Кто обладает взглядом как у медузы горгоны. Медуза горгона - кто она, мифы и легенды. Образ Горгоны в искусстве

Если тщательно изучить мифы и сказания древних греков, то становится ясно, что существовало несколько горгон, но, спустя тысячелетия, по памяти мы можем воспроизвести имя только одой из них - Медузы.

Медуза горгона. Миф о происхождении

Самые первые упоминания в литературе о змееголовых существах относятся к восьмому веку до нашей эры. В «Одиссее» Гомер пишет о Медузе - чудовище из подземного царства, а в «Теогонии» Гесиод рассказывает уже о трех горгонах-сестрах. Вообще, существует несколько вариантов того, как появились горгоны и кем они были изначально.

Первая версия появления, которой придерживался Еврипид, - титаническая. В ней говорится о том, что матерью горгон была Гея - богиня земли и прародительница титанов. Если это так, то горгона Медуза и ее сестры могли изначально быть чудищами.

Вторую версию можно назвать «посейдонической». Ее излагает в своих «Метаморфозах» Овидий.

Давным-давно, в незапамятные времена, у Форкиса, который в был богом бурного моря, и его сестры Кето, морского чудовища, похожего на дракона, родились три дочери - прекрасные водные девы. Они получили такие имена: Сфено (переводится с древне-греческого как «могучая»), Эвриала («далеко прыгающая») и Медуза («стражница», «повелительница»).

Самой красивой из сестер была Медуза горгона. Она настолько очаровала своей красотой бога Посейдона, что он насильно овладел Медузой в храме, посвященном рассвирепела, узнав об осквернении своего святилища, и превратила морскую деву в горгону - чудовище, покрытое толстой чешуей, с развевающимися на голове вместо волос гидрами и змеями, с торчащими из пасти Сфено и Эвриала решили разделить судьбу сестры и тоже стали чудовищами. А возможно, дело вовсе и не в храме, просто могущественная Афина завидовала прекрасной внешности Медузы и приревновала к ней морского бога.

Медуза горгона - единственная из сестер была смертной, и только она могла своим взглядом превращать людей в каменные статуи. Согласно некоторым другим мифам все три горгоны обладали жутким даром обращать в камень людей и животных, а также замораживать воду. Когда молодой Персей случайно обронил фразу, что он может убить горгону Медузу, Афина поймала его на слове. Она научила героя, как победить горгону и не превратиться в камень, и вручила юноше свой щит, отполированный как зеркало. Герой выполнил свое обещание и принес богине а также вернул щит, на котором отпечаталось изображение горгоны.

Считали, что Медуза горгона, а точнее ее отрубленная голова - это отличный охранный артефакт, оберегающий от зла и «дурного глаза». Так появились и распространились амулеты-горгонейоны.

Изображения Медузы наносили на оружие, доспехи, медальоны, монеты и не только в Греции, но и в Древнем Риме, Византии и Скифии. Сперва горгону рисовали жутко страшной, как настоящее чудовище, но со временем Медузу стали изображать как красивую, хотя и наводящую ужас женщину с извивающимися змеями на голове.

Горгоны Горгоны

(Γοργόνες). Три страшных чудовища, один взгляд на которых обращал людей в камень: Эвриала, Сфеню и Медуза. Они были дочери Форкиса и Кето. Головы их были покрыты змеями вместо волос, у них были крылья, страшные зубы и когти. Из трех Горгон одна Медуза была смертная и была убита Персеем.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

ГОРГОНЫ

(Γοργώ, Γοργών), в греческой мифологии чудовищные порождения морских божеств Форкия и Кето, внучки земли Геи и моря Понта. Г. - три сестры: Сфено, Эвриала и Медуза. Старшие - бессмертные, младшая (Медуза) - смертная. Г. обитают на крайнем западе у берегов реки Океан, рядом с граями и Гесперидами. Отличаются ужасным видом: крылатые, покрытые чешуёй, со змеями вместо волос, с клыками, со взором, превращающим всё живое в камень. Персей обезглавил спящую Г. Медузу, глядя в медный щит на её отражение (Apollod. II 4,2); из крови Медузы появился крылатый Пегас - плод её связи с Посейдоном (Неs. Theog. 270-286). В мифе о Г. отразилась тема борьбы олимпийских богов и их героического потомства с хтоническими силами.
А. т.-Г.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Горгоны

Три сестры (Фено, Эвриала и Медуза), крылатые женщины-чудовища со змеями вместо волос, с клыками; взгляд Горгоны превращал все живое в камень. Дочери морского божества Форкиса и его сестры Кето, сестры грай, дракона Ладона и Гесперид. Из трех Горгон единственная смертная - Медуза, ее убил Персей. Обитали горгоны на западе у берегов Океана, рядом с Гесперидами. Вначале горгоны были прекрасными девушками. Афина стала завидовать им, и по ее инициативе девушек изгнали на крайний Запад. Там их облик постепенно изменился: головы горгон покрылись чешуей дракона, у них выросли огромные клыки, медные руки и золотые крылья. Однако и это не утолило зависть Афины. Для убийства смертной Медузы она избирает Персея, который с помощью богов справился с заданием.

// Владислав ХОДАСЕВИЧ: Горгона

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

Римская копия головы Медузы, украшавшей щит на статуе Афины Парфенос Фидия
(около 438 до н. э.).
Мрамор.
Мюнхен.
Глиптотека.

