Конспект НОД в старшей группе «Русская ярмарка. Русские ярмарки: история гуляний Сообщение на тему ярмарка

ЧТО ТАКОЕ «ЯРМАРКА»?

Из истории русских ярмарок

Прежде всего о том, что же такое ярмарка. ЯРМАРКА (ярмонка) - это «большой торговый съезд и привоз товаров в срочное время года, годовой торг, длящийся неделями, большой сельский базар», - такое понятие о ярмарке дает В.И. Даль в своем знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка». Это значит, что купцы и прочие торговые люди в определенные дни года съезжались в известном им месте. Сюда они и привозили свои товары. Здесь и происходила купля-продажа, то есть ЯРМАРКА, которая продолжалась не один день, а бывало, и целый месяц. Каждый хорошо знал, в каком месяце, в какие дни церковного календаря, в праздники каких православных святых отводилось время для ярмарок. Сроки крупнейших ярмарок определялись так, чтобы купцы по окончании одной ярмарки успевали перебраться на другую.

Так, например, летом в праздник Святой Троицы проводились большие Троицкие ярмарки. В августе бывала Ильинская ярмарка, в день Ильи-пророка. Осенью, в сентябре, - Семеновская ярмарка, в день Семена-летопроводца. В начале зимы, в декабре, был всем известный Никольский торг перед праздником Николы Зимнего. Эта ярмарка была важна тем, что устанавливала цены, которые держались всюду долгое время.

С течением времени ярмарок на русской земле становилось все больше и больше. Если в 1750-х годах в России было всего 627 ярмарок, то в 1790-х годах их уже насчитывалось 4044. В середине XIX века число ярмарок увеличивается до 6,5 тысячи, а в начале XX века - до 18,5 тысячи.

Продавец игрушек. Литография. Раскраска. Середина XIX в.

На ярмарке каждый торговал как и где только мог. Богатые, солидные купцы вели торговлю в каменных постройках и складах, специальных гостиных дворах и торговых рядах. Торговцы средней руки - в сараях и деревянных лавках и клетях, в балаганах и палатках, в ларьках и киосках. Те, кто победнее, - в шалашах, крытых лубком или рогожами, а то и прямо с возов и телег.

Кроме того, на каждой ярмарке было множество мелких расходячих торговцев. Это были коробейники, офени, ходебщики, лотошники и прочие разносчики всякого товара.

Самой большой ярмаркой России считалась знаменитая Нижегородская ярмарка. Ее прародительницей была Макарьевская ярмарка. Она располагалась примерно в 90 км от Нижнего Новгорода, у стен Макарьевского монастыря. Этот монастырь играл важную роль в делах ярмарки. Он давал кров торговому люду и владел вместительными и надежными лабазами - помещениями, где можно было хранить товары. В монастырских храмах совершались церковные службы для поддержания успешной торговли. Перед открытием ярмарки обычно проходил крестный ход. А после ее закрытия - торжественный молебен.

Макарьевская ярмарка была учреждена в середине XVI века. В 1696 году по царскому указу она стала уже Всероссийской и сохранила свое название - Макарьевская, в память об основателе монастыря святом преподобном Макарии Желтоводском. К несчастью, страшный пожар 1816 года уничтожил ярмарочный гостиный двор и все ее постройки. Поэтому было решено перенести ярмарку в губернский центр Нижний Новгород.

Первый ярмарочный сезон Нижегородской ярмарки прошел успешно. Поэтому ярмарка осталась здесь и на все последующие годы. В народе по старой традиции ее долго еще величали Макарьевской, но обычно уточняли: «На Макария Нижегородская ярмарка именинница». Таким образом, преподобный Макарий остался покровителем и Нижегородской ярмарки. Память о нем отмечалась 7 августа (25 июля по старому календарю). К этому времени и была приурочена ярмарка, которая работала с 15 июля по 25 августа (по старому стилю). Церковь во имя святого Макария возвышалась над всеми прочими ярмарочными сооружениями. На время ярмарки нетленные мощи святого, прославленные чудесами, перевозились с места его погребения в Нижний Новгород, чтобы каждый торговец мог попросить у святого помощи в своих торговых делах.

Вскоре значение Нижегородской ярмарки в жизни страны сделалось столь велико, что ее прозвали «карманом России». В середине XIX века торговый оборот этой ярмарки составил уже 86 миллионов рублей серебром.

Как писали все те, кто видел эту ярмарку в середине прошлого века, это было неописуемое зрелище - «в вавилонском смешении народов и языков, в бесконечных разговорах, спорах, возгласах, крике, кличе, в прибаутках, присказках, байках, в разнообразии говоров, в непрерывной круговороти одежд, вещей, красок, - в буйном кипении жизни...».

Дыхание ярмарки можно было почувствовать по мере приближения к ней, еще издалека. По словам французского писателя Александра Дюма, это был «страшный шум, похожий на гром небесный или, скорее, на гул перед землетрясением». А когда писатель впервые увидел ярмарку с высокого берега Волги, перед ним открылось такое, что он «ахнул от удивления».

Если в пятидесятых годах прошлого века в Нижнем Новгороде проживало чуть больше 30 000 человек, то каждое лето сюда на ярмарку съезжалось 120 000 - то есть четыре Нижних Новгорода!

Что здесь только не выставлялось на продажу в те годы! Уральское железо и алтайская медь, зерно, икра и рыба, бобровые, куньи и лисьи меха, медвежьи шкуры, яловые кожи, холсты «разной доброты», шапки и тулупы, чулки, рукавицы и валенки, жестяные ларцы, расписные и кованые сундуки, телеги и оглобли, мочалы и конский волос.

