Культурный дом музей марины цветаевой. Дом марины цветаевой. Знаете ли Вы, что

Музей открыт в 1992 году - в столетие со дня рождения М. И. Цветаевой.

Музей во многом обязан своему открытию общественным организациям и частным лицам, в особенности Д. Лихачёву . Экспозиция музея рассказывает о жизни поэтессы и её семьи. В здании также располагаются Архив Русского Зарубежья, Научная библиотека, Концертный зал и «Кафе поэтов».

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В январе 1918 года Эфрон уезжает в Ростов , где собиралась Добровольческая армия . Связь с ним теряется на несколько лет. Началось самое трудное время в жизни Цветаевой. Дом превращают в общежитие. Поэтесса рубит стулья и шкафы на дрова, семья перебирается на кухню - самое тёплое место в доме. Рояль Цветаева обменяла на пуд чёрной муки, варит кашу на воде, пустые похлёбки в самоваре. Не удалось Марине Ивановне и устроиться на работу - служба в Наркомнаце оказалась выше её сил. Чтобы экономить бумагу, Марина Цветаева даже писала на обоях. Из-за безысходности положения Цветаева была вынуждена даже отдать дочерей в Кунцевский приют, потому что их нечем было прокормить. В 1920 году в этом приюте умирает дочь Ирина.

    В 1921 году Марина Цветаева узнаёт, что муж жив и находится в Константинополе . Но удар приходит с другой стороны - умирает Блок , расстрелян Гумилёв . Эти события сильно подействовали на Марину Ивановну, поскольку она очень любила этих поэтов. И в 1922 году Цветаева вместе с дочерью Алей уезжает за границу.

    Все советские годы дом оставался коммуналкой. Постепенно он ветшал, разрушался, терял свой неповторимый облик. Ремонтировать дом никто не собирался - никакой культурно-исторической ценности для властей он не представлял, всего лишь коммуналка, которых по Москве десятки тысяч. Уже к концу 1930-х годов обсуждался вопрос о сносе дома, однако планам властей помешала Великая Отечественная война . И в течение войны, и ещё много лет после неё дом так и оставался обычной московской коммуналкой, о ремонте которой никто даже и не думал.

    В 1979 году снова встаёт вопрос о сносе дома. На этот раз было вынесено официальное решение, которое должно было быть исполнено. Уже даже выселили жильцов, выключили воду, электричество. На этот раз дом спасает жилец дома Надежда Ивановна Катаева-Лыткина, которая просто-напросто отказалась съезжать.

    В течение нескольких лет Надежда Ивановна в промерзающем насквозь, полуразрушенном, аварийном доме сохраняет культурное наследие для потомков, твёрдо веря, что наступит время, когда дом снова «оживёт». За судьбу дома была открыта самая настоящая борьба в лице властей - с одной стороны и в лице общественности - с другой. Многие деятели науки и культуры, при поддержке широких слоёв общественности, настаивали не просто на сохранении здания, а на создании музея в доме № 6 по Борисоглебскому переулку.

    Создание музея

    Энтузиазм и старания граждан увенчались успехом. Дом был сохранён, а решением Президиума совета фонда культуры под председательством академика Лихачёва от 1 ноября 1990 года был официально зарегистрирован новый объект - Культурный центр Дом поэта М. И. Цветаевой.

    В годовщину пятидесятилетия смерти Марины Цветаевой - 31 августа 1991 года - на фасаде дома № 6 была торжественно открыта мемориальная табличка «В этом доме в 1914-1922 гг. жила Марина Цветаева». Официальное открытие Культурного центра «Дом-музей М. И. Цветаевой» состоялось в 1992 году 12 сентября - в год столетия со дня рождения поэта. Научным руководителем музея была назначена Н. И. Катаева-Лыткина, которая оставалась им до своей смерти в 2001 году.

    Планировка музея

    На первом этаже здания находятся кассы, а также несколько выставочных залов, где проходят временные выставки. Ранее эти залы принадлежали соседям Марины Ивановны по дому.

    На цокольном этаже располагается гардероб и киоск, где можно приобрести книги, связанные с жизнью и творчеством поэтессы. На втором этаже в первой комнате находятся рукописи и фотографии Цветаевой и её близких людей. Следующие залы воспроизводят интерьеры комнат, которые занимала семья Цветаевой.