Антефикс Вулки храма Аполлона в Вейях.
Около 500 до н. э.
Рим.
Музей виллы Джулия.

Фрагмент рельефного украшения амфоры из Беотии.
Начало VII в. до н. э.
Париж.
Лувр.

Картина Караваджо.
Около 1600.
Флоренция.
Галерея Уффици.

Фрагмент статуи Б. Челлини «Персей».
Бронза.
1554.
Флоренция.
Лоджия деи Ланци.

Роспись краснофигурной гидрии «художника Пана».
470—460 до н. э.
Лондон.
Британский музей.





Смотреть что такое "Горгоны" в других словарях:

    В греч. мифологии: страшные существа преисподней, три сестры: Сфено, Евриале и Медуза, со змеями, вместо волос, с огромными зубами и медными копытами; один вид их окаменял людей. Самая страшная из них Медуза; голова её была отсечена Персеем и… … Словарь иностранных слов русского языка

    Горгоны - Горгоны. Караваджо. Голова Медузы. Ок. 1600. Галерея Уфицци. ГОРГОНЫ, в греческой мифологии крылатые женщины чудовища со змеями вместо волос; взгляд горгон превращал все живое в камень. Из трех горгон единственная смертная Медуза (была… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В греческой мифологии крылатые женщины чудовища со змеями вместо волос; взгляд Горгоны превращал все живое в камень. Из трех Горгон единственная смертная Медуза … Большой Энциклопедический словарь

    ГОРГОНЫ, в греческой мифологии крылатые женщины чудовища со змеями вместо волос; взгляд горгон превращал все живое в камень. Из трех горгон единственная смертная Медуза (была обезглавлена Персеем). Ее голову прикрепила к своему щиту эгиде Афина … Современная энциклопедия

    В греческой мифологии чудовища женского рода. Гомер вИлиаде говорит, что Голова Г. находится на эгиде Зевса, а в Одиссее Г. страшилище подземного царства. Как у Гомера, так и у Еврипида, порассказу которого Г. рождена землей и убита Афиной, речь… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    У этого термина существуют и другие значения, см. Горгона. Горгоны (греч … Википедия

    Горгоны - Персей, мёртвая горгона Медуза и Афина. Роспись гидрии. 470 460 гг. до н. э. Персей, мёртвая горгона Медуза и Афина. Роспись гидрии. 470 460 гг. до н. э. Горгоны в мифах древних греков чудовищные порождения морских божеств. Их три сестры: Сфено,… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    В греческой мифологии, три ужасного вида девы с крыльями, когтями и змеями вместо волос. Горгоны (Сфено, Эвриала и Медуза) были дочерьми Форкия и Кето. Медуза была смертной, и впоследствии ее обезглавил Персей; обычно ей одной приписывалась… … Энциклопедия Кольера

    В греческой мифологии крылатые женщины чудовища со змеями вместо волос; взгляд Горгоны превращал всё живое в камень. Из трёх Горгон единственная смертная Медуза. * * * ГОРГОНЫ ГОРГОНЫ, в греческой мифологии крылатые женщины чудовища со змеями… … Энциклопедический словарь

    В древнегреческой мифологии крылатые женщины чудовища, взгляду которых была присуща магическая сила превращать в камень всё живое. Согласно одному из мифов, Г. было три; из них единственная смертная Медуза, которой отрубил голову Персей.… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • ИБИ. Красный кефир. ИБИ. Марк. Прощание Горгоны. Практикум по хакерскому сталкингу. Часть 1 (комплект из 3 книг) , С. Трофимов, П. Маккиавелли. Вашему вниманию предлагается комплект из 3 книг серии "Хакеры Сновидений" : С. Трофимов "ИБИ. Красный кефир", С. Трофимов "ИБИ. Марк. Прощание Горгоны" и П. Маккиавелли "Практикум по…

Медуза Горгона – существо из греческих мифов, о происхождении которого сохранилось несколько сказаний. Гомер называет ее хранителем царства Аида, а Гесиод упоминает сразу трех сестер-горгон. Легенда гласит, что красавицу настигла месть богини Афины, превратив в чудовище. Есть и предположения, якобы Медуза Горгона и Геракл породили скифский народ.

Горгона - кто это?

Мифы древних греков донесли до нас описания многих удивительных существ, самыми яркими из которых считаются горгоны. По одной из гипотез, горгона это драконоподобное существо, по другой – представитель доолимпийских богов, которых вытеснил Зевс. Самым популярным остается миф о победе Персея, существует 2 версии, объясняющие происхождение Медузы Горгоны:

  1. Титаническая . Матерью Медузы была прародительница титанов, богиня Гея.
  2. Посейдоническая . У бога бурного моря Форкиса и его сестры Кето родились три красавицы, которых позднее изуродовало заклятие.

Как выглядит Медуза Горгона?

Одни мифы описывают Горгону, как женщину удивительной красоты, которая очаровывала каждого, кто на нее посмотрит. В зависимости от настроения Медузы, человек мог потерять речь или превратиться в камень. Тело ее было покрыто чешуей, разрубить которую мог лишь меч богов. голова горгоны обладала особой силой даже после смерти. По другим сказаниям, Медуза уже родилась уродливым чудовищем, а не стала таким после проклятия.


