Кто создал кларнет. Что такое кларнет? Виды кларнетов. Создание музыки и виды кларнетов

Музыкальный инструмент: Кларнет

Кларнет – это необычайно виртуозный инструмент, с очень гибким и благородным звуком, напоминающий длинную цилиндрическую трубку. Не случайно в симфонической сказке «Петя и Волк» С. Прокофьев отвел ему роль кошки, тем самым подчеркнув его бархатистое и мягкое звучание, словно пушистые лапки животного.

Свое имя кларнет получил за счет пронзительного звучания в верхних регистрах, которое напоминало звук трубы , ведь в переводе его название означает «маленькая труба». Нет ему равных в чистоте звучания и легкости исполнения, он требует совсем небольшой расход воздуха при игре, а это немаловажно для любого исполнителя на духовых инструментах.

Историю кларнета и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Когда хотят красочно описать характерный звук кларнета, вспоминают замечательное произведение П.И. Чайковского , его увертюру - фантазию «Франческа да Римини», где трогательный голос музыкального инструмента грустно рассказывает о трагической судьбе девушки.

Еще великий В.А. Моцарт , очень неравнодушно относившийся к инструменту, говорил, что звук кларнета очень похож на человеческий голос. Область выразительности его очень велика, ему подвластно многое, например, своим мрачным и глубоким звучанием изобразить драматические события, или быть светлым, неунывающим и даже шутливым, как в очаровательном арпеджио из сюиты к балету П.И. Чайковского «Щелкунчик» или пастушеских наигрышах Леля из оперы «Снегурочка » Н.А. Римского – Корсакова.

Кларнет не только один из самых мелодичных, но и самый виртуозный из группы деревянных духовых инструментов, на нем можно осуществлять различные исполнительские задачи.

Диапазон кларнета составляет почти четыре октавы и условно делится на три регистра: нижний, имеющий название шалюмо - по звуку сумрачный и угрюмый; средний – кларино, светлый и прозрачный; верхний – резкий и крикливый.

Применение различных регистров этого инструмента зависит от характера музыки, который хочет изобразить композитор.

У кларнета есть еще одно большое преимущество - ему доступно гибкое изменение динамической линии - от интенсивного усиления звука до его значительного ослабления. Кларнет может играть на чуть слышном «пианиссимо», но также способен впечатлить и ярким звучанием.

Фото :





Интересные факты:

  • Моцарт был первым из выдающихся композиторов, кто написал музыкальное произведение специально для кларнета.
  • Джулия Робертс, знаменитая американская актриса, в школьном оркестре играла на кларнете.
  • Кларнет в начале 1900 годов был очень популярным джазовым инструментом, а особо важным в этом жанре он стал в 30х и 40-х годах прошлого столетия в эру биг-бендов в эпоху свинга.
  • Всемирно известные музыкальные группы и музыканты, такие как Битлз, Аэросмит, Пинк Флойд, Том Уэтс, Билли Джоэл и Джерри Мартини охотно применяли звук кларнета в собственных музыкальных композициях.
  • Ежегодно под эгидой международной ассоциации кларнетистов проходит фестиваль, который называется «ClarnetFest». В 2017 году он пройдет в г. Орландо, штат Флорида, США с 26 по 30 июля.

  • Одной из самых популярных кларнетовых партий считается соло из «Голубой рапсодии» Джорджа Гершвина . Во время репетиции пьесы перед премьерой в 1924 году, солист решил поэкспериментировать и сыграл хроматический ход от нижней ноты до верхней на глиссандо, Гершвину это очень понравилось, и с тех пор соло звучит на концертах именно так.
  • В 70-х годах прошлого века выросла заинтересованность к подлинному исполнению произведений 18-х и 19-х веков на инструментах того времени. В1972 годы был организован ансамбль «The Music Party», который исполнял аутентичную музыку на старинных кларнетах. Создателем такого ансамбля был британский музыкант Алан Взломщик.
  • Уникальный инструмент, принадлежащий легендарному Бенни Гудману, был продан на аукционе за 25000 долларов.
  • Самая длинная нота, исполненная на духовых инструментах на одном дыхании, была сыграна именно на кларнете Филиппом Палмером (Великобритания) 27 ноября 2006 года, и длилась она 1 минуту 16 секунд.
  • Вуди Аллен (кинорежиссер) отказался от приглашения на вручение кинопремии Оскар из-за концерта, на котором он играл на кларнете.
  • Стивена Спилберга, всемирно известного режиссера, можно увидеть играющим на кларнете в оркестре в его знаменитом фильме «Челюсти».

Конструкция

Кларнет – это трубка цилиндрической формы, длина которой около 70 см. Одна сторона имеет небольшое расширение - венчикообразный раструб. Другая - мундштук в виде клюва, к которому прикрепляется одна трость (пластинка из тростника). Инструмент состоит из следующих компонентов: мундштука, лигатуры, бочонка, верхнего колена, клапанов, нижнего колена, раструба. Клапанный механизм, имеющий много взаимосвязанных соединений, довольно сложен, количество клапанов в нем варьируется и зависит от вида кларнета, иногда их может быть до 20. Вес кларнета (сопрано) составляет 850 гр.

Кларнеты производят из высокородных сортов мпинго, кокобола и африканского черного дерева, которые растут длительное время и имеют твердую, хорошо резонирующую структуру. Также возможно изготовление этого инструмента из самшита, палисандра и иногда синтетических материалов, но такие инструменты чаще всего используются в учебных целях и в концертах на открытом воздухе.

Производство кларнета является довольно консервативным, большая часть работы выполняется высококвалифицированными мастерами вручную. Большинству нововведениям в конструкции кларнета около 100 лет, эксперименты сейчас проводятся только с мундштуком и тростями.

Разновидности кларнета

За время эволюции у кларнета появилось довольно большое семейство. В разное время было сконструировано почти 20 разновидностей, многие из них не нашли должного применения, но некоторые активно применяются и по сей день.

Стоит в первую очередь выделить двух самых важных представителей, это кларнеты в строе B и A, их еще называют большими или кларнетами-сопрано. Кроме этих основных инструментов следует также обратить внимание на другие виды кларнета. Классифицируются они следующим образом, от самого высоко звучащего и к наиболее низкому.

