Ксения эрдели. Эрдели Ксения Александровна. Публикации об этом педагоге

Ксения Александровна Эрдели (1878, д. Миролюбовка, близ Елисаветграда - 1971, Москва) - русская и советская арфистка, композитор, педагог. Народная артистка СССР (1966). Считается основоположницей советской школы исполнительства на арфе. Тётка и наставница другой известной арфистки, Ольги Эрдели.

Биография

Родилась 8 (20) февраля 1878 года в имении Миролюбовка, близ Елисаветграда (ныне Кропивницкого, Украина) (по другим источникам - 24 февраля (8 марта) 1878 года в Елисаветграде).

Училась в Смольном институте в Санкт-Петербурге (выпуск 1895 года), с 1891 года обучалась игре на арфе у Екатерины Вальтер-Кюне.

В 1895-1899 гг. - арфистка оркестра Итальянской оперы.

В 1899-1907 и 1918-1938 годах - солистка оркестра Большого театра.

Играла в оркестрах Императорского Русского музыкального общества (1899-1907), Московского филармонического общества (1901-1907), в Персимфансе (1925-1932), в Государственном симфоническом оркестре СССР (1936-1938). В 1908 году участвовала в концертах под управлением Александра Зилоти, первой в России исполнила партию арфы в Интродукции и Аллегро Мориса Равеля.

В 1900-1906 гг. преподавала в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (ныне ГИТИС). В 1904-1907 годах - в Екатерининском институте. В 1908-1913 годах преподавала в Смольном институте, в 1913-1917 гг. - в Петербургской консерватории. Вела класс арфы в 1905-1907 годах и с 1918 года до самой смерти в Московской консерватории (с 1939 - профессор), в 1944-1954 гг. - также в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных.

Творчество

Ксения Эрдели - первая исполнительница посвященных ей концертов для арфы с оркестром Н. Г. Парфёнова (1932), Р. М. Глиэра (1938), В. Н. Цыбина (1940), А. И. Кос-Анатольского (1954), а также первая исполнительница в России «Интродукции и Аллегро» М. Равеля (1909), «Хорала с вариациями» для арфы и оркестра Ш. Видора (1913).

Выступала в ансамбле с певцами В. Н. Петровой-Званцевой, Е. И. Збруевой, Н. В. Салиной, К. Г. Держинской, Н. А. Обуховой, В. В. Барсовой, Е. К. Катульской, Н. Д. Шпиллер, И. С. Козловским, М. О. Рейзеном и другими, а также с инструменталистами и инструментальными ансамблями.

Исполнение Эрдели отличали высокая виртуозность и красота звучания. Она была первой сольной исполнительницей на арфе в России и СССР, написала и переложила для арфы ряд произведений, ей посвящены сочинения композиторов-современников: Сергея Василенко, Рейнгольда Глиэра и др. Среди учеников Эрдели - её племянница Ольга Эрдели, Вера Дулова и многие другие. В 1967 году вышла в печать книга её мемуаров «Арфа в моей жизни».

Сочинения

  • Три прелюдии (1948)
  • Элегия памяти М. И. Глинки (1950)
  • Десять легких пьес в стиле русских песен (1951, 1959)
  • «Украина», фантазия для арфы (1952)
  • Вариации на русскую народную песню (1955)
  • Двадцать этюдов (первая тетрадь – 1961, вторая тетрадь – 1963)

Издания

  • Заметки об арфе // Советская музыка. 1959. № 5
  • Моя жизнь в музыке // Советская музыка. 1962. № 4
  • Арфа в моей жизни. М., 1967.

Звания и награды

  • Заслуженная артистка Республики (1928)
  • Народная артистка СССР (1966)
  • Орден Трудового Красного Знамени (28.12.1946, в связи с 80-летием Московской консерватории)
  • Орден «Знак Почёта» (09.07.1954)
  • Медали.

Библиография

  • Полтарева В. Творческий путь Ксении Эрдели: Из истории советской школы игры на арфе. - Львов, 1959.

Биография. Ксения Александровна Эрдели (1878-1971)

Ксения Александровна Эрдели родилась 21 февраля 1878 года в Херсонской губернии. Первой ее воспитательницей была уроженка Парижа мадемуазель Эмилия Бюр, которая обучала девочку в числе прочего игре на рояле и пению. Большое влияние на музыкальное развитие Ксении Эрдели оказал отец Александр Александрович Эрдели.

«... Отец имел хороший голос, - вспоминала Ксения Александровна Эрдели. - Еще в годы своего студенчества, в 70-х годах, в Петербурге он участвовал в любительском хоре, впервые организованном тогда Антоном Рубинштейном для симфонических концертов Русского музыкального общества. Дома отец пел и один и с нами, детьми. С увлечением исполняли мы с ним трио Даргомыжского «Ночевала тучка золотая», дуэт Вильбоа «Нелюдимо наше море». Кроме того, отец мой был недурным скрипачом, и впоследствии, когда я уже довольно хорошо играла на рояле, а брат учился на виолончели, мы, приезжая домой на каникулы, составляли трио. В свободные от хозяйства часы отец часто исполнял с нами трио Бетховена, Мендельсона, Гайдна и других композиторов. Ноты эти я храню как дорогие для меня, священные реликвии».

