Когда появилась национальность «русский». Русские

Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения русского этноса протянулась от Калининградской области на западе до Дальнего Востока на востоке и от Мурманской области и Северной Сибири на севере до предгорий Кавказа и Казахстана на юге. Она отличается сложной конфигурацией и сложилась в результате длительных миграций, совместного проживания в одних регионах с другими народами, процессов ассимиляции (например, некоторых финно-угорских групп) и этнического разделения (с белорусами и украинцами).

Имя народа «русь» или «рос» появляется в источниках в середине VI в. Ясности в происхождении слова «Русь» нет. По наиболее распространенной версии этноним «Русь» связан с наименованием «рос», «рус», восходящим к названию реки Рось, притока Днепра. Слово «Русь» было распространено в Европе.

Антропологически русские однородны в том отношении, что все они входят в состав большой европеоидной расы. Вместе с тем между отдельными группами наблюдаются различия. Среди русского населения северных областей преобладают признаки атланто-балтийской расы, русские центральных районов составляют восточноевропейский тип среднеевропейской расы, русские северо-запада представлены восточно-балтийским типом беломорско-балтийской расы, среди русских юга обнаруживаются признаки примеси монголоидного и средиземноморского элементов.

Этногенез русского этноса тесно связан с происхождением древнерусской народности, в становлении которой, в свою очередь, важную роль сыграли восточнославянские племена. Древнерусская народность с общевосточнославянским самосознанием сформировалась в период единства древнерусского раннефеодального Киевского государства (Киевской Руси IX - начала XII в.). В период феодальной раздробленности общее самосознание не было утрачено, что сказалось, в частности, на формировании этнонимов, обозначающих в последующие века три восточнославянских народа - великороссов, малоросов, белорусов.



Процесс развития русской народности протекал параллельно с формированием украинской и белоруской народностей. Известную роль в этом сыграло постепенное накопление местных различий в условиях распада единого древнерусского государства. Этнокультурные различия трех народов, формировавшиеся в последующие века, объясняются как племенным членением восточных славян догосударственной эпохи, так и социально-политическими факторами. В условиях освободительной борьбы против ордынского ига (середина XIII - конец XV вв.) проходила этническая и этноконфессиональная консолидация княжеств северо- восточной Руси, образовавших в XIV - XV вв. Московскую Русь.

К периоду, когда начался новый процесс объединения русских, украинцев и белорусов в Российском государстве, этническая дифференциация восточных славян, развивавшаяся в XIV - XVII вв., зашла достаточно далеко (хотя и не была до XIX - XX вв. вполне завершенной) и оказалась необратимой. Восточные славяне продолжали развиваться в условиях интенсивных межэтнических контактов, но уже как три самостоятельных народа.

Важнейшими особенностями этнической истории русских являлись постоянное наличие слабозаселенных территорий и многовековая миграционная активность русского населения. Период, предшествовавший формированию древнерусского государства, так же как и эпоха Киевской Руси, ознаменовался движением восточнославянского этнического массива на север и северо-восток и заселением тех областей, которые впоследствии образовали ядро русской (великорусской) этнической территории.

Этническое ядро русского народа сложилось в XI - XV вв. в пределах земель, лежащих в Волго-Окском междуречье и границах Великого Новгорода, в ходе ожесточенного сопротивления монголо-татарской зависимости.

После освобождения от ордынского ига началось вторичное заселение «дикого поля», т. е. южнорусских районов, разоренных ордынскими набегами. Последовали переселения в Поволжье в XVII - XVIII вв., в Сибирь, на Северный Кавказ, позже - в Казахстан, на Алтай и в Среднюю Азию. В результате постепенно сформировалась обширная этническая территория русских. В ходе освоения русскими новых территорий проходили интенсивные межэтнические контакты с представителями ряда других народов. Эти и другие факторы способствовали тому, что в составе русского народа сохранились или сформировались особые (обособленные) этнографические, этноконфессиональные, этнохозяйственные группы.

В XVIII - XIX вв. постепенно формируется русская нация. Можно сказать, что во второй половине XIX в. в основном сложилась русская нация. Реформы 60-х гг. XIX в. дали сильный толчок развитию капитализма в России. В течение XIX в. происходило формирование русской интеллигенции, были достигнуты крупные успехи в сфере литературы, искусства, науки, общественной мысли. Вместе с тем сохранялись в определенной мере архаичные формы традиционной культуры.

Большое влияние на становление русского этноса оказывали природно-климатические особенности страны: практическое отсутствие горных хребтов, наличие большого количества лесов и болот, суровые зимы и т, д. Напряженность сельскохозяйственных работ, особенно необходимость вовремя и без потерь управляться с уборкой урожая, способствовали формированию русского национального характера, умению выдерживать сверхнапряжение, что оказывалось спасительным и нужным в период вражеских нашествий, голода, серьезных социальных потрясений. Периодически повторяющиеся нападения на внешние границы страны настоятельно побуждали русское население к освободительной борьбе и единству. В этих условиях в формировании и укреплении великорусской народности, а затем русской нации исключительную роль сыграло государство.

При отсутствии сводных статистических данных, вплоть до XVII в., по разным подсчетам, в Российском государстве в середине XV в. насчитывалось 6 млн. человек, в первой половине XVI в. 6,5 - 14,5, в конце XVI в. 7 - 14, а в ХVII в. 10,5 - 12 млн. человек.

В XVIII в. демографическое состояние Российского государства и русского народа представляется в следующем виде. В 1719 г. все население России составляло 15 738 млн. человек, в том числе русские - 11 128 млн. В 1795 г. из 41 175 млн. населения русские насчитывали 19 619 млн. человек, или 49% от всего населения. В приведенных данных не учтено русское население, проживавшее в Прибалтике, белорусских и украинских губерниях, в области казачьих войск (Донского и Уральского).

После вхождения в состав Российской империи по Ништадскому миру (1721 г.) Эстляндии и Лифляндии, а позже Курляндии, в начале XIX в. Финляндии и Бесарабии, а во второй половине века Средней Азии и Дальнего Востока русские начали заселять и эти регионы. Таким образом, миграционные движения русского народа в XIX - начале XX вв. не прекращались, образовывались новые очаги русского заселения. В результате этих движений численность русского населения в Центрально-Промышленном и Северном регионах Европейской части страны росла медленнее, чем в южных заселенных регионах.

