"Кого я считаю патриотом России". Что в наши дни значат понятия «патриот» и «патриотизм Кто такой патриот своей родины

ГОРЛОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І -ІІІ СТУПЕНЕЙ №42

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:

АЛЕКПЕРОВА Г.К.

ГОРЛОВКА, 2017

ТЕМА: «Кто такой «патриот?»

Цель:

воспитание патриотизма;

уважения, человечности, милосердия, отзывчивости по отношению к ветеранам войн и к окружающим людям;

привитие интереса к истории родной страны.

Задачи:
1. Формирование патриотических чувств и сознания школьников на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
2. Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

Оборудование : загадки, пословицы, ребусы, пазлы

Формы работы учащихся: групповая, фронтальная

Методы и приемы: метод «активного слушания», работа в группе, проблемные вопросы, требующие рассуждений, игровые методы.

Необходимое техническое оборудование: карточки с заданиями, чистые листы А4, цветные карандаши или фломастеры.

Основные понятия : патриотизм, патриот

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте ребята!

Скажите, правда, что вы:

Учитесь в 6 классе

Учитесь хорошо

Добрые

Дружные

Смелые и спортивные

Отзывчивые

Как вы считаете, все эти качества, которые у вас есть, должны быть у настоящего патриота своей Родины? А кто такой патриот?

Значит давайте назовем тему нашего классного часа.

2.1Рассказ с элементами беседы

Что значит быть патриотом? Любить - да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”. Василий Розанов

МОЁ ОТЕЧЕСТВО - ДОНБАСС!

Запели над Донбассом соловьи,
Дохнули ветры запахом полынным.
Как объясненье вечное в любви
К степям твоим, просторным и былинным.

Донбасс - моё Отечество, Донбасс!
Тебя века на крепость испытали!
Ты мощь свою показывал не раз
Теплом угля, упругим блеском стали!

В краях других немало есть красот,
Но этот край из всех для нас дороже!
Мы из Донбасса, мы такой народ,
Который всё осилит и всё сможет!

Донбасс! Моё Отечество - Донбасс!
Могучий край родной моей державы!
В веках не оскудеет этот пласт
Рабочей Чести, Мужества и Славы!

Владимир Зайцев

Наше занятие хочу начать с рассказа. Послушайте, пожалуйста, его.

Жил-был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприят-ности: поссорился с товарищами, на работе - выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а боль-ше всего - на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».
По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», - решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привле-кательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, «на душе кошки скребут».
-Давайте подумаем: когда так говорят?
-Почему же Человек заску-чал?.

Что такое Родина?

Родина - это самое дорогое, что есть у человека, это святыня человека. Святыня! Это слово нельзя объяснить словами, это можно только чувствовать. Родина для нас всё.
- Дети, а с чего для вас начинается Родина?

Родина! Это и наш с вами город, и наша школа с тишиной уроков и шумом перемен. Родина- улица наша и дом,
Где ты играешь с любимым котом,
Где твой излюбленный ящик с песком,
Луг, чтоб бежать босиком,
Речка за светлым леском,
Зимний денёк под снежком,
Лед под блестящим коньком,
Садик и школа потом.

Каждый любит то место, где родился и вырос, не забудет дом матери, игры детства. Так начинается любовь к родной стране. Но только начинается. Когда человек становится старше, он Родиной считает не село и не город, а всю страну. Наша Родина - Донбасс, Донецкая Народная Республика.
Тех, кто по - настоящему любит свою землю, украшает её своим трудом, готов отдать ей все силы и способности, а если потребуется и жизнь, называют патриотами. Патриотами не рождаются люди, ими они становятся.

Ребята, скажите, что для Вас быть Патриотом?

Любить - да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”.
Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что - всё в ваших руках!

В Словаре Ожегова и Даля понятию «патриот» даны такие толкования:

Патриот — тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины”.

(Словарь В. И.Даля)

Патриот - человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”.

(Словарь С.И.Ожегова)

В чем проявляется патриотизм?

Патриотизм проявляется:

В любви к своему Отечеству;

В гордости за свой народ;

В любви к культуре своего народа;

В любви к своей малой Родине, где родился и провёл первые годы своей жизни;

В желании процветания своей Родины;

В деятельности на благо Родины;

В готовности охранять и защищать свою страну;

В уважении к ветеранам-защитникам Родины,

Загадки

1. Подрасту, и вслед за братом
Тоже стану я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять мою... ( страну)

2. За околицей цветут
Белые ромашки,
Жаворонки поют
Над широкой пашней.
Теплый ветер принесет
Аромат смородины,
Так чего дороже нет? —
Нет дороже... (Родины)

3. Брат сказал: «Не торопись —
В школе лучше ты учись!
Будешь там отличником —
Станешь... (пограничником)»

4. Моряком ты можешь стать,
Чтоб границу охранять,
И служить не на земле,
А на военном... (корабле)

5. Самолет парит, как птица,
Там — воздушная граница.
Кто на посту и днем и ночью? —
Наш офицер — военный... (летчик)

6. По приказу танк мой мчится,
Режут землю гусеницы,
Кем машина в поле чистом
Управляется?...(танкистом)

Ребята, скажите как можно назвать всех этих людей? (Защитники)

А кто такой защитник? (патриот своей страны).

