Конспект урока по обучению грамоте "мой верный чиж"

Тема: Стихи о дружбе. Я. Аким «Мой верный чиж»

Учебные задачи: формировать умение определять жанр и тему прослушанного произведения; воспитывать доброе отношение к животным; учить правильно называть стихотворение и автора.

Учебные умения: правильно называть стихотворение; определять тему и жанр; высказывать свое впечатление о прослушанном произведении.

Учебный материал: выставка детских книг; рабочая тетрадь; хрестоматия; стихотворение Я. Акима «Мой верный чиж».

Учебник для 1 класса под ред. Л.Е. Журовой

Ход урока

Утром вместе с детьми наведение порядка в уголке природы: полив цветов, замена воды и корма у попугаев. Обращается внимание на самочувствие и настроение птиц.

I. Организационный момент.

Мысленные пожелания родным, близким и себе, пожелания соседу по парте.

II. Повторение прочитанных ранее произведений (работа с моделями).

Учитель. Перед уроком класс был наполнен огромным количеством звуков. Среди них мне послышались вот такие (обращается внимание детей на запись на доске.):

Чик-чирик

Кто издает такие звуки? Могли ли они звучать в нашем классе? (Читает один ученик, а «эхо» повторяет. После чтения выясняется, что все эти звуки издают птицы, последние похожи на «разговор» попугаев из уголка природы.)

Хотите узнать, чьи это звуки? Об этом поведает новое произведение, которое вы сегодня послушаете.

Учитель. А может быть, эти звуки издавал кто-то в произведении, которое мы слушали на прошлом уроке? Посмотрите на модели обложек. Вспомним авторов и названия произведений. (Рассказ Романовского «Москва», стихотворение С. Дрожжина «Привет», А. Барто «В школу», рассказы «История с азбукой», «Буква "ты"».)

Идет работа с моделями обложек ранее изученных произведений: группировка по темам, жанрам. Дети предлагают разбить представленные модели обложек на три группы по теме: о детях, о природе, о Родине; на две группы по жанрам: стихотворения и рассказы.

Делаем вывод.

Учитель. Послушайте новое произведение и найдите для него модель обложки. (Ребята рассаживаются на ковре.)

III. Слушание стихотворения Я. Акима «Мой верный чиж».

Выходит солнце из-за крыш,

И на мою кровать

Садится чиж,

Мой верный чиж.

Чив-чив, чего,

Чего ты спишь,

Чив-чив, пора вставать,

Чив-чив!..

И я уже не сплю,

Постель стелю,

Чижа кормлю -

В кормушку сыплю коноплю.

А он клюет,

Свое поет,

Мне прохлаждаться не дает:

Чив-чив, пей чай,

Чив-чив, пора!

Где ранец?

За спиной! -

Бегом по лестнице!

Мой чиж летит со мной.

Я улицу перехожу.

Не торопись, - шепчу чижу -

А ну, летим! Зеленый свет! -

Ребята нам кричат:

Еще минута до звонка. Я говорю чижу:

Давай лети домой!

Он делает прощальный круг,

Приятель храбрый мой.

Я часто думаю о нем.

И он, поди, грустит.

В большую перемену, днем,

Я знаю, прилетит.

Привет, чив-чив,

Я тут, я жив.

Давно тебя ищу!

И я в ответ ему «чив-чив»

Тихонько просвищу.

И на плечо

Позволю сесть,

Чего молчишь?

Что ты на свете есть,

Мой друг,

Мой верный чиж!

IV. Беседа.

Какое чувство вызывает это стихотворение?

С кем дружил мальчик?

Как чиж относился к мальчику?

Почему они понимали друг друга?

Учитель . Определите тему произведения, о чем оно? Подходит какая-нибудь обложка? Подумайте, пока идете на свое место. (Подходит модель обложки с желтым треугольником, потому что это стихотворение о детях, которые дружили с птицей.) Предлагаю заштриховать желтый треугольник коричневым, то есть о детях и животных.

V. Изготовление собственной модели обложки к стихотворению.

Учитель. Возьмите заготовки и сделайте обложку- самоделку. (Дети сгибают лист пополам.) Отведите место для фамилии автора. Какой цвет используем? В какой части странички? Фамилию автора мы можем записать буквами, так как все они нам уже известны: Я. Аким. Отведите место для заголовка. Его запишут те, кто знает все буквы. Как, по-вашему, автор мог назвать это произведение? (Варианты: «Мальчик и чиж», «Друзья», «Верный друг» и т. п.)

Прочитайте заголовок в учебнике на странице 31.

VI. Работа по учебнику (С. 31-33).

Учитель. Обратите внимание, как художник оформил обложки известных нам произведений. Что он изобразил в середине? (В ходе обсуждения выясняется, что чаще всего художники рисуют главных героев.)

