Клод дебюсси все произведения. Клод Дебюсси: краткая биография композитора, история жизни, творчество и лучшие произведения. Время музыкальных экспериментов

Французского композитора Дебюсси часто называют отцом музыки XX века. Он показал, что каждый звук, аккорд, тональность могут быть услышаны по-новому, могут жить более свободной, многокрасочной жизнью, наслаждаться самим своим звучанием, его постепенным, таинственным растворением в тишине.

Клод Дебюсси родился 22 августа 1862 года в Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа. Его отец был морским пехотинцем, а затем совладельцем лавки фаянсовых изделий. Первые уроки игры на фортепиано Дебюсси давала Антуанетта-Флора Моте (теща поэта Верлена).

В 1873 году Клод Дебюсси поступил в Парижскую консерваторию, где 11 лет учился у Мармонтеля (фортепиано), Лавиньяка, Дюрана, Базиля (теория музыки). В 1876 он сочинил свои первые романсы на стихи Т. де Банвиля и Бурже.

С 1879 по 1882 Дебюсси проводил летние каникулы как <домашний пианист> - сначала в замке Шенонсо, а затем у Надежды фон Мекк - в ее домах и поместьях в Швейцарии, Италии, Вене, России. Во время этих путешествий перед ним открылись новые музыкальные горизонты, причем особенно важным оказалось знакомство с сочинениями русских композиторов петербургской школы. Молодой Дебюсси, влюбленный в поэзию Де Банвиля (1823-1891) и Верлена, наделенный беспокойным умом и склонный к экспериментам (преимущественно в области гармонии), пользовался репутацией революционера. Это не помешало ему получить в 1884 Римскую премию за кантату Блудный сын.





Дебюсси провел в Риме два года. Там он познакомился с поэзией прерафаэлитов и начал сочинять поэму для голоса с оркестром Дева-избранница на текст Г. Россетти. Глубокие впечатления он вынес из посещений Байройта, вагнеровское влияние отразилось в его вокальном цикле Пять стихотворений Бодлера. Среди других увлечений молодого композитора - экзотические оркестры, яванский и аннамитский, которые он услышал на парижской Всемирной выставке в 1889; сочинения Мусоргского, в то время постепенно проникавшие во Францию; мелодическую орнаментику григорианского пения.





В 1890 Дебюсси начал работу над оперой Родриг и Химена по либретто Мендеса, но через два года оставил произведение незавершенным (долгое время рукопись считалась утерянной, затем была найдена; сочинение инструментовано русским композитором Денисовым и поставлено в нескольких театрах). Примерно в то же время композитор стал постоянным посетителем кружка поэта-символиста С. Малларме и впервые прочел Эдгара По, который стал любимым автором Дебюсси. В 1893 он приступил к сочинению оперы по драме Метерлинка Пеллеас и Мелисанда, а год спустя, вдохновленный эклогой Малларме, закончил симфоническую прелюдию Послеполуденный отдых фавна.


Дебюсси был с юности знаком с главными деятелями литературы этого периода, среди его друзей были писатели Луис, Жид и швейцарский ученый-лингвист Годе. Его внимание привлекал импрессионизм в живописи. Первый концерт, целиком посвященный музыке Дебюсси, прошел в 1894 в Брюсселе в художественной галерее <Свободная эстетика> - на фоне новых полотен Ренуара, Писсарро, Гогена, ... В том же году началась работа над тремя ноктюрнами для оркестра, которые первоначально были задуманы как скрипичный концерт для известного виртуоза Э. Изаи. Первый из ноктюрнов (Облака) автор сравнивал с <живописным этюдом в серых тонах>.





К концу 19 века творчество Дебюсси, которое считали аналогами импрессионизма в изобразительном искусстве и символизм в поэзии, охватило еще более широкий круг поэтических и визуальных ассоциаций. Среди сочинений этого периода - струнный квартет соль минор (1893), в котором отразилось увлечение восточными ладами, вокальный цикл Лирические прозы (1892-1893) на собственные тексты, Песни Билитис по стихотворениям П. Луиса, навеянным языческим идеализмом Древней Греции, а также Ивняк, незаконченный цикл для баритона с оркестром на стихи Россетти.





В 1899, вскоре после женитьбы на манекенщице Розали Тексье, Дебюсси лишился и того небольшого дохода, который имел: скончался его издатель Артманн. Отягощенный долгами, он все же нашел в себе силы закончить в том же году Ноктюрны, а в 1902 - вторую редакцию пятиактной оперы Пеллеас и Мелисанда.


Поставленный в парижской <Опера-комик> 30 апреля 1902, Пеллеас произвел фурор. Это произведение, замечательное во многих отношениях (глубокая поэзия сочетается в нем с психологической утонченностью, инструментовка и трактовка вокальных партий поражает новизной), было оценено как крупнейшее достижение в оперном жанре после Вагнера. Следующий год принес цикл Эстампы - в нем уже складывается стиль, характерный для фортепианного творчества Дебюсси.




В 1904 Дебюсси вступил в новый семейный союз - с Эммой Бардак, что едва не привело к самоубийству Розали Тексье и вызвало безжалостную огласку некоторых обстоятельств личной жизни композитора. Впрочем, это не помешало завершению лучшего оркестрового произведения Дебюсси - трех симфонических эскизов Море (впервые исполнено в 1905), а также замечательных вокальных циклов - Трех песен Франции (1904) и второй тетради Галантных празднеств на стихи Верлена (1904).




В течение всей остальной жизни Дебюсси приходилось бороться с недугами и бедностью, но он работал неустанно и весьма плодотворно. С 1901 он начал выступать в периодической печати с остроумными рецензиями на события текущей музыкальной жизни (после смерти Дебюсси они были собраны в сборнике Господин Крош - антидилетант, Monsieur Croche - antidilettante, опубликован в 1921). В тот же период появляется большинство его фортепианных произведений.


За двумя сериями Образов (1905-1907) последовала сюита Детский уголок (1906-1908), посвященная дочери композитора Шушу (она родилась в 1905, но оформить свой брак с Эммой Бардак Дебюсси смог лишь три года спустя).