  • Сопранино, (строй - F, G, As) - используется редко.
  • Кларнет малый (пикколо), строй Es - выделяется пронзительным звучанием. Его резкий и крикливый тембр пикколо нередко востребован в сочинениях композиторов: Г. Берлиоза , Р. Вагнера, Н. Римского-Корсакова , Д. Шостаковича , Р. Штрауса.
  • Кларнет "С", строй: C - в настоящее время применяется в учебных целях.
  • Бассет, строй: A, B – его мы можем услышать в опере «Волшебная флейта» В. А. Моцарта, но в нынешнее время потребляется редко.
  • Бассетгорн - строй: A, Es, F, G - кларнет альтового регистра. Он по размеру немного превосходит сопрановый кларнет, звук - уравновешенный и величавый. По звуковым характеристикам располагается между обычным и басовым кларнетом. Сейчас применяется в ансамблевой музыке.
  • Альтовый и контральтовый - применяются для исполнения старинной музыки.
  • Бас-кларнет, строй - B. Самый большой представитель кларнетового семейства, имеющий два вида: французской и немецкой системы. Имеет своеобразную форму, напоминающую курительную трубку: мундштук посаженный на выгнутый шпиль и загнутый наверх раструб. Бас-кларнет прочно вошел в большой симфонический оркестр, где главная функция, которую он выполняет, усиление басовой линии. Композиторы порой доверяют ему сольные моменты, когда надо изобразить эпизод тревожного, драматического характера. Иногда выступает как сольный инструмент.
  • Контрабасовый кларнет, строй: B, A - звук наиболее насыщенный и монументальный. Диапазон включает звуки, которые на октаву ниже, чем у басового – кларнета, длина его около 3 метров. Находит применение в ансамблевой музыке.

Применение и репертуар

Кларнет один из самых интересных инструментов, спектр применения его огромен: симфонический, камерный, эстрадный и духовой оркестры; джаз, рок, народные клезмеровские ансамбли.

Благодаря своему прекрасному тембру кларнет заслужил большую любовь композиторов. В симфонической музыке можно найти многочисленные примеры его сольных эпизодов. Л.В. Бетховен , В.А. Моцарт, Ф. Шуберт , Ф. Мендельсон, К. Вебер , Д. Пучинни, Д. Верди , Я. Сибелиус, М. Глинка , Р. Шуман, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, А. Рубинштейн, А. Глазунов , С. Рахманинов, И. Стравинский , Р. Штраус, М. Равель, С. Прокофьев, Д. Шостакович и другие величайшие авторы музыкальных шедевров украшали свои произведения выразительными солирующими партиями кларнета, как ясного и задорного, так и трагического, напряженного характера.

Кларнет - наиважнейший инструмент в джазе и еврейском клезмере. Он очень энергично проник в национальную музыку различных стран: Испании, Франции, Болгарии, Румынии, Швеции, Греции, Бразилии и нашел там очень широкое применение, в том числе как незаменимый инструмент на свадьбах и деревенских праздниках.

Большой популярностью кларнет пользуется как солирующий инструмент. Воодушевленные блистательными выступлениями кларнетистов-виртуозов многие композиторы сочиняли свои произведения именно для этого инструмента. Среди них:

Б. Чайковский - Концерт для кларнета и камерного оркестра (слушать)

К.М. Вебер - Концерт для кларнета с оркестром №1 (слушать)

Известные исполнители

По количеству ярких исполнителей-солистов кларнет могут превзойти только скрипачи и пианисты.

За время развития кларнетового искусства появилось много выдающихся исполнителей. Особенно значительный вклад в развитие инструмента и репертуара для него внес немецкий виртуоз Иван Мюллер. Среди музыкантов–кларнетистов, исполняющих классическую музыку, следует особо отметить: Г. Бертмана, В. Соколова, С. Розанова, А. Штадлера, В. Генспера, Э. Бруннера, И. Мозговенко, С. Бессмертнова, И. Оленчика, В. Пермякова, А. Березина, В. Генслера, П.Суханова.

Имена известных джазовых кларнетистов - С. Беше, Д. Доддс, Д. Нун, П. Расселл, Б. Бигард, А. Шоу, В. Херман, Э. Дэниелс, Л. Шилдс, В. Герман, но несомненно королем среди музыкантов этого жанра является Бенни Гудмен.

Еврейский клезмер также имеет своих замечательных кларнетистов, среди них: Н. Брандвейн, Г. Фейдман, Д. Кракауэр, Г. Гольденштейн.

С одинарной тростью.

Деревянный корпус цилиндрического сечения, двухколенный, с небольшим раструбом. Трость - прямоугольная пластинка особого сорта тростника (Arundo donax) - крепится к срезу клювообразного мунд-шту-ка (по-след-ний со-еди-нён с кор-пу-сом по-сред-ст-вом ко-рот-кой пе-ре-ход-ной труб-ки - «бо-чон-ка»).

Общая длина типового кларнета in В - 66 см. Большая часть игровых отверстий (общее число 24-27) закрыта металлическими клапанами. Кларнет - транспонирующий инструмент. В современной практике наиболее употребителен кларнет in В (звучит на большую секунду ниже нотной записи), в оркестре (кларнет входит в группу деревянных духовых инструментов) используется также кларнет in А (звучит на малую терцию ниже нотной записи). Характерная акустическая особенность кларнета - образование передуваний на дуо-де-ци-му (а не на октаву, как у других деревянных духовых); с этим связано применение усложнённой клапанной системы.

Диапазон около 4 октав: от «ми» малой до «до» 4-й октавы (по написанию). Нотируется главным образом в скрипичном ключе. Характер звучания сильно различается в разных регистрах: в низком оно густое и сочное, в среднем - ясное и блестящее, в верхнем - резкое. Богатые виртуозные возможности инструмента сочетаются с широкой динамической амплитудой (от рр до ff).