УЧИТЕЛЬ: мы тоже патриоты своей молодой страны. Республика Донецкая Народная совсем молода, история ее создания датируется 2014 годом. Но за эти три с лишним года, она сумела приобрести символы государственности, приняла крещение огнем, как древние боги античности, сумела пронести огонь Прометея сквозь ветер перемен и при этом не забыла историю, традицию, подвиги граждан своих.

Кратко напомню вам о значении государственных символов ДНР - флага и герба.

Прослушивание гимна в исполнении детей.

ИГРЫ

РАЗГАДАТЬ РЕБУСЫ.

СОБЕРИ ПАЗЛ - ГЕРБ ДНР.

И сейчас у меня есть для вас задание. Я дам «шаги» с действиями, которые направлены к Родине или же наоборот. Ваша задача - решить, какие шаги направлены навстречу Родине, а какие от нее. Ваша задача аргументировать свои ответы.

1. Коммуникативные бои

Охранять природу

Уважительно относится к окружающим людям

Ломать ветки и деревья

Ругать свою страну

Изучать историю и культуру своей страны

Добросовестно учится

Помогать пожилым людям

Защищать свою страну

Мусорить

Молодцы, вы здорово справились с этим заданием

Во-вторых, любить Родину, значит гордиться ею.

2.Ситуационная игра

А сейчас я предлагаю обсудить ситуацию и найти из неё выход.

Ситуация 1.

Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по местам военных сражений. В них участвовал их дедушка. Но мальчику очень не хочется, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как поступили бы вы?

Ситуация 2.

В классе появилась новая девочка. Она приехала из Армении. Некоторые ребята в классе предлагают остальным ребятам не разговаривать с ней, объясняя это тем, что девочка другой национальности ». Как ты поступишь?

Ситуация 3.

Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в посадке аллеи Славы. Несколько учащихся отказалось участвовать, мотивируя это тем, что родители им не разрешают в выходной день куда-то идти. Как бы ты поступил на их месте?

Ситуация 4.

Учитель делает замечание учащимся, которые во время исполнения гимна государства смеются, ведут себя развязно, разговаривают. После линейки он делает запись в дневнике. Ребята возмущ аются тем, что классный руководитель сделал им замечание. А как ты считаешь, прав учитель или не прав?

Стихотворение о Горловке.

Рефлексия: Давайте подведем итог нашего классного часа.

Продолжите предложения на флажках.

Патриот - человек, который

любит_____________________________________________________________

хранит___________________________________________________________

уважает__________________________________________________________

переживает________________________________________________________

гордится_________________________________________________________

помогает___________________________________________________

Какого человека мы можем назвать патриотом сегодня? (Учащиеся дают определение слову «патриот»). О чем заставил вас задуматься сегодняшний наш разговор? Что нового узнали?

Быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что - всё в ваших руках! Я желаю вам удачи, спасибо за работу!

В канун праздника 23 февраля, Дня защитника Отечества, самое время поговорить о патриотическом воспитании молодежи. Что в наши дни значат понятия «патриот» и «патриотизм», например, для современных школьников? В статье приводятся мнения самих ребят.


Если для вас такие понятия как «патриот», «патриотизм», «чувство патриотизма» являются пустым звуком или вызывают иронию, раздражение и т.п., постарайтесь задуматься над таким необычным вопросом: выгодно ли быть патриотом в наше время?
Этот вопрос особенно уместно задать школьникам, среди которых немало циников, чтобы настроить их на размышление над непростой темой. А сделать это можно накануне проведения классного часа или любого другого мероприятия, посвященного воспитанию чувства патриотизма.

Подобные вопросы способны привлечь ребят к серьезной и конструктивной дискуссии. На первый взгляд вопрос «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» представляется довольно странным, но именно в результате такого подхода (как показывает практика) можно даже циника заставить задуматься и выразить свое "обдуманное" мнение на этот счет.
Хорошо бы устроить конкурс на лучший с точки зрения ребят ответ на этот престранный вопрос. Пусть все поделятся своим мнением.

На вопросы «В чем проявляется патриотизм?» и «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» школьники дали очень интересные ответы. После обобщения и систематизации они выглядят таким образом.


  • Патриотизм проявляется в уважении к своей стране, к ее прошлому, к памяти предков; в заинтересованности историей своей страны, изучении опыта предыдущих поколений. А это приводит к выяснению причин многих событий, что в свою очередь дает знание. Кто вооружен знанием, тот защищен от множества неудач и ошибок, не тратит время на их исправление, идет дальше и обгоняет в своем развитии тех, кто «наступает на одни и те же грабли». Знание своей истории, опыта предыдущих поколений помогает ориентироваться в мире, просчитывать последствия собственных действий, чувствовать себя уверенно. Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Без исторического прошлого невозможно ни настоящее, ни будущее. По словам многих классиков «Забвение прошлого, историческое беспамятство чревато духовной опустошенностью как для отдельного человека, так и для всех людей». Именно осмысление неудач и ошибок исторического прошлого приводит к достижениям и заслугам настоящего, помогает выжить в трудное время. Поэтому патриотом быть выгодно.

