Кто делает куклы профессия. Знакомство с профессией кукольник. занимательные факты на тему. … Не знает, как дожить до отпуска и за что ей всё это

Как стать кукольником и не разориться?

В 1959 году американская компания Mattel впервые выпустила куклу, похожую не на малышку, а на взрослую девушку. С тех пор на Западе вокруг Барби выросла целая индустрия кукольной одежды, мебели и быта. В России ни одно крупное игрушечное предприятие не додумалось шить одежду игрушкам.
Но ведь и для наших детей их куклы – живые! Значит, их нужно водить в гости, мыть, причесывать и переодевать. Президент Гильдии кукольников при Московской палате ремесел Людмила Бурова, по первой профессии учительница младших классов, занимается этим бизнесом уже 10 лет. Она создала первое в стране кукольное ателье.
В: Неужели такое рукотворчество в наши дни приносит стабильные доходы?
О:
Конечно, у каждого мастера своя творческая кухня, любимая техника и непохожая продукция. Естественно, каждый самостоятельно оценивает свои изделия и подсчитывает доходы – кукольный бизнес очень индивидуален. Но в среднем, если посвящать этому делу не менее 3–4 часов в день и следить за реализацией готовой продукции, 30 тыс. руб. в месяц гарантированы.
Наш бизнес носит сезонный характер. Куклы покупают в основном на подарки к праздникам. Еще хорошо продажи идут во время ярмарок и выставок. Сначала мы обосновались на московских площадках, потом стали колесить по стране, а последние два года выставлялись в Праге, Хургаде, через несколько месяцев едем в Марокко.
В: Неужели мастера живут только за счет продаж во время анонсированных мероприятий?
О:
Нет, не только. Многие сами арендуют палатки на постоянно действующих выставках, например на Московской ярмарке увлечений, кто-то сдает свои работы на реализацию в известные художественные салоны и магазины подарков.
Есть еще такая интересная статья доходов, как «мастер-класс». Например, Валентина Булыгина, профессиональный художник и преподаватель с 11-летним стажем, регулярно учит желающих хитростям изготовления тряпичной куклы, а мастер Галина Марусева в течение полугода обучает, как подобно скульптору изготовить куклу из пластика, вылепить лицо, ручки, ножки, затем одеть ее в соответствующий наряд.
Наши мастерицы могут все – шить одежду из кожи, вязать на вилке, валять валенки, плести аксессуары из бисера и шить шубки. Кстати, ни одна компания в мире не додумалась одеть куклу в шубку, а нашим девочкам важно, чтобы их игрушки были одеты по сезону.
Конечно, такие знания не дешевы. Учитывая квалификацию мастера и стоимость расходных материалов, одно 3-часовое занятие может стоить от 2 до 4 тыс. руб. Но если у человека «ляжет душа», то дальше он сам может дойти до совершенства и даже начать работать «в серию».
В: А нужно для этого какое-то специальное образование или подготовка?
О:
Нет, что вы! У нас в гильдии 350 мастериц. Единицы к нам пришли из художников, кто-то переучился из технологов по росписи ткани или обработки фарфора, а в основном это люди, которые любят мастерить и до сих пор не забыли свои детские фантазии. Ограничений по возрасту тоже нет – это и школьницы, и пенсионерки.
В: А как такой бизнес обставить юридически?
О:
Кто-то регистрирует индивидуальное предприятие, кто-то работает семейно и открывает ООО, а кто-то просто мастерит дома и сдает продукцию на реализацию в салоны. Последний вариант нравится не всем. Как правило, чужие продавцы не очень аккуратны – работы не всегда правильно хранятся, пылятся, замусоливаются, теряют внешний вид. Потом их ни продать, ни подарить. Поэтому многие предпочитают реализовывать плоды своего труда самостоятельно.
В: Откуда мастера берут идеи, знают, какие именно куклы и аксессуары нужны?
О:
Все очень просто. Приходят на выставки дети и их родители. И сами просят сделать то, что им хочется иметь. Недавно заказывали платье, как у Дженнифер Лопес, прямо по картинке из журнала. Кто-то просит сделать ретроплатье XVIII для бала. Но вообще все приходит с опытом. Я, к примеру, давно поняла, что производители не только о шубках не думают, но и о спортивной одежде. Поэтому шью спортивные костюмчики. По 100 руб. за штуку «улетают». С размерами и примерками проблем нет – за долгие годы мы изучили все «куклоросты» на рынке.
В: А на чем прогорают кукольных дел мастера?
О:
Прогорают в основном на завышенных ожиданиях. Цена должна быть такой, чтобы и мастеру было выгодно, и покупателю не накладно. Те же спортивные костюмчики, если выставить по 300 руб., уже никому не будут нужны. За эти деньги можно целого пупса китайского купить. Максимально дорогие куклы продаются на подарки к праздникам по 100 долларов. Ну а те мастера, которые ждут «олигархов» на городских ярмарках и вернисажах, их там, увы, не встречают… В: Тогда в чем функция гильдии?
О:
Мы организация некоммерческая и независимая. От государства ничего не просим, да и не ждем. Участие в гильдии бесплатное. Мы объединились для удобства. Вместе легче «мониторить» рынок и искать торговые точки, оплачивать аренду этих точек – когда мы берем более 100 метров, нам дают существенную скидку. Мы также оптом закупаем необходимые материалы и фурнитуру. И потом мы постоянно друг у друга учимся.
В: Ни у кого не возникало желания попробовать себя в массовом сегменте?
О:
Нашим мастерам открыть большое дело не под силу. Некоторые из нас сотрудничали с кукольными производствами. К примеру, Инна Кузнецова некоторое время назад разрабатывала модели для фабрики в подмосковной Лобне. Но производство там уже остановлено. Увы, скоро кукол российских фабрик можно будет увидеть только в частных коллекциях...

В Магаданском колледже искусств в этом году открывается новое отделение – «Актер театра кукол». Обучение будет проходить как в колледже (общие дисциплины, такие как: история театра, сценическая речь, сценическая пластика, хореография, вокал и другие), так и в театре кукол (специальные предметы: работа с куклой, технологии ее изготовления).

Срок обучения – три года десять месяцев; начало, как и везде, – первого сентября.

