Конспект НОД по развитию речи «Экскурсия в музей» в подготовительной группе. План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: "Музей это интересно"

Рашитова Розалия Сабитовна,кандидат исторических наук, доценткафедры методики преподавания иностранных языков и второгоиностранного языка, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы», г. Уфа[email protected]

О работе музеев с детьми в начале ХХ века(забытые страницы истории)

Аннотация.В данной статье анализируется опыт работы музеев начала ХХ века по формированию духовных ценностей личности. Автор исследует деятельность первого в России специального музеяи выставок для детей под руководством Н.Бартрама, А.Зеленко и Я.Мексина. Ключевые слова:музей, выставка, дети, начало ХХ века.

В данной статье, посвященной традициям в культуре, анализируется опыт работы музеев начала ХХ века по формированию духовных ценностей личности. Автором в течение многих лет целенаправленно изучались архивные материалы многих центральных музеев России, среди них такие как, архив Государственного Историческогомузея, архив музея игрушки(ХПМИ), архив Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и другие. Мы такжеисследовали периодические и книжные издания начала прошлого века. Мы считаем, что изучение на основе архивных материалов неизвестных страниц истории, связанной с теми, кто формирует духовную культуру нации, способствует преемственности поколений в культуре.В психологопедагогической литературе общепризнано, что формирование личностных качеств человека начинается в детстве. Однимиз учреждений, оказывающих воспитательное воздействие на детей, является музей. Эффективность его влияния во многом зависит от того, в каком возрасте человек стал воспринимать ценности духовной культуры. Теоретики и практики музейного дела в первые десятилетия XX в. выдвинули идею приобщения детей к музеям в дошкольном возрасте, особенно подчеркивая необходимость создания специальных музеев для детей. Своеобразным знамением времени стало создание в 1918 г. Института ребенка, а затем ряда других институтов, занимающихся изучением детской психологии, социальной среды, детских сообществ. Недаром известный теоретик и практик художественного воспитания детей А.В.Бакушинский назвал новое историческоевремя «веком ребенка». В первое десятилетие ХХ века идея создания специального музея для детей выдвигаласьН.Д.Бартрамом(18731931) и А.У.Зеленко(18711953).Деятельность детских музеев построена на игре. Игра, являясь отличительным феноменом человеческой деятельности, привлекала внимание исследователей во все времена истории. Многое из того, чем игра живет и что воплощает в своем действии, она черпает издействительности. В рамках данной публикации представляется целесообразным остановиться на деятельности первого специального музея для детей внашей стране

Музея игрушки.Этот музей стал своеобразным центром по изучению игровой деятельности детей. Основоположником музея был Н.Д.Бартрам. Автором данной статьи в результате исследования уточнена дата открытия Музея игрушки вМоскве декабрь 1919 г..«Сама идея создания Музея игрушки в России была нова,-вспоминает о том времени дочь художника.-Не существовало ничего, что могло бы послужить отправной точкой для организации музея. Была только глубокая вера в правое свое начинание и большая к нему любовь». Нам хочется добавить к сказанному, что помимо веры и любви были еще такие необходимые слагаемые успеха любого дела, как глубокие знания и большой опыт практической работы.В воспоминаниях А. Н. Изергиной о первых посетителях Музея игрушки передана атмосфера, царившая в музее:величие духа и глубина замысла, несмотря на трудности реальной жизни: «первые ребятишки в валенках, шубах, теплых платках и шапках. На паркете за ними оставался мокрый след. Смотрели сначала, завороженные необычайностью окружающего. За окнами завьюженный Смоленский бульвар,белые сугробы, очередь за хлебом, разруха. Но существовал золотой фонд страны –будущее, детвора, она, несмотря ни на что, не считаясь, ни с чем играла, требовала игрушек.».Через год после открытия музея в ноябре 1920 г., в тяжелое время голода, холода, гражданской войны в стране была проведена «Неделя ребенка» и 7 ноября открыта новая выставка в Музее игрушки. Этот факт нашел отражение в газете «Правда». Рассказывая о первом в стране Музее игрушки, собравшем удивительно большую и разнообразную коллекцию, газета специально подчеркивала как положительное и необычное явление, что «среди посетителей первое место занимают дети, как отдельно приходящие с улицы, уже облюбовавшие эту выставку как «свою» и приводящие туда своих маленьких товарищей, так и экскурсии от школ, детских садов, колоний и т. д.».Работа Бартрама с детьми основывалась на ежедневном наблюдении за маленькими посетителями, получении от них консультаций и советов, которыми они щедро делились с Дядей Музеем (так дети называли Н.Д.Бартрама). Неслучайно в первом зале были представлены образцы крестьянского искусства. Бартрам понимал, что именно эти красочные, забавные, радостные и грубоватые по форме игрушки наиболее близки ребенку . Незаконченность игрушки давала ему возможность творить и фантазировать. Другими словами, игра как специфический вид культурной деятельности позволяла созидать без какойлибо принудительности извне и изнутри.Игрушки Бартрам делил на два типа: «радость ребенка» и «зеркало жизни».Встреча с музеем начиналась со знакомства с игрушками первого типа. Здесь часто можно было наблюдать интересные сцены: одна девочка каждый день приходила с ведерком, чтобы «подоить» корову, стоящую в витрине;мальчики старательно копировали выправку игрушечных солдатиков, девочки приносили своих кукол, сравнивали, играли. Такое непосредственное общение в залах музея с экспонатами, сотрудниками, друг с другом развивало эмоции и чувства ребенка. Бартрам, наблюдая за детьми, сделал вывод о том, что главнейшим и неиссякаемым источником и двигателем игр ребенка является его внутреннее ощущение, творческая радость. Ребенок способен представить то, что ему хочется, не стесняясь ни местом, ни временем. Во втором залеэкспонировались игрушки второго типа «зеркало жизни». Они отражали быт людей, деревенскую и городскую жизнь,были представлены посуда, «кушанья» для кукол, игрушкистран и народов. В этом зале имелся также детский домик для игр, воссоздающий обстановку особняка 40х годов XIX в. Вероятно, целью организаторов экспозиции было познакомить таким образом детей с тем, как жили люди другого времени.

Большую роль в воспитании детей Бартрам придавал коллективным играм. В музее был создан новый тип «строительногоматериала» для совместныхигр. Это были кубики, элементы для построек, небольшие столбики со слегка намеченными головками, фигурки животных. Последние были добавлены по просьбе детей. Этого материала детям было достаточно для того, чтобы создавать города,села, устраивать зоологический сад, дом «Главодежды», в который «входили» точеные фигурки и «выходили» с другой стороны уже одетыми в цветные бумажки и тряпочки. Словом, в руках ребенка эти немногочисленные элементы превращались в интересный мир с постоянно меняющимися сценами.Нельзя не согласиться с Бартрамом, что Музей игрушки имел для детей то же значение, что «для взрослых остальные историкохудожественные музеи». Здесь, играя, т, е. находясь в самом естественном для их возрастасостоянии, дети через произведения искусства постигали историю своего и другихнародов.В следующем (четвертом) зале были представлены игры и игрушки, дающие первоначальные сведения по географии, этнографии, искусству, естествознанию, математике. Здесь наглядно демонстрировалсяпуть, ведущий ребенка от игрушки к знаниям. Этот процесс, как намкажется, Бартрам представлял следующим образом: игра является связующим элементом между всеми этапами развития ребенка. Когда он начинает складывать из кубиков слова, можно сказать, что сделанпервый шаг от игры к знанию.Н. Д. Бартрам по праву считал свой музей историкопедагогическим и производственным. Последнее означало, что перед музеем была поставлена задача «непосредственного воздействия на производство в целях улучшения качества продукции и создания для современной промышленности образцов новой советской игрушки». При музее были открыты курсы по подготовке кадров специалистов и производственная мастерская. Художник Д. В. Горлов, один из постоянных посетителей Музея игрушки, верно заметил, что музеи «был материализованным выражением многогранной одаренности Бартрама».

