Кто такие готы и откуда они взялись? Основными составляющими субкультуры являются готическая мода и готическая музыка Готы как народ

Готы

народ германского происхождения, входящий в состав восточно-германской (готской, вандальской) группы и игравший видную роль как в доисторической жизни России, так и в истории великого переселения народов. Древнейшая родина их была область на В. от нижней Вислы до Прегеля, но влияние их - политическое и культурное - простиралось далеко за пределы этой реки и охватывало, вероятно, весь прибалтийский край. Южные границы их господства или влияния определить невозможно. По преданию, жившему среди остготов еще в VI веке (Иордан, гл. 4), Г. переселились в низовья Вислы в незапамятные времена, из Скандинавии; но это предание не подтверждается никакими данными. Г. материка ничего общего с гаутами Южной Скандинавии не имеют. Более вероятна связь Г. с одноименным населением острова Готланда (гуты, готы), хотя доказать ее пока не удалось; на нее указывают, кроме общего названия, еще народные предания, сохранившиеся в Гутасаге. - Сведений о первом периоде исторической жизни Г. мы почти никаких не имеем. Тацит ("Germania", гл. 43) свидетельствует о том, что они управлялись королями и что королевская власть была у них сильнее, чем у других германских народностей. Эта политическая организация должна была дать Г. значительный перевес над разрозненными, не имевшими ни культурного, ни политического центра славяно-балтийскими народностями, ближайшими соседями их на В. и Ю.В. Такие факты, как заимствование славянами и финнами из готского яз. слов для обозначения князя и т. д., равно как и некоторые географические названия вне древнеготской области, указывают на то, что преобладание Г. сказывалось в политической жизни соседних племен. - Во второй половине II века по Р. Х. начинается движение Г. на юг, вызванное, вероятно, возрастанием населения. В связи с их движением стоит, вероятно, маркоманская война (см.). Часть готского населения осталась, впрочем, в старых местах и слилась здесь, на островах, образуемых устьями Вислы, с наступавшими с востока балтийцами. Главная масса под предводительством короля Филимера, сына Гудариха, прошла через болотистую область Припяти и, разбив народ спалов (славян?), преграждавших им путь, достигла прибрежья Черного моря. С римлянами Г. столкнулись впервые около 215 года, при Каракалле, уже на Дунае. Около этого времени они заняли всю нынешнюю Украйну и Румынию, так что владения их простирались от нижнего Дуная до Дона (?). В новых своих жилищах они распались на несколько отдельных народностей. Восточную область, от придонских степей приблизительно до Днестра, заняли остготы (Ostrogothi), иначе называвшиеся грейтунгами (Greutungi - "степные жители"); на З., в нынешней Бессарабии и Молдавии до Карпатских гор и Нижнего Дуная, к ним примыкали вестготы (Wisigothi), или тервинги (Tervingi - "лесные жители"); между нижним Дунаем и Трансильванскими Альпами обитали тайфалы (Thaifali, Taiphali), которые почти всегда являются в обществе вестготов и самостоятельного значения не приобрели. Северные границы готских владений в Южной России точно определить нельзя. Очень вероятна гипотеза, что упоминаемый в скандинавских сагах "град Днепра, в речной области, столица славных Г." есть не что иное, как наш Киев. Известий о готском владычестве в Южной России ("готском периоде" русской истории) довольно много, но они так неполны и сбивчивы, что ясной картины о нем мы себе составить не можем. Вероятнее всего, что каждая готская народность со времени переселения на Ю. имела своего короля и только на время остготские короли, наиболее могущественные, несколько раз получали гегемонию над остальными. В первый раз это случилось, по-видимому, около середины III в., при короле Остроготе, кот. владел, если верить Иордану, огромным государством, подчинив себе гепидов, вандалов и друг. Он был первым королем династии Амалов, из кот. в V в. вышел и Теодорих Великий. При Остроготе готские полководцы Аргайт и Гунтарик, перешедши Дунай, опустошили всю Мезию. Его преемник Книва, принадлежавший к другой династии, также совершил нашествие на Балканский полуостров и в 251 г. разбил императора Деция при Абрите во Фракии; сам Деций погиб в сражении. С этого времени начинается длинный ряд набегов Г. на римские владения, то Черным морем - на Малую Азию, то сухим путем - на Мезию и Фракию. Бессистемность и бессвязность набегов доказывает, что политического единства у Г. в эту эпоху не было. Для самих Г. эти нашествия имели, между прочим, то значение, что многочисленные военнопленные христиане, выведенные ими из римских провинций, занесли в их страну христианство, которое здесь распространилось, по-видимому, очень быстро. Сам Вульфила (см.), переводчик Св. Писания на готский яз., происходил от рабов-христиан, вывезенных из Мал. Азии. Чтобы освободить империю от варварских набегов, имп. Аврелиан (в 274 г.) уступил Г. и их соседям всю Дакию; границей империи стало теперь, как до Траяна, течение Дуная. Лишь при Константине, в 321 г., возобновляются нашествия; мир был, однако, заключен уже в 336 г., королем Ариарихом. Его преемник Геберих увеличил свои владения тем, что совершенно вытеснил из Дакии вандалов. Власть его унаследовал (около 350 г.?) могучий Эрманарих (Германрих, см.), слава которого воспевалась всеми германскими народами, сравнивавшими его с Александром Македонским. Иордан дает перечень народностей, покоренных этим могущественнейшим из готских королей. Рядом с герулами мы находим в перечне всех славян (Venethi, Antes и Sclaueni), финнов, черемисов (?), мордву, мерю, пермь (?), весь, чудь на Ладожском озере и несколько других народностей, имена которых не поддаются объяснению. По этому преданию, значит, в состав государства Эрманариха входила почти вся Европейская Россия. О его могуществе свидетельствует и современник, Аммиан Марцеллин, так что сомневаться в нем нельзя. Тем не менее традиция, сохраненная Иорданом, едва ли во всех своих подробностях передает исторический факт; она является, по-видимому, скорее результатом позднейшей идеализации этого славнейшего предка Теодориха Великого, при чем могли сказаться воспоминания о первом периоде истории Г., сохранявшиеся в народных песнях. Несомненно, однако, что в это время весь славянский мир, сосредоточенный еще в Центральной России, подвергся сильному влиянию готской жизни и культуры. - Эрманарих был последним представителем готского могущества на Ю. России. Еще при его жизни отпали вестготы (см.). С тех пор начинается обособленная жизнь вестготов и остготов. Остготы продержались еще некоторое время в своих южно-русск. владениях, под верховенством гуннов, и окончательно покинули их лишь в V веке (см. Остготы). Остатки их слились с надвинувшимися с севера славянами, не оставив по себе ясных следов. Сделанная в последнее время попытка связать с именем Г. происхождение Руси не выдерживает критики (см. Русь, имя).

