Классицизм в литературе. Классицизм. Его идейные и эстетические принципы. Особенности формирования и развития русского классицизма в искусстве классицизма

Основные принципы классицизма

Классицизму как художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей "норме" образцу. Отсюда и культ античности классицизма: классическая древность выступает в нем как образец совершенного и гармоничного искусства.

И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать ее нравы, просветлять чувства.

Важнейшие нормативы классицизма - единство действия, места и времени. Чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить его на самоотверженные чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину целостности. Требование единства времени было тесно связана с единством действия. Единство места токовали по-разному. Это могло быть пространство одного дворца, одной комнаты, одного города, и даже расстояние, которое герой мог преодолеть в течение двадцати четырех часов.

Классицизм формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует Барокко.

Героическая тема в литературе русского классицизма

Господствующим направлением в русской литера-туре к середине XVIII в. становится классицизм. «Классицизм как литературное направление, возникшее в определенную историче-скую эпоху, был явлением прогрессивным,-- пишет современный исследователь...

Денди и дендизм в русской культуре XIX века

Классицизм - одно из важнейших направлений литературы прошлого. Утвердив себя в трудах и творчестве многих поколений, выдвинув блестящую плеяду поэтов и писателей, классицизм оставил такие вехи на пути художественного развития человечества...

Классицизм. Основные принципы. Своеобразие русского классицизма

История классицизма начинается в Западной Европе с конца 16 столетия. В 17 в. достигает высшего своего развития, связанного с расцветом абсолютной монархии Людовика XIV во Франции и наивысшего подъема театрального искусства в стране...

Классицизм. Основные принципы. Своеобразие русского классицизма

В своей политической борьбе революционные буржуа и плебеи во Франции как в десятилетия, предшествовавшие революции, так и в бурные 1789-1794 годы широко использовали античные традиции, идеологическое наследие и внешние формы римской демократии...

Классицизм. Основные принципы. Своеобразие русского классицизма

В литературе русский классицизм представлен произведениями А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова. А.Д. Кантемир явился родоначальником русского классицизма...

Лексические средства создания подтекста в малой прозе Э. Хемингуэя

Особенности перевода топонимов на материале романа Дж.Р.Р. Толкиена "Властелин колец"

При анализе переводов топонимов мы посчитали правильным опираться на принципы данные Ермоловичем для перевода имен собственных...

Особенности психологического мастерства Островского в драме "Бесприданница"

Решение А.Н. Островским проблемы эстетических принципов русского театра вообще можно проследить в ряде теоретических работ драматурга разных лет: «Обстоятельства, препятствующие развитию драматического искусства в России» (1863)...

Для этого направления характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Классицизму, как определенному художественному направлению, свойственно отражать жизнь в образах идеальных...

Развитие классицизма в русской литературе XVII-XIX вв.

классицизм литература стиль В основе доктрины классицизма лежало представление о дуализме природы человека. В борьбе материального и духовного раскрывалось величие человека. Личность утверждалась в борьбе со «страстями»...

Развитие классицизма в русской литературе XVII-XIX вв.

В России становление классицизма происходит почти на три четверти века позже того, как он сложился во Франции. Для русских писателей Вольтер, представитель современного им французского классицизма, являлся ничуть не меньшим авторитетом...

Символика женских образов в романе А.М. Ремизова "Крестовые сестры"

Подчеркнём прежде всего, что все герои романа -- это соседи, волею судьбы оказавшиеся в «бурковом доме», то есть всех их вместе свела случайность...

Развитие французской литературы XVII в. тесно связано с социально- исторической ситуацией, сложившейся во Франции после окончания религиозных войн и утверждения централизованной королевской власти. «Политика централизации...

Черты классицизма в комедиях Мольера

Характеризуя творчество Мольера, исследователи нередко утверждают, что он в своих произведениях «выходил за пределы классицизма»...


Потрібно відмітити, що показники мікроклімату знаходяться в

оптимальному стані завдяки поєднанню кондиціювання та опалення. Важливе значення має показник запилення котрий знаходиться в межах норми. Стан пожежної та електробезпеки також на високому рівні оскільки порушень не було виявлено.

Щодо шуму, то можна сказати що його майже не має , так як використовуються засоби ізоляції. Фінансовий відділ на ПрАТ «Київмлин» працює дотримуючись правил техніки безпеки.

Підсумовуючи сказане, можна винести незначні рекомендації щодо удосконалення стану праці у фінансовому відділі.

Фінансовий відділ на ПрАТ «Київмлин» працює дотримуючись правил техніки безпеки.