Документы 20х гг. убеждают в том, что Музей игрушки был полезен детям, педагогам, деятелям детского театра страны. Приведем мнение известного ученого, археолога В. Л. Городцова: «Ввиду исключительной важности музея детской игрушки... его следует... поддерживать всему обществу... Музей игрушки имеет значение не только как источник для научных знаний, но еще более как источник правильного воспитания грядущих поколений».Об уникальном значении советского Музея игрушки свидетельствует также отношение к нему зарубежных деятелей. Так, представитель итальянской прессы Роберто Суспер оставил в книге отзывов такую запись: «Я завидовал, ...что в СССР есть такой мудрый очаг, который является рассадником истинного искусства, воспитателем детей -цветов человечества.Ежедневный вечерний вестник НьюЙорка от 17 апреля 1923 г. напечатал восторженную.статью «Московский единственный в мире «Музей игрушки». Совет но художественному воспитанию Главсоцвоса,после заседания 3 марта 1924 г., где был заслушан доклад Н.Д.Бартрама «Деятельность музея игрушки», постановил: « Войти с ходатайством в Главмузей о расширении музея игрушки ввиду его крайне важного педагогического значения». . В результате этого решения Музею игрушки было предоставлено помещение на ул. Кропоткина, что позже сыграло роковую роль в его судьбе. Об этом свидетельствуют воспоминания дочери Бартрама..

В связи с принятием правительственного решения о строительстве ДворцаСоветов на месте храма Христа Спасителя, все окружающие егоздания подлежали сносу. В доме, где помешался Музеи игрушки, намечалось разместить архитектурные мастерские. Музейный отдел Главнауки Наркомпроса не сталхлопотать о предоставлении нового помещения для музея. Многие работники Наркомпроса поддержали проект организации в Загорске центра игрушечной промышленности во главе с Музеем игрушки, несмотря на возражения Бартрама.В 1931 г. музей был вывезен из Москвыв Загорск. В этом же году Н. Д. Бартрам скончался и Музей игрушки вскоре прекратил свое существование.

В исследуемое десятилетие были предприняты и другие попытки создания детского музея. Большой вклад внесли сотрудники Института методов внешкольнойработы Наркомпроса РСФСР, в частности, инициатор создания музейновыставочной комиссии А. У. Зеленко. Он подчеркивал, что «идея о детском музее чрезвычайно важна, потому что при помощи такого музея мы сокровищаматериальной культуры приводим к детям именно в том возрасте, когда они начинают жадно интересоваться окружающим». Надо сказать, что вклад А. У. Зеленко в музейное дело оценен явно недостаточно. В педагогической энциклопедии о нем написано: «Советский педагог и архитектор, один из организаторовпервых внешкольных учреждений в России».О большой роли А. У. Зеленко в развитии советскою музейного дела нет ни слова. Это представляется нам несправедливым.

А. У. Зеленко окончил институт гражданских инженеров в Петербурге (1893), работал преподавателем рисования в гимназии в Москве. Два года он жил в Америке, где на него большое впечатление произвела система воспитания и обучения детей, основанная на демократии и участии в трудовых процессах. Осуществлением такого воспитания занимались добровольныеобщества интеллигенции -«Сетлементы». В 1905 г. по возвращении на родину А. У. Зеленко совместно с педагогами С. Т. Шацким и Л. К. Шлегер организовал летнюю трудовую колонию среди мальчиковвоспитанников Сущевского попечительства о бедных. В жизнь колонистов вводились разнообразные полезные занятия, от трудовых процессов до совместных игр. Художественное воспитание включало хоровое пение, рассказывание сказок. Осенью того же года эти педагоги организовали первый в стране клуб для детей и подростков вБутырскоМарьинском районе Москвы.В 1907по проекту и под руководством А. У. Зеленко местным населением был построен дом но Вадковскому переулку,где были несколько комнат для клубных занятий, библиотекачитальня, музей имастерская по изготовлению наглядных пособий, детский сад, дополнительная школа для подростков, начальная школа, курсы рисования и черчения, мастерские: столярная, слесарная, сапожная, переплетная и швейная. По предложению А. У. Зеленкокомплекс всех учреждений стал называться «сетлементом», т. е. культурным поселком. Здесь серьезно занимались вопросами воспитания: кроме занятий в мастерских, дети организованно ходили в театры, картинные галереи, музеи.Во время реакции, наступившей в стране после подавления революции 1905-1907 гг., на группу Шацкого -Зеленко стали нападать хулиганы из черносотенной организации. В 1908 г. клуб закрыли, Шацкого и Зеленко арестовали. Вскоре А. У. Зеленко снова уехал в Америку, где жил до 1910 г. После Октябрьской революциион вел научноисследовательскую, педагогическую и музейнопросветительскую работу. С 1февраля 1920 г. А. У. Зеленко был утвержден действительным членом Института методов внешкольной работы Наркомпроса. В 1924 -1927 гг. он преподавал на общеинститутскихкурсах поразделам внешкольной работы с детьми. Зеленко проводил занятия пометодике музейновыставочной работы е детьми и руководил секцией внешкольного технического образования. Был членом научнопедагогической секции Государственного Ученого совета (1921 -1933 гг.), где работал под руководством Н. К. Крупской. В 1947 г. защитил кандидатскую диссертацию по архитектуреи работал старшим научным сотрудникомНаучноисследовательского института художественного воспитания Академии педагогических наук РСФСР.