  • Патриотизм проявляется в умении ценить и беречь свою родину, стремлении изменить ее к лучшему, сделать чище, добрее, красивее. По чистым отремонтированным дорогам, например, приятнее и удобнее ходить. Дольше служит обувь, меньше вероятность упасть. Гораздо приятнее также иметь дело с порядочными людьми, а не с хамами и подлецами. Приятно наслаждаться красотой природы и человеческих творений, которые совсем не трудно сохранить. Если человек научится облагораживать себя и окружающую его территорию, счастливее станет жизнь, появится психологический комфорт, который позволит эффективнее расходовать свои душевные силы, радоваться жизни и многого добиться. Поэтому патриотом быть выгодно. Настоящий патриотизм проявляется в умении быть нравственным человеком, созидающим вокруг себя красоту и добро.

  • Патриотизм проявляется в способности быть верным и преданным своей стране, своему делу, своей семье, своим взглядам и идеям, своей мечте. Патриот не кричит на каждом углу о своей страстной любви к отчизне, он молча хорошо делает свое дело, остается верным своим принципам, идеалам и общечеловеческим ценностям. Тем самым он реально помогает не только своей стране, но и самому себе. Человек, который упорно учился, добывая знания, и в результате этого получил хорошую работу, стал социально активным, построил свое будущее, создал полноценную семью, честно трудится, - сделал гораздо больше для своей страны, чем тот, кто ходит с лозунгами, скандирует за патриотизм и на словах отстаивает престиж своей страны. Люди, у которых чувство патриотизма не развито, не имеют будущего. Они сами себя уничтожат, потому что не развиваются и не имеют крепкого «стержня». Это закон жизни. Патриотизм нужен для развития личности, для выживания. Поэтому патриотом быть выгодно.


Очень хочется, чтобы каждый понял следующее: «Патриотизм как политический, общественный и нравственный принцип отражает отношение человека (гражданина) к своей стране. Это отношение проявляется в заботе об интересах своего отечества, в готовности ради него к самопожертвованию, в верности и преданности своей стране, в гордости за ее социальные и культурные достижения, в сочувствии к страданиям своего народа и осуждении социальных пороков общества, в уважении к историческому прошлому своей страны и унаследованным от него традициям, в готовности подчинить свои интересы интересам страны, в стремлении защищать свою страну, свой народ. Патриот - тот, кто добросовестно трудится на благо своей страны и призывает к этому окружающих, кто помогает совершенствоваться своим согражданам. Не заботясь о других, рискуешь остаться в одиночестве».

Цели занятия:

  1. Формирование у молодого поколения чувства патриотизма, уважение к родной стране, ее истории;
  2. Умение ориентироваться в обще­ственной обстановке, иметь свои суждения и взгляды, обладать социальной ответственностью за свои мысли, поступки;

Задачи:

Образовательные :

  • повышение интеллектуального уровня; проявление самостоятельной творческой активности;

Развивающие:

  • развивать умения работы с различной литературой;
  • умения использовать личный опыт, принимать мнения другого;
  • продолжить развитие навыков работы с информационными технологиями.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные качеств (умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия);

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • экран.

Подготовительная часть мероприятия.

Проведение анкеты, обработка данных. Приложение№1

Класс делится на группы и получает задание (Приложение №2 (презентация), видеосюжет, оформление зала, приглашение гостей).

Проведение мероприятия

Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю.
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыщу.
Н. Коган

Именно этими словами Николая Когана я хотела бы начать наш разговор: « Что значит быть патриотом сегодня?»

Ученик : заглянём в толковый словарь Даля: «Патриот - тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Учитель: попытаемся разобраться в наших мыслях, чувствах, отношениях к этому понятию. Поэтому я сегодня приглашаю вас к свободному микрофону.

Примерные ответы учащихся

Ученик 1. «Патриот - это человек, который любит свою родину, готов её защищать, но вовсе не обязательно с оружием в руках. Знать и принимать историю своей страны, как бы о ней не говорили - это важно, и особенно сегодня»

Ученик 2 . «Патриот в моём понимании - человек, который трудится и социально активен, строит свое будущее, связывая его лишь со своей Отчизной. Он сделает гораздо больше, чем человек, который на словах готов отстаивать престиж страны. Это гораздо труднее, чем просто говорить о любви к Родине. Это - настоящий патриотизм».

Ученик 3. «Быть патриотом в наше время очень сложно, вокруг много соблазна - погоня за деньгами, приводящая к побегу из России. Быть патриотом - значит быть хозяином своей страны, а не гостем. В случае опасности суметь защитить ее, бережно обращаться с ее дарами”

Ученик 4. «К сожалению, иногда патриотизм трактуется неправильно. На экране мы видим группы «скинов», которые с твердой уверенностью в своей правоте, забивают до смерти ни в чем не повинных людей другой национальности. «Россия для русских!», «Очистим Россию от черных!» - кричат они… Замечательно, конечно, что в людях есть стремление к тому, чтобы больший процент жителей страны были русские… Но это не значит, что надо истреблять других! Существует море способов… Насилие - худший из них… Знаете, ложь всегда режет слух… Поэтому мне гнусно и яростно, что они прикрываются при этом словом «патриот».

