Короткие балеты. Что такое балет, история балета

Онегин

Основная сцена

Грандиозный балет Онегин в хореографии легендарного Джона Крэнко можно увидеть на сцене Большого театра. Сюжет бессмертной пушкинской поэмы, воплощенный в танце, на протяжении пяти десятилетий вызывает восторг зрителей во всем мире. Сегодня у вас есть уникальная возможность увидеть эту постановку на московской сцене.

Жизель

Историческая сцена

Жизель – одна из жемчужин мирового балетного искусства. На сцене Большого театра этот спектакль выдержал сотни представлений. Сегодня столичные зрители могут увидеть легендарный балет в хореографии выдающегося отечественного балетмейстера Юрия Григоровича.

Пламя Парижа

Основная сцена

Хореограф Алексей Ратманский вернул на сцену балет Пламя Парижа, с успехом шедший в отечественных музыкальных театрах в 30-50-х годах XX века. Новая версия этого спектакля получила одобрение публики и уже больше десяти лет В«Пламя ПарижаВ» украшает репертуар Большого театра.

Сильфида

Основная сцена

Старинный балет Сильфида входит в число величайших произведений мирового балетного искусства. Московские зрители имеют уникальную возможность увидеть это представление на сцене Большого театра в оригинальной хореографии Августа Бурнонвиля, которую воплотил на сцене премьер Датского Королевского балета и Королевского театра Ковент-Гарден Йохан Кобборг.

Светлый ручей

Основная сцена

Постановка балета В«Светлый ручейВ» стала неожиданностью для столичных зрителей. Произведение, написанное в середине 30-х годов и посвященное социалистическим будням, многие десятилетия находилось в полном забвении. Но коллектив Большого театра подарил балету новую жизнь и создал неординарный спектакль, украшенный прекрасной музыкой и высоким исполнительским искусством ведущих солистов балетной труппы.

Петрушка

Основная сцена

Знаменитый балет Игоря Стравинского, посвященный персонажу традиционных русских представлений, можно увидеть на сцене Большого театра в авторской хореографии Михаила Фокина, восстановленной усилиями Андриса Лиепы. В этой яркой и захватывающей постановке главные партии исполняют яркие звезды отечественно балетной сцены.

Премьера

Легенда о любви

Историческая сцена

Балет, с триумфом шедший несколько десятилетий на советской сцене, вернулся в репертуар Большого театра. Спектакль Легенда о любви в постановке выдающегося хореографа Юрия Григоровича – это феерические танцевальные номера, яркая сценография и волшебное очарование древней персидской легенды.

Дон Кихот

Историческая сцена

Билеты на балет Дон Кихот перенесут в мир испанского антуража на исторической сцене Большого театра. Зрители увидят балет Людвига Минкуса на либретто Мариуса Петипа по мотивам одноименного романа Мигеля де Сервантеса.

Парижское веселье

Основная сцена

Парижское веселье - это яркое балетное попурри на музыку Жака Оффенбаха, в постановке выдающегося хореографа современности Мориса Бежара. Впервые Большой театр обращается к творчеству легенды современного балета и представляет одну из его самых жизнерадостных постановок.

Премьера

Симфония до мажор.

Основная сцена

Главная тема этого бессюжетного балета - взаимодействие танца и музыки, переплетение хореографических композиций, виртуозное мастерство солистов. Два ансамбля танцовщиц начинают это представление, в конце которого на сцене находится 48 танцовщиков, исполняющих выразительный финальный танец.

Премьера

Укрощение строптивой

Основная сцена

Любая постановка Жана-Кристофа Майо становится ярким событием и вызывает интерес у поклонников балетного искусства. У москвичей есть уникальная возможность увидеть спектакль Укрощение строптивой, который прославленный хореограф поставил в 2014 году вместе с труппой Большого театра.

Эсмеральда

Историческая сцена

На сцене Большого театра - замечательный балет Цезарь Пуни, созданный по мотивам романа Виктора Гюго Собор Парижской Богоматери. В России эта постановка известна в хореографии выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа, создавшего десятки прекрасных балетных постановок на сцене лучших музыкальных театров Москвы и Санкт-Петербурга.

Премьера

Жизель (Английский национальный балет)

Основная сцена

Легендарный балет Жизель предстанет на сцене Большого театра в замечательной постановке Английского национального балета. Один из наиболее влиятельных хореографов современности Акрам Хан создал свою версию знаменитого произведения Адольфа Адана, которую уже по достоинству оценили европейские зрители.

Раймонда

Историческая сцена

Раймонда относится к числу наиболее популярных балетных спектаклей. Балет неоднократно ставился на сцене Большого театра, каждый раз вызывая огромный интерес у столичной публики. Сегодня вы можете увидеть В«РаймондуВ» в замечательной постановке выдающегося отечественного балетмейстера Юрия Григоровича.

Красавин-Самодуров

Основная сцена

Спектакль Красавин - Самодуров в первую очередь будет интересен ценителям современного балетного танца. Постановка знаменитого отечественного хореографа Вячеслава Самодурова на музыку Юрия Красавина удивляет оригинальными пластическими решениями и виртуозным мастерством исполнителей, среди которых - яркие звезды балетной труппы Большого театра.