Главная причина, по которой решили создать отделение – нехватка актеров в кукольном театре. Сейчас здесь трудятся семь человек (всего же рабочих мест – шестнадцать!), причем только один из них – мужчина, отсюда и нехватка мужских ролей. Нагрузка на коллектив колоссальная, учитывая то, что в год проводится около трехсот спектаклей, и в планах руководства – расширение спектра деятельности труппы. Подробнее об этом, а также о профессии в целом, – в интервью с художественным руководителем Магаданского областного театра кукол Дмитрием ШАПОВАЛОВЫМ:

– На самом деле, это было обоюдное желание, необходимость, потребность, как нашего театра, так и колледжа искусств, – говорит Дмитрий Юрьевич. – Среди работников театра мало людей, которые имеют специальное образование актера – кукольника. Тут понятно почему. Во-первых, это отдаленность нашего региона от центральных регионов страны, где этих специалистов готовят. Во-вторых, даже если брать центральные регионы, то выпуск именно кукольников не такой уж и большой. Каких специалистов готовят: актеров, бутафоров – раньше так назывались художники по куклам, то есть люди, которые делают полностью материальную часть спектакля; все, что связано с куклами, с реквизитом.

К ним еще относится художник-конструктор по куклам, который занимается их механикой; художник-конструктор по декорациям, художник-модельер. Сейчас это называется и проще, и сложнее одновременно – художник-технолог театра кукол. Он должен уметь многое: и рисовать, и лепить, то есть делать все – от замысла до воплощения куклы в жизнь. Вот таких замечательных специалистов выпускают у нас в Санкт-Петербурге.

Сегодня нам особенно нужны актеры, как мужчины, так и женщины. Потому что работы становится больше, зрителей больше, напряженность достаточно ощутима: те актеры, которые есть сейчас, очень устают, конечно, потому что проводится по два спектакля в день, да плюс репетиции – это очень тяжело, и физически, и морально. И вот мы совместно с директором магаданского колледжа искусств Арамом Хукасовичем Айдиняном решили открыть театральное отделение со специализацией «Актер театра кукол». Лицензия уже получена, программа готова, осталось дело за малым – набрать курс.

Как будут обстоять дела с трудоустройством будущих выпускников отделения?

Актер-кукловод сам по себе является универсальным актером. Он может работать и в театре кукол, и в театре драмы, и в музыкальной комедии, и в опере. Есть случаи, когда люди нашей профессии работают даже в балете. Чего нельзя сказать про остальных актеров: актер театра драмы, например, навряд ли сможет работать в театре кукол, потому что ему в учебном заведении не преподавали мастерство актерской куклы. А кукловоду преподают и то, и другое. Он знает специфику и нюансы почти всех смежных профессий; изучает и пение, и танцы, и хореографию. В общем, курс для актера-кукловода точно такой же, как и для актера драматического театра, только плюс еще дополнительные предметы. Поэтому люди, окончившие это отделение, смогут работать где угодно, даже в кино. Очень много сейчас моих сокурсников работают в Москве, в Санкт – Петербурге, и я постоянно их вижу в фильмах, которые сейчас снимаются. Я это все говорю затем, чтобы убрать сложившийся стереотип по поводу нашей профессии. Что актер-кукольник – это не тот, про которого любят говорить, что он просто балуется с игрушками на сцене. На самом деле это очень сложная профессия, она пользуется большим спросом и популярностью. И если человек с этим дипломом захочет устроиться в любой театр – его туда примут, хотя все зависит, конечно, от того, талантлив он или нет. Вот кто интересуется нашей профессией, но все еще думает, что это какие-то куклешки-игрушки, то я рекомендую зайти на наш сайт, посмотреть фотографии и спросить у тех людей, которые ходят с детьми к нам в театр: «Что такое актер-кукольник?». В последние годы театр посетило очень большое количество зрителей, среди которых были и иногородние гости: из Москвы, Ялты, Курска, Таганрога, Ростова и т.д.

Они приезжали и говорили, что наши спектакли ничуть не хуже, а в некотором плане даже лучше тех, что показывают в крупных городах России. Что это очень сложная и интересная работа. И, конечно, актер в основном у нас работает перед ширмой, а не за ней, как принято считать. Все-таки зритель хочет видеть такое шоу на сцене, чтобы были и люди, и куклы; чтобы представление было красочным и красивым и главное – с неожиданными моментами, как это было в спектакле «Принцесса на горошине»: у нас на сцене шел настоящий дождь, актеры работали на высоте, над сценой чуть больше двух метров. То есть артисту нужно обладать достаточно хорошей физической выносливостью и вестибулярным аппаратом. Я вот лично в восемьдесят пятом году поступил в Днепропетровское театральное училище на курс актера-кукловода, и до сих пор не жалею об этом.

Думаю, мы приложим все силы, чтобы подготовить настоящих актеров с большой буквы, которые будут востребованы в любом театре нашей страны. Могу сказать абсолютно точно, что наш театр предоставит им всем рабочие места. Программа обучения очень разно­образна, и поэтому при внимании к себе, к предметам, при желании, если человек будет точно знать, чего он хочет достичь, то во время обучения на этом отделении он будет расти как личность, физически и морально, и эстетически.

В принципе, для девятиклассника поступление в колледж и получение среднего специального образования, а тем более актерского, – это даже выгоднее и лучше, чем заканчивать одиннадцать классов. Смотрите: девятый класс закончил – надо учиться еще два года. За два года ты получаешь просто среднее образование. А если к этим двум годам еще добавить полтора, то уже выйдешь готовым специалистом со средне-специальным образованием. И с этим дипломом будет проще поступить в высшее учебное заведение, потому что, естественно, предпочтение отдается людям, которые уже что-то умеют.

Какими качествами должен обладать будущий специалист – кукловод?

Прежде всего, это – любовь к своему делу. Если ты творческий человек, и тебе нравится находиться на сцене, дарить людям радость. У нас актриса одна говорила, что актер должен быть тщеславен. Если он не тщеславен, то это уже не актер. У наших сотрудников, кто давно работает в театре, берут автографы – и это уже показатель того, что человек состоялся как актер, потому что запомнился зрителям. Поэтому доля здорового тщеславия должна быть в наших будущих коллегах. Очень большое трудолюбие должно быть, потому что в этой профессии его потребуется в достаточном количестве. Помимо этого человек должен обладать чувством юмора, харизмой, обаянием, правильно поставленной речью и художественным вкусом.