Ученик 5. «Наверное, мало кто из нас задавал себе этот вопрос. А почему? Видимо, мы настолько заняты повседневными заботами и проблемами, что не до того. Что сейчас является главным для наших родителей? Дать нам, детям, хорошее образование. А дети сходят с ума по американским фильмам и гордо заявляют: " Мы не патриоты" И не все родители испугаются, услышав эту фразу. А может быть, нечего пугаться? Еще неизвестно, что хотел сказать этим подросток. "Я не люблю свою страну" или "Я хочу жить в богатой и процветающей стране". И все же можно с уверенностью сказать, что русские люди - патриоты. Не напоказ, нет»

Ученик 6. «Первое, что приходит в голову, когда заговаривают о патриотизме - Америка. Вот уж кто громко заявляет всему миру, что они патриоты, так это американцы. Патриотизм стал визитной карточкой США. Американцы снимают фильмы на патриотические темы, пишут об этом в прессе»

Ученик 7. «Я с такими выводами не согласен «по-моему, это ненормальный или патологический патриотизм. Бомбардировки Ирака из-за, находящегося якобы там оружия массового поражения и Югославии из-за вообще просто так - президент не понравился - это же всё последствия их "патриотизма". Их "патриотизм" не имеет ничего общего с настоящим Патриотизмом, поэтому считаю нам нечему учиться у американцев.

Ученик 6. «Искать недостатки надо не в других - в себе. Надо не критиковать и ненавидеть чужое, а делать лучше свое собственное»

Ученик 8 «Настоящий патриот, на мой взгляд, должен хотя бы знать историю своей страны. Как можно любить свою Родину, не зная о ней ничего?!! Можно ли считать людей, которые якобы борются за чистоту славянской расы, историю этой самой расы не знают, на их лицах написаны: агрессия и желание драться неважно с кем. Вот высказывание, которое можно прочитать на заборе "Бей жидов",- это призывает нас какой-то очередной "патриот". А, наверное, ему не приходило в голову, что знание родного языка входит в список требований, предъявляемых истинному патриоту. И настоящий патриот не будет орать на каждом углу о своей страстной любви к отчизне, он просто будет молча делать свое дело, тем самым реально помогая стране.

Ученик 10. «А я считаю, знание государственной символики - это тоже проявление патриотизма. Мы провели небольшое социологическое исследование в школе.

Презентация. Слайд №3 . Изучая мнение учащихся нашей школы, результаты оказались следующие:

  1. 98 % опрошенных, знают, что изображено на государственном гербе;
  2. 100% знают цвета государственного флага и их расположение;
  3. 95% могут назвали первый куплет государственного гимна;
  4. Чувства, которые испытывают, когда видят или слышат государственную символику – гордость, восхищение, симпатию
  5. К акциям по распространению ленточек (трехцветных) с национальной символикой большинство опрошенных относятся положительно.

Учитель: Разговор можно продолжать долго… Всегда найдутся свои «за» и «против», найдутся и другие трактовки проблемы. В классическом смысле слово «патриотизм» никогда не меняло своего значения.

Презентация. Слайд №4.

Ученик: Вспомним слова А.С. Пушкина:

«Клянусь честью, что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». Обратимся к истории своих предков: в войне против Наполеона патриоты погибали за Россию, в Великой Отечественной войне погибли миллионы патриотов… Они все были готовы на подвиг ради родной земли…

Презентация. Слайд №5. (звучит колокольный звон, и ученик на фоне этого звучания говорит слова о А.Невском).

Ученик : Князь А. Невский прожил всего 43 года, он стал князем в 16 лет, в 20 – победил шведов в битве на реке Нева, а в 22 года – одержал знаменитую победу на льду Чудского озера. И было прославлено его имя. А затем он своей осторожной политикой уберег Русь, дал ей окрепнуть, оправиться от разорения. Он - родоначальник возрождения России!

Ученик: моя Родина, моя Россия в тех людях, которыми она может гордиться…

Презентация. Слайд №6. Звучит музыка Чайковского, на фоне её читают слова о Н.И.Вавилове

“Пойдем на костер, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся” - эти слова принадлежат великому русскому ученому Николая Ивановичу Вавилову. Вся жизнь и труд его были подтверждением этих слов. Всемирно-известный ботаник, генетик, путешественник и исследователь, Николай Иванович в 1929г. становиться академиком СССР. Он – первый президент Всесоюзной сельскохозяйственной академии СССР. Целью его жизни была наука. Он никогда не забывал, что он гражданин своей страны, даже тогда, когда был в 1940 году арестован и обвинён в руководстве антисоветской контрреволюционной организации. Он воспринимал Родину, как - то единственное, чего не купить, ни продать, ни сменить нельзя, хотя ему предлагали лучшие лаборатории мира. В тюрьме он продолжает много работать, пишет книгу “История развития мирового земледелия”, более ста лекций по генетике. Находясь в камере смертников, Вавилов писал: “Имея большой опыт и знания в развитии растениеводства, я был бы счастлив, отдать себя полностью своей Родине”. Он умер от голода в 1943 г. в Саратовской тюрьме…

Учитель: Примеры истинного патриотизма можно продолжать…

Презентация. Слайд №7.

Мое село над небом чистым
Ты помнишь грозные бои?
Под синевой, под обелиском
Лежат защитники твои.

72 воина Советской Армии пали смертью храбрых в январе 1943, освобождая Ливенку от фашистских захватчиков. Это солдаты и офицеры 48 Гвардейской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова Криворожской стрелковой дивизии.

Презентация. Слайд №8 .

На всех фронтах Великой Отечественной войны сражалось около 2500 воинов-ливенцев. Не вернулись 613.

