Личностные деформации. Причины профессиональной деформации

Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности.

Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.

Наряду с влиянием длительного осуществления особой профессиональной деятельности на своеобразие развития личности субъекта труда, которое проявляется у большинства вовлеченных в профессию людей (вариант общепрофессиональной деформации личности, психических функций), важную роль могут играть также и индивидуально-личностные особенности субъекта труда. Особое значение придается таким качествам индивидуальности, как: ригидность нервных процессов, склонность к формированию жестких стереотипов поведения, узость и сверхценность профессиональной мотивации, дефекты нравственного воспитания, относительно низкие интеллект, самокритичность, рефлексия.

У людей, склонных к формированию жестких стереотипов, мышление со временем становится все менее проблемным, человек оказывается все более закрытым для нового знания. Мировоззрение такого человека ограничивается установками, ценностями и стереотипами круга профессии, становится также узко профессионально ориентированным.

Е. И. Рогов считает, что профессиональные деформации могут быть вызваны особенностями мотивационной сферы субъекта труда, состоящими в субъективной сверхзначимости трудовой деятельности при его низких функционально-энергетических возможностях, а также при относительно низком интеллекте.

Виды профессиональных деформаций

Существует несколько классификаций видов профессиональной деформации личности. Е.И. Рогов выделяет следующие деформации. 1.Общепрофессиональные деформации, которые типичны для большинства людей, занятых данной профессией. Они обусловлены инвариантными особенностями используемых средств труда, предмета труда, профессиональных задач, установок, привычек, форм общения. Чем в большей степени специализированы предмет и средства труда, тем в большей мере проявляются дилетантизм новичка и профессиональная ограниченность погруженного только в профессию работника. Представители социономического типа профессий в гораздо большей степени воспринимают, различают и адекватно понимают особенности поведения отдельных людей по сравнению с профессионалами технономического типа. И даже в рамках одной профессии, например педагога, можно выделить типичных «руссистов», «физкультурников», «математиков»;

2. Типологические деформации, образованные слиянием личностных особенностей и особенностей функционального строения профессиональной деятельности (так в среде педагогов выделяются педагоги-организаторы и педагоги-предметники, в зависимости от степени выраженности у них организаторских способностей, лидерских качеств, экстравертности);

3. Индивидуальные деформации, обусловленные в первую очередь личностной направленностью, а не выполняемой трудовой деятельностью человека. Профессия, вероятно, может создавать благоприятные условия для развития тех качеств личности, предпосылки которых имели место еще до начала профессионализации. Например, педагоги начальной школы в своей деятельности выступают в роли организатора, руководителя, наделенного властными полномочиями по отношению к маленьким детям, часто не способным защитить себя от несправедливого обвинения, агрессии. Среди педагогов начальной школы нередко встречаются люди, оставшиеся в этой профессии потому, что у них сильно выражена потребность власти, подавления, управления активностью других людей. Если эта потребность не уравновешивается гуманизмом, высоким уровнем культуры, самокритичностью и самоконтролем, такие педагоги оказываются яркими представителями профессиональной деформации личности.

Зеер Э.Ф. выделяет следующую классификацию уровней профессиональных деформации:

1. Общепрофессиональные деформации, типичные для работников данной профессии. Например, для работников правоохранительных органов - синдром "асоциальной перцепции" (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель).

2. Специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя - правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная агрессивность; у адвоката - профессиональная изворотливость; у прокурора - обвинительность.

3. Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате - складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:

а) деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям);

б) деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей - организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм).

в) деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, "должностная интервенция", доминантность, индифферентность).

4. Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Например: сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, и др. .

4. Проявления и последствия профессиональных деформаций

Проявления профессиональной деформации имеют место во внешней среде профессиональной деятельности, взаимодействии с объектом деятельности, во внутрисистемном общении, совместном выполнении служебных задач с другими работниками, контактах с руководителем, а так же и в среде непрофессиональной деятельности, даже может проявиться в физическом облике.

Самое большое влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми (чиновники, руководители, работники по кадрам, педагоги, психологи). Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Высокий уровень профессиональной деформации также наблюдается у медицинских работников, военнослужащих и сотрудников спецслужб.

Согласно выводам психологов, у менеджеров профессиональная деформация заключается в психологической дезориентации из-за постоянного давления на них как внешних, так и внутренних факторов. Она выражается в высоком уровне агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, наконец, в потере вкуса к жизни. Все это порождает еще одну общую для многих управленцев проблему: неспособность к эффективному самосовершенствованию и развитию.

Профессия бухгалтера стала синонимом дотошности и занудства. Профессиональная деформация бухгалтеров проявляется в постоянном стремлении к порядку, четком планировании всего и вся, педантизме, нелюбви к переменам. В семейной жизни это выражается в тяге к поддержанию чистоты и порядка. Такая дотошность может иногда раздражать, зато семейный бюджет всегда будет в полном порядке.

Журналисты часто излишне любопытны. Также эта профессия подразумевает работу с огромным количеством информации, поэтому профессиональная деформация журналистов иногда выражается в поверхностности - они просто не привыкли "копать глубоко". Некоторые журналисты со стажем любят привлекать к себе внимание, много и долго рассказывать, а при общении "перетягивают одеяло на себя", не давая собеседнику и двух слов вставить.

Психолог - это своего рода "сапожник без сапог": он помогает другим, но часто не в силах помочь самому себе. Профессиональная деформация психологов может выражаться в стремлении копаться в чужих проблемах (чаще надуманных) и заваливать человека советами, или же в стремлении манипулировать другими людьми, ведь психолог лучше других знаком с механизмами манипуляции и часто пытается подтвердить теорию на практике.

Стоит отметить еще раз, что профессиональная деформация - это не всегда плохо. Многие полезные профессиональные качества можно и нужно использовать в повседневной жизни. Но с негативными проявлениями профессиональной деформации следует бороться.

А.К. Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности, выделила следующие последствия профессиональных деформаций: отставание в профессиональном развитии по сравнению с возрастными социальными нормами (запоздалое профессиональное самоопределение, несоответствующий выбор профессии); несформированность профессиональной деятельности, необходимых нравственных представлений, недостаточный профессионализм и квалификация и др.; упрощенность профессиональной деятельности, мотивационная недостаточность, слабая удовлетворенность трудом; ценностная дезориентация и потеря нравственных ориентиров в труде; рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития; ослабление профессиональных данных (уменьшение профессиональных способностей, снижение работоспособности и т. д.); утрата трудовых и профессиональных умений и навыков, профессионализма и квалификации, временная потеря трудоспособности, резкое снижение эффективности труда и удовлетворенности трудом; отклонение от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, проявления деформации личности (эмоциональное истощение, стремление манипулировать людьми, деформация профессионального сознания и др.); прекращение профессионального развития из-за профессионального заболевания, длительной или постоянной нетрудоспособности. Эти и другие отклонения в профессиональном развитии приводят к депрофессионализации.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Понятие и виды профессиональной деформации

1.2. Профессиональные деформации личности педагога

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Организация и методики исследования

2.2. Анализ результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность . Профессиональные деформации нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, отрицательно сказываются на продуктивности труда. Отдельные аспекты этой проблемы освещены в работах С.П.Безносова, Н.В.Водопьяновой, Р.М.Грановской, Л.Н.Корнеевой. Исследователи отмечают, что в наибольшей степени профессиональным деформациям подвержены профессии типа «человек-человек». Это вызвано тем, что общение с другим человеком обязательно включает и его обратное воздействие на субъект данного труда. Необходимо отметить, что профессиональные деформации по-разному выражаются у представителей различных профессий.

