Краткая биография н а римского. Николай Андреевич Римский-Корсаков: биография, интересные факты, творчество. Николай Римский-Корсаков краткая биография

110 лет назад, 21 июня 1908 года, ушёл из жизни великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Произведения композитора характеризуются образностью, они связаны со сказочным миром, с бытом народа и природой России. Представлены в них и восточные образы.

Николай родился в Тихвине 18 марта 1844 года в дворянской семье Римских-Корсаковых, известной своими традициями службы на флоте. Семейный дом находился на берегу реки Тихвинки, напротив Богородичного Успенского монастыря. Его отец Андрей Петрович был выходцем из знатного дворянского рода, служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем - волынским гражданским губернатором. Начиная с прапрадеда, который был контр-адмиралом флота еще при Елизавете Петровне, все его предки занимали важные посты в администрации или в военной области. Мать, Софья Васильевна, была дочерью крепостной крестьянки и богатого помещика.

Музыкой Николай начал заниматься с шести лет. Ему нравилась церковная музыка, а также русские народные песни. В 11 лет он начал сочинять свои первые музыкальные произведения. Однако сначала казалось, что он продолжит морские традиции семьи. Сильное влияние на будущего композитора оказал его старший брат, Воин Андреевич, морской офицер и будущий контр-адмирал. В двенадцатилетнем возрасте отец привез Николая в Петербург и определил в Морской кадетский корпус. Занимался мальчик хорошо, однако со временем оказалось, что и нравы здешние, и муштра – все ему чуждо. В этом же году виолончелист Улих начал обучать его игре на фортепиано. У будущего композитора появилось настоящее увлечение музыкой: он познакомился с операми Россини, фон Вебера, но особенно его поразили произведения Джакомо Мейербера («Роберт-Дьявол») и Михаила Ивановича Глинки («Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»). Затем появился интерес к музыке Бетховена, Моцарта и Мендельсона. «Я был 16-летний ребёнок, страстно любивший музыку и игравший в неё» - вспоминал Николай Андреевич позднее.

В 16 лет Николай стал брать уроки у Ф. А. Канилле, известного пианиста. Музыка отодвинула на второй план морское дело. В 1862 году умер отец, и семья Римских-Корсаковых переехала в столицу. В том же году благодаря Канилле Николай познакомился с композитором Милием Балакиревым и стал членом его кружка, что оказало решающее воздействие на формирование его личности. В то время в Балакиревский кружок (позднее стал называться «Могучая кучка»), кроме его главы Балакирева и самого Римского-Корсакова, входили Ц. А. Кюи и М. П. Мусоргский. Балакирев руководил работой более молодых коллег и не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений. Под влиянием и руководством Милия Алексеевича было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова - Первая симфония.

Весной 1862 году Николай закончил Морской корпус. Через год Римский-Корсаков отправился в трехгодичное плавание вокруг света на клипере «Алмаз». Николай с детства мечтал о путешествиях. Море завораживало гардемарина: «Чудные дни и чудные ночи! Дивный, темно-лазоревый днем цвет океана сменялся фантастическим фосфорическим свечением ночью. С приближением к югу сумерки становились все короче и короче, а южное небо с новыми созвездиями все более и более открывалось». Позднее эти морские впечатления вдохновят его на создание морских картин в операх «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Но сложная морская служба не оставляла времени на сочинительство. В конце 1862 года гардемарин в свободное от вахт время написал вторую часть Первой симфонии и надолго отложил в сторону ноты.

Римский-Корсаков станет участником русской военной экспедиции к берегам Северной Америки. Во время Гражданской войны в США 1861-1865 гг. Англия и Франция поддерживали конфедерацию Южных штатов. Россия выступила в защиту Севера, возглавляемого правительством Авраама Линкольна. Англичане и французы готовили интервенцию на американском севере. В этих условиях управляющий Морским министерством вице-адмирал Н. К. Краббе предложил провести операцию по стратегическому развертыванию русского флота у берегов Северной Америки. В случае объявления войны коммуникации англичан и французов в Атлантическом и Тихом океанах оказались бы под ударом русских кораблей.