Горгона Медуза - символ

Легенда о Медузе Горгоне настолько очаровала людей из разных стран, что ее изображения сохранились в искусстве Греции, Рима, Востока, Византии и Скифии. Древние греки были уверены, что голова Медузы Горгоны оберегает от зла, и стали изготовлять амулеты-горгонейоны – символ защиты от сглаза. Лицо и волосы горгоны чеканили на щитах и монетах, фасадах зданий, в средние века даже появились охранники замков – горгульи – женщины-драконы. Люди верили, что в случае опасности они оживают и помогают одолеть врагов.

Образ Горгоны использовали многие писатели, художники и скульпторы разных стран. Это существо исследователи называют олицетворением ужаса и очарования, символом хаоса и порядка в самом человеке, борьбы сознания и подсознания. С древних времен сохранилось два варианта ликов Медузы Горгоны:

  1. Красивая женщина с ужасным взглядом и змеями на голове.
  2. Уродливая женщина-полудракон, в обрамлении волос-гадюк.

Медуза Горгона - мифология

По одной версии, дочери богов моря Сфено, Эвриада и Медуза родились красавицами, и только позже превратились в уродин, со змеями вместо волос. По другой версии, волосы-змеи были только у младшей, Медузы, чье имя переводилось, как «стражница». И она одна из сестер была смертной и умела превращать людей в камень. В изложении других сказателей Эллады выходило, якобы такой дар имели все три сестры. Овидий же рассказывал, что две старшие сестры родились старыми и уродливыми, с одним глазом и одним зубом на двоих, а младшая горгона - красавицей, за что и вызвала гнев богини Паллады.

Афина и Медуза Горгона

По одной из легенд Медуза Горгона до превращения была очень красивой морской девой, которую возжелал бог моря Посейдон. Он заманил ее в храм Афины и обесчестил, за что страшно разгневалась на них богиня Паллада. За осквернение своего храма она превратила красавицу в жуткое существо, с телом-чешуей и гидрами вместо волос. От пережитых страданий взгляд Медузы окаменел и стал превращать других в камень. Сестры морской девы решили разделить судьбу сестры и тоже превратились в чудовищ.

Персей и Горгона

Мифы Древней Греции сохранили имя того, кто победил Медузу Горгону. После проклятия Афины бывшая морская дева стала мстить людям и уничтожать взглядом все живое. Тогда Паллада поручила молодому герою Персею убить чудовище и дала в помощь свой щит. Благодаря тому, что поверхность была отполирована до зеркального блеска, Персей смог сражаться, глядя на Медузу в отражении и не попадая под влияние смертельного взгляда.

Спрятав голову чудовища в сумку Афины, победитель Медузы Горгоны благополучно донес ее до места, где была прикована к скале красавица Андромеда. Даже после смерти тела голова Горгоны сохранила силу взгляда, с ее помощью Персей прошел пустыню, и смог отомстить царю Ливии Атласу, который не поверил его рассказу. Превратив в камень морское чудовище, которое посягало на Андромеду, герой опустил страшную голову в море, и взгляд Медузы стал превращать водоросли в кораллы.


Геракл и Медуза Горгона

Миф про взгляд горгоны является одним из самых распространенных, его связывают еще с именем богини Табити, которую скифы чтили больше, чем прочих богов. В легендах эллинов исследователи еще отыскали сказание о том, как с Горгона, встретившись с другим героем мифов Гераклом, породила скифский народ. Современные режиссеры выдали свою версию в фильме «Геракл и Медуза Горгона», в котором герой древности сражается с Горгоной и другими сторонниками Зла.

Медуза Горгона - легенда

Миф о Медузе Горгоне сохранил не только версию об ее уничтожающем взгляде, который стал символическим на века. Согласно легенде, после смерти Горгоны из ее тела вышел волшебный конь Пегас, крылатое создание, которого стали связывать с Музой творческие личности. Головой Медузы украсила свой щит воительница Паллада, что еще больше устрашило ее врагов. О волшебных свойствах крови жестокой Горгоны сохранилось 2 версии:

  1. Когда Персей отрубил голову Медузе, кровь, падая на землю, превращалась в ядовитых змей и была губительна для всего живого.
  2. Кровь Горгоны сказатели наделили особыми свойствами: взятая из правой части тела оживляла людей, из левой – убивала. Поэтому Афина собрала кровь в два сосуда и подарила врачу Асклепию, что сделало его великим целителем. Асклепия даже изображают с посохом, который обвивает змея – порождение крови Горгоны. Сегодня этого святого почитают, как основателя медицины.

Наверняка, каждый слышал историю о Персее и Медузе Горгоне. И если не у всех, то у многих возникал вопрос о том, с чего все началось. Почему Персей пошел на бой с Медузой, в котором запросто мог погибнуть? Зачем ему нужна была голова этой горгоны? Давайте "перемотаем пленку" назад и узнаем, зачем Персей направился на остров горгон. Чтобы найти этому объяснение, следует начать с самого момента рождения героя.