Приведенные факты биографии Зеленко, а также изучениеего работпозволяют говорить о разносторонности его интересов, искреннем желании служить отечеству. Остановимся на одной из его идеи -строительстве в стране Музеядворца для детей. По мнению А. У. Зеленко, такой музей должен стать центром социальной культуры, его деятельность должна быть направлена на эмоциональное развитие детей,их творческих способностей, на воспитание понимания истории и любви к ней, осознания ими связи между прошлыми будущим.На основе изучения зарубежного опыта, А. У. Зеленко предложил свою структуру музея для детей в нашей стране. По его плану, знакомство с музеем начнется для ребенка с комнат смешных вещей, детского цирка, детских игр и игрушек, приключений идиковинок, образующих специальный отдел. В следующем отделе представлены комнаты света и тьмы, вкусных вещей, звуков, шумов и музыки, любопытных запахов, «ощупай и угадай». После этого дети подготовлены к посещению отдела серьезных научных интересов: здесь они узнают о том, где и как живут люди; смогут наряжаться в костюмы различных эпох и «погружаться» в прошлое. В этом отделе должна быть комната любителей природы, а также открытий и изобретений. Имея определенный «музейный опыт», дети сумеют разобраться в материале следующего отдела -общественных интересов и современной жизни. Здесь намечены комнаты замечательных людей; здоровья; дети увидят, как учились в старину и учатся теперь. Завершать музеи должен отдел красоты, где будут экспонироваться художественные коллекции детского музея.А. У. Зеленко разработал идею постепенного перерастания Детского музея в Детский дворец, включающий театр, места отдыха и т. д. Заслуживают внимания также следующие доводы, приведенные А. У. Зеленко во время беседы с представителем Наркомпроса М. Н. Лядовым, к которому он обратился в 1928 г. с просьбой оказать содействиев организации Детского музея вМоскве: «Постройкой этого Детского дворца мы, вопервых, дали бы прекрасный образец всему миру того, как мы заботимся о детях..., вовторых, мы увязали бы музейную paботус детьми в центре с провинциальной музейной работой,втретьих, мы влияли бы нато, чтобы в музеях создавались определенные популяризаторские ценности». М. Н. Лядов согласился с тем. что вопросы создания Детского музея нельзя считать «Задачами второй очереди»,а также заметил, что «можно было бы смело любой из наших музеев закрыть и передать егопомещение для целей создания Детского музея». Однако это пожелание не было осуществлено, хотя и среди музейных работников были сторонники идеи Л. У. Зеленко. Так известный деятель культуры П.Н. Лепешинский, работавший в то время в Историческом музее, выразил готовность выделить детям «маленький уголочек» в своем «большом музее».Директор Музея изящных искусствН.И. Романов, считавший, что «в особенности много может дать для души ребенка музеи художественный», оказывал группе А. У. Зеленко постоянное содействие. На экспозиции музея изящных искусств были организованы экспериментальные «музейные игры», которые проходили чрезвычайно живо. По заранее разработанным вопросам ребят спрашивали о предметах, находящихся вэкспозиции, главным образом обизображениях людей или зверей. Дети находили их, становились в те же позы, которые они наблюдали, коллективно обсуждали увиденное. Для активизации интереса детей перед экскурсией им рассказывали историю о той скульптуре, которую они должны были найти. Так, например, они узнавали о флорентийском вепре из сказки Андерсена «Бронзовый кабан». Найдя его самостоятельно в экспозиции, ребенку хотелось внимательно вглядеться в этого вепря. По этому поводу А. Зеленко замечал: «Когда скульптура освещена какимнибудь романтическим ореолом, то интересно подойти и хорошенько рассмотреть какой это вепрь–сердитый или добрый, как он сидит, какое у него выражение. Начинается обмен мыслями, замечаниями, которые дают возможность при беседе подчеркнуть многие ассоциации, слабо зарождающиеся в умах, и развить их дальше» .Метод отыскивания экспоната или какоголибоего отличительного признака невольно подводил к трактовке художественной формы, манеры работы и т. д. Таким образом, дети постепенно учились понимать художественные особенности произведения. Однако изза материальных трудностей концепция Детского музеяА. Зеленко осталась не реализованной. С 1925 г. усилия членов комиссии были направлены на выставочную деятельность. Было организовано четыре выставки: «Как учились прежде и учатся теперь», «Для детей -про зверей». «Что чем движется» и выставка, посвященная юбилею детской книги.Две из них экспонировались в Музее изящных искусств. Особую роль в создании этих выставок играли А. Зеленко, Я.Мексин, В. Кордес и др..На выставках также проводились «музейные игры». Организаторы этих игр предоставляли ребятам возможность трогать дубликаты, играть с ними, а также выполнять действия, характерные для людей представленного в экспозиции времени. Так, на выставке «по движению» маленькие посетители каталисьв колясочке китайского рикши, на выставке по истории обучения-писали на глиняных табличках,подобно древним египтянам, и на навощенных дощечках, как школьники в древней Греции. Около понравившихся экспонатов ребята клали билетики, окрашенные в зависимости от пола и возраста: проявляя критическую реакцию, дети чувствовали себя активными участниками процесса общения с музеем.Кроме того на выставках всегда были бумага и глина для желающих лепить и записывать свои впечатления, были также книги по вопросам, связанным с выставкой. Осуществлялась здесь и своеобразная «драматизация»: рассказывание в лицах, киносеансы, кукольные представления.Экспонаты для выставок собирали повсюду, где только можно было их найти. В архиве сохранилось обращение организаторов выставок вГосударственный музейный фонд и в фонд Государственной Третьяковской галереис просьбой предоставить материал для детской художественной выставки. Для выставки «Для детей -про зверей» было подобрано около 125 предметов: скульптуры художникованималистов, слепки и снимки с изображениемзверей из Музея изящных искусств, подвижные и неподвижные игрушки, изображения зверей напряниках и полотенцах, работы детей. Студенты художественных вузов сделали три макетапанорамы: волки, стоящие около избушки в лесу; пеликаны, которые ловят рыбу для японских рыболовов; караван верблюдов в пустыне.Входе работ выставки, как вспоминают ее организаторы, экспозицию пришлось переделывать трираза, согласовывая её решение среакцией и советами самих маленьких посетителей. На выставке отсутствовали привычные аннотации. Вместо них были вопросы изагадки, решив которые,ребенок сам мог сообразить, что перед ним. Выставки доказывали, что экспозиция, предназначенная для детей, должна быть построена так, чтобы каждый экспонат вызывал живое любопытство. Трудно не согласиться с А. Зеленко, что в результате такой работы в детяхбудет «воспитываться любовь к посещению музея, желание самому развивать в себе художественные эмоции, понимание исторических вех и связи прошлого инастоящего».Члены музейновыставочной комиссии показали возможность работы с детьми поновому. Созданные ими выставки экспонировались в ряде подмосковных сел, на крупнейших стройках того времени: в Ногинске и Днепрогэсе, в некоторых союзных республиках и за рубежом.

К сожалению, понимание истинной ценности Музея игрушки в Москве, ряда специальных выставок для детей пришло лишь спустя десятилетия после ихликвидации. Сегодня наша задача состоит в том, чтобы, опираясь на свидетельства тех лет, суметьпроанализировать опыт первыхмузеев и выставокдля детей и извлечь уроки из прошлого. Более чем десятилетнее существование Музея игрушки в Москве обогатилоопыт отечественных музеев и явилось особой страницей в их истории, которую нельзя предавать забвению. Н. Бартрам, А.Зеленко, Я.Мексин на практике доказали что; 1) детский возраст является оптимальным для первого знакомства с музеем; 2) музейная работа с детьми имеет специфику, связанную с психологическими особенностями восприятия ребенка;3) в основу экспозиции детского музеядолжна быть положена иная методика, основанная на использовании контрастов. «обыгрывании» каждого экспоната, чтобы он вызывал живое любопытство, вопросы; 4) основной прием, объединяющий все формы работы с детьми на экспозиции -игра.В начале ХХIвека мы вновь поднимаем вопрос о создании детских музеев. К сожалению, историческийопыт работы детских музеев не оказал влияния на работу музеев с подрастающим поколением. Между тем именно детские музеи, по нашему мнению, являются своеобразной лабораторией, центром по проверке эффективности различных форм и методов работы, по изучению детской психологии.Исследование данной темы, в котором нашел отражение положительный опыт прошлого, может быть использованона современном этапе музейного строительства.

