Конкуренция, ее функции и виды. Совершенная и несовершенная конкуренция. Неценовая конкуренция

  • Конкуренция, её основные виды, преимущества и недостатки. Здоровая конкуренция. Недобросовестная конкуренция. Свободная конкуренция.

Конкуренция - экономическое соперничество между производителями товаров и услуг за более выгодные условия производственной деятельности, сбыта товаров и услуг и получение благодаря этому максимальной прибыли. Конкуренция побуждает к поиску выгодного решения хозяйственных задач, в особенности производства более качественной продукции или услуг и наиболее быстрой их реализации.



Преимущества и недостатки конкуренции

  • Конкуренция стимулирует рациональное использование материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов, вынуждает производителей постоянно возобновлять ассортимент, пристально следить за научно-техническими новинками и активно внедрять их в производство.


Плюсы конкуренции для потребителя и экономики:

  • нет неоправданного роста цен;

  • улучшение качества товара;

  • двигатель научно-технического прогресса;

  • улучшение конкурентоспособности на мировых рынках;

  • рост эффективности экономики.


Минусы конкуренции:

  • у кого-то товар может быть лучше;

  • сложнее привлечь клиентов;

  • риск быть "выдавленным" с рынка;

  • строиться на корысти, и этим усиливает мотивацию совершения мошейничества и преступлений.


Виды конкуренции

  • функциональная конкуренция - базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;

  • видовая конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

  • предметная конкуренция - это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;

  • ценовая конкуренция - снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

  • скрытая ценовая конкуренция: продажа личного товара по цене конкурента, снижение цены потребления товара

  • незаконные методы: антиреклама товаров конкурентов, производство товаров имитаторов (подделка).


Здоровая конкуренция

    Рыночная экономика эффективна только в условиях здоровой конкуренции , которые невозможно достичь путем саморегулирования. В остальных других условиях, рыночная экономика не защищает интересы потребителей, а загоняет их в безысходное положение, когда приходится выбирать дорогое из дорогого и плохое из плохого. Здоровая конкуренция возможна только тога, корда все участники рыночных отношений соблюдают правила чесной конкуренции, когда четко действуют регулятивне органи государства.



Примером здоровой конкуренции в Украине может бать конкуренция на рынке розничной торговли. Так, на рынке существуют крупные игроки – «Велика кишеня», «Сильпо», «Фуршет», «Мегамаркет», и более мелкие: «Фора», «Екомаркет», «Чумацький шлях». Также в небольших городах работают очень мелкие продавцы товаров, что не мешает им получать прибыль и конкурировать с более крупными.



Недобросовестная конкуренция - нарушение общепринятых правил и норм конкуренции.При этом нарушаются законы и неписаные правила.


Также недобросовестной конкуренцией может быть:

  • подкуп покупателей конкурентов, направленный на то, чтобы привлечь их в качестве клиентов и сохранить на будущее их признательность;

  • выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента путем шпионажа или подкупа его служащих;

  • неправомочное использование или раскрытие ноу-хау конкурента;

  • побуждение служащих конкурента к нарушению или разрыву их контрактов с нанимателем;

  • угроза конкурентам исками о нарушении патентов или товарных знаков, если это делается недобросовестно и с целью противодействия конкуренции в сфере торговли;

  • бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия или недопущения конкуренции;

  • демпинг, т.е. продажа своих товаров ниже стоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее;

  • намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента;

  • поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами;

  • выпуск рекламы, в которой проводится сравнение с товарами или услугами конкурентов;


Свободная конкуренция

  • Свободная конкуренция - конкуренция, при которой деятельность отдельных предпринимателей, направленная на производство и сбыт товаров, не ограничена государственным регулированием и существованием монополий.


Преимущества свободной конкуренции:

  • способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров;

  • вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;

  • создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством;

  • обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

  • нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров услуг.


Недостатки свободной конкуренции:

  • не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);

  • отрицательно сказывается на защите окружающей среды;

  • не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);

  • не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;

  • не гарантирует право на труд, на доход на отдых;

  • не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.


Вы узнаете, что такое конкуренция, какие бывают виды экономического соперничества, уровни и условия конкуренции, как эффективно конкурировать в бизнесе

Приветствуем постоянных читателей интернет-журнала «ХитёрБобёр»! С вами постоянные авторы ресурса Александр и Виталий. В данном выпуске мы поговорим об одном из ключевых понятий в бизнесе – о конкуренции.

Без здоровой и разумной конкуренции невозможно развитие экономики, а конкурентоспособность – показатель успеха компании, товара или коммерческой услуги.

Итак, начнём!

1. Что такое конкуренция - определение, история возникновения, уровни и условия конкуренции

Под конкуренцией понимается соперничество между лицами, заинтересованными в достижении определенной цели. Если говорить о рыночной экономике, то определение этого понятия будет звучать следующим образом:

Конкуренция - это соперничество в условиях рынка с другими игроками (компаниями), направленное на получение коммерческой выгоды за счет получения большего количества продаж по более высоким ценам.

Современная конкуренция является очень важным элементом рынка. Благодаря ей производители и поставщики услуг стараются выделиться на фоне других фирм, чтобы расширить имеющуюся клиентскую базу.

Основные условия конкуренции выглядят следующим образом:

  • экономическая обособленность производителя;
  • зависимость производителей товаров от конъюнктуры рынка;
  • противостояние другим участникам рынка;
  • наличие большого количества равноправных субъектов.

Продавцы при реализации имеющейся продукции стремятся продать её на максимально выгодных условиях - как можно дороже. Однако для стимуляции покупательского спроса они вынуждены снижать цены, чтобы полностью не лишиться клиентов.

Данный момент относиться к плюсам для покупателей, ведь в этом случае они не будут необоснованно переплачивать.

Вся суть конкуренции определяется несколькими функциями :

  1. Регулирующая . В условиях соперничества определяются товары с наибольшим спросом. Это необходимо для увеличения масштабов производства востребованной продукции.
  2. Мотивирующая. Именно конкуренция мотивирует производителя активно действовать в максимально жестких условиях - варьировать уровни ценовых показателей, увеличивать масштабы производства, искать нового сотрудничества. Только так повышается конкурентоспособность компании.
  3. Распределительная. Распределение дохода предприятий осуществляется при учете вклада в экономическую деятельность.
  4. Контрольная. Конкуренция контролирует рыночную власть и предоставляет потенциальному покупателю возможность покупать товар или же отказываться от его приобретения в пользу сотрудничества с другим производителем. Если на рынке создан достаточно высокий уровень конкуренции, то цены будут максимально объективными.

Как это выглядит на практике

Бизнесмен Петя продавал апельсины по необоснованно завышенной цене, поэтому ежедневно у него было минимальное количество продаж. Это было обусловлено тем, что его прямые конкуренты продавали апельсины на десять рублей дешевле.

Чтобы хоть как-то увеличить продажи, Петя принял решение снизить начальную цену и составить конкуренцию своим оппонентам. После такого хода продажи апельсинов увеличились вдвое.

2. Значение конкуренции в современной экономике

Конкуренция в рыночной экономике играет очень важное значение. В конкурентной борьбе выделяют лидеров, претендентов, ведомых и новичков.

С точки зрения экономики, конкуренция в бизнесе гарантирует создание более комфортных условий для покупательской стороны. Интенсивность конкуренции конкретной группы товаров определяется количеством конкурентов и выбранными стратегиями.

Из положительных аспектов конкуренции, влияющих на экономику, можно выделить:

  1. Активизацию развития НТП (научно-технического прогресса).
  2. Стимулирование реакции производителей товаров относительно изменений в спросе потребителей.
  3. Усреднение размеров заработной платы и норм прибыли.
  4. Удовлетворение потребительского спроса.

Экономическая конкуренция заставляет производителей использовать инновационные технологии при производстве продукции. Такой подход является гарантией улучшения итогового качества продукта.

Реагирование на изменение спроса потребителей обеспечивает удешевление издержек производства и гарантирует остановку роста ценовых показателей.