Г. крымские. Вероятно, уже в третьей четверти III в. по Р. Х. Г. заняли Крым. Овладев первоначально всем полуостровом, они, теснимые гунно-болгарскими народностями, должны были впоследствии сосредоточиться на южной горной части Крыма, между Судаком и Балаклавой. Эта-то горная область в течение средних веков и почти до нашего времени носила название Готии (готские климаты); в ней уцелела горсть Г., которых не коснулась гуннская буря; она сохраняла здесь свою национальность еще в течение целого тысячелетия, до конца XVI в. Их не следует смешивать с Г. тетракситами, которые жили на Таманском полуострове и погибли гораздо раньше. По Прокопию (VI в.), крымские Г. были отличными воинами и жили в дружбе и в союзе с Византией; их число простиралось до 3000. Они находились в зависимости от Восточно-Римской империи, и это отношение в принципе не было нарушено до самого падения последней в 1453 г., хотя на деле зависимость их от импер. часто превращалась в фикцию. Их связь с Византией поддерживалась без перерыва Церковью: епископы (впоследствии архиепископы и митрополиты) Г. находились в прямой зависимости от константинопольского патриарха даже и тогда, когда Царьград был уже в руках турок. В VII и VIII вв. мы находим крымских Г. в зависимости от хазар, владевших тогда Тавридой. К этому времени, именно к 787 г., относится восстание Г., описанное в житии св. Иоанна, епископа Готского. Зависимость от хазар выражалась, вероятно, только данью; Г. продолжали управляться своим князем. Не изменилось положение Г. и в IX-X вв., когда хазар заменили печенеги. Неясны их сношения с Древней Русью. Важный для решения этого вопроса памятник, известный под названием "Записки готского топарха", толкуется исследователями различно. От XI до начала XIII века Г., продолжая находиться в номинальной зависимости от Византии, зависели отчасти и от половцев. Когда в 1204 г. Константинополь был взят крестоносцами, то традиционная власть над Готией перешла к трапезундским императорам. Татары, явившиеся в Крым впервые в 1223 г., сделали своими данниками и Г. В это время готские правители (топархи), первоначально лишь византийские чиновники, достигли почти полной независимости. Теснимые с одной стороны татарами, с другой - генуэзцами, владевшими богатыми колониями на южном побережье Крыма, готские князья должны были довольствоваться, впрочем, одной только юго-западной частью полуострова; их резиденцией был гор. Феодоро (нын. Манкуп). Последним князем готским (манкупским) был Исайко. В 1475 г. турки овладели как генуэзскими владениями, так и готским княжеством. Князь Исайко был захвачен в плен, убит или отведен в Константинополь. Один из членов династии, к кот. принадлежал Исайко, выселился в конце XIV в. в Россию и стал здесь родоначальником рода Головиных. Готская народность пережила падение своего княжества, сохраняя готский язык. Барон Бусбек, посол германского императора при Великой Порте в 1557-64 гг., собрал кое-какие сведения о нем и записал около 90 готских слов, которые неопровержимо доказывают существование готской речи на полуострове еще в это позднее время и дают возможность определить некоторые факты фонетического развития этого языка. Но уже в XVII в. исчезают все следы его; последние остатки Г. отатарились, сохраняя, однако, православие. В 1778 году они, гонимые турками, обратились за помощью к России. Под предводительством последнего готского митрополита, Игнатия, они поголовно выселились на берега Азовского моря, где им были отведены русским правительством обширные земли. Они основали здесь город Мариуполь и 24 деревни. Потомки их ("Мариупольские греки") говорят по-татарски и по-гречески. Воспоминания о прежней независимости в Крыму и о готской национальности совершенно исчезли из их памяти.

