Кес ван донген картины. Портретист Кес ван Донген – поэт женской красоты. Экспрессия и символизм

«Секрет моего успеха, вы просто рисуете женщин меньше, а их украшения больше.» - Кес ван Донген

Биография

Кес ван Донген родился в 1877 году, в Голландии, в Дельфсхафене близ Роттердама. В 1892 году, в шестнадцатилетнем возрасте он поступил в Королевскую Академию изящных искусств в Роттердаме, где проучился пять лет. От этого периода в творчестве ван Донгена остались многочисленные зарисовки сцен с участием матросов и проституток, сделанные художником в городском квартале красных фонарей.

В 1899 году Ван Донген переезжает в Париж, чтобы воссоединиться со своей возлюбленной Августой Прейтингер, которую он нежно называет "Гус". Они поженились в 1901 году.
В Париже Кес участвует в различных выставках, в том числе в знаменитом Осеннем салоне 1905 года вместе с Матиссом, Дереном, Браком За яркий цвет художников этой группы назвали фовистами ("дикими"). Он также рисует карикатуры для парижской газеты La Revue blanche, и организует костюмированные балы на Монпарнасе.

В 1906 году пара переехала в знаменитое общежитие на Монмартре Бато-Лавуар, где подружилась с художниками из группы .
Картины Ван Донгена принесли ему солидную репутацию в кругах французской буржуазии, что позволяло ему и его жене вести достойный образ жизни. На его полотнах живые рельефные мазки сочетались с сияющими ровными зонами, словно подсвеченными изнутри. Картины эти шокировали зрителей: обычно он изображал представителей социального дна и делал это вызывающе, плакатно, броско. Однако, привыкнув к его манере, за видимой грубостью и вульгарностью можно обнаружить утонченность и своеобразную гармонию, присущую новой эпохе. В Париже он пишет портреты известных людей. Особенно его творчество нравится женщинам, потому что на портретах они получаются красивее чем на самом деле.

В 1926 году Ван Донген был удостоен ордена Почетного легиона и в 1927 году награжден орденом Короны Бельгии. В 1929 году он получил французское гражданство и две его работы были куплены для Музея дю Люксембург.

Его поздние работы (в их числе, в частности, портрет Брижит Бардо 1958 года) пользовались коммерческим успехом, однако мало напоминали об эротизме и ярких красках начала его карьеры. Кес ван Донген умер в своем доме в Монте-Карло в 1968 году.

В России его знают, главным образом, искусствоведы и художники. Шесть работ Ван Донгена имеются в Государственном Эрмитаже.

Будущий мастер типажных женских образов и портретист Корнелис Теодор Мария ван Донген родился 26 января 1877 в Дельфсхафене близ Роттердама в Нидерландах.

В 1892—1897 годах обучался в Королевской Академии художеств в Роттердаме. Зарабатывал на жизнь, публикуя ироничные, порой эпатажные зарисовки местного порта, злачных мест и притонов в местных газетах "Груне" и "Роттердам ньювсблад".

Кес ван Донген "Черная блузка"
ок.1910 г. 80 x 63.8 см. Масло, холст. Частная коллекция

В 1899 году переехал в Париж, где женился на Августе Прейтингер. Художник регулярно принимал участие в различных авангардных выставках, таким образом стал довольно известен, был знаком с такими известными художниками, как Анри Матисс, Дерен, Вламинк и другими.

Кес ван Донген "Цыганка III"
1917-1918 г. 100.2 x 81 см. Масло, холст. Частная коллекция

Как художник-новатор, ван Донген участвовал в различных художественных движениях, в том числе фовизме и экспрессионизме.

Кес ван Донген "Цыганка"
1910-1911 г. 100.2 x 81.2 см. Масло, холст. Частная коллекция

Кес ван Донген писал портреты известных людей, а также обычных людей - бедняков, но особую известность получил благодаря своим портретам женщин: картинам, посвященным "современной женщине", погруженной в мир домашней неги, моды и развлечений.

Кес ван Донген "Церера"
65 х 54 см. Масло, холст. Частная коллекция

Эти работы впечатляют не столько "эпатажностью", сколько мощным живописным новаторством, имевшим большой резонанс в искусстве того времени. За грубыми и примитивными формами в его картинах скрывается утончённость, элегантные позы, гармоничность.

Кес ван Донген "Фатима"
ок.1911 г. 65.3 х 46 см. Масло, холст. Частная коллекция

В 1929 году Кес ван Донген получил французское гражданство.