Дебюсси совершил несколько поездок с концертами, чтобы обеспечить семью. Он дирижировал своими сочинениями в Англии, в Италии, в России и других странах. Две тетради прелюдий для фортепиано (1910-1913) демонстрируют эволюцию своеобразного <звукоизобразительного> письма, характерного для фортепианного стиля композитора. В 1911 он написал музыку к мистерии Г. д"Аннунцио Мученичество св. Себастьяна, партитуру по его разметке делал французский композитор и дирижер А. Капле.







В 1912 году появился оркестровый цикл Образы. Дебюсси уже давно привлекал балет, и в 1913 он сочинил музыку к балету Игры, который был показан труппой <Русских сезонов> Сергея Дягилева в Париже и Лондоне. В том же году композитор начал работу над детским балетом "Ящик с игрушками" - его инструментовка была завершена Капле уже после кончины автора. Эта бурная творческая деятельность была временно приостановлена Первой мировой войной, но уже в 1915 появились многочисленные фортепианные произведения, в том числе Двенадцать этюдов, посвященных памяти Шопена.







Дебюсси начал серию камерных сонат, в определенной мере опирающихся на стилистику французской инструментальной музыки 17-18 веков. Он успел завершить три сонаты из этого цикла: для виолончели и фортепиано (1915), для флейты, альта и арфы (1915), для скрипки и фортепиано (1917). Дебюсси получил заказ от Дж. Гатти-Казацца из <Метрополитен-опера> на оперу по повести Эдгара По "Падение дома Эшеров", на д которую он начинал работу еще в молодости. У него еще хватило сил переделать оперное либретто . 26 марта 1918 года Клод Дебюсси умер в Париже.




Музыка — как раз то искусство, которое ближе всего к природе... Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию.



Клод Дебюсси

В западноевропейской фортепианной музыке конца XIX и начала XX века фортепианные произведения Дебюсси, наряду с сочинениями другого французского композитора - Мориса Равеля, норвежца Эдварда Грига и венгра Бела Бартока, оказались самыми крупными художественными явлениями.

Область фортепианной музыки занимает в творчестве Дебюсси важнейшее место. Будучи первоклассным пианистом, Дебюсси обращается к фортепианным сочинениям на протяжении всей жизни. Самые типичные черты его творчества, касающиеся образной сферы, жанрового многообразия и стиля, нашли наиболее яркое воплощение в его произведениях для фортепиано.

Фортепианная музыка Дебюсси больше, чем какая-либо другая область его творчества, подверглась существенной эволюции от раннего к позднему периоду композиторской деятельности.

Своеобразие фортепианного творчества Дебюсси заключается прежде всего в его образном строе. Никто из композиторов прошлого не воплощал в фортепианной музыке такого разнообразия и богатства сюжетов, связанных с картинами природы («Туманы», «Вереск», «Ветер на равнине», «Сады под дождем»).

Дебюсси не стремился в выборе близких ему тем, связанных с картинами природы, к чисто изобразительному решению (то есть к точному конкретному музыкальному изображению явлений окружающего мира). Для него проблема красочности и колорита всегда связывалась с передачей определенного настроения, ощущения и своего собственного отношения к тому или иному поэтическому образу. Каждая пейзажная зарисовка имеет у него определенную эмоциональную окраску - то спокойного, мечтательного созерцания, то величавого раздумья; суровое, а иногда и мрачное настроение может мгновенно смениться опьяняющей радостью.

Дебюсси привлекает также возможность воплощения в фортепианной музыке жанровых сценок и музыкальных портретов. Здесь композитор обнаруживает умение несколькими точными штрихами создать вполне реальный, жизненный музыкальный образ («Вечер в Гренаде», сюита «Детский уголок», прелюдии - «Девушка с волосами цвета льна», «Прерванная серенада», «Ворота Альгамбры», «Менестрели», «Генерал Лявин-эксцентрик»).

Среди фортепианных произведений Дебюсси имеются и навеянные сказочными и легендарными мотивами («Феи - прелестные танцовщицы», «Затонувший собор»), произведениями древнего античного искусства («Дельфийские танцовщицы», «Канопа»)

Принципы композиционного строения фортепианных сочинений композитора, так же как и тематика, отличаются большим своеобразием. Из крупных форм он отдает предпочтение фортепианной сюите, как жанру, состоящему из ряда самостоятельных пьес («Бергамасская сюита», «Маленькая сюита», «Детский уголок»), либо отдельным миниатюрам. Избегая в сюитах и миниатюрах действенного развития образа, Дебюсси раскрывает его с различных сторон многочисленными красочными оттенками, быстро сменяющими друг друга и иногда создающими ощущение «калейдоскопичности». Отсюда склонность композитора к свободным импровизационным жанрам типа прелюдий, «Образов», «Эстампов».

Отказавшись от традиционных форм (соната, вариации, концерт), Дебюсси все же сохранил в большинстве своих произведений стройность и цельность композиции. Он избегает расплывчатости и аморфности формы четким делением ее на внутренние разделы при помощи цезур, фермат, остановок в движении.

Дебюсси стал создателем нового фортепианного стиля, оригинального и самобытного, заключающего в себе многоплановость фактуры, мелодию, скрытую в гармоническом фоне, сложный ладогармонический язык, основанный на неожиданных сменах весьма далеких тональностей, на частом употреблении неразрешенных диссонантных созвучий, особенно прихотливую и изменчивую ритмику.

Композитор создает новые приемы фортепианной техники, основанные на сложных комбинациях ее различных видов - аккордов и октав, гаммообразных и арпеджированных пассажей, попеременного чередования рук. Для многих сочинений Дебюсси характерна неожиданная перемена фактуры, вызванная сменой образов или их красочных оттенков. Нередко Дебюсси использует одновременное звучание крайних регистров фортепиано без заполнения середины. Это создает эффект объемности и позволяет сохранить прозрачность фактуры.