Ученик: О подвигах русских людей мы можем прочитать в книгах, спросить у ветеранов, или посетить музей.

Презентация. Слайд №9. Есть музей и в нашем селе. Основное направление работы нашего музея военно-патриотическое. Большая часть экспозиций связана с военными подвигами земляков и военным периодом истории села.

Презентация. Слайд №10. Из архива музея: «Перед нами фотография Иван Ивановича Понамарёва бывшего моряка Северного флота. После ранения попал в стрелковую дивизию. Не думал, не гадал, что придётся ему первым, раньше передовых частей, с радостной весточкой о близком освобождении войти в родное село. А случилось это так. В разведку пошли втроем. Командир группы Дробязко, который отлично знал немецкий язык, радиодело, устав фашистской армии. Клетчатые немецкие плащи с глубокими капюшонами скрывали от посторонних глаз солдатские ушанки и серые шинели. А и вот родное село Ливенка. Дом, в котором родился и вырос. Только не узнал его сразу матрос. Ночь темна. А издали кажется, что дом нежилой. Окна заложены мешками. Подошли поближе, постучались. Долго никто не открывал. Наконец загремели засовы, дверь отворилась. Встретили его настороженно. По голосу не узнали, а маленький каганец сделанный из патронной гильзы, освещал только небольшой кружок стола. Немецкие плащи вызвали подозрение и страх.

Отец, откликнись. Это я - твой сын Иван!

Не погиб я батя, живой, вот он - я.

Послышались шаркающие шаги, отец, щуря глаза, подошел к говорившему, провел рукой по его щеке и сказал:

Верно! Иван, родинка на месте. Но вдруг нахмурился:

Так ты что же? Немцам продался? - возвысил он голос.

Нет, батя, мы свои, советские. Задание у нас.

Ну, ежели так, значит сын!- все еще настороженно проговорил отец.

И только утром, когда по сигналу разведчиков наступающие войска овладели станцией Палатовка и освободили Ливенку, поверил отец, что сын его Иван - моряк-североморец, жив.

За свой боевой путь Иван Иванович был награжден правительством 9 медалями среди них: медаль «За боевые заслуги» и медаль «За оборону Сталинграда», а также орден Красной Звезды и орден Отечественной Войны 2 степени.

Сейчас нашего земляка нет с нами, но мы не можем забыть о его роли в освобождении села. Ведь именно благодаря умелым действиям разведгруппы советские войска выбили противника из села с наименьшими потерями. И мы не должны забывать наших земляков.

У поэта Б. Ковтуна есть такие строки:

Не хлебом единым мы сыты!
И если в душе пустота -
То будем мы также забыты,
Не будет над нами креста.

Учитель: Память, память, память… она как костры на снегу, которые святят и святятся, согревая сердца старшего поколения, и манят к себе юность, выходящую на собственные дороги.

Ученик: А кто хранит эту память, кто комплектует материал, занимается просветительной работой? Можно ли этих людей считать патриотами своей малой родины? Кто они? Чтобы разобраться в этом, мы пригласили на нашу встречу директора музея - Кононова Александра Васильевича. (Выступление директора музея Кононова А.В.)

Презентация. Слайд № 11, 12. фотографии учителей истории - основателей музея.

Ученик: Остановимся у стенда «Воины - интернационалисты». На одной из фотографий мой отец - Кириллов Сергей Фёдорович. Свой воинский долг он выполнял в Афганистане. К нему я обратился с вопросом: «Папа, как ты считаешь служба в Армии - это патриотизм. Ведь сегодня многие молодые люди, получив диплом о высшем образовании и найдя приличную работу, не хотят служить в Армии? Есть, конечно, и те, кто просто боится, что может вернуться оттуда инвалидом. Ты считаешь, они не патриоты?» - (видеоролик или возможно присутствие участника на классном часе)

Ученик: наша группа с таким же вопросом обратилась к руководителю кадетского класса Адамову Сергею Дмитриевичу. Вот его мысли:

- «По моему мнению, идеальным показателем патриотизма армейская служба не является. Под патриотизмом я понимаю деятельность человека на благо Родины вне зависимости от профессии или должности. Оттого, как эффективно он работает, зависит деятельность всего государства. Поэтому патриотизмом является полнокровная отдача деятельности человека на благо своего народа и государства. История знает подтверждение этому. Взять, например, народное ополчение в годы Великой Отечественной войны. Часть людей из его состава совсем не являлись военнослужащими, но это не мешало им проявлять невиданное мужество и героизм. Разве это не проявление патриотизма?

А работающие в тылу по 20-22 часа в сутки, дающие фронту так необходимые боеприпасы, медикаменты, обмундирование. Крестьяне, пухнувшие с голода, но поставлявшие фронту продовольствие.

Они не служили в армии, не являлись военнослужащими, но разве можно обвинить их в отсутствии патриотизма?

Поэтому, если молодой человек получил диплом о высшем образовании, работает с полной отдачей для людей, для своей страны его можно считать патриотом. Даже если он не служил в армии, язык не повернётся обвинить его в отсутствии патриотизма»

Другое дело, защита Родины. В данном случае, служба в армии действительно является главной составляющей патриотического воспитания человека. Страх же перед армией молодой человек должен побороть, а государство должно об этом позаботиться - не допуская «дедовщины». А инвалидом могут сделать и на улице или в подворотне. Так что ж, давайте теперь никуда не выходить?»

