Краткая биография а дюма отца. Биография александра дюма. Оценка по биографии

Александр Дюма является великим французским писателем. Его произведения интриговали и интересовали читателей с их появления и до наших времен. Мировую известность писатель получил благодаря двум самым популярным романам французской литературы - «Три мушкетера» и «Граф Монте-Кристо».

У Александра Дюма был сын, который тоже имел имя Александр и также выбрал жизненный путь писателя, поэтому для ясности к Александру Дюма старшему добавляют приставку «отец» .


Творчество Александра Дюма-отца

Во времена перестройки или так называемой «Реставрации» свой литературный творческий путь и начинает Александр Дюма-отец. В это время происходят государственные реформации и изменения, король вынужден прислушаться к мнению людей и ввести в государство конституцию. Изменения происходили и во французском парламенте. Проанализировав политическую ситуацию, Александр Дюма-отец находит свое направление в творчестве, что уже выразилось в первых главах романа «Граф Монте-Кристо».

Самыми яркими литературными произведениями можно назвать:

  • цикл «Время Регентства»;
  • цикл «Революция».


Краткая биография Александра Дюма-отца

Писатель родился в 1802 году, в маленьком городке Виллер-Котре, в семье известного кавалерийского генерала наполеоновской армии. Так как его бабушка по отцовской линии была темнокожей, Александр Дюма-отец являлся квартеронцем и всю жизнь очень гордился этим .

В своем небольшом городке Александр провел все детство и юность. Там же он подружился с человеком, который оказал мощное влияние на становление Александра как драматурга. Это был Адольф де Лёвен. Он часто любил бывать в парижских театрах, куда приглашал Александра Дюма-отца.

Используя кое-какие связи, которые остались после отца, Александр Дюма-отец переехал в Париж. Там он устроился работать в канцелярию и в это же время учился. Первыми сочинениями, которые автор опубликовал, были журнальные статьи, водевили и пьесы.

Так как дебютный водевиль «Охота на любовь» сразу приняли к постановке, драматург принялся за написание драмы. Хотя его пьесы и драматические произведения невозможно назвать идеальными или совершенными, но они обладали особенной чертой, держали внимание зрителя до конца . В итоге это стало его заработком.

При своей жизни Дюма-отец публикует огромное количество произведений, вызывая различные слухи. Считали, что у него были соавторы - негры, которые работали на него.

Умер в 1870 году в г. Пюи, позднее его прах перезахоронили в парижском Пантеоне.

Имя: Александр Дюма (Alexandre Dumas)

Возраст: 68 лет

Место рождения: Виллер-Котре, Франция

Деятельность: писатель, драматург и журналист

Семейное положение: был женат


Александр Дюма: биография

Успех, долги и женщины - под этим девизом шел по жизни классик авантюрного романа Александр Дюма.

В 1822 году в Париж прибыл странного вида молодой человек: высокий, смуглый, нелепо одетый. У юноши, бабка которого была темнокожей рабыней с Гаити, не имелось ни образования, ни денег, зато в избытке присутствовали оптимизм и чувство собственного достоинства. Нет, его звали не Д"Артаньян, а Дюма. Вместо шпаги оружием было перо, а в кармане лежало рекомендательное письмо не к господину де Тревилю, а к другу отца генералу де Фуа. Дюма преодолел почти 50 миль от родного городка Виллер-Котре до столицы Франции с твердым намерением сделать карьеру писателя.


Его отец, генерал-республиканец, скончался, не оставив жене и сыну ничего, кроме долгов. Александр сам, под присмотром местного аббата, научился читать и писать и был взят помощником к нотариусу. Свое скромное жалованье он проигрывал в бильярдной, пока, наконец, ему не повезло. Дюма выиграл 600 рюмок абсента, которые предпочел взять деньгами. Деньги были нужны, чтобы отправиться в Париж. Благодаря протекции Александр получил место писца у самого герцога Орлеанского. Он быстро сделал карьеру, став личным библиотекарем герцога.