Цель исследования : выявление профессионально – личностных деформации и их влияние на здоровье педагога.

Объект исследования: профессионально – личностная деформация.

Предмет исследования: выявление профессионально – личностных деформации и их влияние на здоровье педагога.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что профессионально – личностных деформации отрицательно влияет на здоровье педагога.

Задачи:

1. Изучить психолого - педагогическую литературу по исследуемой проблеме;

2. Провести экспериментальное исследование с целью выявление профессионально – личностных деформации и их влияние на здоровье педагога;

3. Разработать психолого – педагогические рекомендации.

Методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, констатирующий эксперимент.

Экспериментальная база:

Практическая значимость исследования: полученные данные могут быть использованы в психологическом сопровождении профессиональной деятельности педагогов, разработанные психолого – педагогические рекомендации могут быть полезны для предотвращения риска возникновения профессионально – личностных деформации педагогов.

Структура работы: исследовательский проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Понятие и виды профессиональной деформации

Профессиональная деформация личности – изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентации, характера, способов общения и поведения), которое наступает под влиянием выполнения профессиональной деятельности. Формируется профессиональный тип личности, который может проявляться в профессиональном жаргоне, манерах поведения, физическом облике .

Рассматривая параметры профессиональной деформации лично­сти, предварительно можно выделить следующие характеристики. Воздействие профессии на личность можно оценить, прежде всего, по ее модальности (позитивное или негативное влияние). Известно, что сам по себе труд обладает нейтральными свойствами по отношению к результатам воспитания. Он способен оказывать благотворное, об­лагораживающее влияние на человека, формировать благородное от­ношение к труду, коллективу, воспитывать духовные потребности, мировоззрение, совершенствовать трудовые навыки, умения, опыт, в целом формировать особенности характера человека.

Профессиональная деформация проявляется в таких качествах личности, которые изменяются под влиянием профессиональной роли. Источники профессиональной деформации кроются в недрах профессиональной адаптации личности к условиям и тре­бованиям труда. Известно, что в наибольшей степени профессио­нальная деформация проявляется у представителей тех специ­альностей, где работа связана с людьми, особенно с «ненормаль­ными» в каком-то отношении. Объективное разделение труда, различия между умственным и физическим трудом, дисгармония в развитии личности создают предпосылки для возникновения профессиональных типов характера личности, превращения субъ­ектов в «узких специалистов».

Говоря о профессиональной деформации, можно кратко отме­тить, что сущность ее заключается во взаимодействии субъекта и личности в единой структуре индивидуальности. Впервые в пси­хологии академик Б. Г. Ананьев отметил возможность несовпада­ющего, противоречивого развития свойств личности и свойств субъекта деятельности, а также проанализировал условия, способ­ствующие несовпадению свойств личности и свойств субъекта, профессионала, специалиста в их взаимодействии.

Феномен профессиональной деформации можно определить как проникновение «Я-профессионального» в «Я-человеческое», имея в виду, что при профессиональной деформации воздействие профессиональных рамок и установок не ограничивается исключительно профессиональной сферой. Можно сказать, что после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного «выправления», поэтому даже в личной жизни человек продолжает нести на себе «деформирующий отпечаток» своей профессии.

Таким образом, термин «профессиональная деформация» - это достаточно удачная метафора, на основе которой можно построить модель, наглядно описывающую механизм деформирующего влияния профессиональной деятельности. Для этого представим некий производственный процесс изготовления какого-либо изделия с помощью прессования.

На входе в этот процесс мы имеем материал определенной формы, который проходит через воздействие пресса и потому теряет свою старую форму (то есть деформируется). На выходе этот материал имеет новую форму, которая соответствует конфигурации пресса . Для того чтобы процесс деформации успешно состоялся, необходима достаточная сила пресса и подходящие свойства материала . В противном случае материал не изменит свою форму (если пресс не достаточно мощный) или через некоторое время он может принять первоначальную форму (если материал слишком упругий). Для того, чтобы этого не случилось в некоторых производственных процессах используются различные способы закрепления полученной формы (например, обжиг при изготовлении керамических изделий) .

Дело в том, что все перечисленные выше деформирующие факторы имеют свои аналогии в работе любого профессионала:

· Свойства материала - это личностные особенности консультанта и его изначальные склонности: психическая подвижность/ригидность, мировоззренческая независимость/податливость, личностная зрелость/незрелость и пр.

· Конфигурация пресса - это профессиональные рамки, в которые помещает себя консультант: принципы и установки, профессиональная картина мира, профессиональные навыки, контингент клиентов и их проблематика, должностные обязанности, условия работы и пр.

· Сила пресса - это степень воздействия предыдущих факторов, зависящая от таких параметров, как: вера в метод и авторитет учителей, личностная значимость профессиональной деятельности, ощущение ответственности, эмоциональная вовлеченность в профессиональную деятельность, мотивация, ощущение миссии, сила внешнего контроля и пр.

· «Обжиг» - это фактор, который способствует закреплению полученной формы, и связан он в основном с получением положительных эмоций: профессиональный успех, благодарность от клиентов, похвала учителей, признание коллег, восхищение окружающих и пр.

В результате, благодаря «успешному» сочетанию вышеупомянутых факторов, мы рискуем получить деформированного консультанта, который с трудом может «расправиться», то есть восстановить свою изначальную человеческую форму.

Ниже представлены некоторые последствия, которые мы имеем благодаря воздействию профессиональной деятельности. Часть из них, действительно, можно считать позитивными для нашей личности и вписывающимися в понятие «личностного роста» , однако другую часть, на мой взгляд, надо отнести к негативным последствиям, то есть к тому, что мы называем «профессиональной деформацией» .

Таблица 1.