    Третий этаж - это маленькие уютные помещения с очень невысокими потолками. На этом этаже несколько комнат воспроизводят интерьеры комнат, в которых жили Эфрон, Цветаева и их дети. Остальные комнаты выступают в роли выставочных залов, в которых находятся мемориальные вещи, подлинные письма и фотографии, принадлежавшие семье Цветаевой. Отдельный зал рассказывает о службе Эфрона в Белой армии.

    Коллекция музея

    В коллекции музея есть мемориальные вещи, принадлежавшие Цветаевой и её семье. Это фотографии и небольшие письма, книги, принадлежавшие Марине Цветаевой, её мужу - Сергею Эфрону, отцу - Ивану Владимировичу Цветаеву.

    В доме располагается не только мемориальная квартира, но и Архив Русского Зарубежья, в котором хранятся рукописи и фотографии Бунина, Куприна, Мережсковского, Гиппиус, Милюкова, Ремизова и др. Также в Архиве хранятся архивные материалы: личные фонды Адамовича, Алданова. Содержатся также афиши, буклеты, периодические издания, книги 20-40-х годов XX века.

    Архив обработан, каталогизирован и открыт для посещения исследователей и научных работников. В Доме есть библиотека, в которой собраны книги на многих языках, связанные с именем Марины Цветаевой и её семьи.

    Мероприятия

    Музей проводит раз в два года Международные Цветаевские конференции и Культурологические чтения.

    Для авторских вечеров писателей и поэтов, торжественных вечеров, презентаций книг и научных трудов, встреч с музыкантами и художниками существует уютный, с особой атмосферой, Концертный зал. Существует и выставочный зал, где проводятся профильные и художественные выставки. Для заседаний «Общества любителей русской словесности» и поэтического объединения «Магистраль» существует специальный зал, называемый «Кафе поэтов».

    Этот дом на 4 квартиры построили в 1862 году для жены отставного подполковника А.Д. Сабко. Вскоре здание купил коллежский асессор А.А. Цветаев - нет, не родственник, просто однофамилец. Затем домом владели Вильсоны, Родионовы, Балашовы, Дмитриевы.

    Марина Цветаева провела здесь и самый счастливый, и самый тяжелый периоды жизни. Она буквально расцвела после рождения дочери, но в 1917 году жизнь резко изменилась: голод, холод, нищета, неустроенность. В апреле родилась вторая дочь, а в январе 1918 года Эфрон уехал в Добровольческую армию. Вскоре его след оборвался.

    Дом в Борисоглебском переулке стал общежитием, и Марине Цветаевой с дочерями досталась кухня. Чтобы выжить, пришлось рубить на дрова стулья и шкафы красного дерева, обменять рояль на пуд черной муки, варить кашу на воде и пустые похлебки в самоваре. Бумагу тоже нужно было экономить, и Цветаева писала стихи на обоях. В попытке спасти дочерей от нищеты, голода и безысходности, она отдала их в Кунцевский приют. Там в 1920 умерла от голода младшая, Ирина.

    Путеводитель по архитектурным стилям

    В 1921 году Марина Цветаева узнала, что ее муж в Константинополе. Но она с дочерью Алей отправилась за границу. Семья собралась уже в Болшево.

    Дом в Борисоглебском переулке в советские годы оставался коммуналкой. Он постепенно ветшал, но о ремонте не было и речи. В конце 1930-х здание даже планировали снести, но помешала Великая Отечественная война.

    О сносе вспомнили вновь в 1979 году. Все уже было готово: жильцов выселили, выключили воду и электричество. Но дом спасла Надежда Катаева-Лыткина: она просто отказалась съезжать. Несколько лет она в промерзающем полуразрушенном доме сохраняла культурное наследие для потомков. Ее поддерживали деятели науки и культуры - Д. Лихачев, Е. Евтушенко, Р. Рождественский.

    Наконец в 1990 году дом признали памятником, отремонтировали, и восстановили интерьеры. А в 1992 открылся культурный центр «Дом-музей Марины Цветаевой» и мемориальный музей Марины Цветаевой. Научным руководителем стала Надежда Катаева-Лыткина.

    А вы бы хотели дополнить рассказ о музее Марины Цветаевой в Москве?

