Конспект урока по литературе на тему A А. Пушкин -У лукоморья дуб зелёный. Конспект НОД по развитию речи. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый

А.С. Пушкин « У Лукоморья дуб зеленый…»

Цели:

Образовательные: познакомить с биографией и произведениями А. С. Пушкина, формировать умение выразительно читать, анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей.
Развивающие: развивать умение чувствовать себя и передавать своё
отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание,
артистические способности.
Воспитательные: воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии.

Ход урока

1.Организационный момент
Настроение у нас - отличное,
А улыбки - дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!

а) Развитие артикуляционного аппарата.
- Вращение языком (маятник)
- Вытягиваем губки за ниточку (трубочка), растягиваем (широкий рот), в разные стороны (улыбка)

б) Развитие дикции: работа со скороговоркой.

Карась, в лаз не лазь.
Застрял в лазе карась.

2. Постановка цели урока. Актуализация знаний

1. Предварительная беседа.
Величайший русский поэт А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Начальное образование, воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила Сашу читать и писать по-русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту много замечательных сказок. Окончил Царскосельский Императорский лицей и был принят на государственную службу. Основное время посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок, которые до сих пор любят взрослые и дети».
- Всего сказок у А. С. Пушкина пять: .«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Сал¬тане», «Сказка о золотом петушке». Еще сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».
- Кто слышал эту сказку? О чем она?
(О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана - Людмилу.
О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об
их приключенuяx и счастливом конце.)
- Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней - в 1824.
Но прежде, чем начать читать, давайте сделаем небольшую гимнастику для глаз.
1. Закройте глаза. Отдых 10-15 сек. Откройте глаза. Повторить 2-3 раза.
2. Движение глазными яблоками:
- глаза вправо -вверх;
- глаза вправо - вниз;
- глаза влево - вверх;
- глаза влево - вниз.
Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 секунд.

2. Чтение статьи на с. 84 учебника.
- Какие сказки и стихи А. С. Пушкина вам читали дома?
- Какие вы прочитали самостоятельно?
- Как всегда называли Пушкина?
- А теперь давайте немного отдохнем и поиграем. На доске у меня есть изображения к самым известным сказкам Пушкина, я вам буду читать отрывки из сказок, а вы вспомните и попытаетесь мне ответить как называются эти сказки.
Чтение отрывков с. 85

3. Первая физминутка.
Руки у груди поставим.
Три рывка назад локтями.
Руки в замочек за спинкой сожми,
Вверх поднимай, сильно спинку согни.
И головой теперь покрути -
Лень и усталость скорей прогони.

4. Изучение нового материала

Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислушивайтесь,
делайте легкие пометки карандашом в тексте, если встретятся
непонятные слова.

1. Чтение стихотворенья учителем
- Скажите, можно ли по этому вступлению к знаменитой поэме Пушкина догадаться, что в ней будет много сказочного, волшебного?
2. Словарная работа.
- Что такое Лукоморье? Кто знает?
- Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута: то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря - Лукоморье. Получается залив (учитель рисует на доске).
Слова - «златая», «песнь», «брег», «чредой» - старые, вы¬шедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова.
(Золотая, песня, берег, чередой - по очереди.)

Неведомые дорожки - те, которые никто не знает, не ве¬дает.
- Что означает слово «дол»? Как бы Противоположность лесу, но это и не горы.
Что же это? (Пространство без деревьев - долина.)
Как вы понимаете слова «видений полны»?
О заре - на заре.
- Почему воды названы ясными? (Прозрачные.)
Пленяет - берет в плен.
Тужит - грустит, тяжело ей, туго ей Приходится.
Чахнет - сохнет.

3. Прослушивание поэмы «Руслан и Людмила»

4. Физминутка.

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгали как зайки.
Стоп. Немножко отдохнем.
И домой пешком пойдем.

