Кто такой И.Ф. Горбунов и что его связывает с Ивантеевкой. Биография

Горбунов Иван Федорович , писатель и актер, родился 10(22).IX. 1831 г. в селе Ивантеево Московской губернии в семье вольноотпущенного крестьянина и крепостной.

Учился в церковноприходском училище, занимался во 2-й и 3-й московских гимназиях, но образования не завершил из-за нужды. Был репетитором, переписчиком. Много читал, слушал лекции в Московском университете.

В 1849 Иван Федорович познакомился с А. Н. Островским, а потом с «молодой редакцией» журнала «Москвитянин»- Ап. Григорьевым , Т. Филипповым, Б. Алмазовым , Е. Эдельсоном и другими друзьями Островского, в частности с П. М. Садовским.

В 1853 представил на суд Островского и Григоровича свои первые литературные опыты.

В 1854 Горбунов поступает в труппу Малого театра.

В 1855 переходит на сцену Петербургского Александринского театра, где и служит до последних дней жизни.

Актерское и писательское дарование Горбунова И.Ф. раскрылось в его устных рассказах-миниатюрах. Его импровизации захватывали слушателей мягким юмором, точностью бытовых зарисовок, яркостью деталей, метким, колоритным языком. В юмористических миниатюрах

«Мастеровой»,

«Сцена у пушки»,

«Воздухоплаватель»,

«Затмение солнца»,

«Безответный» он обнажал нищету, бесправие, дикость, забитость, тупое равнодушие крестьян и мастерового люда. Вместе с тем, прекрасно зная жизнь народа, его думы, страдания, нужды, Горбунов показывал мужика совестливым, практичным, любящим природу, душевно чистым и простым («Медведь», «На рыбной ловле»). Высмеивая пороки, Иван Федорович душевно болеет за народ, за его бедность, дикость и неразвитость, и это сближает Горбунова-рассказчика с писателями-разночинцами (Н. Успенский, Левитов, Слепцов, Помяловский) и революционной демократией 60-х гг. Однако его любовь к народу несколько пассивна, критическое начало приглушено, лишено политической остроты, что сказалось в рассказах, направленных против пошлости обывателей и мещан:

«Травиата»,

«Об Саре Бернар»,

«Тенериф»

и порядков, существовавших в самодержавной России

«У квартального надзирателя»,

«Дневник дворецкого».

В произведениях Горбунова И.Ф. нет сатирического обличения действительности. Писатель создал новый жанр рассказа-миниатюры, предельно сжатого, лишенного авторского повествования. В его миниатюрах нет развернутого сюжета; основу составляет комический эпизод, необычное событие, явление (например, «Затмение солнца»), отношение к событию присутствующих. Описания скупы, характеры выявляются через реплики, поступки, жесты. Концовка, как правило, неожиданная, комическая. Оригинальны стилизации Горбунова в духе старинной русской письменности.

Произведения «С широкой масленицей», «Из московского захолустья», богатые жизненными наблюдениями, написаны в стиле «физиологических очерков» «натуральной школы».

Иван Федорович создал циклы драматических сценок, близких по содержанию его миниатюрам. В них представлены комические положения и эпизоды из жизни мастеровых, купеческих недорослей, гимназических учителей и так далее «Сценки» написаны в стиле Островского, особенно это чувствуется в сценках из купеческой жизни.

Большую часть своих произведений Горбунов импровизировал сразу перед публикой, и лишь впоследствии они были записаны и изданы. Это сказалось на характере литературного наследия: многие миниатюры не были записаны, сведения о вариантах отрывочны и случайны.

В последние годы жизни Горбунов И.Ф. написал несколько статей по истории русского театра XVIII-XIX вв.

22 сентября —185 лет со дня рождения Ивана Федоровича Горбунова (1831-1895 гг.)- писателя, актёра, уроженца села Вантеева (ныне г. Ивантеевка).

Сегодня хочу рассказать о соседней Ивантеевке, где тоже много интересных личностей.

Может, кто-то ещё не знает об этом человеке.

Иван Федорович Горбунов

Его имя носит Центральная библиотека г.Ивантеевки, в которой в 2002 году был открыт кабинет-музей И.Ф.Горбунова.