    В Москве стал памятным местом столицы, которое интересно как поклонникам творчества одной из самых талантливых поэтесс Серебряного века русской культуры, так и всем, кому дорога история России. Восьмилетнее проживание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона с дочерьми в этом доме в страшную эпоху войн и революций стало переломным периодом в её творчестве и в судьбе всей семьи.

    В особняке в Борисоглебском переулке близ с 1914 по 1922 год прошли сперва несколько самых счастливых, а затем самых тяжёлых и горьких лет существования молодой семьи. Эфрон и Цветаева сняли квартиру на втором этаже этого здания, когда Марине был 21 год. В этот период она добилась признания как поэт, встречалась в этой квартире с друзьями и единомышленниками, испытала бедствия и тяготы голодных послереволюционных лет, потеряв младшую дочь. Отсюда в 30-летнем возрасте Цветаева была вынуждена эмигрировать за границу.

    История здания и музея

    Здание в стиле московского классицизма на четыре квартиры было построено в Борисоглебском переулке в 1862 году. Оно сочетало в себе черты городской усадьбы и доходного дома, отличаясь необычностью планировки: причудливые внутренние лестницы и коридорчики, окна в самых неожиданных местах, жилой чердак. Всё это придавало постройке особое очарование и уют. Расположенный в самом сердце Москвы, этот особняк был выбран для проживания Мариной Цветаевой после долгих поисков и пользовался её любовью.

    Квартира номер 3 состояла из 8 комнат, которые были обставлены с заботой и фантазией. Семейное гнёздышко Эфронов стало комфортным пристанищем для друзей и близких. Здесь бывали Софья Парнок, и многие другие. Во время разрухи 1918-1922 года Марине Ивановне пришлось расстаться с большей частью антикварных вещей и редкостей, сжечь мебель. С дочерьми Ариадной и Ириной она ютилась в кухне в холодное время года. Сергей Эфрон в это время воевал с большевиками в Добровольческой армии, вестей о нём не было.

    В советские годы здание начало ветшать, перенесло неудачный ремонт, заметно упростивший внешнее и внутреннее убранство. В 1979 году после постановления властей о сносе здания его спасла от уничтожения жилица Н. И. Катаева-Лыткина, отказавшаяся выезжать из своей квартиры. Вместе с ней за спасение цветаевского наследия боролись академик Д. С. Лихачёв и другие деятели культуры. В 1991 году на доме была установлена мемориальная плита, а в 1992-м он получил статус музея. В наши дни здание музея является архитектурным памятником и охраняется государством.

    Современная деятельность музея

    Режим работы

    Вт: 12.00 - 19.00
    Ср: 12.00 - 19.00
    Чт: 12.00 - 21.00
    Пт: 12.00 - 19.00
    Сб: 12.00 - 19.00
    Вс: 12.00 - 19.00

    Выходные дни

    Понедельник, Последняя пятница месяца

    Стоимость билетов

    От 100 руб. до 200 руб. в зависимости от категории посетителя и программы посещения.
    Фото- и видеосъемка оплачивается дополнительно.

    Правила посещения

    Стандартные

    Дополнительная информация

    Возможность приобрести билеты онлайн.

    Дом 6.

    Ближайшие станции метро: Арбатская, Смоленская.

    В доме-музее можно увидеть личные вещи Марины Цветаевой и членов ее семьи. На стене висит портрет Бетховена, неизвестного художника. Этот портрет принадлежал Цветаевой. В одной из комнат располагается зеркало, которое было изготовлено по заказу Марины Цветаевой. По ее задумке зеркало имело искажающий эффект. Находящийся возле зеркала столик также принадлежал Марине.

    В здании восстановлена обстановка периода жизни здесь Марины. Так, можно посмотреть комнату, в которой Цветаева, члены ее семьи, друзья играли на фортепиано, пели. Восстановлен кабинет поэта, а также кабинет ее мужа Сергея Эфрона.

    В музее много мемориальных вещей - фарфоровая посуда семьи Цветаевых; диван, подаренный Цветаевым Борисом Пастернаком; вязанный коврик, сделанный руками Ариадны Эфрон (дочери Марины Цветаевой); копия портрета Сергея Эфрона (мужа Марины Цветаевой) - Марине очень нравился именно этот портрет; молитва, написанная рукой Марины Цветаевой в 1920 году; Знак 1-го кубанского (ледового) похода, участником которого был Сергей Эфрон.

