Культурное наследие югры. Кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии омгу

| Народная медицина русских Омского Прииртышья (конец XIX–XX вв.)
Введение | Очерк 1 | Очерк 2 | Очерк 3 | Очерк 4 | Очерк 5 | Заключение | Приложение 1

Примечания к Очерку 5. "Представления русских Омского Прииртышья о потустороннем мире в конце XIX - начале XX веков"

См., напр.: Селезнев А.Г. Селезнев А.Г. Локальные (ареальные) культурные комплексы как форма существования традиционной культуры // Интеграция археологических и этнографических исследований. - Омск; СПб., 1998. - С. 57-62; Он же. Или-или: проблема соотношения традиционной и этнической культуры // История и культура Сибири. - Омск, 2001. - С. 140-153; Он же. Традиционная и этническая культура: сферы функционирования и границы понятий // Пространство культуры в археолого-этнографическом измерении. - Томск, 2001. - С. 190-193.
Славянская мифология: Энциклопедический словарь. - М., 1995. - С. 283-284.
Бережнова М.Л. Представления о связях реального и потустороннего мира через умерших у русских Среднего Прииртышья (по материалам этнографических экспедиций 1996 г.) // Русский вопрос: история и современность: Матер. III Всероссийск. науч. конфер. - Омск, 1998, С. 228.
Завойко Г. Верования, обряды и обычаи великороссов Владимирской губ. // Этнографическое обозрение. - 1914. - Кн. CIII-CIV. - С. 97.
Виноградов Г.С. Смерть и загробная жизнь в воззрениях русского старожилого населения Сибири. // Сборник трудов профессоров и преподавателей Гос. Иркутского Университета. - Иркутск, - 1923. - Вып. 5. - С. 303.
Неклепаев И.Я. Поверья и обычаи Сургутского края. - Омск, 1903. - С. 182. - Отт. из "Записок ЗСО ИРГО". - Кн. 30.
Бережнова М.Л. Указ. соч. - С. 228.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 20-1. К. 224.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 18-3. К. 154.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1.П. 20-1. К. 224, 235.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 18-3. К. 156.
Зеленин Д.К. (Культ покойников, умерших неестественной смертью, у русских и у финнов) // Зеленин Д. К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901-1913. - М., 1994. - С. 259.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 20-6. К. 125.
Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. Избранные труды. - М., 1996. - С.178.
Тульцева Л.А. Религиозные верования и обряды русских крестьян на рубеже XIX-XX вв. // Советская этнография. - 1978. - № 3. - С. 69.
Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. - С. 181-182.
Бережнова М.Л. Указ. соч. - С. 230. Аналогии в белорусской культуре см.: Булгановский Д. Г. Пинчуки. Этнографический сб.: песни, загадки, пословицы, обряды, приметы, предрассудки, поверья, суеверия и местный словарь // Зап. ИРГО по отделению этнографии. - 1890. - Т. XIII. - Вып. 3. - С. 190; Труды этнографо-статистической экспедиции в Западнорусский край, снаряженной ИРГО: юго-западный отдел: Материалы и исследования, собранные П.П. Чубинским. - СПб., 1877. - Т. 4: Обряды, родины, крестины, свадьба, похороны. - С. 712.
Толстой Н.И. Из "грамматики" славянских обрядов // Язык и народная культура… - С. 63.
Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. - СПб., 1993. - С. 101.
Седакова О.А. Тема "доли" в погребальном обряде (восточно- и южнославянский материал) // Исследования в области балто-славянской духовной культуры: Погребальный обряд. - М., 1990. - С. 54.
Там же. - С. 55.
Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы (Древний период). - М., 1995. - С. 76.
Неклепаев И.Я. Указ. соч. - С. 182.
Завойко Г. Указ. соч. - С. 85-178; Семёнова О.П. Смерть и душа в поверьях и в рассказах крестьян и мещан Рязанского, Ранненбургского и Данковского уездов Рязанской губ. // Живая старина. - 1898. - Вып. II. - С. 229; Зеленин Д.К. Из быта и поэзии крестьян Новгородской губ. // Живая старина. - 1905. - Вып. I-II. - С. 11.
Барсов Е.В. Причитания Северного Края. - М., 1872. - Ч. 1. - С. 212.
Там же. - С. 167.
Стихи духовные. - М., 1991. - С. 198.
Ушаков Д.Н. Материалы по народным верованиям великорусов // Этнографическое обозрение. - 1896. - Кн. XXIX-XXX. - С. 203.
Виноградов Г.С. Указ. соч. - С. 281.
Там же. - С. 282.
Завойко Г. Указ. соч. - С. 160.
Байбурин А.К. Указ. соч. - С. 104.
Садовников. Д.Н. Сказки и предания Самарского края // Записки ИРГО по отд. этнографии. - 1884. - Т. XII. - С. 252.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 21-2. К. 94.
