Кто из художников создал образ снегурочки. Образы сказки "снегурочка" в изобразительном искусстве, литературе, фольклоре. История появления образа Снегурочки

Конечно, наши самые любимые персонажи новогоднего праздника – это Дед Мороз и Снегурочка. Но если некие подобия нашего русского языческого Бога Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа.

Мы давно уже привыкли к ежегодному появлению этой сказочно прекрасной, вечно юной, веселой и бесконечно доброй русской Богини на новогодних торжествах и каждый раз с удовольствием скандируем: «Снегурочка! Снегурочка! Снегурочка!» И даже трудно представить, что на наш зов может никто не откликнуться.

Происхождение Снегурочки до недавнего времени было покрыто глубокой тайной. Всем известно, что она внучка Деда Мороза, но кто ее отец и мать до недавнего времени было известно весьма путанно и туманно. По этой причине редакция SuperCook.ru провела свои собственные фундаментальные научно-исторические исследования, наконец-то прояснившие эту великую древнюю тайну.

Наш всесильный русский языческий Бог Дед Мороз могуч и велик во всем, в том числе и в способности по-русски превелико выпивать – с божественным здоровьем у него все в порядке, никакие хвори и опьянения его не берут…

Однажды у великого русского Бога-Отца Деда Мороза и божественной Снежной Вьюги-Метелицы родился Бог-Сын Снеговик. По причине зачатия в состояниии крепкого новогоднего подпития родителей, он родился несколько слабоватым умом, но очень добрым и отзывчивым. Привычку выпивать он от Отца не перенял, потому совсем не пьет, а всякой еде предпочитает мороженое.

В один прекрасный момент у зимнего Бога-Сына Снеговика и русской богини Весны-Красны родилась дочка Снегурочка. Так как у непьющего Снеговика с божественной генетикой все в порядке, его дочка уродилась на славу!

Всем Снегурочка вышла – и перенятой от Весны-Красны невиданной божественной красотой, и умом, и сообразительностью, и перенятыми от Снеговика добротой и несклонностью к принятию алкоголя.

Божественные мамашки Бога-Сына Снеговика (сына Деда Мороза и Снежной Вьюги-Метелицы), и Богини-Внучки Снегурочки (дочки Снеговика и Весны-Красны) быстренько от этой развеселой разгульной новогодней компании разбежались и появляются там нечасто. Мудрая Весна-Красна предпочитает общаться с Дедом Морозом, Снеговиком и Снегурочкой лишь кратенько, перед самым наступлением весеннего тепла, когда наши веселые новогодние Бог-Отец Дед Мороз, Бог-Сын Снеговик и Богиня-Внучка Снегурочка уже собираются к отъезду на все лето в свою вотчину на Диком Дальнем Севере. А вот более смелая и решительная божественная Снежная Вьюга-Метелица эпизодически навещает своих новогодних родственников в течение всей зимы, да и летом тоже иногда заглядывает их проведать в северной Стране Вечных Снегов.

А вот что известно о Снегурочке из других, более ранних источников.

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.

В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов (т.е. на самую главную ёлку Советского Союза).

История Снегурочки. Снегурочка - русский новогодний персонаж. Она – уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения.

Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка (а не девочка) – вечно юная и жизнерадостная языческая Богиня, одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается, хотя с середины XX века в ее одежде иногда стали использовать и голубые тона. Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм.

Образ Снегурочки не зафиксирован в древнем русском народном обряде. Снегурочка – сравнительно недавнее достижение русской культуры.

Ныне часто фигурирует глубоко ошибочное, антинаучное мнение, будто образ нашей Снегурочки возник из образа некой языческой богини зимы и смерти Костромы.

Здесь вспомним, что в исторической науке существует термин «кабинетная мифология», в которой известные разрозненные факты искусственно «притягиваются за уши», мощно дополняются собственной фантазией "исследователя", и в результате возникает квазиисторическое сочинение в стиле фэнтези, не имеющее ничего общего с реальностью. Зачастую, такие ученые-мифологи работают под заказ властей – местных или государственных.

В исторической науке «кабинетная мифология» не вчера возникла и не завтра исчезнет. Во всех науках всегда были и есть любители посочинять отсебятину, не связанную с действительностью. Связь образа русской Снегурочки с Костромой была "найдена" костромскими краеведами, когда власти Костромы решили объявить свои места родиной Снегурочки.

Заметим, что якобы "древний" обряд, связанный с образом Костромы, был впервые отмечен и описан только в XIX веке, так что древность сведений о нем весьма невелика. Много позже из этих описаний местные костромские «кабинетные мифологи» сделали выводы, будто миф о Снегурочке возник из "древнего" славянского обряда похорон Костромы, который проводился крестьянами в местностях вокруг города Кострома.

Но рассмотрим, кто такая Кострома в этом обряде.

Слово «Кострома» имеет один корень со словом костер. По описаниям исследователей XIX века, в конце зимы чучело Костромы в разных деревнях крестьяне в окрестностях города Костромы хоронили по-разному. Соломенное чучело, изображавшее Кострому, радостно, с улюлюканьями и прибаутками или топили в реке, или сжигали.

Из добросовестных описаний исследователями XIX века видно, что обряд уничтожения чучела Костромы до мелочей повторяет существовавший с глубокой древности обряд праздничного уничтожения весной чучела надоевшей злой Зимы-Марены, в разных местностях также именуемой Морена, Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара.

Из описаний обряда отчетливо видно, что богиня зимы Кострома - не отдельное самостоятельное божество, а всего лишь местное (локальное) костромское имя общеславянской Марены (Мораны), языческой богини смерти, зимы и ночи.

Морана (Марана, Кострома…) олицетворялась в образе устрашающем: неумолима и свирепа, зубы ее опаснее клыков дикого зверя, на руках страшные, кривые когти; Смерть - черна, скрежещет зубами, быстро мчится на войну, хватает падших ратников и, вонзая в тело свои когти, высасывает из них кровь.

Множественность в русском языке имен Мораны-Костромы не удивительна. В XIX веке на Руси еще существовало множество местных особенностей русского языка, к середине ХХ века практически исчезнувших из-за введения единого стандартизованного образования. Например, один и тот же древний языческий праздник урожая, традиционно отмечаемый в день осеннего равноденствия, в разных местностях России именовался Вересень, Таусень, Овсень, Авсень, Усень, Осень, Радогощь.