Я думаю, что в ответственный момент для своей Родины каждый гражданин должен встать на защиту своего народа и государства. Для его эффективной защиты молодой человек обязательно должен пройти военную службу. Здесь государство должно занимать жёсткую позицию. И в данном случае отказ от службы - действительно можно рассматривать как отсутствие патриотизма»

Составим ассоциативный ряд

«Патриот, кто он?»

  1. Каждый, кто любит то место, где родился и вырос
  2. Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом
  3. Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.
  4. Сказочно богата природа России. Тот, кто не только любит, но и охраняет природу.
  5. Готов стать на защиту Отечества
  6. Отстаивает престиж свой страны
  7. Знает государственную символику
  8. Готов отдать своей родине все силы и способности
  9. Патриот тот, кто украшает Родину своим трудом
  10. Строит своё будущее, связывая его только со своим отечеством
  11. Знает свой родной язык
  12. Знает историю своей страны, гордится своими предками.

Учитель:

Патриотами не рождаются, ими становятся. И сколько бы кто ни говорил о патриотизме, все это слова. Истина в душе. Как сказал Сергей Есенин "Пусть мы нищие, пусть у нас холодно, голодно, но зато у нас есть душа, от себя добавим - русская душа». Именно с такими помыслами и был создан гимн своей малой родине «Ливенский вальс» нашей землячкой Надеждой Андреевной Битюцкой (ученики исполняют песню).

На тему: «Я патриот своей страны» заставляет задуматься и поразмыслить над тем, кто же такой истинный патриот своей страны и что значит быть патриотом своей страны. Например, наших прадедов, дедов, всех тех, кто отстаивал честь Родины, кто воевал за свободу, отдавая свои жизни за наше светлое будущее, можно без зазрения совести назвать настоящими патриотами. Они, независимо от возраста шли на поле боя, ведь для них было важно остаться независимыми, они хотели счастливой жизни для страны, в которой они родились и выросли. Вот здесь было понятно, кто такой патриот и как им стать.

Что значит быть патриотом своей страны?

А ведь патриоты, независимо от того, в какое время они живут, в военное или мирное, это те люди, кто не просто любит Родину, Отчизну в мыслях, а тот, кто старается делать все возможное, чтобы страна процветала, чтобы у страны и у ее жителей было будущее. Патриот, это тот, кто не жалеет сил, а порой и жизни, чтобы страна была независимой. Это тот, кто готов всегда стать на защиту границ страны, если это будет нужно. Патриот – это тот, кто интересуется историей страны, в которой он живет, знает традиции, культуру, родной язык. Это люди, кто знает свои корни, кто чтит память тех, кто отдал свою жизнь за наше счастье. Вот эти люди действительно достойны называться патриотами.

Да, мы не выбираем Родину, но уже с самого детства мы к ней прикипаем душой и телом, мы любим город, в котором началась наша жизнь, нас тянет домой, на родную землю, на малую Родину, а все потому, что мы любим свою Отчизну.

Тема: «Я патриот своей страны» часто затрагивается и в школе, и дома, о патриотизме говорят в СМИ, но это чувство индивидуально, а значит, и проявляется оно по-разному у всех людей. Однако есть общее, то, что объединяет всех – это стремление сохранить и укрепить свою страну, сделать ее богаче.

Истинный патриот своей страны

О своем патриотизме не обязательно кричать на весь мир, мало того, настоящие патриоты этого и не делают, они молча, не разговорами, а делами, показывают свой патриотизм.
Что сегодня можем сделать мы, будучи школьниками, для своей страны? Можно начать с малого, например, активно принимать участие в организованных субботниках, мы можем не сорить по подъездам и на улицах. Мы можем наводить порядки в своих дворах, парках и скверах, следить за памятниками истории, за братскими и солдатскими могилами, мы можем стать добрее, поддерживать друг друга и идти к общей большой мечте – мечте сделать нашу Родину еще более светлой, красивее, богаче. Вот тогда и про нас скажут: «Это патриоты своей страны».

Продолжение. Начало в № 22/2002

В чем секрет этого удивительного человека?

Я считаю патриотом России Федора Конюхова, потому что он является преданным и любящим, а главное, прославляющим свое Отечество человеком.

Федор Конюхов – неутомимый путешественник. Большей частью он путешествовал в одиночку в бескрайних ледяных пустынях, в просторах мирового океана. К своим сорока трем годам Федор Конюхов успел столько, сколько с лихвой хватило бы на несколько увлекательных жизней.

Пространство неодолимо звало его. В пятнадцать лет он на весельной шлюпке в одиночку пересек Азовское море. Всего он участвовал более чем в тридцати экспедициях и походах, окончил два мореходных училища, художественное училище. Федор Конюхов – мастер спорта по велоспорту, заслуженный мастер спорта по альпинизму, яхтенный капитан, основатель альманаха «Русский путешественник» и школы путешествий «Полюс».

Он ходил через Уссурийскую тайгу по следам В. Арсеньева и морем по маршруту Витуса Беринга, сплавлял плоты по Лене и пересекал тысячи километров на велосипеде от Находки до Санкт-Петербурга. Конюхов был участником автопробега Находка–Брест, покорил вершины Эвереста, Эльбруса, массива Винсон в Антарктике, горы Килиманджаро (Африка) и вулкана Ключевского, трижды достигал на лыжах Северного полюса (впервые в мире, в автономном режиме и в одиночку). Достиг Южного полюса и стал первым русским человеком, дважды обошедшим на яхте вокруг Земли в безостановочном кругосветном плавании (один раз в одиночку).