Вы тоже можете изобразить на своей модели обложки чижа - маленькую птичку, похожую на воробья. Попробуйте выполнить на своей доске вот такой рисунок, не отрывая руки.

Учитель показывает, как изобразить птичку, дети повторяют на индивидуальной доске, что дает возможность каждому потренироваться в изображении и быстро удалить то, что не получилось, затем переносят рисунок на свою обложку.

VII. Повторное чтение стихотворения.

Учитель. Откройте текст. Слушайте и следите.

Рассмотрите иллюстрацию на с. 32. Какой эпизод показал художник?

Какие слова подтверждают, что мальчик и чиж дружили? («На плечо позволю сесть», «мой верный друг», «Я рад, что ты на свете есть», «давно тебя ищу» и так далее.)

Что нам нужно делать, чтобы наши птицы считали нас своими друзьями?

Расскажите историю двух друзей своим родителям, а напомнит ее вам обложка-самоделка и рабочая тетрадь, (с. 17). (Грамота: Рабочая тетрадь № 1, М.: Вентана-Граф, 2007.)

Урок окончен. Отдыхайте.

Альтернативные описания

Глава местного исполнительного органа в Казахстане

Мужское имя, с древнееврейского - поставленный богом

Народность в Африке

Нечасто встречающееся мужское имя, дающее повод его хозяину называть себя Божьим Ставленником

Персонаж пьесы Л. Н. Толстого «Власть тьмы»

Старинное русское мужское имя

Карпов, российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал-лейтенант

Герой пьесы «Власть тьмы»

Российский детский писатель

Критик Волынский по имени

Герой Михаила Кононова в фильме «Таежная повесть»

Мужское имя

Действующее лицо пьесы Л. Н. Толстого «Власть тьмы»

Мужское имя, в переводе с древнееврейского означающее «поставленный богом»

. «поставленный богом» (имя)

Один из циркачей Никитиных

Генерал Карпов

Критик Волынский

Имя критика Волынского

Герой «Власть тьмы»

Им генерала Карпова

Волынский

Казахстанский аналог губернатора области

. «Что говорят двери» (советский детский поэт)

Аналог губернатора области в Казахстане

Советский детский поэт

Советский детский поэт и русское мужское имя

Глава района в Киргизии

. «Песенка в лесу» (советский детский поэт)

Советский детский поэт Яков...

Старинное мужское имя

Казахский аналог губернатора области

Михаил Кононов-охотник

Глава исполкома в Казах стане

Русское мужское имя

Губернатор у казахов

Мэр, губернатор в Казахстане

Обычное имя для русского мужика

Мэр в Киргизии или Казахстане

Казахский аналог нашего мэра

Мужское имя или казахский мэр

Русский детский писатель

Персонаж драмы «Власть тьмы»

Кононов в фильме «Таежная повесть»

Мужское имя (др. евр. поставленный богом)

Действующее лицо пьесы Л.Н.Толстого ""Власть тьмы""

Персонаж драмы ""Власть тьмы""

Народность в Африке

Народ в Гане

Самоназвание народа в Гане

Конспект урока обучению грамоте. 1 класс.

Учитель: Тренихина Е.В.

Методист: Кожевникова Н.В.

Студентка: гр. 742 Лабырина А.В .

Тема урока: «развитие восприятия художественного произведения «Мой верный чиж» ».

Оборудование: Презентация, конспект, распечатки текста для чтения.

Цель и задачи урока:

Предметные:

    Совершенствовать навыки выразительного чтения

    формировать умения различать жанр, тему художественного произведения

    познакомить с произведением «Мой верный чиж»

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

    Принимать и сохранять учебную задачу;

    Адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей;

    Планировать своё действие;

    Понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Коммуникативные УУД:

    Умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя;

    Обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.

Познавательные УУД:

    Структурирование знаний;

    Осознанность восприятия.

Личностные:

    Высказывать своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.

Действия учителя

Действия учащихся

Организационный момент:

Прозвенел и смолк звонок, начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели.

Здравствуйте ребята, сегодня урок обучения грамоте у вас проведу я, меня зовут, Анна Валерьевна

Приветствие, проверяют готовность к уроку.

Актуализация знаний:

Рассмотрите книжки, известны ли вам эти авторы? А их произведения? О чем они писали?

