Когда и где родился гончаров. Из воспоминаний Гончарова об А.С.Пушкине. Работа для денег и дело всей жизни

Иван Александрович Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске в зажиточной купеческой семье, сохранившей патриархальный уклад жизни.

В возрасте семи лет Иван потерял отца. Воспитывать детей матери-одиночке помогал крестный, моряк в отставке, Николай Николаевич Трегубов. Он фактически заменил Гончарову родного отца и дал ему первое образование. Далее будущий писатель обучался в частном пансионе недалеко от дома. Потом И.А. Гончаров учился в Московском коммерческом училище (1822-1830 ). В 1830 году для поступления в университет был уволен из купеческого звания. В 1834 году окончил словесное отделение Московского университета. Служил секретарем в канцелярии симбирского губернатора (1834 – апрель 1835 ), в Департаменте внешней торговли Министерства финансов (Санкт-Петербург) в качестве переводчика (1835 ). С лета 1835 года Гончаров работает домашним учителем в доме Н.А. Майкова (отца А.Н. Майкова и В.Н. Майкова), в литературно-художественном салоне которого познакомился со многими писателями, журналистами; в рукописных журналах Майковых помещал стихи и повести шуточного содержания (в т.ч. «Лихая болесть», 1838 ; «Счастливая ошибка», 1839 ).

Расцвет его творческого пути совпал с важным этапом в развитии русской литературы. В 1846 году писатель знакомится с кружком Белинского, и уже в 1847 году в журнале «Современник» публикуется «Обыкновенная история», а в 1848 – рассказ «Иван Савич Поджабрин», написанный им шесть лет назад.

Уже в первом романе «Обыкновенная история» (1847 ), принесшем Гончарову известность, ярко проявилась способность преображать частные характеры и местные ситуации в «коренные» общечеловеческие типы и коллизии. В основе романа – извечный конфликт идеализма и рационально-прагматического практицизма (находящий выражение в столкновении 20-летнего провинциала Александра Адуева, выпускника Московского университета, и его 37-летнего дядюшки, столичного чиновника и предпринимателя Петра Ивановича).

В качестве секретаря экспедиции под начальством адмирала Е.В. Путятина Гончаров с 1852 по 1854 года участвовал в кругосветном плавании на военном корабле «Паллада». Путевые записки, появлявшиеся в периодике, составили книгу «Фрегат «Паллада»» (отд. изд., 1858 ) – уникальный образец «географического романа», героями которого стали целые народы, страны и континенты. Гончаров видит залог подлинного прогресса своей страны и всего человечества в синтезе самых разных начал человеческого бытия: делового и созерцательного, рационального и эмоционального, цивилизованного и «естественного».

В 1856-1860 гг . Иван Александрович Гончаров цензор Петербургского цензурного комитета; в 1862-1863 гг . – редактор газеты «Северная почта». С декабря 1857 по весну 1858 Гончаров преподавал цесаревичу Николаю Александровичу русскую словесность. С 1863 года – на службе в Совете по делам книгопечатания; с 1865 в совете Главного управления по делам печати. В 1867 году вышел в отставку в чине действительного статского советника. В 1876 году Гончаров избран действительным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете (почетный член с 1885 года) .

В 1859 году вышел роман Гончарова «Обломов» , сразу же признанный выдающимся художественным явлением (Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев и др.). Его главный герой – русский дворянин Илья Ильич Обломов – стал архетипичным образом новой европейской литературы наряду с Гамлетом, Дон Кихотом, Фаустом. В центре романа – любовная и жизненная драма Обломова; основу конфликта составляет противопоставление идеалов жизни-покоя (созерцательность, нежелание любых перемен, пассивность, вплоть до полной апатии, воплощенные в Обломове) и жизни-движения (представленной образами Андрея Штольца и Ольги Ильинской).

В последнем романе Гончарова «Обрыв» (1869) в значительно большей степени, чем в «Обыкновенной истории» и «Обломове», на первый план вынесена тема любви. Сюжет романа драматизирован двумя конфликтами, навеянными русской общественной ситуацией 1860-х годов, но как всегда у Гончарова универсализорованными: конфликтом отцов и детей, а также конфликтом «вечной правды» Христа с новой – вульгарно-материалистичной и антихристианской. Несовместимые идеологии конкретизированы в романе как полярно различные трактовки любви.

Романы Гончарова построены на внешне простых, лишенных занимательной интриги событиях, воплощающих, однако, неизменные духовно-нравственные устремления человека; в их основе – испытание главных героев любовью. В целом для поэтики Гончарова характерна установка на масштабное обобщение.

Среди других произведений Гончарова – мемуары «Необыкновенная история» (опубл. в 1924 году ) о творческих отношениях с И.С. Тургеневым; «Заметки о личности Белинского» (1881 ), «В университете» (1887 ), «На родине» (1888 ); очерки «Литературный вечер» (1880 ), «Слуги старого века» (1888 ); литературно-критические статьи «Мильон терзаний» (1872 ), содержащая блестящий анализ «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Лучше поздно, чем никогда» (1979 ), посвященная разбору собственных романов.