Когда Ксении Эрдели минуло одиннадцать лет, мать отвезла ее в Петербург, чтобы поместить в Смольный институт.

«В 1891 году - я училась тогда в третьем классе - совершенно неожиданно произошло событие, повернувшее впоследствии колесо моей судьбы, - пишет в своей книге Эрдели. - В Смольный приехала давать концерт молодая обаятельная женщина, талантливая арфистка Екатерина Адольфовна Кюне. Она очаровала всех воспитанниц своей игрой. Арфу я тогда услышала впервые и была поражена прелестью и своеобразием ее звучания. Тогда же мы узнали, что было решено восстановить старую традицию и вновь ввести в институте преподавание игры на арфе.

Через несколько дней после этого незабываемого вечера-концерта Е. А. Кюне прибыла в институт и, проэкзаменовав нас, выбрала меня и Е. А. Алымову, правнучку Глафиры Алымовой. Разыскана была старая арфа, та самая арфа, которая изображена на картине Левицкого.

Мои занятия начались на этом старинном инструменте, но в 1893 году была выписана из Парижа, от Эрара, современная арфа с усовершенствованным механизмом, и работа наша пошла полным ходом. Замечательный педагог, Екатерина Адольфовна занималась со мной два раза в неделю. Ее исключительная чуткость и внимание, моя любовь к арфе и настойчивость дали мне возможность довольно скоро овладеть основами игры на этом чудесном музыкальном инструменте....

Я чувствовала, что ни фортепиано, ни вокальное искусство не дадут возможности встать на путь тех самостоятельных творческих исканий и достижений, которые представлялись мне, когда я думала об арфе. Восхищаясь этим инструментом, я была убеждена, что ему предстоит занять почетное место не только в оркестре, но и на концертной эстраде.

Никогда мне не забыть той радости, которая отразилась на милом лице Екатерины Адольфовны, когда она заметила, что всему остальному я предпочитаю ее любимый инструмент. В конце концов я решила полностью посвятить себя арфе, инструменту, который впоследствии внес в мою жизнь большие радости и в то же время немало огорчений и потребовал огромного, терпеливого, упорного и настойчивого труда.

На традиционном выпускном вечере я в последний раз отдала дань всем изучавшимся мной в институте музыкальным предметам: я играла на рояле, дирижировала концертом Бортнянского для хора, пела вместе с Фаней Байковой дуэт Рубинштейнa «Уже утомившийся день» и, конечно, исполняла номера на арфе. На следующий день состоялся наш выпуск. В этот день мне довелось в последний раз выступить в качестве регента - я дирижировала хором на традиционном благодарственном молебне в Казанском соборе. Это было в мае 1895 года».

В 1897 году Эрдели уже сама начинает педагогическую работу - ведет класс арфы в Смольном институте. К тому времени относится и первое выступление в симфоническом концерте Русского музыкального общества в Большом зале Петербургской консерватории под управлением В. И. Сафонова.

Как вспоминает Эрдели: «Первые дебюты в оркестре принесли мне много радости и подтолкнули меня к дальнейшему совершенствованию в игре. В следующем сезоне, продолжая занятия с Екатериной Адольфовной, я стала пробовать свои силы, и как концертная исполнительница: играла соло, аккомпанировала. Путь к концертной эстраде и первым выступлениям открыли мне творческие встречи с ведущей артисткой Мариинской оперы М. И. Долиной, камерной певицей А. Г. Жеребцовой-Андреевой, пианисткой В. В. Тимановой. Как-то раз в одном из концертов мы исполняли с А. Г. Жеребцовой-Андреевой романсы Рубинштейна «Блестит роса» и «Певец». Сочетание арфы с голосом публика горячо одобрила, и мы имели большой успех. Выступлением в концерте со скрипачкой Гамовецкой завершился мой петербургский сезон 1898/99 года».

В 1899 году Эрдели поступает в оркестр Большого театра. В 1901 году окончилось ее стажерство, и с 1 декабря Ксению утвердили в штате театра как исполнительницу партии первой арфы с окладом в 1800 рублей в год. В общей сложности в оркестре Большого театра она проработала тридцать лет.

После того как Эрдели вышла замуж за офицера Н. Н. Энгельгардта, потомка друга М. И. Глинки, ей пришлось переехать в Петербург. Молодожены поселились в казенной квартире мужа - на Кирочной, против Таврического сада. С 1 января 1908 года Эрдели стала помогать Вальтер-Кюне проводить занятия с воспитанницами Смольного института, а в 1911 году она уже сама вела этот класс.

«... В Петербурге, куда я переехала из Москвы в конце 1907 года, я уже уверенно и регулярно выступала в концертах как солистка-арфистка, - пишет в своей книге Эрдели. - Много работала я в эти годы над репертуаром. Уже тогда под влиянием Е. А. Вальтер-Кюне у меня возникла мысль переложить ряд фортепианных пьес для арфы. С того времени транскрипции фортепианных пьес начинают играть пусть еще не главную, но уже достаточно значительную роль в моем репертуаре. Сейчас я думаю, что мой протест против арфового репертуара XIX века был, пожалуй, чересчур категоричным, но обновление его, замена эффектных, но малосодержательных чисто арфовых пьес произведениями мировой классики (пусть даже в переложениях) были необходимы».