(на экране обложки книжек)

первая - А. Барто «В школу» Вторая модель - В. Железников «история с азбукой», Л. Пантелеев «Буква «ты»

Постановка учебной задачи:

Слушание стихотворения Я.Акима «Мой верный чиж»

Сегодня мы будем знакомиться со стихотворением в котором говорится о детях. Написал его Я. Аким - посмотрите на него (портрет автора). Ребята кто знает, кто такой чиж? один из видов певчих птиц. Распространён в Евразии, как правило, в хвойных лесах. Чижей часто держат в домашних условиях, в клетках, ради их пения. Длина тела составляет около 12 см, весит 12-14 г. Общая окраска зеленовато-жёлтого или оливково-зелёного цвета, с неясными тёмными пятнами, снизу - с жёлтыми пятнами. Посмотрите на него. (изображение чижа)

Приготовьтесь слушать. сейчас я вам почитаю. После чтения вы должны ответить на вопросы: понравилось ли вам это произведение? Что больше всего запомнилось.

Читаю стихотворение

Отвечают на вопросы

Слушают учителя

Практическая деятельность:

Выявление первичного восприятия текста. Беседа после слушания

Понравилось ли вам произведение?

Что больше всего запомнилось? Какое чувство вызывает это стихотворение? Как бы вы назвали это произведение?

Яков Аким назвал это произведение «Мой верный чиж». Как вы думаете почему?

Что в вашем понимании дружба?

Какими словами он называл чижа?

Ответы учеников

Чиж очень любил мальчика, был ему настоящим другом и всегда был рядом с ним

мой верный чиж, мой славный друг, приятель храбрый мой.

Физминутка:

Видео- физминутка

Моделирование первой страницы обложки, повторное чтение

Что вы слушали?

Почему вы так решили? Докажите.

Подумайте, о ком и о чем стихотворение?

В стихотворение говорится о дружбе между мальчиком и чижом, значит дружба возможна не только между людьми.

Значит это произведение о детях.

Кроме Я. Акима еще много авторов писали о детях, такие как Павел Петрович Бажов, Гайдар (Голиков) Аркадий Петрович, Крылов Иван Андреевич, Толстой Лев Николаевич и многие другие.


Послушайте еще раз стихотворение.

Прочитайте отрывок стихотворения 9 в пол голоса затем несколько в слух), который лежит у вас на столах.

Мы слушали стихотворение

В стихотворениях есть рифма

о мальчике, который дружил с чижом

уч-ся упражняются в чтении отрывка стихотворения с соответствующей эмоциональной окраской.

Итог урока. Обобщение

С каким произведением вы сегодня познакомились?

О ком это стихотворение

Яков Аким « Мой верный Чиж»

о детях

Учитель: (подпись)

Методист: (подпись)