По переписи 1897 г. все население страны насчитывало 125,6 млн. человек, из них русские составляли 43,4% его состава (55,7 млн. человек), большая часть из них находилась в Европейской части страны.

К 1990 г. численность русского этноса достигла 145 млн. (собственно в России - почти 120 млн. человек), или 82,6% всего населения. 49,7% русских заселяют центр Европейской части России, северо-запад, Волго-Вятский регион и Поволжье; на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке - 23,9%. В ближнем зарубежье более всего русских на Украине, в Казахстане, в Узбекистане, Белоруссии.

История свидетельствует, что словоформа «национальность русский» применительно к конкретному этносу не стала в России общеупотребительной даже к началу ХХ века. Можно привести массу примеров, когда знаменитые русские деятели на самом деле были чужеземных кровей. Литератор Денис Фонвизин - прямой потомок немца von Wiesen, полководец Михаил Барклай-де-Толли - тоже из немцев, пращуры генерала Петра Багратиона - грузины. О предках художника Исаака Левитана даже говорить нечего – и так все ясно.

Еще со школы многие помнят фразу Маяковского, желавшего выучить русский только за то, что на этом языке разговаривал Ленин. Между тем сам Ильич себя к русским вовсе не причислял, и тому есть многочисленные документальные подтверждения. Кстати, именно В. И. Ленин впервые в России придумал ввести графу «национальность» в документах. В 1905 году в анкетах о принадлежности к той или иной нации сообщали члены РСДРП. Ленин в таких «самодоносах» писал, что он - «великоросс»: в то время, если надо было сделать акцент на национальность, русские именовали себя так «великороссы» (по словарю Брокгауза и Ефрона - «великорусы») – население «Великой России», называвшейся иностранцами «Московией», с XIII века постоянно расширявшей свои владения.

И одну из первых своих работ по национальному вопросу Ленин назвал «О национальной гордости великороссов». Хотя, как сравнительно недавно выяснили биографы Ильича, собственно «великоросских» кровей в его родословной было с гулькин нос - 25%.

К слову, в Европе национальность как принадлежность к определенному этносу была общеупотребительным понятием уже в XIX веке. Правда, для иностранцев она была равнозначна гражданству: во Франции жили французы, в Германии - немцы и т. д. В подавляющем большинстве зарубежных стран эта тождественность сохранена и поныне.

Русские

представители древнейшей и самой многочисленной славянской нации, проживающие в основном в России.

Подавляющее большинство русских живет в пределах своей исторически сложившейся этнической территории, которой для них является Россия. Предками русского народа были земледельческие племена, жившие в 1 тысячелетии н. э. на обширном пространстве Днестровско-Днепровского междуречья. В IX-X веках нашего тысячелетия здесь сложилось крупное славянское государство, Киевская Русь, население которого, несмотря на имевшиеся кое-где местные бытовые и культурные различия, говорило на едином древнерусском языке и называло себя "русью", "русичами", а свою родину "русской землей". Именно Киевская Русь послужила основой формирования трех великих народов: русского, украинского и белорусского.

Образование централизованного Русского государства было глубоко прогрессивным делом. Оно спасло не только русских, но и другие славянские народы и даже западные страны от порабощения иноземными захватчиками. В то время территорию России разрывали на части польские, литовские и шведские феодалы. А позднее она подверглась нападению монголо-татаров. По подсчетам историка С. М. Соловьева, с 1055 по 1462 годы Русь перенесла 245 нашествий врагов.

Русская народность как этнически сложившаяся общность () сформировалась в начале XVII века. По диалекту и некоторым особенностям материальной культуры уже тогда стали выделяться северные русские и южные русские, что впоследствии привело к появлению украинцев и белорусов.

До 1917 г. общеобразовательный уровень среди русских был крайне низким. Четыре пятых молодого населения России были безграмотными. И все же в условиях жестокого царского гнета, более чем 200-летнего монголо-татарского ига, бесконечных нашествий иноземных завоевателей русский народ создал свою неповторимую культуру и ее материальную основу - прекрасный русский язык, который по свидетельству многих исследователей, является одним из самых сильных и самых богатых из живых языков мира.

Русская земля подвергалась многочисленным нападениям захватчиков с востока, юга и запада. Русский народ с первых дней своей истории вынужден был в жестоких боях с врагами отстаивать свою независимость, показывая при этом образцы воинской доблести, беззаветной преданности и любви к Родине. Даже враждебные славянам иноземцы, такие как готский историк Иордан или византийцы Маврикий и Лев Диакон, признавали, что "народ сей отважен до безумия, храбр и силен".

В более поздние времена иностранные писатели и путешественники отмечали в своих путевых записках смелость и богатырский дух нашего народа, его выносливость и презрение к смерти. "Русских воинов легче убить, - сообщали они, - нежели принудить к плену, Во время обороны городов русские воины заграждали проломы стен собой и сражались даже тогда, когда от пожаров на них горела одежда".

Современник храброго и воинственного киевского князя Святослава византийский историк Лев Диакон писал: "Россы, приобретшие славу победителей у соседних народов, считая ужасным бедствием лишиться ее и быть побежденным, сражались отчаянно". По его же словам, Святослав, окруженный с дружиной у турецкой крепости Дорестол численно превосходящим противником, сказал своим воинам, когда некоторые из них предложили отступить: "У нас нет обычая бегством спасаться в отечество: или жить победителями, или, совершив знаменитые подвиги, умереть со славой".

Эти слова стали как бы заветом для всех русских людей на протяжении более чем тысячелетней истории государства Российского.

Такие видные знатоки психологии русского человека, как Л. Н. Толстой, К. М. Симонов, А. Н. Толстой, другие великие российские мыслители и литераторы, подчеркивали, что отличительными чертами русского национального характера являются высокая гражданская солидарность, готовность прийти на помощь, общительность, доброжелательность, храбрость, мужество, неприхотливость и старательность.