Позитивные последствия (“личностный рост”) Негативные последствия (“профессиональная деформация”)
1. Более глубокое осознание себя, понимание окружающих людей и происходящих событий. 2. Анализ жизненных ситуаций. 3. Способность к рефлексии. 4. Навыки продуктивного преодоления кризисных и психотравмирующих ситуаций. 5. Коммуникативные навыки. 6. Противостояние чужому влиянию. 7. Саморегуляция. 8. Способность к принятию и эмпатии. 9. Более широкий взгляд на мир, толерантность к “инакомыслящим”. 10. Познавательный интерес. 11. Появление новых форм самореализации. 1. Проецирование негативной проблематики на себя и на своих близких. 2. Навязчивая диагностика себя и окружающих (“навешивание ярлыков” и интерпретации). 3. Консультирование окружающих. 4. Принятие роли "учителя". 5. Излишний самоконтроль, гиперрефлексия и потеря спонтанности. 6. Idea fixe - "работа над собой". 7. Рационализирование, стереотипизирование и уменьшение чувствительности к живому опыту. 8. Пресыщение общением. 9. Эмоциональная холодность. 10. Цинизм.

Кроме отмеченных выше более или менее универсальных последствий профессиональной деятельности можно попытаться выделить специфические проявления профессиональной деформации.

Е.И.Рогов предлагает выделять несколько видов профессиональной деформации личности:

общепрофессиональные деформации, которые типичны для большинства людей, занятых данной профессией. Они обусловлены инвариантными особенностями используемых средств труда, предмета труда, профессиональных задач, установок, привычек, форм общения. С нашей точки зрения, такое понимание ПДЛ тождественно «профессиональным акцентуациям личности». Чем в большей степени специализированы предмет и средства труда, тем в большей мере проявляются дилетантизм новичка и профессиональная ограниченность погруженного только в профессию работника. К.Маркс в «Капитале» называл грубые проявления такого узкого ущербного развития личности «профессиональной идиотией». Допустимые и неизбежные для приверженных своей профессии лиц общепрофессиональные деформации образа мира, профессионального сознания обнаружены Е.А.Климовым как типичные для представителей профессий, отличающихся предметным содержанием. Примеры: представители социономического типа профессий в гораздо большей степени воспринимают, различают и адекватно понимают особенности поведения отдельных людей по сравнению с профессионалами технономического типа. И даже в рамках одной профессии, например педагога, можно выделить типичных «руссистов», «физкультурников», «математиков»;

типологические деформации, образованные слиянием личностных особенностей и особенностей функционального строенияпрофессиональной деятельности (так в среде педагогов можно выделить педагогов-организаторов и педагогов-предметников, в зависимости от степени выраженности у них организаторских способностей, лидерских качеств, экстравертности);

индивидуальные деформации, обусловленные в первую очередь личностной направленностью, а не выполняемой трудовой деятельностью человека. Профессия, вероятно, может создавать благоприятные условия для развития тех качеств личности, предпосылки которых имели место еще до начала профессионализации. Например, офицер в своей деятельности выступает в роли организатора, руководителя, наделенного властью, полномочиями по отношению к подчиненным, часто не способным защитить себя от несправедливого обвинения, агрессии. Среди офицеров нередко встречаются люди, оставшиеся в этой профессии потому, что у них сильно выражена потребность власти, подавления, управления активностью других людей. Если эта потребность не уравновешивается гуманизмом, высоким уровнем культуры, самокритичностью и самоконтролем, такие офицеры оказываются яркими представителями профессиональной деформации личности.

Итак, наряду с влиянием длительного осуществления особой профессиональной деятельности на своеобразие развития личности субъекта труда, которое проявляется у большинства вовлеченных в профессию людей (вариант общепрофессиональной деформации личности, психических функций), важную роль могут играть также и индивидуально-личностные особенности субъекта труда. Особое значение Е.И.Рогов придает таким качествам индивидуальности, как: ригидность нервных процессов, склонность к формированию жестких стереотипов поведения, узость и сверхценность профессиональной мотивации, дефекты нравственного воспитания, относительно низкие интеллект, самокритичность, рефлексия.

У людей, склонных к формированию жестких стереотипов, мышление со временем становится все менее проблемным, человекоказывается все более закрытым для нового знания. Мировоззрение такого человека ограничивается установками, ценностями и стереотипами круга профессии, становится также узко профессионально ориентированным.

Е.И.Рогов считает, что профессиональные деформации могут быть вызваны особенностями мотивационной сферы субъекта труда, состоящими в субъективной сверхзначимости трудовой деятельности при его низких функционально-энергетических возможностях, а также при относительно низком интеллекте.

Вариантом профессионально-личностной деформации является личностно-ролевой диссонанс, состоящий в том, что человек оказывается «не на своем месте», т.е. он берется выполнять профессиональную роль, к которой не готов, не способен . Осознавая этот недостаток, субъект труда тем не менее продолжает трудиться в этой роли, но снижает свою трудовую активность, у него появляется раздвоенность личности, он не может полноценно реализоваться в профессии.

Проблема профессиональных деформаций личности в отечественной психологии стала разрабатываться относительно недавно, и большинство работ выполнено на сегодняшний день на материале педагогического труда, а также видов труда, связанных с системой исполнения наказаний для уголовных преступников и служб МВД. ПДЛ проявляются, например, в том, что люди, призванные контролировать осужденных, являть собой образец государственности, высоких гражданских качеств, перенимают штампы речи правонарушителей, манеру поведения, а иногда и систему ценностей .


Похожая информация.


Содержание статьи:

Профессиональная деформация личности - это состояние, которое отражается на характере человека из-за специфики его трудовой деятельности. Помимо наследственности, социума и различных жизненных обстоятельств, именно она в первую очередь влияет на изменение мировоззрения людей. Следует разобраться в сути данного понятия, которое формирует модель поведения человека.

Описание профессиональной деформации личности

Озвученный термин подразумевает наличие у людей когнитивного искажения личности при некоторой ее дезориентации в социуме. Происходит этот процесс на фоне давления на некоторых особ внутренних и внешних аспектов профессиональной деятельности. Впоследствии подобного прессинга у человека формируется специфический тип личности.

Питирим Сорокин, известный культуролог и социолог, впервые обозначил данное понятие. Рассматривал он его исключительно с позиции негативного влияния производственной деятельности на сознание человека.

В дальнейшем такие ученые, как А.К. Маркова, Р.М. Грановская и С.Г. Геллерштейн, озвучили свою точку зрения относительно профессиональной деформации. Именно они выделили разновидности данного явления, которое не может классифицироваться однотипно.

При данной проблеме следует рассмотреть все перспективы ее разрешения. Иногда ситуацию стоит отпустить, если она не приносит в жизнь человека и его близких людей существенный дискомфорт.

Если дело касается семьи, то подобное изменение сознания может быть полезно. Учитель способен дать своим детям дополнительные знания вне школьной программы прямо на дому. Медик всегда может вылечить родственников, не дожидаясь их похода в поликлинику. Руководящий работник с легкостью организует быт своей семьи и устроит торжественные мероприятия в ней. Главное при этом различать, где заканчивается трудовая деятельность и начинается повседневная жизнь за стенами рабочего места.