Давайте немножко отдохнем!
Реснички опускаются….
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем….
Сном волшебным засыпаем….
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают….
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают …. Засыпают…
Шея не напряжена…
А расслаблена…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Пауза 2 минуты
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулаки сжимаем.
Их повыше поднимаем!
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и тихонько сесть!
Выразительное чтение детьми.
- чтение по цепочке.
5. Закрепление изученного материала.
- О каких сказочных чудесах рассказал кот учёный?
- Найдите в тексте строки, где упоминается о витязях морских и их дядьке.
6. Итог урока
- Произведение какого писателя читали?
- Как называется произведение?
7. Домашнее задание
Выучить наизусть отрывок до слов « И с ними дядька их морской….»


Полный текст материала Конспект урока по теме "А.С. Пушкин "У лукоморья дуб зеленый"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Предмет: Литература
Тема урока: Произведение А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный...» Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
Цель: познакомить учащихся с новым произведением А.С.Пушкина и новым видом жанра (поэма) ;
Задачи: Образовательные: проверить знание детей сказок поэта, формировать умение выразительно читать (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения, указывать паузы и выделять логическое ударение), анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей.
Развивающие: развивать умение чувствовать себя и передавать своё отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание, артистические способности.
Воспитательные: прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение, воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии; формировать коммуникативные навыки работы в группах; развивать позитивную самооценку учащихся.
Оборудование: презентация, карточки для групповой работы, учебник, клип, фонограмма «Шум моря».Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормирование УУД
1.Организационный
этап Эмоциональный и психологический настрой
Настроение у нас – отличное, А улыбки – дело привычное, Пожелаем друг другу добра, Ведь урок начинать нам пора! Проверяют готовность к уроку Л:смыслообразование (Я должен посмотреть…).
Р:волевая саморегуляция.
К:планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
2.Актуализация
знаний
Работа в группах.
1 группа.
Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.
Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входят семь богатырей, Семь румяных усачей. (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях) (П)
2 группа.
«Три девицы под окном Пряли поздно вечерком «Кабы я была царица-
Говорит одна девица, -
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир» («Сказка о Царе Салтане») (У)
3 группа.
Как весенней теплою порою
Из-под утренней белой зорюшки,
Что из лесу, из лесу из дремучего
Выходила бурая медведиха
Со милыми детушками-медвежатами
Погулять, посмотреть, себя показать. (О медведихе) (Ш)
4 группа.
«Старичок отправился к морю
Почернело синее море.
Стал он кликать золотую рыбку
Приплыла к нему золотая рыбка…» («Сказка о рыбаке и рыбке») (К)
5 группа. .
Жил-был поп,Толоконный лоб.Пошёл поп по базаруПосмотреть кой-какого товару.Навстречу ему БалдаИдёт, сам не зная куда. («Сказка о попе и о работнике его Балде») (И)
6 группа.
Петушок с высокой спицыСтал стеречь его границы.Чуть опасность где видна,Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: „Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!“ («Сказка о золотом петушке») (Н)
(У доски 1 ученик от каждой группы выбирает иллюстрацию к своему отрывку и вывешивает на доску.)
- Кто автор этих произведений?
- Какие по жанру произведения у А.С.Пушкина? (стихотворение, сказка)
- Что вы знаете о поэте?
(презентация биография А.С.Пушкина) Работают в группах
Отвечают на вопросы
Слушают учителя К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; использование критериев для обоснования своего суждения.
П:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; подведение под понятие.
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. – Сегодня мы продолжаем знакомиться с произведениями А.С. Пушкина. Представьте себе, что мы с вами попали на морской берег
Релаксация (включается аудиозапись “Шум моря”).
Опишите, что вы услышали? (Кричат чайки, шум морской волны).