Библиотека им. Горбунова

У культурно-досугового центра «Первомайский» установлен его бюст.


Бюст И.Ф.Горбунова у КДЦ Первомайский

Так, что же это за личность, чем он интересен?


Иван Федорович Горбунов

Много ли наших земляков становились актерами такого известного театра, как Петербургский Императорский Александровский театр? Он был знаком со Л.Н.Толстым, А.Н.Островским, И.С.Тургеневым, Ф.М.Достоевским, А.П.Чеховым и другими литераторами XIX века. Они ценили его не только за личные качества, но и как рассказчика, как писателя, как артиста.
Во второй половине XIX века Горбунов был известен почти всей образованной России.

И.Ф.Горбунов родился 22 сентября 1831 года в селе Вантеево и был крещен в церкви на Копнинской бумажной фабрике, которая сейчас известна как церковь Иконы Смоленской Божией Матери.


Церковь Иконы Смоленской Божией Матери


Сведения о семье Горбунова скудны. О его происхождении и корнях мало знали даже его современники. Краткую биографию Ивана Федоровича можно узнать из очерка «Ивантеево», написанного издателями Собрания сочинений И.Ф.Горбунова (том III) со слов священника Григория Степановича Станиславлева.


В первой трети XIX века в селе Копнино и Вантеево проживало три поколения семьи Горбуновых, родовые корни которых уходили в XVIII век.


Генеологическое древо Горбуновых


Отец Ивана Федоровича - из крепостных. Вольноотпущенный из дворовых помещицы Баташёвой, он был конторщиком на фабрике Щёкина в селе Вантеево, мать (Ольга Тихоновна) - крепостная тоже вольноотпущенная крестьянка. Из семейной переписки известно, что отец потом управлял фабрикой Глазунова в Москве, на которой изготавливали бумажные изделия и коробки.

Детей в семье было четверо: Иван, брат Орест, сестры Елизавета и Капитолина. Письма Ивана к родителям проникнуты большой любовью. Приняв, например, решение поступать на службу в Александринский театр, Иван Федорович пишет 22 апреля 1855 года: «Прошу у Вас и у маменьки благословения на большое и серьезное дело. Маменька помолится обо мне Преподобному Сергию, и я уверен, что дело кончится прекрасно… Ваш покорный сын и преданный друг».

Отец стремился, чтобы дети выросли образованными людьми.
В то время в селе Вантеево была лишь церковно-приходская школа, и учителем вантеевских детей был священник. Ваня Горбунов учился у Никифора Ильича Путилина, который и обратил внимание родителей на природные дарования сына. В 1840 году его отвезли в Москву, в Набилковское коммерческое учебно-ремесленное училище, по окончании которого, он учился «во второй гимназии на Елоховской, откуда вышел из шестого класса». В это время у него проявилась склонность к рисованию, он поступает в Московское училище Живописи, ваяния и зодчества. Одновременно посещает лекции в университете, изучает древнерусский язык и историю. Во время учения Иван живет очень скудно: ищет подработку, дает уроки.


В 1850 году Горбунова знакомят с А.Н.Островским, которому нужен был переписчик пьес. В 1853 году 22-летнего Ивана пригласили переселиться в дом Александра Николаевича. Островский познакомил его с «молодой редакцией» журнала «Московитянин». Работая в журнале, Горбунов получил «художественное образование». Здесь он написал свой первый рассказ «Просто случай», опубликованный в журнале «Отечественные записки» в сентябре 1855 года. Затем были написаны рассказы «Мастеровой», «У пушки», сценка «Утро квартального надзирателя». Но автор поначалу «не придавал значения» своим рассказам. Однажды он рассказал их один за другим А.Н.Островскому, который похвалил, а Аполлон Григорьев, присутствующий при этом, воскликнул: «Вы - наш!».