Сожжение чучела Зимы (Марены, Костромы и т.д.) – это проводы надоевшей зимы, практиковавшиеся по весне у всех народов Европы, включая славян, у которых в дохристианские времена существовала общая религия друидов/волхвов (у славян языческие священнослужители-друиды именовались "волхвы").

В дохристианские времена чучело Зимы уничтожали утоплением в воде или сжиганием в день весеннего равноденствия во время языческого праздника Комоедицы (см. подробности). Позднее, когда победившая христианская церковь под страхом тяжкой кары запретила языческую Комоедицу и ввела взамен христианский праздник Масленицу (в Европе именуемый "карнавал"), чучело Зимы люди стали уничтожать в последний день Масленицы.

Обряд сожжения на Комоедицу в день весеннего равноденствия (позднее в христианские времена – в последний день Масленицы) чучела надоевшей Зимы-Марены (а не Масленицы, как некоторые ошибочно полагают) был призван обеспечить плодородие земель.

Конечно, нет никаких оснований ассоциировать образ нашей русской Снегурочки с образом древней злой и жестокой богини зимы, смерти и ночи Мораны (Костромы) – это всего лишь нелепые антинаучные натяжки излишне остроумных костромских краеведов, действовавших под заказ местных властей.

Бессмысленны и попытки искать корни родства Снегурочки в дохристианской мифологии славян, которая к XIII веку была полностью и невосстановимо уничтожена церковниками, и о которой ныне практически ничего неизвестно.

В жестокие средневековые времена внедрения христианства на завоеванной и порабощенной пришлыми скандинавскими бандитами-варягами (викингами) Руси русский народ лишился и своей мифологии, и древней славянской рунической письменности, а вместе с рунической письменностью – и всех своих исторических хроник, которые вели волхвы. Именно тогда история, верования и обычаи славян дохристианских времен в течение нескольких веков старательно уничтожались церковниками и варяжскими властями и стали неведомыми.

Обратимся к реальной истории происхождения нашей русской Снегурочки.

Известно, что боги когда-то родятся, некоторое время живут в сознании людей, а потом умирают, стираясь из памяти.

В великой русской культуре XIX века произошло чудо рождения новой Богини, которая уже никогда не исчезнет из памяти русского народа, покуда наш русский народ будет существовать.

Для понимания этого русского культурного явления не следует ошибочно полагать, что новых богов способен создавать лишь хитроумный еврейский народ, а другие народы в своем творчество и традициях должны непременно плясать под дудку только еврейских религиозных фантазий. Как показывает история культуры XIX и XX веков, русские люди тоже не лыком шиты. Было бы неплохо, если бы и в нынешнем XXI веке русские об этом не забывали.

С древнейших времен люди делали подобия человека из разных материалов (т.е. скульптуры), иногда воображая свои скульптуры ожившими (вспомним древний миф о Пигмалионе и Галатее).

Образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в северных сказках. В записанном исследователями русском фольклоре XIX века Снегурочка тоже фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Наиболее вероятно, русская народная сказка о Снегурочке была сочинена где-то в середине XVIII века, возможно, под влиянием северных сказаний, пришедших через русских северных поморов, а затем интерпретировалась в устном творчестве различных рассказчиков. Так на Руси появились варианты этой волшебной сказки.

В русских народных сказках Снегурочка чудесным образом возникает из снега именно как живой человек. Славянской Богиней Снегурочку сделал в 1873 году великий русский драматург А. Н. Островский, подарив ей в родители славянских богов Деда Мороза и Весну-Красну. А у богов, как известно, рождаются боги.

Русская сказочная Снегурочка – персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в характере Снегурочки. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.

Порожденная творчеством русского народа сказка о Снегурочке - явление уникальное во всем мировом сказочном творчестве. В русской народной сказке «Снегурочка» нет ни одного отрицательного персонажа! Такого нет ни в одной другой русской сказке и в сказках иных народов мира.

Изумительная русская культура XIX века породила еще одно подобное уникальное произведение - оперу «Иоланта», в которой тоже нет ни одного отрицательного персонажа, и вся фабула тоже строится на борьбе добрых благородных героев с неблагоприятными природными обстоятельствами. Вот только в опере «Иоланта» герои (с помощью достижений науки) побеждают, а в народной сказке «Снегурочка» героиня гибнет под воздействием неодолимой силы земной природы.

Современный образ языческой Богини Снегурочки, имя которой однокоренное со словами "снеговик" и "снег", - сравнительно недавнее порождение великой русской культуры XIX века.

Наша божественная русская Снегурочка возникла как литературный персонаж.

Первоначальное исследование народных сказок о Снегурке провел А. Н. Афанасьев (см. второй том его труда «Поэтические воззрения славян на природу», 1867 год).

Под влиянием сведений о сказочной снежной девочке, полученных от Афанасьева, в 1873 году А. Н. Островский пишет поэтическую пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь славянских богов Деда Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время праздничного ритуала почитания вступающего в свои права славянского бога весеннего солнца Ярилы в День весеннего равноденствия (в день начала астрономической весны, который у наших древних предков-язычников был и первым днем Нового года).

Позже писатели и поэты превратили Снегурочку во внучку - боги не рождаются в результате единичного творческого акта отдельной личности, а всегда кумулируют в себе многие идеи народа.

Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.

Эскизы костюмов для нее выполнил В.М. Васнецов (в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове), а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н.А. Островского.

К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова (в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом). Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих (в меховой шубке), участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо «вписалась» в программы городских рождественских елок.

Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

В период репрессий 1927–1935 годов Снегурочка вдруг пропала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Почему – до сих пор неизвестно.

В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. С тех пор на Снегурочку каждый Новый год перекладываются обязанности, с которыми на американской и западноевропейской рождественской елке Санта Клаус успешно справляется сам. А под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных ВУЗов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых.

Следуя нашей чудесной русской новогодней традиции, сейчас европейского новогоднего Деда тоже начала сопровождать прекрасная внучка.

Резиденция нашего Деда Мороза, как это известно всем, находится в Вологодской области, в Великом Устюге. Снегурочка с ним не живет. А где же?

На звание «родового гнезда» дочери Мороза и Весны претендуют два места. В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки – вот, вроде бы, и родина Снегурочки.

Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцеве, на сцене домашнего тетра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова.