Ф. Энгельс, сравнивая русских с представителями западно-европейских стран, писал: "Они никогда не поддаются панике. Кроме того, русский хорошо сложен, крепок здоровьем, прекрасный ходок, нетребователен, может есть и пить почти все и более послушен... чем кто-либо другой в мире". Высокие морально-политические качества русских военнослужащих признавали и наши бывшие противники. Гитлеровский генерал Г. Блюминтрит писал, что "русский солдат является достойным противником; он стоек, храбр, вынослив, грозен в обороне, стремителен в наступлении".

Замечательной чертой русского народа является трудолюбие. Старательность, высокая профессиональная ответственность, мастерство среди русских были и остаются мерой достоинства человека. В каждой русской семье с давних пор родители воспитывают у своих детей стремление жить в мире, дружбе, любви к труду, человеку, в духе высокой морали. В нашей стране всегда осуждались и осуждаются лень, тунеядство, плутовство.

Испокон веков русский народ славился своим хлебосольством и гостеприимством. В любом доме и семье россияне радушно принимали и принимают знакомых и незнакомых людей, дают ночлег, угощают всем, чем только могут. Эти черты русских были и остаются практически неизменными.

Представители русской национальности достаточно легко адаптируются к окружающему образу жизни, быстро привыкают к новым для них условиям, не проявляют особенного пристрастия к национальному питанию, одежде. Они неплохо относятся к учению, успешно овладевают знаниями, быстро привыкают к предъявляемому уровню требований со стороны окружающих. Без особого морального и психологического волнения и напряжения воспринимают они и переезды в другие края, довольно легко переносят разлуку с родными и близкими.

В целом русские обычно неплохо подготовлены к самостоятельной жизни, однако в некоторых случаях чрезмерно романтизируют ее отдельные стороны, слишком абсолютизируя их значение. Эта черта часто порождает у них стремление к излишней и неорганизованной активности, а иногда и приводит к некоторому разочарованию в работе.

Формирование дружеских связей у русских основывается в первую очередь на общности жизненного опыта, интересов. В этом процессе главным критерием они считают индивидуальные качества товарищей по совместной деятельности, а не национальность последних.

Более того, их опыт общения и взаимоотношений с лицами других национальностей часто невелик и в значительной мере приобретается во время нахождения в том или ином многонациональном регионе.

Особенности русского национального характера подмечали многие как отечественные, так и зарубежные писатели и ученые, считая, что они выражаются не в принадлежности к русской нации, а в "особом состоянии души". Более всех к пониманию этого "состояния души" удалось приблизиться великому русскому писателю Ф. М. Достоевскому, начертавшему на бумаге фразу всего из трех слов: "Доброта спасет мир". Дрб-рота стала одним из наиболее отличительных социально-психологических качеств нашего народа.

И если вдуматься, то мы идем всем миром, всей планетой именно к этому пониманию смысла жизни и мироздания. Идем к утверждению общечеловеческих ценностей, к новому видению мира, к новой психологии.

Есть у каждого народа как положительные, так и не совсем привлекательные черты. Например, у представителей русской национальности помимо тех качеств, о которых говорилось выше, нередко можно встретить и проявления лености, несобранности, прожектерства, неумения, а иногда и нежелания доводить начатое дело до конца. Как это ни парадоксально, именно эти черты в прошлом всегда высмеивались на Руси. Вот почему к подобным вещам не следует подходить однозначно. В них важно видеть стремление народа избавиться от всего наносного, неглавного, мешающего его развитию.

Нельзя забывать и о том, что, уповая на народную мудрость, мы сами часто поступаем не совсем разумно. Например, водители-русские нередко оправдывают превышение установленной скорости движения тем, что русские, мол, любят быструю езду. Есть такая народная поговорка: "Какой русский не любит быстрой езды?". Знал бы великий российский писатель Н.В. Гоголь, акцентировавший внимание на этом, сколько его соплеменников впоследствии поплатились за подобное пристрастие своей жизнью и здоровьем!

Вместе с тем необходимо помнить, что работа с представителями русской национальности требует определенного контроля, большой взыскательности, профилактики иногда присутствующих элементов расхлябанности, безответственности, халатности. В. И. Ленин подчеркивал, например, что у русского народа есть много хороших качеств, но есть и неорганизованность и не всегда нужное и соответствующее складывающимся обстоятельствам поверхностное отношение к труду. В беседе с А. М. Горьким в свое время он отмечал: "Мы, русские, по преимуществу талантливы, но ленивы умом". Кроме того, представители русской национальности иногда могут быть не склонны к самостоятельности, слишком часто поддаются отрицательным влияниям, в ряде случаев излишне легко и быстро перенимают чужие пороки, бывают чересчур доверчивыми и болтливыми. Все эти особенности необходимо учитывать в работе с представителями русской национальности и межнациональных отношениях с ними.


Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .

Смотреть что такое "русские" в других словарях:

    Русские - Государство * Армия * Война * Выборы * Демократия * Завоевание * Закон * Политика * Преступление * Приказ * Революция * Свобода * Флот Власть * Администрация * Аристократ … Сводная энциклопедия афоризмов

    РУССКИЕ - народ, основное население Российской Федерации (св. 119,87 млн. человек). На Украине 11,35 млн. человек, в Казахстане 6,23 млн. человек, Узбекистане 1,65 млн. человек, Белоруссии 1,34 млн. человек, Киргизии 916,6 тыс. человек, Латвии 905,5 тыс.… … Большой Энциклопедический словарь

    РУССКИЕ - (самоназвание великорусы, великороссы) народ общей численностью 146500 тыс. чел., основное население Российской Федерации (119865 тыс. чел.). Другие страны расселения: Украина 11356 тыс. чел., Казахстан 6228 тыс. чел., Узбекистан 1653 тыс. чел.,… … Современная энциклопедия

    РУССКИЕ - РУССКИЕ, русских, ед. русский, русского, муж. Восточно славянский народ, составляющий большинство населения СССР, великоруссы. «Я русский, я люблю молчанье дали мрачной.» Фет. «Татьяна (русская душою, сама не зная, почему) с ее холодною красою… … Толковый словарь Ушакова

    РУССКИЕ - РУССКИЕ, их, ед. ий, ого, муж. Народ, составляющий основное коренное население России. | жен. русская, ой. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    РУССКИЕ - РУССКИЕ, народ, основное население Российской Федерации (119865,9 тыс. человек). За пределами Российской Федерации живут на Украине, в Казахстане, Узбекистане, Белоруссии, Киргизии, Латвии, Молдавии, Эстонии, Азербайджане, Таджикистане, Литве,… … Русская история

Как хорошо быть русским

Прочитал тут наивный детский пост про причины любить русских, и задумался, а за что я люблю свой добрый народ? Даже молдаванин найдёт сто причин, по которым молдаване лучший народ на Земле, значит и у русских должны такие причины. За что мы, русские, любим нас, русских? (помимо очаровательной скромности, содержащейся в этом вопросе).