Вскоре Иван Федорович близко знакомится со знаменитым артистом Московского Императорского театра Провом Михайловичем Садовским. В 1854 году Горбунов впервые вышел на сцену московского Малого театра – играл роль молодого купца в пьесе М.Т.Владыкина «Образованность». Через год Иван Федорович переезжает в Петербург, где поступает в Императорский Александринский театр, и вскоре он был включен в труппу этого театра. В нем он прослужил 40 лет, сыграл 54 роли, получил полное признание на сцене. Не случайно в 1887 году ему была назначена пенсия как артисту I разряда. Кроме того, он был удостоен «Золотой медали на ленте “Ордена Святого Станислава”.
То, что Горбунов оказался на сцене, не было случайностью. Он точь-в-точь умел передать то, что видел или слышал, мог воспроизвести язык и стиль минувших веков.


Произведения Горбунова - это как бы пьесы для одного актёра, который настолько хорошо знает свою роль, что ему не нужны пояснения. Видимо, он больше был актёром, чем писателем, поэтому и произвели его рассказы такое впечатление на А. Н. Островского. Об остроумии и наблюдательности Ивана Фёдоровича слухи ходили ещё при его жизни.


Мастерством Горбунова были восхищены Государь Император Александр III и Великий князь Владимир Александрович, побывавшие на спектакле с участием Ивана Федоровича, “обласкали его и выразили глубокое уважение его таланту”.


Ещё одна заслуга его была в том, что он собирал связанные с театром реликвии: афиши, программы, портреты артистов, приветственные адреса, поднесенные кумирам сцены, рисунки, автографы артистов и драматургов, костюмы, в которых выступали актеры. Так появилось “Артистическое фойе”, как его стали называть.


В 1891 году вышла книга Горбунова “Материалы для истории русского театра. Каталог портретов, помещенных в фойе Императорского Александринского театра”.
Горбунов проделал огромную исследовательскую работу, чтобы упорядочить и систематизировать весь путь, пройденный театром в России, начиная с царя Алексея Михайловича. Коллекция старины, собранная Горбуновым, впоследствии легла в основу первого в нашей стране театрального музея – ныне Государственного музея театрального искусства в Санкт-Петербурге.

В последние годы жизни он проявил себя как серьезный исследователь истории русского театра, написав статьи: “Первые русские придворные комедианты”, “Московский театр в XVIII и XIX столетиях”, “Драматические деятели в биографиях”, “От основания русского театра до нашего времени”.


Кроме многих актёров и писателей, он был знаком с композиторами, художниками. Известно, что Иван Фёдорович - глубокий знаток русской песни - был замечен великим русским композитором Модестом Петровичем Мусоргским, посвятившим Горбунову фортепианную пьесу “В деревне”. А Горбунов сообщил композитору музыкальную тему, которая использована в опере “Хованщина” в песне Марфы “Исходила младешенька”.

В записных книжках Горбунова (их сохранилось 25) есть записи, говорящие насколько часто бывал он в родных местах. Прожив в Петербурге 40 лет своей жизни, он не забывал о Москве и Подмосковье. Вантеевка, Пушкино, Троица, Хотьково, Болшево, Мытищи, Перловка – эти названия часто мелькали на страницах его дневников и записных книжек.


Что связывало И.Ф.Горбунова с Ивантеевкой? Об этом и не только, рассказывают работники библиотеки, в кабинете-музее его имени. Здесь представлена родословная писателя и актёра; его сочинения, книги; словарь-справочник И.Ф.Горбунова и его окружения; тематические подборки статей о нём; фотографии; предметы старого быта. Бесценный подарок -3-х томник собрания сочинений И.Ф. Горбунова (изд. 1907-1910гг), поступившие в музей из Российской государственной библиотеки (бывшей Ленинской). Экспонаты музея помогают собирать горожане и потомки Горбунова.


В музее И.Ф.Горбунова


3-хтомник И.Ф.Горбунова из Ленинской библиотеки


Дом, где предположительно родился Горбунов



Старый дом на Детском проезде

Приметы родного края есть во многих рассказах И. Ф. Горбунова. В рассказе “Канун Рождества” он так описывает своё любимое село: “На пригорке, окружённом сосновым лесом, стоит село Копнино… Большая церковь старинной архитектуры обнесена вековыми липами; барский каменный дом стоит без жилья. Село старинное… Грамотных в селе много; есть даже начётчики… Просвещение в селе и в окружности насадила и укрепила старушка помещица Елизавета Осиповна. Она любила благолепие храма Божьего и имела свой хор из дворовых людей…”.


