на дальнем плане.

5. Добавляем синюю и немного красной краски и закрашиваем горы на среднем плане, а затем, сделав цвет гуще, закрашиваем горы на переднем плане.

Рисунок готов.

Горные вершины

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Тема: "Правила линейной и воздушной перспективы"

Класс: 6 Б

Дата:29.04.15

Цель: Научить передавать пространство на плоскости изображения.

Задачи:

Обучающая: Научить изображать пейзаж по законам перспективы с передачей глубины пространства.

Развивающая: Развить навыки рисования перспективы.

Воспитывающая: Воспитывать интерес и наблюдательность к окружающему миру.

Оборудование и материалы:

Для учителя: репродукции картин художников, презентация.

Для учеников: альбом, карандаш, ластик, акварель или гуашь.

Термины: линейная и воздушная перспектива, линия горизонта, плановость.

План урока:

  1. Организационная часть.
  2. Сообщение темы урока.
  3. Повторение изученного материала.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление.
  6. Постановка художественной задачи.
  7. Физкультминутка.
  8. Практическая работа.
  9. Итог урока.
  10. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационная часть.

– приветствие;

– проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы урока.

На сегодняшнем уроке мы с вами разберем правила линейной и воздушной перспективы, и выясним, для чего художникам нужны эти правила. Как вы думаете?(Обучающиеся ставят цели урока).

Ход урока

3. Повторение изученного материала.

Но для начала вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке.

Ребята, скажите, что изображено на этой картине? (пейзаж)

Что художник изображает в пейзаже? (природу, пространство)

Сегодня нам понятно, что пейзаж – это, прежде всего изображение пространства. Давайте вспомним, какие способы изображения мы изучили ранее.

В эпоху Древнего Египта фронтальная перспектива изображения никогда не создавали иллюзию объёма. Изображение переносилось на плоскость не в том виде, в котором оно предстает глазу, а в том, которое наиболее выражает ее суть.

Обратная линейная перспектива - вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи , при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности.

В эпоху Возрождения в искусстве преобладал интерес к изучению реально наблюдаемого мира и личности человека. Родилось понятие – перспектива, линия горизонта, точка схода.

Перспектива - это изображение предметов так, как их видит человеческий глаз. Перспектива нам нужна для того, чтобы изображать предметы реалистично.

4. Изучение нового материала

Показ презентации.

Во время презентации вам даётся возможность зафиксировать основные понятия на выданных карточках для дальнейшего обсуждения и запоминания, в дальнейшем их можно приклеить на обратную сторону листа вашего рисунка.

Для того чтобы научиться изображать объёмные предметы необходимо знать законы построения линейной и воздушной перспективы.

Основной отличительной особенностью линейной перспективы (будь она прямой или обратной) является фиксированный угол зрения и наличие общей точки схода (обычно на линии горизонта).

Представим себе железную дорогу. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются.

Но если мы встанем на пути и посмотрим вдаль, то будет казаться, что с удалением от нас, рельсы сходятся ближе, ближе, пока, наконец, не сольются в одну точку.

Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют " точкой схода или точка зрения ". Эта точка всегда лежит на линии горизонта.

Слово « горизонт » всем конечно, знакомо. Этим словом мы называем линию, отделяющую видимое небо от видимой земли.

Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз.

Линия горизонта бывает высокой и низкой, это средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения, а когда линия горизонта расположена у нижнего края картины, мы видим просторы небес.

Воздушная перспектива - кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменения цвета , очертаний и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

Воздушная перспектива связана с изменением тонов , потому она может называться также и тональной перспективой .

Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает передать в рисунке пространство, подчеркивает плановость в композиции . В творческой работе необходимо учитывать перспективные изменения воздушной среды, благодаря которым дальние планы кажутся светлее передних, контуры предметов расплываются, теряют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, поросшей лесом.

Обычно принято говорить о планах – переднем (первом), среднем (втором) и дальнем (третьем). На переднем плане все предметы воспринимаются наиболее объёмно, их светотень и окраска наиболее контрастны. На втором – всё это несколько смягчается, на третьем – сливается в воздушной дымке.

Передний план. Все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастен.

Средний план. Объем и цвет постепенно смягчаются.

Задний план. Все сливается в воздушной дымке.

5. Закрепление

Пришло время на практике проверить, как вы усвоили изученный материал.

Показ репродукций.

Что изображено на картинах? Обсуждение.

