Лимитирующий фактор: ограничение во благо. Факторы, определяющие оптимальный размер фирмы Факторы влияющие на размер лимита в организации

У каждой фирмы есть касса для работы с наличными денежными средствами. Естественно, каждой фирме необходимо соблюдать определенные требование, которые установлены законом. В этой статье мы расскажем вам об одной из важных операций с кассой и ответим на вопрос, как рассчитать лимит остатка согласно установленным нормам.

Что такое лимит остатка кассы?

Начнем с того, что растолкуем само понятие. Итак, лимит остатка в кассе это определенная сумма наличных средств, которая может находиться в кассе в период нерабочего времени. Другими словами, это максимальный размер суммы наличных денег, который может оставаться в кассе. Если в кассе находится сумма превышающая лимит, то излишки необходимо сдать в банк для начисления на счет компании, либо же израсходовать по назначению, к примеру, выдать подотчетному лицу на приобретение определенного товара.

Факторы, влияющие на размер лимита кассы

Вообще, лимит остатка наличности в кассе в каждом устанавливается самостоятельно, но есть определенные факторы, которые влияют на установление определенной суммы. Рассмотри их поподробнее.

Прежде всего на ограничение лимита влияет объем кассовых оборотов, то есть размер суммы наличных, поступающих в кассу и выплачиваемых из кассы. Кроме того, важную роль играет вид деятельности предприятия, в зависимости от того, в какой сфере осуществляет деятельность предприятия, размер лимита остатка меняется. Не маловажную роль играет также и график работы того или иного предприятия, лимит будет меняться в зависимости от того, круглосуточно работает компания или нет, с выходными или без. И последний фактор, влияющий на ограничение по лимиту – это удаленность предприятия от банка, который непосредственно его обслуживает.

Отдельными предприятиям, таким как банки, религиозные организации и предприниматели, лимит кассы не устанавливается.

Согласно законодательству, отсутствие лимита кассы установленного расчетным путем у предприятия допускается. В этом случае все наличные денежные средства, которые находятся в кассе на конец рабочего дня и которые не были сданы в банк или израсходованы будет считаться сверхлимитной на следующий день.

Формула расчета лимита остатка кассы

Производя рассчет лимита остатка кассы обычно пользуются формулами, их существует две. Каждая формула используется в определенных случаях. В нашей статье мы рассмотрим каждую формулу отдельно и разберем, когда ее нужно использовать.

Первая формула используется в случае, если сесть в виде наличных денег или же ее поступление планируется у организаций или индивидуальных предпринимателей, которые находятся на старте своей деятельности.

В первом случае, если размер выручки уже известен, лимит остатка кассы рассчитывается по такой формуле:

ЛК = Н/Р×П, где

ЛК – лимит остатка кассы;

Н – наличная выручка организации (полученная в расчетный период);

Р

П – периодичность инкассации.

Во втором случае, если лимит кассы только планируется, его можно рассчитать по подобной формуле, заменив размер имеющейся наличной выручки, суммой ожидаемой выручки. Таким образом, получим следующую формулу:

ЛК = О/Р×П, где

О – выручка, которую организация ожидает получить;

Р – расчетный период (рассчитывается в рабочих днях);

Вторая формула используется, когда выручки наличными нет, и не ожидается. Такое может быть в том случае, когда все поступления засчитываются на банковский счет. В таком случае, учитывать нужно не выручку, а выплаты на нужды. Под нуждами имеются в виду административно-хозяйственные растраты, таким образом, выплаты связанные со стипендиями, зарплатами и подобными выплатами сотрудникам не считаются. Итак, если у индивидуального предпринимателя или организации уже есть или только планируются выплаты из кассы, рассчитать лимит можно по следующим формулам.

В первом случае, когда выплаты уже есть, лимит рассчитывается по формуле:

ЛК=ОН/Р×ПП, где

ОН – объем полученный наличных денег;

Р – расчетный период (рассчитывается в рабочих днях);

ПП

Во втором случае, когда выплаты только ожидаются, мы производим подобный расчет заменив объем полученных денег на ожидаемую к получению сумму. Таким образом, получаем формулу:

ЛК=ОС/Р×ПП, где

ОС – ожидаемая сумма выданных наличных денег;

Р – расчетный период (рассчитывается в рабочих днях);

ПП – периодичность получения денежных средств в банке.

