Кто такой ги де мопассан. Ги де Мопассан: биография, интересные факты и видео. Новелла «Пышка»: звездный час Мопассана

Годы жизни: с 05.08.1850 по 06.07.1893

Французский писатель-реалист. Признанный классик французской и мировой литературы, наряду с романами крупным вкладом в литературу явилась его новеллистика.

Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан родился в семье обедневших дворян. Отец писателя вынужден был поступить на службу и стал биржевым маклером в Париже. После рождения второго сына, Эрве (1856), родители Мопассана разошлись, и мать поселилась с обоими сыновьями в приморском городе Этрета на принадлежавшей ей вилле Верги.

Детские годы Мопассана прошли в Нормандии. Когда мальчику исполнилось тринадцать лет, мать отдала его в духовную семинарию, однако вскоре он был оттуда исключен. В 1866 году Лора де Мопассан определила сына в руанский лицей, который он окончил в 1869 г. со званием бакалавра. Писатель поступил на юридический факультет в нормандском городе Канне. Летом 1870 года вспыхнула франко-прусская война, и Мопассан был призван на военную службу. Он принимал участие в походах, находился в осажденном Париже, сначала в форте Венсен, а затем был переведен в Главное интендантство. После войны имущественное положение родителей Мопассана резко ухудшилось. Мопассан уже не имеет возможности закончить высшее образование и вынужден поступить на службу. С 1872 года до ноября 1878 года он служит в Морском министерстве, ведя трудную, полунищенскую жизнь.

После долгих хлопот, в которых немалое участие принимал Флобер, который был другом семьи, Мопассану удалось перевестись в декабре 1878 года в министерство народного образования, где он и пробыл до конца 1880 года. Все это время писатель активно работал, хотя и не публиковал своих произведений по настоянию того же Флобера. Только в 1875 году Мопассан опубликовал под псевдонимом Жозефа Прюнье свою первую новеллу «Рука трупа». Затем последовало еще несколько журнальных публикаций, за одну из которых (поэма «На берегу») Мопассан был привлечен к суду по обвинению в порнографии. Флобер (подвергавшийся в свое время тем же обвинениям за «Госпожу Бовари») вступился за ученика, написав открытое письмо в газете «Голуа». Успех приходит к Мопассану после публикации новеллы «Пышка» в коллективном сборнике. Флобер назвал новеллу «шедевром», Мопассана пригласили к сотрудничеству в «Голуа», где вскоре появился цикл его новелл-очерков «Воскресные прогулки парижского буржуа». Материальное положение писателя улучшается, он путешествует по Корсике, Алжиру, Бретани, издает путевые очерки, пишет новеллы. В 1881 - 1883 годах Мопассан особенно тесно сближается с Тургеневым, дает ему на просмотр свои новые произведения, состоит с ним вместе членом комитета по сооружению памятника Флоберу, навещает его, больного, в последние недели жизни.

О личной жизни писателя достоверно известно не так уж много, несмотря на то, что Мопассан был любителем женщин, и имел много романов и случайных связей. Также мало информации о его политических пристрастиях (известно, что в 1876 г. писатель отказался от вступления в масонскую ложу), остается спорным отношение Мопассана к Парижской коммуне и революционному движению. Основным занятием Мопассана с 1880 по 1990 г. стало творчество, писатель очень много работал. Литературный успех Мопассана возрастал от одной книги к другой, В 1882 году он издал сборник новелл «Мадмуазель Фифи»; в 1883 году - сборник «Рассказы вальдшнепа» и роман «Жизнь», высоко оцененный И. С. Тургеневым и Львом Толстым и выдвинувший Мопассана в первый ряд современных французских писателей. В 1884 году выходят сборники «Лунный свет», «Сестры Рондоли», «Мисс Гарриет» и книга «Под солнцем». В 1885 году изданы сборники «Иветта», «Сказки дня и ночи» и «Туан», а одновременно с ними - роман «Милый друг», принесший Мопассану мировую известность.

