Кто придумал наперсток? Наперсток. Маленькое чудо. История вещей - История появления вещей - Каталог статей - macrame-clothes. Одежда в технике макраме

Некогда любая хозяйка имела у себя такой предмет первой необходимости, как наперсток, но сейчас им практически перестали пользоваться. И только в антикварных магазинах иногда можно встретить отдельные экземпляры – миниатюрные произведения искусства. Однако в специализированных магазинчиках некоторых стран вам предложат большой выбор наперстков.

История наперстка берет свое начало со времен древних цивилизаций, это подтверждают находки археологов по всему миру. Правда, его прародитель отличался по форме от современного аналога, но предназначение было то же самое – помогать протолкнуть иглу через ткань, не уколовшись. Наперстки находили во время проведения раскопок Помпеи, а также в скифских захоронениях. Родиной древнейших экземпляров, наиболее похожих на современные, является Китай. Первые китайские наперстки изготавливали из плотной кожи в III веке до н.э. Затем их стали делать из меди, бронзы. Состоятельные люди могли себе позволить наперстки из серебра и золота.

Первые в истории письменные упоминания об этом швейном изделии относятся к XII столетию. Тогда наперстки изготавливали вручную методом ковки или литья из меди, железа, бронзы. В Германии, ставшей лидером по производству этого предмета, была организована гильдия наперсточников. Они закрепили за собой право изготавливать наперстки из латуни. Произошло это в XIV веке, после чего процессы производства с годами только совершенствовались.

Фабричный выпуск наперстков начался в XIX веке. В это же время зарождается традиция преподносить в качестве подарка особо красивые изделия. Отсюда и появился спрос на эксклюзивные наперстки, выполненные из драгоценных металлов, украшенные росписью, камнями и эмалью. В дореволюционной России этот предмет для шитья преподносили в качестве подарка женихи своим невестам, по которому судили о материальном положении суженого.

С появлением оригинальных экземпляров наперстки становятся предметом для коллекционирования. Возникло новое понятие – коллекционный наперсток. Такое изделие не использовали по его прямому назначению.

В XIX-XX столетиях появилось огромное количество всевозможных наперстков, изготовленных из фарфора, золота, слоновой кости, серебра, которые украшались различными способами в зависимости от фантазии и умения мастеров.

Появление швейной машинки привело к резкому падению славы наперстка, теперь он является больше предметом для коллекционирования. Однако и сегодня он может оказать верную службу портному и домохозяйке.

«Напёрсток » — слово древнее. Оно появилось в языке русичей давным-давно, но своё нынешнее значение — «колпачок, надеваемый на палец при шитье» — обрело оно позднее.

Рождением напёрстка, такого, каким мы его привыкли видеть у наших портных и вышивальщиц, мир обязан одному голландскому юноше.

В XVII веке жил в Амстердаме Николя Беншотэн, золотых дел мастер. По соседству жил угрюмый и скупой ван Ранселье вместе со своей дочерью Анитой. Приглянулась Анита Николю Беншотэну. Целыми днями сидела Анита за рукодельем. Её руки иглой точно по волшебству вышивали на шёлке замки сказочные и невиданных птиц заморских. Игла у Аниты была тонкой-тонкой, она больно жалила тонкие девичьи пальцы.

Часто видел это юноша и задумался над тем, как бы помочь любимой. Принесли в дом Аниты в один из летних дней 1648 года золотой колпачок с насеченными на нём отметинами. К нему приложено было послание, составленное по всем законам того времени: «Уважаемой госпоже ван Ранселье приношу в дар безделушку моей выдумки и творения, дабы служила она защите её чудных и работящих пальчиков». И подпись: Николя Беншотэн. Должно быть, подругам Аниты тоже захотелось иметь такие колпачки. С того и началось.

В конце XVII века металлический колпачок на палец появился и на Руси. Прижился он здесь быстро. На него и перенесли очень старое название — напёрсток, которым русичи задолго до того называли свинцовые кистеньки-перстеньки, использовавшиеся в кулачном бою для утяжеления руки. Со временем кистеньки эти исчезли, забылись, а название так и осталось, закрепившись за мирным колпачком для защиты пальцев при шитье и рукоделии.