За потрясающую смесь гордости и самокопания . Русского можно обобрать до нитки, избить, измазать в грязи – и всё равно он будет смотреть на обидчиков с плохо скрываемой жалостью превосходства. Уверенность нашего народа в его величии и избранности никак не зависит от внешних обстоятельств, на все остальные народы мира, включая правящих американцев, русский смотрит свысока.

Это сознание держащих мир атлантов , сознание солнца, вокруг которого вращаются все остальные народы-планеты, вело как к нашим величайшим триумфам, так и к поражениям от самоупоения. Поражения, в свою очередь, приводили к самобичеванию, к покаянию, истовому, истинному, русскому – и всё также замешанному на чудовищной гордыне, на тайном осознании того, что да, мы конечно согрешили, но так глубоко и страшно, как грешили мы, никто больше в мире грешить не может. Даже валяясь в ногах, даже со слезами размазывая по лицу снег, русский будет уверен, что у него самые чистые в мире слёзы и самое искреннее валяение в ногах.

Гордая, непоколебимая самоувереннность в собственном превосходстве – это и наша величайшая слабость , потому что гордеца легко провести, и наша величайшая сила , потому что самые страшные поражения, неудачи, катастрофы не производят на русского ни малейшего впечатления. Там, где другой народ в ужасе драпает и мрёт от депрессии, невозмутимые русские только начинают входить во вкус. «Блицкриг? Кадровая армия уничтожена? Уже под Москвой разведчиков видели? Ну, дела... А это варенье такое вкусное, оно из чего? Малиновое? Хорошее варенье... шинель там мою достань».

За жгучее, яростное, не утихающее столетия желание дойти до предела и выйти за предел. Плакать – так, чтоб глаза выплакать. Сибирь осваивать – так, чтоб она аж на Аляске кончалась. Самолёты строить – так, чтоб аж до космоса. Тоталитаризмом заниматься – так, чтоб даже фашисты в ужасе глаза закрывали. Воевать – так, чтобы земля плавилась.

Русский не только долго запрягает и быстро едет, но несётся до тех пор, пока не прорвёт саму линию горизонта, во всём, от внутренней духовной жизни, до революционной активности до научно-технических изысканий. Только с психологией вечно рвущегося за предел можно было построить такую огромную страну, как наша, создать такую мрачную и величественную литературу, как наша, изумить мир немыслимыми ужасами и немыслимыми геройствами, как наши. Русский способен на проявления высших, редчайших чувств – и точно также он способен на проявления предельной, ужасающей низости. Иногда – одновременно. Вспышки предельного русского характера заставляют порой другие народы застыть в ужасе или благоговении.

За ловкую, хваткую, пиратскую переимчивость , растущую из осознания собственной уникальности и превосходства. Типично русская ситуация: взять английскую ядерную бомбу, взять немецкие ракеты, после чего вот уже 50 лет грозить миру «Нашим, русским ядерным оружием!», не чувствуя ни малейшего подвоха и ни малейшего смущения. Если русский находит удобной себе чужую вещь, идею, разработку, то он тут же начинает её использовать так, как будто только что сам придумал. Смущений, метаний, стыдливости у русского нет, русский ощущает себя мастером, у которого весь мир – мастерская, и который может брать на вооружение любой понравившийся инструмент и делать из него что-то своё.

Как слово «генеральша», в котором слышен иностранный корень, но суффикс которого роскошно-нагл своей бесстыдной русскостью. Понравился генерал, взяли генерала, сделали ему подругу генеральшу. Это по-русски! Из-за этого всевозможные народы, столкнувшись с русскими, тихо охреневают от того, как русские форматируют реальность под себя, используя окружающее пространство как инструментарий. «Хороший у вас город, Казань. Только мы его немножко сожжём и воооот сюда перенесём. Так красивее. Правда. И кончайте бегать и вопить, татары, для вас же, дураков, стараемся», – вот русский тип мышления.

За полное отсутствие культуры лицемерия . Есть лицемера – с холодно-непроницаемым лицом, с отточенными движениями, с лёгкой улыбкой, за которой может скрываться и предельная благожелательность, и предельная ненависть. Есть азиатский тип лицемера – душно-угодливого, истекающего похвалами, улыбающегося так, что рот чуть не рвётся – и при этом бранящего вас в три этажа, едва дверь закроется. А русского типа лицемера нет .

Дежурную американскую улыбку русский воспринимает, как , как оскорбление, как насмешку, как издевательство, как объявление войны. Искренность губит русских в мире тотального изысканного лицемерия, но и она же служит безошибочным опознавательным знаком, по которому можно моментально узнать своего в толпе чужих. И если у других народов искренность – знак высшего расположения к вам, то у русского искренность нулевой уровень, а расположение начинается с «душевности» , которая порой принимает немыслимые для иностранца формы. Уж если тебе, братец, русские решили показать задушевность – садись и пиши завещание, чисто на всякий случай.

Наиболее полное выражение национального характера.

За неспособность по-настоящему обижаться , вырастающую из всё того же абсолютно непробиваемого чувства исключительности. Русские очень часто проигрывают в национальных конфликтах, потому что не воспринимают их как конфликты, не видят в нападках и даже прямых нападениях других народов угрозы.

«Они ж кто-то, вроде собачек, чего на собачек обижаться?».