И во время Первой мировой войны Эрдели продолжает выступать в концертах. До Октябрьской революции с ее творчеством познакомилась публика многих городов нашей родины: Минска, Киева, Орла, Горького, Казани, Костромы, Ярославле, Старого Оскола, Гомеля, Львова, Вильнюса, Риги, Таллина, Тарту, Нальчика, Пятигорска, Ессентуков, Кисловодска, Грозного, Тбилиси, Еревана, Баку.

Она общалась с крупнейшими музыкантами: Никишем, Рахманиновым, Глазуновым, Зилоти, Шаляпиным, Неждановой, Собиновым, Обуховой. Высокую оценку таланту арфистки давали Кюи, Гречанинов, Ипполитов-Иванов, Глиэр, посвящавшие ей свои произведения для арфы.

Многим слушателям запомнился концерт Эрдели в Дворянском собрании с оркестром Мариинского театра. Одна из петербургских газет 25 октября 1913 года дала такую оценку этого выступления: «Госпожа Эрдели имела огромный успех как замечательная арфистка. Она исполнила «Хорал с вариациями» Видора. Сочинение Видора особенно интересно тем, что автор не пользуется обычными шаблонными эффектами для арфы, не заполняет произведение пассажами, но умеет вскрыть другие, выдающиеся по красоте свойства этого прекрасного инструмента, создав произведение чрезвычайного интереса. Г-жа Эрдели - ученица нашей высокоталантливой замечательной виртуозки на арфе г-жи профессора Вальтер-Кюне - сумела целиком выявить весь интерес этого произведения и своей неподражаемой интерпретацией углубила его в высокой степени. В своем исполнении г-жа Эрдели обнаружила высокую технику, много вкуса и замечательную музыкальность».

Особенно интенсивной становится творческая деятельность Эрдели после Октябрьской революции. Впервые в истории нашей музыкальной культуры арфистка дает самостоятельные «Вечера арфы». Инструмент, бывший ранее достоянием узкого привилегированного круга, выходит на широкую концертную эстраду. Стремясь демократизировать арфовое искусство, сделать его близким широким массам наших слушателей, Эрдели составляет отечественный арфовый репертуар. По ее инициативе советские композиторы пишут для арфы. Из таких сочинений наиболее значителен концерт Глиэра, созданный в творческом содружестве с Ксенией Александровной и ей же посвященный. Сама Эрдели тоже сочиняла и сделала для арфы огромное количество переложений различных произведений русских классиков, советских и зарубежных композиторов. Особое место в ее репертуаре занимала музыка П. И. Чайковского.

Б. В. Доброхотов, хорошо знавший Ксению Александровну, пишет о ее творчестве: «Венгерка по фамилии и по происхождению, прекрасно говорящая на трех европейских языках, Эрдели - глубоко русский художник. Ей присущи редкая эмоциональность, умение отдавать всю себя любимому делу, большой запас душевных переживаний и, наконец, весьма своеобразная манера исполнения.

Прежде всего - звук, пленительный звук Эрдели. Быть может, впервые в истории певучесть столь последовательно выдвигается ею как основа арфовой техники. В исполнении Эрдели неизменно выявляется мелодическое начало. Мелодию она ищет во всем. Даже стремительный пассаж приобретает для нее смысл только тогда, когда она ощутит в нем скрытую мелодию. Музыка без мелодии - есть и такая - для Эрдели не существует.

Своеобразна и свободна декламационная фразировка Ксении Александровны. Как и певучесть, это также явление глубоко русское. Наконец, само отношение к исполнению на арфе как к выражению чувств русского человека, с широтой его души, впервые проявилось только у Эрдели. В ее исполнительском искусстве есть еще одна, довольно своеобразная черта. Эрдели - удивительный мастер русского музыкального пейзажа. Любит она природу страстно и воспринимает ее всем своим существом, и это восприятие красоты русского пейзажа, его бескрайних полей, рек, лесов ясно чувствуется в исполнении Ксении Александровны. Напомню хотя бы «На тройке» Чайковского, «Жаворонка» Глинки - Балакирева, концерт Глиэра.

Что же поражает в исполнении Эрдели, что порой вызывает глубокое волнение, которое невозможно сдержать? Чисто музыкальный эффект или волнение души артистки? Конечно, музыкальный эффект играет большую роль, но у Эрдели он часто подчинен не столько мысли, сколько непосредственной эмоции. Самое главное - безразличия, холодка, рассудочности у Эрдели никогда нет. В ней все горит. Именно это горение, этот зажигательный темперамент привлекает к ней сердца слушателей. Умение разговаривать со слушателем с помощью своего инструмента - какой это редкий и счастливый дар!

Рисуя портрет музыканта-исполнителя, нельзя не упомянуть еще об одном обстоятельстве. Это - поразительная музыкальная память Эрдели, которая помогает ей так быстро выучивать новые произведения. Просматриваешь ее программы и поражаешься: подчас с интервалами в несколько дней следует цепь концертов с абсолютно различными программами...

Редкая одаренность и восприимчивость сочетаются в Ксении Александровне с поразительной энергией. Всегда она горит, всегда увлечена новыми идеями и проектами, связанными с любимым искусством, и всегда, отбрасывая даже мысль о трудностях и усталости, проводит свои начинания в жизнь... »

О своей гастрольной деятельности Ксения Александровна рассказывала: «Между 1944 и 1952 годами я выступила буквально в сотнях концертов: и в концертных залах Москвы - Большом и Малом, и в бесчисленных рабочих и артистических клубах.