Стиль фортепианных произведений композитора неотделим от его исполнительской манеры и отличается полным отказом от всего внешнего, показного. Это камерный стиль в лучшем смысле этого слова, где виртуозные возможности инструмента подчинены всегда серьезной художественной задаче.

Сочинения Дебюсси отличаются особо тонкой и сложной педализацией (с широким применением полупедалей), основанной на необходимости задерживать звучание, как отдельных звуков, так и целых аккордовых комплексов на отрезках большой протяженности.

Произведения композитора требуют от исполнителей тонкой и разнообразной нюансировки и градации динамики, а также владения колористическими приемами извлечения звука.

Во многих пьесах Дебюсси мы часто находим огромное количество авторских указаний для исполнителей, раскрывающих образную сторону исполнения («как нежная и грустная жалоба», «вспыльчиво», «нервозно и с юмором»). Подобные указания мы находим в песнях Мусоргского, где они также помогают исполнителю в раскрытии замысла произведения. Часто эти указания исходят из определенных живописно-красочных задач: «вибрируя», «колко», «тихо звучит в густом тумане», «quasi tambouro»(«почти барабан»). Они еще раз подчеркивают стремление композитора расширить и обогатить тембровую палитру фортепиано, целиком подчинить технические виртуозные задачи художественным, картинно-живописным.

При сопоставлении фортепианного творчества Дебюсси с наследием его великих предшественников, совершивших революцию в мировой фортепианной музыке и исполнительстве (Бетховен, Шуман, Шопен и Лист), мы видим, что произведения Дебюсси безусловно уступают им в глубине содержания, в эмоциональном диапазоне, в масштабе замыслов и форм. Но такая сторона художественного метода Дебюсси, как красочно-колористическая, способствовала максимальному расширению темброво-звуковых возможностей фортепиано и обогатила фортепианную литературу XX века многими замечательными произведениями.

Дебюсси является великим французским композитором, критиком, дирижером, пианистом и основателем музыкального импрессионизма. Родился Ашиль Клод Дебюсси в небольшом городке в 1862 году. Отец мальчика был небогатым буржуа и держал лавку китайской посуды. С 8 - летнего возраста Клод начал учиться игре на фортепиано. Позже уроки ему давала Антуанетта Моте де Флервиль, которая утверждала, что училась у самого Шопена. Кроме того, она была тещей Верлена. И именно она посоветовала мальчику поступить в консерваторию.

В 10 лет Клод поступил в консерваторию для продолжения учебы музыке. Его педагогами были Антуан Мармонтей, Альберт Лавиньяк, известный своим увлечением традиционализмом, Франк Сезар. Уже тогда Клод имел собственную манеру игры, которая не устраивала педагогов. Когда мальчику было 16 лет, он исполнил на конкурсе сонату Шумана. И только тогда профессора консерватории оценили его по достоинству - он получил 2 место.

В начале лета одна 1880 года Дебюсси путешествует по Италии и Швейцарии с семьей Надежды фон Мекк. А лето этого года и последующего проводит в ее имении. Там он учит детей музыке и впервые знакомится с русскими композиторами: Бородиным, Балакиревым, Чайковским и другими. И это впоследствие окажет большое влияние на его творчество.

В последующие два десятилетия наступает творческое развитие Дебюсси, он начинает увлекаться «символизмом», общаться со многими известными тогда музыкантами и поэтами, пишет музыку на стихи Верлена и Бодлера. Но его произведения отличаются от классического «символизма» изяществом и утонченностью.

С начала 19 века Дебюсси отказывается от «символизма» и переключается на природу, бытовые сцены и портреты. Он выражает свое отношение к данным темам настолько реалистично, что они становятся почти осязаемыми. До сих пор спорят, кем же является Дебюсси – символистом или импрессионистом.

С того же времени Дебюсси становится музыкальным критиком. Как итог этой деятельности, он издает в 1914 году книгу «Господин Крош – антидилетант», которая содержит все его лучшие критические статьи.

Последние годы жизни Дебюсси посвятил реализации своих творческих планов: частые концерты и выступления.

Ушел из жизни Дебюсси в возрасте 54 лет. За все время творчества им создано три оперы, три балета, пять произведений для оркестра, произведения для фортепиано, камерного ансамбля, романсы и песни. Самими лучшими признаны опера «Пеллеас и Мелизанда», симфоническая фантазия «Полуденный отдых фавна», прелюдии, среди которых выделяются «Шаги на снегу», «Затонувший собор» и «Девушка с волосами цвета льна», ноктюрны «Море», «Бергамасская сюита» и «Детский уголок» для фортепиано.

Биография 2

Клод Дебюсси (1862-1916) – французский композитор. Родился в среднестатистической французской семье. Его отец имел собственную лавку, где изготовляли посуду, но вскоре после рождения сына отец продал источник дохода. Семья переехала в Париж, где смогла дать хорошее образование сыну.

Однако во время франко-прусской войны Клод с матерью покинули столицу, отправились в Канны, чтобы быть как можно дальше от страшных зрелищ. Там Клод начинает увлекаться игрой на фортепиано и берет уроки у местных учителей.

Затем поступает в Парижскую консерваторию, где вскоре выигрывает Римские премии. Клод отличался от всех остальных учеников неохотой покориться стандартам. Он пытался создать собственный стиль в музыке. Это вызывало конфликты с преподавателями.

Работал в качестве пианиста у Надежды фон Мекк. Благодаря ей Дебюсси объездил много европейских стран, где изучал стили музыки. Но через несколько месяцев он был уволен, потому что выяснилось о его влюбленности в одну из дочерей фон Мекк.

В 1885 году был отправлен в Рим, где он должен был «отрабатывать» свои премии. Это был тяжелый период в жизни Дебюсси. Снова возникают конфликты, так как Клод пытается выйти за рамки стандартов.

Вскоре Дебюсси полностью порвал с академией после того, как они отказались включать в концертную программу одно из его произведений, потому что оно было слишком новаторским.