Снегурочка загадочно молчит и не открывает адрес своего проживания. Наверное, опасается назойливых репортеров.

Впрочем, два из секретных адресов Снегурочки уже известны: Россия, 156000, г. Кострома, ул. Ленина 3, Снегурочке и Россия, 156000, г. Кострома, ул. Лагерная, д. 38. Терем Снегурочки На эти адреса Снегурочке можно отправлять письма в надежде получить ответ от Снегурочки или от ее добрых помощников.

А вот у Деда Мороза официальных резиденций сразу несколько.

В 2006 году в московском парке Кузьминки открылась еще одна резиденция Деда Мороза. Здесь же построили двухэтажный домик и для его внучки. Деревянный терем выполнен в «луковичном» стиле по проекту костромских мастеров. Говорят, Снегурочке в нем тоже очень нравится.

Если ты захочешь послать письмо или открытку Деду Морозу обычной почтой, пиши на очень простой адрес: Куда: Север Кому: Деду Морозу (индекса не надо - этот адрес на почте все знают, и письмо обязательно дойдет, можешь быть уверен)

Или ты можешь написать на письме полный почтовый адрес Дедушки Мороза: Россия, 162390, Вологодская область, г. Великий Устюг, Деду Морозу

Маринка Картинка 31.12.2012

Введение

Снегурочка – это, наверное, самый загадочный персонаж России. Так же она является внучкой Деда Мороза его постоянная спутница и помощница. На праздниках выступает как посредник между детьми и Дедом Морозом. Возраст везде разный: иногда изображается в образе маленькой девочки, иногда молодой девушки. Последнее чаще, под влиянием литературного образа Снегурочки и как необходимость для оказания праздничных карнавалов (сопровождение Деда Мороза).

Вот отрывок из сказки Снегурочка:

Жил-был крестьянин Иван, жену его звали Марья; жили они в любви и согласии, состарились, а детей у них все не было; сильно они о том сокрушались! Вот наступила зима, молодого снегу выпало много… Вышли они из хаты и принялись лепить куклу. Смотрит Иван - зашевелила Снегурка, точно живая, и ручками, и ножками, и головкою. «Ах, Иван! - вскрикнула Марья от радости, - да ведь это Господь нам дитя дает!»

Здесь хорошо и чётко сказано о том, что здесь Снегурочка ещё маленькая девочка, которую слепили себе дед с бабкой. Значит у Снегурочки в этой сказке нет того всем известного Деда Мороза.

Юной спутнице Деда Мороза приписывают разные родственные связи. Она и дочка Большой Ели, появившаяся из ниоткуда: выбравшаяся из-под раскидистой еловой ветви. Она же – дочь Мороза и Весны. Также ее появление связывают с бездетными стариками, которые на закате лет задумались о детях. Иван да Марья слепили из снега маленькую девочку, так родилась Снегурка.

Образ Снегурочки в языческой культуре славян

Снегурочка – это русский новогодний персонаж, внучка Дедушки Мороза. Но древние славяне считали её дочерью Мороза и Древней Снежной Царицы. Сам по себе образ Снегурочки удивителен и уникален для русской культуры, а история образа Снегурочки в языческой культуре славян начинается ещё в дохристианской мифологии, когда славяне верили в многобожье. На севере на Руси был обычай зимой строить фигуры из льда и снега. В старинных приданиях очень часто встречается упоминание об одной ожившей ледяной скульптуре молодой красивой девушки. Зимой эта девушка ходит по домам и всех радостно поздравляет, а весной отправляется в лес с подружками по ягоды и теряется, либо прыгает через костей и тает. Так в нашем фольклоре и появилась Снегурочка. Последний вариант более правдоподобен, так как в древней мифологии существует миф, который гласит, что многие духи погибают при смене сезона, как злые, так и добрые. Снегурочка, как один из сезонных персонажей, решается пригнуть через костер, но она сделана изо льда и поэтому тает. Так ледяная красавица исчезает с приходом лета.

Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян рассказывают ещё один вариант её происхождения. Снегурочка, по сути, просто ожившая снежная баба, слепленная человеком. Так рассказывают наши сказки. Но ещё она является воплощением оживших вод Северных морей. Её одежда только белого цвета, а все узоры сшиты серебристыми нитями. Никакие другие цвета ткани или нитей в истории не допускаются! Её головной убор это сшитый из серебра и жемчужин восьмилучевой венец. Таким образом, мы видим Снегурочку уже не как сказочного персонажа, а как настоящую редкую красавицу и великую богиню.

Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков. Первоначально возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость.

Однако существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда похорон Костромы. И значит можно утверждать, что Кострома не просто родина Снегурочки – она и есть та самая Снегурочка.

Кострому изображали по-разному: это была или молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода, или соломенное чучело женщины. Кострома означает игровой персонаж и саму игру, в конце которой Кострома заболевает и умирает, а затем встает и танцует.

Заключительный эпизод игры и обряда, смерть и последующее воскресение Костромы, дал повод для восприятия образа Костромы как сезонного духа (духа растительности), что и роднит ее с образом Снегурочки. В сказке «Девочка Снегурочка» В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, «как они из снегу комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку.

«Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок». Сказочная Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.

Со временем образ героини трансформировался в народном сознании: Снегурочка становится внучкой Деда Мороза и ассоциируется с Рождественскими и Новогодними праздниками. Снегурочка – чисто русское явление и больше нигде в мире на новогодних и рождественских праздниках такой персонаж не фигурирует.

Новую окраску приобретает образ под влиянием весенней сказки А. Н. Островского «Снегурочка». Из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Не случайно у А. Н. Островского она дочь Мороза и Весны.

Заложенный в этом противоречии компромисс делает образ Снегурочки трагичным, вызывает сочувствие, интерес, дает возможность сопоставлять его с другими сказочными героями русских народных сказок, а так же проводить аналогии с героями русской и зарубежной литературы. Образ Снегурочки привлекал многих поэтов, писателей, композиторов, художников.

Известны эскизы художника М. А. Врубеля. В. М. Васнецов выполнил декорации для постановки оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова на сцене Большого театра.

«Снегурочка» - пожалуй, наименее типичная из всех пьес Александра Островского, резко выделяющаяся среди прочего его творчества лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем. Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было — любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.

История создания

Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.

Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.

В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ритмичности «Снегурочки» - слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.

Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» - ярчайшая веха в творчестве драматурга.

Анализ произведения

Описание произведения

В основе сюжета — жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, - а в семье Бобыля и Бобылихи. Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их. Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье — увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.

Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.

Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.

Главные герои

(Сцена из балета-спектакля "Снегурочка" )

Снегурочка — центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её.
Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.

Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

Лель — ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.

Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.

Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава - все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.

«Снегурочка» - произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов — это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.

То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир — отвергала людей — получила любовь — прониклась человеческим миром — погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.

Так, одна из центральных тем — взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.

Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.

При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.

ученица 8 класса Долгачёва Юлия Егораева Е. Н. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Медаевская ООШ Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Мини-исследовательский проект «Полна чудес могучая природа. Образы Снегурочки в изобразительном искусстве» Выполнила: Руководитель:

Цель проекта: Изучить и рассмотреть творчество известных русских художников, которые в своих произведениях представили образ Снегурочки

«Снегурочка» в изобразительном искусстве Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском союзе, после официального разрешения празднования Нового года. На ранних советских изображениях Снегурочка изображена маленькой девочкой, в виде девушки её стали представлять позднее. Снегурочка имеет вид прекрасной беловолосой девушки. Одета Снегурочка в бело-голубую одежду с меховой опушкой и кокошник. Многие художники обращались в своём творчестве к образу Снегурочки такие как В. Васнецов, Н. Рерих, К. Коровин, М. Врубель и другие.

Виктор Михайлович Васнецов Виктор Михайлович Васнецов-русский художник. Родился 3 мая 1848 года в селе Рябово Вятской губернии в семье священника. Рос в крайней бедности. Учился в семинарии, затем уехал в Петербург и, поступив в Академию Художеств, был настолько уверен, что его не примут, что, сдав экзамены, даже не явился узнать о результатах. Год учился в Рисовальной школе и только после этого стал студентом Академии, которую посещал с 1868-1875 гг., но оставил её, не закончив полного курса.

Васнецов Виктор Михайлович «Снегурочка»

Николай Константинович Рерих Художник Николай Константинович Рерих родился в Петербурге 10 октября (27 сентября) 1874 года в дворянской семье. Его отец - коренной петербуржец юрист Константин Федорович Рерих (1837-1900), мать - псковитянка Мария Васильевна, урожденная Калашникова (1845-1927). В семье, кроме Николая, было еще трое детей - сестра Людмила и младшие братья Борис и Владимир.

Н. Рерих «Лель и Снегурочка» Н. Рерих «Снегурочка»

Михаил Александрович Врубель Михаил Александрович Врубель (1856-1910) - русский художник рубежа XIX-XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. С 1896 года был женат на известной певице Н. И. Забеле, портреты которой неоднократно писал.

Михаил Александрович Врубель «Снегурочка»

Коровин Константин Алексеевич Константин Алексеевич Коровин (1861 -1939) - русский живописец, театральный художник, педагог и писатель. В четырнадцать лет Константин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, через год перешёл на отделение живописи. Учился у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. Для завершения образования Коровин поехал в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств, но через три месяца ушёл оттуда, разочаровавшись в тамошних методах преподавания.

Константин Алексеевич Коровин «Снегурочка»

Кукушкина Ангелина

Проектная работа посвящена изучению образа Снегурочки в пьесе Островского и устном народном творчестве

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза

генерала-майора Ивана Ивановича Жемчужникова»

города Лебедяни Липецкой области

секция: филология

«Образ Снегурочки в «Весенней сказке» А.Н. Островского и в произведениях УНТ»

Руководитель: Мальцева Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Лебедянь, 2018

1 Введение ___________________________________________________ __________2 стр

2 Основная часть _______________________________________________________4 стр

2.1 История создания сказки-пьесы А.Н. Островского «Снегурочка» ____________4 стр

2.2 Сказки, мифы и легенды о Снегурочке, нашедшие отражение в одноименном произведении А.Н. Островского «Снегурочка»_______________________________ 7 стр

2.3 Образ Снегурочки в устном народном творчестве________________________10 стр

2.4 Образ Снегурочки в произведении А.Н.Островского «Весенняя сказка»______11 стр

2.5 Отличие между Снегурочками из русских народных сказок и Снегурочкой из произведения А.Н. Островского___________________________________________15 стр

2.6 Социологический опрос _______________________________________________16 стр

3. Заключение_________________________________________________________17 стр

4. Литература _________________________________________________________18 стр

  1. Введение.

У русского народа очень много праздников. Один из самых ярких и любимых – Новый год. Мне нравится наряжать елку, украшать комнату различными гирляндами. В Новый год исполняются все желания. Дед Мороз раздает подарки.

Сколько лет Деду Морозу? Когда он появился?

Приблизительно в одно время с елкой постоянным персонажем новогоднего праздника становится Дед Мороз, хотя возраст сказочного деда уже перевалил за тысячу лет.

До сих пор никто точно не знает, откуда к нам пришел Дед Мороз, и кто был его прототипом. В разных странах – разные мнения. Одни считают, что Дед Мороз-это потомок местных гномов, другие - средневековых бродячих жонглеров, третьи – странствующих продавцов игрушек. Но все это только предположения, на самом деле, узнать кто такой Дед Мороз и откуда он взялся, очень трудно.

Многие думают, что Дед Мороз имеет русское происхождение, а его родословная восходит к образу морозного старика из русских народных сказок. Это не совсем так, вернее – совсем не так.

В преданиях наших предков издревле существовал Мороз – повелитель зимних холодов. В его образе нашли отражение представления древних славян о Карачуне – боге зимней стужи. Мороза представляли в образе старичка низенького роста с длинной седой бородой. С ноября по март у Мороза всегда много работы. Он бегает по лесам и стучит своим посохом, отчего случаются трескучие морозы. Мороз проносится по улицам и раскрашивает оконные стекла узорами. Он леденит гладь озер и рек. Мороз щиплет за нос, дарит нам румянец, веселит пушистыми снегопадами.

Этот образ зимнего повелителя художественно развивается и воплощается в русских сказках в образах Деда Студенца, Деда Трескуна, Мороза Ивановича, Морозко. Однако, хотя эти морозные деды не были лишены чувства справедливости и сострадания и иногда одаривали забредающих в их владения добрых и трудолюбивых людей, они не были связаны с приходом Нового года, и раздавать подарки не было их главной заботой.