Неклепаев И.Я. Указ. соч. - С. 226.
Виноградов Г.С. Указ. соч. - С. 283.
Бардина П.Е. Материалы о похоронно-поминальном обряде русского населения Среднего Приобья в конце XIX - начале XX вв. // Обряды народов Западной Сибири. - Томск, 1990. - С. 170.
Семёнова О.П. Указ. соч. - С. 230.
Там же. - С. 231.
Соболев А.Н. Мифология славян. Загробный мир по древнерусским представлениям (литературно-исторический опыт исследования древнерусского народного миросозерцания). - СПб., 1999. - С. 49.
Байбурин А.К. Указ. соч. - С. 106.
Цитируется по: Невская Л.Г. Семантика дороги и смежных представлений в погребальном обряде // Структура текста. - М., 1980. - С. 231.
Пословицы русского народа: Сборник В. Даля. В 3-х томах. - М., 1993. - Т. 1. - С. 552.
Невская Л.Г. Семантика дороги… - С. 231.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 18-3. К. 45.
Толстой Н.И. Глаза и зрение покойников // Язык и народная культура… - С. 186.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 20-1. К. 223.
Толстая С.М. Зеркало в традиционных славянских верованиях и обрядах // Славянский и балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал. - М., 1994. - С. 113.
Бардина П.Е. Указ. соч. - С. 167.
Бережнова М.Л. Погребальный обряд русских старожилов Среднего Прииртышья // Этнографо-археологические комплексы. Проблемы культуры и социума. - Новосибирск: Наука, 1997. - Т. 2: Культура тарских татар. - С. 310.
Байбурин А.К. Указ. соч. - С. 115.
Толстой Н.И. О жанре обмирания (посещения того света) // Толстой Н. И. Язык и народная культура… - С. 460.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 48-1. К. 183.
Генерозов Я.К. Русские народные представления о загробной жизни на основании заплачек, причитаний, духовных стихов и т. д. - Саратов, 1883. - С. 23.
Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. - Новосибирск, 1987. - С. 64.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 20-6. К. 101.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 20-6. К. 102.
Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. - СПб., 1994. - С. 44-49.
Байбурин А.К. Указ. соч. - С. 112.
Бережнова М.Л. Представления о связях реального и потустороннего мира… - С. 229.
Там же. - С. 229.
Звонков А. Очерк верований крестьян Елатомского уезда Тамбовской губ. // Этнографическое обозрение. - 1889. - Кн. II. - С. 77.
Невская Л.Г. Семантика дома и смежных представлений в погребальном фольклоре // Балто-славянские исследования 1981. - М., 1982. - С. 110.
Барсов Е.В. Указ. соч. - С. 240.
Топоров В.Н. К символике окна в мифологической традиции // Балто-славянские исследования 1983. - М., 1984. - С. 117.
Ушаков Д.Н. Указ. соч. - С. 178.
Бережнова М.Л. Представления о связях реального и потустороннего мира через умерших… - С. 228.
Седакова О.А. Поминальные дни и статья Д. К. Зеленина "Древнерусский языческий культ "заложных покойников" // Проблемы славянской этнографии (К 100-летию со дня рождения члена-корр. АН СССР Д. К. Зеленина) - Л, 1979. - С. 125.
Седакова О.А. Тема "доли" в погребальном обряде… - С. 126; Виноградов Г. С. Смерть и загробная жизнь в воззрениях русского старожилого населения Сибири. - С. 321.
Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. - СПб., 1993. - С. 119.
Седакова О.А. Поминальные дни и статья Д. К. Зеленина… - С. 128-129.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 20-1. К. 235, 224; П. 22-2. К. 140.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 15-1. К. 143.
Иванов А.И. Верования крестьян Орловской губ. // Этнографическое обозрение. - 1900. - Кн. XLVII. - №4. - С. 97.
Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. - С. 117.
Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа: утварь, одежда, пища и питьё, здоровье и болезни, нравы, обряды, приёмы гостей. - М., 1993. - С. 235.
11. Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 18-3. К. 10.
Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. - С. 201.
Лаврентьева Л.С. Соль в обрядах и верованиях восточных славян // Полевые исследования ГМЭ народов СССР 1985 -1987 гг.: Тез. докл. науч. сессии. - Л., 1989. - С. 68.
Седакова О.А. Тема "доли" в погребальном обряде… - С. 125.
Соболев Н.А. Мифология славян. Загробный мир по древнерусским представлениям… - С.87.
Седакова О.А. Поминальные дни и статья Д. К. Зеленина… - С. 126.
Семёнова О.П. Указ. соч. - С. 229.
Виноградов Г.С. Указ. соч. - С. 330.
Там же. - С. 321.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 18-3. К. 121.
Бережнова М.Л. Представления о связях реального и потустороннего мира… - С. 228.
Завойко Г. Указ. соч. - С. 227.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 77-1. К. 34.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 20-6. К. 97.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 49-1. К. 229.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 48-1. К. 180.
Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. - С. 388.
Ушаков Д.Н. Указ. соч. - С. 204.
Зеленин Д.К. К вопросу о русалках. - С. 230-235.
Там же. - С. 253-254.
Неклепаев И.Я. Поверья и обычаи Сургутского края. - Омск, 1903. - С. 50.
Виноградов Г. С. Указ. соч. - С. 315.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 21-2. К. 184.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 20-1. К. 224.
Зеленин Д.К. Указ. соч. - С. 257-258.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 49-1. К. 12.
Афанасьев А.Н. Заметки о загробной жизни по славянским преданиям // Афанасьев А. Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. - М., 1996. - С. 290.
Там же. - С. 291.
Соболев А.Н. Причитания над умершими Владимирской губ. // Этнографическое обозрение. - 1912. - Кн. XC - XCI. - № 3-4. - С. 191.
Бережнова М. Л. Представления о связях реального и потустороннего мира… - С. 299.
Труды этнографо-статистической экспедиции в Западнорусский край… - С. 698.
Балов А.В. Очерки Пошехонья. Верования. // Этнографическое обозрение. - 1901. - № 4. - С. 108.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 18-3. К. 59.
Семёнова О.П. Указ. соч. - С. 228.
Балов А.В. Сон и сновидения в народных верованиях. // Живая старина. - 1891. - Вып. IV. - С. 116.
Бережнова М.Л. Представления о связях реального и потустороннего мира… - С. 230.
Виноградова Л.Н. Девичьи гадания о замужестве в цикле славянской календарной обрядности (западно-восточнославянские параллели) // Славянский и балканский фольклор. Обряд. Текст. - М., 1981. - С. 18.
Невская Л.Г. Погребальный обряд в Пелясе (структура и терминология) // Балто-славянские этноязыковые контакты. - М., 1980. - С. 77.
Неклепаев И.Я. Указ. соч. - С. 82-84.
Герасимов М.К. Некоторые обычаи и верования крестьян Череповецкого уезда Новгородской губ. // Этнографическое обозрение. - 1895. - Кн. XXVII. - № 4. - С. 126.
Соколова В.К. Об историко-этнографическом значении народной поэтической обрядности (образ свадьбы - смерти в славянском фольклоре) // Фольклор и этнография: связи фольклора с древними представлениями и обрядами. - Л., 1977. - С. 140.
Шиндин С.Г. Пространственная организация русского заговорного универсума: образ центра. // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Заговор. - М., 1993. - С. 109-110.
Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. - СПб., 1997. - С. 104.
Соболев А.Н. Славянская мифология. Загробный мир по древнерусским представлениям… - С.57.
Виноградов Г.С. Указ. соч. - С. 308.
Там же; Завойко Г. Указ. соч. - С. 89.
Семенова О.П. Указ. соч. - С. 232.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 20-6. К. 223.
Архив МАЭ ОмГУ. Ф. 1. П. 20-6. К. 122.
Неклепаев И.Я. Указ. соч. - С. 83.
Виноградов Г.С. Указ. соч. - С. 318.
Там же; Звонков А. Очерки верований крестьян Елатомского уезда Тамбовской губ. // Этнографическое обозрение. - 1889. - Кн. II. - С. 77.
Семенова О.П. Указ. соч. - С. 231.
Виноградов Г.С. Указ. соч. - С. 292.
Казимир Е.П. Из свадебных, родинных и похоронных обычаев Подольской губ. // Этнографическое обозрение. - 1907. - № 1-2. - С. 208.
Виноградов Г.С. Указ. соч. - С. 318.
Там же.
Завойко Г. Указ. соч. - С. 89.
Соболев А.Н. Славянская мифология. Загробный мир по древнерусским представлениям… - С. 131.
Барсов Е.В. Указ. соч. - С. 27.
Виноградов Г.С. Указ. соч. - С. 310.
Соболев А.Н. Славянская мифология. Загробный мир по древнерусским представлениям… - С. 95.
Виноградов Г.С. Указ. соч. - С. 311.
Бессонов П.А. Калеки перехожие. Сб. стихов и исследование. В 2-х частях. - М., 1861. - Ч. 1. - С. 63.
Барсов Е.В. Указ. соч. - С. 131.
Там же. - С. 211.
Неуступов А.Д. Из преданий и легенд крестьян Васьяновской волости Кадниковского уезда // Этнографическое обозрение. - 1901. - Кн. XLI. - № 1. - С. 168.
Толстой Н.И. Бинарные противопоставления типа правый-левый, мужско-женский // Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. - М., 1995. - С. 158.

Иван Иоакимович (Якимович) Неклепаев родился в Смоленске в семье священника. Окончил духовную семинарию. В годы учебы примкнул к революционному движению. Организовал кружок самообразования. Заведовал библиотекой, доставал революционную нелегальную литературу. В кружке организовал выпуск пяти номеров рукописной газеты «Писарев».

По высочайшему царскому повелению сослан в Сибирь. С 29 августа 1885 г. отбывал ссылку в Кондинске, затем в Сургуте. Переписывался со ссыльными Архангельской губернии, Сибири и Казахстана. В 1888 г. подвергся обыску в связи с обнаруженными письмами в Архангельске. В письмах сообщалось, что он доставал паспорта двум удачно бежавшим из Сургута ссыльным. В январе 1890 г. ссылка продлена на год, в мае переведен в Барнаул.

После окончания ссылки в 1891 г. поселился в Перми. Служил в управлении железной дорогой. За участие в общественном движении «Народное право» был вновь арестован. С апреля 1896 г. отбывал ссылку в Усть – Сысольске (ныне – Сыктывкар). Многое сделал для систематизации документов по истории Коми края, печатался в газетах. Подписывался псевдонимом Z.

Шесть лет сургутской ссылки дали Неклепаеву обширный материал по культуре местного русского населения. На основе бесед с населением и наблюдений создал одно из лучших этнографических описаний русского населения Сургута и его окрестностей - «Поверья и обычаи Сургутского края». Книга содержат уникальные сведения о народной медицине, церковном календаре, обрядах, обычаях и поверьях русского населения.

В 1888-1890 гг. Неклепаев и политссыльный Василий Казаков передали в Тобольский губернский музей нижнюю челюсть мамонта «с весьма незначительным повреждением и вполне сохранившимися зубами». В 1899-1900 гг. жертвует книги в библиотеку Тобольского губернского музея.

В 1900 г. уехал за границу, где получил агрономическое образование. В начале ХХ в. поселился в г. Тотьма Вологодской губернии, где служил агрономом.

Источники:

Поверья и обычаи Сургутского края / И. Неклепаев // Обряды, обычаи, поверья / [сост. Ю. Л. Мандрика]. – Тюмень, 1997. – С. 7–214.

Народная медицина в Сургутском крае / И. Я. Неклепаев // Тобольский Север глазами политических ссыльных XIX–начала XX века / [сост.: Л. П. Рощевская, В. К. Белобородов]. – Екатеринбург, 1998. – С. 301–330.

Огрызко, В. В. Североведы России: материалы к биогр. словарю / Вячеслав Огрызко; [послеслов. Александра Трапезникова]. - М. : Лит. Россия, 2007. – С. 312.

Белобородов, В. К. Ученые и краеведы Югры: биобиблиогр. слов. / В. К. Белобородов, Т. В. Пуртова; Ханты-Манс. окр. б-ка. - Тюмень: СофтДизайн, 1997. – С. 191-192.

Демонологические представления сургутян / И. Я. Неклепаев // Югра. – 1993. – № 2. – С. 29–36.

Переиздание материалов очерка И. Неклепаева «Поверья и обычаи Сургутского края», 1903 г. с приложением напевов из сибирских коллекций А.Мехнецова (экспедиционные записи 1967-1975 гг.). Санкт-Петербург, 1995

«Трудно представить себе местность более пустынную, захолустную и дикую...» - так открывает свой очерк о поверьях и обычаях Сургутского края И. Неклепаев. Эта характеристика относится к концу прошлого века (материалы очерка собирались на протяжении 1885-1891 годов) . Современный Сургут уже ничем не напоминает тот маленький городишко с двухтысячным населением, где было лишь две школы.

Сто лет назад в жизни сургутян, как отмечает И. Неклепаев, сохранялось «в более или менее чистом и нетронутом виде, немало любопытных обычаев и обрядов, носящих на себе отпечаток несомненной седой старины и занесенных сюда с незапамятных времен, быть может, еще с первыми засельщиками края. Эти архаические черты не трудно подметить как в здешних свадебных обрядах и песнях, так и во многих вечерочных играх и в целом ряде разнообразных предрассудков и суеверий».

Автор подчеркивает особое отношение сибиряков к традициям, освященным «обычаем и практикою дедов»: «Все более важные моменты жизни, начиная от рождения, продолжая браком и кончая смертью, здесь отмечены особыми обрядами, во всей своей неприкосновенности переходящими от одного поколения к другому и строго соблюдаемыми каждым». Верность традициям, сохранность коренных основ культуры помогала выстоять в суровых условиях Сибири под бременем тяжелого труда, лишений и крайней изолированности. Но уже с прошлого века этот чистый источник силы и духовности подвергается воздействию «мутных волн» городской «цивилизации». «Та чудная первобытная поэзия, которою окрашены многие из сургутских обрядов и игр, те прелестные старинные песни, которые блещут такими дивными красотами образного и яркого великорусского языка, - все это исчезает, не заменяясь ничем лучшим. И жизнь становится более прозаической, серой и скучной...» - восклицает И. Неклепаев.

Возможно, «современному» молодому человеку будет непонятна та самоотверженность и настойчивость, с какой в 60-е годы нашего века А. Мехнецов, такой же молодой парень, как и наши читатели, обходил деревню за деревней на всем пространстве обширного Приобского края в поисках людей, помнящих старинные песни и обычаи. Удивительно, что несмотря на все изломы исторической судьбы и жизненные тягости, традиции народной культуры не ослабевали, и память русских людей хранила напевы старинных сибирских песен.

Звукозаписи из архивных коллекций А. Мехнецова, включенные в публикацию, дают возможность озвучить тексты песен из очерка И. Неклепаева, воскресить голоса сибиряков-старожилов.

Надеемся, что эта книга поможет найти связующую нить и не потеряться, обнаружить свою причастность к культурному наследию предшествующих поколений русских людей.

Предновогодье навевает сказочно-волшебное настроение. То под заснеженными елями прогуляться тянет, то за звёздным небом понаблюдать. А то в баньку отправиться, «грехи» уходящего года смыть. Баня - место святое для каждого человека. Но именно русская баня и русские люди чаще всего поражали иностранцев.

Так, в XVII столетии английский дипломат Джильс Флетчер написал: «Вы нередко увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросёнок на вертеле, кидаются нагие в реку или окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз».

В России и по сей день - это один из самых популярных способов укрепить здоровье. Но в далёком прошлом бани побаивались. Вернее, хозяина бани - «банника», или «банной суседки» - так называли его в позапрошлом веке в Сургутском крае.

Отношение к домашним суседкам (а их, кроме «банной», было ещё две - «избная» и «скотская») описывает политический ссыльный Иван Неклепаев в своей работе «Поверья и обычаи Сургутского края». Он отмечает, что в представлении сургутян «суседка» - существо женского пола. Сургутяне обращались к ней: «матушка-суседушка». Интересно, что в разговоре сургутяне к суседкам могли приравнивать только женщин. То есть, нечистого духа как бы и не было, только нечистая «духиня».

«Избная духиня» бытовала в избах. Считалось, что она является верховной хозяйкой как над людьми, так и над всем домашним распорядком, и животными, которые временно помещались в избе. Одних жильцов эта суседка любит, других - нет. Первых всюду сопровождают удача и успех, а вторых - одна сплошная незадача.

Неклепаев пишет: «Тем, кого избная суседка любит, она, в знак своего расположения, заплетает по ночам косы. Эти косы тщательно сохраняются их счастливыми обладателями, и ни под каким видом не расчёсываются и не обстригаются. В Сургуте мы имели случай сами видеть людей с густыми косичками за ушами, не заплетёнными, а просто сбитыми, как войлок». В случае же, если суседка кого невзлюбит, того по ночам мучит: сонного трясёт до поту.

В описаниях сургутян суседка имела разный вид. «Бабушка говорила, что она круглая, как клубок, с человеческим лицом, мохнатая, с красной, жёсткой шерстью, без рук и без ног», - вспоминает Анна Ленц. «Нет, она как маленький ребёнок, с маленькими ручками, но очень тяжёлая», - противоречит Анне Зоя Свиридова.

Сургутяне старались суседку задобрить. Например, при закладке нового дома, когда кладут первые продольные брёвна, то в «гнездьях», вырубленных в этих брёвнах, делают небольшие углубления во всех уголках, и в них кладут по кусочку хлеба, по маленькому камню и сколько-нибудь денег. Это - дань суседке, чтобы она благоволила к хозяевам. Затем в переднем углу ставили маленькую, цельную, с корнем, кедринку и приговаривали: «Вот, тебе, мать-суседушка, тёплый дом и мохнатый кедр». Потом приглашали священника и служили молебен.

«Скотская духиня» живёт в загородях, и не всякое животное любит. Лошадям по ночам косы заплетает. В общем, задабривали люди и эту суседку, как могли. Хлеба с солью подавали, а то и специальные круглые хлебцы пекли. А вот с «банной» посложнее было…

Суседка банная

Боялись её сургутяне сильно. Представлялась она им существом злобным. В бане-то во всей «красе» пред ней представать приходилось, оттого и страшнее. А ну, явись она перед тобой, а под рукой-то ничего и нет. В общем, как ни крути, а задабривать и её надо. Для этого последнему, кто мылся, ни под каким видом не позволялось выливать на себя всю воду. Нужно хоть немного оставить в кадке. Эта вода предназначается банной суседке, и оставляется с обычным причетом: «Вот тебе, мать-суседушка, водица, мойся и парься в тёплой баньке». Считалось, что если не оставить этой водицы, то в следующий раз суседка, рассердившись, может до смерти запарить хозяина.

