План
Тема 5. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики.
2. Христианство как доминанта средневековой культуры.
3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы.
Средневековая культура и цивилизация по времени охватывает исторический этап V-XVI вв. Она развивалась более 1 тысячи лет и явилась основой современной культуры Западной Европы. При этом средневековая культура является первой самостоятельной культурой по отношению к Западной Европе. Эта эпоха создала ценности, обладающие не только философско-исторической, но и художественно-эстетической значительностью. Понятие «Средние века» впервые появилось в Италии, именно этим понятием итальянские гуманисты называли эпоху, отделявшую их время от древнего. Позднее этим понятием обозначали период от гибели Западной Римской империи до эпохи Возрождения.
Культура средневековья имела свою особую систему ценностей, как знаковые образы, выражающие её сущность, особенность и содержание. В их числе необходимо отметить, прежде всего, христианство как господствующую систему мировоззрения. Возникло оно в Палестине в I в. н.э. как секта в Иудаизме с идеей равенства всех перед Богом, отречения от роскоши и богатства.
В число так называемых знаковых образов, выражающих сущность, особенность и содержание средневековой культуры следует отнести взаимодействие двух культур, культурных начал, а именно Романского и Готического стилей, что создавало напряжение, динамизм в отношениях и формировало своеобразие культуры средних времен.
1. Романский стиль - это культурное течение Западной Европы в Х-Х11 веках. Он возник как стремление власти и церкви таких стран, как Франция, Испания, Англия, Германия опереться на достижения культуры бывшей Римской империи. Основой служило не столько единство социального строя и материального производства(т.е. феодализм), сколько единое религиозное мировоззрение, т.е. христианство.
Содержание этого стиля - целостное, полное, соразмерное объединение всех видов искусств: архитектуры, живописи, музыки, литературы и других всевозможных видов искусства. Цель объединения - строительство духовной жизни человека и подчинение его поведения идеям господствующего мировоззрения упорядоченного и иерархического. Главное, что усваивалось из Римского начала - это право, правовая культура, наука, искусства, философия, христианство.
2. Целью Готического стиля (культура готов, варваров) тоже ставилось единство всех видов искусства под эгидой архитектуры.
При этом Готический стиль объединял три архитектурных школы, как:
1. Французская (пламенеющая). Она проявляла себя в узорах оконных переплетов.
2. Немецкая (кирпичная). Она представляла узорную кладку из фигурного и глазурованного кирпича.
3. Английская (перпендикулярная). Эта школа характеризовалась вытянутыми в длину соборами с упрощенной архитектурой.
Готический стиль укреплял религиозное мировоззрение, развивал творческую мысль, предварял, расчищал почву для культуры Возрождения. Готика – искусство контрастов: земного и небесного, низменного и возвышенного, отражающее противоречивый мир.
Заметным знаковым образом средневековья считается его материальная основа , а именно, феодальные отношения, которые включали в себя:
1) условную собственность на землю (т.е. феодал держал землю с крестьянами на правах владения, полученную от вышестоящего феодала - сеньора, тот тоже вассал феодала, более высокого в политической иерархии)
2) личное и экономическое подчинение крестьян "держателям" земли. Форма зависимости – патронат (зависимость неполноправных) и крепостное право
3) соблюдение единства прав и обязанностей сеньоров и вассалов.
Особенностью формирования средневековой культуры является то, что она формировалась при господстве натурального хозяйства , т.е. замкнутости поместья, неразвитости товарно-денежных отношений. Городское хозяйство заполнялось торговлей, цеховым ремеслом, бюргерством.
Неотъемлемой составляющей средневековой культуры является иерархичность в социальных отношениях , где договоренность строилась на основе договоров, семейных связей, личной верности, преданности и покровительства. Структуру средневекового общества составляли духовенство, дворянство и третье сословие - народ. Духовенство имело заботу о душе человека, дворянство (рыцарство) занималось государственными делами, а народ трудился. Следует отметить формирование в этот период монашества как попытки индивидуального спасения через аскетизм, строительства монастырей с уставами и трудом, подражанием нищенской жизни Христа на Земле.
В XII веке в Европе начинает развиваться просвещение . При главных соборах возникали кафедральные школы, где учились клирики (духовные лица) и миряне. В городах создавались и нецерковные школы, музыкальные, медицинские. В XII-XIII вв. кафедральные школы перерастали в университеты.
В 1200 г. создан Парижский университет. В XIII в. возникли Оксфордский и Кембриджский университеты в Англии, Саламанский – в Испании, Неаполитанский – в Италии. Книга становилась главным инструментом познания, т.е. появилось светское образование .
В XIV в. возникли университеты в Германии, Чехии, Польше. К концу XV в. в Европе насчитывалось 65 университетов, где преподавание велось на латинском языке.
В литературе средневековья развивался эпос и рыцарская культура . Героический эпос дошёл до современности в основном в преданиях.
Понятие «рыцарь» означает знатное происхождение в противоположность горожанам, крестьянам, людям незнатного происхождения. Рыцарская культура связана с рыцарской литературой, прославляющей рыцарские подвиги, отражающие ритуалы рыцарской чести, служение даме. Добродетелями рыцарства были сила, храбрость, щедрость великодушия, верность.