Дмитрий Юрьевич, у вас, как у руководителя театра, какие планы на будущее? Если проблема кадрового голода себя исчерпает в ближайшие несколько лет?

Очень хотелось бы, чтобы мы вышли за возрастные рамки театра кукол, разнообразили репертуар и начали работать со зрителями более старшего возраста – среднего школьного. Сделать какую-нибудь постановку ТЮЗовскую. В последнее время зрители просят нас о спектакле для взрослых, но с тем количеством людей, которые сегодня работают у нас, мы этого сделать не можем. Поэтому ждем всех желающих освоить профессию кукольника.

Какие вступительные испытания ждут абитуриентов?

Абитуриенты будут проходить предварительные отборочные прослушивания, чтобы показать степень своего таланта. Это могут быть такие задания как, например, прочесть отрывок из басни, прозы, стихотворения. Для определения голосовых данных, слуха и музыкальности поступающие должны исполнить две – три песни или романса. Это и элементарные танцы, какой-то специальный этюд по заданию экзаменатора. И, конечно, будет знакомство с общим уровнем культуры абитуриента, кругом его интересов, его познаниями в различных отраслях искусства (литература, театр, музыка, изобразительное искусство). Для этого будет проводиться специальное собеседование, на котором могут быть заданы вопросы на выявление общего кругозора человека. И только после этого будет приниматься решение о допущении абитуриента к экзаменам (русский язык и литература в письменной форме).

По словам Дмитрия Шаповалова, на протяжении всего обучения иногородним студентам предоставляется благоустроенное общежитие, а преуспевающим в учебе студентам будет выплачиваться стипендия.

Вступительные испытания начнутся с шестого июля.

Чтобы узнать подробнее о новой специальности, можно обратиться в приемную комиссию колледжа искусств по телефонам: (413-2) 65–03-47, (413-2) 60-54-55. Или в кукольный театр, где все желающие в ходе экскурсии смогут лично ознакомиться с профессией актера-кукольника.

Беседу провела Анна СЕРГЕЕВА.

Автоматоны // Классный журнал. – 2016. - № 2. – С. 8-9. – (Что это?).

В статье журнала рассказывается о механических куклах – автоматонах: о том, когда они появились и какие существуют виды автоматонов.

Андрюшина, Л. П. Кукла – неизменная спутница человека: из опыта профессионалов: [сценарий урока для дошкольников] / Л. П. Андрюшина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2013. - № 9. – С. 3-6.

В ходе занятия дети знакомятся с традициями игрушечного мастерства и видами русских народных лоскутных кукол, а затем, пытаются смастерить традиционную тряпичную куклу бесшовным способом.

Вместе с куклой я расту: познавательно-игровые занятия с детьми 2-7 лет / авт.-сост. О. Р. Меремьянина. - Волгоград: Учитель, 2012. - 221 с. - (Игровая деятельность в ДОУ).

Игры и игрушки являются важнейшей составной частью образовательного пространства детства. Наблюдая за играми детей в куклы, трудно понять, кто кого «оживляет» и обучает.
В данном пособии представлены развивающие познавательно-игровые занятия для детей 2-7 лет и рекомендации к организации игрового пространства, разработанные в соответствии с ФГТ.
Книга содержит сведения о зарождении кукольных производств, промыслов в России и за рубежом.
Литературный материал в приложениях можно использовать для организации праздников, развлечений, сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, для чтения детям и заучивания наизусть.
Пособие предназначено для работы с детьми во всех видах дошкольных образовательных учреждений.

Гумерова, М. Игрушки петербургских детей / М. Гумерова, Е. Князева // Обруч. – 2013. - № 5. – С. 28-31.

В статье подробно рассказано о том, во что играли дети эпохи «первого в России детского сада», какие игрушки предназначались для знатных людей, а какие для простого народа, из каких материалов делали кукол в 19 веке и о многом другом. Статья подготовлена на основе материалов Государственного музея истории Петербурга.

Куклы из Японии // Классный журнал. – 2016. - № 2. – С. 8-9.

В статье журнала рассказывается о японских куклах-неваляшках - дарума, дворцовых куклах – госё-нингё, «плачущих куклах» - кокоэси и куклах исё-нингё.

Сухарева, Т. Е. Внеклассное занятие «Кукла – дело серьезное»: [сценарий]/ Т. Е. Сухарева // ПедСовет. – 2012. - № 11. – С. 2-7.

Во время занятия учащиеся знакомятся с историей развития кукол на Руси. Сценарий содержит познавательную беседу, кукольное представление и танцевальные задания

Казунина, И. Кукла в моде и в истории / И. Казунина // Обруч. – 2012. - № 6. – С. 35-36.

В статье рассказывается о том, что благодаря нарядам кукол можно познакомиться с историей моды, её великолепием и причудами, а также о том, когда в России появилась профессия кустарихи-одевальщицы.

Гордеева, И. Н. Хоровод любимых кукол: карусель загадок: [сценарий праздника для детей 7-8 лет] / И. Н. Гордеева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2011. - № 10. – С. 51-52.

Во время праздника учащиеся знакомятся с миром кукол вместе с Петрушкой, Ванькой-Встанькой, Матрёшкой, Плюшевым Мишкой, Мальвиной и Красной Шапочкой, а также участвуют в интерактивных заданиях и отгадывают загадки о куклах.

Аскарова, А. Народная кукла как средство приобщения к родной культуре: [сценарий занятия для дошкольников] / А. Аскарова // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 7. – С. 117-125.

Во время занятия дошкольники знакомятся с типологией традиционных русских народных кукол, с описанием современной куклы, сравнивают традиционных кукол с игрушками массового производства, а затем, пробуют сделать своими руками куклу «Нянюшку» и Ангелочка.
Приложениями к сценарию являются конспект занятия «Игрушки» (в разновозрастной группе), конспект мастер-класса «Технология изготовления кукол» и консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре».

Федосова, Т. Хина мацури – праздник кукол: [сценарий познавательно-развлекательных занятий для детей среднего дошкольного возраста] / Т. Федосова // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 3. – С. 23-28.

Во время занятий дошкольники знакомятся с традициями проведения фестиваля кукол – Хина мацура в Японии – праздник для маленьких девочек, который японцы отмечают 3 марта. В домах обязательно устраиваются небольшие выставки кукол в национальных японских одеждах. Предлагаемый сценарий занятий не только знакомит детей с этим праздником, но и позволяет проявить творческие способности во время изготовления японских вееров и изображения сказочных добрых и злых животных.