После романа «Обрыв» писатель часто впадал в депрессию, писал немного, в основном этюды в области критики. Гончаров был одинок, часто болел. Однажды простудившись, он заболел воспалением легких, из-за чего умер 15 (27) сентября 1891 года , в возрасте 79 лет.

] семье зажиточного купца Александра Ивановича Гончарова. Мать, Авдотья Матвеевна, после смерти мужа воспитывала детей одна (у Гончарова был старший брат и две младших сестры).

1820–1822 – обучается в частном пансионе "для местных дворян".

1822–1830 – учится в Московском коммерческом училище.

1830 , июль – выходит из Коммерческого училища, "не кончив курса, по прошению его родительницы". Готовится к поступлению в Московский государственный университет.

1831–1834 – студент отделения словесности Московского университета.
Получив диплом, едет в родной Симбирск и устраивается там на службу секретарем канцелярии симбирского губернатора А. М. Загряжского, спустя год увольняется и приезжает в Петербург, где находит работу переводчика в Министерстве финансов. Здесь Гончаров служит до начала пятидесятых годов.

1832 , – В № 15 журнала "Телескоп", издававшегося профессором Московского университета Н. И. Надеждиным, напечатан первый литературный труд Гончарова – перевод 2-х глав из романа Евгения Сю "Атар Гюль".
27 ноября (9 декабря) – посещение Пушкиным Московского университета.

1834 , июнь (июль) – окончание Московского университета. Отъезд домой, в Симбирск.
Осень – Гончаров поступил на службу в канцелярию симбирского губернатора.

1835 , май – отъезд в Петербург.
30 мая (11 июня) – Гончаров определился на должность канцелярского чиновника (переводчика) департамента внешней торговли министерства финансов.
Лето – знакомится с семейством петербургского живописца Н. А. Майкова и получает приглашение преподавать его сыновьям Аполлону и Валерьяну Майковым латинский язык, русскую литературу, эстетику. В рукописном альманахе Майковых "Подснежник" поместил четыре своих романтических стихотворения под инициалами И. Г.

1838 – в рукописном альманахе "Подснежник" помещена юмористическая повесть Гончарова «Лихая болесть».

1839 – в рукописном альманахе Майковых "Лунные ночи" поместил свою повесть "Счастливая ошибка". В этой повести, как и в предыдущей, ощущается сознательное стремление следовать традициям прозы Пушкина.

1842 – написал "юмористический очерк нравов из чиновничьего круга" "Иван Савич Поджабрин". В этом очерке очерке Гончаров осваивает и переосмысляет опыт Гоголя: свободное обращение к читателю, непосредственное, как бы воспроизводящее устную речь повествование, обилие лирических и юмористических отступлений.

1844 – начал писать роман "Обыкновенная история". Деловой и деятельный административно-промышленный Петербург в романе противостоит застывшей в феодальной неподвижности деревне.

1846 – читает свой роман в литературном салоне Майковых. Затем читает роман в кружке В.Г.Белинского и знакомится с великим критиком.

1847 – В №3 и № 4 журнала "Современник" напечатан первый роман Гончарова – "Обыкновенная история". Задумал и начал писать новый роман – "Обломов" .

1848 – в январском и февральском номерах "Современника" напечатана статья В. Г. Белинского "Взгляд на русскую литературу 1847 года", в которой дана оценка "Обыкновенной истории" как одного из замечательных произведений русской реалистической литературы.

1849 – в "Литературном сборнике" Некрасова (при журнале "Современник") опубликован "Сон Обломова" (отрывок из первой части романа "Обломов"). Лето Гончаров пробыл на родине в Симбирске, где работал над "Обломовым" и где возник у него замысел третьего романа – "Обрыв".

1852 , 7 (19) октября – Гончаров отправляется в кругосветное плавание на фрегате "Паллада" в качестве секретаря вице-адмирала Путятина. Начинает писать "путевые письма" и заметки.
Ноябрь – посещает Лондон.

1853 , 6 (18) января – фрегат "Паллада" вышел из Портсмута в Атлантический океан.
Март – по прибытии на мыс Доброй Надежды Гончаров совершает поездку в глубь колонии.
24 мая (6 июня) – 2 (14) июля – Гончаров находится в Сингапуре.
Август – прибытие в Японию. Гончаров принимает деятельное участие в переговорах Путятина с японским правительством.
11 (23) ноября фрегат отбыл в Шанхай, где Гончаров совершает ряд экскурсий, знакомится с культурой и бытом китайцев в городе и в ближних деревнях.


1854 , май – фрегат "Паллада" прибыл в устье Амура, к месту своей последней стоянки.
Август – Гончаров покидает фрегат "Палладу".
Сентябрь – в Якутске.
Конец декабря – Гончаров прибывает в Иркутск, где встречается со ссыльными декабристами: Волконским, Трубецким, Якушиным и другими, жившими вне города. 14 (26) января 1855 года Гончаров покинул Иркутск.

1855 , 13 (25) февраля – проехав через Сибирь около десяти тысяч километров, вернулся в Петербург, где вновь сблизился с кругом передовых русских писателей: Тургеневым, Некрасовым, Л. Толстым, Григоровичем и другими.
Осень – у Майковых Гончаров встретился с Елизаветой Васильевной Толстой, с которой был знаком еще в начале сороковых годов. Письма Гончарова к Е. В. Толстой – свидетельство его сильной, страстной, но неразделенной любви к ней.