В состав Атлантической эскадры вошли лучшие корабли Балтийского флота: фрегаты «Александр Невский», «Пересвет» и «Ослябя», корветы «Варяг» и «Витязь», клипер «Алмаз». Командующим эскадрой был назначен капитан 1-го ранга Степан Степанович Лесовский с производством в контр-адмиралы. Незадолго до этого он вернулся из служебной командировки в Америку, хорошо знал обстановку в стране, владел английским и французским языками. Тихоокеанскую эскадру представляли корветы «Богатырь», «Калевала», «Рында» и «Новик», клиперы «Гайдамак» и «Абрек» под командованием контр-адмирала Андрея Александровича Попова.

Операция прошла блестяще. По оценке министра иностранных дел России Александра Михайловича Горчакова, «сосредоточение морских сил в Северной Америке в политическом смысле мысль удачная, а в исполнении – отличная». Корабли южан не смели атаковать Сан-Франциско. Англия и Франция отказались от интервенции. Американцы были благодарны русским. Гардемарин Римский-Корсаков напишет своим родным в Россию: «Нашу эскадру здесь приняли дружественно, даже до крайности. В военном платье на берег и показаться нельзя: не ты будешь смотреть, а на тебя будут смотреть. Будут подходить (даже дамы) с изъявлением своего уважения к русским и удовольствия, что они находятся в Нью-Йорке». Таким образом, русские моряки и Россия спасли Америку от англо-французской интервенции и оккупации, которая могла изменить ход . Такая вот прихоть судьбы. И гардемарин Николай Римский-Корсаков был участником этого исторического события.

После возвращения в Россию Николай Андреевич снова попадает в общество членов Балакиревского кружка и с жадностью наверстывает все, что упустил за время плавания: читает, играет, общается, работает над Первой симфонией и исполняет её в концерте. В 1867 году он сочинил «Садко» для оркестра. Это произведение принесёт ему настоящее признание. В этот же период к Николаю пришла любовь. Он увлечен Надеждой Пургольд, которая вместе с сестрой Александрой исполняла произведения, написанные членами кружка. Дальнейшие четыре года композитор работает над оперой «Псковитянка». В это время произошло много важных событий: умер старший брат, в 1871 году Николай начал преподавать в Санкт-Петербургской консерватории, в 1872 году Надежда стала его невестой. Вернувшись из свадебного путешествия, супруги принялись за разучивание новой оперы. В 1873 году состоялась ее премьера. Публика произведение одобрила. С 1873 по 1878 годы Римский-Корсаков занят совершенствованием собственной техники, так как чувствовал значительные пробелы в своем музыкальном образовании.

Следующий прорывом композитора была «Майская ночь» (1880). Сразу после нее Римский-Корсаков попросил разрешения у Островского использовать для сочинения музыки его пьесу «Снегурочка». Драматург дал согласие и был потрясен результатом. Затем композитор начал трудиться над второй оперой на сюжет произведений Гоголя – «Ночь перед Рождеством». Опера «Садко» была поставлена в 1897 году на Московской частной русской оперной сцене и имела большой успех, повторившийся в Петербурге. Та же судьба ждала оперу «Моцарт и Сальери» на текст Пушкина – в 1898 году она с успехом прошла в Москве, в 1899 – в Петербурге. Следующее произведение, «Царская невеста», было принято неоднозначно. Зато общество было в восторге, когда в 1900 году на сцене ожила «Сказка о царе Салтане». Она была написана по случаю празднования столетия со дня рождения А. С. Пушкина.

Совмещение композиторской и педагогической деятельности сказалось на здоровье Николая Андреевича. Однако он смог написать свое самое новаторское произведение – оперу «Кащей Бессмертный» (1902), а затем создать сказочное «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904). Далее было Кровавое воскресенье 1905 года. Студенты на собрании потребовали прекратить занятия до осени. Николай Андреевич их поддержал, за что и был уволен. Впоследствии композитор возвратился в консерваторию и в политической жизни старался не участвовать. В 1906 году Римский-Корсаков начал работу над «Золотым петушком». Через год опера была написана. Генерал-губернатор Москвы воспротивился ее постановке, так как его насторожила острота сатиры на царя. Опера была исполнена в 1909 году, но композитор этого не увидел. В июне 1908 года он умер.