Живые куклы: [сказки: для мл. шк. возраста] / худож. Е. Володькина. - М. : ЭНАС-КНИГА, 2012. - 101, с. - (Литературные сказки для младших школьников). - Содерж.: Любимая игрушка / В. Ливанов. Кукольная комедия / В. Виткович, Г. Ягдфельд.

В сборник вошли произведения известных писателей В. Ливанова, В. Витковича и Г. Ягдфельда.
Девочке Кате на день рождения подарили новую игрушку – нарядного клоуна с бубенчиком на колпаке.
Её старенький и заштопанный плюшевый Мишка страшно переживал и даже ушел из дома, потому что был уверен: Катя больше не будет любить его как прежде, ведь на нем не было ни блестящего костюма, ни жабо, ни колпака…
Чем закончилась эта история, Вы узнаете из сказки «Любимая игрушка».
В Воротниковском переулке Москвы в доме № 7,когда маленькая Тата заболела, а её мама ушла в аптеку за лекарством, пришел очень странный господин, назвавшийся Могэсом, и на глазах у перепуганной девочки превратил ее вредную соседку Лилю в куклу!
Каково же было удивление Таты, когда выяснилось, что ее игрушечный повар совсем недавно работал в настоящем кафе, а кукла с чайника была ленивой управдомшей из их двора.
О том, смогут ли куклы снова стать людьми, и что им для этого придется сделать и осознать, Вы узнаете, прочитав «Настоящую комедию».

Иванов, А. Д. Загадка старинной куклы: повесть / А. Д. Иванов, А. В. Устинова. - М. : ЭКСМО-Пресс, 1999. - 237 c. - (Детский детектив). -ISBN 5-04-000953-4 (в пер.)

Происходит вооруженное ограбление галереи старинных игрушек. Трое в масках уносят всё! Хозяйка галереи в отчаянии. Пятеро друзей начинают расследование и даже не подозревают, что за ошеломляющее открытие их ждет!


Каменная, Г. А. Приключения старой куклы: сказоч. повесть / Г. А. Каменная; рис. Л. Коммунар. - М. : Махаон, 2003. - 32 с. : цв. ил. - (Малышам о хорошем).

Эта повесть рассказывает о сказочных приключениях куклы, о дружбе и преданности старым друзьям. Книга предназначена для детей дошкольного возраста.


Келли Ф. Тайна тряпичной куклы: [повесть] / Келли Ф. ; [пер. с англ. С. И. Бестужевой]. - М. : ЭКСМО-Пресс, 1999. - 219, с. - (Черный котенок)(Детский детектив).

Ночью в доме, где гостят на каникулах члены Детективного клуба, появляется таинственная незнакомка. Кто она такая? И почему ее так интересует старая тряпичная кукла? "Здесь кроется какая-то тайна!" - решают Холли, Трейси, Белинда и начинают новое расследование…


Кукольный бунт: То самое происшествие, которое записал под диктовку куклы Мими А.А. Федоров-Давыдов: сказки - М. : Профиздат, 1992. - 39 с.

"Вот так штука!.. На елке горели два восковых огарка, которые слабо освещали темную залу. А по полу двигалась целая процессия. Впереди шла кукла Матрешка, за ней Япончик, потом Робинзон, Полишинель, Петрушка, - да всех и не перечислишь...
Любопытнейшие приключения в кукольном мире, свидетелями которых стали маленькие Таня и Боря, наверняка заинтересуют детей, читателей этой занимательной книги.

Курчевский, В. В. Художники и куклы: [рассказы: для детей дошк. возраста] / В. В. Курчевский; худож. В. В. Курчевский. - М. : Малыш, 1989. - с. : цв. ил.

Книга содержит сказки познавательного характера, в которых главный герой - кукла по имени Чуфело Марзуфело знакомит ребят с другими куклами: из мультфильмов, из кукольного театра и из мастерской художника.

Моргунова, Л. Умницы-куклы: [стихи] / Моргунова Л. ; [худож. С. Болотная]. - Ростов н/Д. : Проф-Пресс, 2006. - с. - (Читаем детям).

Стихотворение о куклах для самых маленьких. Книжка с картонными страницами. На каждой странице у каждого героя «появляются» глазки с подвижными зрачками.

Никитина, Н. Вот какие куклы! : [стихи] / Никитина Н. / [худож. Н. Князева]. - Ростов н/Д. : Проф-Пресс, 2006. - с. - (Читаем детям). -ISBN 5-94582-753-3

Еще одно стихотворение о куклах для самых маленьких. Книжка с картонными страницами. На каждой странице у каждого героя «появляются» глазки с подвижными зрачками.

Фарфоровая кукла: [рассказ-страшилка] // Классный журнал. – 2016. - № 2. – С. 23.

Девочка по имени Оля очень хотела фарфоровую куклу, но ее мама не могла ей купить эту куклы, потому что он очень дорого стоила.
Однажды странная старушка, хитро улыбаясь, подарила Оле куклу, ту самую, о которой Оля так мечтала!
Какие события последовали в жизни Оли и ее родителей после этого необычного подарка Вы узнаете, прочитав этот рассказ.


Шишкова-Шипунова, С. Генеральша и ее куклы: [роман] / С. Шишкова-Шипунова. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 350, с.

Все смешалось в доме генерала. В его семье все складывалось удачно - карьера неизменно шла в гору, идеальная жена, у которой есть роскошная и дорогостоящая коллекция кукол. И вдруг жена генерала исчезает из роскошного трехэтажного особняка на берегу моря... Похищение? Несчастный случай? Эта история показана глазами жены генерала и почти детективная история оборачивается психологической драмой.


Спрашивайте эти книги и журналы в библиотеках города Пскова!


Мастера-кукольники


Петербургский музей кукол - один из первых негосударственных музеев России, был создан в 1998 году при научно-методическом руководстве Российского Этнографического музея.

Основу музейных фондов составили несколько частных коллекций, которые сегодня пополняются современными авторскими и антикварными куклами.

Петербургский музей кукол - это единственный музей в Санкт-Петербурге, наиболее полно рассказывающий о куклах.

В 9 залах постоянной экспозиции, среди которых залы интерьерной куклы, сказки, русской фольклорной куклы, традиционных обрядов и праздников, залы "Театр и маскарад" и "Лесное царство", а также демонстрационные мастерские по изготовлению сувенирной куклы открывают посетителям мир кукол.