- Отгадайте загадку и вы узнаете, что увидел автор на берегу моря.
Он из жёлудя пророс,А потом всё рос и рос,Год за годом подрастал -И могучим …. стал! Слайд (дуб)
- Сегодня мы познакомимся с отрывком из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»
- Что такое поэма?
Слайд
ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую или героическую тему.
- Отрывок называется «У лукоморья дуб зеленый…»
Что бы вы хотели узнать и чему научиться?
Для чего вам это нужно?
Определяют тему урока, ставят задачи Л:самоопределение
П:целеполагание.
4.Первичное усвоение новых знаний.
Просмотр видеоролика. «У лукоморья дуб зеленый»
Физминутка для глаз
Первичное чтение учащимися.
- Понравился ли вам отрывок?
- Что понравилось?
– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Словарная работа
В этом стихотворении есть «слова-чудеса», непонятные вам.
– Какие непонятные слова встретились вам в этом стихотворении?
– Почему они нам непонятны?
– Узнайте значения этих слов в сносках.
(слайд)
Лукоморье – морской залив.Леший – сказочное существо, живущее в лесу.Дол – речная долина.Видение – призрак, приведение.Витязь – храбрый сильный воин.Чахнуть – становиться худым, болезненным.
Пленяет – берёт а плен.
Поведаю – расскажу. Смотрят видеоролик
Читают вслух
Работают над словарными словами Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения; познавательная инициатива.
П:постановка и формулирование проблемы; определение основной и второстепенной информации; структуирование знаний.
К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; разрешение конфликтов.
5.Первичная проверка понимания.
- Из скольких частей состоит этот отрывок?
- Прочитайте первую часть.(Читают самостоятельно)
- Что такое лукоморье?
- Как вы думаете, существует ли Лукоморье?
Слайд
Кто-то скажет, что Лукоморье – это выдумка. Нет! Лукоморье существует! На Крымском полуострове есть мыс Фиолент, там находится монастырь, основанный в честь явления Святого Георгия Победоносца морякам во время бури. Этот монастырь посетил А.С. Пушкин. Пораженный красотой морского залива в форме лука и, увидев столетний дуб на берегу, поэт сочинил стихотворение, которое стало началом поэмы «Руслан и Людмила».
- Прочитайте вторую часть. (Читают вслух)
- О чем рассказал автор в этой части? (о чудесах)
Работа в группах
- Найдите в отрывке все чудеса, которые описал поэт. Заполните схему.
Выразительное чтение учащимися отрывка- Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения? (напевное, плавное)- Какая должна быть интонация? (торжественности и таинственности) Отвечают на вопросы
Работают в группах
Читают выразительно Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
П:выдвижение гипотез и обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; построение логической цепи рассуждений, доказательство.
К:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций.
6. Первичное закрепление.
Презентация
Викторина по произведению
Учащиеся дают краткие ответы на вопросы викторины:
– Кто из героев говорит, поёт, рассказывает? (кот)
– Сказочный герой, бродит по лесу, строит разные козни. (леший) – Кому верно служит серый волк? (царевна) – Кто выходит из морских волн? (витязи)
– Что идёт, бредёт сама собой? (ступа с Бабой Ягой)
– Что стоит без окон, без дверей? (избушка)
Все эти герои, с которыми мы познакомились, герои русских народных сказок. И именно поэтому Александр Сергеевич Пушкин своё стихотворение заканчивает строчками:«Там русский дух…там Русью пахнет!» Отвечают на вопросы викторины П:моделирование и преобразование моделей разных типов; использование знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму.
К:учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование речевых средств для решения коммуникационных задач.
7. Информация о д/з, инструктаж по его выполнению Стр 80 -82 выучить * рисунок Записывают домашнее задание Р: волевая саморегуляция.
П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий.
8. Рефлексия. Подведение итогов
- Как думаете, что выразил поэт в этом произведении?
- Какое у вас настроение после урока?
(прикрепляют к доске лепестки цветка.Красный – у меня все получилось, мне было интересно на уроке.
Розовый – не все получилось, но я старался.
Жёлтый – мне было скучно на уроке, я ничего не понял.)Подводят итог урока П:рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Л:адекватное понимание причин успеха неуспеха в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности.

