Кто такой драматург? Драматургия. Основные понятия Что пишет драматург

«Драма? один из основных родов художественной литературы… охватывающий произведения, обычно предназначенные для исполнения на сцене». Это, наиболее распространенное суждение, есть чисто практическое определение драмы, которое не только не объясняет ее суть, но и относит ее к литературе. Давайте посмотрим определение драмы в специализированном издании: драма - это «род литературного произведения в диалогической форме, предназначенное для сценического представления». Здесь сделана попытка определения структурного принципа, но, к сожалению лишь одного (диалогичность формы), и тем не менее, из этого определения вытекает вывод о том, что драма это лишь жанр в литературе.

Сущность драмы в конфликте, борьбе, которая происходит на наших глазах и переходит в иное качество. Драма подчеркивает напряженность и конфликтность человеческого существования, причем говорят, что она естественна для человека и постоянно сопровождает его.

Во-вторых, драма? это текст написанный для различных ролей, на основании конфликтного действия. Гегель по этому поводу писал: «драматическое в собственном смысле есть высказывание индивидов в борьбе их интересов и в разладе характеров и страстей этих индивидов».

В-третьих, термин драма иногда употребляется для определения особого жанра драматургии (буржуазная драма, лирическая драма, романтическая драма).

«Драматургия» же является с одной стороны видом искусства, с другой - родом литературы и театра. Под драматургией так же иногда понимают всю совокупность, собрание пьес (произведений предназначенных для сценического воплощения) вообще.

Драматургия возникает в момент зарождения и возникновения театра, т.к. она является продуктом творчества первых драматургов.

Театр в момент своего возникновения имел ритуальную основу. Его ритуальный генезис не подлежит никакому сомнению. Ритуальная основа театра?? это в первую очередь институт языческой Мистерии. В их представлениях драматургия занимала совершенно особое место и имела сакральное значение.

Драма соединяет в себе? по мнению Гегеля? объективность эпоса с субъективным началом лирики. Но далее он приходит к противоречию: называя драму поэзией, он тем не менее, отмечает, что «потребность драмы вообще заключается в наглядном изображении… поступков и отношений, сопровождающемся словесным высказыванием лиц выражающих действие» .

Хализев в книге «Драма как явление искусства» рассматривает драму как литературно-художественную форму, обладающую определенным содержанием. Он пишет: «… драма как содержательно значимая форма словесного искусства - вот главный предмет нашей работы». Автор рассматривает художественные возможности драмы исходя из, во-первых, ее словесной природы, а уже во-вторых, из ее предназначенности для сцены. Мне кажется, эта позиция во многом не верна, т.к. драма в первую очередь пишется как произведение, предназначенное для постановки, что накладывает на ее формы определенные очертания. Об этом же писал и Аристотель: «… складывая сказания и выражая их в словах следует как можно [живее] представлять их перед глазами: тогда [поэт], словно сам присутствует при событиях, увидит их всего яснее и сможет приискать все уместное и никак не упустить никаких противоречий».

Таким образом, драма пропускает приемы и средства словесно-художественного выражения сквозь фильтры сценических требований. Об этом соотнесении структуры драмы со сценическим воплощением, и называя это первым требованием к драматургу, писал М.Я. Поляков в своей «Поэтике». По его мнению, «теория драмы» исследует и рассматривает драму как своеобразную словесную основу театрального произведения. Это определение более близко к понятию «драматургия», но она не только словесная, но и действенная основа и об этом не стоит забывать или пропускать.

На наш взгляд наиболее точно о сущности драмы сказал В.М. Волькенштейн в статье «Судьбы драматических произведений»: «я полагаю, что драм «для чтения» (то есть только для чтения) не существует; что драма, которую нельзя играть? не драма, а либо трактат, либо поэма в диалогической форме, а если и драма, то драма неудавшаяся… я… вижу в драме естественный сценический материал, литературу театральных возможностей … пьеса есть одновременно сценический материал и законченное художественное произведение» . Драматургия? именно литература театральных возможностей, она не род литературы, не литературно-художественная форма и уж тем более не высшая форма поэзии.