Прообразом современного Деда Мороза считают реального человека по имени Николай, родившегося в III веке в Малой Азии (на берегу Средиземного моря) в богатой семье и впоследствии ставшего епископом. унаследовав немалое состояние, Николай помогал бедным, нуждающимся, несчастным и особенно заботился о детях. После смерти Николай был канонизирован.

В России Святой Николай, прозванный Николаем Чудотворцем или Николаем Мирликийским, также снискал славу и поклонение, став одним из самых почитаемых святых. Его считали своим покровителем и заступником мореплаватели и рыбаки, но особенно много доброго и чудесного сделал этот святой для детей.

О милосердии и заступничестве Святого Николая в отношении детей существует много преданий и легенд.

Одеяние Деда Мороза, также как и его образ, претерпело значительные изменения. Он изображается как старик в цветной-голубой, синей, красной или белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. ездит на тройке лошадей.

Уже много лет одним из любимых и всеми обожаемых персонажей Нового года является эта прекрасная и милая девушка. Еще древние славяне почитали образ Снегурочки, дочери Снежной Царицы и Мороза. Однако в народных обрядах такой персонаж не фигурировал. К нам Снегурочка пришла из русского народного фольклора как девочка, сделанная из снега и оживающая в народной сказке.

Я задала себе вопросы:

  1. Как же случилось, что у нас появилась Снегурочка, это живое олицетворение «юности и первой любви»?
  2. Почему образ Снегурочки встречается только в России?
  3. Благодаря кому эта девушка стала знаменита и любима нашим народом?

Чтобы ответить на эти вопросы я обратилась к устному народному творчеству, русской народной сказке «Снегурочка», сказке «Девочка Снегурочка» В.И. Даля, сказке А. Островского «Снегурочка», прочитала предания и легенды, связанные с этим образом.

Актуальность моей работы обусловлена тем, что всеми любимый образ Снегурочки недостаточно изучен. В своей работе я постараюсь создать целостный образ этой прекрасной девушки.

Объект исследования : Снегурочка.

Предмет исследования: история Снегурочки.

Методы исследования:

  1. поисковый (работа с литературой, ресурсами Интернета);
  2. анализ произведений литературы;
  3. анализ и сравнение литературного образа;
  4. обобщение результатов исследования;
  5. анкетирование учащихся.

Гипотеза исследования: Образ Снегурочки почитаем и любим на Руси во многом благодаря весенней сказке Островского.

На основании вышесказанного я ставлю перед собой следующую цель: исследовать историю возникновения образа Снегурочки и отношение к ней нашего народа.

Для реализации поставленной цели мною были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить историю происхождения Снегурочки;

2. Проанализировать литературу по данной теме;

3. Познакомиться с произведениями о Снегурочке;

4. Выявить сходства и отличия образа Снегурочки в разных произведениях.

  1. Основная часть.

2.1 История создания сказки-пьесы А.Н. Островского «Снегурочка»

Было в окрестностях Щелыкова одно заветное место, где писатель бывал десятки раз-Ярилина долина и Голубой ключ. Названия эти вызывали воспоминания о масленичных гуляниях и обрядах.

Солнечная поляна, окруженная могучими соснами, рядом с которыми-юные березки и кусты ольшаника. Тихий голубой ключ. Видно песчаное дно. Из него бьют роднички. То ли солнце, пробивающееся сквозь зелень, то ли минеральные соли придают ей неяркий матово-голубой цвет. Благоухание трав и цветов. И над всем этим-небо, подобного которому, кажется, нигде нет. Впечатления так сильны, что складываются в стихи:

Полна чудес могучая природа!

Дары свои обильно рассыпая,

Причудливо она играет; бросит

В болотинке, в забытом уголке

Под кустиком цветок весны жемчужный,

Задумчиво склоненный ландыш брызнет

На белизну его холодной пылью

Серебряной росы,-и дышит цветик

Неуловимым запахом весны…

Но ведь природа, как человек, отдыхает. Она спит, стареет, ее голова покрывается сединой:

Лежат поля остылые. В оковах

Игривые ручьи,-в тиши полночи

Не слышно их стеклянного журчанья.

Леса стоят безмолвны, под снегами

Опущены густые лапы елей,

Как старые нахмуренные брови.

В малинниках, под соснами, стеснились

Холодные потемки, ледяными

Сосульками янтарная смола

Висит с прямых стволов. А в ясном небе,

Как жар, горит луна и звезды блещут

Усиленным сиянием.

Таких стихов возникало все больше.

В Ярилину долину в начале лета на праздник приходили сильные, веселые люди. Целую ночь, с вечера и до утра, звучали над долиной песни в честь солнца, труда, любви. Праздник был связан с идущей от давних языческих времен верой в Ярилу-Солнце.

Александр Николаевич часто бывал на этом празднике. После него долго держалась уверенность: «Сама жизнь-то есть радость». Но иногда возникала и грусть: почему-то казалось, что возле Голубого ключа растаяла пришедшая из далекого детства прекрасная Снегурочка, героиня давно задуманной пьесы-сказки.

…. Когда отец будущего драматурга, Николай Федорович Островский, надумал жениться вторично, то в канун 1836 года по желанию будущей жены, Эмилии Андреевны, он решил сделать детям особенно веселую елку. Вечерами он возвращался домой более оживленным, чем обычно, и приносил им то коробку игрушек, то цветную бумагу. Вместе с няней ребята за большим столом клеили цепи, фонарики, свертывали хлопушки. За работой рассказывали были и небылицы, вспоминали смешные истории. И, конечно, были рассказы о чудесах. Няня говорила, что в дом, где хорошие дети, в праздничную ночь или на елку приходит Дед Мороз и оставляет свои подарки то в большом грибе, будто бы только что принесенном из лесу, то в красном мешке, запорошенном снежком, то прямо под подушкой.

Александр (ему шел тринадцатый год) уже знал, что это-неправда: подарки делаются родителями, а чудом люди называют воплощение своей мечты. Он решил малышам показать на елке чудо, которое они создадут сами-Снегурочку. Сказку о красавице Снегурочке, дочери Весны, знали все дети.