Премьера

Коппелия

Основная сцена

Классический балет В«КоппелияВ» поставлен на сцене Большого театра в оригинальной хореографии выдающегося балетмейстера Мариуса Петипа. Этот спектакль стал ярким событием в культурной жизни столицы и сегодня он является одним из наиболее популярных в репертуаре Большого театра.

Пер Гюнт

Основная сцена

Балет Альфреда Шнитке Пер Гюнт представлен на сцене Большого театра в постановке выдающегося хореографа Джона Ноймайера. Премьера второй редакции балета состоялась в Гамбурге в 2015 году и теперь этот яркий и эмоциональный спектакль могут увидеть столичные ценители балетного искусства.

Премьера

Эффект Пигмалиона. Балет Бориса Эйфмана

Историческая сцена

Трагикомичный балет Бориса Эйфмана, поставленный по мотивам знаменитой пьесы Бернарда Шоу Пигмалион, отличается тонкой проработкой характеров, изысканностью хореографических номеров и мастерством исполнителей. Эту постановку в Большом театре представляет Театр балета Бориса Эйфмана.

Премьера

Балет Бориса Эйфмана Up & Down (Ночь нежна)

Историческая сцена

Спектаклем В«Up & DownВ» в Большом, билеты на который Вы можете приобрести на нашем сайте прямо сейчас, осенью откроются столичные гастроли знаменитого Санкт-Петербургского государственного академического театра балета. Его бессменный руководитель Борис Эйфман наконец-то представит в Москве свою новую постановку, премьера которой состоялась в конце января на сцене Александринского театра и уже вызвала множество восторженных откликов.

Спящая красавица

Историческая сцена

Легендарный балет Петра Ильича Чайковского вернулся на сцену Большого театра. Этот прекрасный спектакль поставлен в хореографической редакции прославленного балетмейстера Юрия Григоровича, основанной на классической хореографии Мариуса Петипа.

Премьера

Прошедшие

Щелкунчик

Историческая сцена

Премьера В«ЩелкунчикаВ» состоялась 12 марта 1966 года. Композитор Пётр Чайковский. Либретто Юрия Григоровича. по сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Используются мотивы Мариуса Пептипа. БАЛЕТ В ДВУХ ДЕЙСТВИЯХ

Лебединое Озеро

Историческая сцена

Битва светлого и темного начал не раз заставит сердце трепетать в надежде на счастье и разбиваться об острые камни разочарования в ритме волн таинственного горного озера. В балете использованы фрагменты хореографии Мариуса Петипа, Льва Иванова и Александра Горского.

Марко Спада

Историческая сцена

Легендарный балет Марко Спада наконец-то будет поставлен в Большом театре, и этого события ждали давно. Поклонники балета в последнее время достаточно живо активизировались, так как это явление из ряда вон выходящее.В

Дама с камелиями

Историческая сцена

Легендарная балетная постановка Джона Ноймайера на сцене Большого театра – это завораживающая музыка Фредерика Шопена, прекрасные декорации и трагическая история любви, рассказанная языком танца. Не пропустите этот шедевр современного балетного искусства!

Спартак

Историческая сцена

Легендарный балет Спартак Арама Хачатуряна в постановке выдающегося отечественного хореографа Юрия Григоровича уже пять десятилетий остается в репертуаре Большого театра. Эта яркая, динамичная постановка по праву считается одним из шедевров мирового балетного искусства.

Дон Кихот

Историческая сцена

Столичные театралы могут увидеть на сцене Большого театра легендарный спектакль Дон Кихот, входящий в число наиболее популярных балетных постановок. Успех этого балета заложен в прекрасной музыке Людвига Минкуса, отточенной сценографии и завораживающих танцевальных номерах в исполнении ведущих солистов балетной труппы Большого театра.

Драгоценности

Историческая сцена

Балет В«ДрагоценностиВ». Балет в трёх частях Джорджа Баланчина. Мировая премьера состоялась 13 апреля 1967 года в Нью-Йорке. В Мариинском театре - 30 октября 1999 года. БАЛЕТ ДЖОРДЖА БАЛАНЧИНА В ТРЕХ ЧАСТЯХ

Карамазовы. Балет Бориса Эйфмана

Основная сцена

Легендарный театр Бориса Эйфмана покажет на сцене Большого театра спектакль В«КарамазовыВ». Эта постановка является одни из самых ярких произведений в репертуаре авангардного театра, с успехом гастролирующего по всему миру.

