Лесной прадедушка (Рассказы о родной природе) (Скребицкий Георгий Алексеевич). Внеклассное чтение по литературному чтению Г.Скребицкий "Кот Иваныч"(3 класс) Кот иваныч краткое содержание 5 6 предложений

Год написания: 1940-1950-ые года

Жанр: рассказ

Главные герои: Иваныч

Скребицкий входит в первые ряды советских писателей-натуралистов, а краткое содержание рассказа «Кот Иваныч» для читательского дневника проникнуто таким теплом и домашним уютом кошачьей жизни, что отзовется в сердце каждого.

Сюжет

У рассказчика есть кот - ленивый и большой - Иваныч. Он любим хозяева и приносит им много радости своим поведением. Иваныч, как и любой кот, любит поесть и поспать. Он так крепко спит, что не просыпается, когда его за хвост тащит кутенок. Иванычу нравится спать в тепле и уюте, ради этой цели он забрался в таз с тестом и уснул там. Иваныч не реагирует на мышей, они бегают вокруг него, а он и ухом не водит. Зато любит бегать в амбар и ловить крыс, а потом, довольный, приносит их домой и пугает хозяйку - ведь крысы бывают живые. Любит озорник ловить и рыб из аквариума - достает их лапкой. Хозяин приносит раков и поселяет в аквариуме. Иваныч по привычке пытается их поймать и получает укус и больше к ним не суется. Он стойко переносит переезд в новый дом и не бежит к старому, а весело встречает хозяев по вечерам.

Вывод (моё мнение)

Животные - наши друзья. Если наблюдать за ними, получаешь массу положительных эмоций и испытываешь к ним любовь. Нужно быть добрым и ласковым с животными, и они отплатят еще большей лаской и преданностью.

Скребицкий Георгий Алексеевич Лесной прадедушка (Рассказы о родной природе) ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ ВАМ, ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ ДРУЗЬЯ МОЕГО ДЕТСТВА ЛЕСНОЕ ЭХО ПУШОК СИРОТКА КОТ ИВАНЫЧ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ВОРИШКА ДРУЖБА ЧИР ЧИРЫЧ ДЖЕК УШАН БАРСУЧОНОК ЗАБОТЛИВАЯ МАМАША АИСТЯТА БЕЛАЯ ШУБКА ЛЕСНОЙ ГОЛОСОК ЗА ЛЕСНОЙ ЗАВЕСОЙ РЕДКАЯ ГОСТЬЯ ЛЕСНОЙ ПРАДЕДУШКА ТЕТЕРЮК СМЫШЛЁНЫЕ ПТИЦЫ МАЛЕНЬКИЙ ЛЕСОВОД ТОВАРИЩИ ПО ОХОТЕ В ЗИМНЮЮ СТУЖУ СЛЕДОПЫТЫ СРОЧНЫЙ ПАКЕТ ДРУГ СЕРДЕЧНЫЙ ПРОПАВШИЙ МЕДВЕДЬ ЗАЙЧИШКЕ ПОВЕЗЛО МИТИНЫ ДРУЗЬЯ НА ОЗЕРЕ ЗА ЛИСОЙ ЗА СЕЛЕЗНЯМИ НЕОЖИДАННОЕ ЗНАКОМСТВО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ СТОРОЖ СТАРЫЙ БЛИНДАЖ ЧУДО ТЕХНИКИ В ЗЕЛЁНОЙ КОРЗИНОЧКЕ РЕДКИЙ СНИМОК ДЛИННОНОСЫЕ РЫБОЛОВЫ КУЙКА ГОЛУБОЙ ДВОРЕЦ ТРУДНОЕ ЗАДАНИЕ НЕЖДАННЫЙ ПОМОЩНИК «ПЕРЕДЫШКА» ЛЕСНЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ ДЖЕК И ФРИНА НОСАТИК ВОДЯНОЙ СМЫШЛЁНЫЙ ЗВЕРЕК ЛЕСНОЙ РАЗБОЙНИК СЛАСТЁНА ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

КОТ ИВАНЫЧ

Жил у нас в доме огромный толстый кот - Иваныч: ленивый, неповоротливый. Целые дни он ел или спал. Бывало, залезет на тёплую лежанку, свернётся клубком и уснёт. Во сне лапы раскинет, сам вытянется, а хвост вниз свесит. Из-за этого хвоста Иванычу часто доставалось от нашего дворового щенка Бобки.