Г. мезийские (Moesogothi, Gothi minores) - название тех Г.-христиан, которые около 350 г., во время преследования христиан со стороны Атанариха, выселились в Мезию, где им были отведены земли под Никополем. Во главе движения стоял Вульфила (см.). О дальнейшей судьбе основанной ими патриархальной общины ничего не известно достоверного. Следы их существования имеются до IX в. (Валафрид Страбон).

Готский язык и литература. - Древнейшие памятники готского языка - рунические надписи на наконечнике копья, найденного в Ковельском у. Волынской губ. (вероятно, III в. по Р. Х.) и на золотом обруче, найденном в Пиетроассе в Румынии (конца IV в.). Первое по значению место занимает перевод Свящ. Писания Вульфилы, отрывки кот. дошли до нас в рукописях, писанных в начале или середине VI в. в Южной Италии, но сохраняющих довольно верно особенности готского языка второй половины IV в. Остготский язык VI в. сохранился в так называемых грамотах из Неаполя и Ареццо. О дальнейших судьбах как ост-, так и вестготского языков см. Остготы и Вестготы. Дифференциация на почве языка началась, вероятно, очень рано. Когда говорится о готском языке, имеется в виду обыкновенно язык вестготов времени Вульфилы. Он во многих отношениях стоит ближе к прагерманскому типу, чем все другие германские наречия. Сильно упростилась только система гласных, тогда как согласные не подверглись почти никаким изменениям. Отличительными чертами готского языка являются в области фонетики: ê из прагерманского открытого è, переходы е в i, о в u во всех случаях и обратный переход в е resp. о перед r и h; сохранение многих черт прагерманского спряжения и склонения. В редких только случаях другие германские наречия превосходят готское Вульфилы по древности звуков и форм; всего чаще - язык древнейших скандинавских надписей и формы, восстановляемые для готского же языка из слов, заимствованных в доисторическое время финнами и славянами у Г. Этим объясняется важное значение, которое имеет готский язык в общегерманской филологии. Перевод Вульфилы вызвал оживленную научно-литературную деятельность среди Г. (см. Вульфила). Единственный памятник ее, дошедший до нас, так называемый Skeireins (чит. Skîrîns) - отрывки толкования Евангелия от Иоанна, вероятно IV в. О богатом развитии народной поэзии среди Г. свидетельствуют римские и византийские историки. Общие труды по истории Г. см. в статьях Вестготы, Вандалы, Гепиды. Кроме того: V. Thomsen, "Ueber den Einfluss der german. Sprachen auf die finnisch-lappischen" (Галле, 1870, перевод с датского); Васильевский ("Ж. M. H. Пр.", т. 105). О крымских Г. - Брун ("Зап. Акад. наук", т. XXIV, 1874); Куник (там же); Васильевский ("Ж. М. Н. Пр.", т. 185, 1876); W. Tomaschek, "Die Goten in Taurien" (Вена, 1881); F. Braun, "Die letzten Schicksale der Krimgoten" (СПб., 1890); Ф. Браун, "Мариупольские греки" (в "Живой старине", 1890). О языке и литературе - Sievers (в "Grundriss" Пауля, т. I, стр. 407 и сл. и II, 65 и сл.).

Ф. Браун.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Готы" в других словарях:

    Группа германских племен. В 3 в. жили в Сев. Причерноморье. Делились на вестготов (западные готы) и остготов (восточные готы) … Большой Энциклопедический словарь

    ГОТЫ, племена восточных германцев. Делились на вестготов (западных готов) и остготов (восточных готов) … Современная энциклопедия

    ГОТЫ, готов, ед. гот, гота, муж. (ист.). Древнегерманское племя. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ГОТЫ, ов, ед. гот, а, муж. Группа древнегерманских племён. | прил. готский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (нем. Gothen). Германский народ, игравший видную роль в доисторической России, политическое и культурное влияние которого простиралось на весь Прибалтийский край. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

От обычных людей готы отличаются особой жизненной позицией, которая для непосвященных в «готические» тайны, может показаться неприглядной. Самый главный принцип этого направления – «carpediem». Его суть состоит в том, что каждый день нужно проживать так, будто он последний, но при этом готы не умеют получать удовольствие от позитивных эмоций, наоборот, их вдохновляет душевная боль, отчаянье и состояние .