1856 . январь – получает назначение на должность цензора русской литературы.

1857 , июль–август – находился на лечении за границей (в Мариенбаде), где пишет роман "Обломов" и вчерне завершает его.
конец августа – приезжает в Париж, где читает "Обломова" А. А. Фету, В. П. Боткину и Тургеневу.

1858 , 22 сентября (4 октября) – у себя дома, в кругу друзей, читает "Обломова" редактору "Отечественных записок" А. А. Краевскому, который и приобрел роман для своего журнала.
Выходят в свет отдельным изданием "Очерки путешествия" – "Фрегат "Паллада" Гончарова, частично публиковавшиеся раньше в ряде журналов и сборниках: "Морском сборнике" (1855, кн. V, VI, IX-X; 1856, кн. VIII и IX), "Отечественных записках" (1855, кн. 4, 5, 10; 1856, кн. 3), "Современнике" (1855, кн. 10; 1856, кн. 2), "Библиотеке для чтения", "Журнале военно-учебных заведений".

1859 – в журнале "Отечественные записки" (кн. 1, 2, 3 и 4) напечатан роман "Обломов".
Май – в "Современнике" (№ 5) опубликована статья Н. А. Добролюбова "Что такое обломовщина?".
Лето – Гончаров уезжает в Мариенбад, где работает над третьим романом – "Обрыв".

1860 , 1 (13) февраля – приказом по министерству народного просвещения, согласно прошению Гончарова, он уволен со службы. В "Современнике" (№2) напечатан отрывок из первой части "Обрыва" – "Софья Николаевна Беловодова".
Начало мая – Гончаров выехал на лечение за границу (Дрезден, Мариенбад, Булонь), где продолжает работу над "Обрывом".

1861 – в "Отечественных записках" (№ 1) появился отрывок из "Обрыва" – "Бабушка", в № 2 – "Портрет".

1862 , лето – живет в Симбирске, что дает ему новый материал для дальнейшей работы над "Обрывом". Назначен главным редактором официальной газеты министерства внутренних дел "Северная почта".

1863 , июнь – освобожден от редактирования газеты "Северная почта", назначен членом Совета по делам печати.

1867 , 29 декабря (10 января 1868) – выходит в отставку, "согласно его прошению, по расстроенному здоровью".

1868 , март–апрель – читает первые три части "Обрыва" А. К. Толстому и редактору журнала "Вестник Европы" М. М. Стасюлевичу, который приобрел у писателя право на публикацию романа.
Осень – закончил писать "Обрыв".

1869 – в январско-майском номерах журнала "Вестник Европы" напечатан "Обрыв".
Ноябрь – пишет "Предисловие" к отдельному изданию романа "Обрыв".

1870 – выходит отдельное издание романа "Обрыв". – закончил писать "Необыкновенную историю" (опубликована в 1924 году).

1879 – в журнале "Русская речь" (№ 6)) напечатана статья Гончарова "Лучше поздно, чем никогда".

1881 – выходит в свет сборник статей Гончарова "Четыре очерка", в котором впервые были опубликованы его "Заметки о личности Белинского". Гончаров подарил родному городу Симбирску свою богатую личную библиотеку.

1881–1884 – выходит в свет первое собрание сочинений Гончарова.

1886–1887 – в "Вестнике Европы" (№ 4) опубликован очерк Гончарова "Из университетских воспоминаний". В 1889 году включен автором в IX, дополнительный, том Собраний сочинений ("Воспоминания", "В университете"). Издано второе прижизненное Собрание сочинений Гончарова.

1891 , 15 (27) сентября – смерть писателя. Похоронен 19 сентября (1 октября) в Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Иван Гончаров - знаменитый русский писатель, автор замечательного произведения «Обломов». Гончаров родился в городе Симбирске, в семье хлеботорговца, в .

Семья Гончарова была многодетной, жили в сытости и достатке. Когда Ивану было три года, умер отец. Иван, его старший брат и три младшие сестры остались на содержание у одной лишь матери. У матери остались накопления, и она не жалела средств на образование детей. Крестным Ивана Александровича Гончарова был моряк Трегубов. Он жил вместе с семьей Гончаровых. Рассказы крестного о морских пучинах произвели на Ивана большое впечатление. Он же обучал мальчика астрономии, географии и навигации. Начальное образование Иван Гончаров получил дома. Потом был частный пансион и гимназия. В них Гончаров выучил два иностранных языка - французский и немецкий.

Особенно Гончаров любил литературу - как русскую, так и зарубежную. Читал произведения , и увлекался приключенческими рассказами. В 1831 году Иван Александрович Гончаров поступил в МГУ, на факультет словесности. В студенческие годы Гончарова особо интересовали изобразительное искусство, архитектура и, конечно же, литература. Большим событием для Гончарова стало посещение его факультета Пушкиным.

