Киргизские имена

Сумае , которая пришла с бабушками в один из столичных роддомов проведать маму, пять лет. Она пока не знает, что означает ее имя – Сумая. Но может назвать его, а также имя своей сестры. Бабушка малышки - Калыя - объясняет, что раз они являются мусульманами, то и внучкам своим выбрали мусульманские имена:

- Обеим внучкам мы дали мусульманские имена. Кроме них есть и другие внуки. Все мы решали сообща, посовещавшись, выбрали ей это имя. Но что оно означает, не знаем.

Эрмат Таштемиров в свою очередь пришел в один из ЦОН (центр обслуживания населения) для получения свидетельства о рождении дочери:

Мне кажется, это не арабские имена, а мусульманские.

- Моей старшей дочери дал имя Хадича мой отец. Среднюю дочь родственники со стороны жены назвали Рабия. А для младшей дочери моя мама выбрала имя Камила. Мне кажется, это не арабские имена, а мусульманские. Раз мы мусульмане, то будет правильно давать нашим детям такие имена.

По данным ГРС, в 2017 году почти 3 тысяч мальчиков получили имя Умар . В истории ислама Умар известен как второй халиф. Среди женских имен на первое место вышло имя Раяна . Далее по популярности следуют мужские имена Алинур, Алихан, Али, Амир и женские - Арууке, Амина, Айбике, Айлин.

Специалисты говорят, что с каждым годом усиливается традиция называть новорожденных именами людей из исламской литературы, что в свою очередь в будущем может оказать серьезное влияние на нацию в целом. Один из них – писатель Абдымамбет Сариев :

- Кыргызский народ издревле оберегал свою идентичность, традиции, язык, эпос «Манас», народное творчество и так сохранился как нация. Сейчас же из-за религиозной неграмотности, многие уходят в исламский радикализм и меняют кыргызские имена на арабские. Это один из признаков утраты идентичности народа как нации.

Абдымамбет Сариев отметил, что в свое время кыргызы меняли имена, пришедшие из религии сообразно особенностям национального языка, добавляя окончания «бай», «хан», «бек», «бий» и так далее. Сейчас же, по его словам, эти имена перенимаются в том самом виде, как они есть в арабском языке, и некоторые из них порой труднопроизносимы или совсем неудобны для произношения.

По мнению теолога Каната Мурзахалилова, эти признаки говорят о том, что исламская культура все больше проникает в кыргызстанское общество, но он не считает это чем-то опасным:

- Я не вижу в этом ничего отрицательного. Это право человека. Каждый гражданин сам принимает решение, как назвать своего ребенка. Есть такое понятие, что имя человека определяет его дальнейшую судьбу. Поэтому родители стараются выбрать хорошее имя. А нынешняя тенденция лишь означает, что наш народ стал больше доверяться исламу.

Между тем этнограф Октябрь Капалбаев говорит, что выбор имен у людей тесно связан с историей народа и его языком:

- У кыргызов есть свои особенности при нарекании именем новорожденного. Например, есть имена, связанные с особенностями тела родившегося – Сыргак, Артыкбай, Кошумбек, Мендибай, Калыбек, Анарбек и так далее. А как сейчас смогут кыргызы рассказать об особенностях своих детей?

По словам Капалбаева, в свое время только по одному лишь имени и фамилии человека можно было определить какого он рода-племени. И то, что сейчас часть общества предпочитает религиозные имена при рождении ребенка, а другая часть, находясь в миграции, называет детей именами, популярными в стране их пребывания, он назвал не очень хорошей практикой.

А депутат Жогорку Кенеша Рыскельди Момбеков высказал идею по поводу выбра имени ребенка при рождении:

- В истории кыргызов были такие святые как Калыгул, Арстанбек. Были такие герои как Манас, Семетей, Сейтек, Курманбек. Если мы будем чаще выбирать эти имена для наших детей, это благотворно скажется и на наших традициях, и на самих людях, которые будут носить эти имена.

Писатели говорят, что в одном только эпосе «Манас» можно насчитать около 6 тысяч разных героев, именами которых можно называть новорожденных детей.

Историк и писатель Баяс Турал в своей книге «Национальные имена – наследие нации» подчеркнул, что зачастую имена людей могут даже влиять на изменение истории той или иной нации.

Перевод с кыргызского. Оригинал статьи .

В становлении киргизских имен можно выделить несколько периодов: древний (до V века), древний (V-X век), средний (X-XV век), новый (XVI- начало XX века), советский (начало XX-XXI век), постсоветский (начало XXI – по настоящее время).