Стиль «готика» в искусстве, неважно, книги, фильмы или музыка, характеризуется атмосферой «мрачной» романтики, то есть любому произведению присуща некая загадка, а также доля мистики и неопознанности. Кстати, точных критериев оценки этой атмосферы нет, поэтому существует много споров насчет того, является ли то или иное произведение готикой. Сегодня МирСовeтов поможет своему читателю разобраться во всех тонкостях этой субкультуры.

История возникновения современной готической культуры

Чтобы глубже вникнуть в готическую культуру, несомненно, нужно ознакомиться с ее историей. Интересно, что возникла она довольно давно, но пристальное внимание на нее начали обращать только сейчас. За все время существования эта субкультура переживала много взлетов и падений, однако ее сторонниками во все времена было молодое поколение интеллигентов, которым было скучно жить «как все».

Известно, что готическая субкультура зародилась в Западной Европе и Северной Америке на рубеже 70-80-хх годов прошлого столетия. Тогда, как и сегодня, этому течению следовала молодежь среднего класса. Именно в это время ее материальное положение стало улучшаться и, почувствовав это в полной мере, молодые люди все чаще стали страдать от внутренней нестабильности и недостатка самоидентификации. Это привело к тому, что они не могли достичь внутреннего баланса и руководствовались исключительно той системой ценностей, которая навязывалась им извне. Кстати, считается, что именно это и стало предпосылкой к образованию собственной культуры, в основу которой легли драматические события и традиции того или иного исторического периода.

Вначале восьмидесятых представители готической культуры разделились на два лагеря:

  1. Appolonian, представители которого занимались различными аспектами в искусстве и философии, свойственными этой субкультуре. Они не были склонны к бунтарству и целиком отдавали себя процессу создания музыкальных и литературных произведений. Некоторые представители appolonian безуспешно пытались узаконить это течение, но общество воспринимало их как безобидных и болезненных мечтателей.
  2. Dionysan были одержимы погоней за наслаждениями и склонны к саморазрушению, именно поэтому это направление было признано неприглядным и опасным.

Со временем оба эти течения исчезли, смешавшись с традиционной культурой, ведь молодежь выросла, а философия готов никак не вязалась со вступлением во взрослую жизнь. Однако вскоре подросло следующее поколение «страдальцев» и готическая культура стала постепенно возрождаться. Вначале 90-хх произошла подмена понятий, и во главе угла оказался дресс-код, то есть люди, называющие себя готами, искренне считали, что достаточно одеться в стиле готов, чтобы называться таковыми. И все-таки это течение и по сей день находится на пике популярности, и новое поколение с успехом начало развивать свой креативный потенциал, который ранее считался идеей основной школы готов.

Образ и имидж современных готов

Гардероб гота достаточно разнообразен, начиная от нарядов эпохи Ренессанса и заканчивая традиционным имиджем «темных» панков 80-х годов. Кстати, одежда практически во всех случаях выполнена в черном цвете, но, иногда, образ может быть «разбавлен» другими оттенками: белым, красным, синим, реже - зеленым. Необычной популярностью пользуются наряды, выполненные в старинном, полном романтики стиле, главными атрибутами которого являются , кружева, корсажи и жабо. Готический гардероб в целом, отличается одновременно броскостью, строгостью и эротизмом, объединяя в себе большое количество стилей и фасонов. Как правило, готы предпочитают одежду, выполненную из шелка, мятого бархата, винила, парчи, латекса и сетки, но нужно признать, что доминирующим материалом является кожа.

Еще одной отличительной чертой, присущей готам являются прическа и макияж. Волосы должны быть длинными и прямыми, а иногда их приподнимают при помощи геля, собирая в пучки. Немного реже можно встретить ирокез. Как правило, волосы окрашивают в черный, белый или фиолетовый цвета, но встречается и двойное окрашивание, например, ярко-фиолетовые пряди на фоне черных волос. Макияж гота может привести простого обывателя в состояние недоумения. Девушки предпочитают краситься в стиле «вамп» - плотный слой белой , призванный придать лицу мертвенной бледности, черная подводка, а помада и лак для ногтей могут быть как черными, так и кроваво-красными. Кстати, юноши используют стиль «ворон» и тоже применяют грим, который мало отличается от женского. А иногда оба пола, используя косметику, имитируют синяки под глазами.

Символы и атрибутика современных готов

Среди готических символов одинаково часто встречаются египетские, кельтские (кресты и орнаменты) и оккультные (пентаграммы, перевернутые кресты и прочие) атрибуты. Хотя нужно признать, что конкретного единого для всех готов знака не существует, все зависит от личных предпочтений представителя этой субкультуры. Как правило, все украшения - кольца, браслеты, броши и цепи выполнены из серебра (золото исключается по причине «банальности»). Основным атрибутом готов принято считать египетский крест анкх, который еще называют символом жизни. Немного реже можно встретить готов, использующих еще один символ, пришедший из Египта – «Глаз Ра». Оба эти символа носят как в виде традиционных украшений, так и в виде нашивок на одежду.