В 1834 году Гончаров закончил университет, и поехал в Симбирск. Здесь он год отработает на государственной службе, секретарем канцелярии местного губернатора. На службе его приметили, и отправили на повышение в , в столицу , работать переводчиком в департаменте внешней торговли. На государственной службе Иван Гончаров провел более 20-ти лет. Работу в департаменте Гончаров совмещал с увлечением литературой; он писал стихи, занимался переводами. Подрабатывал репетиторством, читая детям Майкова курс истории и литературы. Общается с и . Первый роман Гончарова «Обыкновенная история» был опубликован в журнале «Современник» в 1847 году. Роман получился добротным, заслужил теплые отзывы от критиков и читателей. Так Гончаров приобрел писательскую известность.

В 1859 году в печати публикуется роман Гончарова «Обломов» - основное произведение автора за всю его творческую жизнь. Публикация романа вызвала небывалый ажиотаж в обществе. Роман активно обсуждался. Творчество Гончарова сильно отличалось от веяний эпохи, в которой он жил. Вся интеллигенция была пропитана либеральными идеями свободы, равенства и братства. Гончарову же это было не по нраву «либеральная тусовка» его не приняла, да он этого не очень-то и хотел. Иван Александрович Гончаров любил свою родину, и существовавшие в ней порядки, иное не принимал. Стоит отметить, что произведения Ивана Гончарова переведены на многие европейские языки. Умер Иван Гончаров в сентябре 1891 года. Писателя похоронили в Санкт Петербурге, в .

Тема: И.А. Гончаров . Личность и творчество.

Цель урока: познакомить с личностью и творчеством И.А. Гончарова, выявить особенности художественной мане­ры писателя.

Ход урока

I . Слово учителя.

И.А. Гончаров! Что мы знаем о нём? Мно­гое ли было ведомо его современникам, оставившим добросо­вестно, увлекательно написанные воспоминания об этом писателе-чиновнике, холостяке, сжёгшем под конец жизни обширную переписку? Остались лишь письма, им написанные, но не адресованные ему! – так заботился он о своей тайной жизни души). Гончаров сознательно оставался в стороне от «текущего». Был полностью погружён в свою жизнь, но жизнь не отпускала его: он постоянно был центром споров как современников, так и читателей XX века. У творчества Гончарова сложная судьба: долгое время в школе о нём говорили мимоходом. Роман «Обломов» возвращен в школу. И это справедливо, потому что без имени Гончарова история рус­ского романа была бы неполной. Через призму этого умного, очень русского романа мы лучше понимаем и наш сегодняшний день, и нашу историю, так как в «Обломове» писатель воплотил русский национальный тип, осмыслив его национальные (в тради­циях, фольклоре, нравах, идеалах) и социальные корни.

Не слишком наполненная внешними событиями жизнь И.А. Гончарова тем не ме­нее дает массу информации для ин­тересного и увлекательного рассказа о нем. В этой жизни была и большая, но неразделенная любовь, и путешествия по свету, и госу­дарственная служба, причем в «страшной» роли цензора, и сложные отношения с И. С. Тургеневым, едва не дошедшие до дуэли, и воспитание детей своего умершего слуги.

Обо всем этом мне бы хотелось познакомить вас не через посредство учебника ли­тературы (это вы с успехом можете сделать и дома), а через материалы, предостав­ленные нам удивительным человеком – известнейшим адвокатом того времени и близ­ким другом Ивана Александровича Гончарова – Александром Федоровичем Кони.

II. Работа с материалами распечаток: « Выдержки из речи к столетнему юбилею Ивана Александровича Гончарова, написанной Александром Федоровичем Кони».

    Оценка творчества.

Произведения Гончарова прежде всего – изображение и отражение его житей­ских переживаний.

Другой особенностью, свойственной творчеству Гончарова, была выношенность, благодаря которой «Обломов» и «Обрыв» - в особенности второй – писались долгие годы и появлялись сначала в виде отдельных, имевших целостный характер, отрывков.

К условиям творчества Гончарова, кроме его медлительности, относилась и тя­жесть самого труда, как орудия творчества. «Я служу искусству, как запряженный вол», - писал он Тургеневу.

К условиям творчества Гончарова надо отнести и отсутствие полной свободы для литературных занятий. Он не был обеспечен материально, как Толстой и Тургенев… Поэтому ему приходилось служить и, следовательно, отдавать значительную часть своего времени государственной службе. Ему пришлось занимать место цензора, быть редактором официальной «Северной почты» и окончить службу по выслуге скромной пенсии в звании члена главного управления по делам печати.

Наконец, на творчество его влияли и физические недуги. Нервная восприимчи­вость, сидячая по необходимости жизнь и сильная склонность к простуде отражались на его настроении иногда в чрезвычайно сильной степени. До чего это доходило – видно из письма к Стасюлевичу в 1868 году: «Подул холод… Мне опять стало душно, захотелось и в воду, и в огонь, и в Новый свет бежать, и даже уйти совсем на тот свет… Писать ли дальше?»

    Что изображали творения писателя.

Произведения Гончарова – «это все художественные отклики на жизнь, почерпну­тые из реальной действительности. Сначала в них содержится личное переживание - «Обыкновенная история», затем рисуется типическое явление русской жизни - «об­ломовщина», - наконец, в «Обрыве» развертывается обширная бытовая картина с вы­хваченными из жизни лицами, группирующимися вокруг «бабушки», за которою ав­тору видится другая великая бабушка – Россия». Кроме того, в последнем произведении Гончаров поставил, по словам А.Кони, невероятно важный вопрос – «о добраном целомудрии мужчин» и осуждении их добрачного разгула, в который они вовлекают молодых женщин, лишая последних и чести, и уважения окружающих.