Большую роль в жизни Дебюсси сыграл Эрик Сати. В его творчестве композитор увидел что-то новое, необычное, то, что не зависит от стандартов. Именно благодаря этому человеку начал быстро формироваться индивидуальный стиль Дебюсси.

Клод, раньше восхищавшийся Вагнером, тем пишет об этом человеке презрительно. Говорит, что Вагнер никогда не служил ни музыке, ни Германии. Никто не знал, чем вызваны столько холодные отношения между Дебюсси и Вагнером.

В 1894 году Клод Дебюсси пишет «Послеполуденный отдых фавна». Это произведение прокладывает первые шаги к импрессионизму в музыке.

Второй период жизни Клода Дебюсси ознаменовался болезнями, недугами и бедностью. Однако он продолжал упорно работать над произведениями. Вскоре он начал выступать с речами о состоянии музыки того времени. Все его речи после смерти были собраны в один сборник.

Семья Дебюсси была в нужде, поэтому он работал в качестве дирижера и ездил на подработку на концерты. Далее композитор начал писать музыку для балета, который его давно привлекал. В 1912 году Клод начинает работать над детским балетом «Ящик с игрушками», но он не успевает закончить свое произведение и умирает. Музыку заканчивает Капле.

Работу композитора приостанавливает Первая мировая война. Но уже в 1915 году Клод Дебюсси вновь приступает к работе и мир услышал большое количество новых фортепианных композиций.

Джулио Гатти-Казацца поручил Дебюсси написать композицию на оперу. До самых последних минут жизни великий композитор работал над заказом, однако не успел окончить произведение.

Клод Ашиль Дебюсси (1862-1918 гг). Представитель музыкального импрессионизма. Знаменитые произведения - Прелюдии, среди которых - «Шаги на снегу», «Девушка с волосами цвета льна», Затонувший собор", опера «Пеллеас и Мелизанда», симфоническая фантазия «Полуденный отдых Фавна».

Клод Дебюсси родился 22 августа 1862 года в маленьком городке Сен-Жермен-ан- Пэн. Он был первым ребенком в семье хозяина скромной китайской лавочки Мануэля-Ашиля Дебюсси и его жены Виктории. У младенца оказался странный раздвоенный лоб, что вполне могло быть признаком гидроцефалии. Вопреки опасениям родителей, Ашиль-Клод Дебюсси (такое имя мальчик получил при крещении) рос нормальным ребенком, хотя необычная форма лба так и осталась на всю жизнь самой примечательной чертой его внешнего облика.

Через некоторое время финансовые дела отца совсем расстроились, и семья перебралась в Париж. Из-за проблем со здоровьем, мальчик не ходил в школу, начальное образование дала ему мать, благодаря именно ей у Дебюсси на всю жизнь осталась любовь ко всему изысканному и утонченному.

Много времени Клод со своими братьями и сестрой проводили в доме Ашиля-Антуана Арозы - человека столь же культурного, как и богатого. Он особенно увлекался живописью и коллекционировал картины. Ароза также оказывал поддержку молодым художникам, которые стали позже известны как «импрессионисты». С некоторыми из них Дебюсси мог познакомиться лично. Яркие цвета южной природы, где находился особняк богатого мецената, полотна импрессионистов и первые музыкальные впечатления привели к тому, что юный Клод никак не мог выбрать, чем ему заниматься: рисовать картины или играть на фортепиано. Отец же был уверен, что его сын станет военным моряком.

Сомнения развеяла мадам Моте де Флервиль – первая учительница Дебюсси, с которой он начал заниматься по возвращению в Париж. Эта дама училась некоторое время у Шопена, была знакома с Вагнером, а в её салоне охотно бывали многие музыкальные знаменитости того времени. Годы учебы у знаменитой пианистки – с 1870 по 1873 - были омрачены событиями, явившимися огромным испытанием для Франции. Франко – прусская война 1871 года закончилась поражением французов. Унижение нации вылилось в открытый протест, горожане построили баррикады и провозгласили недолго просуществовавшую коммуну. Два месяца на улицах города шли бои, тысячи людей погибли, другие были расстреляны впоследствии.

Тяжелая ситуация сложилась и в собственном доме мадам де Флервиль. Её дочь была женой Поля Верлена, который только что ввёл в дом семнадцатилетнего Артюра Рембо. Между двумя поэтами существовала совершенно открытая связь, кроме того привычки и мнения Рембо просто шокировали окружающих. Хулиган, распутник, вольнодумец и анархист, - всё это уживалось в нем с причудливыми образами символистской поэзии. Мадам де Флервиль продолжала готовить Клода к экзаменам, несмотря на развод дочери и тюремное заключение, грозившее её зятю, ранившего Рембо выстрелом из револьвера.

Поступив в консерваторию, Дебюсси попадает в класс к Антуану Мармонтелю, который занимался с продвинутыми детьми. Теплые отношения связали Дебюсси с преподавателем сольфеджио Альбером Лавиньяком. А преподаватель композиции Эрнест Гиро так высоко оценил свежие идеи своего ученика, что скоро они стали большими друзьями. Под его руководством Дебюсси начал осознавать свой собственный уникальный талант композитора.

Годы учебы в консерватории – с 1873 по 1879 были наполнены для Дебюсси яркими художественными впечатлениями. С ранних лет, любивший и понимавший искусство, Дебюсси не мог не побывать на первых выставках импрессионистов, которые проходили в 1874 и 1875 годах в частном салоне. Глубоко почитал Дебюсси музыку Г. Берлиоза, К. Сен-Санса, восхищался сочными музыкальными красками опер Массне, интересовался творчеством бельгийского композитора Сезара Франка. Не прошли мимо его внимания и легкомысленные представления в Опера-комик. А во время представления балета Лало «Намуна» он так кричал и аплодировал, что его вывели из театра.