Никто не может точно сказать, когда появился наперсток, однако известно, что он существовал уже в средние века. От тех времен остались изящные, с богатой гравировкой и орнаментом наперстки-шедевры и легенды, связанные с их возникновением. Согласно одной из них, в далекие времена жил-был один очень трудолюбивый портной, который с раннего утра до позднего вечера корпел над своей работой и без конца прокалывал пальцы иглой. Однажды вечером, в полнолуние, он отвлекся от работы и взглянул на свой сад. Неожиданно среди любимых цветов, которые напоминали маленькие красные колокольчики, он увидел удивительную сценку: несколько гномов срывали колокольчики и бесшумно исчезали между грядками.

Утром портной обнаружил, что цветы стоят на месте нетронутые. На следующую ночь все повторилось, но на этот раз портной отправился вслед за гномами. Таинственная тропка привела в подземное царство, и вот что он увидел: за длинным столом сидели малюсенькие эльфы, которые кроили и шили для гномов рубашки, штанишки и плащи. А на средний палец у всех были надеты красные колокольчики - цветочки из сада портного. Тогда-то он и вспомнил о своих исколотых пальцах. Вернулся к себе домой и на следующее утро, как всегда, принялся за работу. А когда повернул голову к окну, заметил на подоконнике сверкающий наперсток из чистого серебра, который идеально подходил к его пальцу.

Это была награда от гномов за цветы, которые он вырастил, и за молчание. С наперстком работа пошла живее, а израненные пальцы вскоре зажили.

Исторические материалы утверждают, что появился наперсток в XVII столетии в Амстердаме. Мастер-ювелир Николай Бентотен был влюблен в соседскую девушку Аниту Ван Ранселье, которая была ловкой вышивальщицей и целыми днями вышивала по указанию скупого отца. Игла часто колола нежные девичьи пальцы и причиняла ей боль. Смотря на эти девичьи страдания, Николай Бентотен решил облегчить работу любимой девушке и в 1648 году на день рождения подарил ей маленькую золотую шапочку на пальчик с насечками. В послании он написал: «Прошу уважаемую барышню принять в дар это мое изобретение, чтобы оно защищало от уколов прекрасные и трудолюбивые пальцы».

Самые древние дошедшие до нас наперстки были изготовлены из золота. Позднее их делали из позолоченного серебра или бронзы традиционного желтого цвета - возможно, чтобы заметнее была игла, которая чаще всего делалась из белого металла. Разумеется, самые красивые образцы изготавливались по поручению дочерей царей, королей и князей. Эти редкие экземпляры были обычно из золота с украшениями.

По всей вероятности, фабричное производство наперстков было начато в 20-е годы XIX столетия на одной из фабрик металлических изделий. В 1824 году владелец фабрики изобрел специальное устройство для изготовления наперстков «любого вида». Был зарегистрирован патент и вскоре началось серийное производство. Позже тайну устройства узнали в других странах, а один французский промышленник заявил, что производит 14 видов наперстков из золота, серебра, латуни и других металлов.

Другой догадливый торговец поручил своей фабрике, производящей наперстки, гравировать на них название его фирмы. Его примеру последовали другие промышленники. Так к концу века наперстки стали продавать для массового применения. Однако с появлением швейной машинки слава наперстка резко упала. И все-таки он и сегодня верно служит и портному, и домохозяйке.

Первое письменное упоминание о наперстках на Руси (по сведениям Е.Сосны) мы находим в приходно-расходной книге Иверского монастыря за 1669 год, когда было куплено в монастырь 40 наперстков и 300 швейных игл. Иверский монастырь находится на одном из островов Валдайского озера - Рябиновом. Основан патриархом Никоном в XVII веке.
Самый ранний наперсток XIV века на территории России был найден в Новгороде. Новгород - один из древнейших городов России, впервые упоминается в Софийской 1-й летописи под 859 годом.
Не сразу русский наперсток стал таким, каким мы его знаем. Сначала так назывался кистень, который применяли в кулачном бою, затем - кольцо, которое надевали на большой палец правой руки при стрельбе из лука. C XVII века наперстки ввозили из-за границы, где их производство было механизированным, а также делали в России. В 15 км от Тулы на реке Тулица между деревнями Торхов и Слободка (Городище) в 1632 году голландский купец Виниус построил Городищенские металлургические заводы. При археологических раскопках на этом месте среди других находок обнаружили бронзовый наперсток.
Кроме своего прямого назначения - служить защитой пальца от укола иглой, наперстки стали использовать, как украшение. В XVIII веке вошли в моду несессеры - своеобразные контейнеры с набором предметов туалета или принадлежностей для шитья. Они могли быть большими и маленькими, маленькие являлись украшением костюма, их носили на цепочке (шатлене), прикрепленной к поясу. В таком несессере и хранился наперсток, зачастую из драгоценных металлов, искусно отделанный. В XIX веке русские ювелирные наперстки изготавливались в Великом Устюге, Санкт-Петербурге, Москве, а также во Владикавказе.