Вижу - молчит. Опустила голову. Губами шевелит. Я говорю: - Ну, что же ты? - Я сказала. - А я не слышал, что ты сказала. - Ты же мне велел про себя говорить. Вот я потихоньку и говорю. - Что же ты говоришь? Она оглянулась и шепотом - на ухо мне: - Ты! Я не выдержал, вскочил, схватился за голову и забегал по комнате. Внутри у меня уже все кипело, как вода в чайнике. А бедная Иринушка сидела, склонившись над букварем, искоса посматри вала на меня и жалобно сопела. Ей, наверно, было стыдно, что она такая бестолковая. Но и мне тоже было стыдно, что я - большой человек - не мо гу научить маленького человека правильно читать такую простую букву, как буква «я». Наконец я придумал все таки. Я быстро подошел к девочке, ткнул ее пальцем в нос и спрашиваю: - Это кто? Она говорит: - Это я. - Ну вот... Понимаешь? А это буква «я». Она говорит: - Понимаю... А у самой уж, вижу, и губы дрожат, и носик сморщился - вот вот заплачет. - Что же ты, - я спрашиваю, - понимаешь? - Понимаю, - говорит, - что это я. - Правильно. Молодец. А это вот буква «я». Ясно? - Ясно, - говорит. - Это буква «ты». - Да не «ты», а «я»! - Не я, а ты. - Не я, а буква «я»! - Не ты, а буква «ты». - Не буква «ты», господи боже мой, а буква «я»! - Не буква «я», господи боже мой, а буква «ты». Я опять вскочил и опять забегал по комнате. 71 - Нет такой буквы! - закричал я. - Пойми ты, бестолковая девчонка! Нет и не может быть такой буквы! Есть буква «я». По нимаешь! Я! Буква «я»! Изволь повторять за мной: я! я! я!.. - Ты, ты, ты, - пролепетала она, едва разжимая губы. Потом уронила голову на стол и заплакала. Да так громко и так жалобно, что весь мой гнев сразу остыл. Мне стало жалко ее. - Хорошо, - сказал я. - Как видно, мы с тобой и в самом деле немного заработались. Возьми свои книги и тетрадки и можешь идти гулять. На сегодня - хватит. Она кое как запихала в сумочку свое барахлишко и, ни слова мне не сказав, спотыкаясь и всхлипывая, вышла из комнаты. А я, оставшись один, задумался: что же делать? Как же мы в конце концов перешагнем через эту проклятую букву «я»? «Ладно, - решил я, - забудем о ней. Начнем следующий урок прямо с чтения. Может быть, так лучше будет». И на другой день, когда Иринушка, веселая и раскрасневшая ся после игры, пришла на урок, я не стал ей напоминать о вчераш нем, а просто посадил ее за букварь, открыл первую попавшуюся страницу и сказал: - А ну, сударыня, давайте ка почитайте мне что нибудь. Она, как всегда перед чтением, поерзала на стуле, вздохнула, уткнулась и пальцем и носиком в страницу и, пошевелив губами, бегло, не переводя дыхания, прочла: - Тыкову дали тыблоко. От удивления я даже на стуле подскочил: - Что такое?! Какому Тыкову? Какое тыблоко? Что еще за тыблоко? Посмотрел в букварь, а там черным по белому написано: «Якову дали яблоко». Bам смешно? Я тоже, конечно, посмеялся. А потом говорю: - Яблоко, Иринушка! Яблоко, а не тыблоко! Она удивилась и говорит: - Яблоко? Так, значит, это буква «я»? Я уже хотел сказать: «Ну конечно, «я»! А потом спохватился и ду маю: «Нет, голубушка. Знаем мы вас. Если скажу «я» - значит, опять пошло поехало! Нет, уж сейчас мы на эту удочку не попадемся». И я сказал: - Да, правильно. Это буква «ты». Конечно, не очень то хорошо говорить неправду. Даже очень нехорошо говорить неправду. Но что же поделаешь? Если бы я 72 сказал «я», а не «ты», кто знает, чем бы все это кончилось. И мо жет быть, бедная Иринушка так всю жизнь и говорила бы вместо «яблоко» - «тыблоко», вместо «ярмарка» «тырмарка», вместо «якорь» - «тыкорь» и вместо «язык» «тызык». А Иринушка, слава богу, выросла уже большая, выговаривает все буквы правильно, как полагается, и пишет мне письма без одной ошибки. Комментарии к уроку 1. Работа с книгами о детях и моделями. а) б) ? ? Жел. Жел. ? ? Учитель: Вспомните и назовите произведения, которые под ходят к моделям. Дети: а) Стихи о детях: Барто. «В школу». б) Рассказ о детях: Железников. «История с азбукой». 2. Работа с книгами о детях и моделями обложек. 3. Слушание, беседа после слушания, моделирование обложки. 4. Упражнение в чтении (работа по учебнику и тетради). 5. Итоговая беседа, оформление книжки самоделки, рекомен дации по работе с детскими книгами, выполнение заданий в тет ради (по желанию). На заметку учителю. Л. Пантелеев - псевдоним, так подписывал свои произведения Алексей Иванович Еремеев (1908–1987). Он был предста вителем литературной школы С.