Было здесь также множество иноземных товаров - чай и орехи, кофе и корица, драгоценные камни, ковры и циновки, кавказские и персидские шелка, китайские и турецкие ткани, индийские шали, восточные кинжалы и пистолеты, сабли, уздечки и попоны, модные товары и ювелирные изделия из Европы.

Понятно, что каждая ярмарка - это прежде всего место торговли и всяческих сделок, место для дела. «Куплей да продажей торг стоит», - подтверждает это народная пословица. Вместе с тем нужно помнить, что душа каждого человека всегда ждет и разрядки, отдыха и веселья. Об этом же говорят и в народе: «Мешай дело с бездельем, проводи время с весельем». Или - «Умей дело делать, умей и позабавиться». Еще одна народная поговорка учит: «Делу время - потехе час». Именно поэтому ярмарочная площадь становилась еще и местом проведения традиционного досуга - местом гуляний, разнообразных представлений, затей и увеселений.

«Хмельно, горласто, празднично, пестро, красно кругом!» - писал о ярмарке поэт Н.А. Некрасов. На ярмарочной площади было много такого, что поражало всякого, кто попадал сюда впервые. Ярмарки и гулянья занимали заметное место в жизни каждого русского человека. Такое запоминалось надолго. Поэтому, к примеру, на Нижегородскую ярмарку стремились попасть из разных концов России, чтобы «других поглядеть, себя показать».

ЯРМАРОЧНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Горки, качели и карусели

Катальные (гуляльные) горы были главным увеселением на каждой большой ярмарочной площади. Это подтверждается тем, что обычно в народе не говорили «погулять на ярмарке», а только «погулять на горах» или «погулять под горами», «погулять под качелями».

Горы эти строились из деревянных брусьев, самые большие, очевидно, возводились в Санкт-Петербурге. Их высота доходила до 10-12 метров. Зимой покатую часть их выкладывали льдом и поливали водой. Прежде чем пустить публику, обкатывали особыми «каталями». Съезжали с них обычно на санях, причем разгон санок бывал более 100 метров. Ездили здесь обычно на Рождество, на Святки и на Масленицу. Со временем появились летние катальные горы. Спускались с них не на санках, а на маленьких тележках, на особых «лубках» (дощечках), рогожках и ковриках.

Весной самым любимым развлечением становились также качели. Они бывали двух видов: висячие и круглые перекидные (иногда их называли «колесо»). Простые висячие качели состояли из двух вкопанных в землю столбов с перекладиной наверху, к которой были подвешены доски - сиденья. На них нужно было качаться самому.

У круглых перекидных качелей на перекладину, как на вращающуюся ось, насаживались деревянные крестовины с подвешенными к ним люльками или кабинками, куда и усаживались желающие покататься. Ось приводилась в движение, и кабинки поднимались высоко над землей, а затем опускались. Этим занимались особые качельщики, или качальщики, которые и брали плату с катающихся.

Другие катальные устройства, или «кружильные катания», состояли из каруселей. Они также были нескольких видов.

Наиболее простые из них - карусели «коньки». Здесь на веревках подвешивались люльки или деревянные лошадки. Отсюда и пошло название «коньки».

Наиболее сложными по своему устройству были карусели «самокаты» или карусельные спуски. Они также были излюбленным местом развлечения простого народа, который иногда говорил: «гулять под качелями». На Нижегородской ярмарке главное место, где располагались балаганы и карусели, называлось «самокатная площадь», или попросту «самокаты».

Карусель «самокат» представляла собой крытую двухъярусную деревянную постройку с внешними и внутренними галереями. Внизу, в кассе, нужно было купить билет и затем подняться на второй ярус, где и находилась огромная карусель «самокат». Внизу же располагалась машина, которая с помощью шестерен и приводила в движение карусель.

Вся постройка карусели, как снаружи, так и внутри, украшалась различными картинами, афишами, пестрой росписью и разноцветными флагами. На ее галереях выступали деды-зазывалы и актеры в костюмах скоморохов или различных сказочных животных. Тут же происходили и другие выступления - оркестров, рожечников, песенников и хоров.

На одной из первых в России каруселей можно было прочитать такое объявление о плате за катание: «На карусели обернуть 20 раз с персоны 10 копеек». Народный артист И.А. Зайцев, много лет выступавший на ярмарках уже в начале нашего века, уточняет: «За вход на «самокат» платилось 15 копеек, и можно было кататься хоть целый день».

Карусели, как и другие всевозможные «круговращения», берут свое начало в древние времена и, по всей вероятности, связаны с весенними языческими обрядами «славления Солнца». В это время года природа пробуждалась после зимней спячки и закладывались основы будущего урожая. Поэтому славяне-язычники своими песнями-заклинаниями, плясками по кругу и круговращением на карусели подражали годовому движению Солнца, чтобы помочь ему в его добрых делах и способствовать быстрейшему расцвету природы.

Такой же смысл имели в древности и качели. Подъем вверх, подбрасывание и подпрыгивание - это древнейшие магические движения. Их назначение - ускорить рост растительности, в первую очередь посевов, и помочь им скорее подняться над землей.

Ярмарочные балаганы

На каждой крупной ярмарке было множество самых разных балаганов с флагами, флюгерами, огромными афишами и вывесками.

Понятие «балаган» пришло к нам с Востока. В первооснове это персидское слово «бала-хане», что означает буквально «верхний дом», или, точнее, верхнюю часть дома, верхнюю комнату, балкон (отсюда, кстати, и русское слово «балкон»).

