Клод Моне "Кувшинки": описание картины. Водяные лилии клода моне Похищения картин Моне


1897-1899 Водяные лилии

"Большие серии" Клода Моне – самое непостижимое из того, что он создал: "Тополя", "Руанский собор", "Нимфеи", "Лилии"... Торопливо меняя холсты на подрамнике, художник успевал удержать неповторимое чудо промелькнувшего мига. Но нет на земле ни одного музея, который открыл бы зрителю титаническую работу художника во всей полноте. Картины серий покупатели расхватывали стремительно, даже краске не давая просохнуть, и они разошлись по всему свету, разлучённые навсегда: если найдётся безумец, желающий их соединить, он никогда не сможет сделать этого – теперь не хватит никаких денег.


Водяные лилии, вечерний эффект, 1897-1899

Последние 30 лет жизни Моне с семьей жили в Живерни, здесь был сад и река рядом. Моне нашёл новую форму живописи – цветами: он так любовно возделывал сад, что тот стал похож на огромное полотно, где сочетания цветов изменялись не только от часа суток, но и от течения времени. Моне отвёл в сад воду от реки, оборудовал пруд, развёл в нём кувшинки и лилии. Их и писал часами. В музеях мира удалось обнаружить более 80 картин из серии "Лилии". Написаны они, начиная с 1897 года и заканчивая 1919-м.


1914-1926 The Water Lilies - Clear Morning with Willows



1914-1926 The Water Lilies - Green Reflections


1914-1926 The Water Lilies - Morning


1914-1926 The Water Lilies - Setting Sun


1914-1926 The Water Lilies - The Clouds


1914-1926 The Water Lilies - The Two Willows



1914-1926 The Water Lilies - Tree Reflections


1915-1926 Water Lilies



1916 - Blue Lillies

Пруд с кувшинками - Клод Моне. Холст, масло, 90,5 x 89,7 см


Это произведение в стиле "импрессионизм" относится к позднему творчеству художника. В 1883 году Клод Моне приобрел дом в городке Живерни в Северной Нормандии. Купив соседний участок земли художник создал на его месте живописный сад с цветами, экзотическими деревьями, прудом с кувшинками и мостиком в японском стиле. В этом тенистом таинственном уголке Моне 30 лет писал целую серию картин с водяными лилиями.

Благодаря успешной выставке работ Моне, устроенной покровителем импрессионистов Полем Дюран-Рюэлем в Париже в 1909, картины художника из этой серии очень быстро раскупались. В том числе американцами, которые проявляли большой интерес к импрессионистам.

Клод Моне предпочитал рисовать с натуры, отслеживая игру солнечного света на гладкой поверхности пруда. Один и тот же вид он мог писать в разных погодных и временных условиях, отслеживая эмоциональную реакцию на природу. Поэтому он часто работал над несколькими сюжетами сразу. Так, у него есть целая серия картин с прудом и японским мостиком, написанных в разной манере.

Моне накладывал на холст крупные мазки. Он использовал чистые краски, смешивая их на полотне.

Картина написана в сине-зеленых тонах и производит умиротворяющее впечатление. Разбавляют эту гамму бело-розовые вкрапления кувшинок на воде. Картина построена на контрасте света и тени. Художник использует множество оттенков зеленого, синего, желтого цветов.

На первом плане мы видим заросшую гладь пруда. В воде отражаются осока и деревья, которые растут на берегу. Они же видны на заднем плане. Изящный мостик в стиле Хокусая визуально делит полотно на две части. На его дне отражается рефлекс от воды. Он и в тени, и освещен солнцем одновременно. Мостик напоминает о присутствии человека в этой идиллической картине. По нему хочется пройтись, постоять посередине и полюбоваться на открывшийся вид.

Водная гладь создает перспективу, уводя взгляд к заднему плану. Там глубину создают густые деревья. Также пруд и заросли кувшинок дают ощущение горизонтали, которое повторяет дуга мостика. А деревья с травой раздвигают пространство ввысь своими вертикальными линиями. Этот контраст находит повторение в отражении на воде - между крупными блоками горизонтальных кувшинок, художник пишет небольшими вертикальными мазками отражение деревьев и травы в воде. Благодаря такому приему, в картине чувствуется простор, и есть ощущение воздуха, несмотря на ее небольшие размеры.