Я. Маршака. Рассказы писателя о детях и для детей - это всем известные «Честное слово», «Новенькая», «Бук ва „ты“» и другие. Произведения писателя посвящены в основном под росткам, и это не случайно, так как именно в этом возрасте дети внима тельно присматриваются к взрослой жизни, находят в ней свое место, сравнивают свои поступки с правилами, которые им предъявляют взрос лые. Знаменитая повесть «Республика Шкид», написанная Л. Пантелее вым в соавторстве с Г. Белых, являет собой образец педагогической 73 мудрости и до сих пор входит в круг детского чтения. Л. Пантелеев об суждает с детьми серьезные «взрослые» проблемы честности и справед ливости, смелости и трусости так по доброму и ненавязчиво, что оставля ет за ребенком право самому сделать правильный нравственный выбор. Урок 13. Стихи о дружбе Я. Аким. «Мой верный чиж» Учебные задачи: формировать умение определять жанр и тему прослушанного произведения; воспитывать доброе отношение к животным; учить правильно называть стихотворение. Учебные умения: правильно называть стихотворение; определять тему и жанр; высказывать свое впечатление о прослушанном произве дении. Учебный материал: Я. Аким. «Мой верный чиж». Я. АкЌм Мой верный чиж Выходит солнце из за крыш - И на мою кровать Садится чиж, Мой верный чиж: - Чив чив, чего, Чего ты спишь, Чив чив, пора вставать, Чив чив!.. - И я уже не сплю, Постель стелю, Чижа кормлю - В кормушку сыплю коноплю. А он клюет, 74 Свое поет, Мне прохлаждаться не дает: - Чив чив, пей чай, Чив чив, пора! Где ранец? - За спиной! - Бегом по лестнице! Ура! Мой чиж летит со мной. Я улицу перехожу. - Не торопись, - шепчу чижу. - А ну, летим! Зеленый свет! - Ребята нам кричат: - Привет! Еще минута до звонка. Я говорю чижу: - Пока! Давай лети домой! Он делает прощальный круг, Мой верный чиж, Мой славный друг, Приятель храбрый мой. Я часто думаю о нем. И он, поди, грустит. В большую перемену, днем, Я знаю, прилетит. - Привет, чив чив, Я тут, я жив, Давно тебя ищу! - И я в ответ ему: «Чив чив» - Тихонько просвищу. И на плечо Позволю сесть, Спрошу: - Чего молчишь? Я рад, Что ты на свете есть, Мой друг, Мой верный чиж! 75 Комментарии к уроку 1. Повторение прочитанных произведений (работа с книга ми, моделями). 2. Слушание стихотворения Я. Акима «Мой верный чиж». Бе седа. (С кем дружил мальчик? Как он относился к чижу? Как чиж относился к мальчику? Какими словами он называет чижа? Какое чувство вызывает это стихотворение?) 3. Моделирование обложки, повторное чтение. 4. Работа по учебнику и тетради. Рассматривание иллюстрации. Упражнение в чтении. Слова: чиж, верный друг, кормушка, приятель. Отрывки: Мой верный чиж, Я рад, Мой славный друг, Что ты на свете есть, Приятель храбрый мой. Мой друг, Мой верный чиж! 5. Итоговая беседа, оформление книжки самоделки. 6. Работа по рубрике «Книжная полка»: выполнение заданий, рассматривание рисованных обложек. На заметку учителю. Если давать определение сказки как фольклорно го жанра, то надо обратить внимание на следующие характерные его особенности: сказка - преимущественно прозаическое произведение, в ней всегда присутствует волшебство, приключение. Даже в бытовых сказках очевиден вымысел: звери и растения разговаривают, ведут себя как люди (помогают, обманывают, плачут и смеются...), а предметы без помощи человека производят действия (рубят, пилят, ездят...). Сказки привлекают слушателей и читателей певучим языком, особым слогом ре чи, композицией. Недаром большой любитель сказок поэт А. Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки - каждая есть поэма». Значение этого жанра фольклора не ограничивается его языковыми и стилисти ческими особенностями - «Сказка ложь, да в ней намек, добрым мо лодцам урок». С давних пор сказка выступала своеобразным мораль ным кодексом народа, учила справедливости, добру, воспитывала гуманизм и трудолюбие, осуждала жадность, леность, трусость. Огром ный мир сказок представлен народными и литературными - авторскими произведениями. Среди них - волшебные, бытовые, сказки о животных. Волшебные сказки основаны на выдумке, фантазии, колдовстве. В них действуют нереальные герои, волшебные пред меты, происходят чудеса и превращения. И всегда сказка заканчи 76 вается победой добра над злом: гибнет Кощей Бессмертный, Зо лушка выходит замуж за принца, Иванушка награждается за доб роту и трудолюбие богатством и знатностью. Бытовые сказки - это маленькие «сценки» из обычной жизни человека, раскрывающие его взаимоотношения с другими людь ми, плохими и хорошими, добрыми и не очень, смелыми и трус ливыми, находчивыми и предприимчивыми. Сказки о животных - это в основном повествования сатири ческие или с оттенком юмора. Героям этих сказок присущи черты, которые навсегда сделали их нарицательными: лиса хитра, заяц труслив, медведь - простофиля, а еж сообразителен. В иносказа тельной форме сказки о животных говорят о людских недостатках и достоинствах, социальных проблемах и конфликтах. Урок 14. Сказки о животных В. Сутеев. «Дядя Миша» Учебные задачи: учить воспринимать сказочный текст; формировать понятие «сказка»; учить определять тему сказки, правильно называть произве дение; учить рассказывать сказку по плану. Учебные умения: определять жанр и тему сказки; правильно называть сказку; составлять схематический план под руководством учителя; рассказывать сказку по плану. Учебный материал: сказка В. Сутеева «Дядя Миша»; иллюст рированная книга со сказками В. Сутеева. В. Суте´ев Дядя Миша Зашел как то Медведь к Зайцу в огород и спрашивает: - Как дела, Косой? - Да вот, морковку дергаю, дядя