Всякое бывало в этих нелегких экспедициях. Отдельные эпизоды плаваний достойны страниц захватывающей приключенческой повести. Однажды «Караана» попала в «плен» к большой группе китов. Гиганты моря то всплывали, то погружались у самого борта яхты. Ничего не стоило одному из них поднять хрупкое суденышко на своей спине, перевернуть его или разбить одним ударом мощного хвоста. При всей любви к животным, капитану пришлось палить в воздух и по поверхности воды из ракетницы, а также запустить двигатель, чтобы отпугнуть в общем-то мирные «подлодки».

«Федор» в переводе с греческого означает «большой дар», и, может быть, поэтому природа одарила его так щедро. Федор Конюхов не только мореплаватель, но и художник, литератор, пилот. Все эти достижения не только ради славы. Он проводит научные наблюдения, изыскания в области экологии, туризма. По заданию Минатома исследовал естественное радиационное поле Антарктиды на пути к полюсу. Институт медико-биологических проблем поручил Конюхову вести постоянные наблюдения над самим собой – оценивалось физическое и психологическое состояние в условиях большой высоты, низкой температуры, сильного ветра. Им выполнялись программы Арктического и Антарктического институтов и других организаций.

В чем заключается секрет этого удивительного человека? Может быть, во внутреннем стремлении к осуществлению поставленной цели? Или нет никакого секрета? Возможно, это человек в своей первозданной простоте, естественности желаний, ясности помыслов, чистоте чувств. Кто-то, предпочитающий уют и тепло, отнесет его к числу чудаков, оригиналов, а то и безумцев.

Вся жизнь Федора Конюхова – это пример удивительной цельности духа, верности единству слова и дела.

Мария ПОЛУШИНА,
10-й класс, школа № 7
г. ИВАНТЕЕВКА,
Московская область

Лев Яшин – эпоха в нашем футболе

Патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Наиболее ярким представителем патриотов является лучший вратарь современности Лев Яшин. Сыграв на трех и присутствуя в составе сборной СССР на своем четвертом чемпионате мира, оставаясь рекордсменом по числу проведенных на чемпионатах мира матчей (13), Лев Яшин стал эпохой в нашем футболе.

Обладая блестящим талантом, он был еще и исключительной личностью. Его всегда отличали беззаветная преданность делу и неизменно доброе отношение к людям, его окружавшим. Да, это был лучший вратарь в истории мирового футбола. Никто и никогда уже не сможет его превзойти.

С Яшиным в воротах наша сборная уверенно вступала во все престижные международные турниры. Но его игра на мировых первенствах становилась особым явлением в футболе. В Европе Лев Яшин был достаточно известен и до дебюта сборной СССР на чемпионате мира-1958 в Швеции. Восторженные отзывы получила игра вратаря-новатора, хозяина всей территории площади против сильнейших тогда на континенте венгров с Пушкашем, Кошичем, Божиком, Грошичем, Хидегкути в составе, против чемпиона мира 1954 г. сборной ФРГ. «Московский спрут», «Легендарная кепка» – эти его прозвища впервые прозвучали в сводках с полей сражений чемпионата мира-1958. Особенно удался Яшину матч против австрийцев.

На чемпионат мира-62 в Чили Яшин приехал уже обладателем Кубка Европы. Но в матче группового турнира с Колумбией наша сборная пропустила нелепый гол. В четвертьфинале чилиец Рохас забил решающий гол Яшину с 30 м. Всю вину за поражение свалили на вратаря. В первых после возвращения домой матчах за родное «Динамо» трибуны, подогретые негативной прессой, нещадно освистывали его. И тогда 33-летний Яшин решил закончить с футболом. Но мудрый динамовский наставник Александр Пономарев отправил его в глухую деревню порыбачить. Публика смирилась с отсутствием Яшина в воротах, но тренер начал осторожно ставить его в выездных матчах. Возвращение Яшина стало триумфальным. Вновь приглашенный Константином Бесковым в сборную, Яшин блестяще сыграл отборочные матчи европейского первенства.

Тренер сборной ФИФА чилиец Фернандо Риера пригласил Яшина сыграть против сборной Англии. И Лев Яшин подтвердил свой высочайший класс, уйдя с поля «сухим» после тех 45 минут, которые были ему отведены. Войдя на перерыв в раздевалку, лидер атак англичан Джимми Гривз в сердцах бросил: «Это наваждение, это какой-то дьявол в воротах, за всю карьеру я ничего подобного не видел, ему же невозможно забить!» И в конце года Яшину был присужден «Золотой мяч» как лучшему футболисту сезона в Европе.