Образ жизни Дюма вел богемный - посещал театры и салоны, много читал, восполняя пробелы в образовании. Очень скоро он стал в Париже «своим». На досуге писал пьесы и новеллы - некоторые издал за свой счет, другие взяли к постановке небольшие театры.

У выскочки-литератора было два кумира - Шекспир и Гюго . Со вторым он познакомился благодаря кружку романтиков. Новое движение в литературе и натолкнуло его на идею написать роман с историческим сюжетом, но обязательно живой и интригующий.


Роман пришлось отложить из-за разгоревшейся революции. Азартный Дюма с энтузиазмом полез на баррикады. Ему повезло: шальная пуля в его исполинское тело не попала, а покровитель герцог Орлеанский пришел к власти. Тогда же в моду вошли романы-фельетоны, которые печатались в газете отрывками с продолжением и хорошо оплачивались. Дюма вспомнил о своей идее историко-приключенческого романа и засел в кабинете, исписывая тонны бумаги и уделяя сну не более трех часов в сутки.

Александр Дюма: Литература, книги

Вскоре романами Дюма зачитывалась вся Франция, его узнавали на улицах, в гостиницах и лавках писателя ждали почет и преференции. Одако он понял, что не справляется. И тогда ему пришла в голову блестящая мысль: нанять молодых, никому не известных писателей - «литературных негров». Александр отдавал им ничтожную часть своих гонораров, с ходу включая во все написанное ими ироничные описания и живые диалоги.

После бешеного успеха «Трех мушкетеров», «Графа Монте-Кристо» и других произведений Дюма упрекали в пренебрежении историческими фактами, а некоторые из «соавторов» даже судились с ним. Поговаривали, что одним из тайных помощников Алесандра Дюма был его талантливый сын, тоже Александр, позже прославившийся своим романом «Дама с камелиями».


К нищему провинциалу хлынули деньги, вот только правильно распорядиться ими он оказался не в состоянии. Сначала Александр выстроил собственный замок, который назвал «Монте-Кристо», а рядом возвел второй, поменьше -«Замок Иф», для работы. Готические окна и башенки, затейливые скульптуры и витражи, искусственный фонтан, винные погреба, конюшня с лучшими скакунами и птичий двор были призваны затмить соседей-аристократов.

Как только замок был готов, Дюма стал закатывать пиры, длившиеся неделями. Рекой лилось дорогое шампанское, закуски готовили лучшие повара, а ночное небо озаряли фейерверки. Большинство гостей Александр даже не знал в лицо, что не мешало ему одалживать им крупные суммы и делать роскошные подарки. Сам же хозяин во время шумных вакханалий предпочитал все больше отсиживаться в рабочем кабинете, работая над новым романом.

Отношение к деньгам у Дюма было фантастическим: он трудился в поте лица, экономил на проезде, предпочитая идти пешком, сыну вместо денег отдавал свою поношенную одежду и башмаки и при этом умудрялся спускать огромные деньги на кутежи. Неумение организовать финансовую дисциплину в конце концов привело Дюма в долговую тюрьму, а его замок был продан с аукциона. Однако предприимчивому писателю вскоре удалось вновь разбогатеть. По воспоминаниям друзей, за свою бурную жизнь он «вставал на ноги» и разорялся по меньшей мере раз двадцать.

Александр Дюма: биография личной жизни

Обладатель огромного роста и не менее огромного живота, Дюма питал слабость к плотским радостям, особенно вкусной еде и хорошеньким женщинам. Красавицы слетались к нему, как мотыльки на огонек, и он не отказывал ни одной из них. Биографы подсчитали, что у Дюма было по меньшей мере 500 любовниц и 50 незаконнорожденных детей. Однако он признал лишь одного ребенка -первенца Александра, которого в молодые годы ему родила соседка.


Завистники утверждали: писатель крутил романы сразу с несколькими женщинами, которым вместо дорогих украшений дарил свои стихи, часто скабрезного содержания. Если красотка обижалась, он ее успокаивал: «Дорогуша, однажды ты это продашь за хорошие деньги!» С некоторыми писательницами, танцовщицами и актрисами его связывали многолетние отношения.