Летом 1880 года Дебюсси предоставляется случай расширить свой кругозор. Благодаря рекомендации Мармонтеля, Дебюсси познакомился с Надеждой Филаретовной фон Мекк. Имя этой необыкновенной женщины связывают преимущественно с именем П. И. Чайковского, покровительницей которого она оставалась на протяжении свыше шестнадцати лет. После смерти мужа, горного инженера, она унаследовала большое состояние, которое тратила на свою большую любовь – музыку, путешествия по Европе со своими одиннадцатью детьми и на домашнее трио музыкантов. Согласно договору, Дебюсси должен был провести в её доме лето в качестве пианиста. Он прожил с семьёй фон Мекк почти три месяца, посетив за это время Швейцарию и красивейшие города Италии: Рим и Флоренцию. И следующие два года Дебюсси проведет летние каникулы в обществе семьи фон Мекк – в их имении в окрестностях Подольска и, путешествуя по Европе.

Дебюсси манит высокая цель – Римская премия, позволяющая победителю в продолжение трёх лет жить и совершенствоваться в своём искусстве за счёт французского правительства в Риме на Вилле Медичи. Только со второй попытки Дебюсси достигает цели – его кантату «Блудный сын» высоко оценил Шарль Гуно – автор знаменитого «Фауста». В Риме Дебюсси прожил с 1884 по 1887 годы. Он наслаждался сокровищами искусства, хранившихся в художественных галереях и музеях, уличными представлениями комедии Дель арте с вечными образами Арлекина, Коломбины и Пульчинеллы. Он слушал мессы Палестрины и ди Лассо в маленькой церкви, смог лично познакомиться с музыкальными легендами XIX века: Ф. Листом и Д. Верди. Казалось что жемчужина архитектуры Возрождения, возведенная в 1557 году, Вилла Медичи, древние памятники «вечного» города и общество талантливой французской молодежи должны были создавать особую творческую атмосферу. Но Дебюсси пришлось разочароваться в своих ожиданиях. Условия жизни его не устраивали, взгляды, и разговоры окружения раздражали. В таком настроении он работает над симфонической поэмой «Весна», навеянной картиной Боттичелли. Это двухчастное произведение для хора без слов было единственной законченной работой за время жизни на Вилле Медичи.

Вернувшись в Париж, Дебюсси вынужден был добывать себе средства к существованию. Он даёт частные уроки, занимается аранжировкой, не прекращая писать музыку: небольшие салонные пьесы и песни на стихи модных в то время поэтов-символистов, с которыми он сближается на собраниях в доме Стефана Малларме. Малларме знакомит Дебюсси с идеей о синтезе искусств, которая становится для него откровением.

В этот период Дебюсси пишет Пять песен Бодлера и заканчивает ораторию «Дева – избранница» по поэме Россети, начатую еще в Италии. С ней он отправляется в Лондон, рассчитывая заинтересовать англичан своим новым произведением. Крупнейший город мира покорил его, но англичане тогда совсем не интересовались французской музыкой. В 1888 и 1889 годах Дебюсси побывал на представлениях опер Р. Вагнера в Байрейте. Полурелигиозная атмосфера, царившая в городе, несколько охлаждает восторг молодого Дебюсси творчеством великого немца.

Дебюсси продолжает свои музыкальные эксперименты, начиная использоватьхроматическую гамму из 12 тонов вместо мажорной и минорной гамм. В это время он написал: Две Арабески, Маленькая сюита, Цикл песен «Забытые ариетты» на стихи Верлена, закончил Фантазию для фортепиано с оркестром, а также знаменитую «Бергамасскую сюиту».

Весьма значительное влияние на творчество Дебюсси оказала проходившая в Париже в 1889 – 1890 годах Всемирная выставка. Она встряхнула столицу подобно электрическому разряду: над городом вознеслась стальная конструкция Эйфелевой башни, в многочисленных палатках и павильонах демонстрировались культурные и материальные богатства разных стран. Звучали подлинные венгерские и цыганские мелодии, народная музыка Европы, Африки, арабских стран. Это был и праздник русской музыки, традиционно считавшейся экзотической: «Ночь на Лысой горе» М. Мусоргского, отрывки из «Князя Игоря» А. Бородина, «Испанское каприччио» Н. Римского – Корсакова. Концерты, на которых Н. А. Римский – Корсаков выступил дирижером, прозвучали для парижан, как откровение. Дебюсси посвятил после этого почти четыре года изучению партитуры «Бориса Годунова» М. Мусоргского, в которой его больше всего впечатлили ритмы, напоминающие речь декламатора.

В 1892 году Дебюсси познакомился с недавно вышедшей из печати пьесой М. Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда». Он сразу же понял, что это как раз тот текст, который позволит ему воплотить свои идеи в жизнь. Дебюсси незамедлительно набросал несколько тем к задуманной опере. Начинает он работу и над Струнным квартетом, обращается к поэме С. Малларме «Послеполуденный отдых фавна». Исполнение 22 декабря 1894 года Прелюдии к «Послеполуденному отдыху фавна» стало первым реальным успехом композитора. В короткий срок Фавн получил международную известность. Наконец-то, в возрасте тридцати трех лет, Дебюсси обрел свой собственный голос, и его имя стало известно.

Работа над «Пеллеасом и Мелизандой» продвигалась все медленнее. Дебюсси до крайности придирчиво относился ко всему написанному. Первый вариант оперы был закончен весной 1895 года, в кругу единомышленников и друзей Дебюсси сам проиграл всю партитуру, пропев при этом все арии. Несмотря на то, что все присутствующие выказали свое восхищение новым творением композитора, он вернулся к началу и переработал почти каждую строчку. Это потребовало предельной преданности своему делу и еще двух лет работы.

В это время он знакомится с испанским композитором Альбенисом и Морисом Равелем. Долгие беседы трех композиторов были посвящены в основном технике игры на фортепиано, которой замечательно владел Альбенис и испанской музыке. И Дебюсси и Равель не смогли устоять против ее очарования. Имена Дебюсси и Равеля часто упоминаются вместе, однако за исключением этого периода, между ними никогда не было близких отношений, и вскоре их дружба прервалась. Мастерство Альбениса - пианиста побудило Дебюсси взяться в 1896 за сочинение Сюиты для фортепиано в трех частях.