В большом балагане были сцена с занавесом, ложи, места первого и второго разрядов, пол амфитеатром повышался от сцены к задним рядам. В балаганах попроще бывал еще и так называемый «загон» - часть зала для стоячей публики, без мест.

Ярмарочный артист И.А. Зайцев рассказывал, что бывали и обширные балаганы - на 500-600 мест. В них за местами первого и второго разрядов отгораживалась галерка, которую также разделяли на две части. Кроме того, ложи строили в три яруса. В таких балаганах билет на галерку стоил 5-10 копеек, а ложа на 4-5 мест оценивалась в три с лишним рубля.

Бывало, что балаганы на ярмарке называли подкачельными, или комедиантскими, хотя служили они разным целям. Здесь можно было увидеть: балаган с цирком, балаган с музыкой, балаган со стрельбой в цель, балаган с учеными канарейками, балаган с Петрушкой и т.д. День Микеля или Маттиса отмечается 29 сентября, как праздник завершения сельскохозяйственных работ, а так же, как день базаров и торговли.

Микель – архангел Михаил, сражающийся против всех тёмные сил зла. На иконах он чаще всего изображён, как воин-защитник, покровитель Божьего народа в его борьбе за свободу.

Все, кто читал и просто рассказы восточных авторов, конечно, помнят завораживающее описание восточных базаров. Разноязычный говор, ослепительно яркие краски, немыслимые ароматы, витающие в воздухе, просто врываются в реальность, сходя со страниц книг.

Интересно и то, что часто были центром культурной, политической и социальной жизни. Располагался базар на центральной городской площади. Рядом мог находиться не только дворец правителя, но и мечеть.

Например, а «Истории Бухары» Мухаммеда Наршахи – 899-959 мы читаем: «Там, где теперь находится мечеть Моха, была равнина на берегу реки, где было очень много деревьев, так что торговля происходила в их тени. Царь выходил на базар и садился на трон на том месте, где теперь находится мечеть Моха, чтобы поощрять людей к покупке идолов… Впоследствии на этом месте было капище огнепоклонников: в дни, назначенные для торга, люди собирались сюда, все входили в капище и поклонялись огню. Это капище существовало до водворения здесь ислама, когда мусульмане, усилившись, построили на этом месте свою мечеть, и теперь это одна из главных мечетей Бухары».

Но базары и Ярмарки появились задолго до христианства и ислама. Ещё до нашей эры с возникновением первых государств, таких как Месопотамия… Были они и в Древней Греции и в Древнем Риме.

И уже рыночные площади считались священным местом. На рынках устанавливали алтари различных божеств: Зевса, Гермеса, Афины и считалось, что рынки находятся под покровительством этих божеств.

Первой известной ярмаркой в Западной Европе считается прошедшая в 629 году ярмарка в Сен-Дени под Парижем. Ярмарки стали наиболее распространённой формой торговли в Европе во времена Средневековья.

В XIII - XIV веках одно из самых оживлённых мест торговли находилось во Франции в графстве Шампань, где ярмарки проходили круглый год. Во второй половине XIV века большая часть ярмарочной торговли переместилась в Лион и Женеву.

А в XV веке, центром ярмарочной торговли в Европе стал город Брюгге во Фландрии.

Ярмарки проводились так же в Германии во Франкфурте-на-Майне и в Лейпциге.

Многие , зародившиеся в глубине веков, продолжают здравствовать и ныне.

На Руси испокон веков были свои ярмарки.

Прабабушка рассказывала мне, как отец до революции возил всю семью на ярмарки. Перед этим мать наряжала детей во всё самое лучшее, наряжалась сама, подбирала для отца самую красивую рубаху, брюки, головной убор и сапоги.

Детям ярмарка в те времена представлялась ожившей сказкой. Их вели на кукольное представление, покупали различные сладости, воздушные шары, они любовались медведями, наряженными в национальные русские костюмы – те били в бубен и танцевали под присмотром цыган и их одобрительные крики.

Судя по тому, с каким восхищением и азартом прабабушка предавалась воспоминаниям, как зажигались и молодели её глаза и розовели щёки, ярмарки подарили ей в детстве много счастливых часов.

На Руси ярмарки появились в глубокой древности, и располагались сначала на пересечении торговых путей. Проезжающие мимо со своим товаром купцы не могли удержаться от соблазна, останавливались и начинали торговать. Свои товары на ярмарках продавали так же крестьяне и ремесленники живущие неподалёку. Транспортом первых ярмарок были лошади, на которых привозили и увозили товар.

Правительство на Руси с глубокой древности не только не препятствовало ярмаркам, но и способствовало их появлению. Например, ещё княгиня Ольга организовала погосты, где люди могли торговать своими товарами. А царь Пётр I считал, что ярмарки способствуют внутреннему товарообороту и налаживают торговые связи с иностранцами.

Когда-то ярмарки называли – торжки, торги, и лишь много позже, когда они расцвели в таких крупных городах, как Москва, Новгород, Псков, Рязань, их назвали ярмарками.

Может быть, именно с ярмарок пошёл так называемый русский размах, так поражающий иностранцев и в наше время. Восхищённые воспоминания о московских торгах оставили венецианский посол Контарини, побывавший в Москве в 70-х годах XV века и купец Иосафато Барбаро.

Само слово «ярмарка» скорее всего, пришло к нам с Запада. Так, например, путешествовавший по России в начале XVI века и побывавший на одном из торгов, на реке Мологе при городке Холопьем, немецкий дипломат Зигмунд фон Герберштейн потом писал в своих «Записках о московских делах», называя русский торг привычным для себя словом «jahrmarkt» – «ярмарка».