Он был очень озорной щенок. Как только дверь в дом откроют - шмыгнёт в комнаты прямо к Иванычу. Схватит его зубами за хвост, стащит на пол и везёт, как мешок. Пол гладкий, скользкий, Иваныч по нему словно по льду покатится. Спросонья сразу и не разберёт, в чём дело. Потом опомнится, вскочит, даст Бобке лапой по морде, а сам опять спать на лежанку отправится.

Иваныч любил улечься так, чтобы ему было и тепло и мягко. То к маме на подушку уляжется, то под одеяло заберётся. А однажды вот что натворил. Замесила мама тесто в кадушке и поставила на печку. Чтобы оно лучше поднялось, сверху ещё тёплым платком прикрыла. Прошло часа два. Мама пошла посмотреть - хорошо ли тесто поднимается. Глядит, а в кадушке, свернувшись калачиком, как на перине, Иваныч спит. Всё тесто примял и сам весь измазался. Так мы без пирогов и остались. А Иваныча вымыть пришлось.

Налила мама в таз тёплой воды, посадила туда кота и начала мыть. Мама моет, а он и не сердится - мурлычет, песни поёт. Вымыли его, вытерли и опять на печку спать положили.

Вообще Иваныч был очень ленивый кот, даже мышей не ловил. Иногда мышь скребётся где-нибудь рядом, а он внимания на неё не обращает.

Как-то зовёт меня мама в кухню:

Погляди-ка, что твой кот делает!

Гляжу - Иваныч растянулся на полу и греется на солнышке, а рядом с ним целый выводок мышат гуляет: совсем крошечные, бегают по полу, собирают хлебные крохи, а Иваныч будто пасёт их - поглядывает да глаза от солнца жмурит. Мама даже руками развела:

Что же это такое делается!

А я и говорю:

Как - что? Разве не видишь? Иваныч мышей караулит. Наверное, мышка-мать попросила за ребятами присмотреть, а то мало ли что без неё может случиться.

Но иногда Иваныч любил ради развлечения и поохотиться. Через двор от нашего дома был хлебный амбар, в нём водилось много крыс. Проведал об этом Иваныч и отправился как-то после обеда на охоту.

Сидим мы у окна, вдруг видим - по двору бежит Иваныч, а во рту огромная крыса. Вскочил он в окно - прямо к маме в комнату. Разлёгся посреди пола, выпустил крысу, сам на маму смотрит: «Вот, мол, каков я охотник!»

Мама закричала, вскочила на стул, крыса под шкаф шмыгнула, а Иваныч посидел-посидел и спать себе отправился.

С тех пор Иванычу житья не стало. Утром встанет, вымоет лапой мордочку, позавтракает и отправится в амбар на охоту. Минуты не пройдёт, а он домой спешит, крысу тащит. Принесёт в комнату и выпустит. Потом уж мы так приладились: как он на охоту - сейчас все двери и окна запираем. Иваныч поносит, поносит крысу по двору и пустит, а она назад в амбар убежит. Или, бывало, задушит крысу и давай с нею играть: подбрасывает, лапами ловит, а то положит её перед собою и любуется.

Вот однажды играл он так - вдруг, откуда ни возьмись, две вороны. Сели неподалёку, начали вокруг Иваныча скакать, приплясывать. Хочется им крысу у него отнять - и страшновато. Скакали-скакали, потом одна как схватит сзади Иваныча клювом за хвост! Тот кубарем перевернулся да за вороной, а вторая подхватила крысу - и до свиданья! Так Иваныч ни с чем и остался.

Впрочем, Иваныч хотя крыс иногда и ловил, но никогда их не ел. Зато он очень любил полакомиться свежей рыбой. Как приду я летом с рыбалки, только поставлю ведёрко на лавку, а он уж тут как тут. Сядет рядом, запустит лапу в ведёрко, прямо в воду, и шарит там. Зацепит лапой рыбу, выкинет на лавку и съест. Иваныч даже повадился из аквариума рыбок таскать.