В 1899 Дебюсси закончил «Ноктюрны» для симфонического оркестра с женским хором, которые он посвятит позже своей жене. Дебюсси женился на портнихе из Бургундии Розалии Тексье. Она была хозяйственной и практичной, семейные дела Дебюсси на время пришли в порядок. В небольшой квартире, которую сняли молодые, он смог устроить себе кабинет, который расписал в своих любимых зеленых тонах, украсив китайским шелком и декоративными кошками. Там он и продолжил работу над «Пеллеасом и Мелизандой».

В 1901 году он смог закончить Сюиту для фортепиано. Опера «Пеллеас и Мелизанда» близилась к завершению, в следующем году планировалась ее постановка в Опера-Комик. В то время, когда шла работа над этими произведениями, впервые были исполнены все три части «Ноктюрнов» - «Облака», «Празднества» и «Сирены», с восторгом встреченные и слушателями, и критикой. Дебюсси, уверившись, что его музыка будет тепло принята, наконец-то позволил уговорить себя отдать в театр партитуру «Пеллеаса и Мелизанды». 13 января 1902 года начались репетиции.

После десяти лет, затраченных на создание оперы, ее постановка показалась Дебюсси безнадежным делом. Конфликт с Метерлинком, оскорбленного отказом Дебюсси взять на исполнение главной партии его жену – Жоржету Леблан, финансовые затруднения, дошедшие до судебных разбирательств. На премьере же неприятности начались уже во втором акте: хохот, кошачий концерт. Друзья и сторонники Дебюсси, среди которых были Пьер Лало и Поль Дюка, образовали единый фронт, и громкие споры продолжались до конца спектакля. Постепенно оперу стали принимать все более спокойно. От спектакля к спектаклю - в то лето их состоялось четырнадцать – опера набирала силу. Французское правительство наградило его Почетным Крестом.

Лето Дебюсси теперь проводит в доме родителей Лили в Бешенее. Здесь он начал работу над собственным либретто второй задуманной оперы по рассказу Эдгара По «Чёрт на колокольне». Композитор по-прежнему много времени отдавал сочинению фортепианной музыки: Тетради Эскизов, Эстампов и Гравюр. Периодически Дебюсси занимается критической деятельностью, он умел выразить свои мысли точно и сжато. Путешествие в Лондон на постановку «Кольца Нибелунгов» через Ла-Манш, детские планы о карьере моряка, а самое главное – очень стилизованная картина, изображавшая море, кисти японского художника Хокусая, которым Дебюсси глубоко восхищался, - все это стало источником вдохновения для создания звукового портрета морской стихии –Симфонического эскиза «Море».

Финансовые проблемы не оставляли Дебюсси, он вынужден был давать частные уроки, и именно благодаря этому в 1904 году произошла встреча, еще раз резко перевернувшая его жизнь. Рауль Бардак, бравший уроки у Дебюсси, представил его своей матери, Эмме Бардак, жене преуспевающего банкира. Дебюсси восхищался ее голосом и раньше, когда слышал ее в салонах своих состоятельных друзей. Из дружбы их отношения переросли в нечто большее, - в то время Дебюсси уже окончательно решил порвать с Лили. Лето он проводит с мадам Бардак на острове Джерси, где пишет фортепианные пьесы «Маски» и «Остров радости», обе вдохновленные живописью Антуана Ватто, художника XVIII века. Охваченная отчаяньем Лили, пыталась застрелиться. Дебюсси, не посещал ее в больнице, оставив неоплаченными счета за лекарства. Разразился скандал, многие друзья и музыканты отвернулись от него.

Несмотря на состояние «крайней опустошенности», вызванное скандалом вокруг его развода, Дебюсси находил в себе силы работать: Танцы («Священный» и «Мирской») для арфы с оркестром, заказанные фирмой Плейеля с целью продемонстрировать возможности новой – хроматической – арфы, «Три песни Франции» по мотивам стихотворений Шарля Орлеанского и вторая серия «Галантных празднеств» – обе серии вышли с посвящением: «Моей маленькой Эмме, с благодарностью».

Эмма ждала ребенка, что стало для Дебюсси самым счастливым моментом в этот период его жизни, полной неприятностей и финансовых затруднений. Девочке дали имя Клод-Эмма, но в семье ее ласково называли Шушу. Вскоре после этого Эмма официально развелась с мужем, причем ее бывший супруг должен был выплачивать ей значительную сумму алиментов, - и Дебюсси, наконец-то, женился на ней. На недолгое время они смогли позволить себе жить в достатке. Дебюсси даже завел себе кошку, животное, на его сходство с которым весьма часто обращали внимание.

Все более Дебюсси стремиться к уединению. Его не видели больше в фешенебельных кафе и ресторанах, которые он так часто посещал в дни своей беспечной молодости, теперь его увлекала идея мистического погружения в музыку. В 1905 годы он написал первую из двух серий фортепианных пьес под общим заглавием «Образы». Здесь Дебюсси экспериментирует с гармонией и ладом, избегая мажорных и минорных тональностей. Первое исполнение цикла имело огромный успех. Вторую серию Дебюсси закончит в 1907 году, продолжая свои эксперименты в области фортепианной техники, исследуя «изобразительные» возможности импрессионизма. Он использует три нотные линейки вместо традиционных двух, стремясь еще больше расширить звуковой диапазон. Дебюсси черпает силы в кругу семьи – детская комната и первые шаги Шушу вдохновляют его на написание в 1906 году сюиты для фортепиано «Детский уголок», в знак нежной любви к жене и дочке.