Фото 1897 год

Николай Андреевич Римский-Корсаков известен как композитор, педагог и общественный деятель русского происхождения. Появился на свет 18 марта 1844 года в Тихвине. Населенный пункт получил данное название, потому что лежал на реке Тихвинки. Семейство имело свое поместье, размещенное прямо на берегу реки. Папа - Андрей Петрович, бывший вице-губернатор. Мама - Софья Васильевна, дочка обычной крестьянки и зажиточного землевладельца. По многим сведениям большое влияние на жизнь Николая оказал его брат Воин Андреевич, моряк с офицерским званием.
Когда Николаю исполнилось шесть годков, родители принялись его обучать разным навыкам. Чтение мальчику нравилось сильнее, нежели игра на музыкальных инструментах, тем не менее, он выпустил своё первое музыкальное произведение, когда ему было лишь одиннадцать лет. После смерти папы в 1862 году, всё семейство Римских-Корсаковых перебралось в Петербург. В это же время парень познакомился с известным на то время сочинителем М. Балакиревым, приняв членство его литкружка. Немного спустя, данный кружек получил название "Могучая кучка".
Благодаря помощи и наставничеству Балакирева Николая начал трудиться над написанием Первой симфонии. Как говорил сам Римский-Корсаков, начало было положено еще тогда, когда он учился в Канилле, однако более усердно он начал работать лишь в 1861 году. После окончания Морского корпуса успешно поступил на службу на клипер "Алмаз". Там он пробыл в течении трёх лет. В это время он успел отправиться в Северную Америку и побывать во многих европейских странах.
Из-за большой нагрузки работать над музыкой было некогда, из-за чего в этот период вышла лишь 2 часть Первой симфонии. После такого длительного путешествия мужчина снова посещает свой кружек, где заводит знакомство с его новым членом Бородиным и Чайковским.
Балакирев снова оказывает своё влияние на парня и рекомендует ему продолжить работу над симфонией. Самым первым из программных сочинений становится муз картина "Садко". Тут он впервые объединил реальный мир и сказку.
Благодаря произведениям О. Сенковского, Николай написал симфонический сюит "Антар", который все люди могли услышать в 1869 году.
В 1871 году Николай становится профессором Санкт-Петербургской консерватории.
Лето 1872 ознаменовалось первым вступлением в брак, избранницей стала Надежда Пургольд.
В 1875 Римский-Корсаков стремился улучшить свою технику, в этот период он наткнулся на свои проблемы в образовании и принялся самообучаться. После этого в свет вышла Третья симфония.
В 1880 выходи такой сюит как "Шехеразада" и увертюра "Светлый праздник". Через два года он стал лидером Беляевского кружка.
Во времена революции Римский-Корсаков энергично поддерживал восставших студентов и осудил руководство консерватории, после чего заявил об увольнении, а вернулся лишь после смены администрации.
Смерть настигла русского композитора 21 июня 1908 года, в небольшом городе Любенске Петроградской губернии. После смерти был похоронен на Новодевичьем кладбище в Питере, однако через много лет его захоронение было перенесено.

    Николай Андреевич Римский Корсаков Дата рождения 6 (18) марта 1844(18440318) Место рождения Тихвин Дата смерти 8 (21) июня … Википедия

    Известный русский композитор; род. в 1844 г. в Тихвине; образование получил в морском кадетском корпусе. Среди первых руководителей Р. Корсакова на композиторском поприще наиболее видное место принадлежит М. А. Балакиреву. Трехлетнее дальнее… … Большая биографическая энциклопедия

    НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ КОРСАКОВ (1844 1908), русский композитор. Родился 18 марта 1844 в Тихвине Новгородской губернии. Его родители были большими любителями музыки и с шести лет обучали своего сына игре на фортепиано; в восемь лет он уже… … Энциклопедия Кольера

    Николай Андреевич Римский Корсаков. РИМСКИЙ КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844 1908), композитор. Создатель композиторской школы в России. Член “Могучей кучки”. В произведениях, связанных с миром сказки, народным бытом, картинами природы,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный писатель. Из дворян. Получил образование в петербургском Морском корпусе, по… … Большая советская энциклопедия

    Римский-Корсаков Николай Андреевич - (1844—1908), композитор, педагог, дирижёр, музыкально общественный деятель. Почти вся творческая жизнь Римского Корсакова прошла в Петербурге. В 1856 поступил в Морской корпус, по окончании которого (в чине гардемарина) в 1862—65… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Римский Корсаков (Николай Андреевич) известный русский композитор, родился в 1844 году в Тихвине; образование получил в морском кадетском корпусе. Среди первых руководителей Р. Корсакова на композиторском поприще наиболее видное место принадлежит … Биографический словарь