Для поліпшення умов праці пропонується замінити старе комп’ютерне обладнання на більш сучасне, з більшим рівнем захисту від випромінювання та ізоляцією шуму.

Для постійного припливу свіжого повітря пропонується встановити ще один кондиціонер. Для кращого освітлення пропоную встановити додатково 4 лампи, що покращить характеристику освітленості.

Забезпечити надійну ізоляцію поверхонь устаткування та забезпечити подачу свіжого повітря за допомогою вентиляційної системи, метою запобігання виникнення травмонебезпечних ситуацій потрібно утримувати обладнання у справному стані. Це дозволить створити умови для праці, які забезпечать зберігання здоров’я та робітників.

Для зменшення впливу шкідливих та небезпечних факторів потрібно дотримуватися регламентованого часу роботи та відпочинку.

Основные принципы классицизма

Классицизм - это художественное направление в западноевропейской литературе и культуре, возник сначала в Италии в XVI веке и стал доминирующим на протяжении XVII века в разных странах Европы. В некоторых странах сохранял свои позиции до XIX века. Больше классицизм развился во Франции XVII века, дав яркие образцы искусства того времени (в литературе - Ф.Малерб, П.Корнеля, Ж.Расин, Ж.-Мольера, Ф.Ларошфуко и др..; В живописи - Н.Пуссен, Лоррен; в архитектуре - Л.Леви, А.Ленотр, Ж.Ардуен-Мансар, К.Перро и др..; в музыке - Ж.-Б.Люлли и др.)..

Формирование классицизма было тесно связано с развитием монархических государств. Искусство подчинялось общественным интересам. Борьба за национальное объединение страны под властью монарха способствовала формированию высокой дисциплины ума, воспитанию ответственности за свои поступки, усилению интереса к государственным проблемам. Поэтому на изображаемые события художники смотрели прежде с политической точки зрения. Они считали, что главная задача искусства состоит в том, чтобы упорядочить мир и научить людей быть счастливыми, дать им образцы для подражания в поведении и поступках. Представители классицизма были убеждены, что есть два условия для человеческого счастья: общественная (подчинение государственным интересам) и этическая (подчинение страстей разуму). Поэтому все жанры классицистического искусства отмечаются дидактичность, стремлением поучать.

Эстетическое основание классицизма - античная теория поэтики и, в первую очередь, "Поэтика" Аристотеля. Классицисты объявляют античную литературу достойной подражания, идеальной, классической. Классицизм как направление сначала оказался как теория и практика подражания античного искусства, однако впоследствии, захваченные примеру античных мастеров, классицисты стремились установить собственные образцовые каноны искусства.

Философской основой классицизма стал рационализм - учение в теории познания, согласно которому достоверные знания могут быть получены только с ума либо из понятий, присущих уму от рождения. Как считали рационалисты (Декарт, Лейбниц и др.)., Опыт, практика, чувства не имеют никакого значения, главное - это деятельность ума, который является критерием оценки всего. Вслед за рационалистами классицисты всегда верят в разум. Борьба разума и чувств становится одним из ведущих сюжетов их произведений. Все разумное - прекрасное, все разумное - нетленное, считали классицисты.

Первой попыткой формулировки принципов классицизма была "Поэтика" Ж.Шаплена (1638), но последовательным, самым основательным был теоретический трактат Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674), написанный после того, как классицизм уже сформировался. Применив философский метод Декарта к литературе, который заключался в обобщении опыта классицистов, Буало установил границы для каждого жанра, поделив все жанры литературы согласно темам и особенностями стиля. По мнению теоретика классицизма, разум - это не только истина, но и красота, что составляет самый высокий идеал искусства. Буало считал, что античные мастера создавали свои шедевры, следуя определенные правила, следовательно, следует воспользоваться этими правилами. Отсюда и происходит четкая регламентация искусства классицизма, писатель, по мнению Буало, должен соблюдать в своем творчестве устоявшихся канонов.

В области языка Буало выдвигал требования ясности и чистоты, его идеалом была речь понятийная, афористическая, соответствующей принципам теории трех стилей. Буало ориентировал художников на создание гармоничного искусства. По его мнению, каждое произведение должно быть целостным с точки зрения замысла и формы, тематики и языка, жанра и композиции. Логичность, единство, уравновешенность всех элементов текста - путь к совершенству и эстетического совершенства.

Какие же признаки характерны для литературы классицизма? Прежде всего классицисты утверждали вечность идеала пре-красного, что побудило их следовать традиции античных мастеров. Они считали, что если в одни времена создаются образцы прекрасного, то в другие времена задача художников заключается в том, чтобы приблизиться к ним. Отсюда - установление общих правил, необходимых для художественного творчества. В литературе прослеживается четкое деление на определенные жанры: высокие (ода, эпопея, трагедия, героическая поэма), средние (научные произведения, элегии, сатиры), низкие (комедия, песни, письма в прозе, эпиграммы). Произведения разных стилей и жанров различались как по своей идейно-тематической направленности, так и языком.