Однако несмотря на все положительные моменты, конкуренция в экономике может иметь и отрицательное влияние, такое как:

  • возможен вариант создания нестабильности бизнеса;
  • создание условий для инфляции и безработицы;
  • существует вероятность незаконности действий компаний-конкурентов;
  • промышленный шпионаж;
  • борьба за квалифицированных специалистов;
  • недогрузка мощностей производства в период спадов.

Пример

Сотрудник компании «К» по поручении руководства устроился в штат фирмы-конкурента. На протяжении двух месяцев, которые он работал в новой компании, сотрудник изучал все механизмы работы.

После увольнения по собственному желанию промышленный шпион вернулся на прежнее место работы и описал своим руководителям особенности функционирования конкурентного производства. В результате такого рейда компании «К» удалось увеличить объемы производимой продукции и соответственно - прибыли.

В данный момент с подобными явлениями компании борются путем заключения договора коммерческой тайны со своими сотрудниками.

3. Виды конкуренции - совершенная, несовершенная, монополистическая, чистая и другие разновидности конкуренции

Классификация конкуренции осуществляется по различным признакам. Здесь берутся во внимание масштабы развития такого явления, учитываются выполнение условий конкурентного равновесия рынка, анализируется соотношение спроса к предложению.

Более детально виды конкуренции описаны в таблице, представленной ниже:

Признак классификации Виды конкуренции
1 По масштабам развития
  • местная
  • отраслевая
  • межотраслевая
  • национальная
  • глобальная
  • индивидуальная
2 По характеру развития
  • ценовая
  • неценовая
3 В зависимости от выполнения условий конкурентного равновесия рынка
  • совершенная
  • несовершенная
4 В зависимости от соотношения спроса и предложения
  • чистая
  • олигополистическая
  • монополистическая
5 В зависимости от соотношения количества субъектов хозяйствования
  • внутриотраслевая
  • межотраслевая
6 В зависимости от потребностей, заложенный в основе товара
  • горизонтальная
  • вертикальная

Несмотря на такое большое количество вариаций данного явления, конкуренция может быть реализована в двух различных формах - внутриотраслевая и межостраслевая. Последняя возникает между различными предприятиями и выражается в перераспределении капиталов отраслей.

Рынок несовершенной конкуренции предполагает монополию в чистом виде, а также олигополию и монополистическую конкуренцию.

Среди основных признаков абсолютной монополии следует отметить такие следующие черты:

  • уникальность реализуемого товара;
  • один продавец;
  • контроль цен монополистом;
  • рыночная власть одной компании.

Конкуренция и монополия являются противоположными понятиями. Однако при определенных обстоятельствах может возникнуть вероятность появления так называемой монополистической конкуренции. Здесь производители могут предлагать схожие модели реализации продукции, которые не являются идентичными.

Как это выглядит на практике

Каждая фирма, являющаяся монополистом в определенном направлении, обладает монопольной властью над собственным товаром - она может изменять ценовые показатели вне зависимости от действий конкурентов.

Мы провели опрос среди 12 знакомых бизнесменов и выяснили, как они выявляют своих конкурентов и что предпринимают, чтобы их обойти.

Конкуренция товаров очень положительно сказывается на качестве производимой продукции.

Чтобы выделиться из общего потока производителей и увеличить имеющуюся клиентскую базу, современные компании должны уметь существовать в условиях созданной конкуренции.

Повысить уровень конкуренции можно различными способами.

Совет №1. Изучайте потребительский спрос в долгосрочной перспективе

Динамика долгосрочного спроса является основополагающим фактором при принятии решений относительно инвестирования средств с целью увеличения производительной мощности.

Повышение данного показателя может говорить о целесообразности поисков новых каналов сбыта и обновлении продуктовой линейки. Снижение потребительского спроса в долгосрочной перспективе свидетельствует о необходимости пересмотра выбранной стратегии развития компании.

Совет №2. Применяйте технологические инновации

Устаревшие технологии производства негативно сказываются на объеме производства и качестве товара. Для повышения конкурентоспособности необходимо прибегать к реализации технологических новшеств, которые направлены на производство товара высокого качества при минимизации затрат.

Инновационный фактор позволяет минимизировать издержки на макроуровне и способствует оптимизации производственного процесса.

Совет №3. Грамотно используйте технологии маркетинга и ценообразования

Под маркетинговыми инновациями понимается реализация имеющейся продукции при использовании новых способов сбыта. Мы уже рассказали, в отдельной статье.

Детальный анализ наиболее действенных технологий маркетинга влечет за собой повышение покупательского интереса и обеспечивает уменьшение затрат на одну единицу товара. Особое внимание также следует уделять изучению процесса ценообразования.

Совет №4. Повышайте квалификацию сотрудников фирмы

В основе поддержания конкурентоспособности любой компании лежит повышение квалификации штатных сотрудников фирмы. Обучение персонала может носить массовый характер или же проводиться индивидуально.

В последнем случае можно говорить о достижении желаемого эффекта в максимально сжатые сроки. Повышение квалификации сотрудников в дальнейшем очень положительно сказывается на качестве предоставления услуг фирмы. Благодаря данной процедуре работники смогу разрешат поставленные задачи любого уровня сложности.

Совет №5. Анализируйте конкурентов, изучайте их слабые и сильные стороны

Опыт конкурентных компаний можно использовать при выборе стратегия развития собственного предприятия. После проведения тщательного анализа следует уделить максимальное внимание изучению их сторон. Этот эффективный инструмент называется бенчмаркингом.

Систематическое и детальное изучение опыта конкурентов и представителей смежных отраслей позволит избежать возможных ошибок, которые были допущены другими участниками рынка. Действенные методики, которые дают желаемый результат, также можно использовать в свою пользу.

Совет №6. Повышайте производительность и качество

Здесь следует отметить, что самостоятельное увеличение объемов производства продукции не может принести желаемого результата. Чтобы добиться положительного итогового результата при использовании данного метода, необходимо учитывать расходы предприятия и уровень итоговой прибыли.

Организовывая производственный процесс и планируя объемы изготовляемой продукции, очень важно обеспечить безубыточность производственной деятельности.

При увеличении объема производства товара не стоит забывать о стандартах качества. Предоставление услуг или продукции высокого качества станет залогом выхода на внешний рынок и поднимет имидж компании у покупателей.

Выход на новый уровень продаж позволяет формировать дополнительную величину спроса. Таким образом компаниям намного легче воздействовать на потребителя и побуждать его к приобретению товара.

Расширения имеющегося рынка сбыта производимой продукции можно добиться различными способами :

  • Привлечение новых покупателей. Этот способ подразумевает оповещение о товаре или услуге той категории потенциальных покупателей, которые еще не слышали об ассортименте компании. Также возможен вариант привлечения новых покупателей посредством расширения географии деятельности предприятий.
  • Нахождение новых способов применения продукции компании. Даже один новый вариант применения производимой продукции способен увеличить объемы продаж. Регулярные поиски способов использования товара могут увеличить прибыль.
  • Интенсификация использования производимой продукции. Основная задача производителя при использовании данной стратегии - убедить покупателя в более интенсивном применении производимой продукции.

Например

Производитель кукурузных хлопьев внушил своим покупателям, что они получат огромное удовольствие от съедения целой пачки хлопьев, а не от половины. Благодаря такому ходу уровень продаж существенно вырос.

5. Как бороться с конкурентами и кто в этом может помочь?

Развитие конкуренции подталкивает производителей к улучшению качества собственной продукции. Только таким образом компании могут рассчитывать на расширение клиентской базы и увеличение прибыли.

Однако для того, чтобы не затеряться на фоне прямых конкурентов, необходимо опережать их во всем. Ниже представлены наиболее распространенные способы борьбы с другими производителями или поставщиками услуг.