4. Н.Д.Бартрам Избранные статьи. Воспоминания о художнике.М.,1973с.125

5. Н.Д.Бартрам Избранные статьи. Воспоминания о художнике.М.,1973с.125

6. Музей игрушки.//Правда.1920.3 декабря7.Бартрам Н.Д.Об игрушках.19098. Изергина А. Воспоминания оботце//Дошкольное воспитание.1970.№ 1.с.1059.Архив Художественнопедагогического музея игрушки(ХПМИ),оп.1,ед.хр.10,л.510.Овчинникова Е.С. Николай Дмитриевич Бартрам// Н.Д. Бартрам. Избранныестатьи. Воспоминания.с.71

11.Бартрам НД. .Избранные статьи. Воспоминания о художнике.с. 14512. Архив Государственного исторического музея, ф.431,ед.хр.309/П,л.3334 13.Архив ХПМИ, оп.1,ед.хр.10,л.1214.Там же, оп. 1, ед.хр. 10, л.1215.ГА РФ, ф.2307,ед.хр.226, л.516. Изергина А.Н. О моем отце, художнике// Н.Д.Бартрам. Избранные статьи.Воспоминания.с.142

17. Архив ХПМИ, оп.1,ед.хр.10,л.2318. Там же,оп.1,ед.хр.21,л.319.Архив Академии педагогических наук РФ,ф.5,ед.хр.6,л.2120. Там же, ф.40, ед.хр.426, л.27

21.Современная Америка. М., 1923; Американские сельские клубы молодежи и метод домашних проектов М., 1926, Американцы в своих клубах и общественных центрах.М.. 1920; Детские музеи в Северной Америке.М. 1926, Школьный музей.М., 1927, а также опубликованные

25.Архив ГА РФ,ф.2307, ед.хр.14,л.9626. Зеленко А. Материальная культура и дети//На путях к новой школе.1927.№ 9.с.10127. На основе последней выставкибыл создан Музей детской книги, существовавший в 30е гг. Его первым директором стал член музейновыставочной комиссии Наркомпроса Я.П. Мексин.Мексин Я. Из опыта музейновыставочной работы с детьми(по материалам базы пропаганды детской книги при музее понародному образованию)// Советский музей.1932.№ 2.с.3854, Иоаннисиани И. Опыт летней работы Детского музея// Советский музей.1935.№16.с.7075, Зонненштрам Полиграфический кружок в Музее детской книги// Советский музей.1936.№ 5.с.6467, Мексин Я.Октябрьская выставка в музее детской книги// Советский музей.1937.№ 910с.3237, Волина В.Дети и книга// Советский музей.1938.№9.с.222528.Архив АПН РФ, ф.5, ед.хр.4,л.10529.Там же, л.10030. Архив Государственного музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, ф.5,ед.хр.30, л.1

Список цитируемой литературыБакушинский А.В.Художественное творчество и воспитание.М., 1925БартрамН.Д.Избранные статьи. Воспоминания о художнике.М.,1973Бартрам Н.Д.Об игрушках.М.,1909Зеленко А.У.Современная Америка. М., 1923Зеленко А.У. Американские сельские клубы молодежи и метод домашних проектов М., 1926Зеленко А.У.Американцы в своих клубах и общественных центрах.М.. 1920Зеленко А.У. Детские музеи в Северной Америке. М. 1926Зеленко А.У.Школьный музей.М., 1927

Rozaliya Rashitova, Candidate оf Historical Science, Bashkir State Pedagogical University by M.Akmulla, Russia, [email protected] museums activity with children(unknown facts)Abstract.The article is devoted to the activity of the first special Russian museum for children and special exhibitions for children at the beginning of XX century. They are connected with the names of N.Bartram, A.Zelenko and Ya Meksin.Key words:museum, children, exhibition, beginning of XX century

Конспект познавательного занятия. Цель: Дать знания детям о музеях, познакомить детей с историей создания музеев, кто в России первый открыл музей, какие бывают музеи. Учить правилам поведения в музее, знакомить с речевым этикетом в определенных ситуациях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

На тему: «Музей это интересно»

Цель: Дать знания детям о музеях, познакомить детей с историей создания музеев, кто в России первый открыл музей, какие бывают музеи. Учить правилам поведения в музее, знакомить с речевым этикетом в определенных ситуациях.

Задачи:

1.Расширять кругозор, поддерживать познавательный интерес к достопримечательностям родного города.

2.Формировать эмоциональную отзывчивость детей на эстетическую красоту окружающего мира..

3.Воспитывать любовь к родному городу.

Ход занятия

Скажите ребята, а у вас дома есть игрушки или какие-нибудь предметы, которые вам уже не нужны, но вы их храните??

У каждого человека есть предметы, которые ему очень дороги, они хранят их как память о чем то приятном.

Людям всегда хотелось сохранить что-то необычное, интересное или красивое, чтобы показать своим детям, внукам. Одни люди очень любил и живопись и покупали картины, которые потом оставались их детям. Другие собирали посуду, игрушки, книги и т.д.

Большое количество каких-то определенных предметов называется коллекцией.

Повторите это слово .(Дети повторяют слово хором и индивидуально).

Есть коллекции марок, есть коллекции картин и др.

Коллекции находились дома у тех, кто их собирал, и их могли увидеть совсем мало людей. И тогда люди стали размещать свои коллекции в специальных помещениях, куда могли прийти все желающие и посмотреть эти коллекции.

А как же называется такое помещение? музей.

Слово « музей» очень интересное. Что оно означает? Давайте попробуем объяснить, что такое музей? Откроем тайну музея!

(Музей – это место где много красивых вещей. В музеи много картин. В музеи есть кости мамонта. В музеи есть пушки и т.д.)

Правильно! Молодцы! А чтобы точно найти определение слова «Музей» обратимся к умным книгам. Откроем «Детскую энциклопедию». Музей – это греческое слово. «Муза» – богиня творчества, красоты, а слово «muzeon» – дворец музы. Самый первый музей был открыт очень давно, несколько веков назад, в Греции. Музей – это место под открытым небом, здания, дворцы, где собраны коллекции вещей по темам, по видам. Но бывают и малые музеи: дом, квартира, комната. Музеи бывают разные. В нашем городе их несколько.

А вы ходили в музей? Расскажите, в какой музей и с кем вы ходили.(Ответы детей).

Дети, а как надо себя вести в музее?

Почему? Молодцы!

Правила поведения:

1.нельзя громко разговаривать, что бы не мешать другим посетителям; 2. Нужно внимательно слушать экскурсовода, тогда узнаешь много интересного. 3. Нельзя трогать музейные экспонаты руками.

– Как вы думаете почему?

Хотите, я вам расскажу, как два мальчика ходили в музей искусств? Что они там увидели? На эти вопросы вы сможете ответить, если внимательно послушаете стихотворение.

Стихотворение называется «Мы с другом спешим в музей искусств».