Кларнет сконструировал на основе шалюмо И. К. Деннер из Нюрнберга (около 1700 года). Аппликатурные трудности при игре в тональностях с большим количеством ключевых знаков привели к появлению в середине 18 века кларнетов разных строёв, а необходимость менять инструмент во время игры, в свою очередь, - к усовершенствованию клапанной системы (так, сын изобретателя Я. Деннер сконструировал клапан дуодецимы). В 1809 году немецкой фирмой «Griesling und Schlott» построен кларнет с 10 клапанами, благодаря немецкому виртуозу Г. Берману утвердившийся как сольный инструмент.

Около 1812 года российский кларнетист И. Мюллер сконструировал кларнет in В с 13 клапанами и улучшенной рычажной системой для аппликатурных комбинаций. Этот кларнет, доработанный Берманом, утвердился как основной инструмент семейства и стал известен как «бермановский», или кларнет «немецкой» системы; в XIX-XX веках его продолжали применять и усовершенствовать. В середине XIX века в конструкции кларнета был использован клапанно-рычажный механизм немецкого флейтиста Т. Бёма. В 1889 году французской фирмой «Evette & Schaeffer» создана новая модель «бёмовского» инструмента - кларнет «французской» системы, широко распространившийся во всём мире и практически вытеснивший «немецкий» кларнет.

С середины XVIII века кларнет стал использоваться в оперном оркестре многих европейских стран (Франции, Германии, России). Большую роль в его становлении как оркестрового инструмента сыграли композиторы мангеймской школы. К. Стамиц, Ф. Покоряй, К. Ф. Абель создали концерты для кларнета с оркестром. Й. Гайдн ис-поль-зо-вал кларнет в «па-риж-ских» и «лон-дон-ских» сим-фо-ни-ях, В. А. Мо-царт - в опе-рах (начиная с «Идоменея», 1781 год) и нескольких симфониях (№ 39 Es-dur, 1788 год, и др.).

Шедевры кларнетового репертуара - Квинтет с кларнетом А-dur (1789 год) и Концерт А-dur (1791 год), созданные Моцартом для кларнетиста А. Штадлера. Л. ван Бетховен утвердил кларнет в симфоническом оркестре и создал ансамбли с ним. Значительно расширили темброво-красочные и технические возможности кларнета композиторы-романтики, в особенности К. М. фон Вебер (2 концерта с оркестром, 1811 год; Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано, 1816), И. Брамс (2 сонаты для кларнета с фортепиано, 1894 год; Трио и Квинтет с кларнетом, оба 1891 год).

Концерты написаны также Л. Шпором, И. Плейелем, С. Меркаданте. К образцам яркого использования кларнета в оркестре относятся сочинения Ф. Мендельсона, Дж. Россини, Ф. Листа, Г. Берлиоза («Фантастическая симфония», 1830 год), М. И. Глин-ки («Ка-ма-рин-ская», 1848 год; тан-цы из опер), А. П. Бо-ро-ди-на, П. И. Чай-ков-ско-го, Н. А. Рим-ско-го-Кор-са-ко-ва, Р. Ваг-не-ра, Р. Штрау-са. Известно Па-те-ти-че-ское трио для клар-не-та, фа-го-та и фортепиано Глин-ки (1832 год). В му-зы-ке XX века кларнет раз-но-об-раз-но ис-поль-зо-ва-ли К. Де-бюс-си (Рапсодия для кларнета с фортепиано или струнным оркестром, 1910 год), М. Равель, Г. Малер, А. Шёнберг, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян (Трио для фортепиано, скрипки и кларнета, 1932 год) и другие композиторы.

В XX веке кларнет распространился и как джазовый инструмент. Один из крупнейших кларнетистов мира Б. Гудмен прославился в джазе и в академической музыке; для него создали концерты И. Ф. Стравинский («Чёрный концерт» для кларнета с джаз-бендом, 1945 год), П. Хиндемит (1947 год), А. Копленд (1948 год); ансамбль с кларнетом «Контрасты» - Б. Барток (1938 год). Создатель отечественной кларнетовой школы - С. В. Розанов.

В симфоническом оркестре, как правило, используются 2 кларнета и бас-кларнет. Среди многочисленных разновидностей исторических инструментов - малый кларнет, или кларнет-пикколо (в высоком строе Es), бассетгорн.

Иллюстрация:

Со-вре-мен-ный клар-нет. Архив БРЭ.

Всем известна скороговорка о том, как Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. С кораллами в общем и целом как-то понятно, а вот о том, что такое кларнет, представление есть не у всех. Необходимо провести исследование и отправиться на экскурсию по истории создания, звучания и описания этого интересного музыкального инструмента.

Труба, или дудочка, которую называют кларнетом. И все же, что такое кларнет? Это духовой музыкальный инструмент с непривычным звучанием. Но откуда он взялся и кто смог создать этот шедевр? Для получения ответа на этот вопрос необходимо небольшое путешествие во времени.

История кларнета

Свое начало кларнет берет в конце XVII - начале XVIII века. Над этим инструментом упорно трудился нюрнбергский музыкальный мастер Иоганн Христоф Деннер. Вообще-то, мастер старался улучшить конструкцию шалюмо (свирели). В 1701 году у новой шалюмо появился раструб. Внешне новинка напоминала раструб трубы clarion. Кстати, звучание тоже стало похожим на этот инструмент, название которого произошло от латинского слова clarus - «ясный». Стало очевидно, что это совершенно иной, новый музыкальный инструмент. Благодаря таким формам диковинный инструмент назвали clarinetto. Это итальянское название, которое означает «маленькая clarino». Музыкальный инструмент стали именовать «маленькая труба», а само название "кларнет" - это уменьшительное от clarion.

Как только кларнет не усовершенствовали! Особое место хотелось бы отвести Якобу Деннеру, именно благодаря его стараниям кларнет оснастили еще одним клапаном. Это далеко не все, что сделал Якоб Деннер.

Всего два клапана? Нет, на этом улучшения кларнета не закончились. Вдохновленные усовершенствованием, талантливые музыканты стремились к более глобальным переменам, и клапанов появлялось все больше. И только в 1790 году у кларнета появился последний шестой клапан. На этом высоколобые мужи решили на время остановиться. Но в XIX веке к кларнету приспособили то, что применялось только на флейте - это целая система кольцевых клапанов.