Советы и способы борьбы с конкурентами :

  • Пообщайтесь с конкурентами. Для непосредственного общения с представителями конкурентных фирм может понадобиться помощь родственников или близких друзей. Последние могут сыграть роль потенциальных покупателей. Полностью раскрыть все планы конкурентов не удастся, однако вы будете иметь общее представление об их действиях на ближайшее время.
  • Интервьюируйте клиентов конкурентных компаний. Рассылка анкет или опросы людей непосредственно возле магазина может указать на действия конкурентов, которые клиенты оценивают положительно.
  • Изучайте специализированную прессу. Заметки в газетах о достижениях компаний-конкурентов позволяют следить за развитием и успехах других фирмах.
  • Посещайте отраслевые выставки. В рамках таких мероприятий все компании открыто презентуют новые разработки, демонстрируют обновление продуктовой линейки, делятся с посетителями другой полезной информацией.
  • Анализируйте рекламу конкурентов. Если реклама конкурентов действует, то можно проецировать такие приемы на свой бизнес. Особое внимание следует уделять именно тем механизмам рекламы, которые обеспечивают расширение клиентской базы. К такому инструменту в частности относится .
  • Ежедневно изучайте сайты конкурентов. Каждый день необходимо посещать конкурентные сайты и следить буквально за всем, что происходит нового - обновление новостного блока, реализация акционных предложений, обновление товарной линейки.
  • Пробуйте продукцию конкурентов. Возможностью попробовать конкурентную продукцию необходимо непременно воспользоваться на личном опыте. Только так можно будет понять - почему клиенты отдают предпочтение именно этой компании, а не вашей.
  • Собирайте типографскую продукцию и диски конкурентов. Все технические руководства, рекламные буклеты, каталоги и даже прайс-листы могут пригодиться при достижении конечной цели.

Эти действия помогут вам увидеть полную картину конкурентной активности и затем предпринять контр-меры, связанные с улучшением своего бизнеса.

Если самостоятельное изучение конкурентов является для вас проблематичной задачей, то возможен вариант использования услуг специализированных компаний, которые занимаются коммерческой, маркетинговой и экономической разведкой.

Одной из таких фирм является сообщество детективов «Торнадо», которая проводит сбор информации и исследует среду деятельности конкурентных организаций. Такая деловая разведка позволяет получить вводную информацию для дальнейшего стратегического планирования и является его основой.

6. Заключение

Уважаемые читатели, подведем итоги!

В этой статье статьи мы познакомили вас с основными понятиями конкуренции и проанализировали различные виды этого явления.

Конкуренция является основой механизма товарного производства и рыночного хозяйства. Соперничество товаров и предприятий предоставляет возможность потенциальному покупателю или потребителю услуг делать выбор в пользу наиболее приемлемых условий покупок и других видов сотрудничества.

Желаем вам успехов!

Если вы хотите узнать еще что-то по этой теме, то можете оставлять свои вопросы в комментариях и не забывайте поставить оценку статье!

Рыночная экономика отличается от других типов экономических моделей тем, что участники имеют право выбирать то, что нравится больше других вариантов. Это означает, что производитель решает сам, что он будет делать, а покупатель выбирает, где и какой товар купить. Не останутся забытыми и работники - у них появляется возможность самостоятельно решать, где работать. Ключевое понятие рыночной экономики - конкуренция, ведь именно в такой борьбе можно прийти к успеху. То есть конкуренция и монополистическая деятельность - вот основные понятия, позволяющие развиваться как на уровне конкретного участника экономической модели, так и системы в целом.

Общая информация

Из словарей экономических терминов следует, что конкуренция представляет собой соперничество, в которое вступают разные участники рынка. Главная цель, которую преследует предметная конкуренция - лучшие условия для изготовления, реализации, приобретения широчайшего спектра позиций.

Конкуренция - это такая категория, без которой рыночные отношения в развитом обществе невозможно даже представить. Довольно сильно отличаются друг от друга формы, способы, но сохраняется единая суть конкуренции. При этом выделяют конкуренцию внутри отраслей, когда конфликтуют сходные товары, а также между отраслями.

Каталогизация и деньги

С точки зрения экономистов, наиболее корректным можно назвать разделение на следующие формы конкуренции:

  • ценовая;
  • неценовая.

Ценовая предполагает, что цены на товары, услуги назначают, ориентируясь на конкурента и стараясь предложить покупателю более выгодные, дешевые позиции. Уменьшение организуют снижением издержек, сокращением прибыли. Впрочем, на второе могут пойти лишь фирмы, располагающие достаточно большими ресурсами.

Неценовая форма конкуренции основана на идее предоставления покупателю максимально возможного качества, высочайшей надежности. Добиться этого может такой производитель, который создает наилучшие технические условия для производственных линий, применяет современные технологии, внедряет эффективные инновации.

Совершенство: достижимо или нет?

Когда говорят о законных, незаконных видах конкуренции, о методах, способах, технологиях, стратегиях, применяемых участниками рынка, классифицируют конкуренцию на совершенную, несовершенную. Первая предполагает абсолютную свободу. В зависимости от того, какой вид наблюдают, выделяют соответствующие рынки.

Совершенная конкуренция предполагает, что отдельные фирмы оказывают достаточно мало влияния на конечную цену продукта, но рынок конкурентный. При этом конкуренция свободная. Это идеальный образ, позволяющий одновременно работать большому числу продавцов, независимых друг от друга. У всех участников, заинтересованных в покупках, права, возможности приобретения представленных товаров одинаковые.

Рассматривая положительные стороны конкуренции, для совершенной нужно отметить, что тут фирмы не оказывают влияния на цену, по которой продукция предлагается розничным покупателям. Обусловлено это тем, что участников рынка очень много, каждая отдельная организация предлагает относительно небольшой объем продукта, то есть владеет малым процентом рынка. Впрочем, уже из описания очевидно, что на 100% добиться такого состояния рынка в рамках нашей цивилизации невозможно - эта модель идеальна, к ней можно стремиться, приблизиться, но не добиться ее воплощения в реальности. Если проанализировать рынок, существовавший в европейских странах ориентировочно до 19 столетия, то его можно условно назвать именно идеальной формой конкуренции.

Прогресс и экономика

В 19 столетии произошли технологические прорывы, промышленные революции, случилась крупная перестройка не только производственных процессов, но и рыночной экономики во многих странах мира. НТП оказывает сильное воздействие на концентрацию производства. Это спровоцировало организацию крупных, сверхкрупных организаций. Проще говоря, прогресс привел к монополии. Конечно, в каждой отдельно взятой стране предпринимаются меры по ограничению монополизации рынка. В частности, в нашей стране действует 135-ФЗ "О защите конкуренции". До некоторой степени он работает, но тенденции мирового рынка невозможно блокировать полностью.

Монополия - ситуация, когда есть некоторый производитель, сумевший получить главенствующее положение в выбранной сфере. Он доминирует в выбранной области, устанавливает «правила игры»: ценообразование, стандарты производства, качества, реализации и другие. При монополии компания стремится к тому, чтобы контролировать объемы изготавливаемого товара, цены, по которым он реализуется покупателям. Чтобы добиться максимальной прибыли, монополист назначает такие цены, которые с лихвой перекрывают затраты на изготовление и дают ему прибыль, значительно превышающую нормальную. В нашей стране принято несколько нормативных правовых актов, регламентирующих антимонопольную политику государства, в том числе уже упомянутый 135-ФЗ "О защите конкуренции", но это не обеспечивает контроля над ситуацией в желаемом объеме.

Несовершенная конкуренция

Этот термин обозначает рынок, на котором царствует форма конкуренции, более или менее близкая к совершенной, но не удовлетворяющая хотя бы одному из ее требований. Выделяют три подвида этой рыночной ситуации:

  • монополия;
  • олигополия;
  • монополистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция

Обозначается этим термином в экономике конкуренция, позволяющая одновременно работать достаточно большому числу покупателей, продавцов. В то же время рынок сталкивается с дифференциацией продукта, то есть появлением широкого списка качеств, свойств продукции. Это позволяет покупателю выбирать, оценивая многочисленные параметры, так как позиции конкурентов отличаются друг от друга. Отличие может быть незначительным или достаточно серьезным. Обычно компании манипулируют следующими аспектами:

  • качество;
  • упаковка;
  • выгодные условия сотрудничества;
  • расположение торговой точки;
  • обслуживание на высоком уровне.

