Кружок по истории варианты названия. Кружок по истории рабочая программа (7 класс) на тему. Рабочую программу составил

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Нижнечуманская средняя общеобразовательная школа Баевского района Алтайского края»

Образовательная программа исторического кружка

на 2013-2014 учебный год

Руководитель С.В.Игнатенко

учитель истории

с. Нижнечуманка

2013г

Структура программы

    Пояснительная записка

    Тематический план

    Основное содержание программы

    Условия реализации программы

    Планируемые результаты

    Литература

Пояснительная записка

Историческая наука строит свои выводы на материале исторических источников. Под историческими источниками понимают все остатки прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества. Программа кружка предоставляет возможность учащимся ознакомиться с основными вспомогательными историческими дисциплинами, дать те знания и умения, которые не всегда обозначены учебными программами по истории и нет возможности дать на уроках.
Курс рассчитан на 34 часа, из них часть учебного времени выделена на интеллектуальные игры и исследовательскую деятельность с учетом полученных знаний и умений.

Цель курса : - развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, познавательной активности учащихся и интереса к отечественной истории;
Задачи курса :

    Формировать систему исторических взглядов учащихся.

    Развивать интерес к исследованию

    Создавать условия, способствующих повышению уровня образованности учащихся.

    Развивать способности, творческие возможности, кругозор учащихся.

Направления деятельности:

Организация исследовательской деятельности учащихся;

Участие в работе школьного историко-краеведческого уголка;

Участие в районной историко-краеведческой конференции;

Распространение и пропаганда материалов о своей деятельности.

Тематический план

п/п

Тема занятий

Всего часов

Теория

практика

Введение

Поисково-исследовательская работа учащихся

Палеография

Нумизматика

Метрология

Хронология

Сфрагистика

Геральдика

Ономастика

Топонимика

Генеалогия

Социальный этикет

Экспертиза ценностей

Заключительное занятие

ИТОГО

Содержание программы:

Введение 2 часа. Цели и задачи курса. Знакомство с содержанием программы. Исторические источники: материальные и духовные. Ключи к тайнам к КЛИО: ВИД – вспомогательные исторические дисциплины.

Поисково-исследовательская работа учащихся. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности. Основы исследовательских работ. Подготовительный период в исследовательской работе. Сбор материала и принципы работы с ним. Как оформить результаты исследования. Приложения. Консультации по написанию исследовательских работ.

Палеография 2 часа.

Внешние признаки рукописей, материал для письма. Алфавит и графика букв, художественные украшения.

Нумизматика 2 часа.

Изучение первых денежных систем, монеты и бумажные деньги, денежное обращение.
Метрология 2 часа.

Существование в разные периоды истории меры длины (протяженности) и веса (тяжести), поверхности (площади) и вместимости (объема), их соотношение с современной системой мер.
Хронология 2 часа.

Различные системы исчисления времени, методика обработки прямой и косвенной датирующей информации.

Сфрагистика 2 часа.

Печати и их роль в историческом процессе. Документы с печатями и без них. Отдельные печати.
Геральдика 2 часа.

Гербы как символические знаки отличия отдельных лиц, фамилий, родов, областей, городов, государств, учреждений. Герб семьи и мой личный герб.
Ономастика 2 часа.

Собственные имена в истории. Связь с лингвистикой. Закономерности и разные категории имен. Мое имя.
Топонимика 2 часа.

Географические названия в истории страны, региона, малой родины. Мой край, мой район, мое село.

Генеалогия 2 часа. Изучение и составление родословных. Династии Рюриковичей и Романовых в истории страны. Родословная моей семьи и рода.
Социальный этикет 2 часа.

Системы социального этикета: звания, чины, награды, титулы, знаки различия.

Обобщение 2 часа.

Особенности методики обучения

Выполнение намеченных задач будет осуществляться на основе личностно-ориентированного подхода. Основными формами проведения занятий будут: лекции, беседы, экскурсии, практикумы, лабораторная форма работы.

Методы работы:

репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский.

Условия реализации программы.

При работе на занятиях учащиеся используют тетради, ручки, карандаши. Получают практические навыки работы с историческими источниками, экспонатами в историко-краеведческом уголке.

Предполагаемый результат:

При решении задач результат может быть только положительным.

Учащиеся должны знать:

  1. Что такое исследовательская работа

    Что такое геральдика, нумизматика, сфрагистика, метрология, ономастика, топонимика.

    Правила написания исследовательских работ.

Учащиеся должны уметь:

    Брать интервью

    Записывать полученные данные

    Решать задачи по хронологии.

    Проводить экскурсии в историко-краеведческом уголке.

Литература:

    Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам КЛИО. – М: Просвещение, 1994.

    Федорчук И.А. История. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

    Агеева И.Д. Кто лучше всех знает историю? – М: ТЦ Сфера, 2005.

    Миронов В.А. Имени тайная власть – М: ФАИР ПРЕСС, 2003.

    Школьный исторический кружок// Преподавание истории в школе.-1993.-№1,с.45

Разделы: История и обществознание

Вряд ли найдётся учитель истории, который не занимался тем или иным видом внеклассной работы. Она помогает решать задачи мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, содействует выявлению творческих способностей школьников, вовлекать их в активную деятельность, помогает найти свое призвание, выбрать профессию. В отличие от урока, внеклассная работа предполагает добровольное участие: на занятиях лучше узнаешь своих учеников, их характер, увлечения, нравственные идеалы и, таким образом, получаешь наглядное представление об эффективности своих педагогических усилий. Во внеурочной работе повышается интерес к предмету – непременное условие улучшения качества обучения. Внеклассная работа носит поисковый, исследовательских характер, в этом, пожалуй, одна из её привлекательных черт. История – очень везучая наука. Интерес ребёнка к ней пробуждается, как правило, гораздо раньше, чем увлечение математикой или физикой. Но, увы, не многим подросткам удается сохранить этот настрой до конца школьных лет. Повторная вспышка увлечения историей происходит, обычно в зрелые годы. Вдруг начинаешь замечать, что интереснее осмысливать исторические факты, чем впервые о них узнавать. Порой самому удаётся найти ответы на вопросы, давно волновавшие тебя; тогда понимаешь, что решение задач, которые ставит История,- увлекательное дело. А сколько разных тайн и загадок хранит она! И как хочется к ним прикоснуться, попробовать приоткрыть завесу тайны. История, исчисляемая в годах, кажется долгой и древней. А если перевести её исчисление в поколения людей, творцов истории, то реальность событий становиться зримее. Времена Петра Великого отделяет от нас всего 9 поколений, монгольское нашествие – 25 поколений, время катастроф Земли – 400 поколений. И когда египетские жрецы рассказали Геродоту, что их первый фараон правил страной после полубогов 341 поколение назад и все деяния последующих фараонов записаны ими, что в храме Зевса хранятся статуи не только этих фараонов, но и всех верховных жрецов, история становиться просто осязаемой.