Что же до христианской символики, то нужно признать, что ее используют очень редко. В основном предпочтение отдается распятиям, только они обязательно должны быть стилизованы под «готику». Яркий пример – Крест Святого Якова (крест-нож). Довольно активно используется различные символы смерти – готы склонны украшать себя черепами, гробиками и изображениями летучих мышей (символ вампиров).

Помимо вышеперечисленной атрибутики можно встретить шипованные ошейники, контактные линзы, имитирующие глаза животных или бесцветную радужную оболочку. А также кожаные обтягивающие нарукавники и черного цвета повязки на запястьях.

Еще одно немаловажное дополнение этой субкультуры – готическая литература, фото, музыка и фильмы, так называемая «духовная пища» готов. Если обобщить, то это искусство, которое не только дает толчок к развитию мышления и заставляет содрогнуться от ужаса, но и понять себя и свои пристрастия.

Мировоззрение современных готов

Готы имеют своеобразное мировоззрение, которое можно охарактеризовать двумя понятиями:

  1. Абсолютный индивидуализм – направление мыслей, чувств и желаний, которое ставит жизнь и взгляды одного конкретного человека выше, чем жизнь большого общества.
  2. Необычная (темная) романтика.

Представители этой культуры считают, что нужно всегда пытаться получить от жизни как можно больше, заниматься поисками красоты там, где ее нет, а также всегда смотреть на все события (хорошие и плохие), происходящие в жизни, с широко открытыми глазами. Также они стремятся изменить серые будни, внося в них эмоции, почерпнутые из искусства, имиджа и прочих источников. Готы предпочитают знать правду для того, чтобы относиться к ней с мрачным сарказмом, главный принцип - «умирай улыбаясь». Еще один нюанс – попытка обратить все эмоции, будь то радость, боль, обида и прочие, в жизненную энергию.

Готы черпают вдохновение из таких источников (особые книги, фильмы), которые другим людям кажутся заумными и тяжелыми. Представители этой субкультуры живут и наслаждаются исключительно тем, что затрагивает их эмоции. Музыка в стиле «готика» отличается ярким эмоциональным окрасом, а обычным людям это спектр не только не нужен, но и способен ввести в депрессивное состояние. Гот, наоборот, нуждается в обилии красок и ощущений – боли, абсолютной депрессии, безграничной печали и радости от того, что каждый день приходится преодолевать определенные преграды. Если говорить о грусти и радости, как о двух измерениях, то нужно признать, что готы находятся примерно посередине. Их эмоции холодны, а радость и жизненную силу они черпают в депрессии и мрачной грусти. Готы уверены, что жить нужно здесь и сейчас, любить – до гроба, выглядеть - ярко и сексуально, при этом соблюдая индивидуальность, а если говорить, то исключительно правду.

Готы - это племена, вышедшие из Скандинавии в 1 веке нашей эры. Во 2-3 веках они активно продвигались по Европе и завоевывали ее восточную часть. В середине 3 века готские племена достигли Северного Причерноморья. Предположительно, именно там произошли смешения готов с другими племенами, имевшими более развитую культуру, вследствие чего, окультуривание готских племен ускорилось. Примерно в это же время происходило принятие готами христианской веры. Интересно, что до принятия христианства, религиозный готский мир был довольно обширен, в нем присутствовали и люди-волки, и духи природы, и тотемизм.

К началу 4 века готские племена уже совершили нападения на Малую Азию, Балканы и завоевали Дакию. Древние готы совершали свои нашествия и продолжали благополучно развиваться до середины 4 века. Племя гуннов, вынужденное защищать свои земли от нападений, нанесло значительный удар по готам, вследствие чего численность готского племени значительно сократилась, а оставшаяся часть разделилась на два племени. Каждое племя имело своего короля, выбрало свою дорогу и приобрело новое имя. Именоваться эти племена стали остготами и вестготами.

Остготы и вестготы

Образование этих двух сообществ произошло в результате распада единой общины готов. Вестготы, или как их еще называли тервинги, занимали обширные площади от Дуная до Днепра. Так было до тех пор, пока в 376 году нашей эры, они не подверглись нападению гуннов и спасаясь бегством, они переместились в Римскую империю, где и осели. Затем в 507 году, под натиском Хлодвига I - короля франков, готы бежали в Испанию, а в 8 веке и вовсе были истреблены арабами.

Остготы, или грейтунги, обосновались на землях между Черным и Балтийским морями. После столкновения с гуннами, частично разгромленное племя остготов вынуждено было бежать и осесть в окрестностях Дуная. Немного освоившись и набравшись сил они, завоевали Италию и создали в ней королевство. В 6 веке остготы все же были разгромлены Юстинианом I - византийским императором.