Та компания, которая собирает у себя максимум преимуществ, может рассчитывать на наибольший объем сделок. Монополистическая конкуренция в экономике - это явление, когда производитель, предлагающий дифференцированные позиции, захватывает внушительную часть рынка, через что контролирует ценообразование. Впрочем, на практике у каждого отдельного продавца остается довольно низкий объем продаж, поэтому появляется много монополистов. Каждая организация контролирует стоимость товара в ограниченном секторе рынка, что фактически позволяет говорить о сохранении конкуренции.

Конкуренция - это соперничество, экономическая борьба, состязательность между продавцами - производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.

Конкурентная борьба способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее "невидимой рукой".

Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить?

Конкуренция играет важную роль в рыночных отношениях. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса.

Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования и результатами в развитии экономики.

При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

Основные условия возникновения конкуренции:

полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя;

полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;

противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.

Конкуренция - важнейший элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.

Конкуренция направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности, на продукцию и услуги которых имеется спрос. Это называется аллокационной функцией или функцией размещения.

Инновационная функция конкуренции заключается в стимулировании внедрения достижений науки и техники, новых технологий, выпуска новых видов продукции и услуг, повышения качества продукции и услуг, и т.д.

Функция конкуренции, заключающаяся в создании условий для получения доходов и прибыли наиболее успешными предприятиями и приводящая к банкротству предприятия, чья продукция и услуги не востребованы потребителем, называется распределительной.

Конкуренция является инструментом (средством), которое препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке. Например, монополист может назначить цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена. То есть конкуренция обладает контролирующей функцией.

Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остро конкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой" - способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов

Конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. Макконнелл отмечает, что "в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются". Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределяются эффективно.

Конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит "уравнительницей" цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.

При противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.

3.1.1. Понятие и функции конкуренции

Ключевая роль конкуренции в рыночной экономике была показана в ХVIII Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причине народов». Новизна теории конкуренции А.Смита заключается в следующем:

  • впервые сформулировано понятие конкуренции как соперничества, повышающего цены (при сокращении предложения) и уменьшающего их (при избытке предложения);
  • определен главный принцип конкуренции - принцип «невидимой руки», в соответствии с которым «рука» вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции;
  • разработан гибкий механизм конкуренции, который мгновенно реагирует на любые изменения обстановки во внешней среде;
  • определены основные условия эффективной конкуренции: большое количество продавцов, исчерпывающую информацию, невозможность каждого про давца оказывать существенное влияние на изменение рыночной цены то вара.

Таким образом, главное «чудо рыночной экономики» заключается в том, что она позволяет людям действовать, руководствуясь личной выгодой, но при этом вынуждает всех делать то, что выгодно для общества, то есть поведение человека, как писал А. Смит, определяется правилом «невидимой руки», под которой он понимал механизм рынка.

Несмотря на то, что работа А. Смита увидела свет в XVIII веке, в на стоящее время не существует сложившегося единого определения понятия «к онкуренции».

Существуют следующие определения конкуренции:

  • конкуренция – это процесс, посредством которого люди получают и передают знания (Ф. Хайек), (слишком узкое определение);
  • конкуренция – это стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам (П.Хайне), (слишком общее определение, так как в нем не фигурируют продавец, покупатель и сам товар);
  • конкуренция - это наличие на рынке большого количества покупателей и продавцов, возможность свободного входа на рынок и выхода из него (К.Р.Макконелл и С.Л. Брю), (более широкое определение, хотя и не учитывает условий выхода и входа на рынок);
  • конкуренция - динамичный и развивающийся процесс, в результате которого появляются новые товары, новые пути маркетинга, новые производственные процессы и новые рыночные сегменты. (М.Потер), (ограниченное определение, так как не поясняет, что представляет собой са м процесс конкуренции, а дает характеристику только его результата);
  • конкуренция – это соперничество на каком-либо поприще между о тдельными юридическими и физическими лицами, заинтересованными в д остижении одной и той же конкретной цели (Г.Л. Алозоев), (в определении отсутствует понятие товара);
  • рыночная конкуренция - это борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на до ступных сегментах рынка (А.Ю. Юданов).
  • конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ог раничивают возможности каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках);
  • конкуренция - это экономическая с остязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли.

Несмотря на то, что единое понятие «конкуренция» в мире отсутствует, все экономисты сходятся во мнении, что конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения, а так же - главным стимулом для адаптации к переменам, то есть к внедрению изменений, со вершенствованию структуры предприятия.

Конкуренция обладает следующими определяющими признаками:

  1. является системообразующей составляющей рыночных отношений, определяя всю совокупность присущих им элементов (издержки производства, формирование цены, адаптивность предприятий и организаций к требованиям рынка, удовлетворение потребности в товарах и услугах и пр.);
  2. служит фундаментом рыночных методов ведения хозяйства, основой формирования и проявления конкурентоспособности продукции, экономического закона, выражающего объективность категорий конкуренции (состязательности) между субъектами рынка, влияет на характер и формы взаимоотношений между ними;
  3. проявляет себя в системе воспроизводства технических и экономических параметров продукции на всех стадиях ее проектирования, изготовления, предпродажного и послепродажного обслуживания и потребления (эксплуатации).

Положительными чертами конкуренции являются то, что:

  • она способствует научно–техническому прогрессу, рациональному использованию ресурсов;
  • помогает производителям чутко реагировать на изменения спроса и вносить корректировки в производство;
  • содействует снижению издержек производства, а значит и цен;
  • создает благоприятные условия для проявления инициативы, стимулирует предпринимательство.

Отрицательными чертами конкуренции можно назвать то, что:

  • конкуренция ведет к росту дифференциации доходов, создает социальную напряженность;
  • обусловливает нестабильность бизнеса и приводит к разорению ряда предпринимателей;
  • обуславливает возможность кризисов на рынках.

Конкуренция в рыночной экономике выполняет целый ряд функций. Функции конкуренции:

  • регулирующая - воздействует на предложение товаров и услуг так, чтобы оно соответствовало запросам потребителей;
  • аллокационная - обеспечивает концентрацию ресурсов там, где они будут иметь максимальную отдачу;
  • инновационная – вынуждает все фирмы ориентироваться на увеличение производительности труда с целью повышения эффективности и достижения оптимума фирмы;
  • мотивирующая обеспечивает фирмам получение позитивных и негативных санкций, то есть предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими затратами, получают вознаграждение в виде прибыли, а предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушают правила конкуренции получают убытки и вытесняются с рынка;
  • распределительная, поскольку конкуренция не только включает стимулы к более высокой эффективности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом, то есть с принципом вознаграждения по результатам;
  • контролирующая - способствует тому, чтобы ни один поставщик и покупатель не могли занять господствующее положение на рынке.

3.1.2. Механизм конкуренции

Конкуренция - это форма взаимодействия рыночных субъектов, механизм регулирования рыночных пропорций, совокупность методов, экономический процесс.

В качестве формы взаимодействия рыночных субъектов конкуренция представляет собой многогранный процесс, который с опровождается соперничеством за увеличение объемов производства, расширение рынков сбыта, за источники получения сырья и материалов.

Выступая как механизм регулирования пропорций, конкуренция позволяет определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, норма процента на капитал и ряд других.

Исходным пунктом при изучении конкуренции, является исследование содержания ее механизма.

Механизм конкуренции на современном рынке глубоко раскрыт профессором Гарвардской школы бизнеса, Майклом Портером.