Пример расчета лимита кассы

Чтобы подсчитать размер лимита остатка кассы, нам необходимо определить расчетный период. Поскольку лимит, как правило, утверждается в начале года, можно выбрать данные либо за такой же квартал прошлого года, либо за предыдущий квартал. Можно также взять период за прошлый год, когда выручка наличными достигла максимального показателя.

Когда расчетный период мы выбрали, необходимо подсчитать выручку наличных средств за этот период. Нужно подсчитать все поступления наличных средств за реализованные , оказанные организации услуги и осуществленные работы за расчетный период в рублевом эквиваленте.

Далее наша задача состоит в том, чтобы сосчитать количество рабочих дней в организации за выбранный период. Количество рабочих дней будет разным в зависимости от длительности рабочей недели: пятидневная, шестидневная или без выходных. При этом нужно иметь в виду, что есть ограничения, согласно которым количество рабочих дней не должно превышать 92.

Ну и последнее, прежде чем работать с формулой, нам необходимо определить периодичность инкассации. Опять-таки, существует ограничение, по которому периодичность инкассации должна быть не больше семи рабочих дней. Исключение по данному ограничению действует для населенных пунктов, в которых нет банка, в них периодичность инкассации может достигать четырнадцать рабочих дней.

Возьмем в качестве примера организацию NNN. Допустим расчетный период – 3 квартал 2014 года. Рабочая неделя в организации NNN составляет 5 дней. По расчетам, за квартал сотрудники отработали 70 дней (23+24+23). Выручка за 3-й квартал составляет 2 000 000 рублей и сдается в банк каждые шесть дней. Подставляем данные в формулу и получаем: 2000000/70×6=171429 рублей.

У каждой факторинговой компании имеются свои методики расчета лимита на Покупателя, которые отличаются в деталях в зависимости от принятой в компании рисковой политики, однако все они базируются на анализе сходных показателей финансово-хозяйственной деятельности Покупателя и факторов, положительно или отрицательно влияющих на размер лимита. Достаточно простой анализ деятельности Покупателя, а также степень его лояльности к Вашей компании позволяет примерно представить шансы получить желаемый размер лимита.

Предоставление необходимых документов в факторинговую компанию

Помимо пакета документов на компанию (Клиент факторинговой компании), Фактор также запрашивает рад документов и на Покупателя (Дебитора). Сотрудники факторинговой компании анализируют полученные документы, а также информацию о Покупателе из открытых источников и специализированных информационных баз данных. На основе данного анализа и устанавливается размер лимита на покупателя. Соответственно, Клиенту стоит обратить пристальное внимание на процесс сбора запрашиваемых Фактором документов у Покупателя, поскольку не особо оперативное предоставление документов может существенно затянуть процесс установления лимита. Кроме того, Клиенту стоит знать, что если Покупатель не может предоставить какой-либо документ или информацию по запросу Фактора или проверка деятельности Покупателя по каким-либо причинам затруднена – это, скорее всего, отрицательным образом скажется на размере лимита или вообще на возможности его установления.

Какие факторы влияют на размер устанавливаемого лимита

Есть определенные факторы, на которые Клиент может тем или иным образом влиять, поэтому необходимо в первую очередь остановиться на них.

Клиент может приложить усилия для того, чтобы Покупатель оперативно представлял все запрашиваемые факторинговой компанией документы. Как правило, запрашивается у Покупателя почти стандартный набор документов: бухгалтерская отчетность, учредительные документы, контракты и так далее. Уже на этой стадии Клиент может примерно оценить сильные и слабые стороны финансовой деятельности Покупателя по той же бухгалтерской отчетности. Соответственно дополнительные расшифровки статей баланса, выписки с расчетных счетов, копии сданных налоговых деклараций и прочее может положительно сказаться на размере устанавливаемого лимита. Стоит осознавать, что чем большим объемом информации о Покупателе располагает факторинговая компания и чем более понятны все аспекты его деятельности – тем более адекватным будет установленный лимит.
Однако есть такие факторы, на которые ни одна из сторон влияния оказывать не может.

Положительные факторы:

Устойчивое финансовое положение Покупателя, положительная динамика ключевых показателей бизнеса (выручка, прибыль)
- размер бизнеса (чем крупнее, тем лучше), Дебитор входит в группу компаний, прозрачная структура бизнеса
- длительный и положительный опыт работы с Поставщиком, хорошая платежная дисциплина в целом
- возраст бизнеса (чем больше, тем лучше), редкая смена руководства компании
- низкий отраслевой риск (Дебитор – представитель не проблемной отрасли), низкий региональный риск (Дебитор находится в благоприятной экономической зоне), низкая конкуренция в отрасли
- высокая значимость Поставщика для данного Дебитора (в первую очередь это выражается в своевременности оплат).