Важную часть экспозиции музея составляют куклы, текстильные коллажи, маски, выполненные студентами постановочного факультета Академии театрального искусства.


В пражском музее представлено более двух с половиной тысяч кукол Барби и три тысячи аксессуаров.

Среди коллекционных кукол можно увидеть куклу Барби в образе популярных звезд музыки и кино, как, например Шер, девушки Джеймса Бонда, Мерилин Монро, Элвиса Пресли, Элизабет Тейлор или Шакиры.

Также имеются Барби в образе знаменитых и популярных детских персонажей - Шрека, Гарри Поттера, Джека Воробья и Анжелики из фильма «Пираты Карибского моря», а также представителей саги «Сумерки».


Памятники куклам – литературным персонажам

В 2013 году в Самаре была открыта бронзовая скульптура Буратино - героя сказки Алексея Толстого "Золотой ключик".

Открытие скульптуры было приурочено к 130-летию со дня рождения писателя Алексея Толстого, который в Самаре провел свои детские годы.

Скульптура находится у ворот самарского литературного музея: бронзовый Буратино стоит, высоко подняв вверх руку с ключиком, у его ног - большая книга.

Памятник создавался на основе образа главного героя советского фильма "Приключения Буратино".

Скульптура литературному персонажу Ханса Кристиана Андерсена Оле-Лукойе является символом детского кукольного театра "Огниво" г. Мытищи (Московская область).
Она была установлена в 2006 году на территории театрального сквера.

Памятник гармонично дополняет здание театра, которое было отреставрировано в 2004 году, и стало своим внешним видом напоминать сказочный замок.

Скульптура представляет собой фигуру Оле-Лукойе, который стоит на одной ноге на шаре и держит в одной руке зонт, а на другую - одета кукла.

Оле Лукойе - литературный персонаж Ханса Кристиана Андерсена, основанный на народных сказках.

Имя Оле Лукойе состоит из двух частей: Оле - датское мужское имя, Лукойе переводится как «Закрой глазки».
Он носит подмышкой два зонтика, которые раскрывает спящим детям.
Для детей, которые вели себя хорошо, предназначен зонт с красивыми картинками, который помогает им видеть красивые приятные сны, а непослушным детям Оле Лукойе открывает зонт без картинок и эти дети проводят ночь без сновидений.


Скульптурная группа «Памятник героям сказки Буратино» в Гомеле (Беларусь) расположена у здания Театра Кукол в сквере им. А.А. Громыко и состоит из следующих скульптур: слева от входа в театр – дразнящийся Буратино, справа у входа – Карабас-Барабас на тротуаре – Артемон, который везёт небольшую открытую карету, а в карете сидит Мальвина.

Скульптуры были установлены в 2007 году, автор скульптур – Валерий Кондратенко.


Скульптуры «Пьеро и «Мальвина и Артемон» в Киеве встречают зрителей у входа в Киевский академический театр кукол и появились здесь вместе с новым зданием театра, построенном в 2005 году.

Замечательные бронзовые скульптуры, изображающие героев сказки Алексея Толстого, сразу настраивают гостей на атмосферу чудесной сказки, волшебства и радости.

Фигурки сказочных героев настолько полюбились взрослым и детям, что сразу после их появления возникла традиция – нужно потереть нос Артемону, и все желания сбудутся. Зрители явно не пренебрегают этой забавой – нос пуделя отполирован до золотого блеска.

Скульптура Пьеро выполнена в полный рост персонажа и целиком вылита из бронзы.
Пьеро облачен в костюм с длинными рукавами, его левая рука протянута в сторону входа в театр, он словно приглашает детей внутрь заведения.


Стихотворения о куклах


Загадки про кукольный театр, кукольника и кукол

1. На утренник детский
Артисты спешат.
У них в чемоданах
Куклы лежат.
2. Артист на сцене - кукловод,
А зритель в зале там - народ.
Артисту смотрят все на руку,
Что за театр?
3. Можно куклой покрутить,
Потянуть ее за нить.
На спектакле без конфетки
Послушны кто?
4. В ярко красном пиджаке,
Он с бубенчиком в руке.
Развесёлая игрушка
А зовут её ...
5. Куклу на руку надел,
Замяукал, песню спел,
Поменял перчатку -
Шут сплясал вприсядку!
Кто куклу за собой ведет? -
Ведет по сцене...

6. Он веселый и смешной,
Взгляд лукавый, нос большой,
И колпак он красный
Носит не напрасно!
Любит зрителей встречать
И немного покричать.
Кто забавный - просто душка -
Крикнет: "Здрасьте! Я... !"

7. Красные щёчки,
Пёстрые платочки,
Хлопают в ладошки
Весёлые...

8. Кукла есть одна на свете,
Куклу эту любят дети.
Модница она большая –
Платья без конца меняет.


Народные приметы, связанные с куклами

Если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если дети небрежно относятся к своим куклам - быть беде.

Куклы принесут хороший урожай, если с ними играют взрослые девушки.


Пословицы о куклах

Кто в куклы не играл - счастья не видал
С куклами возиться - бытию учиться
Первый ребёнок - последняя кукла
В поле пахать - не в куклы играть


Профессия "Кукольник" в рубрике "Проверено на себе" на телеканале "МИР"


Международный день кукольника: закулисье


Мультфильм "Лунтик. Любимая кукла"


Ответы на загадки: 1. Кукольник. 2. Театр кукол. 3. Марионетки. 4. Петрушка. 5. Кукловод. 6. Петрушка. 7. Матрешки.
8. Барби.

Идея отмечать во всем мире Международный день кукольника (другое название праздника - Международный день театра кукол) пришла деятелю кукольного театра Дживада Золфагарихо из Ирана еще в 2000 году.
На XVIII Конгрессе Международного союза деятелей театра кукол в Магдебурге он вынес данное предложение на обсуждение, но тогда этот вопрос так и не был решен.

Дата празднования дня кукольника была определена в 2002 году и с 21 марта 2003 года этот день празднуют профессионалы и поклонники театра кукол во всем мире.

По традиции, в этот день работники театров и творческих кукольных коллективов организуют необычные кукольные спектакли, творческие встречи, концерты и другие праздничные мероприятия.