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. Тема урока. А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…»

Тип урока. Урок - путешествие

Цели: помочь учащимся стать читателем-исследователем, познакомить с новым видом жанра – поэмой, показать красоту пушкинской поэзии, пушкинского слова; помочь детям обнаружить связь пушкинской сказки и русской народной; учить выразительному чтению.

Задачи: 1)образовательные: проверить знания детьми сказок поэта, формировать умение выразительно читать, анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширять словарный запас;

2)развивающие: развивать представление о выразительности русского языка; развивать память, внимание;

3)воспитательные: воспитывать любовь к русской поэзии, к чтению, формировать коммуникативные навыки работы в паре, группе, позитивную самооценку.

УУД: учащиеся познакомятся с новым жанром – поэмой, выразительно читать, находить нужную информацию в учебнике, рассуждать, делать выводы, работать в паре и группе, оценивать свою работу.

Оборудование : учебник «Литературное чтение», компьютер для просмотра презентации и мультфильма «У Лукоморья..», на доске рисунки: дуб с цепью и котом,

карточки с заданиями.

Использованные современные технологии:

    Технологии проблемного обучения;

    Технологии исследовательской деятельности;

    Технологии уровневой дифференциации;

    Информационно-компьютерные технологии;

    Игровые технологии.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1 Самоопределение к деятельности. Организационный Момент. (1-2 мин)

Включение в деловой ритм. Приветствие:

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать нам пора!

И пусть хорошее настроение сохранится у вас до конца урока. Я желаю вам успехов! Давайте вспомним правила урока. Молодцы!

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Проверка д/з

Актуализация знаний и фиксации затруднений в деятельности. (4-5 мин)

Ребята, а сейчас поиграем. Игра называется «Живая выставка».

Дома вы выполняли творческое задание. Какое?

Рисунки к сказкам Пушкина с озвучиванием наизусть (1 группа); рисунки героев сказок Пушкина (по выбору).

Представление рисунков («Живая выставка»).

Что объединяет все эти рисунки? (Они все к сказкам Пушкина)

2. Ребята, а что такое сказка? Назовите признаки сказки. Какие виды сказок вы знаете? Молодцы!

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности, к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические - анализ, объектов с целью выделения признаков

3. Постановки учебной задачи. (4-5 мин)

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Сказка - это не просто вымышленная история. В ней есть много тай. А вы знаете эти тайны? А хотите узнать?

Тогда – внимание на экран! (Звучит отрывок песни «Приходите в гости к нам»).

Проблемная ситуация

Как вы думаете. А куда мы сейчас отправимся?

- А кто же поведет нас в мир сказки?

Кто нам поможет узнать ещё один секрет сказки? (Кот учёный и А. С. Пушкин) –вывешивается картинка на доску Пушкина и кота. Давайте определим тему урока! Что бы вы хотели узнать и чему научиться? Назовите цели и задачи урока. Сегодня мы по­пробуем раскрыть тайны сказки.

Для этого мы будем иссле­довать произведение А.С.Пушкина «У Лукоморья …» Ребята, а что вы знаете о Пушкине? (сообщения).

Слайд 1 Слайд 2

Родился А.С.Пушкин в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано полюбил чтение. Его воспитанием занимались бабушка и няня Арина Родионовна. Она очень интересно рассказывала сказки, знала пословицы и поговорки.

Слайд 3

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

- А.С, Пушкин.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение -формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы

4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

Работа над произведением

Чтение и анализ произведения

Первичное чтение

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

- Став взрослым, А. Пушкин во время своих поездок по России собирал и записывал сказки. Какие сказки Пушкина вы знаете?

Игра «Соответствие». Слайд 4

Рассмотрите иллюстрации к сказкам Пушкина.

Расскажите, какая иллюстрация, какой сказке соответствует

Проверим на мониторе.

Всего сказок у А.С. Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом петушке».

Еще сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».

ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему (толковый словарь Ожегова)

Кто слышал об этом произведении? О чем поэма?