В настоящее время, относящееся к постсоветскому периоду, связаннное с усилением национального самосознания, десоветизацией, влиянием ислама, распространение получили имена, связанные с историей народа. Возросло количество арабских имен, которые преимущественно пришли из Таджикистана, увеличились заимствования из других языков. Самыми популярными женскими именами в последние годы стали:

  • Раяна;
  • Арууке;
  • Амина;
  • Айбийке;
  • Айлин;
  • Сумая;
  • Алия;
  • Фатима;
  • Аруузат;
  • Хадича.

Как выбирают?

Называя дочку в Кыргызстане родители, как правило, выбирают имена, образованные от следующих основных понятий:

Родители своим крошкам всегда стараются дать не просто красивое, но «говорящее» имя, по которому многое становится понятно как о самой девочке, так и о ее семье. Чтобы малышка стала обаятельная ее называют Аяна. Если хотят, чтоб выросла сильная, то Бегайым, веселая – Гульшайыр, радовала родителей и была всегда жизнерадостной – Шайыркул.

Если же в семье никак не рождается наследник, а появляются исключительно дочери, то им могут давать имена для его привлечения. Например, Кенже, Токтобубу, что означает «хватит», либо Жанылкан, чтобы кровь «ошиблась» и появился сын.

Справка. Следует подчеркнуть еще одну особенность. Как правило, в киргизских семьях родители именуют всех малышей на одну и ту же букву, либо стараются, чтобы имена были созвучными.

В последние годы популярность приобрели арабские имена, поэтому зачастую девочек называют Амина, Фатима, Мадина.

Список и значения

Выбирая имя крохе, киргизы руководствуются не только его красивым звучанием, но и смысловой нагрузкой, поэтому особое значение приобретает перевод имени. Основные женские киргизские имена образуются при помощи слов ай – «луна» и гул цветок».