В городах развивалась городская культура , содержанием которой являлось карнавальное, театральное, смеховое искусство. оно противостояло христианскому, строго аскетическому. Оно представляло собой весёлое, праздничное, народное, поэтическое искусство. Это означало, что в средневековой культуре существовало два её полюса:
Ученая культура духовной и интеллектуальной элиты (образованного меньшинства);
Культурные традиции простонародья, концентрированные в фольклорном творчестве (безмолвствующее большинство).
В формировании системы знаний в эпоху средневековья отрицался опыт.
Ключом к познанию считалось слово. Поэтому основной наукой того времени считалась схоластика.
Схоластика – есть средневековая религиозно-идеалистическая (т.н. школьная) философия, основанная на церковных догмах и обслуживающая богословие. Схоластика также трактуется как бесплодное умствование, формальное знание, оторванное от жизни и практики, начётничество.
Особенностью средневековых знаний являлась их рецептурность , т.е. набор знаний и практических рекомендаций в разных областях. Основой книжного образования служили трактаты как своды знаний в какой-либо области: словари, энциклопедии, комментарии. В соответствии с тремя уровнями знаний комментарии и интерпретации им соответствовали.
Первый уровень знания – нижний, предназначался для неграмотных простолюдинов, нёс практическую информацию, пояснялся живописью, скульптурой, раскрывал содержание Библии.
Второй уровень знаний – связан с рыцарством и феодализмом, в нем изучали основы медицины, юриспруденции, философии, музыки.
Третий уровень знаний получали лишь немногие – профессионалы – врачи, юристы, теологи.
Кроме указанных уровней знания в Средневековье имело место закрытое образование ремесленнических корпораций, которое усваивалось через 15 лет. Сложность заключалась в том, что оно имело мистический характер. Ремесленники превращали вещество из одного состояния в другое, т.е., проводя огромное количество опытов, они по своему систематизировали химические свойства природных веществ, постигали закономерности различных превращений, что в последствии помогло возникновению химии как науки.
Символом алхимических превращений был «философский камень» - средство для превращения неблагородных металлов в золото, серебро, получения эликсира молодости, универсального растворителя и многое другое.
Средневековую культуру невозможно представить без инквизиции (от лат. Inguisitio - розыск). Инквизиция служила оружием борьбы с инакомыслием, отступничеством от церковных канонов, появлением ереси, служению дьяволу через приверженность тайным наукам, наличием служения остаткам язычества. Инквизиция использовала слежку, лжесвидетельства и доносы, конфискацию имущества, осуждение родственников подозреваемых, пытки, порки, тюремное заключение, сожжение на костре. Жертв инквизиции насчитываются тысячи, в том числе знаменитый мыслитель – Джордано Бруно. Галилео Галлией – был узником инквизиции.
Джордано Бруно (1548 – 1600) итальянский мыслитель писал: «В мире идет постоянная война между светом и тьмой, между наукой и невежеством». Он полагал, что: «Жизнь проходит навеки без всякой надежды на возвращение». «Лучше достойная и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф».
Галилео Галилей (1564 – 1642) итальянский физик, астроном, механик, мыслитель писал: «Ни мой разум, ни мои рассуждения не в состоянии остановиться на признании мира либо конечным, либо бесконечным». Он опирался не только на знания, но понимал и учитывал незнание, то есть то, чего человечество еще не достигло.
Галилео Галилей выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений, построил телескоп с 32 кратным увеличением и открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Инквизиция вынудила его отречься от учения Н.Коперника (польского мыслителя). До конца своей жизни он был «узником инквизиции». Только в 1992 г. папа Иоанн Павел II объявил решение суда инквизиции ошибочным и реабилитировал Г.Галилея.
Культура - это разнообразные формы и способы человеческого самовыражения. Какие особенности имела культура средневековья, кратко изложенная? Средние века охватывают период более тысячи лет. За этот огромный отрезок времени произошли большие изменения в средневековой Европе. Появился феодальный строй. На смену ему пришел буржуазный. Темные века сменились эпохой Возрождения. И во всех изменениях, происходящих в средневековом мире, особую роль играла культура.
Роль церкви в средневековой культуре
Важную роль в культуре средневековья играла христианская религия. Влияние церкви в те времена было огромным. Во многом это определило и становление культуры. Среди поголовно безграмотного населения Европы служители христианской религии представляли отдельное сословие образованных людей. Церковь в раннем средневековье играла роль единого центра культуры. В монастырских мастерских монахи переписывали труды античных авторов, там же были открыты первые школы.
Культура средневековья. Кратко о литературе
В литературе основным направлениями были героические эпосы, жития святых, рыцарский роман. Позднее появляется жанр баллады, куртуазный роман, любовная лирика.
Если говорить о раннем средневековье, то уровень развития культуры был еще крайне низок. Но, начиная с 11 века, ситуация начинает коренным образом меняться. После первых Крестовых походов их участники вернулись из восточных стран с новыми знаниями и привычками. Затем, благодаря путешествию Марко Поло, европейцы получают еще один ценный опыт того, как живут другие страны. Мировоззрение средневекового человека претерпевает серьезные изменения.
Наука средневековья
Она получает широкое развитие с появлением первых у университетов в 11 веке. Очень интересной наукой средневековья была алхимия. Превращение металлов в золото, поиски философского камня - основные ее задачи.