В данном случае имеется в виду эмоциональное выгорание, при котором излишне увлеченные своей деятельностью особы разрушают подобным рвением психологический защитный барьер. Психологи также отмечают негативное влияние на человека управленческой эрозии (превращение начальника в деспота) и чувства административного восторга (высокомерного отношения к сослуживцам после повышения в должности).

Причины развития профессиональной деформации личности


Развитие озвученного изменения сознания обычно происходит из-за следующих факторов-провокаторов:
  • Работа не по душе . Далеко не каждому человеку дано самореализоваться в какой-либо приглянувшейся сфере деятельности. Для достижения конкретных результатов в своей профессии необходимо разбираться в ее нюансах и любить дело, которым занимаешься.
    В ином случае создается благодатная почва для возникновения озвученной деструкции личности.
  • Профессиональное сгорание . Довольно часто оно происходит через 10-15 лет после начала трудовой деятельности. Даже любимое дело порядком надоедает при отсутствии других интересов, кроме работы.
  • Возрастные изменения . То, что нравилось в пору юности, иногда способно вызвать оскомину в более зрелый период. По мере взросления у человека может возникнуть профессиональная деформация личности из-за переоценки своих взглядов на жизнь.
  • Монотония . Исключительно дятел способен долбить кору дерева с поразительным постоянством. Мыслящий человек устает от монотонной работы буквально через пару лет после начала занятия каким-либо однообразным делом.
  • Трудоголизм . При излишнем желании достичь всего и сразу происходит существенная нагрузка на организм. Заканчивается она синдромом хронической усталости и профессиональной деформацией.
  • Завышенная планка . Подобные ставки в большинстве случаев обращаются фиаско. Выше головы не прыгнешь, о чем иногда забывают некоторые тщеславные карьеристы.
  • Постоянная стрессовая ситуация . Причины профессиональной деформации в некоторых случаях кроются в изменении сознания, которое возникает из-за систематического прессинга на нервную систему из-за работы с повышенным риском для жизни.
  • Невозможность профессионального роста . Если человек не имеет перспектив своего дальнейшего развития, то он начинает превратно позиционировать себя как личность и теряет интерес к выбранной сфере деятельности.
Озвученные причины профдеформации на каждого человека действуют по-разному. Кому-то они создадут временный дискомфорт, а для кого-то станут основополагающими для дальнейшего поведения в социуме.

Разновидности профессиональной деформации личности


Существует четыре типа влияния производственной деятельности на психику человека:
  1. Общепрофессиональное изменение . В данном случае речь идет о конкретной сфере занятости людей. Полицейскому часто повсюду мерещатся преступники, а педагогу - нарушители внутреннего распорядка школы.
  2. Специальная дисфункция . Конкретная профессия, которая подразумевает гибкость ума, в дальнейшем способна вызвать профессиональную деформацию личности. В качестве примера можно привести адвокатов, которые довольно часто мастерски обходят букву Закона.
  3. Профессионально-типологическое изменение . Обычно оно наблюдается у руководителей компаний. Умение справляться с большим коллективом накладывает на них некоторый отпечаток относительно восприятия существующей действительности.
  4. Индивидуальная деформация . В данном случае речь идет о таких проявлениях искажения сознания, как трудовой сверхфанатизм, неверное понятие о коллективизме и гиперактивности.
Перечисленные виды профессиональной деформации в состоянии серьезно осложнить жизнь человека. В любом случае он становится в итоге жертвой озвученного явления даже при желании на людях казаться победителем.

Основные признаки профессиональной деформации


Необходимо задуматься над изменениями в своей жизни, если ее основой стала следующая модель поведения:
  • Авторитаризм . В разумных пределах он даже полезен для поддержания дисциплины в коллективе. Если руководитель из мудрого наставника превращается в деспота, то речь уже идет о признаках профессиональной деформации.
  • Демонстративность . Подобное качество является отличным способом выделиться среди сослуживцев. Однако оно часто переходит в самолюбование, когда за излишним выставлением себя напоказ теряется ощущение реальности.
  • Догматизм . Озвученная жизненная позиция довольно опасна, если человек занимает руководящую должность. Он видит людей не со всеми проявлениями их слабости, а в виде бездушных роботов.
  • Доминантность . В данном случае речь идет не просто о постоянной готовности вступить в конфликт с коллегами, а о регулярной демонстрации своего превосходства в профессиональной сфере.
  • Индифферентность . У подобных деятелей все разложено по полочкам. Эмоциональная сухость у них сопровождается игнорированием личностных особенностей других людей и полным безразличием к интересам трудового коллектива.
  • Консерватизм . Люди с такой профессиональной деформацией на дух не переносят любые нововведения. Они являются тормозом прогресса и обычно относятся к представителям старшего поколения.
  • Аскетизм в чувствах . Излишняя моральность становится проблемой для человека с подобной жизненной позицией. В данном случае вспоминается Елена Соловей, которая исполнила роль учительницы словесности в фильме «Вам и не снилось».
  • Ролевой трансфер . Для этого определения подходит поговорка, что с кем поведешься, от того и наберешься. Профессиональная деформация подобного рода подразумевает появление у человека желания подстраиваться под коллег с более сильной жизненной позицией и успешной карьерой.

Особенности профессиональной деформации личности

Каждая специальность накладывает определенный отпечаток на поведение ее представителей. В данном случае следует ориентироваться на сферу деятельности людей с описываемой проблемой.

Нюансы работы педагогов


Воспитывать подрастающее поколение реально только в случае, если не произошло профессионального сгорания. В Японии специалисты настаивают на том факте, что учитель после 10-летнего стажа утрачивает свои способности адекватно преподносить знания ученикам. Подобный вывод можно оспорить, потому что и в довольно солидном возрасте можно остаться опытным педагогом.

Профессиональная деформация учителя, имеющего определенный стаж работы, выглядит следующим образом:

  1. Поиск несуществующих ошибок . Со временем некоторые работники образования начинают придираться к каждой букве и цифре. Их начинает раздражать независимое мнение учеников, и они приравнивают смелые рассуждения своих подопечных к заблуждению.
  2. Превращение родных в учеников . Авторитарность в поведении свойственна многим педагогам, которые долгое время занимались обучением и воспитанием детей. Их желание изменить мир к лучшему не исчезает и в родных стенах, где они настойчиво внедряют в жизнь наследие Макаренко и Сухомлинского.
  3. Негативная оценка посторонних людей . Не только близкие люди педагога, но и абсолютно посторонние особы становятся порой жертвой нападок учителя с профессиональной деформацией. Вполне адекватные личности превращаются в блюстителей порядка и нравственности из-за специфики своей сферы деятельности.
Далеко не всегда озвученное искажение сознания случается с людьми в возрасте. В качестве контраргумента можно привести пример в виде молодого учителя русского языка из фильма «Весна на Заречной улице», которая поучала всех и каждого при полном отсутствии педагогического опыта.