Одной из них была актриса Ида Феррье, которую Дюма увел у богатого аристократа. Семь лет искусная обольстительница безуспешно пыталась привести Дюма к алтарю. Тогда хитрая женщина прибегла к шантажу. Зная о финансовой нестабильности Александра, она попросила своего бывшего опекуна скупить его долговые расписки и предложила писателю выбор: или узакониваем отношения, или ты отправляешься в тюрьму. Пришлось Дюма выбрать брачные узы. Но супругу свою он не любил, постоянно ей изменял, в итоге Ида переключилась на сицилийского князя. Когда в возрасте 48 лет жена скончалась, Дюма горевал не слишком долго, через короткое время вновь пустился в любовные приключения.


От своих «дам сердца» писатель не скрывал, что в реальной жизни не склонен к романтике и сентимен-там, предпочитая женской ножке свиную рульку. Однако многие из них любили этого великана-обжору с неприступным, но добрым сердцем и при расставании впадали в истерику и даже грозили покончить с собой. Дюма говорил, что в реальной жизни не склонен к романтике и предпочитает женской ножке свиную рульку. После смерти романиста его сын еще долгое время получал письма от бывших пассий отца, в которых те рассказывали, каким прекрасным человеком он был.


В последние годы Дюма много путешествовал (в том числе и по России), вместо пьес и новелл издавая путевые заметки, которые продавались не хуже. Однако удача в конце концов отвернулась от него. После революций Франция больше не хотела читать исторические произведения, а других постаревший Дюма писать не мог. Он все еще жил на широкую ногу и влезал в долги, когда у него случился инсульт, затем еще один. Больного, почти обездвиженного, нищего 68-летнего отца приютил у себя сын.


Через несколько месяцев, в декабре 1870 года, известный на весь мир автор авантюрных романов скончался у Дюма-младшего на руках. Перед последним вздохом он успел прошептать: «Сынок, я совсем не тот, как думают многие. Я приехал в Париж с одним золотым, и я сохранил его для тебя!» С этими словами Дюма вложил в его руку монету.

Знаменитый писатель, классик мировой литературы, создатель легендарных «Трех мушкетеров» Александр Дюма появился на свет 24 июля 1802 года в городке Виллер-Контре. Его отец Том был отставным генералом, а мать Мария в свое время воспитывалась в семействе владельца трактира.

Биография

Детские годы мальчика прошли в полной нищете. Чтение и письмо он освоил довольно рано благодаря усилиям сестры и матери. После смерти отца семья полностью лишилась средств к существованию. Мария безуспешно пыталась устроить сына в военную школу. В результате Александр стал учиться в колледже аббата Грегуара, где освоил латынь, занимался грамматикой и выработал красивый почерк, который впоследствии ему очень пригодился. Первым местом работы Дюма стала контора нотариуса, где он трудился в качестве клерка. Все это время молодого человека тянуло в столицу Франции. Его мечты осуществились после того, как Александра взял на работу в свою канцелярию герцог Орлеанский. В это же время Александр Дюма знакомится с парижскими литераторами и начинает писать свои первые художественные произведения. В 1829 году выходит его пьеса «Генрих III и его двор», после постановки которой к писателю пришла слава. Впоследствии он написал для театров Парижа такие драматические произведения, как «Нельская башня» и «Антонии».

Все фото 10

В 30-х годах в голове Александра Дюма родилась идея написать несколько романов на исторические темы, в которых разворачиваются события в течение последних пяти столетий. В итоге у писателя вышла целая серия произведений, начало которой было положено романом «Изабелла Баварская». В его книгах реальные участники исторических событий пересекались с придуманными персонажами. После выхода в свет книги «Шевалье д’Арманталь» писатель понял, что нашел свой стиль, который отныне станет его визитной карточкой. Парижские издатели выстраивались в очередь, чтобы получить право первыми опубликовать его новое произведение. После выхода романа «Три мушкетера» Александр Дюма при жизни стал классиком. По подсчетам исследователей французской литературы, Alexandre Dumas признан самым плодовитым автором. Его произведения иногда сравнивали с горячими пирожками, которые свежи и вкусны. Благодаря писателю его земляки в увлекательной форме смогли лучше узнать историю родной страны. В цикл о мушкетерах автор также включил романы «Виконт де Бражелон» и «Двадцать лет спустя». Кроме того, из-под его пера вышла классика романтической литературы – «Королева Марго». В книге «Анж Питу» писатель поведал читателям о периоде правления последних королей Франции.