Отрицательные факторы:

Плохое финансовое положение Покупателя (значительная долговая нагрузка, длинная оборачиваемость), отрицательная динамика ключевых показателей бизнеса (выручка, прибыль), Дебитор на стадии банкротства, недостоверность полученной от Дебитора финансовой отчетности
- размер бизнеса (чем меньше, тем хуже), непрозрачная структура бизнеса
- нет опыта работы с Поставщиком или опыт работы с Поставщиком отрицательный (частые просрочки, выходящие за допустимые в данной отрасли разумные сроки неоплаты), отрицательная платежная дисциплина в целом
- возраст бизнеса (чем меньше, тем хуже), частая смена руководства компании
- высокий отраслевой риск (Дебитор – представитель проблемной отрасли), высокий региональный риск (Дебитор находится в неблагоприятной экономической зоне), высокая конкуренция в отрасли
- низкая значимость Поставщика для данного Дебитора (в первую очередь это выражается в часто допускаемых существенных просрочках)
- Дебитор не идет на контакты с факторинговой компанией (не отвечает на звонки, не согласен на посещение представителей Фактора для визуального осмотра бизнеса), описание бизнеса в свободном доступе не соответствует финансовой отчетности Дебитора
- прошлые объемы отгрузок гораздо меньше запрашиваемого Поставщиком лимита
- Дебитор выступает в арбитражном суде ответчиком по искам, связанным с неоплатой поставок
- по Дебитору обнаружен криминал или факты мошенничества.
В этот список включены типовые и наиболее часто встречающиеся факторы, которые положительно или отрицательно сказываются на размере устанавливаемого лимита. Однако у каждой факторинговой компании имеется свой подход к оценке рисков и соответственно набор факторов может немного отличаться от вышеуказанного.

Адекватный размер лимита на покупателя

Клиент должен сам понимать, что в погоне за размером лимита (неадекватном размеру и состоянию бизнеса Дебитора), он очень рискует понести серьезные убытки, если Дебитор не сможет рассчитаться за отгруженный ему товар.

Клиенту стоит четко понимать, что любая факторинговая компания напрямую заинтересована в росте и развитии бизнеса Клиента, в том числе за счет увеличения объема отгрузок, начала работы на новых рынках и с новыми покупателями. Поэтому факторинговая компания никогда не будет специально, не обоснованно занижать размер запрашиваемого лимита.


