Краткая характеристика ундины герой нашего времени. Женские образы в романе «Герой нашего времени» - Сочинение. Образ ундины в «Герое нашего времени»


Неординарная личность Печорина раскрывается через призму его взаимоотношений с другими персонажами романа. Женские образы в романе «Герой нашего времени» объединяет главный виновник описанных событий Григорий Александрович Печорин, ставший в их жизни причиной бед и несчастий.

Три героини. Вера замужняя дама из светского общества со статусом и положением. Мери родственница Веры. Молода, хороша собой. Печорин влюбляет девушку в себя ради развлечения. Бэла дочь князя. Была похищена Печориным, став его наложницей.

Княжна Мери

Мери Лиговская девушка из высшего общества. Молода. Красива. Ее семья считается одной из лучших в столице. Хорошо образована. Воспитана. Богата. Независимая и гордая. Смелая. Иначе как назвать ее поступок, когда она решила первой признаться в любви Печорину. В те времена это было непозволительно.

Григорий разглядел в девушке черты, импонировавшие ему. Могла по-детски обидеться, надув губки. Умела быть благодарной. Это было заметно, когда Печорин избавил ее от общества надоедливого кавалера, выпившего и пристающего к ней. Он стал спасителем, принцем, которого она ждала. Ради него готова была бросить все, рвануть на край света, если бы позвал.

Мери Печорину не нужна. Да, она была милой, нравилась ему, но узы брака не для него. Когда Григорий признается, что ему не нужна любовь, для Мери это стало ударом, но она его выдержала гордо и достойно. После расставания княжна долго будет вспоминать несостоявшийся роман, ненавидя себя за то, что пошла на поводу своих чувств.

Бэла

Гордая черкешенка. Дитя гор. Трогательная, ранимая. Воспитана в строгости. Любила свободу и независимость, но лишилась всего, когда родной брат Азамат выкрал девушку из родительского гнезда, передав в руки Печорина в обмен за коня. Долго девушка не могла привыкнуть к новому положению. Не принимала подарки от похитителя, не подпускала к себе. Сердце постепенно оттаивало, раскрываясь навстречу любви. Но что ожидать от самовлюбленного эгоиста. Григорий быстро охладел к Бэле. Наигрался и бросил.

Только Максим Максимыч понимал девушку и переживал за нее, как за родную дочь. Он видел, как Бэла страдает. Когда Бэла умирала от ножевого ранения, штабс-капитан понимал, что это лучший выход. Она не смогла бы жить без любви. Для Печорина ее смерть ничего не значила. Во время похорон на лице не дрогнул ни один мускул. Он понимал причастность к смерти Бэлы. Не забери ее из родительского дома, жизнь черкешенки могла сложиться по-другому. Бэла ушла в мир иной с сожалением, что на том свете не сможет быть вместе с любимым. Разная вера мешала объединить души на небесах. Загубленная Печориным юная душа, не сумевшая противостоять его чарам.

Вера Лиговская

Светская дама. Замужем. Печорин знаком с ней по Петербургу. Спустя годы они вновь встретились, уже в Кисловодске, куда княгиня приехала поправить пошатнувшееся здоровье. Чувства вспыхнули по новой. Казалось, не было стольких лет разлуки. Они вновь молоды, беззаботны и счастливы. Эмоциональна. Любила и понимала Печорина лучше его самого. Выйдя замуж за старого князя женщина не чувствовала себя счастливой. Родив общего ребенка супруги не стали ближе. Когда Вера узнает о дуэли Печорина и Грушницкого, она в страхе за жизнь любимого признается мужу в измене.

Вера знала, что вместе им не быть. Она смертельно больна, но видеть Печорина каждый день выше ее сил. Вместе с мужем она спешно покидает Кисловодск. Григорий бросается вслед, но не успевает. Загнав коня, падает от собственного бессилия на траву, рыдая, как маленький ребенок. Потеряв Веру навсегда, Григорий понимает, насколько она важна ему и дорога.

