Классный час что такое подвиг. Классный час "в жизни всегда есть место подвигу". I. Вступительное слово

елена толстых
Классный час «В жизни всегда есть место подвигу»

Классный час

«В »

Цель : формировать представление о герое, подвиге ; познакомить с героическими поступками детей и взрослых в мирное и военное время.

Задачи :

Образовательные :Сформировать у обучающихся представления о значении подвига в военное и мирное время; воспитание в учащихся ответственности и готовности прийти на помощь.

Развивающие :Развивать умение делать самостоятельные выводы, умение концентрировать внимание, умение работать в группе, договариваться в группе, распределять обязанности в группе.

Воспитательные : Воспитать чувства патриотизма и любви к родине, близким людям;способствовать созданию благоприятного психолого-эмоционального климата в коллективе;воспитывать дисциплинированность учащихся; расширение кругозора учащихся;

Оборудование :

Компьютер, мультимедийное оборудование, колонки, карточки с информацией о героях, портреты героев, ватман А2 на каждую группу, текст-задание, толковый словарь С. И. Ожегова, указатели на каждую группу, выставка книг.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа. Определение темы занятия.

На слайде портреты героев.

Рассмотрите портреты разных людей. (Слайд 1)

Как вы думаете, что их объединяет?

На портретах мы видим разных героев.

А кто такой герой?

Дети :

Герой в войне, былинный герой, литературный, в фильме… (примерные ответы детей)

Учитель :

Вот как ответили на этот вопрос мои ученики (включение видеоролика, слайд 2) .

Учитель :

Где мы можем узнать точное определение, кто такой герой?

Дети :

– В толковом словаре.

Учитель :

Найдите определение слова.

Каждая группа зачитывает по одному определению слова «герой» .

(1. Герой – это выдающийся своей храбростью, доблестью , самоотверженностью человек, совершающий подвиги .

(2. Герой - главное действующее лицо литературного произведения.

(3. Герой - человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды.

(4. Герой - тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление)

Как вы думаете, какое из перечисленных значений подходит к людям на портретах? (Слайд 3)

Дети :

– 1 значение. (Слайд 4)

Учитель :

Что совершают герои?

Дети :

подвиги .

Учитель :

Что такое подвиг ?

Как вы думаете, какое из этих значений подходит к слову «подвиг » ? – Выберите.

Дети :

Подвиг – это героический , самоотверженный поступок, совершённый в опасных условиях. (Слайд 5)

3. Введение в тему.

Учитель :

Когда и кем совершались подвиги ?

Дети :

(примерные ответы детей) – люди в войну, полицейские, пожарные…

Учитель :

Только ли взрослые могут совершать подвиги ?

Дети :

Нет, могут и дети наравне со взрослыми совершать подвиги .

4. Работа по теме занятия.

Учитель :

- Максим Горький считал : «В жизни всегда есть место подвигу » . (Слайд 7)

Цель нашей работы – разделиться на группы и доказать это утверждение.

Учитель раздаёт указатели группам :

1 группа – сообщение о подвигах военных лет .

2 группа – сообщение о подвигах в труде .

3 группа – подвиги детей .

Учитель :

У каждой группы на столе :

Конверты с заметками и фото героев.

Текст, который нужно дополнить.

Альбомный лист, клей, ручки, карандаши

Алгоритм работы на экране. (Слайд 8)

2. Обсудить друг с другом прочитанное.

3. Наклеить на ватман фото героев.

4. В тексте заполнить пропуски.

5. Подготовить выступление о прочитанной информации.

6. Сделать вывод.

7. Подготовить выступление.

На выступление от каждой группы выходят по 2 человека, из которых 1 читает получившийся текст, другой показывает плакат с фото героев. (крепится на доску) .

Ученики озвучивают Выводы. (Слайды 11, 12, 13, 14) .

Учитель :

Какой общий вывод можем сделать? Какова была цель нашей работы?

Дети :

Доказать утверждение М. Горького, что «в жизни всегда есть место подвигу » . (Слайд 15) .

Учитель :

Посмотрите на плакаты. Можем ли мы составить конкретный портрет героя?

Дети :

Нет. Это могут быть и дети, и женщины, и мужчины – обычные люди.

(Слайд 16)

5. Рефлексия

Учитель :

Чем запомнился вам этот урок и что ценного вы получили на уроке?

Ответы детей.

Учитель :

Конечно, мы с вами рассказали не обо всех героях. Вы можете узнать больше информации в книгах (показать на выставку книг) или других источниках.

Спасибо всем! Было очень приятно с вами работать.

Публикации по теме:

Классный час «Волшебное дерево здорового образа жизни» Классный час в 3 классе на тему: Волшебное дерево здорового образа жизни Цель: актуализировать знания учащихся o кoмпoнентах здорового образа.

Хочу рассказать о своем путешествии в Крым. Крым - это одно сплошное интересное место. Он. прямо-таки создан для того, чтобы путешествовать.

Методическая разработка консультации для родителей «На земле всегда есть место подвигу» Воспитание дошкольников в духе патриотизма - одна из главных задач современного времени. У людей изменились представления о ценностях, доброте,.

Музыкально – литературная композиция «Подвигу народа жить в веках». Цель: воспитание эмоционально – ценностного, патриотического отношения.

Цель и задачи:Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты детей". Формировать.

Методическая разработка внеклассного занятия

«В жизни всегда есть место подвигу»

Цели мероприятия:

обучающие:

  • систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу;
  • подвести учащихся к обобщению основных проблем, раскрытию теоретических вопросов и фактического материала;
  • подвести учащихся к пониманию причин победы советского народа в Великой Отечественной войне.

развивающие:

  • синтезировать и обобщать исторический материал;
  • излагать исторический материал в виде кратких или развернутых высказываний;
  • развивать у учащихся познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление;
  • продолжить работу по формированию исторических понятий и терминов;
  • формировать навыки самостоятельной работы с картой, схемой, учебником;
  • выработать умение давать оценку историческим событиям и историческим деятелям.

воспитывающие:

  • формировать активную гражданскую позицию;
  • воспитывать нравственность, патриотизм;
  • способствовать самопознанию и самовоспитанию.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово учителя

Мы часто слышим в жизни такие слова: совершил героический поступок, подвиг, героический, мужественный человек . А что мы подразумеваем под этими определениями? Что такое подвиг ? Что такое героический поступок ? Кого называют героем ?

Что объединяет эти понятия? Каким, одним словом их можно обозначить?

(Самопожертвование)

Древние римляне говорили так: «Там хорошо, где Родина». Любовь к Родине, ее процветание, слава ставились превыше всего. Это и есть патриотизм. Любовь к родной земле, своему народу, стране формируется жизнью не одного поколения.

Самым известным является народный герой-богатырь — защитник родины. Он отличается силой и мужеством. Это собирательный образ. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, богатыри, которые сочетают в себе силу, мужество, храбрость, ратное умение с добродетелями: любовь к Отечеству, милосердие и справедливость.

Самым знаменитым героем Куликовской битвы стал, без сомнения, инок Троице-Сергиевой обители Александр Пересвет, который участвовал в этом знаменитом сражении с благословения своего игумена - Сергия Радонежского. Александр Пересвет, отличался храбростью и воинским искусством. «Сей Пересвет, когда в миру был, славный богатырь был, великую силу и крепость имел», - отмечали летописцы.