Многочисленные кувшинки изображены белыми, розовыми, синими мазками. Они привносят ощущение жизни в картину. Художнику удалось передать ощущение покоя и тишины. Глядя на полотно, слышишь, как щебечут птицы и жужжат насекомые. Чувствуешь легкий ветерок и тепло солнца. Картина оставляет эффект полного присутствия. Мир в отсутствие человека живет своей наполненной жизнью.

Данная картина хранится в Художественном музее Принстонского университета. Ее музею подарили наследники многолетнего попечителя учебного заведения Уильяма Черча Осборна в 1972 году.

«Кувшинки » — одна из самых известных картин великого французского художника-импрессиониста (1840-1926).

Картина «Кувшинки» была написана в 1916 году. Размеры: 200×200 см., холст, масло. В настоящее время картина находится в Национальном музее Западного искусства в Токио. Пруд с кувшинками, который находился в саду его дома, Моне рисовал 60 раз в период с 1914 по 1917 гг. В настоящее время картины из серии «Пруд с кувшинками» находятся в разных музеях мира. Самая поразительная картина, которая находится в Токио, выглядит просто ослепительно. Яркие цвета, которые вспыхивают красочными искорками в разных частях картины, а также особая композиционная манера Моне, выглядят впечатляюще. Если же принять во внимание размеры картины, то зритель зачастую просто не может оторваться от представшего перед ним зрелища. Обычный пруд с водяными лилиями Моне сумел изобразить так мастерски, что, глядя на это произведение, отпадает всякое сомнение в его гениальности.

Данная картина является не только прекрасным произведением живописи. «Пруд с кувшинками» — картина, для творчества Клода Моне, знаковая. Здесь можно увидеть, как художник постепенно отходит от, общепринятого в те времена, описания пейзажей и начинает употреблять в своей живописи абстрактные элементы, которые вскоре станут основой для создания нового стиля — импрессионизма. Вода здесь имеет совершенно необычные цвета, сочетая синие, зелёные и фиолетовые оттенки. Как сказал сам художник: «Импрессионизм — это ощущение минуты… это вопрос инстинкта». В картине Моне отказался от изображения горизонта и задействовал исключительно участок пруда. Помимо отсутствия горизонта, Моне специально нарушил и такое правило композиции, как живописный «запрет» на обрезание главных элементов картины. Как вы можете увидеть, цветы кувшинок обрезаются по краям и это даёт ощущение, что картина не заканчивается на краях полотна, а всё написанное является частью чего-то большего — огромного пруда, сада, целого мира.

Клод Моне — Кувшинки

Вместе с продукцией компании «Керамическая плитка» ваш дом приобретёт красивый и неповторимый вид. Заходите на сайт keramicplita.ru , чтобы ознакомиться с продукцией и услугами подробнее. Пользуйтесь только качественными материалами и услугами профессионалов, чтобы сделать своё жилище стильным и современным.

Когда сознание настоящего художника занято одной единственной мыслью писать только в определённом месте, то остановить его неподвластно никакой земной стихие. Так в октябре 1890 года художник клод Моне писал в своём дневнике: « ...Меня всё сильнее захватывает необходимость выразить то, что я испытываю, и я молю Всевышнего, чтобы мне было отпущено ещё немного времени, ибо, по-моему, здесь я могу кое-чего добиться ». В начале девяностых годов XIX столетия Клод Моне, покорённый красотой французского местечка Живерни, приобрёл часть луговины размером около 7500 квадратных метров. « Свершилось! Наконец-то, я взялся за серию с различными эффектами; работаю с усердием, но в это время года солнце садится столь внезапно, что угнаться за ним невозможно », - писал в октябре 1890 года художник.

Живерни

С помощью небольшого канала, отведённого от своего дома, Клод превратил свой участок в роскошный водный сад, над прекрасным прудом которого был возведён небольшой арочный мостик, такой же, как на цветных японских гравюрах.