Такая напряженная творческая работа сильно расшатала здоровье Мопассана. Из-за плохой наследственности он жаловался уже ранее на недомогания, связанные, в частности, с болезнью глаз. Во второй половине 80-х годов, на почве постоянного и все возрастающего переутомления, Мопассан страдает постоянными головными болями, а болезнь глаз все прогрессирует. В ноябре 1889 года умер брат Мопассана, Эрве, сошедший с ума; эта смерть подавляюще подействовала на писателя. В течение двух последних лет сознательной жизни Мопассан мучительно переживает утрату прежней работоспособности. Романы «Сильна как смерть» и особенно «Наше сердце» дались ему с величайшим трудом. В 1891 году его творческая деятельность совершенно угасла, зато появились признаки мании величия. 1 января 1892 года, когда Мопассан посетил свою мать, жившую на вилле близ Канн, им овладел бред, и, возвратясь к себе домой, писатель ночью, в приступе безумия, нанес себе глубокую рану ножом в горло. Мопассана поместили в психиатрическую лечебницу, где он и пробыл до самой своей смерти. При этом Мопассан все время находился в бреду и более не приходил в ясное сознание.

Мопассан считал, что публике принадлежат лишь книги писателя, и всячески старался скрывать свою личную жизнь, возмущался сплетнями о себе, попадавшими в печать, запрещал опубликовывать свои портреты и переписку. Именно по этой причине в его биографии до сих пор имеется ряд «белых пятен».

Летом 1891 года одна нью-йоркская газета совершила литературный подлог, напечатав на своих страницах за подписью Мопассана целый роман - переделку его рассказа «Завещание». Мопассан, возмущенный этим, решил начать судебное преследование. Но хотя к 1891 году имя Мопассана было известно во всем мире, а книги его разошлись только во Франции в огромном для того времени тираже, приближавшемся к четыремстам тысячам экземпляров, американские судьи отказались рассматривать иск Мопассана, объявив его «малоценным, малоизвестным и малооплачиваемым писателем ».

Одним из первых переводчиков Ги де Мопассана в России был Лев Толстой.

Работоспособность Мопассана поражает: за 10 лет активной творческой деятельности им написано 29 книг (в том числе 6 романов) художественной прозы. Помимо этого писатель много работал в публицистике. Биографы высчитали, что за 1885 год Мопассан написал 1500 печатных страниц. Этого не удавалось достигнуть ни Бальзаку, ни Диккенсу, ни даже Дюма-отцу.

Французская литература

Мопассан Анри Рене Альбер Ги де

Биография

МОПАССАН, АНРИ РЕНЕ АЛЬБЕР ГИ ДЕ (Maupassant, Henri Rene Albert Guy de) (1850−1893), французский писатель. Родился 5 августа 1850 в Трувиль-сюр-Арке (деп. Нижняя Сена). Образование получил в руанском лицее, юность провел в Нормандии. В 1870 принял участие во франко-прусской войне. Вернувшись к гражданской жизни, поступил на службу в Морское министерство, затем в Министерство народного просвещения.

В начале творческого пути испытал влияние Г. Флобера. Принадлежал к Меданскому кружку молодых писателей, собиравшихся в загородном доме Э. Золя в Медане, близ Парижа, и свой первый рассказ Пышка (Boule de suif) отдал в изданный этой группой сборник Меданские вечера (Les Soirees de Mdan, 1880), куда вошли также новеллы Золя и Ж. К. Гюисманса. Вслед за тем появилось огромное количество рассказов в сборниках Заведение Телье (La Maison Tellier, 1881), Лунный свет (Clair de lune, 1884), Сестры Рондоли (Soeurs Rondoli, 1884), Рассказы вальдшнепа (Contes de la bcasse, 1885), Сказки и другие рассказы (Contes et nouvelles, 1885). Мопассан создал также несколько романов - Жизнь (Une Vie, 1883), Милый друг (Bel-Ami, 1885), Пьер и Жан (Pierre et Jean, 1888) и Сильна как смерть (Fort comme la mort, 1889). За десять лет литературной деятельности (1880−1890) Мопассан создал шесть романов и около 300 новелл. С 1884 он начал страдать от нервных расстройств, навязчивых идей и галлюцинаций, которые послужили сюжетом для новеллы Орля (Le Horla, 1887), перекликающейся с творчеством Э. А. По. В 1891 Мопассана, впавшего в полное безумие, поместили в клинику в Париже, где он скончался 6 июля 1893.