Миша. 77 - А хороша морковка то? - Хороша, дядя Миша, да только сидит глубоко. - Мне, пожалуй, тоже морковки нужно, - задумчиво сказал Медведь, - в запас на зиму… - На здоровье, дядя Миша! Бери сколько хочешь! Поплевал Медведь себе на лапы и пошел морковь дергать, да так, что она во все стороны полетела… Как раз мимо Ежик проходил, и одна морковка ему прямо в голову угодила и на колючках повисла. - Безобразие какое! - зашипел Ежик. -Что это тут делается? - Морковку дергаем! - рявкнул Медведь. - А ты куда собрал ся, Колючая Голова? - В лес иду. За груздями, за белыми грибами! - Вот грибы - это дело! - обрадовался Медведь. - Мне запас на зиму нужен. Идем за груздями, за белыми грибами! - Дядя Миша, - пискнул Заяц, - а как же морковка? - «Морковка, морковка»… - рассердился Медведь. - Сам ее кушай, а я грибы больше люблю! И пошел за Ежиком в лес. Ходит Ежик по лесу, грибы собирает и себе на колючки нака лывает, а неуклюжий Медведь их больше ногами топчет. Белка ему с дерева кричит: - Что это ты, дядя Миша, все кланяешься? - Да вот, грибы собираю - себе запас на зиму делаю, - отве чает Медведь. - Ну что твои грибы, - пищит Белка, - ты лучше орешков попробуй! Попробовал Медведь орехов, и они ему очень понравились. - Вот это дело! Я их сразу, одним махом соберу. Вот так! Обхватил Медведь лапами целый куст орешника, полный спе лых орехов, и вырвал его из земли прямо с корнями, потом взвалил себе на спину и потащил. Увидел это Ежик, только лапками развел. Тут навстречу Медведю Кот с удочками. - Куда собрался, Усатый? - остановил его Медведь. - На рыбалку, дядя Миша. Хочу котятам рыбки наловить. - Рыбки? Я люблю рыбку, - облизнулся Медведь. - Мне очень нужно на зиму рыбкой запастись. - Что ж, пошли! У меня как раз лишняя удочка есть, - сказал Кот. Пришли на речку. 78 Вдруг Кот спрашивает: - Постой! А как же твои орехи, дядя Миша? - Да что орехи… Мелочь. Идем скорее рыбу ловить, мне ее много на зиму нужно. Пришли на речку. Только закинули удочки - Лиса тут как тут! Подсела к Медведю и говорит: - Пустяками ты, дядя Миша, занимаешься. - Как это пустяками? - обиделся Медведь. - Мне рыба в запас на зиму нужна. - Да много ли ты ее наловишь? И какая радость целую зиму рыбу жевать? - говорит Лиса. - Я лучше тебе другое дело предло жу. Всю зиму меня благодарить будешь. - Что за дело? - спросил Медведь. - Пойдем ка в деревню, кур, уток таскать. - Кур? Уток? Идем скорее! - обрадовался Медведь и удочку бросил. - Дядя Миша, у тебя рыбка клюет! - кричит Кот. - Пускай клюет. Рыба не курица, - проворчал Медведь и по шел за Лисой. Когда стемнело, Медведь и Лиса по задам деревни подкра лись к колхозному птичнику. Лиса доску в заборе отодвинула и шепчет: - Ты, дядя Миша, посторожи здесь, а я тебе курочек и уточек вынесу сколько твоей душеньке захочется. - Ладно, - говорит Медведь, - только поскорее приходи, по больше приноси. Мне запас на зиму нужен. Ходит Медведь вдоль забора туда сюда, смотрит по сторонам, прислушивается… Но недолго ему пришлось сторожить: собак со всей деревни набежало видимо невидимо! И все рычат, лают за ливаются, того и гляди, разорвут! Забыл Медведь про кур, про уток, про Лису плутовку и со всех ног бросился бежать… Собаки целой сворой - за ним! Так и гнали бедного Мишку до самого леса. Тем временем Лиса со своей добычей незаметно выбралась из птичника и побежала. Только ее и видели! А утром лежит Медведь в лесу под деревом, стонет, охает… Мимо Мышонок пробегал, увидел Медведя, остановился. - Что с вами, дядя Миша? 79 - Да вот, собаки… Вчера всю шкуру с меня чуть не содрали. - Собаки? Это нехорошо, - пискнул Мышонок. - Я хотел, понимаешь, себе на зиму запас сделать… - Запас - это хорошо, - пискнул Мышонок. - Я и морковку дергал, и грибы собирал, и орехи рвал, рыбу удил, кур таскал… - Кур таскал? Это нехорошо, - пискнул Мышонок. - Все делал - и вот с пустыми лапами остался… - Что же теперь делать будете, дядя Миша? - спросил Мышонок. - Делать нечего, - сказал Медведь. - Зима на носу. Залягу в берлогу, буду до весны лапу сосать… - Эх, дядя Миша! - пискнул Мышонок. Он хотел, видно, еще что то сказать, да только махнул лапкой, свистнул и побежал дальше. А что тут скажешь. Комментарии к уроку 1. Слушание сказки В. Сутеева «Дядя Миша». 2. Беседа после чтения. 3. Моделирование обложки. 4. Работа с текстом произведения. Сутеев Беседа (Можно ли назвать эту сказку по учительной? Чему она учит? Какие сказки Сутеева вы знаете? Назовите. Кто из геро Кор. ев сказки вам понравился?). Рассматривание иллюстраций в учебнике. Дядя Миша Упражнение в чтении по учебнику. 5. Работа в тетради. 6. Рекомендации: найти книгу сказок В. Сутеева; найти книгу сказок о животных; рассказать сказку родителям; придумать сказ ку о животных (по желанию). Урок 15. Сказки о детях Русская народная сказка «Привередница» Учебные задачи: дать представление о народной сказке; учить воспринимать народную сказку; учить правильно называть произведение (русская народная сказка «Привередница»); 80