Введенная Портером расширенная концепция соперничества исходит из того, что способность организации реализовать свое конкурентное преимущество на базовом рынке зависит не только от прямой конкуренции, с которой она сталкивается, но также от роли, которую играют различные конкурентные силы, поэтому суть конкуренции, по его мнению, выражается пятью силами:

  1. Угрозой появления новых конкурентов.
  2. Угрозой появления товаров заменителей, или угроза замены продуктов и услуг.
  3. Соперничеством поставщиков, или способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться.
  4. Соперничеством покупателей, то есть способностью покупателей торговаться.
  5. Соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой, то есть борьба между существующими конкурентами.

В совокупности эти силы определяют внутреннюю привлекательность долгосрочной прибыли, которую можно получить на товарном рынке. Именно взаимодействие данных пяти сил, определяет в конечном итоге потенциал рентабельности рынка товара (услуги).

3.1.3. Виды и методы конкурентной борьбы

Для углубленного изучения категории конкуренции необходима ее развернутая детальная классификация. Классификация конкуренции необходима для того, чтобы выявить ее специфические особенности и принять адекватные меры для участия в конкурентной борьбе и победы в ней.

Можно выделить внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.

Внутриотраслевая конкуренция – это соперничество между производителями одного вида товаров за наиболее благоприятные условия производства и сбыта, за большую долю рынка этого товара,

Межотраслевая конкуренция – это борьба между производителями в разных отраслях за наиболее выгодные сферы приложения капитала. В результате межотраслевой конкуренции средства из низкорентабельных отраслей устремляются в высокорентабельные сектора экономики.

Конкуренция может быть обусловлена как природными факторами, так и географическими .

Конкуренция, обусловленная природными преимуществами , может быть вызвана, например, наличием нефти на небольших глубинах, или наличием большого содержания железа в руде.

Конкуренция, обусловленная географическими преимуществами , например, наличием более низких издержек на транспортировку продукции и др.

Кроме того, конкуренция бывает предметной, субъектной, функциональной, видовой , прямой, ожидаемой .

Функциональная конкуренция возникает в связи с тем, что различные товары или услуги могут удовлетворять одну и ту же потребность по-разному, например, необходимые перевозки могут осуществляться автомобильным или железнодорожным транспортом.

Видовая конкуренция возникает в тех случаях, когда товары, призванные удовлетворять одну и ту же потребность, отличаются друг от друга своими свойствами, которые влияют на степень такого удовлетворения.

Предметная конкуренция проявляется в том случае, когда предприятия предлагают покупателям практически одинаковые товары, например, автомобили одного класса.

Субъектная конкуренция возникает между фирмами, устойчивое положение которых на рынке обеспечивается выбранной сферой деятельности.

Ожидаемая конкуренция начинается уже на стадии разработки или освоения производства новых продуктов, которые будут поставляться уже на освоенный или новый рынок.

Прямая конкуренция возникает в случае конкурентных отношений без посредников.

Принято также выделять внутреннюю и внешнюю , региональную и межрегиональную, добросовестную и недобросовестную, ценовую и неценовую , совершенную и несовершенную конкуренцию .

Кроме того, конкуренция может быть классифицирована по:

  • объектам конкуренции
  • субъектам конкуренции
  • степени цивилизованности
  • сфере функционирования
  • степени открытости
  • состоянию рынка
  • характеру конкуренции
  • числу участников;
  • конкурентной ситуации.

;

К ценовым методам конкурентной борьбы относятся:

  • снижение цен за счет уменьшения издержек производства, при этом качество и ассортимента предлагаемых товаров и услуг остается неизменным;
  • ценовая дискриминация, то есть продажа товаров по ценам спроса (первая степень), применение системы скидок (вторая степень) и сегментация потребителей (третья степень).

Ценовые методы конкурентной борьбы широко используются на олигополистическом рынке. Однако, кроме ценовой дискриминации, широко применяемой в современный период, монополистическая конкуренция на первый план выводит методы неценовой конкуренции.

К основным методам неценовой конкуренции относятся:

  • выпуск товаров более высокого качества или товаров с качественно новыми свойствами;
  • создание принципиально новой продукции;
  • совершенствование услуг и послепродажного обслуживания;
  • формирование новых потребностей и разработка товаров для их удовлетворения.

Особое место среди методов конкурентной борьбы занимают методы и средства недобросовестной конкуренции, к которым относятся:

  • самовольное использование чужого товарного знака;
  • приобретение коммерческой тайны конкурента;
  • распространение о конкуренте информации, способной нанести вред его репутации;
  • некорректное сравнение собственных товаров с товарами конкурента в рекламе, введение в заблуждение потребителей в отношении качества товаров и их свойств.

Наряду с методами недобросовестной конкуренции существуют методы, запрещенные антимонопольными законами (например, законами Шермана от 1890 г., Клейтона от 1914 г. и Робинсона-Пэтмэна от 1936 г.), так называемые методы монополистической конкуренции.

К методам монополистической конкуренции относятся:

  • навязывание покупателям принудительного ассортимента приобретаемых товаров и услуг («торговля в нагрузку»);
  • предварительный сговор между компаниями о повышении или понижении цен;
  • предварительный сговор между производителями об уменьшении объема производства;
  • установление дискриминационных условий для бизнеса клиентам и партнерам.

К сожалению, методы монополистической и недобросовестной конкуренции широко применялись и применяются сегодня. Государство должно жестко пресекать попытки применения подобных методов конкуренции. Без этого становление и развитие полноценных процессов конкуренции в хозяйстве страны невозможно.

3.1.4. Стратегия и факторы конкуренции

Основным элементом бизнес стратегии является инновационный. От него зависят все остальные элементы стратегии: любой из них имеет шансы на значительный и долговременный успех лишь постольку, поскольку опирается на использование уже «одобренных» рынком товарных новинок. Логика подводит к тому, что инновационную стратегию правомерно рассматривать как опорную для всего круга проблем, решаемых товаропроизводителями. Конкуренция – это главный фактор восприимчивости предприятия к продуктовым и техническим новинкам.

Конкуренция в инновационной сфере имеет следующие особенности:

  • она способствует тому, что предприниматели стараются освоить продукцию более высокого качества по ценам рынка в целях удержания потребителей;
  • стимулирует использование наиболее эффективных способов производства;
  • вынуждает предпринимателя постоянно искать и находить новые виды продуктов и услуг, которые нужны потребителям и могут удовлетворять потребности рынка.

Анализ дальнего окружения товаропроизводителей должен добавляться исследованием ближнего окружения, то есть конкурентов организации. Для анализа ближних конкурентов используют количественные и качественные данные.

Количественные данные – это сведения о том, какие фирмы являются конкурентами; какие товары они продают; каким образом и на каких рынках; кто их основные клиенты; как осуществляется продвижение товаров на рынок.

Качественными характеристиками являются известность предприятия, ква­лификация его персонала, качество товаров, приверженность потребителей тор­говой марке предприятия, система управления, стратегия деятельности на рынке и другие, не формализуемые параметры, оценить которые достаточно сложно. Такая информация всегда будет субъективной. Практически деятельность конкурентов анализируется по тем же направлениям, что и собственная деятельность предприятия.

Источники информации могут быть самые разные: статистические данные; прайс-листы; средства массовой информации; каталоги, проспекты, рекламные материалы; годовые отчеты фирм, мнения экспертов и покупателей, вплоть до промышленного шпионажа. При этом учитываются и другие важные факторы, представленные на рис. 1.

Рис. 1. Факторы, обслуживающие действия конкурентов

Оценка условий конкуренции представляет собой определение факторов, влияющих на конкуренцию и их исследование. Организация, ориентированная на рынок, согласно расширительной концепции соперничества М. Портера, должна учитывать все факторы конкуренции, действующие на рынке.

К важнейшим факторам конкуренции относятся:

  • число фирм и их размеров;
  • специфика продукции;
  • характер спроса и перспектив развития отрасли;
  • затраты, связанных с переключением потребителей с одного поставщика на другого;
  • наличия барьеров выхода из отрасли;
  • соперничество конкурирующих компаний;
  • конкуренция со стороны товаров-заменителей;
  • угроза появления новых конкурентов;
  • экономические возможности поставщиков и покупателей и т.д.