Если перечислить всех, кто приложил свою руку к этому удивительному музыкальному инструменту, в списке будут известные люди. Среди них такие светлые умы, как Бертольд Фриц, Эжен Альбера, Ксаверия Лефевра, Карл Берман и даже Адольф Сакс.

Опираясь на исторические данные, можно дать ясный ответ на вопрос о том, что такое кларнет. Это усовершенствованная старинная французская свирель, которая имеет почти 20 клапанов, рессор, много винтов, осей и даже тяг. Но эволюция кларнетов продолжается и по сегодняшний день.

Уникальность этого инструмента видна в тот самый момент, когда открывается футляр с ним, и в этот момент стоит погрузиться в анатомию данного шедевра.

Мундштук

Что это такое? На вид мундштук смахивает на птичий клюв. Его устройство заслуживает особого внимания, ведь этот элемент в звучании инструмента играет далеко не последнюю роль. На нем есть изгиб или выемка. Мундштук берется в рот для того, чтоб вдохнуть в него воздух. И на этот самый звук влияет все:

  • расстояние от верхушки мундштука до конца трости;
  • выемка, а точнее ее длина;
  • угол, под которым наклонен мундштук.

Но не только мундштук придает инструменту такое звучание.

Бочонок

Если посмотреть на кларнет, возникает вопрос: что это на нем за маленькая бочка? Этот бочонок отвечает за подстройку кларнета. Благодаря ему меняется строй инструмента. Изменения происходят до четверти тона. Для этого перед началом игры слегка выдвигается или, наоборот, задвигается бочонок в корпус. На нем отсутствуют клапаны, зато присутствует название изготовителя, что, несомненно, делает инструмент более изящным и притягательным визуально.

Трость

Эту часть инструмента еще называют язычком — тонкая узкая пластинка, которая производит звук. Эта часть кларнета сделана из камыша, но не из такого, который можно увидеть у реки или озера, а из особого. К сожалению, трости быстро изнашиваются. Ведь волокна камыша — это не дуб. Если ежедневно всего по 1 часу музицировать, уже через 3 недели появится необходимость в новой трости. Чем сильнее вдувается поток воздуха, тем быстрее происходит изнашивание.

Нижнее колено

Самой большой частью кларнета по праву можно считать нижнее колено. С правой стороны находятся клапаны, которые выполняются из металла. Есть еще пробковое кольцо, которое можно найти снизу. Здесь на нижнем колене находится и перемычка, чтобы соединить нижнее и верхнее колено.

Верхнее колено

Тоже любопытная вещь. В отличие от нижнего колена, клапаны расположены на противоположной, левой стороне. Верхнее колено меньше нижнего. Но на этом различия не заканчиваются. Если на нижнем колене одно пробковое соединение, то здесь два. Их назвали прямо как у живого существа - сухожилиями.

Для получения красивой мелодии пальцы торопливо или медленно опускаются, закрывая, и поднимаются, открывая отверстия, которые расположены на корпусе музыкального инструмента.

Кстати, если говорить об отверстиях, то на лицевой стороне мы можем видеть их шесть, а на обратной отчетливо виднеется еще одно. Итого семь. Но есть еще. Для остальных отверстий используют клапаны. Это целый клапанный механизм, который представляет собой связь между винтами, осями и остальными частями инструмента. Эта система довольно сложная, и разобраться в ней очень тяжело.

Раструб

Раструб имеет форму воронки или колокольчика. Когда играет кларнет, то он больше напоминает трубу, чем флейту. Из ряда духовых кларнет более подвижный, но все же уступает флейте. Хотя, как и флейта, кларнет держится прямо раструбом вниз.

Якоб Деннер славно потрудился над этим изобретением, ведь именно раструб дает больше точности. Особенно поражает, как на кларнете звучит нота ми малой октавы. А ведь это самая низкая нота! Добиться ее возможно лишь благодаря раструбу. Хоть кларнет и виртуозный инструмент, но до стремительности и воздушности флейты немного не дотягивает. Тем не менее, когда играет кларнет, песни воспринимаются ярче и образы возникают отчетливей.

Звучание кларнета

Когда в зале звучит кларнет, музыка уносит в такие дали, что эти впечатления не забудутся никогда. Кажется, он может все, вне зависимости от того, звучит он самостоятельно или в тандеме. Этот деревянный инструмент виртуозно и грандиозно создает нечто тайное, мрачное, как будто в густом тумане подстерегает опасность. И здесь с тревогой начинает биться сердце. От злого пронзительного возгласа этого инструмента можно подпрыгнуть на месте и окунуться в различные эмоции, передаваемые музыкантом. Имея разные тембры, кларнет просто волшебно передает человеческий голос и даже ярко выраженный смех, кажется, что кто-то говорит с тобой, жалуясь или плача, ликуя или вздыхая. И эта вся прелесть делится на несколько регистров. И у каждого регистра свой тембр. То мягкая летучая нега, то искристая экспрессия. На что только не способен кларнет! Это и чуть слышное пение, легкое, как дуновение ветерка, и сильный сочный красочный звук. И все это - кларнет. Фото этого инструмента не способно передать все то изящество, на которое он способен.

Путь кларнета в оркестр

Можно смело утверждать, что сейчас кларнет в оркестре незаменим. Сначала к кларнету как к оркестровому инструменту относились с недоверием и опаской. Но симпатия к нему со временем росла. И для кларнета стали писать много произведений, которые придавали свежее веяние и необычную окраску. В середине XVIII века кларнет очень уместно звучал в хорах, где поют военные песни и играют соответствующую музыку. А композитор из теплой Италии Грегорио Широли в 1770 году написал достаточно милую сонату для этого интересного инструмента. Вольфганг Амадей Моцарт и Гайдн - вот кто помог кларнету прочно занять не самые худшие позиции как полноценного яркого инструмента.