Профессиональная деформация менеджера


Человек, который реализует себя в подобной сфере деятельности, довольно часто старается навязать свое мнение по интересующему его вопросу. Выглядят такие попытки, которые напрягают людей, следующим образом:
  • Менеджер по туризму . При любом воспоминании об отлично проведенном отпуске человек рискует получить порцию рекомендаций от подобной особы. Ей будет интересно все: отель, страна, авиакомпания, которые выбрал в свое время курортник. На каждый ответ будет выдана резолюция с множеством подпунктов.
  • Менеджер по продажам . Его обычно интересуют не только постоянные клиенты, а любой человек, которому можно предложить определенный товар. Люди с такой сферой деятельности уже на автоматизме начинают каждый разговор переводить в предложение что-либо купить у их фирмы.
Озвученные профессиональные издержки не являются асоциальной моделью поведения. Однако в некоторых случаях подобное изменение сознания трансформируется в навязчивость.

Профессиональная деформация врача


Целители человеческого организма довольно часто подвержены описываемому фактору, который выражается у них в виде таких признаков:
  1. Автоматическое оценивание состояния здоровья . Даже при рукопожатии некоторые медики начинают определять самочувствие человека. При этом они мысленно вычисляют пульс людей, влажность их ладони и предположительную температуру тела.
  2. Визуальная постановка диагноза . При профдеформации врач в мешках под глазами увидит проблемы с почками, а при желтизне лица авторитетно посоветует проверить печень. У человека подобные изменения могут возникнуть после бессонной ночи и при авитаминозе, что не учитывают врачи с изменением сознания.
  3. Цинизм . Некоторым медикам сложно избежать профессиональной деформации, потому что их работа связана со спасением человеческой жизни и огромной ответственностью. Абстрагируясь, используя «черный» юмор и становясь холодными аналитиками, они защищают собственную нервную систему от излишних потрясений.

Изменение сознания у юриста


Правовые отношения часто накладывают отпечаток на мировоззрение людей данной профессии. У человека, который связан с этой сферой деятельности, профдеформация проявляется в следующих формах:
  • Нигилизм . В данном случае служители Фемиды начинают применять в своей практике принцип пользы в разрез с общепринятыми ценностями. Не обходя при этом закон, такие юристы, найдя определенные лазейки, довольно успешно его игнорируют.
  • Правовой инфантилизм . Обычно озвученное явление наблюдается у тех людей, которые занимают свою должность не по праву. Их сознание изменяется исключительно из-за юридической некомпетентности или родственников-покровителей, занимающих более высокий чин.
  • Правовой радикализм . При подобном отношении к своим обязанностям человек превращается в робота, который неукоснительно следует всем догмам закона. При этом его абсолютно не интересует человеческий фактор, через который он с легкостью переступает.
  • Негативно-правовой радикализм . Является он обратной стороной медали честного отношения к выполнению своих обязанностей. В основе такой модели поведения лежит мошенничество и откровенное взяточничество.

Профдеформация у сотрудников ОВД


Довольно часто люди этой профессии сталкиваются с экстремальными ситуациями, поэтому у них прослеживаются следующие видоизменения характера:
  1. Излишняя напористость . Находясь постоянно в состоянии боевой готовности, им сложно сдерживать свою активность в некоторых жизненных ситуациях. Социализация при этом нарушается, что мешает иногда сотрудникам ОВД устроить свою личную жизнь.
  2. Властность . Представители озвученной правовой структуры довольно часто не желают слышать какую-либо критику в свой адрес. Собственное мнение они начинают считать единственно верным, подавляя таким образом ближайшее окружение и посторонних людей.
  3. Черствость . Одним из проявлений профдеформации у работников ОВД является тот факт, что они перестают видеть проявления человеческого горя. При этом такие особы способны продолжать четко выполнять свои служебные обязанности и стоять на страже интересов государства.
  4. Несоблюдение профессионально-этических норм . Постоянное общение с преступниками иногда заканчивается для служителей закона враждебным отношением к тем, кто нарушил его. Вследствие этого учащаются случаи физического и морального унижения человеческого достоинства задержанных лиц.

Профессиональная деформация руководителя


Далеко не все подчиненные могут похвастаться мудрым начальством, которое вникает в проблемы своего коллектива. В некоторых случаях профессиональная деформация руководителей выглядит следующим образом:
  • Авторитарность . В этом проявлении начальники чем-то напоминают педагогов с их безапелляционностью взглядов на многие жизненные ситуации. Пользуясь своим служебным положением, они со временем начинают считать себя сверхлюдьми с уникальными организаторскими способностями.
  • Сухость . Привычка раздавать указания делает некоторых руководителей скупыми на реплики людьми. С одной стороны, это не является явным недостатком, но содержательной беседы от такого человека ждать не приходится.
  • Некорректность . Определенная власть способна вскружить голову даже адекватным особам. Особенно это касается тех людей, которые долго поднимались по служебной лестнице. Получив заветную руководящую должность, они могут приобрести вульгарно-бесконтрольное изменение личности.

Профдеформация у программистов


Даже самый простой вопрос люди с подобной профессией способны превратить в анализ сложнейшей проблемы. Им довольно часто присуща следующая профдеформация личности:
  1. Повышенная концентрация . В данном случае у них полностью отключается внешнее внимание. Гипер-сосредоточенность на определенном процессе затем переносится и на повседневные дела. При той же уборке квартиры таких людей будут раздражать все внешние звуки в виде телефонного звонка или включенной у соседа дрели.
  2. Зависимость от поставленной цели . Только четкая формулировка задачи доходит до сознания программиста. В ином случае у него можно наблюдать ярко выраженную профессиональную деформацию. Отправляя такого субъекта в магазин, нельзя обходиться общими фразами-наставлениями. Лучше всего составить четкий список с указанием количества продуктов и точной марки их производителя.
Некоторые обыватели при слове «программист» или «компьютерщик» сразу представляют себе фанатика своего дела, отрешенного от внешнего мира. Далеко не всегда профессиональная деформация возникает у подобных людей. Они вполне могут иметь интересы помимо работы над созданием кодов.