Мойдодыр

Основная сцена

Балет-фантазия В«МойдодырВ» победил в Первом конкурсе на создание оперы и балета большой формы. Председатель жюри конкурса, Андрей Эшпай, отметил, что в последнее время появляется много интересных произведений современных авторов, и, безусловно, одним из самых ярких является балет В«МойдодырВ» Ефрема Подгайца. В В В БАЛЕТ-ФАНТАЗИЯ В ДВУХ КАРТИНАХ

Иван Грозный

Историческая сцена

Первый царь всея Руси, Иван Грозный, правил 50 лет. Именно образ самодержца является ключевой фигурой балета на музыку Сергея Прокофьева. Эпоха, в которую он правил государством, очень точно отражена в этом спектакле. БАЛЕТ В ДВУХ ДЕЙСТВИЯХ

Бенефис Николая Цискаридзе

Основная сцена

Бенефис Николая Цискаридзе – это яркое представление, в которое вошли лучшие хореографические номера из богатого репертуара знаменитого российского танцовщика, прославившегося выступлениями на сцене лучшим музыкальных театров и имеющего целую армию преданных поклонников.

Болт

Основная сцена

Большой театр обратился к В«индустриальномуВ» балету Дмитрия Шостаковича, который был создан в начале 30-х годов и снят со сцены сразу же после премьеры. Знаменитый хореограф Алексей Ратманский создал новую редакцию и поставил спектакль, отличающийся оригинальной сценографией и талантливыми хореографическими номерами.

Чиполлино

Основная сцена

Чиполлино по праву считается одним из лучших современных балетов, созданных для детей. Спектакль на сцене Большого театра подарит прекрасную музыку Карэна Хачатуряна, красочные костюмы и декорации, созданные замечательным художником Валерием Левенталем и сказочную историю, рассказанную ведущими солистами оперной труппы.

Баядерка

Историческая сцена

Поклонники балетного искусства имеют уникальную возможность увидеть постановку выдающегося отечественного балетмейстера Юрия Григоровича, воссоздавшего на сцене Большого театра авторскую версию знаменитого балета Мариуса Петипа.

Дочь фараона

Историческая сцена

В«Дочь фараонаВ» – это необычный балет на египетскую тему, в котором принимают участие лучшиебалерины Большого театра. Балетбыл поставлен Мариусом Петипом и возрожден в 2000 годуфранцузским режиссером Пьером Лакоттом. БАЛЕТ В ТРЕХ ДЕЙСТВИЯХ

Тщетная предосторожность

Основная сцена

Балет Тщетная предосторожность в Большом театре – это замечательный подарок для истинных поклонников балетного искусства, которые увидят блестящую постановку Юрия Григоровича. Главные партии в этой запоминающейся и талантливой постановке исполняют яркие звезды отечественной балетной сцены.

Корсар

Историческая сцена

Старинный балет Корсар вернулся на сцену Большого театра. Сегодня этот спектакль можно увидеть в том виде, как его задумали в середине XIX века французский композитор Адольф Адан и хореограф Мариус Петипа. Эта уникальная постановка является одним из наиболее ярких спектаклей на столичной сцене.

Сон в летнюю ночь

Историческая сцена

Балет Сон в летнюю ночь в хореографии Джорджа Баланчина – это удивительно красивое представление, украшенное чудесной музыкой Феликса Мендельсона, выразительной сценографией, замечательными хореографическими номерами и талантливым исполнением ведущих солистов балетной труппы Большого театра.

Утраченные Иллюзии

Основная сцена

Балет Утраченные иллюзии в постановке Алексея Ратманского – это яркий и захватывающий спектакль, в создании которого принимали участие знаменитый художник Жером Каплан и режиссер Комеди Франсез Гийом Гальен. Главные партии в спектакле исполняют ведущие солисты балетной труппы Большого театра.

Ромео и Джульетта

Историческая сцена

Легендарная пьеса Уильяма Шекпира стала прекрасным балетным спектаклем благодаря гению Сергея Прокофьева. На сцене Большого театра можно увидеть этот замечательный балет Ромео и Джульетта в постановке выдающегося балетмейстера Юрия Григоровича.

Историческая сцена

Один из лучших европейских балетов в очередной раз гастролирует в России, и без каких-либо сомнений произведет очередной фурор. Этот балет установил совершенно новую планку качества, и можно гордиться тем, что в его составе некоторые выходцы из нашей страны. В

Ромео и Джульетта

Основная сцена

Балет Сергея Прокофьева, созданный по знаменитой пьесе Уильяма Шекспира, возвращается на сцену Большого театра. Свою версию этого замечательного произведения предложил талантливый балетмейстер Алексей Ратманский, известный своими яркими постановками.

Шопениана, Дивертисмент

Основная сцена

Шопениана Михаила Фокина стала первым спектаклем в жанре бессюжетного балетного произведения. Этот балет вошел в историю современного балетного искусства и ознаменовал новую стилистику, в которой были пересмотрены взаимоотношения музыки и танца.

Весна священная, Квартира

Основная сцена

Весна священная – легендарный балет Игоря Стравинского, не сразу принятый публикой, но со временем ставший одним из символов современного балета. Выдающиеся хореографы в разное время обращались к этому произведению. На сцене Большого театра Весна священная предстанет в исполнении ярких звезд отечественного балета.

Чем день обязан ночи

Основная сцена

В спектакле Эрве Куби неожиданным образом классическая хореография переплетается с такими современными стилями, как хип-хоп и капоэйра. Благодаря отважному труду и смекалке, номера коллектива действительно стали легендарными.