    В музее находится надгробная табличка с кладбища Парижа родителей Сергея Эфрон. Эту табличку передала музею парижанка, посетившая музей. Она рассказала, что нашла ее случайно. Дело в том, что по правилам парижского кладбища, места предоставляются в аренду на срок 50 лет с последующим продлением. Если аренда не продлевается, то место передают другим. Так и произошло с родителями Сергея Эфрон - срок аренды закончился, родственников не осталось и место на кладбище передали другим. Парижанка случайно обнаружила эту табличку, которую отставили в сторону новые владельцы этого места и привезла ее в музей.

    Здесь хранятся документы трагической кончины Цветаевой - ее заявление с просьбой о приеме на работу судомойкой. Отказ ей в этой просьбе подвиг ее на самоубийство. Также в музее хранится запись акта о смерти 1941 года.

    Музей располагается в старинном особняке, построенном в 1862 году. Здесь Марина Цветаева с мужем и дочерью в сентябре 1914 года сняла полутораэтажную квартиру. Цветаевой тогда был 21 год. Она с семьей прожила здесь вплоть до своего отъезда за границу в мае 1922 года. В этом доме родилась и прожила недолгую - менее трех лет - жизнь младшая дочь Цветаевой Ирина, умершая в феврале 1920 года от голода.

    После отъезда Марины Цветаевой за границу дом превратили в коммуналку. В 1979 году вновь было принято решение о сносе дома. Но его удалось сохранить.

    31 августа 1991 года, в день 50-летия гибели М.Цветаевой, на Доме была установлена мемориальная доска. Официальное открытие Культурного центра «Дом-музей Марины Цветаевой» состоялось 12 сентября 1992 года - в год столетия со дня рождения поэта.

    Изображения

    Памятник Марины Цветаевой Бюст Марины Цветаевой Бюст Марины Цветаевой
    Окно-иллюминатор - характерная черта здания Комната, где Цветаевы играли на фортепьяно. На стене портрет Бетховена, который был у Цветаевой Диван, подаренный Цветаевым Борисом Пастернаком Коврик, вышитый Ариадной Эфрон
    Портрет Сергея Эфрон Молитва, написанная рукой Марины Цветаевой в 1920 году Знак 1-го кубанского (ледового) похода Граммофон - Цветаева любила слушать музыку
    Кабинет Марины Цветаевой Столик и зеркало Марины Цветаевой Посуда Марины Цветаевой Герб дворян Цветаевых
    Акт о смерти Марины Цветаевой

    "Когда я гляжу на летящие листья,

    Слетающие на булыжный торец,

    Сметаемые — как художника кистью,

    Картину кончающего наконец,

    Я думаю (уж никому не по нраву

    Ни стан мой, ни весь мой задумчивый вид),

    Что явственно желтый, решительно ржавый

    Один такой лист на вершине — забыт."

    Неподалеку от шумного Арбата в тихом Борисоглебском переулке (дом № 6, стр. 1) расположено небольшое двухэтажное здание - ныне это Дом-музей Марины Цветаевой, где она прожила нелегкие свои годы с 1914 по 1922 г. Музей этот по-своему уникален не только тем, что сохранились интерьеры, личные вещи, прижизненные издания книг не только самой Марины Ивановны, но и других поэтов, но и тем, что на сегодняшний момент это единственный сохранившийся в Москве дом великой поэтессы. Ее родовое "гнездо" - небольшой деревянный дом в Трехпрудном переулке ныне бесследно "исчез" с лица земли. Музей был открыт в 1992 году - в столетие со дня рождения Марины Цветаевой. И сегодня я приглашаю вас прогуляться по этому интереснейшему дому.

    01. В этот дом Марина Ивановна поселилась в сентябре 1914 года вместе со своим мужем Сергеем Яковлевичем Эфроном и дочерью Ариадной или Алей, как ее называли в семье. Сам дом, кстати, был построен в 1862 году. Это был доходный дом на 4 квартиры в стиле московского классицизма.

    02. Нас встречает бюст Марины Цветаевой.