Необходимо определить правила конкуренции в отрасли, оценить внутриотраслевую конкуренцию в текущий момент времени и в перспективе.

Конкуренция побуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества, активно внедрять инновации, совершенствовать технологии, рационально использовать ограниченные ресурсы, повышать эффективность инвестиций.

3.1.5. Типы конкурентного поведения фирмы

Цель всякой организации - победить в конкурентной борьбе. Каждая фирма выбирает свой тип конкурентного поведения. Выделяются три основных типа конкурентного поведения фирмы.

Первый тип – это креативный тип конкурентного поведения , направленный на создание продуктовых, технологических, организационных и управленческих инноваций, которые обеспечивают превосходство над конкурентами.

Второй тип – гарантирующий . Это тип конкурентного поведения, основанный на желании сохранить на длительную перспективу достигнутых ранее позиций за счет неценовых методов конкурентной борьбы.

Третий тип конкурентного поведения – это приспособленческий . Он связан с более быстрым учетом изменений в производстве и в рыночной ситуации и со стремлением опередить своих конкурентов в приспособлении к новым рыночным условиям.

Наиболее предпочтительным для активного бизнеса является первый тип конкурентного поведения, более того, он является необходимым для успешной реализации инновационной стратегии фирмы.

3.1.6. Конкурентоспособность и методы оценки конкурентной ситуации

Методы оценки конкурентной ситуации включают в себя оценку конкурентоспособности и оценку конкурентных преимуществ .

В связи с этим, первоначально следует определить понятие конкурентоспособности. На сегодняшний день не существует общепризнанного понятия конкурентоспособности.

Согласно «Словарю русского языка» С.И. Ожегова « Конкурентоспособность – это способность выдержать конкуренцию, противостоять конкурентам». Принимая это определение как понятие русского языка за основу, можно сказать, что конкурентоспособность – это сложное много аспектное понятие, означающее способность товара и, соответственно, товаропроизводителя занять и удержать позицию на конкурентном рынке (рынках) в рассматриваемый период при конкуренции с другими товарами аналогичного назначения и их производителями. На современном рынке конкурентоспособность - это способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.

В экономической литературе понятие конкурентоспособности имеет различные интерпретации, по-разному анализируется, в частности, в зависимости от того, к какому экономическому объекту оно применяется.

При осуществлении оценки конкурентной среды на конкретном рынке необходимо различать конкурентоспособность товаров и предприятий . Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия соотносятся между собой как часть и целое.

Возможность производителя конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия. Конку рентоспособность товара не имеет четкого количественного определения, все ее факторы относительные.

Существует достаточно большое количество определений и способов оценки конкурентоспособности продукции .

Обычно под понимают все то, что обеспечивает ему преимущества на рынке, содействует успешному сбыту в условиях конкуренции.

Конкурентоспособность товара - это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара- конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее изготовление. По мнению ученого И.М Лифица, конкурентоспособность товара - способность товара обеспечить коммерчес кий успех в условиях конкуренции. Однако такие определения не проясняют содержание данного понятия, констатируя и без того очевидную зависимость сбыта от конкуренции.

Иногда под конкурентоспособностью продукции понимается лишь комплекс потребительских свойств, отделяемый от стоимости. Таким образом, термин «конкурен тоспособность» отождествляется с понятием качества товара, в широком смысле слова. И хотя сейчас основой конкурентной борьбы стала неценовая конкуренция, или конкуренция качества, это не значит, что можно не учитывать цену товара при оценке его конкурентоспособности. В связи с этим российские ученые Э.А., Уткин, Н.И. Морозова и Г.И. Морозова под конкурентоспособностью товара понимаются совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателей и выгодно для покупателя отличается от товаров-конкурентов.

Под конкурентоспособностью товара понимается характеристика, которая отражает ее отличие от товара–конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Таким образом, под конкурентоспособностью товара следует понимать комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик товара, определяющих его успех как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

При оценке конкурентоспособности товара основным фактором являются источники конкурентного преимущества .

Конкурентное преимущество может быть связано практически с любыми аспектами деятельности фирмы: особенной политикой ценообразования, эффективным управлением продажами, прибылью, капиталом, издержками, рентабельностью производства и другими финансовыми результатами, с характером инновационной деятельности. Таким образом, конкурентные преимущества – это: низкие издержки, высокое качество и сильная степень дифференциации.

В условиях рыночной экономики предприятие не может долго занимать устойчивое положение, если его стратегия направлена только на конкурентоспособность товара. При вступлении на новый рынок, при принятии решения о расширении и свертывании производства, при осуществлении инвестиций, требуется оценка конкурентоспособности самого предприятия.

Показатель конкурентоспособности предприятия – это зеркало, в котором отражаются итоги работы практически всех его служб и подразделений, а также его реакция на изменения внешних факторов воздействия. Если рассматривать понятие «конкурентоспособности» применительно к предприятию, то его можно определить как возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее прибыльной практической реализации в условиях конкурентного рынка.

Конкурентоспособность предприятия – результат эффективного управления, ориентированного на инновационный тип развития. Конкурентоспособность предприятия - это способность использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где оно может занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках. При этом конкурентоспособность оценивается только в рамках группы предприятий, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих товары-субституты.

Конкурентоспособность фирмы, можно определить, как способность обеспечить лучшее предложение товаров, по сравнению с конкурирующей компанией.

Ключевым понятием конкурентоспособности предприятия является его конкурентное преимущество .

Английские экономисты М. Мескон, А. Альберт и Ф. Хедоури рассматривают конкурентные преимущества как высокую компетентность организации в какой-либо области, которая дает ей наилучшие возможности привлечения и сохранения клиентуры.

Профессор Р.А. Фатхутдинов считает, что конкурентные преимущества организации – это какие-либо эксклюзивные ценности (материальные, нематериальные, денежные, социальные и др.), которыми обладает организация и которые дают ей превосходство перед конкурентами. По Фатхутдинову, реализация конкурентного преимущества опирается на сущность ценности, явившейся источником получения преимущества.

В трактовке стратегического маркетинга, лежащего в основе современной концепции стратегического управления, французский ученый Ж. Ламбен определяет конкурентные преимущества как те характеристики, свойства товара (марки) или другие факторы, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Эти характеристики могут быть самыми разными и могут относиться как к самому товару (базовой услуге), так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую, к формам производства.

Конкурентные преимущества , по мнению английского ученого Коха Ричарда, – это те характеристики свойств товара или марки, а также преимущества в системе управления, которые создают для фирмы превосходство над конкурентами.

Основатель теории конкуренции М. Портер предложил классификацию (иерархию) конкурентных преимуществ с точки зрения их значимости. Преимущества низкого ранга (доступное сырье, дешевая рабочая сила, масштабы производства) придают фирме недостаточную конкурентоспособность, так как они легкодоступны конкурентам и широко распространены. К преимуществам более высокого порядка относят репутацию фирмы, связи с клиентами, а также инвестиционную привлекательность фирмы. Важным конкурентным преимуществом могут являться цели и мотивация владельцев, менеджеров и персонала фирмы. К конкурентным преимуществам наивысшего порядка М. Портер относит технический уровень продукции, запатентованную технологию производства и высокий профессионализм персонала.

Следовательно, среди внутренних факторов конкурентоспособности инновационной фирмы ведущая роль принадлежит технологическому фактору, а важнейшим источником создания и удержания конкурентного преимущества является постоянное обновление и инновационное развитие производства.

Конкурентные преимущества товаропроизводителя находятся в теснейшей зависимости от избранной им стратегии и успешности проведения ее в жизнь, поэтому все большее внимание уделяется стратегии предприятия.

Методология оценки условий конкуренции разработана М. Портером и основывается на «национальном ромбе» (рис.2).

Рис. 2. Национальный ромб. Источник: Портер М. Международная конкуренция - М. 1993. - С. 149.