Профилактика профессиональной деформации личности


Озвученная проблема имеет психологический характер ее возникновения. Следовательно, бороться с ней необходимо самому человеку. Помогут ему в этом следующие советы специалистов:
  • Развитие у себя самокритики . При адекватной оценке собственных возможностей даже люди на руководящей должности остаются компетентными особами и создают здоровый микроклимат в коллективе.
  • Поиск нового опыта . Довольно часто именно рутина способна спровоцировать возникновение профессиональной деформации. Чтобы избежать ее, необходимо посещать различные тренинги и курсы по повышению квалификации.
  • Организация правильного режима дня . Профдеформация никогда не появится у тех людей, которые хорошо высыпаются, грамотно организовывают свой пищевой рацион, занимаются спортом и не имеют вредных привычек.
  • Отдых от работы . Эмоциональное истощение наступает из-за того, что некоторые трудоголики просто живут своей профессией. Подобное рвение похвально только в том случае, если периодически давать своему организму отдохнуть.
  • Выход из комфортной зоны . Именно в ней происходит постепенная деградация личности, когда не хочется покорять новые вершины. Эмоционально отдыхать нужно, но не следует это занятие превращать в привычный образ жизни.
  • Участие в нестандартных проектах . Не нужно бояться проявить свою неординарность в каком-либо необычном деле. Яркие впечатления от проделанной интересной работы помогут осуществить профилактику профессиональной деформации.
  • Общение с новыми людьми . Лучше всего выбирать для знакомства активных и креативных личностей. Хорошо, если они будут принадлежать к представителям других профессий.
  • Отказ от накопления негативных эмоций . Человек, который держит все проблемы в себе, напоминает мину замедленного действия. Неприятности на работе можно и нужно обсуждать со своими близкими людьми, чтобы не случилось необратимого процесса в виде разрушения личности.
Что такое профессиональная деформация - смотрите на видео:


Профессиональную деформацию рекомендуется устранять при первых же ее проявлениях. Она способна уничтожить не только желание творить и приносить пользу обществу, подобное изменение сознания создает множество проблем человеку, который стремится состояться как личность на профессиональном поприще и в личной жизни.

30-41. Служебный этикет -это совокупность целесообразных правил поведения людей в трудовых коллективах. Эти правила обусловлены важнейшими принципами общечеловеческой морали и нравственности. Не секрет, что на работе каждый человек является объектом внимания коллег, клиентов, которые обращают внимание на ее приветствие, умение спрашивать, слушать, проявлять уважение к другим и т.п.. "В любом мелком, даже незначительном, неприметном поступке уже оказывается наш характер: дурак и входит, и выходит, и садится, и встает с места, и молчит, и движется иначе, чем умный человек," - писал Ж. де Лабрюйер. Соблюдение правил и требований служебного этикета является обязательным для всех: и руководителей, и подчиненных. Так, на службе люди обычно обращаются друг к другу на "Вы", ведут себя вежливо, стараются быть вежливыми и корректными. На светских раундах, по правилам этикета, разговаривают о приятных и интересных вещах, не обсуждают личную жизнь, внешность присутствующих, деловые проблемы, пытаются улыбаться. Этикет - это язык символов. Человек должен использовать его с целью лучше взаимодействовать с другими (коллегами, партнерами). Правила и требования служебного этикета должны способствовать созданию здорового морально- психического климата и подъему настроения, повышению производительности труда. Ученые советуют руководителю :

Стараться делать замечания подчиненным с глазу на глаз; научиться поощрять подчиненных; признавать свои ошибки; уметь наказывать; не спорить по пустякам; быть доброжелательным, деликатным;

всем сотрудникам :

Обладать общей культурой; - Порядочно относиться к другим; - Уважать человеческое достоинство коллег; - Не лицемерить, не лгать; - Быть вежливыми; - Свои проблемы, неприятности оставлять за пределами учреждения;

Быть доброжелательными, добросовестными, почтительными, тактичными, деликатными, уметь выражать соболезнования.

Служебный этикет предполагает и правила поведения с клиентами и партнерами по бизнесу. Этикет служебных взаимоотношений обязывает:

Быть вежливым ко всем клиентам (мнение каждого клиента влияет на имидж фирмы, учреждения); встречи начинать вовремя; на все звонки и письма клиентов своевременно давать ответы; принятые решения выполнять в указанные сроки; работников быть в хорошем и опрятном одежде.

Все это будет способствовать надежным и долговременным отношениям с клиентами, росту прибылей фирмы. Служебный этикет предполагает отношения с иностранцами. Для делового общения с ними нужно хорошо знать обычаи, традиции страны, представителем которой является ваш партнер, а также принятые там правила этикета. Но следует помнить, что одним из важнейших принципов зарубежного делового этикета является поддержка честных и уважительных отношений с партнером.

40. Деловое общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция, то есть с помощью пере писки или технических средств. Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.

В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером. В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить в любой момент. Деловое общение реализуется в различных формах:

Деловая беседа;

Прием подчиненных;

Деловые переговоры;

Деловые совещания и собрания;

Публичные выступления.

Особенности делового общения заключаются в том, что:

Партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

Общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

Основная задача делового общения - продуктивное сотрудничество.

Принципы делового общения.

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы ХХ века заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах, даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми. В этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal рublic relation (весьма приближенно можно перевести как «деловой этикет»). Джен Ягер в книге «Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса» выделил шесть следующих основных принципов:

1. Пунктуальность (делайте все вовремя). Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25 процентов к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы.

2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Нет также необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.

3. Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно. Это, однако, не означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.

4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе). Внимание к окружающим должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.

5. Внешний облик (одевайтесь как положено). Главный подход - вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения - в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то есть одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Важное значение имеют тщательно подобранные аксессуары.

6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов. Даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона.

42. Понятие и виды профессиональной деформации.

Профессиональная деформация личности – изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентации, характера, способов общения и поведения), которое наступает под влиянием выполнения профессиональной деятельности. Формируется профессиональный тип личности, который может проявляться в профессиональном жаргоне, манерах поведения, физическом облике.

Рассматривая параметры профессиональной деформации личности, предварительно можно выделить следующие характеристики. Воздействие профессии на личность можно оценить, прежде всего, по ее модальности (позитивное или негативное влияние). Известно, что сам по себе труд обладает нейтральными свойствами по отношению к результатам воспитания. Он способен оказывать благотворное, облагораживающее влияние на человека, формировать благородное от­ношение к труду, коллективу, воспитывать духовные потребности, мировоззрение, совершенствовать трудовые навыки, умения, опыт, в целом формировать особенности характера человека.

Профессиональная деформация проявляется в таких качествах личности, которые изменяются под влиянием профессиональной роли. Источники профессиональной деформации кроются в недрах профессиональной адаптации личности к условиям и требованиям труда. Известно, что в наибольшей степени профессиональная деформация проявляется у представителей тех специ­альностей, где работа связана с людьми, особенно с «ненормаль­ными» в каком-то отношении. Объективное разделение труда, различия между умственным и физическим трудом, дисгармония в развитии личности создают предпосылки для возникновения профессиональных типов характера личности, превращения субъектов в «узких специалистов».

Говоря о профессиональной деформации, можно кратко отметить, что сущность ее заключается во взаимодействии субъекта и личности в единой структуре индивидуальности. Впервые в психологии академик Б. Г. Ананьев отметил возможность несовпадающего, противоречивого развития свойств личности и свойств субъекта деятельности, а также проанализировал условия, способствующие несовпадению свойств личности и свойств субъекта, профессионала, специалиста в их взаимодействии.