  • Агача (кырг.) – «белолицая». Так называют малышек, чтобы они стали белолицыми и красивыми.
  • Ажар (казах.) – «красивое лицо».
  • Айгул (тюрк.). Ай – «красивый, лучистый», гул – «цветок».
  • Айжамал (казах.). Ай – «луна», жамал – «красивая».
  • Айзат/Айзада (татар.). Ай – «светящаяся планета».
  • Айида (араб.). Айда – «польза, прибыль».
  • Айкерим/Айгерим (кырг.). Ай – «красивый, лучистый, умный», керим – «любезная, чудесная».
  • Айкол (кырг.) – «щедрая». Так именуют малышек, чтобы они стали великодушными и душевными.
  • Айкыз (кырг.) – «красивая, лучистая».
  • Аймончок (кырг.) – «лунное ожерелье».
  • Айпери (кырг.). Ай – «красивый, лучистый», периште – «ангел».
  • Айселки (кырг.). Ай – «светящаяся планета». Селки – «красивая девушка».
  • Айтурган (тюрк.). Ай – «умная, дорогая». Родители так нарекают, чтобы от девочки исходил свет, стала очень красивой.
  • Айчурек (кырг.). Ай – «луна», чурек – «красавица».
  • Айым (кырг.) – «госпожа». Подчеркивает высокие женские качества, которые появятся у новорожденной в будущем. При добавлении частиц к «айым» образуются новые имена с аналогичным значением – Айымбача, Айымбубу, Айымгул, Айымжан, Айымкан, Айымкыз, Айымпааша, Айымсаадат, Айымсана, Айымтал, Айымтилла, Айымча, Айымшат.
  • Акай (кырг.). Ак – «чистый». Ай – «красивый, лучистый».
  • Акмарал (казах.). Ак – «белый, марал – «лань».
  • Акмоор (кырг.). Ак – «белый», моор – «печать».
  • Алмагул (кырг.). Алма – «яблоко», гул – «цветок».
  • Анара (казах.). Анар – «гранат». Давалось девочкам с родимыми пятнами, чтобы они не увеличивались, а девочка выросла красивой. При добавлении частиц к «анар» образуются новые имена с аналогичным значением – Анарбюбю, Анаргуль, Анаржан, Анарча. Аруужан (кырг.).
  • Аруу – «чистота, красота». При добавлении частиц к «аруу» образуются новые имена с аналогичным значением – Арууке, Аруузат.
  • Асел (араб.) – «мед». Родители называют так дочь, чтобы речи ее были сладкие, а сама она приветливая.
  • Асыл (араб.) – «дорогая». Характеризует свою обладательницу как пользующуюся уважением. При добавлении частиц к «асыл» образуются новые имена с аналогичным значением – Асылгуль, Асылкан.
  • Бактыгуль (казах.) – «счастливый цветок».
  • Балшекер (кырг.). Бал – «мед», шекер – «сахарный песок».
  • Батма (кырг.) – «лотос».
  • Баян (араб.) – «вид рассказа». Нарекают с целью, чтобы девочка стала безгранично счастливой.
  • Бегайым/Бегимай (кырг.). Родители желают здоровья и долгой жизни дочери.
  • Бермет (кырг.) – «жемчуг». Именуют так, чтобы малышка и ее жизнь были чистые и светлые, как жемчуг.
  • Бурул (кырг.) – «поворачивайся». Имя используется, когда появляются одни девочки на свет, а семья ждет рождения наследника. С аналогичным значением следующие имена – Жаныл, Кайыр, Кайрыл, Уулкан, Умсун, Салкын, Улдана.
  • Бырчын (кырг.) – «орел». Чтобы кроха летала, как орел, и всегда была на высоте.
  • Гулай (кырг.). Гул – «цветок», ай – «луна».
  • Гулбарчын (кырг.) – «шелковый цветок».
  • Гул – «цветок», барчин – «шелк».
  • Гулгаакы (кырг.) – «истинный цветок».
  • Гул – «цветок».
  • Гулжан (кырг.). Гул – «цветок», жан – «душа».
  • Гулумкан (кырг.) – «мой родной цветок». Гул – «цветок».
  • Гульджахан (перс.). Гул – «цветок», джахан – «мир».
  • Гульзат (перс.). – «оживший цветок».
  • Гульнар (тюрк.) – «цветок граната». Гул – «цветок», анар – «гранат».
  • Гульнур (тюрк.) – «лучезарная, как цветок».
  • Дарыякан (кырг.). Дарыя – «река», кан – «кровь».
  • Жамал (казах.). Джамал – «красивая, привлекательная).
  • Жанайым (кырг.) – «луна – душа моя». Жан – «душа», ай – «луна».
  • Жибек (кырг.) – «шелк». Желают, чтобы малышка стала нежной и мягкой как шелк.
  • Жибекчач (кырг.). Жибек – «шелк», чач – «волосы».
  • Жузумкан (кырг.). Жузум – «виноград, кан – «кровь».
  • Жылдыз (кырг.) – «звезда». Таким именем родители подчеркивают небесную красоту дочери.
  • Жылдызкан (кырг.). Жылдыз – «звезда», кан – «кровь».
  • Жыпар (кырг.)– «ароматная, приятная, любимая, лучистая».
  • Жыргал (кырг.) – «веселье, радость».
  • Зарема. Несколько вариантов происхождения имени – от араб. «алая заря», от перс. слова «зар» – золото, от «за революцию мира».
  • Замира. В советскую эпоху от слова «за мир».
  • Зейнеп/Зайнап . Зейна (тарар.) – «красота, свет».
  • Зуура (перс.) – «сила, мощь». Чтобы девочка была яркая и сильная.
  • Зыйнат (кырг.) – «красота». Родители желают дочери вырасти прекрасной.
  • Калбюбю (кырг.). Кал – «родинка». Девочку, родившуюся с такой отметкой, ждет благодать в жизни. При добавлении частиц к «кал» образуются новые имена с аналогичным значением – Калиман, Калыбек.
  • Канайым (кырг.) – «моя кровиночка». Кан – «кровь».
  • Каныкей (кырг.) – «вышедшая замуж за хана».
  • Канышай (казах.) – «родная луна». Ай – «луна». Каракез (татар.).
  • Кара – «черный», кез – «глаз». Чтобы девочка выросла очаровательной и привлекательной.
  • Карлыгач (кырг.) – «птица наподобие ласточки». Чтобы кроха стала любимой и красивой.
  • Кенже (казах.) – «младшая дочь». Родители не планируют больше иметь детей.
  • Керез (кырг.) – «оставил подарок после себя». Дают имя, когда отец малышки умер до родов.
  • Кумушай (тюрк.) – «серебряная луна». Кумуш – «серебро», ай – «луна».
  • Кунсултан (кырг.). Кун – «солнце», султан – «государь».
  • Курманжан (кырг.) – «жертвенная душа». Жан – «душа».
  • Кызгалдак (кырг.)– «тюльпан». Девочка станет красивой и нежной как тюльпан.
  • Майрам (араб.). От Мария – мать пророка Иисуса.
  • Марал (казах.) – «лань». Чтобы девочка была красивая, как лань.
  • Мунара (кырг.) – «башня, минарет.
  • Нан (кырг.) – «хлеб».
  • Нурайым (кырг.) – «луна – светлая госпожа».
  • Нурбике (тюрк.). Нур – «светлая», бике – «госпожа».
  • Нургуль (тюрк.). Нур – «сияющий», гул – «цветок».
  • Нуржамал (казах.) – «светлая красота». Нур – «светлый».
  • Нуржан (казах.) – «светлая душа». Жан – «душа».
  • Нуркумуш (кырг.). Нур – «луч», кумуш – «серебро».
  • Олбоскан (кырг.) – «живучая». Дают имя, если кроха рождается болезненной.
  • Перизат (перс.) – «фея, красавица».
  • Периште (кырг.) – «ангельская». Пери – «ангел».
  • Рабия (араб.) – «весна». Чтобы девочка была чистой, нежной и прекрасной.
  • Саадат (араб.) – «счастье». Чтобы жизнь ребенка сложилась благополучно.
  • Сайкал (кырг.) – «блестящая». Кал – «родинка».
  • Салима (араб.) – «невредимая, целая, здоровая».
  • Салтанат (кырг.) – «торжество, праздник».
  • Сарсенгуль (кырг.). «Рожденный в удачный день цветок – роза».
  • Сезим (казах.) – «чувствительная, чувство».
  • Сейде (кырг.) – «счастливая, удачливая».
  • Сонгуль (тюрк.) – «поздний цветок». Гул – «цветок».
  • Сырга (кырг.) – «серьги».
  • Таттыгуль (кырг.) – «сладкий цветок». Гул – «цветок».
  • Улукбубу (кырг.) – «главная госпожа». Бубу – «госпожа».
  • Уралгуль (казах.). Гуль – «цветок».
  • Чолпон (кырг.) – «Венера – утренняя звезда».
  • Чынара (кырг.). Чынар – «название долгоживущего дерева в Азии».
  • Чынаркуль (тюрк.) – «долговечный цветок».
  • Чынаркыз (кырг.). Чынар – «название долгоживущего дерева в Азии», кыз – «девочка».
  • Шайыргул (кырг.) – «счастливый цветок».
  • Шаки (араб.) – «благодарная, признательная».
  • Ширин (перс.) – «сладкая».
  • Ыкыбал (кырг.) – «почет, авторитет». Малышка будет пользоваться почетом и уважением.
  • Ырымбиби (казах.). Ырым – «заклинание», биби – «госпожа».
  • Ырысбу (кырг.). Ырыс – «счастливая», бу – «госпожа».
  • Ырысты (казах.) – Ырыс – «счастливая». Родители желают, чтобы дочка стала счастливой, богатой, удачливой.
  • Эльдана (тюрк.) – «народная мудрость». Дана – «мудрость».
  • Эльнура (тюрк.) – «свет народа». Нур – «свет», эль – «народ».
  • Эрке (кырг.) – «любимица, баловень».