Кес ван Донген "Туалет женщины"
1905-1906 г. 64.7 х 49.5 см. Масло, холст. Частная коллекция

В межвоенный период стиль ван Донгена значительно изменился. Творчество художника стало в своего рода "авангардным салоном" или усредненным вариантом "ар деко", где доминировали большие заказные портреты или символические картины, полные великосветского, иной раз почти китчевого шика.

Кес ван Донген "Портрет Марины Зальц"
1952 г. 58.4 х 48.3 см. Масло и мел на панели. Частная коллекция

Поздние работы художника пользовались коммерческим успехом, однако мало напоминали об эротизме и ярких красках начала его карьеры.

Кес ван Донген "Портрет мадам V"
ок.1963 г. 145.5 x 113.8 см. Масло, холст. Частная коллекция

Кес ваг Донген "Инес Наполи"
1908 г. 81.5 х 54.5 см. Масло, холст. Частная коллекция

Но и в наши дни Кес ван Донген остается непревзойденным в своем стиле мастером женского портрета.

Кес ван Донген "Женский портрет II"
61 x 49.5 см. Масло, холст. Частная коллекция

Подробная биография

В 16 лет Кес Ван Донген поступил в Королевскую Академию изящных искусств в Роттердаме. Уже во время учебы его акварельные рисунки на темы из городской жизни начали публиковать местные газеты. Художник разделял идеи анархизма, оформил обложку голландского издания одной из книг П. А. Кропоткина.

В 1897 году Ван Донген впервые приехал в Париж и, прожив там несколько месяцев, успел выставиться в галерее Ле Барк де Бутвиль . Через год он поселился в Париже на Монмартре вместе с художницей Августой Прейтингер (Гус) , вскоре ставшей его женой.

Двадцатичетырехлетний Кес ван Донген
Париж, 1902

Кес ван Донген
Синее платье (Портрет Августы Прейтингер)
Ок. 1911
Холст, масло. 146 х 114
Музей Ван Гога, Амстердам

Ради заработка Ван Донген рисовал посетителей кафе, нанимался разносчиком газет, грузчиком и даже участвовал в бойцовских состязаниях. На улицах Парижа, в цирке, на ярмарках — повсюду он делал наброски для своих картин. Под влиянием импрессионизма живопись Ван Донгена, изначально несколько тяжеловесная, с характерным «рембрандтовским» колоритом, становилась более светлой и спонтанно размашистой.

В парижской сатирической прессе печатались и получили определенную известность рисунки Ван Донгена, близкие по стилю Жан-Луи Форену, Теоифилю-Александру Стейнлену и Анри де Тулуз-Лотреку («Беспокойство», 1900).

Кес ван Донген
Беспокойство
1900
Кисть тушью на желтой бумаге. 29,5 х 31,1
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Кес ван Донген
Иллюстрация в газете «L"Assiette au beurre»
Издание 26 октября 1901
Roger-Viollet / East News

К 1904 году относятся первые картины, в которых Ван Донген по-своему интерпретировал пуантилистический метод Поля Синьяка, вводя открытый, звучный цвет крупными, энергично нанесенными пятнами. Работы художника, представленные в Салоне Независимых, получили одобрительные отзывы критики. Вскоре Амбруаз Воллар устроил первую персональную выставку Ван Донгена.

В 1905 году Ван Донген — вместе с Анри Матиссом, Андре Дереном и Морисом Вламинком — выступил в Осеннем салоне.

Хотя на выставке были представлены только две его работы (другие одновременно экспонировались в галерее Дрюэ ), они обратили на себя внимание публики и заставили говорить о художнике как об одном из ярких представителей фовизма. Ван Донген принимал участие и в двух выставках, устроенных Бертой Вейль [Вerthe Weill], которая описывала его следующим образом: «Этот высокий дьявол со светлой бородой, лукавым взглядом — это не первый встречный: это неоспоримая индивидуальность». Женские портреты — главный жанр Ван Донгена — отличаются чувственной и эмоциональной выразительностью, равно как и живописной свободой («Дама в черной шляпе», 1908; «Люси и ее партнер» , 1911).

В 1906-1907 годах Ван Донген жил в «Плавучей прачечной» Bateau Lavoir ») , тесно общаясь с Пабло Пикассо и другими художниками и литераторами — членами сложившейся там творческой группы. Его моделью в то время несколько раз выступала подруга Пикассо Фернанда Оливье .