Как-то раз поставил я аквариум на пол, чтобы воду сменить, а сам ушёл на кухню за, водой. Прихожу обратно, гляжу и глазам не верю: у аквариума Иваныч - на задние лапы привстал, а переднюю в воду запустил и рыбу, как из ведёрка, вылавливает. Трёх рыбок я потом недосчитался.

С этого дня с Иванычем просто беда: так от аквариума и не отходит. Пришлось сверху стеклом закрывать. А как забудешь, сейчас двух-трёх рыбок вытащит. Уж мы не знали, как его отучить от этого.

Но только, на наше счастье, Иваныч и сам очень скоро отучился.

Принёс я однажды с реки вместо рыбы в ведёрочке раков, поставил, как всегда, на лавку. Иваныч сразу прибежал - и прямо в ведро лапой. Да вдруг как потянет назад! Глядим - за лапу рак клешнями ухватился, а за ним второй, а за вторым - третий… Все из ведёрка за лапой тащатся, усами шевелят, клешнями щёлкают. Тут Иваныч глазищи от страха вытаращил, шерсть дыбом поднялась: «Что за рыба такая?»

Тряхнул лапой, так все раки на пол посыпались, а сам Иваныч хвост трубой - и марш в окно. После этого даже близко к ведёрку не подходил и в аквариум перестал лазить. Вот как напугался!

Кроме рыбок, у нас в доме было много разной живности: птицы, морские свинки, ёж, зайчата… Но Иваныч никогда никого не трогал. Он был очень добрый кот, дружил со всеми животными. Только с ежом Иваныч вначале не мог ужиться.

Этого ежа я принёс из леса и пустил в комнате на пол. Ёжик сначала лежал, свернувшись в клубок, а потом развернулся и забегал по комнате. Иваныч очень заинтересовался зверьком. Дружелюбно подошёл к нему и хотел обнюхать. Но ёж, видимо, не понял доброго намерения Иваныча - он растопырил колючки, подскочил и пребольно кольнул Иваныча в нос.

После этого Иваныч стал упорно избегать ежа. Стоило тому вылезти из-под шкафа, как Иваныч поспешно вскакивал на стул или на окно и никак не хотел спускаться вниз.

Но вот как-то раз после обеда мама налила Иванычу в блюдечко супа и поставила его на коврик. Кот сел около блюдца поудобнее, начал лакать. Вдруг мы видим - из-под шкафа вылезает ёжик. Вылез, носиком потянул, прямо направился к блюдцу. Подошёл и тоже за еду принялся. А Иваныч не убегает видно, проголодался, косится на ежа, а сам торопится, пьёт.

Так вдвоём всё блюдечко и вылакали.

С этого дня мама начала их каждый раз вместе кормить. И ведь как они хорошо к этому приладились! Стоит только маме половником о блюдечко стукнуть, а они уже бегут. Усядутся рядышком и едят. Ёжик мордочку вытянет, колючки приложит, гладенький такой. Иваныч его совсем перестал опасаться. Так и подружились.

За добрый нрав Иваныча мы все его очень любили. Нам казалось, что по своему характеру и уму он больше походил на собаку, чем на кошку. Он и бегал за нами, как собака: мы на огород - и он за нами, мама в магазин - и он следом за ней бежит. А возвращаемся вечером с реки или из городского сада - Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается.

Как увидит меня или Серёжу, сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться и вслед за нами скорее домой спешит.

Дом, где мы жили, стоял на самом краю городка. В нём мы прожили несколько лет, а потом переехали в другой, на той же улице.

Переезжая, мы очень опасались, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на старое место. Но наши опасения оказались совершенно напрасны.

Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. Тут уж, видимо, он сразу почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. А когда в соседней комнате застучали ножами и вилками, Иваныч мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. В тот же день он осмотрел новый двор и сад, даже посидел на лавочке перед домом. Но на старую квартиру так и не ушёл.

Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка - дому. Вот у Иваныча вышло совсем наоборот.

Жил у нас в доме огромный толстый кот - Иваныч: ленивый, неповоротливый. Целые дни он ел или спал. Бывало, залезет на тёплую лежанку, свернётся клубком и уснёт. Во сне лапы раскинет, сам вытянется, а хвост вниз свесит. Из-за этого хвоста Иванычу часто доставалось от нашего дворового щенка Бобки.