Таким образом, можно отметить, что для малышек в Кыргызстане очень много красивых, звучных имен. Однако какой бы вариант наречения своей крохи родители не выбрали, делают они это с определенным смыслом и посылом на будущее.

Современные женские и мужские киргизские имена имеют очень интересное звучание. Сегиз, Туран, Онгал, Сылдыс, Кулуйпа, Мирим – каждое из этих слов несет в себе какую-то тайну. Разгадать эту загадку – первоочередное задание родителей, следующих киргизским традициям имянаречения. Им стоит уделить особое внимание как звучанию понравившегося имени, так и его значению. Это позволит гарантировать ребенку максимально благоприятное и лучезарное будущее.

Значение большинства киргизских фамилий и имен касается разного рода позитивных категорий. Чаще всего оно связано с красивыми явлениями природы, растениями, животными, героями национального эпоса и т.п. Многие популярные киргизские имена мальчиков и девочек имеют религиозное содержание. В любом случае, знакомство с их смысловым наполнением принесет читателям немало приятных минут.

Как выбирать киргизское имя для мальчика и девочки

Значение киргизских имен и фамилий – это не единственное, на что нужно ориентироваться, готовясь к имянаречению. Следуя популярным тенденциям последних лет, стоит также провести астрологические расчеты. Необходимо выяснить насколько выбранное имя подходит ребенку по гороскопу. В былые времена такой возможности. Однако это не мешало им нарекать детей в соответствии с временем их рождения. К примеру, девочку, появившуюся на свет в четверг, нарекали красивым женским киргизским именем Бейшека, ту, которая рождалась в пятницу – Адинай и т.д.