Архитектура
Она представлена в средние века двумя направлениями - романским и готическим. Романский стиль массивен и геометричен, с толстыми стенами и узкими окнами. Он подходит больше для оборонных сооружений. Готика - это легкость, значительная высота, широкие окна и обилие скульптур. Если в романском стиле строили в основном замки, то в готическом - прекрасные храмы.
В эпоху Возрождения (Ренессанса) культура средневековья делает мощный рывок вперед.
Оперирует богатейшим фактическим материалом в области истории и теории культуры, накопленным многовековой европейской традицией изучения культуры. Мыслители прошлого всегда стремились понять и оценить явления культуры, а современная культурология не только сводит воедино эти представления, но также анализирует и развивает их, опираясь на предыдущие теории и гипотезы. Периодизацию этапов становления культурологии можно вести по разным основаниям. Так, используя в качестве основания общий ход развития науки, выделяют следующие периоды развития культурологии: доклассический (античность. Средневековье), классический (Возрождение, Новое время, XIX в.), неклассический (конец XIX — первая половина XX в.), постнеклассический (вторая половина XX в.).
Доклассический период развития культурологии
В период античности и Средних веков не было создано специальных работ по проблемам культуры, но можно говорить о формировании самого понятия и его осмыслении в теоретических работах философов и мыслителей, посвященных общим проблемам развития общества и истории.
Античные представления о культуре
Еще на ранних этапах существования цивилизации люди догадывались, что они чем-то отличаются от животных, что есть четкая грань, отделяющая мир природы от человеческого мира. Гомер и Гесиод — знаменитые систематизаторы античных мифов — видели эту грань в нравственности. Греческие философы-софисты позже говорили о противопоставлении природного и нравственного начал, понимая нравственность изначально как то, что отличает людей от животных. Позже это отличие назовут «культурой».
Слово « » появилось в римской античности и произошло от глагола «colere» — возделывать, обрабатывать, ухаживать. Вначале этот термин использовали, обозначая «обработку земли, почвы». В этом значении его применял известный римский политик Марк Порций Катон (234-149 до н.э.), написавший дошедший до наших дней трактат «De agri cultura» (160 до н.э.). Мы говорим о культивировании каких-то сортов растений, используем термины типа «культура картофеля», пользуемся сельскохозяйственными машинами, которые называются «культиваторы».
Отправной точкой в формировании научных представлений о культуре принято считать книгу выдающегося римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона (106-43 до н.э.) «Тускуланские беседы» (45 до н.э.). В этой книге Цицерон применил слово «культура» в переносном смысле. Подчеркивая отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, он этим словом обозначил все созданное человеком в отличие от мира, созданного природой. Таким образом, он противопоставил понятия «культура» и «натура» (природа). С тех пор мир культуры воспринимается как результат деятельности людей, направленной на обработку и преобразование того, что создано непосредственно природой.
При этом культура по-прежнему понималась как возделывание и уход. По отныне считалось, что объектом такой обработки может быть не только земля, как полагали до сих пор. но и сам человек. Цицерон говорил, что дух. разум человека необходимо возделывать та к же, как крестьянин возделывает землю. Именно «обработка разума», развитие мыслительных способностей человека есть истинное призвание свободного гражданина в отличие от рабов и низших сословий, уделом которых является физический труд — обработка земли. Можно сказать, что культура понималась как совершенствование души при помощи философии и красноречия, воспитания и образования человека.
Античное понимание культуры гуманистично, в его основе лежит идеал человека, т.е. человека-гражданина, подчинявшегося законам своего полиса и выполнявшего все гражданские обязанности, человека-воина, защищавшего его от неприятеля, человека, способного наслаждаться прекрасным (последнее верно лишь для греческой античности). Достижение этого идеала и было целью культуры. Поэтому культура понималась как определенные моральные нормы, а также характер усвоения этих норм. В силу таких представлений первое значение термина «культура» стало отождествляться с воспитанием и образованием, которые способны развить в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного, позволявшие ему обрести чувство меры и справедливости в делах гражданских и частных. Такая система воспитания и образования — пайдейя — существовала в Древней Греции. Ее результатом было не формирование профессионала в какой-то области, а совершенствование человека как личности. При этом человек не терял единства с природой, которая понималась как космос — универсальный миропорядок. В основе этого порядка лежат закон, существующий как в природе, так и в обществе. Таким образом, культурный человек воспринимал свою жизнь как естественное продолжение этого природного порядка.
Этим представлениям соответствовало циклическое переживание времени, свойственное античности. Грекам было близко понятие вечности, в истории они видели постоянное повторение, воспроизведение общих законов, независимых от специфики общества. Это приводило к циклической схеме развития истории и культуры, в соответствии с которой развитие общества представляет цикл, проходящий от золотого века к серебряному, медному и, наконец, железному. В такой модели золотой век находился в прошлом, поэтому для античного мировоззрения характерна обращенность в прошлое, считающееся идеалом. Современное состояние культуры — лишь определенная степень отклонения от него. Максимальное отклонение железного века должно привести к кризису культуры, который через потрясения и катаклизмы вернет общество в золотой век, после чего начнется новый цикл развития.