Мопассан Анри Рене Альбер Ги де (1850-1893 гг.) – знаменитый на весь мир французский писатель. Появился на свет Ги де Мопассан 5 августа 1850 года, в замке Миромениль. Его отец Гюстав де Мопассан был аристократом.

С детства мальчик был крепышом, несмотря на плохую наследственность. Учился в семинарии, после отчисления перевелся в руанский лицей. Друг матери, Гюстав Флобер, впоследствии стал духовным наставником Мопассана. После окончания лицея принимает решение уехать в Париж продолжить обучение. Но франко-прусская война внесла свои изменения в планы.

После войны была работа в морском министерстве, продиктованная финансовыми трудностями в семье Мопассана. Все это время, опасаясь наследственной болезни, Ги де Мопассан усердно занимается своей физической формой. Флобер все это время уделял внимание своему подопечному. Только когда он одобрил произведения Мопассана, лишь после этого они увидели мир.

В 1880 году его произведение впервые печатают в сборнике «Les soirées de Médan», в одном ряду с Золем, Гюисмансом и другими известными в то время авторами. Вначале своего творческого пути Мопассана называют последователем Золя.

За десятилетний период своей активной творческой деятельности, а именно с 1880 по 1890 годы, он пишет триста новелл и шесть романов. Наследственный недуг проявил себя в 1884 году, его посещают галлюцинации, навязчивые идеи, которые и послужили основой написания новеллы Орля. В течении семи последующих лет, болезнь прогрессировала. Его положили в Парижскую клинику в тяжелом состоянии. Через два года 6 июля 1893 года Ги де Мопассан умер.

Анри-Рене-Альбер-Ги де Мопассан, знаменитый французский писатель, родился в Нормандии в 1850 году. Отец его был из разорившихся дворян, а мать из культурной буржуазной семьи. Возможно, любовь к искусству Мопассан унаследовал от отца. Тот славился своей любовью к музыке, к живописи, к литературе. После рождения Эрве, второго ребенка в семье, супруги разошлись. Мать великого писателя переехала в приморский город Этрет. Ги де Мопассан был очень активным ребенком, он досконально изучил край, в котором провел свое детство. Прекрасно знал жизнь простых крестьян, фермеров и рыбаков, сам любил выходить с ними на море, рыбачить, ставить паруса. Все это нашло свое отражение в его творчестве.

Юность

В 13 лет мальчика отдали в духовную семинарию. Будучи активным и озорным ребенком, он не смог смириться с суровой жизнью семинарии. Ги не раз сбегал оттуда домой и как-то даже написал забавное послание в стихах: «Давно от мира отрешенный», где сказано, что заживо хоронить себя он не собирается, а хочет насладиться всеми прелестями жизни.

В 16 лет парень был отдан в лицей, а в 20 Ги де Мопассан поступил на юридический факультет, но тут разыгралась война. Вместо учебы парня направили на франко-прусскую войну.

Послевоенная жизнь писателя

Жизнь после войны оказалась тяжелой. Ги не мог окончить высшее образование, ему пришлось идти на службу в морское министерство. На жизнь не хватало, молодой писатель еле сводил концы с концами. Службу свою он возненавидел, называл тюрьмой. Начальство его тоже не жаловало, подозрительно относилось ко всем его "литературным пристрастиям". Служба в министерстве вдохновила де Мопассана к новеллам «Наследство», «В лоне семьи» и некоторым другим, высмеивая пошлый мирок мелких чиновников, интриганов и подхалимов.