Все три женских персонажа объединяло одно. Они искренны в чувствах. Неповторимые, яркие личности. Красивые, умные, с добрыми сердцами, открытой душой. Но ни одна не смогла удержать рядом Печорина, для которого свобода важней всего, а чувства, по его мнению, это пустое.

/ / / Сравнительная характеристика Печорина и «ундины»

Ундина в произведении Лермонтова «Герой нашего времени», предстает перед читателем в образе женщины-загадки. У нее необычная внешность длинные волосы и замечательный голос. Она, как морская серена, заманивала своего друга Янко на берег. На тот же зов откликнулся и Печорин.

Молодой человек долго наблюдал за ундиной. В ней он разглядел именно ту, естественную красоту, которая присуща только русалкам.

Девушке было около восемнадцати лет. Она была вся наполнена небольшими странностями, никогда не отвечала прямо на вопросы, и этим заинтересовала Печорина еще больше. Ему, как опытному обольстителю, хотелось раскрыть все ее секреты, проникнув в ее сознание. Но девушка только смеялась. Этот смех не был издевательским, нет. Скорее это был некий флирт, игра с Григорием Александровичем.

Мужчине это перестало нравиться, ведь он ожидал чего-то большего, хотя сам не мог точно ответить, чего именно. Любовь этой девушки ему была не нужна. Разве что близость? Но это было слишком пошло. Не сказать, что девушка была красавицей, нет. Она просто была особенной.

А был сложным по характеру, даже для самого себя. Он много размышлял о том, зачем он пришел в этот мир. Долго думал, зачем приносит людям страдания, но, тщетно. И мужчина решил просто жить и получать радости. Все свои эмоции и тайны он предпочитал оставлять в своем дневнике. Ведь мужчина только его считал настоящим другом и был до конца честен только с пером в руках.

Вечером ундина исчезала из вида Печорина. И тогда он начал наблюдать за слепым мальчиком, который ходит с какой-то целью ночью на берег. Мужчина выяснил, что и его «русалка» и незрячий парнишка участвуют в сговоре с контрабандистом. Он решил припугнуть «компроматом» ундину и тем самым возможно заполучить от нее «плату за молчание». Конечно же деньги не интересовали Печорина. Возможно, Григорий Александрович просто хотел посмотреть на дальнейшие действия «банды».

В какой-то момент мужчине показалось, что он выиграл в этой «незримой» войне, и его хитрость сработала. Она пришла к нему, была рядом и звала на берег. Они плыли молча, и она улыбалась. Девушка знала, что офицер не умеет плавать. В ее голове возник коварный план. Она готова пойти на убийство приезжего красавца, только лишь для того, чтобы тот не навредил ее Янко.

Девушка любила своего Янко со всеми его недостатками. Он не дарил ей дорогих подарков, а покупал лишь ленты в волосы. Об этом упомянул слепой мальчик, когда они в тумане ждали контрабандиста. Она любила его настолько, что даже не думала о близости с другим.

Но Печорин понял ее замысел. В какой-то момент девушка кинулась на него, пытаясь скинуть в воду, но сама оказалась в воде и утонула. Ну, по крайней мере, именно так и подумал Печорин. Он не стал сожалеть о гибели девушки, а быстро стал грести веслами к берегу.

Позже он увидел спасенную ундину, услышал их разговор с Янко. Она бросала слепого мальчишку, бросала старушку мать ради того, чтобы на веки быть с любимым.

Печорин же был ею забыт. Он не смог добиться желаемого, но его самолюбие от этого не страдало. Он немного сожалел о том, что так хладнокровно вмешался в чужую судьбу. Офицер понимал, что лишил слепого мальчишку единственного заработка.

Печорин покидал это место с неприятным на душе чувством, так до конца и не разобравшись чем именно оно было вызвано.