В. И. Даль объяснял, что «ярмарка – большой торговый съезд и привоз товаров в срочное в году время, годовой торг, длящийся неделями».

Любая ярмарка, как правило, представляла собой огромную многоликую и шумящую толпу из торгующих, покупающих и просто любопытствующих. Потом торговец Фурье предложил ввести торговые «ряды», расположив торговцев в линию. Теперь покупатели и продавцы не смешивались друг с другом, и появился относительный порядок.

Первая крупная ярмарка в Нижнем Новгороде прошла уже во второй половине XIV века.

Самой большой ярмаркой в России была Нижегородская, которую сначала называли Макарьевской, так как располагалась она у стен Макарьевского монастыря, стоявшего в 90 км от Нижнего Новгорода вниз по реке Волге в 1641 году.

В 1817 году после пожара ярмарка была перенесена в Нижний Новгород, однако ещё долгое время продолжала называться по имени своей предшественницы Макарьевской.

На ярмарку в Нижний Новгород везли хлеб из Самары и Саратова, рыбу из Астрахани, кожу и пушнину из Сибири, железо с Урала. На ярмарку ехали и иностранцы, которые называли Нижегородскую ярмарку русским караван-сараем. Торговля на ней шла, как оптовая, так и розничная.
К середине XIX века общее число торгующих превысило 15000 тысяч.

Ещё ярмарка была под Курском, первое упоминание о ней относится к 1708 году. С 1824 года она стала называться Коренской, и на неё стали съезжаться купцы со всех уголков России.

Русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет, называл курскую ярмарку «выставкой невест». И писал: «Все проходы застилались свежею травою, по которой, подъезжая в многочисленных экипажах, разгуливали разодетые дамы. То и дело мелькали кавалерийские офицеры в полной форме с волочащимися саблями».

На Курской ярмарке, по словам писателя Гиляровского, продавали соловьёв. По тем временам стоили они недёшево – 100 рублей за одного певца в клетке.

Позднее появилась Уральская ярмарка.

Интересно, что на ярмарках большим спросом пользовались различные снадобья всевозможных знахарей, презервативы из бычьих пузырей, лубки с яркими картинками, которые заменяли беднякам книги. Но именно ярмарки способствовали развитию народных промыслов.

На ярмарках продавали практически всё! Лошадей и другой скот, зерно, муку, мёд, сахар, пряники печатные и непечатные, галантерею, всевозможные ткани, шапки, расшитые душегрейки, шали, шубы, валенки и многое другое.

В старину на ярмарках обвешивать и обсчитывать покупателя было не только грешно, но и пятнало честное имя продавца.

Всенепременными участниками ярмарок были скоморохи, купцы, цыгане с медведями, гадалки.

В 1894 г. в России было проведено более 18000 ярмарок с оборотом 1100 млн. рублей. Ярмарки были, как однодневные, так и длившиеся неделю и даже не один месяц.

Я очень люблю, когда ярмарки начинаются в нашем городе. Ярмарка на центральной площади города работает три раза в неделю – по пятницам, субботам и воскресеньям. Начинается она в середине августа и длится до 1 ноября. Приезжают на неё продавцы из разных мест, как правило, из городов Поволжья. Но больше всего, конечно, местных фермеров, продающих экологически чистую сельскохозяйственную продукцию.

Деревенские продукты охотно раскупаются горожанами, а туристы с удовольствием покупают сувениры и поделки, созданные руками местных умельцев.

Приюты на нашей ярмарке пристраивают в хорошие руки котят, собачек и даже попугаев и обезьян. Все животные выглядят ухоженными, желающие получают визитки и могут посетить приют, разыгрывается беспроигрышная лотерея в пользу животных, которые не могут найти хозяев и остаются в приюте. Это немного грустная нотка… Во всём остальном ярмарка только радует.

Например, мы, мёд покупаем только на этой ярмарке. Там же приобретаем астраханскую рыбу, вологодское масло и другие товары.

И ещё одной из моих личных радостей является то, что на этой ярмарке можно купить с рук недорого книги в хорошем состоянии.

И, наверное, не будет ничего плохого, если поблагодарить за ярмарки их покровителя святого Михаила или Микеля, ведь ярмарка на самом деле тот самых праздник, что сближает людей самых разных национальностей и взглядов.

Русские ярмарки появились на рубеже XIV – XV вв., практически сразу же после исчезновения феодальной раздробленности и образования единого русского государства. В предшествующий период актуально говорить о погостах – местах для торговли и центрах сельской общины. Также существовали и торжки, на которых собирались многочисленные купцы и жители близлежащих деревень.

Ярмарки, в отличие от погостов и торжков, предполагали вовлечение в торговлю не только близлежайших территорий, но и отдаленных окраин. Поскольку торговля на погостах и торжках носила локальный характер, их нельзя сравнивать с ярмарками.


Ярмарки в полном смысле этого слова появляются только к XV в., когда в экономике намечаются тенденции развития рыночных отношений с расширением зоны географического охвата и вовлечением в них самых отдаленных территорий.
Ярмарки получают активное распространение в Петровскую эпоху, и непосредственной предпосылкой для этого служит мануфактурное производство.

Развлечения на ярмарках

Ярмарка была не просто местом скопления торговцев, где можно было приобрести практически любую утварь (зачастую – совсем ненужную). Чтобы потешить публику, устраивались показательные выступления шутов и скоморох. Часто их использовали, чтобы в более выгодном свете представить товар, и шуты послушно нахваливали зерно или лошадей. Животных, между прочим, на ярмарках продавалось очень много: здесь были не только лошади, пригодные для хозяйства, но и медведи. Многие животные были крадеными и старыми. Хитрые торговцы шли на самые разные ухищрения, чтобы поскорее сбыть живой товар с рук и получить за него деньги: лошадей перекрашивали в разные цвета, устанавливали седла и дуги, чтобы скрыть внешние дефекты.

Что еще продавалось на ярмарках?

Большим спросом среди населения пользовались самые разные лекарства, снадобья и настои: русский люд тогда охотно верил в народную медицину и не жалел на нее денег. О лакомствах и говорить не приходится, поскольку пряники, конфетки и прочие лакомства продавались на каждому углу и пользовались огромным спросом.
Ярмарка служила не только местом сбыта товара и всеобщего увеселения. Здесь можно было приобщиться к самым разным занятиям и ремеслам, оценить последние достижения науки и техники.
Ярмарка длилась несколько месяцев в году, поэтому все, кто хотел, успевал запастись гостинцами и подарками как для себя, так и для родных.

Алексей Веселовский

Старинные русские ярмарки (XVI и XVII в.в.).
К истории русских ярмарок на Севере.
(Краткая историко-экономическая заметка)
//
Кооперация Севера. – 1923. - № 4. – С. 89-90.

Слово ярмарка иностранного происхождения (от немецкого - Jahrmarkt, букв, в переводе - годовой торг), и в исконном русском языке ему соответствуют слова: торг, торжок, торжище [До сих пор ряд русских городов и местечек носят характерные названия: Торжок, Новый Торг, Торговище и др.]. Под этим словом понимается место периодических съездов торговцев и привоза товаров, главным образом сырья, для товарообмена преимущественно в оптовом размере.

Когда какая-нибудь страна, переходящая постепенно из первобытной поры господства натурального хозяйства [При натуральном хозяйстве каждое хозяйство является само для себя экономически и производителем и потребителем. Эта форма хозяйства в России до последней войны сохранилась до известной степени в некоторых захолустьях, а также в Сибири], желает упорядочить начинающуюся внутреннюю и внешнюю, вначале исключительно меновую, торговлю, ей приходится, прежде всего, иметь дело с улучшением путей сообщения, тесно связанным с экономическим развитием страны.

Местоположение ярмарок, при наличии плохих и крайне неудобных путей сообщения на Руси в то время, зависело от ряда местных условий и обстоятельств. При небезопасности самого передвижения, торговые люди естественно старались перевозить свои товары в места, наиболее охранявшиеся и наименее обремененные торговыми налогами и пошлинами. Такими местами были в то время монастыри, городские посады и большие села. Часто ярмарки находились между собой в последовательной связи по времени и по географическому местоположению, так что торговец мог, последовательно переезжая из одного торга в ближайший следующий, совершить ряд торговых сделок, снабдить население целого ряда районов и, пользуясь колебанием и разницею цен на товары в различных местностях, при наличии известной торговой сметливости, производить чрезвычайно выгодные обороты [Русские торговцы того времени поражали иностранных купцов своим умением совершать очень выгодные торговые обороты, несмотря на тяжелые условия тогдашней торговли]. Таким образом, самые торги стали не только местами для оптовой торговли, но как бы сделались своего рода путями для перемещения и распределения массы товаров. Одним словом, «необходимость скоплять товар в известное время года в известном месте создала периодические съезды купцов и покупателей, и это придало торговле ярмарочный характер» [Милюков. Очерки по истории русской культуры, ч. I, стр. 94].

Торги бывали каждогодные, каждонедельные и ежедневные. В г. Вологде в XVI-XVII в.в. государственной ярмарки не было, но ежедневно (за исключением воскресенья и некоторых праздников) происходил торг, и в особенности оживленно по понедельникам, средам и пятницам, когда в город приезжали из уездов крестьяне со своими товарами. Наиболее интенсивной торговля в Вологде была в середине зимы, так как к этому времени сюда прибывали и скоплялись товары с осенней Архангельской ярмарки, а с юга со всей России прибывали и зимовали до весны товары, предназначавшиеся для вывоза за границу через Архангельск. В селе Грязлевицах (ныне г. Грязовец), принадлежавшем Корнилиеву монастырю, торг бывал по понедельникам и в некоторые праздники. Вообще сельские и городские торги бывали по определенным недельным дням, кроме воскресенья.

Наиболее оживленными торги бывали зимою, когда устанавливался санный путь. Летом сухопутные дороги были прямо непроходимы, на это часто жаловались иностранные купцы, и «провезти товар по летней дороге стоило, по крайней мере, вчетверо дороже зимнего провоза».

При монастырях, в руках которых в то время сосредоточивалась значительная часть внутренней торговли России (главным образом в XVI в.), в монастырских селах и имениях, главные ярмарки приурочивались ко дню местного или двунадесятого праздника.

Доход со своей ярмарки монастыри обыкновенно испрашивали у правительства в свою пользу, «на церковное строение, ладон и свечи», и в их прямых интересах было привлекать на свою ярмарку возможно больше торговцев. Правительство многим монастырям давало разные торговые льготы и привилегии, так что некоторые из них [Напр. Спасо-Прилуцкий, Спасо-Каменный на Кубинском озере, Кирилло-Белозерский и др.] пользовались правом вести беспошлинную оптовую торговлю хлебом, скотом, маслом, рыбой, солью, но лишь в известной степени. Так, Соловецкий монастырь имел право беспошлинной продажи соли в количестве до 130.000 пудов в год; проданное свыше этого подлежало уже пошлине. Благодаря этому в общем монастыри продавали свои товары несколько дешевле против купцов-мирян, а будучи вообще богатыми, они играли роль своего рода кредитных банков: свободно ссужали торговцев нужною суммой и при этом брали меньше процентов, чем купцы и казна. Все это привлекало в большом количестве на монастырскую ярмарку и купцов и покупателей. Монастырской торговлей заведывали доверенные старцы из среды монахов, и под их присмотром вели торговлю монастырские слуги и купчины (комиссионеры). Иногда монастырь отдавал ярмарку на откуп своим крестьянам.

К назначенному дню съезжались на ярмарку, если она пользовалась известностью, как напр. Кирилловская или Макарьевская [ Другие большие северные ярмарки, как то Архангельская и Холмогорская, имели значение главным образом для внешней торговли и носили другой характер, так что о них здесь можно и не говорить], множество крестьян из соседних уездов и губерний (областей), приезжали купцы - торговые гости и мелкие торговцы; между ними встречались агенты - т. наз. скупщики иностранных «гостей».

Сельские торжища устраивались и открывались, если о том просили в челобитной жители, с разрешения правительства и происходили под надзором правительственных чиновников и целовальников, имевших уставную грамоту, которая определяла порядок торг и сбор пошлин, взимавшихся с товаров в пользу казны. Часто казенные доходы с торгов отдавались на откуп частным лицам. Между сельскими и городскими торгами в то время не было почти никакой разницы.

Характер ярмарочной торговли был преимущественно меновой и оптовый, так как продукты в общем были дешевы [Вернее, тогда было мало денег, вследствие чего они высоко ценились], и даже частные люди приобретали съестные припасы и прочее для своего хозяйства в оптовом размере и редко по мелочам.

Главными предметами ярмарочной торговли на Севере со стороны крестьян были кожи (как сырые, так и дубленые), лен (его было очень много в Вологодском крае), льняное семя и масло, домотканый холст, грубые сукна, соль, рыба, дичь, скот (скотоводство в нашем краю и тогда было широко развито), сало говяжье, молочные продукты, меха (преимущественно лисьи и беличьи) [Главными центрами на Севере по торговле мехами были в то время Холмогоры и Великий Устюг], сено, посуда глиняная и деревянная и прочие кустарные изделия из дерева и металла. Но главным предметом был зерновой хлеб: рожь, овес и пшеница, которым, впрочем, в то время была бедна болотистая и лесистая Вологодская область. Торговые люди привозили на ярмарку разные ткани, в том числе и иностранные, галантерею, разные продукты, привозившиеся в Россию из-за границы, как напр. сахар, пряности и лакомства; всякого рода изделия и предметы деревянные и металлические, нужные для крестьянского обихода. Кабацкие целовальники являлись с запасом «зелена вина» (продажа которого составляла монополию казны и давала ей большие доходы) и разных иностранных вин [Винные погреба были частные и казенные; первые платили в кассу порядочный оброк], и устраивали нечто вроде временного шинка, где ярмарочные продавцы и покупатели одинаково топили свои торговые удачи и неудачи в «мирском веселии». Ярмарка начиналась вовсю...

«Русские от больших до малых чрезвычайно любили торговлю», говорит один иноземный купец [Кильбургер. Краткое известие о русской торговле за 1673 г. СПБ. 1820, стр. 11]. Мелкий торговец находился всегда в руках у более крупного и по его милости жил безбедно или разорялся. Интересна тогдашняя торговля и ее приемы с точки зрения нравственности. В том отношении русские торговцы стояли очень низко. Обман, надувательство и подделка были тогда в общем ходу, по свидетельству иноземных путешественников, и были даже некоторым образом узаконены. Только было нужно, чтобы дело сделалось ловко, незаметно и «благовидно» [Явное воровство считалось бесчестием и строго каралось]. В большом ходу было заламывать за товары цены раз в десять больше настоящей и затем торговаться с покупателем до седьмого поту к обоюдному удовольствию. Намеренный обвес в торговле не допускался, по пословице: «В цене купец волен, а в весе не волен». Облапошит один купец другого, сдерет с него втридорога, подсунет ему скверный товар, и в конце-концов он прав. В основе тогдашней торговли лежал следующий принцип, выраженный в старинной поговорке: «на то и щука в море, чтобы карась не дремал». Ловкий плут даже делался популярным и вызывал общую симпатию и уважение, смешанное со страхом. Обманутого не жалели, а презирали, говоря: «сам, дурак, виноват, зачем того первый не облапошил», и в этом роде. Причиною этого печального явления нужно считать, во 1-х, общий низкий уровень умственного развития, хотя в торговых делах русский человек проявлял большую сметку и находчивость, был «крепок задним умом»; во 2-х, разорительную и тягостную систему тогдашних податей и налогов, убивавшую мелкую торговлю, когда нужно было вывертываться, как хочешь; и, наконец, в 3-х, боязнь быть самому обманутым и стремление предупредить обманом обман. Стоит принять во внимание следующие обстоятельства, сильно затруднявшие торговлю: отсутствие до половины XVII в. однообразных мер веса и объема, обилие фальшивых серебряных денег и вообще постоянное колебание денежного курса, полный произвол властей, которым всем приходилось, кроме податей, давать еще взятки; чтобы не грабили и не придирались, а, главное, конкуренция с ловкими, богатыми иностранными купцами, сильно вредившими тогдашнему русскому торговцу, особенно крупному.