    - (1844 1908) российский композитор, дирижер, музыкально общественный деятель. Член Могучей кучки. Живописно изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы,… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1844 1908), рус. композитор. Романсы на стихи Л. занимают заметное место в вокальном творчестве Р. К., к рого привлекали элегические, проникнутые лирич. созерцательностью и умиротворенностью произведения. Индивидуальности композитора особенно… … Лермонтовская энциклопедия

    - (1844 1908), композитор, педагог, дирижёр, музыкально общественный деятель. Почти вся творческая жизнь Р. К. прошла в Петербурге. В 1856 поступил в Морской корпус, по окончании которого (в чине гардемарина) в 1862 65 участвовал в… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Римский-Корсаков, Николай Андреевич - РИМСКИЙ КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844 1908) российский композитор, дирижёр, педагог, общественный деятель, музыкальный писатель. Брат В.А. Римского Корсакова. Окончил Морской шляхетный кадетский корпус (1862). В 1862 1865 гг. участвовал в… … Морской биографический словарь

Книги

  • Царская невеста , Римский-Корсаков Николай Андреевич. Репринтное нотное издание Rimsky-Korsakov, Nikolay "The Tsar"s Bride" . Жанры: Operas; Stage Works; For voices, mixed chorus, orchestra; Scores featuring the voice; Scores featuring mixed…
  • Практический учебник гармонии , Римский-Корсаков Николай Андреевич. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) русский композитор, педагог, дирижер, общественный деятель, музыкальный критик; участник Могучей кучки. Среди его сочинений 15 опер, 3…

русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик

Николай Римский-Корсаков

Краткая биография

Никола́й Андре́евич Ри́мский-Ко́рсаков (18 марта 1844, Тихвин - 21 июня 1908, усадьба Любенск, Санкт-Петербургская губерния) - русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Среди его сочинений - 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Родился в городе Тихвине Новгородской губернии в дворянской семье Римских-Корсаковых, известной своими традициями службы на флоте. Семейный дом находился на берегу реки Тихвинки, напротив Богородичного Успенского монастыря. Отец композитора, Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784-1862), служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем - волынским гражданским губернатором; мать, Софья Васильевна, была дочерью крепостной крестьянки и богатого помещика Василия Фёдоровича Скарятина (брат Я. Ф. Скарятина). Сильное влияние на будущего композитора оказал его старший брат, Воин Андреевич, морской офицер и будущий контр-адмирал.

В 6 лет началось его домашнее обучение, в том числе и игре на фортепиано, однако в сравнении с книгами, музыка производила на него меньшее впечатление: из последней ему больше нравилась церковная музыка, а также русские народные песни. В 11 лет он начал сочинять свои первые музыкальные произведения.

В 1856 году отец отдал мечтавшего о путешествиях Николая в Морской кадетский корпус. В 1858 году у будущего композитора появилось настоящее увлечение музыкой: он познакомился с операми Россини, фон Вебера, но особенно его поразили «Роберт-Дьявол» Джакомо Мейербера и произведения Михаила Ивановича Глинки - «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила». Затем появился интерес к музыке Бетховена (его восхищала «Пасторальная симфония» композитора), Моцарта и Мендельсона. «Я был 16-летний ребёнок, страстно любивший музыку и игравший в неё» - вспоминал он позднее. Чувствуя необходимость получить более серьёзное музыкальное образование, с осени 1859 года Николай начал брать уроки у пианиста Ф. А. Канилле.

В 1862 году умер отец, и семья Римских-Корсаковых переехала в Санкт-Петербург. В том же году благодаря Фёдору Канилле Николай познакомился с композитором Милием Балакиревым и стал членом его кружка, что оказало решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов. В то время в Балакиревский кружок, который позднее стал называться «Могучая кучка», помимо его главы Балакирева и самого Римского-Корсакова, входили Ц. А. Кюи и М. П. Мусоргский. Балакирев руководил работой более молодых коллег и не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал с инструментовкой.

Под влиянием и руководством Милия Алексеевича было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова - Первая симфония. По словам самого композитора, эскизы начала симфонии существовали ещё в годы его обучения у Канилле, однако серьёзная работа над сочинением развернулась лишь в 1861-1862 годах - и «к маю 1862 года первая часть, скерцо и финал симфонии были мною сочинены и кое-как оркестрованы».