Образ Ундины в романе Лермонтова — образ девушки контрабандистки. Она напоминает повадками русалку и выглядит очень необычно. «Далеко не красавица…», она, тем не мене, очаровывает . Он видит в ней «породу». Ундина красива, как красив дикий зверь, артистична, эксцентрична. Она ведет себя странно: поет на крыше, разговаривает сама с собой, никого не смущаясь. Своей естественностью, даже дикостью, она покоряет Печорина. Такого он раньше не видел -прелесть новизны захватывает его.

Сначала Печорин подумывает, не сумасшедшая ли девушка, уж слишком оригинально ее поведение. Но «…на лице ее не было никаких признаков безумия; напротив, глаза ее с бойкою проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью…»

«Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос – все это было для меня обворожительно.

Скоро проницательный Печорин начинает замечать, что девушка не так естественна, какой хочет казаться, что она играет «комедию». Но своим наблюдениям он не хочет верить, потому что уже создал в уме привлекательный образ:

«Хотя в ее косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное, хотя в ее улыбке было что-то неопределенное, но … правильный нос свел меня с ума»

Ничего на самом деле интересного и душевного в ундине Печорин в итоге не находит. Напротив, она подло заманивает его на лодку, притворяясь влюбленной, после чего пытается утопить, чтобы он не донес коменданту на контрабандистов. Печорин разочарован и зол на себя, что так обманулся.

Цитатная характеристика Ундины «Герой нашего времени»

Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка.

Я на минуту задумался, и когда снова посмотрел на крышу, девушки там не было. Вдруг она пробежала мимо меня, напевая что-то другое, и, прищелкивая пальцами, вбежала к старухе, и тут начался между ними спор. Старуха сердилась, она громко хохотала. И вот вижу, бежит опять вприпрыжку моя ундина.

В глазах у меня потемнело, голова закружилась, я сжал ее в моих объятиях со всею силою юношеской страсти, но она, как змея, скользнула между моими руками.

/ / Женские образы в романе «Герой нашего времени»

Ни одно произведение великого автора не исключает из своего содержания женские образы. Ведь они особо важны для передачи эмоций автора, для раскрытия черт характера главного героя романа или повести. Именно отношение героев к женщинам и может дать точное описание их истинному образу. Умение воспользоваться женской красотой и вниманием делает в наших глазах героев–рыцарей или героев–подлецов. Не исключением являются и произведения М.Ю. Лермонтова.

В своем романе « » он использует несколько женских образов, которые индивидуальны и оригинальны по-своему. Думаю, вы догадались, что это такие прекрасные женские персоны княжны Мэри, Веры и Бэлы.

С мы знакомимся из рассказов . Она была молодой черкешенкой, которую повстречал на свадьбе. Девушка сразу же привлекла внимание главного героя, ведь не была похожа на тех светских дам, которые постоянно окружали главного героя. Он решил добиться сердца Бэлы, но когда достиг успеха, его чувства остыли. Только молодая девушка проявила внимание к персоне Печорина и окунулась в омут нежности и страстей, он предал ее. Оказывается, Печорин был разочарован, ведь он не нашел в черкешенке какую-то особенность. Она любила и вела себя так же, как и остальные женщины. Отношения с Бэлой разочаровали героя, и он прекратил их, принеся девушке муки и страдания.

Представляется нам в совершенно других красках. О ней мы узнаем из дневника Печорина. Она молода и кокетлива, она еще не имеет достаточного опыта в общение с людьми, поэтому, мало разбирается в окружающих. Мэри становится предметом соперничества между Печориным и Грушницким. Оба мужчины имели свою корысть в общении с княжной. И княжна, не вслушиваясь в советы знатной родни, отвечает мужчинам взаимностью. Сначала она крутит роман с Грушницким, а затем спокойно переключает внимание на Печорина. Но, ее любовные чувства не были оценены главным героем. Мысли о женитьбе пугают Печорина и он оставляет княжну наедине с душевными страданиями.