«Поэтика» Аристотеля, первый и наиболее важный трактат по теории драмы. Принципы, которые определил Аристотель в «Поэтике» господствовали в теории и практике Западного театра вплоть до ХХ века. Они даже получили такие названия, как например «аристотелевский тип действия».

Аристотель делит все сцены трагедии на три группы:

  • 1) Сцены, где сменяются «счастье» и «несчастье»;
  • 2) Сцены узнания;
  • 3) Сцены пафоса, сцены бурного страдания.

Сцены, где сменяются «счастье» и «несчастье» героя - это сцены его удач и неудач, побед и поражений, где резко чередуются моменты возобладания «единого действия» над «конт-действием» с моментами обратного значения. Иначе говоря, это те сцены, которые можно назвать сценами сражений.

Сценами узнания Аристотель называет сцены подлинных узнаваний. Во многих античных трагедиях решающий момент борьбы - катастрофа - совпадает с узнаванием (так например, узнание своей вины есть катастрофа для Эдипа). Сцены двойного зрелища - когда на сцене происходит суд, театральный спектакль и т.п., причем часть действующих лиц созерцает спектакль вместе со зрительным залом, ? являются обычно сценами распознавания.

Брехт ввел термин «аристотелевский театр», для обозначения драматургии и театра, основанных на принципе иллюзии и идентификации. Но, на наш взгляд, Брехт отождествил одну из характеристик действия со всей концепцией Аристотеля. В принципе причины возникновения этого термина связаны с попыткой многих режиссеров и театральных деятелей ХХ века отойти от классических приемов в постановке, выйти за пределы канона, разрушить привычные рамки представления. Эти поиски породили ряд очень интересных направлений (эпический театр Брехта, театр жестокости Арто и т.д.).

С появлением режиссуры происходит постепенное оттеснение драматурга и драматургии на второй план, а затем и актера. Драматург переходит в подчиненное положение, а драма становится, по определению Волькенштейна, «литературой театральных возможностей.

Наша позиция в этом вопросе такова: драма есть некое литературно изложенное действие, закрепленное текстом пьесы в той или иной форме (что является жанром). Текст (литературная основа) не является на наш взгляд первичным по отношению к определению «драматургии» или «драмы», первичным является действие (drama). В первую очередь драма? это сценическое (предназначенное для сценического воплощения) произведение. Хотя в истории театра появлялись пьесы, не предназначенные для сцены.

Драма есть самостоятельный способ литературно? сценического отображения жизни, предметом которого является целостное действие, развивающееся от начала до конца (от экспозиции до развязки) в результате волевых усилий героев, которые вступают в единоборство с другими персонажами и объективными обстоятельствами. Драма - часть общего театрального процесса; драматургия - искусство писать драмы и вся совокупность написанных драм. Грамотно написать пьесу возможно лишь при хороших знаниях о законах драматургии.

Аристотель говорил просто о «начале, середине, и конце пьесы». Очевидно, что пьеса, которая начинается случайно и заканчивается потому, что истекло два с половиной часа, не будет пьесой. Ее начало и конец, связное построение всех ее частей определяется необходимостью конкретного выражения той концепции, которая составляет тему пьесы.

Лопе де Вега, писавший в 1609 году о «Новом искусстве писать комедии», дал краткое, но полезное резюме построения пьесы: «В первом акте изложите дело. Во втором так переплетите события, чтобы до середины третьего акта нельзя было догадаться о развязке. Всегда обманывайте ожидания».

Согласно Дюма-сыну, «прежде, чем создать какую-то ситуацию, драматург должен задать себе три вопроса. Как поступил бы в подобном положении я? Как поступили бы другие люди? Как следует поступить? Автору, не чувствующему расположения к такому анализу, надо оставить театр, потому что он никогда не станет драматургом».

Драматург должен предполагать, что он пишет для людей, которые ровно ничего не знают о его материале, за исключением немногих исторических тем. А если это так, то драматург должен как можно скорее дать зрителям понять:

1) кто его персонажи, 2) где они находятся, 3) когда происходит действие, 4) что именно в настоящих и прошлых взаимоотношениях его персонажей служит завязкой сюжета.