Гамлет

Основная сцена

Балет Гамлет стал неожиданным и ярким событием в культурной жизни столицы. Впервые герои бессмертной шекспировской трагедии танцуют на сцене и разыгрывают знаменитый сюжет, исполняя сложные танцевальные композиции и талантливые пластические миниатюры.

Герой нашего времени

Основная сцена

Совсем скоро вы увидите В«Герой нашего времениВ» в большом театре. Спектакль будет поистине незабываемым и трогательным. Ценители искусства и классических произведений смогут по достоинству оценить увиденное, если приобретут билеты на В«Герой нашего времениВ». Пьеса Михаила Лермонтова впервые была издана в Санкт-Петербурге в двух книгах, и было это в 1840 году. Лермонтов всегда писал интересные романы, на которое можно поставить не только замечательные поучительные и исторические спектакли, но и возможность снять документальный фильм или показать в кино свою написанную историю.

Реквием. Балет Бориса Эйфмана

Основная сцена

В«РеквиемВ» Джузеппе Верди отличается разнообразием музыкальных тем, нетрадиционным подходом к построению мессы и яркими, эмоциональными фрагментами. В Большом театре это знаменитое произведение будет исполнено ведущими солистами оперной труппы и оркестром под управлением Тугана Сохиева.

Концерт солистов балета

Основная сцена

Билеты на концерт солистов балета Большого театра позволят увидеть звёзд труппы на легендарной сцене. Вообще балет в Москве начался в 1780 году на углу улицы Петровка, где была первая профессиональная труппа и первая постановка Волшебная лавка.

Балет — это вид сценического искусства; это эмоция, воплощенная в музыкально-хореографических образах.


Балет - высшая ступень хореографии, в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления, возник как придворно-аристократическое искусство гораздо позже танца, в XV-XVI веке.

Термин «балет» появился в ренессансной Италии в XVI веке и обозначал не спектакль, а танцевальный эпизод. Балет - это искусство, в котором танец, главное выразительное средство балета, тесно связан с музыкой, с драматургической основой - либретто, со сценографией, с работой костюмера, художника-осветителя и т.д.

Балет многообразен: сюжетный - классический повествовательный многоактный балет, драматический балет; бессюжетный - балет-симфония, балет-настроение, миниатюра.

Мировые сцены видели множество балетных постановок по мотивам шедевров литературы на музыку гениальных композиторов. Именно поэтому британский интернет-ресурс Listversе решил составить свой рейтинг лучших балетных постановок в истории.

"Лебединое озеро"
Композитор: Петр Чайковский

Первая, московская постановка «Лебединого озера» успеха не возымела — его славная история началась почти двадцать лет спустя в Санкт-Петербурге. Но именно Большой театр способствовал тому, что мир был одарен этим шедевром. Свой первый балет Петр Ильич Чайковский написал по заказу Большого театра.
Счастливую сценическую жизнь дали «Лебединому озеру» прославленный Мариус Петипа и его помощник Лев Иванов, вошедший в историю прежде всего благодаря постановке эталонных «лебединых» сцен.

Версия Петипа — Иванова стала классической. Она лежит в основе большинства последующих постановок «Лебединого Озера», кроме крайне модернистских.

Прообразом для лебединого озера стало озеро в Лебедевой экономии Давыдовых (ныне — Черкасская область, Украина), которую Чайковский посетил незадолго до написания балета. Отдыхая там, автор провел не один день на его берегу, наблюдая за белоснежными птицами.
В основу сюжета положены многие фольклорные мотивы, в том числе старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя проклятием злого колдуна — рыцаря Ротбарта.

"Ромео и Джульетта"

«Ромео и Джульетта» Прокофьева — один из самых популярных балетов двадцатого столетия. Премьера балета состоялась в 1938 г. в Брно (Чехословакия). Широкую известность, однако, получила редакция балета, которая была представлена в Кировском театре в Ленинграде в 1940 г.

«Ромео и Джульетта» — балет в 3 актах 13 картинах с прологом и эпилогом по одноимённой трагедии Уильяма Шекспира. Этот балет — шедевр мирового искусства, воплощенный через музыку и удивительную хореографию. Сама постановка настолько впечатляет, что ее стоит посмотреть хотя бы один раз в жизни.

"Жизель"
Композитор: Адольф Адан

«Жизель» — «фантастический балет» в двух актах французского композитора Адольфа Адана на либретто Анри де Сен-Жоржа, Теофиля Готье и Жана Коралли по легенде, пересказанной Генрихом Гейне. В своей книге «О Германии» Гейне пишет о вилисах — погибших от несчастной любви девушках, которые, превратившись в волшебных существ, до смерти затанцовывают встречающихся им ночами молодых людей, мстя им за свою погубленную жизнь.

Премьера балета состоялась 28 июня 1841 в Гранд-Опера, в хореографии Ж.Коралли и Ж.Перро. Постановка имела огромный успех, были хорошие отзывы в прессе. Литератор Жюль Жанен писал: «Чего только нет в этом произведении. И выдумка, и поэзия, и музыка, и композиция новых па, и прекрасные танцовщицы, и гармония, полная жизни, грации, энергии. Вот что называется балетом».