Эту поэму Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней в 1824 году.

Слайды 5-6

А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает? Лукоморье - морской залив (толковый словарь Ожегова)

На доске: дуб, цепь, кот.

Покажите, а какой будет берег.

Ребята,наше сказочное исследование продолжается, и теперь мы отправимся в лукоморье.

Открыли учебник на стр. 112-113

Чтение сказки учителем

Выразительное чтение учителем.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

Дети называют номер и название сказки.

О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу. О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об их приключениях и счастливом конце.

Ответы детей

Выбирают один из берегов

Дети отмечают про себя в тексте труднопроизносимые и непонятные слова.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные:

моделирование, логические -решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление. (4-5 мин)

Повторное чтение

Устанавливает осознанность восприятия . Первичное обобщение .

Каким же поэт изобразил лукоморье?
-Что вам хочется сказать об авторе?

Техника чтения трудных слов. Слайд 7

У Лу-ко-морь-я не-ве-до-мых

Не-ви-дан-ных при-хлы-нут

пре-крас-ных

ми-мо-хо-дом

Чтение произведения детьми(самостоятельная работа)

Словарно-лексическая (работа в парах) Слайд 8

Лукоморье - такой изгиб морского берега, когда часть моря вдается в сушу. Морской залив.

На неведомых дорожках - на незнакомых дорожках.

Дол - долина.

Витязь - в старину: воин, богатырь.

Чредой - чередой, по очереди.

Дядька - в старину: слуга-воспитатель

при мальчике в дворянской семье.

Мимоходом - по пути, проходя мимо.

Пленяет - берет в плен.

Чахнуть - сохнуть, изводить себя, страдать.

Повторное чтение произведения детьми

Вспомните, героями, каких сказок являются персонажи и действующие лица, упомянутые А. С. Пушкиным в отрывке?

– Какие волшебные предметы называет?

– Какие слова и выражения говорят о том, что сказочный мир таинственный и загадочный?

Есть ли зачин и концовка традиционные для русских сказок? Ребята, путешествуя по лукоморью, мы устроим отдых для наших глазок.

Зарядка для глаз Слайд 9

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.
Он любил сказки, у него богатая фантазия т.д.

Дети выбирают трудные слова для чтения.

чтение произведения детьми

Они объясняют значения слов, как понимают сами. Затем смотрят на монитор, где дается объяснение

Дети выразительно читают пролог по частям.

Ступа, избушка на курьих ножках и др.

Чудеса, неведомые дорожки, невиданные звери и т. д.

Да.Окончание пролога похоже на конец народной сказки.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные:

общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Организует деятельность с применением новых знаний.

– Составление схемы «Чудеса лукоморья»

– Сегодня вы почувствовали таинственность, богатство и красоту пушкинского слова.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Коллективная работа

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Исследователь, в наш сказочный сундучок необходимо добавить важные сведения.

Слайд 10

1.В волшебном мире часто есть водное пространство под названием (…,) Слайд 11

2.В волшебном мире растёт дерево (…,)Сл.12

3.Важные предметы непременно золотые (…)Слайд13

4. Животные, которые являются волшебными помощниками (…)Слайд14,15

5. Разгадывание шифровки-анаграммы:

ЛОМЫЦОД -3217645 Слайд 16

Работа в группах.

(Море, океан, река)

(Дуб, яблоня, ель…)

(Рыбка, яйцо, орехи, перо, ключик, петушок…)

(Рыбка, щука, волк, кот, корова, Конёк –горбунок, Сивка Бурка…)

(МОЛОДЦЫ)

7. Рефлексия деятельности (итог урока). (2-3 мин)

Итог урока

Домашнее задание

Организует рефлексию.

Слайд 17

Ребята, сегодня мы только начали наше исследование, на следующем уроке продолжим раскрывать тайны и загадки пушкинских произведений.

С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?

- Что особенно вам понравилось? «Листок настроения»: поднимите листочек дуба, цвет которого выражает ваше настроение
а я прикреплю их к дуб,у и мы узнаем общее настроение класса.