Остается сказать еще несколько слов о некоторых тогдашних мерах, деньгах и ценах. В берковце было десять пудов или 400 гривен (фунтов). В фунте было 48 золотников, в золотнике - 5 почек, а в почке – 4 пирога. Пуды и гривенки делились на четверти (чети) или же трети. Пол-пол-пол трети гривенки, или 1/24 гривенки. Сыпучие тела измерялись бочками; в бочке было 4 четверти или 8 осьмин или 32 четверика. Вычитая дроби, иной раз говорили: четверик без пол-пол-трети четверика. Были также местные меры, довольно неопределенные: на Севере сыпучие тела меряли пузами, зобнями, коробьями, рогозинами, решетами и пр. [В некоторых захолустьях Вологодского края сохранились в памяти у жителей и даже до последнего времени иногда употреблялись некоторые старинные меры. Интересно было бы узнать их названия и величину]. Мерами протяжения были, напр., аршин, заключавший 4 пяди; 3 локтя составляли 2 аршина (30 вершков). Жидкости измерялись бочками, ведрами, ковшами, кружками и пр. Стоимость денег была следующая: 1 новгородский рубль и новгородская деньга равнялись 2 московским; 1 московский рубль = 2 полтинам = 10 гривнам = 200 деньгам. Алтын стоил 6 денег (3 коп.). Были и медные монеты неопределенной стоимости, называвшиеся пулами, но в XVII веке вышли из употребления [Костомаров. Очерк торговли Московского государства, гл. V].

Привожу еще несколько образчиков цен на продукты. Тотемская соль на месте приблизительно стоила 70 коп. за берковец. Точную стоимость хлеба за весь период указать трудно, потому что цены на хлеб, находясь в зависимости от урожая, представляют в то время сильные колебания. Одно время в XVI в. в Вологде четверть ржи стоила 14 денег. На заводах 1000 кирпичей стоила 2 рубля, а известь в Москве стоила 4-6 алтын за бочку [В старину вологжане занимались кирпичным промыслом и делали известь]. Аршин домотканого холста ценился по 1 алтыну и дешевле. В XVI в. дубленая яловичная кожа в Вологде стоила 20 алтын, пара кожаных рукавиц - 4 алтына, а высокие сапоги (простые) - 8 алтын.

Сало в Архангельске в XVII в. стоило 2 рубля за пуд, а цена на рыбу, будучи вообще очень дешева, все время сильно колебалась . В качестве общего вывода, характеризующего состояние русской торговли того времени, можно сказать, что изолированность местных рынков, караванный характер перевозки товаров, и ярмарочный характер их продажи и покупки - таковы... типические черты старинной внутренней торговли России. – «Все эти черты свидетельствуют о слабости обмена и незначительности оборотов внутренней торговли» [Милюков. Очерки по истории русской культуры, ч. 1, стр. 95].

учитель начальных классов

МОБУ СОШ №32 г.Таганрога

Серебрякова Елена Николаевна

Русская ярмарка

(внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы)

Цели:

  1. Расширение и углубление знания учащихся о русских традициях.
  2. Воспитание чувства любви и бережного отношения к народным традициям.

Задачи:

1. Дать представление о проведении Русской ярмарки как народной традиции.

2. Воспитывать уважение к народным традициям русского народа.

3. Формировать потребность в сохранении исторических и культурных традиций русского народа.

4. Содействовать культурному и эстетическому развитию детей.

Ход мероприятия.

Учитель . Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня наше мероприятие о русской ярмарке. В старину говорили: «Где двое, там рынок, трое – базар, а семеро – ярмарка». Это изречение, дошедшее к нам из глубины веков, может даже навести на мысль, что само слово «ярмарка» русского происхождения. Однако, это не так. Слово «ярмарка» имеет германские корни. Jahr Markt переводится с немецкого как «ежегодный рынок». Именно так с Х века в Европе стали называться места периодических съездов торговцев и привоза товаров. Достоверные исторические свидетельства о русских ярмарках относятся к XVI веку, но, скорее всего, они существовали и раньше. А главное, русские ярмарки отличались от ярмарок европейских. У русских ЯРМАРКА – это народное гулянье, базар, где продают разный товар. Ярмарки проходили очень весело, всегда собиралось много народу. Людей зазывали и веселили скоморохи.

Выбегают 2 скомороха.

1 скоморох:

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние!

Будьте как дома, не стесняйтесь,

По ярмарке нашей прогуляйтесь!

2 скоморох:

Пойдете направо – будет забава!

Пойдете налево – много смеха и гама!

Проходи, честной народ,

Коробейник вон идет!

Появляются 2 коробейника (на лотках находятся поделки, сделанные руками учеников).

1 коробейник:

Тары – бары, растабары,

Есть хорошие товары.

Не товар, а сущий клад,

Разбирайте нарасхват!

2 коробейник:

Яблочки садовые, яблочки медовые,

Груши, ананас – набирайте про запас!

Становитесь в ряд, выбирайте подряд:

Дудочки, хлопушки, разные игрушки.

Красиво, приятно –

Для детей занятно!

1 коробейник:

Платки, гребешки,

Расписные петушки.

Небольшой расход,

Подходи, честной народ!

2 коробейник:

Иголки не ломки,

Нитки, тесемки,

Румяна, помада,

Кому чего надо!

1 коробейник:

Булавки, иголки!

Стальные приколки!

За один пучок

Плати пятачок!

Учитель. Так коробейники предлагали свой товар, зазывая покупателей. Ярмарка обычно гудела, шумела и представляла из себя огромную толпу торгующих и покупающих. Перемены внес некий торговец Фурье, который первым предложил ввести торговые «ряды». Он расположил торговцев в линию и таким образом разделил торговцев и покупателей.

А Вы, уважаемые гости, можете рассмотреть мастерство наших умельцев.

1 скоморох:

Песня – друг наш и товарищ.

С нею в жизни веселей.

С ней забота – не забота,

Сколько щедрой мощи в ней.

С песней спорится работа,

Отдых ярче и светлей!

2 скоморох:

Песни русские такие,

Что охота подпевать.

Столько песен у России,

Песня русская в березах,

Песня русская в хлебах,

На покосах, на морозах,

На санях и на лугах.

1 скоморох:

А слова ее простые

Душу трогают до слез.

Столько песен у России,

Сколько в рощицах берез!

Дети поют песню «Русская ярмарка».

Учитель. У нас на ярмарке раздолье,

Медведя водят на показ,

А медведь-то непростой,

Красивый, умный, озорной!

Сценка с медведем.

Хозяин-поводырь:

Здравствуй, честной народ!

Нашему Мише не клади палец в рот –

Откусит по самый локоток,

Еще и доведет до мокрых порток!

А прибыли мы из Парижу,

Не нашлось деревни поближе,

Чем Верхние Ч е мы,

Да объезд никчемный,

Да школа 32!

А ребят тут веселить пора!

А ну, Миша, покажи, как дети в школу идут.

Медведь показывает.

Хозяин-поводырь:

Правильно. Еле книжки тащат. А из школы?

Медведь показывает.

Хозяин-поводырь:

Вон как – вприпрыжку! А покажи, Миша, как девочки на дискотеку собираются.

Мишка смотрится в зеркало, изображает, как пудрятся и румянятся.

Хозяин-поводырь:

Молодец! Смеяться можно до скончания веку. А теперь покажи, как учитель отличника любит.

Мишка гладит поводыря по голове.

Хозяин-поводырь:

А как двоечника губит?

Мишка пинает поводыря.

Хозяин-поводырь:

Молодец, Михайло Иванович!

Хозяин-поводырь уходит с медведем.

1 скоморох:

Эй, сюда, честной народ!

Снова ярмарка зовет.

Ждет вас здесь сейчас

Веселой потехи час.

Игры, аттракционы.

Собирайтесь, чемпионы!

Игры для детей.

  1. Перетягивание каната
  2. Заплети косу

Учитель. Какая же ярмарка без Петрушки! Петрушка – один из персонажей русских народных кукольных представлений. Из некоторых источников XIX века следует, что у Петрушки было и полное имя – его называли Петром Ивановичем Уксусовым. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной Петрушке.

Петрушка:

Здравствуйте, ребятишки, здравствуйте, парнишки,

Славные девчушки, быстроглазые вострушки!

Я пришел вас с праздником поздравить.

Все садитесь: кто на пенек, а кто на лавку,

Да не делайте давку!

Ярмарка продолжается, а мое представление начинается!

А какая ярмарка без шуток – прибауток!

Весельчаки хотят вас позабавить, слово смешное сказать!

Сценка «Уля и Филя»

У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Ф : Мать прислала лепешек-оладушек.
У: А где ж они?
Ф: Я их под лавку положил.
У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы их в печку положила, ты пришел и поел.

У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала сарафан.
У: А где же он?
Ф: Я его в печку положил.
У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы его повесила.

Звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе

У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала барана.
У: А где же он?
Ф: Я его повесил.
У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.

Звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе

У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала сестренку Настьюшку.
У: А где ж она?
Ф: А я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.
У: Экий ты, Филя, чудак!
Ф: А ты бы, Уля, как?
У: Я бы ее на стул посадила, да чаем напоила!

Звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе

У: Здорово, Филя!
Ф: Здорово, Уля!
У: Что, мать гостинцев прислала?
Ф: Мать прислала свинью.
У: А где ж она?
Ф: Я ее за стол посадил, чаем напоил.
У: Ах ты, Филя, простофиля!

Игры для детей.

  1. Русская баня.

Заранее из бумаги делаются дубовые веточки и соединяются в пучок, чтобы получился веник. Ребята садятся на стулья напротив друг друга и ударяют соперника по ногам. Чей веник распадётся быстрее, тот и выиграл, так как лучше «парил» товарища.

Учитель. Длилась ярмарка, как правило, месяц или два. Или три. А потому возвращения мужика с ярмарки вся семья ждала с нетерпением. Тот всегда возвращался с гостинцами. Детям – свистулек из акации, жене – платок да бусы, старикам – земной поклон. Всем хоть что-то, да доставалось!

Пришла пора и нам прощаться. Примите слова благодарности, дорогие наши мастерицы и умельцы, помощники мои – скоморохи, да все гости званые.

1 скоморох:

Мир вам, люди дорогие!

Вы явились в добрый час.

Встречу теплую такую

Мы готовили для вас!

2 скоморох:

Пусть всех легонько ветер дразнит,

Нам жить без праздников нельзя.

Не уходи из сердца, Праздник!

До новых Ярмарок, друзья!


Закончить мероприятие можно чаепитием.

Используемые источники:

  1. Веретенников И.И. Русская народная песня в школе / Издат. Шаповалова.Белгород, 2005.
  2. Мерзлякова С.И., Комалькова Е.Ю. Гусли звончатые / М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  3. Науменко Г. Жаворонушки № 4. М: "Советский композитор", 1986.
  4. Пушкина С.И. Мы играем и поём / Издат. "Школьная Пресса", 2001.
  5. Рытов Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей / М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  6. Скопцов К. Ты воспой, жаворонушек / Красноярск, 2002.
  7. http://d31mv.ru/instruktor-fzk/item/48-%D1%81%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D1%8F%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B0
  8. http://www.solnet.ee/holidays/s9_11.html