Сам Иван Фёдорович приезжал в Ивантеевку два раза в год. “Приезжая, он сейчас же отправлялся по селу и вокруг вспомнить, где рос и только после этого обхода возвращался пить чаю…”. Из записной книжки И.Ф. Горбунова: “1882 год. В 7 часов утра выехал в Вантеевку… Утро великолепное, жаркое. Перед обедом гулял по всему селу, был на плотине, на реке…” (Из книги А.С. Мелковой “И.Ф. Горбунов в Подмосковье”).

Из жизни Иван Федорович ушёл 24 декабря (по старому стилю) 1895 года на 64 году жизни и был похоронен в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга, в Некрополе мастеров искусств. На чёрном мраморе надгробия читаем: “Артист Императорских Театров Иван Фёдорович Горбунов”


Могила Горбунова в Александро-Невской Лавре в С-Петербурге


Нина Степановна Логинова
Фото автора


Использованная литература:
1. Книга А.С. Мелковой “И.Ф. Горбунов в Подмосковье”). Калуга 2012г.
2 Из открытых источников в интернете.

) - русский писатель, актёр, зачинатель литературно-сценического жанра устного рассказа.

Биография

Родился в семье помещичьего дворового. Отец - мелкий фабричный служащий из вольноотпущенных крепостных, мать - крепостная крестьянка.

С юности занимался репетиторской работой (в том числе в семье П. М. Садовского), перепиской бумаг (переписывал пьесы А. Н. Островского , с которым был лично знаком) .

Учился в училище ваяния и зодчества, посещал лекции в Московском университете. Прекрасно знал русскую историю, литературу и народную музыку, в совершенстве владел древнерусским и церковнославянскими языками.

Биография Горбунова тесно сплетается с разночинскими группами 1860-х гг. Особое значение для Горбунова имело его сближение () с «молодой редакцией» славянофильского «Москвитянина ». Рассказы и сцены Горбунова целиком входят в общий стиль натурализма 1860-х гг. С 1877 года был членом-корреспондентом общества любителей древней письменности.

Горбунов прославился и как актёр. В 1854 году состоялся его актёрский дебют в московском Малом театре . С 1856 года он был включён в труппу Александринского театра в Петербурге . Там и числился до самого конца жизни. За 40 лет он сыграл 54 роли, главным образом в пьесах А. Н. Островского (Кудряш - «Гроза» , Пётр, 1-й исполнитель, - «Лес» , Афоня - «Грех да беда на кого не живёт») и в собственных пьесах.

В конце 1850-х гг. стал выступать на эстраде как автор и исполнитель собственных рассказов под общим названием («Сцены из народного быта», 1861). С большим остроумием и сатирическими и ироническими зарисовками изображал в своих рассказах все социальные слои русской бытовой жизни - крестьян, купцов, мастеровых, фабричных рабочих и приказчиков, городовых, околоточных и квартальных, горожан-обывателей и др. Среди этих рассказов: «Пушка», «Воздухоплаватель», «Белая зала» и др.

Блестящий рассказчик-импровизатор, обладающий замечательной мимикой, Г. прекрасно знал и умел передать своеобразие нар. речи, многообразную пестроту её говоров, умел подать слово в живом, бытующем в народе звучании, придать ему социально-бытовую характерность. В нач. 60-х гг. Г. создал пародийный сатирич. образ слабоумного, престарелого сановника отставного генерала Дитятина (изречения, речи и тосты Дитятина Горбунов чаще всего импровизировал), показав одну из типичных социальных фигур своего времени (близок образу Крутицкого в пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты »). Однако впоследствии, в годы реакции, Горбунов начал избегать острых вопросов современности. Рассказы о Дитятине приобрели более безобидный характер.

Горбунов был историком русского театра и организатором первого в России театрального музея. Посредством биографических очерков о выдающихся актерах, он создал биографическую историю русского театра XVIII -XIX веков . На родине писателя в Ивантеевке в 1996 году ему установлен памятник. В центральной библиотеке в 2002 году открыт кабинет-музей Ивана Фёдоровича Горбунова.