Я неоднократно выступала в эти годы с Н. А. Обуховой, Н. Д. Шпиллер, В. Д. Давыдовой, М. Д. Александровичем. Говоря о новизне программ, упомяну о любопытном опыте исполнения в 1944 году третьей части концерта Глиэра с сопровождением духового оркестра (в инструментовке Калинковича).

Вершиной многолетних творческих исканий явился концерт 8 января 1949 года, целиком посвященный произведениям моего любимого композитора - Чайковского».

С 1900 года Эрдели преподавала в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, Смольном институте, Петербургской консерватории и в основном в Московской консерватории. Путь Эрдели-педагога продолжался почти три четверти века!

За годы педагогической работы Эрдели воспитала целую плеяду советских арфистов и создала для молодого поколения обширный педагогический репертуар.

Ксения Александровна - основоположник советской школы игры на арфе. Ее ученица Ольга Эрдели - первая советская арфистка, получившая звание лауреата Международного конкурса на фестивале молодежи и студентов в Будапеште в 1949 году.

Выдающаяся советская арфистка Вера Дулова также начала артистический путь под руководством Эрдели. В числе воспитанников Ксении Александровны много других отличных арфистов, например, лауреат Международного фестиваля музыки латиноамериканских стран Татьяна Тауэр, лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей Элеонора Кузьмичева и другие.

До самого последнего дня Ксения Александровна не прекращала преподавательской деятельности. В 1968 году, за три года до смерти, она выпустила великолепную книгу «Арфа в моей жизни».

Ксения Александровна (8(20) II 1878, Елизаветград Херсонской губ., ныне Кировоград 27 V 1971, Москва) сов. арфистка, композитор, педагог и муз. деятель. Нар. арт. СССР (1966). В 1895 окончила Смольный ин т, где наряду с занятиями по… … Музыкальная энциклопедия

Москвитина Э. А. - Эмилия Андреевна (р. 14 III 1939, Москва) сов. арфистка. Засл. арт. РСФСР (1977). В 1962 окончила Моск. консерваторию у В. Г. Дуловой. С 1963 солистка (1 я арфа) симф. оркестра Моск. филармонии. Исполнение М. отличается виртуозной… … Музыкальная энциклопедия

Эйхенвальд И. И. - (урожд. Папендик) Ида Ивановна (1842, Германия 1917, Одинцово, близ Москвы) рус. арфистка и педагог. С 6 лет обучалась игре на арфе у К. Л. Гримма в Берлине, с 8 лет принимала участие в концертах. В 1855 впервые выступила в Берлине с… … Музыкальная энциклопедия

Вальтер-Кюне Е. А. - Екатерина Адольфовна (1(13) V 1870, Петербург 1930, Росток) рус. арфистка и педагог. Дочь контрабасиста А. К. Кюне. В 1888 окончила Петерб. консерваторию по классам К. Я. Лютша (фп.) и А. Г. Цабеля (арфа). С 13 летнего возраста играла… … Музыкальная энциклопедия

Мчеделов М. П. - (наст. фам. Мчедлишвили) Михаил Павлович (26 I (8 II) 1903, Батуми 21 II 1974, Москва) сов. арфист, педагог, методист и композитор. В 1934 окончил Моск. консерваторию у Н. Г. Парфёнова. С 1938 арфист оркестра Моск. филармонии и Гос.… … Музыкальная энциклопедия

Поссе В. - (Posse) Вильгельм (1852, Бромберг 1925, Берлин) нем. арфист, педагог и композитор. Игре на арфе учился у К. Л. Гримма, затем продолжил муз. образование в Академии Куллака в Берлине. Длит. время жил в Шарлоттенбурге. Блестящий виртуоз, П.… … Музыкальная энциклопедия

Синицына Е. А. - Елена Андреевна (р. 17(30) IV 1906, Одесса) сов. арфистка и педагог. Засл. арт. РСФСР (1956). В 1923 окончила Одесскую консерваторию у В. К. Аттала, с этого же года артистка симф. оркестров Харькова, Баку, Новосибирска, Одессы. В 1927 72… … Музыкальная энциклопедия

Толстая Н. Н. - Надежда Николаевна (р. 24 IX 1923, Петроград) сов. арфистка. Засл. арт. РСФСР (1973). В 1948 окончила Ленингр. консерваторию у Е. А. Синицыной. Участвовала в концертах квартета арф (Е. А. Синицына, Л. А. Гордзевич, Т., А. А. Варосян). 3 я … Музыкальная энциклопедия

Цабель А. Г. - Альберт Генрихович (22 II 1834, Берлин 3 (16) II 1910, Петербург) рус. арфист, композитор и педагог. По национальности немец. Занимался в Берлинском корол. муз. уч ще, куда был принят стипендиатом по рекомендации Дж. Мейербера. Ученик К.… … Музыкальная энциклопедия

Шамеева Н. Х. - Наталья Хамидовна (р. 30 XII 1939, Москва) сов. арфистка. В 1962 окончила Муз. пед. ин т им. Гнесиных у К. К. Сараджевой, в 1966 аспирантуру при Моск. консерватории у В. Г. Дуловой. В 1962 70 солистка Москонцерта, с 1970 оркестра Большого … Музыкальная энциклопедия