1 / 2

«Плавучая прачечная» на Монмартре, где находились мастерские Ван Донгена, Пикассо и других художников
1955
AKG / East News

Фернанда Оливье и Пабло Пикассо в Барселоне в кафе Guayaba
1906

В 1908 году Ван Донген вступил в группу немецких экспрессионистов «Мост» [«Die Brücke»]; его произведения теперь регулярно выставлялись в Париже, Дюссельдорфе, Берлине (Сецессион ), Праге, Москве («Золотое руно»), Киеве и Одессе.

В 1910 году Ван Донген совершил путешествие по Испании, Тунису и Марокко, во время которого написал многочисленные пейзажи и портреты («Палец у щеки» [«Le Doigt sur la joue»], Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам). В 1911 году в парижской галерее Бернхейм-Жён прошла персональная выставка художника.

Ван Донген продолжал писать в стиле фовизма вплоть до 1913 года; затем его манера начала меняться, становясь более рафинированной и преднамеренно манерной. Сдержанный колорит, удлиненные пропорции фигур и прихотливые орнаменты — эти черты более позднего стиля художника проявились уже в картине «Испанская шаль» [«Le Châle espagnol»] (1913, Центр Помпиду, Париж), которую полиция сняла с витрины галереи за «аморальность»: Гус там была представлена обнаженной.

Кес Ван Донген
Испанская шаль
1913
Холст, масло. 195,5 х 130,5
Центр Помпиду, Париж
Bridgeman / Fotodom

К 1920-м годам Ван Донген стал знаменитым портретистом и в течение нескольких десятилетий работал преимущественно над портретами знаменитостей: артистов, писателей, политических деятелей своего времени. Идя навстречу ожиданиям моделей, Ван Донген придавал им черты персонажей своих ранних картин — и постепенно пришел к схематизации собственных образов и приемов («Портрет французского посла на Гаити Огюста Кассеуса», 1923, Музей изобразительных искусств Жюля Шере, Ницца).

Кес Ван Донген
Портрет французского посла на Гаити Огюста Кассеуса,
1923
Холст, масло.
Музей изобразительных искусств Жюля Шере, Ницца

Артистический темперамент и мягкое чувство юмора художника проявлялись теперь в большей степени в немногочисленных пейзажах и городских сценках.

В 1929 году Ван Донген получил французское гражданство. Люксембургский музей принял в свою коллекцию две работы художника, выставки которого проходили в эти годы по всей Европе и в США. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже Ван Донгену была присуждена премия.

В 1941 году Ван Донген вместе с Вламинком и Дереном принял участие в групповой поездке в Германию, организованной официальным скульптором Третьего Рейха Арно Брекером . По окончании войны это послужило основанием для запрета художнику выступать в Салонах.

Rue des Archives / Vostock Photo

Кес Ван Донген пишет портрет Бриджит Бардо
Ок. 1964
Rue des Archives / Vostock Photo

Кес ван Донген
нидерл. Kees van Dongen

Имя при рождении Cornelis Theodorus Maria van Dongen
Псевдонимы Kees van Dongen
Дата рождения 26 января (1877-01-26 )
Место рождения Дельфсхафен
Дата смерти 28 мая (1968-05-28 ) (91 год)
Место смерти Монте-Карло
Страна
Жанр портрет
Учёба Королевская Академия изящных искусств, Роттердам
Стиль фовизм
Награды
Подпись
Медиафайлы на Викискладе

Биография

Родился в Дельфсхафене. Он был в семье вторым из четырех детей. В -1897 годах учился в Королевской Академии изящных искусств в Роттердаме; от этого периода в творчестве ван Донгена остались многочисленные зарисовки сцен с участием матросов и проституток, сделанные художником в городском квартале красных фонарей. Вдохновленный идеями анархизма , в 1895 году он проиллюстрировал голландское издание книги Петра Кропоткина «Анархия» .

Одновременно с фовизмом, ван Донген являлся участником немецкой группы экспрессионистов «Мост» и рисовал карикатуры для парижской газеты La Revue blanche . Примерно в это же время Ван Донген пишет портрет Фернанды Оливье , который, как пишет Гертруда Стайн в «Автобиографии Алисы Б. Токлас», принес ему известность. По словам Стайн:

Ван-Донген конечно же отрицал что эта картина была портретом Фернанды, хотя она ему и позировала, и по этому поводу изливалось много яду. Ван-Донген в то время бедствовал, у него была голландская жена-вегетарианка и питались они только шпинатом. Ван-Донген часто сбегал от шпината в какое-нибудь заведение на Монмартре где он ел и пил на деньги девиц .