Одеяния древних готов

Судить об одеяниях готов в наши дни очень сложно, так как последние племена готов были истреблены еще в XV веке. Но обращаясь к писаниям древних историков и раскопкам останков захоронений готов можно составить обобщенное представление. Так, мужчины готы облачались в штаны, облегающие тело и плащи на одной или двух застежках. Нередко в качестве застежки применялся шип.
Одеяния женщин были схожи с мужскими, но при этом плащи они носили чаще безрукавные. Были случаи, когда при раскопках, на головах женщин обнаруживали костяной гребень. Также в писаниях историков есть моменты, описывающие женские украшения, а точнее, бусы из сердолика и янтаря. Практически все готы носили пояса, при этом мужчины подвешивали на него нож, а некоторые женщины мешочки и украшения.

Культура древних готов

У древних готов среди наиболее развитых были такие ремесленные направления, как стекольное, кожевенное и металлургическое. Ввиду воинственности племени готов, обработка металлов и изготовление оружия было особенно важно для них.
Также необходимость завоевания новых земель для возможности существования обусловила и их духовную культуру. У готов были распространены воинственные игры и соревнования. Если верить писаниям античных авторов, то наиболее распространенным соревнованием у готов была игра, напоминающая современную джигитовку. Гот садился на коня и скакал на нем по кругу при этом набирая скорость, параллельно он кидал копье и сам же его ловил.

В культуре древних готов большое значение имело ювелирное ремесло. Именно оно было самым развитым, наряду со стекольным и металлургическим. Методом обработки металла, камней и стекла они изготавливали украшения для тела и одежды. Кроме того, на площади Неаполя было найдено изображение короля готов Теодориха, выложенное из разноцветных камушков.

В 1-3 веках нашей эры у готов были приемлемы исключительно внутриплеменные браки. Раскопки показывают что в этот период готами в разной степени были освоены ткацкое, кожевенное, стекольное, кузнецкое и плотницкое ремесла. В конце 3 века произошли смешения готских племен с другими, более развитыми. Результатом смешения стало ускоренное культурное развитие и освоение новых ремесел. Так происходило изменение обычаев и менталитета готского племени.

Мы привыкли встречать людей по одежке, ведь одежда в некоторой степени отражает внутренний мир человека. Если внимательно присмотреться к людям, предпочитающим черную гамму в одежде , у которых волосы окрашены в черный цвет и макияж нарочито густо наложен черной краской, то легко предположить, что прячется за этим цветом.

Как правило, эти люди не помышляют о светлом, их мысли лежат в другой плоскости. И если раньше среди готов преобладали подростки, то сейчас, к сожалению, все больше взрослых не могут выйти из этого молодежного течения со временем.

Попробуем понять, как образовалась культура готов, чем они живут, эти люди, которые пытаются выделиться из толпы столь необычным способом.

История готов

Готы (от англ. goths - готы, варвары) - это носители субкультуры, которых вдохновляет эстетика смерти и готическое искусство (музыка, романистика). Для них характерен специфический внешний вид, в котором превалирует черный цвет и необычное поведение.

Субкультура появилась в конце семидесятых годов двадцатого века в Великобритании и первыми её последователями стали представители панк-движения, игравшие так называемый готический рок. Позднее они заимствовали некоторые черты вампирской эстетики и стали отдалятся от света.

Готы сегодня

Можно сказать, что готы первой волны были другими, ведь даже одежда их была пусть необычной, но стильной. Сегодня готы менее придирчиво относятся к своей внешности, порой выглядят весьма неряшливо.

Неизменными осталось наличие пирсинга и татуажа, использование черного, фиолетового, бордового в одежде, металлической фурнитуры, наличие аксессуаров в виде черепов и летучих мышей. Из тканей они предпочитают кожу, бархат, порой латекс и винил.

Женщины активно используют корсеты, шнуровки. Впрочем, мужчина-гот также может появиться на публике в юбке . Обязательный атрибут в наряде гота – армейские ботинки.

Для культуры готов характерно применение символов совершенно разных народов и культур. Например, египетские древние символы могут соседствовать с атрибутикой викторианского периода. Крайне редко готы ради эпатажа используют светлые цвета в нарядах.

О взгляде готов на мир

Для неформальных культур свойственно иметь собственную точку зрения на общество и окружающий мир. День у готов начинается с фразы вроде «какой ужасный день» . Это один из примеров темного романтизма субкультуры, для которой индивидуальность стоит во главе угла.

Во всем должна быть тайна, мрачность, какие-то философские подтексты, даже смерть для них по-своему романтична. Готы пытаются найти особую только им понятную красоту во всем, донести свое эмоциональное состояние миру посредством музыки, своего облика.

Главный девиз данной неформальной субкультуры – «умирай улыбаясь», ведь состояние страданий и отчаяния готам дарит особое наслаждение, они способны получить энергию из негативного, из того, что обычного человека раздражает и угнетает.