В Международный день кукольника можно присоединиться к торжествам, посетить представления с участием рукотворных персонажей, а можно приобрести авторскую куклу.

Наш «Календарь профессий» расскажет вам подробнее о профессии КУКОЛЬНИК.

История кукол

История профессии "Художник-кукольник"

Впервые изготовление кукол выделилось в отдельное ремесло в Древней Греции в 5-4 веке до н.э.
Большинство греческих кукол было сделано из терракоты, а их конечности крепились веревкой или проволокой.
Известным центром игрушек был город Сордис.

С древних времен на Руси известна профессия кустарихи-одевальщицы, которая наряжала готовую куклу с головы до ног.
Позднее эта профессия стала называться – мастер по художественному оформлению кукол.

Художник-кукольник находит образ куклы, придает ему натуральность, чтобы получился «живой» человечек, а не просто тряпичная кукла.

Ремесло мастера кукол – это игра, изобразительное искусство и рукоделие одновременно.

Особенности профессии: На создание хорошей куклы могут уходить месяцы.

Рабочее место художника-кукольника

Мастер кукол может работать в своей мастерской, скорее всего, прямо на дому. Художник-кукольник кукольного театра работает в театральной мастерской. Художник-кукольник анимационных фильмов работает в анимационной студии.

Важные качества профессии
Профессия художника-кукольника предполагает наличие у человека:
художественных способностей,
творческие способности,
богатого воображения,
хороших зрения и глазомера,
наблюдательности,
склонности к работе руками,
оригинальности и находчивости,
чувства гармонии и вкуса.

Знания и навыки

Художник-кукольник должен уметь рисовать, лепить, вязать, конструировать, работать с различными материалами - текстилем, деревом и т.д.

Учебные заведения

Стать художником-кукольником для кукольного театра можно, окончив в Санкт-Петербурге факультет театра кукол по специальности «Художник-технолог театра кукол».

Помимо общих предметов специальности «Художник-технолог театра кукол» студенты дополнительно изучают технологию художественного оформления спектакля в театре кукол, конструирование и технологию создания театральной куклы, макетирование, расчет театральных конструкций, технологию художественного светового оформления спектакля в театре кукол, скульптуру и театрально-техническую графику.

После окончания обучения специалисты могут работать над оформлением спектаклей в театре кукол в сотрудничестве с художником-постановщиком, а также преподавать конструирование и технологию создания театральной куклы и технологию художественного оформления спектакля в театре кукол в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования. Мастером кукол можно стать, пройдя курсы и школу кукольного дизайна.
Можно также самостоятельно учиться дома с помощью книг.

Книги о куклах

Абраменкова, В. В. Во что играют наши дети? Игрушка и антиигрушка / В. В. Абраменкова. - М. : Лепта-пресс: Яуза: ЭКСМО, 2006. - 633, с. - (В помощь родителям).

На С. 500-516 в главе 9 «Делаем игрушки сами» автор рассказывает о русских игрушках и народных русских куклах, которые делают рукодельницы своими руками.

Берстенева, Е. В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками: [для чтения взрослыми детям] / Е. В. Берстенева, Н. В. Догаева / [сост. Н. Астахова]. - М. : Белый город, . - 111 с. - (Моя первая книга).

Народные тряпичные куклы пришли в гости к нам из всех уголков России.
В куклы не только играли – с ними справляли календарные обряды, с ними встречали гостей, их дарили на день рождения, придумывали о них сказки, делились радостями и невзгодами.
Сказки, пословицы, поговорки и обилие интересной информации, содержащиеся в этой книге, расширят представление читателей об искусстве создания кукол.
Книга расскажет о древнем искусстве и научит детей и взрослых мастерить традиционные тряпичные куклы.
В помощь читателям предложены схемы, рисунки и описания, которые помогут создать интересных кукол.

Войдинова, Н. М. Куклы в доме / Н. М. Войдинова; худож. В. Н. Конюхов. - М. : Профиздат, 1998. - 135 с. : ил. - (Ремесло и рукоделие).

В книге профессионального художника-кукольника Надежды Войдиновой собраны разнообразные материалы по куклам с авторскими комментариями.
Книга адресована всем, кто хочет заняться изготовлением кукол.
Прочитав эту книгу, вы научитесь делать своими руками кукол на чайник, кукол-карманов, мягких кукол для оформления интерьера, кукол-петрушек, кукол для этнографической коллекции и многие другие виды кукол.
Подробное описание и иллюстрации в тексте наглядно покажут, как все это сделать.
Благодаря этой книге Вы сможете наполнить свою жизнь, жизнь ваших детей и друзей полезными и оригинальными предметами быта, что создаст в доме особый уют и настроение.

Где появились куклы? // Все обо всем: попул. энцикл. для детей. Т. 1 / А. Ликум; [науч. ред. В. В. Славкин]. - М. : Слово, 1998. – С. 305-306.

Кукла – один из первых спутников человека. Ее можно обнаружить как у первобытных, так и цивилизованных народов. Но где же кукла появилась впервые? Ответ на этот вопрос Вы найдете в этой книге!

Голдовский Борис Павлович. Куклы: энциклопедия / Голдовский Борис Павлович - М. : Время, 2004. - 494, с. : ил.

Данная научно-популярная энциклопедия посвящена древнему виду человеческого творчества - искусству кукол.
Обширный материал книги собран и систематизирован учеником великого кукольника Сергея Владимировича Образцова – Борисом Павловичем Голдовским.
В энциклопедии содержится около двух тысяч статей, посвященных куклам и кукольникам, театрам и фестивалям, куклотерапии и куклам с искусственным интеллектом и обо всем том, что имеет хоть какое-то отношение к миру кукол, почти столь же разнообразному, сложно устроенному и прекрасному, что и мир людей.

Дангворт, Р. Домашний кукольный театр. Куклы, раскладные игрушки, открытки, сюрпризы: [для мл. и сред. шк. возраста] / [Р. Дангворт, Р. Гибсон, К. Хайнс, Д. Харви] ; пер. с англ. Т. Ю. Покидаевой. - М. : Росмэн, 1999. - 64 с. : цв. ил. - (Наши руки не для скуки).

На С. 33-64 в разделе «Домашний кукольный театр», который написан профессиональным кукловодом и мастером по изготовлению кукол Кеном Хейнсом, даны способы изготовления различных видов кукол – от кукол из носков дол марионеток на ниточках.
Перед началом изготовления кукол даются полезные советы по общей технике изготовления кукол и по выбору материалов.
Все приемы изготовления кукол описаны от простого к сложному.
В результате получаются забавные животные из носков, куклы-перчатки, куклы с подвижным ртом, куклы на палочках, забавный клоун из фетра и куклы-марионетки на ниточках.

Зайцева, А. А. Куклы в вашем доме / А. А. Зайцева. - М. : Эксмо, 2009. - 61, с. : цв. ил. - (Азбука рукоделия). - Загл. обл. : Оригинальные куклы: изготовление своими руками.

В книге члена Международной ассоциации «Союз дизайнеров» Анны Зайцевой представлены самые популярные техники изготовления авторских кукол.
Принято считать, что сделать авторскую куклу человек, который никогда не брался за это, просто не сможет.
Однако надо попробовать начать с самого простого, довериться своей фантазии и вкусу, следовать советам опытного автора – и у Вас получатся необыкновенные куклы – на жестком или полужестком каркасе, мягкие куклы, шитые, вязаные или из помпонов.
И все Ваши куклы будут авторскими, потому что вы сами и есть – автор!

Зайцева, А. А. Сказочные куклы своими руками / А. А. Зайцева. - М. : Эксмо, 2013. - 95 с. : цв. ил.

Эта книга дизайнера Анны Зайцевой - настоящее практическое пособие, в котором подробно и понятно рассказывает, как придумать образ будущей куклы, какие материалы и инструменты понадобятся для воплощения мечты, как правильно рассчитать соотношение деталей куклы, с помощью каких приемов изготовить фигурку куклы и как снять мерки и сшить по ним кукольную одежду.
В книге содержится замечательная коллекция моделей кукол, созданных по мотивам волшебных сказок и легенд, например, эльф-лучник, королева эльфов, Рождественский ангел, Воинственный Гном, Коломбина и Принцесса на горошине.
Пошаговые иллюстрации, необходимые выкройки и шаблоны с точными размерами помогут Вам создать замечательные куклы своими руками!

Клепа в мире игрушек: [альманах] // Клёпа. - 2001. - № 74. – 33 с. : цв. ил.

Трудно представить жизнь без игрушек!
Игрушки - не только предмет забавы и развлечений, но и формирует вкус, развивает фантазию и воображение.
Игрушка, созданная настоящим мастером-художником, становится произведением искусства.
На страницах этого альманаха читатель узнает, из чего изготавливали куклы в каменном веке, с какими куклами играли девочки в Древнем Египте в Европе в XVIII веке, в каком веке начался расцвет игрушечного дела, что умеют делать «живые игрушки» и многое другое!

Клёпа в мир кукол // Клёпа. – 2014. - № 3. – 31 с. : цв. ил.

В мире много кукол, и игровых, и коллекционных, и обрядовых, а ещё есть куклы-обереги, балаганные куклы и куклы-марионетки!
Вместе с девочкой Клёпой и её друзьями читатель узнает много нового и увлекательного об истории кукол, полюбуется авторскими куклами Олины Вентцель, дымковскими игрушками и японскими церемониальными куклами, которые делаются специально для «Праздника девочек», познакомятся с самым большим и известным собранием кукол в полный рост – с Музеем восковых фигур Марии Тюссо!
В номере имеются руководства, как изготовить шикарное бальное платье для своей любимой куклы и как испечь вкуснейший кекс «Арлекин»!
В рубрике «Читалка» напечатана сказка Ганса Христиана Андерсена про кукольное представление.
А вот какая сказка Вы узнаете, прочитав этот номер журнала!

Лебедева, Т. В. Красивые стильные куклы своими руками / Т. Лебедева, Т. Шевченко. - Ростов н/Д. ; М. : Владис; РИПОЛ классик, 2012. - 190, с. - (Красивые вещи своими руками).

Стильная авторская кукла - прекрасный подарок близкому человеку и оригинальная игрушка для ребенка. Кукла, сделанная своими руками, обязательно имеет свой характер, ведь тот человек, который ее создал, вложил в нее частичку своей души. Эта книга расскажет, как сделать супермодную оригинальную куклу-тильду или даже традиционную вязаную куклу. Два замечательных мастера поделятся с Вами на страницах этой книги своими умениями и секретами.

Ликум, А. Всё обо всём: попул. энцикл. для детей. Т. 2 / А. Ликум; [науч. ред. В. В. Славкин]. - М. : Ключ-С, 1998. – 510 с.

На С. 508-509 содержится информация о том, кто и когда сделал первую куклу, а на С. 412-414 – о том, как начинались кукольные представления и где их начали разыгрывать впервые.

Почему люди играют в куклы? // Всё обо всём: попул. энцикл. для детей. Т. 13 / науч. ред. В. В. Славкин; сост. Г. П. Шалаева. - М. : Слово: АСТ, 1998. – С.119-120.

Человек играет в куклы с глубокой древности. Кого изображали первые куклы? Когда к куклам пришла настоящая популярность? Почему люди играют в куклы? Ответы на все эти вопросы ищите в этой книге!

Юрина, Н. Г. Куклы / Н. Г. Юрина. - М. : Слово/Slovo, 2002. - 48 с. : цв. ил. - (Что есть что).

Эта книга из серии «Что есть что» рассказывает о том, как и когда впервые куклы превратились в детские игрушки, какие города прославились производством кукол и в каких кукол играют дети всего мира.
На С. 26-27 содержится информация о профессии кустарихи-одевальщицы, которая наряжала готовую куклу с головы до ног. Позднее эта профессия стала называться – мастер по художественному оформлению кукол.

Я познаю мир: дет. энцикл. : Игрушки / [авт.-сост. Н. Г. Юрина]. - М. : АСТ, 1999. - 494 с.

Игрушки запечатлели в себе историю человечества. Они ее очевидцы и свидетели.
Книга познакомит юного читателя с историей игрушек во все времена, а также расскажет о коллекционных куклах, куклах из различных материалов от бисквита до целлулоида, о куклах аристократов, этнографических куклах и многих других.
На С. 32 и 37 описана профессия кустарихи-одевальщицы.

Я познаю мир: дет. энцикл. : История ремесел / [атв. Е. Пономарев, Т. Пономарева; под общ. ред. Е. М. Ивановой]. - М. : АСТ, 2000. - 414 с.