Наряду с такими драгоценными вкладами в нашу словесность, как «Обыкно­венная история», «Обломов» и «Обрыв», в литературные произведения Гончарова вкрапле­ны необыкновенно живые воспоминания, полные ярких красок и живой наблюдательности. Таковы, например, «Слуги» и в особенности «Фрегат «Пал­лада». Сюда же надо отнести блестящий критический анализ «Горя от ума» - «Мильон терзаний», содержащий в себе никем до сих пор не превзойденную по тонкости и глубине оценку Чацкого, который «сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей».

    Значение творчества И.А.Гончарова

…если бы Гончаров написал лишь одного «Обломова», то и этого было бы достаточно, чтобы признать за ним непререкаемое право на одно из самых выда­ющихся мест в первом ряду русских писателей. Его Обломов так же бессмертен, как Чичиков, и так же, как он, меняет обличье и обстановку, оставаясь одним и тем же в существе. Современный Чичиков, конечно, давно уже продал и, вероятно, весьма выгодно свою бричку и расстался с Селифаном. Он ездит в купе первого класса скорых поездов, состоит членом какой-нибудь торговой компании или кре­дитного товарищества и промышляет не мертвыми душами, а искусственно взду­тыми акциями для составления фиктивного складочного капитала «общества при­косновения к чужой собственности», как выражался покойный Горбунов. И Обломов уже не лежит на диване и не пререкается с Захаром. Он восседает в законо­да­тельных или бюрократических креслах и своей апатией, боязнью всякого почина и ле­нивым непротивлением злу сводит на нет вопиющие запросы жизни и потребности страны, - или же уселся на бесплодно и бесцельно накопленном богатстве, не чув­ствуя никакого побуждения прийти на помощь развитию производительных сил ро­дины, постепенно отдаваемой в эксплуатацию иностранцам.

    Критики - о творчестве Гончарова.

Оценка литературной деятельности Гончарова была не всегда одинакова. Он испытал и общее, почти восторженнее признание, и холодность невнимания, и ту­пость непонимания… Приветствуемый, хотя и не без некоторых оговорок, Белин­ским, автор «Обыкновенной истории», «Обломова» и «Фрегата Паллады» сделался любимцем читателей и за свои произведения и за тот внутренний смысл Обломо­ва, который был указан и разъяснен Добролюбовым. Но «Софья Николаевна Бело­водова» была принята холодно, а к «Обрыву» критика отнеслась во многих слу­чаях с суровостью совершенно незаслуженного разочарования. Нашлись рецен­зенты, силившиеся дать почувствовать «маститому» автору, что Тарпейская скала на­ходится недалеко от Капитолия. Ему … пришлось узнать, что он певец крепостного права, что он не понимает и совершенно не знает русского человека и русской жизни, и наряду с этим выслушать упрек в том, что, рисуя образ своей «бабушки», он дошел до того, что «даже не пощадил ее святых седин».

    Личность Гончарова

Те, кто встречал лишь изредка Гончарова или пред­полагал найти в нем живое во­площение одного из его наиболее ярких образов, охотно отождествляли его с 06ломо-вым, тем более, что его грузная фигура, медлительная походка и спокой­ный, слегка апатичный взор красивых серо-голубых глаз давали к этому некоторый повод. Но в действительности это было не так. Под спокойным обличьем Гончарова укрывалось от нескромных или назойливо-любопытных глаз тревожная душа. Глав­ных свойств Обломова - задумчивой лени и ленивого безделья - в Иване Александ­ровиче не было и следа. Весь зрелый период своей жизни он был большим тружеником. Его переписка могла бы составить целые томы, так как он поддерживал корреспонденцию с близкими знакомыми часто и аккуратно, причем письма его представляют прекрасные образцы того эпистолярного рода, который был привычен людям тридцатых и сороковых годов. Написанные мелким почерком, с массой приписок, они в своей совокупности рисовали Гончарова во всех проявлениях его сложной духовной природы и, конечно, стоили ему немалых труда и времени. Не говоря уже об обычном тяжелом и скучном труде цензора, который он выполнял со свойственной ему щепетильной добросовестностью, он много и внимательно читал, и отзывы его в беседах о выдающихся произведениях изящной, а иногда и научной ли­тературы указывали на ту глубокую вдумчивость, с которой он не раз подвергал внутренней проверке прочитанное, прежде чем высказать о нем свое обоснованное мнение. Нужно ли затем говорить о его сочинениях, из которых главные написаны в двадцатилетний период, с 1847 по 1867 год, и составляют восемь неоднократно переработанных с начала до конца толстых томов?