Сообщение: 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле столкновению основных сил предшествовал поединок Александра Пересвета с татарским богатырем Челубеем. Согласно «Сказания о Мамаевом побоище», произошло это следующим образом. Когда два войска начали сходиться на битву, уверенный в своей силе и ловкости, Темир-мурза вызывал на единоборство кого-либо из русских витязей. Но «никто не смел против него выйти, и каждый говорил соседу, чтобы тот вышел, и никто не шел». Пересвет находился в это время в Передовом полку, у князя Владимира Всеволожского. Заметив, что даже самые храбрые из русских воинов не решаются противостоять грозному татарскому поединщику, Александр Пересвет выступил вперед. «Этот человек ищет равного себе, я же хочу с ним встретиться», - произнес он. Русский витязь не был облечен в боевые доспехи. Но вступая в бой с сильным врагом, он имел над ним неоспоримое преимущество в решающем отношении, так как биться собирался за правое дело, а не похвальбы и тщеславия ради. По христианскому обычаю инок Пересвет простился с однополчанами своими и просил воинов молиться за него.

Кто из вас знает, кто победил в этом бою?

Однако не менее важным в нашей памяти остается героический характер женщин. Это образы жен, матерей, провожающих своих близких в воинские походы и битвы с врагами, вдов, оплакивающих погибших. В 1236 г. отряды Батыя явились в Рязань и потребовали дань: «Десятая часть всего вашего да будет наша». Надеясь откупиться, князь рязанский отправил к Батыю сына Федора с богатыми дарами. Батыю донесли, что Федор женат на знаменитой красавице, княжне Евпраксии. И на просьбу о мире Батый попросил Федора привезти свою красавицу-жену. Получив отказ, он приказал умертвить все посольство. Узнав о смерти мужа, княгиня Евпраксия вместе с сыном, грудным ребенком, бросилась из терема и разбилась.

Отечественная Война 1812 года оставила в русской истории много подвигов самых разных людей. Среди героев 1812 года есть как простые крестьяне-партизаны, солдаты, офицеры, и даже русское духовенство.

В русской истории есть много примеров, когда женщины наравне с мужчинами, с оружием в руках защищали Россию от орд неприятеля. Сегодня речь пойдет о простой русской женщине - Надежде Андреевне Дуровой , которая посвятила свою жизнь службе Родине.

Сообщение: Осенью 1806 года Надежда Дурова облачилась в казачью форму и назвалась дворянином Александром Дуровым, бежавшим из дома на войну. Она была зачислена в конно-польский полк, который вскоре отправился воевать с французами. Надя написала письмо отцу, в котором просила благословения. В мае 1807 года произошел бой между русскими и французскими войсками, в ходе которого она проявила фантастическую храбрость, и спасла от смерти офицера Панина. За свой подвиг Надежда была награждена Георгиевским крестом, и определена в другой полк - Мариупольский гусарский.

Надежде Дуровой до определенного момента удачно удавалось скрывать свой пол. Но письмо, которое она написала отцу, её выдало. Дядя Надежды Андреевны рассказал про Дурову знакомому генералу, и вскоре про солдатку узнал сам император Александр I . На приеме у императора она отрезала - «Хочу быть воином!». Император был поражен, и оставил Надежду Дурову в русской армии, разрешив представляться фамилией - Александрова, в честь императора.

Вскоре грянул гром Отечественной Войны 1812 года. Была Надежда и на Бородинском поле. Во время Бородинской битва Дурова была на передовой, получила ранения, но осталась в строю.

В 1816 году Надежда Дурова вышла в отставку. Жила скромно, питалась обычной пищей, по утрам обливалась ледяной водой, любила играть в карты.

Умерла Надежда Дурова 21 марта 1866 года в возрасте 83 лет. Хоронили «кавелерист-девицу» со всеми воинскими почестями.

Ребята! Вашему поколению суждено жить в третьем тысячелетии, осознав своё место среди других поколений.

А давайте вспомним, каким был XX век? (войны, локальные конфликты)

В памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

Войны остаются в памяти поколений главными своими битвами. Но для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал, ни мёрз, война была войной, и каждый день её был длиннее многих жизней.

Нашей земле готовили печальную участь. Гитлер заявлял: «Нам достаточно разгромить русскую армию и захватить Ленинград, Москву и Кавказ. Мы должны стереть с лица земли эту страну и уничтожить её народ».

Сообщение: «Молода́я гва́рдия»- подпольная антифашистская комсомольская организация, действовавшая в годы Великой Отечественной войны, в основном в городе Краснодоне (Украинская ССР). Самому младшему участнику подполья было 14 лет. Всего «Молодая гвардия» насчитывала около 110 человек — юношей и девушек.

Командиром организации стал Иван Туркенич. Членами штаба были Георгий Арутюнянц — ответственный за информацию, Иван Земнухов — начальник штаба, Олег Кошевой — ответственный за безопасность, Василий Левашов — командир центральной группы и Сергей Тюленин. Позже в штаб были введены Ульяна Громова и Любовь Шевцова.

«Молодая гвардия» распространила более 5 тысяч листовок, её члены участвовали в проведении диверсий в электромеханических мастерских, устроили поджог здания биржи труда, где хранились списки людей, предназначенных к вывозу в Германию, тем самым около 2000 человек были спасены от угона в Германию. Молодогвардейцы готовились устроить вооружённое восстание в Краснодоне, чтобы разбить немецкий гарнизон и присоединиться к наступающим частям Советской армии. Однако незадолго до планируемого восстания организация была раскрыта.

15, 16 и 31 января 1943 года оккупанты частью живыми, частью расстрелянными сбросили в шурф шахты № 5 — 71 человека, среди которых были как молодогвардейцы, так и члены подпольной партийной организации. 9 февраля в городе Ровеньки в Гремучем лесу были расстреляны Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Семён Остапенко, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин, ещё 4 человека были расстреляны в других районах. Всех молодогвардейцев перед смертью подвергали пыткам и истязаниям.

1 чтец:

Я недавно смотрел старый фильм о войне

И не знаю, кого спросить,

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить?

Почему сыновья не вернулись домой,

Сколько жен потеряли мужей?

Отчего красны девицы ранней весной

Шли гулять без любимых парней?

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда - их еда и землянка - их кров,

А мечта - до Победы дожить.

Зо́я Космодемья́нская и Вера Волошина —партизанки, красноармейцы диверсионно-разведывательной группы штаба Западного фронта.

Зоя Космодемьянская - первая женщина, удостоенная звания Герой Советского Союза (посмертно) во время Великой Отечественной войны. Стала символом героизма советских людей в Великой Отечественной войне.

Сообщение: Вера Волошина в октябре добровольно вступила в ряды Красной Армии. В ноябре 1941 года в войсковую часть поступило пополнение, в котором была вчерашняя школьница Зоя Космодемьянская. Девушки подружились. На своё последнее задание они уходили вместе.