Он был очень озорной щенок. Как только дверь в дом откроют - шмыгнёт в комнаты прямо к Иванычу. Схватит его зубами за хвост, стащит на пол и везёт, как мешок. Пол гладкий, скользкий, Иваныч по нему словно по льду покатится. Спросонья сразу и не разберёт, в чём дело. Потом опомнится, вскочит, даст Бобке лапой по морде, а сам опять спать на лежанку отправится.

Иваныч любил улечься так, чтобы ему было и тепло и мягко. То к маме на подушку уляжется, то под одеяло заберётся. А однажды вот что натворил. Замесила мама тесто в кадушке и поставила на печку. Чтобы оно лучше поднялось, сверху ещё тёплым платком прикрыла. Прошло часа два. Мама пошла посмотреть - хорошо ли тесто поднимается. Глядит, а в кадушке, свернувшись калачиком, как на перине, Иваныч спит. Всё тесто примял и сам весь измазался. Так мы без пирогов и остались. А Иваныча вымыть пришлось.

Налила мама в таз тёплой воды, посадила туда кота и начала мыть. Мама моет, а он и не сердится - мурлычет, песни поёт. Вымыли его, вытерли и опять на печку спать положили.

Вообще Иваныч был очень ленивый кот, даже мышей не ловил. Иногда мышь скребётся где-нибудь рядом, а он внимания на неё не обращает.

Как-то зовёт меня мама в кухню:

Погляди-ка, что твой кот делает!

Гляжу - Иваныч растянулся на полу и греется на солнышке, а рядом с ним целый выводок мышат гуляет: совсем крошечные, бегают по полу, собирают хлебные крохи, а Иваныч будто пасёт их - поглядывает да глаза от солнца жмурит. Мама даже руками развела:

Что же это такое делается!

А я и говорю:

Как - что? Разве не видишь? Иваныч мышей караулит. Наверное, мышка-мать попросила за ребятами присмотреть, а то мало ли что без неё может случиться.

Но иногда Иваныч любил ради развлечения и поохотиться. Через двор от нашего дома был хлебный амбар, в нём водилось много крыс. Проведал об этом Иваныч и отправился как-то после обеда на охоту.

Сидим мы у окна, вдруг видим - по двору бежит Иваныч, а во рту огромная крыса. Вскочил он в окно - прямо к маме в комнату. Разлёгся посреди пола, выпустил крысу, сам на маму смотрит: «Вот, мол, каков я охотник!»

Мама закричала, вскочила на стул, крыса под шкаф шмыгнула, а Иваныч посидел-посидел и спать себе отправился.

С тех пор Иванычу житья не стало. Утром встанет, вымоет лапой мордочку, позавтракает и отправится в амбар на охоту. Минуты не пройдёт, а он домой спешит, крысу тащит. Принесёт в комнату и выпустит. Потом уж мы так приладились: как он на охоту - сейчас все двери и окна запираем. Иваныч поносит, поносит крысу по двору и пустит, а она назад в амбар убежит. Или, бывало, задушит крысу и давай с нею играть: подбрасывает, лапами ловит, а то положит её перед собою и любуется.

Вот однажды играл он так - вдруг, откуда ни возьмись, две вороны. Сели неподалёку, начали вокруг Иваныча скакать, приплясывать. Хочется им крысу у него отнять - и страшновато. Скакали-скакали, потом одна как схватит сзади Иваныча клювом за хвост! Тот кубарем перевернулся да за вороной, а вторая подхватила крысу - и до свиданья! Так Иваныч ни с чем и остался.

Впрочем, Иваныч хотя крыс иногда и ловил, но никогда их не ел. Зато он очень любил полакомиться свежей рыбой. Как приду я летом с рыбалки, только поставлю ведёрко на лавку, а он уж тут как тут. Сядет рядом, запустит лапу в ведёрко, прямо в воду, и шарит там. Зацепит лапой рыбу, выкинет на лавку и съест. Иваныч даже повадился из аквариума рыбок таскать.

Как-то раз поставил я аквариум на пол, чтобы воду сменить, а сам ушёл на кухню за, водой. Прихожу обратно, гляжу и глазам не верю: у аквариума Иваныч - на задние лапы привстал, а переднюю в воду запустил и рыбу, как из ведёрка, вылавливает. Трёх рыбок я потом недосчитался.