При оценке условий конкуренции должны учитываться как параметры факторов, так и параметры спроса. Стратегия организаций, их структура и конкуренция напрямую зависит от этих параметров. но, в свою очередь, оказывает на них сильное влияние.

Успех предприятий, их конкурентоспособность на инновационном рынке зависят от многих факторов. Список показателей, отражающих ключевые факторы успеха на конкретном рынке, позволяет предприятию оценить свою конкурентоспособность относительно основных соперников. Очевидно, что главные действующие силы, формирующие конкурентный климат, могут изменяться от рынка к рынку. На взаимодействии этих конкурентных сил строится модель привлекательности отрасли и возможных перемен в ней в результате действия объективных экономических факторов.

Матричный метод оценки конкурентоспособности предприятия, разработанный «Бостонской консалтинговой группой», описывать конкурентную ситуацию с использованием двух главных измерений: важность удержания конкурентного преимущества и количество потенциальных источников дифференциации, удерживающих конкурентные преимущества. Возможности дифференцирования зависят от каждой конкретной отрасли. Для того чтобы получить конкурентное преимущество, каждая фирма должна найти свои собственные способы дифференцирования продукции.

Матрица конкурентных преимуществ Бостонской консалтинговой группы выделяет четыре типа сфер деятельности, различающихся по количеству и величине конкурентных преимуществ. В прямоугольной системе координат сроится матрица: по горизонтали откладываются темпы роста (сокращения) количества продаж в линейном масштабе, по вертикали – относительная доля товара (услуги) на рынке. Наиболее конкурентоспособными считаются предприятия, которые занимают значительную долю на растущем рынке (рис. 3).

Рис. 3. Оценка конкурентоспособности предприятий (а картинке в доке)

При наличии достоверной информации об объемах реализации метод позволяет обеспечить высокую репрезентативность оценки. Однако применение этого метода не включает проведение анализа причин про­исходящего, что осложняет выработку управленческих решений.

Матрица General Electric «привлекательность рынка – эффективность бизнеса » сопоставляет названные категории, которые, с точки зрения маркетинга, идеально подходят для оценки бизнеса. Преуспевающая фирма работает на привлекательных рынках, а ее бизнес достаточно эффективен для достижения успеха. Если отсутствует хотя бы один из этих факторов можно распрощаться с надеждой на положительные результаты. Чтобы определить эти две категории необходимо проанализировать лежащие в их основе факторы, найти способ их оценки и определить основные показатели.

Метод, основанный на теории эффективной конкуренции , дает представление о конкурентоспособности предприятия, охватывая наиболее важные аспекты его хозяйственной деятельности. В основе метода лежит оценка четырёх групповых показателей конкурентоспособности: эффективность управления производственным процессом, эффективность управления оборотными средствами, конкурентоспособности товара - качество товара и его цена. Согласно этому методу наиболее конкурентоспособными будут те предприятия, где наилучшим образом организована работа всех подразделений и служб. На эффективность их деятельности влияет множество факторов – ресурсов предприятия. Оценка эффективности работы каждого подразделения предполагает оценку эффективности использования этих ресурсов.

Для оценки конкурентоспособности компании все чаще используется методический инструментарий под названием «бенчмаркинг». Бенчмаркинг – сравнительный анализ ключевых факторов успеха (параметров бизнеса) предприятия и его основных конкурентов . В процессе стратегического анализа необходимо первоначально выделить ключевые факторы успеха (КФУ) данной отрасли, а затем разработать мероприятия по овладению наиболее важными факторами успеха в конкуренции, то есть определить осуществляемую инновационную миссию, чтобы добиться успехов в создании и реализации нового товара. В основе КФУ могут лежать разные сферы деятельности предприятия: НИОКР, маркетинг, производство, финансы, управление и т.п. На практике КФУ могут иметь разнообразные формы: это может быть высококвалифицированный персонал, низкая себестоимость продукции, высокая доля рынка, эффективная реклама, имидж предприятия, узнаваемый бренд. Ключевые факторы успеха меняются по стадиям жизненного цикла отрасли. Все эти показатели можно оценивать экспертно, но более предпочтительно использовать данные мониторинга рынка. Те факторы, по которым предприятие отстает от конкурентов, являются его слабостью, а по которым опережает – силой.

Выставленные оценки учитывают мнения специалистов служб управления. По таблице можно выяснить, кто является главным конкурентом.

Метод мультиатрибутивных оценок выявляет сильные и слабые стороны, рассчитывает их показатели, численно отображает величину конкурентного преимущества. Является наглядным примером для регулярного отслеживания изменений конкурентоспособности. Матрица разделена на девять ячеек, которые составляют три уровня (рис. 4).

Рис. 4. Привлекательность рынка и конкурентные позиции (в доке)

Три ячейки в верхнем левом углу занимают фирмы с сильными конкурентными позициями. Ячейки, идущие из нижнего левого угла в верхний правый угол, принадлежат фирмам со средней конкурентной позицией. Три ячейки в нижнем правом углу занимают неконкурентоспособные фирмы. Площадь окружности пропорциональная размеру доли рынка, а результаты представлены стрелками определенной длины и направления.

Достоинством этого метода, по сравнению с другими, является то, что он учитывает наиболее важный фактор, влияющий на конкурентоспособность предприятия, - конкурентоспособность товара.

В качестве недостатка следует отметить отсутствие возможности судить о преимуществах и изъянах в работе предприятия, поскольку конкурентоспособность предприятия принимает вид конкурентоспособности товара и не затрагивает других аспектов деятельности предприятия.

Среди методов оценки конкурентоспособности товара заслуживает внимания метод «Цена – качество». Метод, использующий в качестве основного подхода к оценке товара предприятия, в том числе нового. Исходная позиция метода – конкурентоспособность производителя тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. За критерий оценки конкурентоспособности товара (услуги) принимается соотношение цены и качества. В качестве показателя, оценивающего конкурентоспособность нового товара, используют соотношение двух характеристик: цены и качества. Наиболее конкурентоспособен товар, имеющий оптимальное соотношение этих характеристик:

, (2.1)

Кт - показатель конкурентоспособности товара;

К - показатель качества товара;

Ц - показатель цены товара.

Чем выше разница между потребительской ценностью товара (ценой спроса) для покупателя и ценой, которую он за него платит, тем выше запас конкурентоспособности товара доля потребителя (рис.5).

Рис. 5. Оценка конкурентоспособности товара (в доке)

Преимущество метода: он учитывает наиболее важный критерий, влияющий на конкурентоспособность предприятия – конкурентоспособность товара.

Недостатки метода: позволяет получить весьма ограниченное представление о преимуществах и недостатках в работе предприятия, так как конкурентоспособность предприятия принимает вид конкурентоспособности товара и не затрагивает другие аспекты: долю рынка, качество продукции, репутацию марки; эффективность продвижения продукции, возможности и эффективность производства, управленческий аппарат.

Метод Буля основан на вычислении универсальных коэффициентов, изначально отталкивающихся от соотношения «цена-качество». Используется для определения приоритетных конкурентов и определения силы их позиций. Классифицирует предприятия в зависимости от рассчитанных индикаторов на группы лидеров, догоняющих и последователей.

Показатель конкурентоспособности К определяется по формуле:

, (1)

Т - показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

Э - показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам.

(a), или (б) (2)

Р i - абсолютное значение i- го технического параметра исследуемого материала;

- абсолютное значение i -го технического параметра, принятого за базисный (то есть за образец сравнения);

или - относительный показатель качества материала по i - му показателю;

L i - коэффициент весомости i - го показателя (определяется экспертным путем);

n - число технических параметров, интересующих потребителя.

Из формул (2.а) и (2.б) выбирают ту, по которой увеличению относительного показателя отвечает улучшение качества продукции.

(3)

где: - частный индекс затрат на переработку анализируемого материала относительно базового образца:

- доля издержек j -го вида затрат в цене потребления базового образца (иначе коэффициент весомости j-го показателя);

- цена потребления анализируемого изделия;

С j - затраты в стоимостном выражении на приобретение и переработку анализируемого материала;

- затраты в стоимостном выражении на приобретение и переработку базового образца по j -му виду издержек. Материал конкурентоспособен, если К i 1.