Сегодня мы с другом спешим в музей искусств.

Мы слышали столько про этот музей,

От наших знакомых, родных и друзей.

И вот мы в музей знаменитый спешим,

В автобусе едим, в трамвае сидим.

В душе впечатлений у нас уже масса,

А мы еще только добрались до кассы!

Даем мы в окошко монеты и просим:

Пожалуйста, дайте билеты...

И вот уже проходим в зал, какая тишина!

И вот уже идем к картине, какая красота!

А вот еще одна картина, затем еще одна…

Проходим с другом мы по залу, не торопясь и чуть дыша.

А если нам понравилась картина, мы возвратимся к ней еще.

Чтоб насладиться и запомнить полотно.

Вот Шишкина пейзаж «Зима», а вот Саврасова – «Весна».

Здесь рядом сразу лето, и осень в золото одета.

Здесь натюрморт, а здесь пейзаж. Какой портрет! Какой пейзаж!

Вот блюдо, словно чудо с узором расписным.

Игрушки: кони, козлики с названием словно дым.

А вот еще матрешек ряд, смотреть их каждый будет рад.

Здесь тишина и красота, здесь отдохнет твоя душа.

Мы с другом в музей ходили...

Теперь ребята для всех и для друзей, мы смело скажем:

Как хорошо, что есть музей! Как хорошо, что можно всем туда пойти!

И отдых для души своей найти.

Во время рассказывания стихотворения воспитатель демонстрирует репродукции и предметы, которые перечисляются.

Воспитатель: Понравилось ли вам стихотворение? Вспомните, пожалуйста, в какой музей спешили ребята? Как они вошли в зал? Понравился мальчикам музей или нет? Зачем нужно ходить в музей? Ответы детей .

А Я ВАМ СЕГОДНЯ ПРЕДЛОГАЮ ОТПРАВИТЬСЯ на экскурсию по Москве и узнать немного о музеях Москвы.

Физкультурная минутка.

Люблю по городу гулять, люблю смотреть,

Крепость – раз, музей – два,

Три высокие дома.

Четыре – парк, пять – стадион,

Шесть – площадь, семь – фонтан.

Вот восемь – длинный мост,

И Томь течет под ним.

Девять драматический театр,

А десять круглый цирк.

Еще могли бы мы гулять,

Но нам пора уж в детский сад.

Пока мы гуляли по городу, проходили мимо музеев. Давайте посмотрим их.

Просмотр иллюстраций «Музеи города».

Вам понравились музеи?

Чтобы пойти в музей с родителями, нужно знать их название.

Вы запомнили их?

Давайте поиграем в игру и повторим название музеев.

Дети делятся на подгруппы с помощью цветных фишек, получают конверты с разрезными картинками и собирают их.

Дидактическая игра «собери картинки».

Воспитатель: В какой музей мы пришли?

Дети отвечают на вопрос. Воспитатель обобщает ответы детей.

Воспитатель: Этот музей называется «Краеведческий». Кто из вас был здесь? Расскажите, что там видели. Правильно! Здесь мы можем познакомиться с историей нашего города.

Так дети проходят от стола к столу, смотрят фотографии и рассказывают о музеях.

Воспитатель (предлагает детям нарисовать приглашение в музей для родителей): Давайте нарисуем рисунки «символы» наших музеев. Это будет подарок вашим родителям.

Итог занятия.

Воспитатель: Дети, какую тайну мы сегодня открыли?

Дети вспоминают, чем сегодня занимались. Делятся впечатлениями. Любуются рисунками. Дарят родителям пригласительные билеты.


Сегодня я расскажу вам, что такое музей, и мы с вами побываем в самом настоящем музее.

Итак, музей - это то место, где хранятся и изучаются различные предметы. Они могут быть ценными и не очень. Но все эти предметы могут нам о многом «рассказать и поведать»: о своей истории, о происхождении и о том, для чего они нужны и как используются. И такие предметы называются экспонаты. Это слово для вас новое, давайте его все вместе повторим: «Экс-по-на-ты»

Музеи могут быть разными и экспонаты в них тоже бывают разные. Например, посмотрите сюда (показывает тематический альбом), краеведческие музеи, в них собраны экспонаты, рассказывающие об истории, природе и культуре одного города или села. У нас с вами в Осе тоже есть такой музей.

В историческом музее будут представлены экспонаты, рассказывающие нам об истории города, края или даже целой страны.

Ребята, расскажите мне, вы собираете дома какие-нибудь предметы или игрушки?

Сбор таких предметов называют коллекцией.

Коллекции разных предметов очень часто выставляются в различных музеях. И это уже называется выставкой. Мы можем с вами прийти в музей на выставку и полюбоваться какой-нибудь коллекцией: картин, посуды, монет и т.д.

И как я вам уже обещала, сегодня мы с вами тоже посетим музей, но музей не обычный, а созданный в нашей группе.

Я вас приглашаю на экскурсию в наш музей «Чайные истории».

Ребята, а что такое экскурсия?

-Экскурсия – это поход в музей для того, чтобы узнать что-то новое и интересное.

Вот и мы с вами будем узнавать что-то новое и интересное. А я буду вашим экскурсоводом .

Ребята, но прежде чем идти в музей, мы должны с вами узнать как можно себя вести в музее и как нельзя. Как вы думаете?

Вы абсолютно правы, ведь если вы будете шуметь и бегать, то будете мешать другим людям. Если вы рассматриваете экспонаты, то не загораживайте вид другим посетителям музея. Когда говорит экскурсовод, нельзя громко смеяться, разговаривать и перебивать его. Экспонаты нашего музея можно трогать и брать в руки, но только аккуратно, чтобы не разбить. Но если рядом с экспонатом вы видите такой знак (показывает знак «перечеркнутая ладошка»), то это значит, что экспонат ценный и его брать в руки не надо.

Вам понятны правила поведения в музее?

Надеюсь, вы будете их соблюдать.

А сейчас подходите поближе, я вам расскажу о нашем музее. (знакомит детей с мини-музеем, рассказывает об экспонатах, о коллекции, об истории экспонатов, пытается заинтересовать детей необычными экспонатами и т.д.)

В нашем музее есть также книги для рассматривания, раскраски и игры, которые вы можете брать и играть.

Татьяна Полушева

Задачи :

Закрепить представление о профессиях людей, которые работают в музее .

Развивать монологическую речь детей.

Закрепить умение составлять описательный рассказ о старинных предметах, экспонатах музея .

Воспитывать активность, любознательность.

Активизация словаря : экспонаты, экскурсант , экскурсовод , реставратор, археолог, нумизмат.

Ход НОД:

Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию . А вот куда именно, вы узнаете, разгадав ребус. Определяем первый звук в слове и вписываем букву, которой обозначается звук. Мяч – м, улитка – у, зонт – з, енот – е, йогурт – й.

Получилось слово музей . Что такое музей ? Музей – это место , где хранят и показывают разные предметы – экспонаты. Как называют человека, который проводит экскурсию ? (экскурсовод ) . А как называют участника экскурсии ? (экскурсант ) . Сегодня мы с вами отправимся в музей . Давайте повторим правила поведения в музее . Показ схемы.