Моцарт решился на отважный шаг, когда осмелился применить кларнет в одном церковном произведении. Так же он написал один из наилучших как в репертуаре этого неповторимого инструмента, так и за всю его историю концертов - это концерт для кларнета с оркестром. И в осенней Праге произведение имело ошеломляющий успех.

Подходил к концу 1791 год. Вскоре кларнет стал более заметен и привлекал к себе все больше и больше внимания композиторов. Где только не встречалось его звучание: Вагнер, Бетховен, Вебер, Мендельсон, Шуберт, Чайковский, Берлиоз и многие другие композиторы не обошли своим вниманием кларнет. Лист в своих симфонических поэмах использовал этот певучий музыкальный инструмент. Складывается впечатление, что кларнет - инструмент, без которого просто не обойтись, если есть желание выразить полноту и яркость своих чувств в музыке.

В Мюнхене осмелился кларнет использовать как солирующий инструмент. Это событие случилось в марте 1811 года. Успех был предопределен. Вдохновленный таким успехом, Вебер незамедлительно, в этом же году, написал для кларнета еще два концерта. Сейчас духовой оркестр был бы не таким ярким и сочным без кларнетов.

Создание музыки и виды кларнетов

Как же пишутся произведения для кларнета? Как и для всех остальных музыкальных инструментов, с помощью нот и, конечно же, вдохновения. В ключе Fa ноты для кларнета не пишутся. А пишутся в ключе Sol. Только так, и не может быть иначе. Ведь пробовали уже иначе. Получилось несколько конфузно. Если разобрать звуки, находящиеся выше ля третьей октавы, то чем больше звук стремится вверх, тем сложнее он становится и слышится резче. Следует обратить внимание, что в piano можно хорошо почувствовать не совсем чистое звучание ступени соль-диез и ступени ля. Но зато, когда музыка в оркестре идет в forte, слушатель этого совсем не заметит. Постоянную прописку в оркестре получили такие ступени, как си-бемоль и все остальные октавы до четвертой. В зависимости от того, какое необходимо звучание, используется кларнет in A, in B, in C, in Es. Реже используют контрабасовый и бассет-кларнет.

Так что такое кларнет? Это незабываемые впечатления от прослушанной музыки и ощущения полета и счастья после концерта.

ПАСПОРТ ИНСТРУМЕНТА


Название: Кларнет

Группа: духовой деревянный музыкальный инструмент с одинарной тростью.

Родина: Кларнет был изобретён около 1700 года в Нюрнберге, в музыке активно используется со второй половины XVIII века.

Применение: в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет обладает тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.

В современном симфоническом оркестре используется два (реже три или четыре) кларнета, при этом музыкант, играющий на последнем по номеру кларнете, может также (в соответствии с партитурой) исполнять партию малого кларнета или бас-кларнета. В оркестровой партитуре партии кларнетов пишутся под партиями гобоев, над партиями фаготов.

Тембр:

Среди деревянных духовых инструментов кларнет занимает особое место по своим акустическим свойствам. Его звуковой канал представляет собой закрытый цилиндр, что наделяет его рядом отличий от других подобных инструментов:

▫ нижние ноты, доступные кларнету, звучат на октаву ниже, чем у инструментов с такой же длиной канала - флейты и гобоя;

▫ в формировании звука, особенно в нижнем регистре, участвуют почти исключительно нечётные гармонические созвуки, что придаёт тембру кларнета специфическую окраску;

▫ при первом передувании (увеличении силы дыхания) происходит скачок звука сразу на дуодециму, а не на октаву, как у других деревянных духовых.

Устройство кларнетов высокого строя

Корпус кларнета представляет собой длинную прямую цилиндрическую трубку (в отличие, например, от гобоя или саксофона, имеющих конический корпус).

Как правило, материалом для корпуса служит древесина благородного дерева (чёрное дерево). Некоторые модели (предназначенные для учебных целей или для любительского музицирования) иногда делают из пластика. В 1930-е годы джазовые музыканты в поисках новых звучаний использовали металлические кларнеты, но такие инструменты не прижились. В то же время, например, в турецкой народной музыке металлический кларнет - один из основных инструментов.

В конце XX века, когда возникла проблема сокращения запасов чёрного дерева, некоторые фирмы стали выпускать кларнеты из смешанных материалов, объединяющие преимущества деревянных и пластиковых инструментов. Например, компания «Buffet Crampon» с 1994 года выпускает инструменты по технологии Green Line из материала, состоящего на 95 % из порошка чёрного дерева и на 5 % - из углепластика. Обладая теми же акустическими свойствами, что и инструменты из чёрного дерева, кларнеты Green Line намного менее чувствительны к изменениям температуры и влажности, что снижает риск повреждения инструмента, кроме того, они легче и дешевле.

Кларнет состоит из пяти раздельных частей: мундштука, бочонка, верхнего колена, нижнего колена и раструба. Отдельно приобретается трость звукообразующий элемент инструмента. Составные части кларнета герметично соединяются между собой, что достигается с помощью пробковых колец, слегка смазанных специальной мазью. Иногда корпус кларнета может быть цельным, не разделённым на части вовсе или разделённым только на две части (особенно у малых кларнетов).

Мундштук кларнета

Мундштук - клювообразной формы часть кларнета, в которую музыкант вдувает воздух. С обратной стороны мундштука на ровной поверхности расположено отверстие, во время игры непрерывно закрываемое и открываемое вибрирующей тростью звукообразующим элементом кларнета. По обе стороны от отверстия находятся так называемые «рельсы» (rails), ответственные за ограничение вибрации трости.

Небольшой изгиб в их верхней части в сторону от трости называется «выемкой». Длина выемки, а также расстояние от свободного конца трости до верхушки мундштука («открытость» мундштука) основные характеристики, отличающие мундштуки друг от друга и влияющие на тембр инструмента в целом.

На ранних этапах истории кларнета мундштук не являлся отдельной частью кларнета и переходил непосредственно в основной корпус инструмента, материалом для которого служило дерево (например, груша). С возникновением необходимости обособления мундштука от остальных частей кларнета для него начали использоваться более прочные материалы: слоновая кость, металлы и др.