21 ноября 1941 года в тыл немецких войск уходил отряд из двух групп разведчиков. Группа Космодемьянской отправилась в сторону деревни Петрищево.
Продолжила выполнение задания и Вера с товарищами. Но, между деревнями Якшино и Головково группа партизан попала под обстрел. Вера была тяжело ранена, друзья не смогли забрать её, так как к месту обстрела очень быстро прибыли немецкие солдаты. Утром товарищи пытались найти Веру, но не нашли. Долгое время Вера Волошина числилась в списках без вести пропавших. Писатель и журналист Г.Н.Фролов много лет вел поисковую работу, и только в 1957 году ему удалось узнать о том, как погибла Вера, и найти её могилу. Вот как описывала гибель разведчицы свидетельница казни:
«Привезли её, бедную, на машине к виселице, петля болтается на ветру. Кругом немцы собрались. Много их было. И наших пленных, что работали за мостом, пригнали. Девушка лежала в машине. Сначала не видно было её, но когда опустили боковые стенки, я так и ахнула. Лежит она, бедняжка, в одном исподнем белье, да и то оно порвано, и вся в крови. Два немца, толстые такие, с черными крестами на рукавах, залезли в машину, хотели помочь ей подняться. Но девушка оттолкнула немцев и, уцепившись одной рукой за кабину, поднялась. Вторая рука у неё была, видно, перебита - висела как плеть. А потом она начала говорить. Сначала она говорила что-то, видать, по-немецки, а потом, стала по-нашему.

Я, - говорит, - не боюсь смерти. За меня отомстят мои товарищи. Наши всё равно победят. Вот увидите!

И девушка запела «Интернационал». В тот же день, 29 ноября 1941 г., в десяти километрах от этого места, в центре деревни Петрищево была повешена Зоя Космодемьянская. 16 февраля 42-го года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецкими фашистами, Зое Космодемьянской посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Но про Зою узнали сразу, а о судьбе Веры Волошиной долгие годы ничего не знали.

Только после отступления врага жители Головково смогли снять тело Веры с придорожной ивы и с почестями похоронить. 27 января 1966 года в газете «Правда» вышел очерк Геннадия Фролова «Орден дочери».

В сентябре 1966 года в Кремле матери Веры Волошиной был вручен орден Отечественной войны I степени. А в 1994 году указом Президента РФ Бориса Ельцина Вере Волошиной было присвоено посмертно звание Героя Российской Федерации, она награждена медалью «Золотая Звезда».

Именем Веры Волошиной названа малая планета 2009 Voloshina

Вопрос: Какие ордена и медали, учреждённые в годы ВОв вам известны?

2 чтец:

Как хорошо влюбляться и смеяться.

Как хорошо порою погрустить.

Как хорошо встречаться и прощаться.

И просто хорошо на свете жить.

Как хорошо проснуться на рассвете.

Как хорошо, что ночью снятся сны.

Как хорошо, что кружиться планета.

Как хорошо на свете без войны.

Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека-гражданина, патриота, интернационалиста. В наше время в российских парнях не иссякли верность долгу и традициям старших поколений: непреклонная воля к победе, отвага, мужество. Подтверждение тому - тысячи солдат и офицеров награждены государственными наградами за самоотверженность и мужество, героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Республике Афганистан. В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.

3 чтец

Мужество - это не мода,

Скорая, быстротечная,

Мужество - суть мужчины,

Прочная, долгая, вечная.

Если зернышко смелости

С почвой подружится.

Вызреет в пору спелости

Зернышко колосом мужества.

Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне.

В Чечне шла война против вооруженного народа. Чеченские вооруженные формирования состояли из вооруженных формирований генерала Дудаева, подразделений народного ополчения и многочисленных народных мстителей. Это хорошо обученные, профессиональные и вооруженные боевики.

1 чтец

О сколько подвигов на свете.

Они уже в преданья отошли.

Из уст в уста их повторяют дети

На всех материках большой земли.

И будут повторять из уст в уста,

И в каждом это подвиге незрима

Своя и глубина, и высота,

И красота своя неповторима,

Но из всего того, о чем мы слышим,

И из того, что мы вершим пока,

Солдатский подвиг я считаю высшим

И самым бескорыстным на века.

Придет время, когда историки напишут правду о чеченской войне, о ее причинах и следствии. Напишут конкретные фамилии зачинщиков бойни, которая унесла не одну тысячу человеческих жизней.

Она живет в народной памяти, которая не подвластна ни времени, ни власти. В памяти народной не сотрутся имена тех, кто поверг страну в пучину новой гражданской войны, столкнул в братоубийственной бойне жителей одного государства. Тогда в дело пошли танки, авиация, артиллерия. Погибли тысячи и тысячи женщин, детей, стариков, отборных парней, разрушены города и села.

Последнюю точку в этой северокавказской проблеме поставят время и историки, но в сознании наших земляков еще живы факты, когда в дома в почтальоны приносили похоронки.

Несмотря на переоценку военных событий, подвиг советских, российских солдат остается достойным. Они нравственно безупречны. Подвиг воина - это подвиг веры, долга, присяги. Много наших земляков побывали в Афганистане и Чечне, многие не вернулись. Герои не умирают. Они сегодня зовут вперёд. Спасибо же вам, живущим в нашей памяти, в наших делах!

2 чтец

Шашка казака

Вот опять труба зовёт
Снова у границы,
Хищной птицей у ворот
Злобный враг гнездится.
Соберём свой эскадрон,
Как в былое время,
Эх, Россия, Волга, Дон,
Шашка, конь, да стремя…

Колокольный звон зовёт
Казака на битву,
Пробудись, родной народ,
Сердцем на молитву.
Бог нам помощь и стена,
В вере наша сила.
Православная страна
Для врагов могила.

Стойко твёрдая рука
Бейся до победы,
Не сломают казака
Никакие беды.
Густо пули да штыки,
Дым над степью вьётся.
Будем драться до конца,
Пока сердце бьётся!

Эх, да шашка удальца,
Потрудись на славу,
Будем биться до конца,
За свою Державу!

Но ведь таких экстремальных ситуаций предостаточно и в нашей «спокойной» жизни, где, казалось бы, ничто не обязывает среднестатистического гражданина к самопожертвованию и героическим поступкам. И в самом деле, граждане такие встречаются очень часто, но, к счастью, есть и редкие исключения из правила. И вот об этих смелых, отзывчивых людях и хотелось бы далее вам поведать.

Говоря о подвигах в повседневной жизни недолго вспомнить о пожарных. Их труд, безусловно, связан с риском для жизни и требует отважных и решительных действий. Но что, если на месте пожарного оказался самый обычный человек, как мы с вами?

Хориа Критен , простой офисный рабочий, далёкий от героических поступков, однажды оказался свидетелем шокирующего зрелища, видимого из его окна в офисе - в доме напротив из одного из окон валил густой дым. Что удивительно, наш герой не стал тратить время на телефонные звонки, на удивления или запись видео на телефон - у него просто не было на это время, так как ноги уже сами понесли его через дорогу прямо к горящему дому. По пожарной лестнице он взобрался наверх и влез через открытое окно в горящую квартиру, где обнаружил пожилого мужчину, сидящего в кресле. Тот пребывал в шоке и потребовалась помощь Критена, чтобы привести его в чувства и вывести наружу. Вернувшись в объятую пламенем квартиру, офисный рабочий в одной и комнат нашёл четырёхлетнего мальчика, которого тоже удалось спасти, завернув в каким-то образом уцелевшую штору. В итоге, пострадал лишь сам спаситель, получив ожоги рук.

Неизвестно, что случилось бы, не подоспей он вовремя на помощь, а ведь большинство из нас ограничилось бы звонком в пожарную часть, предоставив попавшим в беду надеяться на случай.