Средние века о культуре
Если в основе античной культуры лежало признание вечности космоса, существующего на основе универсального космического закона, который обеспечивал стабильность мирового порядка, стоявшего выше богов, также подчинявшихся ему, то Средневековье потеряло эту уверенность и целиком обратилось к Богу . Отныне Бог считается творцом мира, единственной подлинной реальностью, стоящей выше природы, им же созданной. Смысл мира заключается только в Боге, а сам мир видится огромным хранилищем символов, все предметы и явления материального мира считаются лишь письменами в божественной книге природы. Так, Луна — это символ божественной церкви, ветер — символ Святого Духа и т.д. Знающий человек мог «прочесть» весь окружающий мир. Так, в Средние века впервые появилось представление о предметах и явлениях мира как о текстах, развившееся в XX в. до символических теорий культуры и представлений о культуре как о тексте.
В этих условиях по-новому начинает осознаваться и культура — не как воспитание меры, гармонии и порядка, а как преодоление ограниченности человека, культивирование неисчерпаемости, бездонности личности, ее постоянное духовное совершенствование. Культура превратилась в культ, и термин «культура» более не использовался.
Средневековье привносит в культуру новое понимание счастья. Античность утвердила тезис «человек есть мера всех вещей», поэтому оракул повелевает Сократу: «человек — познай самого себя». Ибо человек — сам микрокосм. Познавая микрокосм, мы познаем макрокосм. Средневековье подходит к этой проблеме иначе. Счастье — в познании Бога (Абсолюта, макрокосма). Так как Бог — все, то и в человеке есть божественная частица, а что в человеке не божественное, то от Сатаны, это — то греховное, телесное, которое надо изгнать, преодолеть, чтобы возвыситься до божественного.
В античности культура понималась как мера, норма, «золотая середина», гармония, а в Средневековье культура — вечное возвышение, восхождение к идеалу, абсолюту, беспредельному. Поэтому для античности культура есть что-то абсолютно достижимое, налично существующее в человеке и обществе, тогда как в Средние века культура для человека всегда что-то относительное, получающее свое обоснование только в Боге. Культура — это процесс преодоления греховности и утверждения сакральности, божественности, и данный процесс бесконечен.
Отказалось и от циклического представления о времени, основанного на идее вечности. Крупнейший средневековый мыслитель Августин Блаженный (354-430) ввел понятие «стрелы времени» — движения истории от начала к концу, что разрывало временной круг античности. Отныне признавалось, что история и культура имеют смысл, данный им Богом и доступный человеческому пониманию. Августин говорил о развитии культуры как о постепенном пути к царству Божьему через внутреннее откровение Бога в человеке. Тогда же появилось понятие исторического прогресса, усложнения культуры, ее развития от низших форм к высшим. Критерием прогресса стало соответствие культуры высшим моральным ценностям. Культура любого народа также оценивалась с позиции се соответствия христианским моральным ценностям, которые считались универсальными. Это привело к рождению европоцентризма, который объявил Европу центром мировой цивилизации, проповедовал превосходство ее культуры над всеми остальными и необходимость ее распространения во все регионы земного шара.
Средневековье — это тысячелетие, условными историческими рамками которого являются V и XV века. Культура европейского средневековья возникла в руинах Римской империи. В грозовой атмосфере всеобщей неразберихи решалась судьба европейской культуры. Три силы столкнулись в борьбе, от исхода которой зависело будущее.
Первая из них - это традиции дряхлеющей греко-римской культуры . Они сохранялись в немногих культурных центрах, но новых идей дать уже не могли. Если бы эта сила смогла выстоять и вновь утвердиться в обществе, то вектор дальнейшей культурной жизни Европы был бы обращен в прошлое. Культура Европы застыла бы в античных формах, подобно индийской или китайской культуре.
Второй силой был дух варварства . Носителями его были различные народы, населявшие провинции Римской империи и вторгавшиеся в нее извне. Если бы им удалось укоренить в Римском государстве свой образ жизни, то Европа стала бы местом обитания диких орд полукочевников. Античная культура исчезла бы с лица земли, и культурное развитие Европы пошло бы по какому-то совсем иному пути, как бы начавшись заново.
Христианство было третьей и самой могущественной из сил, определявших путь культурного развития Европы. Оно опиралось на традиции, сложившиеся вне античного мира и ввело в сознание людей принципиально новые гуманистические установки. Христианство являло собою свежую струю, способную вдохнуть новую жизнь в культуру Европы. К тому времени, когда рухнула Римская империя, христианское движение уже имело централизованную церковную организацию, объединяющую всех христиан. Это позволило ему стать главной политической силой и одержать победу над греко-римским многобожием и варварством.
В этой борьбе культурных влияний и традиций средневековое христианство претерпело некоторые изменения. Простые люди, новообращенные варвары, принимали Христа просто как более могучего , сохраняя при этом языческое сознание: верили в леших, русалок, домовых, колдунов и т.п. Вытесняя язычество, христианская церковь пошла на трансформацию некоторых языческих персонажей, включив их в свою обрядность или объявив дьявольской нечистью.
Церковь отвергла античный культ разума, античный культ тела, заменив его принижением разума и постулатом греховности чувственных наслаждений, здоровья и телесной красоты.
Одной из характерных черт средневекового мировоззрения, в духе которого воспитывались народные массы, был аскетизм . Согласно аскетизму, земной шар и сам человек в его телесной природе представлялись воплощением греха и зла. Обязанностью верующего человека было постепенное освобождение души от земных оков, непрерывная борьба со «страстями», чтобы подготовиться к переходу в лучший, загробный мир. Для этого церковь рекомендовала посты, молитвы, покаяния, умерщвление плоти и т.п. Наивысшим подвигом считался полный уход от мира в монастырь.