Адреса в Петербурге

Литературное и актерское творчество

Первый рассказ И. Ф. Горбунова был опубликован в журнале «Отечественные записки» в . Подобно многим писателям своего времени, Горбунов преимущественно оперирует материалом из буржуазного и крестьянского быта: «безответственные» пред «законом» станового крестьяне, забитые «мастеровые», мещане и купцы периода первоначального накопления - вот основные персонажи его творчества.

Достоевский писал о Горбунове:

Крестьянскую среду Горбунов даёт преимущественно в её внешних комических проявлениях, не вдаваясь в анализ её внутренних социальных процессов. Для аудитории из «высшего общества» столиц его персонажи были своеобразной «экзотикой». В мастерской устной передаче Горбунова большой популярностью пользовался ещё тип «отставного генерала Дитятина» - николаевского служаки, откликающегося со своей архаической точки зрения на текущие события.

Широкую известность Горбунову принесло исполнение своих рассказов на сценах театров и в благотворительных концертах по всей России. Популярность Горбунова была огромна. Его творчество любили и крестьяне, и три последних императора. Юмор горбуновских рассказов «рассыпался по всей России и вошел в поговорки, в пословицы» .

Знаток русской песни, Горбунов сообщил М. П. Мусоргскому песню «Исходила младёшенька», которая (песня Марфы) стала одной из самых ярких страниц оперы «Хованщина ».

Издания произведений

  • Собрание сочинений Горбунова - изд. Комиссии при Комитете О-ва любителей древней письменности, СПб., т. I, ; т. II, ; т. III, .
    • Сочинения И. Ф. Горбунова: . - Санкт-Петербург: т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1904-1910. - 4 т. (Т. 3 вышел в 2 кн.: Ч. 1-4 и Ч. 5; На шмуцтит.: Изд. под наблюдением Комиссии при Комитете … Императорского Общества любителей древней письменности)
  • Сочинения / И. Ф. Горбунов; Под ред. и с предисл. А. Ф. Кони. Т. 1-2. - Санкт-Петербург: А. Ф. Маркс, -. - 2 т. (и в том же изд. прилож. к «Ниве» за ).
  • Артист-народник, в 3 т. изд. О-ва; см. также «Исторический вестник», , кн. 2, в «Русской старине», , кн. 12.

Напишите отзыв о статье "Горбунов, Иван Фёдорович"

Литература

  • Истомин В. К. Иван Федорович Горбунов: Личные воспоминания / В. К. Истомин. - Санкт-Петербург: т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1908. - 17 с.
  • Кони А. Ф. . - .
  • Коровяков Д. Д. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Кугель А. Р. Литературные воспоминания. - П., . - С. 156-157.
  • Гумеров Ш. А. Горбунов Иван Фёдорович // Русские писатели, 1800-1917: Биогр. словарь / Гл. ред. П. А. Николаев. - М.: Сов. энцикл., 1989-____. - (Русские писатели, 11-20 вв. : Серия биогр. словарей). Т.1. С.633-634.