Что называется точкой зрения или точкой схода?

6. Постановка художественной задачи.

А сейчас, используя полученные знания, вы нарисуете пейзаж. Ваша задача на сегодняшний урок: выполнить построение по всем правилам линейной и воздушной перспективы. Для того чтобы получить хорошую оценку, вы должны в своей работе правильно показать линию горизонта, точку схода, перспективное сокращение дороги (тропинки), и по возможности применить правила воздушной перспективы. Весь рисунок выполняется от руки, без помощи линеек. Построение выполняем тонкими линиями, чтобы при необходимости можно было легко исправить.

1. Располагаем лист горизонтально.

2. Проводим линию горизонта (высокую)

3. Рисуем дорогу с точкой схода на линии горизонта.


Подписи к слайдам:

Правила линейной и воздушной перспективы АППОЛИНАРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ВАСНЕЦОВ. КРЫМ. 1890 .

Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют " точкой схода или точка зрения ". Эта точка всегда лежит на линии горизонта. Слово « горизонт » всем конечно, знакомо. Этим словом мы называем линию, отделяющую видимое небо от видимой земли. Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз. Линия горизонта бывает высокой и низкой, это средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения, а когда линия горизонта расположена у нижнего края картины, мы видим просторы небес. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1.По мере удаления от наблюдателя размер объектов уменьшается соответственно. 2.Параллельные прямые изображают непараллельными. Но пересекаются они не непосредственно на самом изображении, а в точке схода, т.е. их пересечение не является видимым (смотрим на рисунок с построением куба). Исключение в этом случае составляют линии, располагающиеся вертикально или идущие параллельно линии горизонта. 3.Перпендикулярные линии пересекаются не под прямым углом (опять же смотрим на грани куба: на самом деле они строго перпендикулярны, но в перспективе пересечение происходит под острым или тупым углом). ПРАВИЛА ИЗОБРАЖЕНИЯ ЛИНЕЙНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ.

Обычно принято говорить о планах – переднем (первом), среднем (втором) и дальнем (третьем). На переднем плане все предметы воспринимаются наиболее объёмно, их светотень и окраска наиболее контрастны. На втором – всё это несколько смягчается, на третьем – сливается в воздушной дымке. Передний план. Все предметы воспринимаются объемно, цвет наиболее контрастен. Средний план. Объем и цвет постепенно смягчаются. Задний план. Все сливается в воздушной дымке. ПОНЯТИЕ «ПЛАНЫ»

1 закон - Все ближние предметы воспринимаются подробно, а дальние – обобщённо. ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ АЙВАЗОВСКИЙ. ВЕНЕЦИЯ. 1842 ПРАВИЛА ИЗОБРАЖЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

2 закон - Для передачи пространства надо делать контуры ближних предметов резче, а удалённых - мягче. АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ САВРАСОВ. ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ. 1879.

3 закон – Удалённые светлые предметы слегка затемняются, а тёмные - осветляются. ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ ПОЛЕНОВ. ВИД НА ОКУ РЕКУ С ВОСТОЧНОГО БЕРЕГА. 1898.

4 закон – Ближние предметы изображаются объёмно, а дальние - плоско. ИВАН ИВАНОВИЧ ШИШКИН. РОЖЬ. 1878 .

5 закон – Все удалённые предметы в завесе дымки воздуха принимают голубоватый цвет, ближние предметы ярко окрашены. ФЁДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ ВАСИЛЬЕВ. МОКРЫЙ ЛУГ. 1872 .

ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН. ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ.1895 . 6 закон – Ближние предметы многоцветны, а удалённые – одноцветны.

ИВАН ИВАНОВИЧ ШИШКИН. Среди долины ровныя. 1883. Спасибо за внимание!!!


Конспект урока изобразительного искусства

Тема урока: «Линейная перспектива»6 «Б класс»

Конспект открытого урока изобразительного искусства

Учитель: Нестерова Анна Александровна

Дата проведения: 25.01.2016 г.

Класс: 6 «б»

Кабинет: 30

Количество учащихся на уроке: 26 (96,7% от общего количества)

Тема урока: «Линейная перспектива».

Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Цели урока:

1) закрепить знания о законах линейной перспективы;

2) формировать информационную и технологическую компетентности через использование информационных технологий (интерактивной доски);

3) воспитывать в учащихся интерес к исследовательской работе, любовь к изобразительному искусству.

Оборудование:

- таблицы «Примеры наблюдательной перспективы», «Построение пейзажа по правилам линейной перспективы» на стенде «Сегодня на уроке»;

- репродукции с картин художников: Писсарро «Бульвар Монмартр», Поленов «Московский дворик», Н.А. Касаткин «Соперницы», И.Е. Репин «Бурлаки», «Не ждали», В.И. Суриков «Боярыня Морозова», И.А. Айвазовский «Десант в Субаше», И.Левитан «Владимирка», К.Петров-Водкин «Натюрморт с черёмухой» (на классной доске);

- для каждой группы учащихся текстовый и иллюстративный материал (приложение №1), табличка с названием группы(по виду деятельности: «городской пейзаж», «деревенский пейзаж», «морской пейзаж», «натюрморт», «тематическая картина», «интерьер» (приложение №2);

- у каждого ученика - простые карандаши, линейка, калька;

- компьютерные презентации: «Понятие о перспективе»;

- ТСО (компьютер, интерактивная доска, проектор, муз. Центр, CD );

- фонограмма песни «Перспектива» Муз. Корнева В.А., сл. Корневой Л.Г.

(приложение№3)

План урока.

1. Организационный момент.

2. Стадия вызова (активизировать, заинтересовать учащихся, «вызвать» уже имеющиеся у

них знании).

3.Стадия осмысления (реализация замысла).

4 Стадия рефлексии.

Ход урока.

1.Организационный момент. Приветствие, проверка отсутствующих, организация рабочих мест учащихся, их рассадка. Дети рассаживаются группами за 6 спаренных столов.

2. Стадия вызова (активизировать, заинтересовать учащихся, «вызвать» уже имеющиеся у них знания по теме «Линейная перспектива»).

На предыдущих уроках мы с вами изучали и повторяли правила линейной и свето-воздушной перспективы. Сегодня вам предстоит, закрепив эти знания, выполнить интересную работу, связанную с исследовательской деятельностью.

? Вопросы на повторение .

Что такое перспектива? (Явление, при котором предметы, удаляясь от нас, зрительно уменьшаются и изменяются в цвете.)

Что такое линейная перспектива? (Явление, при котором предметы, удаляясь от нас, зрительно уменьшаются)

Что такое свето-воздушная перспектива? (Явление, при котором предметы, удаляясь, изменяются в цвете.)

Что необходимо иметь для построения изображения по правилам перспективы? (Необходимо иметь линию горизонта и точку схода.)

Что художники называют линией горизонта? (Линия, находящаяся на уровне глаз художника).

Сегодня мы, закрепив знания о построении изображений по правилам линейной перспективы, попробуем доказать исследовательским методом, что любое изображение любой художник строит по правилам перспективы. Перед работой для того, чтобы ещё лучше вспомнить знания о перспективе, мы используем компьютерную презентацию «Понятие о перспективе».

* Просмотр слайдов компьютерной презентации «Понятие о перспективе» (комментарии учителя.)

3. Стадия осмысления. Проводится инструктаж по выполнению задания.

На столах перед вами лежат текстовые и иллюстративные материалы, которые помогут вам справиться с заданием.

    Изучите и проанализируйте текст и предложенный иллюстративный материал.

    На карточках-заданиях с помощью карандаша и прозрачной кальки проведите графический анализ картин художников, определив линию горизонта и точку схода.

    В каждой группе работают помощники-консультанты.

    Физкультурная пауза. Выполнение комплекса упражнений для снятия усталости глаз и позвоночника.

Практическая работа учащихся:

Помогут вам справиться с задачей наглядные материалы доски. Я желаю вам удачи!

    Во время практической работы учащихся звучит песня «Перспектива». (приложение №3)

В процессе практической работы учитель оказывает индивидуальную помощь. Работают ученики-консультанты. При выявлении часто повторяющейся ошибки, проводится фронтальная работа с классом, с группами.

4. Стадия рефлексии (систематизация полученных знаний). Обобщение и оценка выполненной работы.

Давайте вместе проверим, как же художники применяли знания о линейной перспективе при создании своих картин.

* Работа с интерактивной доской (приложение №4).

От каждой группы приглашается 1-2 ученика с наиболее удачными работами. Им предлагается выйти к доске и подтвердить свои исследования, показав линии горизонта, точки схода, изобразив их на доске с помощью маркеров поверх проекции соответствующего слайда. (С помощью слайдов удобно проводить и работу над ошибками.)

    на учебной доске вывешивается кластер (каждая группа, с помощью магнита, крепит на доске вокруг слова «ПЕРСПЕКТИВА» свою табличку):

Вывод: Мы убедились: что правила перспективы используются художниками при создании разножанровых картин. Именно оно помогает им создавать реалистичные полотна.

5. Подведение итогов и задание на дом.

Помощники-консультанты, проверяют оставшиеся работы учеников, выставляют оценки, докладывают о результатах.

? Вопросы к классу на закрепление темы:

Что такое перспектива? (Явление, при котором предметы, удаляясь от нас, зрительно уменьшаются)

Что называется линией горизонта? (Линия, находящаяся на уровне глаз художника).

Что называется точкой схода? (Точка, в которой предметы, удаляясь от нас, становятся невидимыми).

Какие картины художников вы сегодня исследовали? (Каждая группа перечисляет свои картины, называя художников, создавших их.)

К какому выводу вы сегодня пришли? Что вы доказали? (Мы убедились: чтобы разножанровые картины выглядели реалистично, художники создают их по правилам линейной перспективы.)

Инструктаж по домашнему заданию:

- Построить простым карандашом на альбомном листе 9 изображений параллелепипеда в различных пространственных положениях по правилам линейной перспективы; (Демонстрируется образец выполнения работы, объясняется принцип выполнения)

Принести на следующий урок краски, кисти, палитры, салфетки.

Тема урока: « ».

Цель урока: Познакомить учащихся с перспективой как способом изображения

на плоскости предметов в пространстве.

Учить учащихся применять законы перспективы в своих рисунках,

использовать воздушную перспективу.

Развивать творческие конструктивные способности, изобразитель-

ные навыки.

Воспитывать интерес к самостоятельной конструктивной деятель-

Оборудование: Таблица с разновидностями перспективы, фотографии, план-конспект.

Орг.момент . Установка дисциплины, взаимное приветствие, проверка отсутствующих.

Объяснение темы:

Сегодня на уроке вы узнаете главные, необходимые сведения из области перспективы, и сможете нарисовать рисунок в природе, применяя законы перспективы.

Основателем перспективы в живописи был Аполлодор из Афин. Эллинистические и римские художники усовершенствовали глубину перспективы. В поздней антич ности перспектива как изобразительное средство применялось мало. Широко эти приемы стали применяться только в эпоху Возрождения.

Перспектива- это учение о том, как передать на плоскости листа бумаги ощуще- ние глубины пространства, то есть передать окружающий мир таким, как мы его видим. Оно основано на соблюдении нескольких законов, учитывающих особен- ности человеческого зрения..

Первый закон перспективы говорит о том, что чем дальше от нас находится предмет, тем он нам кажется меньше. Значит, таким его и надо изображать под небольшим углом друг к другу.

Кроме того, художник должен учитывать, что цвет предмета меняется в зависимости от расстояния: отдаленные предметы кажутся нам слегка голубоватыми и не такими яркими. Дело в том, что воздух смягчает цвета. Это правило было впервые подмечено и применено Леонардо да Винчи. Называется этот эффект приемом воздушной перспективы.

И.Шишкин И.Шишкин

Линейная перспектива дает возможность, верно, построить кажущиеся очертания предмета при любом его положении. Существует фронтальная, угловая перспективы.

Фронтальная перспектива- означает Угловая перспектива- означает

прямое расположение предметов к расположение предмета к ри-

рисующему. сующему под углом.


И. Левитан И. Левитан И. Шишкин

Основные закономерности линейной перспективы

    Предметы равные по величине, по мере удаления, кажутся всё меньше и меньше, и на линии горизонта сходятся в одной точке (т.с.).

    Удаляющиеся в глубину параллельные линии (рельсы) зрительно воспринимаются сближающимися.

На сегодняшнем уроке вы попробуете использовать законы перспективы, и изобразите уголок природы с ярко выраженными законами линейной перспективы (сельская улица, аллея в парке, железная дорога и т.д.). В своих работах вы должны продумать окружающую обстановку

После линейного построения уголка в природе и окружающей обстановкой, вам надо переходить к выполнению работ в цвете. Здесь вам надо использовать воздушную перспективу.

Практическая часть: Коллективное выполнение рисунков природы с использованием линейной перспективы.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места, 2) контроль правильности выполнения приемов работы, 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения, 4) контроль объема и качества выполненной работы.

Д/з - собрать информацию по данной теме.