Слайд 18 (дифференцированное: учащиеся сами выбирают по степени трудности)

Стр 112-113Выразительное чтение

Выучить первые 12 строчек наизусть - Нарисовать понравившееся чудо.

Просмотр видеоролика к песне из кинофильма «Там, на неведомых дорожках…»

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование

«А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый»

Цели:

Образовательные : познакомить с биографией и произведениями А. С. Пушкина, формировать умение выразительно читать, анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей.

Развивающие : развивать умение чувствовать себя и передавать своё

отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание,

артистические способности.

Воспитательные : воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии.

Ход урока

1.Организационный момент

Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,

Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!

а) Развитие артикуляционного аппарата .

Вращение языком (маятник)

Вытягиваем губки за ниточку (трубочка), растягиваем (широкий рот), в разные стороны (улыбка)

б) Развитие дикции: работа со скороговоркой.

Карась, в лаз не лазь.

Застрял в лазе карась.

Тихо→ громко.

Медленно-быстро-быстрее

2. Постановка цели урока. Актуализация знаний

    Предварительная беседа.

Величайший русский поэт А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Начальное образование, воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила Сашу читать и писать по-русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту много замечательных сказок. Окончил Царскосельский Императорский лицей и был принят на государственную службу. Основное время посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок, которые до сих пор любят взрослые и дети».

Всего сказок у А. С. Пушкина пять: ·«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Сал­тане», «Сказка о золотом петушке». Еще сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».

Кто слышал эту сказку? О чем она?

(О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана - Людмилу.

О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об

их приключенuяx и счастливом конце.)

Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней - в 1824.

    Закройте глаза. Отдых 10-15 сек. Откройте глаза. Повторить 2-3 раза.

    Движение глазными яблоками:

Глаза вправо –вверх;

Глаза вправо - вниз;

Глаза влево – вверх;

Глаза влево – вниз.

Повторить 3-4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10-15 секунд.

2. Чтение статьи на с. 84 учебника.

Какие сказки и стихи А. С. Пушкина вам читали дома?

Какие вы прочитали самостоятельно?

Как всегда называли Пушкина?

А теперь давайте немного отдохнем и поиграем. На доске у меня есть изображения к самым известным сказкам Пушкина, я вам буду читать отрывки из сказок, а вы вспомните и попытаетесь мне ответить как называются эти сказки.

Чтение отрывков с. 85

    Первая физминутка.

Руки у груди поставим.

Три рывка назад локтями.

Руки в замочек за спинкой сожми,

Вверх поднимай, сильно спинку согни.

И головой теперь покрути –

Лень и усталость скорей прогони.

  1. Изучение нового материала

Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислушивайтесь,

делайте легкие пометки карандашом в тексте, если встретятся

непонятные слова.

    Чтение стихотворенья учителем

Скажите, можно ли по этому вступлению к знаменитой поэме Пушкина догадаться, что в ней будет много сказочного, волшебного?

    Словарная работа.

Что такое Лукоморье? Кто знает?

Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута: то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря - Лукоморье. Получается залив (учитель рисует на доске).

Слова - «златая», «песнь», «брег», «чредой» - старые, вы­шедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова.

(Золотая, песня, берег, чередой - по очереди.)

Неведомые дорожки - те, которые никто не знает, не ве­дает.

Что означает слово «дол» ? Как бы Противоположность лесу, но это и не горы.

Что же это? (Пространство без деревьев - долина.)

Как вы понимаете слова «видений полны»?

О заре - на заре.

Почему воды названы ясными? (Прозрачные.)

Пленяет - берет в плен.

Тужит - грустит, тяжело ей, туго ей Приходится.

Чахнет - сохнет.

    Прослушивание поэмы «Руслан и Людмила»

4. Физминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгали как зайки.

Стоп. Немножко отдохнем.

И домой пешком пойдем.

Давайте немножко отдохнем!

Реснички опускаются….

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем….

Сном волшебным засыпаем….

Дышится легко…ровно…глубоко…

Наши руки отдыхают….

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают …. Засыпают…

Шея не напряжена…

А расслаблена…

Губы чуть приоткрываются…

Всё чудесно расслабляется…

Дышится легко…ровно…глубоко…

Пауза 2 минуты

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали…

Хорошо нам отдыхать,

Но пора уже вставать!

Крепче кулаки сжимаем.

Их повыше поднимаем!

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и тихонько сесть!

Выразительное чтение детьми.

Чтение по цепочке.

5. Закрепление изученного материала.

О каких сказочных чудесах рассказал кот учёный?

Найдите в тексте строки, где упоминается о витязях морских и их дядьке.

6. Итог урока

Произведение какого писателя читали?

Как называется произведение?

7. Домашнее задание

Выучить наизусть отрывок до слов « И с ними дядька их морской….»


Предмет: Литературное чтение
Авторы учебника: УМК «Система Л.В.Занкова», В.А.Лазарева
Тема урока. Вхождение в мир русской волшебной сказки. А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый».
Тип урока. Изучение нового материала.
Цель: Познакомиться с прологом из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» и знаменитым «Лукоморьем» художницы Т.А. Мавриной. Анализировать особенности построения сюжета. Способы создания образа героя в волшебной сказке; воплощение в характере положительного героя народных представлений о чести и благородстве, силе и красоте, в сюжете сказки - представлений о неодолимости добра, возмездии за зло.
Предметные: Различать ведущие жанры художественной литературы: миф, былину, сказку, сказ, басню, рассказ.Результаты:
Личностные УУД: формирование ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях, обеспечивающее личностный моральный выбор. Всё содержание урока направлено на осмыслении понятий внешней и внутренней красоты.
Регулятивные УУД: обучение целеполаганию, как постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, прогнозированию и контролю, оценке - выделению и осознанию учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Познавательные УУД: общеучебные - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; смысловое чтение, извлечение необходимой информации, Использованы знаково-символические действия - моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта).
Логические универсальные действия: анализ персонажей и их точек зрения, сравнение с целью выделения признаков, синтез положительных и отрицательных отношений, установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательства; выдвижение гипотез и их обоснование при поиске фантазийного и реального в сказке.
Коммуникативные УУД: формирование умений работать в группах, умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять ответы товарищей, сотрудничать со сверстниками.
Оборудование Карточки для работы в парах, группах.
Презентация по теме урока
Этапы урока Цель этапа
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяОрг. момент.
Вхождение в урок Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне -Здравствуйте, ребята! Какой у нас урок? Чем интересен урок литературного чтения?
-Какие качества нам нужны для успешной работы?
-Предлагаю вместе построить урок и составить план.План урока.
Проверка домашнего задания.
Знакомство с творчеством писателя.
Знакомство с новым произведением.
Словарная работа.
Работа над содержанием произведения.
Работа в парах, группе.
Итог урока.
-С чего начнем урок?
-Какой этап будет следующим?
=Что будет дальше?
-Всем желаю успехов на уроке!
Оценивают свою готовность и настрой на работу. Проверка домашнего задания -Что было задано на дом? Выучить наизусть стихотворение С.А.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» наизусть Актуализация знаний
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Для того чтобы определить тему урока, выполните задание по группам. (3 группы)
-Какие правила нужно помнить во время работы в группах?
-Откройте конверты.-Поставьте, пожалуйста, цифры в порядке увеличения.
(1-е задание ПУШКИН, 2-е задание, ОТРЫВОК, 3-задание ПОЭМА)
-Что у вас получилось.
-Сформулируйте тему урока.