Этой же весной Николай с отличием окончил Морской корпус и был принят на морскую службу. С 1862 по 1865 год он служил на клипере «Алмаз», участвовавшем в экспедиции к берегам Северной Америки, благодаря чему посетил ряд стран - Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Служба на клипере не оставляла времени для музыки, так что единственное сочинение, появившееся в этот период из-под пера композитора - вторая часть Первой симфонии, Анданте, написанное в конце 1862 года, после чего Римский-Корсаков на время отложил своё сочинительство. Впечатления от морской жизни позднее воплотились в «морских пейзажах», которые композитору удалось запечатлеть в своих произведениях посредством оркестровых красок.

Вернувшись из путешествия, Римский-Корсаков снова попадает в общество членов Балакиревского кружка, он знакомится с его новым участником - химиком и начинающим композитором А. П. Бородиным, с кумиром кружка А. С. Даргомыжским, с сестрой Глинки Л. И. Шестаковой и с П. И. Чайковским.

В. А. Серов. Портрет Н. А. Римского-Корсакова, 1898.

По настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается за свою симфонию: он сочиняет недостающие трио для скерцо и полностью переоркестровывает произведение. Эта партитура (известная как первая редакция симфонии) была впервые исполнена в 1865 году под управлением Балакирева - неизменного исполнителя всех ранних симфонических партитур Римского-Корсакова. Обратившись под влиянием Балакирева к славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживался в музыке национального колорита, что и в дальнейшем будет характеризовать большую часть его творчества. Найденный здесь музыкальный язык, затем был успешно развит в таких сочинениях как «Увертюра на три русские темы» (первая редакция - 1866) и «Сербская фантазия» (1867).

Этапным произведением композитора стала музыкальная картина «Садко» (1867, позднее её музыка будет частично использована в одноимённой опере), самое раннее из программных сочинений Римского-Корсакова. Здесь он выступил как продолжатель традиций европейского программного симфонизма - прежде всего Гектора Берлиоза и Ференца Листа, творчество которых сильно повлияло на композитора; в дальнейшем большая часть произведений Римского-Корсакова также будет связана с определённой литературной программой.

В «Садко» Римский-Корсаков, которого позднее назовут «сказочником», впервые соприкоснулся с миром сказки; здесь он впервые использует придуманный им симметричный лад, так называемую «гамму Римского-Корсакова», которую и в дальнейшем он применял для характеристики фантастического мира в своих музыкальных произведениях. Также впервые композитор попытался здесь изобразить с помощью оркестровых красок морскую стихию (позднее он это делал неоднократно в таких сочинениях, как сюита «Шехеразада», прелюдия-кантата «Из Гомера », операх «Садко» и «Сказка о царе Салтане»).

Программно-сказочное начало получило своё дальнейшее развитие в симфонической сюите «Антар», над которой композитор начал работать в 1868 году как над Второй симфонией, вдохновившись сюжетом восточной сказки Осипа Сенковского. Премьера сочинения состоялась в 1869 году на концерте Русского музыкального общества.

В конце 1860-х годов Римский-Корсаков работает над инструментовкой чужих произведений: помогает Цезарю Кюи с оркестровкой оперы «Вильям Радклиф» и заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского, партитуру его оперы «Каменный гость». Обратившись к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве, в 1872 году он заканчивает оперу по драме Льва Мея «Псковитянка». Летом этого же года он женится на пианистке Надежде Пургольд.

В 1870-е годы границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова расширились: начиная с 1871 года он стал профессором Санкт-Петербургской консерватории, где преподавал классы практического сочинения, инструментовки и оркестровки; с 1873 по 1884 год он инспектор духовых оркестров Морского ведомства, с 1874 по 1881 - директор Бесплатной музыкальной школы. Начиная с 1874 года композитор занялся дирижированием - сначала симфонических концертов, а затем и оперных спектаклей.

В середине 1870-х гг. Римский-Корсаков работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период он обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании и сам начинает изучать дисциплины, преподаваемые в консерватории. Итогом совершенствования композиторской техники стала Третья симфония (до мажор, op. 32). В 1880-е годы композитор создаёт такие симфонические сочинения, как оркестровая сюита «Шехеразада», «Испанское каприччио», увертюра «Светлый праздник».

Начиная с 1882 года Римский-Корсаков возглавлял Беляевский кружок, в 1883-1894 годах он также был помощником управляющего Придворной певческой капеллы. В 1906 г. избран членом Шведской королевской музыкальной академии.