Еще один женский образ был жертвой холодного характера Печорина. Это персона Веры, с которой у главного героя были самые длительные отношения. Они не один раз прерывались, а затем опять начинались. Вера прощала Печорина за все его поступки, терпела его выходки. Но, счастливого конца этих отношений не было. Вера была чужой женой, поэтому, по мнению Печорина не могла быть с ним рядом.

Возможно, был схож с образом Вареньки Лопухиной, в которую был влюблен сам великий автор. В некоторых сюжетах М.Ю. Лермонтов очень похож на главного героя своего романа – он симпатичен, он пользуется внимание женщин. Но, его мысли всегда возвращаются к одному и тому же женскому персонажу. Поэтому, можно предположить, что в некоторых сценах Лермонтов говорит и действует от имени Печорина, как от себя самого.

Вот такими были женщины в романе «Герой нашего времени». Каждая по-своему хороша, интересна и необычна. Но, все они получили огромный душевный удар и страдания от проделок холодного человека – Печорина.

Введение

Женские образы в романе «Герой нашего времени» удались Лермонтову на славу. Так охарактеризовал эту особенность романа писателя знаменитый критик того времени В.Г. Белинский.

Белинский отмечал, что автор создал такие монументальные образы девушек и женщин, что они могли бы соперничать только с героинями романов и повестей А.С. Пушкина. Эти женщины умны, способны, прекрасны душой и телом, они обладают сильной волей, стремятся к реализации себя в обществе. Однако все героини романа по-своему несчастны, хотя, следует признать, что их несчастье является производным от несчастья главного героя – Григория Александровича Печорина.

Именно образ Печорина сюжетно объединяет между собой все женские образы романа.

В произведении представлено несколько центральных женских образов. Это Вера – светская замужняя дама, которую связывает с Печориным любовная история еще во времена, когда молодой герой жил в Петербурге. Это княжна Мери Лиговская – родственница Веры, с которой Печорин знакомится в Кисловодске и из-за скуки влюбляет ее в себя. Это дочь черкесского князя Бэла, похищенная родным братом и отданная Печорину в качестве наложницы. И, наконец, это девушка, которую сам Печорин назвал Ундиной («русалкой») – возлюбленная контрабандиста Янко, случайная знакомая главного героя романа.

Охарактеризуем кратко главных героинь-женщин из этого произведения.

Бэла

Образ гордой черкешенки Бэлы, которую Печорин с помощью ее родного брата похитил и из родительского дома, вызвал горячее участие читающей публики еще при первой публикации романа.
В ряду женских образов в «Герой нашего времени» образ Бэлы является одним из самых трогательных. Бэла была не виновата в случившемся с ней, и, тем не менее, она принимала все удары судьбы мужественно. Ее предал родной брат, отдав ее за коня Казбича, ее предал похититель Печорин, которого она полюбила всем сердцем, но не нашла в его душе взаимности. В итоге ее убил человек, который тоже был в нее тайно влюблен.

Тонкую и чуткую душу Бэлы понимал только Максим Максимович, однако и он не знал, чем ей помочь и тайно радовался ее смерти, понимая, что эту девушку в жизни уже ничего хорошего не ждало.
Любовь Бэлы не смогла пробудить душу Печорина к жизни от самолюбивого эгоизма. Главный герой романа скоро охладел к молодой черкешенке, и героиня, ни в чем не упрекая своего возлюбленного, покорно последовала в могилу, жалея перед смертью лишь о том, что они с Григорием Александровичем относятся к разным верам, поэтому не смогут встретиться в раю.

Следует признать, что образ Бэлы удался Лермонтову в полной мере, позже Л.Н. Толстой в своем рассказе «Кавказский пленник» представит на суд читающей публики образ молодой чеченской девушки Дины, и в этом образе будут черты и Бэлы – такие как преданность и нравственная чистота.

Княжна Лиговская

Образ женщин в романе «Герой нашего времени» значительно дополняет образ княжны Мери – гордой и прекрасной русской дворянки, которая влюбилась в Печорина и призналась ему в своих чувствах, что в те времена считалось недопустимым поведением со стороны девушки из знатной семьи.