Появившиеся во второй половине XIX века эбонитовые мундштуки вскоре стали по сути стандартом. Они наиболее часто используются в музыке всех жанров и дают широкие возможности управления звуком. Встречаются также мундштуки из стекла («хрустальные»), относительно простые в эксплуатации и дающие более открытое звучание, а также из пластика (обладающие более низкой ценой и менее богатым звуком), обычно используемые при обучении.

В Германии распространены мундштуки из твёрдой древесины. Вне зависимости от материала, из которого сделан мундштук, его поверхность обычно шлифуется и полируется (кроме той части, к которой прилегает трость).

Трость кларнета

Трость (язычок) - звукопроизводящая (вибрирующая) часть инструмента, представляющая собой тонкую узкую пластинку, которая изготавливается из особых пород камыша (Arundo donax) или (реже) тростника. Трость прикрепляется к мундштуку с помощью лигатуры (на жаргоне музыкантов - «машинки») - специального металлического, кожаного или пластикового хомутика с двумя винтами (новейшие модели лигатур могут иметь один винт, дающий двунаправленное завинчивание).

Изобретение лигатуры приписывается Ивану Мюллеру и относится к первой четверти XIX века. До этого времени трость привязывалась к мундштуку с помощью особого шнурка (на немецких и австрийских моделях кларнета такой способ крепления трости применяется до наших дней).

Трости продаются в упаковках, в соответствии со своей «твёрдостью» или, как говорят музыканты, «тяжестью», которая зависит от толщины рабочей поверхности трости. Некоторые музыканты с помощью специальных инструментов сами делают трости или переделывают уже купленные (до постановки производства тростей на конвейер так делали все кларнетисты). «Тяжесть» трости и характеристики мундштука взаимосвязаны.

В процессе использования трости достаточно быстро выходят из строя из-за изнашивания волокон камыша. Срок службы трости зависит от силы вдуваемого потока воздуха, «тяжести» самой трости, силы давления на неё и других факторов. При каждодневных занятиях по два часа в день трость изнашивается приблизительно через две недели.

Трость кларнета - хрупкое и тонкое устройство. Для предохранения её от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.

Бочонок

Бочонок - часть кларнета, ответственная за его настройку. Своё название этот элемент получил из-за внешнего сходства с маленькой бочкой.

Слегка выдвигая бочонок из корпуса или вдвигая обратно перед началом игры, можно изменять общий строй кларнета в пределах приблизительно четверти тона.

Как правило, кларнетисты запасаются несколькими бочонками разной длины, чтобы иметь возможность приспосабливаться к меняющимся условиям игры (температура, влажность воздуха и т. п.) и диапазону оркестра. Длина бочонка подгоняется к общей длине корпуса инструмента.

Верхнее и нижнее колено

Эти части инструмента расположены между бочонком и раструбом. На них находятся звуковые отверстия, кольца и клапаны. Сзади нижнего колена расположена специальная небольшая подставка, опирающаяся на большой палец правой руки, который таким образом поддерживает вес всего инструмента. Остальные пальцы открывают и закрывают отверстия на корпусе инструмента для получения звуков разной высоты.

Непосредственно пальцами закрываются и открываются семь отверстий (шесть на лицевой стороне инструмента и одно на обратной), для всех остальных используются клапаны. Элементы клапанного механизма связаны между собой сложной системой осей, рессор, тяг и винтов.

Раструб

Изообретение раструба приписывается Якобу Деннеру (1720-е годы). Эта часть инструмента позволяет извлечь самую низкую ноту (ми малой октавы) и улучшить интонирование некоторых других низких нот, а также добиться большей точности соотношения между низким и средним регистрами. Раструб бассетгорна и более низких разновидностей кларнета делается из металла и изгибается.

Выдающиеся кларнетисты

▫ Генрих Йозеф Берман - немецкий виртуоз XIX века, первый исполнитель сочинений Вебера;

▫ Бенни Гудмен - крупнейший джазовый кларнетист, «Король свинга»;

▫ Сергей Розанов - основоположник отечественной школы игры на кларнете;

▫ Владимир Соколов - один из лучших советских кларнетистов;

▫ Антон Штадлер - австрийский виртуоз XVIII-XIX веков, первый исполнитель сочинений Моцарта.

История, происхождение и развитие кларнета

Кларнет был изобретён в конце XVII - начале XVIII столетия (некоторые справочники указывают в качестве года изобретения кларнета 1690, другие исследователи оспаривают эту дату и указывают, что первые упоминания о кларнете датированы 1710 годом) нюрнбергским музыкальным мастером Иоганном Христофом Деннером (1655-1707), работавшим в то время над улучшением конструкции старинного французского духового инструмента - шалюмо.

Основным нововведением, позволяющим чётко провести различие между шалюмо и кларнетом, явился клапан на обратной стороне инструмента, управляемый с помощью большого пальца левой руки и помогающий переходу во вторую октаву. В этом регистре звучание первых образцов нового инструмента (первоначально называвшегося просто «усовершенствованная шалюмо») напоминали тембр употреблявшейся в то время трубы, называвшейся кларино (clarino), название которой, в свою очередь, произошло от лат. clarus - «ясный» (звук).

Эта труба дала своё название сначала регистру, а затем и всему инструменту clarinetto (итальянское название кларнета) буквально означает «маленькая clarino». В течение некоторого времени шалюмо и кларнет употреблялись на равных, однако уже во второй четверти XVIII века шалюмо практически исчезает из музыкальной практики.

Дело Деннера продолжил его сын Якоб (1681-1735), три инструмента его работы хранятся в музеях Нюрнберга, Берлина и Брюсселя. Все эти кларнеты имели по два клапана. Инструменты такой конструкции были весьма распространёнными вплоть до XIX века, однако австрийский музыкант Паур около 1760 года добавил к уже существовавшим двум клапанам третий, кларнетист из Брюсселя Роттенбург - четвёртый, англичанин Джон Хэйл в 1785 году - пятый, наконец, знаменитый французский кларнетист и композитор Жан-Ксавье Лефевр около 1790 года создал классическую модель кларнета с шестью клапанами.