Важным элементом в эстетике классицизма является учение о разуме как главный критерий художественной правды и прекрасного в искусстве. Классицисты считали, что античные мастера творили по законам разума. Писателям нового времени тоже следует придерживаться этих законов. Отсюда происходит почти математическая точность правил классицизма, стремление к гармоничности форм.

С учением об абсолютности идеала прекрасного и с рационализмом классицистов связано их понимание универсальных типов человеческих характеров. Опираясь на "Характеры" Теофраста, классицисты утверждали неизменность человеческих характеров. Поэтому классицистические образы отличаются абстрактностью и универсальностью, они воплощают лишь общие черты, а не индивидуальные признаки. Персонажи основном схематичны, они строятся вокруг какой-то одной ведущей черты характера.

Образы четко делятся на положительные и отрицательные, классицистические герои должны были определенным образом воспитывать читателей или зрителей. Драматические произведения (трагедия, комедия) подчинялись правилу трех единств - времени, места, действия. Пьеса показывала события, которые происходили в течение одного дня и в одном месте. Четкая композиция произведений должна была подчеркивать логику замысла автора, определенные черты персонажей.

Эстетическую ценность для классицистов мало лишь вечное, неподвластное времени, как, например, произведения античности. Следуя древних авторов, классицисты сами создавали "вечные" образы, которые навсегда вошли в сокровищницу мировой литературы.

Классицизма присуще стремление к идеализации - то в общественной, то в личностном плане. Создавая определенные идеальные образцы, классицисты искали пути гармонизации действительности. Литературовед Д.Наливайко справедливо отмечает: "Классицизм - это художественная система, в которой доминирующей формой обобщения является идеализация... Она представляет собой... сведения многообразие конкретных явлений к определенному обобщенного образца, идеальной умозрительной модели". Классицисты создавали в искусстве свой идеал прекрасного, резко отличался от реальной действительности, но от этого он не становился менее величественным.

В своем историческом развитии классицизм прошел два этапа. Первый этап связан с расцветом монархических государств, когда абсолютизм способствовал развитию всех сфер жизни общества (экономики, политики, науки, культуры). Главной задачей классицистов на этом этапе было прославление монархии, утверждения национального единства государства под властью короля и создание абсолютного идеала гражданина. Представителями этого этапа можно считать Ф. Де Малерба, П.Корнеля, Ломоносова.

На втором этапе классицизма монархия уже обнаружила свои недостатки, что изменило направленность направления. Писатели теперь не только прославляют монархов, но и критикуют социальные пороки, разоблачают человеческие недостатки, хотя и н отрицают абсолютизм вообще. Все эти тенденции нашли отражение в творчестве Ж.Расина, Мольера.

Если на первом этапе доминировали такие жанры, как ода, трагедия, героическая поэма, а художественные образы бел величественными и возвышенными, то на втором этапе характеры героев больше приблизились к реальным людям, а кроме трагедии и других высоких жанров, на первый план выступили комедии, сатиры, эпиграммы и т.п..

Следует отметить, что в каждой стране классицизм и его этапы имели свою специфику при общей неравномерности развития.

Основные правила классицизма:

1. Классицисты утверждали вечность идеала прекрасного, что побудило их следовать традиции античных мастеров.

Они считали, если одни эпохи создают образцы прекрасного, то задача художников последующего времени состоит в том, чтобы приблизиться к ним. Отсюда-установление общих правил, необходимых для художественного творчества.

2. В литературе наблюдался четкое распределение по определенным жанрам:

Высокие (ода, эпопея, трагедия, героическая поэма);

Средние (научные произведения, элегии, сатиры);

Низкие (комедия, песни, письма в прозе, эпиграммы).

Темами для произведений высоким жанров были события общенационального и исторического значения, в них участвовали цари, выдающиеся деятели, придворные т.д.. Высокие жанры были написаны величавой, торжественной языке. Темами для средних и низких жанров были наука, природа, человеческие пороки, социальные пороки. В них действовали представители средних и низших классов, речь приближалась к разговорному стилю. Если в высоких жанрах прославлялись идеи монархии и общественного служения, то в средних и низких жанрах утверждались идеи познания мира и человеческой природы, разоблачались недостатки и характеров.

Устанавливались межжанровые границы, а любые межжанровые сплавы (например, трагикомедия) считались недопустимыми.