(Я.Аким)

В праздники на улицах
В руках у детворы
Горят, переливаются
Воздушные шары.

Разные-разные,
Голубые,
Красные,
Жёлтые,
Зелёные
Воздушные шары!

Очень любят шарики
Ребята в эти дни,
У каждого за пуговку
Привязаны они.

Разные-разные,
Голубые,
Красные,
Жёлтые,
Зелёные
Воздушные шары!

Вот над демонстрацией
Летят они, легки,
Как будто в небе вспыхнули
Цветные огоньки.

Разные-разные,
Голубые,
Красные,
Жёлтые,
Зелёные
Цветные огоньки!

Мой верный чиж
(Я.Аким)

Выходит солнце из-за крыш —
И на мою кровать
Садится чиж,
Мой верный чиж:
— Чив-чив, чего,
Чего ты спишь,
Чив-чив, пора вставать,
Чив-чив!.. —
И я уже не сплю,
Постель стелю,
Чижа кормлю —
В кормушку сыплю коноплю.

А он клюёт,
Своё поёт,
Мне прохлаждаться не даёт:
Чив-чив, пей чай,
Чив-чив, пора!
Где ранец?
За спиной!—
Бегом по лестнице!
Ура!
Мой чиж летит со мной.
Я улицу перехожу.

Не торопись, — шепчу чижу.—
А ну, летим!
Зелёный свет! —
Ребята нам кричат:
— Привет!

Ещё минута до звонка.
Я говорю чижу:
— Пока!
Давай лети домой!

Он делает прощальный круг,
Мой верный чиж,
Мой славный друг,
Приятель храбрый мой.

Я часто думаю о нём.
И он, поди, грустит.
В большую перемену, днём,
Я знаю, прилетит.

Привет, чив-чив,
Я тут, я жив,
Давно тебя ищу! —
И я в ответ ему: «Чив-чив» —
Тихонько просвищу.

И на плечо
Позволю сесть,
Спрошу:
Чего молчишь?
Я рад,
Что ты на свете есть,
Мой друг,

Мой верный чиж!

Облака
(Я.Аким)

Облако за облаком
По небу гналось —
За облаком-лодкой
Облако-лось.

Лось шагает ходко,
Не хочет отстать,
Но рогами лодку
Не может достать.

А ветер гонит, гонит,
Торопит облака,
То с налёту тронет,
То шевельнёт слегка.

Стала меньше лодочка,
Вытянулся лось.
И от лося облачко
Вдруг оторвалось.

Где же лось прыгучий?
Позабудь о нём.
Обернулась туча
Скачущим конём.

А за ним ребёнок —
Белый жеребёнок.
Вот какая конница
Теперь за лодкой гонится!

А ветер пуще, пуще
Поднялся,
И выросли у лодки
Паруса.

Догоняйте, рысаки,
Лодочка вертка...

Я лежу у реки,
Я гляжу из-под руки,
И бегут надо мной
В небе облака.

Пишу тебе письмо
(Я. Аким)


А листок в конверте чист,
Нет на нём ни букв, ни строчек.
Пахнет осенью листочек —
С дерева опавший лист.

Только адрес твой да имя
На конверте напишу,
Синий ящик отыщу,
Свой листочек опущу.

Ты письмо моё получишь
И обрадуешься вдруг —
Жить на свете много лучше,
Если друга вспомнил друг.

Сразу мне ответ пиши!
А кончаются чернила —
Просто пёрышко вложи,
Что синица обронила.

Жадина
(Я. Аким)


Кто держит
Конфету свою
В кулаке,
Чтоб съесть её
Тайно от всех
В уголке,

Кто, выйдя во двор,
Никому из соседей
Не даст
Прокатиться
На ве ло си педе,

Кто мелом,
Резинкой,
Любою безделицей
В классе
Ни с кем
Ни за что Н
е поделится —

Имя тому
Подходящее дадено,
Даже не имя,
А прозвище:
ЖАДИНА!

Жадину
Я ни о чём
Не прошу.
В гости я Жадину
Не приглашу.

Не выйдет из жадины
Друга хорошего,
Даже приятелем
Не назовёшь его.

Поэтому —
Честно, ребята, скажу —
С жадными
Я никогда
Не дружу!