Рождение Персея

В городе Аргос правил царь Акрисий, у которого была дочь Даная. Однажды царю было предсказана гибель от руки собственного внука - сына Данаи. Акрисий решил обезопасить себя. Он приказал построить под землей комнату из камня и бронзы, в которой спрятал Данаю от посторонних глаз. Но Зевс-громовержец увидел прекрасную дочь Акрисия, полюбил ее и проник в подземелье золотым дождем, и девушка стала его женой. Вскоре у Данаи родился прелестный мальчик, которого она назвала Персеем. Но недолго жили Персей с Данаей в покоях под дворцом Акрисия. Однажды царь спустился в подземелье и увидел там маленького мальчика. Узнав, что тот является сыном Зевса и Данаи, он испугался и велел посадить Данаю и внука в деревянный ящик и бросить в море. Долго плавал ящик, пока волны не выбросили его близ острова Серифа. На берегу в это время находился рыбак Диктис, в сети которого попал ящик. Рыбак открыл его, увидел в нем прекрасную женщину с ребенком и отвел их к царю Серифа Полидекту, который приютил их. Там и вырос Персей, и не было среди юношей всего острова равного ему по красоте, силе и ловкости.

Персей и Медуза Горгона

Полидект захотел жениться на прекрасной Данае, однако она его ненавидела. Тогда царь решил действовать силой, но Персей заступился за мать. И с тех пор Полидект затаил злобу на сына Данаи. Он все время думал, как сжить его со свету. Наконец, он нашел выход. Царь призвал Персея и повелел ему доказать, что он сын Зевса, тем, что принесет во дворец голову Медузы Горгоны. Персей согласился и отправился к западному краю земли, где обитали горгоны. Все тело их покрывала крепкая и блестящая чешуя. Только изогнутый меч Гермеса мог ее разрубить. У горгон были медные руки со стальными острыми когтями. На головах у них двигались ядовитые змеи. Горгоны с их острыми клыками, с красными, словно кровь, губами и с горящими яростью глазами, были такими ужасными, что, взглянув на них, каждый путник превращался в камень. Горгоны быстро носились по воздуху благодаря крыльям с золотыми перьями. Любого человека, которого они видели, горгоны разрывали на части своими руками и пили его кровь. Две из горгон были бессмертны, и только одна - Медуза Горгона - была смертной. Вот ее и предстояло убить Персею. Боги Олимпа решили ему помочь. Спустились к Персею вестник богов Гермес и дочь Зевса Афина. Афина вручила герою медный щит, в котором отражалось все возле него происходящее. А Гермес дал юноше свой меч, рубящий любую сталь, и указал путь к горгонам. Долго шел Персей и, наконец, прибыл в страну, где жили грайи. Только они знали дорогу к горгонам. Они имели один глаз и зуб на троих, передавая их друг другу по очереди. Когда они это делали, Персей выхватил их из рук грай и пообещал вернуть только в обмен на указание пути к горгонам. Долго колебались грайи, но делать нечего - сказали они герою, где находятся горгоны. Отправился Персей дальше и прибыл к нимфам. Те дали ему три подарка: шлем Аида, крылатые сандалии и волшебную сумку. Надел он сандалии и быстро долетел до острова горгон. И видит: на прибрежном камне спят все трое сестер. Растерялся Персей: кто же из них Горгона Медуза. Ответ шепнул ему на ухо подлетевший Гермес. Глядя в зеркальный щит и не поворачивая голову к горгонам, чтобы не окаменеть, замахнулся Персей мечом и отрубил ей голову. Кровь Медузы потоком хлынула в море, из нее вылетели великан Хрисаор и конь Пегас. Быстро герой положил в сумку голову горгоны, надел шлем Аида и поднялся на крылатых сандалиях ввысь. Шум разбудил ее сестер. Увидели они, что лежит Медуза Горгона мертвой и в страшном гневе поднялись над островом, стремясь отомстить убийце. Но не нашли они Персея, который был невидим благодаря шлему Аида. А тот улетал все дальше и дальше.

Персей и Атлас

Долго летел по небу Персей и наконец прибыл в страну, где царил титан Атлас. Самым большим его сокровищем было дерево с золотыми яблоками. Богиней Фемидой было предсказано ему, что похитит их сын Зевса. Когда к его воротам подошел странник и назвался Персеем, сыном Зевса, вспомнил Атлас это предсказание и грубо приказал герою, назвав его лжецом, убираться из его сада. Разозлился Персей, быстро вытащил голову горгоны Медузы и, отвернувшись, показал ее титану. Тотчас Атлас превратился в гору, подпирающую небесный свод. А Персей полетел дальше.

Персей освобождает Андромеду

Достиг Персей владений царя Кефея и увидел, что к высокой скале, стоящей над морем, цепями прикована девушка. Спросил герой, кто она. Девушка назвалась Андромедой, дочерью царя Кефея, прикованной к скале из-за хвастовства ее матери Кассиопеи. Та обидела нимф, заявив о о том, что является самой красивой. За это их отец Посейдон наслал на Эфиопию, страну Кефея, морское чудовище, разрушающее город и пожирающее людей. И отступит оно только в том случае, если принесут ему в жертву Андромеду. Только рассказала девушка об этом Персею, как забурлило море и поднялись волны - это чудовище поднималось с его дна. Тут же Персей вытащил голову горгоны Медузы и показал ее монстру, и сразу же он превратился в камень. Разрубил Персей цепи, держащие Андромеду, мечом Гермеса и они вместе отправились в дом ее отца Кефея. Радостно их встретили там и вскоре сыграли шумную свадьбу.

Возвращение на Сериф

Взяв с собой Андромеду и прилетев на Сериф, Персей увидел свою мать в храме Зевса. Даная рассказала ему, что прячется там от преследований Полидекта. Рассердился Персей, отправился во дворец царя и нашел того с друзьями за пиршественным столом. Когда герой сказал, что принес голову горгоны Медузы, они не поверили и начали над ним насмехаться. Оскорбленный Персей вытащил из ее сумки и показал присутствующим. И царь Полидект со своими друзьями превратились в камень.

Прибытие в Аргос

Вместе с Андромедой и Данаей Персей вернулся в царство своего деда. Акрисий, узнав об этом, сбежал далеко на север. А Персей стал счастливо властвовать в Аргосе. Спустя некоторое время Персей организовал пышные спортивные игры. Посмотреть на них пришли многие. Среди зрителей был и Акрисий. Во время одного из соревнований Персей метнул тяжелый диск, который попал в бывшего царя. Расстроенный Персей похоронил деда и, не желая править в царстве убитого им Акрисия, отправился в Тиринф, где правил еще много лет.

Заключение

Вот и вся легенда. Теперь вы знаете, что рассказ о сражении, в котором учавствовали Персей и Медуза Горгона - миф, описывающий только один из его многочисленных подвигов.

Считается, что мифы о горгоне Медузе имеют связь с культом скифской змееногой богини - прародительницы Табити, свидетельством существования которой являются упоминания в античных источниках и археологические находки изображений. В эллинизированной версии эта «горгона Медуза» от связи с Гераклом породила скифский народ.

Голова Медузы

И в отрубленном состоянии взгляд головы горгоны сохранял способность превращать людей в камень. Персей воспользовался головой Медузы в бою с Кето (Китом) - драконоподобным морским чудовищем (и матерью горгон), которое было послано Посейдоном опустошать Эфиопию . Показав лик Медузы Кето, Персей превратил её в камень и спас Андромеду , царскую дочь, которую предназначили в жертву Кето. Перед этим он превратил в камень титана Атланта , поддерживающего небесный свод неподалеку от острова горгон, и тот превратился в гору Атлас в современном Марокко .

Позднее Персей таким же образом обратил в камень царя Полидекта и его прислужников, преследовавших Данаю , мать Персея. Затем голова Медузы была помещена на эгиду Афины («на грудь Афины» ) - в искусстве эту голову было принято изображать на доспехах на плече богини или под ключицами на её груди.

Интерпретации

Согласно рационалистическому истолкованию, она была дочерью царя Форка и царствовала над народом у озера Тритониды, водила ливийцев на войну, но ночью была изменнически убита. Карфагенский писатель Прокл называет её дикой женщиной из Ливийской пустыни . По другому истолкованию, была гетерой, влюбилась в Персея и истратила свою молодость и состояние .

Животное горгона из Ливии описал Александр Миндский .

Античные источники

В искусстве

Изображалась в виде женщины со змеями вместо волос и кабаньими клыками вместо зубов. В эллинских изображениях иногда встречается прекрасная умирающая девушка-горгона.

Отдельная иконография - изображений отрубленной головы Медузы, либо в руках у Персея, на щите или эгиде Афины и Зевса. На прочих щитах превращалась в декоративный мотив - горгонейон .

В скифском искусстве - заклинательная чаша-омфалос IV в. до н. э. из Куль-Обы (Керчь) с 24 головами.

Верования и амулеты

Горгонейон - маска-талисман с изображением головы Медузы, которую изображали на одежде, предметах обихода, оружия, инструментах, украшениях, монетах и фасадах зданий. Традиция встречается и в Древней Руси.

В русской средневековой культуре

В славянских средневековых книжных легендах она превратилась в деву с волосами в виде змей - девицу Горгонию . Волхв, которому удаётся с помощью обмана обезглавить Горгонию и овладеть её головой, получает чудесное средство, дающее ему победу над любыми врагами. Также в славянских апокрифах - «зверь Горгоний», охраняющий рай от людей после грехопадения . В романе «Александрия » головой овладевает Александр Македонский .

Голова горгоны Медузы как эмблема

В западноевропейской живописи и скульптуре

В западноевропейской литературе

В культуре

  • Das Medusenhaupt - работа Зигмунда Фрейда , анализ мифа с точки зрения психоанализа.
  • Медуза Горгона является знаковым символом для современных феминисток. В частности, они возражают против использования образа невинно убиенной героической женщины в качестве логотипа модного дома Версаче .
  • В честь Медузы Горгоны назван астероид 149 Медуза , открытый в 1875 году.
  • В репертуаре группы Княzz есть песня с одноимённым названием.
  • Истории Медузы посвящена песня Stare из одноимённого альбома группы Gorky Park
  • В современной литературе Медуза Горгона представлена в книжной серии «Таня Гроттер » в роли Медузии Горгоновой - доцента, заместителя главы Тибидохса, преподавателя нежитеведения.
  • В визуальной новелле Fate/stay night Медуза участвует как Слуга класса Райдер (всадник). Её образ немного отличается от оригинального тем, что у неё нет волос-змей, но её способность обращать все живое в камень своим взглядом оказывается реальной. В битвах, она сражается верхом на белом пегасе по имени Беллерофонт.

Горгона в кино и мультипликации

Перси Джексон и похититель молний

Также эта получеловек-полузмея, на голове у которой вместо волос извивающиеся змеи , встречается в фильме «Перси Джексон и похититель молний » (), роль исполнила актриса Ума Турман .

Битва титанов

Злобное существо наполовину человек - наполовину змея, у которой на голове вместо волос кишат змеи , появляется в фильме «Битва титанов » (), роль играла топ-модель Наталья Водянова . В оригинальном фильме использовалась кукла.