Начало пьесы - не абсолютное начало; это всего лишь какой-то момент в более широком комплексе действий; это момент, который может быть точно определен и непременно является очень важным моментом в развитии сюжета, потому что это момент, когда принимаются решения (чреватые последствиями). Это момент пробуждения разумной воли к напряженному конфликту, преследующему определенную цель. Драма есть борьба; интерес к драме есть, прежде всего, интерес к борьбе, к ее исходу.

Драматург держит читателя в напряжении, задерживая разрешительный момент сражения, вводя новые осложнения, так называемой «мнимой развязкой» временно успокаивая читателя и снова его разжигая внезапным бурным продолжением борьбы. Нас увлекает драма - прежде всего - как состязание, как картина войны.

Драматургия требует нарастания действия , отсутствие нарастания в действии мгновенно делает драму скучной. Если между действиями и проходит много времени - драматург изображает нам только моменты столкновений, нарастающих по направлению к катастрофе.

Обязательная сцена, кульминация . Неослабевающий интерес, с которым зритель следит за действием, можно определить как ожидание, смешанное с неуверенностью. Действующие лица пьесы приняли решение, зритель должен понять это решение и представить себе его возможный результат.

Зритель предвкушает осуществление этих возможностей, ожидаемое столкновение. Драматург стремится к тому, чтобы действие казалось неизбежным. Ему это удастся, если он увлечет зрителей, разбудит их чувства. Но зрители бывают захвачены развитием действия ровно настолько, насколько они верят в правдивость каждого нового раскрытия реальности, влияющего на цели действующих лиц.

Поскольку зрители не знают заранее, какова будет кульминация, они не могут проверить действие в свете кульминации. Однако они проверяют его в свете своих ожиданий, которые концентрируются на том, что они считают неизбежным результатом действия, то есть на обязательной сцене.

Кульминация в драматургии - это основное событие, вызывающее нарастание действия. Обязательная сцена - это непосредственная цель, к которой развивается пьеса.

Кульминация - это тот момент пьесы, в котором действие достигает наивысшего напряжения, наиболее критической стадии развития, после чего наступает развязка.

В момент разрешительный мы наблюдаем во многих драмах построение, соответствующее принципу сосредоточения сил на решительном пункте в решительный момент. Во многих пьесах катастрофический момент наступает при участии - и максимальном волевом напряжении - всех или почти всех главных действующих лиц. Таковы, например, финальные сцены многих пьес Шекспира, например финал «Отелло», «Гамлета», шиллеровских «Разбойников». Надо заметить, что катастрофа, за которой в античной трагедии следует развязка, во многих новых драмах, с развязкой совпадает.

В развязке должны быть завершены судьбы всех главных действующих лиц.

Драматург (греч. dramaturges) — писатель, который пишет драматические произведения, автор пьес.

Отдельным специфическим направлением драматической литературы является создание литературных произведений, написанных специально для кинематографа и телевидения — кинодраматургия. Профессия автора литературных киносценариев называется — кинодраматург.

Сама Драма представляет собой литературный род, к которому относятся такие основные жанры, как трагедия, комендия и драма.

Трагедия (др.-греч. буквально — «козлиная песнь»)-это жанр художественного произведения,основанный на развитии событий, носящем, как правило, неизбежный характер и обязательно приводящем к катастрофическому для персонажей исходу, часто исполненный патетики; вид драмы, противоположный комедии.

Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа; не случайно большинство трагедий написано стихами.

Комедия (др.-греч. «праздник в честь Диониса») — жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей.

Драма как литературный и кинематографический жанр получил особое распространение в литературе XVIII—XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии — трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику. С возникновением кинематографа перешёл также и в этот вид искусства, став одним из самых распространённых его жанров.

Драмы специфически изображают, как правило, частную жизнь человека и его конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей.

Поскольку драматургия, в отличие от других родов литературы, обладает своими принципиальными особенностями, мастерство драматурга требует специфических навыков, главным из которых является умение строить действенный диалог.