Эрдели О. Г. - Ольга Георгиевна (р. 1 IV 1927, Москва) сов. арфистка и педагог. Засл. арт. РСФСР (1972). Окончила Моск. консерваторию у К. А. Эрдели (1950). С 1946 солистка Большого симф. оркестра Всесоюзного телевидения и радио. С 1949 выступает как… … Музыкальная энциклопедия

Эрдели Ксения Александровна (24.2(8.3).1878, имение Миролюбовка, близ Елизаветграда, ныне Кировограда, ‒ 27.5.1971, Москва), советская арфистка и педагог, народная артистка СССР (1966). В 1899 окончила Смольный институт в Петербурге, где обучалась игре на арфе у E. А. Вальтер-Кюне. С 1898 вела концертную деятельность. В 1900‒07 и в 1919‒38 солистка оркестра Большого театра. Э. ‒ основоположница советской школы игры на арфе. Способствовала обогащению арфового репертуара. Первая исполнительница сочинений для арфы М. М. Ипполитова-Иванова, С. С. Прокофьева, С. Н. Василенко, Р. М. Глиэра, Л. К. Книппера, М. В. Коваля, А. И. Кос-Анатольского и др. Автор сочинений для этого инструмента. Переложила для арфы многие пьесы различных композиторов. Игра Э. отличалась тонкостью колорита, виртуозным мастерством. Вела педагогическую работу в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (1900‒05), Смольном институте (1908‒13), Петербургской консерватории (1913‒18), с 1918 ‒ в Московской консерватории (с 1939 профессор), в 1944‒54 ‒ также в Музыкально-подготовительном институте им. Гнесиных. Среди ее учеников В. Г. Дулова. Награждена 2 орденами, а также медалями.

Соч.: Арфа в моей жизни. Мемуары, М., 1967.

Лит.: Полтарева В., Творческий путь К. Эрдели, Львов, 1959; Дулова В., Искусство игры на арфе, М., 1975.

"Эрдели Ксения Александровна" в книгах

Глава XVI КСЕНИЯ

автора Сайкс Брайан

Глава XVI КСЕНИЯ

Из книги Расшифрованный код Ледового человека: От кого мы произошли, или Семь дочерей Евы автора Сайкс Брайан

Глава XVI КСЕНИЯ Двадцать тысяч лет миновало после смерти Урсулы. До нашей с вами эпохи оставалось двадцать пять тысяч лет, на планете стало еще холоднее. Неандертальцы давно исчезли, оставив Европу в полное распоряжение современным людям. На необозримых равнинах, которые

9. КСЕНИЯ КУПРИНА

Из книги Явка до востребования автора Окулов Василий Николаевич

9. КСЕНИЯ КУПРИНА Однажды в посольство пришла молодая женщина, одетая просто, но со вкусом, и попросила свидания с атташе по культуре. Ее проводили ко мне. Дама прекрасно говорила по-французски, и если бы не лицо, истинно русское, но чуть-чуть скуластое, ее можно было бы

Внучка Ксения

Из книги Михаил Горбачёв. Жизнь до Кремля. автора Зенькович Николай Александрович

Внучка Ксения Р.М. Горбачёва:- Через год после приезда в Москву родилась наша первая коренная москвичка - внучка Ксения. Имя определили заранее. Выбрала его я, мне доверили.Это было в 1979 году. Ныне Ксения - взрослая барышня. После развода с мужем Ирина Сергеевна с дочерью

Ксения СОБЧАК

Из книги Знаменитые Скорпионы автора Раззаков Федор

Ксения СОБЧАК К. Собчак родилась в Ленинграде 5 ноября 1981 года (Скорпион-Петух). Читаем в гороскопе:«Железный Петух (его год длился с 5 февраля 1981 по 24 января 1982 года; повторяется каждые 60 лет) трудолюбивый и ответственный работник. Он точно знает, чего хочет в жизни, и поэтому

КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ

Из книги 50 знаменитых прорицателей и ясновидящих автора Скляренко Валентина Марковна

КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ Настоящее имя – Аксинья Григорьевна Петрова(род. между 1719-м и 1730 г. – ум. ок. 1803 г.) Признана одной из трех покровителей Санкт-Петербурга. В течение сорока пяти лет несла подвиг добровольного безумия. Официально причислена к лику святых. Предсказала

Генерал Эрдели и «организация»

автора

Генерал Эрдели и «организация» Иван Егорович Эрдели, родившийся в 1870 году, был однокашником Е. К. Миллера по Николаевскому кадетскому корпусу и Николаевскому кавалерийскому училищу. Выпущенный в лейб-гвардии Гусарский Его Величества полк в 1890 году, он стал и

Комиссия генерала Эрдели

Из книги Незримая паутина автора Прянишников Борис Витальевич

Комиссия генерала Эрдели 24 сентября 1937 года генерал Абрамов, находившийся в этот день в Белграде, издал приказ № 1 о вступлении на пост начальника РОВСа, с сохранением за собой должности начальника III Отдела РОВСа и переносом центра из Парижа в Софию. Помощнику начальника

Ксения Александровна

Из книги Падение царского режима. Том 7 автора Щеголев Павел Елисеевич

Ксения Александровна КСЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (1875), дочь имп. Ал-дра III и сестра Ник. II. С 1894 замужем за в. кн. Ал-др Мих. (см). В эмиграции. III, 257, 413. V,