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Горбунов, Иван Фёдорович

– Ну, душа моя, – сказал он, – я вчера хотел сказать тебе и нынче за этим приехал к тебе. Никогда не испытывал ничего подобного. Я влюблен, мой друг.
Пьер вдруг тяжело вздохнул и повалился своим тяжелым телом на диван, подле князя Андрея.
– В Наташу Ростову, да? – сказал он.
– Да, да, в кого же? Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мученья этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее. Но может ли она любить меня?… Я стар для нее… Что ты не говоришь?…
– Я? Я? Что я говорил вам, – вдруг сказал Пьер, вставая и начиная ходить по комнате. – Я всегда это думал… Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека.
– Но она!
– Она любит вас.
– Не говори вздору… – сказал князь Андрей, улыбаясь и глядя в глаза Пьеру.
– Любит, я знаю, – сердито закричал Пьер.
– Нет, слушай, – сказал князь Андрей, останавливая его за руку. – Ты знаешь ли, в каком я положении? Мне нужно сказать все кому нибудь.
– Ну, ну, говорите, я очень рад, – говорил Пьер, и действительно лицо его изменилось, морщина разгладилась, и он радостно слушал князя Андрея. Князь Андрей казался и был совсем другим, новым человеком. Где была его тоска, его презрение к жизни, его разочарованность? Пьер был единственный человек, перед которым он решался высказаться; но зато он ему высказывал всё, что у него было на душе. То он легко и смело делал планы на продолжительное будущее, говорил о том, как он не может пожертвовать своим счастьем для каприза своего отца, как он заставит отца согласиться на этот брак и полюбить ее или обойдется без его согласия, то он удивлялся, как на что то странное, чуждое, от него независящее, на то чувство, которое владело им.
– Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить, – говорил князь Андрей. – Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там всё счастье надежды, свет; другая половина – всё, где ее нет, там всё уныние и темнота…
– Темнота и мрак, – повторил Пьер, – да, да, я понимаю это.
– Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив. Ты понимаешь меня? Я знаю, что ты рад за меня.
– Да, да, – подтверждал Пьер, умиленными и грустными глазами глядя на своего друга. Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная.

Для женитьбы нужно было согласие отца, и для этого на другой день князь Андрей уехал к отцу.
Отец с наружным спокойствием, но внутренней злобой принял сообщение сына. Он не мог понять того, чтобы кто нибудь хотел изменять жизнь, вносить в нее что нибудь новое, когда жизнь для него уже кончалась. – «Дали бы только дожить так, как я хочу, а потом бы делали, что хотели», говорил себе старик. С сыном однако он употребил ту дипломацию, которую он употреблял в важных случаях. Приняв спокойный тон, он обсудил всё дело.
Во первых, женитьба была не блестящая в отношении родства, богатства и знатности. Во вторых, князь Андрей был не первой молодости и слаб здоровьем (старик особенно налегал на это), а она была очень молода. В третьих, был сын, которого жалко было отдать девчонке. В четвертых, наконец, – сказал отец, насмешливо глядя на сына, – я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись, сыщи, как ты и хочешь, немца, для князя Николая, и потом, ежели уж любовь, страсть, упрямство, что хочешь, так велики, тогда женись.
– И это последнее мое слово, знай, последнее… – кончил князь таким тоном, которым показывал, что ничто не заставит его изменить свое решение.
Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдержит испытания года, или что он сам, старый князь, умрет к этому времени, и решил исполнить волю отца: сделать предложение и отложить свадьбу на год.
Через три недели после своего последнего вечера у Ростовых, князь Андрей вернулся в Петербург.