С этого дня с Иванычем просто беда: так от аквариума и не отходит. Пришлось сверху стеклом закрывать. А как забудешь, сейчас двух-трёх рыбок вытащит. Уж мы не знали, как его отучить от этого.

Но только, на наше счастье, Иваныч и сам очень скоро отучился.

Принёс я однажды с реки вместо рыбы в ведёрочке раков, поставил, как всегда, на лавку. Иваныч сразу прибежал - и прямо в ведро лапой. Да вдруг как потянет назад! Глядим - за лапу рак клешнями ухватился, а за ним второй, а за вторым - третий… Все из ведёрка за лапой тащатся, усами шевелят, клешнями щёлкают. Тут Иваныч глазищи от страха вытаращил, шерсть дыбом поднялась: «Что за рыба такая?»

Тряхнул лапой, так все раки на пол посыпались, а сам Иваныч хвост трубой - и марш в окно. После этого даже близко к ведёрку не подходил и в аквариум перестал лазить. Вот как напугался!

Кроме рыбок, у нас в доме было много разной живности: птицы, морские свинки, ёж, зайчата… Но Иваныч никогда никого не трогал. Он был очень добрый кот, дружил со всеми животными. Только с ежом Иваныч вначале не мог ужиться.

Этого ежа я принёс из леса и пустил в комнате на пол. Ёжик сначала лежал, свернувшись в клубок, а потом развернулся и забегал по комнате. Иваныч очень заинтересовался зверьком. Дружелюбно подошёл к нему и хотел обнюхать. Но ёж, видимо, не понял доброго намерения Иваныча - он растопырил колючки, подскочил и пребольно кольнул Иваныча в нос.

После этого Иваныч стал упорно избегать ежа. Стоило тому вылезти из-под шкафа, как Иваныч поспешно вскакивал на стул или на окно и никак не хотел спускаться вниз.

Но вот как-то раз после обеда мама налила Иванычу в блюдечко супа и поставила его на коврик. Кот сел около блюдца поудобнее, начал лакать. Вдруг мы видим - из-под шкафа вылезает ёжик. Вылез, носиком потянул, прямо направился к блюдцу. Подошёл и тоже за еду принялся. А Иваныч не убегает видно, проголодался, косится на ежа, а сам торопится, пьёт.

Так вдвоём всё блюдечко и вылакали.

С этого дня мама начала их каждый раз вместе кормить. И ведь как они хорошо к этому приладились! Стоит только маме половником о блюдечко стукнуть, а они уже бегут. Усядутся рядышком и едят. Ёжик мордочку вытянет, колючки приложит, гладенький такой. Иваныч его совсем перестал опасаться. Так и подружились.

За добрый нрав Иваныча мы все его очень любили. Нам казалось, что по своему характеру и уму он больше походил на собаку, чем на кошку. Он и бегал за нами, как собака: мы на огород - и он за нами, мама в магазин - и он следом за ней бежит. А возвращаемся вечером с реки или из городского сада - Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается.

Как увидит меня или Серёжу, сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться и вслед за нами скорее домой спешит.

Дом, где мы жили, стоял на самом краю городка. В нём мы прожили несколько лет, а потом переехали в другой, на той же улице.

Переезжая, мы очень опасались, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на старое место. Но наши опасения оказались совершенно напрасны.

Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. Тут уж, видимо, он сразу почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. А когда в соседней комнате застучали ножами и вилками, Иваныч мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. В тот же день он осмотрел новый двор и сад, даже посидел на лавочке перед домом. Но на старую квартиру так и не ушёл.

Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка - дому. Вот у Иваныча вышло совсем наоборот.

Скребицкий кот иваныч

Чаплинская Жанна Геннадьевна

учитель начальных классов

КГУ ОШ № 117

г.Алматы

Урок литературы

Тема: Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч»

Цель:

обучающая – формировать представление о творчестве Г.А. Скребицкого, совершенствовать умение работать с текстом;

развивающая – развивать внимание, логическое мышление, творческие способности, расширять читательский кругозор и словарный запас;

воспитывающая – воспитывать чувство юмора, любви к домашним животным.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма организации урока: индивидуальная, групповая, коллективная.