Ксения

Из книги Большая книга тайных наук. Имена, сновидения, лунные циклы автора Шварц Теодор

Ксения Привлекательная и коммуникабельная, хотя легко конфузится. Обычно с неустойчивым темпераментом, непоседа. Тем не менее добросовестна, может делать любую работу. Щедра к людям. В личной жизни обычно требовательна и ревнива (рис. 5.31). Рис. 5.31. Ксения Собчак – девушка

Ксения

Из книги Хиромантия и нумерология. Секретные знания автора Надеждина Вера

Ксения «Странница» (греч.). Привлекательны. Коммуникабельны. Конфузливы. Обычно с неустойчивым темпераментом, непоседы. Тем не менее, добросовестны, могут делать любую работу. Ксения и Оксана - это вполне самостоятельные имена, тем не менее, общность их энергетики

Ксения

Из книги Имена и фамилии. Происхождение и значение автора Кублицкая Инна Валерьевна

Ксения Привлекательная и коммуникабельная. хотя легко конфузится.Обычно с неустойчивым темпераментом, непоседа. Тем не менее добросовестна, может делать любую работу. Щедра к людям. В личной жизни обычно требовательна и ревнива (рис. 6.31). Рис. 6.31. Ксения Собчак - девушка

4. ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ КСЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА РОМАНОВА (1875-1960)

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

4. ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ КСЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА РОМАНОВА (1875-1960) Родилась 25 марта 1875 г. в Санкт-Петербурге. Она вместе с братьями Николаем и Георгием условно относилась к старшим детям Александра III. Ксения воспитывалась непосредственно под руководством Марии Фёдоровны,

КСЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА ЭРДЕЛИ /1878-1971/

Из книги 100 великих музыкантов автора Самин Дмитрий

КСЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА ЭРДЕЛИ /1878-1971/ «Ее игра, - писал Александр Константинович Глазунов, - отличается блеском, яркой звучностью, высокохудожественной отделкой… Ксения Александровна является одной из самых талантливых и ярких представительниц новейшей школы игры на

Эрдели Ксения Александровна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭР) автора БСЭ

Годы жизни 1878-1971

«Ее игра, - писал Александр Константинович Глазунов, - отличается блеском, яркой звучностью, высокохудожественной отделкой… Ксения Александровна является одной из самых талантливых и ярких представительниц новейшей школы игры на арфе».

Ксения Александровна Эрдели родилась 21 февраля 1878 года в Херсонской губернии. Первой ее воспитательницей была уроженка Парижа мадемуазель Эмилия Бюр, которая обучала девочку в числе прочего игре на рояле и пению. Большое влияние на музыкальное развитие Ксении оказал отец Александр Александрович.

«…Отец имел хороший голос, - вспоминала Ксения Александровна. - Еще в годы своего студенчества, в 70-х годах, в Петербурге он участвовал в любительском хоре, впервые организованном тогда Антоном Рубинштейном для симфонических концертов Русского музыкального общества Дома отец пел и один и с нами, детьми. С увлечением исполняли мы с ним трио Даргомыжского „Ночевала тучка золотая“, дуэт Вильбоа „Нелюдимо наше море“. Кроме того, отец мой был недурным скрипачом, и впоследствии, когда я уже довольно хорошо играла на рояле, а брат учился на виолончели, мы, приезжая домой на каникулы, составляли трио. В свободные от хозяйства часы отец часто исполнял с нами трио Бетховена, Мендельсона, Гайдна и других композиторов. Ноты эти я храню как дорогие для меня, священные реликвии».

Когда Ксении минуло одиннадцать лет, мать отвезла ее в Петербург, чтобы поместить в Смольный институт.

«В 1891 году - я училась тогда в третьем классе - совершенно неожиданно произошло событие, повернувшее впоследствии колесо моей судьбы, - пишет в своей книге Эрдели. - В Смольный приехала давать концерт молодая обаятельная женщина, талантливая арфистка Екатерина Адольфовна Кюне . Она очаровала всех воспитанниц своей игрой. Арфу я тогда услышала впервые и была поражена прелестью и своеобразием ее звучания.

Тогда же мы узнали, что было решено восстановить старую традицию и вновь ввести в институте преподавание игры на арфе.

Через несколько дней после этого незабываемого вечера-концерта Е.А. Кюне прибыла в институт и, проэкзаменовав нас, выбрала меня и Е.А. Алымову, правнучку Глафиры Алымовой. Разыскана была старая арфа, та самая арфа, которая изображена на картине Левицкого.

Мои занятия начались на этом старинном инструменте, но в 1893 году была выписана из Парижа, от Эрара, современная арфа с усовершенствованным механизмом, и работа наша пошла полным ходом. Замечательный педагог, Екатерина Адольфовна занималась со мной два раза в неделю. Ее исключительная чуткость и внимание, моя любовь к арфе и настойчивостьдали мне возможность довольно скоро овладеть основами игры на этом чудесном музыкальном инструменте.

Я чувствовала, что ни фортепиано, ни вокальное искусство не дадут возможности встать на путь тех самостоятельных творческих исканий и достижений, которые представлялись мне, когда я думала об арфе. Восхищаясь этим инструментом, я была убеждена, что ему предстоит занять почетное место не только в оркестре, но и на концертной эстраде.