На другой день после своего объяснения с матерью, Наташа ждала целый день Болконского, но он не приехал. На другой, на третий день было то же самое. Пьер также не приезжал, и Наташа, не зная того, что князь Андрей уехал к отцу, не могла себе объяснить его отсутствия.
Так прошли три недели. Наташа никуда не хотела выезжать и как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам, вечером тайно от всех плакала и не являлась по вечерам к матери. Она беспрестанно краснела и раздражалась. Ей казалось, что все знают о ее разочаровании, смеются и жалеют о ней. При всей силе внутреннего горя, это тщеславное горе усиливало ее несчастие.
Однажды она пришла к графине, хотела что то сказать ей, и вдруг заплакала. Слезы ее были слезы обиженного ребенка, который сам не знает, за что он наказан.
Графиня стала успокоивать Наташу. Наташа, вслушивавшаяся сначала в слова матери, вдруг прервала ее:
– Перестаньте, мама, я и не думаю, и не хочу думать! Так, поездил и перестал, и перестал…
Голос ее задрожал, она чуть не заплакала, но оправилась и спокойно продолжала: – И совсем я не хочу выходить замуж. И я его боюсь; я теперь совсем, совсем, успокоилась…
На другой день после этого разговора Наташа надела то старое платье, которое было ей особенно известно за доставляемую им по утрам веселость, и с утра начала тот свой прежний образ жизни, от которого она отстала после бала. Она, напившись чаю, пошла в залу, которую она особенно любила за сильный резонанс, и начала петь свои солфеджи (упражнения пения). Окончив первый урок, она остановилась на середине залы и повторила одну музыкальную фразу, особенно понравившуюся ей. Она прислушалась радостно к той (как будто неожиданной для нее) прелести, с которой эти звуки переливаясь наполнили всю пустоту залы и медленно замерли, и ей вдруг стало весело. «Что об этом думать много и так хорошо», сказала она себе и стала взад и вперед ходить по зале, ступая не простыми шагами по звонкому паркету, но на всяком шагу переступая с каблучка (на ней были новые, любимые башмаки) на носок, и так же радостно, как и к звукам своего голоса прислушиваясь к этому мерному топоту каблучка и поскрипыванью носка. Проходя мимо зеркала, она заглянула в него. – «Вот она я!» как будто говорило выражение ее лица при виде себя. – «Ну, и хорошо. И никого мне не нужно».
Лакей хотел войти, чтобы убрать что то в зале, но она не пустила его, опять затворив за ним дверь, и продолжала свою прогулку. Она возвратилась в это утро опять к своему любимому состоянию любви к себе и восхищения перед собою. – «Что за прелесть эта Наташа!» сказала она опять про себя словами какого то третьего, собирательного, мужского лица. – «Хороша, голос, молода, и никому она не мешает, оставьте только ее в покое». Но сколько бы ни оставляли ее в покое, она уже не могла быть покойна и тотчас же почувствовала это.
В передней отворилась дверь подъезда, кто то спросил: дома ли? и послышались чьи то шаги. Наташа смотрелась в зеркало, но она не видала себя. Она слушала звуки в передней. Когда она увидала себя, лицо ее было бледно. Это был он. Она это верно знала, хотя чуть слышала звук его голоса из затворенных дверей.
Наташа, бледная и испуганная, вбежала в гостиную.
– Мама, Болконский приехал! – сказала она. – Мама, это ужасно, это несносно! – Я не хочу… мучиться! Что же мне делать?…
Еще графиня не успела ответить ей, как князь Андрей с тревожным и серьезным лицом вошел в гостиную. Как только он увидал Наташу, лицо его просияло. Он поцеловал руку графини и Наташи и сел подле дивана.
– Давно уже мы не имели удовольствия… – начала было графиня, но князь Андрей перебил ее, отвечая на ее вопрос и очевидно торопясь сказать то, что ему было нужно.
– Я не был у вас всё это время, потому что был у отца: мне нужно было переговорить с ним о весьма важном деле. Я вчера ночью только вернулся, – сказал он, взглянув на Наташу. – Мне нужно переговорить с вами, графиня, – прибавил он после минутного молчания.
Графиня, тяжело вздохнув, опустила глаза.
– Я к вашим услугам, – проговорила она.
Наташа знала, что ей надо уйти, но она не могла этого сделать: что то сжимало ей горло, и она неучтиво, прямо, открытыми глазами смотрела на князя Андрея.
«Сейчас? Сию минуту!… Нет, это не может быть!» думала она.
Он опять взглянул на нее, и этот взгляд убедил ее в том, что она не ошиблась. – Да, сейчас, сию минуту решалась ее судьба.

Биография

Родился в семье помещичьего дворового. Отец - мелкий фабричный служащий из вольноотпущенных крепостных, мать - крепостная крестьянка.

С юности занимался репетиторской работой (в том числе в семье П. М. Садовского), перепиской бумаг (переписывал пьесы А. Н. Островского , с которым был лично знаком) .

Учился в училище ваяния и зодчества, посещал лекции в Московском университете. Прекрасно знал русскую историю, литературу и народную музыку, в совершенстве владел древнерусским и церковнославянскими языками.

Биография Горбунова тесно сплетается с разночинскими группами 1860-х гг. Особое значение для Горбунова имело его сближение () с «молодой редакцией» славянофильского «Москвитянина ». Рассказы и сцены Горбунова целиком входят в общий стиль натурализма 1860-х гг. С 1877 года был членом-корреспондентом общества любителей древней письменности.

Горбунов прославился и как актёр. В 1854 году состоялся его актёрский дебют в московском Малом театре . С 1856 года он был включён в труппу Александринского театра в Петербурге . Там и числился до самого конца жизни. За 40 лет он сыграл 54 роли, главным образом в пьесах А. Н. Островского (Кудряш - «Гроза» , Пётр, 1-й исполнитель, - «Лес» , Афоня - «Грех да беда на кого не живёт») и в собственных пьесах.