Стремительно растет интерес к музыке Дебюсси в Англии, неоднократно он будет приезжать еще сюда с концертами, дирижируя собственными сочинениями. Всемирная слава приходит к композитору после постановок «Пеллеаса и Мелизанды» в Германии и Италии, а особенно Америке, где успех был настолько оглушительным, что директор театра приехал в Париж, чтобы купить права постановки еще на несколько опер, которые Дебюсси планировал написать, по слухам, в ближайшем будущем. Дебюсси честно признался, что эти произведения существуют еще только в набросках, работа продвигается слишком медленно и, скорее всего, он ничего не закончит к назначенному сроку, но его убедили принять аванс. Дебюсси оказался прав, все эти оперы так и остались проектами, которые, впрочем, он не забывал до конца жизни.

Летом 1909 года из-за сильных болей вынужден был обратиться к врачу. Диагноз гласил: рак желудка. Но денежные затруднения не оставляли Дебюсси, и он вынужден был превозмогая боль продолжать работать. В этом же году Дебюсси получает ответственную должность в Парижской консерватории – он участвует в работе жюри конкурсных экзаменов. И это так увлекло его, что год спустя он написал Рапсодию для кларнета и фортепиано специально для тестирования конкурсантов. Кроме того, он работает над серией «Образов» для оркестра, в которую вошли, навеянная испанскими мотивами, «Иберия» и «Весенние хороводы», на мотив французской народной песни.

1909 год ознаменовался первым приездом Русского балета в Париж в театр Шателе. «Половецкими плясками» из оперы Бородина «Князь Игорь» в исполнении труппы Дягилева буквально взорвали парижскую сцену. На следующий год Русский балет привозит «Шехерезаду» по сюите Римского-Корсакова и Балет молодого русского композитора И. Стравинского «Жар-птица». Это послужило толчком к целому перевороту в декоративном искусстве и началу «русской лихорадки». Целые салоны за один вечер изменили свой интерьер в подражание варварского великолепия декораций Л. Бакста. Женщины облачались в струящиеся наряды, сшитые по образцу его костюмов. Постановки Русского балета невероятно потрясли Дебюсси, А между Стравинским и Дебюсси возникло взаимное уважение, позже переросшее в дружбу.

На один из майских дней 1911 года была назначена премьера второго сценического произведения Дебюсси – Мистерии «Мученичество святого Себастьяна», написанное в содружестве с итальянским поэтом Габриэле д’Аннуцио. Эта Мистерия, музыку к которой написал признанный язычник, а в роли христианского святого выступала еврейская танцовщица – Ида Рубинштейн, не могла не вызвать религиозные раздоры. Дебюсси вынужден был оправдываться. Разочарованный Дебюсси, тем не менее, продолжает работать над сценическими произведениями - в 1912 году он дает согласие на постановку «Послеполуденного отдыха фавна» Вацлавом Нежинским, принимает новые заказы, в том числе и на балет «Игры» для Русских сезонов (спектакль будет поставлен в 1915 году, но опять без успеха).

Семья была для Дебюсси его маленьким миром, где он мог полностью погрузиться в покой. Самую большую радость доставляла дочь Шушу, он мог часами слушать ее милый лепет и разделял все ее милые забавы. И теперь его мыслями завладел новый сценарий для балета, написанный Андре Хеллэ по его собственной детской книжке «Ящик с игрушками». Музыка была закончена довольно быстро, но оркестровкой Дебюсси попросил заняться Андре Капле (балет не был поставлен при его жизни). В 1913 году Дебюсси заканчивает работу над второй тетрадью Прелюдий (первая закончена еще в 1910 году). Два цикла пьес – по 12 в каждом – были написаны по примеру любимого композитором Шопена и вобрали в себя многочисленные впечатления последних лет. Зимой Дебюсси отправляется в свое последнее международное турне – радушный прием в Москве и Санкт-Петербурге смягчил лютые русские морозы, а в феврале 1914 года он получил в Риме почетное звание члена Академии святой Сесилии. Все эти места напомнили композитору о далекой юности, где он бывал с семьей фон Мекк. Последней страной, которую посетил Дебюсси в эту поездку, стала Голландия, где его концерты прошли с не меньшим успехом. Теперь он стал знаменит, и это заметила, наконец, и парижская Академия изящных искусств, предложив ему стать одним из своих членов. Но выборы откладывались, а здоровье Дебюсси стремительно ухудшалось.

Летом 1914 года разразилась первая страшная катастрофа XX века. Убийство австрийского престолонаследника 28 июня 1914 года в сербском городе Сараево стало толчком к началу Первой мировой войны. Пятидесяти двух летний Дебюсси, пораженный неизлечимой болезнью, был чрезвычайно расстроен своей бесполезностью. На его глазах его друзья музыканты, добровольно поступали на военную службу. Он принимается за редактирование нового французского издания полонезов и вальсов обожаемого им Шопена. Основной замысел был – заменить немецкие издания классических произведений. Ненависть к немцам росла вместе с печальными известиями с фронтов, искренние переживания композитора вылились в «Героическую колыбельную»,

Вдохновленный Шопеном, Дебюсси написал серию из двенадцати фортепианных этюдов. За этюдами последовала сюита «Белым и черным», название которой вполне отвечает той мрачности и бесцветности, которая, по мнению Дебюсси, опустилась не только над Европой, но и над всей культурной жизнью. Возрождая французские классические музыкальные традиции, Дебюсси решает написать шесть сонат для различных ансамблей инструментов. Соната для виолончели и фортепиано, Соната для флейты, альта и арфы и Соната для скрипки и фортепиано были закончены достаточно быстро, но болезнь начала причинять ему невыносимые страдания, и было решено прибегнуть к хирургическому вмешательству. Но еще до того, как лечь на операцию, он заканчивает песню для детского хора «Рождество детей, не имеющих больше крова» на собственные слова. Суровая зима 1915/16 года принесла весть о разорении целых деревень в Бельгии и Северной Франции. Это настолько потрясло композитора, что он излил свои чувства в горестной песне. Операция удалась лишь частично, Дебюсси, став практически, инвалидом, проводил все время дома под присмотром жены и в это время ничего не писал кроме писем. Он умер в один из самых мрачных дней 25 марта 1918 года, когда немецкие войска вплотную подошли к Парижу, а снаряды противника рвались прямо у самого дома Дебюсси. На его похоронах смогли присутствовать только несколько коллег, приехавших с фронта. Газетной бумаги не хватало, поэтому о смерти Дебюсси во французских газетах лишь упоминалось, большинство соболезнований приходило из-за рубежа: Англии, Испании, Италии, даже в германских газетах почтили память великого музыканта. Вдова Дебюсси прожила еще 16 лет, свято храня память о нем. А его нежно любимая дочь, Шушу, не надолго пережила отца: она умерла во время эпидемии дифтерита в 1919 году.