Я веду кружок по истории в 6 классе. Мы изучаем сейчас историю Средних веков. Однако расстаться с полной тайн и загадок историей Древнего мира ребята не захотели. Оказалось, что в древней истории у каждого ребёнка нашлась своя история и своя тайна, о которой он хочет рассказать, либо больше узнать. Так родился курс “Все тайны и загадки мира или тайна, о которой я хотел рассказать”. Особенностью курса является то, что спланировали его сами дети. Каждый участник кружка предложил не только свою тему, но и форму проведения занятия. Мне оставалось немного обработать её и включить в тематический план. Можно возразить, что темы эти изучены, и нужно идти вперёд; ведь к изучению всемирной истории учащиеся вернуться лишь в 10 классе! Нужно больше времени уделять изучению истории Отечества. Всё верно. Но мне данный курс показался перспективным: во-первых, ребята знакомы с общей историей Древнего мира, значит, им есть на что опереться (есть база, которая даст толчок к самостоятельной, творческой, поисковой работе). Во-вторых: изучать историю Средних веков на уроках они будут более пристально, чтоб можно было найти свою тайну или загадку и там. Что позволит продолжить нашу работу уже во втором полугодии 6 класса, дополнив его тайнами и загадками из истории Средних веков – а там и до древней и средневековой истории Отечества недалеко. Таким образом, мы не только углубляем знания по истории, но и отрабатываем навыки самостоятельной работы, совершенствуем поисковые методы, поддерживаем интерес к предмету, развиваем творческие навыки.

Во внеклассной работе возможно чаще применять элемент игры. В процессе обучения игра используется достаточно давно. Правда, при включении игровых моментов в содержание урока главное внимание уделялось усвоению учащимися знаний и умений через игру. Между тем дидактическая игра – явление внутренне противоречивое; противоречие выражается в совмещении игры, как самоценной, самопроизвольной деятельности, не направленной на практический результат, и обучения – целенаправленной деятельности, подчиненной дидактическим целям, которые выходят за рамки игровых задач. Отсюда, не забывая о необходимости усвоения учащимися знаний и умений в игре, приоритетным направлением игровой деятельности следует выбрать развитие мыслительных навыков на материале через игру. В данном случае противоречие между игрой и обучением может быть снято вследствие того, что в процессе игрового обучения происходит живое отображения черт исторической реальности, по-особому строиться взаимодействие участников образовательного процесса, обучение истории становиться для учеников эмоционально более привлекательным, обращение к историческому материалу становиться не обязанностью, а перерастает в увлечение. В процессе игры, наполненной культурно-содержательным общением, отношения между учителем и учениками строятся через налаживание культурно-смысловых связей, позволяющих обрести личностный смысл при изучении истории, осознать свою сопричастность богатому и разнообразному миру истории. Понимание законов общественного развития, “проживание” судьбы человечества как своей собственной, при соотнесении с ней своего поведения, духовно – ценностного содержания, должно, и, на мой взгляд, являться главным смыслом в постижении истории. Именно “проживанию” истории и должно способствовать историческое мышление, продвигая ученика по пути активного включения в различные моменты “всемирно-исторической драмы”. И, наоборот, осознание своей сопричастности судьбе человечества является важнейшим залогом в успешности формирования исторического мышления. Механизм формирования исторического мышления: прежде всего, необходимо определить его структуру, выделив не просто взаимосвязанные компоненты, а уровни, каждый из которых будет основываться на определённых исторических знаниях, и включать умения их использования. Содержание каждого последующего уровня исторического мышления будет основываться на содержании предыдущего, углубляя и развивая его; - подобрать вид игры для формирования каждого уровня.

Уровни исторического мышления: 1) структурно-логический; его содержание составляют элементарные исторические знания, лежащие в основе структуры истории как учебного предмета, и умения, основанные на применении логического мышления. Формирование этого уровня исторического мышления идёт через усвоение в игре знаний исторических фактов и событий (комплексов взаимосвязанных фактов), и отработку умений видеть исторические процессы (связь событий между собой) и выделять причинно-следственные связи, т.е. закономерности в протекании процессов, значение событий. (Игры-тесты, обучающие игры работы с тестом, викторины).

Второй уровень исторического мышления – социально-содержательный – должен включать в себя знания об основных сферах жизни общества (культурной, экономической, правовой, социально-политической, бытовой), значение истории личностей, а также применять инструментарий исторического познания для изучения общественных процессов. Игры, которые можно использовать для формирования данного уровня: игры-реконструкции (воссоздание процесса или события по отдельным фактам), моделирующие (проигрывание социальных процессов), операционные (отработка какой-либо операции). Формирование третьего, эмоционально-ценностного, уровня исторического мышления представляется наиболее сложным, поскольку он включает в себя знания о внутреннем, духовном мире исторического человека, основанные на “проживании” конкретно-исторических ситуаций. Его содержание неразрывно связано с теми знаниями и умениями, которые были приобретены при освоении первых двух уровней, и главная задача заключается в том, чтобы ученики, поставив себя на место определённого исторического деятеля, учитывая всё многообразие фактов его жизни и жизни общества в данный период, используя приобретённые умения, постарались максимально приблизиться к его духовному миру, определить его ценностные ориентации, понять, почему он принял именно такое решение в той или иной ситуации. Для формирования данного уровня можно использовать психо- и социодраму, ролевые игры.

В работе нашего кружка мы постарались в комплексе использовать различные вида игр: здесь представлены и викторины, и ролевые игры, конференции и т.п.

Подведём итоги.

Задача нашего курса: формирование исторического мышления через игру.

Цели.

1) Выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории.

2) Развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей).

3) Формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, взаимопонимания между народами.

4) Развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважение к истории, культуре, традициям своего и других народов, стремление сохранить и приумножить культурное достояние своей страны и всего человечества.

Пью чай на работе из любимой кружки, машинально верчу ее в руках. Задумалась, а какая история у этой посуды. Решила посмотреть.

Вот что нашла.

Кружка — это большой стакан, стакан с ручкой, иногда с носком и с крышечкою.

Крышечка предохраняла содержимое от попадания в кружку мусора, насекомых, а может быть, и яда.

Сейчас с крышечкой, соединенной с корпусом, выпускают пивные кружки, а чайные с отдельной крышкой, как в заварном чайнике.

Само название заимствовано из польского языка, в переводе означает кувшин.