Оценка конкурентоспособности предприятия охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности предприятия, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке. Использование в ходе оценки сравнения показателей за разные промежутки времени дает возможность применять этот метод как вариант оперативного контроля отдельных служб.

Выводы

  1. Несмотря на то, что единое понятие «конкуренция» в мире отсутствует, все экономисты сходятся во мнении, что конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения, а так же - главным стимулом для адаптации к переменам, то есть к внедрению изменений, со вершенствованию структуры предприятия.

    Существуют как положительные, так и отрицательные черты конкуренции.

    Конкуренция в рыночной экономике выполняет следующие функции: регулирующую, аллокационную; инновационную; мотивирующую ; распределительную; контролирующую.

  2. Конкуренция - это форма взаимодействия рыночных субъектов, механизм регулирования рыночных пропорций, совокупность методов, экономический процесс. Выступая как механизм регулирования пропорций, конкуренция позволяет определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, норма процента на капитал и ряд других. Введенная Портером расширенная концепция соперничества исходит из того, что способность организации реализовать свое конкурентное преимущество на базовом рынке зависит не только от прямой конкуренции, с которой она сталкивается, но также от роли, которую играют различные конкурентные силы, поэтому суть конкуренции, по его мнению, выражается пятью силами: В совокупности эти силы определяют внутреннюю привлекательность долгосрочной прибыли, которую можно получить на товарном рынке. Именно взаимодействие данных пяти сил, определяет в конечном итоге потенциал рентабельности рынка товара (услуги).
  3. Для углубленного изучения категории конкуренции необходима ее развернутая детальная классификация. Классификация конкуренции необходима для того, чтобы выявить ее специфические особенности и принять адекватные меры для участия в конкурентной борьбе и победы в ней.

    Существует несколько видов классификации конкуренции.

    Можно выделить внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. Конкуренция может быть обусловлена как природными факторами, так и географическими. Кроме того, конкуренция бывает предметной, субъектной, функциональной, видовой, прямой, ожидаемой. Принято также выделять внутреннюю и внешнюю, региональную и межрегиональную, добросовестную и недобросовестную, ценовую и неценовую, совершенную и несовершенную конкуренцию.

    Исходя из различных видов конкуренции существуют разнообразные методы конкурентной борьбы. Они делятся на: ценовые ; неценовые; недобросовестные; монополистические.

  4. К важнейшим факторам конкуренции относятся: число фирм и их размеров; специфика продукции; характер спроса и перспектив развития отрасли; затраты, связанных с переключением потребителей с одного поставщика на другого; наличия барьеров выхода из отрасли; соперничество конкурирующих компаний; конкуренция со стороны товаров-заменителей; угроза появления новых конкурентов; экономические возможности поставщиков и покупателей и т.д.
  5. Выделяются три основных типа конкурентного поведения фирмы: креативный, гарантирующий, приспособленческий.
  6. Методы оценки конкурентной ситуации включают в себя оценку конкурентоспособности и оценку конкурентных преимуществ.

Конкурентоспособность – это сложное много аспектное понятие, означающее способность товара и, соответственно, товаропроизводителя занять и удержать позицию на конкурентном рынке (рынках) в рассматриваемый период при конкуренции с другими товарами аналогичного назначения и их производителями. На современном рынке конкурентоспособность - это способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей.

При осуществлении оценки конкурентной среды на конкретном рынке необходимо различать конкурентоспособность товаров и предприятий.

Под конкурентоспособностью товара следует понимать комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик товара, определяющих его успех как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

При оценке конкурентоспособности товара основным фактором являются источники конкурентного преимущества. Конкурентные преимущества – это: низкие издержки, высокое качество и сильная степень дифференциации.

Если рассматривать понятие «конкурентоспособности» применительно к предприятию, то его можно определить как возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее прибыльной практической реализации в условиях конкурентного рынка.

Ключевым понятием конкурентоспособности предприятия является его конкурентное преимущество.

Анализ конкурентоспособности предприятия и её продукта следует начинать с изучения условий конкуренции на рынке.

Методология оценки условий конкуренции разработана М. Портером и основывается на «национальном ромбе».

Существует множество методов оценки конкурентоспособности продукции и предприятий. Важнейшими из них являются следующие:

  • матричный метод оценки конкурентоспособности предприятия, разработанный «Бостонской консалтинговой группой»;
  • матрица General Electric «привлекательность рынка – эффективность бизнеса»;
  • метод, основанный на теории эффективной конкуренции;
  • бенчмаркинг;
  • метод мультиатрибутивных оценок;
  • метод «цена – качество»;
  • метод Буля.

Вопросы для самопроверки

  1. Определите понятие конкуренции.
  2. Сформулируйте основные признаки конкуренции.
  3. Оцените положительные и отрицательные стороны конкуренции.
  4. Охарактеризуйте функции конкуренции.
  5. Назовите пять конкурентных сил (по М.Портеру).
  6. Опишите все виды классификации конкуренции.
  7. Охарактеризуйте основные методы конкурентной борьбы.
  8. Назовите основные факторы конкуренции.
  9. Охарактеризуйте типы конкурентного поведения.
  10. Дайте определение конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности продукции.
  11. Назовите конкурентные преимущества товара и предприятия.
  12. Опишите методы оценки конкурентоспособности продукции и предприятий.

Библиография

  1. Закона РФ «Об инновационной деятельности и государственной инновацион­ной политике в Российской Федерации».- 1999 г.
  2. Алзоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1999. - 150 с.
  3. Белоусов В. Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. - №5. – С. 63-71.
  4. Глухова А. Оценка конкурентоспособности товара и способа ее обеспечения // Маркетинг. – 2001. - №2. – С. 15-19.
  5. Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий.- М.: ТЕИС, 2003.- 236 с.
  6. Кныш М.И. Конкурентные стратегии. - СПб.: Любавич, 2000. - 284с.
  7. Короткий Ю.Г., Хруничева М.В. Товарная конкурентоспособность и ее количественное представление. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - №2. – С. 18-23.
  8. Кох Ричард. Менеджмент и финансы от А до Я. - СПб: издательство Питер, 1999. - 496 с.
  9. Краснова В. В сетях амбиций // Эксперт. - 2002. - №20 – С. 26-34.
  10. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Пер. с французского. – СПб.: Наука, 1996.- 589с.
  11. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. - М.: Юрайт-М, 2001. - 223 с.
  12. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс / Пер. с англ. - М.: Республика, 1992. - Т. 1, 2.
  13. Мирзоев Р.Г., Самойлов А.В., Ястребов А.П. Организационно-экономическая часть курсовых и дипломных проектов научно-исследовательского и опытно-конструкторского профиля.- СПб.: ГУАП, 2003.- 109 с.
  14. Панов А.Н. Как победить в конкурентной борьбе. Гармоническая система качества, основа эффективного менеджмента. - М.: РИА Стандарты и качество, 2003. - 272 с.
  15. Портер М. Конкурентное преимущество. - Нью-Йорк: Фри Пресс, 1985.
  16. Портер М. Международная конкуренция. - М., 1993.
  17. Синьков В.И. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия // Стандарты и качество. - 2000. - №4. – С. 54-59.
  18. // Российский экономический журнал. - 2001. - №4. - С. 27-36.
  19. Суворовцев А.В. Методика оценки уровня конкурентоспособности цен // Дайджест-маркетинг. - 2003. - №2. - С. 22-25.
  20. Уткин Э.А., Морозова Н.И., Морозова Г.И. Инновационный менеджмент. - М.: АКАЛИС, 1996.
  21. Фатхутдинов Р. Кто и когда начнет заниматься повышением конкурентоспособности России? // Стандарты и качество. - 2000. - №6. - С. 36-37.
  22. Название презентации