В начале 1890-х годов был некоторый спад творческой деятельности композитора: в этот период он изучал философию, писал статьи, а также пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений. Затем его творчество приобрело исключительную интенсивность: одна за другой из-под пера композитора появляются оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), пролог к опере «Псковитянка» и «Царская невеста» (по драме Льва Мея, 1898).

Во время революционных событий 1905-1907 годов Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов и открыто осудил действия администрации Петербургской консерватории: он уволился и вернулся в консерваторию лишь после предоставления ей частичных автономных прав и смены руководства.

Умер 8 июня 1908 года от инфаркта миокарда в Любенске, в своей загородной усадьбе, где теперь находится мемориальный музейный комплекс композитора, объединяющий в себе две реконструированные усадьбы - дом в Любенске и соседнее имение Вечаша, где композитор жил до 1907 года. Был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. В 1930-х годах захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Педагогическая деятельность

Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, среди его учеников около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, в том числе Фёдор Акименко, Николай Амани, Антон Аренский, Николай Арцыбушев, Мелитон Баланчивадзе, Семён Бармотин, Феликс Блуменфельд, Юлия Вейсберг, Язепс Витол, Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Александр Гречанинов, Макар Екмалян, Василий Золотарёв, Михаил Ипполитов-Иванов, Андрей Казбирюк, Николай Лысенко, Анатолий Лядов, Витольд Малишевский, Николай Малько, Эмиль Млынарский, Николай Мясковский, Александр Оссовский, Сергей Прокофьев, Отторино Респиги, Николай Соколов, Александр Спендиаров, Игорь Стравинский, Александр Танеев, Николай Черепнин, Максимилиан Штейнберг.

Семья

Римский-Корсаков обвенчался 30 июня 1872 года в парголовской церкви с пианисткой Надеждой Пургольд (1848-1919). У них родились сыновья Михаил (1873-1951), Андрей (1878-1940), Владимир (1882-1970), Святослав (1889-1890), дочери Софья (1875-1943), Надежда (1884-1971), Мария (1888-1893).

Могила Н. А. и Н. Н. Римских-Корсаковых.
Автор надгробия Н. К. Рерих. Тихвинское кладбище (Александро-Невская лавра)

Жена - Надежда Николаевна Пургольд (1848-1919) - пианистка, композитор, музыковед.

  • Дети и внуки:
  • Михаил Николаевич (1873-1951) - зоолог-энтомолог, лесовод. Был женат дважды:
    • 1-я жена: Елена Георгиевна Рокка-Фукс (1871-1953);
      • дети:
      • Наталья Михайловна (1900-1901),
      • Георгий Михайлович (1901-1965) - музыковед, композитор и акустик,
      • Вера Михайловна (1903-1973) - библиограф,
      • Елена Михайловна (1905-1992) - преподаватель иностранных языков.
    • 2-я жена: Евгения Петровна Бартмер (1884-1929);
      • дети:
      • Игорь Михайлович (1911-1927),
      • Ольга Михайловна (1914-1987) - кандидат геолого-минералогических наук.
  • Софья Николаевна, в замужестве Троицкая (1875-1943) - певица, умерла от голода в блокаду.
    • муж Владимир Петрович Троицкий (1876-ок. 1926),
      • дети:
      • Ирина Владимировна, в замужестве Головкина, (1904-1989) - автор книги «Лебединая песнь. Побеждённые»;
      • Людмила Владимировна (?-1942), умерла в мае 1942 года в ссылке в Тюмени.
  • Андрей Николаевич (1878-1940) - музыковед, редактор, доктор философии.
    • жена Юлия Лазаревна Вейсберг (1879-1942), композитор, критик и публицист, ученица отца. Погибла во время блокады.
      • Всеволод Андреевич (1915-1942) - филолог, переводчик, погиб во время блокады.
  • Владимир Николаевич (1882-1970) - титулярный советник, альтист Мариинского театра.
    • жена Ольга Артемьевна Гилянова (1887-1956).
      • дети:
      • Андрей Владимирович (1910-2002) - физик-акустик, доктор физико-математических наук;
      • Татьяна Владимировна (1915-2006) - архитектор, специалист-градостроитель, автор двух книг о своём деде Н. А. Римском-Корсакове.
  • Надежда Николаевна (1884-1971),
    • муж Максимилиан Осеевич Штейнберг (1883-1946), композитор, дирижёр и педагог.
      • дочь:
      • Надежда Максимилиановна Штейнберг (1914-1987) - филолог, автор грамматики французского языка.
  • Мария Николаевна (1888-1893), умерла в детстве;
  • Святослав Николаевич (1889-1890), умер во младенчестве.