К чемпионату мира 1966 г. в Англии Яшину исполнилось 36 лет, и мало кто верил, что тренер сборной Николай Морозов доверит место в воротах ветерану. Но он вновь стал первым номером сборной, опять поверг в восторг британскую публику. А газета «Таймс», освещая матч за третье место, заметила: «Можно спорить о том, была ли Португалия сильнее. Но Яшин, как всегда, показал выдающуюся игру». Наряду с этим в прессе звучал и другой мотив: «Первенство мира – лебединая песня старого московского зубра в национальной сборной». И опять это было заблуждением. На следующий год Яшин вновь заставил вспомнить о себе в матче сборных Скандинавии и СССР, а затем и в отборочном матче чемпионата Европы против греков. Каково же было удивление специалистов и публики, когда наш великий вратарь приехал в составе сборной СССР на свой четвертый – мексиканский чемпионат мира 1970 года. Правда, там он уже не выходил на поле. Свой прощальный матч Лев Яшин провел 27 мая 1971 г. в Лужниках против сборной звезд мирового футбола.

Великий английский форвард Стенли Метьюз вспоминал: «Я вижу вновь заполненный до отказа стадион, вижу ярость атак, вижу Яшина в воротах. И тогда я думаю, что прожил жизнь не напрасно. Я тверже верю в бессмертие футбола – самой прекрасной игры на земле».

Достижения Льва Яшина, его отношение к спорту, к болельщикам и то, с каким патриотизмом он отстаивал честь своей страны на чемпионатах мира, должны быть примером для подражания.

Артур АРУТЮНОВ,
10-й класс, школа № 7
г. ИВАНТЕЕВКА,
Московская область

Образец воли, мужества и стойкости

Я считаю Л. Пахомову и А. Горшкова патриотами России, так как они прославляли нашу Родину и отстаивали ее честь на чемпионатах мира. Л. Пахомова и А. Горшков – олимпийские чемпионы в спортивных танцах на льду – начинали свой путь в большом спорте тогда, когда советские танцевальные пары значительно уступали своим зарубежным соперникам. Понадобилось три года, чтобы Людмила и Александр стали вровень с лучшими танцорами мира, и уже в 1969 г. в американском городе Колорадо-Спрингс они завоевали серебряные награды. Спустя год Пахомова и Горшков первыми среди советских фигуристов-танцоров завоевывают звание чемпионов на первенствах Европы и мира.

Советские чемпионы принесли в мир танцев совершенно новый стиль. Вместе со своим тренером Е.А. Чайковской создали танцы, в которых торжествовал дух и форма народных танцев: русских, латиноамериканских. Некоторые из этих танцев стали просто эталоном для следующих поколений ледовых танцоров. Наши чемпионы не раз показывали образцы воли, мужества и стойкости. В 1976 г. Людмила и Александр стали чемпионами Европы и мира, а в Инсбруке впервые в истории завоевали золотые медали Олимпиады.

Маргарита ТАРАСОВА,
10-й класс, школа № 7
г. ИВАНТЕЕВКА,
Московская область

Символ мужества, героизма, целеустремленности

Всего 36 лет прожил русский исследователь Арктики Георгий Яковлевич Седов. Но сколько вобрала в себя его жизнь! Человек этот стал для нас одним из символов мужества, героизма и целеустремленности.

Он происходил из рыбацкой семьи и только в 14 лет научился грамоте, но сумел закончить мореходные классы.
Прошли годы, и Седов стал образованным офицером, знатоком морского дела. За его плечами не одна труднейшая экспедиция – на Колыму, на Новую Землю. Это только подготовка к самому главному, о чем он мечтал, к чему постоянно готовился, – к экспедиции на Северный полюс.

Правительство отказало Седову в поддержке, и тогда он сам снарядил экспедиционный корабль. 27 августа 1912 г. «Святой Фока» покинул Архангельск. Он держал путь к Земле Франца-Иосифа. Там экспедиция Седова должна была перезимовать. А затем с приходом нового дня отправиться на собаках к полюсу.

Но зима в тот год была ранней. «Святой Фока», не дойдя до Земли Франца-Иосифа, вмерз в лед возле северо-западного побережья Новой Земли. Здесь экспедиция и провела свою первую зимовку. Седов со своими спутниками исследовали Новую Землю, составили новые, точные карты побережья. Наступило лето, но льды продолжали крепко держать корабль. Только в августе лед начал ломаться. С невероятным трудом, почти без топлива, словно подгоняемый неиссякаемой энергией Седова, «Святой Фока» доплыл до Земли Франца-Иосифа и встал на якоре в бухте Тихой острова Гукера. Здесь полярникам пришлось перенести новый удар: не пришло судно с углем.

Наступила вторая тяжелая зимовка, а силы людей были подорваны. Началась цинга, заболел и Седов. Но воля и настойчивость не изменили ему. Его уговаривали остаться на корабле, отложить поход на полюс. Седов не согласился: отложить, значит совсем отказаться от поставленной им цели. В февральский мороз и метель отважный полярник с двумя матросами отправляется в путь. Собачьи упряжки с трудом пробираются по льду. Седов надрывно кашляет, сверяет по компасу направление... «Только на север...» – повторял он.

Дойти до Северного полюса Седову не удалось. Он умер в пути. Но его короткая жизнь не была напрасной. Смелый первопроходец сделал свое дело – проложил путь на Север другим, которые дошли до полюса, опираясь на ценные научные сведения, полученные экспедицией Георгия Седова.

Благодарные потомки хранят память о замечательном человеке, прочно вписавшем свое имя в историю исследования Арктики. Именем Георгия Яковлевича Седова названы поселок в Донецкой области, где он родился, а также мыс и ледник на самом северном архипелаге мира – Земле Франца-Иосифа.