Не любила суседка и «третьего пару». Пойдёшь париться в третий заход, тут она тебя до смерти и запарит, а то и кипятком ошпарит. «Однажды в с. Локосовом, в бане, - пишет Неклепаев, - мылись три человека - двое сургуских казаков и местный поп. Казаки вымылись раньше и вышли в предбанник, поп остался. Вдруг они слышат дикие стоны и мычанье попа, вбегают в баню и видят, что на нём верхом сидит кто-то мохнатый. Один казак пустился бежать, а другой не оробел, скинул с себя шейный крест, окунул его в ковш с водой, и этой водой брызнул в мохнатого… В бане поднялся страшный «трескоток», и «банный» моментально исчез, а попа подняли еле живого в бесчувствии». Отойдя, поп рассказал, что «банный» накинулся на него из-за печки и, навалившись, стал душить. В общем, бани сургутяне побаивались. Но страх этот не мешал им устраивать там святочные гадания.

Иван Иоакимович (Якимович) Неклепаев родился в Смоленске в семье священника. Окончил духовную семинарию. В годы учебы примкнул к революционному движению. Организовал кружок самообразования. Заведовал библиотекой, доставал революционную нелегальную литературу. В кружке организовал выпуск пяти номеров рукописной газеты «Писарев».

По высочайшему царскому повелению сослан в Сибирь. С 29 августа 1885 г. отбывал ссылку в Кондинске, затем в Сургуте. Переписывался со ссыльными Архангельской губернии, Сибири и Казахстана. В 1888 г. подвергся обыску в связи с обнаруженными письмами в Архангельске. В письмах сообщалось, что он доставал паспорта двум удачно бежавшим из Сургута ссыльным. В январе 1890 г. ссылка продлена на год, в мае переведен в Барнаул.

После окончания ссылки в 1891 г. поселился в Перми. Служил в управлении железной дорогой. За участие в общественном движении «Народное право» был вновь арестован. С апреля 1896 г. отбывал ссылку в Усть – Сысольске (ныне – Сыктывкар). Многое сделал для систематизации документов по истории Коми края, печатался в газетах. Подписывался псевдонимом Z.

Шесть лет сургутской ссылки дали Неклепаеву обширный материал по культуре местного русского населения. На основе бесед с населением и наблюдений создал одно из лучших этнографических описаний русского населения Сургута и его окрестностей - «Поверья и обычаи Сургутского края». Книга содержат уникальные сведения о народной медицине, церковном календаре, обрядах, обычаях и поверьях русского населения.

В 1888-1890 гг. Неклепаев и политссыльный Василий Казаков передали в Тобольский губернский музей нижнюю челюсть мамонта «с весьма незначительным повреждением и вполне сохранившимися зубами». В 1899-1900 гг. жертвует книги в библиотеку Тобольского губернского музея.

В 1900 г. уехал за границу, где получил агрономическое образование. В начале ХХ в. поселился в г. Тотьма Вологодской губернии, где служил агрономом.

Источники:

Поверья и обычаи Сургутского края / И. Неклепаев // Обряды, обычаи, поверья / [сост. Ю. Л. Мандрика]. – Тюмень, 1997. – С. 7–214.

Народная медицина в Сургутском крае / И. Я. Неклепаев // Тобольский Север глазами политических ссыльных XIX–начала XX века / [сост.: Л. П. Рощевская, В. К. Белобородов]. – Екатеринбург, 1998. – С. 301–330.

Огрызко, В. В. Североведы России: материалы к биогр. словарю / Вячеслав Огрызко; [послеслов. Александра Трапезникова]. - М. : Лит. Россия, 2007. – С. 312.

Белобородов, В. К. Ученые и краеведы Югры: биобиблиогр. слов. / В. К. Белобородов, Т. В. Пуртова; Ханты-Манс. окр. б-ка. - Тюмень: СофтДизайн, 1997. – С. 191-192.

Демонологические представления сургутян / И. Я. Неклепаев // Югра. – 1993. – № 2. – С. 29–36.