факторов: количества и качества действующего оборудования; максимально возможной производительности каждой единицы оборудования и пропускной способности площадей в единицу времени; принятого режима работы (сменность, продолжительность одной смены, прерывное, непрерывное производство и т. п.); номенклатуры и ассортимента продукции, трудоемкости производимой продукции; пропорциональности
  • 14.1. КАДРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ЗНАЧЕНИЕ
    факторами производства на предприятии являются: средства труда, предметы труда и кадры. Основная роль принадлежит кадровому потенциалу на предприятия. Именно кадры играют первую скрипку в производственном процессе, именно от них зависит, насколько эффективно используются на предприятии средства производства и насколько успешно работает предприятие в целом. Поэтому на каждом предприятии должна
  • 15.5. УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ С ЦЕЛЬЮ ИХ МИНИМИЗАЦИИ
    факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализации продукции. Содержание и сущность комплексной программы по снижению издержек производства зависят от специфики предприятия, текущего состояния и перспективы его развития. Но в общем плане в ней должны быть отражены следующие моменты: комплекс мероприятий по более рациональному использованию материальных ресурсов (внедрение
  • 15.6. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
    факторов. К внутренним факторам относятся: ускорение НТП, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, уровень организации производства и труда и др. К внешним факторам, которые не зависят от деятельности предприятия, относятся: конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-технические ресурсы, сроки полезного использования
  • 16.4. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА НА ПРЕДПРИЯТИИ
    факторов; установление окончательной цены. Выбор и оценка стратегии предприятия в области ценообразования являются сложным, требующим большого внимания и коллективных усилий процессом. Делая выбор, предприятие тем самым отдает предпочтение тому или иному варианту развития. Между тем каждое из направлений развития имеет свои плюсы и минусы. Например, принятие предприятием стратегии на увеличение
  • 1.2. Экономическая природа и содержание предпринимательства
    факторами производства и новаторство - отражают различные функциональные стороны деятельности по осуществлению предпринимательства и рассматриваются в качестве его признаков. Предпринимательская инициатива имеет экономическую природу и связана с наличием рыночной неопределенности и экономической свободы. В этом смысле она должна рассматриваться не как свойство человеческой натуры, а как
  • 1.3. Предпринимательство как особая форма экономической активности
    фактора. Инновация - нечто воспринимаемое как новое, как нововведение. Нововведение - процесс, в ходе которого изобретение или открытие доводится до стадии практического применения и начинает давать экономический эффект, новое приложение научно- технических знаний, внедрение нового производственного метода или применение новой формы организации бизнеса, обеспечивающих рыночный успех, запуск в
  • 4.2. Планирование развития субъектов предпринимательской деятельности
    факторов и разработка мероприятий, в максимальной степени ослабляющих или нейтрализующих их негативное влияние, либо использующих позитивное влияние этих факторов для успешного решения стратегических задач; ? адаптивный характер - способность предвидеть изменения внешней и внутренней среды и приспособить к этим изменениям функционирование организации. Стратегическое планирование - это процесс
  • 5.3. Противостояние рейдерству (захватнической политике)
    фактор защиты бизнеса. К стратегическим способам защиты относятся, главным образом, мероприятия организационно-управленческого характера: выстраивание корпоративной структуры (структуры организаций, входящих в холдинг, группу компаний), формирование системы внутреннего контроля, организация эффективной системы мотивации топ-менеджеров и др. Тактические способы защиты используются, когда
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ
    факторы, определяю щие масштабы спроса и предложения денежного товара, их струк туру. Предложение денег зависит от масштабов хозяйственной де ятельности, ее эффективности (рентабельности), от уровня денеж ных доходов населения, структуры их расходования и других фак торов. Наибольшее влияние на объем денежного предложения оказывают два источника - денежные средства предприятий, хра нящиеся на
  • Лимит остатка наличности в кассе — это максимально допустимая величина наличных денежных средств, которая может находиться в кассе на конец дня. Лимит остатка наличных денег устанавливается организацией самостоятельно ().

    Лимит остатка кассы устанавливается распорядительным документом организации, например приказом (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У ).

    Ответом на вопрос: «Юридическое лицо обязано согласовать лимит остатка кассы с банком или с налоговиками?» будет «Нет», так как это не предусмотрено нормами действующего законодательства.

    Расчет лимита остатка кассы

    Лимит остатка денежных средств в кассе устанавливается в соответствии с Приложением к Указанию Банка России от 11.03.2014 № 3210-У , согласно которому лимит остатка кассы предприятия определяется, исходя из объема полученных наличных денежных средств за проданные товары (выполненные работы, оказанные услуги) или объема выданных наличных денежных средств (за исключением средств, выданных на оплату труда) за определенный период, но не превышающий 92-х рабочих дней.

    Вновь созданными организациями лимит остатка кассы определяется, исходя из ожидаемого объема поступлений наличных денежных средств или ожидаемого объема выдач наличных денег за определенный период, но не превышающий 92-х рабочих дней (Приложение к Указанию Банка России от 11.03.2014 № 3210-У ).

    Организация, имеющая обособленные подразделения, которые сдают наличные деньги в кассу компании, лимит остатка кассы устанавливает с учетом объема поступлений (выдач) наличных денег в обособленных подразделениях (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У ).

    Организации, имеющие обособленные подразделения, которые инкассируют выручку напрямую на расчетный счет в банке, остаток лимита денег в кассе устанавливают отдельно по каждому обособленному подразделению (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У ).

    Расчет лимита остатка наличных денег в кассе в 2019 году

    Расчет лимита остатка наличных денег в кассе в 2019 году производится аналогично порядку, по которому лимит остатка наличных денег в кассе предприятия определяли в 2018 году, утвержденному Указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У .

    Субъекты малого предпринимательства и лимит остатка кассы

    Превышение лимита остатка денежных средств в кассе

    Хранение денег в кассе сверх установленного лимита разрешается только в дни выдачи заработной платы, стипендий, выплат в фонд заработной платы, а также выплат социального характера, включая день получения наличных денежных средств в банке на указанные выплаты (

    Большое значение для жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия имеет определение его размеров.

    Необходимо различать понятия «размер производства» и «размер предприятия».

    Размер объема производства всегда выражается количеством продукции, чем больше продукции в натуральном выражении производит предприятие, тем больше размер производства.