Никогда мне не забыть той радости, которая отразилась на милом лице Екатерины Адольфовны, когда она заметила, что всему остальному я предпочитаю ее любимый инструмент В конце концов я решила полностью посвятить себя арфе, инструменту, который впоследствии внес в мою жизнь большие радости и в то же время немало огорчений и потребовал огромного, терпеливого, упорного и настойчивого труда. На традиционном выпускном вечере я в последний раз отдала дань всем изучавшимся мной в институте музыкальным предметам: я играла на рояле, дирижировала концертом Бортнянского для хора, пела вместе с Фаней Байковой дуэт Рубинштейна „Уже утомившийся день“ и, конечно, исполняла номера на арфе. На следующий день состоялся наш выпуск. В этот день мне довелось в последний раз выступить в качестве регента - я дирижировала хором на традиционном благодарственном молебне в Казанском соборе. Это было в мае 1895 года».

В 1897 году Эрдели уже сама начинает педагогическую работу - ведет класс арфы в Смольном институте. К тому времени относится и первое выступление в симфоническом концерте Русского музыкального общества в Большом зале Петербургской консерватории под управлением В.И. Сафонова.

Как вспоминает Эрдели: «Первые дебюты в оркестре принесли мне много радости и подтолкнули меня к дальнейшему совершенствованию в игре. В следующем сезоне, продолжая занятия с Екатериной Адольфовной, я стала пробовать свои силы и как концертная исполнительница: играла соло, аккомпанировала. Путь к концертной эстраде и первым выступлениям открыли мне творческие встречи с ведущей артисткой Мариинской оперы М.И. Долиной, камерной певицей А Г. Жеребцовой-Андреевой, пианисткой В.В. Тимановой. Как-то раз в одном из концертов мы исполняли с А Г. Жеребцовой-Андреевой романсы Рубинштейна „Блестит роса“ и „Певец“ Сочетание арфы с голосом публика горячо одобрила, и мы имели большой успех. Выступлением в концерте со скрипачкой Гамовецкой завершился мой петербургский сезон 1898/99 года».

В 1899 году Эрдели поступает в оркестр Большого театра. В 1901 году окончилось ее стажерство, и с 1 декабря Ксению утвердили в штате театра как исполнительницу партии первой арфы с окладом в 1800 рублейв год. В общей сложности в оркестре Большого театра она проработала тридцать лет.

После того как Эрдели вышла замуж за офицера Н Н. Энгельгардта, потомка друга М.И. Глинки, ей пришлось переехать в Петербург. Молодожены поселились в казенной квартире мужа - на Кирочной, против Таврического сада. С 1 января 1908 года Эрдели стала помогать Вальтер-Кюне проводить занятия с воспитанницами Смольного института, а в 1911 году она уже сама вела этот класс.

«В Петербурге, куда я переехала из Москвы в конце 1907 года, я уже уверенно и регулярно выступала в концертах как солистка-арфистка, - пишет в своей книге Эрдели. - Много работала я в эти годы над репертуаром. Уже тогда под влиянием Е.А. Вальтер-Кюне у меня возникла мысль переложить ряд фортепианных пьес для арфы. С того времени транскрипции фортепианных пьес начинают играть пусть еще не главную, но уже достаточно значительную роль в моем репертуаре. Сейчас я думаю, что мой протест против арфового репертуара XIX века был, пожалуй, чересчур категоричным, но обновление его, замена эффектных, но малосодержательных чисто арфовых пьес произведениями мировой классики (пусть даже в переложениях) были необходимы».

И во время Первой мировой войны Эрдели продолжает выступать в концертах. До Октябрьской революции с ее творчеством познакомилась публика многих городов нашей родины: Минска, Киева, Орла, Горького, Казани, Костромы, Ярославле, Старого Оскола, Гомеля, Львова, Вильнюса, Риги, Таллина, Тарту, Нальчика, Пятигорска, Ессентуков, Кисловодска, Грозного, Тбилиси, Еревана, Баку.

Она общалась с крупнейшими музыкантами: Никишем, Рахманиновым, Глазуновым, Зилоти, Шаляпиным, Неждановой, Собиновым, Обуховой Высокую оценку таланту арфистки давали Кюи, Гречанинов, Ипполитов-Иванов, Глиэр, посвящавшие ей свои произведения для арфы.

Многим слушателям запомнился концерт Эрдели в Дворянском собрании с оркестром Мариинского театра. Одна из петербургских газет 25 октября 1913 года дала такую оценку этого выступления: «Госпожа Эрдели имела огромный успех, как замечательная арфистка Она исполнила „Хорал с вариациями“ Видора Сочинение Видора особенно интересно тем, что автор не пользуется обычными шаблонными эффектами для арфы, не заполняет произведение пассажами, но умеет вскрыть другие, выдающиеся по красоте свойства этого прекрасного инструмента, создав произведение чрезвычайного интереса г-жа Эрдели - ученица нашей высокоталантливой замечательной виртуозки на арфе г-жи профессора Вальтер-Кюне - сумела целиком выявить весь интерес этого произведения и своей неподражаемой интерпретацией углубила его в высокой степени. Всвоем исполнении г-жа Эрдели обнаружила высокую технику, много вкуса и замечательную музыкальность».