Неформалы стараются все время получать эмоциональную подпитку в своем ограниченном мире, но при этом они холодны и не умеют по-настоящему радоваться. Потому они постоянно находятся в состоянии поиска. Каждый день они живут так, будто он последний. Можно сказать, что современный гот пытается придерживаться принципов, изложенных в картине Виктора Цоя «Игла» и свято верят в мир фильма «Ворон».

Кто становится готом?

Психологи уверены, что черный цвет в одежде характерен для подростков, страдающих от психологических травм. Одеваясь в шипованную одежду, они словно создают щит от мира, защищаются. А значит, за странным имиджем, шокирующим внешним видом прячутся ранимые люди, пытающиеся найти свой путь и ответы на вопросы в чем их смысл жизни и как найти свою дорогу.

Эти подростки остро нуждаются в понимании и поддержке, их ни в коем случае нельзя унижать, смеяться над их принципами, ведь таким поведением их только отвратишь от общества. Некоторым нужны годы, порой десятилетия, чтобы обрести себя и влиться в социум. Только любовь и доверие могут помочь в данном случае.

Несут ли опасность готы?

Несмотря на то, что они называют себя «детьми ночи», одеваются в цвета тьмы и пытаются прикоснуться ко всему оккультному, субкультура готов порождает совершенно разных людей. Некоторые действительно могут быть социально опасными, совершать действия вандализма, попадать в секты, быть склонными к суициду.

Но по большей части они не стремятся к правонарушениям. Просто при помощи атрибутики, походов на кладбища они ищут способ самовыражения, создают иллюзорность своей значимости.

Стоит помнить, что к суициду подростков приводит конфликт со средой и недостаток общения с близкими людьми. Главное, стабилизировать атмосферу в семье, наладить контакт с ребенком, разобраться в его чувствах и проблемах, уделять ему больше внимания.

Ведь готы — в глубине души очень одинокие люди, которым остро не хватает внимания и ласки, в частности, со стороны родителей, вот они и вынуждены искать то, что создаст им состояние внутреннего комфорта.


Ежегодно в конце мая отмечается Всемирный день готов. Этот праздник, посвященный готической культуре, появился в 2009 году. Однако, сегодня многие забыли о том, кем же были настоящие готы, под чьим натиском пал Рим в 410 году. Хотя римляне считали их "дикарями" и "варварами", на самом деле готы были высокоразвитым народом, которые держали в страхе соседей.

1. Родина готов


Сохранился только один источник о происхождении готов - "Гетика", исторический трактат, написанный римским историком Иорданом в VI веке. По словам Иордана, "готы пришли из "утробы, порождающей племена и народы" – острова Скандза. Большинство ученых считают, что Скандза – это Скандинавия. Иордан описывал, как готы изгоняли и подчиняли народы вдоль южного побережья Балтийского моря, чтобы создать там свой домен за пределами Римской империи. В двадцатом веке археологические данные подтвердили то, что подобная миграция действительно происходила в течение первых трех веков.

2. Торговля, дипломатия, охота, земледелие, скотоводство, рыбная ловля...


Репутация готов как "варваров" происходит из римских источников, которые рассматривали их (в разное время), как вредителей, угрозу для общества и людей второго сорта в составе империи. На самом деле, во время того, как готы жили между Балтийским и Черным морями, они были в основном мирными охотниками и фермерами, которые прекрасно разбирались в верховой езде, стрельбе из лука и соколиной охоте. Они торговали со своими соседями и вели как оседлый, так и кочевой образ жизни. Готы создали сложную сельскохозяйственную культуру с довольно сложными политическими структурами.

3. Многие из готов были христианами


Еще одним заблуждением является то, что готы были язычниками. В 4 веке епископ Константинопольский послал миссионера Ульфила обратить готов в христианскую веру. Хотя христианство не стало всеобщим среди готов, в новую веру перешло довольно много людей и был создан целый отдельный готический алфавит, чтобы перевести Библию.

4. Правители готов


До конца 4 - го века у готов не было правителя. Вместо этого, их политическая система была представлена клановыми вождями, из которых выбирался один лидер во время опасности или для того, чтобы официально представлять кланы на дипломатическом уровне (как правило, с Римской империей). В другое время он ничем не отличался от других готов ни в повседневных привычках, ни в одежде и т. д.

5. Две ветви готов


Примерно 370 году н.э. гунны вторглись на территории готов, вырезая и грабя деревни. Это происшествие навсегда разделило готов на две группы. Остготы ("восточные готы") остались к востоку от реки Днестр и были в значительной степени подчинены гуннами, став их вассалами. Вестготы ("западные готы" или "благородные готы") создали свой домен, простирающийся от Днестра до реки Дунай и в течение следующих нескольких десятилетий были заклятыми врагами римлян.