Сюжет мести для русской культуры нехарактерен, русский не понимает долгой, изматывающей, иссушающей англосаксонской интриги, и чуть ли не на следующий день лезет к обидчику обниматься, чем способен довести обидчика до инфаркта. Растущая из неспособности обидеться специфическая русская доброта , – то есть, нечувствительность к намёкам, окрикам, уколам, ударам и предсмертному ору несчастной жертвы, пытающейся избавиться от русского, – обеспечила нашему народу ту самую невиданную в истории колонизационную динамику. «Удавить в объятиях» – это типично русская ситуация, ставящая в тупик другие народы и племена с более тонкой и обидчивой душевной организацией.

За красоту . Русский фенотип – это изящное смешение северной нордической суровости, слишком скалистой, слишком острой, слишком квадратной в своём чистом скандинавском типаже, и очаровательной славянской мягкости, слишком размытой и слишком покорной у других славянских народов. Русским одинаково чужда и северная угловатая бетонность, и южная курортная желейность, они сочетают в себе эти два элемента самым совершенным и приятным для глаза образом.

О русской красоте сказано за прошедшие столетия достаточно слов, но мне в классических русских типажах больше всего нравится идущая от них спокойная сила, не истеричная южная суетливая говорливость, не комичная северная прямоугольная надменность, но мягкая, и вместе с тем страшная сила, сила народа , способного согнуть в бараний рог кого угодно, легко читаемая в спокойных русских взглядах.

За красоту и богатство языка , способного выразить тончайшие, едва уловимые оттенки чувств, и при этом поднимающегося в своём звучании то до нежных, бойких, игривых, почти итальянских переливов, то опускающегося до угрожающего шипения страшных первобытных шипящих. На итальянском хорошо говорить о любви – но как на итальянском проклинать врага? На немецком прекрасно проклинать врагов, но как на немецком признаваться в любви? На английском можно делать и то, и другое, но в обрезанной, уродливой, базовой, детской комплектации. И только русский даёт своему обладателю полную языковую палитру , все языковые краски. И тончайшие кисточки и пёрышки, чтобы этими красками прорисовывать тончайшие элементы.

За невероятную историческую судьбу . Что такое еврейская историческая судьба? «Обидели мышку, написали в норку». Что такое американская историческая судьба? «Поехал жлоб на ярмарку». Что такое немецкая историческая судьба? «Лавочник и мировое господство». Что такое русская историческая судьба? Эпос. Невероятные взлёты. Немыслимое падения. Полное ничтожество. И полное господство над миром на расстоянии вытянутой руки.

Когда я начал изучать драматургию, я не мог избавиться от ощущения, что русская история будто бы написана профессиональным драматургом, ловко угадывавшим, в какой момент зритель начинает скучать от сплошных побед-побед-побед, и где надо ему подставить ножку, а где, наоборот, поднять из грязи к величию. В силу привычки русский даже не видит, насколько это идеальный драматический контраст, насколько это совершенное сочетание: мрачные репрессии 37-го и потрясающая, невозможная сталинградская победа 43-го. Или Брусиловский прорыв 1916-го и полное уничтожение, вот буквальный развал государства уже к середине 1917-го. Русский, в силу привычки, даже не понимает всю упоительную, головокружащую красоту этих американских горок русской истории, от которых любой другой народ давно бы уже сошёл с ума.

Сейчас у нас мрачный период истории , но это временно, потому что русский по своей природе – жизнерадостный наглец, который не может долго грустить и переживать. Поплакали, покаялись, выпустили из себя все негативные эмоции – и пошли разминать кулаки, ну, чтоб было в чём каяться в следующий раз. Русская самоуверенность, ярость, переимчивость, пугающая задушевность и неспособность вовремя обидеться, показывают лишь одно – с перешедшим из депрессивной в активную фазу русским невозможно договориться, его невозможно остановить, оскорбить, отвадить, усовестить.

Только поднять руки и бежать прочь, потому что даже убить самый большой белый народ мира нельзя. Сейчас мой добрый народ в депрессии, но, как показали зимние митинги, драматургия русской истории берёт своё и нация начинает пробуждаться, переходить в активное, в наглое, в «Да я же тебя люблю, я же тебе добра хочу, не смей, сссука, отворачиваться!» состояние. После чего всем нерусским народам придётся включить режим «разбегайся кто куда, русские нам добра захотели» .

Являются ли русские величайшим народом на Земле? Да! Русская наглая настойчивость рано или поздно перемелет всё и всех, даже китайцев. Есть народы умнее, есть народы хитрее, есть народы организованнее, есть народы богаче, есть народы многочисленнее, но народа настойчивее русских нет. Русские, разогнавшись, ломали всё: армии, народы, страны, континенты, космическое пространство, и рано или поздно русские проломят мир. А кроме того, каждый настоящий русский знает, что мир принадлежит ему по праву – осталось просто этот мир забрать. И рано или поздно русский мир себе заберёт.

Кто такие мы, русские? Что за народ? Как он возник? Практически никто об этом ничего не знает. Недаром русских зовут: Иванами, не помнящими родства. Психологи убеждены, что большинство бед современной России из-за того, что сознание титульной нации, то есть русских, как бы закрыто пеленой. Порой кажется, что какой-то вселенский демиург затуманил до времени наш рассудок. Но время прояснения сознания уже наступает. Недавно вышла новая книга Геннадия Климова «Русские веды», которая подробно рассказывает о древнейшей истории Руси, архаичных цивилизациях Восточной Европы, где произошла, как оказалось, эволюция человечества. Оказалось, что мы из школьных учебников приблизительно знаем историю только 5 тысяч лет и то с большими искажениями, а история цивилизации Руси насчитывает минимум 50 тысяч лет, то есть в 10 раз больше. Геннадий Климов профессиональный исследователь древних религий и эпосов. В последней книге есть фрагмент, который повествует о рождении народов, которые стали прародителями славян. Сегодня мы попросили рассказать Геннадия Климова о происхождении русского народа.