К концу XVIII века кларнет становится полноправным инструментом классической музыки. Появляются виртуозные исполнители, улучшающие не только технику исполнения на кларнете, но и его конструкцию. Среди них следует отметить Ивана Мюллера, который изменил конструкцию мундштука, чем значительно повлиял на тембр, упростил передувание и расширил диапазон инструмента, по сути, создав его новую модель. С этого времени начинается «золотой век» кларнета.

Совершенствование кларнета

Совершенствование кларнета продолжилось и в XIX веке: профессор Парижской Консерватории Гиацинт Клозе и музыкальный мастер Луи-Огюст Бюффе (брат основателя фирмы «Buffet-Crampon» Дени Бюффе) успешно приспособили к кларнету систему кольцевых клапанов, изобретённую флейтистом мюнхенской Придворной капеллы Теобальдом Бёмом и первоначально применявшуюся только на флейте. Эта модель получила название «кларнет Бёма» или «французский кларнет».

Среди других выдающихся мастеров, принявших участие в дальнейшем улучшении конструкции кларнета, можно назвать Адольфа Сакса (изобретателя саксофона и широкомензурных медных духовых инструментов) и Эжена Альбера.

В Германии и Австрии получили распространение так называемые «немецкие» и «австрийские» кларнеты, ведущие своё происхождение от инструмента с системой клапанов, сконструированной Иоганном Георгом Оттенштайнером (1815-1879) совместно с кларнетистом Карлом Берманом, который выпустил «Школу игры на кларнете» для этой системы.

В 1900-х годах берлинский мастер Оскар Элер (1858-1936) внёс в неё небольшие усовершенствования. Традиционно такую систему называют именно «системой Элера». Механизм немецкого кларнета отличается от французского и менее приспособлен для беглой виртуозной игры. Мундштуки и трости этих кларнетов также делаются по технологии, отличающейся от французской. Считается, однако, что инструменты немецкой системы обеспечивают бoльшую выразительность и силу звука.

В течение достаточно долгого периода кларнеты немецкой системы были широко распространены по всему миру, однако приблизительно с 1950-х годов начался переход музыкантов на кларнеты французской системы, и сейчас на немецких кларнетах играют в основном только австрийские, немецкие и голландские, а также, сохраняя дань традиции - некоторые российские кларнетисты.

Помимо систем Бёма и Элера, существует ещё несколько вариантов расположения клапанов на инструменте, в частности, в начале ХХ века фирма «Selmer» выпускала «кларнеты Альбера» (напоминавшие по строению инструменты середины XIX века), а в 1960-70-х годах - «кларнеты Марки». Диапазон последних мог быть расширен вверх на октаву. Тем не менее, широкого распространения эти инструменты не получили.

Среди экспериментальных образцов разных конструкторов нужно отметить четвертитоновый кларнет Фрица Шюллера, предназначавшийся для исполнения современной музыки.

Современный кларнет представляет собой достаточно технически сложный механизм. Инструмент имеет около 20 клапанов, множество осей, рессор, тяг и винтов. Ведущие фирмы-изготовители музыкальных инструментов постоянно совершенствуют конструкцию кларнета и создают новые модели.

Разновидности кларнетов

Кларнет обладает обширным семейством: в разные годы было создано около двадцати его разновидностей, некоторые из которых быстро вышли из употребления (кларнет in H, кларнет д’амур), а некоторые - используются и в наше время.

Основными представителями этого семейства являются кларнет in B (в строе си-бемоль; также иногда называемый сопрановым или большим кларнетом) и кларнет in A (в строе ля).

Помимо этих двух основных инструментов также иногда находят применение в музыке следующие разновидности кларнета:

▫ кларнет-сопранино;

▫ малый кларнет (кларнет-пикколо);

▫ кларнет in C;

▫ бассет-кларнет;

▫ бассетгорн;

▫ альтовый кларнет;

▫ контральтовый кларнет;

▫ бас-кларнет;

▫ контрабасовый кларнет.




Про Карла, Клару, кларнет и кораллы

Знают об этом

И стары, и малы,

Ни для кого

Теперь не секрет,

Что Карл у Клары

Украл кораллы,

А Клара у Карла

Украла кларнет.

Карл не знал,

И Клара не знала,

Что о пропаже

Узнает весь свет,

Иначе бы Карл

Не брал кораллы,

И Клара тогда

Не брала бы кларнет.

Все было просто:

Они играли,

И ничего плохого

В том нет,

А всюду кричат:

– Украли! Украли!

У Клары – кораллы,

У Карла – кларнет.

Недаром твердят

Старики и старушки,

Что в детстве,

Когда начинаешь играть,

У друга нам кажутся

Лучше игрушки,

И мы на свои

Их хотим поменять.

Поэтому Карл

Поменял на кораллы

У девочки Клары

Свой новый кларнет,

А всюду твердят,

Что украл он кораллы,

А Клара у Карла

Украла кларнет.

И как у людей

Мог язык повернуться

Про Клару и Карла

Такое наврать?!

Сто раз повторить

И при том не запнуться,

Когда о таком

Очень трудно сказать,

Что Карл у Клары

Украл кораллы,

А Клара у Карла

Украла кларнет.

И если бы Карл

Не крал кораллы,

То Клара у Карла

Не крала б кларнет.

Ждет болтунов

Справедливая кара,

Ведь можно язык

Себе поломать,

Прежде чем скажешь,

Что Карл и Клара

Кларнет и кораллы

Могли своровать.

Андрей Крючков




(итал. - Clarinetto, франц. - Clarinette,
нем. -
Klarinette, англ. - Clarinet,)

Кларнет состоит из 6 основных частей, ниже на картинке:

1) Мундштук и лигатура
2) Трость
3) Бочёнок
4) Верхнее колено
5) Нижнее колено
6) Раструб


Изготавливается он из дерева. Звук в кларнете образуется благодаря бьющемуся в воздушной струе, выдуваемой музыкантом, язычку в виде трости.
Высота звука зависит от размера столба воздуха, находящегося внутри инструмента.
Размер столба регулирует сам музыкант при помощи сложного клапанного механизма. Игру этого инструмента можно услышать во многих концертах и музыкальных произведениях.
На нем одинаково успешно можно исполнять джазовую, народную и эстрадную музыку, как в сольном варианте, так и в разных концертных составах. Этому способствуют большие возможности этого инструмента и его мягкое теплое звучание.