Сначала формой кружки были действительно похожи на маленькие кувшинчики. Появились эти мини-сосуды в 15 веке, с тех пор они постоянно востребованы и любимы)

Средний объем кружки 300-500 мл, форма цилиндрическая или усеченный конус.

Делали кружки из глины, металла, дерева, бересты. Позже стали выпускать из стекла, фарфора, фаянса.

В начале 19 века для нужд армии стали выпускать посуду фабричным способом. Основное требование к ней: легкая и небьющаяся. Так появилась всем известная алюминиевая кружка.

Позже алюминий (из-за его высокой теплопроводности) заменили на сталь.

У слова «кружка» есть ещё одно значение, КРУЖКА — это русская мера объема жидкости использовавшаяся в XVI-XVII веках, одна кружка равнялась десяти чаркам или, если быть точнее, то 1,23 литра жидкости.

Сейчас различают кружки в основном по материалу, из которого они выполнены. Есть:

  • Стеклянные
  • Керамические
  • Фарфоровые
  • Деревянные
  • Алюминиевые
  • Пластиковые
  • Железные эмалированные
  • Термокружки

Заметила, что я больше всего люблю пить чай из кружки прямоугольной формы, выполненной из прозрачного стекла. А кофе из фаянсовой, формы усеченный конус. Почему так? Нравится цвет чая и сочетание кофе и белого фаянса)

А у вас какие кружки в ходу?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением отдельных предметов»

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением

отдельных предметов» г.Череповца

Войнова Т.Ю.

Утверждено приказом директора

Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением

отдельных предметов» г. Череповца

Кравцова В.Л.

Приказ № 116

Программа кружка «За страницами урока истории».

Срок реализации: 2013-2014 учебный год.

Возраст: 6 классы.

учитель истории и обществознания

г.Череповец, 2013г.

Пояснительная записка

Согласно требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования кружок «За страницами урока истории» организован по общеинтеллектуальной направленности.

Данная программа разработана на основе компетентностного подхода в образовании. В условиях современного общества, когда достоверная информация устаревает в считанные часы, приобретение навыков самостоятельной работы через проектную деятельность будет важной и полезной для учеников, учащихся по данной программе.

Целью образовательной программы кружка «За страницами урока истории» является развитие личности учеников через формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности (в том числе и с использованием проектной деятельности) с учетом возрастных особенностей.

Задачи дополнительной образовательной программы:

    Обучение – расширение знаний об основных событиях, явлениях и процессах общественной жизни в истории России и зарубежных стран, формирование исследовательских навыков (таких как работа с историческими источниками, описание (реконструкция), элементы анализа и объяснения, работа с версиями и оценками), умения применять полученные знания и навыки в практической повседневной деятельности, развивать творческие способности через подбор дифференцированных заданий, повышение мотивации изучения истории и обществознания через применение нестандартных приемов обучения;

    Развитие исследовательских умений (ставить исследовательские вопросы, формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, составлять план работы, проверять гипотезы, выделять информацию из разных источников, Систематизировать информацию, представлять результаты в разных формах (схема, таблица, устное и письменное сообщение, навыки создания проекта и его защиты), коммуникативных умений (совместная работа в группах по сбору и анализу необходимой информации, умение аргументировано высказывать свою и выслушивать чужую точку зрения);

    Воспитание активной гражданской позиции, ценностные установки на понимание и осознание необходимости изучения мировой истории, чувства гражданственности и патриотизма на примере жизни и деятельности известных деятелей нашей Родины.

Особенностью программы кружка «За страницами урока истории» является то, что содержание занятий кружка позволяет узнать о тех сторонах общественной жизни, которые остаются за рамками учебников по истории, но при этом представляют наибольший интерес. Интересное знаниевое наполнение занятий кружка позволит эффективнее организовать работу по формированию исследовательской и коммуникативной компетенции, а применение нетрадиционных приемов обучения сделает данный процесс интереснее и увлекательнее.

Программа рассчитана на учеников 6 классов.

Сроки реализации программы: 2013-2014 уч. год.

Кружок «За страницами урока истории» включает теоретическую и практическую части. Формы организации занятий сочетают индивидуальную и групповую формы работы, проведение различных игр и конкурсов при использовании дифференцированных заданий. Кружок рассчитан на 34 часа, один час в неделю.

Предполагаемы результаты:

    Приобретение учащимися первичных знаний о месте и роли Череповца и нашего края в истории Отечества;

    Приобретение знаний об основных проблемах и личностях отечественной и всемирной истории;

    владеть разнообразными формами и методами поиска знаний (справочной литературой дома, в библиотеке, в Интернете)

    Овладение навыками самостоятельной исследовательской и проектной деятельности;

    Овладение навыками работы в группе;

    Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: тетрадь с конспектами и заданиями, готовые проекты (рефераты, презентации и т.д.).

Учебно-тематический план

Название разделов, тем.

Кол-во часов.

Практика

Раздел 1 Вспомогательные исторические дисциплины

Тема 1 Наука о времени.

Тема 2 Фигуры на гербе.

Тема 3 Монета на ладони.

Раздел 2 Спорные вопросы всемирной и отечественной истории.

Раздел 3 Роль личность в истории.

Тема 1 Кто творит историю?

Тема 3 Суд истории: Петр I.

Тема 4 «Птенцы гнезда Петрова»

Тема 6 Екатерина II и Петр III

Тема 8 Выдающиеся полководцы.

Раздел 4 История малой Родины.

Название разделов, тем.

Практика

Тема 1 Наука о времени.

Актуальность изучения истории в современном обществе, возможности применения методов исторического познания для понимания современного состояния и развития общества.

Понятие «вспомогательные исторические дисциплины», их значимость для истории.

Предмет и методы познания вспомогательными историческими дисциплинами исторической действительности.

Тема 2 Фигуры на гербе.

Создание герба, работа с иллюстрациями, выступление перед аудиторией.

Тема 3 Монета на ладони.

Разработка аналитического описания, синтез, решение познавательных задач.

Тема 4 Меры расстояния, веса и длинны.

Решение познавательных задач.

Тема 5 Почему мы так называемся?

Разработка аналитического описания, решение познавательных задач.

Тема 6 Быль и вымысел в истории.

Формулирование, доказательство, аргументация, работа с документами.

Тема 7 Брэйн-ринг «Муза Клио раскрывает тайны».

Решение познавательных заданий и задач.

Тема 1 Миф о технической отсталости России.

Различные точки зрения на проблемы истории России, господствующие в современной науке.

Достижения и изобретения отечественных мастеров.

Решение проблемы, работа в группах, решение познавательных заданий и задач.

Тема 2 Дискуссионные вопросы в истории.

Загадки и проблемы в мировой истории и споры исторической науке.

Формулирование, аргументация и доказательство своей точки зрения.

