Конспект нод по пластилинографии для детей старшей группы с зпр. Картины из пластилина: кометы и планеты

Конспект НОД по пластилинографии "Космическое приключение" для детей старшей группы с ЗПР.

Представляю конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (пластилинография) «Космическое приключение».
Конспект будет полезен для детей старшего дошкольного возраста и педагогам.

Цель: Закрепить знания детей о космосе, планетах солнечной системы.
Задачи:
1.Продолжать освоение техники рельефной лепки.
2.Вызвать интерес к созданию рельефной картины со звёздами, созвездиями и кометами.
3.Инициировать самостоятельный поиск средств и приёмов изображения (скручивание и свивание удлинённых жгутиков для хвоста кометы, наложение одного цветового слоя на другой).
4.Познакомить со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой.
5.Развивать умение согласованно выполнять общую работу, договариваться между собой о деталях изделия.
6.Развивать чувство формы и композиции.
7.Развивать мелкую моторику рук.
Предварительная работа.
Беседа о ночном небе, планетах, звёздах.
Чтение художественных и документальных произведений про космос; просмотр фото и видео слайдов о полете первого человека в космос;
Дети наблюдают и принимают участие в изготовлении панно “Звёздное небо”.На картонной заготовке размера А3 наносится слой из сочетания нескольких цветов (черного, темно-синего, голубого и кораллового) пластилина.
Материалы, инструменты, оборудование.
Пластилин разных цветов; пайетки; композиционная основа для лепки; стеки; панно “Ночное небо” ; силуэты космических кораблей, влажные салфетки, доски, иллюстрации космоса.
Содержание занятия
Ребята, отгадайте загадку: “Рассыпался горох на тысячу дорог” (звёздное небо).
Пригласить детей полюбоваться иллюстрациями космического пространства.
Воспитатель:
“Окрашен космос в чёрный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня.
Здесь нет земной голубизны,
Здесь виды странны и чудны:
И звёзды сразу все видны,
И Солнце, и Луна.
Спросить детей, что им удалось увидеть в ночном небе.
Выслушать ответы детей.
Сюрпризный момент. “ Дети, посмотрите, кто это там! Какой-то зелёный человечек, машет нам. Ой–ёй, да это же. ино - пла-не-тянин, гость с другой планеты! Какой забавный”.
Гость приглашает детей в космическое путешествие на космических кораблях, полетать между планетами и звёздами наперегонки с кометами.
“Ребята, а вы хотите стать космонавтами? ”
Дети соглашаются, но сначала нужно дополнить нашу картину планетами, звездами, а потом построить космический корабль.
Уточняем, что изображать мы будем пластилином.
“Он такой яркий и разноцветный. И наши планеты и звёзды получатся фантастически красивыми”
Сначала изображаем самую большую звезду – солнце.
готовим три кусочка пластилина разного цвета и размера (жёлтый, оранжевый, красный) ; раскатываем шарики; прикрепляем их к фону сначала самый большой – прижимаем, чтобы получилась лепёшка; на эту лепёшку кладём средний и тоже сплющиваем, сверху кладём самый маленький и прижимаем лишь слегка – получилась трёхцветная звезда, которая светит нам из далёкого-далёкого космоса.
Далее располагаем планеты на своих орбитах, скатывая жгутики и располагая их на некотором расстоянии от солнца. Из синего и зеленого пластилина получаем Венеру, из коричневого и красного – Марс, скатываем в шарик, затем расплющиваем и располагаем планеты на орбите. Сатурн из сочетания синего, красного и коричневого пластилина, опояшем кольцом из коричневой колбаски, получим «кольцо».
Планету Земля получаем из синего, зеленого и коричневого пластилина. На северный и южный полюс нашей планеты добавляем белый цвет.
Луна. Чтобы её сделать – скатываем колбаску из пластилина жёлтого цвета, сгибаем её в дугу и прижимаем к фону.
Верный спутник, ночей украшенье,
Дополнительное освещенье.
Мы, конечно, признаться должны:
Было б скучно Земле без Луны!

Затем уточнить с детьми, как лепить комету, по ходу показа в доступной форме пояснить что такое.
КОМЕТА – ЭТО КОСМИЧЕСКОЕ ТЕЛО. КОТОРОЕ СОСТОИТ ИЗ “ГОЛОВЫ” (ЯДРА) И “ХВОСТА”, ПОХОЖЕГО НА ДЫМ И ОГОНЬ. КОМЕТЫ МЧАТСЯ ПО НЕБУ С ОГРОМНОЙ СКОРОСТЬЮ.
Раскинув свой огнистый хвост,
Комета мчится между звёзд.
- Послушайте, созвездья,
Последние известия,
Чудесные известия,
Небесные известия!
“голова” - одноцветный шар, “хвост” - шлейф из разноцветных жгутиков, одинарных или скрученных между собой, разного цвета. Так получается красивее.
Украсим звёздное небо пайетками.
А когда звёздное небо будет готово, делаем космический корабль. Выслушиваем ответы детей, как можно изобразить космический корабль. Сделаем из разноцветных шариков, прижатых к корпусу корабля, иллюминаторы и закрепим их на нашем панно.
Мы с друзьями во дворе
Строили ракету.
Только топлива у нас,
К сожаленью, нету.
Не смогли мы полететь
К Марсу и Венере.
Но у нас всё впереди.
В это твердо верю!