"Щелкунчик"
Композитор: Петр Чайковский

История сценических постановок балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», литературной основой которого стала сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», знает множество авторских редакций. Премьера балета состоялась в Мариинском театре 6 декабря 1892 года.
Премьера балета имела большой успех. Балет «Щелкунчик» продолжает и завершает серию ставших классикой балетов П. И. Чайковского, в которых звучит тема борьбы добра и зла, начатая в «Лебедином озере» и продолженная в «Спящей красавице».

Рождественская сказка о благородном и прекрасном заколдованном принце, превращенном в куклу Щелкунчик, о доброй и самоотверженной девочке и их противнике злом Мышином короле, всегда была любима взрослыми и детьми. Несмотря на сказочный сюжет, это произведение настоящего балетного мастерства с элементами мистики и философии.

"Баядерка"
Композитор: Людвиг Минкус

«Баядерка» — балет в четырёх действиях и семи картинах с апофеозом балетмейстера Мариуса Петипа на музыку Людвига Федоровича Минкуса.
Литературным источником балета «Баядерка» является драма индийского классика Калидасы «Шакунтала» и баллада В. Гёте «Бог и баядерка». В основе сюжета — романтичная восточная легенда о несчастной любви баядерки и храброго воина. «Баядерка» — образцовое произведение одного из стилистических направлений ХIХ века — эклектизма. В «Баядерке» есть и мистика, и символика: ощущение, что с первой сцены над героями занесен «меч, карающий с небес».

"Весна священная"
Композитор: Игорь Стравинский

«Весна священная» — балет русского композитора Игоря Стравинского, премьера которого состоялась 29 мая 1913 года в театре Елисейских Полей в Париже.

В основу замысла «Весны священной» лёг сон Стравинского, в котором он увидел древний ритуал — молодая девушка в окружении старцев танцует до изнеможения, чтобы пробудить весну, и погибает. Работал над музыкой Стравинский одновременно с Рерихом, который писал эскизы к декорациям и костюмам.

Сюжет как таковой в балете отсутствует. Содержание «Весны священной» композитор излагает следующим образом: «Светлое Воскресение природы, которая возрождается к новой жизни, воскрешение полное, стихийное воскрешение зачатия всемирного»

"Спящая красавица"
Композитор: Петр Чайковский


Балет «Спящая красавица» П.И.Чайковского — Мариуса Петипа называют «энциклопедией классического танца». Тщательно выстроенный балет поражает великолепием разнообразных хореографических красок. Но как всегда, в центре всякого спектакля Петипа — балерина. В первом акте Аврора — юная девушка, светло и наивно воспринимающая окружающий мир, во втором — она манящий призрак, вызванный из многолетнего сна феей Сирени, в финале — счастливая принцесса, нашедшая своего суженого.

Изобретательный гений Петипа ослепляет зрителей причудливым узором разноплановых танцев, вершина которых — торжественное па-де-де влюбленных, принцессы Авроры и принца Дезире. Благодаря музыке П.И.Чайковского детская сказка стала поэмой о борьбе добра (фея Сирени) и зла (фея Карабос). «Спящая красавица» — подлинная музыкально-хореографическая симфония, в которой музыка и танец слиты воедино.

"Дон Кихот"
Композитор: Людвиг Минкус

«Дон Кихот» — одно из наиболее жизнеутверждающих, ярких и праздничных произведений балетного театра. Интересно, что, несмотря на своё название, этот блестящий балет — отнюдь не инсценировка знаменитого романа Мигеля де Сервантеса, а самостоятельное хореографическое произведение Мариуса Петипа по мотивам «Дон Кихота».

В романе Сервантеса образ печального рыцаря Дон Кихота, готового на любые подвиги и благородные поступки, является основой сюжета. В балете Петипа на музыку Людвига Минкуса, премьера которого состоялась в 1869 году в московском Большом театре, Дон Кихот является второстепенным персонажем, а сюжет сосредотачивается на любовной истории Китри и Базиля.

"Золушка"
Композитор: Сергей Прокофьев

"Золушка" — балет в трёх актах Сергея Прокофьева по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро.
Музыка к балету написана в период с 1940 по 1944 год. Впервые «Золушка» на музыку Прокофьева была поставлена 21 ноября 1945 года на сцене Большого театра. Её постановщиком был Ростислав Захаров.
Вот как писал Прокофьев о балете Золушка: "Золушку я создавал в лучших традициях классического балета,» - что заставляет зрителя сопереживать и не оставаться равнодушными к радостям и бедам Принца и Золушки.

Кода мы говорим о балете, то всегда подразумеваем творчество , так как именно он вывел этот сценический жанр в разряд серьезных и масштабных музыкально-сценических представлений. У него всего три балета и все три - «Лебединое озера», «Щелкунчик», «Спящая красавица», славятся отменной драматургией и прекрасной музыкой.