Страницы этой книги познакомят юного читателя с историей происхождения ремесел и откроют древние тайны гончаров, ткачей, плотников и других мастеров своего дела.
На С. 269-270 описано ремесло кожаных дел мастера, который создает кукол вайянг для театра теней.

Народные приметы, связанные с куклами

Если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если дети небрежно относятся к своим куклам - быть беде.

Куклы принесут хороший урожай, если с ними играют взрослые девушки.

Пословицы о куклах

Кто в куклы не играл - счастья не видал
С куклами возиться - бытию учиться
Первый ребёнок - последняя кукла
В поле пахать - не в куклы играть

Загадки про кукольный театр, кукольника и кукол

1. На утренник детский
Артисты спешат.
У них в чемоданах
Куклы лежат.

2. Артист на сцене - кукловод,
А зритель в зале там - народ.
Артисту смотрят все на руку,
Что за театр?

3. Можно куклой покрутить,
Потянуть ее за нить.
На спектакле без конфетки
Послушны кто?

4. В ярко красном пиджаке,
Он с бубенчиком в руке.
Развесёлая игрушка
А зовут её ...

5. Куклу на руку надел,
Замяукал, песню спел,
Поменял перчатку -
Шут сплясал вприсядку!
Кто куклу за собой ведет? -
Ведет по сцене...

6. Он веселый и смешной,
Взгляд лукавый, нос большой,
И колпак он красный
Носит не напрасно!
Любит зрителей встречать
И немного покричать.
Кто забавный - просто душка -
Крикнет: "Здрасьте! Я... !"

7. Красные щёчки,
Пёстрые платочки,
Хлопают в ладошки
Весёлые...

8. Кукла есть одна на свете,
Куклу эту любят дети.
Модница она большая –
Платья без конца меняет.


По сравнению с величественной и ухоженной Консерваторией, скромное здание ее театрального факультета на пресечении улиц Рабочей и Горького выглядит бедным родственником, донашивающим обноски состоятельных членов семьи. В коридоре со мной раз пять здороваются незнакомые люди: такова одна из традиций театрального факультета – здороваться с каждым, кого видишь при встрече. Актеров театра и кино театральный факультет саратовской Консерватории выпускает каждый год. Кукловодов – раз в четыре года: и востребованность меньше, и специфика особая. В 2013 году народная артистка России Татьяна Кондратьева набрала новый курс: 23 человека. TSR побеседовал с ребятами о тонкостях профессии и особенностях обучения.

В основе своей кукловоды проходят те же дисциплины, что и обычные актеры – вокал, сценическая речь, танцы, но к ним еще добавляется обучение работе с куклами.

– Когда набираем мы, многие абитуриенты сначала поступают на «драму», а если не проходят - идут на кукольное отделение, - признается Татьяна Петровна. - В этом наборе количество тех, кто поступал к нам, было выше: были люди, которых приглашали на «драму», но они пошли к нам.

Управлять куклами не проще, чем людьми, даром, что они тряпичные или деревянные. Начинают обучение с простого шарика, который надевают на палец, и «ручек» – имитации кукол, которые покрывают всю руку. Для начала нужно разработать пластику рук, овладеть техническими задачами – пройтись, сесть. Следующий уровень сложности – научить реагировать шарик на слова, создав иллюзию, что перед вами живой объект, который чувствует и думает.

– Если у куклы есть определенное лицо, значит, есть определенный характер, а здесь [показывает на безликий шарик], мы может творить все, что угодно, есть поле для фантазии, - говорит студент Владимир Решетов.

Потом переходят к куклам посложнее, например, планшетным, их студенты называют «платочками». Самая сложная в управлении – марионетка, новичкам дают управлять руками такой куклы.

– В драматическом плане тебе надо заставить зрителя поверить, в то, что ты переживаешь. Когда ты кукольник тебе надо заставить зрителя поверить в то, что чувствует кукла, деревяшка. Это сложнее. Особенность кукольных спектаклей – работа в команде. В кукольном спектакле с одной куклой работают три человека, а в драматическом сам за себя отвечаешь. Если я, например, в плохих отношениях со своим партнером, то нам приходится уживаться, - поясняет Владимир.

При поступлении будущие кукловоды показывают этюд с кукольными ножками, сделанными из подручных материалов.

– Кто-то из одноразовых или настоящих ложек делал, кто-то из палочек, кто-то из папье-маше, кто-то башмаки шил. Педагоги смотрели, насколько нам нравится это делать,- вспоминает Ирина Собгайда.

Идеальный рост для кукловода – около 170 сантиметров. Тем, кто выше, приходится приседать, чтобы не выглядывать из-за ширмы. Тем, кто ниже, – вставать на котурны – высокую деревянную платформу, крепящуюся к обуви.

Физически работать с куклами тяжело, заболевания рук для кукловодов профессиональные, из-за этого они раньше выходят на пенсию.

Есть куклы, которые весят до 5-6 килограммов, но студенческие тренировочные куклы гораздо легче, не дотягивают до килограмма.

– Куклу невозможно быстро переодеть во время спектакля, это очень тяжело. Если кукла появляется, например, зимой или летом, в разной одежде или с разными предметами, то это две разные куклы, - рассказывает Александра Божнева.

Изготовлением кукол в Саратове занимается мастер театра «Теремок», бывший ювелир. Кукол базового уровня ребята делают сами, показывают Петрушку из папье-маше: «Одежду и палку мы ему сделали, голову – предыдущий курс», - со следующего семестра пойдут перенимать опыт у мастера из «Теремка».

График студентов театрального факультета с 9 утра до 10 вечера, включая выходные дни, большую часть времени занимает подготовка к дисциплинам, репетиции.

Многие кукольные спектакли предусматривают участие не только кукол, но и человека, поэтому актер-кукловод должен быть универсален.

Саратовский зритель, чтобы мы там ни говорили, от тухлой провинциальной жизни не имеет недостатка в театрах различного направления. Есть и крупные государственные, и маленькие экспериментальные театры. Но почему-то кукольное искусство в нашем городе ассоциируется большей частью с детским развлечением. Хотя куклы давно уже часть мировой культуры: японский кукольный театр Бунраку, например, охраняется ЮНЕСКО как шедевр мирового культурного наследия. Может, когда-нибудь и русского Петрушку начнут охранять.

Беседа заканчивается аплодисментами в мою честь. На театральном факультете так принято - оканчивать занятие овацией.