Весело мне!
(Я. Аким)


Яблоки-веники,
Весело мне,
Весело мне,
Я скачу на коне!

Яблоки-веники,
Вихрем лечу,
Вихрем лечу я,
Куда захочу!

Яблоки-веники,
Конь мой устал,
Конь мой устал
И скакать перестал.

Яблоки-веники,
Где ж водопой,
Где водопой
С ключевою водой?

Конь мой да я
Напились из ручья,
Дальше торопится
Песня моя.

Яблоки-веники,
Яблоки-веники,
Скачет весёлая
Песня моя!

Друг
(Я.Аким)

Друг уехал далеко.
Мне без друга нелегко.

День прошёл,
Потом неделя.
Три недели
Пролетели.
Летом — дождь,
Зимою — вьюга.
Очень скучно мне
Без друга.

Скоро год пройдёт...

Больше я не усижу,
Жить без друга не могу.
Щётку с мылом уложу
И на станцию сбегу.

По полю
Да по лесу
К утреннему
Поезду.

Скорый поезд:
«Тук-тук,
Где ты, где ты,
Друг-друг?»

Скорый
Медленно ползёт —
Пересяду
В самолёт.

Я лечу,
Я кричу,
Я пою на лету:
«Быстрый «Ту»,
Сильный «Ту»,
Набирай высоту!»

Сели.

А-Э-РО-ВОК-ЗАЛ.
(Слово очень длинное!)
Пробегаю через зал,
Прыгаю в машину я.

Красный свет.
Терпенья нет!
Дайте мне
Зелёный свет!

Стоп, машина,
Вот он, дом
С голубым окошком.
Загляну в окошко,
Отдышусь немножко.

Вытру ноги
На пороге,

Громко в двери постучу.
— Открывай скорей! — кричу.

Вышел друг,
А я молчу.

Я спешил к нему пешком,
Я бежал к нему бегом,
В поезде качался,
На машине мчался,
Даже по небу летел —
Я сказать ему хотел,
Столько я сказать хотел...
Всё забыл!

Про ослика
(Я. Аким)

На улице московской
Зацокали копытца.
Повсюду удивлённые,
Смеющиеся лица:

«Ослик! Ослик!
Поглядите, ослик!»

Но я-то с этим осликом
Не первый год знаком,
Он возит на тележке
Бидоны с молоком.

Ослик? Ослик.
Ну конечно, ослик.

Его, к великой радости
Московской детворы,
Прислали для детсадовцев
Из жаркой Бухары.

Ослик! Ослик!
Настоящий ослик!

И вот по перекрёстку он.
Не глядя на запрет,
Упрямо и задумчиво
Бредёт на красный свет.

Ослик! Ослик!
Вот упрямый ослик!


Грибно й лес
(Я. Аким)

В лес грибной тебя зову
Тихим утром осени.
Видишь, под ноги листву
Нам деревья бросили.

Было лето и прошло,
Песенное, знойное.
А теперь в лесу светло,
Строже и спокойнее.

Только белка на виду —
Все углы облазила,
Витаминную еду
Запасая на зиму.

Под стволами двух дубов
Помолчим немножко.
Принесём домой грибов
Полное лукошко.

Шуба
(Я. Аким)

Шубу покупали летом,
Мама говорит:
— Примерь,
Будешь ты к зиме одетым,
Как лесной мохнатый зверь!

Я на майку примеряю
Жаркий ворох меховой —
И как будто бы ныряю
В печку прямо с головой.

Да, — вздохнула мама грустно,—
Не дорос ещё пока.
У меня такое чувство,
Шуба сыну велика.

Нет, — сказала продавщица,—
Ещё долго до зимы,
В первый класс пойдём учиться,
Подрасти успеем мы!

И глазам своим не веря,
К зеркалам я подхожу:
Вижу там большого зверя,
А себя не нахожу.

Первый снег
(Я. Аким)


Утром кот
Принёс на лапах
Первый снег!
Первый снег!

Он имеет
Вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!

Он кружится,
Лёгкий,
Новый,
У ребят над головой,

Он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой;

Он белеет
Вдоль заборов,
Прикорнул на фонаре.

Значит, скоро,
Очень скоро
Полетят салазки
С горок.

Значит, можно будет
Снова
Строить крепость
Во дворе!

Где ты ходишь, осень!
(Я. Аким)


Осенью дождливой
Прямо сплю и вижу:
По снежку хрустящему
С горки бы, на лыжах!

А зимою лютою
Вечером, в мороз
Вспомню двор весенний,
Листики берёз.

У апрельской лужицы
Жду я, не дождусь —
Поскорей бы лето,
В речку бултыхнусь.

— Где ты ходишь, осень? —
В августе спрошу,
Потому что в школу
Я к друзьям спешу.