Самое популярное балетное произведение Петра Чайковского, которое практически у всех на слуху – « », написанное в1877 году. Множество фрагментов из этого танцевального спектакля - «Танец маленьких лебедей», «Вальс» и другие, уже давно живут своей, отдельной жизнью, как популярные музыкальные композиции. Впрочем, и весь спектакль, который повествует о истории любви, достоин внимания меломанов. Чайковский, который еще при жизни был известен благодаря своему удивительному композиторскому таланту, щедро наградил балет бесчисленным количеством обворожительных и запоминающихся мелодий.

Еще один из лучших балетов в музыкальной истории - « » Чайковского. Это было второе обращение композитора к танцевальному жанру, и если «Лебединое озеро» публика сначала не оценила, то «Красавица» сразу была признана шедевром и шла практически во всех театрах Российской Империи и Европы.

Балет основан на сюжете известной нам еще с детства, сказочной истории Шарля Перро о Спящей красавице, злой фее и всепобеждающей любви. Чайковский дополнил эту историю замечательными танцами сказочных персонажей, а Мариус Петипа – изумительной хореографией, которые все месте стали энциклопедией балетного искусства.

« » - третий и последний балет Петра Чайковского, одна из признанных вершин его творчества, которая обязательно идет во всех театрах Европы в канун Рождества и Нового Года. Сказка Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» продолжает тему борьбы зла и добра начатую Чайковским еще в «Лебедином озере», дополняет её элементами фантастики и, естественно, любви и самопожертвования. Философская сказка, многочисленные прекрасные мелодии танцевальных номеров и хореография делают этот балет одним из лучших и самых востребованных классических музыкальных произведений мировой музыки.

В свое время это был один из самых скандальных балетов. Теперь «Ромео и Джульетта» – одна из классических танцевальных постановок во многих театрах мира. Новая, во многом революционная музыка композитора, требовала от труппы новых сценографии и манеры движений. До премьеры, композитору буквально приходилось уговаривать постановщиков и танцоров участвовать в постановке. Впрочем, это не помогло, главные театры страны - Больший и Кировский театры отказались ставить этот спектакль. Только после неожиданного и ошеломительного успеха «Ромео и Джульетты» в Чехословакии, балет поставили в Питере и Москве, а самого Прокофьева наградили Сталинской премией.

Классический спектакль всех танцевальных труп мира – «Жизель» . В основе балета легенда о виллисах - духах невест, умерших от несчастной любви и поэтому преследовавших в бешенном танце всех юношей на своем пути. С момента премьеры в 1841 году «Жизель» не теряла своей популярности у любителей танцевального искусства, и имела множество постановок.

Картины языческой Руси, новая хореография и дикие ритмы и музыка – все это в 1913 году ошеломило даже привычных к эпатажу французов в балете «Весна Священная» . Публика сначала не могла принять этот варварский спектакль, в котором символично изображено жертвоприношения во имя прихода весны. Но потом, спустя много лет, этот балет стал одним из показателей мастерства как театрального оркестра, так балетной труппы.


Балет называют неотъемлемой частью искусства нашей страны. Русский балет считается самым авторитетным в мире, эталоном. В этом обзоре собраны истории успеха пяти великих российских балерин, на которых равняются до сих пор.

Анна Павлова



Выдающаяся балерина Анна Павлова родилась в семье, далекой от искусства. Желание танцевать появилось у нее в 8-летнем возрасте после того, как девочка увидела балетную постановку «Спящая красавица». В 10 лет Анну Павлову приняли в Императорское театральное училище, а после его окончания – в труппу Мариинского театра.

Что любопытно, начинающую балерину не поставили в кордебалет, а сразу же стали давать ей ответственные роли в постановках. Анна Павлова танцевала под руководством нескольких балетмейстеров, но самый удачный и плодотворный тандем, оказавший основополагающее влияние на ее манеру исполнения, получился с Михаилом Фокиным.



Анна Павлова поддерживала смелые идеи балетмейстера и с готовностью соглашалась на эксперименты. Миниатюра «Умирающий лебедь», которая впоследствии стала визитной карточкой русского балета, была практически экспромтом. В этой постановке Фокин дал балерине больше свободы, позволил самостоятельно прочувствовать настроение «Лебедя», импровизировать. В одной из первый рецензий критик восхищался увиденным: «Если можно балерине на сцене подражать движениям благороднейшей из птиц, то это достигнуто: ».

Галина Уланова



Судьба Галины Улановой была предопределена с самого начала. Мать девочки работала балетным педагогом, поэтому Галине, даже если бы очень и хотелось, то не удалось миновать балетный станок. Годы изнурительных тренировок привели к тому, что Галина Уланова стала самой титулованной артисткой Советского Союза.

После окончания хореографического техникума в 1928 году Уланову приняли в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета. С самых первых постановок молодая балерина привлекла внимание зрителей и критиков. Уже через год Улановой доверили исполнять ведущую партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Одной из триумфальных ролей балерины считается Жизель. Исполняя сцену сумасшествия героини, Галина Уланова делала это настолько проникновенно и самозабвенно, что в зале не могли сдержать слез даже мужчины.



Галина Уланова достигла . Ей подражали, педагоги ведущих балетных школ мира требовали от учеников делать па «как Уланова». Прославленная балерина – единственная в мире, кому поставили памятники при жизни.