    Размер предприятия – это количество сосредоточенного на предприятии живого и овеществленного труда, которое необходимо для производственного использования его на данном предприятии при прогрессивной технике, организации производства и труда. Чем больше количество материально-трудовых ресурсов сосредоточено на предприятии, тем оно крупнее.

    Уровень научной, технологической и ресурсной емкости конкретной

    Отрасли промышленности определяет минимально допустимый размер отраслевого предприятия, ниже которого создавать предприятия нецелесообразно. Оптимальным считается такой размер промышленного предприятия, при котором достигается наилучшее значение по критериальному показателю. В качестве критерия могут выступать минимум производственных затрат, максимум прибыли, определенный уровень рентабельности, максимальный социальный и экологический эффект.

    Для каждого производства существует только один минимально допустимый размер производства. Оптимальных же размеров предприятий данного вида производства может быть несколько, в зависимости от конкретной рыночной ситуации, специализации и межпроизводственных связей, условий транспортировки и т. д.

    При определении размера предприятия необходимо руководствоваться критериями экономии и минимизации затрат (издержек).

    Издержки - это те выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые фирма обязана обеспечить поставщику ресурсов для того, что- бы отвлечь эти

    Ресурсы от использования в альтернативных производствах. В число альтернативных издержек, с которыми сталкиваются фирмы, входят выплаты рабочим, инвесторам, а так же владельцам природных ресурсов; все эти выплаты осуществляются с целью привлечь факторы производства, отвлекая их тем самым от альтернативных вариантов применения и т.д.

    Явные издержки - это альтернативные издержки, принимающие форму прямых (денежных) платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата, выплачиваемая рабочим, жалованье менеджеров, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых услуг, гонорары за юридические консультации, оплата транспортных расходов и т.д.

    Существуют также неявные издержки. К их числу относятся альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы (или находящиеся в собственности фирмы, как юридического лица). Эти издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и поэтому остаются недополученными (в денежной форме). Обычно фирмы не отражают неявные издержки в своей бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся менее реальными.

    Другой метод классификации издержек основывается на учете временных горизонтов, на протяжении которых принимаются те или иные производственные решения.

    Переменные затраты - затраты, зависящие от объема выпускаемой продукции.

    Они которые могут быстро и без особых трудностей подвергнуты изменению в рамках предприятия данного размера по мере того, как изменяется объем выпуска продукции. Сырье, энергия, почасовая оплата труда- вот примеры переменных издержек большинства фирм.

    Постоянные затраты - не зависят от объема выпускаемой продукции или предоставляемых услуг. Как правило, долгосрочные. Постоянные издержки получили свое название в силу своей природы неизменности и независимости от изменения объема производства. Однако они относятся к разряду текущих издержек, ибо их бремя лежит на фирме ежедневно, если она продолжает арендовать или владеть производственными мощностями, необходимыми ей для продолжения производственной деятельности. В том случае, когда эти текущие издержки принимают вид периодических платежей, они относятся к явным денежным постоянным издержкам. Если же они отражают альтерна- тивные издержки, сопряженные с владением теми или иными производственными мощностям, приобретенными фирмой, они являют собой неявные издержки.

    Деление затрат на постоянные и переменные лежит в основе метода,

    Который широко распространен в экономике. Впервые он был предложен в

    1930 г. инженером Уолтером Раутенштраухом как способ планирования, получивший известность под названием графика критического объема производства, или графика безубыточности.

    График безубыточности в различных его модификациях широко используется в современной экономике. Несомненным преимуществом этого метода является то, что с его помощью можно быстро получить довольно точный прогноз основных показателей деятельности предприятия при изменении условий на рынке.

    При построении графика безубыточности предполагается, что не происходит изменений цен на сырье и продукцию за период, на который осуществляется планирование; постоянные издержки считаются неизменными в ограниченном диапазоне объема продаж; переменные издержки на единицу продукции не изменяются при изменении объема продаж; продажи осуществляются достаточно равномерно.

    При построении графика по горизонтальной оси откладывается объем производства в единицах изделий или в процентах использования производственной мощности, а по вертикальной - затраты на производство и доход. Затраты откладываются с подразделением на постоянные (ПОИ) и переменные (ПИ). Кроме линий постоянных и переменных издержек, на графике отображаются валовые издержки (ВИ) и выручка от реализации продукции (ВР).

    На основании этого графика (Рисунок 5) определяется минимальный объем продаж по каждому виду продукции и минимально допустимые, обеспечивающие безубыточность объемы производства.