Список основных произведений:

Оркестровые

«Весна»; Прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна»; Ноктюрны: «Облака», «Празднества», «Сирены»; «Море»; «Образы»: «Жиги», «Иберия», «Весенние хороводы»; Маленькая сюита; Рапсодия для саксофона с оркестром (оркестровка Роже-Дюкасса); Первая рапсодия для кларнета с оркестром; Шотландский марш.

Сценические Опера «Пеллеас и Мелизанда»; Балеты: «Игры», «Ящик с игрушками»; Мистерия «Мученичество святого Себастьяна».

Вокальные Кантаты: «Блудный сын», «Гладиатор», «Дева-избранница»; Пять стихотворений Бодлера, «Галантные празднества» две серии), «Три песни Франции», Три баллады на слова Франсуа Вийона, Три стихотворения Стефана Малларме, «Рождество детей, не имеющих больше крова».

Камерные

Струнный квартет соль минор; Соната для виолончели и фортепиано; Соната для флейты, альта и арфы; Соната для скрипки и фортепиано;

Сочинения для фортепиано

«Забытые образы»; «Бергамасская сюита»; «Эстампы»; «Образы» (две серии); «Маски»; «Остров радости»; «Детский уголок»; Прелюдии (две тетради); Этюды (две книги); Шесть античных эпиграфов для фортепиано в четыре руки; «Белым и черным» сюита для двух фортепиано и др.

Дебюсси с первой женой.

Существует мнение, что композитор из Франции Клод Дебюсси определил будущее развитие музыки в XX веке. В его произведениях каждый аккорд обретает особую красочность, звуки постепенно растворяются в тишине. Если возможно говорить об импрессионизме в музыке, то Дебюсси – главный представитель этого движения.

Клод Ашиль Дебюсси появился на свет 22 августа 1862 года в Сен-Жермене, под Парижем. Его родители ценили музыку на обывательском уровне. Они изредка посещали оперу и, отдавая дань моде, определили девятилетнего Клода в музыкальную школу в класс фортепиано при Парижской консерватории. Одарённость мальчика проявилась сразу же: он получал премии по сольфеджио, интересовался новыми гармониями и сложными ритмами. Однако его игра не была виртуозной, и ни преподаватели, ни сверстники не признавали его таланта. Занимаясь гармонией в классе Эрнеста Гиро, юноша создаёт первые вокальные произведения «Чудный вечер» и «Мандолина», в которых проявляется его самобытность.

В 1881 году Дебюсси был приглашён на должность домашнего пианиста для сопровождения русской меценатки Надежды фон Мекк в путешествии по Европе. Подружившись с ней, он неоднократно посетил Россию, где и произошло его знакомство с творчеством , .

В 1884 году Дебюсси окончил консерваторию и стал обладателем Римской премии, которая обеспечила его четырёхлетнее проживание в итальянской столице, на вилле Медичи. Там он знакомился с итальянской музыкой эпохи Возрождения, что внесло новизну и разнообразие в его собственный стиль.

Дебюсси вернулся в Париж раньше намеченного. Там он завёл дружбу с поэтами-символистами, в частности со Стефаном Малларме. Так появились романсы на стихи Пьера Вернера, Поля Бурже, Пьера Луиса и Шарля Бодлера и первое произведение для оркестра « » (1894). В его единственной опере «Пеллеас и Мелизанда» (1892–1902) также прослеживается влияние символизма. В основе оперы лежит драма Мориса Метерлинка – трагическая история любви.

Дебюсси писал музыку почти исключительно для фортепиано, поскольку он сам был одарённым пианистом и дирижёром. Его музыка пронизана воздушностью, как у . Но он был не единственным источником вдохновения: композитор увлёкся французской музыкой эпохи рококо, а именно произведениями и Жана Филиппа Рамо. Их влияние прослеживается в « » Дебюсси. Он создал свой образ музыки того времени, не копируя её.

Чаще всего Дебюсси творил в жанре программной сюиты для оркестра и фортепиано. Примерами таких оркестровых произведений служат « » (1899), « » (1905), « » (1912), а фортепианных – « » (1903), « » (1906–1908), вторая серия пьес «Образы» (1907).

Также Дебюсси написал две тетради прелюдий (1910, 1913). Самыми яркими среди них стали «Девушка с волосами цвета льна», «Вереск», «Терраса, посещаемая лунным светом», «Ароматы и звуки реют в вечернем воздухе». Их названия говорят сами за себя – музыка пронизана светом, звуки чисты и где-то насыщенны, а где-то тон можно сравнить с акварельным рисунком. Прелюдия «Затонувший собор» звучит эпически, а «Дельфийские танцовщицы» по-настоящему античны.

С годами музыка Дебюсси становилась сложнее и многограннее, проявился интерес композитора к сценической музыке: балеты «Камма» (1910–1912), «Игры» (1912–1913), «Ящик с игрушками» (1913). Он также работал с произведениями Шопена, редактируя их, что вдохновило его на создание Двенадцати этюдов (1915) в память о маэстро.

В 1915 году композитор тяжело заболел и перенес операцию, но не прекратил творческих поисков. В последние годы была сильна тяга музыканта к драматическим образам. Так родились произведения «Героическая колыбельная», «Рождество детей, лишённых крова», «Одна Франции».

Дебюсси погиб во время бомбардировки Парижа немцами в марте 1918 года. Своим новаторством и страстью к экспериментам он внёс неоценимый вклад в музыкальное искусство Франции и всего мира.

Все права защищены. Копирование запрещено