Персей (мультфильм)

В советском мультфильме 1973 года Горгона предстаёт обольстительной крылатой нимфой с огромными сверкающими и непрерывно меняющимися глазами, коллекционирующей у себя на острове каменные памятники своих жертв.

Доктор Кто

В британском научно-фантастическом сериале Медуза Горгона появилась как вымышленное создание, ожившее в Земле Фантастики. Её появление произошло во 2 серии 6 сезона «Вор разума » (1969), где её сыграла Сью Палфорд.

Школа Монстров (мультфильм)

Упоминается, как мать Дьюса Горгона.

Напишите отзыв о статье "Горгона Медуза"

Примечания

Литература

  • // Киньяр П. Секс и страх: Эссе: Пер. с фр. - М.: Текст, 2000, с. 51-58.

См. также

  • Горгоны - древнегреческие чудовища, сестры Медузы
  • Медузы - обитатели моря получили своё название в честь горгоны с шевелящимися щупальцами.
  • Василиск - другое чудовище с волшебным взглядом
  • Остров Горгона - колумбийский остров, названный так в честь большого количества ядовитых змей.

Ссылки

  • на сайте «Энциклопедия вымышленных существ». Галерея

Отрывок, характеризующий Горгона Медуза

Князь Андрей провел Пьера на свою половину, всегда в полной исправности ожидавшую его в доме его отца, и сам пошел в детскую.
– Пойдем к сестре, – сказал князь Андрей, возвратившись к Пьеру; – я еще не видал ее, она теперь прячется и сидит с своими божьими людьми. Поделом ей, она сконфузится, а ты увидишь божьих людей. C"est curieux, ma parole. [Это любопытно, честное слово.]
– Qu"est ce que c"est que [Что такое] божьи люди? – спросил Пьер
– А вот увидишь.
Княжна Марья действительно сконфузилась и покраснела пятнами, когда вошли к ней. В ее уютной комнате с лампадами перед киотами, на диване, за самоваром сидел рядом с ней молодой мальчик с длинным носом и длинными волосами, и в монашеской рясе.
На кресле, подле, сидела сморщенная, худая старушка с кротким выражением детского лица.
– Andre, pourquoi ne pas m"avoir prevenu? [Андрей, почему не предупредили меня?] – сказала она с кротким упреком, становясь перед своими странниками, как наседка перед цыплятами.
– Charmee de vous voir. Je suis tres contente de vous voir, [Очень рада вас видеть. Я так довольна, что вижу вас,] – сказала она Пьеру, в то время, как он целовал ее руку. Она знала его ребенком, и теперь дружба его с Андреем, его несчастие с женой, а главное, его доброе, простое лицо расположили ее к нему. Она смотрела на него своими прекрасными, лучистыми глазами и, казалось, говорила: «я вас очень люблю, но пожалуйста не смейтесь над моими ». Обменявшись первыми фразами приветствия, они сели.
– А, и Иванушка тут, – сказал князь Андрей, указывая улыбкой на молодого странника.
– Andre! – умоляюще сказала княжна Марья.
– Il faut que vous sachiez que c"est une femme, [Знай, что это женщина,] – сказал Андрей Пьеру.
– Andre, au nom de Dieu! [Андрей, ради Бога!] – повторила княжна Марья.
Видно было, что насмешливое отношение князя Андрея к странникам и бесполезное заступничество за них княжны Марьи были привычные, установившиеся между ними отношения.
– Mais, ma bonne amie, – сказал князь Андрей, – vous devriez au contraire m"etre reconaissante de ce que j"explique a Pierre votre intimite avec ce jeune homme… [Но, мой друг, ты должна бы быть мне благодарна, что я объясняю Пьеру твою близость к этому молодому человеку.]
– Vraiment? [Правда?] – сказал Пьер любопытно и серьезно (за что особенно ему благодарна была княжна Марья) вглядываясь через очки в лицо Иванушки, который, поняв, что речь шла о нем, хитрыми глазами оглядывал всех.
Княжна Марья совершенно напрасно смутилась за своих. Они нисколько не робели. Старушка, опустив глаза, но искоса поглядывая на вошедших, опрокинув чашку вверх дном на блюдечко и положив подле обкусанный кусочек сахара, спокойно и неподвижно сидела на своем кресле, ожидая, чтобы ей предложили еще чаю. Иванушка, попивая из блюдечка, исподлобья лукавыми, женскими глазами смотрел на молодых людей.
– Где, в Киеве была? – спросил старуху князь Андрей.
– Была, отец, – отвечала словоохотливо старуха, – на самое Рожество удостоилась у угодников сообщиться святых, небесных тайн. А теперь из Колязина, отец, благодать великая открылась…
– Что ж, Иванушка с тобой?
– Я сам по себе иду, кормилец, – стараясь говорить басом, сказал Иванушка. – Только в Юхнове с Пелагеюшкой сошлись…
Пелагеюшка перебила своего товарища; ей видно хотелось рассказать то, что она видела.
– В Колязине, отец, великая благодать открылась.
– Что ж, мощи новые? – спросил князь Андрей.
– Полно, Андрей, – сказала княжна Марья. – Не рассказывай, Пелагеюшка.
– Ни… что ты, мать, отчего не рассказывать? Я его люблю. Он добрый, Богом взысканный, он мне, благодетель, рублей дал, я помню. Как была я в Киеве и говорит мне Кирюша юродивый – истинно Божий человек, зиму и лето босой ходит. Что ходишь, говорит, не по своему месту, в Колязин иди, там икона чудотворная, матушка пресвятая Богородица открылась. Я с тех слов простилась с угодниками и пошла…
Все молчали, одна странница говорила мерным голосом, втягивая в себя воздух.
– Пришла, отец мой, мне народ и говорит: благодать великая открылась, у матушки пресвятой Богородицы миро из щечки каплет…
– Ну хорошо, хорошо, после расскажешь, – краснея сказала княжна Марья.
– Позвольте у нее спросить, – сказал Пьер. – Ты сама видела? – спросил он.
– Как же, отец, сама удостоилась. Сияние такое на лике то, как свет небесный, а из щечки у матушки так и каплет, так и каплет…
– Да ведь это обман, – наивно сказал Пьер, внимательно слушавший странницу.
– Ах, отец, что говоришь! – с ужасом сказала Пелагеюшка, за защитой обращаясь к княжне Марье.
– Это обманывают народ, – повторил он.
– Господи Иисусе Христе! – крестясь сказала странница. – Ох, не говори, отец. Так то один анарал не верил, сказал: «монахи обманывают», да как сказал, так и ослеп. И приснилось ему, что приходит к нему матушка Печерская и говорит: «уверуй мне, я тебя исцелю». Вот и стал проситься: повези да повези меня к ней. Это я тебе истинную правду говорю, сама видела. Привезли его слепого прямо к ней, подошел, упал, говорит: «исцели! отдам тебе, говорит, в чем царь жаловал». Сама видела, отец, звезда в ней так и вделана. Что ж, – прозрел! Грех говорить так. Бог накажет, – поучительно обратилась она к Пьеру.
– Как же звезда то в образе очутилась? – спросил Пьер.
– В генералы и матушку произвели? – сказал князь Aндрей улыбаясь.
Пелагеюшка вдруг побледнела и всплеснула руками.
– Отец, отец, грех тебе, у тебя сын! – заговорила она, из бледности вдруг переходя в яркую краску.
– Отец, что ты сказал такое, Бог тебя прости. – Она перекрестилась. – Господи, прости его. Матушка, что ж это?… – обратилась она к княжне Марье. Она встала и чуть не плача стала собирать свою сумочку. Ей, видно, было и страшно, и стыдно, что она пользовалась благодеяниями в доме, где могли говорить это, и жалко, что надо было теперь лишиться благодеяний этого дома.
– Ну что вам за охота? – сказала княжна Марья. – Зачем вы пришли ко мне?…
– Нет, ведь я шучу, Пелагеюшка, – сказал Пьер. – Princesse, ma parole, je n"ai pas voulu l"offenser, [Княжна, я право, не хотел обидеть ее,] я так только. Ты не думай, я пошутил, – говорил он, робко улыбаясь и желая загладить свою вину. – Ведь это я, а он так, пошутил только.
Пелагеюшка остановилась недоверчиво, но в лице Пьера была такая искренность раскаяния, и князь Андрей так кротко смотрел то на Пелагеюшку, то на Пьера, что она понемногу успокоилась.

Странница успокоилась и, наведенная опять на разговор, долго потом рассказывала про отца Амфилохия, который был такой святой жизни, что от ручки его ладоном пахло, и о том, как знакомые ей монахи в последнее ее странствие в Киев дали ей ключи от пещер, и как она, взяв с собой сухарики, двое суток провела в пещерах с угодниками. «Помолюсь одному, почитаю, пойду к другому. Сосну, опять пойду приложусь; и такая, матушка, тишина, благодать такая, что и на свет Божий выходить не хочется».
Пьер внимательно и серьезно слушал ее. Князь Андрей вышел из комнаты. И вслед за ним, оставив божьих людей допивать чай, княжна Марья повела Пьера в гостиную.
– Вы очень добры, – сказала она ему.
– Ах, я право не думал оскорбить ее, я так понимаю и высоко ценю эти чувства!
Княжна Марья молча посмотрела на него и нежно улыбнулась. – Ведь я вас давно знаю и люблю как брата, – сказала она. – Как вы нашли Андрея? – спросила она поспешно, не давая ему времени сказать что нибудь в ответ на ее ласковые слова. – Он очень беспокоит меня. Здоровье его зимой лучше, но прошлой весной рана открылась, и доктор сказал, что он должен ехать лечиться. И нравственно я очень боюсь за него. Он не такой характер как мы, женщины, чтобы выстрадать и выплакать свое горе. Он внутри себя носит его. Нынче он весел и оживлен; но это ваш приезд так подействовал на него: он редко бывает таким. Ежели бы вы могли уговорить его поехать за границу! Ему нужна деятельность, а эта ровная, тихая жизнь губит его. Другие не замечают, а я вижу.
В 10 м часу официанты бросились к крыльцу, заслышав бубенчики подъезжавшего экипажа старого князя. Князь Андрей с Пьером тоже вышли на крыльцо.
– Это кто? – спросил старый князь, вылезая из кареты и угадав Пьера.
– AI очень рад! целуй, – сказал он, узнав, кто был незнакомый молодой человек.
Старый князь был в хорошем духе и обласкал Пьера.
Перед ужином князь Андрей, вернувшись назад в кабинет отца, застал старого князя в горячем споре с Пьером.
Пьер доказывал, что придет время, когда не будет больше войны. Старый князь, подтрунивая, но не сердясь, оспаривал его.
– Кровь из жил выпусти, воды налей, тогда войны не будет. Бабьи бредни, бабьи бредни, – проговорил он, но всё таки ласково потрепал Пьера по плечу, и подошел к столу, у которого князь Андрей, видимо не желая вступать в разговор, перебирал бумаги, привезенные князем из города. Старый князь подошел к нему и стал говорить о делах.
– Предводитель, Ростов граф, половины людей не доставил. Приехал в город, вздумал на обед звать, – я ему такой обед задал… А вот просмотри эту… Ну, брат, – обратился князь Николай Андреич к сыну, хлопая по плечу Пьера, – молодец твой приятель, я его полюбил! Разжигает меня. Другой и умные речи говорит, а слушать не хочется, а он и врет да разжигает меня старика. Ну идите, идите, – сказал он, – может быть приду, за ужином вашим посижу. Опять поспорю. Мою дуру, княжну Марью полюби, – прокричал он Пьеру из двери.
Пьер теперь только, в свой приезд в Лысые Горы, оценил всю силу и прелесть своей дружбы с князем Андреем. Эта прелесть выразилась не столько в его отношениях с ним самим, сколько в отношениях со всеми родными и домашними. Пьер с старым, суровым князем и с кроткой и робкой княжной Марьей, несмотря на то, что он их почти не знал, чувствовал себя сразу старым другом. Они все уже любили его. Не только княжна Марья, подкупленная его кроткими отношениями к странницам, самым лучистым взглядом смотрела на него; но маленький, годовой князь Николай, как звал дед, улыбнулся Пьеру и пошел к нему на руки. Михаил Иваныч, m lle Bourienne с радостными улыбками смотрели на него, когда он разговаривал с старым князем.
Старый князь вышел ужинать: это было очевидно для Пьера. Он был с ним оба дня его пребывания в Лысых Горах чрезвычайно ласков, и велел ему приезжать к себе.
Когда Пьер уехал и сошлись вместе все члены семьи, его стали судить, как это всегда бывает после отъезда нового человека и, как это редко бывает, все говорили про него одно хорошее.

Возвратившись в этот раз из отпуска, Ростов в первый раз почувствовал и узнал, до какой степени сильна была его связь с Денисовым и со всем полком.
Когда Ростов подъезжал к полку, он испытывал чувство подобное тому, которое он испытывал, подъезжая к Поварскому дому. Когда он увидал первого гусара в расстегнутом мундире своего полка, когда он узнал рыжего Дементьева, увидал коновязи рыжих лошадей, когда Лаврушка радостно закричал своему барину: «Граф приехал!» и лохматый Денисов, спавший на постели, выбежал из землянки, обнял его, и офицеры сошлись к приезжему, – Ростов испытывал такое же чувство, как когда его обнимала мать, отец и сестры, и слезы радости, подступившие ему к горлу, помешали ему говорить. Полк был тоже дом, и дом неизменно милый и дорогой, как и дом родительский.
Явившись к полковому командиру, получив назначение в прежний эскадрон, сходивши на дежурство и на фуражировку, войдя во все маленькие интересы полка и почувствовав себя лишенным свободы и закованным в одну узкую неизменную рамку, Ростов испытал то же успокоение, ту же опору и то же сознание того, что он здесь дома, на своем месте, которые он чувствовал и под родительским кровом. Не было этой всей безурядицы вольного света, в котором он не находил себе места и ошибался в выборах; не было Сони, с которой надо было или не надо было объясняться. Не было возможности ехать туда или не ехать туда; не было этих 24 часов суток, которые столькими различными способами можно было употребить; не было этого бесчисленного множества людей, из которых никто не был ближе, никто не был дальше; не было этих неясных и неопределенных денежных отношений с отцом, не было напоминания об ужасном проигрыше Долохову! Тут в полку всё было ясно и просто. Весь мир был разделен на два неровные отдела. Один – наш Павлоградский полк, и другой – всё остальное. И до этого остального не было никакого дела. В полку всё было известно: кто был поручик, кто ротмистр, кто хороший, кто дурной человек, и главное, – товарищ. Маркитант верит в долг, жалованье получается в треть; выдумывать и выбирать нечего, только не делай ничего такого, что считается дурным в Павлоградском полку; а пошлют, делай то, что ясно и отчетливо, определено и приказано: и всё будет хорошо.
Вступив снова в эти определенные условия полковой жизни, Ростов испытал радость и успокоение, подобные тем, которые чувствует усталый человек, ложась на отдых. Тем отраднее была в эту кампанию эта полковая жизнь Ростову, что он, после проигрыша Долохову (поступка, которого он, несмотря на все утешения родных, не мог простить себе), решился служить не как прежде, а чтобы загладить свою вину, служить хорошо и быть вполне отличным товарищем и офицером, т. е. прекрасным человеком, что представлялось столь трудным в миру, а в полку столь возможным.
Ростов, со времени своего проигрыша, решил, что он в пять лет заплатит этот долг родителям. Ему посылалось по 10 ти тысяч в год, теперь же он решился брать только две, а остальные предоставлять родителям для уплаты долга.

Армия наша после неоднократных отступлений, наступлений и сражений при Пултуске, при Прейсиш Эйлау, сосредоточивалась около Бартенштейна. Ожидали приезда государя к армии и начала новой кампании.