Список сочинений

Оперы

  • Псковитянка
  • Майская ночь
  • Снегурочка
  • Млада
  • Ночь перед Рождеством
  • Садко
  • Моцарт и Сальери
  • Боярыня Вера Шелога (пролог к опере «Псковитянка»)
  • Царская невеста
  • Сказка о царе Салтане
  • Сервилия
  • Кащей Бессмертный
  • Пан воевода
  • Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
  • Золотой петушок

Симфонические произведения

  • Симфония № 1
  • Сказка (симфоническая пьеса)
  • Симфония № 2
  • Симфониетта
  • Увертюра на темы трех русских песен
  • Антар
  • Симфония № 3
  • Шехеразада (симфоническая сюита)
  • Испанское каприччио
  • Светлый праздник (увертюра)
  • Садко
  • Снегурочка (сюита)
  • Ночь перед Рождеством (сюита)
  • Концерт для фортепиано с оркестром

Вокальные сочинения

  • около 80 романсов
  • сборники: «100 русских народных песен», «40 народных песен».

Книги

  • Летопись моей музыкальной жизни
  • Практический учебник гармонии
  • Основы оркестровки

Адреса в Санкт-Петербурге

  • Лето 1856 года - квартира П. Н. Головина в доме О. П. Зубовой (Миллионная улица, д. 6);
  • 1867 - сентябрь 1871 года - доходный дом Аренс (7-я линия Васильевского острова, д. 4);
  • сентябрь 1871-1872 - доходный дом Зарембы (Пантелеймоновская улица, ныне улица Пестеля, д. 11, кв. 9);
  • 1872 - осень 1873 года - дом Морозовых (Шпалерная улица, д. 4);
  • осень 1873-1883 - доходный дом Кононова (Фурштатская улица, д. 33, кв. 9);
  • 1883-1889 (Владимирский проспект, д. 18, кв. 5);
  • 1889 - 19 сентября 1893 года - дом Капеллы (набережная реки Мойки, д. 20);
  • 19 сентября 1893 - 21 июня 1908 года - дворовый флигель доходного дома М. А. Лавровой (Загородный проспект, д. 28, кв. 39).

Память

Памятник Н. А. Римскому-Корсакову на Театральной площади в Санкт-Петербурге. Скульпторы В. Я. Боголюбов и В. И. Ингал

  • Мемориальный музей-заповедник Н.А. Римского-Корсакова в Псковской области
  • Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
  • Консерватория имени Римского-Корсакова в эквадорском городе Гуаякиль (исп. Conservatorio Superior de Música Rimsky-Korsakov )
  • В 1952 году (30 ноября) Римскому-Корсакову был установлен памятник у Ленинградской консерватории на Театральной площади (скульпторы В. И. Ингал, В. Я. Боголюбов, архитектор М. А. Шепилевский) Объект культурного наследия № 7810110000 // Реестр объектов культурного наследия Российской Федерации. Проверено
  • В Ленинграде в 1971 году был открыт Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова Объект культурного наследия № 7810522000 // Реестр объектов культурного наследия Российской Федерации. Проверено
  • Музей в Тихвине, в доме, где родился композитор Объект культурного наследия № 4710152000 // Реестр объектов культурного наследия Российской Федерации. Проверено
  • В Николаеве возле Детской музыкальной школы № 1, названной в честь Римского-Корсакова, в 1978 году установлен его бюст.
  • В 1966 году Краснодарскому музыкальному училищу было присвоено имя Н. А. Римского-Корсакова.
  • В 1992 году имя композитора было присвоено ДШИ № 1 в Москве в ВАО.
  • Детская Музыкальная школа № 1 имени Н. А. Римского-Корсакова в Пскове.
  • Детская Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (ранее Музыкальная школа для взрослых имени Н. А. Римского-Корсакова).
  • Детская Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова в Луге
  • Детская школа искусств имени Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине.
  • Музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге.
  • Детская музыкальная школа № 1 имени Н. А. Римского-Корсакова в г. Нижний Тагил
  • Музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова в Могилёве

Произведения Римского-Корсакова характеризуются изобразительностью, им присуща особая чистота лирики. Все они связаны со сказочным миром, с бытом народа, с природой России. Немаловажным является и представление в них восточных образов.