Но этот музей необычный , в нём постоянно происходят какие- то чудеса. В нашем музее несколько выставочных залов и мы заходим в первый зал, где расположена выставка картин. Все картины расположены по жанрам. Но по - моему здесь всё перепуталось. Давайте в каждом ряду найдём лишнюю картинку. Игра «Что лишнее?» . На этой же выставке представлена картина-коллаж. Посмотрите на неё и назовите как можно больше предметов со звуком «с» . А вот ещё картины, только они необычные, ведь в нашем музее происходят чудеса . Изображение нарисовано на обратной стороне. Можно подходить и смотреть их только по одному, но как же узнать остальным, ведь на выставках не разрешается громко разговаривать. Поэтому мы будем изображать то, что нарисовано с помощью мимики и жестов. Кто догадался, поднимет руку.

Переходим в следующий зал. Он тоже волшебный. Нам понадобятся необычные очки, которые помогут перенести нас в прошлое предметов. Сейчас вы видите на выставке современные предметы обихода, но стоит нам надеть очки, мы сможем увидеть эти предметы в прошлом. На стенде выставлены кастрюля (чугунок, лампочка (свеча, газовая плита (печь, будильник (песочные часы, пылесос (веник) , шариковая ручка (перо, самолет (воздушный шар) .


В следующем зале у экспонатов пропали таблички, необходимо расставить их правильно. Назовите одним словом группу предметов .

Скажите, как называют учёного, который занимается раскопками построек, изучением прошлого человечества по найденным вещам, предметам? Археолог. Сегодня мы превратимся в настоящих археологов. Вам нужно надеть фартуки, взять лопатки, кисточки, засучить рукава и подойти к месту, где будут вестись раскопки. Но нужно помнить главное правило работать нужно очень осторожно, так как предметы очень старинные и любое не ловкое движение их может повредить. Аккуратно извлекаем свои находки. Пусть они займут своё место на выставке, а вы будете экскурсоводами . Давайте пригласим экскурсантов и вы по очереди расскажете им о своих находках.





А вот про следующую выставку я вам немного расскажу. Здесь вы можете увидеть коллекцию монет. Коллекционирование монет называют нумизматикой. А как называют человека, который коллекционирует монеты? Нумизмат. Рассмотрите их пожалуйста. Но наш музей не простой и в нём происходили чудеса, и вас ждёт ещё одно волшебство. Для этого нужно закрыть глаза. После того, как дети открыли глаза, монеты «превращаются» в шоколадные монеты.


Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Экскурсия на Красную площадь» Интеграция образовательных областей: Физическое развитие: формирование у детей положительных эмоций, снятия усталости; Социально-коммуникативное.

Выявить уровень знаний и умений детей: -о малой Родине -родном поселке, его достопримечательностях; -называть адрес детского сада и свой.

Конспект НОД по развитию речи «Музей» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема: «Музей» Цель: Дать детям представление о музее, как месте хранения исторических.

Конспект НОД по развитию речи «Экскурсия на почту» Конспект НОД Экскурсия на почту. для детей старшей группы. Дата проведения: Выполнила: Цели: Активизировать словарь и систематизировать.

Цель: развитие грамматически правильной речи в процессе закрепления представлений о животных жарких стран. Задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект НОД в средней группе «Экскурсия в музей бумажной игрушки» Вот и завершился еще один учебный год. Много интересного свершилось: прошли мероприятия в рамках родительского клуба нашей группы, интересные.

Жить - это как бежать по музею. И только потом вы начинаете по-настоящему осознавать, что вы увидели, думать об этом, наводить справки в книгах и вспоминать - поскольку вы не можете принять это все и сразу.

Одри Хепберн


Музей - консервы времени.
Соня Шаталова

День музеев

Александр Ченин

Я столько раз писал о Музе,
Что равнодушна, холодна
И как поэт я ей не нужен; -
Всё, что пишу я - ерунда!

И всё же с Музой я встречался
И интерес к ней не угас.
По миру много я скитался,
В её домах* бывал не раз.

Когда ходил на теплоходе
По нашим рекам и морям,
В портах, отдав свой долг работе,
Я шёл к известным адресам.

Музеи были моё хобби,
Таинственность и тишина.
Я погружался в мир особый,
Хмелел, как будто, от вина.

Застыло время здесь навеки
И происходят чудеса,
Рассказ мне предлагают вещи,
Какая жизнь у них была.

Я благодарен Птолемею*,
Что Македонскому был друг,
Начало дал он всем музеям,
Ценил он значимость наук.

Теперь они повсюду в мире,
Хранят Историю для нас.
О том, как люди до нас жили
И то, что делаем сейчас.

Музеи Дрездена, в Потсдаме
И в Ленинграде, и в Москве.
Да и везде и без рекламы
Они, как радость, были мне.

Скульптуры, вещи и картины
Заставят думать, понимать.
Они являлись мне причиной,
Чтоб мир смог лучше познавать.

Дома свои имеют Музы, -
Свободно можем посещать.
Благодарю всех тех, кто служит,

Музей - Дом Муз (греч.)

Птолемей - создал первый музей (Мусейон) в 290 году д. н. э. в Александрии. Уничтожен пожаром в 270 году н. э.


в музее

Аркадий А Эйдман

На лакированный паркет
нога ступила человека,
оставив незаметный след,
и вот сиди теперь, кумекай

Кем был прошедший господин?
иль госпожа? а след - невидим.
и на тебя теперь глядит
Гомер, Сократ или Овидий

С портрета на глухой стене
в конце пустого коридора.
ему ль не знать, кто из теней
прошёлся здесь багдадским вором

И наследил, не наследя,
не тронув матовость паркета.
а за окном следы дождя
смывают все секреты в Лету.

Русские музеи

Валентина Демешко

Их в России очень много,
К ним нахожена дорога,
Люди в них всегда идут,
Экспонаты их влекут.

Краеведческий музей.
Лишь откроешь его дверь,
Флора с фауной зовут,
Мир природы создан тут.

Исторический музей.
Интересен и теперь,
Здесь предметы все ценны,
В них история страны.

Как музеи создавались
И когда образовались?
…Век шестнадцатый настал,
Кто-то основатель стал.

Он-то все обосновал,
Уникальное собрал.
В них – иные времена,
Жизнь народа и война.

Петр Первый мудро правит
И во всем эпоху славит.
Дверь «в Европу прорубили»
И Кунсткамеру открыли.

В ней диковины лежали,
Минералом называли,
Каждый камень подписали,
Где добыт, обосновали.

Свято древний быт хранили,
Утварь бережно копили.
Редких птиц, цветов, зверей
В наше время нет ценней.

А военные музеи.
Колоссальны их идеи!
В них оружие, трофеи,
Карты битв и наступлений.

Строили Военный Флот,
Защитить Россию чтоб.
Парус, весла, якоря –
Славу русскую хранят.

Мощь России прославляют
И патриотизм вселяют,
Хочется к ним прикоснуться,
В век минувший окунуться…

Открываешь молча дверь,
Входишь с трепетом в музей,
Тихо, бережно ступаешь,
Все предметы созерцаешь.

Здесь Святая тишина.
Ведь история сама
Из глубин веков глядит,
Память бережно хранит.