Перед началом работы "космическая разминка" для пальчиков:
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,

поздороваюсь с ним сильно Растирание ладоней.
Захватить каждый пальчик у основания
и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Потереть ладошкой о ладошку.
Пальцы в “замок”
Способ изображения инопланетного гостя предлагаем придумать детям. Можно Лепим забавную мордочку – получился марсианин. К НЛО добавляем ножки, антенну.
Какая красота получилась! Ура. Космические корабли готовы к путешествию на планету В путь нам, друзья, отправляться пора.
ПОООЕХАЛИ!
Итог (рефлексия).
Проводится анализ готовой работы.
- Настоящая космическая фантазия мелькает перед глазами! И это сделали вы ребята?! Какие вы молодцы! С помощью, какой техники вы создавали свои работы? (нетрадиционной).
После занятия
Оформление выставки “Космическое приключение ”

Рисование пластилином – это очень интересная методика, которую малыши должны обязательно испробовать. Скорее всего, многие мамы после практического урока даже будут отдавать такому творчеству предпочтение, ведь пластилин выполняет на все 100 % свою задачу по развитию пространственного воображения и мелкой моторики юрких детских пальчиков. С другой стороны, вероятность того, что малыш измажет все вокруг, гораздо меньше, чем при использовании, например, гуаши или акварельных красок.

В сегодняшнем уроке мы предлагаем освоить вам легкую методику рисования пластилином для самых маленьких и одновременно научиться лепить облака.

1. Для наглядности облака лучше всего создавать на фоне неба, а не отдельным изделием. Для лепки всей композиции понадобится синий или голубой, белый и зеленый пластилин. Для рисования больше подойдут самые мягкие сорта материала.

2. В качестве основания подберите небольшой кусочек картона или прозрачную плотную пленку. Разомните немного зеленого пластилина в руках.

3. Зеленым пластилином начинайте обрабатывать полностью нижнюю часть будущей открытки. Получится трава.

4. Подготовьте голубой кусочек для создания неба.

5. Голубой пластилин нанесите на верхнюю половину композиции, аккуратно состыкуйте оба оттенка. Основание готово. Теперь его можно либо перевернуть, если вы используете прозрачную пленку, тогда поверхность получится идеально ровной, либо использовать так, как есть, чтобы эффект был более правдоподобным.

6. Подготовьте белый кусочек для лепки облаков, но если хотите, чтобы пластилин оставался чистым, воспользуйтесь по окончанию предыдущих операций влажной салфеткой.

7. Вытяните мягкую массу в длинную тонкую нить.

8. Поделите нить на небольшие отрезки примерно одинаковой длины.

9. Скрутите каждую из них в овальную спираль. Это и будут облака.

10. Прикрепите облака на голубом фоне. Их количество может быть произвольным.

11. По желанию добавьте в уголок желтое солнышко с лучиками, чтобы завершить свой пластилиновый рисунок.

Итоговый вид поделки.

Вот так легко, без карандашей и кисточек можно создавать рисунки из пластилина, орудуя лишь своими собственными пальчиками. Мы уверены, вашему малышу обязательно понравится такое развлечение.

Внутри такой обширной темы как Космос наберётся ещё несколько тем, заслуживающих внимания для картин из пластилина. Когда инопланетян придумывать поднадоело, можно обратить внимание ребят на другие сведения о Космосе. А что там ещё имеется?

Кометы и планеты на картинах из пластилина

Космическое пространство

Первое – само космическое пространство может выглядеть по-разному. Это в нашей родной Вселенной Космос глубокого чёрного цвета. Но возможно в иных Вселенных он другого цвета. Поэтому, рисуя картины из пластилина на космическую тему, берите для основы картон разного цвета. Картины выходят разнообразные и красивые.

Звёзды

Второе – это звёзды. И самая большая – «звезда по имени Солнце».

  1. Самые простые звёзды на картинах из пластилина сделаны из пластилиновых шариков разного цвета.
  1. Более сложный в исполнении вариант – звёзды из перекрещенных «колбасок». Для малыша полутора-двух лет раскатать «колбаски» может взрослый или старшие дети. А сделает звёздочку он сам. Трёхлетки и старше вполне способны раскатать «колбаски» и прилепить их на основу самостоятельно.
  2. Дошколятам и младшим школьникам «по зубам» более сложные и творческие задания. Здесь можно поговорить о подборе цвета пластилина к определенному фону, о композиции картины из пластилина.

Картины из пластилина: варианты звёзд

Кометы, планеты

Третье – кометы, метеориты и планеты. Кометы особенно привлекают ребят. Они красивые, хвостатые. Малыши склонны «оживлять» их, и тогда получаются такие красавицы: улыбающиеся кометы, кометы - принцессы и прочие. ниже картины из пластилина с изображением "очеловеченных" комет.

Кажется, что комету - принцессу сделать сложно, но на самом деле вполне доступно старшим дошколятам. Голова – круг. «Юбочки» тоже расплющиваются из круга или полукруга, а потом стекой вырезается сегмент. Детям непонятно слово «сегмент», поэтому мы называем деталь треугольником или «юбочкой». Хвост из «колбасок». Всё просто для ловких пальчиков, какие и развиваются, создавая картины из пластилина.

Сложнее дело с планетами. Надо обязательно

  1. ознакомить ребят с их внешним видом,
  2. рассказать, чем они отличаются от звёзд,
  3. как они кружатся вокруг светила,
  4. возможно, сперва нарисовать их карандашами или красками.

Мы обязательно в деталях рассматриваем глобус, картины, как выглядит Земля из Космоса, как её видят космонавты. Ребята удивляются, что и нашу планету бывает видно частично, как мы наблюдаем Луну. Рисунки лунных кратеров порождают вопросы. Но картина из пластилина хороша.

Часто возникает вопрос: сколько времени уходит на такую картину? Ребёнку-дошколёнку понадобится много времени. Главная опасность – может пропасть интерес, чего вовсе не хочется. Есть 2 выхода:

  1. помощь взрослого (чаще дома),
  2. коллективная работа (со сверстниками в детском саду или на кружке).

Но это ещё не все космические темы для картин из пластилина. Продолжение следует…