Когда Саша сказал о своем решении, ребята отнеслись к этому с большим жаром. Добрая Наташа притащила свою самую большую куклу, предприимчивый Миша откуда-то принес надорванный пакетик конфетти, няня достала белые и алые лоскутки-работа закипела. Кукле сшили белую шубку и белые сапожки. Голову покрыли алым капором, на руки сделали алые рукавички. Щечки подрумянили красным карандашом-Снегурочка раскраснелась на ветру. Когда все это было готово, на плечи ей посыпали конфетти-проходя по лесу, она покрылась снегом, который начал таять под солнцем, а в капли спрятались цветные лучики.

После «рождения» Снегурочки дня елки ждали с нетерпением. Когда загорелись елочные свечи, отец поздравил детей с праздником, пожелал им здоровья и успехов, на весь вечер и Снегурочкой, и детьми завладел Саша. Он рассказывал и показывал сказку, похожую и непохожую на ту, что дети не раз слышали от старой няни. Ребят поразило, что Снегурочка заговорила нежным голосом. Как живая девочка, она просто и трогательно рассказала, с каким трудом вышла из лесу, через сколько сугробов перебралась, как встретилась с людьми и узнала их. Она спела несколько песен, говорила, какое новое, совсем незнакомое чувство радости испытывает. Ребята прониклись живейшей симпатией к ней, хотели вместе с ней порезвиться. Однако в этот момент откуда-то из-за елки появился лист картона с огромным оранжевым солнцем-это тоже было неожиданностью. Всем стало еще интереснее. А Снегурочка начала плакать, жаловаться, уходить в сторону-и затем своим уже голосом Саша печально возвестил, что она растаяла.

2.2 Сказки, мифы и легенды о Снегурочке, нашедшие отражение в одноименном произведении А.Н.Островского «Снегурочка»

Все мы родом из детства, а в детстве мы верим в чудеса, сказки. Конечно же, все мы знаем такого сказочного персонажа как девочка - Снегурочка. Но, к сожалению, мало кто знает, откуда к нам пришел этот образ.

Значения слова «Снегурочка» в толковых словарях русского языка:

Толковый словарь Ожегова.

снегурочка - сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца

Пример: Дед Мороз и С. (традиционные персонажи новогодних праздников).

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

Снегурочка ж.

1) Героиня русской народной сказки, вылепленная из снега и ожившая.

2) Внучка Деда-Мороза.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

снегурочка, -и, ж. Сказочная снежная девушка, тающая под весенними

лучами солнца. Дед Мороз и С. (традиционные персонажи новогодних

праздников).

Снежная девушка, приходящая к нам под Новый год – явление уникальное. У каждого сказочного героя существуют свои легенды, объясняющие его происхождение, место жительства, особенности характера.

Снегурочка-дух природы. Как правило, в сказках сделанная из снега Снегурочка оживает.

Вариант сказки, где Снегурочка тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский), наиболее показателен. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращается в облачко). Снегурочка-олицетворение зимы, силы, враждебной людям и почти потусторонней, связанной с загробным миром.

Если некие подобия Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа.

По вопросу о происхождении Снегурочки существует несколько версий:

Как литературный персонаж – образ дочери Мороза;

Образ Костромы;

Символ застывших вод;

и еще несколько разных версий. Сейчас мы их рассмотрим.

Образ Снегурочки формировался веками.

Первоначально образ Снегурочки возник в русских народных сказках, как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение, а людям на радость. (В. Даль в сказке «Девочка Снегурочка») Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу».

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстает как дочь Деда – Мороза и Весны – Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело – голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички).

  1. Также существует предположение о том, что сказка о Снегурочке возникла на основе древнего славянского обряда. Давно это было. Жила на свете могущественная богиня Кострома. Поклонялись ей люди, просили скорого прихода весны, плодородной земли, хорошего урожая.

Пока ее задабривали и величали, выполняла она просьбы, но постепенно люди стали забывать о силе Костромы. И сама она со временем превратилась из мудрой богини в холодную, пугающую людей снежную деву. И стала показываться она только зимой, когда стужа, вьюги и заледеневшие реки губили народ. За это и прозвали ее в народе Снегурочкой. Попросил тогда народ у Весны защиту. А Весна добрая, ласковая по–другому рассудила. Подарила она Снегурочке сердце горячее, душу добрую, да взгляд ласковый, и назвала ее своей дочерью. И с тех пор Снегурочка стала воплощением духа растительности, забытой богини Костромы. Многие утверждают, что Кострома это и есть та самая Снегурочка. С давних пор существует обряд похорон Костромы. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, сжигают подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы – это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.

Но вопреки всем легендам о гибели Снегурочки люди верят, что живет она на радость взрослым и детям круглый год в Сказочной Костроме, где находится ее терем.

2.3 Образ Снегурочки в устном народном творчестве.

Снегурками, снегирями и снеговиками издавна на Руси называли птах, зимующих в наших лесах, да еще «складенных из снега болванов, подобие человека», - пишет В. И. Даль в 1866 году.

Испокон веков наши предки лепили, начиная со дня святого Спиридона (25 декабря) снеговиков – идолов Снежной Бабы. Вера в то, что снежная куколка может ожить, отразилась в сказках. Прочитав несколько вариантов народных сказок о Снегурке, я пришла к выводу, что часто бездетные дед и баба, глядя на то, как ребятишки за окном катают снег, тоже выходили и лепили себе снежную внучку – помощницу, которая потом оживала.

Знаменитый собиратель русских народных сказок Афанасьев Александр Николаевич в своих «Русских народных сказках» пишет о том, что Снегурочка была вылеплена из снега крестьянином Иваном и его женой Марией. Они были бездетны и, глядя на детей, которые лепили из снега снежную бабу, тоже взялись за дело. Когда они вылепили носик, сделали вместо глаз две ямки во лбу, на них дохнуло от куклы теплым духом, на них смотрели голубые глазки и губки улыбались. Смотрит Иван – зашевелила Снегурка, точно живая, и ручками, и ножками, и головкой. «Ах, Иван!- вскрикнула Марья от радости, - да ведь это Господь нам дитя дает!» Как видно из упоминания Господа этот вариант сказки возник после Крещения Руси. В варианте языческого периода, о котором упоминает Афанасьев, снеговик или снежная баба это нимфа, которая с приходом весны испаряется в небо, унося с собой сокровенные желания крестьян. Так или иначе, но с приходом Весны Снегурочка тает, прыгая через костер, и уносится белым облаком. В таком виде показаны представления народа о том, когда от жгучих лучей солнца тают снежные насыпи, и, испаряясь, собираются в тучи. В зимнюю пору, когда облака из дождевых превращаются в снеговые, прекрасная облачная дева сходит на землю. Это соответствует представлениям о духах природы, которые погибают при смене определенного сезона и воскресают с приходом этого сезона вновь.