- Давайте с самого начала отбросим некоторые мифы, которые преследуют нас. Русских можно считать славянами с определенной натяжкой. Славяне это один из народов, выделившихся из Руси и не более того. Скажем, в Воронежской, Ростовской, Харьковской областях население состоит на 60 процентов из потомков ариев, которые позже образовали сарматско-скифский мир. А в Новгородской. Тверской, Псковской также на 40 процентов из потомков Скандинавов. Нижнее Поволжье в определенной пропорции заселено народом, из которого двумя волнами выделились евреи. Русские - это праэтнос, из которого выделились другие народы. В русском языке, в русской ментальности совмещены как бы два кода - Сарматии, мира женских матриархальных устоев и Скифии, мира мужских сечей и казачьих орд. У русских очень сложный архетип, поэтому пока у русской цивилизации так много проблем. Но скоро сознание русскоговорящих людей очистится, наступит преображение. Вот тогда наступит подлинный рассвет русского мира. Этот процесс уже начался.
Часто задают вопрос: откуда русские пришли? Россияне всегда жили на своем месте в восточной Европе, даже во время оледенения и потопа. Непрерывная история России наблюдает с глубину в 50-70 тысяч лет. Для примера, Китаю едва исполнилось 5 тысяч лет. А египетские пирамиды были построены всего 4 тысячи лет назад. Но конечно славяне сыграли в энтосогенеза русской нации значительную роль. В образной форме древние авторы арийских книг сохранили для нас послание о рождении народов Северного Причерноморья и в том числе славян. Можно считать в определенной мере предками русских народ - венеды. Арийские древние книги повествуют следующее.
Кадру и Вината были сестрами. Отцом их был Дакша - владыка созданий. У него было 13 дочерей, которых он выдал замуж за мудреца Кашьяпу. Кадру родила тысячу сыновей, а Вината только двоих. Кадру принесла много яиц, а Вината - всего два яйца. Через пятьсот лет вылупились из яиц Кадру тысяча могучих змеев - нагов. У другой сестры Винаты к этому времени еще никто не появился на свет. В нетерпении Вината разбила одно яйцо, и увидела там сына, развившегося только наполовину. Она назвала его Аруной. Арийские тексты содержат в себе много тайн. Имя Арун означает «руны камня Алатырь». Это система знаков, применяемых жрецами Валдая в качестве тайнописи. За свое уродство разгневанный Арун проклял свою нетерпеливую мать Винату, и предрек ей быть рабыней пять сотен лет. От имени Вината происходит русское слово «вина» и название древних родов славян вендов. Это слово в разное время использовалось по отношению к разным народам, иногда ко всем славянам в целом, также иногда ассоциируются с вандалами. На протяжении Средних веков немцы обобщенно называли вендами все соседние с ними славянские народы (кроме чехов и поляков, которые происходят от другой ветви переселенцев из Руси): лужичан, лютичей, бодричей (проживавших на территории современной Германии) и поморян. В Германии во времена Веймарской республики в органах внутренних дел еще существовал специальный Вендский Отдел, который занимался работой со славянским населением Германии. На сегодняшний день в значительной степени современные германцы - это генетические потомки прибалтийских славян. Большое число слов с корнем «венд» встречалось в землях востока Германии: вендхаус, вендберг, вендграбен (могила), винденхайм (родина), виндишланд (земля вендов) и т.д. На территории современной Латвии еще в XII-XIII вв. н.э. обитал народ, известный под названием «венды». Не трудно предположить, что они происходят от родов, которые положили два сына матриархальной коммуны Вината, упомянутой в арийских Ведах. Слово «Россия» по-фински и по-эстонски звучит, соответственно, «Venaja» и «Vene». Предполагают, что финское и эстонское название русских также связаны с названием «венеды».
История, которая сохранилась в арийских Ведах, говорит, что славяне в начале времен проявились в виде сына Винаты, родившемся недоношенным, но получившим имя Арун, что означает «владеющий тайными знаниями». Прокляв свою мать (уйдя из матриархальной коммуны, его породившей), он сказал: «Через пятьсот лет другой сын избавит тебя от рабства, если ты не разобьешь второе яйцо раньше времени».
Это было незадолго до начала Троянской войны. В это время боги и асуры были в мире. Единая арийская империя мобилизовала все силы, чтобы построить гигантскую стену, отделявшую север от юга. Так древние пытались защититься от болезней, которые надвигались на Русь с юга. В это время сестры Кадру и Вината увидели чудесного коня Уччайхшраваса, вышедшего из морских вод. Между ними возник спор - какого цвета хвост у того коня. Вината говорила, что белого (как и было на самом деле). Ее сестра Кадру же - что черного. Согласно условию спора - та, что проиграет, должна стать рабыней.
Ночью Кадру послала тысячу своих сыновей - «черных змеев», чтобы они повисли на хвосте белого коня, и тем бы скрыли его природный цвет. Так коварная Кадру обманом обратила свою сестру в рабство. И так сбылось проклятие первых славян арун. Скорее всего, это одно из племен скифов или сармат, после Троянской войны переселившихся на Балканы. Здесь потомки Аруна стали именовать коловянами - южными славянами. Они образовали 12 этрусских родов, создавших древнее Этрусское государство и Рим.
В русском эпосе история миграций этого народа сохранилась в сказке о колобке. Собственно колобок - это и есть коловяне. Было это ориентировочно 1200 году до н.э. Через 2200 лет часть их вернется на Русь в Киев и Новгород, после того как Моравия была завоевана венграми. Вернувшись, они принесли с собой много сказок и сказаний о своей древней истории. Так на Руси появилась сказка о колобке.