    03. В 1915 году Марина Цветаева знакомится с поэтессой Софьей Парнок (вторая снизу в левом ряду). Их отношения продолжались до 1916 года, Цветаева посвятила ей цикл стихов "Подруга". Считается, что знаменитое "Под лаской плюшевого пледа..." посвящено именно Софье. После расставания с ней Марина вернулась к мужу, но отношения с Софьей еще долго переживала как личную катастрофу.

    05.

    06.

    07. Весь второй этаж занимал муж Марины Цветаевой - Сергей Эфрон. Это "Чердачная". Именно эту комнату выбрал себе Сергей, когда семья въехала в дом в 1914 году.

    08. Обстановку той поры составляли тахта, узкий диванчик красного дерева, шкаф, буфет, маленький круглый столик и письменный стол у окна.

    09. На стенах висели гравюры с изображениями любимых полководцев Сергея - Кутузова, Суворова, Корнилова и Нахимова. Справа над чемоданом висит фотопортрет матери Сергея - Елизаветы Дурново.

    10. Окна в комнате располагались на разных уровнях. Нижнее окно выходило на плоскую крышу детской, обнесенную балюстрадой. О верхнем, над которым потолок образует подобие ниши, Цветаева написала:

    Высоко мое оконце!
    Не достанешь перстеньком!
    На стене чердачной солнце
    От окна легло крестом.

    11. Обстановку ушедшей эпохи воссоздают старинные предметы мебели и портреты.

    12. Фото Марины и Сергея, а также сестры Сергея Елизаветы.

    13. О временах "военного коммунизма" напоминают утюг, кофемолка и самовар (в похожем Цветаева варила пайковое пшено).

    14. Чемоданы символизируют кочевую жизнь Цветаевой, покинувшей России в 1922 году на долгие 17 лет эмиграции.

    15. А у окна быть может сидела сама Марина Ивановна.

    16. Следующая комната на том же этаже. Здесь представлены фотографии и некоторые личные вещи семьи Эфрон.

    17. Сергей Яковлевич Эфрон родился в семье народовольцев Елизаветы Петровны Дурново (1855—1910), из известного дворянского рода, и Якова Константиновича (Калмановича) Эфрона (1854—1909), из происходившей из Виленской губернии еврейской семьи.

    18.

    19. Сергей Эфрон и Марина Цветаева познакомились в Коктебеле в 1911 году, когда Марина гостила у своего доброго друга поэта Максимилиана Волошина. В январе 1912 года Марина вышла за него замуж, а в сентябре того же года у них родилась дочь Ариадна.

    20. Семейный альбом семьи Эфрон.

    21. Здесь же возле окна небольшая статуэтка Максимилиана Волошина.

    22. Марина Цветаева.

    23. Максимилиан Волошин. Марина и Сергей потом часто гостили у него в Коктебеле и любили это место особенно.

    24.

    25.

    26.

    27. Следующая комната на втором этаже полностью посвящена военной службе Сергея Эфрона. Он покинул Москву в 1918 году, чтобы присоединиться к Добровольческой армии. В летние месяцы Цветаева с детьми жила в бывшем кабинете мужа, она воспела эту комнату в стихах.

    28. После начала Первой мировой войны, в 1915 г. Сергей Эфрон поступил братом милосердия на санитарный поезд; в 1917 г. закончил юнкерское училище. 11 февраля 1917 командирован в Петергофскую школу прапорщиков для прохождения службы. Через полгода зачислен в 56-1 пехотный запасной полк, учебная команда которого находилась в Нижнем Новгороде. В октябре 1917 г. Эфрон участвует в боях с большевиками в Москве, затем — в Белом Движении, в Офицерском генерала Маркова полку, участвует в Ледяном походе и обороне Крыма.

    29.

    30.

    31.

    32. Походный котелок и нехитрые столовые приборы.

    33. Сергей входил в состав "корниловцев" (Корниловский полк).

    34. Полевая касса. Банкноты периода Гражданской войны.

    35. Элементы амуниции.

    36. Жизнь порой играет с нами злую шутку: сначала ты белогвардеец, а потом тайный агент НКВД...

    37. Все время, что Сергей был на фронте, Марина ждала его и молилась за его судьбу. Годы Гражданской войны были для нее невероятно трудными. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению.

    38.

    39.

    40. Меж тем покидаем второй этаж.