Тема 3 Миф о кровавой истории России.

Причины появления мифа. Сравнение России и Запада.

Решение проблемы (сопоставление России и Запада), работа в группах.

Тема 4 «Суд истории» над Борисом Годуновым.

Личность Бориса Годунова, основные направления его политики, оценки деятельности.

Формулирование, аргументация, доказательство своей точки зрения, работа с документами, картами, работа в группах.

Тема 5 Случайности и закономерности в истории.

Случайности в истории. Основные тенденции развития общества. Циклы истории.

Работа с источниками, анализ и синтез информации, работа в группах.

Тема 6 Ложь в истории: антиистория и параистория.

Антинаука и паранаука, их влияние на развитие общества, антинаучные теории в современной исторической науки.

Формулирование, доказательство и аргументация своей точки зрения, публичные выступления.

Тема 7 Викторина «Что было, то было».

Викторина «Что было, то было».

Решение познавательных заданий, работа в группах.

Тема 1 Кто творит историю?

Роль классов и народных масс в истории. Лидеры в истории. Роль лидеров в развитии общества.

Работа с документами, высказывание и аргументация собственной точки зрения.

Тема 2 Лидеры I и II ополчения.

Исторические портреты лидеров I и II ополчения.

Составление исторического портрета личности, работа с документами.

Тема 3 Суд истории: Петр I.

Личность Петра Великого. Значение петровских преобразований для истории России.

Исторические портреты личностей сподвижников Петра: судьба и значение их деятельности для России.

Составление исторического портрета личности, работа в группах, формулирование и аргументация своей точки зрения. публичные выступления.

Тема 5 Суд истории; Анна Иоанновна.

Влияние личности императрицы Анны Иоанновны на развитие различных сфер общества России.

Составление исторического портрета личности, работа в группах, публичные выступления, аргументация и доказательство своей точки зрения.

Различные подходы к пониманию личности Перта III. Влияние личности Екатерины II на развитие различных сфер общества России.

Составление исторического портрета личности, работа с картами, документами, публичные выступления.

Тема 7 Круглый стол «Павел I: факты и мнения».

Личность Павла I. Зависимость исторической оценки личности от написания текста.

Составление исторического портрета личности, работа с документами, публичные выступления, формулирование и доказательство своей точки зрения.

Тема 8 Выдающиеся полководцы.

Исторические портреты выдающихся полководцев XVIII века.

Составление исторического портрета личности, работа с картами.

Тема 9 Интеллектуальная игра: «Выдающиеся личности Эпохи дворцовых переворотов».

Интеллектуальная игра «Выдающиеся личности Эпохи Дворцовых переворотов».

Решение познавательных заданий и задач, работа в группах.

Тема 1 Введение. Краеведение - наука о родном крае.

Понятие краеведения. Методы и предмет изучения. Значение краеведения для познания современного общества.

Решение познавательных заданий.

Тема 2 Наш край в истории Отечества.

Череповец с древнейших времен до 1777 года. Череповец с 1777 года до начала первой Мировой войны. Череповец от революции до Второй мировой. Череповец послевоенный.

Комментирование карт и документов, решение познавательных заданий.

Тема 3 Наш край в истории Отечества (продолжение).

Работа в группах, составление сообщений, публичные выступления.

Тема 4 Викторина «Наш край в истории Отечества».

Решение познавательных заданий, работа в группах, публичные выступления.

Тема 5 Город, в котором я живу.

Череповец современный.

Просмотр презентаций, составление вопросов по содержанию презентаций, взаимная оценка выступлений, публичные выступления.

Тема 6 Наши выдающиеся земляки.

Исторические портреты выдающихся земляков Вологодской области.

Публичные выступления, составление вопросов, доказательство своей точки зрения.

Тема 7 Череповец – город церквей.

Церкви города Череповца: история и современность.

Публичные выступления,

Тема 8 Культурный досуг в городе Череповце.

Места досуга и отдыха в городе Череповца.

Работа в группах, составление плана культурного досуга на лето.

Тема 9 Моя семья в истории России.

История отдельной семьи.

Презентация проектов, подготовка сообщений, работа в группах.

Тема 10 Интеллектуальна игра «История Череповца».

Игровое занятие

Решение познавательных заданий, публичные выступления, работа в группах.

Тема 11 Подведение итогов деятельности кружка.

Игровое занятие.

Методическое обеспечение

Раздел, тема

Форма занятия

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов.

Раздел 1 Вспомогательные исторические дисциплины.

Тема 1 Наука о времени.

Печатано-словесный (эвристическая беседа), решение познавательных заданий.

Тетрадь для записей, учебные картины, карточки с заданиями.

Самопроверка карточек с заданиями.

Тема 2 Фигуры на гербе.

Практическое занятие.

Практический (изготовление гербов)

Листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Готовые проекты гербов.

Тема 3 Монета на ладони.

Практическое занятие.

Исследование (работа с источниками), решение познавательных заданий.

Тема 4 Меры расстояния, веса и длинны.

Интерактивная лекция (с использованием познавательных заданий).

Устный (эвристическая беседа), решение заданий и задач.

Тетрадь для записей, карточки с заданиями.

Наличие планов описательных рассказов, самопроверка заданий.

Тема 5 Почему мы так называемся?

Урок-лекция.

Устный (эвристическая беседа), решение познавательных задач.

Тетрадь для записей, карточки с заданиями, атласы.

Самопроверка заданий, записи в тетради.

Тема 6 Быль и вымысел в истории.

Круглый стол.

Исследовательский (подготовка сообщений, работа с текстом источника, изложение идей, доказательство).

Тетрадь для записей, документы.

Записи в тетради, сообщения.

Тема 7 Брэйн-ринг «Муза Клио раскрывает тайны».

Соревнование.

Игровой урок (Брейн-ринг).

Задания для команд, листы бумаги, карандаши.

Закрепление и обобщение знаний по разделу, умение применять их на практике.

Раздел 2 Спорные вопросы всемирной и отечественной истории.

Тема 1 Миф о технической отсталости России.

Проблемная лекция.

Тетрадь для записей, карточки с заданиями.

Тема 2 Дискуссионные вопросы в истории.

Дискуссия (подготовка сообщений, высказывание идей, доказательство точки зрения)

Сообщения учащихся, тетради для записей.

Записи в тетради, сообщения.

Тема 3 Миф о кровавой истории России.

Проблемная лекция.

Печатно-словесный (лекция с использованием познавательных заданий).

Тетрадь для записей, карточки с заданиями.

Самопроверка карточек, записи в тетради.

Тема 4 «Суд истории» над Борисом Годуновым.

Ролевая игра.

Игровой (урок-суд).