Драматургу приходится сочетать литературное дарование со знанием специфики театра как вида искусства, что является основным условием создания полноценного произведения драматургии. Наиболее наглядно это проявляется при работе над инсценировкой (частный вид драматургии) - переносе на сцену прозаического произведения (т.е. создании сценической версии прозы), которая зачастую осуществляется именно драматургом, а не прозаиком. При этом инсценировка может существенно отличаться от исходного прозаического произведения.

В этом случае мы имеем дело с кросскультурным явлением: драматург (инсценировщик, сценарист) совместно с режиссером ставит перед собой задачу адекватного воспроизведения не «буквы», а «духа» исходной прозы: ее проблематики, эмоционального накала, характеров героев, идей и т.д. Однако эта задача решается иными средствами, нежели в прозе. В определенном смысле работу драматурга можно назвать прикладной, т.к. пьеса, по большому счету, является лишь исходным материалом для создания сценического произведения - спектакля.

Однако все это не умаляет роли драматурга в создании спектакля - он является одним из главных членов авторского коллектива.

Единственным высшим учебным заведением в России, выпускающим литераторов с общепризнанным дипломом по специальности «кинодраматург и литературный работник телевидения» является ВГИК в Москве.

Драматург (от греч. dráma— действие) театра, кино и телевидения создаёт литературную основу будущих постановок. В кинематографе и на ТВ его называют также сценаристом. Только из хорошего сценария может получиться хорошее кино. И только лучшие пьесы надолго переживают своих творцов. Профессия подходит тем, кого интересует мировая художественная культура и русский язык и литература (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Драматург в кино

Кино начинается со сценария. Сценарий - это фундамент, на котором режиссёр возводит здание фильма. Драматург фильма (он же сценарист или кинодраматург) конструирует события, строит образы, характеры. Говорят, что профессор ВГИКа Валентин Константинович Туркин (преподавал в 50-е годы прошлого века) свою первую лекцию перед первокурсниками начинал словами: «Сценарий не столько пишется, сколько ваяется и строится».

Теоретики театра и кино говорят, что есть 36 драматических ситуаций, вокруг которых можно выстроить сюжет. Но штампы и банальное мышление - это враги драматурга. Драматическую ситуацию необходимо показать через какую-то интересную историю, в которой есть свежий взгляд, новые приёмы, неожиданные повороты. Как заметил кинодраматург Одельша Александрович Агишев, в 2008 году из 120 выпущенных картин на экран вышли единицы. И дело не только в алчности прокатчиков, а ещё и в том, что сами истории часто неинтересны и вторичны. В них есть подражание уже испробованным образцам (обычно американским) и нет новизны.

Надо сказать, что сценарии не всегда пишутся по оригинальному сюжету. За основу для сценария можно взять книгу или театральную пьесу, адаптировав их для экранизации. Но и в этом случае у сценариста есть широкое поле для творчества. Например, знаменитые фильмы о Шерлоке Холмсе, режиссёр Игорь Масленников решился снимать, прочитав сценарий Юлия Дунского, Валерия Фрида. Режиссёр признался в одном интервью, что никогда не был поклонником рассказов Конан Дойля о сыщике. Но прочтя сценарий, он увидел, что в нём не только главный герой, но и доктор Ватсон вдруг обрёл черты живого человека. Сценаристы иронично и точно выписали взаимоотношения двух джентльменов, т.е. сделали то, чего до них никто не делал, хотя фильмов о сыщике было снято великое множество.

Недопустимость банальности - в этом, видимо, состоит самая большая сложность профессии. Другая сложность - в том, что отдав свой сценарий режиссёру, сценарист уже не может существенно повлиять на конечный результат. Получив сценарий, режиссёр преобразовывает его в свой (режиссёрский) сценарий, продумывая каждую сцену, каждый кадр. Сценаристу всегда неприятно, если видение режиссёра не совпадает с его видением. И всё же, если сценарий удался, у фильма есть шанс полюбиться зрителям. Иногда сценарист и режиссёр работают над сценарием вместе.