Письмо Ю. Д. Ефремовой (отрывок)

Вот уж шестая неделя, несравненный друг мой Юния Дмитриевна, как я живу в Мариенбаде, и собираюсь уехать только в воскресенье дальше, куда-нибудь, мне все равно. Я вспоминаю о Вас беспрестанно, и скажу почему. Но прежде скажу о своем здоровье и о леченье. Каждое утро встаю я в половине шестого и в седьмом часу являюсь к источнику пить от трех до четырех больших кружек воды и хожу два, а иногда два с половиной и даже до трех часов. Обедают в Мариенбаде в час, самые поздние - в два, а я в четыре: не могу следовать общему правилу; кусок в горло ней­дет; да притом перед обедом я беру - один день ванны из грязи, другой из мине­ральной воды, все от печени. Припадков желудочных нет, желтых пятен на лице тоже, живешь на чистом воздухе: у меня перед окнами парк и горы с лесами … - и при всем том леченье мое едва ли удастся. Угадайте, отчего? Оттого, что ежедневно по возвращении с утренней прогулки, то есть с 10 часов до трех, я не встаю со стула, сижу и пишу... почти до обморока. Встаю из-за работы бледный, едва от усталости шевелю рукой... следовательно, что лечу утром, то разрушаю опять днем, зато вече­ром бегаю и исправляю утренний грех. А вспоминаю Вас часто, потому что - пом­ните - как Вы на весь мир трещали, что я поеду, напишу роман, ворочусь здоровый, веселый - etc. etc. Как мне было досадно тогда на Вас: какими пустяками казалось Ваше пророчество. «Здоров, напишу роман: какая бестолковая! - думал я, - разве это возможно, разве не прошло это все, и здоровье и романы!» И что же: Вы чуть не правы! Так слушайте же: я приехал сюда 21 июня нашего стиля, а сегодня 29 июля, у меня закончена первая часть Обломова, написана вся вторая часть и до­вольно много третьей, так что лес уже редеет, и я вижу вдали... конец.

Вот о чем я хотел известить Вас первую, зная, что Вам весело будет от этого, вот отчего вспоминаю «о бестолковой предсказательнице» с удовольствием, нужды нет, если б даже из этого ничего не вышло, все-таки месяц я был раздражен, занят и не чувствовал скуки, не замечал времени.

Что, если б доктор Франкль узнал, что я и вечером сегодня пишу это письмо? Он уж и за утро ворчит на меня! У меня щека болит от сырости, вчера простудился да еще шмель укусил мне палец, боюсь, как бы завтра писать не помешал: этого нынче пуще всего боюсь.

Прощайте, милый друг, не показывайте моих безобразных писем никому, или весьма немногим, например, Майковым, Льховскому, если они захотят, да только у себя дома.

Ваш друг И. Гончаров.

Точно так же неверно представление о квиетизме, (т.е. «равнодушии»), Гончарова. Внешнее спокойствие, любовь к уединению шли у него рядом с глубокою внутреннею отзывчивостью на различные явления общественной и частной жизни. Разборчивый в друзьях и не очень податливый на поспешное сближение, он не торопился следо­вать нашей мало похвальной и приводящей к горьким разочарованиям привычке от­крывать чуть не каждому встречному свой внутренний мир. Он знал, что в храм своей души следует пускать посетителей с большою осмотрительностью, из боязни, чтобы, войдя туда с холодным любопытством, они не оставили там грязных следов и не набросали папиросных окурков. Не раз в последние годы своей жизни, сторонясь от новых и случайных знакомств, он многозначительно цитировал слова Пушкина: «А старость ходит осторожно и подозрительно глядит». Но к скорбям и радостям тех, в дружбу кого он уверовал, он умел относиться с живым сочувствием, со словом горячего и настойчивого ободрения, с деликатным участием оценивая и освещая их душевные переживания. Молчаливый и скупой на слова в большом обществе, он становился разговорчив вдвоем, и его живое слово, образное и изящное, лилось свободно и широко. Но все шумное, назойливое, все имевшее плохо прикрытый характер допро­са, его и раздражало, и пугало, заставляя быстро уходить в свою скорлупу и поспешно отделываться от собеседника общими местами. Активное участие в каких-либо торжествах всегда его страшило, и он отбивался от него всеми способами. Так уклонился он от участия в московских и петербургских празднествах, связанных с открытием в 1880 году памятника Пушкину в Москве, не­смотря на то, что не менее Тургенева преклонялся перед великим поэтом и благо­говел перед его памятью.

    Из воспоминаний Гончарова об А.С.Пушкине.

«Пушкина я видел впервые,- говорил он,- в Москве, в церкви Никитского мо­настыря. Я только что начинал вчитываться в него и смотрел на него более с любо­пытством, чем с другим чувством. Через несколько лет, живя в Петербурге, я встре­тил его у Смирдина, книгопродавца. Он говорил с ним серьезно, не улыбаясь, с де­ловым видом. Лицо его матовое, суженное внизу, с русыми бакенами и обильными кудрями волос, врезалось в мою память и доказало мне впоследствии, как верно изобразил его Кипренский на известном портрете. Пушкин был в это время для мо­лодежи все: все ее упования, сокровенные чувства, чи­стейшие побуждения, все гармонические струны души, вся поэзия мыслей и ощущений,- все сводилось к нему, все исходило от него... Я помню известие о его кончине. Я был маленьким чи­новником - «переводчиком» при министерстве внутренних дел. Работы было немного, и я для себя, без всяких целей, писал, сочинял, переводил, изучал поэтов и эстетиков. Особенно меня интересовал Винкельман. Но надо всем господствовал он. И в моей скромной чиновничьей комнате, на полочке, на первом месте стояли его сочине­ния, где все было изучено, где всякая строчка была прочувствована, проду­мана... И вдруг пришли и сказали, что он убит, что его более нет... Это было в де­партаменте. Я вышел в коридор и горько-горько, не владея собою, отвернувшись к стенке и закрывая лицо руками, заплакал... Тоска ножом резала сердце, и слезы лились в то время, когда все еще не хотелось верить, что его уже нет, что Пушкина нет! Я не мог понять. чтобы тот, перед кем я склонял мысленно колени, лежал без­дыханен. И я плакал горько и неутешно, как плачут по получении известия о смерти любимой женщины. Нет, это неверно – о смерти матери. Да, матери…»