Список красивых киргизских имен для мальчиков

  1. Абай. В переводе с киргизского означает «наблюдательный»
  2. Ариет. Киргизское имя мальчика, имеющее значение «честь»
  3. Джаркин. Трактуется как «светлый»
  4. Жениш. В переводе на русский означает «победитель»
  5. Калмурат. Мужское киргизское имя которое означает = «будет счастливым»
  6. Мирлан. Трактуется как «несущий мир»
  7. Ортай. В переводе на русский язык значит «энергичный»
  8. Сегиз. Киргизское имя мальчика, означающее «восьмой»
  9. Турат. Трактуется как «крепкий»/ «устойчивый»
  10. Эламан. Означает «патриот»

Перечень оригинальных киргизских имен для девочек

  1. Айджи. В переводе с киргизского значит «луноликая»
  2. Акылай. Киргизское имя девочки, имеющее значение «умная луна»
  3. Аяна. Трактуется как «обаятельная»
  4. Бермет. В переводе на русский означает «жемчуг»
  5. Гулийпа. Женское киргизское имя которое означает = «роза»
  6. Джайна. Означает «цветущая»
  7. Мирим. В переводе на русский язык значит «солнечные лучи»
  8. Сылдыс. От киргизского «звезда»
  9. Уруса. Киргизское имя девочки, означающее «сражение»
  10. Элзада. В переводе на русский значит «дочь народа»

Популярные мужские и женские киргизские имена

В разное время список популярных киргизских имен девочек и мальчиков выглядел по-разному. До пятнадцатого века детей часто нарекали Беглен, Беркут, Утар и Тапар. После этого популярными стали такие имена, как Абыке, Карабек, Калдар и пр. В постреволюционный период детей начали называть в соответствии с советскими реалиями – Балшабек (что значит «большевик»), Маданият (трактуется как «культура»), Ленар, Вилен и т.пр. Сегодня же наблюдается возрождение интереса к женским и мужским киргизским именам, связанным с историей данного народа.

В истории киргизских имен можно выделить 5 периодов развития:

  • древнейший (до V в. н.э.);
  • древний (V – X в. н.э.);
  • средний (X – XV в. н.э.);
  • новый (XVI – начало XX в. н.э.);
  • современный (начало XX – по н.в.).

Древнейшие киргизские имена

Древнейший период имеет также и другое название – алтайский. Наименование объясняется местом обитания предков сегодняшних киргизов (енисейских кыргызов) – до первых веков н.э. они проживали в верховьях Енисея на территории Южной Сибири. Доказательством этого служит историческая летопись «Ши цзи», которая указывает на наличие владения «Кыргыз». Типичным для этого периода (до V века н.э.) является наличие имен-апеллятивов, называющих предметы, явления и отдельные качества человека-носителя. Более того, подобные наименования характерны для большинства тюркских языков. Среди примеров: Айбаш (родившийся в начале месяца, дословно «голова Луны»), Алп (богатый, великий).

Древние имена киргизов

Древний период, который продлился почти 6 веков (с V по X в н.э.), также называют тюркским. В это время выделяются отличительные черты каждого тюркского языка. Информацию об именах киргизов того периода можно почерпнуть из орхоно-енисейских памятников, в том числе, из эпитафийных орхонских надписей. Здесь обнаруживаются следующие киргизские имена:

  • Буга (от тюркского «бык»),
  • Чур (от славянского «нежеланный», имя вторит наименованию бога – покровителя подземельных владений, он также охранял человека и все его имущество от нечистой силы и имел больше всего власти над злыми духами),
  • Туран (от персидского «родина»),
  • Эсин (от турецкого «вдохновение»).
Как мы видим, происхождение имен на киргизском языке в этот период различно. Это объясняется наличием на территории современной Азии Тюркского каганата (VI – VII в н.э.). Данное могущественное государство не только контролировало земли Монголии, Манчжурии, Алтая, Северного Кавказа, Казахстана, но и находились в соседстве с Персией (она располагалась на юго-западе от Каганата). В 569 году н.э. государство успело даже повоевать с персами, однако война не продлилась и года, между сторонами был заключен мирный договор.

Интересно, что смысловыми единицами в системе красивых киргизских имен в тот момент могли выступать наименования животных, растений, элементы верований тюркских народов (обожествление природы и неба), а также абстрактные понятия.

Старые киргизские имена

Период в истории киргизских имен, называемый средним, продлился с X по XV века, его также называют кыргызско-алтайский. Эти несколько столетий ознаменованы совместным проживанием в одном ареале кыргызов, алтайцев, тувинцев, шорцев, хакасов.