Н. А. Римский-Корсаков. Биография: детские годы

Будущий композитор родился в Тихвине в марте 1844 года. Его отец был выходцем из знатного дворянского рода. Начиная с прапрадеда, который был контр-адмиралом флота еще при все его предки занимали важные посты в администрации или в армии. Музыкой Ника (так называли мальчика родные) начал заниматься с шести лет. Но скучные учителя не смогли привить ребенку любовь к предмету.

Н. А. Римский-Корсаков. Биография: отъезд в Петербург

В двенадцатилетнем возрасте отец привез Николая в северную столицу и определил в морской корпус кадетом. Сбылась его детская мечта. Занимался мальчик с усердием, однако со временем оказалось, что и нравы здешние, и муштра - все ему чуждо. В этом же году виолончелист Улих начал обучать его игре на фортепиано. В 16 лет Николай стал брать уроки у Ф. А. Канилле, известного пианиста. Музыка отодвинула на второй план морское дело, чем очень был недоволен старший брат Николая. К тому же юноша в 1861 году вступил в балакиревский кружок. Римский-Корсаков был очень рад, что увлеченные музыкой люди приняли его как равного. В этот же период Николай переживает тяжелую утрату - смерть отца. Через год Римский-Корсаков отправился в плавание вокруг света. Во время путешествия он написал только одно Анданте для симфонии.

Римский-Корсаков. Биография: 1865-1882 годы

После возвращения на родину он с жадностью наверстывает все, что упустил за время плавания: читает, играет, общается, работает над Первой симфонией и исполняет ее в концерте. В 1867 году он сочинил «Садко» для оркестра. Эта «музыкальная картина» принесла ему настоящее признание. В этот же период к Николаю пришла любовь. Он увлечен Надеждой Пургольд, которая вместе с сестрой Александрой исполняла произведения, написанные членами кружка. Дальнейшие четыре года композитор работает над оперой «Псковитянка». В это время произошло много волнующих событий: умер старший брат, в 1871 году Николай начал преподавать в консерватории, в этом же году Надежда Пургольд стала его невестой. Вернувшись из свадебного путешествия, супруги принялись за разучивание новой оперы. В 1873 году состоялась ее премьера. Публика произведение одобрила. С 1873 по 1878 годы Римский-Корсаков занят совершенствованием собственной техники, так как чувствовал значительные пробелы в своем музыкальном образовании. Члены кружка этого усердия не поняли.

Они предупреждали, что технически совершенные произведения окажутся на порядок ниже тех, что написаны душой. Так и произошло. Третья симфония, исполненная в 1876 году, была принята публикой и прессой довольно сдержанно. И вот, наконец, к композитору пришло долгожданное вдохновение: очень быстро он написал оперу «Майская ночь». Сразу после нее Римский-Корсаков попросил разрешения у Островского использовать для сочинения музыки его пьесу «Снегурочка». Драматург дал согласие и был потрясен результатом.

Римский-Корсаков. Биография: 1894-1902 годы

В этот период композитор начал трудиться над второй оперой на сюжет произведений Гоголя - «Ночь перед Рождеством». Следующее произведение, «Царская невеста», было принято неоднозначно. Зато не было конца овациям, когда в на сцене ожила «Сказка о царе Салтане». Она была написана по случаю празднования столетия со дня рождения А. С. Пушкина.

Краткая биография Римского-Корсакова: последние годы

Совмещение композиторской и педагогической деятельности не могло не сказаться на здоровье Николая Андреевича. Однако это не помешало ему написать свое самое новаторское произведение - оперу «Кащей Бессмертный». Далее было потрясение «кровавым воскресеньем» 1905 года. Студенты на сходке требовали прекратить занятия до осени. Николай Андреевич их поддержал, за что и был уволен. За ним, выражая таким образом протест, из консерватории ушли еще многие профессора. С тех пор мысль о написании такой оперы, в которой можно было бы изобличить царизм, не оставляла Римского-Корсакова. В 1906 году он начал работу над «Золотым петушком». Через год опера была написана. воспротивился ее постановке, так как его насторожила острота сатиры на царя. Опера все-таки была исполнена в 1909 году, но композитор этого не увидел. В июне 1908 года он умер.