Галина Уланова танцевала на сцене вплоть до 50 лет. Она всегда была строга и требовательна к себе. Даже в преклонном возрасте балерина каждое утро начинала с занятий и весила 49 кг.

Ольга Лепешинская



За страстный темперамент, искрометную технику и точность движений Ольгу Лепешинскую прозвали «Попрыгуньей-стрекозой». Балерина родилась в семье инженеров. С раннего детства девочка буквально бредила танцами, поэтому родителям ничего не оставалось, как отдать ее в балетную школу при Большом театре.

Ольга Лепешинская легко справлялась как с классикой балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица»), так и с современными постановками («Красный мак», «Пламя Парижа».) В годы Великой Отечественной войны Лепешинская бесстрашно выступала на фронте, поднимая боевой дух солдат.

Title="Ольга Лепешинская -
балерина со страстным темпераментом. | Фото: www.etoretro.ru." border="0" vspace="5">


Ольга Лепешинская -
балерина со страстным темпераментом. | Фото: www.etoretro.ru.


Несмотря на то, что балерина являлась любимицей Сталина и имела множество наград, она была очень требовательна к себе. Будучи уже в преклонном возрасте, Ольга Лепешинская говорила, что ее хореографию нельзя было назвать выдающейся, но «природная техника и огненный темперамент» делали ее неподражаемой.

Майя Плисецкая



Майя Плисецкая – еще одна выдающаяся балерина, имя которой золотыми буквами вписано в историю русского балета. Когда будущей артистке было 12 лет, ее удочерила тетя Суламифь Мессерер. Отца Плисецкой расстреляли, а мать с маленьким братом выслали в Казахстан в лагерь для жен изменников Родины.

Тетя Плисецкой была балериной Большого театра, поэтому Майя тоже стала посещать занятия по хореографии. Девочка достигла больших успехов на этом поприще и после окончания училища была принята в труппу Большого театра.



Врожденный артистизм, выразительная пластика, феноменальные прыжки Плисецкой сделали ее примой-балериной. Майя Плисецкая исполнила ведущие партии во всей классических постановках. Особенно ей удавались трагические образы. Также балерина не боялась экспериментов в современной хореографии.

После того, как в 1990 году балерину уволили из Большого театра, она не отчаялась и продолжила давать сольные выступления. Энергия, бьющая через край, и позволили Плисецкой дебютировать в постановке «Аве Майя» в день своего 70-летия.

Людмила Семеняка



Прекрасная балерина Людмила Семеняка выступила на сцене Мариинского театра, когда ей исполнилось всего 12 лет. Талантливое дарование не могло остаться незамеченным, поэтому спустя некоторое время Людмила Семеняка была приглашена в Большой театр. Значительное влияние на творчество балерины оказала Галина Уланова, ставшая ее наставницей.

Семеняка настолько естественно и непринужденно справлялась с любой партией, что со стороны казалось, будто она не прикладывает никаких усилий, а просто наслаждается танцем. В 1976 году Людмила Ивановна была удостоена премии имени Анны Павловой от Парижской академии танца.



В конце 1990-х годов Людмила Семеняка сообщила о завершении карьеры балерины, но продолжила свою деятельность в качестве педагога. С 2002 года Людмила Ивановна – педагог-репетитор в Большом театре.

Вот только осваивал он мастерство балета в России, а большую часть жизни выступал в США.

Не совсем понимаю людей, отвергающих все западное, особенно, когда речь заходит об искусстве. Не секрет, что Россия по многим направлениям отставала от развивающего Западного мира. Многое, что сегодня у нас есть — ничто иное, как удачно перенятый опыт западных стран. Это казалось практически всего, не считая конечно же всего народного, самобытного, что исторически сформировывалось исключительно в России.

Парадоксальным образом, русский человек перенимая опыт своих западных соседей умело приспосабливал под себя, добавлял свое видение. И в конечном итоге, «западный продукт» в русском представлении был гораздо интересней и «вкусней». Одним из самых ярких примеров является Русский балет — самый авторитетный балет в мире. Эталон. И это несмотря на то, что зарождался он не в России.

В современном мире профессиональный балет — это высшая ступень хореографии (от греч. choreia – пляска и grapho – пишу), в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления.

Сегодня не всегда просто разобраться где именно зародился балет в его чистом виде. Потому легче всего сослаться на более-менее достоверные источники.

Все, что я понял — это то, что предприимчивые модники — французы перенимают «новый вид танца» у помешанных на искусстве итальянцев; до них, балет якобы существовал в древней Греции и Риме… В России же он был продемонстрирован гораздо позже и «завезли» его из Франции.

Именно в России балет достигает истинного расцвета, став одной из визитных карточек страны и русского искусства.
Итак, 22 любопытных факта о русском балете

1. Первая балетная труппа государственного значения появилась в России в первой половине 18 века. Это был императорский балет Санкт-Петербурга. Тогда же стала меняться и концепция спектаклей – от мифологических и драматических сюжетов к романтическим сказкам. Сюжет оказал влияние на технику танца – балерины поднялись на пуанты, чтобы еще больше подчеркнуть внешнюю легкость и эфемерность танца в противовес реальности.