Творчество

Слава писателя пришла к Ги де Мопассану в 1880 году, после успеха «Пышки» . Благодаря этому он выхлопотал себе 6-месячный отпуск и в полной мере занялся творчеством.

Своими литературными наставниками писатель считал Г.Флобера , Л.Толстого , И. Тургенева . Флобер издавна был другом Мопассана.

Практически все свои произведения де Мопассан написал в период 1880-90 года. Самые знаменитые из них «Жизнь» и «Милый друг» , которые признаны одними из лучших моментов в французской литературе. Это подлинный триумф писателя, прославившегося также большим множеством новелл.

«Милый друг» и «Пышка» - подлинные шедевры де Мопассана, сумевшего создать качественную, «высокую» эротику в литературе.

Роман «Жизнь» это реалистичная, печальная человеческая драма. Это роман, без которого французская литература имела бы сейчас совсем другое лицо.

Ги де Мопассан - реалист. В его произведениях подробное описание жизни и быта людей. Причем людей разных: дворян и простолюдинов, богатых и нищих, образованных и «простых». Ги де Мопассан не боится затрагивать острые, болезненные вопросы нашего общества. Кроме того он хороший психолог. Писатель очень тонко показывает, практически «выворачивает» души своих героев, давая читателю шанс заглянуть туда.

Его герои - настоящие, реальные биологические существа, подверженные основным законам природы.

Смерть

Чрезмерное умственное напряжение сказалось на психике писателя. Ги де Мопассан скончался в 1893 году от паралича мозга.

, Вторая французская республика)

Всеевропейская популярность Мопассана обозначила наметившийся в 1880-е гг. закат века романа и возвращение моды на рассказы . Несмотря на это, из-под пера Мопассана вышло также шесть романов.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Произведения Мопассана имели большой успех; его заработок достигал 60 тыс. франков в год. Мопассан считал своим долгом финансово поддерживать мать и семью брата. Разнузданный образ жизни быстро подорвал здоровье писателя; он заболел неизлечимой в то время болезнью - сифилисом . С 1884 года писателя преследуют нервные припадки; по мере возрастания разочарованности и ипохондрии он впадает в беспокойный идеализм , терзается потребностью найти ответ на то, что ускользает от чувств. Это настроение находит себе выражение в ряде новелл, в том числе и в знаменитой повести «Орля» (Horla ).

    Восстановить нарушенное душевное спокойствие Мопассана не помогают ни светские успехи, ни сотрудничество в Revue des Deux Mondes , ни успех на сцене Gymnase комедии «Musotte», ни получение академической премии за комедию «La Paix du ménage».

    Мопассан стремится отразить чистые факты и поступки взамен психологического исследования, поскольку психология должна быть скрыта в книге так же, как она спрятана в реальности за настоящими поступками. Эта чистота и строгость изображения так же касается описаний, четко отличая Мопассана от Бальзака . Склонность к краткости ярко прослеживается в творчестве писателя: он создаёт более 300 новелл и только шесть романов, построенных как цепочка новеллистических ситуаций (анекдотов).

    Окружающий мир, прекрасное и отвратительное в нём, писатель воспринимал очень остро, он был наделён особой эмоциональной уязвимостью, той глубиной восприятия, которая, к сожалению, ускорила его трагическую смерть, и о которой он писал, что «благодаря ей слабейшее чувство превращается в эмоцию и, в зависимости от температуры ветра, от запаха земли и от яркости дневного освещения вы чувствуете страдания, печаль или радость … Но если нервная система невосприимчива к боли, к экстазу, то она передаёт нам только будничные волнения и вульгарное довольство».

    Главные темы

    Темы творчества Мопассана связаны с повседневной жизнью в его эпоху и личной жизнью автора, смешиваясь и создавая неповторимую палитру:

    Оценка творчества в России

    Мопассан называл среди своих учителей Тургенева , который узнал о Мопассане от Флобера и ставил его как повествователя непосредственно вслед за Львом Толстым .

    Не менее сочувственно к творчеству Мопассана относился и сам Толстой, который с большими вольностями перевёл его рассказ «В порту». По словам Толстого, «едва ли был другой такой писатель, столь искренно считавший, что все благо, весь смысл жизни - в женщине, в любви… и едва ли был когда-нибудь писатель, который до такой ясности и точности показал все ужасные стороны того самого явления, которое казалось ему самым высоким и дающим наибольшее благо жизни» (см. ).

    Чехов неустанно восхищался мастерством Мопассана-новеллиста и часто упоминал его в своих произведениях. Напрямую подражал ему Бабель , особенно в юности. Один из наиболее известных его рассказов так и называется - «Гюи де Мопассан» (1932).

    Произведения

    Мопассан был одним из самых плодовитых французских писателей 1880-х гг. В отдельные годы он публиковал более шести десятков новых рассказов. При жизни писателя увидели свет следующие книги:

    • 1880 - «Пышка », повесть (в составе альманаха «Меданские вечера»)
    • 1880 - «Стихотворения» (Le vers )
    • 1881 - «Заведение Телье» (La Maison Tellier ), рассказы
    • 1882 - «Мадемуазель Фифи» (Mademoiselle Fifi ), рассказы
    • 1883 - «Дядюшка Милон» (Le père Milon ), рассказы
    • 1883 - «Жизнь », роман
    • 1883 - «Рассказы вальдшнепа» (Contes de la bécasse ), рассказы
    • 1884 - «Лунный свет » (Claire de lune ), рассказы
    • 1884 - «Мисс Гарриет» (Miss Harriet ), рассказы
    • 1884 - «Мисти» (Misti , 1884), рассказы
    • 1884 - «Сёстры Рондоли» (Les sœurs Rondoli ), рассказы
    • 1884 - «Под солнцем» (Au soleil ), путевые очерки
    • 1885 - «Милый друг », роман
    • 1885 - «Иветта» (Yvette ), рассказы
    • 1885 - «Сказки дня и ночи» (Contes du jour et de la nuit ), рассказы, включая знаменитое «Ожерелье »
    • 1885 - «Туан» (Toine ), рассказы
    • 1886 - «Маленькая Рок» (La petite Rocque ), рассказы
    • 1886 - «Господин Паран» (Monsieur Parent ), рассказы
    • 1887 - «Монт-Ориоль », роман
    • 1887 - «Орля» (Le Horlà ), рассказы
    • 1888 - «Пьер и Жан» (Pierre et Jean ), роман
    • 1888 - «Избранник госпожи Гюссон» (Le rosier de m-me Husson ), рассказы
    • 1888 - «На воде» (Sur l’eau ), путевые очерки
    • 1889 - «Сильна как смерть» (Fort comme la mort ), роман
    • 1889 - «С левой руки» (La main gauche ), рассказы
    • 1890 - «Наше сердце» (Notre coeur ), роман
    • 1890 - «Бродячая жизнь» (La vie errante ), путевые очерки
    • 1890 - «Бесполезная красота» (L’inutile beauté ), рассказы

    Посмертно были изданы отрывки из незаконченных романов «Анжелюс» и «Огонь желания», а также повести «Чужеземная душа».

    • Библиография

      Собрания сочинений

      • Ги де Мопассан . Полное собрание сочинений в 13 т. - М., 1951
      • Ги де Мопассан. Избранные произведения в двух томах. - М: Государственное издательство художественной литературы, 1954.
      • Ги де Мопассан. Полное собрание сочинений в 12 томах. - М: «Правда», 1958.
      • Ги де Мопассан. Собрание сочинений в 7 томах. - М: "Правда", 1977.
      • Ги де Мопассан. Сочинения в 5 т. - М.: «Наука», 1993, 250 000 экз.
      • Ги де Мопассан. Полное собрание сочинений. - М: «Терра», 1996. -

    Мопассан Ги де (1850-1893 гг.)