Наиболее популярные киргизские имена того времени отражены в письменных памятниках Махмуда Кашгарского и Юсуфа Баласагунского. Речь идет о «Благодатном знании» Баласагунского, написанного в начале второго тысячелетия. Здесь читатель не сможет почерпнуть сведений политического свойства, однако ему откроется мир философских и этико-моральных воззрений об идеальном общественном устройстве. Кашгарский в аналогичный период создает «Словарь тюркских наречий», данный труд дает представление обо всех сферах жизни тюркских народов. Именно отсюда читатель может узнать более 7000 тысяч слов, в том числе топонимов и антропонимов.

Итак, в этих двух произведениях мы находим следующие популярные и не очень популярные современные киргизские имена: Бектур (от тюркского «становящийся властителем»), Утар («умение»).

Новые имена киргизов

Четвертый период, называемый «новым», продолжался вплоть до начала XX века. Он был напрямую связан с процессом формирования кыргызского народа. XV – XVI век – время, когда кыргызы заняли территории, на которых они проживают по сегодняшний день. Также это период формирования и закрепления внешнего этнического облика представителей нации.

Основным источником, отражающим киргизские имена тех времен, является эпос «Манас», в котором содержится в 20 раз больше мужских имен, чем женских. Такое различие объясняется патриархальным устройством семей – у жены не было права голоса, и она не имела шансов на получение имущества, дети после смерти мужа передавались родственникам, а вдова могла стать женой брата умершего. Что касается происхождения и перевода киргизских имен, то мы можем привести следующие примеры: Абыке (от абхазского «духовой музыкальный инструмент» (что-то типа пастушьей флейты), Айдаркан (от тюркского «данный Луной»).

Современные киргизские имена

Современный период длится с начала XX века и по сегодняшний день. Ученые-лингвисты придумали для него наименование «советский», объясняя это появлением в антропонимике киргизского множества имяреков, относящихся к революции и процессам, происходящим на всем протяжении XX века (в т.ч. индустриализация и коллективизация). В качестве примера современных киргизских имен и фамилий можно привести Азат (от индоевропейского «азат» - свободный), Кенеш (переводится как «совет»).

Мусульманские киргизские имена

Отдельная группа киргизских имен связана с религиозными моментами. Ислам стал проникать на территорию современного Кыргызстана в X веке. Тогда он был распространен в основном среди представителей знати и правящей элиты. В XX веке позиции религии за счет этнодемографических процессов укрепились, и процент мусульман киргизов сегодня приближается к «90». Благодаря таким изменениям появилась целая группа мусульманских киргизских имен арабского происхождения. Это, например, Исхак (происходит от арабского глагола «засмеялся, засмеется», также совпадает с именем пророка), Мухаммед (в переводе обозначает «хвалимый», обычно дается в честь пророка ислама) и другие популярные мусульманские имена.

Заключение

За прошедшие столетия среди киргизских имен появилось не только великое множество тюркских имен, но также успели закрепиться заимствованные имена из славянского, персидского и арабского, которые до сих пор популярны.

Если вы еще не определились с киргизским именем для будущего сына или дочери, предлагаем вам ознакомиться со списком имен, расположенных ниже.

Куклы в национальной кыргызской одежде

Кыргызы (самоназвание кыргыздар , ед. число – кыргыз ) – один из тюркских народов. Основная часть проживает в Республике Кыргызстан – около 5 100 000. Значительная часть – в соседнем Узбекистане (600 000). В Китае – 210 000. В Таджикистане – 80 000. В Казахстане – 40 000. В России – 32 000. Живут также в Афганистане, США, Германии, Украине. Родной язык – киргизский. Религия – мусульмане-сунниты. nbsp; История киргизских имен имеет много общего с историей имен соседних тюркских народов – казахов, узбеков, туркмен, уйгуров.


В истории кыргызских имен выделяют пять периодов:


1. Древнейший (называют также алтайским, до V в.). В этот период в кыргызском языке были общие для всех тюркских языков элементы. Например, в каждом тюркском языке встречаются (с незначительными различиями) такие, например, имена, как Айбаш (ай «луна») + баш «голова»), Кара («черный, большой, огромный, опора»), Алп («великий, богатый»).


2. Древний период (тюркский, V–X вв.). Начинают формироваться некоторые отличительные черты каждого тюркского языка. Об именах этого периода дают представление орхоно-енисейские памятники: имена Буга, Эсин, Чур, Барс, Туран, Алп Туран, Кушу Тутук, Боз Каган и др.