2. Русские дипломаты и купцы, бывая за границей, посещали театры и охотно ходили на балетные спектакли – там не приходилось с трудом разбирать иноземную речь. Да и балет того времени – детище не только хореографа, но и театральных механиков. Фантастические персонажи выезжали на диковинных колесницах, с непостижимой скоростью менялись декорации, одни герои проваливались сквозь землю, другие слетали с небес. Как тут не прийти в восторг! Как раз колесницы и стали едва ли не главными участницами первого русского «Балета об Орфее и Эвридике» — первое балетное представление в России, состоявшееся на масленицу 17 февраля 1672 года при дворе царя Алексея Михайловича в Преображенском. Правда, существует версия, что данное представление было показано 8 февраля 1675 года.

Перед началом спектакля на сцену вышел актёр, изображавший Орфея, и пропел немецкие куплеты, переведенные царю переводчиком, в которых превозносились прекрасные свойства души Алексея Михайловича. В это время по обе стороны Орфея стояли две украшенные транспарантами и освещенные разноцветными огнями пирамиды, которые после песни Орфея начали танцевать.

После смерти царя Алексея Михайловича театральные представления прекратились надолго – пока любимая сестра царя Петра Алексеевича Наталья не увлеклась драматургией, а сам Петр не решил построить театр в Москве – там, где сейчас Исторический музей. В 1702 году царь взял на службу в Московский театр голландца Якоба Коккия с двумя его сыновьями. Но дело не заладилось – обучать танцевальному искусству голландцы не умели и только жаловались, что нет подходящих исполнителей.

3. С 1-й половины 18 в. балет в России стал прививаться балетмейстерами и учителями танцев из Италии и Франции. Обладавшая своим богатым танцевальным фольклором, Россия оказалась весьма благодатной почвой для развития балетного театра. Постигая преподаваемую иностранцами науку, русские, в свою очередь, вносили в иноземный танец собственные интонации.

4. На основании указа Петра I бальные танцы становятся основной частью придворного этикета.

В 1731 году в Петербурге был открыт Сухопутный шляхетный корпус, которому суждено было стать колыбелью русского балета. Так как выпускники корпуса в будущем должны были занимать высокие государственные должности и нуждались в знаниях светского обхождения, то изучению изящных искусств, в том числе и бального танца, в корпусе отводилось значительное место. Педагогом в 1734 году был зачислен французский танцовщик, балетмейстер, Жан Батист Ланде, который считается основоположником русского балетного искусства. Также в Петербург в 1735 году был приглашен оперный итальянский композитор Франческо Арайя, а балетмейстером стал с 1736 года - Антонио Ринальди (Фоссано)

5. В специально оборудованных комнатах Зимнего дворца Жан Батист Ланде начал обучение 12 русских мальчиков и девочек. Учеников набирали из детей простого происхождения. Обучение в школе было бесплатным, воспитанники находились на полном содержании.

6. Дальнейшее развитие балет в России получил в царствование Елизаветы Петровны. Среди кадетов Сухопутного корпуса в танцах особенно преуспел Никита Бекетов, который впоследствии стал фаворитом Елизаветы. Он пользовался особенной благосклонностью императрицы, которая сама одевала юношу, превосходно исполнявшего женские роли.

7. В 1742 году из учеников школы Ланде была создана первая балетная труппа, а в 1743 году её участникам начали выплачивать гонорары. Годовой бюджет труппы, не считая оркестра, составлял 33 810 рублей.

Конечно же нельзя забывать и о других балеринах: Тамара Карсавина, Галина Уланова, Матильда Кшесинская, Екатерина Максимова, Ульяна Лопаткина… Но самые громкие имена в русском балете именно за первыми двумя балеринами.

18. У мужчин в русском балете самыми громкими именами являются Михаил Барышников и Николай Цискаридзе.

19. Музыка Прокофьева к балету «Ромео и Джульетта» поначалу казалась всем настолько непонятной и сложной, что общее собрание коллектива оркестра и балетной труппы, состоявшееся за две недели до предполагаемой премьеры, единогласно постановило отменить спектакль — во избежание полного провала…

При этом, вслед за одним местным остроумцем, весь театр повторял одну и ту же крылатую фразу: — Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете…

20. Выдающаяся советская балерина Ольга Лепешинская во время выступления сломала ногу. Треск был такой сильный, что его смогли услышать даже зрители в зале. Но балерина героически довела сцену до конца. Как ей это удалось сделать с тройным переломом, не смогли понять ни врачи, ни сама балерина.


Ольга Лепешинская, Вальпургиева ночь. Вакханка. Фото из музея Большого театра.

21. Один из самых острых видов балетных унижений – это веник, завернутый в газету. Его кидают на сцену вместо букета. Отсюда появилась закулисная поговорка «дождешься веника в газете!»

22. Труд артистов балета сложен, они испытывают очень серьезные нагрузки. Об этом свидетельствует тот факт, что профессиональные балерины и танцоры балета болеют в 4 раза чаще , чем обычные люди.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .