Конфликт произведения челкаш. Анализ рассказа «Челкаш» (М. Горький)

1) Челкаш и Гаврила – герои-антиподы. У них разный образ жизни, разное мировоззрение, разные ценности. И к морю они относятся по-разному. Челкаш любит море, его «бескрайнюю, свободную и мощную» стихию, ценит его суровую красоту. Море для Григория – символ вольности, чистоты, нечто такое, что очищает «от житейской скверны». В его отношении к морю мы замечаем нечто поэтическое, рокот морского прибоя вливает в его душу спокойствие, укрощает «её злые порывы», способствует рождению в ней могучих мечтаний.

Гаврила – человек приземлённый, он не чувствует красоту вообще и красоту моря в частности, он не умеет созерцать, восхищаться прекрасным. Морская стихия только страшит его, как нечто непонятное, враждебное.

ВО-ПЕРВЫХ, У НИХ РАЗЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ. РАЗЛИЧНЫ ИХ НРАВСТВЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ И ЦЕННОСТИ. ПУСКАЙ, ОНИ ОБА АЛЧНЫ, К ДЕНЬГАМ ОНИ ОТНОСЯТСЯ ПО-РАЗНОМУ. ЧЕЛКАШ В ОТЛИЧИЕ ОТ ГАВРИЛЫ НЕСПОСОБЕН ПОЙТИ НА УБИЙСТВО ЧЕЛОВЕКА. ЧЕЛКАШ ВЕРУЕТ В БОГА, ПЫТАЕТСЯ ЖИТЬ ПО ХРИСТИАНСКИМ ПРАВИЛАМ, НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО ЯВЛЯЛСЯ ВОРОМ. ГАВРИЛА ЖЕ ЧЕЛОВЕК БЕЗ МОРАЛЬНЫХ УСТОЕВ, РАДИ ДОСТИЖЕНИЯ СВОЕЙ ЦЕЛИ, ДОБЫЧИ ДЕНЕГ, ПОЙДЁТ НА ВСЁ И НА ПРЕДАТЕЛЬСТВО, И НА ЛОЖЬ, И ДАЖЕ НА УБИЙСТВО

Горький ставит в противопоставление Челкашу Гаврилу. Челкаш вначале «презирал», а потом, «возненавидел» парня за его молодость, «чистые голубые глаза», здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки, за то, что он имеет свой дом в деревне, что хочет обзавестись семьей, но самое главное, как мне кажется, это то, что Гаврила еще не познал той жизни, которую ведет этот бывалый мужчина, за то, что смеет любить свободу, которой не знает цены, и которая ему не нужна.

Челкаш кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесенного парнем, от того, что тот смел возразить взрослому мужчине.

Гаврила очень боялся идти на промысел, ведь это было его первое дело такого плана. Челкаш был как всегда спокоен, его забавлял страх парня, и он им наслаждался и упивался тем, какой он, Челкаш, грозный человек.

Челкаш греб медленно и ровно, Гаврила – быстро, нервно. Это говорит о стойкости характера. Гаврила – новичок, поэтому ему так тяжело дается первый поход, для Челкаша это очередной поход, обычное дело. Здесь проявляется отрицательная сторона мужчины: он не проявляет терпения и не понимает парня, кричит на него и запугивает.

Однако на обратном пути завязался разговор, в процессе которого Гаврила спросил у мужчины: «Что ты теперь такое без земли?» Эти слова заставили Челкаша задуматься, всплыли картины детства, прошлое, та жизнь, что была до воровской. Разговор смолк, но на Челкаша даже от молчания Гаврилы веяло деревней. Эти воспоминания заставили почувствовать себя одиноким, вырванным, выброшенным из той жизни.

Кульминационным моментом рассказа является сцена драки из‑за денег. На Гаврилу напала жадность, он стал страшным, непонятное возбуждение двигало им. Жадность овладела молодым человеком, который стал требовать все деньги. Челкаш прекрасно понимал состояние своего подопечного, пошел ему навстречу – отдал деньги.

Но Гаврила поступил низко, жестоко, унизил Челкаша, сказав, что тот ненужный человек и что его никто не хватился бы, если бы Гаврила его убил. Это, естественно, ударило по самооценке Челкаша, любой бы на его месте поступил так же.

Челкаш, бесспорно, является положительным героем, в противовес ему Горький ставит Гаврилу.

Челкаш, несмотря на то что он ведет разгульный образ жизни, ворует, никогда бы не поступил так низко, как этот парень. Мне кажется, что главными для Челкаша являются жизнь, свобода, и никому бы он не сказал, что его жизнь ничего не стоит. Ему в отличие от молодого человека известны радости жизни и, самое главное, жизненные и моральные ценности.

В ранних романтических рассказах Мак-
сим Горький выразил свое отношение к жиз-
ни и людям, свой взгляд на эпоху. Герои
многих из этих рассказов - так называе-
мые.босяки. Писатель изображает их людь-
ми смелыми, сильными душой. Главное для
них - это свобода, которую босяки, как и все
мы, понимают по-своему. Они страстно меч-
тают о какой-то особой жизни, далекой от
обыденности. Но найти ее не могут, поэтому
уходят бродяжничать, спиваются, кончают
жизнь самоубийством.
Один из таких людей изображен в рас-
сказе «Челкаш». Челкаш - «старый травле-
ный волк, хорошо знакомый гаванскому лю-
ду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор».
В нем чувствуется что-то опасное, холодное
и хищное: «Даже и здесь, среди сотен таких
же, как он, резких босяцких фигур, он сразу
обращал на себя внимание своим сходством
с степным ястребом, своей хищной худобой
и этой прицеливающейся походкой, плавной
и покойной с виду, но внутренне возбужден-
ной и зоркой, как лёт той хищной птицы, ко-
торую он напоминал».
Челкаша устраивает жизнь, которую он
ведет: он сам себе хозяин, а «впереди ему
улыбался солидный заработок, требуя немно-
го труда и много ловкости». Главное, что он
ценит в жизни - это свобода. Свобода от лю-
дей, труда, каких-либо обязанностей.
Его антиподом является крестьянский па-
рень Гаврила, который случайно стал по-
мощником вора и контрабандиста Челкаша.
У Гаврилы свои представления о свободе:
«Гуляй, как хошь. Бога только помни». Чел-
каша он считает темным и опасным чело-
веком, совершенно лишним и бесполезным.
«Пропащий ведь ты… Нет тебе пути…» - го-
ворит ^он. Наверное, в подобных словах есть
доля правды, потому что они выводят из се-
бя Челкаша, он воспринимает их как оскорб-
ление. Вот как он реагирует на слова Гаври-
лы «больно ты закомурист… темен ты…»: «он
кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесен-
ного ему этим молоденьким теленком, кото-
рого он во время разговора с ним презирал,
а теперь сразу возненавидел за то, что у не-
го такие чистые голубые глаза, здоровое за-
горелое лицо, короткие крепкие руки, за то,
что он имеет где-то там деревню, дом в ней,
за то, что его приглашает в зятья зажиточ-
ный мужик».
Между тем Челкаш и Гаврила имеют об-
щее социальное происхождение: оба они из
крестьян. Но Челкаш давно порвал с дере-
венской средой, он «чувствовал себя… выбро-
шенным навсегда из того порядка жизни, в
котором выработалась та кровь, что течет в
его жилах». Тем не менее, многие особеннос-
ти крестьянской психологии хорошо понятны
Челкашу. Привязанность к земле и хозяйст-
ву, даже скупость. «А жаден ты!.. Нехоро-
шо… Впрочем, что же? Крестьянин…» - под-
мечает Челкаш.
По-разному герои относятся к труду. Ес-
ли Гаврила мечтает о деньгах для того,.что-
бы вложить их «в землю», то Челкаш никак
не может понять, в чем радость крестьян-
ского труда. Он упорно спрашивает у Гав-
рилы: «Ну, скажи мне, - заговорил Чел-
каш, - придешь ты в деревню, женишься,
начнешь землю копать, хлеб сеять, жена де-
тей народит, кормов не будет хватать; ну,
будешь ты всю жизнь из кожи лезть… Ну,
и что? Много в этом смаку?» Смысл жизни
для него в другом.
Вольная босяцкая жизнь, просторное и
могучее море очищают Челкаша от страсти к
деньгам. Он глубоко презирает Гаврилу за
его жадность, стяжательство.
Горький показывает мучительную борьбу
в душе религиозного деревенского парня, ко-
торая завершается победой неодолимой силы
денег. Когда Гаврила узнает, в какое дело
втянул его Челкаш, он мечтает сбежать, бо-
ится «душу загубить на всю жизнь». Но по-
сле вопроса Челкаша: «Ну ежели бы две ра-
дужных?» (двести рублей) настроение парня
меняется. Он уже готов согласиться на новое
воровство и пожертвовать спасением души:
«Да ведь, может… и не загубишь! - улыб-
нулся Гаврила. - Не загубишь, а человеком
на всю жизнь сделаешься».
Следующий поворот сюжета убеждает
нас в том, что ради денег Гаврила действи-
тельно готов на все. За украденную ману-
фактуру Челкаш получил 540 рублей. И Га-
врила всерьез замышляет убийство напар-
ника. В этот момент вор и гуляка Челкаш
вызывает большую симпатию автора и чита-
телей, «На! Жри… - крикнул он, дрожа от
возбуждения, острой жалости и ненависти к
этому жадному рабу. И, бросив деньги, он
почувствовал себя героем». Не удивительно.
Челкаш понимает, что духовно он выше и чи-
ще, чем тот, кто называл его лишним, ненуж-
ным на земле человеком.
Мечта Гаврилы осуществляется. «Потом
Гаврила снял свой мокрый картуз, перекрес-
тился, посмотрел на деньги, зажатые в ладо-
ни, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их
за пазуху и широкими, твердыми шагами
пошел берегом в Сторону, противоположную
той, где скрылся Челкаш». Эта, казалось бы,
незначительная деталь говорит о многом. Во-
первых, поступок Челкаша не изменил миро-
воззрение крестьянского парня. Во-вторых,
Гавриле и Челкашу действительно не по пути,
слишком по-разному они смотрят на жизнь.
И действительно, «…вор, гуляка, оторванный
от всего родного, никогда не будет таким
жадным, низким, не помнящим себя. Никог-
да не станет таким!..»
Хотя со времени написания рассказа
«Челкаш» прошло более ста лет, он не поте-
рял своего значения и в наше время. Эконо-
мический кризис, обнищание большинства
населения, падение престижа нравственных
ценностей - все это привело к тому, что
многие л,юди считают деньги самым глав-
ным в жизни, и для них неважно, каким спо-
собом они добыты. Преодолеть психологию
стяжательства не просто, но тот, кто сможет
это сделать, станет выше, чище и духовно
богаче.

Начало творческого пути М. Горького пришлось на период кризиса в социальной и духовной жизни России. По признанию самого писателя, к сочинительству его подтолкнули страшная «бедная жизнь», отсутствие у людей надежды. Горький видел причину создавшегося положения прежде всего в человеке. Поэтому он решил предложить обществу новый идеал человека-протестанта, борца с рабством и несправедливостью.

Писатель по-новому показал психологию отверженных людей. Он не жалеет своих героев, не идеализирует их, не связывает с ними никаких надежд. Горький показывает их независимость от общества, презрение к богачам, свободолюбие. В каждом рассказе описана драматическая ситуация жизни простого человека в жестоком мире. Все герои — люди со сломленной судьбой, но не желающие унижаться и лгать. Они стремятся вырваться из «духоты» окружающей мрачной действительности, протестуют, но их анархический бунт бессмыслен. «Сытое» общество равнодушно к нищим.

Герой рассказа М. Горького Гришка Челкаш прекрасно чувствует себя в порту, где вместе с напарниками промышляет воровством. Он «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Челкаш своим внешним видом выделяется из толпы портовых оборванцев. Он похож на хищную птицу, степного ястреба. Зорко вглядываясь в прохожих, он прицельно ищет жертву. Челкаш ищет Мишку, с которым собирается «на дело», но узнает, что тому отдавило ногу и его увезли в больницу. Расстроенный Челкаш знакомится с деревенским парнем Гаврилой, которому представляется рыбаком. Вор умело ведет разговор «по душам», втирается в доверие к новому знакомому.

Горький с большим мастерством дает портреты героев, показывает их психологию, а сам рассказ — это небольшая драма, разыгравшаяся между двумя людьми. Гаврила откровенно рассказывает Челкашу свою историю. Оказывается, он находится в крайней нужде, ему нужны деньги, иначе с хозяйством в деревне не справиться. За бедного парня не идут замуж девушки, а как в деревне быстро заработать, он не знает. Челкаш предлагает парню стать его напарником, но не говорит, что за работа ждет наивного сельского жителя. Для начала вор ведет его обедать. Гаврилу поражает, что Челкашу дают в долг. Это вызывает доверие к вроде бы «жулику» на вид. Гаврила напивается, а Челкаш «завидовал и сожалел об этой молодой жизни, подсмеивался над ней и даже огорчался за нее, представляя, что она может еще раз попасть в такие руки, как его… Малого было жалко, и малый был нужен».

В рассказе Горький использует прием контраста, рисует два психологических портрета. Даже описание ночного моря и облаков автор использует как психологический пейзаж: «Что-то роковое было в этом медленном движении воздушных масс».

Ночью Челкаш предлагает Гавриле в лодке отправиться «на работу». Парень, ворочая веслами, уже догадывается, что они плывут не на рыбную ловлю. Испугавшись, Гаврила просит отпустить его, но Челкаш со смехом отбирает у него паспорт, чтобы не убежал. Украв что-то «кубическое и тяжелое», Челкаш возвращается в лодку, сказав Гавриле, что тот заработал за ночь полтысячи. Далее развивается тема искушения деньгами. Челкаш радуется, что они ушли от охранников и, расчувствовавшись, рассказывает Гавриле о своем детстве в деревне, о жене, родителях, о военной службе и о том, как им гордился отец. Он сам выбрал свою судьбу, он смелый человек и любит свободу. Материал с сайта

На греческом корабле герои отдают товар и получают деньги. Увидев гору бумажек, Гаврила хватает свою долю денег дрожащими руками. Теперь он уже представляет себя первым деревенским богачом. Видя возбуждение Гаврилы, Челкаш думает, что жадность у деревенского парня в крови. Уже на берегу Гаврила не может совладать с собой и набрасывается на Челкаша, требуя отдать ему все деньги. «Дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу», Челкаш отдает деньги, за что Гаврила униженно его благодарит. Челкаш думает, что никогда не стал бы таким низким и жадным, потерявшим рассудок из-за денег. Гаврила признается, что хотел убить Челкаша, тогда вор отбирает у него все деньги, а когда поворачивается уходить, в голову ему летит брошенный Гаврилой камень. Раненый Челкаш истекает кровью, но с презрением отдает деньги Гавриле, который просит у него прощения. Челкаш уходит, оставив деньги на песке. Гаврила поднимает их и твердыми шагами идет в противоположную сторону. Волны и дождь смывают кровь на песке, ничто больше не напоминает о драме между двумя людьми.

Горький воспевал духовное величие человека. Челкаш победил в психологическом поединке с Гаврилой. Гаврила наверняка устроится в обществе, а такие, как Челкаш, никому не нужны. В этом заключается романтический пафос рассказа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • смысл жизни и проблема свободы
  • челкаш проблематика
  • проблема духовной свободы человека челкаш
  • странные поиски смысла жизни по рассказам горького
  • проблема гордости в литературе

Цели урока:

1.Продолжить знакомство с творчеством Горького;

2.Развить представление о романтическом герое;

3.Продолжить выявление особенностей идеала личности в раннем творчестве Горького (поэтизация гордых и сильных людей);

4.Учить аналитически и синтетически работать с художественным текстом;

5.Повторить понятие экспозиции и композиции;

6.Показать особенную роль пейзажа в раннем творчестве Горького;

7.Выявить особенности роли фигуры умолчания в рассказе;

8.Познакомить с таким понятием, как слово- лейтмотив;

9.Продолжить работу над изобразительно-выразительными средствами текста;

10.Воспитывать любовь к слову и чувство патриотической гордости за мастеров родного слова.

Эпиграфы урока:

«Люблю человека. «Люблю»,- это у меня не слово, а, так сказать, излюбленное моё ре-месло и даже, может быть, искусство…»

М.Горький - В.Я.Зазубрину,1928г.

«Чёрт побери все пороки человека вместе с его добродетелями - не этим он замечателен и дорог мне - дорог он своим чудовищным упрямством быть чем-то больше самого себя».

М.Горький.

«Люди, их характеры, сложные и противоречивая игра настроений, мыслей, пережива-ний - вот что интересует писателя».

Смирнова Л.А.

Ход урока:

1 Вступительное слово учителя.

Мне хотелось бы начать урок, наверное, так: в критике начала века писателя про-должали величать «певцом босячества» много лет спустя после того, как был напи-сан последний «босяцкий» рассказ. Хотя стоит рассказать, что и до Горького босяки становились персонажами литературных произведений. Но главное, конечно, в том, что писатель под наслоением тех же классовых черт видит в персонаже то, что гово-рит о его принадлежности к роду человеческому,- живую душу. А рассказ, с которым Горький вошёл в большую литературу, был написан о босяке и воре со странной кличкой Челкаш.

2 Фронтальная работа с классом по выявлению уровня первичного воспитания:

Какое настроение создаётся рассказом? (в рассказе есть и радость, и горе, и страда-ние, и ощущение свободы и одновременно горестной жизни, в котором существуют горьковские герои)

Каково ваше первое впечатление о героях? (первое впечатление говорит о человече-ском превосходстве контрабандиста Челкаша над крестьянином Гаврилой, который, обуреваемый «собственническим инстинктом», готов пойти на убийство; или «подтал-кивает» читателя к тому, чтобы объявить Челкаша «злодеем», а Гаврилу представить носителем высших моральных ценностей: хотя авторская позиция далека от одно-значности и прямолинейности).

3 Составление сравнительной характеристики героев.

Чем и, самое главное, когда похожи герои рассказа? (перед тем, как сбыть краденое, они вместе мечтают о будущем, вспоминают прошлое и рассуждают о жизненных идеалах. Между ними возникают почти родственные связи. Челкаш, например, испыты-вает к Гавриле «отцовское» чувство, Гаврила постоянно обращается к своему хозяину со словом «брат». Да и нельзя не сказать о том, что за короткое время знакомства они пе-реживают ненависть, страх, презрение, любовь, жалость).

Как они выглядят?

А) Портрет Челкаша: стр.35: «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор…», всклокоченные чёрные с проседью волосы, острое, хищное лицо, «длинный, костлявый, немного сутулый…,поводя горбатым, хищ-ным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными, серыми глаза-ми…». Длинные, кривые и цепкие пальцы, сходство со степным ястребом, хищная худоба, прицеливающаяся походка, плавная и покойная с виду, но внутренне возбужденная и зор-кая, как лёт хищной птицы.

Б) Портрет Гаврилы: стр. 38: «молодой парень…широкоплеч, коренаст, русый, с загоре-лым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша до-верчиво и добродушно…добродушный парень с ребячьими светлыми глазами…», круглая физиономия.

Какой художественный приём положен в основу портретов героев? – эпитет, верно, но сами портреты контрастны по своей сути: невольно ощущается следующая антитеза: хищная птица и ребёнок.

Что мы знаем о их прошлом?

А) Жизнь Гаврилы: стр. 39: «Отец у меня – умер, хозяйство – малое, мать – старуха, земля высосана, - что я должен делать? Жить – надо. А как? Неизвестно. Пойду я в зя-тья в хороший дом. Ладно. Кабы выделили дочь – то!..». Марфу « не выделят», на Кубани «не выгорело»…Своим хозяйством не справится.

Б) Жизнь Челкаша: стр.52: «Отец – то был из первых богатеев в селе…», стр.54: 11лет босяк, краснощекая, пухлая мать с добрыми серыми глазами, отец – рыжебородый ги-гант с суровым лицом, истовый крестьянин. Жена – черноглазая Анфиса, с длинной ко-сой, полная, мягкая, веселая. Сам красавец, гвардейский солдат, усатый, здоровый, лов-кий. Снова отец, уже седой и согнутый работой. Мать, морщинистая, осевшая к земле. – В прошлом они оба были крестьянами, жили на земле и землей.

К чему стремится каждый из них?

А) Челкаш мечтает о том, как прокурить полученные деньги.

Б) Гаврила хотел пустить то, что ему выделил Челкаш, на укрепление и подновление хо-зяйства.

Какой персонаж вам более симпатичен? Почему? (Челкаш. Он ярче, сильнее, интерес-нее.) Можем ли мы считать Челкаша романтическим героем? Да. Давайте вспомним опре-деление романтизма – романтизм открыл необычайную сложность, внутреннюю глубину человеческой индивидуальности. Человек в романтизме - микрокосм, малая вселенная. Аб-солютизация личностного начала, философия индивидуализма. В центре романтического произведения всегда стоит сильная, исключительная личность, противостоящая обще-ству, его законам и морально – нравственным нормам.

Что же представляет собой микрокосмос Челкаша? Чем он вам интересен? В чем правда жизни этого героя? Он анархичен – добровольно отказался от жизни в обществе, по-своему, диковато, красив, ловок, постоянно рискует, способен видеть красоту, жалеть, любить.. К этому персонажу сам автор испытывает неподдельную симпатию, докажите это. НО! Всякая личность – если это духовно здоровая величина – должна стремиться к миру, а не от мира – вот мудрость жизни.

А Гаврила? Безусловно, такие характеристики, как: «дубина стоеросовая», «теля», «гнус» - сильно снижают его образ. Но Горький, как писатель-гуманист (как вы по-нимаете это определение?), показывает нам, что и у Гаврилы есть своя правда жиз-ни. В чем вы её видите? Гаврила проще Челкаша. Он боится и подельщика, и моря, и прожектора таможенного катера. Страх опустошает его, выматывает душу, вымывает «все человеческое. И истоки страха не в том, что он крестьянин, а в отсутствии собствен-ного, выстраданного и осмысленного отношения к жизни. Понятие «хозяин» он свя-зывает со свободой, которую определяет так: «сам себе хозяин, пошел – куда хошь, делай – что хошь». Только вот неуклюжий Гаврила неуклюже формулирует свои мысли. Гораздо лучше его это делает Челкаш: «Король ты на своей земле! У тебя есть лицо… Ты можешь от всякого требовать уважение к себе…». Характер Гаврилы сложнее, чем может показаться. Искренне он любит свою деревню, жалеет Челкаша, кается в «мысленном гре-хе», боится, что не будет прощен. И достоин если не любви, то сочувствия.

Перечитаем заключительную фразу рассказа: «И на пустынном берегу моря не ос-талось ничего в воспоминание о маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми». Ощущаем ли мы, читатели, что драма эта, действительно, маленькая?

(Нет, не ощущаем, происходящее воспринимается нами как поистине страшная трагедия, и наше ощущение подкрепляется даже на уровне построения композиции).

4. Почему это происходит? Давайте обратимся к композиции рассказа. Какова его экспозиция? (вступительная часть произведения, в которой излагаются обстоятельства, предшествующие сюжету): как и во многих ранних произведениях Горького, экспозиция представлена морским пейзажем. Только этот пейзаж не так экзотичен, как в «Старухе Изергиль», «Песне о соколе». Горький рисует каторгу, адскую тяжесть труда. Стр. 33-34. И обратите внимание на имя греческого бога – Меркурия. О чем оно говорит? Что это за гимн? (гимн можно воспринять как развернутую метафору могущества денег, ведь порт – это место купли-продажи. Не стоит также пренебрежительно относиться к контекстным антонимам: чтобы заработать на несколько фунтов хлеба, грузчики перетаскивали тысячи пудов в животы пароходов).

5. Роль пейзажа в рассказе.

Морской пейзаж описывается в рассказе несколько раз. Рассказ буквально «пропи-тан» морем.

Это и экспозиция, о которой мы говорим: здесь пейзаж буквально прожигается солнцем.

И темная ночь – стр. 43 «По небу двигались толстые пласты лохматых туч…» Именно в таком пейзаже – приморском, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького. Пейзаж рождает в душе человека «могучие мечты», делает его сильнее, красивее, свободнее. Стр.45: «Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась…На море в нем всегда поднималась широкое, теплое чувство, - охватывая всю его душу, оно немного очищало её от житейской сквер-ны. Он ценит это и любит видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют – первые – остроту, вторая - цену. По ночам над морем плавно носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук влива-ется в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могу-чие мечты...». Мне кажется, что даже неопытный читатель видит насколько гармоничны морской пейзаж и душевное состояние Челкаша.

И страшное единение моря и неба тогда, когда Челкаш договаривается о сбыте наворо-ванного, стр. 47-48: « … между стеной и бортом этого гроба (что это символизирует для Гаврилы?), видно было море, молчаливое, пустынное, с черными над ним тучами. Они медленно двигались…» Здесь нет гармонии, но нет и Челкаша. Гаврила чужой этому миру, ему нет здесь места. Создается буквально ощущение скорой его гибели. И если под ду-ховным понимать небесное, а под телесным – земное, то не понятно, чему суждено уме-реть: телу Гаврилы или душе?

И «расхождение» их, стр. 49: «Теперь уже небо не походило на взволнованное море – тучи расплылись по нем и покрыли его ровным тяжелом пологом, низко опустившемся над водой и неподвижным. А море стало ещё спокойней, черней, сильнее пахло тёплым, солёным запахом и уже не казалось таким широким, как раньше». Эта зарисовка, на мой взгляд, как бы «упрочивает» материальность Гаврилы и скрывает от него возможность увидеть небо.

И после страшного голубого меча, стр.51: «Ветер пронёсся и разбудил море, вдруг заи-гравшее частой зыбью. Тучи сделались как бы тоньше и прозрачней, но всё небо было об-ложено ими. Несмотря на то, что ветер, хотя еще легкий, свободно носился над морем, тучи были неподвижны и точно думали какую – то серую, скучную думу». Которая как бы отражает тоску в душе героя, вялое передвижение его «испуганных мыслей» по замкнутому кругу.

И перед дележом денег, стр. 57: «Над ними небо, серое, ровно затянутое тучами, и лодкой играет мутно – зеленое море, шумно подбрасывая ее на волнах, пока еще мелких, весело бросающих в борта светлые, соленые брызги…льется глухой гул, рокочущий и вме-сте с плеском волн создающий хорошую, сильную музыку…И на все наброшена тонкая пелена пепельного тумана, отдаляющая предметы друг от друга…». Жизнь как бы идет не здесь, она отделена от происходящего. Ей нет дела до тех, кто не занят работой,

И после того, как Гаврила ранит Челкаша, стр. 60: «волны шуршали, взбегая на песок, сливаясь с него и снова взбегая. Пена шипела, и брызги воды летали по воздуху». Одухо-творенная природа у Горького протестует против происходящего.

«Посыпался дождь. Сначала редкий, он быстро перешёл в плотный, крупный, лившийся с неба тонкими струйками. Они сплетали целую сеть из ниток воды – сеть, сразу закрыв-шую собой даль степи и даль моря». Она (природа) как бы защищается от происходящего между этими людьми сетью дождя.