Другой человек, удививший всех - пятидесятилетний строитель из Нью-Йорка Уэсли Отрей , ждавший на станции в метро свой поезд. И вот за несколько минут до прибытия поезда один из стоявших рядом людей неожиданно упал с перрона на пути, видимо, потеряв сознание. Уэсли не растерялся и, не теряя времени, спрыгнул к пострадавшему, лёг рядом на рельсы и прижал голову человек к земле. Как оказалось, не напрасно - по словам спасённого, тот очнулся в тот момент, когда поезд проходил над ними, и непременно попытался бы вскочить, если бы не удержавший его от этого человек.

И это лишь некоторые из героических поступков , которые совершают простые люди в непростых обстоятельствах. Причём, необязательно быть полицейским или обладателем чёрного пояса - спасовать или совершить героический поступок в экстремальной ситуации может каждый, нужно только иметь внутри что-то, что подтолкнёт вас к действию, что-то, делающее человека человеком.

Не обязательно быть взрослым, чтобы иметь храброе отзывчивое сердце. Это доказывают нам героические поступки детей, о которых хотелось бы рассказать.

11-летний мальчишка Антон Чусов своим героическим поступком оборвал все споры о том, нужен ли в школе такой предмет, как безопасность жизнедеятельности. Перед лицом надвигающейся трагедии он вспомнил, что объяснял учитель, и теперь награждён медалью "За спасение погибавших".

В июле прошлого года Антон - ученик из Гусь-Хрустального - купался в одном из прудов неподалеку от райцентра. Близко от Антона на автомобильных камерах плавали две девочки. Одна из них упала в воду и начала тонуть. Бабушка Антона Нина Ильинична, пришедшая присмотреть за внуком, стала звать на помощь, но взрослых поблизости не было. Антон кинулся спасать:

Она уже была под водой, и мне пришлось несколько раз выталкивать ее на поверхность, - рассказал юный герой корреспонденту из газеты. В воде оказалась и 8-летняя Кристина, которой Антон помог забраться на автомобильную камеру. Тем временем бабушка уже откачивала спасенную Таню. О том, что произошло долго никто не знал. Осенью Антон пошел в школу. По-прежнему учился на четверки и тройки, по-прежнему дружил больше с девчонками, чем с мальчишками, по-прежнему носился на переменах и летал по перилам... Как вдруг о подвиге мальчика написала местная газета.

И никакой я не герой, я даже не лучший в классе пловец, - как бы оправдывался скромный Антон, когда у него начали брать интервью корреспонденты газет и телевидения.

Однако маленький герой проявил не только мужество, но профессионализм настоящего спасателя.

Слава Вильданов , ученик 5 класса, в ноябре 2005 г. спас тонущего в реке четырехлетнего Диму Томашевича. Играя на берегу, малыш поскользнулся и упал в холодную воду. Товарищ Димы успел добежать до ближайшего из дворов и рассказать обо всем Славе. За это время тонущий мальчик почти ушел на дно, и на воде была видна только его куртка. Но Слава вошел в воду и вытащил пострадавшего на берег.

Изабель Килинг , двухлетняя девочка сумела спасти мать, позвонив в 911. Когда Джоанне Килинг стало плохо от принятых лекарств, она успела попросить дочку вызвать скорую, прежде чем сознание покинуло её. Что интересно, в тот день девочка смотрела по телевизору передачу для детей, обучающую как звонить в скорую по номеру 911. Возможно, это и помогло двухлетней девочке набрать номер и назвать имя и адрес. Для маленького ребёнка и такой звонок можно назвать героическим поступком.

Героические поступки дети совершают в самых опасных ситуациях, где многие взрослые сплоховали бы.

Так поступил Натан Томсон , защитивший мать от наркомана с ножом. Прыгнув психу на спину, Натан отвлёк внимание от жертвы, за что получил удар ножом в лицо. Истекающий кровью мальчик выбежал из дома и позвал на помощь соседей. В результате, мать получила восемь ножевых ранений, но добить её преступник не успел из-за своевременно пришедшей помощи.

Камал Непали , подросток двенадцати лет. Этот храбрый парнишка сумел спасти девочку, оказавшуюся в трещине в скале на глубине 20 метров. В то время как спасатели кружили вокруг расщелины уже двадцать два часа к ряду, безуспешно пытаясь достать девочку, Камалу на спасательную операцию потребовалось лишь немногим больше получаса.
Благодаря своим небольшим размерам Камал спустился в расщелину и поднялся уже с девочкой, отделавшись одной царапиной.

Евгений Шишка

Женя после занятий в техникуме поехал на маршрутке домой - в п. Широкое (Днепропетровская обл.). Вышел на остановке. Чтобы добраться к дому, парню нужно было пройти по переправе через реку Ингулец. Переправа эта представляет собой насыпь из земли и щебня с бетонной плитой сверху и пересекает всю реку. Перил на ней нет - их давно растащили воры металлолома. Река же в этом месте очень опасная: глубокая, с сильным течением и многочисленными водоворотами. Местные жители там никогда не купаются - говорят, в этом месте утонуло много людей. Подходя к реке, парень услышал крики о помощи и увидел в воде свою соседку - 10-летнюю Сашу Светличную. Девочка, захваченная водоворотом, барахталась из последних сил и уже захлебывалась. Не раздумывая, Женька прыгнул в воду. Парень хорошо плавал. Несколько раз он почти вытаскивал девочку из водоворота, но река вновь и вновь засасывала ее обратно. Тогда он рискнул и заплыл в самый эпицентр омута. Из последних сил он все-таки вытолкнул Сашу из водоворота. Успел сказать только: «Дальше - сама, а я больше не могу…» - и скрылся под водой. Проходившие мимо мальчишки вытащили обессилевшую девочку из воды, а вот Женьке помочь не успели...

Ученица омской школы Маша Маркова вытащила одноклассника из полыньи. За смелые и самоотверженные действия МЧС России области наградило первоклассницу благодарственным письмом и ценным подарком.

Трагедия произошла еще в конце зимы, когда одноклассники Маша и Паша решили по льду перейти реку. Мальчик шагами мерил лужи на островке напротив Иртышской набережной и внезапно провалился под лед. 7-летняя девочка не растерялась, легла на живот и стала осторожно ползти к кромке полыньи, где барахтался перепуганный ребенок, протягивая ему руки. В конце концов, Маше удалось вытащить мальчишку.

Как оказалось, буквально накануне в 69-й школе прошел урок безопасности, где учительница рассказывала ребятишкам, как себя вести на льду и как помочь попавшему в беду товарищу. Судя по всему, Маша выучила этот урок на "отлично".

Мы выбрались из воды, но не побежали к берегу, а стали, как бревнышки, перекатываться подальше от полыньи, - рассказала Маша.

Когда подоспели спасатели, промокшие первоклашки ревели в два голоса на берегу. Несмотря на это обстоятельство, взрослые оценили поступок девочки, как героический.

Такие героические поступки детей достойны восхищения, ведь дети искренне и самоотверженно идут на защиту своих родителей и близких, не задумываясь о риске или вознаграждениях. Эти маленькие отважные люди являют одну из вечных ценностей и загадок человечества.