Белые кувшинки

Серия работ Моне «Кувшинки, пейзажи воды», была показана на выставке в парижской галерее Дюран-Рюэля в 1909 году. Критика восторженно приняла серию пейзажей с кувшинками, а Ромен Роллан даже на писал Моне: «Искусство, подобное Вашему, составляет славу страны и времени». Затем последовали холсты большего формата и опять целая серия пейзажей с мотивами кувшинок и очаровательной природы. Пруд, с лёгкой рябью, окружённый бурно разросшимися ирисами, камышом, плакучими ивами и покрытый большими колониями белых кувшинок, переливающихся на солнце, стал основной темой картин Моне в последние тридцать лет его жизни. Небо в его работах в этот период появлялось лишь в отражении глади воды.

В дневнике Мопассана осталась запись: «Все эти дарованные миру краски пёстрые, разнообразные, опьяняющие, предстают перед нами с чарующей законченностью, изумительной яркостью, бесконечными оттенками вокруг листа водяной лилии. Все тона красного, желтого, розового, синего, зеленого, лилового - тут, в небольшом кусочке воды, где явлено нам всё небо, всё пространство». Иметь работу , написанн ую рукой знаменитого автора, сегодня найдётся немало желающих. Картинами Моне восторгаются и критики, и коллекционеры, и самые простые люди. Только вот одна работа известного художника «Водяные лилии» приобрела весьма дурную славу. «Ну, не всем же картинам быть шедеврами!» - Скажете Вы. Но, на самом деле всё обстоит далеко не так...


Водяные лилии

Дело в том, что за картиной «Водяные лилии» тянется длинный шлейф пожаров, а самый первый из которых случился в доме самого Клода Моне. После того, как художник закончил работать над картиной, в мастерской художника случился пожар, в результате которого она почти полностью сгорела, однако несколько картин, в том числе и «Водяные лилии», удалось спасти. В скором времени на работу нашлись покупатели — хозяева известного кабаре на Монмартре. Н о не прошло и месяца , как они стали погорельцами. Увеселительное заведение сгорело дотла. А вот «лилии» вновь оказал и сь в числе немногих спасённых. Затем картина «погостила» у известного меценат ата Парижа Оскар а Шмитц а. Оскару с «огненными лилиями» повезло чуть больше - его дом, прежде чем сгоре ть до основания, «прожил» с картиной в мире почти целый год . Удивительно, но очаг пожара пришелся как раз на то место, где висела картина - рабоч ий кабинет Оскара. Картина уцелела и на этот раз... Следующим «домом» «Водяны х лили й » стал Нью-Йоркский музей искусств, сгоревший ровно через 4 месяца после «знакомства» с картиной. Только в этот раз… Надеетесь, уж теперь-то она сгорела? :-) И да, и нет. Работа очень сильно пострадала, но специалисты из НАСА будут восстанавливать её с помощью специальных нанотехнологий.

Как говорится, один раз - случайность, два - совпадение, три - закономерность, а четыре... мистика? Для того, чтобы это проверить, думаю надо, после того как картину восстановят специалисты из НАСА, разместить её в Белом доме - официальной резиденции президента США... ;-)

Цикл "Кувшинки", который занимал Моне на протяжении 37 лет, с 1889 по 1926 год включает в себя более 250 произведений, различных по композиции и цветовой гамме. Сам по себе "Цикл" может быть рассмотрен как показатель творческой эволюции Моне, который планомерно шел по пути отказа от классического пейзажа в сторону "живописи впечатления". Многократно возвращаясь к своему водяному садику, Моне в полной мере раскрыл колористические и композиционные возможности чистого цветового пятна. На исходе творческой карьеры, Моне вплотную подошел к абстракционизму как чистой игре форм и красок, однако так никогда и не переступил этой черты.

Анализ многообразия произведений серии "Кувшинки" позволяет классифицировать их по пяти основным признакам: время создания, пространство и глубина, техника письма, формат работы и цветовое решение.