После посещения выставки картин...

Вера Аксенова-Соснина

Желанье окунуться в чистоту
И красоту божественного мира.
Желанье воплотить свою мечту
В картинах вдохновившего кумира.

Как хочешь и как можешь назови
Такую блажь стремленья к совершенству.
Любовь? В том понимании любви -
В стремленье к обладанью и блаженству?

О, нет! Не то! Здесь тяга к божеству.
Здесь прелесть познаванья и страданья.
К гармонии стремленье, к волшебству.
Желанье жить... И снова умиранье.

Теперь я поняла, что значит свет,
Дающий понимание людское...
Уходит ночь. Забрезжил мой рассвет,
Тот, что несёт гармонию покоя...

На экскурсии в музее


Вера Гаевская

Художник Константин Маковский

На экскурсии в музее две бабульки, не спеша,
На картины всё глазеют, чуть носы к ним не прижав:

Это ж я тебя, сестрёнка, так носила на плечах!
Мамка чмокнет нас легонько, испечёт нам калача...

Глянь сюда... То ж ты, Настасья! Помнишь - прибыли сваты?
С подоконника от счастья чуть не сбили мы цветы.

Да, ты так их напугала, всё смеялась без конца,
Рот рукою прикрывала, был румянец – в пол-лица!

Это что! Когда цыгане стали табором у нас
Возле дома на поляне... Ну, художник.. Глаз-алмаз!

Всё про нас в его картинах – вон я чай вприкуску пью...
А вот здесь что за мужчина? Дай-ка ближе посмотрю…

Подпись – «Дервиш».. Ну, не знаю, к нам такой не приезжал.
Ой, в плечах – сажень косая.. Больно шапка хороша!

…Что?.. музей пора покинуть? Мы тут с самого утра?!
Ладно... Завтра все картины мы досмотрим здесь, сестра.

Музейность

Владислав Морев

Музейные Залы - Изгибы Сознанья:
Клише, Трафареты, Легенды, Преданья -
Извилины Лестниц, Нейроны Объектов,
Где все Экспонаты - Вопросы Ответов.

Музеи из Логик - мужских или женских -
Растут ради Целей далёких и веских:
Пространство Беззвучий. Времён многозвучье -
Кто выразит круче? Кто вымолвит лучше?..

Истории Тем - и Истории Зданий:
Структура Судеб за Системностью давней -
Средь Ориентаций, Дезориентаций
Рождается Личность - Итог Медитаций.

Музея Музеев ещё не создали -
Музейность как Тезис лишь только верстали:
Частотность Идей в Чистоте Материала -
Всё это и много, и призрачно мало.

О, Храмы, Кунсткамеры и Натюрморты!
В Мелодике общей вы просто Аккорды:
Аккорды Согласья Клубка Разногласий,
Где Дух - Inter-est с Inter-cogitat в Массе.

Музейность давно уже Жизни Знаменье:
Плоть Мира рисуют музейные Тени -
Музей под открытой Условностью Неба
Вращает по Эллипсу собственный Слепок...

В музее

Вячеслав Харитонов 2

Мы в музее. Чуть дыша,
К папе жмусь я тесно.
Здесь не только малышам -
Взрослым интересно.

Вот у самых у дверей
В кустиках и ёлках
Чучела лесных зверей:
Две лисы, три волка...

А в углу застыл медведь,
Мишка косолапый.
Я остался б поглядеть,
Но уходит папа.

А вот башенки кремля,
Домики, церквушки...
Грозно смотрят на меня
Две старинных пушки.

Я притронуться хочу -
Не сдержать соблазна -
К старой сабле и мечу.
Только всё напрасно:

Натыкаюсь на стекло,
Вставленное хитро,
Да и папа, как назло,
Ходит слишком быстро.

Я же каждый экспонат
Подержал бы только.
Кто, скажите, виноват,
Что их сразу столько?

Посчитал до десяти -
Сбился отчего-то.
А музей лишь до пяти -
Кончена работа.

Закрывают... Вот беда!
Есть одно спасенье:
Можно вновь прийти сюда
С мамой в воскресенье.

В музее

Галина Горелая

В музейной тишине пылящихся веков
История земли родной хранится,
Дела и мысли прадедов, отцов -,
Всё то, чем человечество гордится.

Здесь каждый экспонат о пошлом говорит.
И мы в машине времени несёмся.
Сопровождает нас в дороге умный гид.
Уверены - в пути мы не собьёмся!

И расступаются пред нами времена-
Проносятся стремительно столетья.
И видим лица мы, и слышим голоса
Людей, когда-то живших на планете.

Музей - таинственная с нашим прошлым связь.
И пусть она, как ниточка не рвётся,
А с каждым годом всё прочнее становясь
Пусть гордостью за предков отзовётся.

В художественной галерее

Галина Горелая

Сегодня в галерее вернисаж.
Всех приглашают в гости. Приходите!
Портреты, натюрморты и пейзаж -
Что для души угодно - всё смотрите.

Вот деревенька тихо у реки
Стоит, задумавшись, о чём-то вспоминая.
Вот на скамеечку присели старики,
О жизни прожитой тихонько размышляя.

Большой букет сирени на окне.
И аромат её я с нежностью вдыхаю.
А здесь закат. Весь горизонт в огне.
Перед такой картиной замираю.

Портрет девчушки - хитрые глаза.
Своей улыбкой нас она пленяет.
На этом полотне шумит гроза,
И предо мной картина оживает.

О, сколько чувств я испытала тут!
Искусство нас от суеты спасает.
Спасибо авторам за мастерство и труд.
Пусть галерея дальше процветает!

Познакомлюсь с динозавром

Галина Стеценко

Обещал мне папа завтра
Познакомить с динозавром.
Я обрадовался сразу.
«На машине дам я газу,
По кривой дороге, узкой
Я помчусь в период юрский!

Доберусь я в те края,
Где гиганты ждут меня -
Настоящие, большие!
Может, старые, больные?
Я возьму туда друзей!»
Папа мне: «Так мы - в музей…»

Интересное неизвестное


Груданов Евгений

Домоседка

Проходя по тихим залам музея,
Вдруг ощущаю затылком, спиною,
Наплывают волны печали и горя,
Разбитых надежд и сломленной воли...

Черные тучи, зигзаги молний,
И дуб лежит распластавшись листвою,
Листва еще дышит, весну еще помнит,
Но нет уже связи с корнями, с землею...

Посетителей много проходит по залам,
С восторгом, со скукой глядят на полотна,
Перед этой картиною все замирают,
Озираясь с надеждой на светлые окна.

Прошло много лет, но впечатление это,
В сердце живет и как тогда предо мною,
Огромные окна полные света,
И сумрак картины с человеческой болью..

Третьяковская галерея. Картина "Дуб раздробленный молнией". Художник- Воробьев Максим Никифорович


В музее

Ева Гущина

Я смотрю на холсты Передвижников -
О России утраченный сон, -
Мне полотна великих подвижников
Греют сердце с давнишних времен.

Эти краски - оттенки летучие
Высочайшего творчества флер!
Лики ясные, думы могучие,-
Веку нашему тихий укор.

Откуда в музеях старушки?