    Об умении быть добрым

…сердце у него было нежное и любящее. Это был капитал, который не мог оста­ваться без употребления и должен был быть пущен в оборот. Человеку бывает нужно, необходимо уйти от тоски одиночества, от края мрачной пропасти глубокого разочарования в людях и в самом себе в какую-либо при­вязанность. Так случилось и с Гончаровым.

В течение многих лет у него служил камердинером и заведовал его домашним хозяйством честный и усердный курляндский уроженец. В конце шестидесятых го­дов он умер скоропостижно, и Иван Александрович, соболезнуя положению его вдовы с тремя малолетними детьми, оставил ее служить у себя, предоставив ей ма­ленькое помещение через площадку лестницы своей квартиры, и заменил ею умершего ее мужа в домашнем услужении при своем маленьком хозяйстве ста­рого холостяка.

Иван Александрович Гончаров на склоне лет повторил судьбу героя своего бес­смертного романа - как и Обломов, он взял на воспитание детей. Ради них и ре­шился на лето выбираться к морю - в Дуббельн.

Неожиданным семейством Иван Александрович обзавелся (родился Гончаров в 1812) в 1878 году (умер писатель в 1891). Скончался его престарелый слуга, немец Карл Трейгут, оставив вдову и троих детей - мал мала меньше. Конечно, Гончарову - закоренелому холостяку - проще было взять нового слугу, оставив Трейгутам самим решать свои проблемы. Но Гончаров был старым русским барином, не в обычаях которого было бросать слуг на произвол судьбы. Старшенькую, Саню, он в тот же год определил в известное в Петербурге Ивановское женское училище, младших, Лену и Васю, натаскивал по языкам сам - учил французскому, английскому. А через год вместе с семейством писатель наладился ездить на Рижское взморье, чтобы вывозить детей на дачу. На девять сезонов Дуббельн становится его летним домом, так как выезжали обычно на все лето, чтобы в «большой ад» Петербурга (так называл город Иван Александрович) возвратиться как раз к началу учебного года.

Последний раз Гончаров вместе со своими воспитанниками выезжает в Дуббельн в 1888 году, то есть всего за два года до его смерти (к этому времени он уже лишился правого глаза, так как воспаление уже не могло быть излечено другим способом).

Большую часть своего имущества Гончаров завещал детям покойного слуги. К тому времени они уже "вышли в люди": Саня успешно окончила педагогическое училище, Лена – гимназию. (, журналист)

    Болезнь и смерть Гончарова.

С половины восьмидесятых годов жизнь Гончарова пошла заметно на убыль, в особенности после того, как он ослеп на один глаз вследствие кровоизлияния, при­чинившего ему тяжкие до слез страдания. В 1889 году с ним произошел легкий удар, от которого, однако, он оправлялся с трудом, а в ночь на 15 сентября 1891 г. он тихо угас, не перенеся воспаления легких. Глубокая вера в иную жизнь сопровож­дала его до конца. Я посетил его за два дня до смерти, и, при выражении мною надежды, что он еще поправится, он посмотрел на меня уцелевшим глазом, в ко­тором еще мерцала и вспыхивала жизнь, и сказал твердым голосом: «Нет! Я умру! Сегодня ночью я видел Христа, и он меня простил»...

На новом кладбище Александро-Невской лавры течет речка, один из берегов ко­торой круто подымается вверх. Когда почил Иван Александрович Гончаров, когда с ним произошла всем нам неизбежная обыкновенная история, его друзья - Стасю­левич и я - выбрали место на краю этого крутого берега, и там покоится теперь автор Обло мова... на краю обрыва...

Вывод. По складу своего характера И.А. Гончаров далеко не похож на людей, которых рождали энергичные и деятельные 60-е годы XIX века. У Гончарова-художника был не­обычный для того времени дар - спокойствие и уравновешенность . Это отличает его от писателей второй половины XIX века, одержимых духовными порывами, захваченных общественными страстями. Для него характерно спокойное неторопливое повество­вание, стремящееся к максимально возможной объективности, к полноте непосредст­венного изображения жизни. Гончаров доверяет читателю, он не даёт от себя никаких го­товых выводов. Также художник обладает особым талантом: умением создавать полный образ предмета, он «вертит предмет со всех сторон, выжидает совершения всех момен­тов явления».

За всю свою жизнь Гончаров написал три романа, в которых развивал и углублял один и тот же конфликт между двумя укладами русской жизни, патриархальным и бур­жуазным, между героями, выращенными этими укладами («Обрыв», «Обыкновенная история», «Обломов»). В центре нашего внимания - роман «Обломов».