    41. Это гостиная. Застекленные двери вели из прихожей в гостиную. Под потолочным окном стояла антикварная мебель красного дерева в стиле ампир: круглый обеденный стол со стульями, диваны у противоположных стен, большой буфет с посудой. На стенах висели картины в багетных рамах, на полке большого, облицованного ониксом камина стояли часы в виде верблюда и бронзовый бюст Александра Пушкина. На стене возле камина - портреты родителей Цветаевой - Ивана Владимировича и Марии Александровны.

    42. Диван, обитый красным штофом, принадлежал Ольге Ивинской, близкому другу поста Бориса Пастернака и назывался в ее семье "пастернаковским диванчиком".

    43. Над другим диваном с противоположной стороны фотографии Марины Цветаевой и членов ее семьи. Три крупных изображения в верхнем ряду связаны с любимыми местами поэта. Слева - Анастасия (сестра Марины), Марина и Сергей Эфрон в гостиной дома Цветаевых в Трехпрудном переулке. В центре - семьи сестер Цветаевых в Александрове, где летом 1916 года Марина гостила у Анастасии. Справа - Марина в доме у Максимилиана Волошина в Коктебеле, где в 1911 году она и встретила Сергея.

    44.

    45. У "Макса".

    46. Мать Марины Мария Александровна (в девичестве Мария Мейн - из обрусевшей польско-немецкой семьи) ушла из жизни рано (скончалась от чахотки), и Марина осталась на попечении у отца.

    47. В горке - посуда из семьи Дурново-Эфрон и памятное блюдо, подаренное крестьянами Петру Аполлоновичу Дурново - деду Сергея Эфрона. Здесь же тарелка из немецкой гостиницы "Zum Engel" ("К ангелу" ), в которой Марина Цветаева останавливалась летом 1905 года после обучения в пансионе и в 1912 году во время свадебного путешествия. Кофейная пара с портретом Жозефины, жены Наполеона, напоминает такую же, некогда принадлежавшую Марине Цветаевой.

    48. Из гостиной двери ведут в глубину квартиры, в проходную комнату с роялем, книжным шкафом и нотной этажеркой. Некогда здесь столя рояль, унаследованный Мариной от матери и отданный в трудные времена за пуд ржаной муки. Нынешний инструмент напоминает о своем предшественнике, создавая атмосферу комнаты - "музыкальной шкатулки".

    49. Над роялем, как когда-то в доме Цветаевых в Трехпрудном, висит портрет Бетховена.

    50. Справа находится комната Марины Цветаевой - своего рода сердце мемориальной квартиры. "Эта была единственная на моей памяти настоящая мамина комната - не навязанный судьбой угол, не кратковременное убежище..." - писала Ариадна Эфрон. Нынешняя обстановка воссоздана по мемуарам родных и гостей поэта близко к первоначальному облику. Над диваном висит портрет Сергея Эфрона. Оригинал, написанный в Коктебеле Магдой Нахман, не сохранился и заменен современной копией.

    51. На полу, как и когда-то, лежит волчья шкура.

    52. В простенке стоял книжный шкаф-секретер с любимыми книгами из фамильной библиотеки. На стенах висели цветных репродукции картин Михаила Врубеля, у окна стояло "вольтеровское" кресло.

    53. У окна стоял большой письменный стол, подаренный Марине ее отцом на шестнадцатилетие. На столе были дорогие Цветаевой вещицы, книги, рабочие тетради. Сегодня здесь копии страниц рукописных книг Марины Цветаевой, продавшихся в Лавке писателей в послереволюционные годы. В угловом шкафу - книги на французском и немецком языках, на нем - образ Богоматери, переданный музею в дар Анастасией Цветаевой.

    54. Здесь звучала музыка из вишневой деревянной трубы граммофона, старинной музыкальной шкатулки и шарманки.

    55. Здесь же висит потрет Наполеона - одна из значимых для Марины личностей. Настолько значимой, что еще будучи ребенком, она сняла икону со стены своей комнаты и повесила вместо нее портрет Наполеона. Вот мол, мой Бог!