    Ги де Мопассан (настоящее имя Анри Рене Альберт Ги де Мопассан) – знаменитый французский писатель прозаик, известен как автор новелл, романов. Его биография не изобилует большим количеством подробностей, т. к. Мопассан тщательно оберегал личную жизнь от стороннего вмешательства. Местом его рождения был департамент Нижняя Сена, замок Миромениль, расположенный неподалеку от города Турвиль сюр Арк, где он появился на свет 5 августа 1850 г. Мать его по происхождению была из буржуазной семьи, отец – аристократом, представителем знатного лотарингского дворянского рода.

    Поначалу Мопассана отдали учиться в духовную семинарию, однако его оттуда отчислили: дисциплина в монашеском учебном заведении оказалась непосильным испытанием. Образование было в итоге завершено в руанском лицее. Будучи лицеистом, Мопассан показал себя как одаренный ученик, которого живо интересовали театр и поэзия. В этот период состоялось знакомство и сближение с Флобером, который приходился родственником его матери. Именно под его началом Мопассан прокладывал себе путь в литературу.
    В 1869 г., по окончании лицея, Мопассан отправляется в Париж, где по совету матери и Флобера намерен заняться изучением права. Однако начавшаяся франко прусская война помешала этому замыслу. В течение двух лет (1770–1771) Мопассан в качестве рядового принимал участие в военных действиях.

    Его семья разорилась, и это вынудило будущего писателя устроиться в морское министерство, где на различных чиновничьих должностях он прослужил порядка 10 лет. Его страстью была литература, к карьере он рвения не проявлял. До того как Мопассан впервые выступил в литературе, он на протяжении 6 лет напряженно писал, уничтожал свои сочинения. И только когда, по мнению наставника Флобера, его произведения стали отличаться достаточной степенью стилистической целостности и зрелости, он рискнул опубликовать первое свое произведение. Это случилось в 1880 г. Его рассказ «Пышка» увидел свет в сборнике, куда входили повести Золя, Энника, Алексиса и других авторов. После этого рассказа Мопассан сразу стал известным писателем. В том же году увидел свет поэтический сборник «Стихотворения»; благодаря ему Мопассану удалось уйти со службы и устроиться в газету хроникером.

    Литературной деятельности он все последующие годы не оставлял, проявляя завидную плодовитость. На протяжении 11 лет (1880–1891), из под пера Мопассана вышло около трех сотен новел, несколько десятков критических статей, а также шесть крупных романов: «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885). «Монт Ориоль» (1887), «Пьер и Жан» (1888), «Сильна как смерть» (1889), «Наше сердце» (1890). Благодаря этим произведениям Мопассан обессмертил свое имя как представитель новейшей национальной новеллистики. Критики были единодушны в восторженных отзывах, он был настоящим любимцем читательской публики.

    Все это позволяло иметь приличный заработок; Мопассан привык жить, ни в чем себе не отказывая, кроме того, оказывал огромную материальную поддержку матери и семье младшего брата. Постоянные интеллектуальные нагрузки стали для его здоровья непосильным бременем, оно стало истощаться быстрыми темпами. Наследственность Мопассану досталась неважная: его мать была постоянной жертвой неврозов, а брат скончался в психиатрической лечебнице. Писатель уделял большое внимание своему здоровью, физически был очень крепок. Однако даже здоровое тело не смогло помочь ему иметь здоровый дух.

    С 1884 г. его постоянно одолевали нервные припадки; писатель стремился к уединению, стал видеть в людях исключительно темные стороны натуры, разочаровался в них, мучительно искал нечто ускользающее от него, недостижимые идеалы. Внешняя сторона жизни Мопассана выглядела более чем благополучной: он получил премию от Академии, сотрудничал с престижным изданием, имел огромный успех в свете, но его внутреннее состояние было далеко от гармонии. Зимой 1891 г. он пытался покончить жизнь самоубийством, после чего лечился в психиатрической лечебнице. Со временем припадки становились все более учащенными, и в 1893 г. Ги де Мопассан умер от паралича мозга.