Аскетизм был официальным учением, пропагандируемым с церковной кафедры, преподаваемым юношеству в школе, входившим как необходимый элемент во многие виды средневековой литературы. Аскетизм был наиболее ярким выражением господства религии в средние века, когда точные науки были еще в зародыше, власть человека над силами природы крайне несовершенна, а общественные отношения обрекали народные массы на постоянное терпение, воздержание, ожидание возмездия и блаженства в потустороннем мире.
Материальной основой средневековой культуры были феодальные отношения: крупный землевладелец (феодал) распоряжался землей с крестьянами, которую он получал от вышестоящего феодала (сеньора) на правах аренды. Крестьяне были в полной экономической и личной зависимости от «держателя» земли, в результате чего возникло крепостное право. Хозяйство было натуральным : с замкнутым циклом поместья и неразвитостью торгово-денежных отношений. Это стало следствием того, что в период раннего Средневековья, когда набеги варваров были почти непрерывными, пришли в убыток города, разрушилась система торговли, замерла сеть дорог, построенных во время расцвета Римской империи. Произошла так называемая «аграризация населения» , ведущая к распаду единого римского мира на отдельные герцогства, княжества, королевства.
Такой характер хозяйственной жизни привел к формированию новой социальной культуры . Отношения сеньора и вассала, вассала и феодала строились на основе личных и семейных связей, договоров, покровительства и т.п. Это привело к формированию сословий - духовенства, дворянства (рыцарства) и остальных жителей, называемых «третьим сословием» (народом). Возникло также монашество, которое олицетворяло процесс перехода от земной, «грешной» жизни к достижению индивидуального спасения путем аскетической «сопричастности» к Иисусу Христу.
Если духовенство в средневековом обществе заботилось о душе человека, то другая сословная группа - дворянство - имело иные представления о человеке. На его основе возникла так называемая рыцарская культура , со своим идеалом человека. Этот идеал предполагал знатность происхождения, храбрость, заботу о славе, чести, стремление к подвигам, верность своему сеньору и богу, благородство, поклонение прекрасной даме.
Крестьянская культура средних веков была представлена главным образом в виде фольклора. Некоторые исследователи называют ее «смеховой» или карнавальной культурой.
Средневековье знало три вида школ . Низшие школы , образовавшиеся при церквях и монастырях, ставили целью подготовить элементарно грамотных духовных лиц - клириков. Главное внимание обращалось в них на изучение латинского языка, молитв и самого порядка богослужения. В средней школе , возникавшей чаще всего при епископских кафедрах, практиковалось изучение семи «свободных искусств» (грамматика, риторика, диалектика или логика, арифметика, геометрия, куда входила и география, астрономия, музыка). Первые три науки составляли так называемый тривиум, последние четыре - квадривиум. Позднее изучение «свободных искусств» стало производиться в высшей школе , получившей позже название университета .
Первые университеты возникли в XII веке частью из епископских школ, имевших наиболее крупных профессоров в области богословия и философии, частью из объединений частных преподавателей-специалистов по философии, римскому праву и медицине. Наиболее древним университетом в Европе считается Парижский университет, существовавший в качестве «вольной школы» еще в первой половине XII века.
Наиболее распространенными направлениями средневековой науки были схоластика и мистика . Схоластика наиболее яркое выражение нашла в богословии. Основной чертой ее было не открытие чего-либо нового, а лишь толкование и систематизация того, что являлось содержанием христианской веры. Священное писание и священное предание - эти главные источники христианского учения, которые схоласты стремились подтвердить соответствующими местами из древних философов, главным образом, Аристотеля. От Аристотеля средневековое учение заимствовало самую форму логического изложения в виде различных сложных суждений и умозаключений. В работах по географии, например, авторитет Аристотеля и других древних авторов в средние века считался бесспорным.
Схоласты возобновили изучение античного наследства, разрабатывали некоторые важнейшие проблемы познания, наконец, многие из схоластов были универсальными учеными, занимавшимися изучением всех доступных тогда для них наук. Крупнейшими средневековыми схоластами были парижские профессора Пьер Абеляр, Альберт Великий, Фома Аквинский, английский ученый, монах Роджер Бэкон , уделявший наибольшее внимание вопросам естествознания.
Кроме схоластики, в средние века существовало еще другое направление, ведшее со схоластами горячую борьбу. Это была мистика . Так, с Абеляром упорно боролся его современник Бернард Клервосский , бывший организатор 11-го крестового похода. В ХIV-ХV веках наибольшей известностью пользовались немецкие мистики Иоганн Таулер и Фома Кемпийский . Мистики отвергали необходимость изучения Аристотеля и логического доказательства основ веры. Они считали, что религиозные положения усваиваются исключительно путем «созерцания», то есть молитв и благочестивых размышлений. Выступая в такой форме, мистики занимали явно реакционные позиции.
Официальное и светское искусство Средневековья
Безусловно, что официальное искусство носило черты христианской идеологии и было направлено на религиозные церковные нужды. Живопись превратилась в иконопись . В скульптуре, как и в живописи, господствовали библейские сюжеты. Вообще скульптура как вид изобразительного искусства в средние века не получила самостоятельного развития. Ведь ее объектом было тело человека в его динамике, эмоциях, красоте. А христианское мировоззрение считало телесную красоту греховной. Но статуи святых украшали готические храмы и внутри и снаружи. Возник своеобразный синтез церковной архитектуры и скульптуры.
Музыка обслуживала интересы церкви. Высокого совершенства достигли такие жанры духовной музыки, как хорал, месса, реквием . Музыкальная культура средневековья особенно проявилась в профессиональном многоголосии - дисканте . Сложились каноны торжественного церковного пения. Следует отметить, что зависимость изобразительного искусства от религиозного мировоззрения придала ему символический характер, способствовала развитию условных приемов и стилизации форм. Фигуры святых разномасштабные, образы лишены реалистичности, схематичны.
Рыцарская культура
Признавая духовное руководство церкви, каждый класс феодального общества, тем не менее, развивал и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы. Господствующий класс светских феодалов - рыцарство в широком смысле слова - выработал к XIII веку сложный ритуал обычаев, манер, светских, придворных и военно-рыцарских развлечений. Из последних особенно большое распространение получили рыцарские турниры - публичное состязание рыцарей в умении владеть оружием. В рыцарской среде создавались военные песни, прославлявшие подвиги рыцарей. Позже они превращались в поэмы, широкое распространение получили романы, излагавшие различные рыцарские приключения. Большое место в рыцарской литературе занимала любовная лирика. Миннезингеры в Германии, трубадуры в южной Франции и труверы в Северной, воспевавшие любовь рыцарей к их дамам, были непременной принадлежностью королевских дворов и замков крупнейших феодалов.
Городская культура и народное творчество Средневековья
Средневековый город, сыгравший важную политическую роль в средние века, сделал много и для развития культуры. В городе, прежде всего, делала быстрые успехи светская литература, рано обнаружившая свои антифеодальные черты. В городах в ХII-ХIII веках начали появляться так называемые фаблио , в которых содержались остроумные нападки на феодалов. Много сатирических моментов, направленных против феодалов, содержали и итальянские городские повести - новеллы .
Дело в том, что религиозность простых людей была своеобразной, и сочетание скабрезности и богохульства было не проявлением развращенности простых людей, а варварской детскости их представлений и восприятий. Во время мистерий, народных праздников распевались непристойные песни о евангельских персонажах, осмеивалось все высокое и серьезное в христианской культуре.
Народные праздники, карнавалы , занимали в жизни народа Западной Европы в средние века довольно много времени. Они были выражением своеобразной смеховой культуры , к созданию которой имел доступ простой человек.
Наиболее ярким проявлением смеховой культуры был карнавал. Карнавалы имели языческое происхождение (само слово по-латыни означает буквально «мясо, прощай») - тут очевидная связь с жертвоприношениями. Карнавал не знал разделения на зрителей и исполнителей. Все люди, выходившие на улицы средневековых городов в Европе, становились участниками карнавального действия. Это было беззаботное веселье после тяжелых трудов, пародийное осмеяние всего высшего в официальной жизни. Шут на карнавале становился королем, гротескное мироощущение проявлялось в «празднике дураков», пародировалось самое святое - христианская литургия, богослужение и другие обряды. В моде были песенки, высмеивающие монахов и священников. Так, например, молодежь в Кельне в XI веке распевала шутовскую песенку, которая начиналась словами:
Я желал бы умереть
Не в своей квартире,
А за кружкою вина
Где-нибудь в трактире.
Особой фривольностью отличалась лирика вагантов (бродячие певцы). Даже в официальное христианской культуре, к созданию которой имел доступ простой человек, гротескное мироощущение проявлялось в мистериях (театрализованное жизнеописание Христа), в дьявольских буффонадах, в сатирических жанровых сценках (фарс), в фольклорных образах вурдалаков, чудовищ и т.п.
Средневековая архитектура
Средние века оставили после себя много грандиозных памятников архитектурного искусства.
За время ІХ-ХІІІ веков в Европе сменились два основных архитектурных стиля - романский и готический . Первый получил свое название от того, что он является подражанием древним римским постройкам. В действительности романский стиль был гораздо грубее и несовершеннее, чем античный римский. Толстые стены, сравнительно невысокий купол, толстые и приземистые колонны, узкие и небольшие окна романских соборов явно отражали и слабую в этот период строительную технику, и саму политическую обстановку постоянных феодальных войн и усобиц, когда те же церкви легко превращались в крепости, где отсиживалось от набегов рыцарей местное население.
Гораздо интереснее и совершеннее в техническом отношении готическая архитектура . Ее характерной чертой является стремление архитектора построить здание как можно выше. Место полукруглой сводчатой арки заняла острая стрельчатая арка. Готические соборы имели внутри много высоких и изящных колонн. Их окна были больше, с множеством цветных разрисованных стекол. Обилие статуй, барельефов, причудливая резьба богато украшали здания изнутри и снаружи. Одна или несколько высоких башен и величественные двери придавали соборам торжественность.
Из памятников римской архитектуры наиболее известны соборы в Пуатье и Орли (Франция), в Шпейере, Вормсе, Майнце (Германия). Лучшими памятниками готического искусства является собор Парижской Богоматери (Париж), Линкольнский собор (Англия), Миланский (Италия).
Несмотря на сословно-корпоративный характер, который носила культура Средних веков, она отличается определенной целостностью. Эту целостность придавали ей два определяющих фактора: феодализм и христианство .
Отличительные черты культуры Средневековья
Подводя итоги, можно сказать, что отличительными чертами культуры средневековья были:
христианский, религиозный характер , через который просвечиваются идеи свободы и ценности земной жизни человека;
традиционализм , который выразился в приверженности к иконам, архетипам, в ограничении свободы творчества рамками теологического мировоззрения, в безличности произведений;
символизм , нашедший свое выражение в семантическом, широком толковании и анализе текстов из Библии;
историзм и дидактизм духовной жизни средневековья: праведники и преподаватели богословия стремились в ходе дискуссий, споров, поучений передать уникальность явления Христа и величие божественного замысла;
универсальность духовной культуры, сущность которой заключалась в создании общей картины мира, созданных компиляцией теоретических знаний.
Вместе с тем культура средневековья противоречива , в ней заметны и страдальческое отречение от мира, и тяга к его насильственному преобразованию , которая нашла выражение в крестовых походах. Напряжение и сложные поиски новой мировоззренческой картины мира, в ходе которых мыслители пытались примирить веру и разум, создали новые художественные стили, подготовили сознание людей к применению механических приспособлений и техники. Считать Средние века неким «перерывом» в развитии человеческой культуры, «темным пятном», «провалом», как это считали мыслители итальянского Возрождения, неправомерно. Человек в ходе этого противоречивого процесса постепенно обращается к самому себе, а не к Богу.
Творчество народов средневековой Европы заложило основы дальнейшего развития культуры. Следует согласиться с теми культурологами, которые считают, что главным достижением этой культуры следует считать открытие духовных сил человека, открытие источников гуманистического мировоззрения. По отношению к нашей, современной культуре она сыграла, по сравнению М.К.Петрова, роль строительных лесов: без них постройку здания вести невозможно.
КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ».
__________________
______________________________________________
ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Средневековая эпоха охватывает более чем тысячелетний период господства феодализма, сменившего греко-римскую рабовладельческую цивилизацию. С рождением средневекового общества в историю вошли новые территории и народы, уже не ограниченные одним Средиземноморьем и прилегающими областями.
Западноевропейский культурный тип сложился на основе синтеза античного наследия, христианства и духовного развития германских племен. Главную же роль в становлении и развитии средневековой культуры сыграло христианство.
Термин «средние века » ввели в употребление итальянские гуманисты эпохи Возрождения (XV век). Средневековьем они назвали эпоху, отделяющую их. Новое время, от классической древности. С тех пор в историческую науку прочно вошло деление всемирной истории на древнюю, среднюю и новую.
Оценка средневековой культуры итальянскими гуманистами была в целом негативной: они считали средние века «темными столетиями», «темной ночью христианства», перерывом в развитии культуры и т.п. Тем не менее, констатируя факт во многом негативной роли церкви в средние века, все же не следует забывать, что средневековая эпоха заложила основы культурной общности Европы, что тогда сложились современные европейские языки, возникли новые государства, были открыты новые земли, было изобретено книгопечатание и многое другое. И если в античных Греции и Риме не были использованы многие выдающиеся открытия и гениальные догадки греческих и римских ученых (потому что дешевый рабский труд делал ненужным применение машин и механизмов), то Средневековье началось с широкого распространения водяных колес и ветряных мельниц.
Средневековая культура обладала рядом отличительных особенностей: это символизм и аллегория (иносказательность), тяга к обобщенности, универсализму, анонимность большинства произведений искусства и пр.
Важнейшей чертой средневековой культуры является ее теоцентризм , господство религиозного мировоззрения, в основе которого лежала христианская теология. Средневековое мироощущение было основано на представлении о двойственности мира , который, согласно теологическим взглядам, делился на видимый, осязаемый, воспринимаемый человеческими чувствами земной мир и мир небесный , идеальный, потусторонний, существующий в нашем воображении. При этом главным считался высший, небесный, «горний » мир, а земное существование («дольний мир »)рассматривалось лишь как отражение бытия небесного мира. Из учения о дуализме мира исходила символика средневекового искусства: в расчет брались лишь символы, т.е. скрытый смысл реальных предметов и явлений.
Подобно тому, как мир делится на две части, так и в человеке, с точки зрения христианства, присутствуют два начала - тело и душа. Разумеется, душа первенствует над телом, называемым «темницей души». Поэтому в средние века усмирение плоти считалось высшей добродетелью, а идеалом человека были монахи и аскеты, добровольно отказавшиеся от мирских благ.
Господство религиозного мировоззрения в средние века предопределило особенности средневекового искусства. Практически все его творения служили религиозному культу, воспроизводя образы не реального, а потустороннего мира, пользуясь языком символов и аллегорий. В отличие от античного средневековое искусство почти не выражало радость земного бытия, а располагало к созерцанию, глубокому размышлению и молитве. Его не интересовало детальное, конкретное изображение пространства или человека: ведь подлинно реальным, истинным представлялся лишь «горний» мир. Поэтому искусство средних веков передавало только типичное, общее, а не индивидуальное и неповторимое.
Господствующая роль церкви в средние века привела к тому, что наиболее распространенным и популярным жанром средневековой литературы (особенно в раннее Средневековье) были жития святых ; самым типичным образцом архитектуры являлся собор ; самым распространенным жанром живописи - икона , а излюбленными образами скульптуры - персонажи Священного Писания .
Влияние религии и христианской церкви было особенно сильным в первые века Средневековья. Но по мере усиления светских тенденций в культуре из-под контроля церкви постепенно вышли светские жанры литературы, театр, городская культура, развивавшееся научное знание и др.