Ева Шер

В музеях на стульях
старушки сидят,
Они за порядком
усердно следят.
Откуда старушки
в музейном просвете?
Да это совсем
одичавшие дети!
Когда-то давно
вместе с классом ходили-
Отбились от класса
и вдруг заблудились.
Прижились в музее,
на стульях сидят
И зорко за общим
порядком следят.

В музее

Иоанна Брилько

Мы с бабулею в музее!
Мы в музее - ротозеи,
И стоим разинув рты
Возле каждой красоты.

А смотрители музея,
Без конца на нас глазеют...

Мне немного непонятно:
Мы - билеты покупали,
А смотрителям - бесплатно
Нас с бабулей показали!

А мы с тобой идем в музей...

Кашкадамова Екатерина

Идут влюбленные в кино,
Ныряют в темноту кошачью...
Идут счастливые к метро,
Ладонь в ладони тихо пряча...

Несчастных манит Колизей,
Где чья-то жизнь в руинах скрылась...
А мы с тобой идем в музей,
Где что-то все же сохранилось…

На полке, за стеклом, в пыли,
Меж сном и явью - вечно между...
Лежат сокровища земли -
Былого времени одежды…

Чужая память, радость, боль...
Сосуды, копья, струны, лица…
Все жившее, что в нас с тобой
Уже не сможет повториться…

Здесь сотней ниточек концы,
Клубки распутаны и святы…
И мы, живые мертвецы,
По сути тоже - экспонаты…

Прочитанные по слогам,
Изученные досконально
По нашим ссорам и стихам…
Мы так избиты и банальны...

Я так прошу - разбей стекло,
Пусть кровь на пол зеркальный брызнет…
Верни, музеям всем назло,
Нас прежних, грешных, нежных - к жизни!

Музейная тишина

Марина Владимировна Чекина

Из Музейного цикла

По потолку вослед мазку гризайля
Накатывает времени волна,
Я знаю: лишь в пустом музейном зале
Музейная бывает тишина.

Рассвет у всех один, закат - один же -
Неси свою поклажу, муравей…
Глядит Архип Иванович Куинджи
Из-под густых взлохмаченных бровей.

Спинозы наклонённая фигура,
Художники в беседе за столом…
И дышит обнажённая натура
Навеки сохранившимся теплом.

Рельеф розетки, матовость плафона,
Французской шторы кипень на окне…
Здесь перспективы точные законы
Слегка приоткрываются и мне.

В музее. На строчку Гумилёва

Марина Барщевская

По залам-галлереям неспеша
Стада пасутся малахольных экскурсантов.
Взирают на картины, чуть дыша,
Впадают в транс перед святынею таланта.
*Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать*
Трудом художников рождённые шедевры...
Всевластна красота! И крепнет рать
Её поклонников, восторженных и верных.

Ночь музеев 2014

Надежда Веденяпина

Ночь опустится на крыши,
А музеям не до сна.
И мы слышим, слышим, слышим,
Как вздыхает тишина.

Время занавес колышет,
И плывёт со всех сторон
Тихо-тихо, еле слышен,
Голос канувших времен.

Где-то, скрипнет половица,
Робко скрипочка всплакнет,
Чей-то блик в окне кружится,
Тени водят хоровод,

Кашлянет легонько кто-то,
Отзовется дверцей шкаф,

Зазвучит, печальной нотой,
Престарелый полиграф.

Дух особый здесь витает.
И, когда погаснет свет,
Экспонаты оживают
Отголоском давних лет.

И хранят предметы эти
Память предков - дар земли,
Живших в мИнувших столетьях,
В трудах, мире и любви.

Посмотрите, как алея,
Гаснет свет на склоне дня.
Оживают в ночь музеи,
В память-колокол звоня.

Ночь музеев 2015

Надежда Веденяпина

Музеям этой ночью не до сна.
Вновь распахнутся двери для объятий
И нас закружит памяти волна,
И души в плен история захватит.

И запоют старинные часы,
Приоткрывая времени страницы,
Натянутся висячие мосты,
Возникнут в полумраке чьи-то лица

И оживёт седая старина,
Послышится шум прялки, рокот битвы.
И в тихом бормотаньи старика
Услышим мы священные молитвы

О вере, ниспослании добра,
О мире для потомков и живущих,
И будет он молиться до утра
О днях ушедших и о днях грядущих.

Маму на прогулку

Николай Ананьченко

Я бы дома посидела.
Лучше б книжки посмотрела.
Но придётся уступать -
Мама просится гулять.
Захотелось ей в музей.
Там есть мамонт из костей,
Есть старинные одежды,
Что носили люди прежде.

Мне до них совсем нет дела,
Это мама захотела.
Прогуляюсь. Потерплю.
Просто маму я люблю.

В музее

Римма Алдонина

В музее бархатный уют
И мрамор полосатый.
В музее тапочки дают,
А стулья - экспонаты!
На них сидеть уже нельзя
И мимо тапочки скользят.

На потолке - картины,
В цветах порхают тети,
Но лучше лечь на спину,
Иначе не поймете.
Наверно раньше в зале
Все на спине лежали?

А на стенАх - портреты;
Напудренные дамы,
Усы и эполеты
На нас глядят из рамы:
- Мы жили тут когда-то,
Вы помните, ребята?

И долго, долго смотрят вслед,
Чтоб я не повредил паркет.

Музейные нравы

Татьяна Шкодина 2

Я собираю пыль в музее -
Императрицы гордый бюст.
Стадами бродят ротозеи,
Им этикет придворный чужд.

Пусть не глядят с подобострастьем
(Смирилась с этим бы легко).
Но отворачиваться??? Здрасте!
В музее так заведено?

Я попрошу без оскорблений!
Мне демонстрировать свой зад???
Музей… Ни дня без потрясений!
Такой чудовищный разврат!

Красавица-экскурсовод

Юрий Асмолов

"...в глубине зеркал"
А. Ахматова

Александр Беличенко

Виват, диковин замечательный музей,
Возросший из кунсткамеры Петровой,
Одной из многих императорских затей,
Что стали просвещению основой!

Народов разных быт, вероученья,
Сокровища ремёсел и искусств,
Земные и астральные стремленья
И дух живой национальных чувств.

Все - разные, и всё же все - едины,
Как жители обители ЗЕМЛЯ.
Всё ж есть тому могучие причины,
Что нам Единство дадено не зря!

В музее Щепкина

Юрий Асмолов

«…на каторге чувств…»
С.Есенин
«Но петь нельзя, не мучась»
И. Анненский

…Потратили время? - Конечно,
Но мы не убили его:
Ведь нам рассказали неспешно
О том, кто творил волшебство…

Гостило у Щепкиных лихо:
Оно забирало детей.
Но Мишу спасла повариха
И пьяный в дымину лакей.

Они малыша покрестили
И Бог повелел ему: Жить!
Стать лучшим актёром в России!
Соавтором Пушкина быть!

Я помню слова его с детства:
«Театр - это храм!»… Дальше он
Приказывал: «Священнодействуй!
А если не можешь, то – вон!»…

Не зря: и жрецы Мельпомены,
И зрители - тысячи их,
Его - каторжанина сцены -
Причислили к лику живых.