Александр Дюма много путешествовал и мечтал попасть в Россию. В 1840 году вышел его роман «Учитель фехтования», главным героем которого стал декабрист Анненков. После публикации этого произведения во Франции его было запрещено издавать на территории Российской империи. На самом деле эта книга тайно была напечатана, и с ней ознакомилась даже императрица. Когда умер Николай I, Дюма разрешили въезд в империю, и он совершил долгожданное путешествие в Москву и Санкт-Петербург, а также посетил ярмарку в Нижнем Новгороде, где его ждала неожиданная встреча с реальными персонажами «Учителя фехтования» Анненковыми. Оказалось, в России читатели прекрасно знакомы с французской литературой и обожают его романы. Во время путешествия по империи знаменитый литератор также побывал в Калмыкии и Астрахани. Путевые заметки Александра Дюма о его российских впечатлениях имели на родине писателя такой же успех, как и его самые знаменитые романы.

Личная жизнь

В 1840 году Дюма создал семью вместе с актрисой Идой Ферьер, хотя до конца своих дней имел много любовниц. Этот брак продлился всего лишь четыре года и завершился расставанием, но официального развода так и не произошло. Писатель был изрядным транжирой, и деньги у него никогда не залеживались. Во второй половине 40-х годов он закончил строительство собственного замка вблизи Порт-Марли, который назвал Монте-Кристо. В свое время Александр Дюма занимался издательской деятельностью и даже открыл собственный театр, но оба дела прогорели. В 1851 году из-за больших долгов ему пришлось уехать в Бельгию. Там он начал работу над написанием мемуаров, которые были созданы в его фирменном увлекательном стиле. Когда началась война между Францией и Пруссией, у классика мировой литературы случился сердечный удар, и его наполовину парализовало. Дюма перебрался к своему сыну, где вскорости потерял дар речи, а со временем не смог подниматься с постели. 5 декабря 1870 года знаменитый писатель умер. Его тело было предано земле в Невиль-де-Полле. После войны сын классика мировой литературы совершил перезахоронение останков Александра Дюма в Виллер-Котре рядом с его родителями.

Награды Автограф Медиафайлы на Викискладе Цитаты в Викицитатнике

Алекса́ндр Дюма́, отец (фр. Alexandre Dumas, père ; 24 июля , Вилле-Котре - 5 декабря , Пюи) - выдающийся французский писатель , драматург и журналист . Один из самых читаемых французских авторов. Его книги переведены более чем на 100 языков. Работал во многих жанрах: пьесы, романы, статьи и книги о путешествиях. Его работы насчитывают 100 000 страниц . В 1847 году Дюма основал в Париже Исторический Театр. Дюма - автор двух самых известных романов французской литературы «Граф Монте-Кристо » и «Три мушкетёра » (оба написаны в 1844-1845).

Своё детство, отрочество и юность Дюма провёл в родном городе. Там он подружился с Адольфом де Лёвеном , своим ровесником, поэтом и завсегдатаем парижских театров. Дюма решил непременно стать драматургом. Без денег и связей, надеясь лишь на старых друзей отца, он решил перебраться в Париж . Двадцатилетнему Александру, не имевшему образования (его козырем был лишь прекрасный почерк), дали должность в Пале-Рояле (Париж) в канцелярии при герцоге Орлеанском , которую помог получить генерал Фуа . Дюма принялся пополнять своё образование. Один из его знакомых составил для Александра список авторов, которых он был должен прочитать: туда входили книги классиков, мемуары, хроники. Дюма посещал театры с целью изучить профессию драматурга, на одном из спектаклей он случайно познакомился с Шарлем Нодье . Вместе с Левеном, считавшим, что успеха легче добиться в лёгком жанре, Дюма сочинил водевиль «Охота и любовь», тот был принят к постановке театром Амбигю.