Русские наперстки

Ломоносовский фарфоровый завод

Ростовская финифть


Русские самоцветы

Гжель

Жостовская роспись

Напёрсток — колпачок, который надевается на палец с целью его защиты от укола иголкой при шитье на руках и для проталкивания иглы сквозь толстый материал.

Напёрстками начали пользоваться в древнейшие времена (например, более двух тысяч лет назад в Китае или даже ещё раньше в Египте).

С появлением швейной машинки напёрстки стали менее популярны. В Китае в III веке до нашей эры, придумали наперсток.

Никто не может точно сказать, когда появился наперсток, однако известно, что он существовал уже в средние века. От тех времен остались изящные, с богатой гравировкой и орнаментом наперстки-шедевры и легенды, связанные с их возникновением.

Согласно одной из них, в далекие времена жил-был один очень трудолюбивый портной, который с раннего утра до позднего вечера корпел над своей работой и без конца прокалывал пальцы иглой. Однажды вечером, в полнолуние, он отвлекся от работы и взглянул на свой сад.

Неожиданно среди любимых цветов, которые напоминали маленькие красные колокольчики, он увидел удивительную сценку: несколько гномов срывали колокольчики и бесшумно исчезали между грядками.

Утром портной обнаружил, что цветы стоят на месте нетронутые. На следующую ночь все повторилось, но на этот раз портной отправился вслед за гномами.

Таинственная тропка привела в подземное царство, и вот что он увидел: за длинным столом сидели малюсенькие эльфы, которые кроили и шили для гномов рубашки, штанишки и плащи. А на средний палец у всех были надеты красные колокольчики - цветочки из сада портного.


Напёрсток-календарь

Тогда-то он и вспомнил о своих исколотых пальцах. Вернулся к себе домой и на следующее утро, как всегда, принялся за работу. А когда повернул голову к окну, заметил на подоконнике сверкающий наперсток из чистого серебра, который идеально подходил к его пальцу. Это была награда от гномов за цветы, которые он вырастил, и за молчание. С наперстком работа пошла живее, а израненные пальцы вскоре зажили.

Исторические материалы утверждают, что появился наперсток в XVII столетии в Амстердаме. Мастер-ювелир Николай Бентотен был влюблен в соседскую девушку Аниту Ван Ранселье, которая была ловкой вышивальщицей и целыми днями вышивала по указанию скупого отца. Игла часто колола нежные девичьи пальцы и причиняла ей боль.

Смотря на эти девичьи страдания, Николай Бентотен решил облегчить работу любимой девушке и в 1648 году на день рождения подарил ей маленькую золотую шапочку на пальчик с насечками. В послании он написал: «Прошу уважаемую барышню принять в дар это мое изобретение, чтобы оно защищало от уколов прекрасные и трудолюбивые пальцы».

Самые первые наперстки изготавливали из толстой кожи. Позднее их стали делать из меди и бронзы. Самые древние дошедшие до нас наперстки были изготовлены из золота. Позднее их делали из позолоченного серебра или бронзы традиционного желтого цвета - возможно, чтобы заметнее была игла, которая чаще всего делалась из белого металла.

Древнейшие сохранившееся напёрстки сделаны из золота, бронзы и серебра. Напёрстки были не только предметом труда, но и украшением с картинками и орнаментом.

Разумеется, самые красивые образцы изготавливались по поручению дочерей царей, королей и князей. Эти редкие экземпляры были обычно из золота с украшениями.

По всей вероятности, фабричное производство наперстков было начато в 20-е годы XIX столетия на одной из фабрик металлических изделий. В 1824 году владелец фабрики изобрел специальное устройство для изготовления наперстков «любого вида».