В 1911 году женился на художнице Августе Прайтингер, с которой познакомился в Академии. У них было двое детей: сын умер через пару дней после рождения в декабре 1901 года, а их дочь, Долли, родилась 18 апреля 1905 года. Во время Первой мировой Донген находился в Роттердаме, а после возвращения в Париж к нему стали обращаться состоятельные люди, желая заказать у него свои портреты .

С некоторым цинизмом он объяснял свою популярность в качестве портретиста среди женщин из высшего общества: «Главное - это удлинить женщин и особенно сделать их стройными. После этого остается только увеличить их драгоценности. Они восхищены». Это замечание напоминает другое его высказывание: «Живопись - самая красивая из лжи» .

Настоящее время

В феврале 2008 года полотно ван Донгена Ouled Naïl было продано по рекордной цене 7,5 миллионов евро на лондонских торгах аукционного дома Christie"s .

1 февраля 2010 года работы художника La Gitane (The Gypsy ) и Les escarpins mauves были проданы за 8 с лишним миллионов евро и 2,3 миллиона евро соответственно .

Кес ван Донген (Kees van Dongen , настоящее имя Cornelis Theodorus Maria van Dongen, 1877-1968) - известный нидерландский художник, мастер типажных женских образов. Он был сторонником фовизма, лидерами которого являлись и .

Художник родился в Голландии, в городке близ Роттердама. Чтобы получить художественное образование, в 16 лет он поступил в Королевскую Академию изящных искусств в Роттердаме.

Одним из полотен раннего периода творчества Донгена был «Автопортрет» (Self-Portrait, 1895). Искусствоведы относят эту работу и к экспрессионизму, и к фовизму, в направлении которого автор будет работать в дальнейшем.


После окончания Академии юноша переехал в Париж. В этом прекрасном городе он участвовал в различных выставках, например, в том числе в знаменитом Осеннем салоне 1905 года, где выставлялся наряду с такими корифеями, как Матисс, Дерен и .

Через год художник вместе с женой переехал в поистине феноменальное место - общежитие Бато-Лавуар на Монмартре. Своим названием - «корабль-прачечная» или «плавучая прачечная» - оно было обязано тому, что напоминало старые баржи, на которых прачки стирали белье. Интересно, что именно в Бато-Лавуаре находили приют многие знаменитые мастера, среди которых был даже сам . Собственно, во время проживания там, ван Донген и познакомился с художниками из группы испанского виртуоза холста и масла.

А в 1908 году живописец присоединился к членам объединения немецких художников-экспрессионистов «Мост». Для творчества Донгена того периода были характерны яркие и живые полотна, подчеркивающие принадлежность автора к группам из его окружения. «Женщина с вишнями на шляпке» (Woman with Cherries on Her Hat, 1905) и «Женщина с голубыми глазами» (Woman with Blue Eyes, 1908) стали первыми дамами, написанными в стиле фовизм.

Особое внимание привлекает картина «Женщина с голубыми глазами», на которой большую часть полотна занимают огромные очи главной героини, написанные яркими голубыми, как бездна океана, красками. А на оставшемся месте изображены ее не менее выразительные приоткрытые алые губы. Действительно, невозможно поспорить с тем, что художник умел подчеркнуть женскую привлекательность!

Немалую часть в творчестве маэстро занимает обнаженная натура. Так, полотно «Торс идола» (Torso the Idol, 1905), выполненное в стилистике постимпрессионизма, изображает весьма нехудощавую барышню, а, точнее сказать - крепкую женщину. Из названия можно сделать вывод, что это и есть «кумир» автора.

Контрастны «Идолу» нежная, невесомая и прекрасная «Сидящая обнаженная» (1906-1907), а также изящная и немного игривая дама с полотна «Танго с архангелом» (1922-1935).

Поздние работы художника отличаются от тех, с которых он начинал. Конечно, они пользовались успехом у публики и хорошо продавались, но от эротизма в них почти не осталось следа.

Кес ван Донген прославился картинами, посвященными «современной женщине». Его героини - это девушки, живущие в мире неги, моды и развлечений, яркие и неповторимые.

Великий мастер оставил неплохое наследие. Шесть его работ можно увидеть в Государственном музее Эрмитаж, поэтому российские зрители имеют возможность сами убедиться, насколько чудесны и проникновенны женские образы, запечатленные на картинах нидерландского мастера.