Диапазон и регистры кларнета

В формировании тембра большую роль играют высокие обертоны, придающие кларнету ясность звучания.
Оркестровый диапазон – от ми малой октавы до соль третьей октавы.


Нижний регистр с холодно-прозрачным звуком в piano и звеняще – металическим оттенком на forte

Средний регистр характеризуется сначала бесхарактерными, а далее кристальными сопрановыми звуками

Верхний регистр приобретает характер резких свистящих звуков

Этот инструмент был создан в 1700 году. Его прародителем стал «Шалюмо» - старинный французский духовой инструмент. Создателем этого мелодичного инструмента был И. Х. Деннер. Он работал над тем, чтобы улучшить старинный инструмент и в результате получил кларнет. Существенным отличием кларнета от его прародителя стало наличие клапана на его обратной стороне, позволяющего переходить на вторую октаву. Постепенно к инструменту были добавлены еще 5 клапанов. Каждый клапан был поочередно добавлен сначала сыном создателя Якобом, потом австрийским мастером Пауэром. Четвертый клапан добавил бельгийский мастер Роттенбургом, пятый - английский подданный Д. Хэйл. Шестой клапан был добавлен Ж.-К. Лефевром, французским музыкантом и композитором. Такое превращение инструмента произошло всего за один век. Также в усовершенствовании кларнета принял участие Иван Мюллер. Он изменил конструкцию мундштука в результате чего улучшил тембр инструмента, упростил игру на нем и расширил диапазон игры этого инструмента. Однако это не было пределом совершенствования кларнета. На данный момент существует два системных вида кларнета: немецкий (похожий на него австрийский) и французский. Французский кларнет снабжен системой кольцевых клапанов, придуманной Теобальдом Бемом для флейты. Это усовершенствование внесли Гиацинт Клозе и Луи-Огюст Бюффе. В дальнейшем его усовершенствованием занимались Адольф Сакс и Эжен Альбер. Традиционно система этого кларнета называется «системой Бёма». Немецкий кларнет отличается от французского клапанной системой, а также конструкцией мундштука. Он не предназначен для беглой игры, но зато он издает более выразительные и сильные звуки. Его усовершенстованием занимались Иоганн Георг Оттенштайнер, Карл Берман и Оскар Элер. Традиционно система этого кларнета называется «системой Элера». Также в разное время были выпущены кларнеты систем Альбера и Марки. Но они особо не прижились. Также имел место существовать четвертитоновый кларнет Шюллера. Современный кларнет обладает очень сложным механизмом. В зависимости от вида кларнета различается количество клапанов (их может быть около 20-ти), осей, тяг, рессор, винтов. До сей поры кларнеты беспрестанно совершенствуются разными производителями.

На данный момент выделяется 4 наиболее популярных вида кларнетов разной тональности.
1) Малый кларнет. Его еще называют кларнет-пикколо. Он играет в строе in D и in Es. Особое распространение имеет кларнет in Es. Он может транспонировать звуки на малую терцию вверх. Он обладает невероятно пронзительным и ярким звучанием. В основном в концертах участвует только один малый кларнет, реже –два.
2) Бассетгорн. Он играет в строе in F.
3) Бас-кларнет. Он существует в двух вариантах: немецкий узкий бас-кларнет Геккеля и французский. Французский бас-кларнет загнут наподобие трубки для курения. Наиболее популярным является бас-кларнет, играющий в строе in B. Он обладает свойством транспонировать вниз на большую нону. В основном его ноты записываются в ключе «Соль», но могут иногда – в ключе «Фа». В этом случае инструмент приобретает свойство транспонировать вниз на большую секунду. Остальные кларнеты такого вида в строе in A, in C малопопулярны.
4) Кларнет с самыми глубокими и низкими звуками – контрабасовый кларнет. Наиболее популярны кларнеты, играющие в строе in B, In A. Его звучание на октаву ниже, чем у бас-кларнета.
Очень редкими являются кларнеты: сопранино (F, G, As), кларнет in C, альтовый (in Es) и контральтовый кларнет (in B). Главной особенностью всех кларнетов является то, что в отличие от остальных духовых деревянных инструментов они при передувании дают дуодециму. Те же дают только октаву. Самое первое участие этот популярный инструмент принял в 1712-1715 годах в двух сборниках арий. А в 1716 году его включил в оратории «Торжествующая Юдифь» в свой оркестр А. Вивальди. В её партитуре значились два инструмента, которые были обозначены, как clareni. Предполагается, что это были кларнеты. Также они были включены им в концерте «Святой Лоренцо». Вплоть до середины XVIII века этот инструмент практически не принимал участия в концертах. Однако, как считается впервые, где-то в 1755 г. И. М. Мольтер написал для кларнета сольные произведения. Далее кларнеты уже играли в концертных составах, но пока играя дублирующую или заменяющую роль вместо флейт и гобоев. Большую роль сыграл в становлении этого инструмента великий Моцарт. Впервые он применил его в опере «Идемонея», а затем и во многих других последующих операх. Иногда он использовал его в симфониях, церковной музыке, фортепианных и камерных концертах. Существенные изменения кларнет претерпел в эпоху романтизма. Впрочем, к этому времени изменился и музыкальный стиль, что способствовало его распространению. Теперь его стали включать в свои музыкальные произведения Шуберт, Бетховен, Мендельсон, Глинка, Шуман, Римский-Корсаков, Рубинштейн. В XX веке инструмент сохранил свою популярность. Теперь практически ни одно музыкальное произведение не обходится без его участия. Но, как и в предыдущие года он остается всегда «завсегдатаем» в джазовой музыке. Он участвовал в джазе, начиная с самых ранних лет этого стиля. Наиболее популярным его сделал Эрик Долфи, музыкант-саксофонист. Сейчас наиболее популярным в джазе является бас-кларнет, благодаря его романтичному тембру.