3. Средний (кыргызско-алтайский, X–XV вв.). В традиции наречения у кыргызов было много общего с алтайцами, тувинцами, хакасами, шорцами), что объясняется длительным проживанием в соседстве этих народов. Источники по изучению имен этого периода – письменные памятники Юсуфа Баласагунского и Махмуда Кашгарского. В них можно встретить имена Бектур, Беглен, Утар, Тапар и др.


4. Новый период (XVI – начало XX вв.). Он совпадает с процессом формирования кыргызского народа. Источником антропонимии этого периода является, например, эпос «Манас», содержащий 146 мужских и 6 женских имен: Мечдибай, Абыке, Айдаркан, Калдар, Карабек, Токтобай и др. С этого периода история кыргызских имен неотделима от истории имен соседей казахов, узбеков, таджиков, уйгуров, туркмен и др.


5. Современный (с начала XX в. по сегодняшний день). Исследователи его называют также советским. В этот период появляются новые имена, связанные с победой Октябрьской революции 1917 г., с коллективизацией, индустриализацией и другими историческими процессами, общественно-экономическими и культурными преобразованиями: Азат («свобода»), Балшабек («большевик»), Кенеш («Совет»), Совет, Колкозбек, Совхозбек, Маданият («культура»), Билим («знание, наука»), Вилен, Ленар, Марлен и др.


У кыргызов встречается немало имен, пришедших вслед за исламом из арабского языка, а также имена иранского происхождения, зачастую пришедшие от таджиков.

Поскольку представленная периодизация относится к 1989 г., то необходимо внести в нее коррективы. Можно выделить шестой период – постсоветский, начавшийся в начале XXI в. Он имеет много общего с предыдущим, но обладает и рядом особенностей, отмечаемых практически у всех среднеазиатских народов. Эти особенности обусловлены прежде всего следующими факторами: рост национального самосознания, усиление влияния мусульманской религии, десоветизация общества, расширение информационного поля о других странах, народах, культурах. Думается, эти факторы в имянаречении вылились в следующее: усиление активности имен, связанных с историей народа, повышение частотности имен арабо-иранского происхождения, проникновение посредством СМИ, кино заимствований из языков, с которыми у кыргызов не было прямых контактов.


В кыргызских мужских именах широко представлен компонент -бек , намного чаще, чем в именах других среднеазиатских тюрков. В женских именах весьма част начальный компонент гул- (по количеству носителей таких имен кыргызы чуть-чуть уступают казахам).


Самым полным списком кыргызских имен является «Словарь киргизских личных имен», изданный во Фрунзе (ныне Бишкек) в 1979 г. В настоящее время есть большая общественная потребность в подготовке нового словаря на базе этого, с учетом развития киргизской антропонимии за последние 30 лет. Это задача прежде всего исследователей в самом Кыргызстане. Я со своей стороны могу предложить сведения по именам кыргызов, живущих и работающих ныне в Алматы. Многие из них являются гастарбайтерами, то есть их пребывание в Казахстане – временное, связанное с заработками. Зачастую кыргызы живут в Алматы семьями, что объясняется географической близостью Казахстана и Кыргызстана. Мои наблюдения показывают, что многие (если не большинство) кыргызов в Алматы приехали из наиболее бедных регионов своего государства – в основном из Ошской области. Иными словами, по именам гастарбайтеров-кыргызов и членов их семей можно составить представление в основном об именах южной части страны, которые имеют некоторые отличия от имен севера страны. Эти отличия связаны в основном с более тесными контактами южных кыргызов с узбеками и таджиками, что отразилось в большем сходстве с именниками Узбекистана и Таджикистана.


В Интернете практически нет никаких списков личных имен кыргызского народа, которым могли бы воспользоваться родители, выбирая имя для новорожденного. Предлагаемые ниже перечни имен могут явиться началом заполнения данного пробела. Хотя в количественном плане они далеко несопоставимы с реальным составом личных имен кыргызов. Приводимые имена выписывались мной при работе с актовыми записями о рождении по городу Алматы за 2005–2006 гг. Еще не все материалы обработаны. По мере дальнейшей обработки выписок из архивов ЗАГС этот список будет дополняться. Мужские и женские имена даны отдельными списками. Варианты имен даны через косую черту.