Однажды на одной из выставок ежегодного Салона Дюма обратил внимание на барельеф с изображением убийства Джованни Мональдески . Прочитав во «Всемирной биографии» статьи о Мональдески и шведской королеве Кристине , Дюма решил написать на эту тему драму. Сначала он предложил сотрудничество Сулье , однако в конце концов каждый решил написать свою «Кристину». Пьеса Дюма понравилась королевскому комиссару при Комеди Франсез барону Тейлору , с его помощью «Кристину» приняли при условии, что Дюма её доработает. Однако против постановки драмы возражала всесильная мадемуазель Марс , коньком которой был классический репертуар. Когда же молодой автор наотрез отказался внести по её просьбе исправления в пьесу, мадемуазель Марс сделала всё, чтобы «Кристина» не появилась на сцене Комеди Франсез.

Дюма, которому надо было содержать мать, а также незаконнорождённого сына Александра , за два месяца написал пьесу на новую тему - драму «Генрих III и его двор». Актёры Комеди Франсез после читки пьесы в салоне Мелани Вальдор , попросили принять ее к постановке вне очереди.

Премьера прошла успешно 10 февраля 1829 года, и это была победа романтиков в театре, до сих пор считавшемся опорой классицизма.

Дюма стал завсегдатаем знаменитого салона Нодье в Арсенале, где собирались представители новой школы - романтизма . Он одним из первых обратился к драме из современной жизни, отважился коснуться роли страсти в современном обществе. Новым было и то, что автор наделил современного человека таким накалом чувств, который, по общепринятому мнению, был скорее свойственен эпохе Возрождения.

Пьесы Дюма не отличались художественным совершенством , но он, как никто другой владел умением держать внимание публики с первого до последнего акта и сочинять эффектные реплики под занавес. Его имя на афише для директоров театров означало большие сборы, а для других драматургов он стал соавтором, способным привести к успеху самые неудачные пьесы.

Дюма участвовал в борьбе за объединённую Италию , был лично знаком и близок с Гарибальди . Известие о первых поражениях французов во время франко-прусской войны Дюма воспринял как личное горе. Вскоре его настиг первый удар . Полупарализованный он успел добраться до дома сына, где и скончался через несколько месяцев.

В 2002 году прах Дюма был перенесён в парижский Пантеон .

Его произведения были переведены на множество языков и служат материалом для многочисленных театральных постановок и кинофильмов.

Творчество

Свою литературную деятельность писатель начинает во время Реставрации , когда восторжествовала монархия Бурбонов , пытавшаяся привлечь на свою сторону представителей буржуазии и осуществлявшая политику искоренения всех важнейших преобразований, совершённых во Франции в период буржуазной революции -1794 годов . Король Людовик XVIII , не имея возможности полностью восстановить дореволюционные порядки, был вынужден ввести конституцию. Новый французский парламент состоял из двух палат: в палате пэров заседали назначенные королём высокопоставленные лица, а палата депутатов избиралась самыми богатыми слоями населения Франции. Наиболее консервативные круги дворянства в ту пору добивались восстановления былых привилегий и боролись за полное торжество монархического деспотизма. Здесь же будущий автор «Графа Монте-Кристо» достаточно осмысленно воспринял курс государственной политики, дав о нём представление уже в первых главах своего произведения.