И завершающий рассказ, стр. 62: «море выло, швыряло большие, тяжелые волны на прибрежный песок, разбивая их брызги в пену. Дождь ретиво сек воду и землю… ветер ревел…Все кругом наполнялось воем, рёвом, гулом…За дождем не видно было ни моря, ни неба». Мне кажется, что это не только реакция природы на злодеяние, это и протест авто-ра, который очень любил людей и хотел, чтобы они стали лучше, чище, совершеннее.

(Какое произведение вы вспомнили, почему?)

По крайней мере, 8 достаточно полных пейзажных зарисовок, не считая отдельных упо-минаний о море, небе и т.д. И я считаю, что вполне можно сказать, что море, небо, тучи, ветер, дождь – это особые действующие лица у Горького («Песня о Соколе», «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Песня о буревестнике»…). Мастерство писателя выражается не в одном лишь открытии поразительных переливов света и цвета: не менее разнообразна реакция на них и героев, и читателей.

6.Подведем итоги о роли пейзажа в рассказе.

Что дает для понимания героев пейзаж? Прежде всего, пейзаж у Горького одухотворен – все живет своей особенной жизнью. Но пейзаж также является средством выражения авторской оценки происходящего (голоса автора мы напрямую не слышим), наверное, уместнее воспринимать его не только как «горизонтальное» измерение художественного пространства, но и как своеобразную «вертикаль» мировоззрения, вечности. Ведь не зря же так переживает за непрощение своей души Гаврила?!

7. Также мы не можем не сказать сегодня о том, что Горький в качестве синтаксического средства выразительности на протяжении всего рассказа использует фигуру умолчания. С какой целью мастер слова использует намеренный обрыв высказывания, предполагая, что читатель догадается о недосказанном?

Вашему вниманию мы хотим представить мини-инсценировку той части рассказа, где практически после каждой фразы героев «читается» фигура умолчания (инсценировка). Попробуйте объяснить, почему ребята сыграли именно так?

(фигура умолчания передает взволнованность речи героев, которые находятся в сильном нервном напряжении, она подсказывает, насколько насыщена сцена внутреннем действи-ем, мелкими нюансами поведения).

8.Подведение итогов урока.

Итак, перед нами 2 персонажа. Как вы думаете, почему тема нашего урока сформулирова-на следующим образом: «две правды»? Да, мы чувствуем, что симпатия автора на стороне босяка Челкаша, но можем ли мы проиллюстрировать и мнение А.Блока: « Сердце Горь-кого тревожится и любит, не обожествляя, требовательно и сурово». И как вы сей-час понимаете эпиграф урока? Изменилось ли ваше восприятие этих слов?

Да, вы совершенно правы. В рассказе Горького воплощена мечта о красоте, которая за-давлена прозой жизни, ее суетой, мелочностью душ. Но автор верит в человека, в его воз-можность к самосовершенствованию. Он верит в нас, читателей, которым необходимо «взглянуть в свой внутренний мир, задуматься – еще раз – о цели и смысле бытия».

Некоторые исследователи считают, что одной из особенностей прозы раннего Горького является наличие в ткани произведе-ния слов – лейтмотивов. Как вы думаете, какие слова-лейтмотивы сопровождают героев? Докажите свою точку зре-ния.

Для Челкаша – это слово «хищный», он вор, босяк – хищник.

Для Гаврилы – это слово «хозяин», так как не может он пока, во всяком случае, жить са-мостоятельно, - раб.

И еще одна интересная смысловая параллель: очень часто «хищник» Челкаш называет Гаврилу «теленком».

9.Домашнее задание: составить письменный план – исследование «Ранние романтиче-ские произведение М. Горького («Старуха Изергиль», «Челкаш», «Песня о Соколе»- мож-но расширить список по желанию). О ком они написаны? Как они написаны? Зачем они написаны?»

Материалы для справок:

Рассказ – малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображение ка-кого-нибудь эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц – особенность жанровой формы.

Терминология:

Эпитет, композиция, олицетворения, контраст, антитеза, портрет, фигура умолчания, сло-во-лейтмотив, романтизм, рассказ, портретная характеристика, художественное простран-ство.

Углёва Наталья Георгиевна