    56. Самая светлая и большая комната в доме была отведена дочерям Цветаевой - Але и Ирине. Окна детской выходили во двор и на соседнюю церковь Николы на Курьих ножках, снесенную в 1930-е годы. Обстановка комнаты была частично унаследована из родительского дома в Трехпрудном переулке - большой серый ковер с вязью осенних листьев на полу и высокий книжный шкаф (на фото ниже), в котром хранились не только книги, но и игрушки. Вдоль стены стояли детская кроватка и большой сундук, служивший постелью няне. В комнате были также диванчик и большой зеркало. Справа стоит макет несохранившегося дачного дома Цветаевых в Таруссе, напоминающий о счастливой детстве сестер Цветаевых.

    57. Обстановка детской была практически полностью утрачены в годы Гражданской войны, а сама комната какое-то время была необитаема: Цветаева не могла ее отопить. Среди поломанных вещей и игрушек оставались ящики с книгами. Многие из них Цветаева относила на продажу в Лавку писателей.

    58.

    59.

    60. Аля (Ариадна и Ирина).

    61. Возле книжного шкафа можно заметить чучело лисы.

    62. В экспозиции центральное место занимают портреты дочерей Марины Ивановны - Ариадны и Ирины. Эти фотографии - последние сохранившиеся изображения младшей дочери Ирины - погибшей от голода в 1920 году. Марина в отчаянных поисках еды для дочерей была вынуждена отдать их на какое-то время в детский приют в Кунцево, куда якобы должны были привезти американскую гуманитарную помощь. Однажды Марина, решив проведать дочерей, отправилась в приют и поняла, что никакой помощи и еды дети там не получают. Ариадна тяжело заболела и лежала с высокой температурой практически при смерти. Марина забрала девочку и направилась из Кунцево пешком до Борисоглебского переулка. По дороге сама обессилевшая от длительного голода да еще и с дочкой на руках она падает в обморок. Ее подбирает женщина на повозке и кое-как довозит до дома. Марина кидается по знакомым, просит помощи у всех, кого возможно. Ариадну удалось спасти. И тут Марина случайно узнает, что говорят о какой-то "дочке поэтессы, которая умерла в приюте". Ирина умерла в возрасте 3 лет. В дневнике Цветаева писала: "Вспоминаю - сами вспоминаются! - чудесные Иринины глаза - ослепительно-темные, такого редкостного зелено-серого цвета, изумительного блеска - и ее огромные ресницы. В Иринину смерть я по-прежнему не верю". Я читала разные статьи об Ирине. Есть мнение, что младшую дочку Цветаева любила меньше, чем Ариадну, якобы считая ее "менее развитой", если так можно сказать. Что чуралась ее порой и что это был сознательный выбор между девочками. Я в это не хочу верить.

    63. Еще один зал на первом этаже целиком содержит фотографии Марины, ее семьи и некоторые личные вещи поэтессы.

    64.

    65.

    66.

    67. Георгий (Мур) Эфрон - сын Марины и Сергея.
    В мае 1922 года Цветаевой разрешили уехать с дочерью Ариадной за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жила в Берлине, затем три года в предместьях Праги. В Чехии написаны знаменитые «Поэма Горы» и «Поэма Конца», посвященные Константину Родзевичу. В 1925 году после рождения сына Георгия семья перебралась в Париж. В Париже на Цветаеву сильно воздействовала атмосфера, сложившаяся вокруг неё из-за деятельности мужа. Эфрона обвиняли в том, что он был завербован НКВД и участвовал в заговоре против Льва Седова, сына Троцкого.

    68. Георгий и Ариадна. Георгий погиб в 1944 году на Восточном фронте Второй мировой войны и похоронен в братской могиле. Ариадна Эфрон провела 8 лет в исправительно-трудовых лагерях и 6 лет в ссылке в Туруханском районе и была реабилитирована в 1955 году.

    69. Мур был самым любимым и желанным ребенком для Марины. Рожала она его долго, тяжело, будучи в эмиграции в Чехии.

    70. Очевидцы утверждали, что Марина во всем потакала и ни в чем не отказывала Муру, делая из него своего "Наполеона". Он рос скрытным и непростым ребенком, Марина фиксировала практически каждый день его взросления.

    В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью, жила на даче НКВД в Болшеве (ныне Мемориальный дом-музей М. И. Цветаевой в Болшеве). 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. 16 октября 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян на Лубянке; Ариадна после пятнадцати лет заключения и ссылки реабилитирована в 1955 году.