Дидактическое обеспечение урока: портрет Г.А. Скребицкого, опорные слова, иллюстрации к рассказу,стикеры.

ХОД УРОКА

1 Организационный этап. Проверка готовности к уроку, психологический настрой.

2 Актуализация.

1.Проверка домашнего задания.

    Чтение стихотворения С. Есенина «Черёмуха».

    Выставка рисунков учащихся.

    Ответить на вопрос: «Как поэт относится к природе? В чём особенность его поэзии?»

2.Фаза вызова интереса.

Отгадайте загадки.

3.Сообщение темы.

Сегодня мы познакомимся с биографией Г.А. Скребицкого и его рассказом «Кот Иваныч».

4.Подготовка к восприятию произведения.

Чтение биографии и работа по вопросам.

    Где прошли детские годы будущего писателя?

    Чем интересовался?

    Как удалось воплотить свою мечту? (Подтвердить словами из текста).

    Кто герои его книг? (Подтвердить словами из текста).

3 Применение. Формирование умений и навыков.

Работа над произведением.

1. Целевая установка.

Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа «Кот Иваныч»?

2. Первичное чтение текста (работа в группах).

- Чтение 1 части (до слов «Но иногда Иваныч…»).

Чтение 2 части (до слов «Принёс я однажды…»).

Чтение 3 части (до конца).

3. Проверка восприятия.

1 группа. Словарная работа (лежанка, кадушка).

    Знакомство с котом.

    Озорной щенок Бобка.

    Случай с тестом.

    Кот сторожит мышат.

2 группа. Словарная работа (амбар, кубарем, клешня).

Что запомнилось больше всего?

От чьего имени ведётся повествование?

Какие части выделили и озаглавили:

    Охота на крыс.

    Неприятности охоты.

    История с воронами.

    Кот-рыбак.

    Страшные раки.

3 группа. Словарная работа (намерение, половник, нрав).

Что запомнилось больше всего?

От чьего имени ведётся повествование?

Какие части выделили и озаглавили:

    Интересный зверёк.

    Страх и дружба с ежом.

    Любовь к Иванычу.

4. Анализ произведения.

Понравился ли вам кот Иваныч?

Что в его поведении рассмешило, а что удивило?

Опишите кота (внешность, манера поведения, отношение с другими персонажами).

В каких поступках лучше всего раскрывается его характер?

Расскажите о развлечениях Иваныча.

А как он охотился? С каким чувством это описывает автор?

За что все любили кота? Прочитайте.

Можно ли Иваныча назвать ленивым? Обоснуйте свой ответ.

5. Работа с иллюстрацией.

Рассмотрите иллюстрацию. К какому эпизоду она сделана? Соответствует ли она настроению, которое вызывает этот эпизод?

А что нарисовали бы вы?

6. Определение идеи произведения.

В чём состоит главная мысль рассказа?

7. Творческая работа.

Расскажите о проделках своего четвероногого друга. За что вы любите своего питомца?

4 Этап информации о домашнем задании.

5 Подведение итогов урока.

Понравилось ли произведение?

Что показалось особенно интересным?

Чему учит?

Реализация цели и задач достигнута.

Доброе день и солнцу, и птицам,

Добрый день улыбчивым лицам!

Мысленно пожелаем добра и удачи друг другу.

С хорошим настроение давайте начнем наше занятие.

Здравствуйте. Нашей темой будет Георгий Алексеевич Скребицский «Кот Иваныч». Ребята сейчас я вам расскажу биографию Георгия Скребицского. А после этого вы мне ответите на вопросы.

Рассказ учителя.

Георгий Алексеевич Скребицкий родился 20 июля 1903 года в Москве. В четыре года его усыновила Надежда Скребицкая. Скребицкая выходит замуж за земского врача Алексея Полилова, и они всей семьёй переезжают в г. Чернь Тульской губернии.

В семье очень любили природу, а отчим был охотником и рыболовом и смог увлечь мальчика. Георгий Скребицкий вспоминал, что его с детства интересовали природоведение и художественная литература. Именно эти увлечения и помогли ему стать писателем-натуралистом.