  • Турнир знатоков истории.
  1. Как звали первую женщину, удостоенную звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны? (Зоя Космодемьянская)
  2. За какой подвиг Виктору Васильевичу Талалихину 8 августа 1941 г. Было присвоено звание Героя Советского Союза? (первый ночной таран вражеского бомбардировщика)
  3. Как звали Героя Советского Союза, который после ампутации ступней ног вернулся в строй и продолжил участие в боевых вылетах?(Алексей Петрович Маресьев)
  4. За какой подвиг Александр Матвеевич Матросов 19 июня 1943 г. Получил звание Героя Советского Союза? (закрыл своим телом амбразуру дзота)
  5. Сколько участников ВОВ, уроженцев Коми АССР были удостоены звания Героя Советского Союза?
  6. 26 июня 1941 г. советский летчик, совершая полет на задание, был подбит и загорелся. Он направил горящий самолет на скопление вражеских войск, в результате чего противник понес большие потери. 26 июля 1941 г. За совершенный подвиг летчику было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).Как звали этого летчика?(Николай Францевич Гастелло)
  7. Как звали легендарного моряка-подводника, потопившего 6 января 1945 г. немецкий лайнер «ВильгельмГустлов» с тысячами гитлеровцами на борту,но звание Героя Советского Союза получил только 5 мая 1990 г. (Александр Маринеско)
  8. Герои-панфиловцы отразили несколько танковых атак фашистов, подбили 18 танков в битве за подступы к Москве. Сколько героев-панфиловцев было? (28 человек)
  9. Город-герой - высшая степень отличия, присваиваемая за массовый героизм и мужество, проявленные в Великой Отечественной войне. Назовите города-герои Украины. (Севастополь, Одесса, Киев, Керчь)
  10. В честь освобождения какого города в годы войны по приказу И.В.Сталина был произведен первый победный салют? (Белгород)
  11. В 1942 г. у стен этого города-героя решалась судьба всего цивилизованного мира. В междуречье Волги и Дона развернулось величайшее в истории войн сражение за этот город. (Сталинград)
  12. На всю страну стал известен подвиг пограничников этой крепости, которые больше месяца сдерживали целую дивизию фашистов. За героизм и мужество его защитников городу было присвоена высшая степень отличия - звание «Город-герой». (Брестская крепость)
  • Турнир знатоков стихосложения.

Составить синквейн со словом Герой

  • Турнир знатоков отечественных фильмов.

По отрывку из кинофильма отгадать - как называется фильм.

  • Турнир знатоков военной песни.

По отрывку из песни угадать название песни или спеть песню.

Заключение.

Отечество - единственная уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная предками.

На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей родины.

В русском народе живет убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать её от врагов, своими делами служить её интересам - чувство великое и необходимое, чувство долга.

ü воспитание чувства долга, патриотизма, воли, мужества, любви к людям;

ü воспитание умения вести дискуссию, слушать других, уметь высказывать свою точку зрения, аргументированно отстаивать свое мнение;

4. Рефлексия (дискуссия учащихся о качествах, присущих человеку, способному совершить подвиг).

5. Заключительное слово учителя.

«Героями не рождаются,

героями становятся!»

Ход классного часа

Учитель Мы очень часто говорим о стойкости, патриотизме и героизме советских людей, проявленных в тяжелые военные годы. О героических подвигах, память о которых жива до сих пор.

Подвиг! А что это? Как вы думаете?

(рассуждения учащихся)

Подвиг - героический, самоотверженный поступок.

Подвиг – это деяние, совершаемое человеком во имя других.

Подвиг – совершенное действие человека, совершенное во имя других.

Подвиг – это героический поступок, требующий от человека особого отношения к происходящему, а вместе с тем проявления таких качеств, как мужество, сила воли, любовь к людям и способность к самопожертвованию.

А есть ли место подвигу в мирное время?

(рассуждения учащихся)

Учитель Чаще всего понятие подвиг ассоциируется у людей с военными действиями, экстремальными ситуациями: вынести человека из огня, спасти утопающего, обнаружить и обезвредить опасного преступника. Рассуждая об этом, нельзя обойтись без конкретных ситуаций.

Ни одно событие после Второй мировой войны

не задело за живое столько людей в Европе,

как взрыв 4-го реактора Чернобыльской АЭС.

“Таймс”, апрель 1987 года

После пожарных эстафету борьбы с разбушевавшимся атомом приняли ликвидаторы последствий аварии. Тысячи людей со всех концов бывшего СССР были призваны и командированы для ликвидации последствий катастрофы. Работы по ликвидации аварии велись в основном вручную. Лопатами снимали верхний слой грунта на территории АЭС, сбрасывали руками куски арматуры, графита с крыши машинного зала, смывали радиоактивную грязь тряпками внутри станции. Некоторые радиоуправляемые механизмы, выполняющие работы по устранению завалов, не выдерживали высокого уровня радиации и выходили из - под контроля операторов. Разрушенная активная зона имела контакт с атмосферой; там все клокотало, шумело, гудело, подобно геенне огненной.

Правительство, выслушав советы специалистов, приняло решение закрыть, засыпать воронку теплопоглощающими материалами, способными к фильтрации огня и пепла.

Потому с 27 апреля по 10 мая летчики Военно-воздушных сил СССР, рискуя плотью и жизнью своей, совершили сотни полетов над активной зоной. Они сбросили с вертолетов тысячи и тысячи мешков песка, глины, доломита, бора, а также крупные упаковки свинца, который по весу занимал первое место - 2400 тонны.

Мощность радиационных выбросов из разрушенного реактора уменьшилась только через пять дней, составив примерно 15% от первоначальной. Затем она стала нарастать вновь, достигая (по истечении четырех дней) 70 % от уровня первого дня. Специалисты, крестясь от ужаса, ожидали еще более жестокого радиационного удара, который мог случиться при обвале в шахтный бассейн крышки разрушенного реактора, а бассейн был наполнен водой охладительной системы. В срочном порядке готовились средства для эвакуации миллионов людей. На запасные пути были поставлены сотни железнодорожных эшелонов. Готовились автомобильные колонны . Эвакуацию предполагалось провести в радиусе 300 километров от АЭС, куда входили города Киев, Гомель , Бобруйск ...

На десятый день мощность выбросов упала – до одного процента. Наступила нервная разрядка.

Загрязнения территории.

В первые дни, когда извержение было в самом разгаре, воздушные потоки двигались на Беларусь. Загрязнение, пришедшее из Чернобыля, от 1 кюри на квадратный километр составляет 1,7% территории Европы. На сводной карте выделено основное чернобыльское пятно, далее Гомельско-Могилевское, затем Плавско-Тульское в России. Загрязнение распространялось на запад - юго-запад, северо-запад, в скандинавские страны, потом на восток - очень большой, мощный след с обильными осадками. Потом тучи пошли на юг и юго-запад: Румыния, Болгария, запад: южная Германия, Италия, Австрия, альпийская часть Швейцарии. В атласе указывается, сколько цезия выпало в каждой стране и в целом по Европе. В Белоруссии - 33,5% от всего выброса, в России - 23,9%, на Украине - 20%, в Швеции - 4,4%, в Финляндии - 4,3%.

Облака и свободные потоки воздуха, несшие аэрозоли йода-131 и других радиоактивных элементов, расползлись по большей части территории Беларуси.

«Саркофаг»

Возведение "саркофага" осуществлялось с помощью самоходных кранов, оснащенных телевизионными средствами наблюдения. В нем предусмотрена система вытяжной вентиляции с очисткой воздуха, система принудительного охлаждения, а для недопущения повышения нейтронной активности на крыше установлены баки с раствором бора. Его высота составила 61 метр, наибольшая толщина стен – 18 метров.

Последствия аварии.

После аварии жизнь на огромных территориях как рядом с Чернобылем, так и на значительном удалении от аварийного объекта стала невозможной из-за радиоактивного загрязнения. Сразу после аварии из 30 – километровой зоны вокруг станции были эвакуировано около 90 тысяч человек. Из Гомельской области Беларуси – 17 тысяч человек, из Брянской области России – несколько тысяч. Позднее были обнаружены новые территории, подвергшиеся радиоактивному заражению. Поэтапное переселение людей с этих территорий продолжалось до 1992 года. Всего было переселено около 135 тысяч человек. Часто люди были вынуждены жить несколько лет на зараженной территории, дожидаясь очереди (или разрешения) на переселение.

О трагедии переселенцев трудно рассказать, трудно передать всю дикость ситуации, когда в один день – не по своей вине, а из-за чьей-то самонадеянности – сотни тысяч людей стали экологическими беженцами.

Тишина. Тишина в мертвом городе.

"Рассоха" - огромное поле, заполненное рядами изъеденных коррозией грузовиков, пожарных машин, бульдозеров , бронетранспортеров и прочей радиоактивной техники - а посредине, как символ полной безысходности, поникли лопастями вертолеты, которым уже никогда более не суждено подняться в воздух...

Под воздействием радиации яблоки выросли невероятных размеров, у животных проявлялись различные мутации. Отмечается: превышение показателей болезни эндокринной системы и нарушения обмена веществ, болезни крови и кроветворных органов, врожденные аномалии более чем в 4 раза; психические расстройства и болезни системы кровообращения

более чем в 2 раза.

27 сентября 1998 года, в городе Петрозаводске, у возрождающегося храма Александра Невского, торжественно открыт памятник пострадавшим от аварии на ЧАЭС.

Героям Чернобыля

(стихотворение читает ученица 5Б класса Манукян Ани)

В украинский город малоизвестный

Пришла негаданно беда,

Оборвав на полноте звонкие песни,

Жестокая как всегда,

Тенью прокатилась она к порогам

Росою на землю легла,

Наделать она могла очень много

Людям горя и зла.

Но только народ, видно, особый –

Душа у всех одна

Вздрогнул в тревоге Чернобыль,

Откликнулась вся страна.

Сюда поехали не по приказу,

И даже не долг послал,

Для всех и для каждого как-то сразу

Весь город братом стал.

Открылись сердца, распахнулись все двери,

Давая тепло и приют,

Не выразить словом, ни чем не измерить,

Какие здесь люди живут.

Как хочется мне, чтобы все на планете

Вот так же за руки взялись,

Чтоб спали спокойно и мамы, и дети,

Счастливой была наша жизнь.

Учитель Авария на Чернобыльской атомной электростанции каснулась и жителей Мордовии . Ликвидаторов аварии в республике насчитавается более 1240 человек, из них 700 – инвалиды. Более 300 человек из их числа уже умерли от различных болезней, развившихся после их прибывания в Чернобыльской зоне. В черный день 26 апреля, все ликвидаторы Мордовии собираются в г. Саренске, у мемориального камня и идут в церковь на улице Демкратической, в которой служат панихиду о погибших.

Мордовским ликвидаторам приходилось трудиться в селах, а также на крыше атомного реактора. Работали они с дозиметрами, как и положено, записывали уровень радиоактивного фона. Однако сколько «доз» они получили на самом деле, точно не знал никто. Из воспоминаний председателя Республиканского союза Чернобылец», ликвидатора Александра Князькина:

«Тяжелее всего приходилось на крыше реактора. Мы находились там по 15 секунд, сбрасывали графит и спускались. Помню японца, который трудился вместе с нами и почти сразу потерял сознание…»

Последствия радиации дали о себе знать через два-три года. Практически все ликвидаторы получили множество заболеваний. У некоторых из них родились дети с серьезными отклонениями в развитии.

На территории Мордовии, после аварии на Чернобыльской АЭС прошли рабиоактивные дожди. В результате, которых 16 населенных пунктов Мордовии попали в зону радиоактивного заражения. Около 11 тысяч человек проживают на этой территории, подвергая своё здоровье серьёзным опастностям.

Ребята, это всего один пример того, что люди совершают героические поступки, профессиональные и трудовые подвиги. И все же, давайте подумаем:

ü Почему о подвигах мечтает почти каждый, а героями становятся лишь некоторые?

ü Какими качествами обладают люди, способные совершить подвиг?

ü Как вы понимаете эпиграф к сегодняшнему классному часу: «Героями не рождаются, героями становятся!»?

(дискуссия учащихся)

Учитель Закончить наш классный час мне хочется словами…

Учитесь мечтать, учитесь дружить,

Учитесь милых своих любить

И жить горячо и смело.

Воспитывать душу и силу чувств

Не только труднейшее из искусств,

Но сверхважнейшее дело!

Учитесь, товарищи, уступать,

Учитесь по совести поступать,

И даже в пиру - не упиться.

Не просто быть честным всегда и везде,

И, чтобы быть верным в любой беде,

Трижды не грех учиться.

С готовой, с красивой душой на век

Отнюдь не рождается человек,

Не что ведь само не строится.

Уверен, что скромником и бойцом,

Отзывчивым, умницей, храбрецом
Учатся и становятся.

Но как это сделать? Легко сказать

Как сделать? А душу тренировать

На искренность, на заботы

Как в спорте, как в музыке, как в труде

Тренаж нужен людям везде - везде

Вот так и берут высоты.

Высоты всяческой красоты

Любви и действительной доброты

И нечего тут стыдиться

Ведь ради того, чтоб не зря весь век

Носили мы звание «Человек» -

Стоит, друзья, учиться!

Подвиги и героические поступки

  • Разработка межпредметного урока в 8 классе «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»
  • «Белые пятна» обороны Одессы: подвиг 250 шахтеров Донбасса
  • Тема: Нравственный подвиг человека в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»
  • Конспект урока

Место подвигу.

Герои мирных времен. (Слайд 1)

Цель: гражданско-правовое воспитание учащихся на основе развития исторической памяти;

укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого;

развитие познавательных интересов;

воспитание патриотизма, уважения к людям, защищавшим Родину.

Задачи: 1. Формировать положительную мотивацию к изучению истории России.

3. Воспитывать чувство патриотизма, уважение к истории своей Родины.

Ход мероприятия

    -Здравствуйте, те, кто весел сегодня,

Здравствуйте, те, кто грустит,

Здравствуйте, те, кто общается с радостью,

Здравствуйте, те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей…

Мы часто слышим в жизни такие слова: совершил героический поступок, подвиг, героический человек. А что мы подразумеваем под этими определениями?

Что такое подвиг?

Что такое героический поступок?

Кого называют героем?

В нашем классе проходил опрос «Как учащиеся относятся к герою? Что они понимают под словом «подвиг»?»

(Слайд 2)

- «Совершить подвиг в наше время – это большая редкость»

- «Подвиг – это спасение утопающего, гибнущего в огне»

- «Подвиги совершают во время войны»

«Герои были те, кто воевал на войне,

в Афганистане, в Чечне»

- «Совершая подвиг, человек не должен думать о последствиях для себя».

(Слайд 3, 4)

Герой – выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

Героизм – героический дух, образ действий, присущий герою.

Подвиг – героический самоотверженный поступок.

Что объединяет эти понятия? Каким одним словом их можно обозначить? (Самопожертвование)

Самоотверженный - жертвующий собой, личными интересами для общего блага , для блага других (о человеке).