В конце 1850-х гг. стал выступать на эстраде как автор и исполнитель собственных рассказов под общим названием («Сцены из народного быта», 1861). С большим остроумием и сатирическими и ироническими зарисовками изображал в своих рассказах все социальные слои русской бытовой жизни - крестьян, купцов, мастеровых, фабричных рабочих и приказчиков, городовых, околоточных и квартальных, горожан-обывателей и др. Среди этих рассказов: «Пушка», «Воздухоплаватель», «Белая зала» и др.

Блестящий рассказчик-импровизатор, обладающий замечательной мимикой, Г. прекрасно знал и умел передать своеобразие нар. речи, многообразную пестроту её говоров, умел подать слово в живом, бытующем в народе звучании, придать ему социально-бытовую характерность. В нач. 60-х гг. Г. создал пародийный сатирич. образ слабоумного, престарелого сановника отставного генерала Дитятина (изречения, речи и тосты Дитятина Горбунов чаще всего импровизировал), показав одну из типичных социальных фигур своего времени (близок образу Крутицкого в пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты »). Однако впоследствии, в годы реакции, Горбунов начал избегать острых вопросов современности. Рассказы о Дитятине приобрели более безобидный характер.

Горбунов был историком русского театра и организатором первого в России театрального музея. Посредством биографических очерков о выдающихся актерах, он создал биографическую историю русского театра XVIII -XIX веков . На родине писателя в Ивантеевке ему установлен памятник. В центральной библиотеке в 2002 году открыт кабинет-музей Ивана Фёдоровича Горбунова.

Литературное и актерское творчество

Первый рассказ И. Ф. Горбунова был опубликован в журнале «Отечественные записки» в . Подобно многим писателям своего времени, Горбунов преимущественно оперирует материалом из буржуазного и крестьянского быта: «безответственные» пред «законом» станового крестьяне, забитые «мастеровые», мещане и купцы периода первоначального накопления - вот основные персонажи его творчества.

Достоевский писал о Горбунове:

В его сценах много чрезвычайно тонких и глубоких наблюдений над русской душой и русским народом

Крестьянскую среду Горбунов даёт преимущественно в её внешних комических проявлениях, не вдаваясь в анализ её внутренних социальных процессов. Для аудитории из «высшего общества» столиц его персонажи были своеобразной «экзотикой». В мастерской устной передаче Горбунова большой популярностью пользовался ещё тип «отставного генерала Дитятина» - николаевского служаки, откликающегося со своей архаической точки зрения на текущие события.

Широкую известность Горбунову принесло исполнение своих рассказов на сценах театров и в благотворительных концертах по всей России. Популярность Горбунова была огромна. Его творчество любили и крестьяне, и три последних императора. Юмор горбуновских рассказов «рассыпался по всей России и вошел в поговорки, в пословицы» .

Знаток русской песни, Горбунов сообщил М. П. Мусоргскому песню «Исходила младёшенька», которая (песня Марфы) стала одной из самых ярких страниц оперы «Хованщина ».

Издания произведений

  • Собрание сочинений Горбунова - изд. Комиссии при Комитете О-ва любителей древней письменности, СПб., т. I, ; т. II, ; т. III, .
    • Сочинения И. Ф. Горбунова: . - Санкт-Петербург: т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1904-1910. - 4 т. (Т. 3 вышел в 2 кн.: Ч. 1-4 и Ч. 5; На шмуцтит.: Изд. под наблюдением Комиссии при Комитете … Императорского Общества любителей древней письменности)
  • Сочинения / И. Ф. Горбунов; Под ред. и с предисл. А. Ф. Кони. Т. 1-2. - Санкт-Петербург: А. Ф. Маркс, -. - 2 т. (и в том же изд. прилож. к «Ниве» за ).
  • Артист-народник, в 3 т. изд. О-ва; см. также «Исторический вестник», , кн. 2, в «Русской старине», , кн. 12.

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич