«Кающаяся Мария Магдалина» Годфрида Схалкена или разговор о покаянии в Эрмитаже. История одной картины. «Кающаяся Мария Магдалина» Эль Греко. Мария Магдалина - равноапостольная святая мироносица

Кто такая Мария Магдалина? В СССР мы представляли это смутно. Что кающаяся грешница это конечно понятно. Но что это святая, спутница Христа, мироносица, свидетельница его распятия, первая увидевшая его воскресшим - это конечно не представляли (я точно не представлял). Вообще прошу этот пост сильно верующих не считать святотатством-это скорее воспоминание и размышление.

Мозаика Н.К. Бодаревского в Храме Спаса на крови. (Отметим что Храм Спаса на Крови стоит на месте убийства народовольцами Александра 2 и оттуда тянутся длинные нити российской истории и российских исторических персонажей, это конечно Николай Иванович Кибальчич, который перед казнью придумал космическую ракету, рисунки его были опубликованы только в 1918г.) Что 1 марта 1881г Александр 1 был убит знают, но даже имена покушавшихся и казнённых народовольцев знают далеко не все. Скажут они были террористы... А вы прочитайте их биографии, какие это были люди! Они могли составить Славу России, а совершенно бездарно были погублены царским режимом. А с чего всё началось? С хождения в народ, когда они хотели народ обучить и просветить. А их на каторги и в ссылки. Так что и царизм виноват что царя убили. По крайней мере простить по христиански их надо, тем более они заповедь нарушили и в отношении них заповедь нарушили)


Казнь народовольцев - первомартовцев
Казнённые: Андрей Желябов
Николай Кибальчич
Софья Перовская
Тимофей Михайлов
Николай Рысаков

К первомартовцам примыкал проведший долгие годы в заключении Николай Морозов, вообще самый интересный человек с биографией которого удалось в жизни познакомиться. Да, внуком Кибальчича был главный маршал авиации и любимец Сталина Александр Голованов
Ну мы отошли от Марии Магдалины. Не столкнуться с образом Марии Магдалины было почти невозможно. Дело в том, что в Эрмитаже есть картина Тициана. А в СССР искусство широко пропагандировалось и тиражировалось. Естественно эта репродукция появилась в массе журналов и изданий, а также телепередач (а про ЭРМИТАЖ был снят огромный сериал)


Эрмитаж
Ну откуда мы могли тогда знать (в школе), что это не единственная Мария Магдалина Тициана Вечеллио Были ещё и повторы (образ зацепил и автора и зрителей)

Музей во Флоренции

Музей Поля Гетти (США)
Естественно все копии сделаны с одной женщины (Джулии Фестины)
Обратите внимание, что картины несколко отличаются ракурсом, накалом раскаяния и...степенью обнажённости модели.
Теперь знаменитая интермедия Ефима Шифрина о Марии Магдалине (автор Семён Альтов)

Ну это конечно все тогда жившие слышали и смеялись. Но всё на свете неисповедимым путём связано. Что Шифрин дитя репрессий, так как родился в Магаданской области, где его отец отбывал ссылку знают многие, но уже далеко не все. А вот дальше интересней. Всё время со мною спорят, что адмирал Павел Степанович Нахимов не еврей. Попробуйте найти одного единственного Нахима хоть русского, хоть украинца (намякивают, что предок Нахимова был казак Нахименко), хоть кого угодно, но не еврея. Вот вам хоть гугл, хоть яндекс. Ну и кто у вас вылетает первый? Конечно - Нахим Залманович Шифрин. Сразу говорю, мне как интернационалисту абсолютно не важно, кто человек по национальности, но попытки антисемитов обязательно сделать адмирала Нахимова русским, ну хотя бы славянином конечно вызывают только улыбку.
Но вот ещё что интересно. Говорит - то он про картину Эль Греко. (А мы конечно представляли тогда картину Тициана). Но что это за картина??? Оказывается их тоже было несколько и про какую всё это написано не совсем ясно.

1577

1590

С Эль Греко можно уже тихо тронуться умом. У него это вообще разные Марии, от слова вообще. Это разные женщины. И похоже я не все его картины на этот сюжет нашёл.
Но и Эль-Греко далеко не исчерпал тему, тема эта для художников одна из самых любимых

Гверчино

Carlo DOLCI

Виктор Васнецов

Эдельфельд 1890

Carlo Crivelli - Mary Magdalene, 1476

Периджино - Мария Магдалина, ок. 1500

Караваджо

Э. Ф. Сандис - Мария Магдалина

Maestro della Maddalena di Capodimonte - Maddalena penitente, 17 ст.

José de Ribera - Maria Magdalena,1641

Гвидо Рени - Кающаяся Мария Магдалина

Хайес - Молитва Марии Магдалины 1825

Хайес-Кающаяся Мария Магдалина

Джампетрино

Ла Тур, Жорж де. Кающаяся Мария Магдалина


Арнольд Бёклин -Плачь Марии Магдалины над телом Христа 1868

Джеймс Тиссо- Кающаяся Мария Магдалина

Жан Беро - Магдалина в Доме Симона фарисея 1891

Джузеппе де Рибера

Хендрик Тербрюгген- Меланхолия или Мария Магдалина 1628

Альфред Стевенс 1887

Антонио Канова

Доменико Фетти 1621
Вот то что размещено здесь-это ничтожная часть того, что есть. То есть это ОГРОМНЫЙ пласт мировой культуры. Смысл самого образа. Если согрешил, то можно покаяться и жить как честный человек. Художники стараются отображают образ раскаявшейся грешницы ставшей святой, а люди...люди пока продолжают благополучно грешить (стяжать, убивать, прелюбодействовать и лгать). Но тем не менее раскаяться никогда не поздно (пока жив). Эль Греко « Кающаяся Мария Магдалина » Ок. 1589 г. Музей изящных искусств, Будапешт.

Ефим Шифрин - Кающаяся Мария Магдалина Эль Греко
Семен Альтов "Магдалина"

А теперь, товарищи, давайте получим удовольствие от этой картины. Встаньте пошире, чтобы всем было видно. Тебе сколько лет, мальчик? Пятнадцать? Отвернись, тебе еще рано смотреть такие вещи. Внимание! Я начинаю!
Центральное место в творчестве так рано ушедшего от нас Эль Греко по праву занимает полотно площадью полтора квадратных метра -- "Кающаяся Мария Магдалина". На холсте Магдалина изображена в необычном ракурсе, на берегу моря.
Невольно возникает вопрос: что она здесь делает в такое позднее время? Она здесь откровенно кается.
Художники с давних пор обращались к образу прекрасной грешницы. Но все их Магдалины каялись как-то неубедительно. Без огонька. Совсем в другой, оригинальной манере кается Мария Магдалина у Эль Греко. Сразу видно, что она глубоко раскаивается в содеянном. "И как это меня угораздило?" -- как бы говорит Мария. И ей как бы веришь.
В правом верхнем углу мы видим ветку с листьями. Листьев ровно пятнадцать. Желающие могут меня проверить. Ну? Тринадцать? Вот народ! Вчера еще было пятнадцать.
Так. А теперь перенесемся в левый верхний угол. Перенеслись? Там сразу в глаза бросаются три птички. Кое-кто на Западе полагает, что это колибри, но наши ученые опознали в них диких уток.
И наконец, в центре кульминационное пятно картины -- сама Магдалина. Эль Греко умышленно расположил Марию смотрящей в сторону. Она не может смотреть людям в глаза. Ей стыдно. Поэтому она вынуждена смотреть влево. И если зайти слева, то можно встретиться с Магдалиной глазами, и тогда ей становится так стыдно, что ее лицо краснеет.
Распущенные как попало волосы говорят нам о распущенности Марии в прошлом. Но правая рука уже полностью прикрывает трепетную грудь. Значит, в Магдалине заговорила-таки совесть.
Известно, что Эль Греко рисовал в ужасные времена господства испанской инквизиции. В те годы на кострах горело немало способной молодежи. Поэтому никто не смел открыто думать, рисовать, лепить. И большие художники вынуждены были прибегать к аллегориям. Прибежал к ним и Эль Греко. Магдалина не просто крупная женщина с хорошей фигурой, как это может показаться неискушенному зрителю. Нет! Каждая черточка на картине незаметно для себя бросает вызов испанской инквизиции.
Даже пейзаж за спиной Магдалины написан не только ради того, чтобы как-то заполнить свободное от Марии место, -- эти промозгло-серые, опостылевшие коричневые тона кричат об ужасных условиях, в которых жили простые, никому не нужные испанцы.
На всех картинах художнику удавались глаза. Особенно хорош у Магдалины правый глаз. Ниже, под глазом, хорошо виден рот, из которого доносится немой вопрос.
Давайте дружно вглядимся в нежное тело, написанное в теплых тонах. Да, Мария - девушка не из рабочей семьи! На руках ни одной царапины, тем более мозоли. Трудно придется Магдалине в дальнейшей жизни.
На коленях у Марии лежит книжка и чей-то череп. Сейчас трудно сказать, кто позировал художнику. Над этим придется поломать голову нашим искусствоведам.
Слева от черепа мерцает графин с какой-то жидкостью. Что это? Вода, вино или другой яд? Неизвестно! Но вкус приятный.
В целом картина поражает своей чистотой. Белоснежные кружева, покрывало поверх Магдалины все это говорит нам о тяжком труде испанских прачек, день и ночь стирающих белье испанской знати, погрязшей в роскоши, вине и женщинах.
Таким образом, можно рассматривать "Кающуюся Марию Магдалину" как суровый документ той далекой эпохи. Документ, подписанный рукой Эль Греко, замечательного художника, умершего в 1614 году, не дожившего до правильного понимания своей картины более трехсот шестидесяти лет.

Кающаяся Мария Магдалина - один из излюбленных сюжетов в изобразительном искусстве.

Тициан (Vecellio Tiziano)
Кающаяся Мария Магдалина Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Эль Греко. Мария Магдалина

Эль Греко, холст/масло. Кающаяся Мария Магдалина.

Хусепе де Рибера. Кающаяся Мария Магдалина. 1641. Прадо

Лука Лейденский. Кающаяся Мария Магдалина

Поль Бодри. Кающаяся Магдалина

Антонио Канова
Кающаяся Мария Магдалина, Музей Эрмитаж, Петербург

ТИЦИАН.Кающаяся Мария Магдалина. около 1565,Холст, масло. 119 ; 97 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Кающаяся Магдалина

Мария Магдалина (из г. Магдалы), по евангельской легенде, была исцелена Иисусом, изгнавшим из нее "семь бесов", после чего она раскаялась в своей развратной жизни и стала одной из верных его последовательниц. Образ евангельской кающейся Магдалины был широко популяризирован мастерами итальянской живописи, в особенности Тицианом (1477-1576), Корреджо (1494-1534), Гвидо Рени (1575-1642). По ее имени "кающимися магдалинами" стали называть женщин, после развратной жизни вернувшихся к труду.

О КАРТИНЕ.

Для Тициана смысл картины не в пафосе христианского покаяния, не в сладостной истоме религиозного экстаза и тем более не в утверждении тленности плоти, из «темницы» которой рвется к богу «бестелесная душа» человека.

В «Магдалине» череп - мистический символ тленности всего земного - для Тициана лишь аксессуар, навязанный канонами сюжета, поэтому он и обращается с ним довольно бесцеремонно, превращая его в подставку для развернутой книги.
Взволнованно, передает нам художник пышущую красотой и здоровьем фигуру Магдалины, ее прекрасные густые волосы, ее бурно дышащую нежную грудь. Страстный взгляд полон земной, человеческой скорби. Тициан прибегает к мазку, передающему безукоризненно точно реальные цветовые и световые соотношения.

Волосы не лежат, а спадают, грудь дышит, рука дана в движении, складки платья взволнованно колышутся. Свет мягко мерцает в пышных волосах, отражается в подернутых влагой глазах, преломляется в стекле фиала, борется с густыми тенями, уверенно и сочно лепит форму тела, всю пространственную среду картины.

Художник восхищается Магдалиной: человек прекрасен, его чувства ярки и значительны. Но он страдает. Былое ясное и безмятежное счастье бесповоротно нарушено. Окружающая человека среда, мир в целом - уже не тот спокойный фон, покорный человеку, каким мы видели его раньше. На пейзаж, расстилающийся за Магдалиной, набегают темные тени, небо заволакивают грозовые тучи, и при тусклом свете последних лучей угасающего дня выступает образ охваченного горем человека.

Полотно с изображением Марии Магдалины было заказано Тициану в середине 1560-х годов. Для этой картины художнику позировала Джулия Фестина. Когда картина была готова, она была показана герцогу Гонзага, которому она так понравилась, что он заказал копию. После этого Тициан сделал ещё несколько копий, меняя наклон головы и положение рук женщины, а также пейзажный фон картины.

Согласно преданию, именно эту картину держал в своих руках умирающий Тициан. После его смерти, последовавшей в 1576 году, картина перешла по наследству к его сыну Помпонио Вечеллио (Pomponio Vecellio), который в 1581 году продал её вместе с домом и другими картинами Кристофоро Барбариго (Cristoforo Barbarigo) из Венеции.

В 1850 году при содействии русского консула Александра Хвостова собрание картин Барбариго было приобретено Николаем Первым для музейной коллекции Эрмитажа. Впоследствии «Кающаяся Мария Магдалина» была помещена в один из итальянских кабинетов Нового Эрмитажа, где она находилась вместе с другой известной картиной Тициана «Венера перед зеркалом"

Рецензии

Мария на картине взирает земной правдой плотивоплощённости
со Небесной всерастворяющей молитвенностью ко милости Отца Мироздания!..

Смысл метафизический картины:
- Отец, раз Ты создал Мир сей, - он имеет право Небесное на бесстрадательную благостность!..

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Кающаяся Магдалина

Кающаяся Магдалина
Первоисточник - Библия. В Новом Завете (Евангелие от Марка, гл. 16, ст. 9; Евангелие от Луки, гл. 7, ст. 37-48) повествуется о бывшей блуднице Марии Магдалине (названной так по месту рождения - городу Магдале), которая была возвращена к праведной жизни Иисусом, изгнавшим из нее семь бесов. После этого Мария Магдалина стала верной последовательницей Иисуса.
В Средние века «кающимися Магдалинами» стали называть женщин. оставивших проституцию и вернувшихся к нормальной жизни. Это название впервые встречается в уставах соответствующих обителей (для «кающихся магдалин»), возникших в Средние века при женских монастырях Европы. Первые упоминания о таких учреждениях относятся к 1250 г. (города Вормс и Мец). С 1833 г. такие институты («магдалинские убежища») стали появляться и в России.
Образ кающейся Магдалины был очень популярен у мастеров итальянского Возрождения. На этот сюжет писали картины Тициан (1477- 1576), Корреджо (1489-1534), Гвидо Рени (1575-1642) и др., что сделало выражение «кающаяся магдалина» популярным.
В современном языке употребляется преимущественно по поводу тех, кто лицемерно кается в своих прегрешениях (ирон.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Кающаяся Магдалина

Мария Магдалина (из г. Магдалы), по евангельской легенде (Марк, 16, 9; Лука, 7, 37-48; 8, 2), была исцелена Иисусом, изгнавшим из нее "семь бесов", после чего она раскаялась в своей развратной жизни и стала одной из верных его последовательниц. Образ евангельской кающейся Магдалины был широко популяризирован мастерами итальянской живописи, в особенности Тицианом (1477-1576), Корреджо (1494-1534), Гвидо Рени (1575-1642). По ее имени "кающимися магдалинами" стали называть женщин, после развратной жизни вернувшихся к труду. Такое словоупотребление восходит к уставам убежищ для "кающихся магдалин", возникших в средние века при женских монастырях; самые ранние убежища организованы в 1250 г. в Вормсе и Меце. В России магдалинские убежища существовали с 1833 г. "Кающимися магдалинами" иронически называют также лиц, плаксиво кающихся в своих проступках.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Кающаяся Магдалина" в других словарях:

    Кающаяся Магдалина - Книжн. Ирон. 1. О распутной женщине, осознавшей свой порок и испытывающей чувство раскаяния. Даже роль кающейся Магдалины придавала Настеньке тысячу новых неуловимых прелестей (Мамин Сибиряк. Переводчица на приисках). Леночка кающаяся Магдалина… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Кающаяся Магдалина - крыл. сл. Мария Магдалина (из г. Магдалы), по евангельской легенде (Марк, 16, 9; Лука, 7, 37 48;8, 2), была исцелена Иисусом, изгнавшим из нее «семь бесов», после чего она раскаялась в своей развратной жизни и стала одной из верных его… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Кающуюся Магдалину изъ себя представлять (намекъ на Св. Писаніе). Ср. Это вотъ только такіе бабники и тряпки, какъ Павлищевъ, свершивъ не мало пакостей въ молодости, послѣ «мякнутъ» и изображаютъ изъ себя кающихся Магдалинъ! К. М. Станюковичъ.… …

    Книжн. Ирон. О том, кто жалостливо кается в своих проступках. Ф 1, 289. /i> Выражение из Евангелия. БМС 1998, 361 …

    Кающаяся Магдалина. Книжн. Ирон. О том, кто жалостливо кается в своих проступках. Ф 1, 289. /i> Выражение из Евангелия. БМС 1998, 361. Представлять из себя кающуюся Магдалину. Книжн. Ирон. Жалостливо каяться в своих проступках. БМС 1998, 361 … Большой словарь русских поговорок

    Магдалина (кающаяся) иноск. о женщинѣ образумѣвшейся (иногда только въ силу пословицы: лучше поздно, чѣмъ никогда). Ср. Новая раскаявшаяся Магдалина, богомольная и дряхлая Ментенонъ... старалась вразумить старшихъ питомицъ монастыря о настроеніи… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

/1565 год./

Во всех деталях - драматизм картины.
О, как же чудно Тициан писал!
От слёз глаза распухли Магдалины,
Взгляд обращён с мольбою к Небесам.

А руки, словно сломанные крылья,
Боль выносить уж не по силам ей.
Мария прилагает все усилья,
Чтоб сердце удержать в груди своей.

О прошлом её сведений немного,
Лишь только то, где в юности жила.
Не знаем, как уверовала в БОГА
И как потом за Господом пошла.

Ей редкие посвящены страницы,
Считают, что о ней идёт рассказ,
Там, где Господь несчастную блудницу
От ярости толпы однажды спас.

Произошло преображенья чудо,
Как будто бы очнулась вдруг от сна,
Молитвою очистилась от блуда,
Но… Магдалина вовсе не она!

И в Библии нигде не говорится,
Где вспоминают путь её земной.
О том, что Магдалина и блудница
Соединились в женщине одной.

Перечитайте лучше те страницы,
Но я могу заверить наперёд:
Где есть повествованье о блуднице,
Там речь о Магдалине не идёт.

Но верит в это западная школа,
Посеяв ложных слухов семена,
Рисуют Магдалину полуголой,-
Мол, посмотрите, кем была она!

И это не доказано веками.
А смысл какой? Безгрешная рука
Лишь может бросить в грешницу свой камень,
Но не нашлось такой руки пока.

Важнее пересудов тех, наверно,
И представляет главный интерес,
Что Магдалина возвестила первой:
«Господь воскрес! Воистину воскрес!»

Душою всею Господа любила,
Сама была у Господа в чести.
Она любила, и дано ей было
Благую весть всем людям принести!

Нельзя душой к святому приобщиться,
Когда она во мрак погружена,
И Вечности нетленная частица,
Покаявшимся душам лишь дана.

И, как Мария Магдалина, сами
За Господом пойдём мы по пятам,
Когда омоем душу мы слезами
От всех грехов, что накопились там!

Опять стою я около картины,
Прикованный раздумьями к холсту:
Быть может, вовсе там не Магдалина,
А кается душа моя Христу?

Рецензии

Владимир, очень глубокие и красивые стихи. Замечательная картина. Вы очень убедительно рассказали о всех спорах об образе Марии Магдалены. Потрясающие последние строки.
С уважением и самыми тёплыми пожеланиями, Ирина

Драгоценная Ирина!
Евангелисты оставили много сведений, которые были понятны древним иудеям и вызывают разночтения у нас. Но средневековые живописцы часто пользовались легендами, но не первоисточниками.
.........................
Прости нас, Господи, неразумных!

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.