Историки подразделяют средневековую эпоху на три этапа , соответствующие стадиям становления, расцвета и упадка феодализма. Так, V-Х века охватывают период раннего Средневековья , когда на обломках Западной Римской империи рождалась новая феодальная Европа. Массовые вторжения различных племен (кельтов, германцев, славян, гуннов и др.) на римскую территорию (этот процесс получил название Великого переселения народов) привели к образованию в Европе так называемых варварских королевств: Вестготского - в Испании, Остготского - в Италии, Франкского - в Галлии и др. В этот период наблюдался значительный хозяйственный, политический и культурный упадок, связанный с бесконечными войнами и сопровождавшими их разрушениями.
С конца Х века в Западной Европе начинается период бурного развития, затронувшего самые разные сферы: экономическую, технологическую, политическую, социальную, религиозную, художественную и пр. На смену варварским королевствам приходят сильные национальные государства - Франция, Англия, Испания, Португалия, Италия, Германия, - в которых средневековая культура переживает пору своего расцвета. Подъем культурной жизни нашел выражение в появлении и расцвете новых архитектурных стилей - романского и готического , в развитии светских школ и университетов , в широком интеллектуальном движении и распространении образованности, в расцвете литературы и средневековой схоластики (школьной науки).
РОЖДЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ было итогом встречи античности и варварского мира:
1. Важнейшим истоком культуры раннего Средневековья было античное наследие, которое было усвоено и творчески переработано в V-X вв. Огромную роль в становлении средневековой культуры сыграла латынь , сохранившая свое значение как язык церкви, государственного делопроизводства, международного общения, науки и учености. Взаимодействуя с разнообразными местными наречиями (германцев, кельтов и пр.), латинский язык вскоре сделался непохожим на самого себя и стал в то же время основой развития европейских национальных языков. Латинский алфавит был воспринят и нероманизованными народами. Латынь была не только языком - носителем учености, но и единственным языком, которому обучали. В средние века «умение читать» означало «умение читать по-латыни». С другой стороны, в раннее Средневековье продолжала существовать масса местных народных диалектов и языков. Латинский язык в средние века был сакральным языком , гарантом единства веры. Ввиду господствующего положения латыни на раннем этапе Средневековья историки часто называют эту эпоху «латинским Средневековьем ». Повсеместно все Средневековье прошло в условиях сосуществования двух языков - местных и латыни.
В процессе усвоения культурного наследия античности важнейшую роль сыграла риторика . В Древнем Риме она была и частью образования, и неотъемлемым элементом римского образа жизни. В средние века риторическая культура сохранила свое значение и существенно повлияла на облик средневековой культуры.
Большое влияние на культуру раннего Средневековья оказала также римская система образования , которая дожила до VII в. Средневековье восприняло такой важный ее элемент, как система «семи свободных искусств » -septem artes liberates, обязательный набор школьных дисциплин, включавший грамматику, диалектику (логику), риторику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию . Но если в римской риторической школе аудитория была достаточно узкой и состояла из избранных членов римского общества, то в раннее Средневековье в школы начали принимать и крестьян, и горожан, и рыцарей, и клириков. Все же старое римское классическое образование оказалось в средние века ненужным. Поэтому на смену античной школе пришла новая - монастырская , или епископская школа (в последних изучались «семь свободных искусств»). В раннее средневековье качество обучения было низким, т.к. содержание предметов было максимально приближено к нуждам церкви. Так, риторика рассматривалась как искусство составлять проповеди, диалектика - как умение вести беседу, астрономия сводилась к умению пользоваться календарем и вычислять даты христианских праздников. Каждому ученику школы полагалось знать песнопения и молитвы, основные события священной истории и несколько цитат из Библии. Таким образом, система образования в раннем Средневековье была достаточно примитивной и имела утилитарный характер.
2. Другим важнейшим источником культуры средних веков была духовная жизнь варварских племен , их фольклор, искусство, обычаи, особенности мировосприятия. Хотя наши знания о культуре варваров очень скудны, мы достаточно осведомлены, например, о складывании героического эпоса народов Западной и Северной Европы (древненемецкого, скандинавского, англосаксонского, ирландского). В народном сознании жили остатки дохристианской мифологии и культов, которые проникали даже в церковное искусство. Фольклор , одно из слагаемых средневековой культуры, породивший и народную поэзию, и сказки, стал основой героического эпоса.
Художественное творчество варваров представлено главным образом предметами прикладного искусства . Это богато украшенное оружие, культовая и обрядовая утварь, разнообразные фибулы, пряжки, застежки и предметы быта, свидетельствующие о высокоразвитой технике обработки металлов, кожи и других материалов. В произведениях искусства варваров предпочтение всегда отдавалось орнаменту .
Представления о могучих германских и кельтских богах, героях и их борьбе со злыми силами породили причудливые орнаменты так называемого «звериного» стиля, в котором изображения фантастических животных вплетались в замысловатые узоры. «Звериный» стиль впоследствии широко применялся в прикладном искусстве и в романской архитектуре. В раннесредневековую ирландскую и английскую миниатюру проникли образы ирландских саг (былин), кельтские языческие символы, встречающиеся даже в изображениях святых. А строительная техника варварских племен, воплощенная в деревянном зодчестве, составила славу бургундских и нормандских плотников.
Похожая информация.