Драматург на телевидении

Телевидение, как и кино, нуждаются в талантливых сценаристах (теледраматургах). Потому что сценарий лежит в основе любого телесериала и любой телепрограммы. Исключение составляют новостные программы, в которых, как говорят сами телевизионщики, в роли сценариста выступает сама жизнь. Работа над всеми остальными программами начинается с проработки сценария. Сценарист сериала (часто совместно с продюсером и режиссёром) находит идею сценария, затем разрабатывает сюжет, завязку, главных героев и персонажей второго плана, их привычки, характеры, стараясь сделать их такими, чтобы зрители сопереживали всему, что происходит на экране, могли примерить выдуманную историю на свою жизнь. Работая над другими передачами, например, над ток-шоу, сценарист также намечает тему, определяет, в какой последовательности будут появляться герои в студии, о чем будут вопросы и т.д.

Драматург в театре

Театральный драматург пишет драматические произведения (пьесы) для театральных постановок. В работе театрального драматурга существуют те же проблемы, что и в работе сценариста. Но есть одно важное отличие: если пьеса хорошая, спектакли по ней могут ставиться бесконечно, во многих театрах одновременно. Всем известный пример - бессмертная комедия «Горе от ума» Грибоедова. Театральная пьеса, как и сам театр, - живой организм. И каждое представление, даже в одном и том же театре, отличается от других: всегда есть что-то новое в актёрской игре, какой-то новый акцент может внести режиссёр, а иногда и сам драматург.

Рабочее место

Кинодраматург или драматург сериалов может работать самостоятельно, получая гонорары за сценарии, принятые к производству. Театральный драматург также работает за гонорары. Сценарист телевизионных программ может работать в штате телекомпании или сотрудничать с нею на договорной основе.

Важные качества

Профессия драматург предполагает некоторый жизненный опыт, который оказывается лучшим источником идей и коллизий для будущих произведений. Несомненно, нужен широкий кругозор, интерес к окружающему миру. Чтобы преобразовать своё знание жизни в сценарий или пьесу, нужны литературные способности, богатое воображение, любовь к сочинительству, способность к долгой сосредоточенной работе.

Оплата труда

Зарплата на 16.07.2019

Россия 10000—30000 ₽

Москва 30000—30000 ₽

Знания и навыки

Драматург должен знать и уметь использовать законы драматургии, особенности телевизионного и кинопроизводства, разбираться в человеческой психологии. А выстраивая сценарий о сфере жизни, с которой он не знаком, должен узнать о ней как можно больше.

Где учиться на Драматурга

  • Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК). Сценарно-киноведческий факультет, Сценарное отделение. Высшие курсы кино и телевидения ВГИК.
  • Санкт-Петербургский университет кино и телевидения (СПбГУКиТ). Факультет экранных искусств.
  • Высшая национальная школа телевидения. Мастерская «Драматург кино и телевидения»

Театр – это очень древнее искусство. Многие страны имеют богатую историю постановки спектаклей, оперы, мюзиклов и прочих типов сценических представлений. Драматург пишет текст спектакля и описывает действия актеров на сцене. В некоторых случаях, драматург придумывает сценарий, самостоятельно проводит репетиции, а затем ищет театр, который согласится включить его спектакль в свой репертуар. Иногда драматурги нанимаются на работу для написания пьесы на какую-то определенную тему, и нанявшее их лицо может предъявлять к их работе определенные требования, например, заложить в основу пьесы какое-нибудь народное придание. Бывает, что драматурги работают над инсценировкой какого-нибудь литературного произведения, а затем его сюжет играется актерами на сцене.

Написание пьес – это очень тяжелое занятие. В виду того, что пьесы играются на сцене, драматургам необходимо думать о том, как написанное ими будет звучать со сцены. Также, как и в поэзии, написание пьесы - это гораздо больше чем просто изложение текста на бумаге. Особую сложность для драматурга представляет написание пьесы, в основу которой заложено какое-нибудь историческое событие, или которая затрагивает чужую культуру. Здесь, учитывая правила поведения в обществе и мораль той страны, и того времени, которые затрагиваются в пьесе, драматургу потребуется приложить все усилия чтобы понять, как актеры должны вести себя на сцене, чтобы ни в коем случае не обидеть представителей этой страны и её культуры.