Феномен профессиональной деформации можно определить как проникновение «Я-профессионального» в «Я-человеческое», имея в виду, что при профессиональной деформации воздействие профессиональных рамок и установок не ограничивается исключительно профессиональной сферой. Можно сказать, что после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного «выправления», поэтому даже в личной жизни человек продолжает нести на себе «деформирующий отпечаток» своей профессии. Таким образом, термин «профессиональная деформация» - это достаточно удачная метафора, на основе которой можно построить модель, наглядно описывающую механизм деформирующего влияния профессиональной деятельности. Для этого представим некий производственный процесс изготовления какого-либо изделия с помощью прессования.

На входе в этот процесс мы имеем материал определенной формы, который проходит через воздействие пресса и потому теряет свою старую форму (то есть деформируется). На выходе этот материал имеет новую форму, которая соответствует конфигурации пресса. Для того чтобы процесс деформации успешно состоялся, необходима достаточная сила пресса и подходящие свойства материала. В противном случае материал не изменит свою форму (если пресс не достаточно мощный) или через некоторое время он может принять первоначальную форму (если материал слишком упругий). Для того, чтобы этого не случилось в некоторых производственных процессах используются различные способы закрепления полученной формы (например, обжиг при изготовлении керамических изделий).

Дело в том, что все перечисленные выше деформирующие факторы имеют свои аналогии в работе любого профессионала:

Свойства материала - это личностные особенности консультанта и его изначальные склонности: психическая подвижность/ригидность, мировоззренческая независимость/податливость, личностная зрелость/незрелость и пр.

Конфигурация пресса - это профессиональные рамки, в которые помещает себя консультант: принципы и установки, профессиональная картина мира, профессиональные навыки, контингент клиентов и их проблематика, должностные обязанности, условия работы и пр.

Сила пресса - это степень воздействия предыдущих факторов, зависящая от таких параметров, как: вера в метод и авторитет учителей, личностная значимость профессиональной деятельности, ощущение ответственности, эмоциональная вовлеченность в профессиональную деятельность, мотивация, ощущение миссии, сила внешнего контроля и пр.

«Обжиг» - это фактор, который способствует закреплению полученной формы, и связан он в основном с получением положительных эмоций: профессиональный успех, благодарность от клиентов, похвала учителей, признание коллег, восхищение окружающих и пр.

В результате, благодаря «успешному» сочетанию вышеупомянутых факторов, мы рискуем получить деформированного консультанта, который с трудом может «расправиться», то есть восстановить свою изначальную человеческую форму.

Ниже представлены некоторые последствия, которые мы имеем благодаря воздействию профессиональной деятельности. Часть из них, действительно, можно считать позитивными для нашей личности и вписывающимися в понятие «личностного роста», однако другую часть, на мой взгляд, надо отнести к негативным последствиям, то есть к тому, что мы называем «профессиональной деформацией».

1. Более глубокое осознание себя, понимание окружающих людей и происходящих событий. 2. Анализ жизненных ситуаций.

3. Способность к рефлексии.

4. Навыки продуктивного преодоления кризисных и психотравмирующих ситуаций.

5. Коммуникативные навыки.

6. Противостояние чужому влиянию.

7. Саморегуляция.

8. Способность к принятию и эмпатии.

9. Более широкий взгляд на мир, толерантность к “инакомыслящим”.

10. Познавательный интерес.

11. Появление новых форм самореализации.

1. Проецирование негативной проблематики на себя и на своих близких.

2. Навязчивая диагностика себя и окружающих (“навешивание ярлыков” и интерпретации).

3. Консультирование окружающих.

4. Принятие роли "учителя".

5. Излишний самоконтроль, гиперрефлексия и потеря спонтанности.

6. Idea fixe - "работа над собой".

7. Рационализирование, стереотипизирование и уменьшение чувствительности к живому опыту.

8. Пресыщение общением.

9. Эмоциональная холодность.

10. Цинизм.

Кроме отмеченных выше более или менее универсальных последствий профессиональной деятельности можно попытаться выделить специфические проявления профессиональной деформации.

42-43. Профессиональная деформация - когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности.

Впервые термин «профессиональная деформация» ввел Питирим Сорокин как обозначение негативного влияния профессиональной деятельности на человека. Профессиональную деформацию описывали в своих работах такие ученые, как С. Г. Геллерштейн (1930), А. К. Маркова (1996), Э. Ф. Зеер (1999, 2003). Профессор Р. Конечный и доктор М. Боухал (60-е годы ХХ века) считали, что склонность к деформации наблюдается у определенных профессий, «представители которых обладают трудно контролируемой и трудно ограничиваемой властью».

Связь с профессией

Наиболее подвержены профдеформации лица, работающие с людьми, например: работники правоохранительных органов, руководители, депутаты, социальные работники, педагоги, медики, продавцы, сами психологи. Для них профдеформация может выражаться в формальном, функциональном отношении к людям. Как в сфере социономических профессий, так и в технических профессиях профдеформации по-разному выражаются в зависимости от конкретной профессии: у учителей - в авторитарности и категоричности суждений; у психологов, психотерапевтов - в стремлении манипулировать другим человеком, навязывать определенную картину мира, не учитывая мотивов и целей самого человека; у программистов - в тенденции искать ошибки в различных жизненных ситуациях, склонности к алгоритмизации.

У управленцев профессиональная деформация может проявляться как рост агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, приводя к падению (или утрате) способности к эффективному общению, самосовершенствованию, развитию, вплоть до потери вкуса к жизни.

Проявления

Частными случаями, способами проявления профессиональной деформации являются: административный восторг, синдром эмоционального «выгорания», управленческая эрозия.

Выделяют несколько способов систематизации проявлений деформации личности:

Первая систематизация

Должностная деформация - руководитель не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное. Встречается чаще всего.

Адаптивная деформация - пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности, в результате чего у человека формируется высокий уровень конформизма, он перенимает безоговорочно принятые в организации модели поведения. При более глубоком уровне деформации у работника появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жесткость.

Профессиональная деградация - крайняя степень профессиональной деформации, когда личность меняет нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально несостоятельной.

Систематизация Эвальда Фридриховича Зеера:

Общепрофессиональные деформации - деформации, типичные для работников данной профессии. Например, для работников правоохранительных органов - синдром «асоциальной перцепции» (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель).

Специальные профессиональные деформации - деформации, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя - правовая подозрительность; у оперативного работника - актуальная агрессивность; у адвоката - профессиональная изворотливость; у прокурора - обвинительность.

Профессионально-типологические деформации - деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате - складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:

Деформации профессиональной направленности личности - искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям

Деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей (организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и других) - комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм.

Деформации, обусловленные чертами характера - ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность.

Индивидуальные деформации - деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций (сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, и другие).

Причины

Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, - это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности. Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.

В психологической литературе выделяют три группы факторов, ведущих к возникновению профессиональной деформации: факторы, обусловленные спецификой деятельности, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера.