В 1925 году Скребицкий заканчивает литературное отделение в Институте слова, а затем зоотехнический институт и становится научным сотрудником в лаборатории зоопсихологии при МГУ. Кандидат биологических наук, он много ездил в экспедиции, наблюдал за жизнью животных в естественной среде, записывал свои воспоминания.

Первый рассказ «Ушан» о зайчонке-листопаднике Скребицкий написал в 1939 году, а сборники «Простофиля и хитрецы» (1944), «Рассказы охотника» (1948) сделали его заметным детским писателем-натуралистом. Его книги были переведены на многие иностранные языки.

Литературным соавтором Георгия Скребицкого с конца 1940-х годов стала Вера Чаплина. В совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям - писали короткие познавательные рассказы о природе. В соавторстве Скребицкий и Чаплина создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники» (1951) и «В лесной чаще» (1954).

В 1950-х годах Скребицкий печатает новые сборники рассказов: «В лесу и на речке» (1952), «Наши заповедники» (1957), а затем две автобиографические повести «От первых проталин до первой грозы» (1964) и «У птенцов подрастают крылья» (1966), чьё действие происходит по большей части в Черни; текст последней повести остался незавершённым - после смерти писателя к печати его готовила Вера Чаплина.

Произведения Георгия Скребицкого написаны с огромной душевной теплотой, они необычайно поэтичные и добрые.

1. Проверка восприятия.

Вопросы к биографии:

Где родился? (В Москве)

Во сколько лет его усыновили? (в 4 года)

В какой семье он жил? (в любящей)

В каком году написал свой первый рассказ? (1939 году)

Сейчас мы познакомимся с его произведение «Кот Иваныч».

2. Чтение текста учителем и учащимися.

3. Проверка восприятия художественного текста.

Вопросы по тексту:

Кто главный герой? (кот иваныч)

Описание кота Иваныча? (толстый, ленивый, неповоротливый)

От кого часто доставалось коту Иванычу? (от щенка Бобки)

Что натворил кот Иваныч? (лег на тесто)

Любил кот мыться? (да)

Куда ходил кот охотиться за крысами? (в Амбар)

Что сделал вороны? (подхватили кота за хвост и украли крысу)

Что кот делал у аквариума? (ловил рыбок)

Как отучили кота, что бы он не ловил рыбок из аквариума? (принесли раков)

Какие еще были животные в доме? (птицы, морские свинки, ёжата, зайцы)

Почему по началу Иваныч не мог подружиться с ежом? (уколол иваныча в нос)

Почему кот Иваныч был походил на собаку? (потому что везде ходил за ними)

Что больше всего переживали ребята, когда переезжали в другой дом? (что кот убежит)

Что кот начал делать, когда переехали в новый дом? (обнюхивать)

Прочитайте последнею фразу из рассказа.

4. Викторина. Подведение итогов.

Маленькая викторина вам нужно отвечать да, нет.

Иваныч это щенок? (нет)

Бобка это щенок? (да)

Бобка был ленивый, неповоротливый и толстый? (нет)

Кот Иваныч любил себя потаскать за хвост? (нет)

Кот Иваныч любил маму? (да)

Иваныч фырчал, когда его мыли? (нет)

Кот бегал от крыс? (нет)

Иваныч выгуливал рыбок? (нет)

Кот иваныч убежал в старый дом? (нет)

Вам понравился кот? (да)

Ребята у вас на столе лежат листочки, нарисуйте на них свое настроение, которое было у вас на уроке.

Пока вы рисуете я сейчас вам прочитаю стишок про кота Иваныча:

- Kот Иваныч, где ты был?

- Я мышей ловить ходил...

- Почему же ты в сметане?

- Потому что был в чулане...

- Долго ль был там?

- Полчаса...

- Hу и что там?

- Kолбаса...

- А откуда же сметана?

Отвечай-ка без обмана,

Расскажи нам поскоpей,

Kак ты там ловил мышей.

- Там сидел я возле кваса...

Hюхал жаpеное мясо,

Только глянул на твоpог -

Вижу - мышка на поpог!

Я - за мышкой по чулану

И наткнулся на сметану,

Зацепился за мешок,

Опpокинулся гоpшок,

Hа меня упало сало...

- Где же мышка?