Печорин почувствовал, что Мери являлась необычной девушкой из тех, которых он знал. Он увидел в ней ум, характер и душевную силу. И хотя Печорин заявлял Грушницкому, что Мери представляет собой классический образец русской девушки, которая при всей своей гордости и уме в итоге пойдет замуж за человека ничтожного, следуя воле своей маменьки, тем не менее, сам Григорий Александрович решил поиграть с чувствами этой гордой красавицы.

Трудно сказать, насколько искреннее Печорин ухаживал за Мери, однако, следует отметить, что унижал он ее не из чувства злобы, а скорее, повинуясь какому-то грубому внутреннему инстинкту.
Печорин чувствовал душевную силу и чистоту Мери, поэтому стремился ее себе подчинить, хотя не находил в этом подчинении особого для себя смысла.

В итоге Мери также (как и впоследствии Бэла) глубоко переживала историю с Печориным и испытывала страдания от его поступков и его душевной холодности по отношению к ней.

Вера

Роль женских образов в «Герое нашего времени» достаточно велика. Фактически, личность Печорина раскрывается перед нами через призму его взаимоотношений с женщинами, которые представлены в романе.
Большое значение в этом играет образ Веры – светской замужней дамы, с который Печорин был знаком еще в Петербурге. В Кисловодске, где происходит действие повести «Княжна Мери», Печорин снова встретился с Верой. Григорий Александрович помнил о своих чувствах к этой женщине, кажется, что и Вера не забыла своего прежнего возлюбленного.

Многие читатели романа замечали, что образ Веры – один из самых противоречивых в романе. С одной стороны, героиня стремилась к Печорину и лучше всех понимала его душу, полную противоречий, самолюбия и эгоизма, но с другой стороны, именно Вера стала «злым гением» Печорина, фактически, толкнув его на дуэль с Грушницким. В ту ночь, когда Грушницкий, полный ревности, караулил Печорина у дома Мери, он увидел, как Печорин шел на свидание к Вере, однако юный герой решал, что Григорий Александрович пытался соблазнить Мери Лиговскую, в которую сам был влюблен.

Роковая дуэль Печорина и Грушницкого привела к тому, что Вера рассказала мужу правду о своих отношениях с Печориным, муж навсегда увез ее из Кисловодска. Печорин бросился вдогонку, но уже ничего не смог сделать.

«Ундина»

Характеристика женских образов в «Герой нашего времени» была бы неполный, если бы мы не упомянули имя еще одной героини, с которой Печорин встретился на Тамани.

Сам Печорин называл ее «Ундиной», то есть русалкой. Образ этой девушки загадочен. Она была любовницей контрабандиста Янко, которого Печорин фактически застал врасплох. Опасаясь, что Печорин может донести на Янко властям, Ундина заманила Печорина на лодку, пригласив покататься с ней, а потом попыталась утопить своего спутника. Последнее ей, однако, не удалось: Печорин выбросил Ундину за борт.

Поступок Ундины сам герой объяснил ее чувством любви к молодому контрабандисту, однако такая страшная любовь показалась неприятной даже самому Печорину, привыкшему приносить несчастья тем, кого он любил.

Все женщины в романе «Герой нашего времени» являются неповторимыми и яркими личностями. Фактически, они во многом предвосхищают знаменитые женские образы романов Тургенева. Эти женщины красивы, умны, сильны духом, они обладают волею и чуткими и добрыми сердцами. Однако никто из них не смог удержать Печорина от падения в нравственную пропасть, вероятнее всего, потому что сам герой, ища женской любви, не мог до конца понять сердца тех женщин, которых он любил.

Приведенные краткие характеристики женщин и описание их роли в романе пригодятся учениками 9 классов при сборе информации для сочинения на тему «Женские образы в романе «Герой нашего времени»».

Тест по произведению