По времени создания картины цикла "Кувшинки" можно условно разделить на три периода:

  • 1. 1889-1901 - годы создания сада в Живерни и работы над другими сериями картин. Этот период охватывает меньше всего произведений. "Кувшинки", датированные 1889-1901 годами отличаются большей реалистичностью в прорисовке деталей и многоцветностью красочного слоя.
  • 2. 1901-1913 годы. Начиная с 1908 года, Моне начал много времени уделять изображениям своего сада. Работы этого периода богаты разнообразием сюжетов. Художник создает многочисленные изображения "японского" мостика, арки, увитой розами и пруда с кувшинками. В начале 1900-х годов он работает над группой изображений моста. В общей сложности, цикл включает в себя 18 картин, написанных на квадратных холстах. Впоследствии Моне сосредоточился на изображении водяных лилий в пруду, запечатлевая их в разное время дня и года.

Отличительной особенностью картин этого периода, является частая прорисовка отражения на поверхности воды, чего практически нет в более поздних его работах. "В картинах, написанных ближе к концу первого десятилетия двадцатого века, изображенная тема словно окутана сгущающейся дымкой, очертания становятся более расплывчатыми, потоки света затухают и становятся все менее осязаемыми, все труднее локализуются. Колорит и валеры настолько приближаются к этим почти невещественным формам, что грозят раствориться в своеобразной смеси, состоящей из молекул и частиц светового луча" О. Рейтерсверд. Клод Моне. М, 1963. - с.136.

3. Большинство картин цикла "Кувшинки", написанные в 1914-1926 годах отличаются отсутствием линии горизонта и общими изменениями образно-выразительного языка Моне, который принял многие элементы абстрактного искусства. В работах 1914-1926 годов, Моне все чаще отказывается от перспективы и реалистической проработки деталей в пользу эффекта целостного, образного восприятия объекта изображения, решенного средствами контрастного о цветового пятна.

По принципу живописной трактовки пространства и глубины, картины цикла "кувшинки" могут быть также подразделены на три группа.

  • 1. Картины с ярко выраженной линией горизонта. К этой группе можно отнести практически все работы, созданные до 1901 года, включая все изображения мостика. Моне создает законченные пейзажные композиции с перспективой, линией горизонта и прорисовкой планов (первый план с изображением кувшинок и задний план с изображением берега, поросшего деревьями и кустами).
  • 2. Вторая группа включает в себя работы, которые обладают глубиной, достигнутой за счет прорисовки планов, но не имеют линии горизонта. К этому типу относятся картины, созданные, преимущественно в 1901 - 1914 годы и представляющие движение художника к более абстрактной декоративной организации живописной поверхности холста. Художник акцентирует внимание на изображении поверхности воды, усеянной листьями нимфей, и лишь намечает линию горизонта. Сохраняя отражения предметов в поверхности воды, художник как бы намекает зрителю о наличие некоего мира за пределами водяного сады, что работает на ощущение глубины и пространственной соотнесенности изобразительного пространства.
  • 3. Третья группа включает в себя поздние произведения, которые отличаются плоскостным, декоративным решением, отсутствием перспективы, линии горизонта и планов. Работы этого типа (куда относятся и гиганстские холсты, созданные для павильона "Оранжери") отражают поиски Моне в области свето-теневых отношений, которые полностью занимали внимание художника. Моне исключает из своей живописи все за исключением сложной игры света и тени, которые служат впечатлению, восприятию мимолетного состояния окружающей среды. Картины позднего периода отличаются также полной пространственной безотнесенностью. Моне не показывает ни берега, ни моста, ни отражения берега в зеркале пруда ни тем более линии горизонта. Изобразительный мир картины исчерпывается кувшинками на поверхности воды.

Техника. Классификация цикла "Кувшинки" по технике живописи весьма условна. Все работы Моне, включая более абстрактные, декоративные картины, написанные на закате жизни, бесспорно относятся к живописи импрессионизма. Однако, отличие в технике между ранними и поздним произведениями все же велико. Анализируя многообразие картин серии "Кувшинки" по технике изображения, можно выделить три основные группы.