Особенно интенсивной становится творческая деятельность Эрдели после Октябрьской революции. Впервые в истории нашей музыкальной культуры арфистка дает самостоятельные «Вечера арфы». Инструмент, бывший ранее достоянием узкого привилегированного круга, выходит на широкую концертную эстраду. Стремясь демократизировать арфовое искусство, сделать его близким широким массам наших слушателей, Эрдели составляет отечественный арфовый репертуар. По ее инициативе советские композиторы пишут для арфы. Из таких сочинений наиболее значителен концерт Глиэра, созданный в творческом содружестве с Ксенией Александровной и ей же посвященный. Сама Эрдели тоже сочиняла и сделала для арфы огромное количество переложений различных произведений русских классиков, советских и зарубежных композиторов. Особое место в ее репертуаре занимала музыка П.И. Чайковского.

Б.В. Доброхотов, хорошо знавший Ксению Александровну, пишет о ее творчестве: «Венгерка по фамилии и по происхождению, прекрасно говорящая на трех европейских языках, Эрдели - глубоко русский художник. Ей присущи редкая эмоциональность, умение отдавать всю себя любимому делу, большой запас душевных переживаний и, наконец, весьма своеобразная манера исполнения.

Прежде всего - звук, пленительный звук Эрдели. Быть может, впервые в истории певучесть столь последовательно выдвигается ею как основа арфовой техники. В исполнении Эрдели неизменно выявляется мелодическое начало. Мелодию она ищет во всем. Даже стремительный пассаж приобретает для нее смысл только тогда, когда она ощутит в нем скрытую мелодию. Музыка без мелодии - есть и такая - для Эрдели не существует.

Своеобразна и свободна декламационная фразировка Ксении Александровны. Как и певучесть, это также явление глубоко русское. Наконец, само отношение к исполнению на арфе как к выражению чувств русского человека, с широтой его души, впервые проявилось только у Эрдели. В ее исполнительском искусстве есть еще одна, довольно своеобразная черта. Эрдели - удивительный мастер русского музыкального пейзажа. Любит она природу страстно и воспринимает ее всем своим существом, и это восприятие красоты русского пейзажа, его бескрайних полей, рек, лесов ясно чувствуется в исполнении Ксении Александровны. Напомню хотя бы „На тройке“ Чайковского, „Жаворонка“ Глинки - Балакирева, концерт Глиэра.

Что же поражает в исполнении Эрдели, что порой вызывает глубокое волнение, которое невозможно сдержать? Чисто музыкальный эффектили волнение души артистки? Конечно, музыкальный эффект играет большую роль, но у Эрдели он часто подчинен не столько мысли, сколько непосредственной эмоции.

Самое главное - безразличия, холодка, рассудочности у Эрдели никогда нет. В ней все горит. Именно это горение, этот зажигательный темперамент привлекает к ней сердца слушателей. Умение разговаривать со слушателем с помощью своего инструмента - какой это редкий и счастливый дар!

Рисуя портрет музыканта-исполнителя, нельзя не упомянуть еще об одном обстоятельстве. Это - поразительная музыкальная память Эрдели, которая помогает ей так быстро выучивать новые произведения. Просматриваешь ее программы и поражаешься: подчас с интервалами в несколько дней следует цепь концертов с абсолютно различными программами…

Редкая одаренность и восприимчивость сочетаются в Ксении Александровне с поразительной энергией. Всегда она горит, всегда увлечена новыми идеями и проектами, связанными с любимым искусством, и всегда, отбрасывая даже мысль о трудностях и усталости, проводит свои начинания в жизнь…»

О своей гастрольной деятельности Ксения Александровна рассказывала: «Между 1944 и 1952 годами я выступила буквально в сотнях концертов: и в концертных залах Москвы - Большом и Малом, и в бесчисленных рабочих и артистических клубах.

Я неоднократно выступала в эти годы с Н.А. Обуховой, Н.Д. Шпиллер, В.Д. Давыдовой, М.Д. Александровичем. Говоря о новизне программ, упомяну о любопытном опыте исполнения в 1944 году третьей части концерта Глиэра с сопровождением духового оркестра (в инструментовке Калинковича).

Вершиной многолетних творческих исканий явился концерт 8 января 1949 года, целиком посвященный произведениям моего любимого композитора - Чайковского».

С 1900 года Эрдели преподавала в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, Смольном институте, Петербургской консерватории и в основном в Московской консерватории. Путь Эрдели-педагога продолжался почти три четверти века!

За годы педагогической работы Эрдели воспитала целую плеяду советских арфистов и создала для молодого поколения обширный педагогический репертуар.

Ксения Александровна - основоположник советской школы игры на арфе. Ее ученица Ольга Эрдели - первая советская арфистка, получившая звание лауреата Международного конкурса на фестивале молодежи и студентов в Будапеште в 1949 году.

Выдающаяся советская арфистка Вера Дулова также начала артистический путь под руководством Эрдели. В числе воспитанников Ксении Александровны много других отличных арфистов, например, лауреат Международного фестиваля музыки латиноамериканских стран Татьяна Тауэр , лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей Элеонора Кузьмичева и другие.

До самого последнего дня Ксения Александровна не прекращала преподавательской деятельности. В 1968 году, за три года до смерти, она выпустила великолепную книгу «Арфа в моей жизни».