Тем не менее, вполне возможно, что раскол между двумя ветвями намного древнее. Римский историк Иордан упоминает, что готы путешествовали в трех лодках, поэтому якобы существовали три различные ветви этой народности еще до того, как они покинули остров Скандза. На третьей лодке были гепиды - одно из самых загадочных германских племен.

6. Гунны, готы и римляне


Вестготы во главе с королем Фритигерном вынуждены были просить императора Валента, правившего Восточной Римской империей, защиту, когда они пытались бежать от гуннов (также при этом у них продолжался конфликт с другим правителем вестготов). В 376 году н.э. Валент согласился на это в обмен на массовое обращение готов в христианство, а также на то, что готов будут призывать на военную службу в римской армии.

Фритигерн привел около 80 000 человек к реке Дунай, традиционной границе готских земель. Но их положение стало не намного лучше под римским владычеством. Коррумпированные римские чиновники украли зерно, предназначающееся для беженцев-готов. Доведенные до отчаяния готы начали продавать в рабство своих детей. Римляне предлагали мясо одной собаки взамен на одного ребенка.

7. Бунт Фритигерна, изменивший Европу


Голодные отчаявшиеся вестготы вскоре восстали против своих римских сюзеренов и уничтожили большую часть провинции под названием Фракия. Валент привел римскую армию к городу Адрианополь, который захватил Фритигерн. Это закончилось тем, что готы убили около 10 000 - 20 000 римских солдат, в том числе самого Валента. Сражение имело последствия, которые изменили Европу. Поражение такой нации, в том числе убийство императора "варварами" было унизительным и стало началом падения Римской империи.

Преемник Валента Феодосий I был вынужден заключить мир с вестготами. Согласно договора от 382 года они начали считаться автономной группой в пределах Римской империи, с правом на земли между рекой Дунай и Балканскими горами. Тем не менее, у готов не было права вступать в брак и заводить детей с римскими гражданами). Однако, учитывая, что у Рима было множество внешних врагов и внутренних узурпаторов, Феодосий настоял, чтобы готы сражались в составе римской армии. Это в итоге оказалось погибелью для Рима.

8. 15 лет восстаний


По большей части, в римской армии вестготов использовали в качестве пушечного мяса, ставя их на передовой, в то время как римляне постоянно находились в безопасном тылу. Естественно, это вызывало негодование среди готов. В конце 4 века среди вестготов нашелся талантливый военный лидер по имени Аларик. Он довольно успешно воевал в римской армии, но отказ в продвижении по службе сыграл определенную роль в его последующих действиях: Аларик организовал вестготов под своим началом.

На протяжении его 15 - летнего руководства готы восставали против римлян несколько раз, захватывая города по всей империи. Провинциальные лидеры поддерживали Аларика, а лидеры центральной части Рима оскорбляли и убивали готских граждан и рабов в ответ на это. Однако, подобное только привело к тому, что у Аларика появлялось все больше последователей.

9. Сражения длились два года, а закончились всё за 3 дня


В 408 году, когда римская армия была отвлечена на военные кампании против франков и вандалов, Аларик, наконец, пошел в поход на Рим - самое сердце империи (хотя Рим на тот момент не был столицей, поскольку в 3 веке столицу сначала перенесли в Милан, а затем в 402 году - в Равенну). Он присоединил к своей армии бывших рабов и членов других угнетаемых племен и осадил Рим.

Первая осада стала успешной, Аларик и его армия награбили несколько тонн золота и серебра, тысячи туник и шкур, а также 1400 килограммов перца. Затем последовали еще две осады: одна в 409 году, после которой на римский престол сел император-марионетка, и в 410 году, когда Рим окончательно пал. Это был первый раз за 800 лет, когда "Вечный город" пал под натиском нападавших, хотя осада была относительно "мягкой" по стандартам 5-ого столетия: граждан массово не убивали.

Вестготы сожгли здания, осквернили статуи, разграбили имущество, а также захватили массу пленников для выкупа или продажи в рабство. Готы также унесли с собой все книги из Рима, хотя лишь немногие из них были грамотными, потому что книги представляли богатство римлян. Разбогатевший Аларик начал наступление из Италии на Африку, но умер по дороге.

10. Захват Европы готами


В условиях распада Римской империи Теодорих Великий построил остготское королевство, которое подмяло под себя всю Италию. Затем он попытался воссоединить свое племя с вестготами, назначив себя регентом Королевства Тулуза, центра вестготов на территории современной Франция, которое они создали после того, как покинули Рим.

11. Готы спасли римскую культуру


Вестготы пришли на Пиренейский полуостров, где они основали свою столицу под названием Толедо. Поскольку готы постоянно взаимодействовали с римлянами, большая часть одежды, языка, архитектуры и сводов законов этого королевства были сделаны по образцу римских аналогов, в то время, как культура самой Империи катилась ко дну. Вестготы в конце концов перешли в католичество и слились, культурно и в военном отношении, с местным населением полуострова, по сути создав будущий испанский народ.

Зная историю готов, вдвойне интересно увидеть, как .