Была ли его пьеса исторической? Не больше и не меньше, чем романы Вальтера Скотта. История полна тайн. У Дюма всё оказалось ясным и определённым. Екатерина Медичи держала в руках нити всех интриг. Генрих III расстраивал планы герцога де Гиза. Впрочем, Дюма и сам отлично понимал, что в действительности все эти приключения были куда более сложными. Но какое это имело для него значение? Он хотел лишь одного - бурного действия. Эпоха Генриха III с её дуэлями, заговорами, оргиями, с разгулом политических страстей напоминала ему наполеоновскую эпоху. История в обработке Дюма была такой, какой её хотели видеть французы: весёлой, красочной, построенной на контрастах, где Добро было по одну сторону, Зло - по другую. Публика 1829 года, наполнявшая партер, состояла из тех самых людей, которые совершили великую революцию и сражались в войсках империи. Ей нравилось, когда королей и их дела представляли в «картинках героических, полных драматизма и поэтому хорошо им знакомых».

Вслед за «Генрихом III» Дюма пишет ряд известных драм и комедий , пользовавшихся в своё время громкой славой. К ним относятся: «Христина» , «Антони» , «Кин, гений и беспутство» , «Тайны Нельской башни » .

Александр Дюма расширил круг знаний благодаря изучению трудов известных французских историков П.Баранта , О.Тьерри, Ж.Мишле . Разрабатывая в своих произведениях национально-историческую тематику, он разделял во многом взгляды Огюстэна Тьерри , который в своих исследованиях стремился проследить закономерную последовательность происходивших в определённую эпоху событий, определить содержание сочинений, призванных стать подлинной историей страны.

Книга Дюма «Галлия и Франция» () свидетельствовала об осведомлённости автора в вопросах национальной истории. Рассказывая о ранней эпохе становления галльского племени, борьбе галлов с франками , Дюма цитирует многие труды по французской истории. В заключительной главе книги автор выразил критическое отношение к монархии Луи Филиппа. Он написал, что при новом короле трон поддерживает элита фабрикантов, землевладельцев, финансистов, предсказывал, что во Франции в будущем возникнет Республика как форма широкого народного представительства. Положительный отзыв об этом произведении Тьерри окрылил автора, и он с ещё большим усердием принялся за изучение многих трудов французских историков.

В 30-х годах у Дюма возник замысел воспроизвести историю Франции -XIX веков в обширном цикле романов, начало которому было положено романом «Изабелла Баварская» (). Исторической основой послужили «Хроника Фруассара» , «Хроника времён Карла VI» Ювенала Юрсина, «История герцогов Бургундских» Проспера де Баранта.

Историю Франции он также показал в двух исторических романах-жизнеописаниях: «Людовик XIV» и «Наполеон».

Соавторы

Позднее, когда отношения с Дюма были испорчены, Маке утверждал, что написал письмо под нажимом. В 1858 году Маке подал в суд на Дюма, требуя признать своё соавторство при создании 18 романов, но проиграл один за другим три процесса. В последние дни жизни Дюма, уже будучи тяжело больным, говорил сыну о «тайных счётах» между ним и Маке. Сообщая Маке о смерти отца, Дюма-сын спрашивал, не было ли у соавторов особого соглашения. В письме от 26 сентября 1871 года тот уверял, что никаких «таинственных счётов» не было:

В самом деле, дорогой Александр, Вы лучше кого бы то ни было знаете, сколько труда, таланта и преданности предоставил я в распоряжение Вашего отца за долгие годы нашего сотрудничества, поглотившего моё состояние и моё имя. Знайте также, что ещё больше вложил я в это дело деликатности и великодушия. Знайте также, что между Вашим отцом и мною никогда не было денежных недоразумений…

Вклад Маке (и других соавторов) в романы, подписанные Дюма, остаётся предметом дискуссий и в настоящее время. В первую очередь Маке претендовал на соавторство «Трёх мушкетеров». Современные литературоведы эти претензии отвергают: главным аргументом служит тот факт, что Маке самостоятельно не сумел даже приблизиться к уровню этого шедевра исторической прозы. Но существование «фабрики» не вызывает сомнений: литературное наследие Дюма составляет сотни томов, и написать столько в одиночку (и даже продиктовать) физически было невозможно даже самому трудолюбивому и работоспособному автору, тем более за ту сравнительно недолгую жизнь, что прожил Дюма. И сегодня, в XXI веке, Дюма по прежнему держит первенство среди самых плодовитых писателей в мире.

В 2010 году вышел фильм «Другой Дюма» про его соавторство с Маке и начало их соперничества.

Экранизации произведений

  • «Дюма на Кавказе » - советский фильм 1979 года , в юмористической форме повествующий о приключениях Александра Дюма на Кавказе в 1850-е годы.
  • Дюма был квартероном , чем гордился. Однажды он ответил пытавшемуся задеть его этим недоброжелателю:

На самом же деле у Дюма никогда не было деда-негра, негритянкой была его бабка по отцу, рабыня и любовница его деда, маркиза де ла Пайетри.

  • В книге Артуро Перес-Реверте «Клуб Дюма, или Тень Ришелье » рассказывается о соавторе Дюма (по некоторым источникам, «литературном негре») Огюсте Маке .

Память

Именем Александра Дюма-отца названы:

  • Улица Дюма - в городе Ломоносов Петродворцового района Санкт-Петербурга, в историческом районе Мартышкино.
  • Улица и станция метро в Париже

Примечания

  1. Немецкая национальная библиотека , Берлинская государственная библиотека , Баварская государственная библиотека и др. Record #118528068 // Общий нормативный контроль (GND) - 2012-2016.
  2. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  3. M. Br. Dumas, Alexandre // 1911 Encyclopædia Britannica - 11 - New York City : 1911. - Vol. 8. - P. 654–656. - ISBN 0-671-76747-X
  4. Internet Speculative Fiction Database - 1995.
  5. Квебекец обнаруживает неопубликованной рукописи Александра Дюма
  6. Венгерова З. А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  7. // Большая советская энциклопедия : в 66 т. (65 т. и 1 доп.) / гл. ред. О. Ю. Шмидт . - М. : Советская энциклопедия , 1926-1947.
  8. А. Моруа. Три Дюма. - М.: Пресса, 1992, с. 114
  9. После читки «Марион Делорм » Гюго , Дюма сказал: «Ах, если б, в придачу к моему умению писать драмы, я бы ещё умел так писать стихи!» Цит. по: А. Моруа. Три Дюма. - М.: Пресса, 1992, с. 130
  10. Он предложил привезти в Париж порох, которого недоставало. Дюма отправился в Суассон и потребовал у коменданта гарнизона виконта де Линьера передать порох революционерам. Линьер впоследствии утверждал, что ещё за несколько дней до приезда Дюма, он самостоятельно принял это решение. А. Моруа. Три Дюма. - М.: Пресса, 1992, с. 105
  11. Анна Краморова. Гости города на Волге (рус.) . volgograd.ru (7 февраля 2011). Дата обращения 27 августа 2012. Архивировано 16 октября 2012 года.
  12. А. Дюма. Путевые впечатления. В России. - Ладомир, 1993. - 1340 с. - ISBN 5-86218-038-9 .
  13. А. Моруа. Три Дюма. - М.: Пресса, 1992, с. 84-85
  14. Мерикур сам предлагал Дюма сотрудничество, потерпев неудачу, жаловался в «Общество литераторов», требовал у Эмиля де Жирардена, чтобы «Ля Пресс» отказалась от публикации Дюма. Позднее самого де Мирекура обвинили в сокрытии имён соавторов: памфлет одного из «литературных негров» Рошфора «Торговый дом Эжен де Мирекур и Ко» вышел в 1857 году. См. А. Моруа. Три Дюма. - М.: Пресса, 1992, с. 196-197
  15. Цит. по: А. Моруа. Три Дюма. - М.: Пресса, 1992, с. 198
  16. Цит. по: А. Моруа. Три Дюма. - М.: Пресса, 1992, т. 2. с. 55-56
  17. Предисловие Леона-Франсуа Гоффмана «Дюма и чернокожие» к роману Александра Дюма «Жорж», Paris, Gallimard, Folio, 1974, pp. 7-23
  18. Даниель Циммерман. Александр Дюма великий. Биография. Книга 2

Ссылки

Александр Дюма - выдающийся французский драматург, романист, поэт, писатель, сказочник, биограф и журналист. Его приключенческие романы сделали его одним из самых читаемых авторов в мире.

Биография
Александр Дюма родился в 1802 году в семье генерала Тома-Александра Дюма и Марии-Луизы Лабуре, дочери хозяина гостиницы в маленьком городке Виллер-Котре, расположенном близ Парижа. Дед писателя, маркиз Дави де Ля Пайетри, был богатым колониальным помещиком, женившимся на своей рабыне-негритянке.
В двадцать лет Дюма отправился покорять Париж. Успех к Дюма приходит в 1829 году, когда ему удалось поставить на сцене театра "Одеон" свою первую романтическую драму - "Генрих III и его двор". Пьеса обличала кровавые преступления французского королевского двора XVI века; по своей идейной направленности была антимонархической и антиклерикальной, что вполне соответствовало предреволюционным настроениям французов. Вслед за «Генрихом III» Дюма пишет ряд известных драм и комедий, пользовавшихся в своё время громкой славой. К ним относятся: «Христина», «Антони», «Кин, гений и беспутство», «Тайны Нельской башни».

В 1830-х годах Дюма проявляет интерес к России и пишет книгу "Записки учитель фехтования или Восемнадцать месяцев в Санкт-Петербурге". В жанре романа-фельетона Дюма становится популярным и признанным писателем, создавая в 1840-х годах свои наиболее известные произведения: "Три мушкетера" (1844) с двумя продолжениями - "Двадцать лет спустя" (1845) и "Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя" (1848-1850), "Граф Монте-Кристо" (1844-1845), "Королева Марго", "Шевалье де Мезон-Руж" (1846), "Мадам де Монсоро" (1846), "Две Дианы" (1846), "Сорок пять" (1848).

В 1850-е годы Дюма отходит от своих былых романтических позиций и пишет ряд исторических романов, среди которых: "Исаак Лакедем" (1852), "Анж Питу" (1853), "Графиня де Шарки" (1853-1855), "Парижские могикане" (1854-1858).

Жизнь Дюма была полна приключений не менее чем жизни персонажей его произведений: постоянные путешествия, сотни молодых любовниц, преимущественно актрис, пятеро внебрачных детей (это только признанные, cкорее всего число его детей на много больше), огромные гонорары и ещё более огромные траты, приведшие Дюма в конце концов к банкротству.

Александр Дюма ушёл из жизни 5 декабря 1870 года, успев написать и выпустить более 500 томов произведений всевозможных жанров – поразительная, непревзойдённая плодовитость, порождённая гением и трудолюбием.

Интересные факты из жизни
Рассказывают, что путешествуя по России, Дюма посетил некий небольшой южный городок. Хозяин местной книжной лавки, зная о прибытии знаменитого писателя, решил подготовиться на случай, если вдруг Дюма, проходя мимо, решит зайти в лавку и подготовил ему сюрприз, убрав все книги других авторов с полок.
Так получилось, что Дюма действительно, проходя мимо, решил заглянуть в данную книжную лавку, и естественно, спросил, где все книги других авторов. Хозяин лавки уже собрался ответить заготовленной фразой, мол произведения других авторов не пользуются спросом с тех пор как местные жители открыли для себя Дюма и здесь не считают нужным читать ничего, кроме Дюма, но переволновался при виде знаменитости и почему-то произнёс: «Продали-с!».

Одним из его способов привлечь публику на свои спектакли было публикация объявлений типа: «придёт ли сегодня в театр господин, который смотрел на меня так пристально, что заставил покраснеть как-то вечером на представлении «Нельской башни»? Для него будет оставлена записка. Влюблённая.». В результате сотни парижан и гостей столицы приобретали билеты на пьесы Дюма надеясь, что именно их имеют ввиду.

Одному своему приятелю Дюма подарил свинку на день рождения. Тот был очарован подарком, и как-то сказал Дюма:
- Друг мой, Я так люблю свою свинку, что даже сплю вместе с ней!
- Отлично, ответил Дюма. Ваша свинка говорит о вас то же самое.