  • 1. Традиционная пейзажная композиция. Работы этой группы, отличаются более реалистичной подачей. Они отличаются наличием наличие линии горизонта, более тщательной прорисовкой деталей, более четкими цветовыми переходами и большей контрастностью по сравнению с произведениями позднего периода. Это уникальная и излюбленная техника Моне, в которой он работал всю жизнь, но от которой стал уходить в позднем периоде творчества в сторону менее четкой прорисовки и попытки передать не то, что он видел, то, как он это видел. Он пытался выразить новое восприятие зримого мира во всем его красочном богатстве. И, хотя картины серии "Кувшинки" условно можно отнести к этой категории, все же это уже не та техника, которую Моне использовал в 60-е и 70е годы, где в композиции наблюдалось тяготение к устойчивым вертикалям и горизонталям, которые он вводил в центр или на передний край полотна. В работах позднего периода этого уже нет, тут остается уже пристрастие к беспокойным, хаотичным формам.
  • 2. Импрессионизм позднего творчества - группа, которая охватывает большинство картин серии и представляет новый виток в эволюции живописи Моне. "В полотнах с водяными лилиями появляются уже предвестники чего-то нового, ранее не присущего Моне, - какие-то неопределенные и странные ощущения, которые не сразу можно уловить и передать. Расплывчатый, водянистый рисунок в изображении лилий может легко показаться монотонным зрителю, увидевшему множество подобных вариаций. Но для Моне эта скупая, схематичная форма представляла возможность дальнейшей концентрации внимания на том, что он считал самым существенным" О. Рейтерсверд. Клод Моне. М, 1963. - с.136. Композиция все еще сохраняет ясные очертания изображаемого предмета. Зритель легко определяет, что именно изображено на холсте, но однако способ передачи изображения все больше уходит от контурной живописи в сторону расплывчатых силуэтов и мягких цветовых переходов.

Отказ от детализации изображения, контура и моделировки объемов изображения светотенью был вызван стремлением ухватить сиюминутное состояние живого и подвижного видимого мира. "Напрягая зрение, чтобы заметить мельчайшие изменения, он часто терял ощущение целого. Доведя до крайности свое пренебрежение сюжетом, Моне окончательно отказался от формы и в бесформенной ткани тончайших нюансов старался удержать лишь чудо света" Д. Ревалд. История импрессионизма. М: АСТ, 2009. - с.388. В погоне за "живым впечатлением" Моне провел последние 37 лет своей жизни.

3. "Абстрактная живопись". В период обострения глаукомы Моне чуть не потерял зрение, но продолжал писать. В это время его работы становятся очень близки к абстрактной, беспредметной живописи. Формы предметов полностью растворяются в буйных цветах, горизонт исчезает под напором цветовых эффектов, а живописная техника в целом становится столь нефигуративной, что порой становится сложно определить, что именно изображено на холсте. Именно эти работы, написанные во время болезни, привели американского исследователя Альфреда Барра Младшего к заключению, что Моне является одним из родоначальников абстрактного искусства. Вряд лисам мастер ставил перед собой такие задачи, тем более что после восстановления зрения он стал писать в прежней манере и до конца остался в лагере импрессионизма. Экспериментируя с техникой, Моне, тем не менее, не мыслил искусства вне натуры. С другой стороны, можно предположить, что чем ближе художник подходил к закату своей творческой карьеры, тем более его восприятие натуры смещалось от реальных объектов мира к чистому свету, отраженному от объектов реального мира и пропущенного сквозь призму восприятия внутреннего мира художника.

Форма картин. Анализируя позднее творчество Клода Моне, нельзя обойти вниманием такой фактор, как форма его холстов. Известно, что для пейзажного жанра наиболее удачной и распространенной считается форма прямоугольника с горизонтальной ориентацией. Тем не мене, Монеработал и в других форматах.