Задание для групп, листы с приговором.

Вынесение приговора (доказательство позиции).

Тема 5 Случайности и закономерности в истории.

Урок-лекция.

Устный (эвристическая беседа)

Тетрадь для записей.

Записи в тетради.

Тема 6 Ложь в истории: антиистория и параистория.

Круглый стол.

Дискуссия.

Раздаточный материал (тексты).

Сообщения, записи в тетради.

Тема 7 Викторина «Что было, то было».

Соревнование

Игровой (викторина в форме «Своя игра»: учащиеся отвечают на вопросы викторины).

Тексты с вопросами разного уровня сложности.

Выявление победителей и призеров викторины, обобщение знаний по разделу, умение применять их на практике.

Раздел 3 Роль личность в истории.

Тема 1 Кто творит историю?

Проблемная лекция

Печатно-словесный (эвристическая беседа, комментирование документов).

Записи в тетради.

Тема 2 Лидеры I и II ополчения.

Лекция с обсуждением документов.

Печатно-словесный (составление портрета личности, комментирование документов и картин).

Документы, картины, тетради для записей.

Записи в тетради.

Тема 3 Суд истории: Петр I.

Ролевая игра

Игровой (урок-суд).

Листы с заданиями для групп, ручки, бумага.

Листы с вынесенным приговором (доказательством позиции).

Тема 4 «Птенцы гнезда Петрова».

Дискуссия (высказывание и аргументация собственного мнения, выслушивать и оспаривать мнения других)

Портреты личностей сподвижников Петра I, сообщения, тетради для записей.

Записи в тетради.

Тема 5 Суд истории; Анна Иоанновна.

Соревнование.

Игровой (Урок-суд).

Карточки с заданиями для групп, листы для вынесения приговора.

Заполненные листы с приговором (доказательством позиции).

Тема 6 Екатерина II и Петр III.

Практическое занятие.

Исследование (работа с картами и документами)

Атласы, документы.

Записи в тетради.

Тема 7 Круглый стол «Павел I: факты и мнения».

Круглый стол.

Дискуссия (подготовка сообщений, высказывание идей, доказательство точки зрения).

Документы, тетради для записей.

Сообщения, записи в тетради.

Тема 8 Выдающиеся полководцы.

Дискуссия (высказывание и аргументация собственного мнения, составление портрета личности).

Портреты личностей полководцев XVIII века, сообщения, портреты, тетради для записей.

Записи в тетради.

Тема 9 Интеллектуальная игра: «Выдающиеся личности Эпохи дворцовых переворотов».

Соревнование.

Игровой (Урок-КВН).

Раздел 4 История малой Родины.

Тема 1 Введение. Краеведение - наука о родном крае.

Урок-лекция.

Устный (беседа)

Тетради для записей, карточки с заданиями

Записи в тетради, самопроверка заданий.

Тема 2 Наш край в истории Отечества.

Урок-лекция

Печатно-словесный (беседа с комментированием карт и документов, решение заданий и задач)

Карты, карточки с заданиями.

Записи в тетради.

Тема 3 Наш край в истории Отечества (продолжение).

Конференция.

Дискуссия (аргументация и доказательство собственной позиции)

Тетради для записей.

Записи в тетради.

Тема 4 Викторина «Наш край в истории Отечества».

Соревнование.

Игровой урок (урок-викторина в форме «Что? Где? Когда?»)

Карточки с заданиями, ручки, листы для выполнения заданий.

Определение победителя и призеров викторины.

Тема 5 Город, в котором я живу.

Урок-презентация.

Практический (просмотр презентаций, подготовка вопросов по содержанию презентаций)

Презентации.

Ответы на вопросы по содержанию презентаций.

Тема 6 Наши выдающиеся земляки.

Дискуссия (выслушивание сообщений, составление вопросов по содержанию).

Сообщения, тетради для записей.

Записи в тетради.

Тема 7 Череповец – город церквей.

Урок-презентация.

Презентации

Готовые презентации.

Тема 8 Культурный досуг в городе Череповце.

Практический (представление презентаций и сообщений, составление вопросов по содержанию).

Презентации, сообщения.

Готовые презентации, сообщения, записи в тетради.

Тема 9 Моя семья в истории России.

Урок-презентация.

Практический (представление презентаций, составление вопросов по содержанию).

Презентации

Готовые презентации.

Тема 10 Интеллектуальна игра «История Череповца».

Соревнование.

Игровой (викторина «Самый умный»).

Карточки с вопросами викторины.

Определение победителей и призеров викторины, закрепление пройденного материала.

Тема 11 Подведение итогов деятельности кружка.

Соревнование

Урок КВН (составить рассказ, сюжетное и аналитическое описание.

Список литературы

Литература для учителя:

    История России. (Россия в мировой цивилизации) / Под ред. А.А. Радугина. М., 1997. Тема 1.

    Всемирная история./Под ред. Г.Д. Поляка и А.Н. Марковой. М., 1997. Вводная глава.

    История России в вопросах и ответах. /Под ред. С.А. Кислицина. Ростов н./Д, 1997. Предисловие. Разд. № 1-2

    Блок М., Апология истории. М., 1986.

    Губман Б.Л. Смысл истории. М., 1991

    Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

    Шпенглер О. Закат Европы. М.: 1993. Т. 1

    Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991

    Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987

    Ле Гофф Жак. С небес на землю //Одиссей. 1991.

    Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1990.

    Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.

    Тавризян Г. М., О. Шпенглер, Й. Хейзинга: Две концепции кризиса культуры. М., 1988

    Всемирная история. /Под ред. Г.Д. Поляка и А.Н. Марковой. М., 1997. Главы 3.2, 4.2.

    Древние цивилизации. М., 1990.

    История Европы. М., 1996.

    Блок М., Феодальное общество. //Блок М., Апология истории. М., 1986.

    Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987.

    Оссовская М., Рыцарь и буржуа. М., 1987.

    Хейзинга. Й. Осень средневековья. М., 1988.

    Греков И.Г. Мир истории: русские земли в XII – XV вв. М., 1986.

    Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.

    История Отечества: люди, идеи, решения. Т. 1. М., 1991.

    Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство. Античность. Византия. Древняя Русь. Л., 1988.

    Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Кн. 1-2. М., 1986.

    Пушкарев. С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.

    Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. М., 1987.

    Славяне и их соседи: место взаимных влияний в процессе общественного и культурного развития. М., 1988.

    Фроянов И.Я., Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988.

    Христианство и Русь. М., 1988.

    Церковь, общество, государство в феодальной России. М., 1990.

    Савелов Л.М. Лекции по генеалогии. – М. 1994

Литература для учащихся:

    Энциклопедия по истории России (862-1917). М.,2002.