а) Почему эпизод «Сон Обломова» поставлен в конец первой части?

б) Какой временной отрезок занимает первая часть?

в) Кто же такой Обломов? Что может обозначать его фамилия? Говорящая ли она?

г) Почему Обломов не смог служить?

е) Что мешало ему поехать в деревню?

ё) Как он обдумывал свой план переустройства жизни в деревне?

з) Как относится к своему барину его слуга Захар? (6гл)Что мы узнаем о Захаре? В противовес кому изображен в романе Захар? Назовите литературное произведение, где герой-слуга - антипод Захару.

ж) О чем мечтает Обломов?

и) Какую жизнь ведет Обломов и что ему предлагает доктор?

й) Почему Обломову так не хочется переезжать на новую квартиру?

к) Почему Обломов так обиделся на слово «другой»?

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) - великий русский писатель, публицист. Являлся членом-корреспондентом Петербургской академии наук и обладал чином Действительного статского советника.

Это известная фигура в русской литературе, выдающаяся личность.

Детство и юность

Иван Гончаров родился в 1812 году в городе Симбирске в семье купца. Там же и проходило его детство, в большом имении отца в центре города. Как известно, это является родиной Ленина и Карамзина. Впечатления об отчем доме, саде и дворе, о барском быте во многом послужили написанию его произведений и автобиографического рассказа "На родине".

Будучи семилетним ребенком, Гончаров потерял отца и стал воспитываться матерью и крестным отцом, отставным моряком. Фактически он заменил отца будущему писателю, дал ему образование и сформировал мировоззрение.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, мать настояла на его обучении в Москве в коммерческом училище. Учеба ему была малоинтересна и давалась очень тяжело. Поэтому спустя 8 лет Гончаров просит мать подать прошение об отчислении, а в 1831 году поступает в Московский университет на факультет словесности. Одновременно с Гончаровыс в этом университете получали образование Белинский, Герцен и Тургенев. Обучение там является важным стартом в его творчестве. Он успешно получает образование, знакомиться с интересными людьми.

Жизнь после университета: начало творческого пути

После окончания университета в 1834 году Гончаров отправился на родину. Увиденное его очень поразило и огорчило, так как в деревне ничего не поменялось. Писатель привык к жизни в столице, она его манила и вдохновляла. Сонный город и его жители не давали никаких перспектив, но Гончаров остается в Симбирске, принимая предложение по работе местного губернатора. Иван Александрович остается на родине в должности секретаря. Работа была скучной и неблагоприятной, зато приобретенные навыки и знания бюрократической системы в будущем очень помогут писателю.

Проработав в Симбирске около года, Гончаров решается на переезд в Петербург, где устраивается переводчиком в министерство финансов. В столице писатель строит свою жизнь заново, самостоятельно и усердно. Новая должность его не обременяла, она была высоко оплачиваемой и не сложной. Позднее Гончаров знакомится с Майковыми, где нанимается репетиром словесности и латыни для старших сыновей.

Знакомство с Майковым по праву считается началом творческого пути Гончарова. Именно в это время он знакомится с Белинским, часто бывает у него в гостях и в доме Литераторов. Одним из первых произведений Гончарова было "Мильон терзаний", написанное в стиле романтизма, и получившее высокую похвалу от знаменитого критика. Белинский восхищался техникой и стилем письма, словестными оборотами и талантом в целом молодого литератора.

1847 году в журнале "Современник" Гончаров публикует свой следующий рассказ - "Обыкновенная история".

В 1855 году свет увидел еще одно произведение - "Фрегат Паллада", написанное под впечатлением кругосветного путешествия с вице-адмиралом Путятиным.

Работая в министерстве финансов цензором, писательская и творческая деятельность Гончарова прогрессивными слоями общества воспринималась неоднозначно. А постоянная нехватка времени не давала писателю закончить свое произведение "Обломов". Поэтому Иван Александрович уходит из министерства и полностью посвящает себя творчеству.

Расцвет творческой деятельности и последние годы жизни писателя

В 1859 году Гончаров все же заканчивает написание романа "Обломов", которое принесло ему особую славу и уважение. Писатель совершил художественное открытие, раскрыв судьбу человека не только как социального объекта, но и придавая этому философский характер.

Гончаров не гнался за славой, поэтому сразу же начинает работу над новым романом под названием "Обрыв", это детище от растил почти 20 лет. И это последнее его крупное произведение.

Последние годы жизни писателя сопровождались болезнями и душевными депрессиями. Закончив работу над "Обрывом", Гончарову стало жить еще тяжелее. Новые романы он писать не стал, только маленькие очерки ("По восточной Сибири", "Поездка по Волге", "Литературный вечер" и прочее).

В 1891 году И. А. Гончаров скончался от воспаления легких, в полном одиночестве, похоронили его на Никольском кладбище, и практически сразу опубликовали некролог в "Вестнике Европы", где называли Гончарова лидирующим писателем литературы.известная фигура в русской литературе, выдающаяся личность. Интересным фактом является то, что дата рождения писателя совпадает с датой рождения Пушкина и вводом войск Наполеона на территорию России.