По мнению многих исследователей (А. Адлера, С.П. Безносова, Р.М. Грановской, Э.Ф. Зеера, и др.) процесс освоения профессии проходит как конструктивно: личность развивается, происходит усиление и совершенствование качеств, способствующих успешности в деятельности; так и деструктивно: наблюдается разрушение личностных подструктур, искажение профессионально-личностного профиля специалиста. Последнее в психологии профессионального развития получило название профессиональных деформаций .

По мнению Э.Ф. Зеера профессиональные деформации могут проявляться на четырех уровнях.

1.Общепрофессиональные деформации , типичные для работников этой профессии. Эти инвариантные особенности личности и поведения профессионалов прослеживаются у большей части работников со ста­жем, хотя уровень выраженности данной группы деформаций различен. Так, для врачей характерен синдром «сострадательной усталости», выражающийся в эмоциональной индифферентности к страданиям боль­ных. У работников правоохранительных органов развивается синдром «асоциальной перцепции», при котором каждый гражданин воспринима­ется как потенциальный нарушитель; у руководителей – синдром «вседозволенности», выражающийся в нарушении профессиональных и этических норм, в стремлении манипулировать профессиональной жизнью подчиненных. Ансамбль общепрофессиональных деформаций де­лает работников профессии узнаваемыми, похожими.

2. Специальные профессиональные деформации , возникающие в процессе специализации по профессии. Любая профессия объединяет несколько специальностей. Каждая специальность имеет свой состав деформаций. Так, у следователя появляется правовая подозритель­ность, у оперативного работника – актуальная агрессивность, у адвоката – профессиональная изворотливость, у прокурора – обвинительность. Врачи разных специальностей тоже обрастают своими де­формациями. Терапевты ставят угрожающие диагнозы, хирурги цинич­ны, медсестры черствы и равнодушны.

3. Профессионально-типологические деформации , обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности: темперамента, способностей, характера – на психологическую струк­туру деятельности. В результате складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:

§ деформации профессиональной направленности личности: иска­жение мотивации деятельности («сдвиг мотива на цель»), перестрой­ка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к но­вичкам и нововведениям;

§ деформации, развивающиеся на основе каких-либо способнос­тей: организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, завышенная самооценка, психологическая герметизация, нарциссизм и др.);


§ деформации, обусловленные чертами характера: ролевая экс­пансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность и др.

Эта группа деформаций развивается в разных профессиях и не имеет четкой профессиональной ориентации.

4. Индивидуализированные деформации , обусловленные особен­ностями работников самых различных профессий. В процессе много­летнего выполнения профессиональной деятельности, психологическо­го сращивания личности и профессии отдельные профессионально важ­ные качества, как, впрочем, и профессионально нежелательные, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Это может быть сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм. Данные деформации можно назвать «профессиональным кретинизмом».

Следствием всех этих деформаций являются психическая напряженность, конфликты, снижение продуктивности профессиональной деятельности личности, неудовлетворенность жизнью и социальным окружением.

В педагогической деятельности наиболее распространенными деформациями являются:

1. Авторитарность, которая проявляется в жесткой централизации учебно-воспитательного процесса, единоличном осуществлении управленческих функций, использовании преимущественно распоряжений, рекомендаций, указаний. Авторитарные педагоги тяготеют к различ­ным наказаниям учащихся, отказываются от сотрудничества с ними. Авторитарность обнаруживается в снижении рефлексии – самоанализа и самоконтроля педагога.

2. Демонстративность – качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя. Эта тенденция реализуется в ориги­нальном поведении, демонстрации своего превосходства, нарочитых преувеличениях, расцвечивании своих переживаний, в позах, поступ­ках, рассчитанных на внешний эффект. Эмоции ярки, выразительны в проявлениях, но неустойчивы и неглубоки. Некоторая доля демонстратив­ности педагогу профессионально необходима. Однако, когда она начи­нает определять стиль поведения, то снижает качество педагогической деятельности, становясь средством самоутверждения.

3. Педагогический догматизм возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессионально-педагогических задач. У педагога исподволь формируется склонность к уп­рощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности педагогической ситуации. Профессиональный догматизм проявляется также в игнорировании психолого-педагогических тео­рий, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуве­ренности и завышенной самооценке. Догматизм развивается с ростом стажа работы в одной и той же должности, снижением уровня общего интеллекта, а также обусловливается особенностями характера.

4. Доминантность обусловлена выполнением педагогами властных функций. Ему даны большие права: требовать, наказывать, оцени­вать, контролировать. Развитие этой деформации определяется также индивидуально-типологическими особенностями личности. В большей мере доминантность проявляется у холериков и флегматиков. Она может развиться на основе акцентуации характера. Но в любом случае работа педагога создает благоприятные условия для удовлет­ворения потребности во власти, в подавлении других и самоутверж­дении за счет учащихся.

5. Педагогическая индифферентность характеризуется эмоцио­нальной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся. Педагогическое взаимодействие с ними строится без учета их личностных особенностей, исходя из типологического подхода: «двоечник», «хулиган», «активист», «лентяй» и т.д. Индифферентность развивается с годами как следствие эмоциональной усталости и отрицательного индивидуального опыта взаимодействия с учащимися.

6. Консерватизм проявляется в предубеждении против нововведений, приверженности устоявшимся технологиям. Развитию консерватизма способствует то обстоятельство, что педагог регулярно репродуцирует один и тот же учебный материал, применяет определенные формы и методы обучения и воспитания. Стереотипные приемы воздействия постепенно превращаются в штампы, экономят интеллектуальные силы педагога, не вызывают дополнительных эмоциональных переживаний. По мере профессионализации эти штампы в педагогической работе становятся тормозом развития деятельности и личности педагога.

7. Ролевой экспансионизм проявляется в тотальной погружен­ности в профессию, фиксации на собственных пробле­мах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого че­ловека, в преобладании обвинительных и назидательных высказыва­ний, безапелляционных суждений. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами образовательного учреждения, в пре­увеличении собственной роли и значения.

8. Социальное лицемерие педагога обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания учащихся и взрослых, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений.

9. Поведенческий трансфер (проявление синдрома ролевого трансфера) характеризует формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих учащимся. Поговорка «С кем поведешься – от того и наберешься» справедлива в отношении педагогов.

10. Дидактичность – это проявление педагогических издержек объяснительно-иллюстративных методов обучения. Она выражается в стремлении учителя все объяснить самому, а в воспитательной работе – в нравоучении и назидании. Дидактичность педагога проявляется также за пределами учебного заведения: в семье, неформальном общении, часто приобретает характер профессионального занудства.

11. Педагогическая агрессия проявляется во враждебном отношении к нерадивым и неуспевающим ученикам, в приверженности к «ка­рательным» воздействиям, в требовании безоговороч­ного подчинения.

27. Психологические компоненты профессиональных стандартов и государственных образовательных стандартов.

Мониторинг профессионального развития личности