    Александров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. – Мн.: Харвест, 2007.

    Мифы и легенды народов мира/Сост. Н.Будур и И.Панкеев. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.

    Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Эксмо, 2007.

    Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М., 1990.

    Задачник по истории Древнего мира./С.Н.Смирнов. – СПб., 1999.

    Всемирная история: В 24 т. – Мн.: Литература, 1996.

Интернет-ресурсы:

    www.igh.ru/inet_res/ir_jrn.htm - электронные журналы по истории

    www.hist.msu.ru/ER/sources.htm - исторические источники в Интернете (коллекция электронных ресурсов по истории)

    www.zpu-journal.ru/e-zpu/ - электронный журнал по истории «Знание. Понимание. Умение».

    www.encyclopedia.ru – мир энциклопедий

    myfhology.narod.ru – мифологическая энциклопедия

    www.MojGorod.ru – «Народная энциклопедия «Мой город»». Все города России.

    www.KM-school.ru/r1/media/a1.asp- КМ- школа. Информационные образовательные ресурсы.

    macbion.narod.ru – Загадки и тайны ХХ века. Электронная энциклопедия.

    www.websib.ru/noos/history/own.php - Личность в Истории

    tabularium.narod.ru - Проект «Tabularium: личность в истории » посвящен людям - современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.

    www.topos.ru/veer/47/zheleznjak.htm - О закономерномерности исторического процесса и возможности исторического предвидения

    www.emc.komi.com/02/03/126.htm - Вспомогательные исторические дисциплины

    festival.1september.ru/articles/413897 - Проектная деятельность на уроках истории. Приложение к газете «1 Сентября»

    http://rulers.narod.ru/index.html Всемирная история в лицах. Сайт посвящен великим людям в истории человечества. Помимо биографий исторических деятелей, приведены сведения о королевских династиях, различные карты и схемы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области

Рассмотрено

На заседании ШМО учителей общественно-политических дисциплин и иностранного языка

Протокол

от _______ августа 2015 г

Руководитель ШМО _____

Согласовано

Заместитель директора по ВР

___________ ….

«___» ___________ 2015 г.

Утверждаю

Директор школы

___________ ……

«___» ____________ 2015 г.

Рабочая программа

кружка «Клио»

на 2015 -2016 учебный год

Рабочую программу составил

учитель Чудинова И.В.

г. Велиж 2015 г.

Пояснительная записка.

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, положением о рабочей программе педагогов МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа, плана воспитательной работы школы на 2015-2016 учебный год.

Актуальность

Одной из главных задач, которую ставит перед собой современная школа, является укрепление духовной связи поколений, сохранение и возрождение национальных, этнокультурных традиций, нравственно-патриотическое воспитание учащихся. Именно история способна выполнить эту задачу, так как это увлекательная, интересная и необходимая наука о судьбах человечества. Историю по праву называют памятью народа и учителем жизни. И значение краеведения в этом аспекте переоценить сложно. Историческое краеведение – один из важнейших элементов исторической науки. Оно выступает важным средством формирования исторического мышления, национального самосознания, толерантности и гуманизма. Оно является одним из источников обогащения учащихся знаниями истории родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков, приобщения учащихся к изучению истории Отечества через самостоятельную исследовательскую работу.

Цели: - приобщение учащихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу; развитие личности ребенка: формирование активной жизненной позиции, способности к самостоятельной интеллектуальной деятельности, приобщение к духовному опыту народа;

Задачи:

    Развитие познавательных интересов учащихся в осмыслении явлений, событий, процессов

    Развитие навыков учебно-исследовательской работы

    Развитие активность и самостоятельность учащихся.

    Оказание методической поддержки учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников

    Приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности

    Приобщение учащихся к проблемам научной и социальной направленности

    Воспитание бережного отношения к историческому наследию родного края

Общая характеристика

Программа ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности, самообразованию, развитию творческих способностей и призвана способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.

Программа направлена на развитие патриотических, творческих способ­ностей обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта примене­ния методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и ре­зультаты своей деятельности.

Программа обеспечивает требования Стандарта к организа­ции системно-деятельностного подхода в обучении и организа­ции самостоятельной работы обучающихся, развитие критиче­ского мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный интерес.

Исследование одна из составляющих исторической науки.

Исследовательский метод – высшая форма воспитания творческой инициативы учащихся, их самостоятельности. Учащиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Школьники учатся раскрывать диалектическую взаимосвязь общеисторического и местного материала.

Умения и навыки исследователя легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. При этом важно помнить то, что самые прочные знания те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных изысканий. Знания, полученные обучающимися, в результате исследовательской деятельности станут новыми и личностно значимыми для каждого ученика.

Практика проведения ученических исследований является сегодня одним из средств активизации процесса обучения и особым направлением внеклассной работы, тесно связанным с основным учебным процессом и ориентированным на развитие исследовательской, творческой активности учащихся.

Таким образом, научно-исследовательский метод носит целенаправленный характер, пробуждает интерес к исследованиям, открытиям, создает творческий подъем, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает у них умения и навыки исследовательской работы и творческого труда.

В качестве методов учебно-исследовательской деятельности предполагается использовать: м етод проектов, эксперимент, метод аналогий, метод сравнения, лабораторный, метод самостоятельного исследования, метод работы с текстом, историческим документом, метод продолжения исследования, метод социологического опроса, интервьюирования. Также предполагаются следующие формы деятельности:

Проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;

Создание конкретных баз данных по выбранным темам;

Составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях,

Выполнение исследовательских работ, выпуск буклетов;

Участие на конференциях, олимпиадах и конкурсов;

- экскурсионная работа.

Особенность данного курса заключается в том, что он предполагает не только теоретическая часть программы, а самое главное - формируются навыки проектной деятельности.

Программа основывается преимущественно на методах активного обучения, уделяется значительное внимание самостоятельной работе обучающихся.

Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио.

Направления работы:

    Познавательное, научно-исследовательское

    Краеведческое

Занятия кружка проводятся в следующих вариантах:

Участники выступают в роли потребителей информации (лекции, экскурсии, встречи с интересными людьми);

Учащиеся продолжают деятельность, начатую на уроке (игры, праздники, выставки творческих работ);

Дети применяют знания и умения, полученные на уроке (научно-исследовательская работа, поисковая работа).

Основой работы краеведческого кружка является исследовательская работа.

Исследовательские работы учащиеся выполняют как групповые, так и индивидуальные:

Подготовка доклада по предложенному плану, составление альбома;

Составление исследовательских работ

Таким образом. программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:

1) теоретические (беседы, лекции, доклады, самостоятельная работа).

2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, архиве, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями, подготовка к конкурсам).