Был зарегистрирован патент и вскоре началось серийное производство. На фабричных напёрстках гравировалось название изготовителя. Позже тайну устройства узнали в других странах, а один французский промышленник заявил, что производит 14 видов наперстков из золота, серебра, латуни и других металлов.

Другой догадливый торговец поручил своей фабрике, производящей наперстки, гравировать на них название его фирмы. Его примеру последовали другие промышленники. Так к концу века наперстки стали продавать для массового применения. Однако с появлением швейной машинки слава наперстка резко упала. И все-таки он и сегодня верно служит и портному, и домохозяйке.

Первое письменное упоминание о наперстках на Руси мы находим в приходно-расходной книге Иверского монастыря за 1669 год, когда было куплено в монастырь 40 наперстков и 300 швейных игл. Иверский монастырь находится на одном из островов Валдайского озера — Рябиновом. Основан патриархом Никоном в XVII веке.

Самый ранний наперсток XIV века на территории России был найден в Новгороде. Новгород — один из древнейших городов России, впервые упоминается в Софийской 1-й летописи под 859 годом.
Не сразу русский наперсток стал таким, каким мы его знаем.

Сначала так назывался кистень, который применяли в кулачном бою, затем — кольцо, которое надевали на большой палец правой руки при стрельбе из лука. C XVII века наперстки ввозили из-за границы, где их производство было механизированным, а также делали в России.

В 15 км от Тулы на реке Тулица между деревнями Торхов и Слободка (Городище) в 1632 году голландский купец Виниус построил Городищенские металлургические заводы. При археологических раскопках на этом месте среди других находок обнаружили бронзовый наперсток.

Кроме своего прямого назначения - служить защитой пальца от укола иглой, наперстки стали использовать, как украшение.

В XVIII веке вошли в моду несессеры - своеобразные контейнеры с набором предметов туалета или принадлежностей для шитья. В таком несессере и хранился наперсток, зачастую из драгоценных металлов, искусно отделанный.

Только что зарождающаяся в конце XVIII - начале XIX века промышленность и частные мастера начали выпуск специальных наборов для рукодельниц - сhatelaine.

Шатлен выглядел как цепочка, к которой подвешивались самые разнообразные инструменты, в том числе и ножницы в изящном футляре, наперстки - часто тоже в футляре, лупы для особо тонких работ, игольницы, булавочницы и прочие милые красивые безделушки.

Точнее, безделушками-то они как раз и не были. Женщины в те далекие времена без дела не сидели, поэтому эти предметы были очень нужными. В таком несессере и хранился наперсток, зачастую из драгоценных металлов, искусно отделанный. В XIX веке русские ювелирные наперстки изготавливались в Великом Устюге, Санкт-Петербурге, Москве, а также во Владикавказе.

Интересный факт: одна из профессиональных наград в индустрии моды во Франции называется «Золотой наперсток». Лучшего кутюрье тайным голосованием выбирает международное жюри, состоящее из 30 журналистов, пишущих для журналов мод. Учредителем премии стала супруга Жака Ширака Бернадетт Ширак.

По традиции супруги Ширак открывали конкурс, в заключительный момент мадам Ширак вручала Золотой наперсток победителю. Первое вручение Золотого наперстка состоялось в 1976 году.

По приблизительным подсчетам золотых наперстков не так уж и много: около 67 штук. Кстати, один из золотых наперстков принадлежит кутюрье из России Валентину Юдашкину.

Из блога Сударушка

ИСТОРИЯ ШВЕЙНОЙ ИГЛЫ

Вне всякого сомнения — древние иглы были совершенно другой формы и сделаны из другого материала, однако, служили они точно для того, для чего служат современные иглы. То есть для шитья.

А ведь и правда, во все времена, маленькая иголка, являлась и до сих пор является одним из тех атрибутов, который обязательно должен быть в каждом доме.

История швейной иглы гласит, что первые швейные иглы были найдены в южной части Франции и в Средней Азии, причем возраст их составлял 15-20 тысяч лет. Первобытные люди пользовались иглой для шитья одежды, состоявшей из шкур убитых животных. Иглы были из рыбьих костей, которые были в состоянии проколоть толстые шкуры.

Среди культурных государств древности, особенно хочется выделить Древний Египет, жители которого не только умели шить уже железными иглами, но и активно занимались вышиванием. Причем, в пользу истории швейной иглы у египтян говорит тот факт, что уже тогда игла была почти идеальной формы, очень напоминала современную, привычную для нас иглу, но с одним но…. У нее не было ушка для нитки. Край иглы, противоположный острию, просто загибали в небольшое колечко.