В некоторых случаях, для создания завершенной пьесы, драматург работает в паре с другими профессиональными работниками театра. Например, в опере, за написание музыки и слов отвечают два разных человека, композитор и либреттист. Либреттист – это узкоспециализированный тип драматурга. Также, над произведениями, включающими в себя танцы, драматург может работать в паре с хореографом, а для консультаций в части творческого подхода с редактором литературной части.

В одних случаях работа драматурга заканчивается с написанием текста, в других, драматурги также являются и директорами, и даже актерами, участвующими в постановке своих же пьес. Уильям Шекспир (William Shakespeare) – замечательный пример драматурга, который был задействован во всем процессе постановки своих пьес. Шекспир представляет собой как бы отражение организации театральной деятельности того времени.

Для тех, кто мечтает, чтобы его творения увидели во всем мире, стоит узнать о такой профессии, как драматург кто это, какие требования предъявляются к этому специалисту.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Особенности специальности

Второе название профессии драматург – , умеющий правильно писать пьесы или сценарии. Сама по себе эта специальность относится к творческим, но отличается особой сложностью, так как предъявляет определенные требования к специалисту. Именно это и ограничивает интерес к ней среди творческих людей.

Что нужно знать о специальности?

  • Исходя из особенностей драматург следует, что основная его деятельность будет заключаться в написании пьес или сценариев для различных театров, радиостанций, телевидения, прессы, и прочих проектов.
  • Именно драматург будет создавать основу, содержащую описание места действия и прописывает диалоги.

Могут потребоваться сценарии не только для съемок фильмов и сериалов, но и передач на телевидении, а так же рекламных роликов.

Для написания своего сценария драматург может использовать любое художественное произведение. Для этого оно тщательно изучается и разбивается на части. Может использоваться и собственный сюжет.

Личностные качества специалиста

Под личными качествами драматурга понимаются:

  • обязательная креативность;
  • он должен быть яркой и не боящейся собраний большого количества людей;
  • иметь яркое мышление;
  • отличаться коммуникабельностью;
  • иметь и продолжать развивать литературный талант;
  • уметь во всех ситуациях использовать в качестве нестандартное мышление;
  • обладать способностью успешно работать как одному, так и в команде;
  • должен иметь жизненный опыт;
  • умение использовать чужие произведения для подготовки их к съемкам фильма или передачи;
  • должны быть незаурядные личностные качества;
  • иметь высокий уровень интеллекта и широкий кругозор;
  • интересоваться тем, что происходит в мире;
  • знать психологию и уметь е использовать при написании сценариев;
  • необходима внимательность;
  • требуется обладать усидчивостью;
  • желанием достигнуть результата.

В чем заключается работа в кино и на телевидении?

Всем известно, что если нет сценария, то не получится ни передача, ни кинофильм. А потому к современным сценаристам предъявляется требование постоянно развиваться. Только в этом случае буду получаться интересные фильмы, пьесы и телепрограммы.

Стоит ли говорить, что привлекаются драматурги для написания сценариев для так называемых ток-шоу. И это не говоря уже про сценарии к фильмам или сериалам. Все дело в том, что именно правильно подобранный сценарий становится основой для съемок.

  • При этом драматургу нужно будет тщательно продумать и прописать своих персонажей. Сюда добавляется описание главного героя и та местность, где он будет действовать. Особе внимание нужно обратить на психологическое объяснение поведения, чтобы оно было логичным и завершенным.
  • В ряде случаев именно драматург участвует в кастинге , так как он примерно представляет типаж, с которым необходимо будет работать.

Не стоит зацикливаться на бытовых мелочах, так как это может погубить даже самый талантливый , а вместе с ним и фильм или спектакль. Профессиональные драматурги знают это и потому стремятся сделать сюжет более динамичным.

Теперь вы знаете, что требуется от такой профессии, как драматург кто это и что должен уметь, чтобы являться профессионалом.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");