Программа рассчитана на учащихся 6-11 классов, интересующихся историей, обладающих соответствующим уровнем знаний и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина. Срок обучения - 1год. Количество часов - 34 ч.

Программа продолжает работу предыдущего года, так как работа кружка заинтересовала уч-ся и за предыдущий учебный год были созданы и начаты исследовательские работы, которые уч-ся желают продолжить.

Итогом реализации программы кружка является приобщение учащихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу формирование исторического мышления и воспитание гражданственности у подрастающего поколения через изучение истории; обучение приемам и методам учебно-исследовательской работы: составление библиографии, аннотации, работа с каталогом, краеведческой, научной и справочной литературой, с документальными и справочными материалами, запись воспоминаний, сбор краеведческого материала, пользование логическими приемами; обучение приемам и методам наблюдения и описания предметов материальной культуры, исторических памятников, событий, умению соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; развитие активности и самостоятельности учащихся; успешное выступление учащихся на различных конференциях, олимпиадах, конкурсах.

Подведение итогов реализации программы осуществляется в следующих формах: выставки, конкурсы, отчеты по поисковым заданиям, участие в научно – практических конференциях, творческие презентации

Требования к уровню подготовки

Требования к результатам деятельности членов кружка предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты

- освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края;

Основы социально-критического мышления;

Знание основ здорового и безопасного образа жизни.

Гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

Уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

Уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

Метапредметные

Коммуникативные результаты

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Познавательные результаты

Учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Регулятивные универсальные учебные действия

- ставить учебные цели,

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения;

Вносить коррективы в действия.

Предметные результаты:

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны, малой родины

Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Ожидаемый результат

    Знать особенности родного края, историю своей школы

    Гордиться своей малой Родиной

    Научиться пользоваться с источниками информации, работать в архиве, библиотеке, Интернете

    Создавать собственные исследовательские проекты

    Научиться выступать с докладом перед своими одноклассниками

Основное содержание предмета

Введение. Знакомство с планом работы кружка требования к технике безопасности на занятиях, экскурсиях. Основные Всероссийские и региональные научно-практические конференции и конкурсы школьников. Краеведческая работа

Основные понятии научно-исследовательской работы: гипотеза, идея, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная тема, научная теория, исследование, факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение. Виды исследовательских работ. Тематика исследовательских работ по общественно-политическим дисциплинам, краеведению

Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановка целей и конкретных задач исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез, исторический метод,.

Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.

Планирование проекта и правила работы

Выбор темы. Составление плана научно-исследовательской работы. Работа с научной литературой. Работа с понятийным аппаратом. Опытно-экспериментальная работа.

Сбор материала для написания исследовательского проекта. Исторические источники. Поиск собеседника. Подготовка к интервью. Техника записи интервью. Работа в архивах. Оформление работы. Работа в программе Power point Защита и презентация исследовательского проекта.

Поиск информации: виды информации (обзорная, справочная), методы поиска информации. Работа с историческим источником: виды источников, формы и методы работы с ними. Практическое занятие.

Поиск информации в архиве

Виды архивов. Работа в архиве: поиск информации, виды источников, формы и методы работы с ними. Практическое занятие.

Библиотека. Поиск информации. Работа с каталогами, энциклопедиями, справочниками. Практическое занятие.

Знакомство с электронными ресурсами, их содержание, возможности.

Изучение электронных ресурсов

Практическое занятие

Работа по выбранным темам

Краеведческое направление

История школы

Знакомство с историей родной школы. Работа по предложенным направлениям.

Тема: «Школьная символика»

Тема: «Наши выпускники»

История родного города

Изучение историей родного города. Работа по предложенным направлениям.

Тема: «Дети войны»

Тема: «Оккупация»

Создание исследовательских работ

Работа по выбранным темам

Представление проектов

Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.

Итоговое занятие

Резерв 4 часа

Используется для индивидуальных занятий по выбранным проектам.

Описание учебно-методического материально-технического обеспечения образовательного процесса

Информационно-коммуникативные средства.

Коллекция ИКС кабинета истории.

Intel . Обучение для будущего.

Интернет-ресурсы.

- сайт "Страна Гардарика (Древняя Русь

old - rus . narod . ru - "Антология Древнерусской литературы"

- "Русский раздел" - древнерусская история, культура, литература на сайте

- Сайт "Русь Древняя и Удельная".

- "Язычество славян" - энциклопедия славянской религии.

slavyans . narod . ru - "Славянская слобода"

сайт Егорова К. "Образование Киевской Руси" –

a - nevskiy . narod . ru - "Александр Невский" .

library . tver . ru "...сё есть Петр, отечества Отец..."

history 164. narod . ru - "Эпоха Петра Великого" Учебно-методический комплекс (для учителей).

ekaterina 2. bnd . ru сайт "Екатерина II Великая"

- Интернет-проект "1812 год" .

decemb . hobby . ru - виртуальный "Музей декабристов" . Статьи, мемуары, галерея, архив.

(= ) проект " Хронос

- - Карты и схемы по истории России.

history . atomlink . ru - История России (862-1917).

clarino 2. narod . ru - "Правители Древней Руси" . Перечисление и характеристика (до Александра III ).

- хронологическая таблица "Тысячи дат по истории России" .

- таблица "Правители Руси, Империи, России" - от Рюрика до Путина.

- "Правители России и Советского Союза" (период 1721 - 2004)

- "Правители России"

clarino 2. narod . ru - небольшая работа "Генеалогия русских князей" (от Рюрика до Шуйских).

- карты по истории России: Древняя Русь, Кавказская, Крымская, Русско-турецкая и др.

- Русский Биографический Словарь .

all - photo . ru - Российская Империя в фотографиях.

bojre . orthodoxy . ru - "Бояре" - энциклопедия боярских родов.

- Древние славянские мифы и легенды .

grandwar . kulichki . net сайт "Дедовские войны"

"Генштаб"

armor . kiev . ua - сайт "Анатомия армии"

- Революция и Гражданская война.

"Мемориал"

(или )- История политических репрессий в СССР (1918-1991).

- Система исправительно-трудовых лагерей в СССР ; - История тюрем и лагерей в СССР (ГУЛАГ) . Карта ГУЛАГа - .

- История диссидентского движения .

- "Виртуальный музей ГУЛАГа" (более 70 музеев)

(Библиотека художественных и документальных текстов - )

slava - cccp . narod . ru "Советский Союз"

- " Sovetika . ru - сайт о советской эпохе"

"Советская музыка

(= sovetsky - soyuz . narod . ru ) сайт "Время СССР"

(oldgazette . narod . ru ) сайт "Старые газеты

world - war 2. chat . ru - " Вторая Мировая война в русском Интернете"

- "Вторая мировая война, 1939-1945." .

gpw . tellur . ru - сайт "Великая Отечественная" Тематические подборки публикаций (статьи, книги).

voina . com . ru - "Народная война" (1941-45гг.) Воспоминания; летопись; документы; галерея и др.

tsushima . org . ru - "Военно-морская история 1855-1945гг."