Тема урока: « Правила линейной и воздушной перспективы ».

Цель урока : Расширить знания законов перспективы, образного представления

(воздушная перспектива);

Развивать умение творческого восприятия действительности в

овладении техникой акварели;

Прививать эстетические чувства.

Оборудование: альбом, карандаш, ластик, акварельные краски, репродукции картин художника И. Левитана «Осенний день. Сокольники», фото с ярко выраженными изменениями в воздушной перспективе.

Орг.момент. Установка дисциплины, взаимное приветствие, проверка

отсутствующих.

Объяснение нового материала

и закрепление пройденного. Мы продолжаем тему прошлого урока « Правила линейной и воздушной перспективы» . Посмотрите на репродукцию картины И. Левитана «Осенний день. Сокольники». Пустынная дорога, по обе стороны которой стеной стоят по-осеннему темные деревья, в узком просвете между ними виднеется хмурое небо. Золотистая листва на тоненьких молодых кленах, к обочине дороги ветер сметает опавшие листья. Одинокая фигура женщины дополняет чувства грусти и светлой печали. Дорога, уходя вдаль, сужается и создает впечатление глубины пространства.

Художник в своем пейзаже применил закон перспективы.

Законов перспективы несколько, но два самых главных, вам уже известны.

Другой закон говорит о том, что параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближается и сходятся в одну точку.

Открыл эти законы итальянский архитектор и художник эпохи Возрождения Брунеллески. Изучением перспективы занимались и другие итальянские художники этой эпохи.

А теперь, рассмотрим, как меняются цвета в картине И. Левитана. Цвет в картине, мы видим на первом плане более ярко, но по мере удаления дороги темные деревья светлеют, теряют очертание, приобретают цвет воздушной дымки. Это из-за прослойки воздуха: все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные – одноцветными.

Художник должен учитывать все изменения для передачи пространства и состояния освещенности в своей картине.

Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает в рисунке передать пространство, подчеркивает плановость в композиции. В творческой работе необходимо учитывать перспективные изменения воздушной среды, благодаря которым дальние планы кажутся светлее, теряют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, проросшей лесом. Это явление носит название «воздушной перспективы».

Впервые это подметил и изобразил великий итальянский художник Леонардо да Винчи в 15 веке. И с тех пор все художники в своих произведениях применяют закон воздушной перспективы.

Закрепление темы:

Вопросы для закрепления:

    Какие существуют законы перспективы в изобразительном искусстве?

    Объясните изменение цвета в воздушной перспективе.

Практическая работа: Заданием на урок будет изображение с помощью цвета воздушной перспективы в рисунке природы с четко выраженными объектами перспективы.

Работать можно, используя живопись «по сырому»: вначале определяется и подбирается на палитре основной цвет – прозрачный слой краски. Не давая высохнуть, уточняют цвета, внося в основной тон различные цветовые оттенки.

Задание: изобразить воздушную перспективу в рисунке.

Д/з: присмотритесь к окружающей среде (деревья, небо, земля), постарайтесь увидеть изменение цвета по мере удаления предметов.

План-конспект урока - "альфа" и "омега" деятельности учителя. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает учителю удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Этап 1. Тема урока

Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане учителя. Но в некоторых случаях требуется уточнение. Например, тема "Биография А. Пушкина" в 5 классе будет отличаться по объему и охвату материала от такой же темы в 9 классе. Поэтому, формулируя тему, заранее уточните объем материала.

Этап II. Цели урока

Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:

Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:

Дать представление о…;

Обобщить и систематизировать знания о….;

Познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)

Выработать навыки (например, анализа лирического текста).

Воспитательные:

Воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.

Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Этап III. Планируемые задачи

Здесь обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Этап IV. Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный урок.
Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

1. Урок ознакомления с новым материалом.

Формы: беседа, проблемный урок, лекция.

2. Урок закрепления изученного.

Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.

3. Урок применения новых знаний и умений на практике.

Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма выбирается свободная, по желанию учителя.

5. Контрольный урок.

Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.

6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.

Этап V. Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет использовать учитель в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Этап VI. Ход урока

1. Организационный момент - обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные уроки.

3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.

Например, прослушивание композиции П. Чайковского "Времена года" активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.

4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого - к сложному, от общего - к частному.

6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы - неразрешенными.

7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.

Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.

Рекомендации: Помните, что каждый урок должен содержать "изюминку". Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф - то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.