В России также присутствует история швейной иглы, указ, предписывающий начало производства швейных игл, впервые издал Петр I., правда «занесли» иголки на территорию Российской империи, еще в конце 17 века. С тех далеких времен и до настоящего времени производят иглы в Рязанской области.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НИТЕЙ

До изобретения пряжи и ткани одежда шилась из меха и шкур добытых животных с помощью игл из кости или рогов и «нитей» из сухожилий, вен или кишок животных. Наши предки - первобытные люди - прокалывали шкуры острыми обтесанными камнями, острыми костями крупных рыб или большими шипами, а затем продевали через эти отверстия сухожилия.

Ткачество кардинальным образом изменило жизнь и облик человека. Вместо звериных шкур люди облачились в одежду, сшитую из льняных, шерстяных или хлопчатых тканей, которые с тех пор стали нашими неизменными спутниками. Однако прежде чем наши предки научились ткать, они должны были в совершенстве освоить технику плетения. Только выучившись плести циновки из веток и камыша, люди могли приступить к «переплетению» нитей.

Нашим предкам было свойственно даже судьбу человека воспринимать как нить, выпряденную на прялке божеством, которая имеет свое начало и конец. Считалось, что с помощью символического шитья, магического вязания, ткачества можно было предначертать будущее новорожденному, а потом в процессе жизни подкорректировать его.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАПЕРСТКА

НАПЕРСТОК — название происходит от рус. "перст" — палец. В Европе появился сравнительно недавно. В 80-х гг. 17 в. один ювелир в Амстердаме сделал первый наперсток, желая подарить своей знакомой на день рождения предмет, который защищал бы ее трудолюбивые руки от уколов иглы.

На Руси в моду наперстки вошли в 1770-х гг. и были непременным элементом набора для шитья, предназначенного для аристократок. Наперстки изготавливались из меди, серебра, бронзы и даже слоновой кости.

ОДЕЖДА НА РУСИ

Создателей одежды на Руси называли мастерами-кузнецами. Они постоянно придумывали новые виды одеяния, украшения для головных уборов, делали выкройки, украшали. Одежда делилась в зависимости от статуса человека. Древнерусский народ считал, что одежда защищает от злых духов, темных сил, потому что обладает особой силой. Поэтому древнерусские наряды имели вышивку в виде Свастики, вышивалась деревянной иглой и льняными нитками.

Главное, что было важно для славян в одежде — удобство, практичность, тепло. В зависимости от материального положения выбиралась ткань кафтана. Князья носили теплые, с меховым воротом и вышивкой свиты. Из меха предпочитали овчину, бобра, кролика, лисицу. Воротник был небольшой, едва прикрывая шею. На верхней одежде присутствовало много пуговиц, от восьми до двенадцати.

Как и сейчас, древнерусские женщины и девушки любили одеваться красиво. В женской одежде отдавали предпочтение мелким деталям и вышивке. Она была вышита по подолу, на рукавах, вокруг горловины. Боярыни, княгини носили богатые платья с вшитыми металлическими пластинами, крестьянки носили простую льняную рубаху с пояском. Женский костюм был не только теплым, но и показывал статус женщины. Ткань для платья, костюма всегда выбиралась льняная, а узоры вышивались исключительно красными нитками, потому что красный цвет у славян символизировал здоровье, плодородие, огонь, тепло, защиту.

Крестьяне носили простую одежду с минимум вышивки. Она не была украшена камнями и лентами. На работу, повседневную носку надевали длинную без рукавов рубаху. Несмотря на всю свою простоту в выкройке и дешевизну ткани, крестьянская одежда была очень теплой и практичной.

Свадебная древнерусская одежда женщин была красивой, аккуратной, настоящим шедевромШили свадебный наряд девушки себе сами. Им помогала мама, бабушка, старшая сестра. Обычно наряд передавался из поколение в поколение. Наряд невесты показывал статус ее семьи. Шили платья, сарафаны из льна, ситца, бархата. Украшали бисером, лентами, тесьмой, вышивали красивые узоры золотыми нитками. У знатных богатых невест наряд был максимально роскошным. Украшался камнями, жемчугом, поэтому был тяжелым и весил до двадцати килограмм.