- электронный альманах "Россия. XX век. Документы

- "Права человека в России" .

- сайт "История.РУ" .

- российский электронный журнал "Мир истории" .

history . tuad . nsk . ru - сайт "История России" .

istrorijarossii . narod . ru - сайт "История нашей страны" Библиотека, карты, документы.

- Архивы России.

- Лица России.

heraldry . hobby . ru - Гербы городов Российской Федерации .

www.hist.msu.ru/ER/index.html Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. Ломоносова
bookz.ru/ Букз.ру - большая бесплатная библиотека.

garweb.ru/project/law/index.htm кодексыРФ

history.pu.ru/biblioth/ эл. библиотекаЛГУ


http://www.rsl.ru Российская государственная библиотека

http://www.nlr.ru Российская национальная библиотека

http://www.shpl.ru Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ)

http://www.liatr.ru Российская государственная библиотека по искусству (РГБИ)

http://www.gopb.ru Государственная общественно-политическая библиотека (ГОПБ)

http://www.libfl.ru Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино

http://www.gnpbu.ru Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского

http://www.nbmgu.ru Научная библиотека Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

http://www.lib.pu.ru Научная библиотека им. М.Горького Санкт-Петербургского государственного университета

http://www.lib.ru Библиотека Максима Мошкова

http://www.lib.km.ru Сетевая библиотека

http://www.ihtik.lib.ru Электронная полнотекстовая библиотека Ихтика

http://www.msu.ru/libraries Электронный каталог библиотек МГУ

www.vusnet.ru/biblio Библиотека Русского Гуманитарного Интернет-университета

http://www.rvb.ru Русская виртуальная библиотека

http://www.bookz.ru Электронная библиотека

http://www.magister.msk.ru/library Библиотека электронных изданий произведений, биографической и критической литературы http://www.auditorium.ru. Библиотека социально-гуманитарной литературы

http://www.istmat.ru Библиотека исторической и философской литературы

http://www.filosofia.ru Библиотека по философии и религии

http://www.peoplelife.info Биография. Электронная библиотека

http://www.contr.info/component/option,com_remository/Itemid,20/func,select/id,1/ Библиотека социально-политической и философской литературы.

http://www.public.ru Публичная интернет-библиотека. База данных по СМИ России 1990-2006

http://www.school.edu.ru Библиотека Российского общеобразовательного портала

http://www.isn.ru Российская сеть информационного общества

http://www.soc.lib.ru Социология, психология, управление

http://www.igh.ru Институт всеобщей истории (ИВИ РАН)

http://www.spbrc.nw.ru/!russian/org/iri.htm Санкт-Петербургский Институт истории (СПбИИ РАН)

http://www.historia.ru Журнал «Мир Истории»

http://www.history.machaon.ru/about/virtual/index.html Международный исторический журнал «Виртуальный мир истории»

http://www.philosophy.ru Институт философии РАН

http://www.rss.isras.ru Российское общество социологов

http://www.isras.ru Институт социологии РАН

http://www.igpran.ru Институт государства и права РАН

ОРГАНЫ ГОС.ВЛАСТИ И ПР.

Портал "Официальная Россия" - http://www.gov.ru/ - сервер органов государственной власти Российской Федерации
Президент Российской Федерации - http://www.president.kremlin.ru/

Управление делами Президента РФ

Совет Безопасности РФ http://www.scrf.gov.ru/

Полномочные представители Президента Российской Федерации - http://www.grankin.ru/russia/ru_prez14.htm http://www.ras.ru/win/htm/

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации -

Правительство РФ - http://www.government.gov.ru/


Российская Газета - http://www.rg.ru/ - официальное издание Правительства России

Кирилл и Мефодий - http://www.km.ru/ - Знания обо всём

Рубрикон - http://www.rubricon.ru/ - крупнейший энциклопедический ресурс Интернета

Справочник персоналий власти Российской Федерации - » посвящен людям . ru / index . html Всемирная история в лицах.

Литература

Список литературы для учителя.

Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.

Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.

Карпов А.О. Научные исследования молодежи // Вестник РАН. 2002, том 72, №12, с. 1069-1074.

Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. М., МГДД(Ю)Т, 2002. 110 с., библ. 98.

Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Школьные технологии, 2001, №5, с. 26-35.

Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272 с.

Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.

Список литературы для учащихся.

Энциклопедия по истории России (862-1917). М.,2002.

Александров В.Н. История русского искусства: Краткий справочник школьника. – Мн.: Харвест, 2007.

Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Россия. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: Эксмо, 2007.

Всемирная история: В 24 т. – Мн.: Литература, 1996.

Велиж. Страницы истории. – Велиж, 1995.

Голанд Ш. Велижское гетто, Смоленская область, XI . 1941-1942. – М.: Дом еврейской книги, 2012

Волкович А.Я. Велиж велижане: в 2 кн. – Смоленск, 2014

Из истории Велижа и района. – Смоленск, 2002

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Технические средства обучения.

    Мультимедийный компьютер.

    Мультимедийный проектор.

    Экран

    Аудиоколонки

Учебно-практическое оборудование.

    1. Аудиторная доска

      Аудиторная доска с магнитной поверхностью.

Календарно-тематическое планирование

Т – теоретическое занятие

П – практическое занятие

Номер урока

Раздел программы (общее количество часов)

Тема урока

Вид занятия

Планируемая дата проведения

Примечание

1

Введение.

Т

Познавательное, научно-исследовательское направление

2

Виды исследовательских работ и их тематика

Т

3

Исследование. Структура исследования, проекта

Т

4

Планирование проекта

Т П

5-6

Поиск информации. Работа с историческими источниками

Т П

7

Поиск информации в архиве

Т П

8

Поиск информации в библиотеке

Т П

9

Электронные ресурсы для учебного проекта. (Интернет, электронные энциклопедии, электронные каталоги)

Т

10-11

Изучение электронных ресурсов.

П

12-13

Создание исследовательских работ

П

Краеведческое направление

История школы

14-16

Тема: «Наша школа на Советской 29»

Т П

17-18

Тема: «Школьная символика»

Т П

19-20

Тема: «Наши выпускники»

Т П

История родного города

21-22

Тема: «Дети войны»

Т П

23-24

Тема: «Оккупация»

Т П

25

Правила оформления

П

26-27

Создание исследовательских работ

П

28-29

Представление проектов

Т П

30

Итоговое занятие

Резерв 4 часа

П