Но это только половина истории славян. Вината еще из второго яйца родила исполинского орла. Ему было суждено стать истребителем змей-нагов в отмщение за рабство матери. Когда он родился, все живые существа и сами боги горы Алатырь пришли в смятение. Обстоятельства жизни и борьбы гигантского орла очень напоминают обстоятельства истории современной России, хотя арийские Веды были написаны на несколько тысяч лет раньше. Народы, происходящие от исполинского орла Гаруды, - балтийские славяне, германцы и современные русские. Орел Гаруда при рождении сам разбил клювом скорлупу яйца и, едва родившись, взмыл в поднебесье в поисках добычи. Местом его рождения, судя по всему, была река Дон. В рабстве матриархальная коммуна Винета была у степных кочевников нагов. Наги образовали многочисленные южные народности.
В то время Сурья, бог солнца, стал грозить, что сожжет мир. В степях началась засуха. Тогда орел Гаруда взял на спину своего старшего брата, того, что родился преждевременно, и поместил на колесницу Солнца, чтобы телом своим он заслонял мир от губительных лучей. С тех пор старший сын Винаты стал колесничим Сурьи и божеством утренней зари.
Судя по всему племя Гаруда, гербом которых был орел, родилось через 500 лет после Троянской войны и после первой экспедиции выходцев из Руси на Балканы и заселения Сицилии. То есть это был примерно 750 год до н.э. Именно в это время на Руси случается очередной религиозный кризис. В это время содеется на Руси новый Иерусалимский храм, который продолжает начатые в середине 2 тысячелетия до н.э арийским царем Мелхисидеком религиозные реформы по переходу к Единобожию. К тому же причиной, побудившей огромные массы людей Евразии прийти в движение, стала засуха.
Волны людей «свободной воли» появляются в устье Дона, на Азовском море возникает военно-морская база южных варягов. Эти «люди моря» получают наименование - эллины. Они атакуют берега всех внутренних морей, уничтожая остатки критско-микенской цивилизации. Наступают темные века. Возникает в Крыму город Пантикапей (современный город Керчь). Это перевалочная морская база, из которой расходятся по морям тысячи кораблей. На верфях у современного города Воронеж из корабельных сосен строятся еще тысячи тысяч кораблей. Морская экспансия Руси заканчивается возникновением многих независимых городов по берегам Черного и Средиземного морей. Именно эти переселенцы стали той питательной средой, на которой выросла античная культура.
А Гаруда, доставив брата на юг, вернулся на Русь. Удрученный, спросил он свою мать: «Почему должен я служить змеям?» И его мать Вината рассказала ему о том, как она попала в рабство к сестре. Гаруда тогда спросил у змей: «Что могу я сделать, чтобы избавить от рабства себя и мать?» И змеи сказали ему: «Добудь нам амриту у богов. Тогда мы вас избавим от рабства». Амрита - это напиток бессмертия. Понятие «амрита» в арийских текстах соответствует Аюрведе - науке о законах жизни. Именно создание жрецами основ древней медицины позволило начать менее безопасное освоение территории за пределами Руси. Человек мало приспособлен жить вдали от ледников - в южном мире его преследуют экзотические болезни. После того как была создана основа Аюрведы, люди стали заселять южные страны. Там они встречали людей из первобытных эпох, которые тоже как-то приспособились жить на юге. Но это были уже другие люди, непохожие на северян. Солнце изменило их внешний вид, а их привычки, мировоззрение, этические нормы были из архаичных эпох. Их архетип сознания соответствовал эпохам давно миновавшим. Так устроен механизм эволюции на планете Земля. Эволюция на юге происходит медленнее, чем на севере.
Гаруда полетел на север, где боги хранили амриту. По дороге он миновал гору Гандхамадана, где увидел своего медитирующего отца, мудрого Кашьяпу. По совету отца Гаруда добыл себе в пищу слона и гигантскую черепаху и опустился на дерево, чтобы съесть свою добычу. Но ветвь подломилась под его тяжестью. Гаруда подхватил ее клювом и увидел на ней множество крошечных мудрецов - валакхильев, повисших вниз головами. Валакхильи - мифические мудрецы, числом шестьдесят тысяч, каждый величиной с палец; в арийских книгах именуются сыновьями Крату, шестого сына Брахмы.

С ветвью в клюве и со слоном и черепахой в когтях Гаруда полетел дальше. Когда он вновь пролетал мимо горы Гандхамадана, Кашьяпа молвил: «Остерегись причинять вред мудрецам-валакхильям! Бойся их гнева!» Кашьяпа поведал Гаруде, каким могуществом обладают эти крошечные создания. Тогда Гаруда бережно опустил валакхильев на землю, а сам полетел к горе, покрытой снегом, и, усевшись на ледник, съел слона и черепаху. Затем он продолжал свой полет.

Отцом валакхильев считается один из сапта-риши Крату. От имени этого риши (мудреца) происходит русское слово «крот». Почему? Поймете чуть позже. Валакхильи пьют солнечные лучи и являются стражами солнечной колесницы. На самом деле их место жительства Валдай и Рифейские горы, горы мудрецов. Они изучают Веды и шастры. Одними из главных черт валакхильев считаются их чистота, добродетель и целомудрие; они постоянно совершают молитвы. Старцы живут обычно в землянках и равнодушны к богатству. Иногда в книгах их называют «сиддхи».
Это святые отшельники Руси. Они селились в верховьях Волги, Белоозерье и берегах Белого моря. Скиты святых старцев можно найти даже далеко на Кольском полуострове за Полярным кругом. В «Махабхарате» рассказывается о том, как вождь богов Индра вместе с валакхильями отвечали за растопку костра. Индра, набравший целую гору дров, посмеялся над валакхильями, каждый из которых еле тянул стебелек травы. Мудрецы обиделись и стали молиться, чтобы появился другой вождь богов Индра, гораздо более могущественный. Индра, узнав об этом, испугался и попросил помощи у мудреца Кашьяпы. Могущественный жрец смог усмирить валакхильев, но чтобы их усилия не пропали даром, решил, что должен родиться Индра в образе орла.
Недалеко от моего дома под Тверью в 2009 году открылись мощи Святого Савватия, старца, жившего здесь в конце XIV века н.э. Его мощи были найдены 19 августа. Это очень символично. В этот день Православная Церковь празднует Преображение. Это понятие есть отражение философской концепции «умного делания» или видения Фаворского света. В лесных скитах монахи-отшельники доводили себя до состояния религиозного экстаза, что начинали напрямую, на Земле, видеть Фаворский свет и напрямую общаться с Богом.