Другая сказка, рассказанная В. И. Далем , собирателем живого русского языка, объясняет появление Снегурочки из комочка снега, который старик принес домой с улицы, снег растаял, и из этой талой водицы появилась живая девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».

Из этих сказок видно, что Снегурочка – это символ воды, но в зимнее время: снежная, ледяная, холодная внешне, но теплая живая изнутри.

2.4. Образ Снегурочки в произведении А. Н. Островского «Весенняя сказка»

«Снегурочка-сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского.

В 1873 году в Костромской области в имении Щелыково А. Н. Островский, под влиянием сказок Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». основная работа над пьесой велась в течение марта 1873 года. Последний раз автор внес изменения в пьесу в августе 1873 года, когда он в корректуре вписал новое начало пятого явления первого действия. В первоначальном плане произведение под названием «Девушка-Снегурочка» предполагалось иное развитие сюжета, чем то, к которому впоследствии пришел драматург. Здесь не намечалось изображение царства берендеев и их праздника поклонения солнцу, в роли жениха должен был выступать Иван-царевич, в действии участвовал дурак – Авоська.

Больших трудов стоила ему и разработка стихотворных размеров отдельных эпизодов пьесы. О хоре гусляров, которым открывается второе действие, он писал П. И. Чайковскому: «Ритм, кажется, подходит к словам, я его извлек из поэмы XII века – «Слово о полку Игоревом»» (ПСС, XV, 10). По черновой рукописи «Снегурочки» можно проследить, как драматург экспериментировал, «извлекая ритм» из «Слова о полку Игореве». Выписав рифмы будущего эпизода, он затем создал его первый вариант, в котором отразились поиски размера, близкого своеобразной гармонической организацией тексту «Слова о полку Игореве» и соответствующего стилю хора гусляров. Затем по схеме найденного размера писатель исправил все строки соответственно этому размеру.

«Снегурочка» соткана из фольклорных мотивов, почерпнутых из сказок, песен и произведений других жанров народного творчества. Некоторые сюжетные ситуации имеют отдаленное сходство с мотивами сказки о девушки-снегурушке в сборнике И. А. Худякова «Великорусские сказки» (вып. 3, Спб., 1862, стр. 87-88, №97). Записи песен А. В. Терещенко, П. Н. Рыбникова, Т. И. Филиппова и др. дали драматургу материал для вставных эпизодов - песен и лирических монологов героев. Фантастический образ Берендеева царства, очевидно, был навеян писателю народным приданием о древнем племени берендеев.

В царстве берендеев царь – отец и слуга народа, всегда радушный и каждому доступный, заботливый рачитель всеобщего блага, строгий блюститель справедливости. Услышав о проступке Мизгиря, обманувшего доверчивость девушки, Берендей говорит: «Вина его ужасна, берендеи; для милости закроем наше сердце на этот раз».

Счастливые берендеи живут в мире, довольстве и радости. У них пастух и царь вместе возносят хвалу красному солнышку - источнику земного плодородия.

Сотканная из чудесных мотивов устнонародного творчества, « Снегурочка» является гимном большой настоящей человеческой любви, красоте, справедливости, гуманности, своеобразной песней о счастье простого трудового народа, освобожденного от гнета и деспотизма, живущего по своей воле.

Главная героиня этой пьесы-Снегурочка, наивная, чистая, гуманная, душевно щедрая, вся устремленная к красоте, правде, любви.

В этом произведении героиня предстает как дочь Деда – Мороза и Весны – Красны.

Снегурочка не похожа на жителей Берендеева царства. Именно поэтому Снегурочка – существо очень противоречивое. В ее сердце холод – это наследие ее отца, сурового и угрюмого Мороза. Долгое время Снегурочка живет в глуши лесной, а ее терем старательно охраняет суровый отец. Но, как оказалось, Снегурочка похожа не только на своего отца, но и на мать, прекрасную и добрую Весну. Именно поэтому она устала жить в одиночестве, взаперти. Ей хочется увидеть настоящую человеческую жизнь, познать всю ее красоту.

Снегурочка поражает людей своей красотой. Она кажется прекраснее, скромнее и нежнее, чем все окружающие девушки. Но она не знает любви, поэтому не может ответить на горячие человеческие чувства. В ее душе нет тепла. Существо, не знающее любви, вызывает удивление и жалость.

Образами Снегурочки, Леля, Елены Прекрасной, Купавы, Мизгиря, девушек и парней из царства берендеев утверждается, что человек рожден для счастья, для любви. Холодному Морозу, отцу Снегурочки, любовь кажется «губительным чувством»

Мать Снегурочки, Весна, думает совсем иначе: «На свете все живое должно любить» - и дарит своей дочери чувство любви. О необходимости любить говорят все берендеи. Царь Берендей говорит: «Природой неизменно положена пора любви для всех».

За мгновения любви Снегурочка платит жизнью, но жизнь обрела именно в этом чувстве:

…все, что есть на свете дорого,

Живет в одном лишь слове. Это слово:

Любовь.

Лес, озеро, лицо и фигура Мизгиря-все стало новым для охваченной любовью Снегурочки.

Снегурочка полюбила, она счастлива.

Но почему не принимают Снегурочку и Мизгиря берендеи? Ответить на этот вопрос сложно. Возможно Мизгирь не похож на берендеев, так как берендеи обладают сердечной теплотой, а Мизгирь обделен ей. Все берендеи похожи друг на друга, а Мизгирь индивидуален, поэтому и не боится нарушить законы, которые так святы для берендеев. Таким разрушающим началом входит Мизгирь в жизнь уравновешенных берендеев, нарушая их законы внезапной изменой, дерзкими речами, оскорбляющими «девичью гордость» Купавы.

Мизгирь похож на Мороза. Он такой же властный, холодный, эгоистичный. Он не останавливается перед осуществлением своих желаний и прихотей и не задумывается о своих поступках. Горячая любовь Купавы ему не нужна.

Невольно возникает вопрос почему Снегурочка полюбила именно Мизгиря?