Для каждого жанра регламентировались язык и герои. Так, трагедии классицизма присуща была возведена, патетическая речь, такие же высокие чувства, изображались героические личности.

В комедиях использовалась простая речь, обязательным был сатирическая струя, действовали бытовые персонажи. Жанровые формы новой литературы классицистами игнорировались, особенно это касалось прозаических жанров, которые, несмотря на их большую популярность в современной литературе, были отодвинуты в классицизме на второй план. Жанровыми доминантами классицистической литературы были ода и трагедия.

3. Важным элементом в эстетике классицизма были учения о разуме как главный критерий художественной правды и прекрасного в искусстве. Классицисты считали, что античные мастера творили по законам разума. Писателям нового времени тоже следует соблюдать эти законы. Отсюда происходили почти математическая точность правил искусства классицизма (иерархия жанров, единство в драматургии и т.п.). Это накладывало отпечаток холодной беспристрастности, чрезмерной логичности на произведения классицистов.

4. С учением об абсолютности идеала прекрасного и с рационализмом было связано утверждение об универсальности типов человеческих характеров. Опираясь на "Характеры" Теофраста, классицисты утверждали неизменность человеческих характеров. Поэтому созданные ими образы отличались абстрактностью и универсальностью, воплощением только общих черт, а не индивидуальных признаков. Персонажи основном были схематичны, - строили вокруг изображения какой-то ведущей черты характера (честь, долг, храбрость, лицемерие, жадность и т.д.).

5. Характеры четко делились на положительные и отрицательные.

6. Драматические произведения (трагедия, комедия) подчинялись правилу трех единств-времени, места и действия. Пьеса воспроизводила события, происходившие в течение одного дня и в одном месте.

7. Четкая композиция произведения должна была подчеркивать логику замысла автора и определенные черты персонажей.

8. Для классицизма целом характерны аристократизм, ориентация на требования, вкусы высшего общественного слоя, хотя некоторые представители классицизма не делал этого (например, Мольер)

9. Эстетическую ценность для классицистов мало лишь вечное, неподвластное времени, как произведения античности. Следуя древних авторов, классицисты сами создавали "вечные" образы, которые навсегда вошли в сокровищницу мировой литературы (Тартюф, Сид, Гора-ций, Федра, Андромаха, мещанин во дворянстве, скряга и т.п.).

Классицисты настаивали на воспитательной функции литературы и искусства. Причем средством воспитания "хорошего вкуса" является ни дидактизм, ни нравоучения. Воспитывать человека должно наслаждение, которое должно давать искусство.

Понятие классицизма

Классицизм - одно из важнейших направлений литературы прошлого. Утвердив себя в трудах и творчестве многих поколений, выдвинув блестящую плеяду поэтов и писателей, классицизм оставил такие вехи на пути художественного развития человечества, как трагедии Корнеля, Расина, Мильтона, Вольтера, комедии Мольера и многие другие литературные произведения. Сама история подтверждает жизнеспособность традиций классицистической художественной системы и ценность лежащих в ее основе концепций мира и человеческой личности, прежде всего характерного для классицизма нравственного императива.

Классицизм не оставался всегда и во всем тождественным самому себе, постоянно развиваясь и совершенствуясь. Это особенно очевидно, если рассматривать классицизм в перспективе его трехвекового существования и в разных национальных вариантах, в каких он является нам во Франции, в Германии и в России. Делая свои первые шаги в XVI веке, то есть в пору зрелого Возрождения, классицизм впитал и отразил атмосферу этой революционной эпохи, и в то же время он нес в себе новые тенденции, которым суждено было энергично проявиться лишь в следующем столетии.

Классицизм является одним из наиболее изученных и теоретически продуманных литературных направлений. Но, несмотря на это, его детальное изучение до сих пор является чрезвычайно актуальной темой для современного исследователя, во многом вследствие того, что она требует особой гибкости и тонкости анализа.

Формирование понятия о классицизме требует систематической целенаправленной работы исследователя на основе установок на художественное восприятие и выработку оценочных суждений при анализе текста.

русский классицизм литература

Поэтому в современной науке зачастую возникают противоречия между новыми задачами литературного исследования и старыми подходами к формированию теоретико-литературных понятий о классицизме.

Основные принципы классицизма

Классицизму как художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей "норме" образцу. Отсюда и культ античности классицизма: классическая древность выступает в нем как образец совершенного и гармоничного искусства.

И высокие жанры, и низкие обязаны были наставлять публику, возвышать ее нравы, просветлять чувства.

Важнейшие нормативы классицизма - единство действия, места и времени. Чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить его на самоотверженные чувства, автор не должен был ничего усложнять. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину целостности. Требование единства времени было тесно связана с единством действия. Единство места токовали по-разному. Это могло быть пространство одного дворца, одной комнаты, одного города, и даже расстояние, которое герой мог преодолеть в течение двадцати четырех часов.

Классицизм формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует Барокко.

В литературе классицизм зародился и получил распространение во Франции в XVII веке. Теоретиком классицизма считается Никола Буало, сформировавший основные принципы стиля в статье «Поэтическое искусство». Название происходит от латинского «classicus» - образцовый, что подчеркивает художественный базис стиля - образы и формы античности, к которым начали питать особый интерес на исходе эпохи Возрождения. Появление классицизма связывают с формированием принципов централизованного государства и идей «просвещенного» абсолютизма в нём.

Классицизм воспевает понятие разума, считая, что лишь с помощью ума можно получить и упорядочить картину мира. Поэтому главным в произведении становится его идея (то есть, главная мысль и форма произведения должны быть в гармонии), а главным в конфликте разума и чувств - разум и долг.

Основные принципы классицизма, характерные как для зарубежной, так и для отечественной литературы:

  • Формы и образы из античной (древнегреческой и древнеримской) литературы: трагедия, ода, комедия, эпос, поэтические одические и сатирические формы.
  • Четкое разделение жанров на «высокие» и «низкие». К «высоким» относятся ода, трагедия и эпопея, к «низким», как правило, смешное - комедия, сатира, басня.
  • Отличительное деление героев на хороших и плохих.
  • Соблюдение принципа триединства времени, места, действия.

Классицизм в русской литературе

XVIII век

В России классицизм появился намного позже, чем в европейских государствах, так как его «завезли» вместе с европейскими произведениями и просвещением. Существование стиля на русской почве принято укладывать в следующие рамки:

1. Конец 1720-х годов, литература петровского времени, светская литература, отличающаяся от церковной литературе, до этого господствующей в России.

Стиль стал развиваться вначале в переводных, затем и в оригинальных произведениях. С развитием российской классической традиции связаны имена А. Д. Кантемира, А. П. Сумарокова и В. К. Тредиаковского (реформаторы и разработчики литературного языка, они работали над стихотворными формами - над одами и сатирами).

  1. 1730-1770 года - расцвет стиля и его эволюция. Связывается с именем М. В. Ломоносова, который писал трагедии, оды, поэмы.
  2. Последняя четверть XVIII века - появление сентиментализма и начало кризиса классицизма. Время позднего классицизма связывают с именем Д. И. Фонвизина, автора трагедий, драм и комедий; Г. Р. Державина (стихотворные формы), А. Н. Радищева (прозаические и стихотворные произведения).

(А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, П. Я. Чаадаев )

Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев стали не только разработчиками, но и разрушителями стилистического единства классицизма: Фонвизин в комедиях нарушает принцип триединства, вводит неоднозначность в оценке героев. Радищев становится предвестником и разработчиком сентиментализма, обеспечивая повествованию психологизм, отвергая его условности.

(Представители классицизма )

XIX век

Считается, что классицизм просуществовал по инерции до 1820-х годов, однако во время позднего классицизма произведения, созданные в его рамках, были классическими только формально, либо его принципы использовались намеренно, для создания комического эффекта.

Русский классицизм начала 19 века отходит от своих прорывных черт: утверждение первенства разума, гражданский пафос, выступление против произвола религии, против её гнета над разумом, критика монархии.

Классицизм в зарубежной литературе

Классицизм изначальный опирался на теоретические разработки античных авторов - Аристотеля и Горация («Поэтика» и «Послание к Пизонам»).

В европейской литературе при идентичных принципах стиль заканчивает свое существование с 1720-х годов. Представители классицизма во Франции: Франсуа Малерб (поэтические произведения, реформация поэтического языка,), Ж. Лафонтен (сатирические произведения, басня), Ж.-Б. Мольер (комедии), Вольтер (драма), Ж.-Ж. Руссо (поздний классицист-прозаик, предвестник сентиментализма).

В развитии классицизма европейского выделяют два этапа:

  • Развитие и расцвет монархии, способствующие позитивному развитию экономики, науки и культуры. На этом этапе представители классицизма видят своей задаче прославление монарха, утверждение её незыблемости (Франсуа Малерб, Пьер Корнель, ведущие жанры - ода, поэма, эпопея).
  • Кризис монархии, обнаружение недостатков в политическом строе. Писатели не прославляют, а больше критикуют монархию. (Ж. Лафонтен, Ж.-Б. Мольер, Вольтер, ведущие жанры - комедия, сатиры, эпиграмма).