Самопожертвование - пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других.

Древние римляне говорили так: «Там хорошо, где Родина». Любовь к Родине, ее процветание, слава ставились превыше всего. Это и есть патриотизм. Любовь к родной земле, своему народу, стране формируется жизнью не одного поколения.

Как часто в нашем представлении слово «герой» ассоциируется с каким-то особенным, до предела идеализированным образом. И не только в фильмах о «супергероях»… Вспомните, например, русские сказания о былинных богатырях, чьи рост и сила просто потрясали воображение читателя. Но реальные события нашей жизни говорят нам о том, что историю великих подвигов чаще всего пишут обычные люди, ничем «сверхнормальным» до своего героического поступка не выделяющиеся. То есть, жил-был обычный парень рядом с нами. И вдруг – Подвиг. Не верите, что так бывает? Зря… Героями не рождаются, героями становятся…

    (Слайд 5, 6 ) Война… Сколько неизвестных героев полегло в то время. Сколько погибло и сколько выжило. Сколько было битв, сколько маленьких и больших побед и поражений. Сколько подвигов было совершено. Оборона Брестской крепости, блокада Ленинграда, оборона Севастополя – подвиги солдат и людей. «Сражаться!» - с такой мыслью они просыпались и засыпали. Они не думали о славе и почестях. Никто не оставался в стороне. Партизаны, солдаты, простые люди, находящиеся в тылу, и даже животные – все они герои. Партизаны добывали сведения, проникали в те места, куда другим попасть было невозможно, их тайные, «подпольные» действия внушали противникам страх и ужас. Солдаты каждый день рисковали жизнью, они отдали свою жизнь за свободу, за Родину, за людей. Простых людей, находящихся в тылу, мы и их называю героями, ведь жить во время войны, растить детей, добывать еду, преодолевать холод и голод – это тоже подвиг. Совместные действия, желания, страхи, слезы, боль, горе они преодолели это. Это и есть подвиг.

Нет, мужество случайным не бывает.

Оно в душе солдата родилось,

Когда он о друзьях не забывает

И с Родиной себя не мыслит врозь.

    (Слайд 7, 8) В жизни всегда есть место мирному подвигу. Все помнят простого русского паренька, открывшего миру эру нового космического века. Имя это – Юрий Гагарин.

Он первым проложил дорогу в «иные миры», дорогу, которой сегодня шагает Вселенная, и подвиг его будет бессмертным, пока существует жизнь на Земле.

3.Новому поколению российских мальчишек и девчонок судьба дала возможность и место для подвига.

1979 – 1989 годы – война в Афганистане (Слайд 9, 10, 11)

Меркулов Сергей Леонидович

Сульдин Александр Сергеевич

Батурин Владимир Владимирович

Как мало лет он прожил…

Только двадцать!

Но миг победы больше, чем года.

Как трудно умереть,

Чтобы остаться,

Остаться в наших душах навсегда.

1994 – 1996 годы – Чеченская война. (Слайд 12, 13,14)

Теперь уже внуки солдат Великой Отечественной подтверждали своими подвигами воинскую славу отцов и дедов. Мальчишки, выросшие в мирное время, не знавшие потерь и невзгод, став солдатами, превратились в героев.

На Аллее Памяти увековечены имена героев-коркинцев, погибших в этих войнах.

В чеченской войне погибло семеро наших земляков:

Пипченко Евгений Николаевич

Ляпустин Сергей Константинович

Брусов Вячеслав Валерьевич

Мальцев Виктор Иванович

Герусов Алексей Владимирович

Кислов Сергей Александрович

Долгов Анатолий Дональдович

4.Мы живем в мирное время, но каждый мужчина, сегодняшний мальчишка, должен быть готов к защите слабого, к защите Отечества – так распорядилась природа. А человек создал для этого школу мужества, которая называется Армия.

(Видеоролик о северном российском флоте) ( Слайд 15)

Особая служба.

Особый уют.

Сначала приводит в смятенье.

И пластика моря,

И пластик кают.

И пласт глубины погруженья.

Потом – привыкаешь.

Потом – узнаешь.

И вдруг, как впервые, откроешь,

Чего ты достиг,

Для чего ты живешь,

Что ты действительно стоишь.

(Слайд 16, 17) Служба подводника подчас непроста и опасна. В истории российского подводного флота есть и трагичные страницы... Но подвиги моряков-подводников, отдавших жизни за свою Родину, навечно останутся в наших сердцах!

Один из самых мощных российских подводных крейсеров «Курск» затонул 12 августа 2000 года в Баренцевом море, вблизи родного берега. Во время выполнения учебно-боевой задачи он получил тяжелые повреждения и затонул.
Вся Россия с надеждой ловила сводки с места трагедии. Миллионы людей, как чуда, ждали спасения моряков. Но надежды не оправдались.

118 подводников, беззаветно преданных России, приняли смерть в морской пучине. Верный Военной присяге, ценой собственной жизни экипаж крейсера заглушил ядерный реактор и до конца боролся за живучесть корабля.

Среди членов экипажа был и моряк-подводник Вадим Бубнив, родом из города Копейска Челябинской области. Инженер электронавигационной группы АПЛ "Курск" старший лейтенант Вадим Бубнив погиб в первые минуты аварии - он находился во втором отсеке, который получил значительные повреждения во время взрыва.

Моряки «Курска», одного из наших самых современных кораблей, успели завоевать славу при жизни. Экипаж был лучшим не только на Северном флоте. Офицеры, мичманы, старшины и матросы сделали все, что могли, что успели, что были обязаны сделать, и в момент своей гибели. Пусть вечная память о них вселяет в сердца наследников столь же обостренное чувство долга и чести, ту же преданность службе и флоту. Пока имя человека на устах, пока о нем помнят, думают, он жив, он среди нас, с нами.

5.(Слайд 18)

Жизнь продолжается, а подвиг вечен. И он может быть совершен даже тогда, когда вокруг тишина, и мирно сияет яркое солнце. Ведь не зря сказано, что в жизни всегда есть место подвигу.

    Подвиг ребенка

Метеоритная» история из Челябинской области. В Еманжелинске после взрыва болида два друга 12 лет от роду проявили настоящее мужество, спасая... своих учителей. А дело было так. В момент, когда прогремел взрыв, дети хором пели песню «Не страшна нам бомбежка любая». Спустя мгновение, слова пришлось доказывать на деле. Кирилл Дайнеко и Сергей Скрипник услышали, как их учительница Наталья Ивановна зовет на помощь из столовой, не в силах выбить массивные двери. Ребята кинулись спасать педагога. Сначала они забежали в дежурную комнату, схватили подвернувшийся под руку арматурный прут и выбили им окно в столовую. Потом, через оконный проем перенесли раненую осколками стекла учительницу на улицу. После этого школьники обнаружили, что помощь нужна еще одной женщине - работнице кухни, которую завалила рухнувшая от удара взрывной волны утварь. Оперативно разобрав завал, мальчишки позвали на помощь взрослых. Как оказалось, у женщины был сломан позвоночник. И если бы не помощь подростков, не исключено, что падение Челябинского метеорита было бы отмечено не просто большим числом пострадавших, но и по крайней мере одной человеческой смертью.

    Подвиг преодоления (Слайд 19)

Герои минувшей Паралимпиады!

КАУФМАН АЛЁНА (ЕКАТЕРИНБУРГ)

Российская спортсменка. Трёхкратная паралимпийская чемпионка. Призёр Паралимпийских игр 2010 в Ванкувере. На минувших играх в Сочи Алёна выиграла 2 золотых медали и 1 серебренную медаль в биатлоне, а также бронзовую и золотую медаль в лыжных гонках.

6. Творческая работа(в группах) (Слайд 20)

Определим черты, которые свойственны патриоту

(Модель человека, наклеиваем черты. Обосновываем выбор)

Хорошо учится

Занимается спортом

Любит животных

Любит то место, где родился и вырос

Любит и не забывает свою мать, свой дом

С гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей

Не только любит, но и охраняет природу

Отстаивает престиж свой страны

Знает государственную символику

Готов отдать своей родине все силы и способности

Украшает Родину своим трудом

Строит своё будущее, связывая его только со своим Отечеством

Знает свой родной язык

Знает историю своей страны, гордится своими предками

Готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины

Готов встать на защиту Родины

Хорошо читает, пишет стихи

Хороший друг

Патриот – это человек, который гордится Родиной, переживает за нее; готов встать на защиту Родины; предан Родине и отстаивает ее интересы; любит Родину,

– Патриоту свойственны такие черты характера, как преданность, ответственность, справедливость, решительность и благодарность. Ваши мнения совпадают.

7. (Слайд 21)

Так пусть никогда в мире не будет войны, но всегда будет место подвигу.

Я надеюсь, что каждый из вас будет настоящим человеком и будет дарить только радость для окружающих. И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.

Герои подвиги вершат
Героем быть бы каждый рад.
Но начинать с себя нам лень,
И так идёт за днями день.
Один твой друг учёным стал,
Другой - больных не раз спасал,
Он подвиг совершал не раз.
А ты чего достиг сейчас?

8. Рефлексия

– А в завершении классного часа мне хотелось бы узнать, какие чувства вы испытали сегодня. У вас на столе в конверте есть звёздочки, они разного цвета. Если вы испытали чувство:

– гордости, восхищения, то возьмите оранжевую или красную звёздочку;
– сострадания, сочувствия, милосердия, то возьмите звёздочку зеленую;
– никаких – звёздочка синяя.

–Покажите, каких звёздочек получилось больше.

Хорошо! Я вижу, что вы люди неравнодушные, главное – в вас живет чувство патриотизма, а также сострадание и милосердие. Спасибо за работу, за внимание!

Классный час «В жизни всегда есть место подвигу »

Цели:

Дать представление о понятиях «герой», «подвиг», раскрыть образ героя на примерах из истории, и современной жизни;

Развивать умение составлять портрет героя, отбирать качества характера, свойственные данному понятию,

Воспитывать чувство патриотизма, а также чувство гордости и уважения к народу.
Подготовка к восприятию темы Учитель:

Добрый день. Я очень рада встрече с вами. Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, внутри нас. Давайте возьмемся за руки и вместе с теплом передадим друг другу самое лучшее и позитивное, что есть в нас. (Учащиеся сидят полукругом, это позволяет им легко общаться друг с другом). Сегодня тема классного часа «В жизни всегда есть место подвигу». Нам нужно задуматься и постараться ответить на вопрос: Герой. Кто он? А также составить портрет героя, определить качества, необходимые для совершения подвига, и на примерах проследим, как рассматривается данный образ в истории и современной жизни. Учитель.

Понятия «долг», «честь», «патриотизм» неразрывно связаны с понятиями «подвиг» и «герой». Во все времена люди вкладывали в эти слова все самое положительное и ценное. Поступки человека не проходят бесследно, все оценивается с позиции пользы для своего Отечества и народа. Добро, человеколюбие и любовь к Родине было ценно во все времена. Но кто он этот герой? В какой стране рождаются эти люди? Может, нужны особые условия, для того чтобы появились герои? Может, это люди особой профессии? На все эти вопросы мы и постараемся ответить сегодня .

Восприятие темы
Учитель: Для того чтобы понять, кто такой герой, необходимо посмотреть, как трактует данное понятие словарь С.И. Ожегова.

Герой – 1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.

4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.
Какое из перечисленных значений подходит к нашей теме?

(Первое значение близко к теме, так как мы исследуем человека, совершающего подвиг).
Как вы понимаете слово «подвиг»? (Мнения учащихся)

А вот такое определение даётся в словаре

Подвиг – самоотверженный героический поступок.

Портрет героя

Внешность;

Возраст;

Профессия;

Воспитание;

Место рождения;

Качества характера;

Обсуждение по вопросам:

Каков внешне должен быть герой?

Сколько лет должно быть человеку, который совершает подвиг?

Герои – это люди особой профессии?

Может, как-то особенно надо воспитывать героя?

Герои живут в каком–то особом месте? (Мнения учащихся)
Вывод: Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но определенные качества характера необходимы для совершения подвига. Работа по группам.

На карточках запишите 10 качеств характера, которыми должен обладать герой. (Обмен мнениями).
Учитель:

Данные качества позволяют выстоять в трудные моменты. По мнению Р. Эмерсона, «герой не храбрее обычного человека, но сохраняет храбрость на пять минут дольше».

Учитель:

С древних времен на Руси почитались люди, которые стояли за правое дело, жертвуя собой, защищали землю-матушку, трудились во славу Родины. В песнях, поэмах, легендах, былинах был воспет подвиг народа русского. Но истинной проверкой силы и мощи нашего народа стала Великая Отечественная война. Немало лишений пришлось испытать людям.

Никто из жителей блокадного Ленинграда не думал о подвиге, каждый не выживал, а жил, дышал, страдал. Сила духа и характера проявили все жители города. Ценою собственной жизни выстояли от мала до велика.
И там,среди жителей, была девочка, которая вела дневник12 сл.

Это была история семьи, история города, история народа, история жизни и смерти.

Мужество и героизм не раз проявили люди и на фронте и в тылу.
Но только ли на войне есть место подвигу?

Люди всегда благодарны тем, кто нашел в себе мужество и силы совершать великое. Человеческая память хранит имена героев и их свершения.

Молодой кандидат медицинских наук Анатолий Шаткин привил себе вирус трахомы, чтобы другие люди никогда не болели этой страшной болезнью.
И это тоже настоящий подвиг.

Но ведь не все могут быть путешественниками или работать с вирусами. Ведь кто-то должен водить такси, печь хлеб, стоять у станка или считать деньги в сберегательном банке.

А как же подвиг?

И все же мне кажется – есть место подвигу в любой обстановке и при любых занятиях.

Вспомним жизнь Александра Селькирка (прообраз знаменитого Робинзона Крузо).

На необитаемом острове, всего победой над самим собой, над страхом, над малодушием, над ленью, над желанием закрыть глаза и ждать смерти.

Положение, в котором оказался этот человек, тоже необычное, но ведь бороться с собой, со своей ограниченностью, со своими пороками, с опустошенностью и равнодушием можно и нужно не только на необитаемом острове.

Попробуйте победить себя и вы поймете что такое подвиг.!

4. Итоги мероприятия

Ребята, ответьте на вопрос: Герой. Кто он? (ответы учащихся).
И Гете писал: «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком». Учитель: Благодарю вас за общение, мне приятно было вести беседу с вами. И давайте поблагодарим друг друга теплом наших сердец и возьмемся за руки. Спасибо. До скорой встречи.