  • 1. Прямоугольник с вертикальной ориентацией. Большая часть работ, написанных на вертикальных холстах, входит в число составных композиций и не является самостоятельными произведениями. К этой группе относятся, в частности, картины, которые Моне создавал для своего проекта "Нимфеи" по государственному заказу для парижского музея "Оранжери". В остальных случаях художник редко использовал вертикально-ориентированные холсты, не подходящие для пейзажного жанра.
  • 2. Прямоугольник с горизонтальной ориентацией холста. Большая часть картин серии имеет форму горизонтального прямоугольника, который считается наиболее удачным форматом пейзажного жанра. Работая с горизонтальным холстом, художник имел возможность скомпоновать все детали изображения, включая пруд, мостик, свисающие над водой ветви плакучих ив, и отдельно написанные водяные лилии. В этом формате написаны часть панелей проекта "Нимфеи".
  • 3. Квадрат. Моне использовал квадратные холсты для работ серии "Японский мостик", композиция которых удачно вписывается в этот формат.. Мостик занимает центральное место картин. Линия горизонта проходит четко чуть ниже середины холста, деля пространство на три зоны по горизонтали. Центральное место занимает мост, в верхней части расположены кроны деревьев, а в нижней написаны кувшинки, плавающие на водной поверхности. Ритмичность композиции замыкает отражение крон деревьев на водной глади, объединяя все компоненты в единую цельную композицию. Изображение кувшинок без линии горизонта в данном формате кажется менее удачным. Заключенные в квадратную форму, так же, как и в прямоугольник с вертикальной ориентацией, изображенные предметы кажутся фрагментом целого, нежели самостоятельным произведением.
  • 4. Овал. В редких случаях, в качестве эксперимента, Моне использовал овальные холсты, которые составляют наименьшую группу работ - наиболее редко встречающаяся форма для этой серии.. Сюжет, представленный на холстах овальной формы един: это кувшинки, написанные в технике импрессионизма позднего творчества, без линии горизонта и в основном в светлых, нежных тонах. По времени создания эта группа картин относится к 1907-1908 годам. Видно, что художник попробовал в качестве эксперимента заключить излюбленный сюжет в форму овала, но быстро потерял к этому интерес.

Цвет. Цвет является, без сомнения, ключевым элементом техники Моне, которая достигал особой художественной выразительности играя на контрасте между светлыми, прозрачными и более матовыми пастозными мазками, создавая яркий цветовой контраст филигранных мазков, создающих пространственную иллюзию. Моне был мастером валерной живописи, передающей изменчивость оттенков цвета, движения жизни. Художник умел изобразить предметы в их взаимосвязи со световоздушной средой, что создает особую глубину и богатство колорита, тонкость цветовых отношений и переходов. Кроме того, Моне никогда не покрывал холсты лаком и не прорабатывал их по краям, благодаря чему многие работы выглядят неоконченными или "чуть поврежденными".

Картины серии "Кувшинки" разнообразны по своим цветовым решениям, это естественно, ведь именно сиюминутный эффект освещения, изменяющий колорит натуры, был тем что в первую очередь интересовало художника. Цвет был его основной задачей и его наваждением. Благодаря своим экспериментам Моне сумел показать, как прекрасен и разнообразен мир при любой погоде и любом освещении. Однако, детальный анализ картин серии "Кувшинки", позволяет выделить несколько основных колористических сочетаний.

  • 1. Многоцветная, яркая гамма. Моне использует всю палитру, чтобы передать ощущение настоящего момента. Контрастные цветовые отношения передают насыщенность природных цветов в яркий солнечный день. Ясное голубое небо, кувшинки, искрящиеся различными цветами, деревья на берегу, водная гладь, отражающая солнечные блики. Зритель жадно впитывает богатство цветовой гаммы, многоцветие солнечных бликов раскинутых по всей поверхности холста, чувствуя настроение теплого солнечного дня.
  • 2. Светлые, нежные, приглушенные тона. Мягкий, приглушенный колорит передает нежность и тишину мгновения, создавая ощущение легкой утренней дымки. Настроение спокойствия, тишины и умиротворения наполняют зрителя, стоящего перед этими произведениями. Автор использует нежные пастельные тона: светло-голубой, светло-розовый, светло-фиолетовый. Вкрапления ярких красных и желтых пятен кувшинок создают необходимые акценты, благодаря чему мягкие переходы между цветами палитры не сливаются в неразличимое беспредметное пятно. Желтый цвет в верхней левой части композиции, изображающий отражение осенней листвы под солнечными лучами, не выглядит ярким за счет соединения и взаимопроникновения с общей цветовой гаммой пруда. Все линии очень мягко и плавно переходят одна в другую, контрастность практически отсутствует.
  • 3. Темные, глубокие тона. Темные, насыщенные тона передают атмосферу сумерек или пасмурной погоды. Линии более четкие, контрастные. Мазки более густые и насыщенные, цвета более яркие и глубокие. Картина передает ощущение сгущающихся сумерек и великолепия красоты природы при вечернем освещении.