Традиция строительства скитов на Руси уходит своими корнями в эру Рака (7-6 тыс. лет до н.э.) - знака, обращенного к миру души, а может и в еще более древние времена. В 4-2 тысячелетии наступает эра Тельца - валакхильи заселяют освободившиеся вновь из под ледника земли. 60 тысяч монахов-отшельников «ткут» здесь Веды, которые до сих пор определяют сознание современного человека. Именно они создали архетип сознания, лежащий в основе мировой культуры. Валакхильи сохранялись на протяжении всех тысячелетий. Существуют они и сегодня. В относительно недавней истории наибольшую известность приобрели валакхильи, которые в русской Церкви именуются заволжскими старцами. Это иноки Белозерских, Вологодских и Тверских малых монастырей и лесных скитов. Внешняя, обрядовая сторона религии не играла у них никакой роли. Их монастыри резко отличались по своей бедной, простой обстановке от богатых церквей. Они не боялись царям говорить правду. Развод русского царя Василия III с женой и новый брак его вызвали осуждение со стороны заволжцев. В 1523 г. один из заволжцев, игумен Порфирий, был даже посажен в тюрьму за то, что вступился за князя Василия Шемячича, вызванного в Москву и заключенного в тюрьму, несмотря на клятвы великого князя и митрополита Даниила. Во главе заволжских старцев стоял Нил Сорский..
Сегодня в селе Савватьево под Тверью отец Андрей Егоров (протоиерей был в свое время известным тверским рокером) возрождает и строит небольшой монастырь на берегу реки Орша и сохраняет лесной скит преподобного Савватия Оршинского, отшельника, по преданию пришедшего на русскую землю вместе с митрополитом Киприаном, и принесшего на Русь учение исихастов. Было это в конце X IVвека.
Многие названия рек, описание климата и звездного неба в арийских книгах указывают на то, что знаменитые семь мудрецов, давшие людям все знания, в честь которых сияют семь звезд созвездия Большая Медведица, жили именно в этих местах по берегам рек Медведица, Орша, Молога. А в конце XIV веке здесь в скитах расселились православные монахи, хранители учения о Фаворском свете. Уже в начале XV века, всего за несколько десятков лет, скиты и малые монастыри распространились от Твери до самого Ледовитого океана.
Отец Андрей во время нашей встречи удивлялся тому, с какой большой скоростью учение исихастов распространилось по Руси. Я думаю, что это Божий промысел. Это и есть Фаворский свет Преображения - он распространяется с той же скоростью, как и Благодатный огонь от Гроба Господнего.
Множество православных монахов поселилось в скитах именно в тех местах, где жили риши, указанные в Ведах. Но между этими событиями минимум 2500 лет. Кажется, в истории все повторяется. То, что риши из арийского эпоса и исихасты из относительно недавней истории проявились в одном месте на планете - это удивительный факт. Похоже, что события не только повторяются, но и случаются в одном и том же месте.
Валакхильи и православные монахи-отшельники северо-запада Руси и Карелии - это непрерывная традиция одного явления. Она проявляется здесь уже несколько тысяч лет. Я знаком с несколькими монахами, которые живут в лесах и в наше время.
А между тем как Гаруда приближался к Валдаю, обители богов, грозные знамения появились в небе. Поднялся ветер, загрохотал гром, зловещие тучи окутали вершины. Боги встревожились. Но они еще не видели, кто собирается напасть на них. Тогда сказал им мудрый Брихаспати: «Могучая птица приближается сюда, чтобы похитить амриту. Ныне исполняется предсказание валакхильев».
Услышав это, боги во главе с Индрой облачились в блистающие доспехи и вооружились мечами и копьями, - говорится в эпосе ариев. Окружив сосуд с напитком бессмертия амриту, они готовились к бою. И вот появилась огромная птица, сверкающая, как солнце. Она обрушилась на небожителей и разметала их в разные стороны. Придя в себя от этого натиска, боги во главе с Индрой устремились на Гаруду, осыпая его со всех сторон копьями, дротиками и боевыми дисками. Птица взмыла ввысь, и сверху напала на богов, и многих повергла ударами когтей и клюва. Не выдержав боя с непобедимой птицей, отступили боги, а Гаруда проник туда, где хранилась амрита. Так праславяне стали обладателями тайных знаний мудрецов с Валдая.
Гаруда схватил сосуд с амритой и пустился в обратный путь.
Вождь валдайских богов Индра кинулся в погоню и, настигнув его в воздухе, нанес страшный удар своей ваджрой. Но Гаруда не дрогнул. Он сказал Индре: «Велика моя сила, и я могу унести на своих крыльях всю эту землю с горами и лесами и тебя вместе с нею. Если хочешь, будь моим другом. Не опасайся, я не отдам амриту змеям. Ты получишь ее обратно, когда я вызволю себя и свою мать из рабства». Индра - это кроме прочего и религия, которая была на Руси 6-4 тысячи лет до н.э. Это было первое явление культов единобожия. Индра был предвестником прихода Кришны. Арийские Веды считают, что в образе Кришны Всевышний в очередной раз спускался на землю примерно за 3100 лет до н.э. При этом Кришна как бы является предвестником прихода Иисуса Христа, а Индра соответственно - Андрея Первозванного. Потомки второго сына рабыни Винаты принесли культ единобожия на юг Руси. Вместе с новой религией распространились и новые знания о гигиене и методах врачевания, что позволило продвинуться более далеко на юг.
Услышав эти слова, Индра сказал: «Я принимаю твою дружбу, о могучий. Требуй от меня дара, какого хочешь!» И Гаруда сказал: «Пусть будут змеи моею пищей». С той поры змеи обречены быть пищей Гаруде и его потомству, птицам-супарнам. С тех пор Россия впитывает в себя многих переселенцев и юга и переплавляет их в российский этнос.

Гаруда и его мать Вината освободились от рабства. Но Индра забрал тем временем амриту и унес ее обратно на Валдай, в свое царство. Змеям не досталось напитка бессмертия. Тогда они стали лизать траву куша, на которой стоял сосуд с амритой. А трава куша, которой касалась амрита, стала с той поры священной травою. То есть какие-то знания по древней медицине все же попали в среду кочевников - и это спасло их в процессе эволюции.
Великий орел Гаруда - солнечная птица, - один из популярнейших образов арийской мифологии. В древних книгах Всевышний (Вишну) часто изображается летящим в небе верхом на орле Гаруде. То есть северные славяне были той силой, которая разносила в древности по миру веру в единого Бога. Отсюда выражение у русских - с нами Бог!

Рассказ Геннадия Климова записала Марина Гавришенко