Мужские имена


Абдуразак, Абдухуддус, Абылайхан, Адилбек, Адилет, Азат, Азимбек, Айбек, Акинбек, Актанби, Актилек, Акыл, Александр, Алибек, Алимбек, Алмаз, Алмазбек, Алтынбек, Алым, Альберт, Альмир, Андрей, Арапбай, Арген, Арзыбек, Арлан, Арлен, Арыслан, Асилбек, Аскарали, Асылбек, Ахмет, Аширбек, Ашым, Байаман, Байболсын, Байел/Байель, Байназар, Байсэл, Байышбек, Бакыт, Бакытбек, Бахтяр, Бейбарс, Бекжан, Бекзат, Бекмамат, Бекназар, Бексултан, Бектен, Бердибек, Биймурза, Гулжигит, Гулистан, Гульбиддин, Даниель/Даниэль, Даниярбек, Даннель, Даулет, Динмуканмед, Ербол, Ерболат/Эрболат, Еркин, Ерлан/Эрлан, Жаадар, Жаксылык/Жакшылык, Жанардин, Жаркынбай, Женишбек, Жоомарт, Жоомартбек, Жотай, Жумабек, Жунус, Жыргалбек, Замирбек, Илимбек, Ильяс, Иман, Искак/Исхак, Кайратбек, Капарбек, Кенжебек, Кубанычбек, Кулжигит, Кумушбек, Курманжан, Кушбек, Кылычбек, Кыялбек, Манас, Марат, Марлен, Мелис, Мирбек, Мунарбек, Мураджон, Мурадил, Мураталы, Мухамедали, Мухаммед, Назар, Нурадилет, Нурали, Нурбек, Нурданбек, Нурдаулет, Нурдин/Нуриддин, Нурлан, Нурланбек, Нурмухамбет/Нурмухамед, Нурсултан, Нуртилек, Омирбек/Омурбек, Рамил, Роман, Русланум, Рысбек, Рыскелди, Сабир, Самаган, Самат, Талант, Талгат, Тариэль, Тимур, Толкунбек, Туратбек, Турсубек, Тыныбек, Улан, Уларбек, Фарух, Чолпонбой, Чынгыз, Шабдан, Шадиярбек, Шерали, Шумкарбек, Ырыскелди, Эдил, Элгазы, Эмирбек, Эмирлан, Эркинбек, Эрмек, Эрнест, Эрнис, Эрнисбек


Женские имена


Азиза, Аида, Айгул/Айгуль, Айжамал, Айна, Айнагул, Айнура, Айперим, Айсалкын, Айсулу, Айчурок, Акдаана/Акдана, Акжибек, Аксана, Акыл, Алтынай, Анара, Асел/Асель, Багдагул, Базаркан, Бактыгул/Бактыгуль, Барчинай/Барчынай, Барчынгул, Бегаим, Болдукан, Бусайра, Буурайхан, Венера, Гулай, Гулбайрахан, Гулбара/Гульбара, Гулбарчын, Гулбарчын/Гульбарчын/Гулюбарчын, Гулзат, Гулзина, Гулиза, Гулмира, Гулнара/Гульнара, Гулумкан, Гулчехра, Гульзат, Гульзина, Гульнура, Гульсана, Гюзель-Ай, Дамира, Дилфуза, Динара, Дуйумкан, Елена, Жазгуль, Жанара, Жанаргул/Жанаргуль, Жаныл, Жапаргул, Жаркын, Жаркынай, Жийдегул, Жулдыз/Жылдыз, Жумагул, Жылдызкан/Жылдызхан, Жыпаргул, Жыргал, Замира, Зарина, Зенпира, Зинаида, Зиягул, Зиядагуль, Зульфия, Изатгул, Кадича, Калима, Каныкей, Клара, Кундуз, Кызжибек, Лайли/Лейла, Мавлюдахан, Майрамкан, Манатгуль, Масуда, Махабат/Махаббат, Мира, Миргул/Миргуль, Мунира, Мыскал, Надира, Назгуль/Назгул, Назира, Наргиза, Наргул, Насийкат, Нимуфар, Нурбубу, Нургуль/Нургул, Нуржамал, Нурзат, Нурила/Нурийла, Нурифа, Нурсулуу, Одинахон, Разия, Райкан, Рано, Рахат, Роза, Сайрагул, Салтанат, Саманта, Самара, Санабархан, Сашйпа (?), Сонунбу, Сунамхан, Тажикан, Тазагуль, Таңдагул, Токтайым, Токтогул, Тугунбу, Тынчайым, Умут, Упол, Уулкан, Уулкыз, Фарида, Фатима, Хабибахон, Чинара, Шаиргул, Шарапат, Шарипа, Ырыскан, Элзира, Элиза, Эльвира, Эльмира/Элмира, Эльнура/Элнура

Использованная литература:


Никонов В. А. Личные имена современных уйгуров // Тюркская ономастика. Алма-Ата, 1984.


© А. И. Назаров.