-Какую цель поставите перед собой? Работают в группах
Правила работы в группах
Проверка. Постановка проблемы
Обсуждение затруднений проговаривание темы и цели урока. -Какие произведения А.С.Пушкина вам уже хорошо знакомы?
-А хотите больше узнать о творчестве автора?
-Сообщение о творчестве А.С.Пушкина приготовил Савинкин Саша.
- На уроках литературного чтения мы с вами знакомились в основном со сказками и стихотворениями автора. Сегодня нам предстоит знакомство с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила» . В литературе принято называть данный отрывок «прологом».
-Кто из вас знаком с литературным жанром «поэма»?
-Что такое поэма?
-Где можно найти более точную информацию?
-Что такое пролог?
-Давайте сравним наши знания с достоверным источником.
-Прочитаем сведения из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова.
-Что нового узнали???
(Ответы учащихся.)
1.А.С.Пушкин – великий поэт и писатель. В его доме очень интересовались литературой. Отец А. С.Пушкина – Сергей Львович был поклонником французской литературы и сам иногда пописывал стихи. Среди его знакомых было очень много писателей.Мать – Надежда Осиповна совершенно не занималась воспитанием детей, а Александра не очень любила. В детстве он был упитанным мальчиком, чего стеснялась Надежда Осиповна и во время прогулок с Александром держалась от него на расстоянии.Воспитанием Пушкина занималась его няня, которая нянчила поэта с пеленок. Обладая богатой фантазией, блестящей памятью, она рассказывала мальчику сказки, пела песни, вводила в чарующий мир русского фольклора. Когда она умерла, то Пушкин тяжело переживал ее смерть. Она практически заменила ему мать.В семье Пушкиных кроме Александра было еще 2 детей – старшая сестра Ольга и младший брат Лев, которого очень любила мать.
2.Повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему.
3.Пролог- Открытие нового знания
Познакомиться с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый.»; перечитать отрывок
Просмотр видеоролика. «У лукоморья дуб зеленый»
Физминутка.
-Ребята, путешествуя по сказочному лукоморью, устроим отдых нашим глазкам:Дети выполняют упражнения «По волнам» (движения слева направо и наоборот), «Морские качели» (движения вверх, вниз) «Выезжаем погулять, серых уток пострелять» (закрыть, открыть глаза).Первичное чтение учащимися.
- Понравился ли вам отрывок?
- Что понравилось?
– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Словарная работа.
– Какие непонятные слова встретились вам в этом стихотворении?
– Узнайте значения этих слов в словаре учебника на стр.138.
Лукоморье – морской залив.Леший – сказочное существо, живущее в лесу.Дол – речная долина.Видение – призрак, приведение.Витязь – храбрый сильный воин.Чахнуть – становиться худым, болезненным.
Пленяет – берёт а плен.
Поведаю – расскажу.
- Сколько частей в этом произведении?
- Прочитайте первую часть. (Первые 6 строк)
Беседа по содержанию.
- О чем рассказал автор в этой части?
-Что можете сказать о второй части?
-Какие сказочные персонажи повстречались?
Смотрят видеоролик
Читают вслух
Работают над словарными словами
-
-Две части.Читаюсамостоятельно.
- О чудесах. Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира.
-Более объёмная. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса.
Ответы детей.
Закрепление
(включение новых знаний в систему знаний ребенка) Выразительное чтение учащимися отрывка. Работа в парах.- Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения? - Какая должна быть интонация?
-Поработайте в парах и подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из поэмы.
- Я покажу вам иллюстрации к сказке, а вы выберите из текста строки, которые к ним подходят.
(Иллюстрации дуба, Лешего, Русалки, Бабы-Яги)
- Все эти герои, с которыми мы познакомились, герои русских народных сказок. Знакомство, с которыми мы продолжим на следуюших уроках.
-Напевное, плавное.
-Таинственная, загадочная.
Учащиеся работают в парах
Читают выразительно.
Учитель демонстрирует иллюстрации, дети находят соответствующие строки.
Домашнее задание. Рефлексия
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Оцените себя за урок. Поставьте себя оценку.
На уроке я узнал…
Я запомню, что …
Теперь я знаю…
Общее впечатление об уроке