Снегурочке, так же как и Мизгирь, чужда миру берендеев, для которых любовь-главная ценность и смысл жизни. Ледяное сердечко Снегурочки не только не способно любить, но и не способно к состраданию и жалости. Ее не трогают слезы Леля, а ревнивое чувство, которое испытывает Снегурочка, связано не с любовью, а с уязвленным самолюбием.

Гибель Снегурочки происходит от горячих человеческих чувств. Это печально, но не навсегда. Придет зима – принесет снег, морозы, застынут во льдах воды. Затем весна – тепло, солнце, радость от того, что люди пережили холодные тяжелые времена, и опять Снегурочке захочется любить и быть любимой. И опять она улетит облачком в светлое голубое небо, унося с собой горести зимы, не зря царь Берендей говорит: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут!» В Берендееве жизнь продолжается.

Гибель Снегурочки представляется берендеям чем-то закономерным. Снегурочке было чуждо тепло души, поэтому ей было трудно найти свое счастье среди людей.

  1. Отличия между Снегурочками из русских народных сказок и Снегурочкой из произведения А. Н. Островского

Для наглядности и удобства мы составили таблицу.

Образ Снегурочки в русских народных сказках

Образ Снегурочки в произведении А. Н. Островского

Бездетные дед с бабкой слепили себе на радость.

Дочь Деда – Мороза и Весны - Красны.

Дед с бабкой любят свою снежную дочку.

На долю Снегурочки выпадает испытание людским равнодушием (жители Слободы равнодушны к ней, они ее не понимают; старик Бобыль и старуха Бобылиха используют Снегурочку, хотят разбогатеть).

В народных сказках героиня борется с силами зла.

В «Весенней сказке» Островский показывает противоборство «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки.

Во всех сказках Снегурочка погибает, но везде разные версии этого происшествия. В одной сказке подружки убили Снегурочку из-за жадности. Пошли они по ягоды. Снегурочка в чашку собирала, а подружки ели. «Смотрят, полная у Снегурушки чашечка, а у них ничего нет. Обидно стало, и убили они Снегурушку.» Закопали подружки ее и прутик воткнули. Проезжий купец сорвал этот прутик и сделал из него дудочку. Стал сынишка его дудеть в дудочку, и запела она голосом Снегурушки. Дали одной из подружек подудеть, а она отказалась и бросила дудочку на землю. «Дудочка разбилась, а в ней Снегурушка живая сидела».

В другой сказке Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.

По версии Островского погибает Снегурочка во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы.

В народных сказках Снегурочка – это маленькая девочка, «такая-то умная, такая-то разумная, что только в сказках живут, а взаправду не бывают».

Снегурочка представляется как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.

У Островского это прекрасная светловолосая девушка, способная зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички).

Снегурочка олицетворяет сердечную стужу, дитя Мороза и Весны. Тоскуя от одиночества, желая быть счастливой, как все берендеи, Снегурочка выпрашивает у своей матери девичью любовь. Загоревшись восторгом кипучих страстей, Снегурочка, как и предсказывал ее отец, гибнет от «сладких чувств любви».

2.6. Социологический опрос.

В начале исследования был проведен социологический опрос учащихся нашей школы, в ходе которого было предложено ответить на вопросы:

  1. Какие новогодние персонажи вам известны?
  2. Знаете ли вы родину Снегурочки?
  3. Назовите произведения, где встречается Снегурочка.
  4. Какими чертами характера наделена Снегурочка?
  5. Кто ее родители?
  6. Кем является Снегурочка Деду Морозу?
  7. В каком наряде она приходит к нам?

Результаты опроса

В опросе участвовало 75 человек. Все 75 опрашиваемых верно ответили на 1, 2, 4 и 6, 7 вопросы. Правильно ответили на 3 вопрос- 15 человек, на 5-20 человек.

  1. Заключение.

Исследуя образ Снегурочки, я пришла к выводу, что образ Снегурочки в русском фольклоре фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочки, которая ожила.

Родиной Снегурочки можно считать Кострому. Во-первых, образ снежной девушки возник из древнего славянского обряда похорон Костромы, давшее название городу. Во-вторых, «Весенняя сказка» А. Н. Островского была создана на родине писателя, костромской земле.

Из выше сказанного я сделала следующие выводы:

На протяжении продолжительного времени в жизни нашего народа существовала, жила, доставляла радость и создавала грустное, но светлое настроение девочка Снегурочка;

Образ Снегурочки волновал писателей, а также художников и композиторов. И во многом благодаря им образ Снегурочки вошел в нашу жизнь как неотъемлемая часть.

В ходе работы я узнала историю нашей новогодней гостьи, получила новые знания. Также я познакомилась с художественными произведениями о Снегурочке.

Эта работа научила меня анализировать литературный текст, выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении, а также помогла развить творческое воображение.

Полученные знания мы можем применить на уроках литературного чтения, музыки, изо, при проведении классных часов. Благодаря этой работе мы пополняем знания детей о загадочной девочке Снегурочке, которая приходит к нам на Новый Год. Мы рассматриваем несколько легенд о ее происхождении. Я считаю, что эта тема интересна не только детям, но и взрослым.

Литература:

  1. А.Н. Островский Биография писателя, издательство «Просвещение», 1965 год, стр 99
  2. http://grani.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3465:2010-01-01-20-57-20&catid=3:commentable-category&Itemid=20
  3. А.Н. Афанасьев «Русские народные сказки». М.:Олма Медиа Групп, 2013
  4. В.И. Даль «Девочка Снегурочка». М.: Советская Россия, 1985
  5. В.И. Даль «Девочка Снегурочка». М.: Просвещение. 1984. Стр. 3
  6. «История русской литературы XIX века». Москва «Просвещение» 1978 стр. 252-253
  7. А.Н. Островский «Полное собрание сочинений в двенадцати томах 7 Пьесы(1866-1873)» Москва «Искусство» 1977, стр. 587-594
  8. https://www.workle.ru/id534562.10/manage/
  9. http://что-означает.рф/Сборник словарей:Ефремовой,Ожегова,Шведовой
  10. ru.wiktionary.org Снегурочка-Вики-словарь
  11. Мороз // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 томах.- М., 1987.- Т. 2.- С. 176
  12. А. Островский «Снегурочка». М.: Детская литература, 212
  13. Жарникова С.В. Исторические корни славянских обрядов. Вологда. 2003